Персы народ история. История древней персии

Персы, индоевроп. народ, обитавший юго вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др. перс. цар. династией закрепилось имя Ахемениды. см. Кир II Великий (559 530 гг. до Р … Библейская энциклопедия Брокгауза

Современная энциклопедия

ПЕРСЫ, персов, ед. перс, перса, муж. Народ, составляющий основное население Ирана (по прежнему названию Персии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПЕРСЫ, ов, ед. перс, а, муж. и (устар.) персиянин, а, муж. Прежнее название иранцев; сейчас название нации фарсов, составляющей около половины населения Ирана. | жен. персиянка, и. | прил. персидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

Население Персии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 персияне (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Персы - (самоназвания фарсы, ирани) народ общей численностью 28750 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Ирана (28000 тыс. чел.). Другие страны расселения: Ирак 150 тыс. чел., США 130 тыс. чел., Саудовская Аравия 100 тыс. чел., Кувейт 85 тыс … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фарсы (самоназв. ирани, мн. число ираниан), нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1 й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П. ок. 9 млн. ч., по оценке на 1963 10,5 млн. ч.). Говорят на персидском (фарси) языке,… … Советская историческая энциклопедия

Ов; мн. Нация, основное население Ирана (Персии); представители этой нации. ◁ Перс, а; м. Персиянка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Персидский (см.). * * * персы (фарси, самоназвание ирани), народ в Иране (около 21,3 млн. человек). Общая… … Энциклопедический словарь

персы - ПЕРСЫ, ов, мн (ед перс, а и Устар. персиянин, а, м). Народ, основное население центральной и восточной части Ирана (до 1935 г. Персии), государства в Юго Зап. Азии; люди, принадлежащие к этому народу, фарсы; персидский яз. фарси, иранской группы… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Персы. Книга первая исторического романа «Скифы» , Николай Соколов. В первой книге рассказывается о государственном перевороте 522 года до нашей эры в Персии. После убийства законного царя Бардии в стране начались мятежи и восстания, причем в военных… электронная книга
  • Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов , Уильям Куликан. В книге исследуется история могущественного клана персов и мидян, подданных империи, центром которой был дворец Персеполя. Автор представляет впечатляющую панораму зрелой цивилизации…

Современный Иран расположен на огромной площади (1 млн 650 тыс. км2) от Персидского залива на юге, до Каспийского моря на севере, и от Ирака на западе до Пакистана на востоке.

История

История Ирана охватывает промежуток времени в 5000 лет и начинается образованием Персидской империи Элам в 3-м тысячелетии до н. э. при царе Дарии I, наследнике царя Ахемена, от которого началось царствование династии Ахеменидов.

Затем в Персидской империи имели место множество восстаний, появлялись самозванцы. Например, Навуходоносор, Фраорт и др. Согласно древней клинописи, Дарию пришлось возвращать целый список областей с помощью оружия.

После восстановления государственности, Великая держава царя Дария I была разделена на 20 административных областей (сатрапий). Во главе каждой, были поставлены доверенные царю правители (сатрапы), которые пользовались неограниченной гражданской властью.

В то время в состав Персидского государства входили различные политические образования: города-государства, древние монархии, различные этнические объединения. И потому Дарию необходимо было сосредоточить управление в руках персов, установить денежную систему, урегулировать подати, установить письменность.

Греко-македонская экспансия на восток во 2-м столетии до н. э., внесла существенные изменения в политическом, экономическом и культурном развитии Персии. При правлении македонского царя Александра, империя приобрела самые значительные размеры в истории и достигла вершины своего могущества в 10-13-м веках нашей эры до вторжения монгольских завоевателей под предводительством Чингиз-хана. После чего Персия пришла в упадок и разделилась на множество отдельных государств, в числе которых был Иран.

Современная Персия - Иран

В Средние века династия Сефевидов положила конец правлению потомков монгольских завоевателей, началось становление современного государства. В настоящее время, Персия имеет название Иран - это исламское, шиитского толка государство. Становлению республики Иран положила начало исламская революция, ставшая переходом от монархического режима правления, к республиканскому.

В 1979 году шахское правление было свергнуто и провозглашена республика с новой конституцией. Сейчас Иран - стремительно развивающееся государство мирового значения. Занимает второе место в мире по добыче нефти среди стран ОПЕК. Иран является ключевым членом Организации экономического сотрудничества стран Центральной и Юго-Западной Азии.

Древняя Персия (Иран) государство в Передней и Центральной Азии (территория современного Ирана и Пакистана). В период своего расцвета эта была обширная территория, начинавшаяся от побережья Малой Азии и доходившая до реки Инд на востоке. Эта великая империя, объединившая десятки древнеиранских племён, называвшие себя «ариями», стала посредником в культурном диалоге между Западом и Востоком.

Первые упоминания о Персии

О жизни персов в глубокой древности известно из ассирийских источников, в которых описывались конфликты с разными горскими племенами. Известно, что в конце VIII века до н. э. возле озера Урмия образовался племенной союз под руководительством вождей знатного персидского рода Ахеменидов. Эту землю завоевала сначала Ассирия, а в 7 в. до н. э. подчинила себе Мидия. Царь Мидии Астиаг выдал одну из своих дочерей за персидского царя Камбиза I, правнука легендарного основателя персидской династии Ахеменидов. В этом браке появился на свет Кир II, ставший в будущем Великим, царём всех персидских народов. С его рождением связана легенда, которую донёс до нас в своей «Истории» Геродот.

Легенда о Кире

Как-то раз правителю Мидии Астиагу привиделся сон, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая заполнила собой сначала всю Мидию, а потом и Азию. Он созвал магов, чтобы они растолковали ему сон. По их словам, это обозначало, что сын его дочери, захватит Мидию и Азию ещё при жизни Астиага. Когда дочь родила сына, Астиаг запаниковал, что пророчество сбудется и велел убить внука своему вельможе Гарпагу. Гарпаг не захотел сам марать руки и отдал мальчика пастуху, приказав убить его в горах, а потом принести и показать тело младенца. В это время жена пастуха разродилась мертворождённым ребёнком, пастух оставил себе мальчика, а Гарпагу принёс тело своего ребёнка. Мальчика назвали Киром. Так царевич и рос, не ведая о своём происхождение.

Пока в один день на пастбище не появился сын вельможи и не увидел игру сыновей пастухов, игравшие в «царя». Царём выбрали Кира, поскольку он был высокорослым с гордой осанкой юношей, другие выполняли его приказы, охраняли дворец. В эту игру взяли и сына чиновника. Но тот стал спорить с «царём», за что был наказан и выпорот плетями. Вернувшись домой, он пожаловался отцу, что был бит по указу перса, возмущённый отец рассказал всё Астиагу. Царь велел привести во дворец пастуха и его сына. Потом допросил Гарпага, узнав правду, царь в ярости повелел казнить его сына. Гарпаг решил отомстить жестокому царю при первом подвернувшемся случае.

Маги отговорили Астиага от убийства внука, сказав, что пророчество сбылось, мальчик уже царь в детской игре. Всё же Астиаг перестраховался, повелев сторожить все пути, чтобы ни один человек не мог разгласить Киру историю его происхождения. Но Гарпаг обхитрил Астиага, написав Киру письмо, он спрятал его в живот зайца. Отдав зайца своему слуге, он приказал доставить его мальчику. Переодевшись в охотника, слуга исполнил повеление хозяина. По дороге царская стража обыскала слугу, но письма так и не нашла. Таким образом, письмо попало в руки Кира, который узнал из него, кто он есть на самом деле.

Вскоре, против Астиага восстал Кир (в 550 году до н.э.), собрав войско из персов. Двинув на Экбатаны - столицу Мидии войско, Кир неожиданно получил помощь от самих мидийцев. Астиаг отправил своё войско во главе с Гарпагом навстречу персидской армии, уверенный что тот, остался ему предан. Однако Гарпаг не простил царю смерть своего сына и подговорил мидийцев из знатных родов к измене. К тому же это было сделать легко, многие не любили царя за его жестокость. Вследствие этого многие мидийцы перешли на сторону противника. Персы сумели разогнать победоносную мидийскую армию. Пророческий сон сбывался, Астиаг казнил магов. Набрав другое войско, он повёл его на персов. Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками. Кир повелел своему войску двинуться пешим строем. Воины закрывались щитами от мечей и стрел, успевая стаскивать наездников с коней. Кир разбил на голову войско противника, Астиага пленили, до конца своей жизни он просидел под стражей.

В 559 году до н. э. Кир II был провозглашён царём. Он основал первую столицу Персидского царства Пасаргады. В последующее время персидское войско под предводительством Кира продолжило победоносное покорение других государств: Лидию Креза, самого большого города того времени - Вавилона, занял восточноиранские земли, районы Средней Азии, афганские, пакистанские, индийские территории. Милет и другие государства до Египта по собственному желанию покорились Киру. За формирование мощного централизованного государства выступали многие торговцы.

Следующей целью Кир наметил Египет, но его планам не удалось сбыться. Во время одной из кампаний против массагетов (массагеты - это кочевые племена Средней Азии, родственные сарматам, сакам и скифам) возглавляемых царицей Томирис, войско персидского царя было разбито, а сам Кир погиб. За 25 лет Кир создал огромную империю.

Становление Персидской империи

После смерти Кира II Великого на престол взошёл Камбиз II. Именно он завоевал Египет, воплотив мечту отца в реальность. Успешное покорение Египта было предопределено, поскольку Египетское царство переживало худшие времена: малосильная армия, недовольство народа высокими налогами, неумелая политика фараона Псамметиха III.

Перед походом на Египет Камбиз заручился поддержкой кочевников Синайской пустыни, помогавшие ему при переходе войска в город Пелусий. Камбиз захватил Мемфис в 527 году до н. э., где проявил жестокость к египтянам и их богам. Он казнил многих знатных людей, разрушил храмы, бичевал их жрецов, казнил сына Псамметиха III. Самого фараона пощадили. Камбиз был провозглашён египетским фараоном.


Оставив Египет, Камбиз предпринял две провальные кампании в Нубию и Ливию. В кампанию по захвату Ливии войско, переходя пустыню, попало в сильную песчаную бурю, большая часть армии погибли в песках, и Камизу пришлось повернуть назад. Вернувшись в Египет, где в его отсутствие вспыхнул мятеж под руководством Псамметиха III, он подавил восстание и казнил бывшего фараона.

Здесь до него дошли вести, что в Персии начались бунты против персидской гегемонии. Уезжая в Египет Камбиз, боясь переворота, избавился от брата. Маг Гаумата, воспользовавшись отсутствием царя, захватил власть и руководил от имени умершего брата Бардия. Камбиз отсутствовал в своём царстве уже три года, получив малоприятные известия, он выехал домой. Но до дома он так и не добрался, в дороге погиб при невыясненных обстоятельствах.

Маг Гаумата, который выдавал себя за брата Камбиза, начал своё восхождение в Вавилоне, где заручился всеобщей поддержкой, потом захватил столицу Персии Пасаргады. Находясь у власти, он отменил на три года пошлины и воинские повинности, преследуя цель заменить персидскую верхушку знати на мидийскую. Гаумата находился у власти 7 месяцев. Через некоторое время возник сговор представителей семи именитых персидских родов, которые убили самозванца и провозгласили царём Дария. Он сразу же вернул преимущественные права персам и стал снова объединять империю, которая рассыпалась, как карточный домик. В Вавилоне, Парфии, Армении, Маргиане, Эламе и других областях появлялись самозванцы, выдававшие себя за Камбиза.

Мятежи, которые вспыхивали по всей империи, Дарий подавлял жестоко. После того как он собрал все земли воедино, Дарий возвёл Бехистунскую надпись, которая высечена на высокой скале. Изображение показывает, как порабощённые цари провинций Иранской империи, приносят подати своему шахиншаху Дарию Великому. Дарий изображён намного больше, чем остальные царьки, что явно указывает на их подчинённое положение.

Реформы Дария I

Дарий прекрасно понимал, что такой империей управлять невозможно старыми способами, поэтому он в начале царствования занялся реформированием, результатом чего стало создание надёжной системы управления.

Итоги реформирования Дария I:

  • Разделил империю на административные округа - сатрапии. Главой провинции назначались чиновники из родовой знати Персии. Сатрапы имели административную, гражданскую и судебную власть. Они собирали налоги, следили за порядком в хозяйстве. Для поддержки порядка и охраны границ, в округах стояли воинские соединения, командование назначалось самим царём. Отдалённые территории (Кипр, Киликия) находились под самоуправлением местных царьков.
  • Была создана царская канцелярия, руководившая штатом чиновников. Основная канцелярия находилась в персидской столице, городе Сузы. Дополнительные царские канцелярии были расположены в больших городах - Вавилон, Мемфис, Экбатаны. Здесь трудились начальник сокровищницы (отвечающий за казну и собираемые налоги), судебные следователи, писцы, глашатаи. Также на шаха работали тайные агенты - «уши и око царя». Официальным языком был арамейский, но входу использовались и другие языки. Важные документы писали сразу на нескольких языках.
  • Появилась новый пост «тысяченачальник», который надзирал над чиновниками и личной гвардией царя, также следил за органами государственного управления.
  • Приводилось к единообразию законодательство. Создан один свод законов для всего населения, при этом учитывались древние законы завоёванных стран. Но все же привилегии были у персов.
  • Провёл налоговую реформу, теперь денежные налоги зависели от размера территории, плодородности земли и народонаселения.
  • По всем сатрапиям вводилась единая денежная система - золотой дарик, который имел хождение по всей стране.
  • Основной опорой страны стала армия, высший состав набирали из мидян и персов. Опорой армии стали 10 тыс. «бессмертных», набиравшиеся из разных индоиранских народов. Первая тысяча из 10 тыс. «бессмертных» была личной гвардией шахиншаха. В ряды принимали часто наёмных воинов, в основном это были греки. Состав армии - конница, колесницы и пехота. В конницу набирали воинов из знати, они должны были иметь экипировку - железный панцирь, бронзовый щит и шлемы, и вооружение - два копья, меч, лук со стрелами. Основное оружие пехоты был лук. На рубежах всей империи в крепостях стояли военные подразделения. Эти воины наделялись земельным наделом. Позже был создан военный флот, куда входили греческие корабли, судна финикийцев и киприотов.
  • В империи хорошо была развита сеть дорог. Регулярные гонцы и почта, дорожная стража подняли систему сообщений на высокий уровень.

Восстания провинций

Закончив реформы, восстановив порядок в империи, Дарий решил покорить Скифию, что у него не получилось. Тогда он задумал захватить Грецию. Именно с кампании Дария началась череда военных конфликтов, которые назвали греко-персидскими войнами. Для войн нужна была полная государственная казна, поэтому налоги со временем стали увеличиваться.


Одновременно строился город-дворец Персеполис, достигнувший великолепия при наследниках Дария. Многих ремесленников отправили на его строительство. Всё это ухудшало обстановку в стране, первым выразил недовольство Египет, который восстал против персов. Дарий в это время готовился ко второму походу на Грецию. Но Дарий умер, так и не осуществив своих планов.

Персидский трон занял сын Дария Ксеркс I. Все своё правление ему приходилось подавлять восстания, именно он подавил мятеж в Египте, потом восстание в Вавилоне. При этом поступил жёстко, он обратил Вавилонию в простую сатрапию, жителей увёл в рабство и разрушил город. Ксеркс дал клятву отомстить Греции за триумф над персами при Марафоне, он мечтал сжечь Афины. Это получилось у него в 480 году до н. э., при втором походе.

Царь Персии отомстил - сжёг Афины, но пока Ксеркс устраивал пожары, афиняне и спартанцы нанесли армии персов сокрушительный удар, разгромив её на море у острова Саламин и на земле - при Платеях. Все войско Ксеркса погибло в походе против Греции и по дороге домой. Вернувшись обратно в Персию с небольшим остатком армии, Ксеркс погряз в кознях и бесславно погиб от руки своего начальника дворцовой стражи.

Падение империи

После смерти Ксеркса остальные цари пытались сохранить территорию империи и занимались междоусобными разборками за престол. Так, постепенно из персидской империи стали выходить государства: Лидия (413 г. до н. э.), Египет (404 г. до н. э.), Кипр, Киликия, Хорезм, Сидон, Кария, часть Индии (360 г. до н. э.). Но основная опасность пришла из Македонии, где молодой полководец подчинял себе государства, территории, народы. В 334 году до н. э. князь Александр со своим войском повернул на Восток, все его внимание было направлено на огромную Персидскую империю. В этот период у власти стоял шахиншах Дарий III. Персидские войска в двух главных сражениях проиграли армии Александра Македонского, после разгрома при Иссе (333 год до н. э.) царская семья оказалась в плену у врага. После второго поражения (331 года до н. э.) Дарий III бежал с частью войск в Бактрию. Полководец преследовал беглецов. В бегстве Дарий был убит своим же сатрапом. Когда Александр догнал обоз, то нашёл Дария мёртвым. Так, погиб последний царь династии Ахеменидов. Персидская империя - закончила своё существование, все сатрапии стали частью державы Александра Македонского.

В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

Хронология правителей династии Ахеменидов:

  • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
  • Тейспес, 600-е гг до н.э.
  • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
  • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
  • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
  • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
  • Бардия, 522 г до н.э.
  • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
  • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
  • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
  • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
  • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
  • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
  • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
  • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
  • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
  • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
  • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

Карта Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персидская система управления

Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.