Новый американский бомбардировщик b 21 raider. National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету

Два года назад американская авиационная промышленность приступила к созданию перспективного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman . Первая машина этого типа должна будет выйти на испытания лишь через несколько лет, однако уже высказываются те или иные оценки перспективного проекта, а также предпринимаются попытки прогнозирования дальнейших событий.

27 октября американское издание The National Interest опубликовало статью Кайла Мизоками под названием «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» («Почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21 »). Как показывает заголовок, публикация посвящена новейшему проекту B-21 и последствиям появления такой техники в контексте международной военно-политической обстановки.

В начале своей статьи К. Мизоками напоминает о событиях недалекого и отдаленного прошлого. 27 октября 2015 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного малозаметного бомбардировщика B-21 Raider. При этом он отмечает, что примерно за 35 лет до подписания контракта на B-21 было заключено предыдущее соглашение подобного рода, результатом которого стал самолет B-2 Spirit.

Автор вынужден отметить, что на данный момент многие детали нового проекта окутаны тайной. В то же время, часть сведений уже была опубликована. Имея некоторые данные о будущем B-21, можно сделать те или иные выводы, чем и предлагает заняться американский журналист.

Официальное обозначение бомбардировщика – B-21 Raider – имеет любопытное происхождение. Цифры указывают на XXI век, а дополнительное имя напоминает о легендарной операции 1942 года. Во время Второй мировой войны отряд бомбардировщиков B-25 Mitchell под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла атаковала ряд целей на территории Японских островов. Среди прочего, бомбы были сброшены и на Токио. Вспоминая «Рейд Дулиттла», военно-воздушные силы США указывают на дерзость этой атаки, стратегическую и тактическую неожиданность, а также на уникальную протяженность маршрута, преодоленного «рейдерами».

Как показывает изображение самолета B-21, официально опубликованное ВВС США, новый проект подразумевает строительство летательного аппарата типа «бесхвостка», похожего на летучую мышь. При этом новый B-21 должен иметь определенное сходство с существующим B-2. Однако два самолета заметным образом отличаются друг от друга.

К. Мизоками обращает внимание на компоновку силовой установки. На новом бомбардировщике двигатели будут размещаться ближе к рудиментарному фюзеляжу, тогда как моторы General Electric F118-GE-100 самолета B-2 располагаются на определенном расстоянии от центральной секции планера. Новый проект предусматривает использование скошенных воздухозаборников вместо «зазубренных», примененных на серийной технике. Кроме того, перспективный B-21 получит средства охлаждения реактивных газов двигателей, предназначенные для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Любопытно, что подобные устройства присутствовали на ранних изображениях будущего B-2, но так и не вошли в окончательный вариант проекта.

Перспективный бомбардировщик выглядит похожим на существующую машину B-2, и, по всей видимости, тоже будет четырехмоторным. В 2016 году компания Pratt & Whitney была выбрана в качестве субподрядчика и ей предстоит сделать двигатели для нового B-21. В качестве силовой установки для этого самолета рассматриваются доработанные версии турбореактивных двигателей F-100 и F-135. Сравнительно старый F-100, используемый на истребителях F-15 Eagle, выглядит правильным выбором. Однако вместо него заказчик может выбрать модификацию F-135, устанавливаемого на истребителях F-35 Joint Strike Fighter. Это позволит как получить требуемые характеристики, так и удешевить производство двигателей для двух самолетов.

Подобно своему предшественнику, новый Northrop Grumman B-21 Raider станет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное и конвенциональное вооружение. Если он не будет отличаться от B-2 по своим размерам, то есть основания полагать, что и полезная нагрузка останется на прежнем уровне. Кроме того, B-21 может сохранить два грузоотсека. К. Мизоками полагает, что самолет могут оснастить барабанными пусковыми установками Advanced Applications Rotary Launcher, уже используемыми на машинах B-2. Каждое такое изделие несет по восемь ракет того или иного типа.

Для решения особых задач B-21 сможет нести ядерное оружие. В таком случае в его боекомплект войдут крылатые ракеты Long-Range Stand-Off (LRSO), отличающиеся малой заметностью для средств обнаружения противника. Кроме того, будет обеспечена совместимость с тактическими бомбами B61, в том числе с их новейшей версией B61-12. Возможно комбинирование вооружений разных типов. В таком случае ракеты LRSO будут использованы для уничтожения объектов противовоздушной обороны и прорыва к основным целям. Последние, соответственно, будут уничтожаться управляемыми бомбами.

В «обычных» боевых вылетах B-21 сможет использовать широкую номенклатуру конвенциональных боеприпасов. Он сможет нести крылатую ракету JASSM-ER, а также управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Автор полагает, что и в случае с неядерным оружием может использоваться стратегия последовательного применения ракет и бомб: первые помогут сделать «проход» в системе ПВО противника, а вторые полетят непосредственно на указанные цели. В качестве альтернативы можно рассматривать возможность применения в одном вылете только бомб или только ракет.

Также в номенклатуру вооружений «Рейдера» должна войти бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это изделие весит 30 тыс. фунтов (14 т), и в настоящее время его может нести только бомбардировщик B-2. Таким образом, в перспективном проекте следует предусмотреть возможность применения наиболее тяжелых американских авиационных средств поражения, которые не имеют большого числа носителей.

К. Мизоками указывает, что военно-воздушные силы поручили компании Northrop Grumman разработать и построить бомбардировщик, использующий принципы открытой архитектуры программно-аппаратных средств. Таким образом, в отличие от предыдущих машин своего класса, новый B-21 может стать больше чем просто бомбардировщиком. Специфика и особенности требуемой архитектуры должны гарантировать возможность простого и быстрого обновления аппаратуры, а также облегчить интеграцию новых средств. Благодаря этому самолет можно будет достаточно быстро и просто адаптировать к новым миссиям того или иного рода.

К примеру, в грузовой отсек помимо оружия можно будет поместить приборы наблюдения, целеуказания и т.д. Кроме того, B-21 сможет стать носителем специальной аппаратуры связи, беспилотного авиационного комплекса, систем радиотехнической разведки или радиоэлектронной борьбы. Все это позволит решать разнообразные боевые задачи в самых разных условиях, в том числе при активном противодействии со стороны противника. В целом, по мнению автора, текущая реализация планов в контексте открытой архитектуры бортового оборудования в будущем может сделать B-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

По открытым данным, первый полет перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Northrop Grumman B-21 Raider состоится в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военно-воздушные силы Соединенных Штатов намерены купить не менее сотни таких самолетов. Эта техника заменит существующие машины моделей B-52H Stratofortress и B-1B Lancer. Не исключается возможность строительства и закупки двух сотен новых бомбардировщиков. Впрочем, судьба второй сотни самолетов прямо связана с размерами военного бюджета и финансовыми возможностями заказчика.

Автор The National Interest, высказав ряд предположений относительно облика будущего B-21, напоминает, что на данный момент подробная информация на этот счет отсутствует. Как именно будет выглядеть эта машина – специалисты и общественность пока не знают. Сейчас ВВС и разработчик стремятся поддерживать секретность и тщательно оберегают информацию о нем. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких следующих лет, вплоть до публикации официальных данных или первого показа готовой машины.

Таким образом – подводит итог Кайл Мизоками – новый B-21 Raider временно растворился во тьме секретных военных технологий, и вновь выйдет «на свет» только когда будет готов.

Нельзя не отметить, что проект стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider действительно является одной из самых интересных американских программ настоящего времени. ВВС США планируют кардинальное обновление своей стратегической авиации, которое предполагается провести при помощи техники самого оригинального облика с особыми возможностями. По этой причине следует ожидать, что в проекте B-21 будут реализованы интересные идеи того или иного рода.

По очевидным причинам, заказчик и исполнитель работ не спешат раскрывать все свои планы и публиковать технические подробности нового проекта. Тем не менее, некоторые отрывочные сведения уже стали известны из официальных и неофициальных источников. Кроме того, было опубликовано официальное изображение будущего самолета, отражавшее актуальное на тот момент состояние проекта. Впрочем, реальные результаты проекта могут заметно отличаться от планировавшихся ранее.

Отсутствие подробной информации технического и тактического характера оказывается хорошей почвой для появления разнообразных оценок. Так, в своей статье «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» автор издания The National Interest пытается предугадать, какую силовую установку получит перспективная машина. Кроме того, он представил примерную номенклатуру вооружений, пригодных для использования самолетами «Рейдер». Удалось ли К. Мизоками сделать правильные прогнозы – станет известно позже, после появления официальной информации.

Любопытная особенность статьи в The National Interest проявляется при сравнении заголовка с самим материалом. Название публикации утверждает, что Россия, Китай и КНДР должны бояться нового самолета, а кроме того, обещает объяснить, почему. При этом в самой статье третьи страны попросту не упоминаются, и она рассматривает исключительно тактико-технические особенности перспективного проекта. По-видимому, читателю предлагается рассмотреть возможный облик и предполагаемые возможности бомбардировщика B-21, а затем самостоятельно сделать выводы в контексте его роли в контексте сдерживания России, Китая или Северной Кореи. Автор, однако, не высказывает своего мнения на этот счет.

Очевидно, что перспективный бомбардировщик B-21, поступив в серийное производство и начав службу в строевых частях, определенным образом повлияет на баланс сил в мире – как всегда бывает при появлении новых образцов вооружения и техники для стратегических ядерных сил. Впрочем, эти события пока относятся к достаточно далекому будущему, а имеющийся объем информации не позволяет делать точные прогнозы. Возможно, будущий B-21 Raider действительно сможет побеспокоить Москву, Пекин и Пхеньян. Но причины для такого испуга на данный момент до конца не ясны, и полноценные выводы по этому вопросу можно будет сделать только в будущем.

Согласно текущим планам Пентагона, к середине следующего десятилетия в воздух должен подняться перспективный дальний бомбардировщик B-21 Raider, разрабатываемый компанией Northrop Grumman. Создание новой машины для военно-воздушных сил связано с определенными проблемами технического, финансового и организационного характера. Как стало известно в последние недели, актуальные проблемы могут помешать получению желаемых результатов. В частности, речь шла о возможном затягивании работ и выходе из установленного графика.

Напомним, в 2014 году американское военное ведомство запустило новую программу разработки перспективного дальнего бомбардировщика под обозначением Long-Range Strike Bomber (LRS-B). В октябре следующего года победителем конкурса предварительных проектов стала компания Northrop Grumman. Несмотря на критику со стороны конкурентов, именно она получила заказ на проектирование новой машины. Через несколько месяцев бомбардировщик получил официальное обозначение B-21 и дополнительное имя Raider.

К настоящему времени головной разработчик и Пентагон определили список субподрядчиков, а также начали полноценные проектные работы. В течение нескольких следующих лет предполагается завершить опытно-конструкторскую стадию проекта и приступить к подготовке серийного строительства самолетов. Именно на этом этапе у проекта B-21 возникли некоторые проблемы, прямо связанные с общей негативной обстановкой в высших эшелонах американской власти.

18 января тему развития проекта Northrop Grumman B-21 затронул заместитель министра военно-воздушных сил США Мэтт Донован. На тот момент в Конгрессе шли ожесточенные споры на тему дальнейшего финансирования ряда оборонных программ. Среди прочего, предлагалось сократить ассигнования на некоторые проекты, одним из которых могла стать программа разработки нового дальнего бомбардировщика. По оценке М. Донована, это могло бы привести к затормаживанию проектных работ.

Также Конгресс не мог определиться с решением по дальнейшему финансированию государственных органов, что могло привести к временной остановке их работы. В этих условиях руководство ВВС беспокоилось о том, что законодатели могут предложить новое сокращение военных расходов, способное навредить ходу перспективных проектов. Вместе с другими новыми разработками под сокращение мог бы попасть и самолет B-21.

М. Донован отметил, что долгосрочное сокращение расходов на данный момент способно ударить по научно-исследовательской и опытно-конструкторской стадиям проекта B-21 Raider. Затраты на новые проекты могут быть сокращены до уровня 2010 финансового года, и в таком случае заявка на текущий 2018-й будет удовлетворена лишь частично. Все это может иметь критические последствия в контексте разных программ и проектов, в том числе LRS-B.

Представители прессы задали М. Доновану вопрос о дальнейших перспективах бомбардировщика B-21. Их заинтересовало, когда новые самолеты смогут достичь начальной оперативной готовности, если проблемы с финансированием будут сохраняться. Замминистра ответил, что невозможность сохранения требуемых трат на проект действительно скажется на сроках его реализации. При этом он не стал приводить конкретные данные и уточнять, когда войска смогут освоить новую технику.

Тем временем руководство военно-воздушных сил работает над созданием нового проекта своего бюджета на 2019 финансовый год. Бюджетный запрос планировалось представить в середине февраля. М. Донован не стал уточнять подробности составляемого проекта, но отметил некоторые особенности его разработки. По его словам, проект оборонного бюджета на следующий год составлялся параллельно с работами по Стратегии национальной безопасности. В соответствии с последней, Соединенные Штаты должны иметь определенные преимущества перед Россией и Китаем. Новый проект военного бюджета учитывает эти требования.

Заместитель министра ВВС не стал указывать точные числа или раскрывать иные подробности, но затронул тему программы B-21 / LRS-B. По его словам, проект перспективного дальнего бомбардировщика обязательно получит увеличенное финансирование. Впрочем, не уточнялось, как именно увеличатся ассигнования.

Уже после выступления Мэтта Донована стало ясно, что Конгресс все же не смог вовремя прийти к необходимым решениям. Уже 20 января – на второй день после заявлений замминистра ВВС – работа государственных органов была приостановлена на двое суток. Отсутствие денег должно было негативно сказаться на работе множества структур, а также оказать нежелательное влияние на ряд проектов. Тем не менее, следующее официальное упоминание о проекте B-21 Raider было не столь пессимистичным.

Несколько дней назад военное и политическое руководство Соединенных Штатов опубликовали новый «Обзор ядерной политики». В этом документе указывались особенности текущей обстановки и вызовы, стоящие перед американскими ядерными силами. Кроме того, его авторы указали некоторые планы по дальнейшему развитию стратегических и тактических ядерных вооружений, а также их носителей. Один из разделов обзора был посвящен воздушной составляющей ядерной триады, в том числе перспективному проекту.

«Обзор ядерной политики» напомнил, что к настоящему времени США запустили программу создания и развертывания бомбардировщиков следующего поколения B-21 Raider. Целью этой программы названо усиление группировки стратегических бомбардировщиков с последующей заменой существующей техники такого класса. Подобные процессы будут запущены в середине двадцатых годов.

Прочие упоминания о проекте B-21 в «Обзоре ядерной политики» отсутствуют. Тем не менее, в этом документе указаны некоторые сведения о перспективных тактических и стратегических вооружениях, которые могут применяться с новым самолетом. Авторы документа напомнили о некоторых существующих и перспективных проектах авиационных средств поражения, оснащаемых ядерными боевыми частями. При этом, как указывается, некоторые подобные изделия могут применяться и иными носителями, в том числе из категории тактической авиации.

Для поражения некоторых целей стратегические и тактические бомбардировщики смогут использовать свободнопадающие бомбы B83-1 и B61-11. Пентагон намерен сохранять это в арсеналах в течение нескольких следующих лет. Они будут оставаться на вооружении, как минимум, до того момента, когда все свои возможности покажет перспективный боеприпас B61-12, оснащенный системами наведения. Поступление этой бомбы на вооружение запланировано на 2020 год.

«Обзор» напоминает, что в начале восьмидесятых годов стратегические бомбардировщики США стали носителями новых крылатых ракет воздушного базирования, однако к настоящему времени последние потеряли весь свой потенциал. Для сохранения требуемых ударных возможностей самолетов B-52H разрабатывается перспективная крылатая ракета большой дальности Long-Range Stand-Off (LRSO). В перспективе она может войти в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика B-21. Наличие такого боеприпаса обеспечит сохранение требуемых возможностей по прорыву комплексной системы противовоздушной обороны вероятного противника.

К настоящему времени Пентагон и компания Northrop Grumman успели раскрыть некоторые подробности перспективного проекта B-21 Raider. Согласно утвержденным планам, новый самолет должен стать своеобразным развитием идей, заложенных еще в проекте B-2. В основе проекта лежит концепция дозвукового малозаметного самолета, построенного по схеме «летающее крыло» и способного нести ракетное или бомбовое вооружение. Одной из главных задач такого бомбардировщика станет скрытый выход в район пуска ракет или сброса бомб с целью уничтожения основных объектов противовоздушной обороны противника. Оставив врага без значительной части систем защиты, бомбардировщики B-21 Raider позволят тактической авиации начать свою работу.

По разным данным и оценкам, перспективный B-21 будет меньше и легче существующего B-2. Размах крыла может не превышать 35-40 м, а нормальная взлетная масса окажется в пределах 100 т. Самолет получит турбореактивные двигатели от компании Pratt & Whitney. При помощи такой силовой установки он сможет летать с дозвуковой скоростью и показывать высокие значения дальности полета и боевого радиуса. Точные сведения о боевой нагрузке машины пока отсутствуют.

В соответствии с контрактом 2015 года, определявшим условия создания нового самолета, общая стоимость всей программы разработки и строительства должна была достичь 80 миллиардов долларов. Как нередко случается со смелыми проектами, уже в ходе проектных работ была определена необходимость увеличения финансирования. В ноябре прошлого года Конгресс утвердил новую стоимость программы – 97 миллиардов. Большая часть этих денег уйдет на производство серийных самолетов.

Согласно текущим планам, которые, однако, могут быть скорректированы по экономическим и организационным причинам, первый опытный самолет нового типа должен будет подняться в воздух не ранее начала следующего десятилетия. Несколько следующих лет уйдут на испытания и доводку машины, после чего компания Northrop Grumman сможет приступить к серийному производству техники для поставок военно-воздушным силам.

Утвержденный график работ требует передать войскам серийные B-21 в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности. Впоследствии военно-воздушным силам поставят несколько десятков серийных машин, освоение которых будет продолжаться в течение длительного времени, вплоть до конца тридцатых или начала сороковых.

Количество необходимых бомбардировщиков LRS-B / B-21 на протяжении нескольких лет оставалось темой споров на всех уровнях. Одной из задач этих машин станет, как минимум, частичная замена самолетов существующих типов. Кроме того, Пентагон желает нарастить качественный и количественный потенциал дальней авиации. Как следствие, в разные периоды называлась возможность закупки значительного числа новых бомбардировщиков, вплоть до 130-140 единиц.

К настоящему времени подобные планы были пересмотрены и стали заметно скромнее, но все еще выглядят внушительно. Начиная с середины двадцатых годов, ВВС США желают получить, как минимум, сотню новых самолетов. В дальнейшем не исключается возможность появления нового заказа на несколько десятков машин. Тем не менее, подобный контракт – если и будет подписан – появится только в отдаленном будущем.

Многочисленные заявления официальных лиц и разнообразные документы наглядно показывают, что военное и политическое руководство Соединенных Штатов прекрасно понимают необходимость программы LRS-B и ее результата в виде бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. Уже запущено проектирование этого самолета, и в обозримом будущем оно приведет к желаемым результатам. В то же время, разногласия в определенных кругах и отсутствие единого мнения по распределению бюджетных денег способно привести к известным проблемам.

Несколько недель назад заместитель министра ВВС указал, что текущие споры вокруг финансирования государственных структур способны ударить по проекту B-21 и сдвинуть сроки появления его реальных результатов. Январские проблемы бюджета были решены за несколько дней, и это может быть поводом для оптимизма. Тем не менее, специфическая ситуация в Вашингтоне может привести к новым подобным ситуациям, а разногласия среди законодателей только ухудшат обстановку. Очевидно, что Пентагон сможет довести проект B-21 Raider до желаемого финала, но когда это произойдет и какой будет окончательная стоимость всей программы – пока остается только гадать. Слишком много проблем может оказаться на пути важнейшего, но сложного и дорогого проекта.

По материалам:
https://defensenews.com/
http://janes.com/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872877/-1/-1/1/EXECUTIVE-SUMMARY.PDF

Новый стратегический бомбардировщик ВВС США B-21 получил имя «Рейдер». Об этом было объявлено на конференции по вопросам кибербезопасности Ассоциации ВВС в городе Нэшнл-Харбор, штат Мэриленд. По замыслу авторов, имя самолета отсылает к знаменитому рейду на Токио 18 апреля 1942 года группы бомбардировщиков В-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла. Это был первый налет американской авиации на Японию во время Второй мировой войны, ставший ответом на атаку японцев на Перл-Харбор.

B-25 взлетает с палубы авианосца «Хорнет»

Wikimedia Commons

На церемонии присвоения имени B-21 присутствовал 101-летний подполковник — один из участников знаменитого рейда. Коул был вторым пилотом у самого Дулиттла. Пожилой американский авиатор сказал, что ему очень жаль, что при присвоении имени новому стратегическому бомбардировщику нет его командира, а сам он не достоин представлять его на этом мероприятии.

Традиция давать имена собственные самолетам, состоящим на вооружении ВВС США, существует уже много десятилетий. Обычно это гордые и грозные имена, но зачастую они полностью вытесняются из обращения «народными», существенно более прозаическими названиями. Так, штурмовик А-10 Thunderbolt («Удар грома») никто иначе как Warthog («Бородавочник») и не называет. А к бомбардировщику В-1 Lancer («Копьеносец») приклеилось название Bone («Кость»), произошедшее из написания его обозначения прописью, а не цифрой: B-one.

Чтобы избежать навешивания на В-21 неуважительного имени и для его дальнейшей популяризации, ВВС США объявили конкурс среди личного состава на лучшее имя. За два месяца (март - май 2016 года) на конкурс было подано более 4,6 тыс. вариантов названия. Из них руководство стратегического командования ВВС отобрало 15 финалистов, прежде чем торжественно объявить победителя.

Миллиарды, секреты и сенаторы

Создание ударных самолетов стратегической авиации нового поколения — часть долговременной стратегии развития ВВС США, нынешний парк которых к середине ХХI века окончательно морально устареет и физически износится. Принимается во внимание и появление у потенциальных противников США мощных современных средств противовоздушной обороны.

Разработка боевых систем стратегического назначения проводится в США в гораздо более закрытом режиме, чем программы по созданию самолетов тактической авиации. Однако для производства стратегических бомбардировщиков требуются многие миллиарды долларов из государственного бюджета.

Для одобрения таких расходов нужно согласие конгресса США, а его не добиться без огласки хотя бы некоторых деталей программы на определенном этапе, ради общественной поддержки.

Именно для этого 26 февраля 2016 года на проходившем в Орландо симпозиуме по боевой авиации американской Ассоциации военно-воздушных сил (Air Force Association Air Warfare Symposium) министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые публично продемонстрировала компьютерное изображение и представила официальное название одного из наиболее секретных проектов Пентагона — разрабатываемого компанией Northrop Grumman малозаметного стратегического бомбардировщика B-21, ранее известного как LRS-B (Long-Range Strike Bomber). Как заявила Джеймс, B-21 «позволит американским ВВС эффективно воевать в условиях самых серьезных угроз будущего и придаст им исключительную гибкость, обеспечивая возможность нанесения воздушных ударов в любой точке земного шара при старте из континентальной части США».

Ассоциация ВВС

Это влиятельная общественная организация, объединяющая на добровольной основе военнослужащих, гражданских специалистов и членов их семей, спонсорами которой выступают практически все ведущие компании - поставщики техники и вооружения для ВВС США.

Начало разработки В-21 можно отнести к 2004 году, когда конгрессом США было начато финансирование программы бомбардировщика следующего поколения (NGB — Next Generation Bomber). В очередном правительственном четырехлетнем «Обзоре вопросов обороны» («QDR 2006» — «Quadrennial Defense Review»), выпущенном в 2006 году, содержалось требование разработать бомбардировщик нового поколения с датой поступления на вооружение в 2018 году.

Программа NGB набрала темп. Ее задача была сформулирована как разработка новой системы оружия дальнего радиуса действия наземного базирования для проникновения в защищаемое воздушное пространство. Новый бомбардировщик создавался как дополнение к модернизируемому парку уже существующих самолетов. До 2006 года ВВС США заявляли, что их стратегических бомбардировщиков В-1, В-2 и В-52 достаточно для выполнения поставленных перед ними задач до 2037 года. Прогнозировалось, что к тому времени созреют новые перспективные технологии, такие как летательные аппараты с гиперзвуковой крейсерской скоростью, которые можно будет использовать при разработке нового бомбардировщика. Эти взгляды подверглись пересмотру в документе «QDR 2006», ускорив появление нового бомбардировщика в ВВС почти на 20 лет.

Alan Diaz/AP

В программе NGB принимали участие на конкурсной основе два разработчика: Northrop Grumman и объединенная команда Boeing и Lockheed-Martin. И те и другие имели опыт разработки современных бомбардировщиков. Northrop был главным подрядчиком по программе В-2, в которой Boeing участвовал как основной субподрядчик. Главным подрядчиком по В-1 была компания Rockwell International, позже поглощенная Boeing. Кроме того, Boeing — разработчик В-52.

Boeing B-52 Stratofortress

Mindaugas Kulbis/AP

С 2004 по 2009 финансовый год Пентагон запросил на NGB $1,4 млрд только через открытые статьи бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ВВС США. Однако после резвого старта министр обороны заявил, что рекомендует отложить начало полномасштабной разработки: «Мы не будем ставить задачу разработки следующего бомбардировщика ВВС, пока у нас не будет лучшего понимания необходимости, требований и технологий».

В процессе работ по NGB не нашли окончательного ответа, в частности, вопросы о необходимости функции дистанционного пилотирования и способность нести ядерное оружие. Оба требования вели к удорожанию и усложнению машины.

После закрытия программы NGB в 2009 году американские военные провели интенсивный анализ вариантов решения ударных задач дальнего действия. Рассматривались различные подходы, включая «летающие арсеналы» — крупноразмерные носители ракет, запускаемых вне пределов зон ПВО противника, баллистические ракеты с неядерными боеголовками, крылатые ракеты воздушного и морского базирования и другие средства. После рассмотрения всех направлений министр обороны Гейтс в 2011 году одобрил запрос ВВС на продолжение разработки опционально пилотируемого бомбардировщика для проникновения в зоны ПВО.

Программа получила название «Дальнего действия ударный — бомбардировщик» (Long Range Strike — Bomber, LRS-B). Такое название с тире перед словом «бомбардировщик» вызвало предположения, что могут существовать и другие подсистемы ударного оружия дальнего действия.

Действительно, есть достаточно много указаний на то, что концепция LRS-B существенно отличается от NGB, который задумывался как гораздо более амбициозный и дорогой. Предполагалось, что NGB будет действовать практически автономно, что серьезно ужесточало требования к нему. NGB должен был обладать способностью разведки целей и другими функциями, которые для LRS-B будут выполняться через сеть других систем, уже существующих на других машинах ВВС США. На церемонии объявления о запуске программы неназванные официальные представители ВВС США подтвердили, что LRS-B будет действовать совместно с другими не раскрываемыми из соображений секретности компонентами взаимоувязанной системы. Эксперты считают, что среди этих дополнительных подсистем, наиболее вероятно, будут подсистемы поиска и обнаружения целей, системы связи и радиоэлектронной борьбы.

Начиная с 2011 финансового года, после двухлетнего перерыва, конгресс возобновил финансирование программы создания нового бомбардировщика. В течение следующих пяти лет под тем же программным элементом открытой финансовой отчетности затрат на исследования и разработки ВВС США (PE 0604015F), который использовался для NGB, было выделено более $2,7 млрд.

Рассмотрев предложения двух конкурентов, в октябре 2015 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс объявила о намерении выдать контракт на разработку LRS-B компании Northrop Grumman.

Лидер конкурирующей команды Boeing это решение опротестовал. Однако главное контрольное управление правительства США после детального рассмотрения жалобы 16 февраля 2016 года объявило, что протест отклонен.

Контракт с компанией Northrop Grumman включает две фазы программы. Первая — это опытно-конструкторские разработки (Engineering & Manufacturing Development), включая производство двух или трех опытных образцов. Стоимость этой фазы ранее была оценена ВВС США в $21,4 млрд 2010 года. Представители ВВС США заверяют, что стоимость первой фазы составит около 30% полной стоимости контракта. Вторая фаза — это производство с низким темпом (low rate production) первого самолета В-21 в пяти партиях.

ВВС США не обнародовали общую стоимость контракта и стоимость второй его фазы, заявив, однако, что она основывается на оценке средней стоимости одного самолета в $511 млн 2010 года при выпуске общей серии в 100 машин.

По предложению ВВС США первая фаза контракта оформлена по схеме «компенсация затрат плюс премия». Вторая фаза (производство) — по фиксированный цене за каждый самолет. Такой подход встретил энергичное сопротивление в конгрессе США, и прежде всего со стороны влиятельного сенатора , председателя сенатского комитета по вооруженным силам, который заявил в конце февраля 2016 года: «Я говорю, что не дам одобрения программе по схеме контракта «затраты плюс премия»… Они [ВВС] скажут, что это потому, что они не уверены в некоторых необходимых элементах на этапе разработки. Прекрасно, тогда не выдавайте контракт, пока не будете уверены. Если у вас контракт «затраты плюс премия», назовите мне хоть один случай, когда затраты не возрастали, и тогда я пересмотрю [свою позицию]. Образ мыслей в , который все еще каким-то образом допускает такой подход, просто бесит».

Показывая журналистам свой новейший айфон, Маккейн продолжил: «В Силиконовой долине сделали последнюю модель [этой штуки] без контракта «затраты плюс премия». Ну да, технология такая, что мы в ней не уверены. Но как-то коммерческие программы могут обходиться без контрактов «затраты плюс премия».

Это зло, которое множилось, и множилось, и множилось с годами, и я этого не потерплю ни для одной системы оружия». Когда сенатору заметили, что контракты уже подписаны, он ответил: «У меня нет возражений, пусть, к чертям, делают, что хотят, но выделять деньги должны мы [конгресс США]».

ВВС США не собирались предавать огласке основных субподрядчиков по контракту, даже поставщика двигателей. Это встретило такие же энергичные возражения Маккейна, который назвал завесу секретности, окружающую программу, «глупостью». «Это может быть Pratt-Whitney, или Rolls-Royce, или, к чертям, кто угодно. Я говорю, что это просто глупо. Это вроде как классический подход Пентагона. Я не знаю, кто подрядчик, но уж кто делает двигатели, мы выясним. Если кто хочет производить двигатели для самолета, который требует одобрения конгресса, тогда должно быть известно, кто их делает и на каких условиях», — ворчал сенатор.

В итоге под давлением законодателей 7 марта 2016 года ВВС США вынуждены были объявить список основных субподрядчиков программы В-21, впрочем, не уточняя, кто какие комплектующие системы поставляет. В список вошли Pratt-Whitney (как и предполагал Маккейн), ВАЕ Systems, GKN Aerospace, Janicki Industries, Orbital ОТК, Rockwell Collins, Spirit AeroSy.

Если на текущий 2016 финансовый год в бюджете заложены затраты в $736 млн, то уже в будущем году планируется, что они возрастут почти вдвое и в дальнейшем ежегодный рост затрат продолжится.

Упорное противодействие ВВС и мобороны США раскрытию стоимости программы дало свои результаты. Во время обсуждения проекта военного бюджета на 2017 финансовый год член сенатского комитета по вооруженным силам Билл внес поправку к законопроекту, подтверждающую секретный статус этих данных. После бурного обсуждения поправка была принята 19 голосами за при семи против, и теперь данные по общей стоимости контракта и его второй, производственной части будут оглашаться только на закрытых слушаниях профильных комитетов конгресса. Нельсон так прокомментировал свою поправку: «ВВС правы. Я не хочу выдавать нашим врагам информацию, по которой они могут понять массу и [конструкционные] материалы самолета».

100-тонный бомбардировщик-невидимка на дистанционном управлении

Согласно уже опубликованному ВВС США изображению, по своей аэродинамической концепции и компоновке B-21 будет в значительной степени повторять состоящий сейчас на вооружении B-2A. «B-21 с самого начала разрабатывался по требованиям, предусматривающим возможность использования лучших существующих уже хорошо отработанных технологий». Это должно позволить снизить технические риски программы, сроки ее реализации и стоимость самолета», — объяснила внешнее сходство с предшественником Дебора Ли Джеймс.

Наиболее характерным отличием внешнего вида В-21 от В-2 является конфигурация задней кромки крыла в виде одинарного W (у В-2 — двойное W). Самое простое объяснение этого факта в том, что В-21 почти наверняка оснащен двумя бесфорсажными вариантами двигателя Pratt-Whitney F135 (на В-2 установлены четыре двигателя General Electric (F118).

Никакие характеристики B-21 пока не разглашаются. По мнению экспертов, B-21, в отличие от предшественника, выполняется в существенно меньшей размерности: размах его крыла оценивается в 35-40 м (у B-2 — 52,4 м), взлетная масса — 80-100 тонн (у B-2 — 152 тонны, максимальная — 170,6 тонны), масса бомбовой нагрузки 6-12 тонн (у В-2 — 18 тонн). Радиус боевого действия от точки дозаправки в воздухе — 1,8-3,6 тыс. км. У аналитиков не вызывает сомнений дозвуковая максимальная скорость самолета.

Ключевым свойством В-21 является, конечно, его малая заметность для радаров противника. В аналитическом обзоре российского Государственного научно-исследовательского института авиационных систем 2012 года эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) предшественника В-21, самолета NGB фирмы Northrop Grumman, оценивалась в таких значениях, что зенитно-ракетные комплексы (ЗРК), которые обнаруживают истребители на дальности 200 км, смогут «увидеть» малозаметный бомбардировщик только на расстоянии 60 км.

Для такой машины в зоне сплошного покрытия защищаемого системой ПВО образуются дыры, которые бомбардировщик может использовать для построения безопасного от ЗРК маршрута.

В рамках программы создания В-21 существует концепция его использования совместно с беспилотниками в составе смешанной ударной авиагруппы большой дальности. При этом на дроны будут возложены функции ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также поиска и доразведки целей на обширной территории без применения демаскирующих систем и нежелательного радиолокационного излучения.

Наиболее вероятным кандидатом на роль «боевого партнера» В-21 является все еще засекреченный дрон RQ-180, разработанный той же компанией Northrop Grumman. Первые сведения о нем появились в статье известных американских авиационных журналистов Эйми Батлер (Amy Butler) и Билла Суитмена (Bill Sweetman), опубликованной в номере журнала Aviation Week & Space Technologies от 6 декабря 2013 года. Статью сопровождало компьютерное изображение аппарата. Со временем ВВС США признали существование такого беспилотного летательного аппарата, но обсуждать его характеристики до сих пор отказываются.

Начало разработки RQ-180 относят к 2008 году, в котором открытая финансовая отчетность компании Northrop Grumman показывает, что ее отделение Integrated Sysatems в Палмдейл, штат Калифорния, увеличило свой портфель заказов на $2 млрд. Это отделение отвечает за бомбардировщик В-2 и дроны «Глобал Хоук» и «Файр Скаут», а теперь и В-21. Общедоступные спутниковые фотографии производственной площадки в Палмдейле показали, что примерно в 2009-2010 годах на ней появилось два новых ангара, в которых можно разместить самолеты с размахом крыла, превышающим 40 м.

Примерно такой же ангар появился тогда же на секретной летно-испытательной авиабазе ВВС США в Грум-Лейке, в пустынной местности штата Невада, в так называемой «Зоне 51» (Area 51), причем там он еще и обнесен земляной насыпью, чтобы скрыть его от посторонних взглядов.

Наконец, в 2013 году документы финансовой отчетности Northrop Grumman говорят о запуске в серию «с ограниченным темпом производства» (low-rate production) неназванного летательного аппарата. Запуск в серию с ограниченным темпом производства практикуется ВВС США, когда система оружия подходит к концу своих испытаний и в основном показала соответствие заданным требованиям. В том же 2013 году анонимный источник в ВВС США сообщил журналистам, что RQ-180 может поступить на вооружение примерно через два года, то есть в 2015 году.

U.S. Air Force

Дрон RQ-180 оснащен РЛС с активной фазированной решеткой, пассивными и активными средствами радиоэлектронной борьбы и «электронной атаки» (electronic attack). Этот сравнительно недавно появившийся термин предполагает не только противодействие средствам ПВО, но и выведение их из строя. Взлетная масса аппарата оценивается в 14-15 тонн, что практически точно соответствует массе российского истребителя МиГ-29. По оценкам экспертов, RQ-180 может до 24 часов находиться в зоне барражирования на удалении 2,2 тыс. км от своей базы.

При применении в составе смешанной ударной авиагруппы контроль за полетом нескольких RQ-180 может осуществляться одним из членов экипажа В-21, который становится, таким образом, воздушным командным пунктом.

За время жизненного цикла В-21 (не менее чем 50 лет) его боевые возможности будут поэтапно наращиваться. В частности, заявлено, что первые партии самолетов не будут иметь возможности нести ядерное оружие, а также не будут обладать функцией «опционального обитания», то есть возможностью полета без экипажа на борту с пилотированием дистанционно. На отработку этих функций, как считается, уйдут дополнительно два-три года, и они появятся у В-21 только в конце 2020-х годов. Важным требованием в ВВС США считается использование при создании самолета архитектуры «открытой системы», которая облегчает интеграцию с новым оборудованием и вооружением, появляющимся на последующих этапах жизненного цикла.

ВВС США планируют, что начальной боевой готовности (IOC — Initial Operational Capability) первые самолеты B-21 смогут достичь в середине 2020-х годов. Многие эксперты выражают сомнения по поводу этой оценки, указывая, что для предшествующих сложных авиационных комплексов нового поколения (В-2, F-22, F-35) потребовалось около 20 лет от выдачи контракта до достижения боевой готовности IOC. ВВС парируют эти аргументы, указывая на то, что степень отработанности и освоенности технологий, используемых в В-21, существенно выше, чем это было для его предшественников.

Ожидается, что в 2040-е годы самолеты B-21 полностью заменят в ВВС США дозвуковые стратегические бомбардировщики B-52H (поставлялись в 1961-1962 годах, в настоящее время на вооружении остается 76 самолетов) и сверхзвуковые B-1B (в 1985-1988 годах поставлено ровно 100 самолетов, сейчас на вооружении остается 63 машины). А к 2058 году с вооружения будут сняты и последние малозаметные дозвуковые бомбардировщики B-2A (в строю находится 20 машин, поставленных в 1994-2000 годах).

Многие военные аналитики указывают, что с такими планами при закупках всего 100 новых бомбардировщиков парк стратегической авиации США постепенно уменьшится с существующих 159 до 120 машин, а потом и до 100 машин. Кроме того, общая доставляемая масса бомбовой нагрузки уменьшится еще значительнее в силу меньшей размерности В-21 и впечатляющих возможностей по внутреннему размещению боекомплекта у В-52Н (31,5 тонны) и В-1В (34 тонны).

Это вызывает призывы планировать закупку 150-160 и даже 200 бомбардировщиков В-21. Однако такой рост объема производства вызовет, естественно, соответствующий рост финансовых затрат на программу, которые и при нынешних прогнозах весьма велики.

26 февраля 2018 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые представила широкой общественности проект нового американского «стратега», который придет на смену самолетам В-2. Новый бомбардировщик получил наименование В-21 (а не В-3), разработкой машины занимается компания Northrop Grumman, которая создала в конце прошлого столетия самолет B-2 Spirit .

Конкурс проектов нового бомбардировщика проходил с середины лета 2014 года. 27 октября 2018 года победителем была объявлена корпорация Northrop Grumman. Ее оппонентом был тандем компаний Boeing и Lockheed Martin.

По результатам конкурса Northrop Grumman получила заказ на несколько серий опытных и серийных машин (21 единицу), его сумма оценивается в 21,4 млрд долл.

Всего ВВС США планируют приобрести 80-100 подобных машин.

Это действительно знаменательное событие. Работы над созданием самолета стартовали еще в начале нулевых, несколько раз эта программа была под угрозой закрытия из-за прекращения финансирования, но теперь уже не возникает сомнения, что американские ВВС все-таки получат новый стратегический бомбардировщик.

Ранее эту перспективную машину называли LRS-B (Long Range Strike Bomber), что переводится, как «дальний ударный бомбардировщик». Американские военные надеются, что первые машины поступят в войска уже в начале следующего десятилетия.

История создания стратегического бомбардировщика В-21

Военным нужен был самолет похожий на B-2 Spirit, но с использованием более продвинутых технологий и, самое главное, более дешевый, чем предшественник. Следует напомнить, что цена одного бомбардировщика B-2 Spirit с оборудованием составляет 2,1 млрд долларов.

Новый проект получил название 2018 Bomber, военные планировали увидеть первую машину в середине 10-х годов, а принять его на вооружение в конце нынешнего десятилетия. Однако уже через несколько лет техническое задание было изменено, программу назвали Next-Generation Bomber («Бомбардировщик следующего поколения»), к ней подключились такие гиганты, как Boeing и Lockheed Martin.

В 2009 году и этот проект был закрыт, а вместо него появился новый: Long Range Strike Bomber, более известный по аббревиатуре LRS-B. Считается, что новый самолет должен быть переходным звеном к сверхзвуковой машине, которая ожидается ближе в 2030 году.

Бомбардировщик LRS-B

B-2 Spirit, без всякого сомнения, можно назвать уникальным самолетом. Однако любая техника рано или поздно устаревает. Кроме того, цена этого самолета такова, что говорить о массовом производстве не приходится. Да и требования, что выдвигаются к стратегическим бомбардировщикам сегодня, отличаются от тех задач, которые стояли перед ними во времена Холодной войны, когда и началась разработка B-2.

Сегодня стратегические бомбардировщики могут быть использованы не только в качестве носителей ядерного оружия, но и для авиационной поддержки, как средство доставки высокоточных боеприпасов.

Американские военные хотели, чтобы новый самолет LRS-B имел более высокую автономность, мог долгое время дежурить в заданном районе, умел взаимодействовать с наземными войсками и был еще менее заметным для вражеских радаров. Кроме того, цена LRS-B не должна была превышать 550 млн долларов.

Новая машина вряд ли будет качественным скачком вперед (как В-2), но, скорее всего, она будет куда более эффективной. В LRS-B будут использованы те же технологии, на основе которых был создан В-2. Только на новом самолете все должно быть выполнено с учетом последних технических достижений и опыта, полученного при разработке и эксплуатации В-2.

Планы на будущее стратегического бомбардировщика В-21

Построить первый LRS-B к 2020 году – весьма амбициозная задача, справятся ли конструкторы Northrop с ней, мы узнаем уже очень скоро. Если судить по тому эскизу, которые предоставила журналистам госпожа Ли Джеймс, этот самолет очень похож на своего предшественника.

Он также выполнен по технологии «стелс», аэродинамическая схема – летающее крыло. Вероятно, новая машина будет оснащена двигателем Pratt & Whitney PW9000, который пока еще только создается на основе двигателя F135.

Другие характеристики новой машины пока неизвестны. В-21 явно будет иметь дозвуковую скорость, основным средством его защиты разработчики избрали малозаметность.

Еще одной интригой, связанной с этим самолетом, является наличие или отсутствие у него беспилотной версии. Изначально перед конструкторами стояла такая задача, но насколько они продвинулись на пути ее выполнения – неизвестно. Скорее всего, сначала мы увидим пилотируемую версию В-21, а только потом – беспилотную. Если, конечно, у этой программы не урежут финансирование. Вероятно, мы увидим беспилотные В-21 уже в начале тридцатых годов.

Если, конечно, облик войны и роль в ней дальних бомбардировщиков к тому времени не изменятся слишком кардинально.

Видео о новом бомбардировщике В-21

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

«Нет надежды в аду, ничто не собьет нас», – писал ведущий вокалист известной хард-рок группы Motorhead Лемми в своем сингле 1979 года «Bomber» (бомбардировщик). Уверенность Лемми в неуязвимости самолета может быть реализована только за счет конструкции и технологии.

В октябре 2015 года компания Northrop Grumman получила от ВВС контракт на разработку США стратегического бомбардировщика нового поколения. Этот контракт последовал после запроса предложений по новому бомбардировщику, опубликованного в июле 2014 года министерством обороны. Название нового самолета пока не выбрано, но свое обозначение B-21 (21 век) он получил на публичной презентации американских ВВС, проведенной на симпозиуме в Вашингтоне в феврале 2016 года.

ВВС США не получали новый стратегический бомбардировщик с тех пор как первый бомбардировщик-невидимка B-2A Spirit компании Northrop Grumman был принят в декабре 1993 года на вооружение авиаполка, дислоцированного на авиабазе в Миссури. ВВС в настоящее время имеют на вооружении 21 машину, усиленную 62 стратегическими бомбардировщиками B-1B производства Rockwell Collins/Boeing. Бомбардировщики B-1B ограничены неядерным вооружением, поскольку после подписания договора о сокращении стратегических вооружений в 1991 году они лишились возможности нести крылатые ракеты воздушного базирования. Сегодня стратегический ядерный флот ВВС США включает самолеты B-2A плюс 78 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress компании Boeing.

ВВС США сделали всё для того, чтобы усилить свою стратегическую составляющую в промежуточный период между принятием на вооружение B-2A и сегодняшним днем за счет ввода в эксплуатацию самолета Lockheed Martin FB-22A. Производитель начал в 2002 году в инициативном порядке изучать возможность разработки варианта среднего бомбардировщика своего превосходного истребителя F-22A Raptor с намерением восстановить ту роль, которую играли средние бомбардировщики F/FB-111A/D/E/F/G производства General Dynamics. Впрочем, Оборонный обзор 2006 года, в котором представляется военная доктрина США на очередные 4 года, отменил эту инициативу. В следующие несколько лет не происходило никакого движения в этом направлении, пока в июле 2014 года не был выпущен запрос предложений (см. выше).

Когда во время правления американского президента Джимми Картера в конце 70-х — начале 80-х годов в рамках программы по современному бомбардировщику Advanced Technology Bomber (ATB) началась разработка B-2A, главной озабоченностью американских стратегов была угроза советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти системы вооружения включали трехступенчатые твердотопливные ракеты РТ-2ПМ «Тополь» производства Воткинского машиностроительного завода (остаются на вооружении), разработка которых началась в 1977 году, и ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» железнодорожного базирования, которые предназначены для перевозки и запуска со специального поезда. Обе эти ракеты вызывали серьезную озабоченность у планирующих оборонных структур, особенно их мобильность, которая повышает их живучесть по сравнению со стационарными МБР в пусковых шахтах. Площадь суши Советского Союза составляла 22 миллиона квадратных километров и поэтому определение местоположения и уничтожение подобных целей можно сравнить с поиском движущейся иголки в стоге сена. Эту задачу позволил решить радар Raytheon AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A, который обеспечивал высокоточное наведение за счет работы в радиочастотном Ka-диапазоне (33,4-36 ГГц), особенно подходящем для обнаружения и определения целей с высокой детализацией.

Этот радар также может работать в режиме полета с огибанием рельефа местности, что было бы необходимым, если бы бомбардировщик B-2A должен был искать и уничтожать цели на территории Советского Союза. При выполнении этих задач B-2A вынужден был бы летать в возможно самом хорошо защищенном воздушном пространстве, поэтому его способность оставаться невидимым для радаров была обязательной. За эту способность B-2A получил свое прозвище «Stealth Bomber» (бомбардировщик-невидимка), а главной его узнаваемой и отличительной чертой стало странное «прилизанное» летающее крыло, похожее на бумеранг. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь эффективной площади отражения (ЭПО) 0,01 м2. Важно отметить, что B-2A всё-таки виден для радаров, но его сложно обнаружить и, что особенно важно, трудно поймать активными или полуактивными радиолокационными головками самонаведения ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Однако, конфигурация фюзеляжа – это всего лишь часть всей истории. Самолет оборудован подсистемой активной защиты AN/ZSR-63 от Lockheed Martin. Понятно, информация по подсистеме AN/ZSR-63 недоступна, хотя предположительно в нем использована технология активного радиолокационного глушения, когда входящие радиопередачи определяются и анализируются и затем ретранслируются, возможно без доплеровского сдвига частоты (феномен, когда радиосигнал несколько меняет свою частоту после того, как он отразится от объекта). Способность манипулировать доплеровским сдвигом может ввести в заблуждение оператора радара касательно позиции самолета или его скорости при условии, что он сможет распознать слабый сигнал, отраженный от самолета B-2A. Последнее, но не менее важное, скрытные режимы полета, например огибание рельефа местности и экранирование излучения за счёт рельефа местности, помогают увести самолет в радиолокационную тень.

Малая заметность сделала B-2A, возможно, самым продвинутым бомбардировщиком, созданным в эпоху Холодной войны – конфликта, в котором ему так и не довелось участвовать. Самолет поступил на вооружение уже после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Всё же это не помешало ВВС США применять этот самолет с его довольно низким уровнем демаскирующих признаков в последующих конфликтах. Хотя его роль была ограничена доставкой обычных вооружения, он заслужил признание 24 марта 1999 года, когда атаковал несколько целей в Сербии во время операции Союзная сила (ALLIED FORCE) – воздушной кампании под командованием США, целью которой было прекращение этнических чисток в Косово. С тех пор самолет принимал участие в боевых операциях коалиционных сил в Ираке, Афганистане и в последний раз в Ливии в 2011 году. В конце концов, бомбардировщик B-2A создавался для участия только в одном потенциальном конфликте – ядерной войне с СССР и странами Варшавского договора, но впоследствии оказался в более сложном геополитическом пространстве, в котором продемонстрировал свою довольно высокую эффективность.

ВВС США не забывают о меняющейся геополитической обстановке, разрабатывая B-21 для завтрашних боевых задач. «Бомбардировщик B-21 будет проникать сквозь современную систему ПВО и выполнять задачи несмотря на так называемое пространство с запретом доступа/блокированием зоны (ЗД/БЗ)», – отметил представитель американских ВВС майор Роберт Лиз. ЗД/БЗ является основной проблемой для ВВС США. Прежние и потенциальные противники Америки становились свидетелями способности этого самолета проходить сквозь их оборону и затем поражать особо важные цели, порой уничтожая или ослабляя систему наземной противовоздушной обороны для того, чтобы следующие следом воздушные ударные силы могли атаковать остальные цели с относительной безнаказанностью. Серьезную озабоченность у США вызывает разработка новых систем, например зенитного ракетного комплекса С-400 Триумф производства Алмаз-Антей, который поступает на вооружение российских вооруженных сил, и который был продан в Китай. С-400 еще должен быть проверен в боевых условиях и заслужить уважение пилотов, которые будут летать в его зоне действия. Наземная панорамная радиолокационная станция воздушного наблюдения 91Н6E комплекса С-400 может обнаруживать цели с ЭПО 0,4 м на расстоянии 230 км, в то время как его ракеты 40Н6Е класса «земля-воздух» с полуактивным и активным радиолокационным наведением имеют дальность действия 400 км. Истребители пятого поколения, например Сухой ПАК-ФА и МиГ ЛМФС (легкий многофункциональный фронтовой самолет), разрабатываемые в России, а также китайский Shenyang J-31, могут в будущем серьезно осложнить жизнь американским самолетам.

Майор Лиз выразил мнение, что решение проблемы ЗД/БЗ фактически находится во главе угла проекта бомбардировщика B-21. «Потребность в B-21 основана на движении в направлении… к большей философии ЗД/БЗ. Следовательно, бомбардировщик B-21, способный работать в подобном пространстве, возможно взлетевший с континентальной части Соединенных Штатов, должен неизбежно держать цели всех типов под прицелом». ВВС США планируют применять B-21 для непрерывного наблюдения за целями и нанесения по ним удара, при необходимости с использованием обычного или ядерного оружия. В отличие от B-1B, который отказался от своих ядерных обязательств (см. выше), бомбардировщик B-21 «станет частью ядерной триады, являясь средством очевидного и гибкого ядерного сдерживания». В ядерную триаду входят подводные лодки американских ВМС класса «Ohio» с баллистическими ядерными ракетами (эти подлодки должны быть заменены в следующем десятилетии) и межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования LGM-30G Minuteman-III.