Подготовка лекций по военной подготовке. Тактическая подготовка

.11.2015

Перечень

вопросов, выносимых на зачет по военной подготовке для студентов, обучающихся по ВУС-104182

Обсуждено на заседании кафедры ПВО

«30 » октября 2015 г.

Протокол № 2-1

Обсуждено на заседании ПМК ВФ БГУ

по общевоенным дисциплинам

Протокол №____

Минск 2015
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Раздел 1. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Теоретические вопросы:

1. Организационная структура Вооружённых Сил Республики Беларусь.

2. Виды Вооружённых Сил Республики Беларусь, их состав и назначение.

3. Организационно-штатная структура и назначение родов войск и специальных войск Сухопутных войск.

4. Сущность современного общевойскового боя. Силы, средства и характерные черты современного боя. Условия достижения успеха в бою. Виды общевойскового боя и их характеристика.

5. Основные положения международного гуманитарного права.

6. Обязанности личного состава в бою.

7. Организационно-штатная структура подразделений мотострелковой роты.

8. Тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и боевой техники мотострелковой роты.

9. Организация, вооружение мотопехотного взвода армии США. ТТХ БМП М2 «Брэдли».

10. Организация, вооружение мотопехотного взвода армии ФРГ. ТТХ БМП «Мардер».

11. Порядок и содержание работы командира отделения по организации наступления. Пункты боевого приказа.

12. Порядок и содержание работы командира отделения по организации обороны. Пункты боевого приказа.

РАЗДЕЛ №2 ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Практические вопросы:

1. Измерить расстояние с помощью циркуля-измерителя и поперечного масштаба.

2. Определить абсолютную высоту объекта (цели) по карте.

3. Определить дирекционный угол по карте.

4. Определить крутизну ската.

6. Определить географические координаты объекта (цели).

7. Определить прямоугольные координаты цели (объекта).

РАЗДЕЛ №3. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические вопросы:

1. Инженерное обеспечение. Цели и задачи инженерного обеспечения.

2. Последовательность фортификационного оборудования позиции отделения.

3. Инженерные заграждения, назначение и требования предъявляемые к ним. Классификация инженерных заграждений.

Практические вопросы

1. ТТХ и порядок подготовки к работе ИПМ.

2. ТТХ и порядок подготовки к установке мины ТМ-62М.

РАЗДЕЛ 4. РХБ ЗАЩИТА

Теоретические вопросы:

1. Ядерное оружие: общее устройство, виды и поражающие факторы ядерных взрывов.

2. Химическое оружие: назначение, классификация и боевые свойства отравляющих веществ.



3. Биологическое оружие: общая характеристика, средства и способы применения.

4. Зажигательное оружие: краткая характеристика, средства и способы защиты.

5. Назначение, классификация и порядок пользования средствами индивидуальной защиты.

6. Назначение, классификация и состав средств коллективной защиты.

Практические вопросы:

1. Выполнение норматива по РХБЗ № 1.

2. Выполнение норматива по РХБЗ № 4. (а,б)

РАЗДЕЛ №5. ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ.

Теоретические вопросы .

1. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-159.

2. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-173.

3. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-123

4. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-157.

Практические вопросы.

1. Подготовка радиостанции Р-159 к работе (выполнение норматива №1 по связи)

РАЗДЕЛ №6. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Табельные средства оказания первой медицинской помощи и профилактики поражений (краткая характеристика и наименования).

2. Порядок оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

3. Понятие о ране. Кровотечение и его виды.

4. Личная и общественная гигиена военнослужащих.

Практические вопросы.

1. Правила наложения кровоостанавливающего жгута (выполнение норматива Н-М-3).

2. Выполнение норматива Н-М-6.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



1. Назначение и состав ПЗРК «Игла».

2. ТТХ комплекса ПЗРК «Игла» и его средств.

3. Особенности реализации системы управления полетом ракеты ПЗРК «Игла».

4. Назначение и тактико-технические характеристики ЗУР 9М39.

5. Общее устройство ракеты 9М39.

6. Назначение и тактико-технические характеристики головки самонаведения ЗУР 9М39.

7. Устройство следящего координатора цели ЗУР 9М39.

8. Рулевая машинка ЗУР 9М39.

9. Бортовые источники энергии (бортовой источник питания) ЗУР 9М39.

10. Пороховой управляющий двигатель ЗУР 9М39.

11. Назначение и состав боевого отсека ЗУР 9М39.

12. Общее устройство боевой части и основные характеристики ЗУР 9М39.

13. Назначение и общее устройство двигательной установки ЗУР 9М39.

14. Устройство и работа стартового двигателя ЗУР 9М39.

15. Устройство и работа маршевого двигателя ЗУР 9М39.

16. Назначение и устройство пусковой трубы 9П39.

17. Назначение, устройство и принцип действия наземного источника питания 9Б238.

18. Назначение и общее устройство пускового механизма 9П516-1.

19. Взаимодействие элементов комплекса ПЗРК «Игла» до вылета ракеты из трубы.

20. Действия ракеты 9М39 в полете.

21. Порядок перевода комплекса ПЗРК «Игла» в готовность к боевому применению.

22. Общее требования эксплуатации ПЗРК «Игла». Режимы эксплуатации. Транспортировка комплекса.

23. Виды и периодичность технического обслуживания ПЗРК «Игла».

Составил:

старший преподаватель кафедры ПВО

подполковник Е.П.Дударенок

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих

Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.

Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:

изучение устройства штатной боевой техники и приборов;

приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.

Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).

Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.

Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.

Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.

Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.

Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.

При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.

Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.

Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.

Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу. Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.

В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе. Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.

При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.

На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.

В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занятия.


3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих

Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.

Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:

изучение устройства штатной боевой техники и приборов;

приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.

Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).

Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.

Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.

Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике , в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.

Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.

Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.

При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.

Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.

Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.

Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу. Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.

В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе. Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.

Комплексные занятия, проводимые старшими командирами, как правило, бывают контрольными. Они проводятся для проверки готовности личного состава по изученным темам специальной подготовки в соответствии с нормативами и курсом подготовки.

Количество комплексных и контрольных комплексных занятий на период обучения определяется программой боевой подготовки.

Особенности организации занятий по специальной подготовке.

При подготовке к занятию руководителю необходимо: тщательно продумывать вопросы, связанные с выбором его вида и места; определять, какие приемы, нормативы будут отрабатываться; определять (при необходимости) помощников и проводить их инструктаж; устанавливать последовательность отработки учебных вопросов.

При составлении документов для проведения занятия руководитель обычно разрабатывает что-то одно (план, план-конспект или конспект). Если назначены его помощники, то они создают частные планы. Могут делаться выписки из сборника нормативов или курса подготовки.

При определении места занятия и материального обеспечения руководителю необходимо: установить это исходное место; тщательно провести рекогносцировку данного района; наметить, где и какие вопросы будут отрабатываться, сколько необходимо учебных точек и какое количество помощников руководителей занятия потребуется; уточнить, какую технику и вооружение использовать на занятии, а также наметить расход моторесурсов; определить требования безопасности.

Особенности работы на занятии по специальной подготовке.

Во вступительной части руководителю для проверки наличия экипировки и материального обеспечения целесообразно использовать помощников. В ходе контрольного опроса основное внимание должно уделяться аспектам отработки предстоящей темы. Затем необходимо напомнить требования безопасности и следить за их соблюдением в ходе занятия.

В основной части занятия главное внимание должно быть уделено привитию практических навыков выполнения функциональных обязанностей в составе подразделения, когда резко меняется обстановка, в условиях внезапности и состязательности.

В заключительной части больше внимания обращается на наличие и состояние материально-технического обеспечения, возвращение его в первоначальное состояние.

3.6.7. Проведение занятий по вождению

Вождение – составная часть полевой выучки войск. Высокая подготовка механиков-водителей (водителей) достигается систематическим проведением занятий по вождению, их высокой организацией и полным использованием технических возможностей тренажеров и современных боевых машин.

Плановые занятия по вождению проводятся равномерно в течение всего периода обучения на учебных местах танкодрома, подготовленных в соответствии с условиями упражнений «Курса вождения боевых машин» и с соблюдением мер безопасности.

Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и других мероприятий, связанных с эксплуатацией боевых машин.

Занятия планируются так, чтобы механики-водители (водители) получали практику вождения машины во все периоды года при любой погоде, днем и ночью.

При выполнении упражнений «Курса вождения» на учебных местах отрабатываются соответствующие вопросы (задачи) и нормативы: основы движения и правила вождения; преодоление сложных препятствий; вождение с приборами ночного видения; погрузка на переправочные и транспортные средства; самовытаскивание и буксирование машин; выполнение нормативов по технической подготовке и др.

Занятие целесообразно проводить в такой последовательности:

постановка задачи личному составу с указанием темы, целей, учебных вопросов и порядка проведения занятия;

проверка знания обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности;

осмотр маршрута (если требуется);

показ техники преодоления наиболее сложных препятствий или выполнения упражнения в целом;

обучение личного состава на учебных местах, количество которых, а также отрабатываемые на них учебные вопросы и нормативы определяются условиями выполняемого упражнения и учебными целями занятия;

разбор занятия с указанием характерных ошибок, допущенных обучаемыми, и объявлением оценок.

Занятия с отработкой упражнений одиночного вождения и упражнений в составе экипажа и взвода проводятся командиром роты (батареи). Он является руководителем на основном учебном месте. Заместитель командира роты (батареи) по вооружению (техник роты (батареи)) и командиры взводов обучают личный состав на других учебных местах.

Занятия по отработке упражнений в составе роты (батареи) проводятся командиром батальона, а упражнения в составе батальона (дивизиона) и упражнения по преодолению водных преград – командиром части или назначенными им офицерами. Упражнения по вождению, отрабатываемые подразделениями, тесно увязываются со сроками их слаживания.

В ходе плановых занятий механики-водители (водители) готовятся и сдают испытания на присвоение (подтверждение) классной квалификации в соответствии с существующими требованиями. Водители автомобилей повышают классную квалификацию согласно требованиям к водителям автомобилей, определенным приказом министра обороны.

Перед проведением занятий по вождению обязательно повторяются и в ходе занятий строго выполняются требования безопасности.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой боевая подготовка?

2. Каковы основные цели проведения занятий по боевой подготовке?

3. Назовите виды боевой подготовки.

4. Что в себя включает подготовка к проведению занятий по боевой подготовке?

5. Раскройте порядок проведения занятий по боевой подготовке.

6. Каковы особенности проведения занятий по специальной подготовке?

7. Как проводится тактическая и огневая подготовка?

Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2004.

Змеев С. И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб, 2006.

Педагогические технологии / Под ред. В. С. Кукушина. М., 2004.

Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ, 2002.

4. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспечению безопасности только при условии поддержания их качественного состояния и боевой готовности на необходимом уровне с учетом военно-политических целей и экономических возможностей страны. Для этого требуются должное кадровое обеспечение, укомплектованность войск (сил) гражданами, пригодными для успешного выполнения обязанностей на воинских должностях.

Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию военнослужащих.

В настоящей главе и раскрываются сущность, содержание, особенности, задачи, методы, принципы такого воспитания.

Цикл дисциплин ВТП.00.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Целевая установка:

Подготовить офицера запаса, знающего основы построения РЛК (РЛС), элементную базу аппаратуры РЛК (РЛС), тракты прохождения сигналов между устройствами РЛК (РЛС) и способного организовывать техническое обслуживание и ремонт РЛК (РЛС).

В результате изучения дисциплины и получения практических навыков студенты должны:

Иметь представление :

о назначении и боевых возможностях комплексов средств автоматизации родов войск ВВС;

об основных научно-технических проблемах и перспективах развития РТС РТВ ВВС, тенденциях их развития в нашей стране и за рубежом;

о приказах Министра обороны Российской Федерации и Главнокомандующего ВВС, регламентирующих организацию эксплуатации и боевое применение КСА и РЛС.

о принципах технического построения и работы систем электропитания;

о принципах работы аппаратуры сопряжения с внешними системами.

Знать:

основы теории радиолокации и построения РЛС;

физические принципы, лежащие в основе обнаружения летательных аппаратов радиолокационными средствами;

методы обзора пространства и измерения координат;

типы радиолокационных помех и помехозащищенность РЛС;

основы теории построения и техническую реализацию антенно-фидерных систем;

основы теории построения и техническую реализацию передающих устройств;

основы теории построения и техническую реализацию устройств приема и обработки радиолокационных сигналов;

основы теории построения и техническую реализацию систем вращения и передачи азимута;

основы теории построения и техническую реализацию системы отображения радиолокационной информации;

назначение, тактико-технические характеристики радиолокационного комплекса (радиолокационной станции);

структурную схему РЛК (РЛС);

принципы построения и работу основных систем РЛК (РЛС);

размещение и конструктивное исполнение элементов РЛК (РЛС);

взаимодействие элементов устройств по структурным, функциональным и принципиальным схемам;

принципы построения и работу НРЗ РЛК (РЛС);

порядок подготовки к работе и включение РЛК (РЛС);

проверку и оценку готовности РЛК (РЛС) к боевому применению;

возможности по сопряжению с КСА;

требования безопасности при работе на РЛК (РЛС);

виды технического обслуживания и порядок их проведения;

технические средства измерений и их метрологические характеристики;

элементную базу РЛК (РЛС).

Уметь:

включать РЛК (РЛС) и готовить аппаратуру к выполнению боевой задачи;

готовить тренажно-имитационную аппаратуру и использовать ее при подготовке расчетов РЛК (РЛС);

готовить специалистов и расчет РЛК (РЛС) к выполнению боевой задачи и проведению технического обслуживания;

работать с техническими средствами измерений;

определять виды и причины возникновения неисправностей;

обеспечивать выполнение требований безопасности;

проводить занятия с личным составом расчета по технической подготовке;

осуществлять мероприятия по противодействию иностранным техническим разведкам.

Иметь навыки:

подготовки РЛК (РЛС) к выполнению боевой задачи;

проведения технического обслуживания и ремонта аппаратуры РЛК (РЛС).

Дисциплина ВТП.01

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЛК (РЛС) РТВ ВВС И ПВО

Тема 1. Основы теории радиолокации.

История развития радиолокации. Общие сведения о радиолокации. Принципы и методы радиолокации. Способы измерения координат целей. Классификация радиолокационных систем. Виды помех. Методы и способы защиты от помех. Влияние помех на качество радиолокационной информации. Особенности распространения радиоволн различных диапазонов в атмосфере.

Тема 2. Элементная база аппаратуры РЛК

Электровакуумные и полупроводниковые приборы. Основные физические процессы в типовых схемах аппаратуры РЛК (РЛС).

Тема 3. Основы построения систем и устройств РЛК (РЛС) РТВ ВВС

Обобщённая структурная схема РЛС. Тактико-технические характеристики и боевые возможности радиолокационных станций. Антенно-фидерная система. Радиопередающее устройство. Радиоприёмные устройства и аппаратура защиты от помех. Индикаторные устройства. Особенности построения РЛС с цифровой обработкой информации. Особенности построения РЛС с широкополосными сигналами. Перспективы развития РЛС.

Дисциплина ВТП.02

УСТРОЙСТВО РЛК (РЛС) РТВ ВВС И ПВО

Тема 4. Устройство изделия 1РЛ131.

Общие сведения о РЛС 1РЛ131. Взаимодействие элементов РЛС по структурной схеме. Тракт генерирования и излучения сигналов. Тракт приёма и обработки сигналов. Система синхронизации и масштабных отметок. Индикаторная аппаратура. Системы вращения антенны и синхронно-следящих передач. Система управления защиты и контроля РЛС. Система энергоснабжения и вторичные источники питания. Система радиолокационного опознавания.

Тема 5. Устройство РЛС 55Ж6.

Общие сведения об изделии 55Ж6. Особенности построения передающего устройства. Особенности построения высокочастотного тракта и антенной системы. Тракты приема и обработки эхо сигналов. Система отображения. Режимы работы и боевое применение изделия 55Ж6. Особенности построения системы радиолокационного опознавания изделия 55Ж6.

Дисциплина ВТП.03.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ РЛК (РЛС) РТВ ВВС

Тема 6. Ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС.

Назначение, состав контрольно-измерительной аппаратуры и стендового оборудования системы. Возможности аппаратуры по проверке параметров. Контрольно-измерительные приборы. Методика измерения параметров. Физический смысл проверок. Порядок подготовки аппаратуры к измерениям параметров и проведению тестирования аппаратуры. Порядок проведения измерений с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.

Поиск неисправностей в аппаратуре РЛК (РЛС). Разработка алгоритмов поиска неисправностей на структурном, функциональном, принципиальном уровне построения устройств. Поиск неисправности в соответствии с разработанным алгоритмом.

Военно-инженерный институт Военная кафедра Дисциплина «Военно-техническая подготовка» Лекция Тема № 1 «Основы теории радиолокации» Занятие № 1 www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru

Цели занятия 1. Довести до студентов суть целевого предназначения дисциплины; основные направления развития РЭТ РТВ Воздушно-космических сил; 2. Рассмотреть этапы развития и соответствующие им образцы РЭТ радиотехнических войск Воздушнокосмических сил Учебные вопросы 1. Структура дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки военного инженера. 2. История развития радиолокации

Сибирский федеральный университет Литература: 1. Размахнин, М. К. Радиолокация без формул, но с картинками. М. : Советское радио, 1971. – 128 с. 2. Радиолокационные системы: учебник / В. П. Бердышев, Е. Н. Гарин, А. Н. Фомин [и др. ] ; под общ. ред. В. П. Бердышева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 400 с. ISBN 978 -5 -7638 -2479 -7. 3. Основы теории радиолокационных систем и комплексов: учеб. / М. И. Ботов, В. А. Вяхирев; под общ. ред. М. И. Ботова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 530 с. ISBN 978 -5 -7638 -2933 -4

Сибирский федеральный университет Вопрос № 1 « Структура дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки военного инженера»

Под термином радиолокация будем понимать диалектическое единство двух относительно самостоятельных научных систем: а) системы, направленной на выявление и адекватное отражение специфики, сущности и основных закономерностей РЛ (энергоинформационного) взаимодействия, основанного на генерировании, излучении и приеме отраженных (излученных и/или переизлученных объектом локации) электромагнитных волн (теоретическая радиолокация);

б) системы нормативов, методических схем, приемов инженерной (системотехнической) деятельности и ее методологии, основанной на закономерностях РЛ взаимодействия и направленной на разработку, проектирование, производство и техническую эксплуатацию РЛ систем (РЛ системотехника, или теория РЛ систем). АС РПУ СИНХР АП РПр. У УЗ ОУ

Учебная дисциплина «Военно-техническая подготовка» относится к группе военно-специальных дисциплин, является профилирующей и закладывает основы инженерной подготовки студентов военной кафедры по специальности. Дисциплина обеспечивает формирование высококвалифицированного военного инженера, способного максимально использовать возможности современных систем вооружения и самостоятельно осваивать новые образцы вооружения и военной техники.

Предметом первого раздела дисциплины «Основы построения РЛС РТВ ВВС» являются принципы построения и функционирования устройств и отдельных элементов РЛС РТВ при наличии непреднамеренных и преднамеренных помех.

Военнотехническая подготовка Основы построения РЛС РТВ ВВС (5 семестр) Тактика РТВ ВВС Устройство РЛС (РЛК) РТВ ВВС (6 семестр) Эксплуатация РЛС РТВ ВВС (7 семестр) Боевое применение подразделений и частей РТВ ВВС

В результате обучения дисциплине каждый должен: ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об основных направлениях научно-технического развития радиоэлектронной техники, о перспективах и тенденциях развития РЭТ РТВ; ЗНАТЬ: принципы построения устройств и отдельных элементов РЛС РТВ; пути и средства обеспечения основных тактико-технических характеристик РЛС; УМЕТЬ: рассчитывать и оценивать зону обнаружения РЛС при отсутствии и наличии помех.

Всего на раздел № 1 отводится - 62 учебных часа (лекций – 32 часа; групповые - 16 часов; семинары – 8 часов; зачёт – 6 часов; самостоятельная работа – 21 ч) Раздел 1 Основы построения РЛС РТВ ВВС Тема № 1 Основы теории радиолокации Тема № 2 Элементная база аппаратуры РЛК Тема № 3 Основы построения систем и устройств РЛК (РЛС) РТВ ВВС Зачет с оценкой

На раздел № 2 отводится – 118 часов Раздел 2 Устройство РЛС (РЛК) РТВ Тема № 4 Устройство изделия 1 РЛ 131 Р Тема № 5 Устройство изделия 1 РЛ 130 ЭКЗАМЕН Тема № 6 Особенности построения радиолокационной системы опознавания

На раздел № 3 отводится – 54 часа Раздел 3 Эксплуатация и ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС Тема № 7 Ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС Тема № 8 Организация технического обслуживания РЛК (РЛС) РТВ ВВС ЗАЧЁТ

Истоки радиолокации 1839 г М. Фарадей. Теоретикоинтуитивное предсказание существования радиоволн 1873 г Д. Максвелл. Теоретически доказал существование радиоволн

Истоки радиолокации 1886 г. Г. Герц экспериментально подтверждает существование радиоволн А. С. Попов 7 мая 1895 г. На заседании Русского физикогеографического общества демонстрирует первый радиоприемник.

Истоки радиолокации 1899 г П. Н. Лебедев Проводит эксперимент с радиоволнами, в котором присутствует передатчик излучающий радиоволны и приемник, принимающий их. 1901 г. А. С. Попов организует в интересах флота радиосвязь и обнаруживает факт влияния посторонних кораблей на качество радиоканала.

Истоки радиолокации 1918 г. В Советской России принимается «Декрет о централизации радиодела» , в соответствии с которым создается Центральная радиолаборатория в Ленинграде, а также Нижегородская лаборатория.

Истоки радиолокации 30 -е годы Советские ученые Ю. Б. Кобзарев, А. И. Берг, Н. Д. Девятков и др. развивают теоретические основы радиолокации. 1932 -1933 г. г. П. К. Ощепков, М. М. Лобанов разработали основы построения РЛС

Истоки радиолокации Июнь 1932 года. На испытательном полигоне ГАУ РККА проводится показ новых образцов инженерной техники, средств связи и интендантского имущества, разработанного отечественной промышленностью. В числе демонстрировавшихся образцов первый документально зафиксированный образец вооружения будущих РТВ звукоулавливатель ЗТ-2

Истоки радиолокации 1932 г. Звукоулавливатель ЗТ-2 позволял обнаружить СВН в полете на дальности 3… 12 км.

Истоки радиолокации 1932 -1934 г. г. Создание первых образцов теплообнаружителей самолетов. Июнь 1934 г. Испытания показали на то время их низкую эффективность для обнаружения самолетов.

Идея радиолокационного обнаружения летательных аппаратов зародилась в начале 30 -х годов прошлого века в связи с потребностями противосамолетной обороны, а история радиолокации начинается с гениально простого изложения идеи П. К. Ощепковым в 1934 году («Сборник ПВО» , № 2). В этом же 1934 году была заказана и испытана РЛС непрерывного излучения дециметрового диапазона «Буря» для управления стрельбой зенитной артиллерии и прожекторами. П. К. Ощепков.

Истоки радиолокации Январь 1934 г. Ю. К. Коровин. Первые испытания приема сигнала отраженного самолетом. Дальность обнаружения факта отражения - 700 м.

Истоки радиолокации Июль 1934 г. Б. К. Шембель Испытание аппаратуры радиообнаружения «РАПИД» . Обнаружен самолет на дальности 5… 6 км от приемника.

Истоки радиолокации 9 августа 1934 г. Закончены испытания и принята на вооружение первая РЛС РУС-1 «Ревень»

Истоки радиолокации Октябрь 1934 г. Начато промышленное производство РЛС РУС-1. Подписан договор о создании пяти образцов РЛС.

В предвоенный период (до 1941 г.) происходило освоение основных технических решений для создания генераторов СВЧ, направленных антенн, приемных и индикаторных устройств, методов измерения дальности и угловых координат целей. Первые выпускаемые серийно РЛС метрового диапазона волн для обнаружения Самолетов РУС-1 («Ревень») были многопозиционными и лишь фиксировали пролет самолета через линию «передатчик-приемник» . Всего было выпущено 44 комплекта РЛС. В 1940 г. была принята на вооружение первая импульсная РЛС РУС-2, обладающая разрешением по дальности, а одноантенные варианты этой РЛС («Редут» на автомобилях и «Пегматит» - в прицепах) стали основными РЛС разведки воздушного противника в годы Великой Отечественной войны.

Истоки радиолокации 1937… 1938 г. г. Кобзарев Ю. Б. Создает первый импульсный передатчик и приемник для приема импульсных колебаний.

Истоки радиолокации 1940 г. ВНИИ РТ (Москва) Созданы два опытных образца РЛС «Редут» . Ри = 50 к. Вт, = 4 м, Добн = 100 км, линейная светящаяся развертка, вращающаяся антенна, фургон. Изготовлено 10 образцов.

Истоки радиолокации 1940 г. Закончены испытания и принята на вооружение РЛС РУС-2 автомобильный вариант. ТТХ по сравнению с РУС-1 улучшены на 30. . 40 %.

В 1944 г. на основе РУС-2 была создана РЛС П-3 А, способная измерять третью координату – высоту цели с помощью двухярусной антенны и гониометра.

Великая Отечественная война показала необходимость усиленного развития военной радиолокации, а начавшаяся «холодная война» сделала решение этой проблемы безотлагательным. Создание радиолокационной техники было поручено ряду специализированных НИИ с привлечением виднейших ученых В 1946 г. закончился первый этап – этап первоначального развития радиолокационной техники.

Второй этап развития радиолокационной техники охватывает ориентировочно 1946 – 1962 г. г. Этот период характеризуется освоением сантиметрового диапазона волн (1949 г. – РЛС «Обсерватория» П-50, 1951 г. – «Перископ» П-20), индикаторов с яркостной отметкой – ИКО; ростом дальности, высоты обнаружения целей и точности радиолокационных измерений координат, измерением высоты цели «На проходе» (V - луч). Появляются системы защиты от пассивных помех, перестройка по частоте передатчиков РЛС.

В 1956 г. на смену РЛС П- 20 поступает полностью отечественный вариант – РЛС П-30 (в дальнейшем дальномеры П-35, П-37, 1 Л – 118 «Лира»), отличающиеся от зарубежных аналогов простотой, надежностью при высоких значениях ТТХ. Этими же качествами обладали и РЛС метрового диапазона: П-8 (1950 г.), П-10, П-12 (1956 г.). На этом же этапе принимаются на вооружение оригинальные РЛС: П-15 дециметрового диапазона волн для маловысотного поля (1956 г.), радиолокационные комплексы «дальномер-высотомер» (П-35 и ПРВ-10 - 1956 г. , П-80 «Алтай» с высотомером ПРВ-11 – в 1962 г.), мощная РЛС метрового диапазона П-14 с зеркальной антенной большого размера, первая общегосударственная система радиолокационного опознавания «Кремний – 2 М» , которой оснащаются все РЛС.

Развитие радиолокации 1950 г. Под руководством Е. В. Бухвалова разработана РЛС дальнего обнаружения П 8. Обеспечивала обнаружение самолетов в режиме кругового обзора, имела СДЦ, НРЗ, и аппаратуру защиты от радиотехнических (нешумовых) помех. ЭЛТ имела светящийся экран с двумя слоями - голубого и янтарного цвета. Измерение высоты гониометром.

ТТХ РЛС П-8 Добн = 150 к м при высоте полета цели около 8000 м; разрешающая способность по дальности 2, 5 км, по азимуту 24 ; мощность в импульсе 70… 75 к. Вт; чувствительность приемника 7 мк. В; антенна «Волновой канал» 2 яруса, гониометр позволял измерять высоту с точностью 500… 800 м; длина волны около 4 м. Коллектив авторов под руководством Г. Т. Отрыжко удостоен Государственной премии. В 1951 г. для этой РЛС разработана новая антенна «Унжа»

Развитие радиолокации Часть 2 1949 г. принятие на вооружение трехкоординатной РЛС СМ- диапазона волн П-20. Измерение высоты методом V-луча, Добн = 190 км, н=500 м П-20 Оснащена аппаратурой опознавания «Кремний-1»

Развитие радиолокации П-20 РЛС имела три транспортные единицы, обеспечивала подавление пассивных помех, активных помех от РЭС близкого диапазона, магнетронный генератор, ЭЛТ с длительным послесвечением и межобзорную обработку (первая неудачная попытка)

Развитие радиолокации П-10 1951… 1953 г. г. Принятие на вооружение РЛС метрового диапазона П-10, являющуюся дальнейшим развитием РЛС П-8.

ТТХ РЛС П-10 Добн=180… 200 км; Потолок обнаружения 16000 м; Максимальная ошибка определения азимута 3 ; дальности 1000 м; высоты 2 % от дальности; Разрешающие способности по Д 2, 5 км, по 2, 5 ; Мощность излучения 55… 75 к. Вт; Чувствительность приемника на основной частоте 3 мк. В; на крайних частотах 4 мк. В; Перестройка частоты, имеет НРЗ, АЗПП, аппаратуру защиты от импульсных помех, гониометр, ИКО.

Развитие радиолокации 1956 г Принятие на вооружение РЛС П-12. Стояла на вооружении ВПВО, ВВС, ВМФ. Имела 1 ИКО в кабине и 3 ВИКО, Измерение высоты методом гониометрии. Аппаратура защиты от ПП, НИП, ОИП, перестройка по частоте

Развитие радиолокации П-15 1956 г. РЛС П-15 Маловысотная, мобильная, может работать на штатную антенну, либо на выносную типа «Унжа» , АЗПП, АЗ НИП, перестройка на одну из трех частот трех программ, некогерентное накопление пачечного эхо-сигнала.

Развитие радиолокации 1974 РЛС П-19. Дальнейшая модификация П-15. Оснащена аппаратурой АСПД для сопряжения с КСА ПВО СВ. Характеристики аналогичны П-15

Радиолокаторы стоящие на вооружении в некоторых государствах П-35 1957 г. РЛС П-35. Является дальнейшей модификацией РЛС П 20. Имеет 6 частотных каналов, АЗПП, АЗ от НИП, ОИП. Добн=250 км, точность высокая.

Развитие радиолокационной техники, расширение пространственно-временных границ ее использования обусловили появление в 1952 году самостоятельного рода Войск ПВО – радиотехнических войск. Период с середины 60 -х до середины 70 -х г. г. прошлого века можно считать третьим этапом развития радиолокационной техники РТВ. Принцип комплексирования радиолокационных дальномеров (РЛДр) и радиовысотомеров на этом этапе был основным. РТВ оснащаются более совершенными радиовысотомерами: ПРВ-11 (1962 г.), ПРВ -13 (1969 г.), ПРВ-17 (1975 г.) и для маловысотных целей – ПРВ-9, ПРВ-16. Основным РЛК радиотехнических войск стал комплекс 5 Н 87 (1972 г.), обладающий высокой дальностью и высотой обнаружения целей, высокой помехозащищенностью. Его модернизации (РЛК 64 Ж 6) поступали в войска и в 80 -х годах.

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы Специализированна я РЛС - радиовысотомер ПРВ-11. Обеспечивал измерение высоты с высокой точностью, имел аппаратуру защиты от пассивных помех.

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1957 г. П-14 «Лена» 1968 г. П-14 Ф «Фургон» 1974 г. 5 Н 84 А «Оборона»

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 5 Н 84 А - имеет самые высокие показатели боевых возможностей для РЛС М-диапазона. Аналогов в мире не имеет. Высокая помехозащищенность от ПП, АШП, Имп. П.

На основе РЛС П-14 в 1969 г. создана специальная РЛС большой дальности П-70 «Лена-М» , обладающая высоким энергетическим потенциалом (впервые применен сложный ЛЧМ зондирующий сигнал).

Радиолокаторы стоящие на вооружении в некоторых государствах П-37 1967 г. РЛС П-37. Развитие РЛС П-35. Дополнительно имеет поляризационную селекцию, более совершенную аппаратуру СДЦ и подавления НИП, ОИП. 5 частотных каналов

Таким образом, для третьего этапа развития радиолокационной техники характерны: 1. Увеличение средней мощности, сложности модуляции и улучшение степени когерентности зондирующих сигналов; 2. Улучшение качества и рост размеров антенных систем РЛС; 3. Внедрение комплекса методов и технических средств помехозащиты, в том числе адаптивных; 4. Развитие системы пассивной локации постановщиков активных помех; 5. Автоматизация процессов извлечения, сбора, обработки и передачи радиолокационной информации (РЛИ): поступают в войска комплексы средств автоматизации (КСА) «Воздух» и «Луч» .

Развитие радиолокационной техники в 60 -х – 70 -х г. г. прошлого века происходило с опорой на развитую теорию радиолокации и помехозащиты. В создание этой теории и практическое совершенствование РЛС внесли большой вклад ученые ВИРТА ПВО. Пятеро из них: В. И. Гомозов, С. И. Красногоров, И. В. Перетягин, В. В. Фединин, Я. Д. Ширман были удостоены Государственной премии.

Четвертый этап развития радиолокационной техники (с середины 70 -х годов) характерен новыми техническими возможностями и новыми требованиями к информативности, помехозащищенности, живучести РЛС РТВ. По этим причинам пришлось отказаться от комплексов РЛДр+ ПРВ и снова перейти к трехкоординатным РЛС кругового обзора, но на качественно, новом уровне, используя многоканальность в угломестной плоскости. Так в 1978 г. Принимается на вооружение 3 координатная РЛС дальнего обнаружения дециметрового диапазона 5 Н 69 (СТ-67) с двухзеркальной антенной больших размеров. Трехкоординатные РЛС маловысотного поля 5 Н 59 (1979 г.) и 19 Ж 6 (1981 г.) выполнены с широким использованием цифровой техники обработки сигналов и радиолокационной информации

СТ-67 (5 Н 69) "Салют" Радиолокационная станция трехкоординатная перевозимая. Разработка-1967 года. - индекс заказцика: 5 Н 69 - прозвища: "Ступа", В некоторых местах за шумную и огромную антенну РЛС имела прозвище"Стратегически й вентилятор" - шифр разработчика: "Салют" , "Обь"

В 1982 г. Принята на вооружение трехкоординатная РЛС метрового диапазона волн 55 Ж 6 («Небо»).

В РЛС 5 У 75 «Перископ-В» (1978 г.) и её модернизированном варианте 57 У 6 (1984 г.) предназначенных для горных позиций, применены системы дистанционного управления и автоматического контроля технического состояния, цифровая фильтрация сигналов. 1978 г. РЛК 57 У 6. Специальный РЛК для горной местности. Обеспечивает ведение РЛР и выдачи РИ и БИ в сложной помеховой обстановке 57 У 6

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1961 г. РЛС «Силовой борьбы» П-90. Стационарная высокопотенциальная РЛС обнаружения СВН, выдачи РИ и БИ в условиях интенсивного радиопротиводействия

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1962 г. РЛС П-80 1974 г РЛК 5 Н 87, модификация 64 Ж 6. Высокопотенциальный РЛК боевого режима, комплектовался 2 дальномерами и 2 или 4 радиовысотомерами ПРВ-13, ПРВ-17.

Следует отметить, что на этом этапе активно совершенствуется и техника АСУ ротного, батальонного и более высоких уровней. На смену объектам АСУ системы «Луч- 2» приходят объекты АСУ «Луч- 3» и «Пирамида» , построенные на новой элементарной базе и с улучшенными характеристиками. Кроме того, функции первичной обработки РЛИ перешли к РЛС нового поколения, обеспечивающих, как правило «автосъем» координат целей и выдачу их в цифровой форме на АСУ, в ряде образцов и автоматическую проводку трасс целей.