Расчет нормы накопления тбо на человека. Вывоз мусора

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:
    от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции
    от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);
  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).

Перечень документов в жилищно-коммунальной области

Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунальной сфере , выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
  • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и , не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

Другие документы

Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

Класс опасности

Работа, связанная с накоплением отходов І–V категории опасности, а также работа, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов V категории опасности, не требует лицензирования.
Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).
Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

Поэтому для сбора, перевозки, хранения, и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Лицензирование

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

Учет

Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.
Эта отрасль требует совершенствования.

Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • заезды в дома для сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.

Специалисты из Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета М. А. ЛЮБАРСКАЯ и В. С. ЧЕКАЛИН предлагают решать проблему с помощью экономических рычагов.

- Проблема сбора и транспортировки ТБО должна рассматриваться как комплексная управленческая задача , - считают они. - Включать она должна финансово-экономические аспекты обеспечения специализированных транспортных предприятий необходимым объемом средств не только для нормального функционирования, но и для дальнейшего развития.

Для этого необходимо обеспечить реальную оплату услуг, предоставляемых специализированными транспортными предприятиями по сбору и вывозу ТБО на основе экономически обоснованных тарифов.

Количество отходов в городе будет только увеличиваться - это обусловлено в первую очередь увеличением числа импортных товаров. Большая часть их изготавливается из новых материалов, требующих внедрения сложных технологий для переработки отходов из этих материалов.

Также к ухудшению экологической обстановки в стране, росту отходов ведет увеличение несанкционированных свалок. В том числе с токсичными и вредными для здоровья человека отходами. Этому способствуют слабая законодательная база и слабый контроль со стороны государства.

Инфраструктура сбора и транспортировки твердых бытовых отходов требует постоянной модернизации, как в техническом, так и в организационном плане. А на это специализированным транспортным предприятиям нужны средства. Обращение с отходами требует также внедрения новых технологий переработки из-за появления новых материалов, которые при разложении способны выделять в окружающую среду вредные вещества.

В общем, можно прийти к выводу, что приоритетным направлением в области обращения с ТБО является создание комплексной системы управления ими. Система должна базироваться на долгосрочном стратегическом планировании, обеспечивая гибкость, необходимую для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО.

Совершенствование обращения с твердыми бытовыми отходами требует четкого согласования технических, организационных и финансово-экономических мероприятий.

Необходимо также налаживать систему оперативного контроля за вывозом твердых бытовых отходов, осуществлять мониторинг деятельности специализированных транспортных организаций, занятых сбором и вывозом ТБО. Возникает необходимость в создании благоприятных условий для сокращения объемов отходов, повышения уровня их использования и предотвращения на этой основе загрязнения окружающей среды. А для этого нужно совершенствовать правовые, экономические, организационно-управленческие и нормативно-методические аспекты деятельности. Не забывая при этом об имеющемся территориальном потенциале для переработки отходов, участии в финансировании программ, направленных на снижение образования отходов.

Затраты и тарифы

- Основополагающими параметрами при расчете необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу ТБО, является общий объем ТБО, который должен быть вывезен на объекты утилизации за определенный период , - рассказывают М. А. Любарская и В. С. Чекалин . - Для этого норма накопляемости ТБО перемножается на численность населения, проживающего в жилищном фонде города.

Так, в Санкт-Петербурге с 1 января 2004 года норма образования ТБО населением установлена на 1 человека в год в размере 1,45 куб. м (290 кг) при плотности 200 кг/куб. м.

Сейчас применяются две основные технологические схемы сбора и вывоза ТБО.

  • В местах сбора ТБО устанавливаются контейнеры объемом 6 куб. м, которые грузятся на шасси ЗИЛ МСК-6А или ГАЗ МСК-6А.
  • В местах сбора ТБО устанавливаются контейнеры объемом 0,75 куб. м, мусор из которых перегружается в мусоровозы, аналогичные КО-413 (на шасси ЗИЛ или ГАЗ) или КО-415 (на шасси КАМАЗ или МАЗ). При данной технологической схеме необходимо включать в экипаж мусоровоза кроме водителя еще и грузчика.

Для повышения эффективности использования транспорта внедрена схема перегруза, когда «мелкие» мусоровозы на шасси автомобилей ЗИЛ или ГАЗ перегружают ТБО в крупные контейнеры емкостью 27 куб. м, которые затем перевозятся мусоровозами МСК-10 на шасси КАМАЗ или МАЗ. В этом случае используется коэффициент уплотнения 0,95.

С учетом применяемых технологических схем сбора и вывоза ТБО в расчет необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, включены несколько статей. В их числе затраты на оплату труда производственного персонала, на приобретение топлива с учетом зимней надбавки, на смазочные и обтирочные материалы. Предусмотрено финансирование затрат на приобретение резины, амортизационные отчисления, текущий ремонт и техническое обслуживание, замену контейнеров и цеховые и общепарковые затраты.

Проводя расчет необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, особое внимание обращается на ряд моментов.

При расчете расхода топлива и смазочных материалов используются нормы расхода топлива специализированными транспортными средствами в соответствии с утвержденными Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 26 августа 1993 года. Так же применяются «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03)» от 29 апреля 2003 года.

В расчете учитываются следующие повышающие надбавки:

  • работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек - до 25%;
  • на каждую тонну увеличения собственной массы автомобиля - увеличением до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями.

Заработная плата водителей и грузчиков специализированных автотранспортных предприятий начисляется на основании фактического уровня оплаты данных категорий работников в Санкт-Петербурге. При этом учитываются тяжелые условия труда, а также квалификация и ответственность водителей.

В расчет также включаются затраты на приобретение новых специализированных транспортных средств (мусоровозов МСК-6А, КО-413, МСК-10 и КО-415, используемых в настоящее время). Потребность в них рассчитывается исходя из ежегодной нормы амортизации 12,5% и необходимого количества машин для вывоза нормативного объема образующихся твердых отходов при численности обслуживаемого населения 3 581 тыс. чел. и норме накопляемости ТБО 1,45 м 3 на 1 чел. в год.

В расчеты входят и затраты на приобретение новых коммунальных контейнеров для сбора ТБО (контейнеры К-12, К-6 и КК-0,75, используемые в настоящее время). Потребность в них рассчитывается исходя из общего количества контейнеров, размещенных на территории города и предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, образуемых населением города, и среднего срока службы контейнера - 3 года.

Также учитывается существующий уровень цен на приобретение мусоровозов, стоимость техники и расходных материалов очищается от НДС.

В расчет затрат на оказание услуг по вывозу мусора не включаются лизинговые платежи, возникающие у специализированных транспортных предприятий в результате нехватки средств на приобретение в собственность новой техники в предыдущие периоды, в связи с чем техника была взята в лизинг.

При расчете учитываются следующие коэффициенты:

  • выхода из парка (0,74 - соответствует среднему уровню для автотранспортных предприятий, связан с необходимостью проведения планово-предупредительных и непредвиденных ремонтов специализированных транспортных средств);
  • использования пробега (0,42 - связан с наличием наряду с «полезным» пробегом затрат времени на пробег «из парка» и «в парк» и движением собирающих мусоровозов от контейнера к контейнеру).

Подчеркнем, что себестоимость оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов может быть существенно снижена за счет оптимизации маршрутной сети, учета прессования твердых бытовых отходов на станциях перегруза, уточнения технологических карт в части времени погрузки-разгрузки мусоровозов различных марок.

Кроме того, уменьшению затрат на вывоз ТБО способствуют увеличение времени работы каждого автомобиля в день с учетом соответствующего увеличения коэффициента сменности водителей, использования для перевозки твердых отходов более экономичных и современных моделей специализированных транспортных средств.

Коррективы жизни

- Приведенный выше механизм расчета и установления экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору и вывозу ТБО отражает существующую процедуру. Однако, как показывает практика, жизнь вносит свои коррективы и тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов нуждается в периодическом пересмотре , - продолжают М. А. Любарская и В. С. Чекалин . - Например, в указанном тарифе за вывоз ТБО не был предусмотрен вывоз крупногабаритных отходов (КГО). А именно: холодильников, стиральных машин, телевизоров, а также устаревшей мебели и тому подобных отходов, крупных остатков строительного мусора, старых рам, дверей, обоев.

Следует учесть, что в последние два года произошел всплеск потребительского кредитования, вследствие которого население купило сотни тысяч предметов длительного обихода, доставленных до квартиры в таре и упаковке, включая крупногабаритные предметы. И в относительно короткое время выбросило эту тару, упаковку и отслужившие свой срок крупногабаритные отходы (КГО) на контейнерную площадку.

Причем объем и количество крупногабаритных отходов в настоящее время не учитывается.

Маркетинговые исследования показывают, что объем продаж бытовой техники увеличился на 20%, и, как следствие, на столько же увеличился объем крупногабаритных отходов.

В экспертном заключении Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова установлено, что объем образованных населением КГО составляет не менее 0,3 куб. м на человека в год.

При осуществлении 100%-го вывоза отходов, из расчета 1,45 куб. м на жителя в год, значительное количество отходов остается на контейнерных площадках, сжигается и сбрасывается на несанкционированные свалки. Жилищным службам просто не хватает талонов на их обезвреживание.

В результате при существующем коэффициенте накопляемости 1,45 куб. м в год специализированные автопредприятия не могут своевременно вывезти фактически накопленные от населения отходы.

Так что можно утверждать, что если не будет пересмотрена норма накопляемости ТБО, то разрыв между накопившимися и цивилизованно вывезенными отходами будет возрастать.

Таким образом, уже в 2007 году по факту работы специализированных транспортных организаций средняя норма накопления отходов от населения должна составлять 1,62-1,65. Такая норма позволит городским службам обеспечить бесперебойную работу по удалению ТБО, чистоту на площадках сбора, приблизившись к европейским стандартам.

Методика расчета

- Предложения по установлению экономически обоснованного тарифа , - считают М. А. Любарская и В. С. Чекалин , - формируются на основании предложений по обоснованности и расчету величины затрат на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Основываются они на соблюдении следующих условий:

  • использовании нормативных данных об объемах оказания услуг по вывозу мусора;
  • использовании нормативных данных о трудозатратах на выполнение технологических операций;
  • применении действующих цен на приобретение техники и расходных материалов;
  • нормативном подходе к определению норм расхода топлива и использования расходных материалов;
  • очищении стоимости техники и расходных материалов от НДС.

В рамках расчета составляется калькуляция основных статей затрат, которые возникают при использовании сложившихся в настоящее время технологий вывоза твердых бытовых отходов. При определении суммы каждой статьи расходов используются нормативы, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами, а также реальные цены на топливо, автотранспорт и расходные материалы и заработная плата работников основных категорий.

Проводимая один раз в два года экспертиза определяет экономическую обоснованность необходимости повышения тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Это делается в связи с тем, что применяемый тариф на сбор и вывоз ТБО не позволяет поставщикам соответствующих услуг оказывать их по действующим технологическим схемам с нормативным уровнем качества. В частности, специализированными транспортными предприятиями осуществляются затраты только на поддержание текущей деятельности (приобретение топлива, расходных материалов, выплату заработной платы), средств на приобретение новой техники и оборудования (мусоровозов, контейнеров) не остается.

А это снижает эффективность деятельности предприятий и увеличивает коэффициенты производственных потерь.

Экономически обоснованный тариф определяется на основании затратного метода. То есть на основании всех видов произведенных специализированными транспортными предприятиями и официально подтвержденных расходов.

Общий объем собираемых в зоне обслуживания специализированного автотранспортного предприятия ТБО является исходной величиной для расчета всех необходимых затрат на их вывоз.

Подготовил Сергей Велень

Проблемы сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов затрагивают абсолютно всех жителей Москвы. Большинство людей пытаются выяснить, как рассчитать вывоз ТБО, за что они платят и почему.

Рассчитать стоимость вывоза ТБО на калькуляторе

В какой-то степени все уже привыкли к тому, что стоимость услуг в коммунальной сфере растет постоянно. Причем рост происходит довольно ощутимый. Так, к примеру, среднегодовой рост их стоимости за последние пять лет составил около 28%. Конечно, отмечает большинство экспертов, население оплачивает данные услуги, но стремится к тому, чтобы расчет вывоза ТБО и других коммунальных платежей был прозрачен и понятен.

Чтобы понять из чего складывается стоимость услуги по сбору и вывозу бытовых отходов достаточно обратиться к методологическим рекомендациям, разработанные центром Муниципальной экономики и права. В частности, в них говорится, что стоимость вывоза одного кубического метра отходов определяется как соотношение суммы нормативных расходов в расчете на один рейс к принятой производительности транспортного средства. Иными словами, расчет стоимости вывоза ТБО зависит от объема собранных отходов за один рейс и расстояния, которое проходит мусоровоз по маршруту.

В то же время существует ряд дополнительных факторов, способных оказать влияние на стоимость услуги как в одну, так и в другую сторону. В компании Санитарим используют гибкий подход к потребностям своих клиентов. К вопросу как рассчитать вывоз ТБО мы подходим со всей ответственностью. Рассчитать ориентировочную стоимость услуги можно на сайт с помощью онлайн-калькулятора. Более полная стоимость устанавливается после тщательного анализа всех составляющих. При этом в компании всегда идут навстречу постоянным клиентам, предоставляя им дополнительные скидки и льготный режим обслуживания.

Нормы ТБО (твердых бытовых отходов) рассчитываются на основании конкретных показателей. Они привязаны к численности людей, которые проживают в жилищном комплексе, отелях или других объектах. Кроме того, для мест с высокой посещаемостью (торговые центры, коммерческие и развлекательные объекты) во внимание принимается площадь объекта.

В этой статье вы узнаете:

  • Что представляют собой ТБО.
  • Для чего нужно знать нормы ТБО.
  • Какие установлены нормы накопления ТБО.
  • Как определяется норма накопления ТБО на человека.
  • Как определяются нормы накопления ТБО.
  • Какие факторы влияют на норму накопления ТБО.

Расчет нормативов по твердому мусору производится исходя из его веса и объема на единицу времени.

Что нужно знать, чтобы определить нормы ТБО

Твердые коммунальные отходы включают широкий список различного мусора: отходы с производственных, коммунальных, жилых, общественных и других объектов, опавшую листву, отработанные строительные материалы, просроченные продукты питания и др. Другими словами, все, что попадает в контейнеры с мусором, относится к твердым отходам.

В свою очередь, твердые коммунальные отходы различаются уровнем опасности и токсичности, способом переработки, источником возникновения и составом, а также другими признаками.

Но в мусорные контейнеры, установленные во дворах жилых домов, можно выбрасывать далеко не все. Законодательные нормативы предусматривают разделение коммунальных отходов.

В мусорные баки можно выбрасывать:

  • мусор растительного происхождения;
  • мусор, собранный дворником, - окурки, бумажки, опавшие листья и другое;
  • просроченные продукты и пищевые отходы;
  • вещи из хлопка и текстиля;
  • упаковочные материалы - картон, бумагу, газеты.

Что запрещается выбрасывать в мусор:

  • объемные отходы строительных материалов после проведения ремонтных работ;
  • средства жидкой и маслянистой консистенции;
  • фекалии домашних питомцев;
  • фармацевтические препараты и просроченные лекарства;
  • токсичные вещества.

Перечисленные здесь отходы должны вывозиться специальными службами. Особенно это важно для отходов, представляющих опасность для здоровья людей, - это энергосберегающие и другие лампы.

Для обращения с такими предметами мусора нужно знать правила утилизации, особенно это касается вещей, содержащих ртуть и другие токсичные вещества, опасные для здоровья человека.

Многие люди не задумываются о последствиях при нарушении правил утилизации и обращения с токсичными бытовыми отходами. Если такой мусор пролежит в контейнере хотя бы несколько дней, то это может стать причиной заражения (органические отходы), отравления (ртуть) или возгорания.

Правилам обращения с токсичным мусором очень важно обучить детей, поскольку от этого зависит здоровье всей семьи и экологическая ситуация в общем.

Все неудобства, связанные с вызовом специальных служб по утилизации токсичных веществ, невозможно сравнить с той опасностью, которой могут подвергаться люди.

  • Полигон ТБО: эффективная мера избавления от мусора или загрязнение окружающей среды

Для чего нужно знать нормы ТБО

На первом этапе проводится расчет норм накопления ТБО в сутки:

G = G1 / (n × 7).

Здесь: G - расчетное количество в сутки; G1 - общее количество ТБО по проведенным замерам; n - численность расчетных единиц.

Определение среднемесячных нормативов по накоплению твердых коммунальных отходов производится по формуле:

G = G1 / 12.

Постановлением Правительства № 269 предусматривается применение и других формул для определения норм накопления ТБО. Это формулы для определения среднесуточных показателей на сезон, которые выражены в объеме для расчетной единицы в сутки.

Правительственное постановление № 1156 от 12 ноября 2016 года регулирует деятельность региональных операторов, которые должны отчитываться по объемам накопления и переработки ТБО по результатам каждого месяца.

Коммерческий учет коммунальных отходов проводится согласно правилам, которые определены постановлением Правительства № 505 от 3 июня 2016 года. В этом документе указано, что коммерческий учет базируется:

  • на нормативных данных и количестве/объеме заполненных контейнеров для ТБО;
  • на общем весе коммунальных отходов, который получен с использованием определенных технологий проведения замеров.

1-й вариант применяют для расчетов с потребителями, а 2-й для операторов.

Средние нормы накопления твердых отходов в год на одного сотрудника определяются согласно формуле, предусмотренной в 19-м и 20-м пунктах постановления № 269:

G = G1 × 365.

Здесь: G1 - показатель в единицах массы или объема.

Нужно отметить, что нормативы, предусмотренные этим постановлением и приказом Минстроя № 524/пр, дублируют более ранние положения, которые были утверждены Министерством ЖКХ РСФСР от 9 марта 1982 года.

Норма вывоза ТБО: расчет стоимости

Нормативы по транспортировке твердых отходов определены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые утверждены правительственным Постановлением № 354 от 6 мая 2011 года (далее по тексту «Правила»):

1. До момента определения норм накопления ТБО стоимость коммунальных услуг по вывозу мусора рассчитывается исходя из количества мусорных контейнеров.

2. Ранее предполагалось, что нормативы по накоплению твердых отходов на 1 жителя в месяц будут определены к 1-му июня 2017 года. После этого для расчета коммунальных платежей будет применяться формула:

P = n × (N / 12) × T.

Здесь: n - численность жителей дома/квартиры; N - установленные нормы; T - тарификация по услугам регионального оператора.

3. Согласно новой редакции «Правил» стоимость предоставления услуг по вывозу ТБО покрывается в том числе и владельцами нежилых помещений. Пункт 9(5) Приложения 2 к «Правилам» предусматривает расчет платежей для них по формуле:

P = K × (N / 12) × T.

Здесь: K - численность расчетных единиц для нежилого помещения.

До момента установления норм ТБО владельцы помещений из нежилого фонда производят оплату услуг на основании количества вывезенных контейнеров.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Как выполняется определение норм накопления ТБО

Нормы накопления твердых отходов по отдельным категориям граждан определяются соответствующими законодательными актами. К таким категориям относятся:

  • владельцы жилплощади;
  • собственники придомовых участков;
  • ИП, которые арендуют нежилые помещения.

Для определения норм ТБО используются замеры, которые один раз в сезон выполняет оператор по вывозу коммунальных отходов. Для проведения замеров выделяется район с количеством жителей не менее чем:

  • 0,5 % от общего количества населения для городов-миллионников;
  • 1 % от общего количества населения для крупных городов;
  • 2 % от общего количества населения небольших населенных пунктов.

Проводятся измерительные мероприятия с помощью специальных мусорных контейнеров или пакетов большого размера. При этом строго соблюдается сортировка ТБО по трем категориям (смешивание не допускается). Отчет по выполненным замерам составляется по итогам каждого дня.

На следующем этапе проводятся расчетные операции по установленным формулам. При этом рассчитываются дополнительные коэффициенты:

  • среднесуточный показатель;
  • средние нормы по всем сезонам;
  • среднегодовой норматив (среднесуточный показатель умножается на число дней в году);
  • среднемесячные нормы.

После заполнения экспериментальных емкостей измеряется вес и объем ТБО. Для проведения измерений проводятся следующие действия:

  1. Осуществляется выравнивание всех ТБО.
  2. При помощи специальной полутораметровой измерительной линейки производится измерение объемов накопленных ТБО. Замеры проводят сверху вниз.
  3. Взвешивание ТБО производится при помощи динамометра (из общих показаний следует отнять вес контейнера).
  4. Для взвешивания ТБО до 10 кг могут использоваться погрузочные автомобили.

Результаты замеров заносятся в таблицу, и проводится вычисление средних показателей по каждой из категорий ТБО (жилые, придомовые, производственные).

За достоверность замеров и правильность дальнейшей работы с нормами ТБО юридическую ответственность несет оператор, работающий с коммунальными отходами конкретного объекта.

Факторы, влияющие на норму накопления ТБО

Жильцам МКД будет полезно узнать, от чего зависят суммы за вывоз твердых отходов в квитанциях и почему могут меняться расчетные нормы накопления ТБО. Нормативные значения зависят от таких факторов, как:

  1. Благоустроенность жилищного объекта (подключение к центральным отопительным сетям, канализации и другим инженерным коммуникациям).
  2. Наличие отдельных баков для разных категорий ТБО (пластик, бумага, стекло). В таких случаях существенно снижается вес коммунальных отходов.
  3. Климатические условия (в северных районах отопительный сезон более продолжительный).
  4. Наличие зеленых насаждений на придомовом участке.

Чтобы сделать расчет норм ТБО более точным, необходимо провести замеры в районах с разной степенью благоустроенности. Кроме того, учитывается вариант систем отопления.

После выполнения исследований проводится оформление санитарных паспортов по каждому виду объектов. В этом документе прописывается численность проживающих в МКД, мест в отеле или объекте общественного питания, а также уровень благоустроенности прилегающего участка. Для объектов, где организован сбор ТБО по видам мусора, указываются отдельные данные замеров.

  • Плата за вывоз твердых бытовых отходов: предоставление и расчет новой коммунальной услуги

Временные нормы ТБО

На период проведения измерительных мероприятий и пока проходит утверждение норм накопления ТБО, для ИП применяют временные нормативы. Такие показатели рассчитываются с учетом вида коммерческой деятельности. Как правило, применяются средние показатели норм ТБО. Согласно действующим рекомендациям временные нормы подлежат корректировке раз в 12 месяцев.

Для различных видов коммерческой деятельности применяют отдельные коэффициенты для расчета нормативных значений. По таким нормам в настоящее время работают магазины, киоски, лотки, предприниматели, предоставляющие различные виды услуг, включая транспортные. Во временные нормы накопления ТБО не включают габаритный мусор. При его появлении применяется дополнительный коэффициент 1,5. В крупных мегаполисах временные нормы накопления ТБО для производственных объектов в 2 раза меньше, чем для МКД.

Нормы ТБО по правилам СанПиН

Нормативами СанПиН предусмотрены следующие правила сбора коммунальных отходов:

  1. Условия сбора твердых отходов должны быть организованы таким образом, чтобы они не успевали разлагаться. Сроки хранения ТБО в зимние месяцы при температуре ниже -5 °C должны быть менее 3-х суток, а летом - не более чем 1 сутки. Периодичность вывоза бытовых отходов устанавливают административные органы населенных пунктов.
  2. Для сбора и хранения ТБО используются контейнеры установленных видов.
  3. Контейнеры для сбора ТБО должны располагаться не ближе чем в 20 метрах от жилых объектов.
  4. Мойка мусорных баков производится не реже раза в 10 суток.
  5. Категорически запрещается проводить забор отходов из контейнеров для их использования в качестве вторсырья.
  6. Строительные нормы предусматривают оборудование мусоропроводов для МКД высотой более 4-х этажей.
  7. Мусороприемники и мусоропроводы для сбора твердых отходов должны быть оборудованы в соответствии со строительными нормативами класса 8-72.
  8. Компании, обслуживающие МКД, должны осуществлять сбор и удаление ТБО не менее 1 раза в неделю.

Перечисленные здесь правила являются обязательными. При выявлении нарушений к ответственным лицам могут применяться административные штрафы.

Как борются с мусором и устанавливают нормы ТБО в зарубежных странах

История вопроса организации сбора и переработки бытовых отходов отражает изменение представлений о правилах гигиены, об общественном устройстве, градостроительстве. Эта проблема находит отражение даже в формировании международных отношений. С течением времени менялся состав ТБО и развивались технологии переработки мусора. История мусора прошла путь от глиняных емкостей, найденных за пределами древних поселений, до многотонных ядерных «могильников». Население планеты постоянно училось собирать и утилизировать мусор. Существуют разные формы проявления этих процессов: китайская деревня сборщиков мусора, территории в Гане, заваленные старыми электронными приборами, индийское захоронение средств мореплавания и т. д.

Историки отмечают наличие сведений о мусоросборниках еще за 400 лет до нашей эры. В древних Афинах мусор складывали в корзины и вывозили в специальные места за территорией города. Примерно так же поступали и древние римляне. Такая свалка возле Вечного города в виде холма Монте-Тестаччо является самой крупной в мире, сохранившейся до настоящего времени. Этот «холм» состоит из осколков миллионов амфор и имеет высоту около 50 метров.

В средневековой Европе мусорные отходы нередко провоцировали эпидемии. В пятнадцатом веке после вспышки чумы многие города стали задумываться над необходимостью мощения городских улиц. Это было необходимо, чтобы избавиться от зловонных луж из грязи и пищевых отходов. Системы стоков появились значительно позже. Первая сточная конструкция появилась только в девятнадцатом веке в Лондоне, в затопляемом устье Темзы. Она была разработана инженером Базелджетом и включала 10 каналов, по которым жидкие отходы направлялись в Северное море (ранее стоки сливались непосредственно в Темзу). Под влиянием индустриализации произошло изменение состава бытовых отходов: в мусоре стали появляться изделия из картона и пластика, продукты химической отрасли, но технологии его утилизации оставались прежними. Отходы закапывали, сжигали или сбрасывали в моря и океаны. Только в середине прошлого века человечество стало задумываться об экологических проблемах. 22.04.1970 г. состоялась акция под названием «День Земли». Ее участниками стали многие учебные заведения США. Целью акции был призыв к созданию эффективных методов по защите экологии.

В настоящее время в разных странах применяются различные подходы к сбору и утилизации ТБО. Некоторые государства даже завозят отходы из соседних стран для переработки на собственных предприятиях. Существуют также примеры свалок, куда под видом гуманитарной помощи свозят в контейнерах отходы Америки и европейских стран.

  • Швейцария

Все граждане Швейцарии должны платить пошлину, величина которой зависит от объема мусорного бака. Для того чтобы не платить за дополнительные емкости, местные компании приобретают специальные трамбовочные устройства для прессования мусора. В этой стране настолько оптимизированы процессы сбора ТБО, что для загрузки технологичных мусоросжигательных заводов приходится импортировать отходы из других государств.

  • Япония

Нормы сбора ТБО в Стране восходящего солнца определяются муниципальными органами по согласованию с принадлежащими им мусороперерабатывающими предприятиями. Японцы должны сортировать свои отходы, отделяя пластик, бумагу, стекло, картон и металл. Кроме того, мусор сортируется в зависимости от способности к горению. К примеру, вымытая пластиковая упаковка из-под продуктов должна складываться в контейнер для пластика. Если же ее не вымыли, то она относится к категории сгораемых ТБО. Перед тем как выбросить бытовое электрооборудование, жители этой страны должны купить особую марку, которая клеится на выбрасываемый прибор. Цена такой марки зависит от вида оборудования. К примеру, для разных видов холодильников стоимость марки может находиться в пределах от 50 до 100 американских долларов. Учитывая это обстоятельство, японцы стараются не выбрасывать габаритные предметы, а дарить их тем, кому они необходимы.

  • Китай

В столице Поднебесной перерабатываемые виды ТБО даже не приходится доставлять к пунктам приема. Их нужно только вынести на улицу, для того чтобы продать сборщикам, которые отвозят мусор в пригород Пекина. Здесь находится целая деревня сборщиков мусорных отходов, которая называется Донг Сяо Коу. Люди, проживающие в этом месте, а также приезжие выходцы из бедных регионов целыми днями разбирают здесь завалы картонных отходов, старой авторезины и других ТБО. При этом некоторые из них живут в лачугах, собранных из найденных здесь старых досок и листов металла.

  • Гана

Возле ганской столицы в городке Агбогблоши находится наиболее масштабное «кладбище» компьютеров. Электронные приборы, телевизоры, музыкальные центры, телефоны и другие устройства свозят сюда со всего мира и сбрасывают на одной огромной свалке.

Выброшенная электроника становится источником заработка для ганцев. Работники свалки, съезжающиеся сюда со всех уголков страны, ломают устройства или жгут их комплектующие с целью сбора меди и алюминия. Собранные металлы можно сдать за деньги прямо на свалке в специальных приемных пунктах. Зарабатывая не более 3-х долларов в день, многие работники свалки в Агбогблоши страдают от серьезных болезней, которые часто приводят к летальному исходу.

  • Индия

Индийский населенный пункт Аланг, расположенный на северо-западном побережье, получил известность как место захоронения морских судов. 10 километров береговой линии стали местом последнего пристанища пассажирских и грузовых кораблей. Эта своеобразная свалка образовалась более 20 лет назад, и за это время здесь была проведена разборка более 6,5 тыс. судов. Часть морского транспорта, попадающего сюда, не проходит специальную процедуру обеззараживания, поэтому местные работники часто погибают от отравлений химическими веществами или от пожаров. В среднем происходит около 40 несчастных случаев в год.

  • Мальдивы

Местное правительство приняло решение создать искусственный остров из ТБО, которые остаются после туристов. На Тилафуши (название мусорного острова) с 1992 года свозят сотни тонн отходов с других островов. Поскольку высота острова составляет только 1 метр над уровнем моря, то существует опасность экологической катастрофы, которая может разрушить местную экосистему.

Одним из наиболее массовых компонентов ТБО в Соединенных Штатах Америки являются продукты питания. Их выбрасывают на всех этапах от производства до потребления. Совет по охране природных ресурсов Америки предоставил информацию, согласно которой в этой стране выбрасывается более 40 процентов всех производимых продуктов. Средняя семья здесь выбрасывает еды примерно на 2 000 долларов. Еще один интересный факт в отношении производства продуктов питания связан с тем, что часть регионов Соединенных Штатов испытывает огромные сложности из-за сильной засухи, в то время как в отдельных штатах ¼ воды используется для орошения зерновых. В итоге часть выращенного урожая просто выбрасывается.

Мусорные свалки США, содержащие большое количество продуктов питания, являются местами образования различных газов, которые наносят большой вред экологии.

  • Что такое лицензия на вывоз ТБО и как ее получить в 2017 году
  1. Наиболее массовым видом мусора на Земле являются окурки от сигарет. Каждый год курильщики выбрасывают более 4,5 миллиарда окурков.
  2. Список передовых государств в отношении переработки ТБО возглавляет Швеция, где осуществляется переработка около 52 % всего мусора. В тройку лидеров входят также Австрия и Германия (49,7 и 48 процентов соответственно). В нашей стране этот показатель практически в 2 раза ниже.
  3. Наука, объектом которой являются вопросы переработки ТБО, получила название гарбология (garbage в переводе с английского - «мусор»). Кроме того, такое же название имеет раздел археологии, который посвящен изучению быта людей из других эпох на основании исследования мусорных свалок.
  4. В течение всего одной секунды на земном шаре производится почти 4 кг мусора, который не несет экологической опасности. В общем объеме ТБО такие отходы составляют почти 30 %. ¼ условного среднестатистического мусорного бака составляют картонно-бумажные отходы, 13 % приходится на стекло, пластиковый мусор находится в пределах 11 %, а металл составляет 18 %.
  5. Наиболее проблематичным вопросом в сфере ТБО является переработка компьютерной техники. Комплектующие компьютеров содержат экологически вредные компоненты. В Европе существуют закрытые свалки для старой техники, которые находятся под строгой охраной.
  6. Вторичная переработка металлолома во всех странах обеспечивает экономию электроэнергии, которая может обеспечить теплом и светом более 150 миллионов жилых домов. Сэкономленной энергии от переработки всего 1 стеклянной бутылки достаточно для 4-часового свечения стоваттной лампочки.
  7. Наиболее крупный полигон ТБО находится в Соединенных Штатах в парке Фрешкиллс. Его площадь составляет 1,2 тыс. га (размер 1 700 футбольных полей). Сюда ежедневно свозят более 13 000 тонн мусора.
  8. Утилизация ТБО в водах океана производится в закрытых контейнерах, но такой ход не может гарантировать отсутствие риска загрязнения воды. Под влиянием коррозии металлические емкости могут разрушиться всего за 10 лет, для капсул из бетона этот срок увеличивается всего лишь до 30 лет.
  9. В СССР сотрудника милиции на жаргоне называли «мусор», но это никак не связано с ТБО. Это название появилось от аббревиатуры МУС (Московский уголовный сыск).
  10. Бумажная салфетка полностью растворяется в море за 90 дней, для спичек этот срок будет в 2 раза больше. Сигаретный окурок может оставаться невредимым до пяти лет, полиэтилен - до 20 лет. Нейлон будет разлагаться в морской воде около 40 лет, банка из-под консервов - 500 лет, а бутылка из стекла - 1000 лет!

Развеиваем мифы про мусор и нормы ТБО

1. Бизнес по переработке ТБО отличается высокой доходностью

Введите в поисковую строку слова «утилизация мусора», и вы увидите массу одинаковых статей с устаревшей статистикой и угрозами мусорного катаклизма. В таких очерках много говорится о том, что во всем мире уже научились хорошо зарабатывать на мусоропереработке, а у нас все еще происходят пожары на свалках. Все это подытоживается претензиями к руководителям страны, жалобами на отсутствие нормативной базы и инвестиционных программ. Но если на ТБО можно зарабатывать огромные деньги, то при чем здесь отсутствие господдержки? На сайтах, посвященных стартапам и предпринимательству, есть статьи и бизнес-проекты по строительству мусоросжигательного заводика всего за 50 000 $. Но эти проекты очень далеки от реальности. Размер бюджета на строительство стандартного завода по переработке мусора превышает 20 миллиардов рублей (во всяком случае, именно такую сумму инвестиций афиширует «Ростех» в Казани). Стоимость включает покупку технологии, земли, оборудования, организацию логистики, получение разрешительной документации и т. д.

Несколько лет назад на этот бизнес обратили внимание представители РАО «ЕЭС России». В корпорацию ГК «Экосистема» было инвестировано 16 миллиардов рублей. Рентабельность проекта по оценкам экспертов находится на уровне 30 процентов. Учитывая необходимость огромных вложений, можно сказать, что это направление не подходит даже для среднего бизнеса. Несмотря на «красивые статьи», даже в европейских странах строительство мусороперерабатывающих заводов является прерогативой крупных энергетических концернов. Наиболее крупные предприятия такого рода строит компания из Германии E.ON в Кардиффе.

2. Сжигать мусор невыгодно

Специалисты из ГК «Экосистема» в своих заявлениях нередко утверждают, что процесс сжигания твердых бытовых отходов убыточен. Эту же мысль озвучил и замминистра Минэкологии. По его словам, после сжигания ТБО остается еще почти 40 процентов отходов, нуждающихся в утилизации. Действующие тарифы и правда делают более выгодным вывоз отходов на полигоны. Для сравнения: в Соединенных штатах такой вариант утилизации стоит 1000 $/т, а в РФ 1000 руб/т. Это говорит о лоббировании и дотировании предприятий, обслуживающих мусорные свалки.

Причина, по которой бизнес по переработке и сжиганию ТБО является непривлекательным в нашей стране, состоит в чрезмерной бюрократизации многих вопросов. Его развитие невыгодно монополистам энергетического рынка. По сути, предприятие по сжиганию ТБО является теплоэлектростанцией. При небольшом потреблении природного газа или продуктов нефтепереработки они могут эффективно производить тепло и электричество. Полученные виды энергии могут использоваться в автономном режиме (это предполагает отключение потребителей от центральных систем) или должны передаваться монополистам. Но крупные поставщики электроэнергии и тепла не хотят покупать «чужие» продукты по рыночной стоимости. А если говорить об электроэнергии, то крупным операторам не интересны мощности до 50 мегаватт.

3. Мусоросжигательные заводы несут угрозу экологии и здоровью населения

Пожары на мусорных полигонах стали символом опасности процесса мусоросжигания для экологической обстановки. Такой стереотип возникает из-за непонимания физико-химических процессов, которые проистекают во время горения. В качестве примера можно привести противостояние организации Greenpeace и мусоросжигательного предприятия в Санкт-Петербурге. «Эксперты» по вопросам защиты экологии утверждают, что в процессе сжигания ТБО в воздухе образуются вредные для здоровья людей и окружающей среды тяжелые металлы и другие опасные вещества. Они указывают на то, что такие вещества способны годами накапливаться в организме, вызывая различные болезни и сбой в работе иммунной системы.

В реальности все вышесказанное является неправдой. Современные технологии сжигания ТБО позволяют осуществлять дожигание органики до такой степени, что на выходе концентрация вредных веществ ничуть не превышает предельно допустимой. Для нейтрализации вредных выбросов от процессов горения применяются новейшие плазменные и каталитические технологические процессы.

В качестве аргумента таким защитникам отечественной экологии можно привести пример австрийского мусоросжигательного предприятия Шпиттелау. Это завод в столице Австрии был построен еще в 1989 году. Сегодня на его крыше работает популярный ресторан. Мощности завода позволяют сжигать около 265 тыс. тонн ТБО и поставлять тепловую энергию для отопления 60 тыс. квартир. Рядом с предприятием расположены детсад, элитный поселок, офисные центры и другие объекты. В самом городе проживает 1,65 миллиона человек. При этом не происходит никаких протестов со стороны защитников экологии. Завод совершенно не загрязняет окружающую среду. Зола, оставшаяся после горения мусора, освобождается от металлов (это не очень сложные технологические процессы) и может использоваться в различных целях. Из нее получают искусственный песок для дорожного строительства. Зола применима для изготовления керамической и бетонной продукции, а также строительных изделий. В итоге продукты горения мусора позволяют получать дополнительный доход.

4. В РФ не разработаны технологические процессы для эффективной утилизации ТБО

Тем не менее над этими проектами в разных регионах страны работают зарубежные специалисты (из Кореи и Чехии в Новосибирске, из Германии в Вологде и т. д.). В Казань было поставлено оборудование Hitachi Zosen Inova, являющееся продуктом совместной разработки японских и швейцарских исследователей. Кроме того, еще в Советском Союзе проблемами переработки ТБО занимались отраслевые НИИ, и некоторые из них работают над этими вопросами и сейчас.

Вложенные файлы

  • Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.doc

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении норм накопления мусора и типового договора на вывоз мусора на территории Московской области


Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 18 декабря 2018 года N 970/45
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 23 мая 2018 года N 327/18 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.05.2018).
____________________________________________________________________


В соответствии с положениями части 1 статьи 57 и статьи 60 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Нормы накопления мусора согласно приложению N 1.

1.2. Типовой договор на вывоз мусора согласно приложению N 2.

2. Установить, что нормы накопления мусора, утвержденные настоящим "постановлением, применяются для расчетов с населением, индивидуальными предпринимателями и организациями на территории Московской области.

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) данного постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также его размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Пестова Д.В.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Приложение N 1. Нормы накопления мусора

Приложение N 1
к постановлению
Правительства Московской области
от 24 июля 2015 года N 605/26

Тип образователя мусора

Единица измерения,

Среднегодовая норма накопления

бытового мусора (куб.м)

Крупно-
габарит-
ного мусора (куб.м)

Расчетная плотность (кг/куб.м)

1. Жилой сектор

Многоквартирные дома и домовладения, используемые для постоянного проживания

Домовладения, используемые для временного (сезонного) проживания

на 1 домовла-
дение

Дачные и садовые земельные участки с некапитальными объектами (сооружениями)

на 1 участок

Огородные земельные участки с некапитальными объектами (сооружениями)

на 1 участок

2. Предприятия торговли

Предприятия стационарной торговли

на 1 кв.м торговой площади

Торговая точка (павильон)

на 1 точку (павильон)

3. Предприятия общественного питания

Предприятия общественного питания (кафе, бары, столовые)

на 1 посадочное место

4. Комплексы и предприятия обслуживания автотранспорта

Автосервис и станции технического обслуживания автотранспорта

Автозаправочные станции

5. Административные учреждения

Административные учреждения, офисные помещения

на 1 кв.м. площади

Примечание:

Среднегодовая норма накопления мусора на 1 кв. м площади жилого помещения в многоквартирных домах и домовладениях, используемых для постоянного проживания, рассчитана исходя из среднегодовой нормы бытового мусора на человека в размере 1,56 куб. м и среднегодовой нормы накопления крупногабаритного мусора в размере 0,49 куб.м.

Площадь жилого помещения, используемая в расчете нормы накопления мусора на 1 кв. м площади жилого помещения в многоквартирных домах и домовладениях, используемых для постоянного проживания, определена на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек, в соответствии с Законом Московской области от 22.10.2009 N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" .

Нормы накопления мусора не включают в себя мусор, образующийся при планово-регулярной уборке территорий (мусор, образующийся при уходе за зелеными насаждениями, листва и уличный смет).

Приложение N 2. Типовой договор на вывоз мусора

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Московской области
от 24 июля 2015 года N 605/26
(В редакции, введенной в действие
с 30 мая 2018 года 2018 года
постановлением Правительства
Московской области
от 23 мая 2018 года N 327/18 . -
См. предыдущую редакцию)

Типовой договор N __________ на вывоз мусора

Московская область

Действующее

на основании

Именуемое в дальнейшем

"Мусоровывозящая организация", с одной стороны, и

(указать наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или ФИО)

именуемое(ый) в дальнейшем "Заказчик", действующее(ий) на основании

с другой стороны, при совместном упоминании - Стороны, в соответствии с Законом Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской в области" заключили настоящий Договор о нижеследующем:

________________

Указать лицо, исполняющее обязанность по заключению договора на вывоз мусора в соответствии со статьей 57 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" .

1. Предмет Договора

1.1. Мусоровывозящая организация обязуется оказывать по заданию Заказчика услуги по вывозу и утилизации мусора, в том числе крупногабаритного, образующегося в результате деятельности Заказчика, и (или) от объектов Заказчика, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

1.2. Для целей настоящего Договора применяются следующие понятия:

Мусор - бытовые отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие потребительские свойства.

Вывоз мусора - выгрузка мусора из контейнеров, загрузка бункеров-накопителей в специализированный транспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка его с мест сбора мусора на объект организации, осуществляющий деятельность по размещению, переработке и утилизации отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации (мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы, полигоны захоронения и т.п.).

Утилизация (обезвреживание) мусора - обработка мусора различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Крупногабаритный мусор - отходы производства и потребления, загрузка которых (по их размерам и характеру) производится в бункеры-накопители (емкость объемом более 2 кубических метров).

1.3. Вывоз крупногабаритного мусора осуществляется в рамках настоящего договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Заказчик обязуется:

2.1.1. Обеспечить накопление и хранение мусора до вывоза Мусоровывозящей организацией в контейнерах на специально оборудованных контейнерных площадках.

2.1.2. Не допускать складирование в контейнеры строительного, крупногабаритного, взрывоопасного мусора, отходов от содержания животных и птиц, а также складирование мусора вокруг контейнеров.

2.1.4. Оплачивать услуги, оказываемые по настоящему Договору, в соответствии с порядком и сроками, указанными в разделе 3 настоящего Договора.

2.2. Заказчик вправе:

2.2.1. Осуществлять контроль за состоянием контейнерных площадок, наличием удобных подъездов к ним с соблюдением правил складирования мусора и составлением соответствующих документов.

2.2.2. Контролировать в любое время, не вмешиваясь в ход работы Мусоровывозящей организации, деятельность по транспортировке мусора.

2.3. Мусоровывозящая организация обязуется:

2.3.1. Производить вывоз мусора, в том числе крупногабаритного, а также его транспортировку с мест сбора мусора на объект организации, осуществляющий деятельность по утилизации (обезвреживанию) мусора в соответствии с утвержденными Правительством Московской области среднегодовыми нормами накопления мусора, а также осуществлять утилизацию мусора.

Адреса объектов Заказчика, с которых производится вывоз мусора, приведены в приложении N 1 к настоящему Договору.

Адреса объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения мусора, на которые Мусоровывозящая организация осуществляет выгрузку мусора, приведены в приложении N 3 к настоящему Договору.

Оказание услуги по вывозу мусора в рамках настоящего договора осуществляется на территории __________________________________________.

________________

В рамках одного договора на вывоз мусора Мусоровывозящая организация оказывает услугу по вывозу и утилизации мусора, образованного на территории одного субъекта Российской Федерации.

2.3.2. Производить вывоз мусора, в том числе крупногабаритного, в сроки, определенные в графике вывоза мусора, утвержденном Сторонами (приложение N 2).

2.3.3. Руководствоваться при осуществлении своей деятельности распоряжением Минэкологии Московской области от 27.12.2017 N 872-РМ "Об утверждении Положения по организации деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Московской области" .

2.3.4. Подключиться к Региональной навигационно-информационной системе Московской области.

2.4. Мусоровывозящая организация вправе:

2.4.1. Привлекать третьих лиц к оказанию услуг, предусмотренных настоящим Договором.

2.5. Стороны при осуществлении своей деятельности обязаны руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.

3. Расчеты по Договору

3.1. Расчетным периодом по платежам за услуги, оказываемые по настоящему Договору, принимается один календарный месяц.

3.2. Заказчик производит оплату за услуги в течение 5 календарных дней с момента выставления Мусоровывозящей организацией счета-фактуры и акта оказанных услуг, или универсального передаточного документа на основе счета-фактуры, или квитанции, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Мусоровывозящей организации.

3.3. Стоимость услуг по настоящему договору рассчитывается как сумма стоимости вывоза и услуг по утилизации (обезвреживанию) мусора, в том числе крупногабаритного.

3.4. Стоимость услуг по утилизации (обезвреживанию) мусора, в том числе крупногабаритного, рассчитывается на основании тарифов.

3.5. Стоимость услуг по вывозу мусора рассчитывается по следующей формуле:

С = (КN1Р) + (КN2Р),

К - количественный показатель в соответствии с единицей измерения по типу образователя мусора;

N1 - норма накопления бытового мусора согласно типу образователя мусора;

N2 - норма накопления крупногабаритного мусора согласно типу образователя мусора;

Р - стоимость 1 куб.м.

Стоимость услуг указана без учета стоимости НДС. Услуги облагаются налогами в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Приемка оказанных услуг осуществляется на основании акта оказанных услуг (далее - Акт), составленного с учетом отчётных данных, полученных из Региональной навигационно-информационной системы Московской области, подписанного обеими сторонами. Мусоровывозящая организация до 10 числа каждого месяца направляет Заказчику Акт оказанных услуг и счет-фактуру, или универсальный передаточный документ на основе счета-фактуры, или квитанцию. Заказчик в течение 5 рабочих дней с момента получения указанных документов обязан принять оказанные услуги либо направить мотивированный отказ от приемки услуг, в случае неполучения Мусоровывозящей организацией надлежаще оформленного Акта либо мотивированного отказа от приемки услуг услуги считаются оказанными в полном объеме и надлежащего качества.

3.7. Обязательства Заказчика по оплате оказанных ему услуг считаются исполненными с момента поступления денежных средств на расчетный счет Мусоровывозящей организации в полном объеме в соответствии с условиями Договора.

4. Ответственность сторон

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. За просрочку выполнения обязательства сторона, не исполнившая обязательства, платит другой стороне пени в размере, определяемом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если их исполнению препятствуют чрезвычайные обстоятельства или обстоятельства непреодолимой силы.

5. Срок действия Договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует в течение одного года, а в части расчетов - до момента полного исполнения всех обязательств.

5.2. Настоящий Договор считается пролонгированным на каждый последующий календарный год, если за 1 (один) месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не уведомит другую о намерении расторгнуть настоящий Договор или заключить новый Договор на иных условиях.

5.3. Договор изменяется по соглашению Сторон путем оформления дополнительного соглашения, подписанного Сторонами.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Все споры по настоящему Договору решаются с соблюдением претензионного порядка урегулирования споров.

6.2. Споры, не урегулированные Сторонами в претензионном порядке, решаются в Арбитражном суде Московской области.

7. Прочие условия

7.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.

7.2. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

7.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

8. Адреса и реквизиты Сторон

Приложение N 1. Адреса объектов Заказчика

Приложение N 1
к типовому договору
на вывоз мусора

Адреса объектов Заказчика

В наличии

(контейнер/бункер);

(объем, м /вес, т.)

В наличии

(контейнер/бункер);

(объем, м /вес, т.)

Приложение N 2. График вывоза мусора

Приложение N 2

к типовому договору

на вывоз мусора

Дата вывоза

Время вывоза

Ответственное лицо, контакты

Подписи сторон:

От имени Заказчика

От имени Исполнителя

Приложение N 3. Адреса объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (мусора)

Приложение N 3

к типовому договору

на вывоз мусора

Адреса объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (мусора)

В количестве

(объем, м /вес, т.)

В количестве

(объем, м /вес, т.)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"