Чем опасны айсберги для морских судов. Почему айсберги опасны для мореплавателей? Айсберги – причины кораблекрушений

Помню как в первый раз посмотрела фильм о катастрофе, приключившейся с легендарным кораблем «Титаник». Трагедия так подействовала на меня, что под впечатлением от фильма я находилась еще несколько дней. Думала, как они могли так поздно заметить этот айсберг? Неужели какая-то глыба льда могла потопить такой огромный лайнер?

Айсберги – причины кораблекрушений

Сам по себе айсберг – это кусок льда, отколовшийся от ледника и свободно плавающий в океане . В переводе с немецкого – ледяная гора. Из-за различной плотности воды и льда обычно над поверхностью воды находится лишь десятая часть всего айсберга, а основная масса льда скрывается под водой. От этого, кстати, и пошло знаменитое выражение «верхушка айсберга», когда видимые проблемы являются лишь малой частью большей беды. Из-за того, что подводную льдину не видно, айсберги очень опасны для мореплавателей. Ярчайшим примером этого как раз и является кораблекрушение знаменитого «Титаника». Такая плавающая гора льда послужила причиной гибели 1500 человек.

Самые знаменитые айсберги в мире

Далеко неполный список "знаменитостей":

  • В-15 – самый большой айсберг из исследуемых учеными. Площадь его можно сравнить с площадью Ямайки;
  • самый высокий айсберг , высотой 450 метров. Обнаружен в 1904 году в Южной Атлантике;
  • ледяной остров Флэтчера (Т-3), обнаружен в конце 1940 годов. На нем неоднократно располагались дрейфующие научные станции. Растаял в начале 1980 годов;
  • айсберг «Титаника» - пожалуй, самый известный айсберг в истории. Несмотря на свои непримечательные размеры, в 1912 году смог протаранить самый большой лайнер того времени. Пастаял в 1913 году у Земли Франца Иосифа.

Предупреждение опасности столкновений

Существует ряд заблаговременных способов "не встретиться" с айсбергом:

  • современные навигационные приборы , благодаря которым в настоящее время можно обнаружить опасность;
  • круглосуточная радиовахта , которая присутствует на каждом судне;
  • международный ледовый патруль , который был создан в 1914 году для предупреждения столкновений кораблей с айсбергами. Эта служба оснащена гидролокаторами, специальными анализаторами и другими приборами, которые могут обнаружить подводные очертания ледяных глыб, падение солености воды и другие признаки, сигнализирующие об опасности;
  • снимки ледяного покрова , сделанные с помощью спутников, которые может получить любое судно, пребывающее в опасной акватории.

Но, несмотря на современное оснащение и специальную технику, айсберги и в настоящее время представляют огромную опасность для мореплавателей, поэтому даже самый современный лайнер не застрахован от столкновения с ледяными монстрами.

После знаменитого блокбастера «Титаник» никому не надо растолковывать, что представляет собой айсберг. Ясное дело, огромная ледяная гора, плавающая в открытом море-океане.

Но на самом деле, многое в этом природном явлении остаётся неизвестным широкой публике. Вот, например, вы знаете…

Почему айсберг плавает?

Точнее, почему плавает по воде лёд? Если расплавить сахар и бросить в него кусочек рафинада, он утонет. Твёрдый воск тонет в собственном расплаве. Точно также ведут себя тысячи других веществ. А вот вода ведёт себя иначе.

В отличие от множества прочих жидкостей, её молекулы плавают в стакане или реке не сами по себе, а каждая соединена с четырьмя-пятью другими. А когда замерзает, то превращается в кристаллы, где «упаковка» молекул уже не такая плотная. То есть, лёд имеет меньшую плотность, чем вода, поэтому и всплывает. Вас ведь не удивит, если на воде плавает кусочек древесины или подсолнечное масло? У них тоже плотность ниже, чем у воды. А ведь замерзая, лед ещё и захватывает воздушные пузырьки. Как же ему не плавать!

«Ледяной горою айсберг из тумана вырастает…»

Айсберг может выплыть из тумана, из темноты, из-за угла. Но откуда вообще берутся такие горы льда? Даже если море будет замерзать, появятся плоские льдины, пусть толстые, но не такие бесформенные громадины, как айсберги.

На самом деле море тут и не при чём. Потому что айсберги рождаются… на суше, в приполярном Севере и Антарктиде. Вечные снега, покрывающие и северные горы, например, Гренландии, спрессовываются и превращаются в ледниковый щит толщиной свыше километра.

Под собственным весом ледники медленно сползают и их края нависают над океаном. От них с грохотом откалываются гигантские обломки. Иногда ещё на склоне поперёк ледового языка проходит трещина и его многотонный «кончик» сползает в воду. А дальше судьбу айсберга решают ветры и течения.

Пока он движется по мелководью, его острые подводные края могут глубоко пахать морское дно. Попав в открытые воды, он дрейфует. Подводная часть постепенно обрастает растительными организмами, к ней прикрепляются мелкие рачки. Сверху на айсбергах путешествуют птицы.


Самое впечатляющее в айсберге – его громадность. При том, что никто никогда не видел айсберга целиком сверху донизу: ведь свыше 90% его массы скрывается под водой. 75 метровая надводная высота и масса в 200 000 тонн в мире айсбергов – не редкость. Самый большой из зарегистрированных в Северной Атлантике имел видимую высоту 55-этажного здания. В 1956 году на юге Тихого Океана странствовал айсберг, который даже нельзя назвать горой – это был настоящий остров размером с Ирландию и побольше Бельгии. В 2000 году близ Антарктиды плавал айсберг массой свыше 3 000 000 000 000 (три триллиона!) тонн.

«И растает этот айсберг…»

Айсберг не обречён растаять. Он может надолго вмёрзнуть в толстый лёд, покрывающий море. Потом оттаять, поплавать и снова вмёрзнуть. Внутри-то ледяной горы температура держится на уровне –15…–20°С. Однако наружные слои постепенно истаивают, особенно, если айсберг окажется в тёплых широтах.

При таянии внутри айсберга образуются огромные пещеры, от ледяного монолита с шумов откалываются глыбы. Кстати, при таянии айсберг издаёт короткие шипящие звуки. Это вмёрзшие пузырьки сжатого воздуха освобождаются и лопаются, выскочив на поверхность океана. В конце концов, все миллионы тонн замёрзшей пресной воды превращаются жидкость и разбавляют океан. Живут айсберги в среднем года два.

Начиная с 1950-х годов, специалисты фиксируют общее уменьшение ледового покрова Антарктики. Его фрагменты айсбергами уходят в океан и, понятно, не возвращаются. Конечно, вместо них нарастает новый лёд, но общая устойчивость ледового щита уменьшается. Учёные опасаются, что к воде поползут огромные ледники и к чему это приведёт – никто не знает.

Гляди в оба!

Понятно, что даже не очень большие айсберги опасны для судоходства. Ныне крупные суда оснащены радиолокаторами, которые предупреждают экипаж о возможных неприятных сюрпризах.


С начала XX века налаживается международная система обнаружения айсбергов и слежения за ними. Сейчас эти задачи круглосуточно, независимо от земной погоды, выполняют космические аппараты. Каждый «новорождённый» айсберг получает своё кодовое имя (типа: D-16), судьбу ледовой горы отслеживают. Раскололась – «мониторят» за каждым крупным обломком. Похоже судьба полутора тысяч погибших на «Титанике» чему-то научила человечество.

Айсберг - одно из тех географических понятий, которое в той или иной мере знакомо большинству людей. Все знают об огромных кусках льда, плавающих в океанах и создающих опасность для кораблей. Особенно «популярными» стали айсберги после выхода на мировые экраны культового американского фильма «Титаник». Кто не слышал о том, что шикарный лайнер затонул после столкновения с огромным айсбергом! Но как образуются айсберги - с точностью знают не многие люди.

Где возникают айсберги

Если взять точный перевод с немецкого языка, то «айсберг» - это «ледяная гора». Действительно, многие айсберги напоминают своими очертаниями горы: высокие, крутые склоны, отвесные стены, острые пики. Впрочем, некоторые из айсбергов выглядят совсем по-другому: они напоминают исполинские столы, или даже ледовые поля. Поэтому всё же правильнее будет считать, что айсберги - не ледяные горы, а просто огромные куски льда, самой разной конфигурации.

Почти все айсберги мира образуются в двух районах: у берегов Антарктиды и возле самого крупного острова планеты - Гренландии. Соответственно, первую группу называют Южными, а вторую - Северными. Посчитать количество айсбергов в океане не представляется возможным, ведь эта цифра непрерывно меняется, но учёные (гидрологи и гляциологи) уверены: в любой момент времени в Мировом океане находится, как минимум, 40 тысяч айсбергов!

Как айсберги попадают в океан

Механизм образования айсбергов совершенно незатейлив и прост. Огромные ледовые поля, которыми покрыты Антарктида и Гренландия, постепенно стекают к океану, как реки текут в моря. Только скорость этого течения в тысячи раз медленнее. Тем не менее, рано или поздно, ледовый панцирь достигает береговой линии и кусками откалывается в воду.

Понятно, что Антарктида, являясь материком и обладая многокилометровым слоем льда, рождает айсберги значительно крупнее, чем Гренландия. К примеру, в 2000 году от этого материка откололся айсберг, площадью в 11 тыс. км²! На такой «льдинке» могло бы уместиться четыре мегаполиса, подобных Москве!

Не стоит думать, что айсберги Гренландии - безобидные малыши. Они тоже порой достигают в периметре нескольких сотен метров, возвышаясь над водой на десятки метров. Именно айсберг из Гренландии погубил «Титаник» в 1912 году.

Дальнейшая судьба айсбергов

Отколовшись от родных берегов, айсберг начинает своё долгое плавание в водах Мирового океана. Морские течения уносят их на сотни, а то и тысячи километров от «места старта». Оказавшись в воде, ледяной исполин начинает интенсивно таять, и, в любом случае, его судьба предопределена. Тем не менее, крупные айсберги способны оставаться в воде долгие месяцы, а иногда и годы! Например, айсберг, о котором мы упоминали выше, наблюдался около 10 лет. Но это, конечно, совсем редкие, крайние случаи.

Плывущий айсберг до сих пор очень опасен для кораблей, находящихся в океане. Заметить ледяную глыбу непросто, тем более, что айсберги часто окружены слоем густого тумана, возникающего из-за разницы температур в окружающей его воде. Опасность состоит ещё и в том, что видимая, надводная часть айсберга - это только примерно десятая часть всей ледовой массы. Большая часть её «тела» спрятана под водой, ведь лёд легче воды, и плавает на поверхности подобно куску дерева.

Учитывая это, капитаны суден не подплывают близко к айсбергам, ведь их подводные уступы могут простираться в стороны на сотни метров. К тому же тёплая морская вода неравномерно «подгрызает» основание айсберга. Бывали случаи, когда, в результате подобного подтаивания, айсберг внезапно «кувыркался», ложась на бок или даже переворачиваясь вверх ногами. Конечно, такое может произойти только с «крошками», имеющими периметр не более сотни метров.

Типы айсбергов

Учёные различают несколько типов айсбергов, ориентируясь на место их возникновения и форму:

  • Шельфовые айсберги . Рождаются в Антарктиде, характеризуются огромными размерами и относительно плоской поверхностью.

  • . Наблюдаются как на севере, так и на юге планеты. Форма поверхности может быть самой разной: плоской, односкатной, гористой.

  • . Поверхность довольно ровная, но наклонена в одну сторону. Преобладают возле Антарктиды, но встречаются и в окрестностях Гренландии.

На некоторых крупных айсбергах, живущих годами, могут образовываться собственные внутренние озёра, огромные пещеры или даже небольшие реки. Человек не только опасается айсбергов, но и научился использовать их в своих целях. К примеру, в окрестностях Антарктиды вслед за айсбергами на некотором расстоянии иногда следуют суда, используя их в качестве огромного ледокола.

Отмечается, что в последние десятилетия айсбергов образовывается намного больше, чем это наблюдалось раньше, к тому же они становятся всё крупнее и крупнее. В этом проявляется глобальное потепление на планете, сокращение ледников.

Можно много рассказывать об айсбергах, их природе, можно перечислять их «рекорды». Но в этой статье мы узнали, как образуются айсберги, эти удивительные и немного опасные, морские исполины, молчаливые странники океанов.

Арктика и Антарктика – природные “предприятия” по производству уникальной экологически чистой продукции – айсбергов. Антарктические айсберги намного больше своих арктических собратьев. Это огромные массивы льда, порой их площадь достигает нескольких тысяч квадратных километров! Некоторые айсберги по размерам сравнимы с Крымским полуостровом.

Опасность айсбергов

В пустынных водах Антарктики айсберги не представляют особой опасности. Если они и интересуют еще кого-то, кроме капитанов нечасто подходящих к Белому континенту кораблей, то разве что ученых-гляциологов. Каждый крупный антарктический айсберг получает при “рождении” имя и за ним до последнего дня ведется наблюдение с самолетов и космических спутников. Куда большая проблема – арктические айсберги. Они дрейфуют по судоходным путям Северной Атлантики. Некогда морякам приходилось надеяться только на зоркость впередсмотрящего.

В начале XX века стали применять корабельные сирены. Их звук отражался от поверхности высоких айсбергов, предупреждая об опасности. А если навстречу попадался низкий экземпляр, то тут приходилось уповать исключительно на удачу. После трагической гибели “Титаника” в результате столкновения с огромной ледяной глыбой в 1914 году был создан Международный ледовый патруль. 13 стран договорились о патрулировании бассейна Северной Атлантики. До 1940-х годов дозор в регионе несли корабли. После окончания второй мировой войны наблюдения ведутся в основном с воздуха. Обнаружив айсберг, патруль определяет его точное местоположение, прогнозирует дрейф и потом дважды в сутки передает радиосводки находящимся поблизости судам.

Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки.

1. Таяние ледников. Ледники Гималаев.

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км 2 , то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км 3 .

Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Область, где накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период - область питания ледника. Именно здесь из снега зарождается ледник.
В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха).

2. В Гренландии раскололся гигантский ледник.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Северные айсберги отделяются от Гренландского ледникового покрова. Он ежегодно выбрасывает в океан более 300 км 2 льда. По размерам северные айсберги уступают южным, антарктическим. Чаще всего северные айсберги бывают длиной в 1-2 км, но встречаются и такие, которые достигают 200 и даже 300 км в длину и более 70 км в ширину. Высота отдельных ледяных гор вместе с подводной частью может достигать 600 м.

Дальность плавания айсбергов и длительность их существования зависят не только от скорости и направления морских течений, но и от свойств самого айсберга. Очень большие и глубоко промороженные (до —60°С) антарктические айсберги существуют по многу лет, а порой и более десятилетия.

Гренландские айсберги тают быстрее — всего за 2-3 года. Они меньше, и температура их промерзания не ниже —30°С.
В зависимости от происхождения айсберги отличаются и своей формой. Гренландские айсберги — ледяные горы куполообразной формы, реже они имеют пирамидальную форму. Антарктические айсберги чаще всего имеют плоскую поверхность и вертикальные отвесные стенки.

3.

Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят из льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега — фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части.

Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.

Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет — в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава».

Ледяные гиганты не редкость - в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы.

4.

Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота — 54 метра.

В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы.
Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.

В 1773 году появилось первое сообщение в печати о черных айсбергах у берегов Антарктиды. Ученые высказали предположение, что черный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов на Южных Шетландских островах. Ледники на этих островах покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой.

5.

Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад».

В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает гусгые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей.

6.

Айсберги плавают примерно до 40-х широт в Северном и Южном полушариях и оказываются в районах интенсивного судоходства, для которого они создают угрозу. Опасность заключается в том, что, во-первых, льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух и способствуют образованию туманов; во-вторых, большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.

Столкновение судов обычно происходит с невидимой частью айсберга.
Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
Особую опасность представляют старые, подтаявшие айсберги, которые при волнении моря вообще невозможно обнаружить. Именно такой айсберг стал причиной катастрофы «Титаника».

7. «Титаник»

В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные
наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах.

Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк.
Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Теперь на судах устанавливают специальные приборы, предупреждающие об айсбергах.

Принятые меры дали ощутимые результаты — катастрофы практически прекратились, но 30 января 1959 года датский грузо-пассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.

Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга ».

8.

Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах.
Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.

9.

Но айсберги могут служить и источником пресной воды, которой все более остро недостает людям. Уже разрабатывают проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы Земли. Инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому и возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных
целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.

В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн — на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой — с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.

Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений.

10. «Калипсо»

Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта — судно потеряло управление. Ветер и волны погнали "Калипсо" к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг — образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией.
Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.