Просветление сознания. Просветление

) – это замечательное состояние, но дать ему точное описание очень сложно, потому что оно находится вне слов и понятий. Слова только искажают его. Поэтому, не цепляясь к самим словам, посмотрите в том направлении, куда они указывают.

Помните, что слова, описывающие явление, – это всего лишь ярлыки. Ярлык и явление – не одно и то же. Поэтому слова не могут передать точный смысл явления, но могут указать направление, куда нужно смотреть. Это как дорожный указатель, говорящий о том, что вы въехали в город – но указатель и город отнюдь не одно и то же. Учитывайте этот момент во избежание лишних проблем.

Это состояние чистого неограниченного сознания – оно было таким, пока вы не надумали о себе всякой всячины. «Неограниченного» – означает «не имеющего никаких границ, размеров, ограничений». Слова, мысли, понятия, представления, убеждения, мировоззрения – это всё ограничения.

Просветление – это истинная природа духовного существа, то есть Вас. Она неизменна, вечна и бесконечна. Меняется всё, кроме вашей изначальной природы, которую человек просто забыл. ВОТ ПОЧЕМУ ЛЮБОЙ МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ. На самом деле, "достижение просветления" - это не совсем правильное выражение. Как можно достичь того, что и так есть? Более правильно было бы сказать, что нужно освободиться от иллюзий, которые мешают видеть Истину.

Большинство техник, ведущих к просветлению, убирают стереотипы мышления и поведения, умственные ограничения и ложные представления о жизни (иллюзии), страхи и беспокойства, убеждения, которые не дают , присутствовать (просто быть) и воспринимать.

Нельзя сказать, что просветление – это состояние радости или блаженства, потому что это было бы ограничивающим заявлением: это бы означало, что все остальные эмоции и ощущения исчезают.

Просветление не избавляет ни от каких эмоций и ощущений тела. Человек не становится роботом или растением. Просветление избавляет от эго, которое, отождествившись с телом, умом , и еще кучей вещей, считает, что эти эмоции и ощущения испытывает оно (эго), создавая себе таким образом страдания. Когда эго исчезает, эмоции и ощущения остаются, сознание их воспринимает, но не говорит «это мои ощущения», «я это чувствую» и т.д. – отсутствует отождествленность с телом . Также правда, что количество и интенсивность неприятных эмоций резко уменьшается. По крайней мере, это верно для данного пути. Мысли, эмоции и ощущения возникают и исчезают, не оставляя следа. Они не "зависают", не имеют длительности существования, как раньше. Каждый новый миг приносит новые восприятия, избавляя от того, что было мгновение назад. В какой-то момент может возникнуть ощущение грусти, но уже через пару секунд вы осознаёте, что на лице сияет улыбка, а грусть исчезла бесследно. Это к примеру.

Также нет отождествленности с умом : вы не можете больше сказать «я подумал», «я решил», «я сделал вывод» - это не будет соответствовать истине. Вы, скорее всего, скажете так: «пришла мысль», «возникло решение», «вывод такой». По крайней мере, будет ощущение, что теперь это так. Вы не воспринимаете себя как ум, вы скорее – присутствующее сознание, наблюдающее ум, Хотя, конечно же, многие просветленные продолжают пользоваться привычными для людей словами типа «я», «мне», «думаю» и т.д.

Для просветления также характерно и жизни в целом.

. Остается ли ум после просветления? Функциональный ум – да, остается, потому что ум и тело – это своего рода один механизм. Функциональный ум – это просто механизм, обеспечивающий выживание тела. Он не осознает себя, он просто работает, выполняя конкретные функции. Это ум тела, как у животного.

Другой , который и есть «эго» - исчезает. , вечно болтающая сущность, выносящая суждения, оценки, сравнения, постоянно о чем-то беспокоящаяся и спорящая сама с собой. Эго ощущается как «я» и считает себя чем-то вроде центра сознания. Задайте себе вопрос , и эго выдаст ответы. Все ответы на этот вопрос представляют собой отождествления.

Когда исчезает эго, остается чистое воспринимающее сознание и тело с его функциональным умом. Отождествления с умом и телом исчезают. Вы продолжаете быть с телом и умом, но понимаете, что не являетесь ни тем, ни другим. Откликаясь на имя, вы понимаете, что имя – это просто ярлык, прикрепленный к этому телу-уму, которое вы воспринимаете. Отождествление с именем также исчезает.

Полная духовная свобода, к которой так стремятся в различных практиках – это синоним просветления. Это пробуждение от иллюзий, в которые человек был вовлечен. Это чистое присутствие, свидетельствование, и невовлеченность в них. Это как настоящее пробуждение от ночных сновидений: во сне вы были вовлечены и неосознанны, сновидение казалось настолько реальным, что вопрос его реальности просто не возникал. Но вот вы проснулись и поняли, что это было нереально, это просто была иллюзия.

Просветление – это состояние вне дуальностей, вы не находитесь в их ловушке. Это важная часть описания просветления.

К сожалению, словами трудно описать просветление, так как имеет место значительное искажение, поэтому существует так много заблуждений о просветлении. С этим ничего поделать нельзя. Не думайте, что где-то существует единственно точное описание просветления – нет. Есть просто указатели, которые направят в нужную сторону, но чтобы полностью понять что это, нужно быть этим.

Просветление представляет собой состояние, которое в общих чертах можно описать так:

Осознанное присутствие в моменте здесь и сейчас (подробнее в статье "Здесь и сейчас");
- Привычное состояние – отсутствие отождествлений с чем угодно, будь то тело, разум, дух, игровая роль или что-то еще;
- Безмятежность, нирвана, блаженство;
- Полное приятие как есть происходящего (отсутствие отождествленности с "я", которое не принимает);

Понимание устройства ума и жизни (Работа ума: ловушки и хитрости);
- Легкость в общении с людьми;
- Отсутствие "кнопок", с помощью которых другие могли бы вами манипулировать;
- Способность ясно видеть и эффективно использовать "кнопки" других людей (не факт, что вы станете их использовать);
- Полное отсутствие "Я", чувства личного авторства (подробнее на высших уровнях, см. также Иллюзия личной причинности);
- ЕДИНСТВО. Постижение Высшей Реальности (Истины);

Википедия дает следующее определение просветления: состояние полной осознанности не человеческой сущности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Также википедия утверждает, что просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.

Желаю успехов!

Сайт "Путь к Просветлению"

В разных религиозных течениях и философских школах есть различные понимания этого непростого вопроса. В них собраны попытки людей понять, что представляет собой человек и зачем он существует на этой планете.

Что такое просветление?

В обыденной жизни под просветлением понимают откровения, которые получил человек, иной взгляд или новое понимание привычных вещей. В философских школах и духовных практиках это явление имеет другое значение. В них просветление напрямую связывают со смыслом жизни, поэтому оно получает первостепенную роль в жизни каждого человека. С этой точки зрения просветление – это выход за рамки обыденности, осознание себя частью вселенной, высшая мудрость, высшее существование.

Просветление в христианстве

Понятие просветления в христианстве значительно отличается от трактовки этого понятия в восточных практиках. Просветление в православии – это попытка осознания Божественной сущности, максимального приближения к Богу и выполнение Его воли. К просветленным мужам веры относят таких святых: , Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Сергия Радонежского и т.д. Благодаря глубокому пониманию воли Бога и смирению эти святые смогли достичь просветления, которое проявило себя в виде исцеления больных, воскрешения умерших и других чудесах.

Просветление в христианстве неотделимо от крещения и связано с очищением человека от всего греховного и наполнением его сущности Божественной любовью. По мнению православных духовных отцов, только Всевышний знает, когда человек готов стать просвещенным. В этом вопросе надо полностью полагаться на Бога и не пытаться достичь этого самостоятельно. О том, что человек стал просветленным, можно узнать по его поступкам: они будут смиренными и направленными на благо людям.

Просветление в буддизме

В отличие от понимания просветления в христианстве просветление в буддизме связано с человека. Согласно буддистской традиции, это состояние сопровождается ощущением невообразимого счастья, рядом с которым обычное земное счастье ощущается как страдание. Состояние просветления сложно описать человеческим языком, поэтому о нем говорят лишь с помощью притч или метафор.

Просветление Будды Шакьямуни было первым в истории буддизма. Шакьямуни смог достичь освобождения и выйти за рамки привычного мира. Основной силой Будды на пути просветления была медитация. Она помогает перевести духовные размышления из логического понимания в личный опыт. Кроме медитации Шакьямуни указывал на важность для просветления и таких методов, как знания и поведение.

Просветление в исламе

Как и в других религиях, в центре ислама находится просветление - фана. Аллах сам выбирает человека, на которого он спустит просветление. Критерием готовности к фане считается желание человека достичь новой ступени своего развития и готовность к этому. Открытое к влиянию Аллаха сердце человека впускает в себя новый мир. Просветленный человек , которыми он готов служить людям, и сверхлюбовь ко всему живому.

Просветление миф или реальность?

Просветление с научной точки зрения – это открытие чего-то нового или иной взгляд на привычные вещи. С этой позиции просветление не имеет в себе ничего сверхъестественного и является обычной работой нашего разума. В духовных практиках просветление имеет иной смысл и содержание. Оно связано с высшими силами и помогает людям обрести и осознать свое предназначение на этой планете.

Просветление является реальностью для многих религиозных людей, посвятивших себя служению Богу и людям. На примере просветленных духовных учителей можно учиться расширять рамки своего сознания и открывать свое сердце для влияния высших сил. Для людей, не интересующихся духовной стороной жизни, просветление может казаться мифом. Такой взгляд может быть обусловлен консервативностью мышления и отсутствием знаний, касающихся этого вопроса.

Психология просветления

Путь к просветлению зачастую начинается с неудовлетворенности жизнью и своим местом в ней. Чтение умных книг, психологические лекции и семинары по саморазвитию, беседы с мудрыми людьми могут помогать человеку приблизиться к ответу на интересующие вопросы, однако все это - лишь начало пути. Личные постоянные поиски своего жизненного вектора однажды приводят мозг человека к новому пониманию. Дорога к просветлению зачастую занимает длительное время, а иногда и всю жизнь. Наградой этого пути является обновленный ум и гармония с миром.


Просветление или шизофрения?

Как бы ни казалось странным, но духовное просветление и шизофрения имеют три схожие черты:

  1. Деперсонализация – избавление от собственного Я.
  2. Дереализация – восприятие окружающего мира как нереального, размытого.
  3. Психическая анестезия – снижение силы эмоциональных переживаний.

Чтобы провести различие между этими двумя явлениями, следует проанализировать следующие составляющие:

  1. Причина . Причиной шизофрении нередко являются негативные . Причиной просветления является стремление сделать мир лучше, стать более духовным человеком.
  2. Голоса . При шизофрении человек слышит голоса, призывающие к агрессивным или неадекватным поступкам. Просветленный человек слышит голос свыше, призывающий к добру или совершенствованию.
  3. Миссия . При шизофрении интересы человека вращаются вокруг своего Я, даже если больной видит себя кем-то другим. Просветленный человек стремится помочь окружающим.

Признаки просветления

Приверженцы буддизма говорят, что невозможно описать словами, что происходит в момент просветления. Это связано с тем, что эмоции и чувства, переживаемые в процессе просветления, несравнимы с привычными нам эмоциями. Среди признаков просветления называют такие:

  • духовные приоритеты начинают доминировать над материальными;
  • периодически появляются измененные сознания, при которых человеку открываются новые истины или их глубина;
  • появляются необычные способности к созиданию, творению, исцелению;
  • изменяется характер, появляется , уходят плохие привычки;
  • просветленный человек видит во всем божественную мудрость.

Как достичь просветления?

Человек, желающий достичь просветления, должен пройти через такие шаги:

  1. Всей душой желать просветления . Для этого следует поставить просветление сознания в качестве главного приоритета.
  2. Довериться в вопросе просветления высшим силам . Только Бог знает, когда человек близок к просветлению.
  3. Постараться отдать свою жизнь под контроль божественных сил . Приближаться к Богу через смирение и углубление контакта при помощи молитв или медитаций.
  4. Заниматься саморазвитием, работать над своим характером . Чистое сердце помогает быть более восприимчивым к влиянию Духа.

Пути просветления человека

Духовные учителя различных религиозных течений считают, что техники просветления являются лишь инструментом, который не дает никакой гарантии успеха. Просветление – индивидуально, оно приходит неожиданно и не имеет точной причины. Помочь найти прямой путь к просветлению могут такие техники:

  • молитва;
  • пост;
  • релаксация;
  • медитация;
  • техники самопознания;
  • очищение сознания;
  • техника йога-нидра;
  • избавление от негатива прошлого;
  • повторение имен Бога.

Как жить после просветления?

Просветленные люди не переносятся с этой греховной планеты на другую. Им приходится продолжать жить среди того же окружения в той же местности. Лишь некоторые из духовных учителей, достигших просветления, уходят в пустынные районы, но зачастую это делается лишь на время. Миссия просветленных людей – нести миру новое знание и новое понимание жизни. После просветления могут открываться новые способности, которые необходимо использовать для помощи окружающим людям.

Просветленные люди отмечают, что после своего духовного опыта, им становится гораздо легче жить в этом мире. Их Эго и желания перестают управлять всеми поступками. Все необходимые дела совершаются без лени и апатии. Жизнь становится более гармоничной и понятной. Человек перестает тревожиться и нервничать, так как он начинает осознавать суть своей жизни и свою миссию.


Книги о просветлении

О просветлении и о том, как его достичь, написано немало книг. Все они помогают найти свой личный путь в этом вопросе и подняться на новую ступень своего развития. В топ-5 лучших книг о просветлении входят:

  1. Хокинс Д.«От отчаяния к просветлению . Эволюция сознания». В книге описаны практические методы, как прийти к осознанию смысла своего существования.
  2. Экхарт Толле «Сила момента сейчас» . В этой книге человек, прошедший путь просветления, простым и интересным языком рассказывает о том, каким путем к просветлению шел он и что включает в себя осознанность жизни.
  3. Джед МакКенна «Духовное просветление: прескверная штука» . В книге развенчиваются многие мифы, которые выросли вокруг просветления. Автор старается помочь ищущим осознанности людям найти правильный путь и начать двигаться по нему.
  4. Нисаргадатта Махарадж «Я Есть То» . Автор подталкивает человека к размышлениям по поводу своего истинного предназначения. Он заставляет посмотреть вглубь себя и осознать необходимость изучения своего внутреннего мира.
  5. Валерий Просвет «Просветление за полчаса» . Автор предлагает читателям обратить внимание внутрь себя и заняться своим саморазвитием. Для этого в книге описаны разнообразные техники, приемы самопознания и работы над собой.

Теперь осознавание Я начало расти во мне спонтанно. Прежде чувство дехо"хам, «Я — тело», всегда трепетало во мне; но теперь всё изменилось, и это было чувство шиво"хам, «я — Шива», которое пульсировало внутри меня само по себе. Восторг блаженства неуклонно возрастал. Все эти воспоминания облика высшего Синего Существа, Его благословения, Его пребывания внутри меня, моего отождествления с ним, «Я есть Он» — звучали во мне. Я начал покачиваться в экстазе от звука нады, в сильном чувстве любви, распространявшемся по каждой части моего тела, вспоминая свой страх быть разрушенным этой божественной сферой непроявленного Света. Чем больше и глубже была игла медитации, тем более проникновенными были переживания Я. Однако даже тогда что-то внутри меня говорило, что надо идти дальше. У меня было ощущение, что чего-то недостает, но я не мог ничего с этим поделать. Был только один способ заполнить этот недостаток: полная безусловная сдача на милость внутренней Шакти, которая была Шри Гурудэвом. Я продолжал медитировать, и каждый день я видел эту божественную сияющую сферу и Голубую Жемчужину внутри нее и слышал налу грома. Таковым было состояние моей медитации.

Иногда у меня были мимолетные видения всезнающего Синего Существа, такие же быстрые, как вспышки молний. Моя медитация становилась глубже. С каждым днем все сильнее становилось мое убеждение: «Оно поистине является моим внутренним Я, чей свет пронизывает всю вселенную». Я сознавал мое внутреннее Я в виде Синего Человека, хотя и не мог видеть это непосредственно. Благодаря дару милости Бхагавана Шри Ни-тьянанды я достиг осознания, что Синий Человек был моим собственным Я — Тем, кто живет внутри всего, пронизывает всю вселенную и приводит ее в движение, кто Един, недвойствен и неразделен, и все же — всегда в игре, становящийся многим из одного и одним из многого. Он — Шри Кришна, вечная синева Сознания, возлюбленное жизненное дыхание гопи и Я йогов. Внутренняя, вечная синева Сознания — это со"хам брахма: «Я есть Он, Абсолют» для джняни. Эта синева — обожаемая сущность для бхактов, которая наполняет их сладостным нектаром любви. Эта вечная синева Сознания и есть Шри Гуру Нитьянан-да — любимое божество Свами Муктананды. Эта вечная синева Сознания — божественная сила милости учеников Сиддхи. Если это не осознано, мы не можем понять, что вселенная проявляется внутри Бога, Абсолюта. Но благодаря знанию, данному нам Парашакти Кундалини, когда Она раскрывается и возрастает в нас, мы можем видеть игру вселенной как форму Абсолюта.

Я начал видеть, что Он, посредством чьей милости майя познается как проявление Господа, это мое Я, являющееся как Голубая Жемчужина. Я начал видеть, что Синий Человек, чей свет пронизывает весь мир, Существо, от которого я получил знание, кто есть чистый трансцендентный Свидетель всего, неизменная Сущность, неизменная Истина, — это мое внутреннее Я. Я прочно утвердился во внутреннем знании того, что, точно как солнце очевидно и все же его не может видеть слепой, так же, хотя синева Сознания, свидетель всего, очевидна, ее нельзя увидеть без милости Гуру. Но облако не может закрыть солнце навсегда. Тот, кто раскрывает Себя на мгновение и тут же скрывает Себя, все же открыт, даже когда спрятан, является моим Я.

Я уверовал, что Он, который заботится о моей йогической садхане, кто был известен нашим предкам и будет известен нашим потомкам, был моим бытием, моим сознанием и моим блаженством. Твердая и непоколебимая вера возникла во мне, вера, что Синее Существо — которое дает нам сияющий свет и которое также сияет в инертной материи, без знания которого все знание несовершенно и с чьим знанием все с легкостью познается — было формой милости Шри Гуру Нитьянанды. И все же, хотя эта убежденность крепла, меня не покидало едва уловимое ощущение, что необходимо продвигаться еще дальше. Великая Кундалини постоянно углубляла мою медитацию и мое знание Абсолюта.

Рассвет знания

Благодаря моим размышлениям после медитации я понял цель ведантинов. В моей медитации было достигнуто знание той самой высшей Истины, которую ведантины реализуют посредством свидетеля-сознания, когда ум находится в абсолютной тишине. Я познал эту истину, в которой во время исследования теряется самый тонкий интеллект. Погружение интеллекта в эту истину и есть достижение Веданты. Пока человек бодрствует, То, которое ощущает весь внешний мир как идам, «это», объект, все же остается в стороне и выше бодрствования; То, которое, когда человек дремлет или спит, не спит, а остается бодрствующим, ни умом, ни чувствами не ощущает всю вселенную сна как «это»; и когда человек находится в черных глубинах сна без сновидений, где ничего не видно, То, которое остается как осветитель и ощущает это состояние небытия, — я начал понимать То как неизменное Я, высшую цель медитации.

Знание, что свидетельствующее Я, которое присутствует в глазах и делает нас видящими формы, которое пребывает в ушах и передает смысл слов другим чувствам, которое активизирует движение вдоха и выдоха и все же остается устойчивым и неизменным среди движения, является целью Веданты, возникшей спонтанно изнутри. Под властью неведения человек говорит: «Я съел, я выпил, я взял, я дал», — но тот, кто все это совершает — неподвижный Свидетель, внутреннее Я — Бог. Осознав это, я интересовался, когда разные типы людей приходили ко мне крича и жалуясь, говорили ли они правду или лгали. И во мне возникало чувство, что мое внутреннее Я было также и в них. Я увидел, что точно как художник мог нарисовать множество картин на одном холсте только одним цветом, одной кистью и с помощью одной идеи, таким же образом во вселенной есть Одно, несмотря на различные формы и цвета, которые можно увидеть.

Я увидел, другими словами, что во всех различиях есть тождественность. Таким образом, я приобретал все больше и больше знания, но я не позволял своей медитации утерять ее остроту или уменьшить интенсивность своей садхане. По мере того как я медитировал, мое видение стало прочно фиксироваться на сахасраре и зрачки моих глаз обращались к ней. Затем произошло нечто новое, что невозможно выразить словами. Я не знаю, как я все еще рассказываю об этом. Сейчас мой дорогой профессор Джейн записывает это. Неизбежное происходит. Во всем лишь воля Бога. Это истина, что: «Рама, Господь, заставляет каждого танцевать!»

Окончательная реализация

Моя медитация подходила к осуществлению. Цель моей сад-ханы, завершение моего духовного путешествия, полная удовлетворенность Высшим Я, было близко. Пришло время исполнения веления моего Гурудэва. Я достиг вершины человеческого счастья, которой является божественная реализация. Однажды перевозочное средство садханы духовного путешественника достигнет этой точки и остановится здесь навсегда. Здесь вы не можете ничего увидеть и услышать, но в то же самое время все видимо и слышимо, ибо внутри вас есть спонтанное убеждение, что вы достигли всего. Когда практикующий доходит до этой стадии, он пребывает в блаженстве, спит в блаженстве, гуляет в блаженстве, приходит и уходит в блаженстве. Он живет в ашраме в блаженстве, он ест в блаженстве, его поведение и действия полны блаженства. Он ощущает непосредственно: «Я пересек океан мирского существования». Благодаря этой реализации он никогда не волнуется. Какое бы дело он ни делал, его сердце безмятежно, как океан. Все печали ума рассеиваются, и он становится Чити. Изнутри возникает голос: «Я то, что дорого всему, Я всего, Я есть, Я есть». Однажды я снова увидел Нилеш-вару, Синего Господа, чья природа сат-чит-ананда — Бытие, Сознание и Блаженство. Видя Его, садхака наслаждается счастьем свободы от двойственности. Он обретает высшее знание, свободное от сомнений, и знание тождественности всего.

Мои любимые, дорогие ученики Сиддхи. Моя медитация была снова такой же, как и раньше. Изнутри Бхагаван Нитьянанда встряхивал меня, а затем лучи красной ауры освещали 72 миллиона нади и все частицы крови. Тотчас же белая вспышка вставала передо мной, потом следовал поддерживаемый ею черный свет и, в конце концов, моя любимая Голубая Жемчужина, великая основа всего. С появлением Голубой Жемчужины моя медитация тотчас же становилась более интенсивной. Мой пристальный взгляд обращался внутрь. Синее бинду двух моих глаз стало таким мощным, что оно извлекало Синего Человека, скрытого внутри брахмарандры посреди высшей сахасрары, и помещало Его передо мной. Когда я вглядывался в крошечную Голубую Жемчужину, я видел, как она расширяется и распространяет свое сияние во всех направлениях так, что все небо и земля освещались ей. Она больше не была Жемчужиной, а стала сияющим, сверкающим, бесконечным Светом; Светом, который авторы писаний и те, кто реализовал Истину, называли божественным Светом Чита. Свет распространен везде в форме вселенной. Я видел землю, рождающуюся и развивающуюся из Света Сознания, точно как кто-либо может видеть дым, поднимающийся от огня. Я действительно мог видеть мир внутри этого Света Сознания, и Свет внутри мира, как нити в куске ткани, и ткань в нитях. Точно как семя становится деревом с ветвями, листьями, цветами и плодами, так внутри Ее собственного бытия Чити становится животными, птицами, микробами, насекомыми, богами, демонами, мужчинами и женщинами. Я видел это сияние Сознания, сверкающее и совершенно прекрасное, безмолвно пульсирующее как высший экстаз внутри меня, снаружи меня, надо мной, подо мной. Я медитировал, хотя мои глаза были открыты. Точно как человек, который полностью погружен в воду, может осмотреться и сказать: «Я посреди воды, я со всех сторон окружен водой; здесь нет ничего больше», — так и я был полностью окружен Светом Сознания. В этом состоянии феноменальный мир исчезал, и я был только чистым сиянием. Точно как кто-либо может видеть бесконечные лучи солнца, расходящиеся во всех направлениях, так и синий свет излучал бесчисленные лучи божественного сияния повсюду вокруг себя.

Я больше не осознавал окружающий меня мир. Я был в безграничности божественного ощущения. И затем, посреди распространяющихся синих лучей, я увидел Шри Гурудэва, его рука была поднята в благословении. Я видел мое божество, моего обожаемого Шри Нитьянанду. Когда я посмотрел вновь, вместо него там уже был Господь Парашива со своим трезубцем. Он был так прекрасен, так чарующ. Он состоял полностью из синего света. Руки, стопы, ногти, голова, волосы полностью были чистой синевой. Пока я смотрел, Он преобразился, как преобразился перед тем Нитьянанда, и сейчас я видел Муктананду, как я видел его однажды до этого, когда у меня было видение моей собственной формы. Он тоже был внутри синего света Сознания; его тело, шаль, четки из семян рудракши — все было такое же синее. Затем там был снова Шива, а после Шивы — Нитьянанда, внутри Синего. Синий свет был все таким же, с мерцающим сиянием лучей и их замечательным синим цветом. Как прекрасен он был! Нитьянанда стоял посреди мерцающего сияния чистого Сознания и затем растворился в нем подобно тому, как лед растворяется в воду, как камфара испаряется в воздух. Сейчас здесь была только масса сияющего лучезарного Света без имени и формы. Затем все лучи, исходящие из синего света, сжались и вернулись в Голубую Жемчужину. Голубая Жемчужина снова была размером с крошечное чечевичное семя. Жемчужина вернулась в то место, откуда она пришла, войдя в сахасрару. Погруженный в са-хасрару, Муктананда утратил свое сознание, память, разграничения внутреннего и внешнего и осознавание себя. Здесь я не открыл высший секрет, потому что Гурудэв не приказал мне сделать это, Господь не пожелал этого, а Сиддхи не дают мне указания писать об этом. Я погрузился во внутреннее самадхи и некоторое время провел в этом состоянии. Затем, по мере того как свидетель-сознание начало возвращаться, появился синий свет, который Шанкара-чарья описывал как сат чинмая нилима, вечная синева Сознания. Моя медитация стала сосредоточенной на нем. Я стал ощущать, что вхожу в центр сахасрары и Голубой Жемчужины, поддержке всего. Когда я вошел внутрь Голубой Жемчужины, я снова увидел вселенную, распространяющуюся во всех направлениях. Я осмотрелся и увидел во всех мужчинах и женщинах — молодых и старых, высоких и низкорослых, в каждом — ту же Голубую Жемчужину, которую я видел в себе. Я увидел, что внутри сахасрары каждого было внутреннее Я, и с полным осознанием этого моя медитация прекратилась, и я вернулся к обычному ощущению тела. Внутренне я все еще видел Голубую Жемчужину. Она притягивала мое внимание, и, глядя на нее, я обретал покой и невозмутимость. Подобным образом моя^медитация продолжалась каждый день.

Я и теперь все еще медитирую, но у меня есть глубокая уверенность, что больше мне нечего видеть. Когда я медитирую, меня всецело наполняет уверенность, что я достиг полного осознания. Я говорю это из-за трех видов видений, которые были у меня внутри Голубой Жемчужины, и потому что во внешнем мире я по-прежнему вижу тот же Свет Сознания, чьи тонкие, ясные синие лучи я видел распространяющимися повсюду после трех видений. Этот свет никогда не уходил. Когда я закрываю глаза, я по-прежнему вижу его сверкающим и лучезарным, нежнее нежного, мягче мягкого, яснее ясного. Когда глаза открыты, я вижу синие лучи повсюду. Всякий раз, когда я смотрю на кого-либо, сначала я вижу синий свет и затем человека. Всякий раз, когда я смотрю на что-либо, я вижу сначала прекрасные тонкие лучи Сознания, а затем сам предмет. Всякий раз, когда мой ум принимается за работу, я вижу мир посреди этой сияющей массы Света. То, как я вижу все — большое или маленькое, — подтверждает истинность стихов Тукарама, которые я цитировал прежде: «Мои глаза омываются бальзамом синего света, и мне даровано божественное видение».

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

    Литература

Вступление

Психология и эзотерика насыщены различными понятиями и практиками, среди которых есть очень увлекательная тема, описывающая состояние просветления самосознания . Авторы эзотерических учений дают широкий диапазон лишь вольных интерпретаций этому понятию. Психологи и психотерапевты более глубоко и последовательно излагают свое представление о нем в виде классификаций и методологий, основывающихся не только на теоретических догадках и предположениях, но и имеющих в своей основе опыт работы с пациентами.

Описание просветления сознания в современных исследованиях

Термин «просветление сознания» связан с исключительно позитивными проявлениями мыслей и эмоций человека. Согласно ряду трактовок в западных переложениях восточных учений (например, в тренинге «ЭСТ» ), просветление - это принятие реальности такой, какая она есть, то есть оно заключается в прекращении всяких попыток строения концепций либо интерпретаций непосредственно (чувственно) переживаемой реальности. В частности, следует признать автоматичность и неуправляемость своей системы «тело-ум», признавая за «собой» возможность только наблюдать и принимать эту систему, соглашаясь со всеми её решениями.

Согласно работам индийского философа Ошо , просветление является высшей точкой самореализации существа, происходящего с ним в результате внутреннего поиска.

Согласнонаучной трактовке термина: просветление - это наступившая ясность мыслей, сознания ; резкое полное осмысление ситуации.

Американский психолог и парапсихолог Чарльз Тарт последовательно описывает процесс, предваряющий просветление; он состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых этапов . Состояние приближения человеческого сознания к просветлению, по его мнению, не может произойти без таких развитых и активных в нем качеств, как стремление к самопознанию и самосовершенствованию, получение нового опыта посредством приумножения знаний, касающихся не только повышения профессионализма в той или иной сфере творчества, но и личностного роста. По его мнению, процесс просветления состоит из отдельных «скачков», создаваемых действием измененных состояний сознания (ИСС) . Он считает, что ориентироваться между такими состояниями помогает знание, специфичное для тех или иных состояний сознания. Признание личностью того состояния сознания, в котором она сейчас находится, оценка его преимуществ и слабых сторон, ведущее к оптимальному использованию этого состояния, является важным аспектом для достижения просветления в пределах данного состояния. Когда, например, человек знает, что в состоянии гнева принять умное и логичное решение он не способен, то для этого требуется выйти из этого состояния и суметь вызвать соответствующее спокойное состояние.

К раскрытию вопроса просветления сознания я вернусь после детального рассмотрения трактовки ИСС с позиции психологии и ииссиидиологии, поскольку считаю его раскрытие важным для понимания сути исследуемой проблемы.

Измененные состояния сознания - основа психодинамики личности

По своей сути просветление сознания и есть измененное состояние. В литературе термин ИСС принято соотносить с состояниями, при которых эпизодически (в целом или частично) с достаточной устойчивостью искажается самовосприятие, восприятие другого объекта, восприятие окружающего в целом, что приводит к чувству нереальности. Эти случаи преходящи, могут длиться от нескольких минут до нескольких дней, но могут возникать и на протяжении всей жизни. Нарушениям могут быть подвержены чувства, относящиеся к самым разным областям - к пространству, времени, сознанию, идентичности, ощущению реальности. Может затуманиваться зрение, образы казаться большими или меньшими, цвета ярче или тусклее; телесные чувства варьируют от ощущения покалывания до оцепенения и омертвения; могут изменяться тактильные и вкусовые ощущения. Возможны переживания изолированности отдельных частей тела или разума от тела, что сопровождается чувством отчуждения от себя или от окружения. Лица с подобными нарушениями способны, как правило, осознавать и регистрировать изменения, происходящие с ними или окружающим миром .

Проявления измененных состояний многообразны; некоторые из них настолько распространены, что имеют собственные обозначения: микропсия, феномен Исаковера, феномен deja vu, деперсонализация, дереолизация . Тесно связанные состояния, влияющие на сознание и идентичность, такие, как состояния диссоциации, транса, гипноза, замешательства, амнезии, ступоры, раздвоение личности, отличаются от предшествующих примеров тем, что предполагают меньшее осознание расщепления «я». Искажения функций «я», при перечисленных состояниях, возникают как защита «я» (зачастую посредством фантазий) от восприятий и представлений, несущих в себе угрозу на сознательном или, что более вероятно, на бессознательном уровне . «Я» расщепляется на сохранную наблюдающую часть и на часть переживающую.

Феномены изменённого «я» могут возникать как у здоровых, так и у психически неуравновешенных людей. В повседневной жизни они проявляются в периоды кризисов, а при психоаналитическом лечении - когда вплотную к поверхности подступили инстинктивные импульсы, неприемлемые для «я»-идеала .

Согласно В.Н.Мясищев у , психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности характера личности, а также соматический статус человека .

Согласно У.Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов» .

Согласно разработкам Л.И.Спивака и Д.Л.Спивака , изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:

    искусственно вызываемые : индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками — галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы пейотль и Сан-Педро, можжевеловый дым, алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием);

    психотехнически обусловленные : религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;

    спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии) .

Интерпретация ИСС с позиции знания ииссиидиологии

Сознание личности человека можно гипотетически разделить на узкие составные части его интересов, каждый из которых избирательно проявляет свою разнокачественную активност ь. Каждый такой интерес отражает собой какой-то ограниченный набор представлений, позволяющий личности испытывать некие конкретные переживания о самой себе и об окружающем мире. Проявляясь в зависимости от конкретики обстоятельств, эти интересы компонуются в единый взаимосвязанный комплекс - «УУ-ВВУ-конгломерат» , в большей или меньшей степени согласованный внутри себя по каким-то организующим его признакам. Каждый процесс обдумывания или действия сопровождается чередой сменяющихся конгломератов, но не проявлением лишь одного .

Общая суть такого конгломерата может включать различные категории жизненных ценностей (интересов, представлений), зависящих от социальной, культурной, политической, национальной, расовой принадлежности человека, а также его вероисповедания, различных взглядов на научную информацию, семейные ценности и прочего .

Как только возникает конкретика жизни, требующая внимания от личности, тут же в конгломерат «формируются» те интересы, которые в наибольшей степени (субъективно в каждый такой момент) соответствуют данным обстоятельствам и «могут участвовать» в процессе обдумывания, принятия решения, чувственного переживания, оценки, анализа, критики, обсуждения.

Поскольку конкретика внешних объективных обстоятельств постоянно меняется, то и переструктурируются конгломераты личности, каждый раз включая в себя новую совокупность интересов или их оттенков. Можно сказать также, что перед нами человек с уникальным конгломератом, отличающимся от череды реализованных как за миг до этого, так и после.

Конгломераты, однажды проявившись, впоследствии не дублируют друг друга в неизменном виде, но, пройдя каждый раз этап получения опыта в виде своеобразного микросинтеза (в процессе психоментального переживания вносится частица новой информации и ее переживания, не присущего «владельцу» этого конгломерата ранее), по-своему видоизменяются и представляют собой уже некоторое отличие в пределах данного интереса. Интересы могут компоноваться в конгломераты абсолютно непредсказуемо, сообразно тому, каких решений и реакций требует от человека та или иная жизненная ситуация. Весь их диапазон для одной личности (в пределах какого-то временного промежутка жизни человека) можно заключить в некоторую общую совокупность, на крайних полюсах которой могут находиться даже совершенно противоположные, противоречащие друг другу интересы и представления.

Конкретику промежутка времени в жизни человека важно учитывать, поскольку комплекс основных увлечений человека может меняться в процессе жизни. 5 лет назад, сейчас и 20 лет спустя, это будет все тот же один человек, но если посмотреть более детально на предмет его интересов со всей его конкретикой, взаимосвязями, то можно сказать, что это три разные личности. Хотя порой нам кажется, некоторые люди со временем совершенно не меняются. Все дело в качестве и скорости процессов получения опыта каждым из нас.

Продолжая раскрытие темы конгломерата, замечу, что противоречащие друг другу интересы и представления внутри одного конгломерата порой заставляют личность испытывать моменты затруднений в принятии решений или формировании какой-то конкретной точки зрения. Такая несогласованность взглядов может приводить человека даже к разного рода психическим отклонениям, внутренним диалогам и даже спорам. Однако в категорию измененных состояний также входят и те, что лишены внутренних противоречий, а являются целостными, но нетипичными для большинства людей состояниями. Взять, например, способность человека медитировать или видеть ауру других людей. Такая способность расценивается обществом как сверхъестественная и из-за этого подпадает под категорию нетипичных, а значит измененных. Но люди, которые научились или обладают этими способностями с рождения, не относят свои способности к чему-то необычному - они просто к ним привыкают. Точно так происходит с людьми, например, имеющими с рождения психические отклонения, занимающие свое место в классификации клинических ИСС . Поэтому можно сделать вывод о субъективности в применении этого термина .

Почему с человеком могут вдруг возникать такие внутренние противоречия, и от чего зависит внезапность и длительность их проявления? На все эти и другие вопросы возможно будет получить ответ в результате подробного изучения «Основ Ииссиидиологии» и комментариев к ним.

Психическая трансмутация одного измененного

состояния сознания в другое

Далее для более полного раскрытия главного вопроса реферата - просветления сознания, добавлю еще одно понятие - трансмутация . Важно понять, что этот акт является своеобразным, переходным механизмом, «переключающим» сознание человека с одного ИСС в другое. Этот термин встречается в некоторых науках:

    трансмутация в алхимии — превращение одного металла в другой; обычно подразумевалось превращение неблагородных металлов в благородные; осуществление трансмутации являлось главной целью алхимии, для достижения которой велись поиски философского камня; в метафизическом смысле, касающемся и духовной сферы — преобразованию подвластен не только материал, но и личность ;

    трансмутация в физике — превращение атомов одних химических элементов в другие в результате радиоактивного распада их ядер либо ядерных реакций; в настоящее время в физике термин употребляется редко ;

    трансмутация в генетике — генные мутации, вызванные абсорбированным в тканях организма радионуклидом; иногда термин используется для обозначения любых генных мутаций .

Трансмутация в ииссиидиологии означает необратимое преобразование какой-то части УУ-ВВУ-конгломерата вследствие нарастания критической массы каких-либо состояний (уже мешающих личности или наоборот подводящих к какому-то важному открытию) и как следствия этого - возникновения потребности (чаще неосознанной) в обретении какого-то нового опыта и знания взамен существующим представлениям. Как результат этого импульса происходит (кардинальная) смена представлений внутри одного интереса .

Раскрывая вопрос об ИСС, я уже упоминала о постоянном внутриконгломератном информационном изменении, но речь тогда велась мною о постепенности этого процесса.

Это явление трансмутации (как сам акт, так и его следствие), как правило, не осознается личностью , поскольку не может подтвердиться экспериментально и иметь какие-либо доказательства собственного существования, а мы только пока можем быть наблюдателем его. Для более детального углубления в суть вопроса и понимания всех введенных ранее понятий, приведу следующий пример.

Мужчина русской национальности преподает математику в университете, имеет умеренно правые политические взгляды (либерал-консерватор), женат, растит сына, атеист, ходит в театр каждые выходные, любит читать художественную литературу, а также интересуется новостями квантовой физики, имеет довольно ограниченный круг друзей и не любит шумных сборищ, его хобби - выращивание роз.

Исходя из этого краткого описания, уже можно сложить приблизительный образ такого человека (типаж со своеобразным стереотипом поведения) и его жизненную позицию в том или ином проявлении субъективной действительности. Замечу также, что каждый человеческий типаж в своей основе имеет определенную компоновку интересов, отличающихся между собой уже в зависимости от специфики самого типажа. Примерно схожей совокупностью черт одновременно могут быть наделено большое количество людей и в таком случае можно сказать, что их характеристики присущи какому-то одному типажу.

Когда наш преподаватель математики чем-то занимается или принимает решение, то может привлекать в этот процесс различные обоснования своего выбора. А эти обоснования весьма обширны. Он может, например, действовать с позиции своего эгоизма, чтобы его выбор более-менее как-то совмещался с его представлениями и критериями о самом себе. В противоположность этому он также может подключить и более высоконравственные представления, то есть мыслить с позиции альтруизма по отношению к другим людям. Он также способен мыслить в состоянии агрессии или ненависти, - например, понесет ли его обидчик заслуженное наказание, а если он уже сам принял решение «наказать», то возникают следующие представления - каким образом теперь избежать ответственности и так далее.

В конкретике жизни он может заниматься воспитанием сына, объясняя ему важность постановки приоритетов в жизни, при этом подключая определенную часть своих представлений (исходя из личного опыта), касающихся именно этого аспекта жизни. В процессе объяснения его могут также посещать и совершенно новые оттенки мыслей, ранее не свойственные прежним его представлениям. Это объяснение в общем случае будет составлять квинтэссенцию всех его знаний и представлений на данный период времени и отражать его мировоззрение. Хотя по ходу самой беседы он, вероятно, сможет выразить только какую-то его часть.

При этом мгновение за мгновением один конгломерат сменяется другим , окрашенным уже немного другими оттенками чувств и мыслей. Одни проявления как бы задают тон для последовательности следующих реализаций качественно других УУ-ВВУ-конгломератов. Немаловажную роль в этом играет гормональная активность физиологических систем человека в каждой конкретной ситуации. Выброс в кровь тех или иных гормонов порой бывает определяющим в принятии того или иного решения.

Влияние конкретного конгломерата на выборы человека происходит в момент, когда в какой-то конкретной ситуации его принципы и представления в наибольшей степени согласуются с творческими целями и задачами , вот тогда и создаются условия для их поочередного проявления. Выбор обязательно обусловлен многосторонним участием различных УУ-ВВУ-конгломератов. «Составные части» в виде жизненных убеждений человека компонуются между собой, что каждый раз заставляет реагировать его на конкретные обстоятельства строго определенным образом.

В результате таких разнообразных реакций меняется не только особая компоновка представлений в каждый последующий конгломерат, - каждое мгновение происходят изменения с самими представлениями. Ведь если бы они не менялись, мы бы всегда принимали одинаковые решения.

Насколько эти изменения могут быть существенны за конечный промежуток времени, в такой степени можно судить о наличии трансмутационного процесса. Смысл заключается в том, чтобы сделать свой выбор настолько кардинально (относительно усредненного уровня для данного интереса), чтобы необратимо преобразовать какую-то часть прежних представлений, закрепившись в этих состояниях через конкретные выборы.

Вернемся к нашему примеру с преподавателем математики. Какие из его представлений могут претерпевать глобальные изменения, и при каких обстоятельствах? Например, представим, что в юности, проходя обучение в университете, он задался целью самостоятельно вывести какое-то сложное и длинное уравнение. На тот момент времени эта задача воспринималось им практически неосуществимой, но интуиция подсказывала, что шансы есть, требуется только расширить свой кругозор путем получения дополнительных знаний. На протяжении нескольких лет он периодически возвращался к своему увлечению и каждый раз уже с новым уровнем знаний, полученных для этой цели из различных источников. Таким образом происходило накопление узкопрофильной информации в пределах одного интереса, пока не стало достаточным (критическим) для разгадки поставленной задачи. К его первоначальным представлениям присоединилось необходимое количество составных элементов (добавились новые детали), и на заключительном этапе решения его «вдруг осенило», и ответ как бы сам собой нашелся. Это событие сопровождалось испытанным чувством радости, восторга, гордости и воодушевления, обретением некой уверенности в собственных силах и возможностях, и удивлением , - как он мог раньше не догадаться и затрудняться с таким простым решением!

Во время решения уравнения преподаватель находился поочередно в трех состояниях: сначала он вошел визмененное состояние - пока размышлял и подставлял цифры - ничего не слышал и не видел вокруг, мысли нагнетали волнение; далее в момент нахождения решения он испытал второе состояние - с ним произошлатрансмутация , сопровождающаяся третьим состоянием просветления сознания, которую можно также характеризовать как озарение.

Если преподаватель решит поставить для себя следующую цель в виде нового уравнения, то подойдет к ее осуществлению уже с другим составом конгломератов, имеющим определенные изменения в отношении данного интереса, полученные в результате получения опыта реализации предыдущей цели.

Аналогичными по силе могут быть переживания череды воспоминаний событий из прошлого , внезапно открывающих новое их понимание; в результате смерти близкого и дорогого человека, когда вдруг наступает переоценка ценностей и потребность попросить прощения; при любом другом внезапном осознании того, что раньше было недоступно пониманию.

Трансмутации могут возникать у большинства людей, независимо от их уровня образованности или глубины познания в той или иной сфере науки, социального статуса или вероисповедания . Этот акт может происходить с различными УУ-ВВУ-конгломератами и касаться любых обстоятельств. Если здесь говорить об осознанности, то совершенно невозможно предугадать момент, в который все произойдет. Те состояния, которые для одного человека являются предпосылкой трансмутации, для другого - не представляют такого значения, а только являются основой для пребывания их в обычном состоянии.

Важно отметить, что трансмутационные процессы могут осуществляться в различных психоэмоциональных состояниях личности . От того, в каком из их разнообразия человек был накануне трансмутации (с негативной или позитивной окраской), будет зависеть направление смены и переструктуризации текущих его конгломератов и как следствие - углубление и закрепление сознания в новых представлениях. При этом возврат к прежним представлениям и сопутствующим психоэмоциональным состояниям в пределах данного интереса будет крайне затруднительным и потребует дополнительных энергозатрат и времени. К тому же, как я отмечала выше, возврат в ту же самую точку состояния невозможен из-за необратимости изменений внутри конгломерата.

Как это может быть ни парадоксально для читателя, не изучавшего ииссиидиологию (тему бессмертия в частности), но все пути развития, - и самые высоконравственные, и даже морально деградирующие, в конечном итоге, приводят человека, имеющего и реализующего большой потенциал низкой эмоциональности (что не исключает при этом его эволюции как личности), через множество смертей (которые сама личность не осознает, а продолжает существовать вечно уже в соседних сценариях развития) к Человеку с большой буквы, смысл будущего существования которого не вписывается в рамки сегодняшних усредненных представлений общества о счастье, творчестве, единстве, любви и многих других понятий.

Просветление сознания как осознанный акт

трансмутации изменённых состояний в просветленные

Анализируя приведенные ранее интерпретации ИСС из разных областей знания, можно условно разделить их на две категории - контролируемые ИСС (обладающие в большей степени осознанностью, более высококачественные) и неконтролируемые ИСС (менее качественные, заполняющие собой сознание и менее подвластные контролю со стороны сознания). В зависимости от активности того или иного ИСС или состава группы конгломератов человек по отношению к одной и той же повторяющейся в его жизни ситуации может испытывать совершенно разные и, порой даже противоположные, чувства и мысли. Зная эту особенность, и осознанно относясь к каждому своему выбору и внутреннему состоянию, можно научиться контролировать и управлять своими эмоциями.

Есть также состояния сознания, при которых внутри каждого сменяющегося конгломерата могут быть активны сразу два или несколько противоположных интересов. При этом, с одной стороны, может происходить переживание состояния, а с другой стороны, активизироваться процесс наблюдателя этого переживания. Менее устойчивые представления могут переходить под контроль более стабильной наблюдающей части сознания конгломерата, способной «производить с ними различного рода изменения». Здесь очень важно отметить, что существуют разные типы разбалансировки внутри конгломератов. В тех случаях, когда наблюдающая часть не в состоянии совладать с более дестабилизирующей сознание частью, или она вовсе отсутствует, можно назвать клиническими. В таких случаях требуется помощь и вмешательство со стороны психотерапевтов или психиатров, однако в саму возможность постепенной трансформации сознания такого человека они не верят даже гипотетически и пытаются «излечить» таких пациентов с помощью медицинских препаратов. В то время как ииссиидиология объясняет, что для того, чтобы уравновесить такую конфликтную конфигурацию, требуется включить в составляющие ее конгломераты необходимое количество недостающих фрагментов информации (и, как следствие, необходимый опыт), чтобы удовлетворить все те противоречивые интересы, которые заставляют человека быть ведомым ими и зависимым от них. Вопрос здесь только в количестве времени и затраченной энергии.

Если в сознании человека появится необходимость в собственном эволюционировании и развитии истинных Человеческих характеристик (гуманистических и разумных), то в таких критических ситуациях он уже сможет принимать решения с позиции более уравновешенных психоэмоциональных состояний и представлений на их основе.

Поэтому, первым фактором, способствующим просветлению, я бы обозначила присутствие в самосознании личности контролирующей части конгломерата. Его наличие стимулирует состояние (технику)разотождествления , описываемое в ииссиидиологии. Это своеобразное погружение в осознанность момента, когда, с одной стороны, есть понимание дефектности своего состояния через идентификацию его с определенной шкалой состояний и, с другой стороны, желание это состояние изменить. Из собственного опыта отмечу, что личность прибегает к технике разотождествления при возникновении различных негативных ситуаций, для выхода из них в сторону позитивного разрешения. Сюда можно отнести как внутренние, так и внешние конфликты, порой погружающие сознание в состояния аффекта, и доставляющие ему дискомфорт.

Я выделила слова осознанность и желание, подчеркивая тем самым значимость этих двух составляющих и ту важную роль, которую они играют в процессе достижения человеком состояний просветления сознания. На мой взгляд, для личности, погрузившейся в деструктивное состояние сознания - это наиболее эффективный способ выхода из него. Стоит только осознать и признать человеку факт наличия ложных мыслей и поступков по отношению к себе и окружающему миру и захотеть это обстоятельство изменить, как тут же запускается процесс переструктуризации его конгломератов и погружение в состояние, отличающееся от предыдущего ровно настолько, насколько способна его конфигурация продвинуться в своем интеллектуально-альтруистичном развитии на данном этапе своего эволюционного пути. В ииссиидиологии этот процесс также описывается термином «подчакрамная перефокусировка» . Это, по сути, та же трансмутация, только отличие состоит в объемах трансмутированной информации (групп интересов) . С каждой подчакрамной перефокусировкой фактически происходит отсекание повторного проявления тех же реакций и переживаний с их заменой уже другими.

Если, например, наш преподаватель математики, проснувшись с утра с новым осознанием, испытает потребность изменить свою жизнь и вступить в клуб байкеров, то некоторая часть его прежних взглядов и интересов действительно претерпит серьезные изменения. Но эти изменения будут являться уже подчакрамной перефокусировки, которая произошла в одночасье накануне такого осознания. По всей видимости, он подошел к такому решению не на пустом месте и не так внезапно, как может показаться. Может быть, в прошлом у него появлялись новые идеи и желания изменить свою жизнь, что свидетельствует о том, что критическая масса и степень реализованности в прежних интересах накопилась до такой степени, чтобы наступила реальная возможность окончательно исчезнуть из его конфигурации и уступить место совершенно новым. Он постепенно полюбит шумные сборища, которые раньше являлись для него источником раздражения и утомления, чтение художественной литературы уступит место прослушиванию музыки, а атеистские религиозные взгляды заменятся на христианские. Таким образом, типаж преподавателя, переструктурируясь на уровне каких-то интересов, постепенно смениться типажом байкера-математика.

Без соответствующей цели и знания человек может бесконечно испытывать и даже еще глубже погружаться в неконтролируемые негативные ИСС, не понимая, по какой причине они с ним происходят, что с ними делать, годами испытывая бесполезные страдания, порой ведущие к депрессиям и суицидам .

И наоборот, сопутствующим фактором для «душевного выздоровления» является желание всякий раз проявлять осознанность, что позволит наработать навык привлечения уравновешивающих конгломератов, способствующих разотождествлению и выходу на позитивизм .

Очень часто люди ловят себя на деструктивных проявлениях, о чем свидетельствует анализ на основании сравнения с присущими им более уравновешенными и интуитивно «верными» состояниями, соглашаются с мнением о своей ущербности и неспособности по сравнению с другими людьми из-за собственного бессилия (а скорее, лени). Ничего так и не предприняв на протяжении длительного времени, такие личности могут добиться только развития в себе деградационных процессов, ведущих в многочисленные, далекие от Человеческих (пояснение далее по тексту), направления развития, одним из следствий чего, с моей точки зрения, является проявление разнообразных видов клинических ИСС и, как результат их длительной активности, - многообразие психических расстройств и заболеваний.

Можно сделать следующий вывод: процесс просветления сознания прямо пропорционален степени осознанности личности в каждом переживании ИИС.

Еще одним не менее важным фактором по мнению Чарльза Тарта (в этом я с ним соглашусь), влияющим на осуществление процесса просветления сознания - является степень субъективизма восприятия окружающей действительности. Он считает, что очень важно воспринимать мир приближенно к реальному его проявлению, более точно идентифицируя все его проявления в своей системе восприятия. Чем более искаженно мы воспринимаем окружающую нас реальность, и ошибочно отождествляем наш субъективизм с действительной реальностью, тем дальше мы находимся от возможности испытать состояние просветления и тем вероятнее испытать всевозможные ИСС (трансмутации, а с ними и подчакрамные перефокусировки), относящиеся уже не к просветлению, а скорее, к помутнению сознания!

Ииссиидиология на этот счет предлагает свои критерии состояний, помогающих более точно и объективно ориентироваться в процессах, происходящих с нами в окружающем мире. Существует базовый Человеческий фактор , отличающий нас от животного, растительного и окружающего биологического мира в целом. Он определяется основополагающими характеристиками, в основе которых такое качество психики, какинтеллект , и такое социальное поведение, как . Интенсивное взаимодействие и сочетание этих двух составляющих присуще только Человеку. Их прочная адаптация в процессах жизненного творчества будущего Человечества порождает производные качества - высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект . Чем менее эгоистична основная цель в жизни, которую выбирает человек, тем больше она способна воплощать в себе высокочастотные представления общепланетарной Идеи всеобщего Существования, главными признаками проявления которой - для людей! - являются именно высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект.

Далее, формируются более сложные для восприятия и идентификации с уже имеющейся базой человеческих морально-нравственных критериев, качествагуманитарная свобода и иммунитантная ответственность . Второе понятие подразумевает безусловное состояние насущной потребности личности отвечать не только за свои поступки и действия и их последствия, но также и «персональную Ответственность» за выборы других людей; готовность к любым актам самопожертвования ради скорейшего достижения общего для всех людей блага, ради беззаветного Служения высочайшей гуманитарной Идее и наиболее высококачественного воплощения ее в условиях окружающей действительности; тип персональной Ответственности, которая свободна от любых признаков ограничения свободы выбора любого человека .

Активность УУ-ВВУ-конгломератов, включающих в себя вышеперечисленные качества в виде представлений, может в значительной степени ускорить процессы его перехода на уровни просветления сознания, несущие новые интуитивные знания и догадки, раскрывающие множество тайн и вопросов, не доступных ранее из-за дестабилизирующих факторов соответствующих частей конгломератов.

Выводы

Подводя итог своего реферата, в качестве вывода отмечу, что просветленными можно назвать те измененные состояния, при которых происходит сочетание в конгломерате более высоких интеллектуально-альтруистичных интересов, что и причисляет их к категории Человеческих по сравнению с другими, проявляющимися в иные периоды, и требующих от личности решения обыденных эгоистично-направленных вопросов. Таким образом,просветленное состояние сознания - это самая высокая психоэмоциональная характеристика ИСС, которая только может быть свойственна конкретному человеку в его проявлениях на данном этапе его жизненного творчества.

Случается так, что большую часть своей жизни люди находятся в неосознанном состоянии, погружаясь в свои низкоэмоциональные состояния и совершая на их основе свои выборы. Искаженно воспринимающие реальность под давлением этих состояний, они могут бесконечно долго пребывать в неосознанности, перескакивая с одного состоянии на другое, так и не испытав в своей жизни возвышенных моментов радости от прозрения. По моему мнению, ориентация на два вышеперечисленных качества - альтруизм и интеллект, может помочь справляться со своими нежелательными эмоциями и строить множество различных мотиваций, необходимых для работы с процессами разотождествления и осуществления трансмутаций и достижения просветления в Человеческом направлении развития.

Кроме того, явление трансмутации из спонтанного (при определенных интеллектуально-психических усилиях) может перейти в осознанный и контролируемый процесс (то же самое относится к некоторым ИСС и подчакрамной перефокусировке), что само по себе уже означает эволюционный процесс роста личности в процессе ее самосовершенствования.

Эта осознанность подобна осмысленной медитации, своеобразной настройке человека на те свои высокочастотные глубинные слои самосознания, которые возможно активизировать в сознании, сделать их доступными в данный субъективно критический миг жизни для того, чтобы с их помощью запустить механизм резкого скачкообразного безвозвратного перехода с тех уровней активности, которые уже не устраивают личность.

Это становится возможным при глубоком изучении принципов собственного мышления, методик управления собственными состояниями, описанных во множестве специальной литературы, таких, как, например, учения - Дианетика и Транссерфинг, методики НЛП. Но, на мой взгляд, неподготовленное сознание, имеющее недостаточно жизненного опыта (рационального альтруизма ) или множество недопониманий, противоречий внутри, склонно к однобокости интерпретаций вышеприведенных областей знаний, ориентиры которых именно в Человеческом направлении развития в связи с этим, можно считать сомнительными. В отличие от этих разнообразных методик, ииссиидиология определенным образом включает в структуру своего знания одновременное стимулирование высокочувственной интуитивной составляющей, без которой, по мнению ее автора, очень сложно удерживать вектор Человеческого направления развития.

Каждое из понятий, раскрытых мною несет гораздо более глубокий и разносторонний смысл (в контексте ииссиидиологии), поэтому может являться самостоятельным предметом для дальнейшего анализа и рассуждений.

Надеюсь, что вся та информация, которой я поделилась в этой статье, поможет лучше разобраться людям, находящимся в поиске себя и той своей просветленной части, которая пока что слабо проявляет активность в самосознании.

Статьи похожей тематики:

Список литературы:

1 - Люк Рейнхарт, Трансформация. Путь к полноценной жизни / Переводчик: Х. Безымянный, Издательство: ГАЛАКТИОН, ISBN 5-891731-45-2; 2005 г.

2 - Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. «Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь».

3 - Психоаналитические термины и понятия: Словарь /Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.

4 - Мясищев В. Н. Проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.

5 - Джеймс У. Воля к вере/ Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.

6 - Чарльз Тарт, Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека.

7 - Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. — Т. 1, N 4, 1996. С. 48—55.

8 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 11.

9 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 15, том 16, «Классификация уровней самосознания человека».

10 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому, 15 том.

11 - Орис О.В., Основы Ииссиидиологии, 3 том (словарь терминов).

Информация о том, что просветленные люди живут среди нас, уже несколько лет волнует, пугает и восхищает человечество. Яркий пример просветленности - Далай-Лама.

Он, как и его просветленные соотечественники, отличается от обычных людей тем, что если посмотреть на него так называемым «тонким» (энергетическим) зрением, можно увидеть окружающую его необычную, не свойственную простым людям, светимость.

Приметы просветленности

У просветленных людей, по мнению эзотериков-исследователей, очень ровное и чистое энергетическое поле, дающее чистые, прямые лучи (как правило, разноцветные). Также известно, что просветленные люди, живущие в больших городах, вынуждены прятать свою светимость, чтобы их не узнавали.

Согласно мнению некоей группы мистиков, просветление не связано с доводами логики. Быть просветленным - означает покинуть границы физических и умственных возможностей. Физическое тело, не приспособленное к переменам такого рода, часто не выдерживает нагрузки, а явления, с которыми приходится столкнуться человеку, до такой степени мощны, что провоцируют расстройства психического и физического здоровья. Особенно сильно просветление влияет на качество сна: человек становится настолько осмысленным, что сон не может овладеть его телом.

Какой он, просветленный человек? Признаки, которые ни с чем не перепутать

В Тибете многократно были зафиксированы факты поглощения светом, но там подобные случаи - обыденное дело. Посредством многолетних медитаций тибетские ламы учатся отделять разум от тела. В итоге тело становится ненужным: разум забирает его с собой в вечность в виде абсолютной энергии.

В 60-х годах 20-го столетия один тибетский лама - человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием, обратился к близким с просьбой не беспокоить его и уединился в своей хижине на неделю. По прошествии этого срока изо всех щелей его домика «полился» радужный свет, а сам лама бесследно исчез.

Могут ли «отрицательные персонажи» достичь этого состояния?

Адольф Гитлер, который, по мнению отдельных исследовательских групп, владел навыками экстрасенса, не сомневался в том, что на планете существует место, называемое полой Землёй. Идея о существовании полой Земли, населённой существами, которых нельзя назвать людьми, действительно не раз обсуждалась в среде эзотериков. С этим утверждением полностью совпадают догадки российского исследователя оккультной магии немецких фашистов Сергея Зубкова.

Причиной расовых чисток, которые так любил проводить в Третьем рейхе Гитлер, учёный считает попытки нацистов привлечь внимание подземных «хозяев», которые должны были принять участие в переустройстве привычного нам мира.

Имел ли шансы Гитлер стать просветленным человеком? Если верить авторитетным эзотерикам, наличие паранормальных способностей - это ещё не просветление, а, скорее, продолжение игры, придуманной умом и эго. Правда, иногда игра переходит на новый уровень, то есть становится более утончённой (но не перестаёт быть игрой).

Но это ещё не вершина - это ум выстраивает перед стремящимся к Истинной реальности красивые препоны, заставляя его думать, что он почти у цели. Но если рядом с «игроком» нет настоящего наставника, его некому будет предупредить о том, что он заигрался.

Все эти игры и уровни, стадии пробуждения и просветления с точки зрения Безусловной Реальности - плод человеческого воображения, так как на пути к духовным вершинам нет ни игроков, ни спящих, ни заблудших, ни Абсолютной, ни относительной реальности. Информацию о стадиях просветления ум использует только для того, чтобы успокоить эго. А наиболее массовые способы приблизиться к Богу все сводятся к постепенной и не лишённой двойственности, тяжёлой ежедневной работе, на выполнение которой необходимо потратить много лет (или жизней).

Просветление не гарантирует физического здоровья

Как долго живут просветленные люди? Ответ на этот вопрос уже несколько веков повергает в шок учёных-материалистов.

Некоторые историки и психологи, отрицающие существование Истинной реальности, допускают, что просветленный человек вполне может быть социально адаптированным и успешным в профессиональной и финансовой сферах. Ведь идеальные во всех отношения люди не могут быть несчастливы в семейной и социальной жизни.

Главным лживым аргументом, никак «не вписывающимся» в эзотерическую картину мира, большинство материалистов считают тот факт, что просветленные люди, которые, казалось бы, стояли ближе всех к Божественным чудесам, становились жертвой земных болезней, от которых преждевременно умирали.

Земное тело - вещь хрупкая

Действительно, многие просветленные учителя умирали от рака и других неизлечимых заболеваний. Будда, например, скончался после нескольких месяцев мучений, вызванных отравлением. Его многочисленные последователи, наблюдая за страданиями своего Учителя, ожидали сначала чудесного выздоровления, а затем - воскрешения из мёртвых. Но чуда так и не произошло.

Кришнамурти в течение почти 40 лет мучила чудовищная мигрень, а Рамакришна страдал от параноидальных галлюцинаций, но умер от рака горла, когда тему было 45 лет. Свами Вивекананда был болен сахарным диабетом и умер в 38. Его вес на момент смерти составлял 120 кг.

Шри Свами Шивананда страдал от диабета и ожирения, а Шри Ауробиндо мучил туберкулёз и нефрит. Карлос Кастанеда скончался от рака печени, когда ему было 73.

Существует несколько мнений, объясняющих факты безвременного ухода великих Учителей. Наиболее соответствующими реальности считаются два объяснения, которые будут рассмотрены ниже.

Не предупрежден - значит, разоружен

Во-первых, скоропостижная смерть всех великих людей - результат безоговорочного служения другим людям. Отдавая все свои силы и знания страждущим, они забывали позаботиться о своих телах.

Во-вторых, ни в одном учении не упоминается о том, что просветление - это потрясение огромной силы, пронзающее мозг подобно разряду молнии. Лишь немногие просветленные люди находят в себе силы сохранить свой мозг от разрушения. В число «счастливчиков», как правило, попадают индивиды, которые систематически тренировали и использовали свои мыслительные способности: философы, математики, физики...

Согласно статистике, простой человек эксплуатирует свой мозг примерно на 5% от его потенциальных возможностей. Великий человек использует около 15% потенциала. А тот, кто использует 33%, то есть треть возможностей - сумеет пережить просветление.

Негласная статистика не менее неумолима: скоропостижная смерть настигает 90% людей, сумевших пережить просветление. А просветленные люди нашего времени, оставшиеся в живых (их 10%) никогда никому ничего не расскажут о пережитом, потому что их мозг уже им не подчинён, а значит, не может быть использован в качестве речевого механизма.

Об этих шокирующих подробностях, происходящих в течение многих веков, никто никогда не упоминал. Но ведь никто и не спрашивал...

Побочные эффекты

«Лучшие качества» просветленного человека делают его дальнейшее пребывание на Земле невозможным. Большое количество просветленными, в тот же миг умирают - от полученного опыта останавливается сердце и замирает дыхание. В живых остаются единицы, причём почти все из них в прошлом были либо лихими искателями приключений, либо владели опасными для жизни профессиями. Получая на протяжении своей прежней жизни некоторые дозы волнительных переживаний, они смогли справиться и с более сильным потрясением. Но даже если их сердца не остановились после случившегося, то тела, изменившись, подвергнутся страданиям.

Человеческое тело может функционировать нормально, когда находится в рамках своих возможностей. Но так как просветление - это выход за рамки, всё, что развито слабо, ломается. Ломается и тело, которое, к счастью, уже никогда не пригодится просветленному.

Настоящие Мастера молчат о своих достижениях

Наблюдательные люди заметили, что споры о сути просветления и способах духовных практик - удел новичков или тех, кто даже ещё не ступил на этот путь. Такое поведение опытные мистики называют игрой в религиозный практицизм, основанной на желании покрасоваться.

Какова причина возникновения подобных дискуссий и конфликтов? Опытные эзотерики утверждают, что, осознанно или нет, спорщики таким образом выражают свою неуверенность: "А правильный ли путь я выбрал?" Новички, болтая о «высоком», не подозревают, что это в них говорит отсутствие опыта и неуверенность в правильности жизненного выбора. Глаза просветленного человека излучают спокойствие и не оставляют сомнений в крепости его веры. Что касается веры новичка, то любой пример чужого негативного опыта может ослабить её.

Пытаясь доказать окружающим (а прежде всего - самим себе), что идут верным путём, многие новички начинают сомневаться ещё больше, и это сомнение порождает сначала агрессию, а после - фанатизм. А что потом? Защита своей веры становится делом чести и требует всё более и более радикальных мер, таких, например, как сжигание «еретиков» и «ведьм», запугивание сектами, «джихад» и так далее.

Что значит «просветленный»? Человек, желающий найти хорошего учителя, хотя бы однажды, но задавал себе этот вопрос. Как отличить настоящего, просветленного мастера? По его молчанию. Просветленный гуру никогда не ввяжется в спор о том, «чья вера правильнее», так как знает, что все пути просветления ведут к одному и тому же Богу, а следовательно - к одному и тому же результату.

Теория и практика просветления

Каждый из способов просветления предусматривает возможность получения секретных знаков и состоит из определённых стадий пробуждения. Что касается секретных знаков - неопытные ученики получают их от гуру, а люди, давно практикующие духовный путь, руководствуются ими, чтобы определить, не заблудились ли они в иллюзорных «дебрях» своего ума.

Тайные знаки разных школ отличаются между собой, поэтому сравнивать их бессмысленно. Это лишь своеобразные «зарубки», увидав которые, идущий поймёт, что он на правильном пути.

Люди, занимающиеся различными практиками, получают множество разнообразных, блаженных состояний (из которых складывается опыт), а также возможность видеть и слышать то, что сокрыто от простых людей, отправляться в тонкие миры и встречаться со святыми. Немало новичков, поддавшись соблазну, заставляют себя поверить в то, что они - уже просветлены и застревают на одном из этих этапов, очарованные своими же возвышенными переживаниями и раскрывшимися способностями.

Знающие о практической и веданты (Васиштхи), знают и о том, что человек, идущий по пути развития, может достичь состояния совершенно Просветленного, полупросветленного или непросветленного существа.

Обычных существ (включая людей), которые относительно Абсолютной Реальности «крепко спят», называют непросветленными.

Совершенно Просветленными йоги называют тех, кто, опираясь на личный опыт, познал себя как Абсолютную Реальность или укоренился в ней, достигнув самосознания. Люди, ощутившие себя слившимися с Богом и видящие реальность такой, какая она на самом деле, называются самадхами. Самадхами были Шива, Кришна и Аллах. Именно к этому, непередаваемому словами состоянию, стремятся все йоги.

Сахаджа-самадхами называют людей, живущих обычной жизнью, находясь в самадхи. Сахаджа-самадха вынужден высвобождать часть внимания и направлять его на выполнение ежедневных обязанностей и поддержание жизни в физическом теле.

Совершенно просветленные люди осознают Абсолютную реальность даже во время ночного сна. Во снах, наполненных Божественным сиянием, они способны путешествовать по тонким мирам, населённым богами.

Полупросветленными называют людей, прикоснувшихся к Абсолютной Реальности лишь на короткое мгновение и вернувшихся в своё обычное состояние. Некоторые полупросветленные способны абсолютно правильно воспринимать и понимать Истину, несмотря на то что их сознание ещё не полностью очищено.

Есть и такие индивиды, которые приняли Истину и понимают её суть, но необходимого опыта и переживаний им пережить не удалось. Не зная, что сознание не очистится, пока не успокоится ум, они занимаются тем, что спекулируют высказываниями просветленных мастеров. По мнению некоторых мистиков, это тоже неплохое начало пути. Проговаривая правильные утверждения немыслимое количество раз, они тем самым приближают очищение сознания и успокоение ума.

Просветленные люди нашего времени

Многие пользователи Глобальной сети интересуются: есть ли просветленные люди в России? Согласно сведениям, которыми располагают современные эзотерики, в 50-х годах прошлого столетия во всём мире (а значит, и в России) началось воплощение высокоразвитых душ на Земле. Причиной «высадки десанта» стала необходимость защитить независимую волю просветленных землян. Первая волна воплощений (дети Индиго) была закончена в 60-х годах 20-го века, вторая была произведена в период с 1980 по 1990-й (Кристаллические дети), прибытие третьей волны (рождение Радужных детей) происходит в настоящее время.

Две последние волны в большинстве своём - потомство повзрослевших Индиго. Родители-Индиго создают для своих отпрысков такие условия, при которых их врождённые интуитивные, телепатические и развиваются очень быстро. Многие дети уже обладают способностями к психокинезу (передвижению объектов, находящихся в непосредственной близости) и телекинезу (передвижению далеко расположенных объектов). Следующим этапом для них станет освоение технологий левитации, телепортации и умение пребывать сразу в двух местах в одно и то же время.

Чем отличается просветленный человек от непросветленного? Обычный, непросветленный человек, обладающий ограниченными знаниями, считает, что Вселенная бесконечна.

Просветленный, изменившийся человек, не видит Вселенной и понимает безграничность мудрости и знаний, которые он увидел внутренним зрением. Он также знает, что Вселенная имеет границы, а знания - безграничны.

Согласно информации, записанной в «Ведах», душа просветленного, осознав себя, уходит из материального (уже не нужного ей) тела или сжигает тело в огне теджаса (жизненной силы). По мнению людей, идущих по этому пути, просветленного человека видно сразу, потому что он постоянно говорит и пишет о том, что «пробуждение вне ума».

Согласно этому же источнику, существуют и другие люди, которые тоже говорят и очень много пишут о своих занятиях осознанностью и магией... заведомую ложь, потому что находятся внутри ума и не являются просветленными.

Как узнать просветленного человека? У любой школы, как известно, собственные методы просветления. Но каждый просветленный мастер открывает перед своими учениками одну и ту же Абсолютную Реальность (высшую духовную реализацию), достичь которой можно разными путями. Поэтому мастеру одной школы не дано заочно судить о степени просветления мастера другой школы. Только встретившись и поговорив (или помолчав), просветленные мастера могут ответить на этот вопрос.