Колдуны и ведьмы. Кто такие деревенские колдуны и откуда у них паранормальные способности

КОЛДУНЫ, ЗНАХАРИ, ЧАРОДЕИ, ВЕДЬМЫ - КТО ОНИ?

Олег бежал к машине, вылетев из дома бабушки Маши словно пуля.

Она ведьма, Эдуард Александрович! Ведьма, слышите? - уже не так громко произнёс он, подбежав ко мне.

Слышу Олег, слышу, - я вышел из автомобиля. Только не пойму, с чего ты это взял?

Да у неё все углы травами завешаны, на столе чашечки да мисочки с не пойми чем, метлы только не хватает!

Глупый ты! - улыбнулся я.

А чего вы смеётесь? Я правду говорю, - он нервно закурил.

Ты хоть знаешь, кто такая ведьма? - с интересом спросил я.

Чего тут знать, колдунья - она и есть колдунья, на людей болезни да беды разные наводит.

Сейчас, Олег, ты сам уже себе противоречишь! Колдунья и ведьма, вообще-то, разные вещи.

Олег пригладил взъерошенные волосы.

Правда?

Абсолютная! А бабушка Маша - моя давняя знакомая, она знахарка, травница, золотой человек. Скольких людей она на ноги поставила!

Парень сконфуженно переминался с ноги на ногу.

Давай-ка, Олежка, сядем вон на ту лавочку, и я тебе расскажу, кто есть кто.

Из глубины веков

Так уж повелось, дорогие мои читатели, что многие факты у нас на Руси исстари искажали. Да так, что до людей доходили либо слухи, либо сплетни. И сейчас в лексиконе современного обывателя понятия «знахарь», «колдун», «ведьма», «чародей» и т. п. означают одно и тоже. А это неправильно, так как каждое это слово имеет своё значение, и путать их не следует.

Давайте разберём каждое по-отдельности.


Ведьма (ведун)

Этим словом у нас привыкли называть людей, которых подозревали в делах нечистых, ссылаясь на их связь с тёмными силами. Им приписывают умение привораживать и отвораживать, лечить и прорицать. На самом деле это не так.

Слова ведьма и ведун происходят от слова «ведать» и «веда». «Ведать» значит «знать», а «ведами» на Руси называлась наши старинные буквы письменности. Ведьмой или ведуном называли мудрого, грамотного человека. Как правило, это были старейшины, умудрённые жизненным опытом и многое повидавшие на своём веку. К таким народ всегда шёл за мудрым советом.

В современном мире таких людей можно сравнить с психологами, только с более расширенными возможностями.

Ведун прекрасно знал человеческую психологию и природную медицину, мог дать совет, как сберечь свой дом и себя от дурного глаза. С ведуном совещались, когда следовало сеять урожай и где лучше строить новый дом. Он знал законы самой природы и умел ими пользоваться. Однако для обычных людей ведовская наука всегда оставалась тайной, поэтому их частенько боялись.

Например, люди издавна страшились полнолуния из-за ведьм, которые в полнолуние совершают таинственные вылазки в лес.

На самом деле, все просто. Полнолуние - лучшее время для сбора некоторых лекарственных трав, именно в полнолуние они обладают большей силой. Вот деревенские

Бабки-знахарки, местные цели-тельницы и собирали в это время травы.

Увы, невежественный народ от незнания истины переложил все на свой лад.

Знахарь, в отличие от всезнающего ведуна, был занят исключительно делами медицины.

И если ведун давал лишь совет, что и как надлежит делать в той, или иной ситуации, то знахарь лишь занимался целительской практикой. Это самый настоящий врач в современном варианте. Только в его арсенале были не таблетки и уколы, а травы да снадобья. Знахари собирали травы, готовили настои, лечили не только взрослых и детей малых, но и дворовую скотину. Одним словом, врач и ветеринар в одном лице.

В отношении чародеев, дело обстоит.сложнее. Дабы не пускаться в долгие рассуждения, скажу лишь, что в нашем теперешнем мире чародей - это гипнотизёр.

Само слово «чародей» исходит от действия «чары деять», то есть наводить на человека трансовое состояние. Этот умение не слишком жаловали, так как от чародея можно было ожидать чего угодно, в том числе и злых помыслов.

Колдун (колдунья)

Слово колдун можно расшифровать как «кол дун» - «вбить кол» и «коло деять». Коло в простонародье - колесо или круг. Подразумевалось как «делающий круг».

Ничего, кроме зла, эти люди не несли. Сущность их жизни - вредить другим людям, насылать болезни, порчи, охмурять и т.п. Считалось, что колдун или колдунья обладают способностью превращаться в свиней, кошек (отсюда всем известная чёрная кошка), ворон и прочих птиц и животных. В таком обличий они ночью нападали на человека, нанося увечья.

Подобные возможности действительно имеют место, с той лишь разницей, что само «превращение», происходило несколько по-другому. Колдун (колдунья) впадали в особое бессознательное состояние, напоминающее кому. Их тело находилось дома, а сознание вселялось в выбранное ими животное. Они видели его глазами, слышали его ушами и управляли всем его телом по своему усмотрению.

Однако при таких действиях колдунья рисковала сама быть искалеченной или убитой. Стоило человеку покалечить или умертвить такое животное, как это тут же отражалось на теле самой колдуньи.

В народе бытует мнение, что в старости колдун, не передав никому своей силы, умирая, будет мучиться в страшных муках.

Это действительно так, ведь колдовское ремесло - не что иное, как тёмная сила, живущая в теле колдуна

Отходя в мир иной, колдунья старается подозвать кого-нибудь из присутствующих, чтобы через прикосновение за руку передать живущего в ней демона. Жертвой обычно выби-

Рают подростков или детей.

Если это удаётся, происходит переселение тёмной силы, колдунья умирает, а ребёнок впоследствии становится колдуном, сам того не подозревая.

Это страшная истина, поэтому остерегайтесь подходить к умирающему человеку, которого вы подозреваете в колдовских деяниях.

Внимание! Колдун в храме

Небольшая деревенька в Липецкой области нас встретила приветливо, играя солнечным светом на позолоченных куполах храма.

Наложив троекратно крестное знамение, я вошёл в храм. Старинные фрески украшали стены этой древней постройки, в воздухе стоял запах цветочного ладана. Тишина и благодать.

О, Эдуард, рад вас видеть, - глаза настоятеля приветливо улыбались.

Доброго дня, отец Сергий, и я рад видеть вас в твёрдом здравии.

М-да, здравие не помешает, молитвами Божьими и держусь!..

А что такое? - поинтересовался я? - Неужто приход не нравится?

Да нет, почему же? - батюшка вздохнул, - нравится, нечестивых только тут уж больно много. После службы домой дохожу еле живой, так и тянут силы.

Что, одержимых много?

Если бы! В наших окрестностях колдунов, что опят в лесу! В церкви

Так и норовят кому-нибудь гадость сделать. Местные-то у нас научены, а вот когда заезжие по выходным толпятся, колдуны тем неладное и творят.

Увы, объективное положение вещей таково, что многие прихожане, посещая церковь, даже не догадываются, что там представители тёмных сил могут навести на человека много бед.

Однако не стоит отчаиваться, колдуний и колдунов можно легко распознать и нужно соблюдать определённые меры предосторожности.

Все колдуны и колдуньи в церкви стараются защитить от алтаря свою спину. А выходя из храма, пятятся задом наперёд. Дело в том, что наш позвоночник имеет массу нервных окончаний, и энергия святых икон ужасно жжёт спину нечестивым.

Отличительной особенностью колдуний в церкви также является то, что они стараются скрестить пальцы рук или сами руки так, чтобы левая рука лежала на правой. Если становятся на колени, стараются скрестить сзади ноги. Крестятся такие люди очень быстро, причём, делают это левой рукой, то есть делают открест: сначала крестят живот, потом левое плечо, затем правое и, наконец, лоб.

Есть ли в храме колдун, можно быстро определить в день Рождества Христова. При закрытии входных дверей в церковь они стараются прикоснуться к замку, что бы набраться сил.

Будьте начеку (памятка прихожанину)

Следите, чтобы в церкви вас не обошли против часовой стрелки и, став сзади, не толкали руками. Так колдун будет качать из вас силы. Если это произошло, обернитесь и левой рукой толкните в ответ этого человека. В этом случае порча пойдёт обратно к хозяину, и колдун тут же удалится.

Перед причастием обязательно перекрестите себе рот.

Многие верующие, приходя в церковь, свою свечу из рук не выпускают, так как знают, что на свечах могут делать порчу. Если вы стоите в церкви и у вас вдруг начала коптить свеча, очень внимательно осмотрите вокруг себя пол. У вас под ногами может лежать швейная игла, кусочек шерсти, клубок ниток. Немедленно отойдите от этого места.

Когда вы держите зажжённую свечу в руке, к вам могут обратиться с просьбой зажечь свою свечу от вашей. Спокойно откажите, пусть человек зажжёт её от общего подсвечника.

Если вы хотите поставить свечу, а все подсвечники уже заняты, может появиться «добрый» человек и посоветовать установить свечу в гнездо, где уже горит свеча. Ни в коем случае не делайте этого! Также остерегайтесь тех, кто во время службы держит свечи не вертикально, а горизонтально - они наводят порчу.

Ведьмы и колдовство завораживали умы всех людей: от разгневанных жителей деревень, интересующихся, почему их женщины обрели чувство независимости, до среднего обывателя, интересующегося был ли травяной чай, выпитый вчера вечером, зельем или просто очень плохим чаем. На протяжении многих поколений в фольклоре ведьм рассматривали как объекты мудрости и зла.

10. Кикимора

Кикимора, чьё имя очень забавно произносить, это домашний дух, которого, прежде всего, необходимо уважать. Она является женским эквивалентом и женой домового или духа семьи мужского пола, и её присутствие всегда проявляется в виде мокрых следов. Так что же делает кикимору ведьмой, с которой лучше не встречаться? Обычно, она довольно безобидна, но если её не уважать, она будет свистеть, бить посуду и разбрасывать вещи. Если вам не хочется, чтобы все ваши вещи были сломаны - уважайте эту ведьму.

9. Кирка или Цирцея (Circe)


Знаменитый персонаж в «Одиссее» Гомера, Цирцея, была ведьмой, которая жила на острове, называемом Ээя (Aeaea). У неё было довольно своеобразное хобби - она превращала проплывающих моряков в волков, львов и всяких других животных после того, как одурманивала их наркотиками. Ну, некоторые люди любят собирать марки, другие любят превращать людей в животных. Не нам её судить.

Когда Одиссей посетил Ээю, Цирцея превратила его людей в свиней, но боги дали Одиссею магическое растение, которое помешало Цирцеи одурманить него. После того, как он заставил Цирцею поклясться, что она его не предаст, Одиссей и его люди прожили год под защитой Цирцеи, прежде чем попытаться отплыть обратно в Итаку.

8. Фея Моргана (Morgan Le Fay)


Большинство людей смутно знакомо с легендой о короле Артуре и его компаньоне колдуне Мерлине, но мало кто из нас помнит героиню легенды по имени Фея Моргана. В мифах она неустанно работает над своей магией, чтобы уничтожить добрую королеву Гвиневру (Guinevere), которая прогнала её со двора, когда она была моложе. Она пытается предать любовника Гвиневры, сэра Ланселота (Sir Lancelot), и сорвать планы рыцарей короля Артура. Окончательная судьба Феи Морганы неизвестна, но, в конце концов, она мирится с королем Артуром и приносит его в Авалон (Avalon) после его последней битвы.

7. Аэндорская волшебница (Witch of Endor)


Аэндорская волшебница не обязательно была злой, но судьбу, о которой она говорила, нельзя было игнорировать. По легенде, царь Саул (Saul) пошёл к Аэндорской волшебнице, чтобы получить ответ на вопросы о том, как победить филистимлян. Аэндорская волшебница призвала призрак пророка Самуила (Samuel), который не сказал ему, как победить филистимлян, но предсказал, что они победят его, и он отправится на тот свет к своим троим покойным сыновьям. Саул, который был ранен в бою на следующий день, убил себя из страха. И в то время как волшебница технически не заставила Саула покончить с собой, она без сомнения была причастна к его смерти.

6. Дженни Гринтиз (Jenny Greenteeth)


В зависимости от того, рассказы людей из какой части Англии вы слышали, вы, возможно, знаете про эту жестокую ведьму, известную как Джинни (Ginny, Jinny, Jeannie), или Злую Дженни (Wicked Jenny). Дженни Гринтиз была ведьмой, которая преднамеренно топила молодых и старых людей просто ради забавы. В некоторых легендах она пожирает детей и пожилых людей. В других легендах она просто садистка, которая наслаждается болью, которую испытывают её жертвы. Её часто описывают обладающей зелёной кожей лица и острыми как бритва зубами. Как и в случае многих других жутких персонажей из фольклора, ею, вероятно, пугали детей, чтобы они хорошо себя вели и оставались близко к кромке воды, плавая в водоёмах во второй половине дня. Но главная мораль этой истории такова: держитесь подальше от зелёных речных ведьм.

5. Чедип (Chedipe)


Ах, Чедип. Кто ты: ведьма, вампирша или нечто другое? В любом случае это не прекрасная леди под лунным светом. Чедип это женщина, которая умерла во время родов или покончила жизнь самоубийством и которая является индийским эквивалентом суккуба. Она ездит на тигре в лунном свете, и когда она заходит в дом, ни одна душа не просыпается и не замечает её. Затем она высасывает жизнь из каждого человека через пальцы его ног - да-да, через пальцы ног, и исчезает без следа.

4. «Вещие сёстры» или Три Ведьмы (Weird Sisters)


«Макбет» (Macbeth) это одна из самых выдающихся пьес Шекспира, в которой есть уйма потрясающих героев, кроме того, она наполнена магией, предательством и страхом. Но самыми первыми персонажами в истории являются те, которые запускают всё в движение - Вещие сёстры. И да, они конечно более чем странные, но в данном случае «странные», означает «судьбоносные», так что они, скорее, «Сестры Судьбы». Они действуют как разрушительная сила и не просто отправляют Макбет крутиться по спирали коррупции и паранойи, они посылают всю Шотландию на войну только для того, чтобы свергнуть одного человека с власти. А это уже самое настоящее зло.

3. Ведьма семьи Белл (Bell Witch)


Ведьма семьи Белл является самой известной ведьмой в американском фольклоре, и её история это именно та история, которую рассказывают вокруг костра. Ведьма семьи Белл предположительно была полтергейстом, который появился в доме Джона Белла старшего (John Bell, Sr) в 1817 году. Ведьма семьи Белл нападала на членов семьи и часто ругалась на семью. В конце концов, она отравила Джона Белла-старшего, оставив бутылку яда, замаскированную под лекарство. Надо не забыть сжечь немного шалфея сегодня.

2. Геката (Hecate)


Геката была греческой богиней колдовства. Она была также богиней ведьм, колдовства, ядовитых растений, а также многих других колдовских атрибутов. Геката была дочерью титана Перса (Perses), и ей по-прежнему поклоняются некоторые греческие политеисты. Говорят, что само понятие сглаза пошло от неё, и святыни в её честь были возведены, чтобы умерить гнев злых демонов и духов в греческих мифах. Одно из её имён «Хтония» (Chthonia) в переводе означает «из подземного мира».

Так что же делает её такой устрашающей? Ну, во-первых, она - богиня колдовства. Если бы она существовала, она, вероятно, не слишком жаловала бы древнюю привычку Европы (или Салема, штат Массачусетс) ненавидеть и сжигать/убивать «ведьм» (которые, скорее всего, были просто несчастными невинными). Тот факт, что мы превратили ведьм из страшных мудрых женщин, способных причинять боль и лечить людей, в прекрасных женщин на телевидении, которые используют магию, чтобы сдать экзамены, скорее всего, раздразнил бы её.

1. Грайи (Graeae)/ Мораи (Morai)


Так какие же ведьмы займут первое место в этом списке? Конечно же, сами прядильщицы судеб. Грайи и Мораи это троицы ведьм разных видов, которые понимают капризы судьбы, а исходя из того, что их часто путают, мы расскажем об обеих троицах. Мораи ткут полотно судьбы, и судьба каждого человека привязана к их полотну, даже судьбы бессмертных.

Грайи же напротив, были тремя злобными сёстрами, родственницами Горгон (Gorgons) (Медузы и двух её менее известных сестёр). Грайи были не самыми дружелюбными созданиями, но у них был один глаз на всех, который они передавали друг другу. Грайи также обладали познаниями о неизвестном и о судьбе, но они её не контролировали. Так какие же из них хуже? Сёстры Медузы, или те, которые могли перерезать вашу нить жизни? Наверное, дорогой читатель, лучше всё-таки держаться подальше от обеих троиц.

Н аряду с настоящими жрецами у всех славян в древности был распространен еще один вид посредников между народом и богами или демонами, посредников, действовавших без помпы, без храмов и жертвоприношений, но которые тем не менее оказывали значительное влияние на верования народа и па жизненно важные решения как отдельных верующих, так и целых семей и даже больших поселений. Это были колдуны (маги), обычно называвшиеся у древних славян волхвами . Кто же такой колдун на древней Руси?

Помимо этого, колдунов называли по-разному, в зависимости от вида магии, которым они занимались: чародей, ведьмак , ведун, вещий, гадач, баялышк. обасник, сорожец, врач, кудесник, наузиик, кобиик, кузедлик и т. п. (так же названия имелись, разумеется, и в женском роде).

Вера в магию, то есть в силу, которая может заставить духа выполнять волю человека, появляется уже па самой низкой ступени культуры, когда едва ли можно говорить о какой-либо системе религиозных воззрений.

Для того чтобы удержаться, магия использует самые различные сверхъестественные, магические средства, многие из которых засвидетельствованы у славян в языческий период. Основной свой удар христианская церковь направляла против этой языческой магии, так как языческих богов она уничтожила сразу: разбила идолов и разрушила языческие святилища. Маги же и магия остались, и церковь вела с ними упорную борьбу. Но даже и теперь в глухих областях сохранилось много обычаев и поверий, связанных с колдовством и магией, носящих иногда чисто языческий, примитивный характер.

Различные колдуны древних времен упоминаются в древнейших польских и чешских хрониках, а также у древних болгар. Однако наибольшее количество интереснейших сообщений мы имеем по Древней Руси. В русских летописях, относящихся к Х-ХП векам, колдуны - волхвы - упоминаются очень часто, и мы имеем возможность более глубоко познакомиться с их значением и деятельностью. На Руси волхвы играли видную роль в общественной жизни и, в частности, являлись главными представителями лагеря, боровшегося против христианства.


Видя влияние волхвов па народ, церковь со всей силой обрушилась на них, но встретила, особенно в первый период, бурное и радикальное сопротивление волхвов и шедшего за ними народа. Несколько интересных свидетельств этого имеется в Киевской летописи. Большое значение волхвов, обладавших кое-где большей властью, чем князья, подтверждают также и восточные источники.

В церковном уставе Владимира Святого к ведомству духовного суда отнесены: «ветьство, зеленичество, потворы, чародеяния, волхованья». Наказание волхвам и чародеям было сожжение, как сжигались музыкальные инструменты и «черные» (чародейные) книги, так подобной же участи подвергались и колдуны, и чародеи. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде «изъжгоша волхвов четыре, творяхуть я (их) потворы деюща, а Бог весть, и сожгоша на Ярославле дворе ». По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены новгородцами не на княжеский, а на архиепископский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр.

Из следственных дел XVII столетия видно, что за чародейство и ворожбу наказывали ссылкой в дальние места и заключением в монастырь на покаяние, следовательно, кроме сожжения, употреблялись и другие, легчайшие наказания. Очевидно, при назначении наказания принималась в расчет степень виновности.

А. Афанасьев замечает: «Колдун и колдунья явились существами враждебными тем благотворным жизненным силам, которые прежде охранялись ими, теперь, вследствие отрицательного влияния новых воззрений, они стали вредить. Первоначально мольба (заговор) колдуна и ведьмы , обращенная к светилам, призывала покровительство этих светлых божеств и прогоняла нечистую силу смерти, болезней и бесплодия: так верил язычник. В позднейшую эпоху создалось поверье, что колдуны и ведьмы не только не охраняют здоровья, а напротив, сами насылают на человека болезни, сушат его, напускают на него мару или отводят глаза, так что он видит все в обманчивых образах. По первобытному представлению, колдун и ведьма низводили с неба оплодотворяющий дождь и теплоту, позднее они стали скрадывать и дождь, и росу, и свет, и производить бесплодие, голод, стали вредить своими заговорами земледельческим работам, отнимать у коров молоко и вообще у животных и людей - силу плодородия...

Когда колдуны и ведьмы получили злое и враждебное значение, создались в простонародье и различные предохранительные средства против их влияния. Средства эти отчасти были заимствованы из тех обрядов язычества, которые употреблялись против нечистой силы, смерти и болезней, отчасти принадлежат позднейшей эпохе и проникнуты ее воззрением. В заговорах стали просить защиты от „бабьих зазор, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи (бабы) -ведупьи, от ведьмы Киевской и злой сестры ее Муромской" .

Против колдунов и ведьм стали употреблять силу таинственных трав: крапивы, плакун-травы, чернобобылышка и других, следовательно, народ обратил против них те снадобья, которые самими колдунами и ведьмами употреблялись для своих чар и против нечистой силы».

«При царе Михаиле Феодоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью навести через то на Русъ моровое поветрие. В 1625 году велено было выслать в Москву из Верхотурья переселенца Якова, вместе с воровским кореньем, так как во время обыска у него найдено было: трава багрова, три корня, да „комок перхчеват бел", и так как в допросе он сам признался, что эти снадобья дал ему казак Степанко Козьи Ноги».

Подобный процесс о кореньях и травах был в 1680 году. Иноземец Зинка Ларионов сделал извет на некоторых крестьян в лихих кореньях и подал в Приказной избе поличного «крест медный да корешок невелик, да травки немного связано в узлишки у креста». Крестьянин Ивашка, из числа обвиняемых, признал крест своим, а сказал: корень тот «девесилной, а травка в огородах растет, а как ее зовут - не ведает, а держит корешок и травку от лихорадки, а лихих де трав и корней он не знает и за дурном не ходит».

Призван был в Приказную избу посадской осмотреть коренья, он объявил: «Корешишко де имянуеца девятины, от сердечные скорби держать, а травишко де держать от гнетепши-ные скорби, а лихого де в том ничего нет». Другой подсудимый объявил, что ему положили травы в то время, как он был на кружевном дворе пьяный - в беспамятстве. Обвиненных пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства и носить при себе коренья, затем они были выпущены из Приказной избы, за расписками.


В 1606 году были поданы две довольно странные жалобы в Перми, по которым велено было произвести следствие, которое, однако, нам неизвестно. Оба челобитчика сделали извет - один на крестьянина, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского, что напустил икоту на его товарища по торговле».

Как и ведьмы, колдуны бывают «урожденными» (в русской традиции урожденного колдуна называют рожак) и «учеными». Урожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем поколении. По другим поверьям, если в семье подряд родится семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.

Обученные колдуны получают свою силу от других колдунов или от черта, заключив в ним договор и отрекшись от Бога. Договор обычно заключается ночью на перекрестке или в бане и пишется кровью на коже висельника.

Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна. Белорусы об этом рассказывают так: «Жили два соседа. Один был колдуном и жил богато, другой - бедный, никакого колдовства не знал. Вот пришел бедный к богатому соседу и говорит:

Научи меня колдовству.

Хорошо. Но сначала пойдем на перекресток.

Пришли они на перекресток, где пустая корчма, колдун и говорит:

Соколики, соколики, вы тут?

Вошли в корчму, а черти, которых колдун назвал «соколиками», говорят:

Мы тут. Колдун говорит:

Надо этого человека колдовству научить. А черти отвечают:

Пусть он сначала образок с груди снимет.

Понял бедняк, что нечистым путем добыл колдун свое богатство, и убежал».

Без колдуна не обходилась ни одна свадьба. Его приглашали, во-первых, из-за боязни, как бы он не навредил молодым, а во-вторых, в надежде, что он защитит свадьбу от других колдунов.

Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу: остановить свадебный поезд, наслать на молодую кликушество, лишить молодого мужской силы или обернуть свадьбу волками, мог «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей, выпрячь коней из свадебного поезда и разогнать их в разные стороны.

Многие былички рассказывают о соперничестве двух колдунов на свадьбе. С целью испортить свадьбу в дом является пришлый, чужой колдун. Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. И тут колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях, на одной ноге, без конца подметать пол, при всех снять штаны.

«Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит:

Я больше.

Один другому говорит:

Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей.

Тот не трус, не боится. Выпил - все зубы до единого выпали. Он их положил на стол.

Ну, - говорит, - теперь ты от меня выпей.

Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит:

Мне тяжело, сними меня, я не могу больше. А тот говорит:

Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя. Тот, подвешенный к потолку, говорит:

Наливайте рюмку.

Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит:

На, пей. Положи туда зубы и пей. Зубы встали на место. Другой говорит:

Сейчас я тебя сниму.

Тоже рюмку подали, и он очутился за столом».

При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава-одолень. Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови, или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень.


Колдун не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун в состоянии агонии пребывает очень долго - иногда до трех лет.

Часто он хитростью пытается передать свое знание ничего не подозревающему человеку, даже ребенку. Он протягивает ему какой-либо предмет и говорит: «Возьми». Если человек примет у колдуна эту вещь или скажет: «Давай», к нему переходит все магическое знание, а колдун получает возможность спокойно умереть.

В тело умершего колдуна залезают черти. И это можно увидеть, если смотреть через дырку в доске от выпавшего сучка, через хомут или через дырку, проделанную в новом горшке.

Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой - это нечистая сила прилетает за грешной душой.

С. Максимов пишет: «Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, наш народ считает за грех, хотя и полагает, что за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный.

Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего, колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня) и, кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Так, например, пензенских чародеев бьют судороги, и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой.

Вологодские колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле - не вносить в избу, умрет в избе - выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу, уложить ничком, подрезать пятки и подколенные жилы.

От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, чтобы помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей.

Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет - затихнет, положат ее на стол, а на утро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п.

Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку.

Самые похороны колдунов - вещь далеко не безопасная и, зарывши их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать „божье наказание" (и в самом деле, в течение 1883, 1884, и 1885 годов град побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и, только тогда успокоились. Выпито на радостях при этом было видимо-невидимо».

Магия классифицирует колдунов, как природных, добровольных и невольных. У природного колдуна знания и дар передается от отца к сыну, от матери к дочери и так на протяжении многих лет. Добровольные – это те, кто по своему желанию сам изучал специальную литературу по магии, обряды и т.д. Кого-то привлекает черная магия , кого-то белая, кого-то целительство, кого-то обряды. А невольные – это те, кому дар передали помимо его воли.

Как такое может быть? В древних писаниях разъясняется: колдун не может умереть, пока не передаст свой дар. Обычно это делается по родне. Но бывает так, что родственники не хотят брать этот дар или колдун не имеет наследника, которому он смог бы передать его. Поэтому колдун стремится хитростью и обманом навязать свой дар нередко случайному человеку. Исходя из этого, когда колдун лежит при смерти, осторожные люди стараются к нему не подходить. Так как этот «подарок» слишком тяжел для души человека, колдовство не каждому по плечу и не каждый по доброй воле его примет. Но для таких невольных колдунов магические науки предлагают спасение. Он может покаяться в церкви, а священник должен его отчитывать. Тогда душа горе-колдуна будет спасена, а дар пропадет.

Для посвящения в колдуны в магии рекомендуется специальный обряд. У разных народов они разные, но суть одна: он должен отречься от церкви и бога, продать свою душу дьяволу. Для отречения от бога, как правило, достаточно снять нательный крестик и положить его под правую пятку и порочить бога, церковь. Давать клятвы верности черту. Обычно этот обряд проводится в глухую безлунную полночь. Местом они выбирают перекрестки дорог, бани и другие темные помещения. Нередко клятвы пишутся кровью. В услужение вновь посвященного колдуна даются чертенята, чтобы исполнять волю колдуна и помогать ему, творить гадости.

Жилье колдунов темное, как правило с завешанными плотными шторами. Колдуны ведут ночной образ жизни, т.к. они не любят божий свет. Выходят на улицу в темное время суток и всегда с палкой, на конце которой находится крюк. Впрочем, сейчас черная магия – это нечто гораздо более серьезное и глубокое, чем просто черный цвет и походы на кладбища.

Во все времена отмечали: внешний вид колдунов мрачный. Они, как правило, держатся строго и внушительно, вселяя в окружающих трепет перед ними. Дружбу с другими людьми они не водят. Ходят колдуны глядя себе под ноги, смотрят исподлобья. В церковь никогда не ходят и даже близко к ней не приближаются.

Колдуны знают о приближении своей смерти не менее чем за три дня. Умирают, как правило, все однообразно: очень долго и мучительно. Обычно у них очень сильные судороги, поэтому улежать в кровати они не могут, всегда умирают на полу около дверей. Выносят колдунов не так, как обычных людей, а головой вперед. После выноса из дома необходимо колдуна перевернуть и подрезать подколенные жилы. После захоронения следует вбить осиновый кол. В могилу к колдуну класть ничего нельзя, иначе накликаешь беду. Об этом строго предупреждает магия.

Церковь запрещает людям пользоваться услугами колдунов. За это их ждет наказание. Но люди пользовались их услугами, и будут пользоваться, т.к. считают, что это не большой грех, основной грех ложится на самого колдуна.

На вопрос кто такой колдун,чародей заданный автором Олеся Нефедьева лучший ответ это

В. Даль определяет чародея как человека, "напускающего мару, мороку" "Чародеять" - творить чары, волховать, кудесить, колдовать. ю знахарить.
Одно из толкований слова чародей предложено Б. А. Рыбаковым, который полагает, что чародеянье как способ колдовства восходит к магическим действиям над (с) чарой - сосудом; позднее название колдовских действий "чародеянье" получило более широкое значение "колдовства вообще"
Слово чародей видимо синонимично наименованиям колдун, волхв, в обычной крестьянской речи имеет несколько книжный оттенок.
От злого чародейства помогает молитва или "добрый" заговор.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто такой колдун,чародей

Ответ от -=$=JeKa=$=-™ [эксперт]
Колдун (от коло - круг, ду - действие; колдунья, англ. Huld), англ. Warlock, ведьмак (ведьма) , волхв (вельва) , чародей - человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшба, магия) .
В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи» , «духов» .
Колдовство


Ответ от Нет Псевдонима [активный]
волхв


Ответ от Артём Абсалямов [активный]
Волхв


Ответ от -=$=JeKa=$=-™ [эксперт]
Колдун (от коло - круг, ду - действие; колдунья, англ. Huld), англ. Warlock, ведьмак (ведьма) , волхв (вельва) , чародей - человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшба, магия) .
В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи» , «духов» .
Колдовство
Современное колдовство зиждется на древней первобытной, почти животной вере человека третьего тысячелетия в то, что закономерностями природы и состоянием человеческого организма могут управлять избранные люди. Современный человек может вслух смеяться над предложениями магов, колдунов и целителей, но в случае серьезной болезни или иных жизненных проблем многие современные люди верят, что можно снискать для себя благосклонность неких сил. Кто-то при этом обращается к людям, которые претендуют на функции Бога и владение силами природы. Действие магии обусловлено верой в нее «заколдованного» человека. Убивает не «черная магия» , а чувство страха и тревожности, которое овладевает человеком. Приносит удачу не «белая магия» , а непоколебимая вера заговоренного в то, что отныне судьба будет ему только улыбаться.