Удивительное "живое" слово, загадки и сюрпризы от александра шагалова. Учитель, может, и лучший, а вот зарплата…

На этой неделе страна поздравляла с профессиональным праздником педагогов. А главным событием, пожалуй, стала встреча президента страны Владимира Путина с лучшими из них, лауреатами конкурса «Учитель года». Такие конкурсы проходят ежегодно и призваны популяризировать профессию преподавателя, хотя в реальности они демонстрируют совсем другое.

Вот самый лучший учитель страны этого года — 26-летний Александр Шагалов из Армавира. Потомственный учитель. Его прадед когда-то в этом же городе прививал любовь к литературе и родному языку местным детишкам. И вот уже четыре года этим занимается его правнук. Который не только любит свою профессию, но неравнодушен к слову. Сам пишет стихи, прозу.

Собственное кредо, которое обозначил на своем личном сайте : «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Считает главной чертой педагога честность и творческий подход к делу. А сам он творческий человек — кроме проб в литературе увлекается графикой, звукоархивистикой и букинистикой.

На встрече с президентом был также еще один талантливый педагог и тоже филолог, 28-летний Андрей Барашев , учитель русского языка и литературы лицея № 11 Ростова-на-Дону.

Если честно, радостно даже стало за отечественную школу, что среди учителей, а главное среди филологов, появились молодые талантливые ребята. Но надолго ли?

Ведь представляя современного учителя, воображение чаще рисует немолодую, уставшую женщину, чем парня с горящим взором. А тем более, среди преподавателей гуманитарных предметов. Президент на встрече озвучил данные: педагогический состав страны помолодел, и сейчас средний возраст учителей составляет 37 лет.

С трудом верится почему-то. Сразу представляю школу, где учится мой сын. Педагогов такого возраста там очень немного, в основном люди гораздо старше. Думаю, что это не учителя резко помолодели, это статистика сделала хитрый ход. Ведь школы объединили с детсадами, где чаще работают юные няни и воспитатели. Они и «разбавили» средний возраст педагогов, который больше стремится к 60. Хотя лично я в этом не вижу ничего не плохого. Поскольку учителей с призванием чаще встречаю среди преподавателей со стажем. И хорошо, что есть такие ребята как Александр и Андрей.

Ведь присутствие в школах таких как они, хотя бы дает надежду, что наши дети не совсем разучатся читать. Что есть у нас еще читающая молодежь! Только вот опять сомнение. Надолго ли они задержатся в школе?

Неслучайно президент спросил Шагалова сколько он получает за свою талантливую работу. Такой между ними состоялся диалог :

В.Путин: Александр Михайлович, я же не отстану всё равно. Лучше скажите, сколько Вы получаете? (Смеётся.)

А.Шагалов: За сентябрь ещё не получил, но в том году — 26, 27, 28, 30 тысяч.

В. Путин: 26−28 тысяч. То есть вы получаете ниже среднего педагогического заработка по стране: в 2015 году у нас средний заработок у учителей в школах был 32,5 тысячи.

Александр Шагалов тут не растерялся и обратился к главе государства с просьбой: «Владимир Владимирович, можно сразу тогда к этому вопросу? Дело в том, что важно, чтобы считали среднюю зарплату по одной ставке, потому что все учителя работают больше ставки, то есть в основном полторы ставки, почти две. То есть, когда выводят среднюю, берут одну ставку. Если бы была хорошая зарплата за одну ставку — если ты можешь, ты берёшь, например, полторы. Хотя, на мой взгляд, желательно учителю работать на одну ставку, получать хорошую зарплату, чтобы повышать качество. То есть он имеет дело с двумя классами, но он полностью успевает с ними работать, а не так, когда у нас полторы ставки, шесть-семь классов, а у учителя русского языка и литературы только три контрольных стопки».

В.Путин: А вы работаете на одну ставку или на полторы?

А.Шагалов: По 30 часов у меня получается.

В.Путин: То есть полторы ставки, да? На самом деле вы эти 28 тысяч получаете на одну ставку?

То есть президент просто не поверил, как молодой, юный, талантливый может пахать в школе по 30 часов за такие скромные деньги. А между тем в Краснодарском крае, если брать по всему Южному федеральному округу, зарплата у педагогов выше чем у коллег по другим регионам. На Кубани она в пределах 28000. А в среднем по ЮФО — в пределах 25 000 рублей.

По России этот показатель, как уже говорилось, — 32 638 рублей. Меньше всего зарплату среди южан получают педагоги в Калмыкии. Ежемесячное довольство воспитателей детсадов немногим превышает 16,2 тыс. рублей, а учителей средних школ не дотягивает и до 20 000, составив 19, 5 тысяч рублей в месяц.

При этом Кубанские учителя пишут в откликах:

«У меня 28 часов, куча грамот и наград, классное руководство, выплаты за проверку тетрадей… И на руки я получаю 24,5 тысяч рублей».

Очень созвучно с тем, что говорил президенту Александр. За 30 часов у него еле-еле выходит 28 000. Еще ниже средняя зарплата учителей вышла в Крыму. Здесь она не дотянула до 25 000 рублей, у воспитателей — до 20.

К счастью, президент все же эти цифры выслушал с пониманием. В отличие от премьер- министра страны Дмитрия Медведева , не отправил лучших педагогов России сразу в бизнес, то есть, куда подальше от образования. Напомним, на одной из встреч премьер-министр молодому учителю из Дагестана, который пожаловался на зарплату в 15 тысяч рублей ответил:

— Меня часто об этом спрашивают и по учителям, и по преподавателям — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес, — заявил Медведев.

И все же хочется, чтобы не все молодые учителя ушли в бизнес, как это было, например, в 90-е годы, когда все школы резко опустели. Сейчас после слов Медведева снова шутка появилась: С днем учителя еще есть кого поздравлять или все в уже в бизнес ушли? К счастью, пока не все…

Наблюдая за успехами армавирского поэта Александра Шагалова, Армавирочка давно мечтала «заполучить» себе на блог эксклюзивное интервью молодого автора. Учитель русского языка и литературы, выпускник Армавирского государственного педагогического университета, Александр сделал свои первые шаги в мир поэзии ещё будучи учеником пятого класса. В школе дали задание написать небольшое стихотворение, которое ему самому было интересно выполнить.


2013 год. Юношеская библиотека имени И. Ф. Вараввы г. Краснодара в рамках четвертых Вараввинских чтений «В стихах отлитая судьба» в поисках молодой талантливой молодежи проводила конкурс «Дай мне голос, Отчизна святая». По итогам этого конкурса Александр Шагалов занял третье место в номинации «Поэзия».

2014 год. Стартовал проект выпуска молодежного имиджевого календаря 2015 года «Мечтаем, достигаем, побеждаем!», разработанный Краснодарской краевой юношеской библиотекой имени И. Ф. Вараввы. Со всего края собиралась информация о молодых кубанцах, проявивших себя в различных видах творчества: музыке, хореографии, поэзии, песенном и театральном искусстве. В конце года при подведении итогов в число двенадцати молодых людей, которыми гордится Кубань, попал наш земляк Александр Шагалов.


Поэзия его необычна. Больше притягивает философская лирика с ее главным вопросом – место человека в мире. В своих стихотворениях поэт стремится к реализму, хотя в его творчестве сильны романтические тенденции. Ему близки стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Александра Блока, Арсения Тарковского. Среди армавирских авторов своим учителем Александр называет Виктора Петровича Чередниченко, талантливого поэта, художника и музыканта.


Иногда Александр перелистывает небольшую тетрадь со стихотворениями своего прадеда, все чаще понимая, что у их семьи уже есть свой особый стиль.
А еще молодой человек любит читать, увлекается древней историей, археологией, изучает историю Армавира. В ближайшее время он планирует издать свой первый сборник стихов. И – попробовать себя в прозе.

День Александра расписан буквально по минутам. Но этот молодой и активный юноша старается не пропускать встречи и в литературных объединениях «Радуга» и «ЛитСтихия».



Он находит время и для творчества, и для посещения нашей библиотеки.

А повод для посещения библиотеки на этот раз нашелся очень важный: Армавирочка пишет пособие о чистоте русского языка.

«Это даже хорошо, что наш гость занимается литературным творчеством, так мы узнаем мнение о языке не только педагога-филолога, но и поэта», – думала наша героиня.

Поэтому сегодня Армавирочка будет беседовать со своим талантливым земляком не о столько о поэзии, сколько о русском языке – великом и могучем…

Нужно сказать, что наша библиблогиня не раз сталкивалась с людьми, имеющими педагогическое образование, но не работающими в школе. Конечно, у каждого свои причины для перемены рода деятельности, свои жизненные обстоятельства. Но все чаще слышишь подобные отзывы: «Работать учителем??? Что может быть хуже современных детей?».

«Да-а-а… Можно себе представить, что вскоре на учительской стезе будут трудиться одни подвижники…» – думала Армавирочка, слушая подобные речи.

И была не права! Ее гость Александр, романтически красивый молодой человек, оказался не только грамотным специалистом, но и человеком, любящим детей и свою профессию. Армавирочка узнала, что проработав после окончания института в одном из вузов города, он ушел в школу и считает эту работу своим настоящим призванием. «Уроки пролетают, как мгновения», – говорит он…

Познав на своем опыте трудности творческого «созревания», теперь Александр Шагалов уже своим ученикам помогает советами и конструктивной критикой правильно постичь литературное слово.

Неудивительно, что весь разговор о русском языке строился вокруг школы, образовательного процесса, учеников Александра – такой близкой для него темы…


– Перемены, произошедшие в стране за последние 20 лет, не могли не сказаться на языке. Вспомним восьмидесятые и девяностые. Когда наши руководители пошли «в люди», и, общаясь с ними на равных, допускали в языке просторечия, жаргонизмы. С одной стороны, мы отошли от трибунной речи, наполненной канцеляризмами, а речь стала более естественной, живой. С другой стороны – подобная «естественная речь» хлынула и в периодику, и на телевидение. Современные ведущие позволяют себе весьма вольное отношение к русскому языку. Кроме просторечий мелькают диактелизмы. Беда и с ударениями: дОсуг, катАлог, вЫсоко, позвОнишь А юные ведущие молодёжных и развлекательных каналов вообще позволяют себе «албанский» сленг. А ведь это уже за пределами нормы языка. Как сохранить «живость» и «естественность» речи, не переходя эту тонкую грань?

– Нужно, прежде всего, понимать, что язык – это живая система, которую невозможно законсервировать, и язык с течением времени меняется.

Одни слова уходят из активного языка в малоупотребительную лексику, либо вообще исчезают.

Другие – появляются или же обретают иное значение. Вот слово «парень» во времена Пушкина применялось к низшему сословию и было оскорбительно для молодого человека из высшего общества, а сейчас это общеупотребительное слово. И таких примеров можно привести множество.

Но любое развитие может идти как в положительном, так и в отрицательном направлениях. Какие-то процессы этого развития закономерны и неизбежны, а какие-то заставляют бить тревогу.

Язык развивается, иногда не в лучшую сторону, и самый страшный прогноз может быть таким, что мы через каких-нибудь сто лет не сможем читать Пушкина, настолько изменится язык. Но я думаю, такого не случится. Главное мерило нашего языка – это русская классика: произведения 19-20 века. Мы, к сожалению, мало читаем. В этом наша беда.

Но нужно еще учитывать те условия, в которых ты находишься. Если ты выступаешь на публике, то язык должен быть строго литературный. На рынке же – совсем другие условия, тут вполне возможно применение просторечий, употребление разговорного языка.

Сленг, возможно, и уместен в молодежных передачах, ток-шоу, где аудитория соответствующая. В новостях, например, сленг недопустим. Дикторы должны придерживаться литературных норм. Раньше даже дикторов готовили лучше, чем учителей-словесников. В советское время диктор за ошибку в речи мог лишиться работы.

– Вот и давайте поговорим о сленге. С развитием компьютерных технологий в русский язык проникло множество иностранных слов, чаще всего употребляемых молодежью: «клава», «мать», «сидюшник» и другие. А при появлении в нашей жизни соцсетей – так называемый «албанский язык» – умышленное коверканье слов: «щас», «превед», «аффтар» и др. Но без соцсетей и без «чатовского» общения уже невозможно представить свою жизнь. Как бороться с этим явлением и нужно ли вообще бороться? Ведь молодежный жаргон существовал всегда.

Рецепта дать невозможно. Смею Вас заверить, что любой учитель-словесник прилагает все усилия, чтобы дети говорили грамотно и писали грамотно. Но одних усилий педагогов не хватает, необходима большая работа родителей, педагогов, какие-то общие культурные программы… Это большая комплексная работа. Ребенок, общаясь на уроке, слышит правильную речь, мы его учим говорить грамотно, читаем классику, но тут же, выходя наперемену, попадая за пределы даже не школы, а класса, оказывается совсем в иной среде, где говорят совсем иначе.

Никто не говорит, что сленг знать не нужно и сленга бояться не надо, а тем более – филологу. Сегодня существуют множество словарей различного рода сленга. Это часть языка, от этого не уйти. Что делать? Ну, прежде всего – читать хорошую литературу. Чтобы дети знали, слышали, говорили на грамотном литературном языке.

Тогда, возможно, ребенок, что называется, «перерастет» сленг. Хотя мы не знаем, каким станет нынешнее поколение в будущем. Этакие бабушки и дедушки, сидящие в айпадах…


Ведь сленг, как Вы и отметили, приходит из интернета, сейчас молодежь большее количество времени проводит в соцсетях, общается по телефону при помощи смс. Это накладывает отпечаток. Молодежь привыкает писать кратко, оборванно, сжато. А если молодой человек пишет краткие сообщения, это отражается на ходе его мыслей, он так же мыслит кратко. Ему тяжело строить связную, яркую грамотную речь. Ему тяжело подобрать нужное слово, точно выразить свою мысль.

– Сейчас это называется «клиповое мышление»?

– Именно. Кликнул, поставил «лайк»: «Привет. Как дела? Пока». Часто даже без знаков препинания. Маленькие обрывчатые фразы. Язык обедняется.

– Вечно живущая Эллочка-людоедка?

– То самое. К сожалению, единицы из таких пользователей скажут, кто такая Эллочка-людоедка. Хотя я уверен, что детей грамотных, размышляющих и умных все же больше. У меня, например, есть шестиклассник, который Гете читает… Но сейчас мы говорим о тех, у кого есть проблемы с освоением русского языка.


Могу объяснить свою позицию простым правилом методики преподавания языка. Учитель никогда не должен писать на доске слово с ошибкой. «Я вижу слово с ошибкой – я пишу слово с ошибкой». Срабатывает зрительное восприятие написания слова. «Я вижу слово «ПРЕВЕД» всообщении товарища, и я запомню, что это слово пишется именно так». И как потом не работай с таким ребенком, он будет писать слово так, как его запомнил. «Албанский» язык не так страшен только взрослому грамотному человеку. Для ребенка, язык которого не сформирован, «албанский» язык губителен.

– В последнее время в русском языке наблюдается «массовое нашествие» иностранных слов. Как вы относитесь к заимствованным словам? Часто слышу высказывание: «Зачем использовать иностранные слова, если есть подобные на русском языке?». Обоснованно ли это?

– Одни слова были заимствованы 300 лет назад, другие – 200, третьи – 10 лет назад. И многие иностранные слова, заимствованные очень давно, воспринимаются как свои, родные. Например, не все знают, что слово «ваза» имеет польские корни.

И, правда, многие слова, которые нам кажутся исконно русскими, были заимствованы в глубокой древности из других языков. Например, из скандинавских языков к нам пришли слова «акула», «сельдь», «ябеда», из тюркских – «деньги», «карандаш», «халат», из греческого – «грамота», «кровать», «парус», «тетрадь». Даже слово «хлеб», очень вероятно, является заимствованием: ученые предполагают, что его источник — языки германской группы.

И это нормальное развитие языка.

Кроме заимствованных слов еще существуют неологизмы. То есть слова, придуманные автором. Например, слово «промышленность» придумано Карамзиным. Оно когда-то звучало дико и странно, но прижилось.

Слово «кругозор», всеми нами сейчас употребляемое, придумано Брюсовым в начале 20 века. Кто бы подумал? Время показывает: и заимствования, и неологизмы либо приживаются, либо из русского языка уходят.

Но там, где возможно, желательно использовать не иностранное слово, а его русский вариант. Я никогда не забуду, когда был в Петербурге, в метро увидел плакаты под лозунгом «Говори правильно!» и призыв заменять иностранные слова русскими. Например, слово «флаер» можно заменить словом «листовка», а слово «апгрейд», который знает каждый современный человек, заменить словом «обновление». И таких примеров десятки.

В то же время, есть заимствованные слова, которые заменить нечем. Мне очень не нравится слово «флешмоб». Но чем заменить его я тоже, сходу, сказать не могу.

И конечно, никто не говорит, что слово футбол нужно переводить как «нога-мяч». Пусть «футбол» останется «футболом».

Многие иноязычные слова навязываются нам чиновниками, часто употребляются на телевидении. Например, слово «брифинг». Даже так, без словаря, сходу не скажешь, что оно означает. Часто встречается слово «пролонгировать».

Не нужно насильно эти слова навязывать. Ведь если так изъясняется твой начальник, значит так же считает возможным говорить и подчиненный, следовательно, создается некая цепочка навязанных нам иноязычных слов. Я эту цепочку продолжать не намерен. Я хочу говорить и писать на чистом русском языке.

Я помню, как-то пришло официальное письмо, связанное с празднованием Пушкинского дня. И среди рекомендованных форм были такие: «брифинг», интеллектуальный «баттл». Представляете, как это страшно звучит: баттл и имя великого Александра Сергеевича Пушкина ?


– Я думаю, что тут должно присутствовать некое внутреннее чутье, тонкое понимание, может быть, элемент общей культуры и чувство языка, в каких случаях употребление иноязычных слов приемлемо, а в каких нет.

Да, конечно, это зависит от культуры человека, который эти письма составляет.

По возможности, нужно наш язык от подобных слов оградить. Язык сам справится с этим явлением, и жизнь покажет, приживется иностранное слово или нет. Я надеюсь, что со временем, то, что нам чуждо, из языка уйдет.

– Почему человек сквернословит? И верно ли утверждение, что русскому человеку нельзя без ненормативной лексики? Слышала такое утверждение: сквернословие – неотъемлемая часть истории и культуры. Вопрос в том, как, где и в каком контексте пользоваться данными выражениями. Это, мол, как и спиртные напитки: есть культура употребления, а есть пьянство.

– Положа руку на сердце, скажем – все мы знаем эти слова. Но одно дело – знать, другое – употреблять.

И я их знаю. Но я их не употребляю. Потому что культура моей семьи, в которой я вырос, где читают книги, где мы уважаем друг друга, использовать такие слова ненормально, оскорбительно для меня прежде всего, потому что я перестану сам себя уважать, если буду такие слова произносить.


Можно простить человека, если подобное слово сорвалось, но если это становится таким же обычным словом, как сказать «привет», то это ненормально, это показатель бескультурья.

Да, иногда скверные слова употребляются в литературе. Но их употребление должно быть чем-то обосновано. Например, автору нужно показать некую социальную среду для воссоздания правдивости.

– Любой пишущий человек вправе использовать разную лексику в текстах, но она опять-таки должна быть обоснована.

Когда-то Ломоносов разграничил язык на три «штиля», как тогда говорилось. Позже Пушкин в своем творчестве осуществил синтез этих стилей. Возьмем его строки: «Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь». «Торжествуя» – слово высокого торжественного стиля. «На дровнях обновляет путь» – выражение из бытового применения. То есть Пушкин первый показал, что это возможно. Но! У Пушкина это не режет слух, все стройно и гармонично. Все зависит от таланта поэта. Если поэт талантлив, он так построит эту строчку, он так это просторечие введет, что оно вам не бросится в глаза, а будет находиться на своем месте. Это знаете, когда строишь карточный домик, нельзя вынуть одну карту, не разрушив здание. Вот в настоящих стихах ни одно слово убрать нельзя.

Вспомним язык Зощенко. Ведь в его рассказах присутствует разговорный стиль. И это – классик, и это – эталон юмора.

Поэтому это возможно: использование просторечных разговорных слов в литературе. Просто автор должен быть талантлив и понимать, для чего он это делает.

Армавирочке хотелось задать еще много вопросов Александру… Так приятно было беседовать с молодым человеком, слышать грамотную речь и новые мысли… Но ее гостя ждали в школе… И он, попрощавшись, убежал к своим ребятам. И теперь Армавирочка, как и Александр, была уверена – у нас замечательная, талантливая, умная, думающая молодежь. И за ней – будущее. Будущее великого и могучего русского языка.

А сегодня публикует некоторые стихи молодого поэта Александра Шагалова.

В сады цветущие Венеры
Я падал, полный сладких грёз,
Предпочитая чувству меры
Безмерность вьющихся волос,
Играя в скорости желанья
Всегда на прелести забав,
Целуя милые созданья,
К груди в беспамятстве припав!

Как жаль, что счастья миг не вечен,
Что отойдут златые дни,
Что я не буду вскоре встречен
Меня любившими людьми,
И если б знал я, что из сада
Дорога ринется в провал,
Я бы до полного распада
И больше б жил и целовал!


Я шёл и волны расступались,
С шипеньем падая у ног,
Они едва меня касались,
Но я коснуться их не мог,
Моя рука была над ними
Как занесённый в гневе кнут -
Они не стали мне чужими,
Но вряд ли боль мою поймут.

Не за любовь, а за смиренье
Я гнал их многие века
И видел в мутном отраженье
Черты больного старика,
Уже глядевшего устало
На долгий путь и времена,
И всё, что раньше обнажала,
Поспешно прятала волна...
Январь 2012 г.

Ещё побуду на земле…
Ещё горят дрова в камине,
И на решётчатом окне
Свои узоры чертит иней,

Ещё не раз спущусь к реке,
Пойду к заснеженной равнине,
Ещё побуду на земле,
Устав блуждать в её пустыне,

Ещё побуду на земле,
Перемешав золу в камине,
Ещё увижу на стекле
Знакомый бег морозных линий…
12 сентября 2011 г.


Разбуди во мне дух бунтарства,
Уж тогда нагуляюсь всласть,
Как венчали меня на царство
Тяжкий грех да слепая страсть,

Как пойду я на мир с разбоем,
И польётся рекою хмель,
Как я буду метаться с воем,
Зазывая к себе в постель,

И за ночь и за день гулянья
Я так сильно стяну узду,
Что покажется день венчанья
Лишь началом в земном аду…
17 августа 2011 г.

Осень

Как много жёлтых листьев
Скопилось в устье,
Пришла, пришла пора надежд
И лёгкой грусти.

Я узнаю её теперь –
Её приметы,
Всё дальше, к прошлому, к весне
Уходит лето,

О как стремительно летит,
Куда там птице,
В прожжённой золотом, насквозь, -
На колеснице,

И только я наедине
С тобой меж сосен,
Пока в свои права
Вступает осень…

Давай затушим эти свечи

К чему нам свет? Зачем нам свет?
Не согревают больше встречи,
Не согревает старый плед,

И ты не хочешь продолженья,
И я устал всю жизнь гостить
И каждой ночью сожаленье
В горстях из дома выносить...

Я стал в дверях, ища опоры,
Ты убирала со стола,
Мы не заметили, как скоро
Меж нами трещина прошла...
1 ноября 2011 г.

К творцу


Твоё присутствие, оно,
Должно быть чудо или данность,
Что предо мной, мне всё равно:
Твоё зелёное сукно
Или разлитая туманность.

Я не ищу в тебе себя,
А ты во мне – своей опоры,
Твоё пространство возлюбя,
Я тень песочного столба,
Твоя же тень затмила горы…


— Александр Михайлович умный, хороший человек. На его уроках приятно находиться. Он все понятно и доходчиво объясняет.

— Он разносторонний, с ним интересно проводить уроки литературы, потому что он не просто дает какие-то сухие факты из учебника или термины, он углубляется и в другие науки, такие как география, история.

— Он очень умный, интеллектуальный, с ним каждый урок очень интересный, и с большим удовольствием ходим на его уроки.

Он открывает своим ученикам мир словесности и литературы. Рассказывает о писателях, поэтах, да и сам пишет стихи. Потомственный филолог Александр Шагалов у школьной доски всего три года. Но за это время смог влюбить в свой предмет учеников настолько, что они слушают его, затаив дыхание, или спорят, отстаивая каждый свое мнение.

Вот и сегодня, казалось бы, обычный урок русского языка завершился неожиданно. К восьмиклассникам на урок заглянул губернатор Вениамин Кондратьев. Глава региона тоже сел за парту и слушал урок абсолютного победителя конкурса «Учитель года России». А уже позже, общаясь с учениками, отметил, что Александр Шагалов не просто учит литературе и орфографии, а заставляет их думать и мыслить.

«Ребята, вам всем очень повезло, что у вас есть такой учитель. Я вас заверяю, его уроки вы будете помнить всю свою жизнь. Поверьте», — говорит он.

«Спасибо за такие слова. Я хочу сказать, что любой урок невозможен без контакта, да. Один учитель тоже урок вести не может, поэтому я говорил на конкурсе, ребят, и еще раз вам скажу спасибо, потому что вы закаляете нас. В споре часто рождается истина. Без вас урок построить невозможно. Как вы правильно сказали, для меня главное, чтоб они еще и мыслили», — отмечает Шагалов.

После урока уже в неформальной обстановке за чашкой чая Вениамин Кондратьев, Александр Шагалов и его коллеги говорили о качестве образования, успехах и проблемах отрасли. Вспоминали и слова классиков, которые неоднократно восхваляли труд учителя. Губернатор еще раз подчеркнул, что работа школьного педагога должна быть комфортной. Ведь именно этот человек может разглядеть талант в своем ученике и привести его к победе.

«Поэты и классики уже все сказали об учителях, теперь должны сказать те, кто принимает решения. Чтобы жизнь учителей стала реально лучше. Я это очень понимаю, и, насколько я могу, насколько будет возможность, я всегда это буду делать. Я могу вас в этом заверить. Потому что, еще раз подчеркну: учитель — это основа основ. Учитель должен встать на высокую социальную площадку, тогда мы будем иметь гарантированное обеспеченное завтра», — подчеркивает губернатор.

Благодаря молодому учителю-филологу впервые конкурс «Учитель года России» в следующем году пройдет на Кубани. Вениамин Кондратьев еще раз поздравил Александра Шагалова с наградой и вручил победителю ключи от квартиры.

Сразу после уроков Александр Шагалов поехал смотреть новую однокомнатную квартиру. Компанию сыну составила его мама Ольга Викторовна. Уже в лифте новосел признался, что такого подарка не ожидал.

— Волнительно и радостно. Эмоций много. Сейчас зайдем, посмотрим.

Просторная однушка сразу понравилась семье Шагаловых. Большая комната, кухня. Здесь все готово для комфортного проживания. Да и вид с балкона открывается живописный. Глядя на такой пейзаж, хорошо пишется, подмечает Александр.

— Я люблю вид, когда поле впереди. Это вдохновляет. Сейчас тяжело что-то придумать, сумбурно в голове. Но, я думаю, что эти строчки появятся.

Это первая собственная квартира молодого учителя. Сейчас Александр живет вместе с мамой и сестрой. Семья Шагаловых шутит, что это квартира, заработанная своим умом и трудолюбием. А вообще, отмечает Ольга Викторовна, сын всегда все успевал. Учение ему давалось легко. Вот и результат налицо.

«Спасибо огромное всем. За то, что оценили. Что действительно он смог показать свои лучшие качества. Сделать такой подарок городу. И край, и город нам тоже сделали подарок. Очень хороший подарок. Спасибо всем», — говорит Ольга Шагалова.

К новой квартире Александр пока еще привыкает. Присматривается и строит планы на будущее. А они у молодого учителя большие.

— Не останавливаться, развиваться, заниматься литературным творчеством, также преподавать. И знаете, есть такое поверье, что самую главную мечту, самую тайную, настоящую, озвучивать вслух нельзя. Ее нужно проносить с собой всю жизнь.

Неожиданные открытия сделали педагоги - участники фестиваля и публичной лекции «Учителя года - 2016».

Еще в ходе пленарной сессии «Будущее образования или образование будущего» молодой преподаватель русского языка и литературы г.Армавир Александр Шагалов со сцены поделился, что непросто жить в эпоху мейнстрима, тинейджеров, спичей, спикеров, стартапов и мерчандайзеров, в век цифровых технологий. Непросто - но интересно.

На своей публичной лекции учитель словесности обратился к «живому» слову. Тема «Использование аудиозаписи во время урока для мотивации учащихся» казалось бы, ясна и не таит ничего нового и особенного. Но так казалось лишь до той поры, пока не зазвучали голоса Луначарского, Маяковского, Чуковского, Блока - и благодаря завораживающей речи, «согретой чувствами», образы просветителя и поэтов стали намного ближе и теплее. Именно такую задачу ставит перед собой учитель. По признанию, в школе Александр не мог понять и принять пульсирующие ритмы Владимира Маяковского, который позже стал одним из его любимых авторов. Теперь он стремится, чтобы при первой встрече с поэтом на уроке литературы «ребенок не испугался, не отторгнул, а полюбил «лесенку».

Теоретически, мы могли бы услышать и записи голосов Достоевского и Чехова, ведь фонограф был изобретен Эдисоном в 1877 году. Но это лишь теоретически. Ценный материал, свидетель эпохи не сохранен. Зато на помощь учителю есть богатые архивы самых разных голосов - актеров российского Императорского театра, Льва Толстого, представителей зарубежной литературы, исторических персонажей и множества других известных личностей. В одних записях запечатлена трагедия века, в других - несокрушимая сила духа и мужества.

Как же удачнее использовать это наследие? Александр Михайлович рассказал о своем опыте. Аудиозаписи могут создать интригу в начале урока, когда перед их воспроизведением детям дается загадка: «Какой писатель о какой личности ведет речь?» Другой вариант - столкнуть два голоса, задав проблему или создав дискуссию в классе. Нередко образцы фонотеки служат ярким завершающим штрихом занятия. Например, во время студенческой практики будущему педагогу на выручку аудиозапись Льва Толстого: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро». Наставления из уст классика произвели гораздо больший эффект, чем нотации учителя.

Финальным подарком для слушателей лекции стал голос Цветаевой. Александр Шагалов признался, что его решение приехать на фестиваль во многом связано с пребыванием в Елабуге Марины Ивановны. «Тут она была. Тут она ходила!» - говорил он себе во время прогулок по городу. Как многие, в школе Шагалов не был поклонником поэта, но в студенческие годы творчество Марины Цветаевой, ее не льющихся, но «рвущихся» стихов, наполненных волей, страстью, энергией, очень впечатлило молодого человека.

Никто не может прочесть стихи так, как их автор. А услышать его - значит понять особый смысл, вложенный поэтом. К сожалению, записей Марины Цветаевой не осталось. Но вот голос ее сестры, манера чтения, по свидетельству Анастасии Ивановны, совпадали так, что их не могли отличить даже родители. Спокойствие и уверенность наполнили строки поэта, в которые вдохнула жизнь Анастасия Ивановна, оставив потомкам неоценимый дар.

В заключение Александр Михайлович подчеркнул: «Ребенок не может запомнить весь материал, но строки, прочитанные автором, воспринимаются иначе и запоминаются невольно. Я не говорю, что урок без аудиозаписи уже не урок или он не так эффективен. Не стоит применять этот метод ежедневно. Но использование фонотеки способно украсить урок, заинтересовать школьников, помочь им увидеть личности и прикоснуться к другой эпохе».

Главные герои этого номера, посвященного 9 Мая, без сомнения, они: Андрей Ольшанский, Нина Исаева, Михаил Потапов, Мария Коршунова… Каждый из них защищал Родину по-своему: кто-то на передовой или на заводах, кто-то на полях или в школьном классе. Каждый из них вкладывал все свои силы в победу, порой рискуя жизнью и больше думая о других, чем о себе. Эти имена мы знаем, этими именами гордимся. А сколько еще неназванных и неоткрытых подвигов… Поклонимся мысленно каждому из них – известному и безымянному, – читая репортажи и очерки о наших ветеранах.

Оружие – часть нашего мира. Непростая, вызывающая повышенный интерес… В руках пограничника на боевом посту оно уместно, в руках гражданского, даже если это имитация из пластмассы, заставляет задуматься. А если такая имитация в руках ученика? Как учителю разобраться, бравада это или предвестник агрессии? Как реагировать? И почему так важно научить ребенка правильно действовать в этом мире полном оружия и конфликтов? Ответы – в статье психолога Кирилла Карпенко.

"Для меня как для ребенка войны лучшие стихи – военные, лучшие песни – военные! Это такой огромный пласт культуры! Это близко всем, каждому зрителю. Каждый слышит в этой поэзии о своих родных, прошедших через войну. В нашей стране нет семьи, которую не коснулась бы эта страшная война. А поколение уходит, теперешним школьникам из первых уст не услышать рассказы. И наша задача, моя задача – передать им эту память посредством военных стихов и песен. Самое дорогое, когда подростки, которых очень сложно достать до сердца, сидят в зале со слезами на глазах. Это значит, что достучались, значит, они будут помнить", - из интервью актера и педагога Василия Ланового.