Основные разделы бизнес-плана и их характеристика. Характеристика основных разделов бизнес-плана - бизнес-план

Во Введении необходимо, прежде всего, кратко и четко сформулировать главную проблему работы, дать ее обоснование, то есть указать, для чего необходимо ее решить, а, кроме того, наметить те конкретные вопросы, на которые следует ответить, чтобы решить главную проблему. Эти вопросы представляют собой пункты Основной части. Таким образом, во Введении обосновывается не только главная проблема курсовой, но и ее структура. Судьба всей работы во многом зависит от того, насколько четко, ясно, грамотно сформулирована главная проблема. В этой формулировке не должно быть ничего двусмысленного, недоговоренного, представляющего возможность разных толкований, так чтобы, познакомившись с ней, читатель мог без всякого труда уяснить, какова именно главная задача автора, и из каких возможных вариантов ее решения тот должен сделать выбор. Читателю необходимо также объяснить, почему правильный ответ на главный вопрос работы складывается из правильных ответов на те конкретные вопросы, которые намечены во Введении. Если во Введении к курсовой работе Спартанские цари по Геродоту указывается, что главной проблемой работы является проблема царской власти в Ликурговой Спарте или, что главная задача автора заключается в том, чтобы дать описание института царской власти в Спарте, то от этого, скорее всего ничего хорошего ждать не приходится. Вместо конкретного исследования почти наверняка получится более или менее удачная компиляция. И, наоборот, если во Введении будет сказано, что главная проблема заключается в том, чтобы выяснить, обладали ли спартанские цари в силу своего положения в обществе и государстве реальной властью и влиянием или не имели ничего, кроме почета и пустой видимости власти, то в этом случае доклад, по всей вероятности, будет представлять собой самостоятельное исследование. Введение не следует также перегружать, как это нередко делают начинающие авторы, ненужной информацией, которую можно найти в любом учебнике, например рассказом о Спарте и ее органах власти. Все лишнее в работе идет ей только во вред. Введение объемом более полутора - двух страниц, скорее всего, является неудачным.

В Характеристике источников студент чаще всего приводит общие сведения о сочинении, с которым он работает и об его авторе, рассказывая, например, кто такой был Геродот, и чему посвящена его «История». Но такая характеристика никак не обеспечивает условия для исследования конкретной проблемы. Разумеется, «Историю» Геродота, так же как и любое другое античное сочинение надо охарактеризовать как источник по конкретной теме исследования. Необходимо указать, в какой мере и в какой связи вопросы, рассматривающиеся в докладе, привлекали внимание античного писателя, каковы были его собственные источники информации по этим вопросам, и как он с ними работал, какими критериями он руководствовался при отборе фактов, то есть, стремился ли он выявить и передать самые типичные случаи или, наоборот, предпочитал писать о вещах и событиях, из ряда вон выходящих, как он сам относился в силу своих политических и религиозных взглядов, личных симпатий и антипатий к тому, о чем он пишет. Разумеется, все, о чем говорится в этом пункте, должно основываться на критическом анализе самого источника. В итоге, автор сможет сделать обоснованный вывод о достоинствах и недостатках охарактеризованного им сочинения как источника по его теме. Такая характеристика источника безусловно окажется полезной в дальнейшей работе над докладом.


В Характеристике использованной литературы студент - первокурсник нередко делает ту же самую ошибку, что и в характеристике источников: он в лучшем случае дает самую общую характеристику прочитанным им работам, а в худшем - их аннотированный перечень. На самом деле он должен охарактеризовать использованные им труды с точки зрения своей темы, для того чтобы обосновать необходимость дальнейшей работы в этой области. Ему надо показать, что проблема его работы до сих пор не привлекала внимания, отечественных ученых или еще не получила достаточно убедительного общепризнанного решения. Если в использованной им литературе уже имеются работы по его тематике, он, прежде всего, должен обратить внимание на их дефекты, не позволяющие согласиться с их выводами, либо - отметить, что выводы их авторов противоречат друг другу, и поэтому необходимо дальнейшее исследование. Разумеется, критика предшественников должна быть логичной, хорошо аргументированной и корректной. Студент вправе давать характеристику только тем работам, которые он сам прочитал, а не тем, содержание которых известно ему из вторых рук. Характеризуя использованные труды, студенты чаще всего забывают давать на них постраничные сноски, что, конечно же, недопустимо.

Основная часть представляет собой конкретное исследование главной проблемы работы путем изучения ее отдельных аспектов. Работая над каждым пунктом и подпунктом, автор прежде всею должен уяснить себе самому, какую проблему он должен решить в каждом отдельном случае, и как эта проблема помогает решить главную проблему доклада. Нельзя забывать, что отдельный, пункт доклада интересен не столько сам по себе, сколько как часть единого целого. Недостаток, наиболее характерный для докладов I курса - это опора автора не на всю совокупность прямых и косвенных свидетельств источников, а только на отдельные наиболее заметные и очевидные. Но, как известно, отдельными вырванными из контекста примерами можно доказать все, что угодно, поэтому даже, если в результате такой работы автор приходит к правильным выводам, они не имеют научной ценности. Автор должен уметь находить не только прямые, но и косвенные свидетельства источника, критически анализировать их и оценивать с учетом контекста. Для успешной работы необходимо не только владеть всеми профессиональными навыками, но и материалом своего источника или источников. Начинающие исследователи не всегда удачно работают с косвенными свидетельствами. Некоторые из них чересчур увлекаются гипотезами и предположениями, выстраивая целые цепочки из них на очень узком основании или вообще исходя из общих логических умозаключений. Необходимо иметь в виду, что люди в античном мире отнюдь не всегда руководствовались привычной нам логикой, и что научной гипотезой именуется лишь такое предположение, которое основывается на свидетельствах источников, в противном случае оно называется домыслом. Когда студент, исходя из упоминаний Геродота о большом могучем флоте самосского тирана Поликрата, делает предположение о наличии кораблестроения на Самосе, а исходя из этого предполагает, что там были развиты также ткачество, металлообработка и все прочие виды ремесел, необходимые для постройки кораблей, он вместо дома на солидном фундаменте строит замок на песке. Ведь ничто не мешает допустить, что самосцы покупали корабли за границей, а не строили у себя дома. Это предположение будет выглядеть совсем иначе, если докладчику удастся найти хотя бы косвенные свидетельства о постройке кораблей на Самосе.

Некоторые студенты, не сумев найти в источнике ответы на интересующие их вопросы, обращаются вместо источника к научной литературе, причем нередко положения, заимствованные из чужих исследований становятся основой работы, а отдельные свидетельства источников используются иллюстративно для подтверждения готовых положений, заимствованных из литературы. В этом случае работа из самостоятельного исследования превращается в компиляцию, а иногда и в плагиат. Начинающему автору необходимо иметь в виду, что создать новое знание можно только, основываясь на критическом анализе источника, что все аргументы в конкретном исследовании основываются только на материале источника, а научная литература в лучшем случае помогает сориентироваться в контексте и точнее понять то, о чем идет речь в источнике. Она ни в коем случае не может служить заменой источника. Иногда студенты, не справившись с анализом своего источника, по собственной инициативе без ведома преподавателя привлекают на подмогу другие источники, вернее те их свидетельства, которые попадаются им в научной литературе. Фактически это является одним из вариантов уже охарактеризованной выше ситуации.

Заключение должно содержать четкий и ясный ответ на тот главный вопрос, который сформулирован во Введении, причем этот ответ должен напрямую вытекать из конкретных выводов по каждому пункту Основной части. Нередко студенты, забыв о сути этого раздела, начинают строить в нем глобальные выводы и развивать идеи, очень слабо связанные с основной задачей доклада. Это является грубой ошибкой. Заключение должно быть максимально конкретным и компактным. (По А.Л.Смышляеву)

27. Характеристика основных разделов бизнес-плана

Среди целей предприятия выделяют: эффективное использование имеющихся преимуществ для того чтобы стать ведущей фирмой на рынке данного товара, занять определенное место на рынке, обеспечить прибыль и объем продаж в определенном объеме. Раздел стратегии включает описание способов и путей достижения указанных целей: сконцентрировать силы и средства на определенном направлении, сократить затраты на инвестиционной или эксплуатационной стадии проекта за счет чего-либо, использовать преимущества в данной сфере и возможности в другой.

Раздел описания и текущего состояния проекта должен представлять суть проекта, давать характеристику состояния дел, обоснования для уверенности в успехе проекта.

Раздел, касающийся менеджмента и собственности, содержит информацию об организационной форме бизнеса, содержании учредительных документов, данные об основных руководителях (об их образовании, практическом опыте работы и деловой репутации).

Раздел исследования рынка и его сбыта содержит информацию о неудовлетворенных потребностях и сегментации рынка сбыта, потенциал рынка и прогнозы объемов продаж, сведения о конкурентах и барьерах входа на рынок.

В разделе о продукции и услугах необходимо описать специфику производства с учетом конкурентных преимуществ, расценки и себестоимость продукта как в России, так и за рубежом, технические характеристики производства, нормативы и стандарты, в соответствии с которыми будет производиться продукция.

Графики проведения работ, поставок сырья и материалов описываются обычно в разделе оперативные планы.

В разделе, посвященном оценке риска, должна быть приведена оценка финансово-экономических, технических и социально-политических рисков. Под оценкой риска, как правило, понимают анализ чувствительности производства к тому или иному виду риска; здесь делается прогноз выполнения бизнес-плана при изменении начальных условий.

автора Варламова Татьяна Петровна

42. Характеристика основных типов и видов инфляции Различают следующие типы инфляции: 1) скрытую (подавленную);2) открытую. Выделяют: 1) по проявлению:а) внутреннюю инфляцию (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);б) внешнюю (снижение

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

64. Характеристика основных форм ссудного процента Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые возможно по ряду признаков.1. По формам кредита:1) коммерческий процент – устанавливается по договоренности между юридическими лицами, при

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

84. Характеристика основных элементов банковской системы Банк является основным элементов банковской системы. Это означает, что он должен:1) обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого;2) функционировать в рамках общих и

Из книги Как составить бухгалтерский баланс автора Виткалова Алла Петровна

2.2.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса. Характеристика его разделов и статей Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

62. Понятие и характеристика основных счетов Основные счета применяются для контроля за наличием и движением имущества по составу и размещению, а также по источникам его образования. Учитываемые на них объекты служат основой хозяйственной деятельности предприятия,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса В литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм

Из книги Бухгалтерский учет автора Шерстнева Галина Сергеевна

33. Характеристика основных хозяйственных процессов Производственная или хозяйственная деятельность предприятия состоит из трех основных хозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации продукции. Производственный процесс состоит из трех этапов

автора Автор неизвестен

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МСА И РОССИЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях с МСА (состав, перечень документов, их классификация и внутренняя

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.1. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности 3.1.1. Сущность организации инновационной деятельности Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

20. Раздел бизнес-плана. Фирма, ее бизнес Бизнес-план может состоять из следующих разделов:1) резюме фирмы (содержит сведения о фирме);2) виды товара, услуг, производимой продукции, которая является предметом бизнеса;3) анализ рынка сбыта товаров и

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Структура бизнес-плана Одним из надежных вариантов организации деловых процессов в компании является процедура использования внутреннего бизнес-плана. В бизнес-плане словесно и при помощи цифр излагаются ключевые вопросы, касающиеся поставленной маркетинговой цели.

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 40. Характеристика наличия основных фондов на дату и в среднегодовом исчислении. Балансы основных фондов по полной и остаточной стоимости Балансы основных фондов используются для характеристики динамики объема основных фондов за год.Баланс основных фондов

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Разработка бизнес-плана При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих вопросов.1. Что у меня есть? Это оценка своего положения на сегодняшний день, оценка ресурсов, активов и наличных средств.2. Чего я собираюсь добиться? Это стратегия процесса. Каковы

автора Абрамс Ронда

Объем бизнес-плана Насколько объемным должен быть идеальный бизнес-план? Никаких магических чисел не существует, но мы советуем использовать следующие руководящие принципы: Ограничьте собственно план (исключая финансовую часть и приложения) 15–35 страницами; 20 страниц

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Обновление бизнес-плана В некоторых случаях поиски финансирования занимают несколько месяцев. За это время планы вашей компании могут измениться (особенно если речь идет о новом предприятии). Но вы должны быть уверены, что бизнес-план соответствует текущей деловой


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КРАТКОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

На тему:Характеристика основных разделов бизнес-плана

Научный руководитель:

____________________

____________________

Введение

Существует ряд причин, которые вызвали необходимость в планировании бизнесом. В свое время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождаются колебаниями, ошибочными маневрами, не своевременной переменой ориентации, и именно все это является причиной плохого состояния дел или краха. Практика показала, что применение планирования создает следующие важные преимущества:

    делает возможной подготовку и использование будущих благоприятных условий.

    Проясняет окружающие проблемы

    Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе.

    Улучшает координацию действий в организации.

    Создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджера.

    Увеличивает возможность в обеспечении фирмы необходимой информации.

    Способствует более рациональному использованию ресурсов.

    Улучшает контроль в организации.

Для Российских предприятий можно выделить 2 сферы нуждающейся в применении планирования.

1 СФЕРА - вновь возникшие частные фирмы. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, это есть не доверие к формальному планированию, основанное на мнение, что бизнес – умение крутиться правильно, ориентироваться в текущей обстановке.

2 СФЕРА – Государственные, а ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной.

1. Цель и функции планирования

Известный американский специалист в области планирования Р. Акоф назвал его проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку. Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрировании в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частности речь идет:

    О постановке целей и задач, выработке стратегий (в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;

    О распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;

    Об определении последовательности по переводу организации в новое желаемое состояние;

    О создании координационных механизмов.

В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле, в узком смысле планированием является составление специальных документов – планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации.

Специфической формой планов организации сегодня является бизнес-план. Обычно он составляется на 5 лет или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и т.д. Часто эти мероприятия имеют цель предварить серьезные изменения во внешней ситуации. Хотя многие позиции бизнес-плана скрупулезно рассчитываются, успех в деле его реализации далеко не очевиден.

Цель бизнес-плана состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые они могут получить, приняв участие в его реализации. Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его основании уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, которые создают гарантии соблюдения его интересов. Например, для банков, страховых компаний и инвесторов это финансовая устойчивость фирмы. Для дистрибьюторов - качество, новизна, цены продукции. Для поставщиков - объем потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, услугах. Для профсоюзов – социальные моменты.

В бизнес планировании вытесняется ряд важнейших функций :

Инициирование – стимулирование и мотивация намеченных действий.

Прогнозирование – приведение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция – учет взаимосвязи всех структурных подразделений компании на достижение единого результата.

Безопасность направления – обеспечение информацией о всевозможных рисках для своевременного принятия мер по уменьшению отрицательных моментов.

Упорядочивание – создание единого общего полрядка для совместной деятельности и ответственности.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения планов, он не обходим для выявления ошибок в срок.

Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов в рационально-спланированном действии на поведение работников и возможность обучения их.

Документирование – представление действий в документационной форме, что может быть документом успешной или ошибочных действий менеджеров.

2. Принципы планирования

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т.е. правил, каковыми сегодня считаются:

    Необходимость

    Непрерывность

    Эластичность и гибкость

    Единство и полнота

    Экономичность

    Детализация и точность

    Оптимальность

    Связь уровней управления

Эти принципы тесно связаны между собой, они ориентируют предпринимателей на высокие социально-экономические результаты. Кроме всех вышеперечисленных принципов в процессе планирования учитываются и следующие общеэкономические принципы: научность, динамичность, директивность, эффективность, комплектность и т.д.

Процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего положения предприятия и среды. На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать. Планирование в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно являются представители высшей администрации и руководители подразделений, а так же плановая служба и ее структуры на местах. Их деятельность координируется первым лицом или его заместителем. Он занимается постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов и т.д. Исходя из этого, плановая служба составляет проекты планов, которые направляются для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись, возвращают их назад с дополнениями, исправлениями и замечаниями. В то же время им самим они служат основой разработки планов. Плановый комитет, выступающий в качестве консультанта и информационного посредника, согласует их выработанными высшим руководством стратегиями, например слияний и поглощений, и организует процесс утверждения.

В зависимости от экономических возможностей организации могут использоваться 3 подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, то именно они задают цели, которые в дальнейшем не пересматриваются даже при появлении благоприятных возможностей, ибо на реализацию просто может не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно не большими организациями, главная цель которых – выживание. Более крупные фирмы могут корректировать планы в соответствии с новыми возможностями, привлекая дополнительные средства, излишками которых располагают. Такой подход к планированию получил название адаптационного. Наконец, фирмы, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходя не из ресурсов, а из целей, поэтому, если проект сулит высокую прибыль, средств на него не жалеют.

ВЫВОД: считается, что разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг к другу. В процессе планирования необходимы постоянные коррективы и перепланирования.

3. Структура и характеристика составления бизнес-плана

Структура бизнес-плана не канонизирована, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется. Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с ним. Во введении раскрывается роль избранного вида деятельности в настоящий момент, тенденции и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в данном направлении. Рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений. Приводятся гарантии их сохранности.

Бизнес план – документ на основании, которого, инвестор или кредитор составляют свое мнение о компании, а в дальнейшем принимают решения о предоставлении ей средств. При составлении бизнес-плана необходимо помнить и знать, кому он будет адресован, кредитору или инвестору, потому что из этих двух группах, дающих деньги, разные цели, а отсюда следует, что и разные оценки бизнес плана. Кредитор предоставляет заемные средства на неопределенный срок, и он хочет убедиться, что кредитуемая им сторона достаточно надежна, и он вовремя получит свои деньги и проценты. Его не волнуют, каковы размеры прибыли фирмы, потому что он заинтересован только в своих целях. Интересы кредитора охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередную выплату денежных средств. Следовательно, что при оценке бизнес плана, кредитор будет оценивать предприятие с точки зрения его надежности. Инвестором же преследуется другая цель, так как риски инвесторов выше, чем у кредиторов, во многих случаях он даже рискует потерять весь капитал, следовательно, для принятия решения инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли у фирмы. Соответственно инвестор будет анализировать бизнес план с точки доходности. Для составления бизнес плана в сторону инвестора необходимо раскрыть уникальность данного проекта. В большей степени надо затрагивать уникальность не товара, а предприятия, а именно:

    владение потенциалом и секретом производства

    наличие на предприятии людей редких профессий или талантов

    выгодность места расположения предприятия.

В оценке предприятия ставят основные фонды: насыщенность техники и ее новизна. Большое внимание уделяется и человеческому фактору, т.е. какова мотивация их деятельности, каков их профессиональный уровень, из кого состоит команда менеджеров.

Из чего же состоит бизнес план?

1) в первом разделе подробно описывается цель предпринимательской деятельности, главных и функциональных стратегиях, основных задачах.

2) потенциал организации , его развитие на предстоящий период и связанных с этим затратах, об имидже, традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественных организаций. Потенциал характеризуется величиной и состоянием реального и акционерного капитала: объемом, структурой, возрастом, степенью износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, величиной материальных запасов, числом разрешенных к выпуску и фактически выпущенных акций, их распределением между держателями.

3) о персонале , принципах его подбора, оценки, продвижения. О системе управления и путях ее развития, внедрения новых методов руководства, формах взаимоотношений с профсоюзной организацией. Организационная структура большинства крупных компаний включает в себя 4 уровня: корпоративный, дивизиональный, уровни бизнес единиц и товарные. Головной офис компании отвечает за формирование корпоративного стратегического плана, направляющего деятельность компании в целом на достижение прибыли в перспективе. Штаб-квартира (дивизиональный уровень) принимает решения о поддержке подразделений, открытии новых направлений и закрытии неперспективных. План бизнес единицы нацеливает ее на долгосрочную, рентабельную деятельность. И, наконец, на уровне товара, ассортимента, разрабатывается план маркетинга для достижения целей на конкретных сегментах рынка. Необходимо составить план организационной структуры.

Данная структура имеет линейный характер связи, но полномочия первого лица остаются еще функционально не расчлененными, и на него в основном возлагается ответственность за направление и координацию текущей работы исполнителей. Такая управленческая структура получила название сложной линейной структурой.

4) о будущей производственной деятельности и необходимых ее условиях. Планируемых к внедрению технологий и оборудований, источников и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах, путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля, путях внедрения достижений НТР и обеспечения качества продукции.

5) о продукте или услуге :

    о техническом уровне продукта, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках и возможностях модификации, экологичности, безопасности, удобстве обслуживания в сопоставлении с имеющимися и разрабатываемыми аналогами;

    жизненном цикле, времени, необходимом для их освоения и запуска в производство;

    наличия у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками, о возможности использования отходов;

    конкурентоспособности основных параметров, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и др.).

На основе всестороннего анализа этих моментов определяются характеристики, по которым можно превзойти соперников.

6) о стратегии и плане маркетинга. Раздел включает описание маркетинговой ситуации (величина рынка, его основные сегменты, группы потребителей, наиболее популярные виды продукции, насыщенность аналогами, тенденции развития, основные конкуренты).

Стратегическое планирование осуществляется, как правило, в трех основных сферах. ПЕРВАЯ – управление инвестиционным портфелем компании. ВТОРАЯ – тщательная оценка перспективы каждого вида деятельность, изучение показателей рыночного роста и позиции компании на конкретном рынке. ТРЕТЬЯ – разработка стратегии для каждого направления деятельности в виде сценария или плана достижения долгосрочных целей.

Это позволяет сделать прогноз сбыта и возможной доли продаж на определенных целевых рынках в натуральном и стоимостном выражении, определить перспективные сегменты и наметить возможные шаги для привлечения для дополнительных покупателей.

Наконец, в разделе дается характеристика основных каналов сбытах как внутри страны, так и за рубежом; описываются наиболее крупные потенциальные посредники и покупатели; определяются способы взаимоотношения с ними; перечисляются опасности и возможности, открывающиеся в связи с реализацией продукции; оцениваются необходимые инвестиции.

7) себестоимость, цена, прибыльность производства, их критические величины, ниже которой деятельность фирмы является убыточной. Такой расчет делается исходя из предполагаемой величины продаж, уровня постоянных и переменных затрат. Оценивается предполагаемый объем продаж, что позволит определить его достаточность для получения планируемой прибыли. Общий вероятный объем продаж складывается из предполагаемого объема первичных продаж, оценочного объема, возмещающих продаж и прогнозируемого объема повторных продаж. Для однократно приобретаемых товаров (например, обручального кольца или места в престарелом доме) объем продаж вначале (когда товар только что появился на рынке) возрастает, потом достигает пикового значения, а затем число покупателей снижается, а впоследствии уменьшается до нуля.

8) Риски и способы их страхования. Возникают в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества; стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неудачами. Проблема рисков тесно связана с финансовой устойчивостью организации, позволяющей свободно маневрировать денежными средствами, обеспечивать своевременность платежей и расширение производства. В то же время она должна быть оптимальной, так как избыток финансовых ресурсов означает омертвление средств, а недостаток препятствует развитию. Активами с минимальным риском являются деньги в кассе и на расчетном счете; к активам, связанным с малым риском, относится готовая продукция, сырье, материалы; средне рисковыми активами являются ценные бумаги; активы высокого риска _ дебиторская задолженность предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, выходящей из употребления, связанные запасы сырья и материалов. Во избежание рисков, вводятся меры по защите интересов физических и юридических лиц за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, одним словом – страхование.

В разделе бизнес плана дается примерная оценка рисков и приводятся основные мероприятия, направленные на их снижение (организованные и технические меры безопасности, включение в контракты ценовых, валютных и иных оговорок, страхование в специальных организациях, заключение встречных сделок на бирже). В итоге обычно приводится расчет рентабельности проекта с учетом стоимости перечисленных мероприятий.

9) Финансовые стратегии. Осуществляются при внедрении нового вида деятельности. Здесь определяются источники формирования ресурсов выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд), требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п., формулируются основы политики инвестирования собственных средств, формирования фондового портфеля и распределения прибыли. Перспективное планирование конкретизируется в годовом финансовом плане (бюджете), увязывающим вложения средств и источников их финансирования. Он подразделяется на операционный и финансовый бюджеты.

10) Итоговый раздел. Обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно в денежном выражении отражает все предыдущие разделы.

В рамках финансового плана с учетом прогноза объемов реализации, постоянных и переменных затрат составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций (заказчиков) для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на банковских счетах и кассе, план прибылей и убытков, прогнозный бухгалтерский баланс.

Помимо основных разделов бизнес-план может содержать приложения в виде различных наглядных материалов – графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих его восприятие, а так же график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.

По сравнению со стратегическим планом, бизнес-план характеризуется следующими особенностями:

    открывает новое дело и обеспечивает получение необходимых ресурсов.

    Включает только одну цель, связанную с развитием определенного бизнеса, а не весь комплекс целей фирмы.

    Имеет четко очерченные временные рамки, не пролонгируется, не уточняется.

    Разрабатывается не профессиональными плановиками, а при личном участии предпринимателей.

    Обладает функциональной направленностью.

Заключение

Бизнес план позволяет сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта. На основании бизнес плана, организации предоставляется возможность в получении заемных средств или инвестиций, исходя из того, на сколько будет доходным, с точки зрения бизнес плана проект и на сколько он может заинтересовать инвестора или кредитора (исходя из того, кому адресован бизнес план, т.к. у них разные цели). Практика планирования создает важные преимущества, которые проясняют окружающие проблемы, улучшают координацию действий в организации, способствуют более рациональному распределению ресурсов. Бизнес-план помогает защитить деятельность фирмы от негативной информации, всевозможных рисков, угроз, натисков конкурентов, своевременно спрогнозировать риски и предоставить меры по их избеганию.

Из всех вышеперечисленных аспектов, можно сделать вывод, что бизнес план не только желателен в своем составлении, но просто необходим, особенно во вновь сложившихся частных фирмах, применение планирования в которой, позволит открыть новые возможности выхода на рынок, путем привлечения инвесторов и заемных средств. А так же в состоявшихся компаниях, для поддержки финансового баланса, стабильности и внедрения новых товаров-новинок, и предупреждения рисков, путем их страхований и т.п.

Список используемой литературы

1. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Пер. с англ. – М., Автор, 2003. – 300 с.

2. В.Р. Веснин Менеджмент - учебное пособие.Москва 2005 г. Издательство Проспект – 504 стр.

3. Большов А.В. Менеджмент: теория и практика. Казань, 1997 г.

4. Филип Котлер Маркетинг. Менеджмент. Экспресс курс 2-е издание «Деловой бестселлер» пер. с англ. Д. Раевская 2006 г. 460 стр.

Инвестиционного проекта организации гостинично реабилитационногоКурсовая работа >> Менеджмент

На тему: «Разработка основных разделов бизнес -плана инвестиционного проекта организации гостинично... основные характеристики , ориентиры дальнейшего развития предприятия, целесообразность инвестирования, и разрабатываются основные разделы бизнес -плана ...

  • Разработка основных разделов бизнес -плана Барановичского хлебозавода филиала РУПП Брестхлебпром

    Курсовая работа >> Маркетинг

    Управление предприятием" на тему: " Разработка основных разделов бизнес -плана Барановичского хлебозавода филиала РУПП «Брестхлебпром» ... И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА 2.1 Общая характеристика Основной целью деятельности Барановичского хлебозавода филиала...

  • Бизнес -план предприятия (7)

    Бизнес-план >> Экономика

    1.3.3 Требования к составу бизнес -плана ………………………………………………...25 1.3.4 Требования к содержанию основных разделов бизнес -плана …………………….27 1.3.4.1 Раздел "Резюме"………………………………………………………………..27 1.3.4.2 Раздел "Характеристика предприятия и стратегия...

  • Бизнес плана в повышении эффективности деятельности предприятия

    Бизнес-план >> Финансы

    Работы над текстовой частью биз­нес -плана . 2.2 Общая характеристика содержания бизнес -плана Бизнес -план выступает как средство... пакетов разработки бизнес -планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis) основными разделами бизнес -плана являются...

  • Программа «Развитие» является комплексной, а, следовательно, включает все основные направления развития ребенка. Приведем краткую характеристику основных разделов этой программы.

    Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими дошкольниками (три-четыре года). Оно направлено на формирование представлений о внешних свойствах предметов – их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развитие умения пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. использование сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами понимают общепринятые в культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый, черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами, сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень – более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что, только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.

    Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления:

    Ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.).

    Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности и т. д.

    Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.



    Конструирование . Этот раздел является важным разделом для овладения средствами умственной деятельности. Он содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.

    Развитие элементарных математических представлений . Данный раздел ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела – обучить детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зрительно представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).

    Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела программы – формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве. Для этого необходимо учиться понимать и использовать планы в разных пространственных ситуациях. План представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.

    Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте . Этот раздел предполагает научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковой сфере речи. Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую. В процессе реализации программы дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.

    Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача – научить передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.

    В программе подчеркивается, что овладение техническими приемами не должно мешать творческому процессу – созданию художественного образа. Важнейшая задача – развивать творческую фантазию и способность выразить средствами живописи свое отношение.

    Развитие игровой деятельности детей – одна из главных задач программы «Развитие» для всех возрастных групп. Внимание воспитателя направляется на два основных вида игры дошкольника – сюжетно-ролевую игру и игру с правилами. Учитывая специфические особенности этих видов игр, воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и перераспределять роли и т. д. В играх с правилами воспитатель учит детей действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших группах специально формируются общие схемы совместных действий с партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила очередности.

    Достоинствам программы является четкая выстроенность, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.


    2.3. Задачи и организация работы в различных
    возрастных группах

    Согласно концептуальным положениям, представленным в программе, ведущим в образовании дошкольника является организация его собственного опыта.

    Н.Е. Веракса характеризую специфику образовательной программы подчеркивает «первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого – создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ ознакомления не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

    Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представления о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики, и т. п. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.

    Для понимания сущности познавательных способностей важно учитывать способы регуляции поведения ребенка при решении им задач разных классов. Было выявлено три основных позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.

    Первый способ взаимодействия с реальностью – нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.

    Второй способ – смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А.В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.

    Третий способ – преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.

    Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, проявляется в следующем:

    Возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

    Развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

    Развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

    Согласно программе «обучение построено по принципу поступательного движения от одного возраста к другому и рассчитано на четыре года (от трех до семи лет). Центральная задача в младшей группе (три-четыре года) – развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Программа средней группы (четыре-пять лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические модели). В старшей группе (пять-шесть лет) расширяются и обобщаются моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы моделирования. В подготовительной группе (шесть-семь лет) происходит интериоризация (от лат. interior – внутренний) действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план».

    Организация воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах предусматривает занятия с детьми в небольших подгруппах. Численность подгрупп составляет 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

    Наряду с указанным выше выделим характерные особенности образовательной программы «Развитие»:

    Реализация личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности;

    Развитие собственной активной позиции у ребенка посредством предоставления ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;

    Развитие личности ребенка, формирование значимых качеств осуществляется в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми;

    Направленность программы на развивающее обучение;

    Реализация задач социального или нравственного воспитания детей достигается посредством «общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой»;

    Реализация задач развития эмоционально-личностных отношений между детьми, осуществляется через включение ребенка в совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с художественной литературой и т. д.

    Альтернативой образовательной программе «Развитие» является программа «Одаренный ребенок». Однако, указанная программа предназначена для работы с одаренными дошкольниками шести и семи лет и рассчитана на 2 года. Положительным является то, что обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л.А. Венгера о развитии детских способностей. Отличительной чертой программы «Одаренный ребенок» является то, что она предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных дошкольников в плане их общих способностей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. В целом по методическим подходам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие» совпадают.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Назовите теоретических положения, которые составили основу программы «Развитие».

    2. На развитие каких способностей детей дошкольного возраста направлена программа?

    3. Укажите основные разделы программы.

    4. Охарактеризуйте сенсорное воспитание дошкольников.

    6. Какие основные направления включает раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»?

    7. На что ориентирован раздел «Развитие элементарных математических представлений»?

    9. На что ориентирован раздел «Изобразительная деятельность»?

    10. Назовите основные виды игры дошкольника.

    11. Назовите основные позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.

    12. Назовите основные общеразвивающие эффекты программы «Развитие».

    13. Укажите центральные задачи развития дошкольника на различных возрастных этапах.

    14. Назовите образовательную программу, которая по методическим принципам совпадает с программой «Развитие».


    ТЕМА 3

    Программа «Детство»

    План

    3.1. Концептуальные положения программы.

    3.3. Организация жизнедеятельности детей.

    3.4. Методическое обеспечение образовательной программы.

    В наше время многие люди начинают проникаться мыслями о том, чтобы заняться собственным делом и не зависеть от работы «на дядю». Вот только на практике осуществить это решение бывает не так-то просто. Начать хотя бы с того, что для получения средств на первоначальное развитие своего дела нужно предоставить подробный и четкий план, в деталях расписывающий возможным инвесторам направления вашей деятельности.

    Если вы не знаете, какие следует делать разделы бизнес-плана, вряд ли на выходе у вас получится что-то действительно толковое. В этой статье мы не только рассмотрим все этапы, но и дадим исчерпывающую их характеристику.

    Титульный лист

    Очень странно, но об этой детали многие совершенно забывают, считая ее «мелочью» и «пустой тратой времени». Конечно, это не так. Грамотно и красиво оформленный титульный лист полезен хотя бы тем, что показывает ваше ответственное отношение к делу, а это уже немаловажное обстоятельство. Итак, что необходимо указывать в «титуле»?

    Во-первых, вам следует указать данные о своей фирме, или же просто название ИП. Там же прописывается вся необходимая контактная информация: физический адрес, телефон, адрес электронной почты. Многие забывают о том, что на титульном листе необходимо указать краткие сведения о том, чем вы предполагаете заниматься, а также общую предполагаемую сумму затрат. Важно! В обязательном порядке прописываете сноску, в которой должно содержаться что-то вроде: «Данные, которые содержат разделы бизнес-плана, не должны разглашаться и/или передаваться третьим лицам».

    Резюме

    При написании этого раздела нужно помнить одну тонкость. Несмотря на то что последовательность разделов бизнес-плана предполагает нахождение этого пункта в авангарде, его составлением занимаются в самую последнюю очередь, когда уже готов весь документ. В общем-то, все назначение этих данных состоит в том, что они должны заинтересовать предполагаемых инвесторов или кредиторов. Его объем не должен превышать четырех страниц, но и быть не менее двух. Здесь следует сделать замечание: когда вы будете описывать особенности и перспективы своего проекта, нужно обходиться без расплывчатых и замысловатых фраз.

    В общем и целом нужно так обрисовать дело, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения в его полной перспективности. Вообще, характеристика разделов бизнес-плана – достаточно размытое понятие, так как бизнес у каждого свой, но все же некоторые аспекты всегда остаются неизменными.

    Так, очень важно сделать долговременный прогноз (не менее чем на пару лет) по предполагаемым объемам продаж, а также о том, сколько конкретно денег вам понадобится для налаживания производства. Конечно, необходимо особенно подчеркнуть ту норму прибыли, на которую рассчитываете. При этом не следует приукрашивать ситуацию. В конце отдельным пунктом распишите, через какой промежуток времени вы вернете инвесторам вложенные в вас деньги и с каким прибытком для них. Какие еще необходимы разделы бизнес-плана?

    Анализ положения дел в отрасли

    Этот этап крайне важен, так как здесь вы расписываете, как обстоят дела в выбранной вами отрасли, каков годовой валовый доход и ее перспективы на несколько следующих лет. Как и в других случаях, структура и содержание разделов бизнес-плана при написании резюме должна отражать наиболее важные сведения:

    • Что произошло в данной сфере деятельности за пять-семь лет.
    • Вероятность ее стагнации или, напротив, развития.
    • Важно выяснить, сколько новых компаний, которые появились на обсуждаемом вами рынке, осталось на плаву, а скольким пришлось уйти. Поясните причины неблагополучных исходов.
    • Нужно описать все виды новых товаров и услуг, появившихся в данной сфере деятельности, с указанием их перспективности.
    • Инвесторам будет очень любопытно узнать, какие на рынке существуют конкурирующие организации, в чем ваше преимущество перед ними.
    • Как вы собираетесь выходить на лидирующие позиции, какими методами будете достигать максимально высоких результатов.
    • Каковы темпы продаж у конкурирующих фирм?
    • Распишите их сильные и слабые стороны, постройте методику «продавливания» своей продукции на рынок, исходя из полученных прежде данных.
    • Укажите, какие слои населения будут являться вашими потенциальными покупателями, какова их покупательская способность.
    • Как будут отличаться ваши покупатели от потребителей, которых обслуживают конкуренты?

    Практика показывает, что инвесторы склонны задавать именно эти вопросы. Если вы найдете ответы на них и грамотно сформулируете свой отчет, кредиторы наверняка обратят на вас свое внимание.

    Сущность предполагаемого проекта

    Все прочие разделы бизнес-плана важны, но на данном этапе придется особенно постараться. Вы должны показать всем, что ваш товар или услуга будут конкурентоспособны на современном рынке, что у них всегда будут покупатели. Чтобы сделать это, необходимо расписать в документе ответы на некоторые разделы. Итак, что должна включать структура бизнес-плана (разделы приведены примерно):

    • Название товара или услуги.
    • Описать товарные знаки, использованные патенты (если таковые имеются), прочие особенности.
    • Еще раз укажите месторасположение вашей компании.
    • Где располагается помещение, используемое в качестве производственного цеха или места для оказания услуг?
    • Укажите, есть ли у вас в собственности (если вы еще не ответили на предыдущий вопрос) такой цех или вам придется брать его в аренду.
    • Если у вас есть помещение, не требуется ли там ремонт. В каком состоянии находится объект, который вы собираетесь брать в аренду?
    • Работники какой квалификации и с какими навыками вам будут нужны?
    • Полный перечень требующегося оборудования.
    • Есть ли возможность арендовать данные средства производства или же вам придется их все приобретать?
    • Какой у вас имеется опыт в предпринимательской деятельности? Эту информацию, кстати, должны содержать разделы бизнес-плана (проекта предпринимательской деятельности).
    • Есть ли у вас опыт работы на руководящей должности. Если есть, то каков стаж.
    • Приведите свое краткое резюме.
    • Из-за чего вы решили заниматься собственным бизнесом?
    • Отчего вы уверены в успехе своего дела?
    • На какой стадии проект находится в настоящее время.

    Еще раз раскройте прочие нюансы: какую вы собираетесь делать на свой товар упаковку, как собираетесь его распространять, какие вы можете заложить расходы на рекламу, а также приведите пример своих (или аналогичных) маркетинговых исследований в области спроса на данный товар или услугу именно в вашем регионе (или городе). Если вы опишите, как именно собираетесь формировать на свою продукцию стабильный спрос, это будет огромным плюсом. Какова дальнейшая последовательность разделов бизнес-плана?

    План производства

    Многие в этом пункте делают грубую ошибку, описывая только стандартный производственный план. На самом деле, важно описать не только это, но также сроки развертывания производства, а также способы контроля качества выпускаемой продукции. Сумеете ли вы уложиться в отведенный график и будут ли соответствовать предлагаемые вами услуги стандартам качества – вот другой, не менее важный, вопрос.

    Подпункты

    Этим вопросом чрезвычайно интересуются экономисты и финансисты потенциальных инвесторов, а потому важно подойти к оформлению раздела со всей возможной ответственностью. Вот какие тематики необходимо раскрыть наиболее подробно:

    • Нужно полностью перечислить производственные циклы, причем особенно остановиться на привлечении субподрядчиков: планируется ли это делать, и если «да», то на какие технологические операции вы будете их ставить?
    • В случае привлечения субподрядчиков, вам предстоит перечислить все их контактные данные.
    • Поясните, почему именно вы выбрали конкретно эти компании.
    • Сколько вы планируете платить субподрядчикам?
    • Обязательно нужно составить технологические графики и схемы.
    • Приведите в плане максимально подробный список оборудования и материалов, которые вам предстоит купить или/и арендовать.
    • Подробно расскажите, какое вам нужно сырье и какими техническими характеристиками оно должно обладать.
    • Распишите всех доступных поставщиков расходных материалов, укажите условия сотрудничества с ними.
    • Какая предполагается себестоимость вашего продукта?
    • Постарайтесь составить список того оборудования, которое вам может потребоваться в будущем, укажите его цену.

    Если вы планируете заниматься торговлей или сервисными услугами, разработка разделов бизнес-плана включает в себя анализ еще и следующих вопросов:

    • Укажите конкретных поставщиков товара.
    • Не помешает заранее определиться с тем, какую систему вы будете использовать для складского контроля, и какую конфигурацию для этого потребуется купить. Цены на их разновидности могут отличаться в разы, так что от этого напрямую зависит размер вашей прибыли.
    • Есть ли у вас помещение, которое вы можете использовать в качестве складского. Укажите, имеется ли оно в вашей собственности, или вы намереваетесь взять его в аренду.

    Учтите, что при планировании работы крупного предприятия вы должны предоставить все данные в этом разделе на четыре-пять лет вперед. Если ваша компания не будет достигать таких размеров, хватит и трехлетнего срока. Очень важно показать простую и максимально прозрачную схему того, как и откуда вы намереваетесь брать сырье, какого оно будет качества и как вы намереваетесь сообщать об этих сведениях потенциальным потребителям вашего товара. Еще раз напоминаем о важности того, насколько подробно вы распишите о предполагаемой схеме контроля качества. Особенно важно указать, как и на каких именно этапах производства вы собираетесь ее внедрять, а также о предполагаемой стоимости этого мероприятия.

    В этом же разделе можно рассказать о мерах защиты окружающей среды, об их стоимости, которая будет влиять на себестоимость готовой продукции. Особенно это важно для тех предпринимателей, которые впервые планируют открывать свое производство такого масштаба.

    Маркетинговые изыскания

    Это основной раздел бизнес-плана. Он предполагает подробное влияние внутренних и внешних факторов на выбранную вами сферу деятельности. Особенно важны внешние силы. Предприниматель не в силах на них повлиять, но они оказывают крайне серьезное влияние на его деятельность, а потому не принимать их во внимание нельзя. Приведем перечень такого рода факторов:

    • Макроэкономические показатели, включая динамику ВВП, статистические данные по уровню дохода населения и реальные цифры по вашему региону. Это финансовый раздел бизнес-плана, так что включите сюда яркие и наглядные графики с подробными диаграммами.
    • Социальные факторы: численность населения, его ориентированность на потребление конкретно вашей продукции и услуг, средний возраст ваших потенциальных покупателей.
    • Укажите динамику развития технологий в мире и в России касаемо выбранной вами сферы деятельности.
    • Покажите стабильность уровня спроса на производимую вами продукцию и сразу же спрогнозируйте и смоделируйте свои действия в случаях, когда он будет понижаться или повышаться.
    • Важно! Покажите, что вы в курсе всех законов, которые регулируют вашу деятельность, приведите выдержки из законов и прокомментируйте, как конкретно вас касается то или иное правило.
    • Необходимо составить стратегию развития предприятия в свете действий конкурентов. Что вы можете противопоставить более развитым и старым компаниям?

    Наконец, укажите свои действия при резко снизившихся объемах поставок сырья, необходимого вашему производству. Сумеете ли вы в кратчайшие сроки перепрофилироваться на выпуск иной продукции или же придется закрыть свою фирму? Некоторые выделяют этот пункт в отдельный раздел, «риски бизнес-плана», но практика доказывает нежелательность акцентирования на нежелательных моментах, так как кредиторам это может не понравиться.