Дайте определение понятию нравственность и духовность. «Духовно-нравственное воспитание: что такое духовность и что такое нравственность? Задачи работы классного руководителя

Т.И. Семенюк

Изменение значений слов «духовность» и «нравственность»

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат,

учитель информатики п.Эвенск

«Ежели при воспитании юноши требуется, чтобы он знал, из чего сделано платье, которое он носит; сыр, который употребляет в пищу; то как же не должно знать, откуда происходит слово, которое он говорит?»

А.С. Шишков

Духовно-нравственное развитие граждан России представляет собой социальный заказ для общего образования. Мне, простому учителю, как непосредственному исполнителю данного заказа, важно понимать точный смысл понятий «духовно-нравственное воспитание».

Проследим изменение слов «духовность» и «нравственность» по толковым словарям и энциклопедиям.

Первым толковым словарем в нашей стране был словарь Российской Академии (1783-1793). В нём указано: «Духовный» - от «дух», «нравственный» - от «нрав».

ДУХ - 1) Существо безтелесное, имеющее разум и волю; 2) Третье лицо святой Троицы; 3) Придается каждому из ангелов; 5) Благодать, дар; сила сверхестественная, свыше на кого ниспосланная; 6) противополагается плоти…

ДУХОВНЫЙ - 1) безтелесный, безплотный; 2) исполненный благодати; 3) касающийся до спасения души; 4) противополагается слову Светский…

НРАВ - 1) наклонность к чему-нибудь доброму или порочному; 2) обычай, введенный употреблением в каком-либо народе.

НРАВСТВЕННОСТЬ - сообразность свободных деяний с законом.

Таким образом, в конце XVIII века под духовно-нравственным воспита-нием понималось воспитание свободной воли таким образом, чтобы она была сообразна с законом для спасения души с помощью благодати Господней.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (1863-1866) считается настоящей энциклопедией русского склада ума и характера. Как же описывается значение выбранных нами слов в этом словаре?

ДУХ - бестелесное существо…; бесплотный житель духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в духе высшую искру Божества, ум и волю, стремленье к небесному… Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, откровенье.

ДУХОВНЫЙ - бесплотный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

ДУХОВНОСТЬ - состояние духовного.

НРАВ - одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.) || Общее выраженье свойств человека, постоянных стремлений воли его; характер || То же свойство целого народа, племени, зависящее условно принятых житейских правил, обычая…

НРАВСТВЕННЫЙ - противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный. || Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло.

В XIX веке понятие «духовно-нравственное воспитание» усложняется, появляется неоднозначность.

До революции 1917 года в школах учили Закону Божию, причем только священники или, реже, миряне, окончившие курсы в духовных семинариях.

Обратимся к «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского , в котором приводится Беседа о человеке по статье архимандрита Аверкия (Таушева) «Душевность и духовность».

В Библии есть слова Дух и дух. Чем они отличаются?

Дух с большой буквы - это Святой Дух - третье лицо Святой Троицы. А дух с маленькой буквы относится к Его творениям: ангелам или людям.

Что же общее в этих словах: Дух Божий и дух человеческий?

Свойства. Духовность - это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу. Чтобы подробнее рассмотреть свойства духа нужно узнать из чего состоит человек?

Тела, души и духа.

Рассмотрим сначала свойства тела: из чего оно было создано, какие имеет потребности и как общается с внешним миром?

Дал Бог имя первому человеку Адам, что значит «взятый из земли». Все потребности тела сводятся к удовлетворению двух инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. С внешним миром тело общается посредством пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязанием.

Рассмотрим теперь свойства души: как создана, из каких частей (движений) состоит и какое имеет основное свойство?

Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Душа без-смертная. Состоит из желаний, чувств и мыслей.

В каких видах проявляется дух в человеке?

Страх Божий - благоговейный трепет перед величием Божиим. Совесть - наш внутренний судья - блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом» Божиим. Жажда Бога. Нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом.

Как связаны три части человека между собой?

Человек представляет собой полное единство духа, души и тела - одно гармоническое целое, именно, дух человека устремлен к Богу, душа соединена или свободно подчинена духу, а тело - душе.

Что дает нам дух при такой иерархии?

Покой, радость и блаженство.

А когда не бывает покоя, радости и блаженства?

Нарушение гармонии между духом, душой и телом - последствия греха. Грех отрывает душу от духа, душа руководится потребностями тела, а тело, созданное из «хаоса», управляется «хаосом».

Дети и сегодня с интересом поддерживают такую же беседу.

Вернемся к словарям.

Популярным словарем начала XX века был «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1907-1909) , который не уступал немецкому «Брокгаузу», французскому «Ларуссу» или английской «Британнике».

ДУХ - начало в человеке, противоположное телу, обозначает субстрат высших способностей человека как существа, одаренного разумом и волей... [и далее о различных философских школах].

Понятий «духовность», «духовный», «нрав» нет. Есть статья о духовно-учебных заведениях в России, готовящих православное духовенство.

НРАВСТВЕННОСТЬ - то же, что и этика.

ЭТИКА - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Различают…[и далее о различных подходах].

Составить из данных определений функциональное понятие «духовно-нравственное воспитание» можно уже на любой вкус.

Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова вышел в 1934-1940 гг . В составлении словаря принимали участие ведущие лингвисты.

ДУХ - 1. Психические способности, ум. 2. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. 3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях - бесплотное сверхъестественное существо. 4. В идеалисти-ческой философии — основная сущность, нематериальное начало явлений…

ДУХОВНОСТЬ - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию…

НРАВСТВЕННОСТЬ - 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма . 2. Самое поведение человека.

«Духовно-нравственное воспитание» в середине XX века можно было определить как воспитание в поведении человека стремления к внутреннему совершенствованию, высоте психических способностей, ума (но без Творца).

Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) - грандиозный труд советской эпохи. Все решения, связанные с работой над БСЭ, принимались на высшем партийном уровне. Определения взяты из третьего издания БСЭ (1969-1978).

ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм). В рационализме определяющая сторона духа - мышление, сознание, в иррациона-лизме - воля, чувство, воображение, интуиция. Духовность не определена.

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. И подробнее…

НРАВСТВЕННОСТЬ - то же что мораль.

МОРАЛЬ - нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе…[далее - обширная лекция].

Четко разграничены понятия духовности и нравственности. Духовность отделена от школы. Нравственность подчинена коммунистической идеологии.

Википедия - свободная общедоступная универсальная Интернет-энциклопедия. Создавать и редактировать её статьи может любой пользователь Интернет. Вносимые изменения незамедлительно становятся видными всем по-сетителям сайта. Сайт Википедии посещают 400 миллионов человек в месяц.

ДУХ - (Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками) - в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. Полагается, что духом обладает каждый индивид, любая человеческая общность или процесс, проходящий в ней; - философское понятие, часто отождествляемое с Неве-щественным началом; - ангел, демон; - посмертное фантомное отображение; - настроение и состояние человека или коллектива…

ДУХОВНОСТЬ - (Текущая версия страницы может значительно отли-чаться от версии 12 декабря 2011) - совокупность проявлений духа в мире и человеке; совокупность качеств личности, обозначающее наличие высоконрав-ственных Божественных принципов в человеке; объединяющие начала об-щества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентриро-ванные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художе-ственных образах искусства; проекция духовности в сознании называется совестью; укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

НРАВСТВЕННОСТЬ - чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении - внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Понятий «духовный» и «нравственный» на данный момент в Википедии нет. Любой пользователь может написать что угодно, и достаточно длительное время этими определениями смогут пользоваться миллионы людей.

По запросу «определение понятия "духовно-нравственное воспитание"» поисковой системой Яндекс на 13 января 2011 года найдено 333 тыс. ответов.

Архиепископ Аверкий (Таушев): «Духовная жизнь состоит в удовлетво-рении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией. Так ли у нас, в наше время понимают духовную жизнь?

…В современных понятиях очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком не различаются. К области духовной жизни относят не только науку, всевоз-можные открытия и изобретения, но даже кино, театр, балет и чуть ли не цирк».

Опрос учителей показал, что все понимают, что такое «духовно-нравственное воспитание», но дать определение терминам «духовность» и «нравственность» навскидку затрудняются. Многие перечисляют базовые ценности нашего общества. Духовность, как правило, связывается с церковью.

Опрос школьников показал, что у детей духовность ассоциируется с высшими свойствами души, состоянием духа: покоем, гармонией, радостью, ощущением Бога, легкостью, защищенностью, совестью. В целом, понятия детей близки к описаниям, данным в Законе Божием. Больше половины опрошенных связывают нравственность со словом «нравится».

В заключении можно сделать ряд общих выводов:

1. Определения исследуемых понятий в словарях и энциклопедиях разных лет соответствуют духу своего времени.

2. Наиболее однозначно, корректно и точно даны определения слов «духовность» и «нравственность» в словаре Российской Академии, и связаны эти определения с Божественными истинами православной церкви. Слово «духовность» родилось в лоне православной церкви.

3. Появление неоднозначности определений исследуемых понятий связано с влиянием западных учений. Чем больше русский народ отходил от Бога, тем более наукообразными и сложными становились определения.

4. Прп.Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного». Кто ясно мыслит, тот ясно излагает свои мысли. Существует опасность подмены понятия «духовность» на «душевность» (стремления к истине - на стремление к добру). Каким бы добрым ни был слепой, он не сможет привести к свету истины хромого.

5. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сказано: «Нравственность имеет своим источником духовность». Именно православие дает наиболее целостный и всеохватный образ человека, позволяющий вывести адекватное определение понятия «духовность».

6. А.С. Шишков писал: «Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера - единосущным». Для укрепле-ния страны у православной веры и истоков русского языка есть все средства.

7. Закон Божий: «Мы получили от Бога особые средства, для того, чтобы различать добрые дела и худые (злые) дела. Средства эти: закон Божий внутренний, или совесть, и закон Божий внешний, или заповеди Божии». Духовно-нравственное просвещение православной веры является основой духовно-нравственного возрождения нашей страны.

Библиография

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. "Закон Божий" для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской. Изд-во "Паломник" Санкт-Петербург - Москва. 2003. Copyright, 1967.

4. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Петербург: Издательское общество "Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон", 1907-1909

5. Словарь Академии Российской. - СПб. - При императорской Академии наук, 1789

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

http://ru.wikipedia.org - Википедия - свободная энциклопедия.

http://slovari.yandex.ru - Словари.


Плохо написанные книги по духовному развитию и самосовершенствованию человека внесли много путаницы в вопросы, которые они наоборот должны были прояснить и сделать понятными неискушенному читателю. Зачастую их авторы ставят слова «нравственность» и «духовность» рядом и употребляют их едва ли не в качестве синонимов, что в действительности коренным образом противоречит исконному значению данных терминов. Достаточно открыть любой словарь, чтобы убедиться в очевидном факте: нравственность и духовность - это не одно и то же. Иначе говоря, нравственный человек не обязательно может быть духовной личностью, а духовный человек вполне может оказаться в высшей степени безнравственным. Нравственность представляет собой совокупность норм, определяющих поведение человека, либо поведение человека, основывающееся на таких нормах. Определение духовности выглядит следующим образом: духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа.

Нетрудно заметить, что нравственность относится к сфере межличностных отношений и является характеристикой установленных в обществе правил поведения. Нравственный поступок не обязательно является следствием высокой духовности. Человек может поступать «нравственно» в силу привычки, воспитания или из боязни быть наказанным. Ничто из этого нельзя считать подлинно нравственным поведением, требующим, в первую очередь, осознанность и четкого понимания причин собственных поступков. С точки зрения стороннего наблюдателя человек может вести себя нравственно, но при этом не иметь в душе никаких побудительных мотивов к совершению подобных поступков. Просто он слепо копирует установленные обществом стандарты поведения, чтобы не выглядеть «белой вороной.

Духовность - понятие более широкое, поскольку включает в себя все проявления нематериальной природы человека. Другими словами, к духовной области следует отнести не только нравственное, но и безнравственное поведение, мысли и поступки. Поэтому слово «бездуховность» не имеет смысла, если применять его к человеческой личности, ведь все, что мы чувствуем или мыслим относится в первую очередь к сфере духа. Бездуховными можно называть только животных и то в силу несовершенства наших познаний об их внутреннем мире. Все люди - духовные существа, просто одни в большей степени сосредоточены на материальных вещах этого мира, а другие интересуются вопросами внутренней жизни, поисками истины или смысла собственного существования. Первых следует отнести к категории менее духовных, чем вторые, но называть их совершенно бездуховными было бы неправильно. Их дух скорее спит, чем мертв.

Итак, мы установили, что духовность и нравственность не являются синонимами и что нравственное поведение не всегда является следствием высокой духовности. Осталось ответить на последний вопрос: «Может ли высокодуховный человек вести себя безнравственно?» Существует изрядное количество буддийских историй, в которых порой описывается безнравственное поведение просветленных мастеров (см. Абхайядатта «Львы Будды»), однако мне не хотелось бы приводить эти поучительные и во многом вымышленные истории в качестве серьезных доказательств. Вместо этого я воспользуюсь цитатами из двух книг, в которых приводятся реальные случаи, произошедшие уже в наше время. Так, например, Джек Корнфилд рассказывает: «Я нашел хорошо известного учителя медитации, однако при первом взгляде он показался мне глуповатым человеком; его одеяние волочилось по земле; он курил бирманские сигареты, большую часть дня сидел около храма и совсем не по-монашески болтал с женщинами… Иногда он казался сердитым, иногда занимался пустяками. …Я всякий раз видел, как он сидит, курит сигареты и разговаривает с женщинами; это зрелище ужасно расстраивало мою практику… Мне потребовалось два месяца, чтобы уяснить тот факт, что его внешняя форма не снижает ценности того, что я получил от него. Судить и сравнивать внешние формы, искать в учителе Будду - значит просто создавать для себя новые страдания» («Современные буддийские учителя»). В своей книге «Несвятые святые» Архимандрит Тихон поведал другую историю о том, как отец Рафаил, пришедший в храм служить литургию, обнаружил там пьяного хулигана, прикуривающего от лампады у иконы Божией Матери. Отец Рафаил выволок его из храма и ударил с такой силой, что едва не убил. По правилу святых апостолов, священник, ударивший человека, подлежит каноническому наказанию и запрещается в священослужении, однако отец Рафаил был прощен. Поступки буддийского наставника и православного священника были безнравственными, поскольку нарушали установленные для них нормы поведения, однако они ни в коем случае не свидетельствовали об их «бездуховности».

Из сказанного вовсе не следует, что высокодуховный человек может вести себя как ему вздумается. Основная задача наставника заключается в том, чтобы помочь ученикам возвыситься над собой и перейти в новое состояние осознанности. Для этого годятся любые подходящие методы, в том числе и описанные в дзенских коанах случаи физического насилия и даже членовредительства. Здесь, правда, следует сделать существенную оговорку. Многие лжеучителя используют подобные истории, чтобы оправдать собственное недостойное поведение в глазах своих последователей. Иначе говоря, не всякий, кто бьет ученика по голове палкой, является просветленным мастером, даже если он приписывает себе такое качество. При этом отличить настоящего учителя от ложного не так трудно, как кажется. Достаточно лишь взглянуть на его учеников, чтобы понять, помогает ли он им продвинуться по пути саморазвития личности или наоборот всячески этому препятствует. Нетрудно заметить, что одним из основных отличительных признаков тоталитарных обществ является запрет на добровольный выход из секты, чего мы не наблюдаем ни в одной из мировых религий. В буддизме ученик всегда волен поменять учителя, если тот по каким-то причинам его не устраивает. И точно так же в христианстве человек совершенно свободно может выбрать себе другого духовника в том случае, если не получает должной помощи и наставлений.

Высшая цель учителя заключается в освобождении ученика от оков суетной повседневности посредством пробуждения в нем внутренней силы, которая поможет ему двигаться вперед без помощи наставника. Некорректное или ложное толкование терминов позволяют нечистым на руку дельцам продавать под видом «духовности» и «нравственности» все, что им вздумается, совершенно не заботясь о последствиях своих поступков. В результате их деятельности значение этих слов было размыто до полной потери смыслового содержания. Исходя из приведенных выше определений, духовным развитием можно назвать все что угодно: чтение философских книг, изучение Кама Сутры и даже террористические акты шахидов, которые верят, что совершение самоубийства открывает им прямую дорогу к Богу. Однако здесь мы имеем дело отнюдь не с духовностью, а с различного рода помутнениями и одержимостями. Человек может быть одержим приобретением новых и совершенно не нужных ему знаний или в состоянии помутнения рассудка взорвать себя вместе с ни в чем неповинными людьми. Все это при наличии изощренного ума можно подвести под понятие «духовность». Чтобы исключить эту путаницу из наших рассуждений, следует вычистить из определения духовности все лишнее и наносное. Проделав это, мы в конечном итоге придем к более точному слову, характеризующему внутренние потребности человека в саморазвитии личности, и словом этим будет «осознанность». Именно осознанности ищут духовные странники, в независимости от того, к как каким философским или религиозным учениям они себя причисляют. Обладать осознанностью значит уметь избавляться от собственных привычек и страхов, смотреть на мир широко открытыми глазами, а не опутывать его всевозможными концепциями и теориями, и учиться отличать то, что по-настоящему имеет значение, от суетного мельтешения порочных иллюзий. Таким образом, говоря о духовности, мы имеем в виду в первую очередь высокую степень осознанности, незамутненную никакими омрачениями и одержимостями.

Развитие и совершенствование

Путаница иного рода возникает при неправильном понимании и употреблении слов «развитие» и «совершенствование», которым многие безосновательно приписывают сугубо положительное значение. Считается, что в процессе развития или совершенствования человек и все общество в целом становятся лучше, однако прямой связи между этими понятиями нет. Вопрос о том, стало ли общество лучше в процессе своей эволюции, относится к разряду спорных, и ответ на него во многом зависит от личного опыта и предпочтений каждого конкретного человека. Некоторые считают, что да, другие имеют на сей счет прямо противоположное мнение. На мой взгляд, не подлежит сомнению, что за последние пять тысяч лет человечество существенно усовершенствовало механизмы массового порабощения и истребления людей, пройдя долгий путь от камня и дубины до газовых камер и атомных бомб. Лично я сомневаюсь, что подобное развитие можно назвать благом для тех, кто пал жертвой технического прогресса и ошибочных представлений о цивилизованности.

Не лучшим образом дела обстоят и в духовной сфере, поскольку многое из того, что мы привыкли называть «духовным развитием», на самом деле таковым не является. Например, вопреки расхожему мнению, буддисты вовсе не занимаются «самосовершенствованием», продвигаясь через бесконечную череду перерождений к более высокому в нравственном смысле состоянию личности. Основная задача буддизма - это освобождение от вечного круговорота сансары, а не прогресс каждой отдельной личности. Вера в существование индивидуального Я вообще считается в буддизме главным грехом, потому что из нее рождаются все остальные заблуждения и омрачения. Там, где появляется убежденность в существовании собственного Я, тут же возникают понятия «мое» и «чужое» и все многочисленные беды, которые с ними связаны. С другой стороны, в христианстве присутствует вера в существование души, однако главной целью эта религия также считает отнюдь не развитие личности, а ее постепенное восхождение к Богу посредством очищения от грехов и отказа от своеволия ради исполнения божественных заповедей и повелений.

С приходом эпохи капитализма, ориентированной на преувеличенное восхваление и пестование индивидуальности, старые религии с их призывом к преодолению эгоизма во имя любви к Богу или к освобождению от всех желаний начали стремительно терять популярность. Капитализм призывает каждого заботиться прежде всего о своей собственной выгоде, потакать своим желаниям и ставить себя превыше всех остальных. Результатом широкого распространения подобных идей стал колоссальный кризис доверия в обществе, взрывной рост преступлений, совершенных по корыстным мотивам, и дискредитация религиозных институтов, мешающих превращению планеты в глобальный супермаркет. В обществе, где никто никому не доверяет, возникла огромная потребность в армии безликих чиновников и полицейских, следящих за соблюдением законов столь же абстрактных, как и вся государственная машина. А поскольку поддержание этой машины в работоспособном состоянии требует огромных средств, возникла необходимость в постоянном увеличении темпов производства и потребления товаров и услуг, значительная часть которых вовсе не нужна обществу. Сегодня многим людям достаточно работать всего по 10 часов в неделю, чтобы обеспечить себе и другим достойное уровень благосостояния, о котором не могли и мечтать их прадеды, однако капиталистическая систем нашла в человеческих желаниях неисчерпаемый источник ресурсов для своего развития.

Все религиозные и философские системы, ориентированные на обуздание желаний, были осмеяны, либо вовсе уничтожены, причем зачастую вместе с их приверженцами. От людей сегодня требуется только потреблять желания и желать потребляемое другими. Однако печальный пример Советского Союза показал, что люди не могут комфортно существовать в религиозном вакууме, поскольку в них сохраняется не всегда осознанное желание верить во что-либо. Для таких искателей духовности были изобретены всевозможные эзотерические и магические учения, построенные на основе все той же идеологии эгоистического самовозвеличивания и увеличения потребностей. Древние религиозные учения и магические практики подверглись существенному упрощению и искажению, после чего они легко превратились в востребованный товар на рынке «духовных услуг». Нет нужды перечислять книги вроде «Дзен для менеджеров» или «Дао и рост продаж» - это лишь верхушка айсберга. В скрытой же его части проводится непрерывная и постоянная работа по перемалыванию идей, появившихся в докапиталистическую эпоху, в однородный продукт, разжигающий желания тех, кто потерял контроль над собственными потребностями. Больше денег, больше власти, больше желаний - таковы основные идеи популярной литературы по саморазвитию и самосовершенствованию, заполонившей Интернет и полки книжных магазинов. Развиваться в подобных условиях - означает раздувать собственное эго до масштабов Вселенной, пока вокруг не останется ничего, кроме всепоглощающего «хочу!».

Конечно, человек, который учится больше зарабатывать и потреблять, тоже по своему развивается и самосовершенствуется, однако вряд ли можно считать прогресс такого рода развитием личности. Человеческая личность ничего не приобретает от нового автомобиля или телевизора, но по дороге к этим желанным вещам теряет драгоценное время, вернуть которое будет уже невозможно. Все вещи рано или поздно отправятся на помойку, удовольствие от их потребления сотрется из памяти, и никто не вернет человеку жизнь, потраченную на добывание бесчисленных игрушек, не нужных даже их создателям. Точно также некоторые люди тратят десятилетия на чтение эзотерической литературы и проведение магических ритуалов и в результате остаются у разбитого корыта. В конечном итоге они не получают ни власти, ни мудрости, ни даже уважения со стороны окружающих. За примерами далеко ходить на надо: многие члены прославленного магического ордена «Золотая Заря» умерли в нищете и позоре, как Алистер Кроули. Их более деловитые продолжатели сколачивали неплохие состояния, обманывая простаков, но и они лишь служили в качестве идеологической подпорки для капиталистической пропагандистской машины, прославляющей эгоизм и тотальное недоверие.

Слова «развитие» и «потребление» слишком тесно связаны в сознании современного человека, поэтому, если мы не хотим попасть в ловушку, расставленную для нас безликими идеологами новейшей эпохи, мы должны выявить самую суть слова «развитие» по отношению к духовности или, как мы установили выше, осознанности. Обратившись к авторитетнейшим текстам мировых религий, мы обнаружим, что наиболее подходящим синонимом будет слово «очищение». Иначе говоря, под «духовным развитием» следует понимать очищение сознания от всевозможных омрачений, иллюзий, навязанных желаний и потребностей. Прославленные мудрецы и великие учителя прошлого обладали таким очищенным сознанием, благодаря которому они проникали в суть вещей и помогали другим людям вырваться из суетной повседневности, поработившей их сознание и завладевшей их жизнями. Именно к чистоте собственного сознания следует стремиться всякому, кто желает вступить на путь духовного развития и прожить свою жизнь, наслаждаясь каждым ее мгновением.

Смысловая пирамида перерождений

Абсолют, Творец, Создатель, Бог, наконец, это безконечный океан мыслящей энергии, но это неосязаемая пустота. Пустота не может себя ощущать, она может только себя осознавать, что она есть, но какая она, она сама себя не видит, и не ощущает. Для этого, мыслящая субстанция, сама в себе создала образную иллюзию.
Устройство нашего мира, отчётливо демонстрирует этот принцип.
Тот свет, который освещает наш мир, сам по себе не виден, но мир, состоит из мельчайших плотных образований, пусть это будут нейтрино, из которых создаются самые разные формы. Поэтому сам свет не виден но мы видим освещённые им поверхности, фотоны, это освещённые светом частицы, которых безконечно много и они перемещаются с огромной скоростью по заданным траекториям, создавая замысловатый узор, который и создаёт общую голограмму Вселенной.
Но всё равно свет, это только различной частоты модуляции электрических импульсов, на которых и построены все ощущения, как визуальные, так и тактильные.
Таким образом, мысль сделала сама себя видимой, для себя,
то есть, сделала для себя зеркало,чтобы видеть своё отражение. Но, чтобы эта видимая голограмма не была бессмысленной статичной картинкой, ей придано движение, а движение достигается перемещением графических образов, но чтобы это перемещение не было хаотичным, ему была задана программа, а чтобы, в свою очередь, программа не была бессмысленным действом, был создан смысловой сценарий Мироздания, называемый «Жизнью».
Все принципы, по которым существует Мироздание, и являются этим сценарием. Это принципы гармоничного движения энергии.

Все объекты в Мироздании, от нейтрино до звезды, являются голографическим образом, содержащим в себе мельчайший фрагмент Сознания Абсолюта, и так же человек, является таким же голографическим, электронным объектом, в котором содержится частица Абсолюта. Но этот голографический образ, изолирует эту крохотную часть Сознания от общего океана мысли, поэтому каждый чувствует себя одиноким во Вселенной. Такое ощущение создаёт программа «Личность», она же «Эго».
Единственное, что нужно понять, что Сознание находится внутри изолирующего объекта – «физического тела»(электронной капсулы), внутри программы «личности».
Чтобы это понять, не нужно разрушать личность, нужно просто понять принцип построения жизни.
А так как вся эта голографическая конструкция «Мироздание», находится внутри самого Создателя - Разума, эта конструкция и является самим Создателем, условно говоря, его «телом».
Создатель не где-то глубоко внутри или далеко снаружи, он везде и во всём.
Он сам и есть Мироздание.
Поэтому вся виртуальная конструкция, должна содержать в себе все качества Создателя – Абсолюта. А у Абсолюта единственное качество, это абсолютная любовь. Если он сам по себе один существует, то в каком состоянии он может находиться, только в абсолютной любвик самому себе.
Поэтому все его частички Сознания, (клетки его тела "Души"), которые заключены в форму (физическое тело), после выполнения своей задачи - реализации жизненной программы, снова возвращаются в океан мысли, но они должны сохранять истинные качества Абсолюта.
Поэтому весь наш долгий путь пребывания в материальной форме, ведёт к постижению качеств самого Абсолюта, что и называется обретением Высшего Сознания, к постижению любви и добра.
Только есть одно условие – «природа эго».
Все частицы высшего Сознания, заключённые в персональную форму – «личность», осознают себя отдельными личностями и проявляют всю силу любви только к себе.
Разделённые в личностях, люди не могут понять, что они одно общее целое, а это и есть главная задача и смысл жизни, понять это.
Вот, как только люди это поймут, тогда и возможна будет самая счастливая жизнь, полная наслаждений от жизни.
В ЦАРСТВЕ ЭГО, СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНА, так как каждый, обслуживает только свои интересы, не принимая никого другого в расчет, и по возможности эксплуатируя остальных для достижения собственных удовольствий, в ущерб другим.
Но так действует, всёго лишь искусственная программа «личность»

Поэтому вся наша жизнь, борьба, сражения, выживание, это только спектакль, придуманный главным режиссёром Разумом. Все трагедии жизни, весь негатив, даны нам для осознания любви и добра, это такое же зеркало, в зеркале может отразиться добро и любовь, так же как свет, может увидеть себя только через отражение.

Всё Мироздание является иллюзией, всё, что можно увидеть или почувствовать, это всего лишь волновые колебания частотного спектра, видимого и невидимого диапазонов, то есть визуальные, слышимые и тактильные
Ведь, что такое Разум, это просто мысль, которая есть.
Все остальные взаимоотношения мыслей,это уже игра мысли с самой собой. Но, чтобы эти мысли были ещё и ощутмы и видимы, нужно придать им сенсорные свойства. Электрический импульс, позволяет это сделать.

Стоит ли молиться?

Наука каббала утверждает, что Творец - это закон природы.
Следует ли из этого, что молиться ему бесполезно?

Молиться – значит, желать. Молитва – это все наши желания, все, что мы ощущаем в сердце, а не то, что произносим на словах.
Окружающая нас природа называется Творцом, и мы постоянно находимся во взаимодействии с ней. Своими желаниями и мыслями мы влияем на природу и получаем от нее определенную реакцию.
Здесь не принимаются во внимание наигранные внешние действия или слова, а только истинное желание сердца. Поэтому человек должен думать о том, как устремить желания в нужном направлении, к нужной цели. И тогда это истинное, самое внутреннее желание человека и будет молитвой, оно и будет его правильно вести. А все остальное не влияет на мир.
На протяжении тысячелетий человечество молится, кричит, страдает, плачет, воздвигает алтари, приносит жертвы, зажигает свечи. Кому это помогает?
Творец – это не человек и не какое-то существо, которое можно разжалобить или убедить в чем-то. Творец – это система природы, которая ощущает все, что мы делаем. И если мы не пытаемся сами правильно направить свои мысли и действия, то автоматически работаем под воздействием природы. То есть фактически мы вообще не считаемся чем-то существующим в природе, как самостоятельная часть.
Допустим, существует какой-то механизм – назовем его «маленький человек», – который функционирует так, как его запрограммировали, и от него нечего ждать. Если он начинает развиваться, самостоятельно устремляется к цели, если это создание как-то проявляет себя, свою самостоятельность, свою индивидуальность, вот тогда Создателя (Природу) интересует: что же в его творении появилось отличного, дополнительного к тому, что было создано.
Это дополнительное желание и называется молитвой. Оно говорит о том, к чему человек стремится, чего желает. И в соответствии с этим Природа может взаимодействовать с человеком, относиться к нему как к партнеру, развивать его. Только в таком случае человек может самостоятельно обращаться к Природе.

Выступление на РМО учителей ОПК

Духовно-нравственный смысл православных праздников

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. В настоящее время нам необходимо направить усилия на возрождение былой культуры, нравственности и образованности. Все эти направления превосходно соединяет в себе традиция христианского воспитания.

Программа ОПК содержит раздел «Православные праздники», который предусматривает практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. Программа ОПК рекомендует обратить внимание на форму проведения праздника. Большое место отводится знакомству с православными праздниками на учебных занятиях. В 5-9 классах объём времени, отводимый на изучение праздников, должен существенно сократиться. Здесь предусматривается участие школьников в торжествах и культурных мероприятиях, посвящённых тому или иному церковному празднику или событию. В 10-11 классах раздел «Православные праздники» изучается самостоятельно, также предусматривается участив массовых мероприятиях.

Православные праздники возвращают нас к истокам существования и духовного самосознания российского народа, знакомят с бытовыми и нравственными основами жизни. Словно бы оживает прошлое Руси, без памяти о котором немыслимы настоящее и будущее. Святая русская православная церковь отмечает множество памятных дней в году. Каждый день в церковном календаре посвящён памяти святых. То есть в этом календаре «красные» дни – праздники. Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова:

    нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание);

    день радости и торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события. Действительно, в нашем сознании рядом со словом «праздник»чаще всего стоит слово «радость». Православные христиане понимают под словом «праздник» день, особо отмечаемый Церковью.

«Прекрасный праздник есть упраздниться от греха»,- говорил И.Кронштадский, всея Руси чудотворец. Здесь раскрывается основной нравственный смысл православных праздников. Многие дети (а это идёт из семьи) считают, что праздники даны для отдыха и безделья, оправдываясь тем, что « в праздники грешно работать». Господь прямо сказал: «День седьмой…отдавай Господу Богу твоему»(ИСХ.,20,10). Это значит, отдавай его на дела, Богу угодные, а не на свои дела, житейские. Поживи хоть один день в неделю по-Божьи, потрудись для Господа Бога, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ,20,40) Что сделаешь для ближнего из любви к нему ради Бога, а не ради корысти, выгоды, то всё равно что Самого Господа Бога сделал. – вот какая великая милость Божия к нам! Хочешь ты Самому Господу богу угодить, Ему, Милосердному. Послужить- послужи своему ближнему.

Цикл занятий раздела «Православные ппраздники» заключается в знакомстве детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении с участием детей и родителей календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

О. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» - это словосочетание характеризует православную культуру в целом и православные праздники в частности. Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его - значит несказанно его обеднять. Православные праздники вводят ребёнка в духовную, социальную и культурную жизнь своего народа. Православные праздники условно можно разделить на две группы:

1. праздники, связанные с историческими событиями; такие праздники вносят большой вклад в патриотическое воспитание, которое является составной частью воспитания нравственного;

2. праздники, сопровождающиеся народными обрядами; такие праздники, показывая связь праздников с народной жизнью, искусством и творчеством, несут огромный нравственный потенциал.

Большое значение для раскрытия духовно-нравственного смысла православных праздников имеет подготовительная работа к празднованию того или иного события церковного календаря. Участие детей в музыкальной, театральной, танцевальной студиях знакомит школьников с культурной жизнью русского народа. В православной мастерской дети занимаются изготовлением сувениров, чтобы порадовать близких; к празднику приурочиваются выставки творческих работ. В такой деятельности проявляется фантазия, творчество, мастерство. Все становятся участниками действа. Это обогащает всесторонне детей, они учатся терпимости, послушанию, православной этике.

«Государство не может привести народ в рай, но оно должно сделать всё, чтобы удержать людей от падения в ад»,- писал русский философ Вл.Соловьёв. Отрадно отметить, что государство осознанно обращает взор к освящённым православным традициям, воссоединяет разорванные нити нашего великого духовного наследия, воскрешает забытые, но поучительные страницы государства Российского. Мы испытываем потребность в заполнении духовного вакуума теми ценностями, которые произрастают из нашей исконной самобытности. Приходят к нам праздники, основанные на глубоких национальных и культурных традициях как выражение базовых ценностных ориентиров нашего народа. Речь идёт о праздниках:

Всероссийский день семьи, любви и верности(8 июля). Пётр и Феврония Муромские своим житием явили пример высочайшей нравственности и духовной силы семейных устоев;

День народного единства приурочен к двум праздникам: государственному и церковному. Это праздник являет собой образец в области социального служения милосердия и благотворительности, проходит под девизом: «Творите добро!»;

Празднование дня рождения Серафима Саровского, всея России чудотворца, жизнь которого помогает понять нам, в чём смысл нашего появления в этом мире, как найти путь к истине и достойно пройти по нему.

О том, какое значение в жизни детей имеет знакомство их с нравственным смыслом православных праздников, хорошо сказал К.Ушинский:

« Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. ЦЕРКОВЬ со своими торжественными обрядами, ПРИРОДА со своими годовыми переменами и СЕМЬЯ со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющих в моей памяти каждый праздник моего детства». И далее: « Для ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни… первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребёнка – всё соединяется, чтобы оживить то или другое событие».

XXI век, по мнению учёных, прогнозируется как век ЧЕЛОВЕКА, где духовность признаётся высшей ценностью. Только нравственное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества, может способствовать перерождению и усовершенствованию человека.

Работа в данном направлении даст возможность современным детям, помимо приобретения знаний, стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов.

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия "этику", "мораль" и "нравственность". Для примера приведем рассуждения на эту тему В.С. Библера. Он считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики в реальном их сопряжении. "В предлагаемом сопряжении, - пишет В.С. Библер, - я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести чтобы жить достойно…) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей священностью.

В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни такие нормы отказывают, обнаруживая свою ненравственную закраину.

На мой взгляд, нравственность воплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личного поступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности - образы культуры различных исторических эпох… Нравственность есть (это и "настоящее время" и "логическое определение") всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственных средоточий!".

В.С. Библер в своем определении нравственности психологичен, даже литературно психологичен. Он различает, а точнее наблюдает поведение человека в социуме в определенный культурно-исторический момент и в момент личной трагедии, в момент совершения ненормативного уникального и единственного поступка в котором заключена и личная ответственность человека. "Личностные образы культуры" и являются средоточием любого литературного произведения. Не психологию поведения исследует писатель, а психологию поступка. Трудно согласится с тем, что нравственность может быть только автономно трагедийной. Поступок может созидать, а может и разрушать ткань культурно-исторической жизни. Не имея критериев оценки поступка лежащих вне социума, и не определив силу которой, движется человек в момент трагедийной перипетии, не осознав ради чего человек готов на самопожертвование, мы остаемся сторонними наблюдателями героизма и предательства, святости и низости.

Содрогаясь и восхищаясь, мы не в состоянии определить, а на что я сам буду способен в момент трагедийного выбора, важно не как я поведу, а как я поступлю. А это проблема не столько психологическая сколько антропологическая.

Поведение человека чаще всего определяется знанием норм социума или человекоугодием… С.Л. Рубинштейн, изучая формирование и развитие психики человека в процессе и в результате различных видов деятельности, обратил внимание на включенность человека в сложную систему отношений с другими людьми.

Когда моральное содержание таких отношений приобретало ведущее значение, Рубинштейн определял в этом случае деятельность как поведение. Поведение идет от ума, когда мы успеваем подумать, как необходимо поступить. В этом случае совершенно справедлив В.С. Библер, говоря о морали как о внешнем моральном кодексе и внутреннем императиве добра, то есть рационализированном опыте социального устройства и поведения.

Поступок несет в себе иррациональную основу. В момент совершения поступка человек не успевает, или не может осознать происходящего, им движет внутренний порыв, основанный на мире ценностей принятых и выстраданных, но чаще всего не осознаваемых.

Человек таков, каков он в поступке. В.С. Библер заметил трагедийную ноту поступка. В поступке возможна жертвенность как преодоление закона самосохранения, как преодоление нормы, нравственность, по мнению Библера, созидается поступком, есть его результат. Очевидно только то, что за источник нравственности принимается человек, а сама нравственность признается ненормативной.

Т.И. Петракова в своей работе "Духовные основы нравственного воспитания" говорит о двух основных подходах к происхождению морали: нравственные требования выводятся из наличной действительности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и др.), или признается в основании нравственности безусловное и неисторическое религиозное начало. В первом подходе, который можно назвать рациональной этикой, в качестве источника нравственного закона провозглашается сам человек, который в нравственном отношении действует независимо (автономно) ни от какого-либо высшего авторитета, независимо от высшей цели. Нравственные законы в этом случае могут подменяться законами разума, законами социальной жизни, либеральными свободами (вседозволенностью) автономной личности и т. д.

Если исходить из того, что нравственность по своему существу не является независимым самобытным явлением, а ее истоки лежат в сфере иного бытия, мы не сможем обойтись без ответа на вопрос: "Что есть человек по своей природе, по отношению к миру, Богу и другим людям?".

С.С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, - пишет он, - воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность", этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из оклика совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть - глубина, ум - свет, мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину". С.С. Аверинцев вводит в обиход непривычное для философии понятие "совесть", как голос как "оклик" из глубин человеческих, голос не связанный с социумом, но умом услышанный и осознанный, совесть как проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека, его достоинство и привилегия. "Совесть, - пишет архимандрит Платон (Игумнов), - является естественным духовным даром человеческой природы. Она выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть - это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".

Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность - путеводитель по дороге жизни. "Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, - по словам архимандрита Платона, - являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание".

Архимандрит Платон разъясняет подробно суть этих ориентиров. Реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях, признается богословием Православной Церкви, Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Православие признает, что этот закон дан Богом, и является достояние всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. "Однако как бы мы высоко не ставили естественный нравственный закон, - пишет архимандрит Платон, - мы должны признать, что он указывает на самый элементарный и обязательный для всех людей уровень нравственности. С точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он - не убийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какими располагает Церковь, никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожанию".

Нравственный закон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.

"Стыд, - по словам Архимандрита Платона, - является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Несоответствие поступка нравственной норме производит страх перед позором или бесчестием. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство".

Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Архимандрит Платон так определяет другие элементы нравственного сознания: Долг - это определяемая человеку со стороны его воли и разума необходимость поступать в соответствии с нравственным идеалом. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для углубленного понимания евангельского идеала и путей его осуществления…

Ответственность - это нравственная отчетность за совершенный поступок. Человек несет нравственную ответственность перед своей совестью и перед Богом за нарушение требований нравственного закона… Согласно слову Божию, человек несет личную ответственность не только за свои слова и поступки, но и за скрытые намерения, желания, помыслы…

Воздаяние - это вменение, которое человек заслуживает за совершение добра и зла. Человеку присуще неискоренимое представление о том, что по закону высшей справедливости всякое зло и несправедливость должны влечь за собой наказание. Однако в личной религиозной жизни бескорыстность христианина должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении за свою праведность. Для него высшей наградой является пребывание в достоинстве сына света, сына Небесного Отца. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека…

В Священном Писании Нового Завета понятие добродетели выступает как предельно обобщенное обозначение всех нравственных достижений человека… У блаж. Августина мы встречаем такое определение добродетели: добродетель - это искусство жить праведно.

Подводя итоги рассуждений о нравственности, архимандрит Платон (Игумнов) говорит о том, что нравственный рост личности определяют три главных условия: природные качества, воспитание и действие благодати.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах). Такое сопряжение понятий нравственное и духовное, мы почти не встречаем в свято-отеческой, богословской и психологической литературе. Чаще всего происходит различение душевности и духовности в процессе рассмотрения антропологических проблем. Для примера приведем различение понятий "душевный" и "духовный" предлагаемый П.В. Симоновым. Он понимает духовность как стремление к истине, а душевность - как стремление к добру. Мы можем говорить о том, что в основе определения П.В. Симонова положена идея "целеустремленности". В первом случае цель определяется как "истина", цель с точки зрения христианства являющаяся запредельной, то есть лежащей за пределами человеческого бытия, как предстояние человека перед Истиной и стремление к ней. Во втором случае цель определяет стремление к нравственным отношениям с собой, другими людьми, и миром, в котором человек живет. На первый взгляд может показаться, что это иерархически разные "целеустремленности", но с точки зрения целостности человека, безнравственный человек не может стремиться к истине. П.М. Ершов связывает духовность со стремлением к высокой цели, а душевность со средствами достижения цели.

Г.В. Акопов рассматривает душевность как проявление качеств духовности в повседневной жизни. С этой точки зрения он интерпретирует распространенное мнение о том, что "была духовность - теперь нет". "Ошибка, - пишет он, - заключается в переводе духовности как сущностного явления, имевшего и имеющего место в любом обществе, в ранг более распространенного явления душевности. Парадоксально, но обычно не недостает не духовности как икания высокой истины и цели, а именно душевности, как повседневного проявления культуры - культуры чувств и отношений, да и культуры знаний…".

В.В. Медушевский считает душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, "искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем". "Духовность - не знания, - пишет он, - не навыки решения задач, а способность мировоззренческого полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная". Нравственность, по мнению В.В. Медушевского есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота. Он напоминает, что понятие "нравственность" произошло от "нравить", то есть любить. В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости. За последнее десятилетие в отечественной психологии в работах Б.С Братуся, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, В.И. Слободчикова Ю., Е.И. Исаева, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и других, предпринимается попытка заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

"В наши дни проблема духовности привлекает не только богословов, историков, культурологов, философов, - пишет В.В. Знаков, - обсуждающих ее в основном в контексте анализ религиозных и историко-культурных корней российского и западного самосознания. Не меньший интерес она представляет и для психологии, особенно психологии понимания, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я понимающего мир субъекта… Я полагаю, что многие трудности в решении проблемы будут устранены, если изначально признать, что религиозное и научное направления представляют собой два принципиально различных (хотя и неразрывно связанных) пути познания феномена духовности. Во-первых, это проявляется в поисках главных источников происхождения духа: наука их ищет в человеке (его сознании, созерцании, продуктах деятельности), а религия - в божественном откровении. У богослова нет сомнений в том, что духовность от Духа Святого, а у ученого-атеиста - от человека и человечества".

Не обязательно быть атеистом, чтобы признать человека реально духовным. В.В. Знаков точно подметил различие психологии и богословия по отношению к источнику духовности, но это различие имеет место только в широте горизонта окружающего человека мира. Психология пока не рискует выйти за пределы земного бытия, и то, что названо как источник духовности (сознание, созерцания, продукты деятельности), есть ее проявления в этом мире. Изначальную духовность человека богословие не отрицает, но признает особую замкнутость индивидуального духа, его подчиненность низшим сферам у человека, отпавшего от Бога. Оживление и освобождение индивидуального духа происходит благодатью Духа Святаго в процессе стремления человека к нравственному преображению, в процессе его церковного становления. Самоограничение науки А.А. Ухтомский объяснял тем, что наука имеет дело лишь с понятием "природа". Где нет его, нет и науки. Но вслед за этими словами писал: "Впрочем для науки остается весьма важная проблема - выяснить возможность религиозного опыта, а потом и исследовать этот вид опыта". В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. "Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем в виду прежде всего его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека".

В наивысшей степени духовность человека, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, обнаруживает себя и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом, высшей Основой бытия всего сущего. Исследуя индивидуальный дух человека, в рамках культурно-исторической традиции, психологи вплотную подошли к осознанию источника силы этого духа, который, по Православным представлениям есть благодать Духа Святого даруемого человеку в жизни в Церкви.

Границу мира и Церкви пока переступить не удается по причине огосударствления науки и специфически воспринимаемого светского характера государственной жизни и образования. Наука может и должна выходить в изучении человека за пределы системы образования и официального уклада жизни, должна проникать за пределы культурно-исторической традиции, входя в жизнь народного и церковного Предания, изучать развитие и становление человека в православной семье и Церковной общине. Необходимо осмысливать психолого-педагогические понятия не только с научной, но и с богословской точки зрения.

Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко говорит, что духовность есть устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность, энергия, направленная на поиск истины, духовность - это практическая деятельность, направленная прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма.

"Возможной единицей анализа духовного организма, пишет В.П. Зинченко, - является функциональный орган индивида, под которым А.А. Ухтомский понимал всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Функциональные органы - это новообразования, которые возникают в активности индивида, взаимодействующего со средой. Функциональный орган - не морфологическое, а энергичное образование ("сочетание сил", "вихревое движение Декарта")… Пути к духу и его развитию могут быть разными. Можно идти к небу от молитвы, от духовного образования, от монашеского опыта… В любом случае - это труд".

"Подчас именно среди болезни и тяжкого труда, - по словам А.А. Ухтомского, - находим мы впервые червонное золото, которым живем и питаемся всю последующую жизнь… Простые народы там, где они предоставлены самим себе и живут своею мудростью, хорошо понимают ту правду, что не "счастие", а суровый труд жизни воспитывает нужного человека и ценную для человечества культуру".

В православной антропологии различают состояние человека до грехопадения, и после грехопадения. Святитель Феофан Затворник говорит о том, что первоначально в человеке не было греха, и он был духовен. "Печать человечества, - пишет он, - была в духе, а дух - сила, в Боге живущая, из Бога жизнь и все к Богу устремляющая - и в человеке и вне его, - и внутреннее и внешнее". После грехопадения, то есть разлучения человека и Бога, в результате которого человек потерял источник силы к "Богу устремляющий", дух человека, по словам святителя Феофана, "в себе замкнулся и в себе вздумал жить, тогда пресеклись притоки жизни Божественной, дух замер…". Замкнутость в самости привела к исполнению слов Божественного Откровения "смертию умрете".

В.Н. Лосский на основании изучения творений святых отцов рассматривает понятие первородного греха, как самоопределение свободной воли разобщившей человека с Богом. Он выделяет несколько моментов в грехопадении человека. Практически все святые отцы выделяют нравственный или личный аспект, который заключается в непослушании, в нарушении Божественного порядка. "Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, - пишет В.Н. Лосский, - он ответил бы на божественное повеление полным самоотречением, он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только с Богом, чтобы устремляться к единению с Ним. Божественная заповедь указывала воле человеческой путь, по которому ей надлежало следовать, чтобы достичь обожания - путь отрешения от всего, что не есть Бог. Воля человеческая избрала путь противоположный". Святые отцы (св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник) обращают внимание на физическую сторону греха. Вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру, вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному. Развитие греха видится и в том, что человек вместо покаяния пытался оправдать себя перед Богом. "Отказываясь признать происхождение зла единственно в своей свободной воле, - замечает В.Н. Лосский, - люди отказываются от возможности освободится от зла, подчиняют свободную волю внешней необходимости. Воля ожесточается и закрывается перед Богом. "Человек остановил в себе приток Божественной благодати", говорит митрополит Московский Филарет… Лишение благодати - не причина, а следствие грехопадения. Человек лишил себя дара общаться с Богом, закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на всю тварь… Бог положил предел греху, позволив, чтобы он приводил к смерти, "ибо плата греху смерть".

Рабство греху, страстям, власть плоти и помышлениям пресекается обращением к Господу (нравственное самоопределение человека), сокрушением и покаянием. "Тогда в таинствах дастся ему благодать и сила, - пишет святитель Феофан Затворник, - устоять в своем намерении и одолевать привычные страсти, с какою бы силою они не нападали на него…. Пришедшая благодать оживляет дух, который восприняв права свои, все начинает устремлять к Богу и, встречая на пути преграды страстей, их одолевает, прогоняет и искореняет".

Святитель Феофан говорит об изначальной духовности человека, которая сама по себе не может удержать человека от греховного падения (отрицания нравственного закона и следование своей греховной воле).

Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Практически во всех богословских работах мы встречаем объяснение понятие духовность как благодать Божию, как особую силу, оживляющую индивидуальный дух человека и к. Богу устремляющую. Условием оживления духа является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека.

Аналогичную точку зрения высказывает и архимандрит Платон (Игумнов). "Требования нравственного совершенства, - пишет он, - кажутся подчас безмерными и нереальными с точки зрения затемненного грехом бытия. Однако даруемая в жизни Церкви сверхъестественная благодать сообщает человеку творческие силы, способствующие нравственному совершенствованию".

С этой точки зрения архимандрит Платон рассматривает духовность, как степень преображения человека Божественной благодатью, как утверждение человеческой бытийности в Боге.

Духовность как потенциальная возможность нравственного совершенствования человека обретает силу через стяжание Божьей благодати в церковной жизни. Другими словами, мы можем говорить о благодати как божественной энергии дающей человеку силы духовного оживления и нравственного совершенствования. Энергичный подход объясняет смысл понятия духовно-нравственного становления как процесса, как устремленности и доминанты (а не только цели) развития всех сил человека (как плотских, так и разумных сил души) и его духовного становления как обретения целостности и превосходства естества в личностном бытии.

Достижение конечной цели обожания или "превосходстве естества и претворения бытия человека, по словам С.С. Хоружего, нельзя достичь собственными энергиями человека, и совершается оно энергией Божественной, благодатью, с которой человек лишь сообразует свои энергии в синергии.

Исследуя понятие "совершенный человек", С.С. Хоружий отметил, что Новый Завет почти никогда не говорит о совершенстве - "в совершенном виде", как о чем-то уже обретенном и наличном, оно неизменно выступает как искомое, предмет устремлений или цель, указываемая апостолом Павлом, причем эти стремления или эта цель не столько ближайшие, конкретно-практические, сколько имеющие характер духовной установки, принципиальной ориентации. В доказательство своего наблюдения исследователь приводит немногочисленные тексты о совершенстве. Мы их тоже приведем: "Братия, поспешим к совершенству" (Евр. 6,1), "Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4,13), "Епафрас... подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны" (Кол. 4,12). В одном месте своих посланий апостол Павел говорит об этой принципиальной не достижения совершенства более детально и глубже: "Я не почитаю себя достигшим, а только... стремлюсь к цели... Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить... Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя... Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Флп. 3,13-21). "Здесь в христианском понимании совершенства, - пишет С.С. Хоружий, - нам открывается своеобразная мистическая диалектика: совершенство христианина в том, чтобы "не почитать себя достигшим" совершенства! И тут же апостол разъясняет, отчего это так: оттого, что истинной целью является для христианина "жительство на небесах", когда естество его будет преображено сообразно Телу Христову, - а истинным совершенством человека можно считать, разумеется, лишь совершенную достижения его истинной цели… с полною определенностью здесь сказано одно только: исполнение, последний и завершающий итог духовного пути - в ином, божественном образе бытия… истинное совершенство, то есть истинное соединение с Богом, Христом, имеет быть достигнуто христианином, однако это достижение включает в себя два крайне существенных условия. Во-первых, оно не может быть осуществлено лишь собственными усилиями самого человека, но совершается Божественным действием: действием "Спасителя... Который уничиженное тело наше преобразит" или, что то же, действием благодати Святого Духа, посылаемого Отцом чрез Сына, - как уточнит позднейшее богословие. Во-вторых, оно совершается не всецело в пределах эмпирического существования человека, эмпирически наличной пространственно-временной антропологической реальности".

Однако апостол Павел употребляет понятие "совершенного человека", прилагая его к некоторым из христиан в их земной жизни ("кто из нас совершен, так должен мыслить"). - Наряду с описанным выше понятием совершенства принимается еще и другое, которое относится к человеку в его земном существовании и доступно ему. "Чтобы достигать полного совершенства, совершенной соединенности с Богом, - пишет С.С. Хоружий, - необходимо пройти ведущий к нему путь. Быть на этом пути означает хранить устремленность к Богу, и человек вовсе не всякий и не всегда умеет ее хранить, он легко утрачивает ее. Если же он добивается того, чтобы не утрачивать ее, обладает способностью или искусством всегда ее сохранять - есть основание говорить, что ему присуще совершенства в хранении устремленности к Богу… Хранение устремленности к Богу явно принадлежит не к частным видам человеческой активности, но к экономии Богообщения, реализации самой бытийной природы человека. Тем самым, в отличие от всех "частных совершенств", оно должно принадлежать к онтологическим понятиям". "Хранение (Бого) устремленности" еще не означает сущностной причастности, связи с иным (Божественным) горизонтом бытия. Поэтому Хоружий предлагает включить это понятие в такую онтологию, в которой статус онтологических понятий получат не только сущностные, но и энергичные связи человека с Богом: воли, импульсы, внутренние движения человека. По его мнению, анализ двоякого понятия совершенства, возникающего в "Новом Завете", имеет своей предпосылкой принятие, либо построение некоторой энергичной онтологии. С этой точки зрения он предлагает решить новую антропологическую задачу, исследовать не только сущностное строение человека, но и энергичное строение человека. "Конкретная личность, индивид, - отмечает С.С. Хоружий, - в каждый момент обладает определенным множеством разнородных энергий, которые могут разделяться по очень многим принципам, но, прежде всего, - по своему истоку и роду (напр., телесные, душевные, духовные энергии), а также по своей направленности. Структура этого множества - в моих работах я называю его энергичным образом человека - и составляет энергичное строение личности. Оно непрерывно меняется (в отличие от статичного сущностного строения), и потому в дискурсе энергии антропология динамична, она описывает процессы, деятельность - во внутренней, равно как и во внешней для человека реальности".

На этой основе он переходит, к анализу совершенства. Христианская антропология, как было установлено ранее, начиная с Нового Завета, выделяет - и разделяет - два рода совершенства человека: "совершенство устремленности к Богу", единственно доступное человеку в пределах его эмпирической жизни, и "совершенство соединения с Богом".

Понятие энергичного образа позволяет ответить на вопрос: "Что означает "устремленность к Богу" и как может достигаться ее хранение?" Исследуя православную аскетику Хоружий, выделяет три типа энергичных образов. Классификация строилась в соответствии с тем, в каком отношении к устремленности к Богу находится то или иное устроение человеческих энергий. Существует три основных типа. Искомый строй всецелой устремленности к Богу есть, такой энергичный образ, в котором все без изъятия энергии человеческого существа согласно направляются к Богу: к инобытию, за пределы здешней эмпирической реальности. Типичен и характерен для человека, прежде всего, по мнению Хоружего, совсем иной строй, при котором его энергии не имеют никакого объединяющего устремления - никакой доминанты, как естественно говорить, они рассеяны по разным целям и предметам здешней реальности. И можно выделить сразу еще один тип: такой энергичный образ, в котором энергии собраны воедино, подчинены определенной доминанте, и эта доминанта представляет собой стремление к некоторой цели, пребывающей в здешнем бытии, вне Бога. Этому типу аскетика придает самостоятельное онтологическое значение по той причине, что он относится к Богоустремленности уже иначе, чем предыдущий тип. Если рассеянное не доминантное устроение энергий легко меняется - и, в том числе, способно применить и к Богоустремленности, то последнему устроению наличие доминанты как своего рода стержня сообщает устойчивость, оно имеет тенденцию и определенную способность сохраняться и воспроизводиться, и за счет этого оно являет собою принципиальное препятствие к Богоустремленности.

Традиционная терминология, идущая от Исаака Сирина, именует эти три базовых типа энергичного образа, соответственно, сверхъестественным, естественным и противоестественным состояниями души. (Последний тип чаще называют еще страстным состоянием, а доминанту этого состояния называют страстью.) "Таким образом, - пишет С.С. Хоружий, - мы охарактеризовали совершенство-устремление как сверхъестественный тип энергичного образа человека… Однако неоспоримо то, что духовное восхождение, по православному пониманию, есть продвижение человека к соединению с благодатью - стяжание благодати, по мере которого ее действие постепенно делается из неуловимого и подспудного - более явным и всеохватным. Это вхождение, вбирание человека в благодати есть формирование нового, "личностного" порядка бытия, означающее не подавление, но возрастание человеческой индивидуальности, личного начала в ней. Энергии человека, не подавляясь, усваивают себе новый строй, согласный, сообразованный с действием благодати... Только природа, иная суть, Божественная, посредством принадлежащей ей Божественной энергии, может совершить те онтологические изменения здешнего порядка бытия, что составляют суть духовного процесса, его искомое. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого - хотя такая их роль в процессе также является решающей (ибо речь о необходимых условиях) и является делом свободы человека (ибо он волен и не создавать никаких условий)". Мы считаем, что с точки зрения педагогики богословское понятие "совершенство-устремление" наиболее близко отражает сущность сопряжения понятий нравственный и духовный как вектор и устремление, доминанту, силу и энергию.

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "обычай", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как синонимы. Мораль представляет собой довольно сложное явление. Рассмотрение различных граней этого явления будет осуществляться на протяжении всего курса. Сейчас же попытаемся дать самое первое, во многом предварительное понятие морали для того, чтобы иметь какие-то исходные позиции для анализа последующих вопросов. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подобное определение выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Следовательно, прежде всего необходимо выделить специфику норм морали. Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опоздание на лекцию, бестактность и др.). Во-вторых, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов - уважай старших, не убий, не кради и т. д. Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, ибо, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, "оправдания" (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы "несчетное" множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно. Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения, которые подтверждают правило. Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей - жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. (Более подробно в последующих лекциях.) Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с Высшими Ценностями. Что такое духовность, о которой в последнее время много говорят? Пожалуй, наиболее четко эту проблему поставило христианство, которое, как правило, говорит о трехчастном строении человека: тело, душа и дух. Душа нередко "обслуживает" тело, устремлена на земные радости, радости общения с природой, другими людьми (душевность). Дух же всегда устремлен к Богу, к Высшему. У истинно Верующего человека, считают религиозные проповедники, дух господствует и над душой, и над телом. Если рассуждения богословов "перевести" на светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.