Дидактические игры о зиме в подготовительной группе. Тематический материал для средней группы

Теплякова Ольга

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Задачи:

Атрибуты: бумажные снежинки.

Ход игры: дети встают в кружок, в руках у них снежинки. Под музыку дети разбегаются в разные стороны, покачиваются, кружатся. Музыка прекращается, дети снова встают в круг.

Малоподвижна игра «Найди пару»

Задачи: совершенствование умения составлять пары снежинок по заданию, развитие внимания, наблюдательности.

Атрибуты: бумажные снежинки разных размеров.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку. Взрослый говорит: «Найди себе пару – снежинку такого же размера. Или составь пару – снежинку маленькую и большую».


Малоподвижная игра «Сосчитай»

Задачи: развитие умения составлять группы по 2, 3, 4, 5 предметов, развитие внимания, наблюдательности, совершенствование знаний о счёте в пределах 5.

Атрибуты : бумажные снежинки или самодельные снежки.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки или снежки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары (или тройки, четвёрки, пятёрки). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку (снежок). Взрослый говорит: «Создайте группу из двух снежинок (снежков!» Дети образуют пары снежинок (снежков). Далее снежинки (снежки) кладут в центр круга, игра начинается заново. Взрослый говорит: «Создайте группу из 4-х снежинок (снежков)». Дети становятся по 4 человека, вытягивая снежинки (снежки) вперёд, чтобы их можно было сосчитать.




Дидактическая игра «Выполни рисунок»

Задачи: формирование умения выкладывать предмет из самодельных снежков, развитие воображения, памяти.

Атрибуты: самодельные снежки.

Ход игры: группе детей из 3-6 человек предлагается из самодельных снежков выложить простой предмет: солнце, геометрические фигуры, дом и т. д.






Подвижная игра «Снегопад»

Задачи: совершенствование умения действовать по сигналу.

Атрибуты: самодельные снежки.

Ход игры: в центре круга – снежки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три – к нам снежок лети!» Дети берут по одному или по два снежка и подкидываю их вверх.


Эстафета «Попади в цель»

Задачи: развитие ловкости, целенаправленности движений.

Атрибуты игры: самодельные снежки.

Ход игры: участвуют 2 команды. Нужно попасть снежком в ведро. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество снежков.



рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - сформировать у детей представление о зиме.

Ход прогулки

Наблюдение: В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей старших групп на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

Стихи по теме:

Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И. Суриков

Мороз и солнце
День чудесный.
А. Пушкин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин

Хлеба не ело, водицы не пило,
А всех обогрело и всех осветило.
(Солнце)

Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(Солнце)

Колобок, колобок,
Золотистый бок,
За елки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся
На весь мир улыбнулся!
(Солнце)
Л. Кузьмин

Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
(Солнце)

Что за шарик золотой
По небу катается,
По небу катается,
Людям улыбается?
(Солнце)

Дидактические игры

`Что сначала, что потом` дети показывают по порядку времена года. Цель - закрепить знания детей о временах года.

`Кто больше знает слов?` воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [с]. Цель - найти слова со звуком [с] в начале слова.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук `Составь узор`

Составить узор из цветных льдинок.

Постройка горки.
Ходьба по ограниченной поверхности.

Подвижные игры

`Салочки-выручалочки`. Цель - приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Ход игры:

Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать.
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать.

Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.

`Поймай хвост`. Цель - научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. од игры: Дети встают колон- ной. `Голова` пытается поймать `хвост`.

Зима: Наблюдаем за ветром

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить детей с такими явлениями, как `метель` и `вьюга`.

Ход прогулки

Наблюдение: В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель. У детей старших групп спросить, откуда дует ветер. Почему во время вьюги нельзя гулять.

Стихи по теме:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
С. Маршак

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя...
А. Пушкин

Верные слуги снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти...
С. Маршак

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
С. Есенин

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин

В поле снежную постель
Стелет зайчикам... (метель).

Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
(Вьюга)
Н. Нищева

Отхлестал по,щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы содрал
И удрал.
(Ветер)

Вихрь взвиваю, все срываю, вниз деревья пригибаю.
(Ветер)

Дидактические игры и упражнения

`Какой ветер?` ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные. Цель - расширить словарный запас.

`Времена года`. Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют. Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

`Как поет ветер?` дети изображают гудение ветра, произнося звук [в]. Цель - закрепить произношение звука [в].

Упражнение на развитие мелкой моторики рук `Шнурочки`

Для упражнения используются игрушки-шнуровки: елочка, зайчик, снежинка, снеговичок. Цель - развить мелкую моторику пальцев рук.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Подвижная игра `Ловишки с ленточками`.

Цель - тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.

Ход игры: Ловишка бегает за детьми, забирая ленточки. У кого забрал, тот выбывает из игры.

Эпиграф

3.Актуальность

4. Цель:

Задачи:

Паспорт

Возраст: 6-7 лет.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: недельный

Участники:

6. Этапы:

1. Подготовительный:

2. Основной:

3. Заключительный:

Предполагаемый результат



Интеграция образовательных областей по теме: ЗИМА

Образовательная область Деятельность Содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом. Наблюдения во время прогулок. Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».
Речевое развитие Коммуникативная НОД по темам: Зима,приметы зимы. Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Общение: «Что нам дарит зима?», «За что я люблю зиму», «Зима в нашем крае».
Художественно-эстетическое Восприятие художественной литературы М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Изобразительная деятельность Рисование: «Снегири на ветке», «Зимняя береза», «Снежинки» Аппликация: «Зима». «Снеговик». Лепка: «Снеговик», «Снегурочка» Конструирование: «Снежинки»-оригами
Музыкальная Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова», Разучивание песен «Что нам нравится зимой».
Физическое развитие Двигательная П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки». Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».

Планирование совместной деятельности :



Организация деятельности детей и родителей.

Разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.

Сотрудничество с родителями :

Оформление папок-передвижек для родителей: по теме

«Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»;

· Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

· Консультация «Как сделать зимнюю прогулку интересной?»

ИТОГИ

Итоговое мероприятие: выставка книг «Зимушка-зима».

Консультации и информация в уголок для родителей и воспитанников.

Результаты проекта:

Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.

· Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

· знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;

· владеют расширенным словарным запасом;

· имеют представление о природе родного края;

· выставка творческих работ детей;

· Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;

· повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

· приобретены DVD диски с мультфильмами о зиме;

· записаны диски с классической музыкой;

Приложение 1.

Собери снеговика».

· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

· Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

Наоборот».

· Развитие слухового внимания, логического внимания.

· Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

Что зимой бывает».

· Развитие представление о приметах зимы.

· Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

Снежинки»

· Развитие сильного направленного выдоха.

· Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

Что прячется за сугробом»

· Развитие зрительного внимания.

· Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

Когда это бывает».

· Учить детей называть времена года по их признакам.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадай по описанию».

· Учить детей называть времена года по из признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

5. «Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки

Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Приложение 2

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен­цов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Уважаемые родители!

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с гор на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на:

1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.

В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.

Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг;

2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.

Обратите внимание детей на зимние деревья.

Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.

Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».

Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.

К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись - так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».

Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

Приложение 4

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"

* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).

* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

* Подбери признаки : Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек... .

* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"

* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение (нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики

Источник - Тетрадь "Рассказы о временах года. Зима" Н.Созоновой, Е. Куциной

«Зима»

Беседа

Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

«Придумай слово». Образование родственных слов: снег - снежок - снежочек - снежинка - снегопад - снеговик - снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный - заснежило - снежище - снегурочка - снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.

«Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Эпиграф

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! П.Вяземский

3.Актуальность .Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и сформировать у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

4. Цель: Организация работы с детьми по теме «Зима»,расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.

Паспорт

Возраст: 6-7 лет.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: недельный

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста

6. Этапы:

1. Подготовительный: изучение материала по данной теме, диагностика усвоения детьми программного материала

2. Основной: проведение НОД, ИКР, дидактических и лексических игр в совместной деятельности по данной теме, взаимодействие с участниками образовательного процесса: воспитатели, муз.работник, физ. инструктор, психолог, создание памяток для родителей в уголок логопеда.

3. Заключительный: анализ эффективности работы по данной теме.

Предполагаемый результат

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»

Цели:

Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».

Ход занятия:

Рассматривание картины «Зима»

Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.

Чтение отрывка из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.

Дидактическая игра «Елочные игрушки»

Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.

(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).

Дыхательное упражнение «Снежная туча»

Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.

Дидактическая игра «Все засыпал снег»

Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).

Перед вами две снежные тучи.

(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).

Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.

Пальчиковое рисование «Снежинки»

Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.

Ручной труд «Снежное дерево»

Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.

Исследовательская деятельность «Снег-вода»

А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.

Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)

А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)

Раз - подбросим,
(Подбрасывают)

Два - поймаем,
(Ловят)

Три - уроним
(Роняют)

И... сломаем.
(Топают)

Ручной труд «Снежки»

Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.

Дидактическое упражнение «Положи снежок»

Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.

Лепка «На деревья, на лужок тихо падает снежок»

Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.

Эстафета «Перенеси снежок» и метание в цель

Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)

Упражнение «Сосулька»

Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.

Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»

Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.

Музыкально-ритмическое упражнение «Вот так холод»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.

Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Зима»

Задание 1. Родителям рекомендуется выяснить знает ли ребенок, какое время года наступило. Может ли перечислить зимние приметы. Например, На улице мороз, земля покрыта снегом. Снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов. Водоемы покрыты льдом. Люди надевают теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках. Прилетели снегири и т. д. Задание 2. Называть зимние месяцы. Какой первый зимний месяц?Какой последний? Какой месяц перед январем? Какой месяц между декабрем и февралем? и т. д.

Задание 3.«Объясни словечко» (образование сложных слов) :А) Из каких слов образованы слова? «гололед» , снегопад»,«снегокат» , «снегоход» .Б) Уточнить у ребенка значение слов «метель» , вьюга».

Задание 4. «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к существительным) Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная. Снег (какой) –белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие) –белые,легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. Сосулька (какая) –твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. Лед (какой) –гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая) .

Задание 5. «Подбери действие» (подбирать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают) . Лед на солнце (что делает) . Мороз (что делает) . Метель (что делает) . Задание 6. Игра «Назови ласково» .Снег -снежок. Лед -. Зима - . Мороз -. Метель -. Солнце -.

Задание 7. «Посчитай» (согласование числительного с существительным) Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. (Аналогично : снеговик, сосулька, горка, сугроб и т. д.)

Задание 8. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени) Сегодня снег блестит, а вчера. (блестел) Сегодня снег падает, а вчера. Сегодня лед сверкает, а вчера. Сегодня снег хрустит, а вчера. Сегодня снег ложится, а вчера. Сегодня снег кружится, а вчера.

Задание 9. Игра «Из чего -какой?» (образование прилгательных) Горка из снега (какая) -снежная. Дорожка изо льда (какая) -. Погода с морозом (какая) -. Задание 10. Игра «Скажи наоборот» .Летом дни жаркие, а зимой -холодные. Летом небо светлое, а зимой -. Летом день длинный, а зимой -. Летом солнце светит ярко, а зимой -. Весной лед на реке тонкий, а зимой -. Снег мягкий, а лед. -. Одни сосульки длинные, а другие -. Задание 11. Загадки на зимнюю тематику. Кто, угадай-ка,С неба все скользят пушинки -Седая хозяйка :Серебристые. (снежинки) Тряхнет перинки –Над миром пушинки. (зима ) Рыбам зиму жить тепло :На снегу то, посмотри,Крыша –толстое стекло. С красной грудкой. (снегири (лед) Что растет вниз головой?Не огонь, а жжётся (мороз (сосулька) Начинает календарьОн пушистый, серебристый,Месяц с именем. (январь) Но рукой его не тронь :Станет капелькою чистой,Как поймаешь на ладонь. (снег)

Публикации по теме:

Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

.

Что нам стоит дом построить? Речевые игры по словообразованию. 1. «Назови дом, в которой 1,2,3,4,5 и много этажей». (Образование сложных прилагательных). Дом с одним этажом – какой? - одноэтажный дом.

1. «Из чего – какой?» (Словообразование относительных прилагательных). Мишка из плюша – плюшевый мячик из кожи – кожаный домик из пластмассы.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Часто бывает, что по дороге в детский сад невыспавшиеся дошкольники начинают капризничать, в ответ на это родители нередко начинают нервничать.