Основные особенности публицистического стиля. Публицистический стиль, его жанры и языковые особенности

Публицистический стиль - один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений – политических, экономических, идеологических и т.д.

ПС занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка, многие средства ЯХЛ проходят апробацию в ПС, но ПС может оказывать и отрицательное влияние на язык (проникновение жаргонизмов, злоупотребление заимствованиями).

Используется в: политической литературе; СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы).

Публицистика стремится воздействовать на современное общественное мнение, нравы и политические институты.

Тематический диапазон: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события.

Главная задача ПС: комментирование, оценка фактов и событий.

Функции:

1. Воздействующая (наличие и формирование оценочной лексики, прежде всего концептуальной – общественно-политической, идеологической и т.д.);

2. Информативная (нейтральный слой словаря, речевые стандарты, речевая лексика, необходимая для словесного оформления сообщений).

3. Вся общелитературная лексика является материалом для словаря лексики публицистической.

В категории авторапублицистического произведения выделяют 2 основные черты : автор - человек социальный и автор - человек частный. То есть автор выражает и свою социальную позицию, и проявляет свои личностные качества.

Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стиль,свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, для публицистики характерно совпадение автора и рассказчица, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое собственное отношение к действительности.



Образ автора – идейно-коммуникационный центр, стержень художественного произведения, вокруг которого объединяются все элементы его поэтики и речевые средства и благодаря которому они приобретают определенное эстетическое назначение и коммуникативную целесообразность. Образ автора задает композицию жанра, определенный отбор языковых средств, выражает авторское отношение к произведению и фактам, которые он излагает.

В соответствии с данными чертами и их взаимосвязями, складываются определенные типы авторов: пропагандист/агитатор, полемист, репортер, летописец, художник, аналитик, исследователь и др.

Жанры публицистического стиля : статья, очерк, фельетон, памфлет, эссе, открытое письмо и др.

Естественная форма бытования ПС – письменная речь.

Основные подстили: средства массовой информации, собственно публицистический.

Основные функции : информативная, императивная (воздействующая), поэтому одна из основных отличительных черт публицистического стиля: сочетание стандартизированности и экспрессивности.

Сфера распространения : периодическая печать, электронные СМИ, общественно-политическая литература, политические выступления, речи.

Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах. Этот стиль представлен также в журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в этом случае он представлен в устной форме).

Публицистика получила название «летописи современности»,так как она освещает самые важные проблемы общества - политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.; ее тематика ничем не ограничена, как и жанровое разнообразие. Живая история нашего времени отражается в информационных жанрах (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет).

Основные особенности :

1. Актуальность проблематики;

2. Речевые стереотипы;

3. Абстрагированность в подаче материала;

4. Информативная насыщенность, точность, логичность, официальность, стандартизованность (использование типовых приемов), фактуальная достоверность (императивная функция);

5. Массовость адресата;

6. Тенденциозность;

7. Полемичность, эмоциональность, образность (воздействующая функция);

8. Близка интонации, строю и функциям ораторской речи;

9. Социальная оценочность – называние фактов вместе с их оценочной интерпретацией. Автор напрямую выражает свое мнение – открытость и субъективность публицистики.

Особенности на лексико-фразеологическом уровне:

1. Взаимодействие различных лексических пластов (общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная);

2. Общественно-политическая лексика и фразеология;

3. Оценочная лексика, заимствованные слов, термины из разных терминологических систем;

4. Поэтическая, устаревшая, жаргонная, новая лексика.

Морфологические и словообразовательные особенности:

1. Словообразовательные модели с суффиксами -ость, -ник, -изм, -ция, -ант,-генный,-льный, -ничный и др.: инаугурация, утопизм, провокация, продукция, биогенный, фотогеничный, коммуникабельный ;

2. С приставками анти-, контр-, де-, про-.

3. Использование сложных слов: повсеместный, взаимовыгодный, многосторонний;

4. Много экспрессивно-эмоциональных образов;

5. Ед.ч. в значении мн.ч.: читатель, пенсионер, избиратель ;

6. Много качественных прилагательных;

7. Много личных и притяжательных местоимений;

8. Много глаголов в обобщенном значении, субстантивированных причастий;

9. Употребление местоимений в обобщенных значениях: мы, наш.

Синтаксические особенности:

1. Упорядоченный строй предложения с развернутыми синтаксическими конструкциями;

2. Изобразительно-выразительные средства;

3. Эллиптические предложения; Эллипсис стилистическая фигура, заключающаяся в стилистически значимом пропуске какого-либо члена или части предложения.

4. Все виды односоставных предложений - номинативные, неопределенно- и обобщенно-личные, безличные (Нам сообщают; В заметке говорится );

5. Присоединительные конструкции;

6. Парцелляция: Обновление нашей жизни невозможно без законотворчества. Без правового обоснования перемен. Без законодательных актов, гарантирующих необратимость перестройки ;

7. Экспрессивные восклицательные предложения;

8. Риторические вопросы;

9. Инверсия;

10. Использование клише: работники бюджетной сферы, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры;

11. Использование речевых штампов: универсальных слов в общих значениях: вопрос, мероприятие, ряд, определенный, отдельный; парных слов - использование одного из них обязательно подсказывает и употребление другого: проблема - нерешенная, назревшая, мероприятие – проведенное. Речевые штампы избавляют от необходимости искать нужные, точные слова, лишают речь конкретности.

В условиях быстрой подготовки газетных публикаций, интерес к которым особенно обострен по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств - их общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические конструкции; отвлеченную образность.

В то же время публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств. Это позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и - в зависимости от содержания публикации - употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения событий и их героев.

Лексика публицистического стиляотличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение такие, например, слова, как приватизация, кооператор, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демократия, гласность, капитализм, социализм; при решении вопросов повседневной жизни - иные: пенсия, зарплата, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой ), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, козел отпущения экономической реформы, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др. ).

Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма ), что не исключает, однако, их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Однако обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности.

Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь

(преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь.

Основные стили публицистических текстов:

Тексты агитационно-пропагандистские,

Политико-идеологические,

Газетно-публицистические,

Критико-публицистические,

Художественно-публицистические.

Все это представлено разными жанрами :

Призывы,

Воззвания,

Прокламации,

Партийные документы,

Репортажи,

Интервью,

Корреспонденции,

Заметки, очерки,

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности изучения публицистического стиля речи. Основные функции публицистического стиля: информационная и воздействующая. Политико-идеологический, политико-агитационный и собственно публицистический подстили публицистического стиля и его приемы.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Сущность понятий "стиль речи", "тема текста", "основная мысль". Особенности публицистического стиля речи, его отличия от художественного и научного стилей. Средства связи предложений в тексте. Применение сочетания книжных и разговорных слов и инверсии.

    презентация , добавлен 30.09.2013

    Лингвистическая характеристика публицистического стиля речи, его функций, жанров, языковых особенностей. Обзор методов и приемов освоения публицистического стиля в школе. Анализ влияния массового характера коммуникации на стилистику публицистической речи.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2011

    Понятие "стиль". Каковы главные функции публицистического стиля, какое влияние они оказывают на его специфику. Основные признаки публицистического стиля, их характеристика. Языковые приметы стиля. Какие жанры выделяются в публицистическом стиле.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2015

    Понятие и форма реализации научного стиля, его специфические особенности. Отличительные характеристики публицистического стиля как стиля общественно-политической сферы коммуникации. Морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Многообразие функциональных стилей русского языка. Использование языковых стереотипов при написании официальных бумаг. Функции научного стиля. Особенности морфологии разговорной речи. Эмоциональность как характерная черта публицистического стиля.

    реферат , добавлен 26.09.2013

    История возникновения, сущность и функции публицистического стиля, а также анализ его взаимосвязи с другими стилями русского языка. Общая характеристика специфических черт языка публицистики, особенности их функционирования в публицистическом стиле.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2010

Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая , основные формы речи – устная и письменная ; типичный вид речи – монолог .

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.

Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовка и т.д.).

    Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.).

    Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение ,дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п.

    Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина ,схлопотать ).

    Используются речевые стандарты – устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники и др.

7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса .

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

    К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

    Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих .

    По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

    Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый .

    Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина .

    Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не ини , усилительной частицыже , частицведь, вот, даже, лишь и др.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

    Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины . Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

    В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

1. Определение

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).

Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе." Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971 т.6 Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение:

Публицистика - род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует

· в словесной (письменной и устной),

· графически изобразительной (плакат, карикатура),

· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

· театрально-драматургической,

· и словесно-музыкальной формах.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях". ("Советский энциклопедический словарь" М.,1990 С. 1091). Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

2. Функции стиля

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах.

Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты "Округа" от 4.08.2001 под названием ""Князя Владимира" ссылают в провинцию". Заметка имеет подзаголовок "Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя". Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей "Вольво". В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.

В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

· коммуникативную,

· экспрессивную,

· эстетическую.

3. Общие функции языка в публицистическом стиле

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков:

"Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями", "Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией", "Грибник ошибается 1 раз", "Верной дорогой везёте товарища! Три часа социализма на Трёх вокзалах". Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.