Публицистический стиль речи. Что такое и как используется публицистический стиль речи

Сегодня публицистический стиль речи становится популярным, востребованным, поскольку резко возрастает роль публичной речи в современной коммуникации. У человека нашего времени часто возникает потребность конструктивно выстроить диалог, грамотно аргументировать позицию, опровергнуть точку зрения оппонента. Научиться этому можно, постигая секреты публицистической речи.

Вконтакте

Что это такое

Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики , отражающие злободневные вопросы жизни социума. «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.

Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.

Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.

Признаки публицистического стиля

Характеристика публицистического стиля, текста:

  • проблематика сегодняшнего дня;
  • адресация массовому читателю;
  • передача информации;
  • разнообразие тем;
  • эмоциональность;
  • призыв к действию;
  • открытая авторская позиция;
  • логичность;
  • точность фактов;
  • образность.

Языковые особенности публицистического текста

Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной .

Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).

Синтаксис отличается сочетанием конструкций разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические · книжные слова (сыны отечества, отчизна);

· общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс);

· неологизмы (биотерроризм, марсоход);

· заимствования (спикер, маркетинг);

· устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл);

· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);

· сравнения (любовь к сыну, словно безумие);

· (болезнь государства);

· разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).

морфологические · обилие прилагательных, ;

· формы родительного падежа;

· глаголы прошедшего, настоящего времени;

· с суффиксами -ом-, -ем-;

· употребление единственного числа в значении множественного.

синтаксические особенности публицистического стиля · обращения (друзья, граждане);

· вводные сочетания слов (по утверждению);

· риторические вопросы, восклицания;

· неполные предложения (Дорогу – молодым!);

· изложение мыслей в форме вопроса, ответа;

· градация (страна, родина, отчизна);

· парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.)

Жанровое своеобразие публицистики

Большой диапазон общественных, политических, моральных, этических, философских проблем определяет жанровое разнообразие публицистической литературы. Условно их можно разделить следующим образом:

Газетные жанры :

  • заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих);
  • репортаж (оперативная информация с места происшествия );
  • интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
  • статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).

Жанры художественной публицистики :

  • очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
  • фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений);
  • памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).

Ораторские жанры:

  • устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя важную информацию, доказать свою точку зрения);
  • доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
  • дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение . Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля .

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста.

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов. Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты.

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Пример стилистического анализа текста

(фрагмента статьи А. Н. Толстого «Москве угрожает враг!»).

Область использования текста ‑ периодическая печать . Произведение, написанное в годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами, обращённый к соотечественникам. В каждом слове, строке ощущается переживание автора за судьбу любимой им родины, народа. Писатель предстаёт перед читателем как настоящий патриот.

Цель автора ‑ рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы. «Ни шагу назад!» ‑ такова авторская позиция, и каждое предложение подчёркивает это.

Замыслу А. Н. Толстого соответствует жанр произведения – статья. Она предназначена читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведётся от 1 лица множественного числа (встанем, наша задача).

  • сравнение (встанем стеной),
  • олицетворение (мир внимает),
  • эпитеты (смертельный враг, трус малодушный),
  • фразеологизм (биться на смерть),
  • экспрессивные повторы (дороже, родина),

Сравнение наступления фашистов с варварским походом гуннов, уничтожавших на своём пути всё живоё, использовано не случайно. В этом случае публицистический стиль используется, чтобы показать бесчеловечность, жестокость врага, тем самым подчёркивая, что советским солдатам предстоит тяжёлое сражение. Таким образом, все признаки публицистического стиля предложенного для анализа фрагмента налицо.

Публицистический стиль: основные черты

Русский язык 11 класс 12 неделя Публицистический стиль речи

Вывод

В завершение вышесказанного хочется ещё раз подчеркнуть значимость публицистики для современного человека. Благодаря ей чувствуешь дух времени, всегда находишься в центре событий, ощущаешь сопричастность к тому, что происходит в стране, мире, формируешься как личность. Кроме того, слушая новости, репортажи, интервью, читая статьи, очерки в периодических изданиях на подсознательном уровне усваиваешь языковые средства выразительности публицистического стиля, что помогает повышать уровень культуры речи.

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Языковые средства Примеры
Общественно-политическая лексика. Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
Терминология науки, производства и других социальных средств. Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы .
Книжная лексика абстрактного значения. Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.
Собственные имена. Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
Многочленные словосочетания. Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог .
Полные предложения с прямым порядком слов. Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Языковые средства Примеры
Уровень языка: Лексика и фразеология
Лексика различной стилистической окрашенности. Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых .
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).
в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник .
е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).
ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.
з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях .
и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море .
к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку .
Клише экспрессивно-воздействующего характера. Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!
Уровень языка: Морфология
Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.
Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением!
Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ...
Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры *
Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку !
Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.
Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги!
Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?
Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.
Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!
Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.
Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года!
Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить.

Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.

Публицистический стиль и его особенности


Введение

публицистический стиль речь информационный

Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.

Задачи: рассмотреть общую специфику публицистического стиля; определить его основные функции; изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи.

Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.

Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.


Общая специфика


Языковые особенности каждого из стилей определяются теми задачами, которые стоят перед автором текста. В публицистике описываются социально значимые события: бытовые, спортивные, культурные, экономические, политические. Эти события затрагивают интересы большой аудитории - а значит, адресат публицистического текста является массовым.

Цель автора публицистического текста - донести до читателя, зрителя, слушателя определенную информацию и дать ее оценку, убедить в своей правоте адресата. Сочетание информативного и оценочного планов в публицистическом стиле речи приводит к использованию как нейтральных, так и крайне экспрессивных языковых средств. Наличие терминов, логичность изложения и присутствие нейтральных по стилистической окраске слов сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым. При этом значительная языковая экспрессия делает публицистический текст авторским, менее стандартизированным.

В публицистике обязательно следует учитывать, кто именно является адресатом в каждом конкретном случае. Исходя из этого, автор строит свой текст в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, жизненными интересами читателя.


Функции


Выделяют две функции публицистического стиля: информационную и воздействующую .

Информационная функция в публицистическом тексте сводится к передаче адресату определенных сведений и фактов. При этом данные сведения и факты используются лишь в том случае, когда они представляют общественный интерес и не противоречат убеждениям, высказываемым автором текста.

Публицистика призвана активно вмешиваться в социальную жизнь, формировать общественное мнение. И поэтому очень важной является ее воздействующая функция. Автор публицистического текста является не равнодушным регистратором событий, а их активным участником и комментатором. Его цель - убедить адресата в своей правоте, воздействовать на читателя, внушить ему определенные идеи. Позиция автора является прямой и открытой.

Функции публицистического стиля тесно и неразделимо связаны между собой.


Подстили


Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля: политико-идеологический , политико-агитационный и собственно публицистический . Каждый подстиль подразделяют на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Политико-идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.

Воззвания, прокламации, приказы относятся политико-агитационному подстилю. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.

Наиболее распространенным является собственно публицистический (газетно-публицистический) подстиль. Поэтому рассмотрим его более подробно.

Газетно-публицистический подстиль очень быстро развивается, динамично отражая социальное и культурное состояние общества. За последние пятьдесят лет он претерпел существенные изменения в плане снижения декларативности и расширения содержательного и языкового диапазона.

Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности. В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Сочетание элементов разных стилей приводит одновременно и к частичной нейтрализации, и к сохранению исконной стилистической окраски. Язык газеты близок к обиходной речи многих современных людей, но отличается большей экспрессией и красочностью. В пределах газетно-публицистического подстиля совершается своеобразная стилистическая переориентация языковых ресурсов. Часть газетной лексики становится общеупотребительной, проходит общеязыковую адаптацию. В то же время многие речевые единицы пришли в газету из научной, профессиональной, разговорной речи и со временем начинают восприниматься преобладающей частью аудитории как «газетизмы» (например, «производительность труда», «снижение себестоимости», «красный уголок» и пр.).

В результате формируется новая стилистическая целостность, которую можно условно назвать общественно-обиходной. Она составляет основной полунейтральный фон газетно-публицистического подстиля и является связующим звеном между языком СМИ и языком сферы межличностного общения.

В собственно публицистическом подстиле выделяют четыре типа жанров: информационные , аналитические , художественно-публицистические , рекламные . К информационным жанрам относятся репортаж, интервью, информационная статья; к аналитическим - комментарий, обзор, аналитическая статья; к художественно-публицистическим - очерк, эссе, фельетон, зарисовка; в рекламе используются элементы практически всех жанров.


Языковые особенности


Среди языковых особенностей публицистического стиля выделяют три группы: лексические , морфологические и синтаксические особенности. Начнем с рассмотрения первой группы.


Лексические особенности


В публицистических текстах наблюдается использование элементов всех функциональных стилей и даже нелитературных форм русского языка, включая жаргонизмы. При этом красочность и экспрессия публицистического стиля обусловлена использованием:

·речевых стандартов, клише («служба занятости», «силовые ведомства»);

·типичных газетных оборотов («выйти на передовые рубежи», «маяки производства»). В других стилях они не употребляются;

·научной терминологии, выходящей за рамки узкоспециального употребления («виртуальный мир», «дефолт», «инвестиция»);

·социально окрашенных слов-синонимов («банда наемных убийц»);

·необычной лексической сочетаемости («проповедник кнута», «апостол невежества»);

·слов, отражающих социальные и политические процессы в обществе («политика диалога», «баланс интересов»);

·новых слов и выражений («разрядка напряженности», «консенсус», «холодная война»);

·общественно-политической лексики и фразеологии («общество», «свобода», «гласность», «приватизация»);

·стилистически сниженных слов с негативной оценкой («пиратский курс», «политика агрессий и провокаций»);

·речевых штампов, имеющих канцелярскую окраску и возникших под влиянием официально-делового стиля («на данном этапе», «на сегодняшний день», «в данный отрезок времени»);

·разговорных слов и выражений («тишь да гладь», «орава»).


Морфологические особенности


Морфологические особенности публицистического стиля характеризуются использованием:

·сложных слов («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «ОМОН»);

·интернациональных словообразовательных суффиксов (-ция, -ра, -изм, -ант) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр);

·отдельных типов отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»);

·образований с русскими и старославянскими приставками, называющих общественно-политические понятия («всеобщий», «сверхмощный», «межпартийный»);

·слов с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- («важничать», «бытовщина», «ультра-левый»);

·субстантивации прилагательных и причастий (прилагательные и причастия в роли существительных).


Синтаксические особенности


·правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность;

·использование всех видов односоставных предложений;

·синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения);

·монологическая речь, диалог, прямая речь.


Используемые приемы


Среди различных языковых особенностей публицистического стиля необходимо рассмотреть следующие.

Публицистические штампы . Публицистические штампы имеют двойную природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише («задаваться вопросом», «относиться с недоверием», «открывать блестящие перспективы», «стать ярким событием»). Многие из них являются перифразами, к ним можно подобрать однословные нейтральные синонимы («иметь намерение» - «собираться», «хотеть»; «относиться с недоверием» - «не доверять»). С другой стороны, в публицистических текстах используются клише, обладающие экспрессивностью: «погрозить пальцем», «кусать локти», «хлопать глазами». Большинство этих фразеологизмов имеет устную природу; они появляются в текстах наряду с разговорной лексикой.

Сочетание нейтральных и экспрессивных клише особенно характерно для текстов полемических, оценочных.

Языковая игра - намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.

Языковая игра задействует средства различных уровней - от фонетики и графики до синтаксиса:

«Наука храма хрома?» - обыгрывается звуковое сходство слов;

«Утоп-модель» - образовывается несуществующее слово;

«Техника опасности» - «разрушается» устойчивое словосочетание.

Прецедентные тексты . К таким текстам относят названия общественных событий, имена или тексты, которые говорящие воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций (например, говорящие имена).

Источником прецедентных текстов являются «древние» произведения (Библия, древнерусские тексты), устное народное творчество, авторские художественные произведения и пр.

Апелляция к адресату . Средством, помогающим автору публицистического текста убедить читателя в своей правоте, является апелляция к адресату - обращение к читателю, имеющие особый, доверительный характер.

Средством апелляции может быть вопрос, на который автор дает ответ, а также риторический вопрос.

Автор может обращаться к адресату напрямую: «итак, уважаемые читатели…». Он может также призвать читателя к совершению совместного действия («Представим себе другую жизненную ситуацию…»). Все эти средства позволяют автору «приблизиться» к адресату, завоевать его доверие.


Заключение


Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество - и тенденция эта только растет со временем.


Список литературы


Лаптева М. А. Русский язык и культура речи/ М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 216 с.

Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов/ А. Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1982. - 198 с.

Существует достаточно много определений понятия «стиль». Если сопоставить эти определения, то можно выделить общие положения: стиль - это: 1) разновидность литературного языка, 2) которая функционирует (действует) в определенной сфере общественной деятельности, 3) для чего использует определенные для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения содержания. Иными словами, стили - это основные наиболее крупные речевые разновидности.

На формирование и функционирование стилей влияют разные факторы. Так как стиль существует в речи, то на его формирование оказывают воздействие факторы (условия), которые связаны с жизнью самого общества. Эти факторы называют внеязыковыми или экстралингвистическими. Выделяют следующие факторы:

· Сфера общественной деятельности: наука, право, политика, искусство, бытовая сфера;

· Форма речи: письменная или устная;

· Вид речи: монолог, диалог, полилог;

· Способ коммуникации: общественный или личный (все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации);

· Жанр речи: в частности для публицистического стиля - заметка, статья, репортаж и т.д.;

· Функции общения.

В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение, воздействие и т.д.), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического - воздействие. На основании перечисленных факторов традиционно выделяют следующие стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный.

Рассмотрим подробнее публицистический стиль.

Публицистический стиль свойственен политической сфере деятельности общества, функционирует в письменной и устной формах, проявляется как в монологе, так и в диалоге и полилоге (дискуссии), является общественным способом коммуникации.

Цель публицистических текстов - информировать граждан о событиях в стране и в мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читателя).

Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, то есть все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи - публичные выступления на общественно-политические темы. В связи с многообразием жанров характеристика публицистического стиля вызывает немало трудностей.

Следует иметь в виду, что публицистический стиль, как и все другие стили, - явление историческое и подвергается изменениям, но в нем сильнее, чем в других стилях, заметны изменения, которые обусловлены социально-политическими процессами в обществе. Так, даже неспециалисту видны перемены в газетном современном стиле в сравнении, например, с языком газет начала века: исчезли открытая призывность, лозунговость, директивность газет, современные газеты стремятся хотя бы к внешней аргументированности изложения, полемичности публикаций. Однако характерные стилевые черты публицистики сохранились.

Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля - его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином "экспрессивная функция". Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.

Характерной чертой данного стиля является также информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров. Своеобразие функционирования публицистического жанра, например, в газетах, условия подготовки материала, разный уровень квалификации многочисленных корреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средства в текстах газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, и тем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используются готовые формулы экспрессии.

Таким образом, типичные черты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя - воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленная воздействующей функцией; наличие стандарта в выражении. Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый и т.п.. Оценочность выражается и использованием высокой книжной лексики: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, ратный подвиг и т.п.. С другой стороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.

Острая, меткая, образная оценка выражается с помощью метафор, олицетворения, например: новости, спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом.

В публицистическом стиле активно используются иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и другие. Оценка может выражаться и при помощи словообразовательных средств, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно- окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др. Часто оценка выражается уже в заголовках, поэтому к названию статей предъявляются требования выразительности, броскости. Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.

Информативность публицистического стиля достигается:

а) документально-фактологической манерой изложения с помощью употребления специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;

б) обобщенностью изложения, его аналитичностью;

в) "нейтральностью" изложения, чему способствует неэкспрессивная лексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно с подчинительной связью.

Характерной особенностью публицистического стиля является наличие особых газетных стандартов, особой газетной фразеологии, возникают газетные клише, например: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п..

Публицистический стиль использует языковые средства разных стилей, однако основные стилевые черты публицистического стиля выделяются очень четко, и публицистический стиль представляет собой особое явление, сочетая такие черты, как экспрессивность и стандарт, информативность и популяризаторство.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.