Книжные стили речи научный публицистический художественный и. Что такое стили речи

Человек, использующий , в своей жизни никогда не разговаривает в одной манере: с друзьями он говорит по-одному, во время научного доклада — по-другому. Иными словами, он использует разные стили речи.

Вконтакте

Общее понятие

Стиль – это основополагающий элемент речи, её оформление, способ изложения мыслей, событий, фактов. Если же обратиться к строго научному определению, то стиль речи – это система разнообразных языковых средств выразительности и способов изложения . Это значит, что для определённой сферы жизнедеятельности характерны свои особенности разговора. Например, человек, работающий на заводе, будет немного иначе говорить, нежели работник какого-нибудь банка во время общения с клиентом. Стилистика русского языка очень разнообразна, давайте же узнаем, какие бывают стили текста и подкрепим информацию примерами.

Виды

Во время общения со своими друзьями люди используют так называемый разговорный стиль речи . Он включает в себя слова, фразы и выражения, которые характерны именно для устной, а не для письменной речи.

Люди ведут диалог, передают какую-либо информацию в неформальной обстановке, потому используют слова обыкновенные, жаргонные, нехарактерные, например, для работника банка. Но если с устной речью всё ясно, то как же быть с письменной?

Чем отличается текст судебного приговора от произведения Пушкина? Всё, что не относится к устной речи, а называется книжным стилем, в который включают ещё 4 вида текста.

Публицистический стиль

Очень многие называют данный стиль официальным.

Важно! Публицистический стиль может использоваться не только в текстах, но и в устной речи. Например, во время репортажа какого-нибудь телеканала с места событий репортёры и корреспонденты используют именно публицистический стиль.

Главная цель использования — воздействие на читателя или слушателя, чаще всего при помощи СМИ, для формирования определённого общественного мнения.

Чтобы лучше понимать, как определить публицистический стиль, выделим его характерные черты:

  • Использование отличительной эмоциональности и образности для создания нужной атмосферы.
  • Наполненность речи уверенностью, оценочными суждениями, предположениями, заинтересованностью.
  • Для того, чтобы поступающая информация не выглядела недостоверной, все утверждения обосновываются, аргументируются, подтверждаются фактами и доказательствами.
  • Применяются эмоциональные слова , устойчивые выражения и фразеологические обороты. В зависимости от аудитории, могут употребляться диалектные или жаргонные слова.
  • Используется как можно больше прилагательных, и .

Для наглядности давайте рассмотрим примеры текстов: «В ветеринарной клинике на улице x был зафиксирован акт жестокого обращения с животными .

Сигнал поступил сегодня утром в 9:30 по Московскому времени. На место событий уже прибыли полицейские, в отношении преступников уже заведено уголовное дело по статье о жестоком обращении с животным. Обвиняемым грозит до 5 лет лишения свободы.»

Также стоит знать, что публицистический стиль довольно часто объединяется с научным, ведь некоторые их особенности очень похожи.

Научный стиль

Уже из самого названия понятно, что подразумевает собой использование научного стиля. Такой текст будет повествовать о каких-либо научных событиях, явлениях, фактах, доказательствах, теориях, открытиях и так далее. Рассмотрим подробнее, как определить стиль текста.

Внимание! Не будет научным являться стиль в том случае, когда, например, средства массовой информации повествуют о чём-то научном: “Вчера вечером в Калифорнийском научном университете группа студентов провела эксперимент, и открыла новый химический элемент, ранее нигде не встречавшийся.” Данный отрывок скорее будет относиться к публицистике, чем к науке.

Характерными чертами для научного стиля будут являться:

  • Научные заметки, записки, письма, процессы и результаты экспериментов.
  • Курсовые или дипломные работы для учёной степени.
  • Различные доказательства того, или иного утверждения. Научные теории, гипотезы .
  • Существование не только в письменном виде, но и в устной речи, ведь какие-либо научные доклады, лекции и дискуссии также будут к нему относиться к научному стилю.

Подводя итог, мы понимаем, что научный стиль – это результат или отчёт о какой-либо исследовательской деятельности . Для того, чтобы текст был более информативным, его снабжают доказательствами, описанием исследования, формальным изложением всей информации. , аннотации, доклады – всё это относится к данному виду.

В завершение рассмотрим примеры текста : «Сила инерции – это сила, появление которой не обусловлено действием каких-либо определённых тел. Необходимость их введения вызвана только тем, что системы координат, относительно которых рассматривается движение тел, являются не инерциальными, то есть имеют ускорение относительно Солнца и звёзд.»

Как определить стиль текста, указанного выше, всем понятно. Тут и научные термины, и определения научных явлений, и доказанные наукой утверждения.

Художественный стиль

Самый красивый, легко читаемый и распространённый стиль текста в русском языке. Функции очень просты – максимально подробная и красивая передача эмоций и мыслей от автора к читателю.

Главная отличительная черта этого стиля – обилие литературных средств выражения мысли. Он воздействует на воображение, фантазию, чувства, заставляет читателя переживать.

Его называют языком литературы и искусства. Способ самовыражения авторов – вот что есть художественный стиль.

Давайте рассмотрим его отличительные черты:

  • Фигурирует в стихотворениях, поэмах, пьесах, рассказах, романах.
  • Обилие литературных приёмов – эпитетов, олицетворений, гипербол, антитез и других.
  • Литературные средства выразительности , которые используются в данном стиле, описывают художественные образы, передают эмоции, мысли и настроение писателя.
  • Упорядоченность текста является ещё одной характерной чертой. Деление на главы, действия, явления, прозы, сцены, акты.

Важно! Художественным стилем могут заимствоваться черты публицистического и разговорного, так как их использование может заключаться в творческом замысле автора.

Примеры текстов художественного стиля — это абсолютно любые литературные произведения.

Официально-деловой стиль

В реальной, повседневной жизни данной стиль встречается гораздо чаще, чем, например, художественный. Инструкции, техники безопасности, официальные документы – всё это относится к официально-деловому стилю.

Главная цель его использования – максимально подробное донесение информации . Если человек подписывает трудовой договор на новой работе, то он получит огромное количество документов, ведь в них отражен вся нужная информация. Стилистическая принадлежность текста в данном случае определяется очень легко.

Черты официально-делового стиля текста:

  • Информативная направленность, отсутствие словесной «воды».
  • Отсутствие размытых формулировок. Точные, понятные, конкретные фразы.
  • Возможна сложность в восприятии и понимании текста из-за его административно-правовой направленности.
  • Какая-либо эмоциональность, языковые и литературные средства выразительности в таких текстах отсутствует полностью. Факты, условия, обоснованные гипотезы – вот, что должны содержать официальные документы.
  • Регулярно используются речевые штампы, языковые клише, устойчивые выражения.
  • Предложения, применяемые в официально-деловых документах, в большинстве случаев осложнены различными оборотами и достаточно объёмны.

Давайте разберём примеры текстов : «Я, Петрова Анна Ивановна, ученица 11 класса образовательного учреждения «X», получила в библиотеке пятнадцать экземпляров толкового словаря русского языка, и обязуюсь их вернуть в течение двух недель».

«Данный документ свидетельствует о том, что Иванов Иван Иванович, 12 октября в 12:32 по Московскому времени занял у Игорева Игоря Игоревича 1000 рублей, и обязался вернуть эти деньги в течение одного месяца.»

Какие бывают стили речи в русском языке, урок

Обзор стилей речи в русском языке

Вывод

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем определить по отличительным чертам стили текста в русском языке, которые попадутся нам под руку. Обилие языковых и литературных средств выразительности? Определённо художественный.

Репортаж от средств массовой информации, наличие оценочных суждений? Это точно публицистический стиль. Факты, гипотезы, доказательства, сложные термины – явные признаки научного текста. Ну а к официально-деловому тексту можно отнести все официальные документы.

Который применяется и в устной, и в письменной речи. Главная цель – точное изложение определенной научной информации. Высказывания предварительно обдумываются, проводится строгий отбор языковых средств перед выступлением, что отличает научный стиль от других. Широко употребляются различные термины, имеются свои грамматические особенности, широко используются , и отглагольные . Иногда применяются существительные в единственном числе для обозначения общего ряда предметов. Изложение выстроено логически и отличается точностью. Эмоциональность используется редко.

Деловой стиль используется при передаче деловой информации в письменной речи. Используется при написании различных официальных деловых документов, заявлений, отчетов и т.п. Как и в научном стиле используется определенная терминология, наблюдается наличие различных , отсутствует эмоциональный окрас. Используются преимущественно сложные предложения со строгим порядком слов, большую роль играют безличные конструкции. Часто употребляются в повелительном наклонении.

Публицистический стиль употребляется в печати, в новостных лентах и составляется как текст выступлений перед общественностью в целях агитации. Основная функция – воздействие и пропаганда. В данном стиле речи важную роль играет не только самой информации, но и эмоциональный окрас, который дает понять отношение автора. Особую роль играет логичность изложения и оперирование различными фактами, но в то же время не меньшую роль играет эмоциональная составляющая. Для стиля характерно использование разговорных и книжных конструкций при построении предложения.

Разговорный стиль присутствует в повседневном общении в неофициальной атмосфере. Применяется как в письменной, так и в устной форме. Не отличается каким-то отбором языковых средств, предложения строятся исходя из речевой ситуации. Разговорная речь дополняется мимикой и , широко используются ударения, паузы и смена интонации, чтобы придать максимальный эмоциональный окрас, где основной акцент ставится на выразительность. Широко употребляются повторы и вводные конструкции.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и отличается особой эмоциональностью и выразительностью. В данном стиле больше всего используются метафоры и языковые обороты для придания торжественной и возвышенной окраски. Часто употребляются устаревшие слова. Стиль отличается высоким уровнем информативности, что с выразительностью, а для этого используются особенности других речевых элементов других стилей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
  4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
  5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

3. Проверка д/з:

(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)

Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Разговорный

Официально-

Публицистический

Художественный

Цель Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Художественная литература
Особен-ности Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель : Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Фронтальный опрос:

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

Разговорная

Верх Вершина Макушка
Препятствие Преграда помеха
Бояться Опасаться трусить
прогнать Изгнать выставить
волноваться Тревожиться психовать
лицо лик морда(просторечное)

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа (в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель : Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

– Вы согласны?

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнивупр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

Текст № 1:

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Заявление

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Например:

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Описание — это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания:
1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Например:

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)

Например:

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Стили речи

Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

В русском языке существует пять основных стилей речи.

1. Научный стиль.

2. Публицистический стиль.

3. Официально-деловой стиль.

4. Литературно-художественный.

5. Разговорный.

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Стиль текста - это оформление и предназначение речи.

В русском языке выделяют 5 стилей текста:

  1. научный
  2. деловой
  3. публицистический
  4. художественный
  5. разговорный

Каждый стиль имеет свои каноны и особенности и, соответственно, сферу использования.

Научный стиль текста

С научным стилем можно познакомиться, читая статьи, в которых описываются явления, выявляются закономерности, делаются открытия. Это стиль научных конференций и семинаров, монографий и диссертаций. Для него характерно использование точной терминологии, логичное изложение фактов и выводов, которые вытекают из результатов исследований, использование безличных местоимений. Научный стиль также используется в учебниках.

Деловой стиль текста

Деловой стиль применяется для информирования. Наиболее часто применяется в сфере законодательства, административно-правовой деятельности. Это стиль официальных документов: законов, приказов, постановлений, протоколов. Каждый из перечисленных документов составляется по определенному и общепринятому клише. Простой обыватель в своей жизни также не единожды применяет этот стиль при составлении заявлений, характеристик, при подаче справок. Для этого стиля характерен прямой порядок слов, строгое следование установленному клише.

Эти два стиля эмоционально не окрашены. Характеризуются точностью и сухостью.

Публицистический стиль текста

Публицистический стиль ‒ это язык средств массовой информации. Им пользуются при создании репортажа, интервью. Этому стилю присущи логичность, эмоциональность и призывность. Его цель ‒ донести информацию, вызвать интерес к существующей проблеме, повлиять на отношение людей к насущным проблемам общества. Опосредованно публицистический стиль участвует в формировании мировоззрения большого числа людей, народа.

Разговорный стиль текста

Предназначение разговорного стиля ‒ непосредственно общение. Им пользуются для обсуждения насущных нужд, делятся своими чувствами, мыслями в неофициальной обстановке. Для него характерна эмоциональность. В нем часто присутствует разговорная и простонародная лексика. Причем в каждом регионе существует своя типичная народная речь, называемая диалектами.

Художественный стиль текста

Художественный стиль воздействует на нас через литературу. Это стиль художественных произведений. Для него характерны и богатство лексики, и ее эмоциональность, использование различных художественных приемов для усиления восприятия и воображения читателей (аллегорических образов, метафор, гипербол и т. д.). Этот стиль легок для восприятия, часто присутствуют отступления от норм речи, используются иностранные, устаревшие слова. При чтении текстов художественного стиля создается впечатление о постоянном присутствии автора, его переживаниях о судьбе героев произведения.