Бауманка где. Московский государственный технический университет (мгту) имени баумана: описание, специальности и отзывы

Ведущий технический вуз России, который находится в первой пятерке, как специализированных, так и общих рейтингов университетов. Программисты, закончившие Бауманку, известны во всем мире и востребованы не только в России, но и за рубежом.

Абитуриентам коротко о вузе:

Сегодня обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н. Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являютсянаучно-учебные комплексы , имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется наотраслевых факультетах , созданных на базе крупных предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

Бауманский университет — один из трех вузов России (два других — МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна — в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития — тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.

Лицей № 1580 является базовым учебным заведением МГТУ имени Н. Э. Баумана , на базе которого работает Специализированный учебно-научный центр МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана основан в 1830 году. Указом Президента Российской Федерации от 24.01.95 № 64 вуз включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Среди московских вузов этот статус имеет только МГУ им. М. В. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана. За большие заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии отечественной науки МГТУ им. Н. Э. Баумана награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени; в 2000 году удостоен благодарности Президента РФ.

180-летняя история МГТУ имени Н. Э. Баумана — это история развития научной и технической мысли в нашей стране, летопись технического прогресса, подготовки кадров высшей квалификации.

За время своего существования Университет выпустил более 170 тысяч инженеров. Среди воспитанников МГТУ — известные государственные деятели самого высокого ранга, выдающиеся генеральные и главные конструкторы, известные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты.

Питомцы МГТУ внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки и техники. Ими созданы первый в России вертолет, первая аэродинамическая труба, первый тепловоз, первая автоматическая станочная линия, первый газотурбовоз, первая металлургическая лаборатория. Неоценим вклад выпускников Университета в создание систем оборонной и ракетно-космической техники, в развитие отечественного машино- и приборостроения.

В 30-е годы двадцатого столетия Университет стал родоначальником многих крупных инженерных ВУЗов, а также всемирно известных научно-исследовательских институтов. МГТУ имени Н. Э. Баумана широко известен своими научными школами не только у нас в стране, но и далеко за ее границами. У истоков их создания стояли выдающиеся личности — гордость нашей науки и техники. Сегодня эти научные школы возглавляют их ученики — крупные ученые, которые посвятили свою жизнь продолжению и развитию славных традиций, заложенных учителями.

В Университете высока требовательность преподавательского состава к своей работе. Она проявляется в проведении учебного процесса на высоком научно-методическом уровне, в разработке научных проблем, в подготовке и защите диссертаций.

Пройдя через «горнило» МГТУ, студент становится хорошим инженером, глубоко овладевшим своей специальностью. Широкий профиль подготовки, приобретенные навыки позволяют ему постоянно совершенствоваться в процессе трудовой деятельности и при необходимости осваивать смежные специальности.

Сегодня в сложной экономической обстановке продолжается неустанный труд преподавателей и сотрудников Университета. Каждый год более 3500 молодых людей приходят в стены МГТУ имени Н. Э. Баумана с мечтой стать первоклассными специалистами, и коллектив Университета делает все от него зависящее, чтобы через шесть лет они стали инженерами, достойными славы бауманцев предыдущих поколений.

Сегодня МГТУ им. Н.Э. Баумана - крупнейшее высшее учебное заведение страны, осуществляющее подготовку более 16 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения на 14 факультетах по 56 специальностям. Научную и учебную работу ведут более 250 профессоров, докторов наук и около 1000 кандидатов наук.

А все начиналось в далеком 1826 году, когда по указу императрицы Мирии Федоровны были созданы "Мастерские разных ремесел" для мальчиков сирот воспитательного дома. Для этих целей был заново отстроен одним из лучших архитекторов того времени Д.Жилярди, сгоревший в 1812 году дворец в Немецкой слободе.

В 1830 году император Николай I утвердил положение, в котором мастерские получили официальный статус "Ремесленного учебного заведения". Начиная с этого времени зачисление в училище конкурсное. В течение почти 60-лет Московское учебное ремесленное заведение, а затем Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) находилось в ведомстве благотворительных заведений императрицы Марии Федоровны, а затем под непосредственным покровительством Императора.

Среди основателей научных школ ИМТУ того времени: А.С. Ершов, Д.К. Советкин, Ф.М. Дмитриев, .В. Летников, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, А.П. Гавриленко и др. Сейчас трудно себе представить, что нынешнее многоцветье научных направлений МГТУ имело своим истоком всего два: механическое и химико-технологическое.

В 1868 году был утвержден Устав, в первом параграфе которого сказано: "Императорское московское техническое училище есть высшее специальное учебное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков -строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов". Первыми кафедрами в Училище были: кафедра высшей математики, общей механики, общей и прикладной физики, построения машин, строительного искусства, технологии волокнистых веществ, общей химии, химической технологии. Их возглавляли профессора Ф.Е. Орлов, А.В. Летников, А.С. Владимирский и др. В это время в ИМТУ зародился "Русский метод обучения ремеслам", который сочетал в себе фундаментальную университетскую подготовку с базовым практически-прикладным обучением. Данный метод на Всемирной выставке в вене получил Большую золотую медаль.


Основную работу по созданию этой методики проделал Д.К. Советкин. Его метод - это научный анализ производственного процесса, обучающий разумному расходованию времени и сил (созданный задолго до Тейлора, считающегося на западе основоположником научной организации труда). После ряда выставок, метод, получивший название "РУССКИЙ" стали применять в разных странах. Ученые ИМТУ за свои разработки еще не раз удостаивались наград всемирных выставок за выдающийся вклад в развитие науки и образования.

Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль, получив сделанную специально по просьбе американцев коллекцию моделей для обучения инженеров по русскому методу, в восторге писал ректору ИМТУ В.К. Делла-Воссу: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В америке после этого никакая иная система не будет употребляться". Так развивался процесс взаимообогащения различных систем технического образования. Это подтверждает и следующее: На заре перестройки, когда было принято все кординально менять - институты преобразовывались в академии, техникумы в колледжи и институты и т.п., А.С. Елисеев, в то время ректор МВТУ им. Н.Э.Баумана, посетил все тот-же Массачусетского технологический институт, и опять ему там были представлены учебные планы кафедр МГТУ, по которым в то время шла подготовка специалистов у нас.

Русский метод 70-х годов XIX в. с развитием техники постоянно совершенствовался, и в 1903 г. ИМТУ получило всеобщее признание лучшего машиностроительного вузы Росии. К этому времени стало ясно, что не ручной труд в слесарной и токарной мастерских, а научно поставленный опыт в технически оснащенной лаборатории определяет развитие техники. И вскоре при непосредственной материальной поддержке русских промышленников и купечества были построены институт испытания материалов, гидравлическая, аэродинамическая и электротехническая лаборатории, институт технологии волокнистых веществ. В то время в МГТУ работали выдающиеся ученые и изобретатели: Н.Е. Жуковский, С.А. Федоров, Н.Ф. Чарновицкий, Н.А. Умов, П.Н. Лебедев, И.А. Каблуков, В.И. Вернадский, А.П. Гавриленко, В.И. Гриневецкий, П.П. Петров, И.П. Павлов, П.П. Лазарев, и др.


С начала XX века роль ИМТУ в технической и научной жизни страны постоянно возрастает. В училище формируются фундаментальные научные школы, вызванные интенсивным ростом промышленности и привлечением в училище выдающихся ученых. В области теоретической механики и аэромеханики работает "отец русской авиации" Н.Е. Жуковский со своими учениками - С.А. Чаплыгиным, Б.Н. Юрьевым, В.П. Ветчинкиным. Физическое направление представлено: П.Н. Лебедевым, П.П. Лазаревым, В.С. Щегляевым, С.И. Вавиловым. В области электротехники: К.И. Шенфер, К.А. Круг, Б.И. Угримов. Благодаря трудам А.С. ершова, П.Л. Чебышева, Д.И. Менделеева (почетного члена Педагогического совета ИМТУ), Н.Е. Жуковского и др. научная школа ИМТУ стала одной из первых научно-технических школ в Европе.

После 1917 г. училище претерпело ряд преобразований (см. генеологическое дерево). На основе МГТУ были образованы: ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НАМИ. В 1930 г. на базе факультетов МГТУ были образованы: МАИ, МЭИ, МИСИ, Академия противохимической защиты.

Но трудные годы преобразований не смогли надломить "ДУХ МГТУ". Уже к 1945 году в МГТУ было организовано пять факультетов. Особенно бурно в то время стали развиваться вопросы точного приборостроения, в связи с чем были образованы ряд профилирующих кафедр по точной механике, технологии приборостроения, автоматизированным информационным системам и ряд других. В дальнейшем на их основе вырос большой приборостроительный факультет. У колыбели новых кафедр стояли воспитанники училища, хранители его традиций, остро чувствующие новое, нацеленные на будущее.


Если на вопрос, заданный выпускнику МГТУ на западе "Что окончил?", ответить МГТУ им. Н.Э. Баумана, то не все смогут вспомнить о чем идеть речь, а если же сказать "Московский ракетный университет" - то сразу станет ясно практически любому. Такое название закрепилось за МГТУ на западе не случайно. В 1948 г. в МГТУ был создан факультет ракетной техники, с которым связана деятельность таких великих ученых как: С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев, В.И. Федосьева, В.Н. Челомей, В.П. Бармин.

Прогресс в области ракетостроения не возможен без мощных электронно-вычислительных систем. "Отец" советской электроники, академик С.А. Лебедев - выпускник МГТУ.Научная деятельность университета обогощает учебный процесс, являясь его основой. Процесс и система обучения в МВТУ позволяют говорить и о его научно-педагогических школах. Их основы основываются на трех китах:

  • Приоритете общенаучной и обще инженерной подготовки
  • Сквозной подготовки по материаловедению, технологиям и конструированию машин и приборов.
  • Глубокой подготовки по своей специальности.
В доказательство приведу один анекдот: Приходит выпускник-бауманец (приборостроительный факультет) устраиваться на работу на номерной завод. Что там делается конечно он не знает, а тот кто принимает его на работу сразу сказать не может. Кадровик спрашивает - "Ну что! молодой человек, сколько Вам надо времени на то, что бы спроектировать трактор?" - выпускник отвечает: - "На две недели больше, чем выпускнику машиностроительного факультета".

Среди выдающихся выпускников МГТУ сотни выдающихся ученых и конструкторов, космонавты, военноначальники и государственные деятели: Н.А. Доллежаль - главный конструктор ядерных реакторов, С.А. Лебедев - "Отец" советских быстродействующих электронно-вычислительных машин, генеральные конструктора самолетов: А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, главный конструктор ракетно-космических систем - С.П. Королев. Больше половины бортинженеров российских орбитальных космических станций - выпускники МГТУ.


Среди воспитанников Университета такие ученые и конструкторы, как: Н.Е. Жуковский, С.И. Вавилов, В.Г. Шухов, Б.Н. Юрьев, Е.А. Чудаков, В.А. Котельников, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, В.Я. Климов, С.А. Лебедев, В.Г. Грабин, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин, А.А. Архангельский, А.А. Микулин, А.И. Целиков, Г.Н. Николаев, Е.А. Федосов, Б.И. Шавырин, С.П. Непобедимый и др.

Наличие в МГТУ научных школ, связь с институтами Российской Академии наук, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями позволяет достичь крупных научно-технических результатов и обеспечить современный уровень учебного процесса. Многое из того, что делается науными коллективами МГТУ в области образования, науки, делается впервые не только в нашей стране, но и в мире.

Вся педагогическая и научная деятельность МГТУ связана с будущим. Это - участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, ориентация на новые экономические взаимоотношения в соответствии с требованиями времени. Сегодняшние выпускники университета - это инженеры, научные работники, руководители производства XXI века.

На рубеже 21 века Университет участвует в выполнении 27 научно-технических программ Минобразования РФ, в 6 из которых МГТУ является головной организацией, 13 научно-технических программ и 21 проекта Миннауки РФ, 39 грантов Минобразования РФ, 24 грантов РФФИ. В числе этих программ и проектов значительное место занимают научно-исследовательские работы в области приборостроения. В том числе: самая большая программа Минобразования РФ "Университеты России", "Конверсия и высокие технологии", "Неразрушающий контроль и диагностика", "Датчики", "Радиоэлектронные системы и приборы прогнозирования и контроля чрезвычайных ситуаций", "Космические системы", "Оптические технологии, техника и материалы", "Лазерные технологии", "Вычислительная техника, развитие и интеграция сетей" и др.

Начало МГТУ им. Н.Э. Баумана как самостоятельного учебного заведения было положено 5 октября 1826 года, когда вдовствующая императрица Мария Федоровна издала Повеление об учреждении при Московском воспитательном доме в Немецкой слободе «больших мастерских для разных ремесел, со спальнями, со столовою и прочими потребностями» и перемещении туда из Воспитательного дома всех ремесленных воспитанников.

1 июля 1830 года (по старому стилю) император Николай I утвердил « ». С этой даты и ведет свое летоисчисление первый технический университет России. Целью нового училища было обучение различным ремеслам в сочетании с глубокой теоретической подготовкой. К 1868 году качество обучения в «ремесленном учебном заведении» стало настолько высоким, что оно было реорганизовано в специальное высшее учебное заведение - Императорское московское техническое училище (ИМТУ).

Главной целью ИМТУ стало «образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков, и инженеров-технологов». ИМТУ достигло выдающихся успехов в технологических науках, в химической, пищевой и текстильной промышленности, в металло- и деревообработке, в механике.

Во всем мире была признана принятая в ИМТУ система обучения ремеслу будущих инженеров. "Русский" метод обучения ремеслам стал широко известен. Особенно после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене (1873), где он был удостоен Большой золотой медали. ИМТУ получило общее признание лучшего машиностроительного вуза России и вошло в ряд ведущих политехнических школ мира. Профессорами и преподавателями ИМТУ были выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, П.Л. Чебышев, С.А. Чаплыгин, А.С. Ершов, Д.К. Советкин, Ф.М. Дмитриев, А.В. Летников, А.П. Гавриленко.

В советское время, переименованное в Московское высшее техническое училище, МВТУ продолжает подготовку инженеров для машиностроения и приборостроения. В 1938 году в МВТУ открываются новые оборонные факультеты: танковый, артиллерийский и боеприпасов. В 1948 году к ним добавляется факультет ракетной техники.

Многие знаменитые ученые и специалисты закончили бауманский университет: академики Андрей Николаевич Туполев, Сергей Павлович Королев и многие другие конструкторы самолетов и ракет; академик Николай Антонович Доллежаль, автор проекта атомного реактора, академик Александр Иванович Целиков - металлургия, академик Сергей Алексеевич Лебедев, автор проекта первой советской ЭВМ.

27 июля 1989 г. решением Государственного комитета СССР по народному образованию Московскому высшему техническому училищу имени Н.Э. Баумана был присвоен статус технического университета. МГТУ им. Н.Э. Баумана выпала честь стать первым техническим университетом в нашей стране.

Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Среди них — известные государственные деятели высокого ранга, выдающиеся генеральные и главные конструкторы, известные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты.

Деятельность
Обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает, аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являются научно-учебные комплексы , имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Их — восемь (см. в колонке справа). Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется на отраслевых факультетах , созданных на базе крупных предприятиях, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

Бауманский университет — один из трех вузов России (два других — МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса и кадра по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна — в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

В области международной деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет прием иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.

Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Это — участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.

Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое ощущение новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманизация подготовки специалистов позволяют МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.

Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития — тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.

Бауманский университет — национальный университет техники и технологий - проводит исследования по приоритетным и самым передовым направлениям науки, техники и технологий, базирующиеся на восьми технологических платформах. 32 компании включили МГТУ в свои программы инновационного развития. Сегодня наш университет реализует 90 крупных научных проектов по различной тематике. Бауманский университет — учредитель фонда «Сколково» .

В настоящее время стратегия Университета направлена на подготовку кадров для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны, в том числе: информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем и материалов; энергетика и энергосбережение; живые системы; безопасность и противодействие терроризму; транспортные и авиационно-космические системы; перспективные вооружения и военная техника .

Обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает, аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являютсянаучно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Их - восемь (см. в колонке справа). Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется на отраслевых факультетах , созданных на базе крупных предприятиях, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

Бауманский университет - один из трех вузов России (два других - МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса и кадра по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна - в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

В области международной деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет прием иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.

Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Это - участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.

Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое ощущение новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманизация подготовки специалистов позволяют МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.

Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития - тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.