Высшее техническое училище им н э баумана. История

Технический университет (МГТУ) имени Баумана - один из престижнейших российских вузов. Его история началась в 1826 году, когда по указу императрицы было создано учебное заведение, предназначенное для осиротевших детей русских поданных. Сегодня МГТУ имени Баумана - университет, диплом которого дает прекрасную возможность найти высокооплачиваемую работу как в России, так и за рубежом. История, подразделения и филиалы знаменитого вуза - тема статьи.

Основание

История университета началась в двадцатые годы XIX века. Учреждено оно было по указу императрицы Марии Федоровны, а особое развитие получило при Николае I. Уже в начале тридцатых годов в учебном заведении стали делать акцент на преподавании технических дисциплин. Официально годом основания является 1930-й. Тогда знаменитый МГТУ имени Баумана назывался совсем иначе - Московским ремесленным учебным заведением. Это название сохранилось вплоть до 1968 года.

В 1843 году московские газеты наперебой рассказывали об успехах первых выпускников МРУЗа. В прессе говорилось о достижениях бывших студентов московского училища, которые, окончив полный курс практического и теоретического обучения, проработали несколько лет в заводской сфере, а затем и сами стали управлять фабриками. Выпускников этого учебного заведения было тогда не так много, по сравнению с тем количеством счастливчиков, которые в наши дни ежегодно получают дипломы МГТУ имени Баумана. А потому фабрик хватило на всех.

Императорское Московское техническое училище

Такое название будущий МГТУ имени Баумана приобрел в 1868 году. Статус "императорский" присваивался довольно редко и ко многому обязывал. Такое звание заурядным не давали. ИМТУ, наряду с несколькими подобными учреждениями (которых в то время в стране было совсем немного) призвано было готовить инженеров для отечественных промышленных предприятий. Дело в том, что в середине девятнадцатого столетия в этой сфере работали преимущественно иностранцы. Требовались высококвалифицированные российские кадры, для подготовки которых в ИМТУ было создана уникальная образовательная система. К концу столетия учебное заведение вышло на европейский уровень. Более того, было причислено к числу лучших политехнических школ мира.

Московское высшее техническое училище

События 1917 года не могли не отразиться на истории МГТУ имени Баумана. Москва спустя год снова стала столицей, в стране началась разруха, к власти пришли большевики. Это все не лучшим образом отразилось на системе образования. Количество студентов резко сократилось во всех заведениях, в том числе и в Московском высшем техническом училище - именно так называлась тогда легендарная "Бауманка". Кстати, название очередной раз изменили в 1930 году. На протяжении тринадцати лет вуз именовался механико-машиностроительным институтом им. Баумана. Стоит сказать несколько слов о человеке, в честь которого назван лучший столичный технический вуз.

Николай Эрнестович Бауман

Этот человек не был великим ученым. Он был одним из тех, кого заразил революционный дух свободы. Родился Бауман в 1873 году, учился в Казанской гимназии, где и увлекся марксистской литературой. В начале века Бауман был сослан в Вятскую губернию. Затем, по революционной традиции, бежал в Германию, где и познакомился с Лениным. Николай Бауман погиб в 1905 году, не дожив до важных событий в истории страны и не побывав ни разу в стенах учебного заведения, которое более полувека носит его имя.

После войны

Свершилась победа над гитлеровской армией. Страну нужно было поднимать из руин, что невозможно в условиях отсталой промышленности. Необходимы были новые кадры - квалифицированные инженеры. Стоило также укрепить вооружение, дабы никому больше в голову не пришло ступить своим вражеским сапогом на советскую землю. В МГТУ (тогда МВТУ) открылись новые факультеты. Кроме того, началась работа по исследованию космоса. В 1948 году в высшем техническом училище был создан факультет ракетной техники, история которого тесно связана с именем такого выдающегося ученого, как Сергей Павлович Королев.

Но изменения коснулись не только структуры вуза, но и студенческого состава. Всесоюзная пролетаризация диктовала условия, которые прежде всего должны были соблюдать лучшие вузы страны. В жизни преподавателей МВТУ начались непростые времена. Ведь они привыкли к совершенно другим студентам и работать с практически неграмотными учениками не умели. Представители пролетариата на рабфаке составляли абсолютное большинство. Со студентами этого факультета, созданного еще в двадцатые годы, у педагогов сложились сложные отношения, о чем свидетельствуют многочисленные очерки, посвященные истории "Бауманки". Тем не менее вуз пережил этот непростой период. С каждым годом он укреплял свою научную базу и уже значительно позже, в середине девяностых годов, официально вошел в число ценных объектов культурного наследия России.

Говорить об истории Московского технического университета можно бесконечно. Для раскрытия этой темы не хватило бы и книги. А ведь стоит еще уделить внимание и подразделениям, которые имеются в МГТУ имени Баумана.

Факультеты

  • Фундаментальные науки.
  • Радиоэлектроника и лазерная техника.
  • Информатика и система управления.
  • Специальное машиностроение.
  • Робототехника и
  • Инженерный бизнес и менеджмент.
  • Машиностроительные технологии.
  • Энергомашиностроение.
  • Биомедицинская техника.
  • Лингвистика.
  • Социальные и гуманитарные науки.
  • Международные образовательные программы.
  • Физкультурно-оздоровительный.

Сегодня в университете работает более трех тысяч преподавателей. С 2012 года ректор МГТУ им Баумана - А. А. Александров.

Здания

Главный корпус университета разделен на две части и находится по адресу: ул. 2-я Бауманская, дом 5. стр. 1. Сообщение между подразделениями осуществляется по второму, третьему и четвертому этажам. В составе МГТУ также есть учебно-лабораторный копус, открытый не так давно - в 2004 году. Это событие стало своего рода символом возрождения российской науки. К университету также относится научный центр "Роботехника" и три корпуса, один из которых находится в городе Красногорске.

У Московского государственного технического университета два филиала: в Калуге и Дмитрове.

Лицей при МГТУ имени Баумана

Здания этого учебного заведения расположено на юге Москвы. Цель лицея при МГТУ - углубленная подготовка по математике, физике и информатике учеников 7-11 классов. Основан он был 1989 году и тогда был известен как школа № 1180 при знаменитом техническом вузе. До 2006 года здесь обучались только ученики выпускных классов.

Обучение здесь бесплатное, но в восьмом и десятом классе лицеисты сдают переводные экзамены по физике и математике. В последний год обучения ученики проходят практику в МГТУ. Большая часть из них становится студентами этого университета, успешно сдав вступительные экзамены.

Обучение физике в лицее осуществляется в форме практических занятий, лекций и лабораторных работ. Программа по математике включает стандартный школьный курс и основы высшей математики. Из общего количества часов, на которые рассчитано двухгодичное обучение, треть отводится на лекции.

Сегодня МГТУ им. Н.Э. Баумана - крупнейшее высшее учебное заведение страны, осуществляющее подготовку более 16 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения на 14 факультетах по 56 специальностям. Научную и учебную работу ведут более 250 профессоров, докторов наук и около 1000 кандидатов наук.

А все начиналось в далеком 1826 году, когда по указу императрицы Мирии Федоровны были созданы "Мастерские разных ремесел" для мальчиков сирот воспитательного дома. Для этих целей был заново отстроен одним из лучших архитекторов того времени Д.Жилярди, сгоревший в 1812 году дворец в Немецкой слободе.

В 1830 году император Николай I утвердил положение, в котором мастерские получили официальный статус "Ремесленного учебного заведения". Начиная с этого времени зачисление в училище конкурсное. В течение почти 60-лет Московское учебное ремесленное заведение, а затем Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) находилось в ведомстве благотворительных заведений императрицы Марии Федоровны, а затем под непосредственным покровительством Императора.

Среди основателей научных школ ИМТУ того времени: А.С. Ершов, Д.К. Советкин, Ф.М. Дмитриев, .В. Летников, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, А.П. Гавриленко и др. Сейчас трудно себе представить, что нынешнее многоцветье научных направлений МГТУ имело своим истоком всего два: механическое и химико-технологическое.

В 1868 году был утвержден Устав, в первом параграфе которого сказано: "Императорское московское техническое училище есть высшее специальное учебное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков -строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов". Первыми кафедрами в Училище были: кафедра высшей математики, общей механики, общей и прикладной физики, построения машин, строительного искусства, технологии волокнистых веществ, общей химии, химической технологии. Их возглавляли профессора Ф.Е. Орлов, А.В. Летников, А.С. Владимирский и др. В это время в ИМТУ зародился "Русский метод обучения ремеслам", который сочетал в себе фундаментальную университетскую подготовку с базовым практически-прикладным обучением. Данный метод на Всемирной выставке в вене получил Большую золотую медаль.


Основную работу по созданию этой методики проделал Д.К. Советкин. Его метод - это научный анализ производственного процесса, обучающий разумному расходованию времени и сил (созданный задолго до Тейлора, считающегося на западе основоположником научной организации труда). После ряда выставок, метод, получивший название "РУССКИЙ" стали применять в разных странах. Ученые ИМТУ за свои разработки еще не раз удостаивались наград всемирных выставок за выдающийся вклад в развитие науки и образования.

Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль, получив сделанную специально по просьбе американцев коллекцию моделей для обучения инженеров по русскому методу, в восторге писал ректору ИМТУ В.К. Делла-Воссу: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В америке после этого никакая иная система не будет употребляться". Так развивался процесс взаимообогащения различных систем технического образования. Это подтверждает и следующее: На заре перестройки, когда было принято все кординально менять - институты преобразовывались в академии, техникумы в колледжи и институты и т.п., А.С. Елисеев, в то время ректор МВТУ им. Н.Э.Баумана, посетил все тот-же Массачусетского технологический институт, и опять ему там были представлены учебные планы кафедр МГТУ, по которым в то время шла подготовка специалистов у нас.

Русский метод 70-х годов XIX в. с развитием техники постоянно совершенствовался, и в 1903 г. ИМТУ получило всеобщее признание лучшего машиностроительного вузы Росии. К этому времени стало ясно, что не ручной труд в слесарной и токарной мастерских, а научно поставленный опыт в технически оснащенной лаборатории определяет развитие техники. И вскоре при непосредственной материальной поддержке русских промышленников и купечества были построены институт испытания материалов, гидравлическая, аэродинамическая и электротехническая лаборатории, институт технологии волокнистых веществ. В то время в МГТУ работали выдающиеся ученые и изобретатели: Н.Е. Жуковский, С.А. Федоров, Н.Ф. Чарновицкий, Н.А. Умов, П.Н. Лебедев, И.А. Каблуков, В.И. Вернадский, А.П. Гавриленко, В.И. Гриневецкий, П.П. Петров, И.П. Павлов, П.П. Лазарев, и др.


С начала XX века роль ИМТУ в технической и научной жизни страны постоянно возрастает. В училище формируются фундаментальные научные школы, вызванные интенсивным ростом промышленности и привлечением в училище выдающихся ученых. В области теоретической механики и аэромеханики работает "отец русской авиации" Н.Е. Жуковский со своими учениками - С.А. Чаплыгиным, Б.Н. Юрьевым, В.П. Ветчинкиным. Физическое направление представлено: П.Н. Лебедевым, П.П. Лазаревым, В.С. Щегляевым, С.И. Вавиловым. В области электротехники: К.И. Шенфер, К.А. Круг, Б.И. Угримов. Благодаря трудам А.С. ершова, П.Л. Чебышева, Д.И. Менделеева (почетного члена Педагогического совета ИМТУ), Н.Е. Жуковского и др. научная школа ИМТУ стала одной из первых научно-технических школ в Европе.

После 1917 г. училище претерпело ряд преобразований (см. генеологическое дерево). На основе МГТУ были образованы: ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НАМИ. В 1930 г. на базе факультетов МГТУ были образованы: МАИ, МЭИ, МИСИ, Академия противохимической защиты.

Но трудные годы преобразований не смогли надломить "ДУХ МГТУ". Уже к 1945 году в МГТУ было организовано пять факультетов. Особенно бурно в то время стали развиваться вопросы точного приборостроения, в связи с чем были образованы ряд профилирующих кафедр по точной механике, технологии приборостроения, автоматизированным информационным системам и ряд других. В дальнейшем на их основе вырос большой приборостроительный факультет. У колыбели новых кафедр стояли воспитанники училища, хранители его традиций, остро чувствующие новое, нацеленные на будущее.


Если на вопрос, заданный выпускнику МГТУ на западе "Что окончил?", ответить МГТУ им. Н.Э. Баумана, то не все смогут вспомнить о чем идеть речь, а если же сказать "Московский ракетный университет" - то сразу станет ясно практически любому. Такое название закрепилось за МГТУ на западе не случайно. В 1948 г. в МГТУ был создан факультет ракетной техники, с которым связана деятельность таких великих ученых как: С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев, В.И. Федосьева, В.Н. Челомей, В.П. Бармин.

Прогресс в области ракетостроения не возможен без мощных электронно-вычислительных систем. "Отец" советской электроники, академик С.А. Лебедев - выпускник МГТУ.Научная деятельность университета обогощает учебный процесс, являясь его основой. Процесс и система обучения в МВТУ позволяют говорить и о его научно-педагогических школах. Их основы основываются на трех китах:

  • Приоритете общенаучной и обще инженерной подготовки
  • Сквозной подготовки по материаловедению, технологиям и конструированию машин и приборов.
  • Глубокой подготовки по своей специальности.
В доказательство приведу один анекдот: Приходит выпускник-бауманец (приборостроительный факультет) устраиваться на работу на номерной завод. Что там делается конечно он не знает, а тот кто принимает его на работу сразу сказать не может. Кадровик спрашивает - "Ну что! молодой человек, сколько Вам надо времени на то, что бы спроектировать трактор?" - выпускник отвечает: - "На две недели больше, чем выпускнику машиностроительного факультета".

Среди выдающихся выпускников МГТУ сотни выдающихся ученых и конструкторов, космонавты, военноначальники и государственные деятели: Н.А. Доллежаль - главный конструктор ядерных реакторов, С.А. Лебедев - "Отец" советских быстродействующих электронно-вычислительных машин, генеральные конструктора самолетов: А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, главный конструктор ракетно-космических систем - С.П. Королев. Больше половины бортинженеров российских орбитальных космических станций - выпускники МГТУ.


Среди воспитанников Университета такие ученые и конструкторы, как: Н.Е. Жуковский, С.И. Вавилов, В.Г. Шухов, Б.Н. Юрьев, Е.А. Чудаков, В.А. Котельников, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, В.Я. Климов, С.А. Лебедев, В.Г. Грабин, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин, А.А. Архангельский, А.А. Микулин, А.И. Целиков, Г.Н. Николаев, Е.А. Федосов, Б.И. Шавырин, С.П. Непобедимый и др.

Наличие в МГТУ научных школ, связь с институтами Российской Академии наук, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями позволяет достичь крупных научно-технических результатов и обеспечить современный уровень учебного процесса. Многое из того, что делается науными коллективами МГТУ в области образования, науки, делается впервые не только в нашей стране, но и в мире.

Вся педагогическая и научная деятельность МГТУ связана с будущим. Это - участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, ориентация на новые экономические взаимоотношения в соответствии с требованиями времени. Сегодняшние выпускники университета - это инженеры, научные работники, руководители производства XXI века.

На рубеже 21 века Университет участвует в выполнении 27 научно-технических программ Минобразования РФ, в 6 из которых МГТУ является головной организацией, 13 научно-технических программ и 21 проекта Миннауки РФ, 39 грантов Минобразования РФ, 24 грантов РФФИ. В числе этих программ и проектов значительное место занимают научно-исследовательские работы в области приборостроения. В том числе: самая большая программа Минобразования РФ "Университеты России", "Конверсия и высокие технологии", "Неразрушающий контроль и диагностика", "Датчики", "Радиоэлектронные системы и приборы прогнозирования и контроля чрезвычайных ситуаций", "Космические системы", "Оптические технологии, техника и материалы", "Лазерные технологии", "Вычислительная техника, развитие и интеграция сетей" и др.

Обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает, аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являютсянаучно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Их - восемь (см. в колонке справа). Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется на отраслевых факультетах , созданных на базе крупных предприятиях, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

Бауманский университет - один из трех вузов России (два других - МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса и кадра по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна - в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

В области международной деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет прием иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.

Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Это - участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.

Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое ощущение новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманизация подготовки специалистов позволяют МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.

Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития - тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.

Начало МГТУ им. Н.Э. Баумана как самостоятельного учебного заведения было положено 5 октября 1826 года, когда вдовствующая императрица Мария Федоровна издала Повеление об учреждении при Московском воспитательном доме в Немецкой слободе «больших мастерских для разных ремесел, со спальнями, со столовою и прочими потребностями» и перемещении туда из Воспитательного дома всех ремесленных воспитанников.

1 июля 1830 года (по старому стилю) император Николай I утвердил « ». С этой даты и ведет свое летоисчисление первый технический университет России. Целью нового училища было обучение различным ремеслам в сочетании с глубокой теоретической подготовкой. К 1868 году качество обучения в «ремесленном учебном заведении» стало настолько высоким, что оно было реорганизовано в специальное высшее учебное заведение - Императорское московское техническое училище (ИМТУ).

Главной целью ИМТУ стало «образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков, и инженеров-технологов». ИМТУ достигло выдающихся успехов в технологических науках, в химической, пищевой и текстильной промышленности, в металло- и деревообработке, в механике.

Во всем мире была признана принятая в ИМТУ система обучения ремеслу будущих инженеров. "Русский" метод обучения ремеслам стал широко известен. Особенно после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене (1873), где он был удостоен Большой золотой медали. ИМТУ получило общее признание лучшего машиностроительного вуза России и вошло в ряд ведущих политехнических школ мира. Профессорами и преподавателями ИМТУ были выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, П.Л. Чебышев, С.А. Чаплыгин, А.С. Ершов, Д.К. Советкин, Ф.М. Дмитриев, А.В. Летников, А.П. Гавриленко.

В советское время, переименованное в Московское высшее техническое училище, МВТУ продолжает подготовку инженеров для машиностроения и приборостроения. В 1938 году в МВТУ открываются новые оборонные факультеты: танковый, артиллерийский и боеприпасов. В 1948 году к ним добавляется факультет ракетной техники.

Многие знаменитые ученые и специалисты закончили бауманский университет: академики Андрей Николаевич Туполев, Сергей Павлович Королев и многие другие конструкторы самолетов и ракет; академик Николай Антонович Доллежаль, автор проекта атомного реактора, академик Александр Иванович Целиков - металлургия, академик Сергей Алексеевич Лебедев, автор проекта первой советской ЭВМ.

27 июля 1989 г. решением Государственного комитета СССР по народному образованию Московскому высшему техническому училищу имени Н.Э. Баумана был присвоен статус технического университета. МГТУ им. Н.Э. Баумана выпала честь стать первым техническим университетом в нашей стране.

Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Среди них — известные государственные деятели высокого ранга, выдающиеся генеральные и главные конструкторы, известные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты.

Деятельность
Обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает, аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являются научно-учебные комплексы , имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Их — восемь (см. в колонке справа). Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется на отраслевых факультетах , созданных на базе крупных предприятиях, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

Бауманский университет — один из трех вузов России (два других — МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса и кадра по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна — в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

В области международной деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет прием иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.

Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Это — участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.

Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое ощущение новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманизация подготовки специалистов позволяют МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.

Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития — тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.

Бауманский университет — национальный университет техники и технологий - проводит исследования по приоритетным и самым передовым направлениям науки, техники и технологий, базирующиеся на восьми технологических платформах. 32 компании включили МГТУ в свои программы инновационного развития. Сегодня наш университет реализует 90 крупных научных проектов по различной тематике. Бауманский университет — учредитель фонда «Сколково» .

В настоящее время стратегия Университета направлена на подготовку кадров для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны, в том числе: информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем и материалов; энергетика и энергосбережение; живые системы; безопасность и противодействие терроризму; транспортные и авиационно-космические системы; перспективные вооружения и военная техника .

Ведущий технический вуз России, который находится в первой пятерке, как специализированных, так и общих рейтингов университетов. Программисты, закончившие Бауманку, известны во всем мире и востребованы не только в России, но и за рубежом.

Абитуриентам коротко о вузе:

Сегодня обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ им. Н. Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Основными структурными подразделениями Бауманского университета являютсянаучно-учебные комплексы , имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт. Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется наотраслевых факультетах , созданных на базе крупных предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге. В МГТУ накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, которая ведется в Университете с 1934 года.

Бауманский университет — один из трех вузов России (два других — МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Сегодня Военный институт университета готовит офицеров запаса по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Специальности ФВО опираются на базовые специальности университета и углубляют подготовку высококвалифицированных специалистов по гражданской профессии. Институт состоит из пяти военных кафедр (одна — в Калужском филиале университета), кафедры гражданской обороны и учебно-военного центра. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета.

Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития — тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «Alma Mater», давшей им путевку в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.