Учебный полигон. Институт энергетики, ит и управляющих систем

В распоряжении института ЭИТУС есть собственный уникальный учебный полигон с реальным электрическим оборудованием, с удаленным управлением уличного освещения с помощью Интернета, на котором проводятся практические и лабораторные занятия. На полигоне обучаются не только студенты, но и практики-производственники – персонал филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго».

Рисунок 1 - Внешний вид учебного полигона

Учебный полигон представляет собой однотрансформаторную подстанцию с уровнями напряжения 35 и 10 кВ, представляющую аналог одной из районных подстанций. Питание полигона осуществляется одноцепной линией 35 кВ, выполненной сталеалюминевым проводом АС-50/8. Провод закреплен на металлической опоре У 35 - 1. Однолинейная схема учебного полигона представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Однолинейная схема учебного полигона и вид сверху

Линейные провода ЛЭП закреплены при помощи подвесных полимерных изоляторов в вершинах треугольника. В качестве изоляторов используются полимерные изоляторы ЛК 70/35-III. Ввод в ОРУ 35 кВ выполнен гибкой ошиновкой, проводом АС-50/8. ОРУ 35 кВ представляет собой сварную рамную заземленную конструкцию. К ОРУ провод ВЛ-35 кВ прикреплен при помощи фарфоровых опорных изоляторов ИОС-500-01 УХЛ. Расстояние между фазами 0,85 м.

От опорных изоляторов линия подводится к разъединителям горизонтально-поворотного типа РНДЗ-2-35 кВ. Разъединитель РНДЗ-35 кВ оснащен двумя комплектами заземляющих ножей с ламелями, а также оснащен механических приводом. В ОРУ 35 кВ установлен масляный выключатель ВМ-35 кВ, который рассчитан на силу тока 600 А, с отключающей способностью 400 МВА. Выключатель управляется электромеханическими приводом постоянного тока типа ШПЭ-11. После выключателя ВМ-35 кВ установлены 3 разрядника РВС-35 кВ с максимальным рабочим напряжением Uр = 40,5 кВ. Разрядник и масляный выключатель соединены между собой гибкой ошиновкой проводом АС-50/8.

А) б)

Рисунок 3 - Разъединитель РНДЗ-35 кВ (а) и масляный выключатель ВМ-35 кВ (б)

ОРУ 35 кВ связано с понижающим силовым трансформатором FTDO 1250/35 проводом АС-50/8. Мощность трансформатора – 1250 кВА, год выпуска 1961, производства ГДР. Трансформатор понижает напряжение от уровня 35 кВ до уровня 10 кВ. Трансформатор установлен на металлической раме, соединенной с ОРУ. Система охлаждения трансформатора: масляное естественное охлаждение. Внешний вид трансформатора представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Внешний вид силового трансформатора FTDO 1250/35

От трансформатора FTDO 1250/35 осуществляется ввод гибкой ошиновкой в ячейку КРУН - 10 кВ. План и вид сбоку учебного полигона представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - План и вид сбоку учебного полигона

КРУН - 10 кВ - комплектное распределительное устройство наружной установки, Uном = 10 кВ. КРУН - 10 кВ состоит из 4-х ячеек. Внешний вид ячеек КРУН - 10 кВ представлен на рисунке 6.

1) Ячейка ввода 10 кВ. Ввод в первую ячейку осуществляется через опорно-проходной изолятор ИПТ-10 кВ (фарфоровый). Далее в ячейке 1 установлен разъединитель РВЗ-10-630 с двумя заземляющими ножами. Заземляющие ножи разъединителя имеют блокировки от непреднамеренного включения. После разъединителя на фазах А и С установлены измерительные трансформаторы тока для работы средств РЗ и А. Далее установлен масляный выключатель ВПМ-10-20-630 У2. С выключателем ВПМ-10-20-630 У2 установлен управляемый привод типа ПП-67.

2) Вторая ячейка КРУН представляет собой ячейку ТСН. Ввод в эту ячейку выполнен ошиновкой непосредственно от силового трансформатора через разъединитель и предохранители 10 кВ. Ввод выполнен гибкой ошиновкой проводом АС-50/8 через опорно-проходные изоляторы ИПТ-10 кВ. Далее установлен разъединитель РВЗ-10 кВ. После разъединителя установлены плавкие предохранители типа ПКН-10 кВ. После разъединителя установлен трансформатор собственных нужд: ТМ-63, Sном = 63 кВА. ТСН используется для питания собственных нужд подстанции, а также для питания цепей РЗ и А. Для этого ячейка ТСН подключена ошиновкой параллельно КРУН.

3) Ячейка отходящей линии 10 кВ. Ввод в ячейку 3 выполнен жесткими шинами прямоугольного сечения 50×6 мм. Ячейка 3 представляет собой ячейку с выкатным элементом (тележкой) производства компании «Самара электрощит». В ячейке установлены разъединитель РВЗ-10-630, вакуумный выключатель ВВ/TEL – «Таврида электрик» ВВ/TEL-10-12,5/630 У2. Тип блока управления – ВВ/TEL-10. В ячейку №3 установлен прибор контроля и учета потребляемой электроэнергии.

4) В ячейку №4 установлен измерительный трансформатор напряжения НАМИ-10, трансформатор напряжения подключен через разъединитель РВЗ-10 и три плавких предохранителя ПН-10 (по одному на каждую фазу). Обмотки трансформатора напряжения подключены по схеме звезда – звезда – разомкнутый треугольник. К обмоткам трансформатора напряжения подключен вольтметр и следующие средства РЗ и А: контроль цепей напряжения; неисправность цепей; ЗРУ – резерв.

Рисунок 6 - Внешний вид ячеек КРУН - 10 кВ

На учебном полигоне проводятся ознакомительные экскурсии для студентов-энергетиков первого курса в рамках учебно-ознакомительной практики. Также выполняются лабораторные и практические работы по дисциплинам "Электрические станции и подстанции", "Эксплуатация систем электроснабжения", "Релейная защита и автоматизация систем электроснабжения", "Электрические системы и сети" и др.

Учебные полигоны и учебные тренировочные центры (УТЦ) являются составной частью учебно-материальной базы, используемой для практической подготовки студентов. Здесь решаются следующие учебные задачи:

изучение боевых порядков и размещения боевой техники, вооружения в реальных условиях;

привитие практических навыков в боевой работе как в составе отдельных номеров, так и в составе расчетов; повышение полевой и тактической выучки, приобретение навыков в управлении подразделениями, элементами вооружения;

изучение организации эксплуатации техники и вооружения, привития навыков в проведенин профилактических и регламентных работ, отыскании и устранении неисправностей; привитие навыков воинской службы в соответствии с уставами Вооруженных Сил СССР;

ознакомление с организацией службы войск.

Планирование занятий на учебных полигонах и УТЦ производится в соответствии с программами военной подготовки и тематическими планами военных кафедр.

Организационно учебные полигоны и УТЦ могут являться специальными подразделениями военных кафедр или учебными подразделениями войсковых частей и военно-учебных заведений, выделенных приказами командиров соединений (объединений) для обеспечения практической подготовки студентов по соответствующим военно-учетным специальностям.

Для решения всех поставленных задач учебные полигоны военных кафедр оснащаются учебно-боевой техникой и вооружением в соответствии с утвержденными табелями. Все элементы полигона (учебные поля, классы, аудитории, ангары, парки боевой техники, казармы, административно-хозяйственные сооружения и т. д.) оборудуются в строгом соответствии с воинскими уставами, наставлениями и руководствами служб. Организация учебного процесса и обязанности должностных лиц на полигоне регламентируются «Положением об учебном полигоне военной кафедры», утверждаемым ректором вуза. В «Положении» указываются цели и задачи полигона, порядок организации занятий, службы и быта студентов, функциональные обязанности должностных лиц полигона, порядок учета, хранения и эксплуатации материальной части и транспорта и т. д.

Общее руководство учебным полигоном возлагается на начальника военной кафедры. Для непосредственного руководства деятельностью полигона назначается начальник полигона из числа должностных лиц военной кафедры, предусмотренных штатным расписанием (например, начальником полигона может быть назначен начальник отделения учебной техники и тренировочной аппаратуры). Ему подчиняются все лица учебно-вспомогательного персонала, входящие в состав учебной лаборатории полигона. Начальник полигона отвечает за поддержание в исправном состоянии учебно-боевой техники и вооружения, проведение необходимых профилактических работ на них, материальное обеспечение учебных занятий, соблюдение режима и внутреннего распорядка, организацию жизни и быта сотрудников полигона и студентов, прибывших па практические занятия, соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности.

Личный состав учебной лаборатории полигона осуществляет подготовку техники и вооружения к занятиям, проводит комплекс всех видов технического обслуживания и регламентных работ, осуществляет ремонт техники, участвует в разработке и изготовлении учебно-методических материалов, принимает участие в проведении практических занятий со студентами.

Учебно-методическое руководство учебным процессом на полигоне осуществляется одним из начальников цикла, назначаемым приказом начальника военной кафедры на период сборов студентов. Он отвечает за выполнение учебного плана, методическую подготовку преподавателей, организацию и проведение занятий со студентами, проведение политико-воспитательных мероприятий. Ему подчиняются начальник сборов и все преподаватели, выделяемые для проведения сборов студентов.

Организационно занятия на полигоне могут проводиться в виде учебных сборов продолжительностью от одного до шести дней («военный день» или «военная неделя»). С этой целью на военной кафедре на каждый семестр разрабатывается учебный график выездов студентов на полигон, согласованный с учебными частями факультетов и утвержденный проректором по учебной работе вуза.

На период учебных сборов на полигоне студенты находятся на казарменном положении. Их жизнь и быт строго регламентируются положениями уставов Вооруженных Сил СССР. При выезде на полигон студенты могут переодеваться в специальную форму (комбинезоны, костюмы строительных отрядов, куртки и т. п.), либо выдаваемую на время сборов, либо закрепленную за студентами на весь период военной подготовки.

Занятия студентов проводятся в составе учебных взводов, полувзводов или отдельных расчетов. Перед началом занятий проводится обязательный инструктаж по правилам техники безопасности с отметкой в журналах инструктажа.

Завершение сборов на полигоне, как правило, осуществляется приемом зачетов по практической подготовке и приобретенным воинским навыкам.

При отсутствии собственных учебных полигонов практическая подготовка студентов военных кафедр может быть организована на базе учебных тренировочных центров (УТЦ) войсковых частей. С этой целью командирами соединений (объединений) издаются директивы об организации УТЦ в войсковых частях, имеющих соответствующую профилю военной подготовки боевую технику и вооружение. Как правило, такие УТЦ должны иметь удобное транспортное сообщение с военной кафедрой.

Ответственность за материальное обеспечение занятий, размещение и питание студентов в УТЦ возлагается на командира войсковой части. Его приказом назначается начальник УТЦ из числа его заместителей или командиров подразделений. В обязанности начальника УТЦ входит планирование работы центра, подготовка к занятиям материальной части, выделение инструкторов практического обучения и организация их методической подготовки совместно с преподавателями военной кафедры, обеспечение техники безопасности, режима и т. д.

Занятия в УТЦ организуются, как правило, путем однодневных выездов учебных взводов с таким расчетом, чтобы обеспечить качественную отработку учебных вопросов в составе небольших расчетов (2-3 студента на каждом рабочем месте).

Военная кафедра заблаговременно (не позже чем за 1 месяц) высылает в войсковую часть необходимую учебную документацию, списки студентов с указанием очередности подачи взводов по дням недели, рабочие тетради студентов. Начальник УТЦ совместно с выделенными преподавателями кафедры разрабатывает распорядок дня, расписание занятий, графики очередности смен на рабочих местах, план материально-технического обеспечения. Занятия на материальной части в соответствии с указаниями вышестоящих органов обеспечиваются дополнительным выделением моторесурсов и материально-технических средств.

Командир войсковой части в исключительных случаях, связанных с обеспечением боевой готовности, имеет право переноса занятий в УТЦ, о чем заблаговременно оповещается военная кафедра.

На полигонах и учебных тренировочных центрах отработка учебных вопросов должна проводиться в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке современного боя, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения, а также в других сложных условиях. Все это приучает студентов действовать инициативно в сложной обстановке, способствует воспитанию у них необходимых офицеру мо-р ально-психологических качеств.

Учебная мастерская – это специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащённое необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для ПО; ещё – это структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемых профессии машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской определяется спецификой содержания труда по разным профессиям. Учащиеся обучаются в учебных мастерских до 60 % времени , отводимого на ПО, если в них рационально сочетается решение учебных и производственных задач (это например, токари, фрезеровщики, сварщики, портные и т.п.).

При подготовке рабочих и специалистов по обслуживанию, наладке, ремонту сложного оборудования нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские. Учащиеся работают в мастерских общего профиля, осваивая общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные. На это отводится 15 – 20% времени .

Помещения для учебных мастерских , их планировка, оснащение, конструктивные варианты различны для различных профессий. Они зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, стиля его деятельности и др.

Рассмотрим общие требования к созданию учебных мастерских .

Комплекс учебных мастерских обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей – переходом на уровне 1 – 2-го этажа. Комплекс мастерских может быть и автономным зданием. Такое размещение имеет преимущества: возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях. Пыль, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе. Дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место, расположить оборудование общего пользования и дополнительное.

Помещения должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские , где устанавливается тяжёлое оборудование: станочное, кузнечное, сварочное, машиносборочное, ремонтное и т.п. располагаются на 1-ом этаже. Слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т.п. мастерские – на 2-ом – 3-ем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды ПО имеют освещённость в учебной мастерской , окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение . Учебные мастерские должны соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности . Учебные мастерские создаются на полную учебную группу , т.е. на 25 – 30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону .

В состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы . Они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую ; складские помещения и др. В здании учебных мастерских предусматриваются санитарно-бытовые помещения .

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования. Важно оснащать учебные мастерские хотя бы небольшим количеством современного оборудован ия, рассчитанного на реализацию новых технологий .Остальное учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения , дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации , предусмотренному ГОС профессионального образования.

Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащают оборудованием общего пользования . Его номенклатура и количество зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Важно и правильное оформление учебных мастерских, его стиль, эстетика рабочего места.

Рабочее место учащегося – это определённая часть площади учебной мастерской, лаборатории с наиболее оптимально расположенными на нём оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения работ, соответствующих требованиям программы.

Рабочее место учащегося должно отвечать основным учебно-техническим требованиям:

· типичность для профессии;

· современность конструкции;

· относительная простота в управлении;

· сравнительно небольшие габариты;

· оптимальная стоимость;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· безопасность в работе.

При оснащении рабочих мест предпочтение отдаётся универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большое количество трудовых приёмов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой ПО.

Рабочее место учащегося также оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой – наиболее «ходовыми» приборами, инструментами. Набор инструментов подбирается с учётом их универсальности, стоимости, частоты применения. Другие инструменты, приборы выдаются мастером, они хранятся в кладовой. На рабочем месте должны быть приспособления для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации. Планировка рабочих мест зависит от характера оснащения, типичной продукции, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения. Свет на рабочие места должен падать слева (в слесарных мастерских); справа (станочные мастерские), спереди , но не сзади от учащегося.

Нормативы размещения оборудования различны в мастерских для разных профессий. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков.

Рабочее место мастера производственного обучения – это определённая часть площади учебной мастерской, оснащённая с учётом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом ПО.

В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера (РММ) является центральным. Располагается на помосте (подиуме) высотой 30-40 см и площадью 7-12 кв. м для хорошего обзора всех рабочих мест. Все учащиеся при этом видят мастера.

Устройство и оснащённость РММ зависит от специфики будущей профессии, возможностей учебного заведения.

К обязательному оптимальному оснащению РММ относится:

o рабочий стол, стул, классная доска ;

o дидактические и технические средства обучения ;

o учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам;

o устройства для демонстрации трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);

o сидячие места для учащихся во время инструктажа ;

o устройство для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т.п.);

o устройства для демонстрации дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);

o специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и включения энергии электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.;

o специальный стол для приёмки выполненных учащимися учебно-производственных работ .

К дополнительному оснащению РММ относится:

· комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств (методический шкаф);

· пульт дистанционного управления техническими средствами обучения; средствами сигнализации и подачи общих команд всем учащимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся;

· комбинированная (интерактивная, электромагнитная) доска-экран для демонстрации экранных пособий;

· контролирующие и «обучающие» устройства, электрифицированные щиты и схемы;

· информационно-компьютерные устройства.

При наличии возможностей в учебной мастерской дополнительно организуют препараторскую . В ней хранятся технические средства, устанавливаются шкафы и стеллажи для хранения оборудования, средств оснащения уроков и занятий, приспособления для их ремонта. Организуя рабочее место, опытные мастера ПО имеют на нём все необходимые справочные материалы, учебники, стандарты, учебные пособия по соответствующей профессии. Всё это вносит порядок и правильную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.

Учебный полигон – это учебное подразделение профессионального образовательного учреждения. Он организуется для создания условий для ПО по профессиям, требующим хорошо отработанных профессиональных навыков к моменту прохождения производственной практики. На учебных полигонах , как правило, проходят начальные этапы ПО учащиеся по профессиям механизаторов сельского хозяйства; водителей различных транспортных средств, машинистов строительных, горных, шахтных машин и механизмов, монтажников и др. Учебные полигоны оснащаются необходимым производственным действующим оборудованием, системами его обслуживания, испытательными стендами, тренажёрами, другим учебно-производственным оборудованием. Это позволяет организовывать производственное обучение, максимально приближенное к реальным условиям. Учебные полигоны для ПО учащихся по профессиям механизаторов сельского хозяйства, водителей, машинистов имеют специально оборудованные участки для проведения упражнений по практической отработке навыков вождения транспортных средств.

    - (греч., от polys многий, и gonia угол). 1) многоугольник. 2) место за городом, где происходит артиллерийское учение, пальба из орудий. 3) в фортификации: линия, соединяющая углы двух смежных бастионов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    Полигон участок суши или моря, который предназначен для испытаний различных видов техники, оружия, боевых средств, а также для боевой подготовки войск. Содержание 1 Классификация полигонов 1.1 По времени работы 1.2 По назначению … Википедия

    УЧЕБНЫЙ, ая, ое. 1. Относящийся к учению, обучению. У. год. Учебное пособие. У. предмет. У. план. У. патрон (в отличие от боевого). 2. Такой, где производится подготовка, тренировка для какого н. рода службы, связанной с подготовкой, тренировкой… … Толковый словарь Ожегова

    Полигон профессионально-психологической подготовки - ПППП (иначе говоря, учебная база для профессионально психологической подготовки) представляет комплекс участков территорий и помещений, специально оборудованных и снабженных учебными средствами для практической отработки профессиональных действий … Энциклопедия современной юридической психологии

    В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полигон (значения). Полигон участок суши или моря, который предназначен для испытаний различных видов техники, оружия, боевых средств, а также для боевой подготовки войск. Содержание 1… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полигон (значения). Военный полигон объект для проведения войсковых учений (учебный полигон) или испытаний вооружений и военной техники (испытательный полигон). Военные полигоны имеются во… … Википедия

    2 й Государственный центральный испытательный полигон … Википедия

    Координаты: 50°07′00″ с. ш. 78°43′00″ в. д … Википедия

    Семипалатинский полигон - 31 мая 1995 года на бывшем Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. Семипалатинский полигон (СССР, ныне Республика Казахстан) представлял собой обособленную, строго охраняемую территорию, которая предназначалась для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Москва-Тула. Путеводитель , Марцев П. А.. Путеводитель для автобусных экскурсоводов и путешественников на автомобиле. Пример записи:`В селе Слободка была усадьба В. И. Хомякова - участника Отечественной войны 1812 г. Рядом…

В 1994 году из учхоза “Михайловский” на территорию Полевой опытной станции переведен учебный полигон для проведения практики по тракторам и сельскохозяйственным машинам у студентов всех факультетов академии. Действуя в составе Полевой опытной станции, он позволяет будущим специалистам освоить машинные технологии возделывания полевых культур, получить практические навыки по эксплуатации и обслуживанию сельскохозяйственной техники. В рамках дополнительного образования, студенты и все желающие, могут пройти обучение по программе подготовки трактористов-машинистов категорий “B”, “C”, “D”, “E”, “F”.

Совместно с Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники г.Москвы сотрудники Учебного полигона организуют проведение экзамена на получение допуска к управлению самоходными машинами и получение удостоверения тракториста-машиниста.

Прием экзамена на право управления самоходными машинами осуществляется в следующей последовательности:

1. теоретические экзамены - по безопасной эксплуатации самоходных машин и по правилам дорожного движения;

2. комплексный экзамен - по практическому вождению самоходных машин, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения.

Теоретический экзамен проводится путем опроса по билетам, утвержденным Главгостехнадзором России. Знания, показанные экзаменуемым в ходе экзамена, оцениваются по системе "сдал" - "не сдал". Оценка "сдал" выставляется, если экзаменуемый в отведенное время ответил правильно на 7 вопросов из 8 (Безопасная эксплуатация) и на 8 вопросов из 10 (Правила дорожного движения). В противном случае выставляется оценка "не сдал".

Лица, не сдавшие теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускаются. Повторный экзамен назначается не ранее, чем через 7 дней.

Практический экзамен состоит из двух этапов:

1. на закрытой от движения площадке;

2. в условиях смоделированного дорожного движения.

Первый этап практического экзамена включает следующие экзаменационные задания: см. ЗАДАНИЯ И СХЕМЫ . Экзаменационные задания выполняются экзаменуемым индивидуально. Последовательность выполнения задания, предусмотренных комплексом для конкретной категории самоходной машины, определяет экзаменатор. Первый этап практического экзамена в итоге оценивается по системе "сдал" - "не сдал". Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех заданий, предусмотренных комплексом для конкретной категории самоходных машин.

Второй этап практического экзамена в зависимости от возможного количества маршрутов, количества экзаменаторов и экзаменуемых проводится двумя методами:

1. несколько экзаменуемых поочередно совершают поездки по одному маршруту;

2. несколько экзаменуемых одновременно совершают поездки по разным маршрутам.

Маршруты и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяет экзаменатор. Второй этап практического экзамена оценивается по системе "сдал" - "не сдал".

Для оценки экзамена применяют перечень типичных ошибок, которые подразделяют на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки начисляются штрафные баллы:

за грубые - 5, среднюю - 3, мелкую - 1. Оценка сдал выставляется, если экзаменуемый не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5. Оценка "не сдал" выставляется, если сумма штрафных баллов составляет 5 и более.