75 лет оршанский авиаремонтный завод. Российско-белорусское информационное агентство

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

ГЛАВА 15

15.1. Особенности работы и требования

к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф

В любой ЧС возможности для оказания медицинской помощи ограничены, и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных ресурсов. Для этого необходима заблаговременная подготов­ка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных ус­ловиях при массовом поступлении пораженных.

При возникновении ЧС, резко усложняющей как общую, так и медико-санитар­ную обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в не­обычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасных объектах, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого числа пораженных, нуждающихся в скорей­шем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания медицинской помощи пораженным, проведения первооче­редных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, существен­но возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосред­ственного исполнителя этих мероприятий.

Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В сложных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновремен­но проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объём диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе ЧС организовать и в короткие сроки выполнить неотлож­ные мероприятия медицинской помощи по жизненным показаниям, кроме того, уметь оказывать такую помощь при транспортировке пораженных, оперативно ре­шать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факто­ров внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). Следует подчерк­нуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на ско­рейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пораженных в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. По этой причине экс­тренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.

Врачи всœех профилей должны в деталях знать перечень организационных и ме­дицинских мероприятий, которые крайне важно выполнять на догоспитальном этапе, причем, как правило, в районе (зоне) ЧС.

При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Выполнить эти обязанности он сможет лишь при всœе­сторонней подготовке как специалиста широкого профиля, который должен:

‣‣‣ хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учрежде­ний; организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противо­эпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

‣‣‣ знать возможные виды и особенности ЧС, в ликвидации которых данное зве­но службы медицины катастроф принимает участие;

‣‣‣ владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токси­кологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, специалисты которых могут работать в службе меди­цины катастроф;

‣‣‣ быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС), знать принципы работы ее сил и средств при ликвида­ции различных ЧС, организацию управления;

‣‣‣ знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицин­ских служб на соответствующей территории (в регионе), места расположе­ния их формирований и учреждений, которые могут привлекаться для ликви­дации медико-санитарных последствий ЧС;

‣‣‣ уметь правильно и быстро оценивать обстановку в районе ЧС, принимать всœесто­ронне обоснованные решения, своевременно и четко ставить конкретные задачи исполнителям, осуществлять действенный контроль и оказывать им помощь.

Вместе с тем, специалист-управленец отвечает за создание и поддержание в под­чинœенном ему коллективе нормальных деловых взаимоотношений, способствующих более эффективному решению возлагаемых задач.

15.2. Система подготовки кадров

службы медицины катастроф

Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф с силами быстрого реагирования и постоянной готовности предопределила специальную подготовку не только штатного личного состава формирований и учре­ждений службы, но и многих других специалистов здравоохранения, а также спасате­лей, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи пора­женному населœению в ЧС.

Характер медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует о крайне важно сти знания медиками не только возможной патологии и лечебно-эвакуационной характеристики пораженных в различных ЧС, основ и стандартов оказания экстренной меди­цинской помощи, но - и это главное - организации медико-санитарного обеспечения населœения в сложных экстремальных условиях.

Последнее обстоятельство и побудило осуществлять подготовку медицинских кадров к деятельности при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Первоначально (с 1990 ᴦ.) она стала осуществляться в институ­тах усовершенствования врачей (последипломного образования), а затем и в меди­цинских высших (с 1992 ᴦ.) и средних специальных медицинских (с 1995 ᴦ.) учебных заведениях. Подготовка спасателœей по вопросам медицины катастроф была организо­вана и ведется с 1992 ᴦ.

Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицинœе катастроф в Рос­сийской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной (рис. 53).

Базовая (додипломная) подготовка в медицинских ВУЗах проводится по программе медицины катастроф на клинических кафедрах и предусматривает обуче­ние будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при раз­личных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, возникших вследствие ЧС. Ос­новные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учре­ждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф, а ряд тем, касающихся особенностей са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучается на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицинœе катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, исходя из профиля факультета͵ от 114 (на фармакологическом) до 260 (на лечебном) учебных часов.

В соответствии с рекомендациями Государственного комитета Российской Фе­дерации по высшему образованию и МЧС России для других ВУЗов (не медицинско­го профиля) базовая специальная подготовка по дисциплинœе ʼʼБезопасность жизне­деятельностиʼʼ должна осуществляться не менее чем по 136-часовой программе.

Комплексная подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по меди­цинœе катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипу­ляций доврачебной помощи.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения в медицинском учеб­ном заведении знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются па занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны.

Усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф проводится на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования по специально разработанным для них программам. Согласно ʼʼУнифицированной программе после­дипломного обучения врачей (провизоров) по медицинœе катастрофʼʼ 1997 ᴦ. па эту подготовку отводится от 72 до 90 учебных часов.

Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохра­нением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицин­ской службы гражданской обороны (МСГО) осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образова­ния. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.


Методическое руководство подготовкой по медицинœе катастроф осуществляет Минздрав России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для служ­бы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Мин­здрава России (приказ Минздрава России от 23.10.00 № 378). В совет входят ведущие специалисты, занимающиеся подготовкой медицинских кадров.

Совет изучает потребность в кадрах медицины катастроф и вырабатывает пред­ложения по организации их обучения, совершенствованию программ подготовки, осуществляет лицензирование учебной литературы, принимает участие в аттестации образовательных заведений с выдачей свидетельства на право подготовки специали­стов службы медицины катастроф и МСГО.

Начиная с 1994 ᴦ., важную роль в подготовке кадров службы медицины катаст­роф, особенно ее руководящего состава, занимала кафедра медицины катастроф Все­российского центра медицины катастроф ʼʼЗащитаʼʼ (ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ). Это связано с тем, что центр является головным научно-практическим учреждением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), где разрабатывается идеология развития службы, обобщается опыт работы регионального, территориального и местного уров­ней службы, имеются возможности для привлечения к учебному процессу руководи­телœей Минздрава России, службы медицины катастроф и высокопрофессиональных научных работников и профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов ᴦ. Москвы.

Приказом Минздрава России от 27.10.00 № 380 при ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ создан ин­ститут проблем медицины катастроф. В его состав входят кафедры медицины катаст­роф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины, научные лаборато­рии, отдел научно-технической информации с библиотекой.

Институт проблем медицины катастроф предназначен в основном для усовер­шенствования руководящего состава службы, разработки предложений по государст­венной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработки федеральных целœевых и научно-ис­следовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

На институт возложены головные учебно-организационные и методические функции по осуществлению образовательной деятельности по базовой (додипломной) подготовке, дополнительного профессионального и послевузовского образова­ния по организации медико-санитарного обеспечения населœения при ликвидации по­следствий ЧС.

При институте функционируют докторантура, аспирантура, ординатура. Инсти­тут проводит лицензирование высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации по медицинœе катастроф.

Основными формами подготовки руководителœей здравоохранения являются штабные тренировки, учения, деловые игры, а руководящего состава учреждений здравоохранения - объектовые тренировки и комплексные учения с объектами.

Для более широкого охвата медицинских кадров и эффективного использования потенциала существующих кафедр медицины катастроф используются такие формы и методы обучения, как выездные циклы, краткосрочные семинары, симпозиумы и научно-практические конференции.

Специалисты службы медицины катастроф высшей квалификации формируются также в процессе целœенаправленной научно-исследовательской работы, одним из ре­зультатов которой является диссертационная работа. В номенклатуру специально-

стей научных работников введена новая специальность 05.26.02 ʼʼБезопасность, за­щита͵ спасение и жизнеобеспечение населœения в чрезвычайных ситуацияхʼʼ. При ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ по этой специальности создан диссертационный совет.

Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвида­ции последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на прове­дение аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам отно­сятся и работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных зако­нодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателœей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (Приложение 31).

Аттестация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для РСЧС, и обеспечивает проверку профессиональной, физической и психологической готовности персонала к работе в ЧС. Для ее проведения созданы и работают федеральные, региональные и территориальные аттестационные комиссии. Эти комиссии предназначены также и для аттестации специалистов здравоохранения по специальности ʼʼБезопасность, защита͵ спасение и жизнеобеспечение населœения в чрезвычайных ситуацияхʼʼ (рис. 54).

Успеху подготовки медицинских кадров службы медицины катастроф способст­вует своевременное издание учебников, монографий, учебных пособий.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе меди­цины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в при­надлежащих им учебных заведениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации на Минздрав России возложено методическое руководство подготовкой кадров для ВСМК. Это определя­ет единство взглядов на данную проблему.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основными принципиальными положениями существующей в Российской Федерации системы подготовки медицинских кадров по медицинœе ката­строф являются:

‣‣‣ система подготовки медицинских кадров является государственной;

‣‣‣ медицинский персонал получает первичную (базовую) подготовку по меди­цинœе катастроф в соответствующих учреждениях среднего и высшего про­фессионального (медицинского) образования;

‣‣‣ уровень знаний и навыков по медицинœе катастроф постоянно совершенству­ется для обеспечения постоянной готовности всœех медицинских работников к работе в ЧС;

‣‣‣ подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицинœе катастроф, наряду с обучением по специальным (профессиональ­ным) вопросам, включает изучение организации и условий деятельности службы медицины катастроф, принципов организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;


‣‣‣ в системе подготовки кадров для службы медицины катастроф особое место занимает подготовка персонала органов управления, формирований и учреж­дений службы; она обеспечивает приоритетное и постоянное совершенство­вание навыков и умений, формирование морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в ЧС (фото 14);

‣‣‣ при подготовке руководящего состава службы медицины катастроф особое внимание уделяется выработке навыков управления;

‣‣‣ качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.

15.3. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны

Специальная подготовка личного состава МСГО является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполне­ния обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателœем готовности органа управления здраво­охранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.

В мирное время для подготовки к работе в состав штабов учреждений и формиро­ваний МСГО в обязательном порядке привлекаются работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с законодательством.

Специальная подготовка в органах управления здравоохранением и учреждени­ях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными ка­тегориями обучаемых, с учреждением или формированием в целом, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются ко­мандно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с форми­рованиями -тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и фор­мированиями МСГО устанавливаются организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учрежде­ний здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здра­воохранением и учреждений здравоохранения.

Усовершенствование руководителœей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации меди­ко-санитарного обеспечения населœения в военное время проводится на циклах тема­тического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на мест­ных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.

Приложения

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ" 2017, 2018.

В скором времени власти могут получить контрольный пакет акций Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ). Об этом TUT.BY рассказали чиновник, бывший работник завода и источник, близкий к одному из действующих акционеров.

Напомним, в 2012 году по распоряжению президента Беларуси госпакет акций ОАРЗ украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.

Источник, близкий к одному из действующих акционеров, говорит, что завод сильно подкосил «конфликт [России] с Украиной, в результате чего оказались полностью заблокированы российские поставки». Ранее «Мотор Сич» обеспечивал более чем на 80% потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. С прицелом на российский рынок украинская компания и выкупила белорусский завод, отмечали эксперты.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода. Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.

В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике». «О конфигурации сделки ничего сказать не могу. Но то, что это будет контрольный пакет, — однозначно», — сказал источник.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры». «За прошедшее время уже сменилось 5 руководителей предприятия. Завод испытывает финансовые проблемы. Заказов не хватает. Вместо этого люди убирают территорию. Очевидно, что должно быть принято какое-то кардинальное решение», — считает собеседник.

У холдинга «Мотор Сич» хватает забот в Украине.

Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам. В начале марта 2018 года президент страны Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

В «Белспецвнештехнике» отказались «комментировать слухи» и посоветовали обратиться в Госкомвоенпром. Там сказали, что не вправе давать комментарии, пока решение не будет принято.

Представитель «Мотор Сичи» отказался обсуждать «белорусский вопрос» и посоветовал обращаться к Богуслаеву. Получить комментарий у него не удалось.


Фото:ctv.by

Президент решил судьбу Оршанского авиаремонтного завода, он стал государственным

Собственника уже здесь нет. Собственники - вы. Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня", - заявил глава государства.

Если совсем коротко, официальная версия - активы ОАРЗ "забрали" у Вячеслава Богуслаева за невыполнение обязательств, взятых на себя в инвестиционном договоре, которые расследовала бел Генпрокуратура.

Что говорилось в отчете Комитета Государственного Контроля Беларуси: «Можно говорить о серьезных нарушениях законодательства со стороны бывшего руководства завода, назначенного украинским акционером, и должностных лиц «Мотор Сич». Данные нарушения привели к срыву ряда контрактов, заключенных с иностранными предприятиями, а также белорусским заказчиком, финансируемым из бюджета (Например: в 2017 году не был выполнен в срок заказ по ремонту вертолетов для белорусской армии). Вызывает сомнение стоимость поставленных на завод материальных активов, а также обоснованность их отнесения к инвестициям ».

В начале 2018 года стало известно, что общая задолженность ОАРЗ составляет $35 млн, тогда как выручка в 2017-м была менее $13 млн. Комитет государственного контроля (КГК) Беларуси заявил, что оршанский завод задолжал акционерам-инвесторам более $20 млн, из которых «Мотор Сич» — $18,7 млн.

Подробнее:

От разных источников исходила масса версий, почему "не пошел" белорусский бизнес Богуслаева. Заслуживающие доверия сводятся к тому, что на официальный Минск из-за сотрудничества с компанией Мотор Сич в равной мере давили и Москва, и Киев. В Кремле после начала конфликта с Украиной возмутились не столько производством вертолетов, сколько плохо скрывавшимися планами Лукашенко наладить производство собственной крылатой ракеты Аист.

Российское аналитическое издание Бортовой журнал писало в 2015 году: « Учитывая чересчур тесные белорусско-украинские отношения, перспективы создания белорусской крылатой ракеты Аист становятся куда более отчетливыми. В 2012 году, когда «Мотор Сич» было продано 60% акций ОАРЗ, одним из условий сделки было производство газотурбинных двигателей. С учетом современных реалий, очевидно, что в Орше готовятся (или уже готовы) наладить выпуск ракетных двигателей МС-350 или МС-400 для нужд Белоруссии. К слову, именно на базе МС-400 Китай в 2009 году создал собственную крылатую ракету CJ-10, весьма похожую на украинский аналог Коршун. Не случайно Минск выбрал Пекин в качестве партнера по созданию своей реактивной системы залпового огня «Полонез ».

— После 1991г., «Мотор Сич» унаследовала конструкторскую документацию на малогабаритный турбореактивный двигатель Р-95-300 и продолжала их производство для заказчиков из России. Однако в РФ велись работы по импортозамещению двигателей для крылатых ракет.Теперь на всех российских крылатых ракетах используются двигатели ТРДД-50 российского же производства. Это значит, что «Мотор Сич» лишилась главного рынка малоразмерных газотурбинных двигателей. Однако в Украине создали собственные версии Р-95-300 (МС-350 и МС-400), и компания получила право их свободной продажи. Но понятно, что попытка Беларуси выпустить собственную крылатую ракету совместно с украинцами вызвала крайнее раздражение у российских военных— говорит белорусский военный эксперт Александр Алесин.

Есть мнение что, Москва поставила Минску условие: либо белорусское руководство прекращает сотрудничество с « Мотор Сич», либо российская военная техника больше не будет проходить ремонт и модернизацию на белорусских предприятиях. А второй вариант означает потерю значительной части доходов и необходимость закрывать важные для Беларуси предприятия ВПК.

Из Киева также шло давление на официальный Минск — там многим не нравилось желание Богуслаева сотрудничать с россиянами в обход санкций. Еще в марте 2014 года Украина ввела запрет на поставку в Россию вооружений, военной техники и комплектующих. Однако украинско-белорусское предприятие в Орше могло вполне легально сотрудничать с российскими заказчиками. А допустить такое официальный Киев не мог и пригрозил сворачиванием двусторонней торговли, на что не мог согласиться уже Лукашенко.

Попытка Богуслаева создать на базе ОАРЗ эффективное зарубежное подразделение компании Мотор Сич споткнулась о совершенно разные интересы Минска, Москвы и Киева. Если бы проект оказался успешным, то Украина получила бы прибыль и рабочие места, в том числе на своей территории, на предприятиях-смежниках. Однако это во многом были бы деньги, полученные от российских военных, за модернизацию их военной техники.

Нынешний принудительный вывод Богуслаева из белорусского проекта — скорее частный эпизод. Более того, отказавшись от сотрудничества с Мотор Сич», официальный Минск сохранил стратегическую линию на развитие отношений с Украиной. Эти отношения в последние несколько лет становятся для Лукашенко все более важным противовесом огромному влиянию России на его страну.

Вряд ли Мотор Сич» полностью разорвет бизнес-отношения с белорусскими предприятиями.

Как говорят на ОАРЗ, там планируют продолжать ремонтировать белорусскую технику с использованием украинских узлов и деталей. Ми-8МСБ также будут собирать (пусть и в небольшом количестве) для собственных нужд страны.

Это старая тактика белорусской власти: если инвестиционный проект срывается или предприятие попадает в банкротство, то тогда государство выкупает акции этого предприятия обратно, — отмечает — отмечает белорусский военный аналитик Александр Алесин. — Возможно, что сейчас наш госвоенпром получил какие-то подряды на внешнем рынке на ремонт бывшей советской и российской авиатехники при поддержке России. То есть, это тот самый пряник, который Россия предложила вместо украинского проекта. Всё дело в том, что авторские права на большинство самолетов советской разработки принадлежат России, и тот, кто хочет ремонтировать российские самолеты, должен получать от российских конструкторских бюро разрешение. Думаю, у Беларуси в перспективе такой проект имеется.

Белорусская предыстория :

В 2012 году, согласно распоряжению президента, госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Однако в силу разных причин, в том числе из-за российско-украинского конфликта, не все обещанное удалось осуществить.

По итогам 2012 года предприятием получена чистая прибыль в размере 28 млн рублей. Прибыль от реализации составила 1 млрд 56 млн рублей. Выручка от реализации товаров и услуг - 90 млрд 482 млн рублей. Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 годам вырос в 3 раза и составил около 7 млн долларов. За счет средств инвестора приобретены три станка с ЧПУ. В 2013 году планируется приобретение еще 13 станков с ЧПУ. В 2012 году внутренних белорусских заказов у предприятия не было. Но большинство работ выполнено для белорусских спецэкспортеров, а потому они не отражаются в документах как экспорт. Средняя зарплата за февраль 2013 года составила 3 млн 400 тысяч рублей. За счет инвестора Оршанский авиаремонтный завод оборудовал новую столовую для работников предприятия и завершил реконструкцию общежития семейного типа. На собрании принято решение не выплачивать дивиденды, а направить эту сумму на дальнейшее развитие социально-бытовой инфраструктуры.

В 2012 году ОАО «Мотор Сич» заключило с холдингом «Вертолеты России» соглашение, согласно которому в течение последующих 5 лет компания получила право поставлять в Россию до 270 авиационных двигателей ежегодно.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старалось максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно предпринимались попытки диверсифицировать номенклатуру выпускаемой продукции и за счет этого загрузить простаивающие производственные мощности.

Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и угрожал вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.

В 2014-м в Орше был налажен выпуск белорусско-украинского вертолета Ми-8МСБ.

А далее случилась российско-украинская война. По понятным причинам, заказы из России резко сократились. И россияне перестали поставлять в Оршу необходимые запчасти. А ведь по первоначальному бизнес-плану предусматривалось, что 80% заказов будут поступать из России (и не менее половины их - от российских военных).

«Конфликт между Россией и Украиной нас сильно подкосил. Начали вешать ярлыки — мол, наши вертолеты воюют в зоне АТО, мол, мы тут ремонтируем вертолеты с боевыми повреждениями и с украинскими трезубцами, — вздыхает Садовой. — Ми-8МСБ — это гражданский вертолет. Все эти вертолеты у нас выкупает сам „Мотор сич“ . Дальше он может продать его своим силовикам. Но такие вопросы можно задавать по любой технике — по-разному можно использовать и Ми-17, и любой автомобиль… Естественно, военные свои вертолеты для ремонта из страны не вывозят. Пару лет назад у нас на заводе действительно стоял списанный боевой вертолет МИ-24 — украинский, из-за чего, наверное, и шум подняли. Его „Мотор сич“ забрал за долги, решив модернизировать и продать в Африку. Около года мы с ним работали. Даже пришлось вывозить через границу и ввозить через два дня обратно — из-за ограничений по режиму временного ввоза. Машина продана в Уганду, ни в какой зоне АТО ее нет. Вы же понимаете, такие поставки жестко контролируются государством, проходят через комиссию при Совбезе… А крайним пытались сделать Оршанский завод. Мы считаем это попыткой дискредитации».

Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на снова ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры».

Более месяца назад суд Толочинского района Витебской области приговорил бывшего директора Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) Владимира Троицкого к 4 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и конфискации имущества.

В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике».

А украинская сторона может вынести из этой истории свой урок. СБУ уже второй год расследует "подготовку к совершению действий, направленных на ослабление государства из-за разрушения стратегического предприятия ПАО "Мотор Сич"" (по статье 113 Уголовного кодекса - "диверсия").

Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам.

Богуслаев с прошлого года уже не "владелец" Мотор-сич.Он продал контрольный пакет акций (кажется з 100 млн.долл.) китайскому инвестору,из-за чего в Украине был скандал и открыто расследование. Так что по факту приобретения (и пока не отмены сделки) китайцы уже являются владельцами и Мотор сич и завода в Болбасово.

25 февраля 2015 г., между предприятием и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. был подписан меморандум о сотрудничестве , которое должно было трансформироваться в создание в городе Чунцин (КНР) завода по производству авиационных двигателей.

В рамках данного меморандума в Китай уже направилась группа украинских специалистов для налаживания производства. Кроме того, 6 апреля 2016-го "Мотор-Сич" получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited кредит в размере $100 млн под 0,3% годовых на срок 10 лет. Нетрудно заметить, что подобные условия кредитования нельзя назвать рыночными даже для ликвидных западных компаний, не говоря уже об украинских, чей кредитный рейтинг придавлен "мусорным" суверенным рейтингом.

В начале марта 2018 года президент страны Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

6 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ). 99,08% акций предприятия перешло под контроль госкомпании «Белспецвнештехника». Данную информацию TUT.BY подтвердили на самом предприятии.

«Сегодня состоялось внеочередное собрание акционеров. Бывшие крупные акционеры [ОАРЗ] передали свои акции „Белспецвнештехнике“. Также была утверждена структура корпоративного управления», — сказал представитель Оршанского авиаремонтного завода.

О том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет государству в лице спецэкспортера вооружений «Белспецвнештехника», источники TUT.BY еще в марте.

«Это была сложноструктурированная сделка. Многие документы имеют гриф ДСП. Поэтому много времени заняла передача акций», — сказал источник в госорганах. «Президент с [бывшими] акционерами быстро договорился. Они особо не возражали. Особенно когда открыто уголовное дело», — считает другой собеседник.

Напомним, в 2012 году по распоряжению Александра Лукашенко госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.

Завод сильно подкосил конфликт России с Украиной, в результате чего оказались полностью заблокированы поставки в РФ. Ранее «Мотор Сич» обеспечивал более чем на 80% потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. С прицелом на российский рынок украинская компания и выкупила белорусский завод, отмечали эксперты.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

По словам других источников, на предприятии сказался и личный конфликт между Богуслаевым и Садовым.

Во второй половине 2017 года положение на ОАРЗ ухудшилось.

27 апреля 2018 года самолет президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева из Беларуси. Сам бизнесмен улетел в Украину. 28 апреля на сайте Генпрокуратуры Беларуси появилось сообщение о начатой проверке на ОАРЗ.

Стоит отметить, что «Белспецвнештехника» значился одним из крупных заказчиков ОАРЗ. В частности, спецэкспортер вооружений оказывал услуги в странах Латинской Америки и Африки. С именем «Белспецвнештехники» связана дебиторская задолженность ОАРЗ за ремонтные работы, оказанные Венесуэле.

«Белспецвнештехника», получив в управление ОАРЗ, расширила список предприятий, к которым имеет отношение.

Компания «БСВТ — Новые Технологии» разрабатывает перспективную оптико-электронную технику для широкого спектра вооружений: от стрелкового оружия до зенитных ракетных комплексов.

«Авиационный учебный центр Даймонд» занимается летной подготовкой пилотов из стран СНГ и других регионов по контрактам, заключенным с «Белспецвнештехникой», обеспечивает авиационные работы в интересах министерств и ведомств и выполняет коммерческие полеты по согласованным маршрутам.

Сфера деятельности суданско-белорусского предприятия S&B Aviation Company — модернизация и обслуживание самолетов и вертолетов.

«Белпольлогистикс» оказывает услуги по транспортно-экспедиционной деятельности. Грузовой терминал «Бакуны» занимается перегрузкой, складированием, сортировкой, взвешиванием и экспедированием каменного угля, лесной продукции и других грузов.

С приходом в Оршу компании "Мотр Сич" связывались большие надежды. К сожалению, неосуществившиеся.

15 мая Генеральная прокуратура сообщила, что по результатам проверочных мероприятий в отношении бывшего генерального директора Оршанского авиаремонтного завода и должностных лиц его акционера - компании «Мотор Сич» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь (превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Основанием к возбуждению уголовного дела послужило причинение должностными лицами заводу ущерба в особо крупном размере, а также существенного вреда его интересам.

Ситуация далеко не рядовая. «Мотор Сич» - компания с мировым именем и один из лидеров в своей сфере. С её приходом в Оршу связывались большие надежды. К сожалению, неосуществившиеся.

Что такое Оршанский АРЗ . Предприятие создано на базе 571-го авиаремонтного завода (кстати, одного из 70 аналогичных предприятий, существовавших в СССР), который, дислоцируясь на аэродроме «Болбасово», осуществлял ремонт самолетов дальней бомбардировочной ракетоносной авиации Ту-16, Ту-22М2, Ту-22М3 различных модификаций.

После роспуска СССР предприятие лишилось традиционных заказчиков. Ракетоносная авиация осталась только в России. Где после сокращения её численности хватало и своих ремонтных мощностей.

С 1993 года завод специализируется на ремонте вертолетов. Оршанский АРЗ осуществляет капитальный ремонт и модернизацию военных и гражданских вертолетов Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26 всех модификаций, а также ремонт съёмного и несъемного

оборудования, комплектующих, агрегатов и систем, средств измерений и контрольно-проверочной аппаратуры этих вертолетов. Кроме капитального ремонта, завод осуществляет модернизацию вертолетов Ми-8 в санитарный, десантный вариант и другие варианты по документации разработчика.

Также на Оршанском АРЗ выполнялись разовые заказы по ремонту самолетов Ил-76 и Ан-26, которые состоят на вооружении ВВС многих стран мира. Для приемки таких самолетов, а также самолетов Ан-124, завод располагает аэродромом класса «Б».

С 2012 года основным акционером завода становится украинская компания «Мотор Сич».

Первым делом мы построим вертолеты . С появлением в Орше «Мотор Сич» были связаны надежды на создание собственного вертолётостроения. В результате глубокой модернизации старых советских вертолетов Миля от них, по сути, оставались только не убиваемые фюзеляжи. Поэтому производитель позиционировал свою продукцию как новые изделия. Речь в первую очередь идет о Ми-2 (МСБ-2) и Ми-8 (Ми-8МСБ).

В марте 2013 в ходе заседания акционеров ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» были озвучены планы по созданию на базе предприятия производства вертолетов МСБ-2 разработки украинской компании «Мотор Сич».

При этом акционеров трудно заподозрить в прожектерстве. Производство легких вертолетов на «Мотор Сич» было включено в программу развития экономики Украины на 2013-2014 годы, утвержденную постановлением Кабинета министров Украины № 187 от 27.02.2013. Планировалось организовать производство вертолетов МСБ-2 взлетной массой 4 т и вертолетов взлетной массой 5-6 т с ориентировочным внебюджетным финансированием в объеме 109,4 млн грн. и 632,6 млн грн., соответственно.

Ожидалось, что выпуск вертолетов МСБ-2 позволит заменить импорт в Украину 50 подобных легких вертолетов на сумму минимум USD100 млн и организовать экспорт 50 таких вертолетов. Еще больший эффект должно было дать производство новых вертолетов взлетной массой 5-6 т: замещение импорта в Украину 150 винтокрылых машин на сумму около USD 1,5 млрд и экспорт 250 таких машин на сумму околоUSD 2,5 млрд.

Весьма вероятно, что беларуские власти стремились перехватить инициативу и организовать производство вертолётов украинской разработки на оршанской площадке. Идеей собственного вертолетного производства живо интересовался лично Александр Лукашенко. Который умеет быть и настойчивым, и убедительным.

На начальном этапе «Мотор Сич» пользуется всесторонней поддержкой в Минске. Проект курируют чиновники высокого уровня - причем, Администрации президента Беларуси, а не Правительства, что было бы логичным. 23 сентября 2013 года в Центральном аэроклубе ДОСААФ проходит, по сути, презентация МСБ-2 и Ми-8МСБ от Оршанского АРЗ. Присутствуют в том числе и представители военно-дипломатического корпуса, аккредитованные в Минске. А также тогда ещё глава Администрации президента Андрей Кобяков, который проверяет Ми-8МСБ лично, совершив на нем полет.

Все формальности, связанные с национальной сертификацией авиатехники, проходят практически молниеносно, без волокиты, лишь подчеркивая интерес к проекту в Минске на самом высоком уровне.

Небольшими партиями в Орше начинают работы по проекту Ми-8МСБ. В 2014 году было модернизировано пять вертолетов, ещё 10 машин находились в производстве.

Привлекательность схемы для беларуской стороны была в том, что все машины у Оршанского АРЗ выкупал основной акционер - «Мотор Сич». Затем машины продавались на рынках Украины, Уганды, Венесуэлы, Перу, Судана, Нигерии, Йемена и других стран. Такая схема могла быть связана с отсутствием у Оршанского АРЗ своей товаропроводящей и сервисной сети. Вероятно, что завод зарабатывал лишь на услугах ремонта и модернизации. А основная добавленная стоимость оставалась у «Мотор Сич». Это наверняка и было расценено прокуратурой как причинение ущерба заводу в особо крупном размере.

В декабре 2012 году в Беларуси прошли лётные испытания транспортно-боевого вертолёта Ми-24 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В от «Мотор Сич». Машина показала значительно лучшие лётно-технические характеристики в сравнении с базовым вариантом. Весной 2015 года двигатель принимается на вооружение. В Украине, кстати, Ми-24 с новыми двигателями были продемонстрированы лишь в сентябре 2016 года.

Таким образом, можно говорить о проработке ремонта и глубокой модернизации в Орше машин трех типов Ми-2, Ми-8 и Ми-24.

Вертолётные амбиции беларуских властей не ограничивались сотрудничеством с «Мотор Сич». Так, пункт 9 межправительственного Соглашения о реализации программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года предусматривал, что до конца 2014 года должно быть закончено изучение вопроса по организации сборки в Беларуси для наших силовиков легких многофункциональных вертолетов на базе Ка-226Т и «Ансат». Это стало первым и единственным публичным упоминанием подобной возможности. Но тот факт, что эта идея попала в текст межгосударственного документа, свидетельствует о её значимости - по крайней мере, для одной из сторон.

В сухом остатке имеем совпадение вертолетных амбиций «Мотор Сич» и беларуских властей (очевидно, лично А. Лукашенко) на фоне внешне неплохих перспектив для их реализации.

«Эх, война, что ты, подлая, сделала» . Начало российско-украинской войны, с одной стороны, вызвало серьезную обеспокоенность (мягко говоря) в Минске. С другой, беларуские чиновники увидели в ней новые возможности: воспользовавшись разрывом российско-украинских связей организовать в Беларуси ряд производственных площадок по интересующим направлениям. Одним из которых виделось вертолетостроение.

2 апреля 2014 года в Барановичах, посещая ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» А. Лукашенко заявил, что заниматься только модернизацией и ремонтом существующей техники бесперспективно, а потому следует делать шаг вперед и самостоятельно осваивать выпуск новой, востребованной на рынках продукции. «В Беларуси должны производиться и самолёты, и вертолёты», - сказал он. По словам Лукашенко, для организации производства вертолётов есть подходящая площадка в Орше: «Что такое произвести сегодня в Орше вертолёт? Не проблема, если там будет «Мотор Сич» с двигателем. Двигатель есть, еще купить пару-тройку сложных приборов, которые, может быть, и не надо у нас производить. А всё остальное - бери и клепай, делай корпус».

«Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине. Момент нормальный… Его надо использовать не только для себя, но и для внешнего рынка и Российской Федерации», - предложил беларуский руководитель.

При этом беларуская сторона легкомысленно проигнорировала, что и для Киева, и для Москвы конфликт носит принципиальный характер. И помогать врагу с использованием беларуской территории ни одна из сторон не намерена. И у Оршанского АРЗ, который никогда не был рекордсменом по прибыльности, начались проблемы. Дело было не только в фактическом закрытии российского рынка для сбыта, но и блокировании поставок оттуда ряда важных комплектующих.

16 октября 2014 года А. Лукашенко проводит совещание с руководством «Мотор Сич» по поводу экономической ситуации и перспектив развития Оршанского АРЗ. О результатах не сообщалось. Но позднее появляется информация о создании в Беларуси крылатой ракеты «Аист» с украинским двигателем от «Мотор Сич». А также о возможности производства таких двигателей в Орше. Официально эти сведения не подтверждались и не опровергались. Поставки ракетных двигателей, а тем более технологий их производства - политически чувствительная тематика. Такие решения принимаются на высшем политическом уровне. Очевидно, что решение в Киеве приняли, и оно было негативным. В 2015-2016 годах политические отношения между Минском и Киевом были ещё вполне партнерскими. Но можно предположить, что одной из причин отказа стало негативное отношение к возможной ракетной сделке Запада.

«Мотор Сич» под ударом . Основным акционером «Мотор Сич» является Вячеслав Богуслаев. Герой Украины, известный промышленник и общественный деятель в этом году отпразднует свое 80-летие. Правда, обстановка вряд ли будет радовать: второй год В. Богуслаев является фигурантом уголовного разбирательства по факту попытки продажи контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компании и поставкам запрещенной продукции в Россию. Злые языки утверждают, что его даже помещали под домашний арест.

Очевидно, что ситуация не позволяет руководству «Мотор Сич» сосредоточиться на спасении своего беларуского актива.

В Минске поняли, что ни ракетных двигателей, ни вертолетов с «Мотор Сич» не получается. А потому приступили к возвращению Оршанского АРЗ под государственный контроль. И возбуждённое уголовное дело - это своеобразное предложение Богуслаеву обменять акции на доброту беларуских правоохранителей. Насколько попытка окажется успешной - покажет время.

Что будет с Оршанским АРЗ . Авиационный рынок - очень конкурентен и консервативен. Новых игроков там никто не ждет. Предприятию нужен стратегический собственник с успешным опытом работы на рынке. Сомнительно, чтобы Оршанский АРЗ вызвал интерес у иностранных инвесторов. Особенно, если Богуслаев заупрямится и вокруг предприятия начнется спор.

Пока что наиболее реалистично выглядит присоединение Оршанского АРЗ в качестве производственной площадки к флагману беларуской авиационной отрасли - 558-му АРЗ (Барановичи). У этого предприятия есть и компетентные управленцы, и успешный опыт работы. И будучи государственной компанией, 558-й АРЗ не будет сильно связан фактом вероятного спора вокруг контроля за оршанским производством между «Мотор Сич» и беларускими властями. Пожалуй, это не только самый реалистичный, но и самый лучший вариант.