123 арз старая. Авиаремонтный завод в старой руссе

В этом году одним из новых направлений развития нашей Объединенной авиастроительной корпорации стала поддержка жизненного цикла самолетов; и сегодня мы побываем на 123 Авиационном ремонтном заводе - самом крупном и успешном в городе Старая Русса.

1. Сегодня на летном поле и в заводских цехах стоит более 20 машин. Большинство из них были выпущены в 1985–1990 годах.



2. Срок службы Ил-76 на сегодняшний день - 40 лет. Перед специалистами завода стоит задача - разобрать воздушное судно, перебрать движки, выполнить необходимый ремонт, чтобы самолет мог надежно работать еще долгое время.

3. Только что прилетевшим на аэродром завода Илам предстоит провести здесь около пяти месяцев.

4. За это время с воздушного судна демонтируют агрегаты и двигатели, выполнят их ремонт, где потребуется, заменят начинку, заново покрасят, после чего будет установлен срок службы самолета до очередного ремонта, который составит 16 лет.

4. Большая часть машин предназначена для российских военно-воздушных сил (сегодня на вооружении ВВС состоит более 100 транспортных Ил-76).

7. Некоторые самолеты, специально доработанные под нужды иностранных заказчиков, улетят в Китай, Индию или Алжир.

8. Планируется, что выручка 123-АРЗ на 2015 год составит до 5 млрд рублей. По словам управляющего директора завода Андрея Сахарова, к августу текущего года завод выполнил до 80 % государственного заказа 2015 года.

9. Только за последние три года штат увеличился на 700 сотрудников - до 2 500 человек.

10. За несколько лет сотрудники предприятия смогли увеличить выручку в пять раз больше (по сравнению с 2000 годом) благодаря возрастающим объемам выпускаемой в рамках ГОЗ продукции и развитию экспортных программ.

11. В 1973 году Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова начало выпуск транспортно-десантных машин Ил-76.

Всего за годы работы выпустили около 950 самолетов. Более двух сотен из них до сих пор находится на службе российских вооруженных сил, часть числится во флоте частных авиакомпаний, остальные - у зарубежных заказчиков.

Производство Ил-76 в Ташкенте полностью прекращено в прошлом году, когда на доработку в Россию было отправлено два незавершенных борта. Зато у российских авиаремонтников фронт работ стал существенно расширяться.

12. Для того, чтобы избежать недоразумений с поставкой комплектующих, в Старой Руссе постепенно разворачивается собственное производство отдельных деталей и агрегатов. Список наименований подобных деталей для самолетов уже занимает несколько десятков страниц.

13. Новое оборудование нужно и для других видов работ: ремонта двигателей, винтов и прочих изделий

14. В большинстве цехов работы по реконструкции площадей либо еще идут, либо уже подходят к окончанию.

15. Перед покраской ненужные участки заклеивают бумагой. Надписи внутри готовы к нанесению.

16. В малярном цеху начинается покраска деталей.

17. Завод постепенно внедряет программу импортозамещения. Около 60 % наиболее востребованных деталей уже изготавливаются собственными силами. Болты, гайки, прокладки - все раньше приходилось закупать у поставщиков. Теперь эта проблема решена.

18. Имеющиеся резиновые детали во время капитального ремонта меняются полностью. Тем не менее, прежде чем пустить комплектующие в производство, необходимо пройти множество согласований с разработчиками и изготовителями - без письменного разрешения детали в серию не идут.

19. На заводе освоили и процесс изготовления стеклопакетов из ориентированного органического стекла, которые применяются на Ил-76. Ориентированное стекло - это разогретое при определенной температуре и растянутое по разным осям на заданную толщину особое стекло высокой прочности, и работа с ним требует профессиональных навыков.

20. На Ил-76 стоит порядка 88 стекол, и на каждое из них нужна своя пресс-форма. Для внутреннего и внешнего стекла они разные. Причем на предприятии собственными силами делают не только сами пресс-формы, но и стекла. Из 88 стекол на данный момент уже освоено 32.

21. К началу 2015 года на развитие производственно-технической базы и перевооружение производства было направлено более 2.1 млрд рублей. Эти средства пошли на строительство порядка 25 тыс. кв.м новых производственных площадей, реконструкцию аэродрома, склада ГСМ, а также трех производственных корпусов цеха по ремонту самолетов Ил-76 и Л-410.

В России сегодня летают десятки малых транспортных самолетов Л-410 чешского производства, которые, конечно, удобнее ремонтировать дома.

22. L410 в ангаре после испытательного полета.

23. Еще одним важным видом деятельности работы 123 АРЗ стал ремонт двигателей. Несколько лет назад двигательное направление натолкнуло руководство на идею развить не совсем профильное для завода направление энергетики. Так, в Старой Руссе отслужившие свой срок двигатели АИ-20 переоборудовали для установок теплоэлектростанций. Вот уже несколько лет электричество и тепло предприятие не закупает на оптовом рынке энергетики, а производит самостоятельно, снабжая часть близлежащих кварталов.

На территории предприятия реализован ряд необычных идей в области промышленного дизайна, посмотреть на которые приезжают жители как родной Новгородской, так и соседних областей.

24. Также в последние время все больше туристов стараются совместить экскурсию по местам Достоевского, который работал в тарой Руссе над романами «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» с посещением авиаремонтного завода.

Посмотреть на то, как осуществляется производство авиатехники, съезжаются не только представители различных промышленных предприятий, отдыхающие и школьники Новгородской области, но также жители Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. В течение года через музей завода проходит более тысячи экскурсантов.

25. За три прошедших года заводская территория преобразилась: появилась зеленая аллея, были установлены стальные макеты самолетов, выполнявших фигуры высшего пилотажа.

27. На территории предприятия находится много открытых водоемов. На самых больших рабочие установили фонтаны.

28. На сегодняшний день Россия и западные страны содержат сотни гражданских, военных и транспортных самолетов отечественного производства, срок эксплуатации которых составляет от двадцати до пятидесяти лет. Естественно, что каждое воздушное судно нуждается в периодическом ремонтном обслуживании.

29. Около года назад в состав ОАК вошло девять авиаремонтных предприятий, занимающихся ремонтом воздушных судов для министерства обороны и других ведомств.

30. Сегодня портфель заказов до 2025 года. Помимо транспортников Ил-76 здесь планируют обслуживать и новые машины.

2015-й год для АО «123 авиационный ремонтный завод» особенный, предприятие отмечает 75-тилетний юбилей. Завод прошел сложный трудовой путь от обычной мастерской до лидера сервисного обслуживания транспортных самолетов военной и гражданской авиации России. Безусловно, 75 лет - серьезный возраст, но останавливаться на достигнутом руководители завода и коллектив не собираются.

Сегодня АО «123 АРЗ» переживает время подъема. Благодаря системным преобразованиям, опираясь на многолетний опыт, повышая эффективность работы и динамично наращивая объемы производства, завод уверенно держится на рынке авиаремонтных предприятий.

Точка отсчёта

Начиналась история завода в 1935 году, когда командование Красной Армии приняло решение построить новый авиационный объект на окраине Старой Руссы. С января 1936 года началось строительство инфраструктуры объекта: жилых домов, школы младших авиационных специалистов, столовой, гаража, ангаров и взлетно-посадочной полосы.

В 1938 году на базе аэродрома и военного городка были сформированы 58-й и 44-й авиаполки, которые обслуживала 8-я авиационная техническая база. 6 августа 1937 года в составе 8-ой авиабазы создана 8-я авиаремонтная мастерская. Первоначально штат мастерской насчитывал 7 человек, ремонтные работы велись в деревянном сарае, который был укомплектован одним сверлильным станком, комплектом гаечных ключей, меховым горном, тисками и маленьким токарным станком «Удмурт» с движком «Л-3». Так, с небольшой мастерской началась история 123 авиационного ремонтного завода.

Директивой Главного Управления Красной Армии №1/5/178404 от 25 апреля 1940 года 8-я АРМ стала самостоятельным предприятием и начала именоваться 8-я САМ. Эту дату принято считать официальной датой рождения будущего «123 АРЗ».

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

В предвоенные годы, с 1938 по июнь 1941 года, личный состав 8-й САМ освоил ремонт самолетов ПО-2, Р-5, СБ, ТБ-3, авиационных моторов М-11. В годы Великой Отечественной войны мастерская базировалась сначала в Бежецке Калининской области, затем в Кирове, а весной 1944 года снова вернулась в Старую Руссу.

Работники мастерской внесли большой вклад в Победу. За четыре трудных военных года авиаремонтники вернули в строй 597 самолетов, 1040 авиадвигателей, 962 спецавтомашины, сотни пушек, пулеметов и другой техники. Работники 8-й САМ делали всё, что было необходимо для Военно-Воздушных Сил Советской Армии на фронтах Великой Отечественной. Из маленьких побед складывалась большая, великая, в неизбежности которой никто не сомневался даже в самые тяжелые дни.

4 апреля 1944 года, через два месяца после освобождения Старой Руссы, в разрушенный до основания город прибыли эшелоны с оборудованием и личным составом 8-й САМ.

С большим воодушевлением авиаремонтники восстанавливали предприятие из руин, спешили ввести в строй взлетно-посадочную полосу, практически уничтоженную фашистами. Не прекращались командировки на фронтовые полевые аэродромы: всё дальше на запад продвигалась с тяжелыми боями наша армия, а вслед за авиаполками двигались и работники 8-й САМ, возвращая в строй боевые машины.

В июле 1946 года 8-я САМ была реорганизована в 184-ю авиаремонтную авиабазу. В этот период начали ремонтировать самолет ЛИ-2 и двигатель АШ-62ИР. В 1952 году авиабаза получила наименование «123 АРЗ». В 1950-1960-е годы завод производил ремонт самолетов ПО-2, ЛИ-2, Ту-16, Ил-28, и двигателей АШ-62ИР, АМ-3, РД-3М.

1960-70-е годы – время грандиозного строительства производственных площадей, внедрения новых технологий и освоения ремонта турбовинтовых Ан-8, Ан-12. С 1962 года начали ремонтировать двигатель АИ-20. Именно в это время завод удостоился своих первых наград. Одна из самых памятных – Знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке», врученный коллективу предприятия командующим Военно-транспортной авиацией Г. Н. Пакилевым в 1976 году.

21 января 1985 года на аэродром «123 АРЗ» произвёл посадку первый Ил-76. А с весны 1987 года Илы стали ремонтировать в новом корпусе. В это же время шло освоение ремонта двигателя Д-30КП.

В 90-е годы 123 АРЗ был на грани банкротства, но благодаря грамотной работе руководства завод не просто устоял под шквалистым ветром перемен, а стал еще сильнее и вышел из кризиса с гордо поднятой головой. Первым среди авиаремонтных предприятий страны «123 АРЗ» получил Международный сертификат системы менеджмента качества.

В начале нового тысячелетия завод освоил ремонт лёгкого двухмоторного транспортного самолета Л-410 УВП ЭЗ, спроектированного чешским предприятием «Let», и двигателя НК-12.

Набирая высоту

В настоящее время АО «123 АРЗ» производит ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения: самолетов Ил-76, Л-410, двигателей Д-30КП/КП-2, вспомогательных силовых установок ТГ-16, воздушных винтов АВ-68, АВ-72 и двигателей АИ-20, работающих в составе ПАЭС-2500.

На сегодняшний день уже очевидно, создание 8-й авиаремонтной мастерской ознаменовало начало новой эпохи в развитии города. По прошествии 75 лет можно с полной уверенностью сказать, что Старая Русса – это не только город с тысячелетней историей, город солеваров, город-курорт, но еще и город авиаремонтников.

Имя «123 АРЗ» давно стало синонимом надежности, уверенности и стабильности. В арсенале предприятия множество международных и региональных наград. Завод – постоянный участник и победитель областных конкурсов «Лучшее предприятие Новгородской области» в различных номинациях. Активное участие предприятие принимает в выставках федерального и международного уровня.

«123 авиационный ремонтный завод» является лидером региона по росту объемов производства и созданию социальных условий. В преддверии юбилея была проделана грандиозная работа. За последние годы на заводе построено более 25 тыс. м 2 новых производственных площадей, проведены комплексы мероприятий по реконструкции территории. После капитального ремонта в октябре 2014 года открыл свои двери для всех желающих заводской музей. Обновленная экспозиция и современные залы знакомят посетителей со славной историей предприятия, рассказывают молодым работникам о трудовых подвигах их предшественников.

Одним из приоритетных направлений является внедрение передовых технологий, инвестиции в модернизацию производства. С 2010 года в 4 раза увеличился объем реализации продукции. Заработная плата производственного персонала завода имеет стабильную тенденцию к росту и соответствует уровню крупных предприятий Новгородской области.

На протяжении многих лет АО «123 АРЗ» подтверждает статус социально-ответственного предприятия. Еще в 2002 году на заводе была разработана Концепция формирования кадрового резерва, которая позволяет молодым специалистам получать высшее образование в самых престижных вузах страны – Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) и Московском авиационном институте (МАИ). Грамотная политика формирования кадрового резерва АО «123 АРЗ» не только решает проблему занятости молодежи, помогает молодым людям реализовать себя в жизни, но и обеспечивает завод специалистами, необходимыми на производстве. Таким образом, создавая благоприятные условия для роста молодых кадров, предприятие работает на перспективу.

Сегодня 123 АРЗ – визитная карточка, один из символов старорусского края. Завод является самым крупным работодателем и налогоплательщиком в Старорусском районе, тем самым оказывая большое влияние на социально-экономическую обстановку в нем. Руководство завода делает вклад в общий вид города, создавая красивые и уютные места. Благодаря инициативе администрации предприятия Старая Русса становится местом, где комфортно жить и работать, в которое приятно приехать.

К юбилею предприятия обновленный вид приобрела прилегающая к заводу территория: преобразилась «Аллея Памяти», реконструирована территория у памятника В. И. Ленину около центральной проходной. Новыми красками заиграл внешний облик здания ДК имени Т. Фрунзе, изменения коснулись и территории около дома культуры. Была проведена реконструкция памятника Тимуру Фрунзе.

Накануне 70-летия Великой Победы масштабные работы провели на подшефных воинских захоронениях в деревнях Марфино и Утушкино. Мемориал в Марфино 6 апреля, во время визита в Старую Руссу, посетил президент страны. Владимир Путин почтил память погибших в Великой Отечественной войне и возложил к братскому захоронению букет роз.

Следующим пунктом поездки президента стал дом культуры «Русич», где состоялась торжественная церемония открытия «Вахты памяти-2015». В обращении к ветеранам и поисковикам Владимир Путин сообщил о том, что Старой Руссе присвоено звание «Город воинской славы».

В ходе рабочей встречи губернатор Новгородской области Сергей Митин информировал президента о социально-экономической ситуации в регионе и обратил внимание на необходимость поддержать загрузку производственных мощностей АО «123 АРЗ» на достигнутом уровне. Владимир Путин дал соответствующие поручения в отношении завода.

В Кремле 22 июня, в День памяти и скорби, состоялась торжественная церемония, в ходе которой Владимир Путин вручил представителям Старой Руссы грамоту «Город воинской славы».

Уже в сентябре 2015 года Старая Русса отметит 1000-летие своей истории. Безусловно, «123 авиационный ремонтный завод» не останется в стороне от этого праздника.

Небо подвластно сильным!

Несомненно, к 75-тилетнему юбилею завод подошел достойно. Сегодня в арсенале предприятия – полный комплекс производственных, испытательных, вспомогательных мощностей, взлетно-посадочная полоса. Завод является единственным в России, где успешно действует полный производственный цикл, позволяющий производить всесторонний ремонт авиационной техники в полном соответствии с жесткими требованиями, что подтверждено сертификатами и лицензиями на 22 вида изделий. На предприятии успешно функционирует система менеджмента качества, основанная на действии международного стандарта ISO 9001-2008 ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь». «123 авиационный ремонтный завод», единственный среди предприятий авиаремонтной отрасли, является лауреатом Премии Правительства РФ в области качества.

Вся история завода – это история развития и модернизации производства, техники и технологий, освоения ремонта новых типов самолетов.

На предприятии гордятся огромным опытом работы, богатой историей, и главное – коллективом, от ветеранов до нового поколения авиаремонтников. Ведь именно люди являются самым ценным капиталом, своим трудом они пишут историю завода, утверждают славу и создают достижения «123 авиационного ремонтного завода».

История старорусского авиаремонта продолжается, а значит, у предприятия будет работа, будет и будущее!

В этом году одним из новых направлений развития ОАК стала поддержка жизненного цикла самолетов; и сегодня мы побываем на 123 Авиационном ремонтном заводе (123-АРЗ) — самом крупном и успешном в городе Старая Русса.

Сегодня на летном поле и в заводских цехах стоит более 20 машин. Большинство из них были выпущены в 1985-1990 годах.
Срок службы Ил-76 на сегодняшний день — сорок лет. Перед специалистами завода стоит задача — разобрать воздушное судно, перебрать движки, выполнить необходимый ремонт, чтобы самолет мог надежно работать еще долгое время.
Только что прилетевшим на аэродром завода Илам предстоит провести здесь около пяти месяцев.
За это время с воздушного судна демонтируют агрегаты и двигатели, выполнят их ремонт, где потребуется, заменят начинку, заново покрасят, после чего будет установлен срок службы самолета до очередного ремонта, который составит 16 лет.

Большая часть машин предназначена для российских военно-воздушных сил (сегодня на вооружении ВВС состоит более 100 транспортных Ил-76).

Некоторые самолеты, специально доработанные под нужды иностранных заказчиков, улетят в Китай, Индию или Алжир.
Планируется, что выручка 123-АРЗ на 2015 год составит до 5 млрд рублей. По словам управляющего директора завода Андрея Сахарова, к августу текущего года завод выполнил до 80% государственного заказа 2015 года.
Только за последние три года штат увеличился на 700 сотрудников — до 2 500 человек.
За несколько лет сотрудники предприятия смогли увеличить выручку в пять раз больше (по сравнению с 2000 годом) благодаря возрастающим объемам выпускаемой в рамках ГОЗ продукции и развитию экспортных программ.
В 1973 году Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова начало выпуск транспортно-десантных машин Ил-76.Всего за годы работы выпустили около 950 самолетов. Более двух сотен из них до сих пор находится на службе российских вооруженных сил, часть числится во флоте частных авиакомпаний, остальные — у зарубежных заказчиков.Производство Ил-76 в Ташкенте полностью прекращено в прошлом году, когда на доработку в Россию было отправлено два незавершенных борта. Зато у российских авиаремонтников фронт работ стал существенно расширяться.
Для того, чтобы избежать недоразумений с поставкой комплектующих — крепежей, кронштейнов, сот — в Старой Руссе постепенно разворачивается собственное производство отдельных деталей и агрегатов. Список наименований подобных деталей для самолетов уже занимает несколько десятков страниц.
Новое оборудование нужно и для других видов работ: ремонта двигателей, винтов и прочих изделий. Как показал опыт, собственное производство позволяет максимально удовлетворить потребности ремонта.

В этом году году на заводе завершили первую очередь модернизации: построили малярный корпус, на базе цеха механической обработки создали участок высокотехнологичного оборудования; также создали вертикальный обрабатывающий центр с уникальной возможностью обработки по 5 координатам для изготовления деталей сложной пространственной формы.


В большинстве цехов работы по реконструкции площадей либо еще идут, либо уже подходят к окончанию.
Перед покраской ненужные участки заклеивают бумагой.
Надписи внутри готовы к нанесению.
В малярном цеху начинается покраска деталей.
Завод постепенно внедряет программу импортозамещения. Около 60% наиболее востребованных деталей уже изготавливаются собственными силами. Болты, гайки, прокладки — все раньше приходилось закупать у поставщиков. Теперь эта проблема решена. Например, более 4 тыс. наименований прокладок, которые используются для ремонта двигателей Д-30КП, в полном объеме производят на предприятии с помощью лазерных комплексов.
Имеющиеся резиновые детали во время капитального ремонта меняются полностью. Тем не менее, прежде чем пустить комплектующие в производство, необходимо пройти множество согласований с разработчиками и изготовителями — без письменного разрешения детали в серию не идут.
На заводе освоили и процесс изготовления стеклопакетов из ориентированного органического стекла, которые применяются на Ил-76. Ориентированное стекло — это разогретое при определенной температуре и растянутое по разным осям на заданную толщину особое стекло высокой прочности, и работа с ним требует профессиональных навыков.
На Ил-76 стоит порядка 88 стекол, и на каждое из них нужна своя пресс-форма. Для внутреннего и внешнего стекла они разные. Причем на предприятии собственными силами делают не только сами пресс-формы, но и стекла. Из 88 стекол на данный момент уже освоено 32.
К началу 2015 года на развитие производственно-технической базы и перевооружение производства было направлено более 2,1 млрд рублей. Эти средства пошли на строительство порядка 25 тыс. м2 новых производственных площадей, реконструкцию аэродрома, склада ГСМ, а также трех производственных корпусов цеха по ремонту самолетов Ил-76 и Л-410 с устройством в каждом корпусе наливных полов, модернизацией откатных ворот и инженерных коммуникаций.
В России сегодня летают десятки малых транспортных самолетов Л-410 чешского производства, которые, конечно, удобнее ремонтировать дома.
L410 в ангаре после испытательного полета.
Еще одним важным видом деятельности работы 123 АРЗ стал ремонт двигателей.Несколько лет назад двигательное направление натолкнуло руководство на идею развить не совсем профильное для завода направление энергетики. Так, в Старой Руссе отслужившие свой срок двигатели АИ-20 переоборудовали для установок теплоэлектростанций. Вот уже несколько лет электричество и тепло предприятие не закупает на оптовом рынке энергетики, а производит самостоятельно, снабжая часть близлежащих кварталов.
На территории предприятия реализован ряд необычных идей в области промышленного дизайна, посмотреть на которые приезжают жители как родной Новгородской, так и соседних областей.
Также в последние время все больше туристов стараются совместить экскурсию по местам Достоевского, который работал в тарой Руссе над романами «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» с посещением авиаремонтного завода.Посмотреть на то, как осуществляется производство авиатехники, съезжаются не только представители различных промышленных предприятий, отдыхающие и школьники Новгородской области, но также жители Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.В течение года через музей завода проходит более тысячи экскурсантов.
За три прошедших года заводская территория преобразилась: появилась зеленая аллея, были установлены стальные макеты самолетов, выполнявших фигуры высшего пилотажа.

По правилам пожарной безопасности на территории предприятия находится много открытых водоемов. На самых больших рабочие установили фонтаны.
На сегодняшний день Россия и западные страны содержат сотни гражданских, военных и транспортных самолетов отечественного производства, срок эксплуатации которых составляет от двадцати до пятидесяти лет. Естественно, что каждое воздушное судно нуждается в периодическом ремонтном обслуживании.
Около года назад в состав ОАК вошло девять авиаремонтных предприятий, занимающихся ремонтом воздушных судов для министерства обороны и других ведомств.
Сегодня портфель заказов 123 АРЗ распланирован до 2025 года. Помимо транспортников Ил-76 здесь планируют обслуживать новые машины, например, модернизированные Ил-76-90-МДА, к выпуску которых ульяновский завод Авиастар-СП приступил в прошлом году.

За прекрасные фотографии и подписи под ними, огромное спасибо Марины Лисцевой, алиас

В городе Старая Русса не одно предприятие федерального значения, но предметом гордости горожан остается 123 Авиаремонтный завод, который является градообразующим предприятием и обеспечивает работой большое число высококлассных специалистов.

Налоги, которые завод отчисляет в казну города, а это более 50% от общего числа собираемых со всех предприятий , дает возможность выплачивать зарплату врачам и учителям, развивать городскую инфраструктуру, участвовать в строительстве жилья. Рушане считают 123 АРЗ добрым ангелом города, который хранит его в самые трудные времена: не было бы завода, молодежь, в поисках лучшей жизни, уезжала бы в столицы. Сейчас же, получив хорошее образование, возвращаются в Старую Руссу молодые специалисты, создают семьи, а на заводе работают династии из нескольких поколений.

В заводских цехах проходят ремонт и модернизацию самолеты различных типов, среди которых и авиационная техника третьего поколения , представленная самолетом Ил-76. Прием таких крылатых гигантов стал возможен после того, как была введена в строй бетонная взлетно-посадочная полоса, пригодная, практически, для всех тяжелых машин.

Завод наработал за годы своего существования, пройдя путь от маленькой мастерской до крупнейшего в системе ВВС предприятия, все технологии, которые позволяют вести ремонт техники по военным и гражданским заказам на высочайшем уровне. Завод осуществляет полный производственный цикл, включающий в себя, как ремонт планера, так и двигателей, и всех систем самолета.

Завод имеет свой аэродром, летно-испытательную службу, все структуры, которые призваны обслуживать работу завода с максимальной эффективностью. Авиа ремонтники полностью автономны, эта структурная особенность делает завод уникальным не только для России, но и практике авиационного ремонта в целом. Безусловно, финансовый кризис не мог не отразиться на таком гиганте, но завод не только выжил, но и продолжает успешно работать, а, главное, удалось сохранить людской потенциал!

123 АРЗ принимает участие в международных и российских выставках, к заводу проявляют внимание заказчики из стран Латинской Америки, Африки, ряда других регионов мира. Руководители предприятия уверены, что им удастся воплотить в жизнь планы по совместному использованию полосы с гражданскими авиакомпаниями для выполнения чартерных рейсов. Это современная жизнь АРЗ, но и история его создания насыщена событиями сложными и трагическими.

В тридцатые годы все реальнее становилась угроза войны. Страна начала готовиться к обороне, возводились авиагородки, мастерские, аэродромы. В Старой Руссе в 1935 году было решено построить крупный авиационный объект, который и начали обустраивать на околице, где были деревни Парфеново и Горшково. Всего за два года было отстроено три больших четырехэтажных дома для офицеров, столовая, школа младших авиаспециалистов, гаражи, взлетно-посадочная полоса.

В 1937 году на базе аэродрома была собрана дивизия, в которую входили 44-ый и 58-ой авиационный бомбардировочный полк и 8-я авиатехническая база. В этом же году появился первый прообраз будущего авиаремонтного завода – небольшая самолетная авиационная мастерская, в которой работали 7 человек. Сначала все работы проходили в деревянном сарае, где был установлен один сверлильный станок и один горн. Уже через год в этой мастерской работало 50 человек, а штат продолжал расти.

Первое боевое крещение специалисты этой авиационной мастерской приняли во времена Финской войны 1939 года. 25 апреля 1940 года произошло реформирование авиаремонтной мастерской в завод. Эта дата и стала днем рождения 123 Авиаремонтного завода . в 1941 году здесь работали 100 специалистов

С началом Отечественной войны на завод посыпались срочные фронтовые заказы. Люди работали сутками, некоторые ночевали прямо в цехах. В начале июля 1941 года был произведен первый налет фашистских самолетов на город и аэродром. На территории завода была разрушена столовая, вылетели все окна из производственных цехов. Позднее все имущество завода было эвакуировано в город Бежецк . Там за время войны было отремонтировано почти 600 самолетов.

В Старую Руссу авиаремонтный завод вернулся весной 1944 года. Началось спешное восстановление цехов, аэродрома и подсобных помещений.

В послевоенные годы происходило не только восстановление завода из руин, но и параллельно, на уцелевшем оборудовании шел ремонт самолетов и двигателей.

Специалисты 123 АРЗ трудились в Афганистане, вплоть до вывода наших войск из страны, обслуживая и ремонтируя винтокрылые машины.

Сегодня 123 Авиаремонтный завод успешно работает на благо города и страны. Завод и Старая Русса давно стали одним целым – «Городом с крыльями».

В этом году одним из новых направлений развития ОАК стала поддержка жизненного цикла самолетов; и сегодня мы побываем на 123 Авиационном ремонтном заводе (123-АРЗ) - самом крупном и успешном в городе Старая Русса.


Сегодня на летном поле и в заводских цехах стоит более 20 машин. Большинство из них были выпущены в 1985-1990 годах.

Срок службы Ил-76 на сегодняшний день - сорок лет. Перед специалистами завода стоит задача - разобрать воздушное судно, перебрать движки, выполнить необходимый ремонт, чтобы самолет мог надежно работать еще долгое время.

Только что прилетевшим на аэродром завода Илам предстоит провести здесь около пяти месяцев.

За это время с воздушного судна демонтируют агрегаты и двигатели, выполнят их ремонт, где потребуется, заменят начинку, заново покрасят, после чего будет установлен срок службы самолета до очередного ремонта, который составит 16 лет.

Большая часть машин предназначена для российских военно-воздушных сил (сегодня на вооружении ВВС состоит более 100 транспортных Ил-76).

Некоторые самолеты, специально доработанные под нужды иностранных заказчиков, улетят в Китай, Индию или Алжир.

Планируется, что выручка 123-АРЗ на 2015 год составит до 5 млрд рублей. По словам управляющего директора завода Андрея Сахарова, к августу текущего года завод выполнил до 80 % государственного заказа 2015 года.

Только за последние три года штат увеличился на 700 сотрудников - до 2 500 человек.

За несколько лет сотрудники предприятия смогли увеличить выручку в пять раз больше (по сравнению с 2000 годом) благодаря возрастающим объемам выпускаемой в рамках ГОЗ продукции и развитию экспортных программ.

В 1973 году Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова начало выпуск транспортно-десантных машин Ил-76.
Всего за годы работы выпустили около 950 самолетов. Более двух сотен из них до сих пор находится на службе российских вооруженных сил, часть числится во флоте частных авиакомпаний, остальные - у зарубежных заказчиков.

Производство Ил-76 в Ташкенте полностью прекращено в прошлом году, когда на доработку в Россию было отправлено два незавершенных борта. Зато у российских авиаремонтников фронт работ стал существенно расширяться.

Для того, чтобы избежать недоразумений с поставкой комплектующих - крепежей, кронштейнов, сот - в Старой Руссе постепенно разворачивается собственное производство отдельных деталей и агрегатов. Список наименований подобных деталей для самолетов уже занимает несколько десятков страниц.

Новое оборудование нужно и для других видов работ: ремонта двигателей, винтов и прочих изделий. Как показал опыт, собственное производство позволяет максимально удовлетворить потребности ремонта.

В этом году году на заводе завершили первую очередь модернизации: построили малярный корпус, на базе цеха механической обработки создали участок высокотехнологичного оборудования; также создали вертикальный обрабатывающий центр с уникальной возможностью обработки по 5 координатам для изготовления деталей сложной пространственной формы.

В большинстве цехов работы по реконструкции площадей либо еще идут, либо уже подходят к окончанию.

Перед покраской ненужные участки заклеивают бумагой.

Надписи внутри готовы к нанесению.

В малярном цеху начинается покраска деталей.

Завод постепенно внедряет программу импортозамещения. Около 60 % наиболее востребованных деталей уже изготавливаются собственными силами. Болты, гайки, прокладки - все раньше приходилось закупать у поставщиков. Теперь эта проблема решена. Например, более 4 тыс. наименований прокладок, которые используются для ремонта двигателей Д-30КП, в полном объеме производят на предприятии с помощью лазерных комплексов.

Имеющиеся резиновые детали во время капитального ремонта меняются полностью. Тем не менее, прежде чем пустить комплектующие в производство, необходимо пройти множество согласований с разработчиками и изготовителями - без письменного разрешения детали в серию не идут.

На заводе освоили и процесс изготовления стеклопакетов из ориентированного органического стекла, которые применяются на Ил-76. Ориентированное стекло - это разогретое при определенной температуре и растянутое по разным осям на заданную толщину особое стекло высокой прочности, и работа с ним требует профессиональных навыков.

На Ил-76 стоит порядка 88 стекол, и на каждое из них нужна своя пресс-форма. Для внутреннего и внешнего стекла они разные. Причем на предприятии собственными силами делают не только сами пресс-формы, но и стекла. Из 88 стекол на данный момент уже освоено 32.

К началу 2015 года на развитие производственно-технической базы и перевооружение производства было направлено более 2,1 млрд рублей. Эти средства пошли на строительство порядка 25 тыс. м2 новых производственных площадей, реконструкцию аэродрома, склада ГСМ, а также трех производственных корпусов цеха по ремонту самолетов Ил-76 и Л-410 с устройством в каждом корпусе наливных полов, модернизацией откатных ворот и инженерных коммуникаций.

В России сегодня летают десятки малых транспортных самолетов Л-410 чешского производства, которые, конечно, удобнее ремонтировать дома.

L410 в ангаре после испытательного полета.

Еще одним важным видом деятельности работы 123 АРЗ стал ремонт двигателей.
Несколько лет назад двигательное направление натолкнуло руководство на идею развить не совсем профильное для завода направление энергетики. Так, в Старой Руссе отслужившие свой срок двигатели АИ-20 переоборудовали для установок теплоэлектростанций. Вот уже несколько лет электричество и тепло предприятие не закупает на оптовом рынке энергетики, а производит самостоятельно, снабжая часть близлежащих кварталов.

На территории предприятия реализован ряд необычных идей в области промышленного дизайна, посмотреть на которые приезжают жители как родной Новгородской, так и соседних областей.

Также в последние время все больше туристов стараются совместить экскурсию по местам Достоевского, который работал в тарой Руссе над романами «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» с посещением авиаремонтного завода.

Посмотреть на то, как осуществляется производство авиатехники, съезжаются не только представители различных промышленных предприятий, отдыхающие и школьники Новгородской области, но также жители Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.
В течение года через музей завода проходит более тысячи экскурсантов.

За три прошедших года заводская территория преобразилась: появилась зеленая аллея, были установлены стальные макеты самолетов, выполнявших фигуры высшего пилотажа.

По правилам пожарной безопасности на территории предприятия находится много открытых водоемов. На самых больших рабочие установили фонтаны.

На сегодняшний день Россия и западные страны содержат сотни гражданских, военных и транспортных самолетов отечественного производства, срок эксплуатации которых составляет от двадцати до пятидесяти лет. Естественно, что каждое воздушное судно нуждается в периодическом ремонтном обслуживании.

Около года назад в состав ОАК вошло девять авиаремонтных предприятий, занимающихся ремонтом воздушных судов для министерства обороны и других ведомств.

Сегодня портфель заказов 123 АРЗ распланирован до 2025 года. Помимо транспортников Ил-76 здесь планируют обслуживать новые машины, например, модернизированные Ил-76-90-МДА, к выпуску которых ульяновский завод Авиастар-СП приступил в прошлом году.