Валеология как наука. Валеология – наука о здоровье

Несмотря на многие тысячелетия пристального внимания к самому себе, человек до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Российский ученый И.И. Брехман (1990) одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основной науки и в 1980 году ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

По определению В.П. Казначеева (1996), валеология – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. В основе валеологии лежит представление о динамических резервах систем организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социально-культурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Таким образом, валеология есть наука о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения его здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

Рис. 1. Уровни здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья и, что особенно важно, – оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и соответствующих корректив образа жизни. Исследование же путей повышения резервов здоровья человека включает поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней сред. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Основными задачами валеологии являются:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояния здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Таким образом, анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.

(Ю.К. Бахтин, 1997).

Становление валеологии как интегративной науки о путях и способах формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья человека предполагает реализацию трех кардинальных направлений:

А) разработку теоретических основ, включая изыскания в области возрастной валеологии, медицинской генетики, иммунологии, репродуктивной сексологии, экологической валеологии;

Б) научное обоснование методов валеопрактики, в том числе совершенствование теоретических основ физвоспитания, психофизиологических основ рекреации, нутрициологии, психосаморегуляции, валеологического сопровождения всех видов деятельности (трудовой, учебной, досуговой);

В) развитие валеологического образования как системы, обеспечивающей разностороннее развитие, оптимальную деятельность, социальную адаптацию, самоактуализацию, увеличение резервов здоровья и достижение активного долголетия.

На повестке дня целый ряд еще не решенных проблем: определение инфраструктуры службы здоровья, разработка технологий оздоровления. Эти задачи и должны, по-видимому, решаться в рамках практической сферы деятельности валеологии и организации соответствующей валеологической службы.

Организация валеологической службы предполагает 4 этапа:

Прогностический скрининг;

Поиск причин низкого количества и качества здоровья (диагностический скрининг в медучреждении);

Подбор лечебных и оздоровительных технологий;

Осуществление коррекции количества и качества здоровья.

ВАЛЕОЛОГИИ .

ЗДОРОВЬЕ И ЕГО ВИДЫ.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ .
Валеология (valeo, греч. – здравствовать, быть здоровым) – наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые этот термин введен И.И. Брехманом в 1982 г.

Валеология является интегративной наукой, т.к. использует результаты различных отраслей:

Медицины;

Психологии;

Философии и др.

В основе валеологии лежат:

Нормальная физиология;

Биохимия;

Генетика;

Психология;

Педагогика.

Предметом изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. В отличие от других наук о человеке валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть определена качественно и количественно, а также прогнозируема на различных уровнях – физиологическом, психическом и социальном. В основе валеологии лежит первичная и вторичная профилактика заболеваний и травматизма, а методами валеологии являются использование огромного генетического фонда, заложенного природой в организм человека, и различные способы компенсации или инактивации патогенного воздействия элементов окружающей среды. Весьма важным и определяющим итог валеологической деятельности направлением является разработка и осуществление профилактических медицинских мероприятий. Т.о., наука «валеология» превратилась в информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей.

Валеологическое отношение к себе и к другим людям формируется в результате определенного педагогического воздействия. В этой связи в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, но и сам организм.

Согласно определению ВОЗ (1985) «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации .

Н.М. Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности и максимальной продолжительности жизни». И.И. Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет собой итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

- соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;

- физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;

- психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;

- нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Для соматического и физического здоровья – я могу ;

Для психического здоровья – я хочу ;

Для нравственного здоровья – я должен .

Признаками здоровья являются следующие категории:

Специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

Показатели роста и развития;

Функциональное состояние и резервные возможности организма;

Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье - это результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

Различают:

Индивидуальное здоровье – это здоровье конкретного человека. Оно оценивается различными анализами, тестами, пробами;

Общественное здоровье – это здоровье населения, которое оценивается демографическими показателями (смертность, рождаемость, заболеваемость). Проблемами здоровья занимается наука валеология.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то 20 % зависят от наследственных факторов, 20 % - от внешне средовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10 % - от деятельности системы здравоохранения и 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Под образом жизни понимают биосоциальную категорию, интегрирующую представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующуюся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Хотя образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.

Уровень жизни – это экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).

Стиль жизни поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда становится понятным, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам здоровья относятся:

Образ жизни должен быть возрастным;

Образ жизни обеспечен энергетически;

Образ жизни должен быть укрепляющим;

Образ жизни должен быть ритмичным;

Образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам здоровья можно отнести следующие:

Образ жизни должен быть эстетичным;

Образ жизни должен быть нравственным;

Образ жизни должен быть волевым;

Образ жизни должен быть самоограничительным.

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена;

Положительные эмоции.

Здоровье человека предопределяется задолго до его рождения. Оно формируется суммой всех качественных и количественных признаков, полученных от своих близких и далеких предков. Доказано, что ребенком наследуется от своих родителей и более отдаленных предков не только внешние признаки, но и группы крови, особенности обмена веществ, иммунологические средства защиты, определяющие сопротивляемость организма инфекциям и многое другое. По наследству могут передаваться не только благоприятные, но и неблагоприятные для организма человека признаки, т.е. наследуется не только здоровье, но и болезнь.

Если в роду будущих матери или отца имеются случаи наследственных заболеваний, необходимо генетическое обследование будущих родителей, так как вероятность этих заболеваний у новорожденного очень высока.

Английский специалист по биохимической генетике человека Г.Харрис предлагает условно разделить все заболевания, свойственные человеку, на три группы:


  1. болезни наследственной природы, при которых имеются дефекты хромосом или генов (болезнь Дауна, фенилкетонурия, галактоземия и т.д.);

  2. болезни, возникновение которых в основном обусловлено влиянием вредных факторов внешней среды (травмы, ожоги и др.)

  3. болезни, для которых характерно определенное наследственное предрасположение и действие провоцирующих факторов внешней среды (шизофрения, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и др.).
Гены обладают определенной выносливостью. Они не изменяются по нашему желанию и не передают приобретенных в течение жизни навыков потомкам. После 30-х годов XX столетия было установлено, что гены могут изменяться. Этот процесс получил название мутагенеза , сами изменения названы мутацией , а вещества, способные вызвать мутации, - мутагенов . Следовательно, наследственная изменчивость всегда связана с изменением генотипа.

Валеология- как интегральная наука о здоровье
Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.

Валеология – относительно молодая наука. Термин этот в 1980 г. предложил российский ученый И.И. Брехман, который одним из первых заострил внимание на необходимости разработки основ новой науки о здоровье. Термин «валеология» - производное от латинского valeo – «здоровье» или «быть здоровым». Вскоре термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание в мире. Валеология - межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска

человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя»), и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.

Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о человеке. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой науки видят в человеке только свой предмет.

С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности – не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками , исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Если рассматривать разделы других наук, которые чаще всего пересекаются с валеологией, можно назвать следующие:
биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Те разделы медицины, которые наиболее тесно пересекаются с валеологией, можно считать: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.


Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой, в свою очередь, является человек.

Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.


Наиболее близкими к валеологии науками все же можно считать медицину и гигиену.

Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимно переплетаются с интересами, например, гигиены, санологии.

При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к выздоровлению, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!

Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления:
- Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

- Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.


Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подготовке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относиться к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом . Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции.

В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой – разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.

Так будьте здоровы! Берегите своё здоровье! Здоровому всё здорово!

Список используемой литературы

Основная литература:


  1. Безруких М.М, Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология \ Уч. пособие для студ. выс. учеб. зав. 2008г. - 416 с. 50 экз.

  2. Вайнер Э.Н. Валеология \ Учебник для вузов Флинта Наука 2005г.

  3. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Т. \ Педагогическая валеология \ март 2005г. 527 ст.

  4. Мохног Н.Н. \Валеология \ конспект лекций, учебное пособие для вузов.2004г.

  5. Чмиль И.Б., Медведев Л.Н. \ Питание физиология и эколого-социальные особенности. Красноярск 2009 г 136 ст.

  6. Медведев Л.Н., Чмиль И.Б., Пропой Г.С. \ Окружающая среда и здоровье 2003г. 436 ст.

  7. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. \ Гигиена физического воспитания и спорта - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005г.

  8. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков \ Учеб. пособие выс. учеб. зав. 2007г. - 380 с. 50 экз.
Дополнительная литература:

  1. Дубровский В.И. / Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Ritorika, 2002г.

  2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина / - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002г.

  3. Пивоваров, Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. / Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  4. Колбанова В.В. \ Здоровье и образование, концептуальные основы педагогической валеологии 1999г.

  5. М.АСТ \ Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровление. В 3-х томах.2001 -421ст.

  6. Адаптация и здоровье / под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2003. - 302 с.

  7. Вайнер Э.Н. Валеология. - М., 2001. - 411 с.

Валеология - наука о здоровье человека
Может показаться неожиданным, что в конце XX столетия ставится вопрос о необходимости введения науки о здоровье.
С самого зарождения врачебное искусство, а затем и наука главной своей целью видели здоровье, обеспечиваемое, прежде всего его сохранением и укреплением. Корифеи медицины придавали первостепенное значение здоровью как великому дару природы. Однако понятие "здоровье" с давних пор не имело конкретного научного определения. Еще И. П. Павлов говорил, что, к сожалению, мы не имели до сих пор чисто научного термина для обозначения этого основного принципа организма - внутренней и внешней уравновешенности его.
Устав Всемирной организации здравоохранения дает такое определение термина "здоровье": это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов " (цит. по: Популярная медицинская энциклопедия, с. 220).
С. И. Ожегов в "Словаре русского языка" дает более конкретное определение понятия "здоровье": 1. Правильная, нормальная деятельность организма".
Итак, здоровье - это нормальное состояние организма - первое состояние.
Второе состояние - нездоровье, т. е. болезнь - "расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма ".
А вот когда болезнь еще не проявилась, но первичные признаки ее уже диагностируются - так называемая предболезнь - это и есть третье состояние организма.
Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, но и от комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Именно здоровье людей должно служить мерилом, главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Поэтому наука о здоровье должна быть интегральной, рождающейся на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук.
Отсюда следует, что в основе науки о здоровье должна лежать наука о здоровом человеке.
Валеология - отрасль относительно автономная и касается научных знаний о формировании, сохранении, укреплении, обновлении и передаче дальнейшим поколениям здоровья. Основной задачей валеологии является реализация этих знаний в жизни людей.
Идея, методология и средства валеологии создают научную основу первичной профилактики и мобилизуют разрозненные силы борьбы за сохранение здоровья в целенаправленную систему практической деятельности.
Валеология должна "синтезировать" вклады в здоровье экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук, осуществлять прямой путь к здоровью.
В логическом словаре понятия "здравый", "здоровый", "здравствовать" трактуются в смысле "разумный", "большой, полезный, сильный", "жить". Иными словами, здоровье - это целесообразное (разумное) сочетание определенных качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать).
Общепринято понимать здоровье как отсутствие болезней, нарушений нормальной жизнедеятельности организма, обусловленных функциями и морфологическими изменениями. Чаще всего под ухудшением здоровья подразумевают снижение или нарушение функционирования органов и систем организма, обеспечивающих его физическую работоспособность, и совсем редко - психофункциональные изменения, психическое неблагополучие человека. Чаще всего под нездоровьем понимают физический недуг организма, а психофункциональные расстройства типа неопределенного чувства тревоги, общей подавленности, угнетенности, состояния неудовлетворенности, повышенной раздражительности (если они не переходят в крайние, явно патологические формы) за нездоровье считать не принято.
По мнению специалистов различных отраслей медицины, здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, т. е. соблюдения определенных правил, касающихся режима двигательной активности, питания, нормальных отношении в быту, устранения вредных привычек и т. д.
Влияние экологии, наследственные болезни и профессиональные заболевания лежат в основе еще 50% причин ухудшения здоровья человека.
Следует отметить, что в процессе диспансеризации и профилактических осмотров, как правило, выявляются или исключаются все известные заболевания и анатомические дефекты, и в зависимости от диагноза каждый человек попадает в группу здоровых или больных. Однако практика показывает, что далеко не все лица, отнесенные к группе здоровых, отличаются высокой работоспособностью, устойчивостью к простудным заболеваниям и, наоборот, наличие того или иного заболевания (разумеется, вне обострения) или анатомического дефекта не ограничивает возможности человека в достижении гармоничности физического развития и функционального состояния организма, его закаленности, позволяющих сохранить высокую социальную активность на протяжении жизни.

Быть здоровым - забота не только людей, имеющих недуги, но и прежде всего здоровых людей. Однако здоровый человек чаще всего о здоровье не думает, воспринимает свое физическое благополучие как должное. Здоровье - как воздух: пока оно есть, его не замечают.
Здоровье - нездоровье... У этого противопоставления для человека нет альтернативы. Здесь мы никогда не выбираем. Мы всегда настроены на первое - быть здоровым и только здоровым. Это наше главное пожелание и самим себе, и всем окружающим.
Между здоровьем и болезнью лежит промежуточное, так называемое третье состояние, в котором находится более половины всех живущих на Земле людей. Это состояние можно назвать так: здоров, но... нездоров, и то, и другое. Но в то же время это "ни то, ни другое". Современным условиям жизни свойственны факторы расстройства, имеющие физическую, химическую, биологическую и психическую природу. Влияние этих факторов приводит к развитию специфических заболеваний. Заболевания, в свою очередь, имеют такие общие симптомы, как неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли и т.д., свойственные и третьему состоянию. Наибольшую опасность для людей, находящихся в третьем состоянии, представляют вредные химические воздействия - смог, химизация сельского хозяйства, химические добавки в пищевые продукты, синтетические лекарства. Даже так называемые допустимые концентрации вредных химических веществ приводят к увеличению "непрофессиональной" заболеваемости, выраженной в снижении производительности труда при отсутствии патологических сдвигов.
К находящимся в третьем состоянии нельзя не отнести лиц, регулярно потребляющих алкоголь, курящих. Самый большой отряд третьего состояния составляют люди, имеющие патологию в результате неправильного питания. Это лица с избыточной массой тела.
В современном мире человек осваивает новые районы, не успевая при этом адаптироваться к новым природно-климатическим условиям. Возникающие при этом симптомы проявляются в изменениях общего состояния, самочувствия и работоспособности.
Есть много заболеваний и близких к ним состояний, которые не укладывают человека в постель, не освобождают его от работы, семейных и прочих обязанностей, но суживают его потенциальные возможности и требуют медицинской помощи.
Это относится, например, к людям различных характерологических типов. Граница между "плохим характером" и легкой степенью психопатии весьма подвижна, а иногда и неуловима. Посредине этих двух более или менее очерченных состояний имеются ярко выраженные отклонения, распространенные примерно у половины населения. Третье состояние чревато развитием патологии, выраженные формы которой накладывают нередко тяжелый отпечаток на всю жизнь человека. Недаром говорят: "Посеешь характер - пожнешь бурю".
Следует обратить внимание и на распространенные предболезненные психические расстройства. В этом случае статистика аналогична или близка к общему распределению людей на здоровых, больных и находящихся в третьем состоянии.
В последние годы участились случаи физиологической незрелости детей, что характеризуется снижением общей неспецифической и иммунобиологической устойчивости, более поздним половым созреванием и половым инфантилизмом, возникновением комплекса неполноценности, приводящим к сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, к преждевременному старению.
Таким образом, больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии. Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последние продолжаются сутки, недели, месяцы и дольше, то третье состояние сохраняется годы, десятилетия и даже всю жизнь. В третьем состоянии истоки всех болезней.
Для осуществления глобальной миссии главного двигателя прогресса человек должен располагать нравственным, психическим, соматическим и физическим здоровьем. При этом главным должен быть прямой путь к здоровью, цель которого - сохранить и "воспроизвести" здоровье. Цель весьма важная, безусловно, приоритетная, широко декларируемая, но осуществляемая во много раз менее активно и планомерно, чем лечение болезней.

Средства достижения этой цели хорошо известны: сознание - воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим труда и отдыха, движение - физическая культура, спорт и закалка организма, рациональное питание и некоторые профилактически применяемые лекарственные препараты - лекарства для здоровых . Однако все эти средства используются явно недостаточно, разработка же новых средств оздоровления людей и методология их применения оставляют желать лучшего.
По мнению П. Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема "качества" народонаселения, под которым он подразумевает комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т.п.

Валеология и валеологическая культура, как сочетание биологических и медицинских наук с другими науками и направлениями человеческой деятельности, является не только руководством к здоровому образу жизни, но и целой философией. Главная проблема - отношение к индивидуальному здоровью, а также воспитание культуры здоровья в процессе развития личности. Основная цель этой науки: максимальная реализация резервов и механизмов жизнедеятельности , их поддержание на высоком уровне, возможность адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды.

Предмет валеологии - здоровье и его резервы, здоровый образ жизни.

К основным задачам науки относится исследование и оценка состояния здоровья и его резервов, формирование установки на здоровый образ жизни, укрепление и сохранение хорошего самочувствия через приобщение человека к здоровому образу жизни. Валеология имеет от других наук, которые также изучают состояние : сферой интересов валеологии является здоровье и здоровый человек, в медицине - это болезнь и больной, в гигиене - условия жизнедеятельности и среда обитания человека.

Валеология разделяется на индивидуальную и общественную. Индивидуальная валеология направлена на сохранение и приумножение здоровья отдельного человека. Она является сочетанием понятий личной гигиены, психогигиены, закаливания, физических нагрузок, рационального питания, методик оздоровления. Общественная валеология – это сохранение и поддержание физического, духовного, психического, социального и экономического здоровья общества.

Что такое валеологическая культура

Валеологической культурой часть общечеловеческой культуры, которая предполагает знание своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение методами сохранения, контроля и развития здоровья, а также умение распространять эти знания окружающим.

Валеологическое воспитание позволяет выработать у детей разумное отношение к своему организму, помогает привить культурно-гигиенические навыки, способствует приспособлению ребенка к меняющимся условиям окружающей среды.

Для формирования валеологической культуры необходимо следующее:
- выработка интереса к оздоровлению организма и сознательной установки на здоровый образ жизни;
- развитие навыков и привычек здорового образа жизни;
- выработка личной ответственности за свое самочувствие и самочувствие окружающих.

Таким образом, главная цель валеологической культуры воспитания - помочь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Валеология - относительно молодая наука. Термин “валеология” в 1980 г. предложил российский ученый И.И. Брехман, который одним из первых заострил внимание на необходимости разработки основ новой науки о здоровье. Термин «валеология» - производное от латинского valeo - "здоровье" или "быть здоровым". Вскоре термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание в мире. Валеология - межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Наша медицина сегодня - медицина болезней и больных. У нас нет медицины здоровья - валеоцентричной медицины. Она лечит болезни, а не формирует у людей настрой на здоровый образ жизни. Современные врачи знают законы болезней, но не здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. Валеология является "медициной здоровья", т.к. направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Здоровье (по определению ВОЗ) - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. Но до 50-х годов в этом определении было дополнение - состояние, сопровождающееся получением удовольствия от жизни. Все плохое идет только от "несчастных", т.е. неспособных к счастью людей. Валеология, и особенно её теоретико-филосовский раздел валеософия, призвана настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, на здоровый образ жизни и мысли. Она обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

1. Определение, цели, проблемы, методы валеологии

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo - «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии - изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопереплетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профилактики заболеваний.

Валеология как наука состоит из двух частей: 1) общая валеология, 2) отраслевая валеология.

Общая валеология разрабатывает общенаучные основы здорового образа жизни человека.

Отраслевая валеология -- это медицинская валеология, Психовалеология, педагогическая валеология, семейная валеология, физкультурный валеология и т.д

Использование валеологических технологий для выявления людей с низким уровнем здоровья, применение методов оздоровления и, как следствие, вывод их за пределы «третьего сословия» можно рассматривать как идеальный вариант первичной профилактики болезней.

Валеологические технологии могут быть применены и к больному человеку. Использование средств оздоровления, способствующих расширению резервов физиологических функций, восстановлению способности к саморегуляции и самовоспроизводству, может компенсировать последствия «надлома» и даже разорвать порочный круг, по которому идет распространение патологического процесса. В этом проявляется вторичная валеоцентрична профилактика заболеваний.

Цель валеологии как учебной дисциплины - формирование валеологически образованной личности, способной направленно использовать валеологические средства для созидания, сохранения, укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности или других способов реализации своей жизнедеятельности.

Валеология как научная дисциплина использует и общелогические методы, и методы эмпирического познания, и методы теоретического познания - которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специфические.

Из общих методов валеологии можно отметить следующие:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. Учебные, научно-методические, научные публикации о здоровье человека анализируются и интерпретируются на основе выделения и сопоставления инвариантных положений, признаков, категорий с последующим их обобщением, переходом к более общим понятиям, суждениям - и синтезом - их соединением в системы той или иной степени целостности, что позволяет определить научную разработанность проблемы и современные взгляды на нее, уточнить представления о понятийном аппарате, выявить методики, адекватные поставленным задачам.

2. Наблюдение: целенаправленное восприятие явлений объективной действительности: непосредственное; аппаратурное наблюдение (фото-, кино-, видео- и др. аппаратура); обследование-измерение (в т.ч. с помощью специальных тестов).

3. Эксперимент: воспроизведение явлений или активное воздействие на них в познавательных целях.

4. Системный подход. Изучение здоровья в многоаспектности и целостности, предполагает применение системного подхода, его предметного (структурно-компонентного), функционального (внешнего и внутреннего), исторического (генезис и прогноз) аспектов. Структурный анализ как предметный аспект системного подхода используется для определения компонентов (подсистем) здоровья и характера их взаимосвязи. Функциональный анализ применяется для выявления внутреннего функционирования системы здоровья, взаимодействия ее компонентов, а также внешнего функционирования, ее взаимодействия с метасистемами. Генетический анализ (генезис) как часть исторического аспекта системного подхода применяется для отражения динамики показателей здоровья, а также концепций, включающих в себя «здоровье», «валеологию» или другие сопряженные категории; прогностический анализ (прогноз) - для изучения предполагаемого развития этих категорий. Системный анализ дополняется системным синтезом, обеспечивающим реализацию интегративных функций. Системный подход является также обобщающей основой результатов исследования.

5. Научная рефлексия - метод, направляющий мышление на предметное рассмотрение самого знания о здоровье, критический анализ содержания этого знания и механизмов его формирования, поиск неявных предпосылок научного познания и развитие исходной концептуальной базы валеологии.

6. Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в аспектах, интересующих познание. При наглядном отображении явлений и процессов, связанных со здоровьем, используется, в частности - знаковое моделирование, при котором абстрагирование, идеализация, конкретизация реализовываются в схемах и рисунках. Основой такого моделирования выступают: таксономия - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение, учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов - таксоны; и типология - разделение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной или идеализированной модели.

7. Методы математической статистики (корреляционный анализ и т.д.).

валеология здоровье жизнедеятельность

2. Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицина, «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать, душевное, физическое и социальное благополучие».

Выделяют физическое, психическое и социальное здоровье.

Физическое здоровье - это состояние, при котором у человека саморегуляция функций организма совершенна, физиологические процессы и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды находятся в гармонии. Психическое здоровье предполагает отрицание болезни, ее преодоление, что должно являться «стратегией жизни человека». Под социальным здоровьем подразумевают меру социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из трех понятий:

а) биологические возможности человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические условия.

По данным академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактики медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.

Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и на долю недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10%.

Другим центральным понятием валеологии выступает понятие "здоровый образ жизни". Образ жизни связан практически со всеми видами жизнедеятельности человека и напрямую обуславливает состояние его здоровья. Это активная деятельность людей, целенаправленно формирующаяся в течении всей их жизни.

Среди определений понятий здорового образа жизни человека наиболее приемлемой является формулировка академика Ю.П. Лисицына:

"Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".

Здоровый образ жизни - это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Сохранение здоровья во многом зависит от среды обитания человека. Выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье человека:

Физические (загрязнение воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, шум, электромагнитные поля, радиация и др.);

Психологические (трудовые, семейные, личностные, культурные отношения, психоэмоциональные воздействия и др.);

Социальные (социальные и политические перемены, безработица, дефицит времени, энергии и др.).

Формирование среды обитания человека напрямую связано с его валеологической культурой, умением противостоять воздействию физического, психологического и социального прессинга.

Генотип и наследственно детерминированные особенности организма и психики практически не поддаются коррекции в процессе индивидуального развития. Поэтому генетические дефекты и наследственные заболевания являются одной из сложнейших проблем современной науки. Человечество возлагает большие надежды на борьбу с этими заболеваниями с помощью методов генной инженерии.

Каждый человек в контакте с представителями медицинской генетики и психологии при тщательном наблюдении за собой и своими родственниками может определить наследственные особенности своего организма, предрасположенность к органическим заболеваниям, темперамент и другие индивидуальные особенности. Современные методы медицинской генетики, психологического тестирования, экстерорецептивной диагностики позволяют достаточно эффективно провести эти обследования, получить рекомендации по профилактике возможных заболеваний и укреплению индивидуального здоровья.

В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.

Эти данные, как модель состояния здоровья, отражают многочисленные результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в той или иной сфере трудовой деятельности.

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, и составляют основу о здоровье - валеологии.

Заключение

Валеология базируется на комплексе знаний, полученных гуманитарными и естественными науками и имеющих отношение к здоровью человека. По своему объему и значимости валеология уже сейчас может сравниться с категориями «физика», «математика», «медицина» и т.д. Однако поскольку здоровье - это медико-социальная категория, основы учения о здоровье, методология этого учения были заложены медиками. Педагоги и психологи адаптируют этот базовый материал для своих целей, разрабатывают специфические аспекты науки, которые необходимо знать каждому человеку.

В нашем мире здоровью отводится важное место. У здорового человека есть перспективы на будущее, он может строить планы и превратить их в жизнь. Здоровье - залог успеха и процветания. Когда ты здоров, то и настроение другое, и отношение к жизни, и взгляд на вещи - ты весел, бодр, жизнерадостен и полон энергии. Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, правильно питаться, побольше бывать на свежем воздухе, одним словом - быть человеком своего времени. А для достижения цели нам поможет валеология - наука о здоровье.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. О безопасном уровне здоровья человека. Асклепийон. № 1-4, 1996. С. 14-16.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов-на Дону, 2000.

3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1980.

4. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.

5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья. М., 2000.

6. Казначеев В.П., Склянова Н.А. Основы общей валеологии. Новосибирск, 1998.

7. Кураев Г.А., Войнов В.Б. Валеология. Словарь терминов. Ростов-на Дону, 2000.

8. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М., 2001.

9. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Валеология - наука о здоровье, путях его обеспечения, формирования и сохранения. Начало возникновения идеи валеологии в Древнем Риме. Вклад в развитие валеологии Гиппократа, Клавдия Галена, Аристотеля, Герофила и Авиценны. Оздоравливающие рецепты древних.

    презентация , добавлен 04.11.2013

    Валеология – наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни. Здоровье – способность человеческого организма сохранять компенсаторные и защитные свойства.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Валеология - комплексная наука о здоровье человека. Изменение продолжительности жизни человека в ходе развития человечества. Что такое старение. Факторы сохранения молодости. Знаменитые долгожители, секреты активного долголетия и здорового образа жизни.

    презентация , добавлен 14.12.2010

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Здоровье как текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма человека. Физическое, психическое и социальное здоровье. Основные признаки здоровья, его уровни в медико-социальных исследованиях. Понятие групп и факторов здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2013

    Сущность индивидуального здоровья с позиций системного подхода. Характеристика уровней здоровья: соматический, психический, социально-духовный или нравственный. Изучение основных функций здоровья - поддержания определенного уровня жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 06.09.2010

    Здоровье - потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Резервы организма, рациональное питание. Влияние окружающей среды, наследственности и биоритмов. Оптимальный двигательный режим.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Понятие "здоровый образ жизни". Физическое, эмоциональное и ментальное здоровье с точки зрения триединства. Признаки здоровья и факторы риска для здоровья. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой. Охрана собственного здоровья.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Оценка духовного и психического здоровья. Типологические и индивидуальные особенности личности. Показатели физического развития и их оценка. Показатели функционального состояния организма и их оценка. Биологический возраст. Оценка общей активности.