Какие самолеты бомбардировщики. Фронтовые бомбардировщики ввс россии


Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для российских стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.


Стратегический ракетоносец - Ту-95МС. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear - «Медведь») - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.

12 ноября 1952 года прототип 95-1 отправился в воздух. Впереди был трудный испытательный путь в небо. Увы, при выполнении 17-го испытательного полета прототип разбился и из 11 человек на борту погибло 4. Но это не остановило испытания, и вскоре самолет был принят на вооружение.

Ту-95МС - носитель крылатых ракет Х-55 с ядерной боевой частью. Он создан на основе Ту-142МК - дальнего противолодочного самолета.

В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС - в честь городов.



Стоять на кромке ВПП и смотреть, как мимо тебя взлетают и садятся Ту-95 и Ту-160, можно было бесконечно.

От гула и вибрации винтов пробирает. Чувствуется какой-то детский восторг от происходящего. Увы, фотография этого передать не может.

30 июля 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Внезапно прилетел Ми-26Т. При нанесении номеров произошла путаница, и с регистрацией RF-93132 несколько месяцев летал другой Ми-26Т с бортовым номером 99.

Едем к стоянкам самолетов. Около 95-го стоит АПА-100 - аэродромный передвижной электроагрегат.

Дальше забираемся в кабину «Медведя». Я сразу фотографирую рабочее место, которое находится около входа и которое напичкано всяким интересным оборудованием. Следом залезает сопровождающий и укоризненно смотрит на меня: «Александр, ну что такое? Вот почему ты сразу снимаешь именно то, что нельзя снимать». Удаляю кадры и узнаю, что снимать можно все что угодно, кроме того самого рабочего места. На фотографии - пульт бортинженера.



Вообще, конечно, внутреннее убранство по-военному сурово. Впрочем, отечественные КБ никогда не заморачивались над эргономикой кабины.

А этот странный пол между креслами - резиновое полотно с деревянными рейками. Вы не поверите, но это - средство аварийного покидания самолета.

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

В составе ВВС России находятся 16 самолётов Ту-160.
























Стратегический бомбардировщик представляет собой боевой самолет, который может нести авиационное, в том числе ядерное, вооружение (баллистические и крылатые ракеты, авиабомбы). Его предназначение заключается в нанесении ракетных и бомбовых ударов по объектам стратегической значимости, расположенных на вражеской территории, обычно вне зоны основных военных действий, с целью подрыва промышленного и военного положения противника.

По сравнению с тактическими бомбардировщиками, которые предназначены для поражения целей непосредственно во фронтовой зоне (личного состава, тактических баз, стационарной и мобильной техники), стратегические бомбардировщики обладают:

    большой дальностью полета, увеличенным по массе боевым вооружением, которое производит наиболее разрушительные поражающие воздействия;

    более комфортабельными условиями для размещения членов экипажа, что вызвано требованием к сохранению их работоспособности в режиме боевого дежурства (при выполнении длительного полета).

Наличие у государств стратегических бомбардировщиков, которые несут ракето-ядерные средства поражения, особенно страшно для их потенциальных противников и сдерживает агрессию со стороны «разжигателей войны».

Еще одно отличие стратегических бомбардировщиков от тактических заключается в том, что первые являются более дорогостоящими и универсальными, способны уничтожать электростанции, заводы, плотины, мосты, магистральные дороги, важные объекты и даже целые населенные пункты как на поле боя, так и за его пределами. На сегодняшний день стратегическими бомбардировщиками располагают только 2 государства – США и Россия.

Ограничение термина

Стратегическим бомбардировщиком называется тип самолета, который обладает межконтинентальной дальностью полета (более 5000 км) и может использовать ядерное оружие. Самолеты типа B-47, Ту-16 и Ту-22М, например, хоть и могут вооружаться ядерными ракетами и бомбами, не способны преодолеть межконтинентальную дальность полета, поэтому их относят к категории дальних бомбардировщиков. Использование термина «дальние бомбардировщики» не совсем корректно, потому что такие самолеты, кроме того, что не имеют межконтинентальной дальности полета, по остальным техническим характеристикам полностью соответствуют требованиям стратегических бомбардировщиков. То есть дальние и межконтинентальные бомбардировщики правильно указывать как два подкласса стратегических бомбардировщиков.

Неопределенность критериев с одной стороны и политическая конъюнктура с другой привели к тому, что отдельные государства называют стратегическими не только тактические, но и оперативно-тактические бомбардировщики – FB-111 (США), Mirage 2000N (Франция), Vickers 667 Valiant (Великобритания), Xian H-6A (Китай).

В частности, это вызвано использованием (в том числе планируемым) в техническом аспекте оперативно-тактических и тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. В некоторых случаях оно будет целесообразно, если находящиеся на территории противника стратегические объекты находятся в зоне досягаемости оперативно-тактической и тактической ударной авиации.

История

Стратегическая авиация (в т. ч. стратегическая бомбардировочная) начала полноценно развиваться с приходом холодной войны. Однако к категории стратегических бомбардировщиков можно также смело отнести тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны:

    бомбардировщики «Ланкастер» на вооружении Королевских ВВС Великой Британии.

    B-29, B-24 и B-17 ВВС США.

    Советские Пе-8 и Ил-4.

Эти самолеты в военное время использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. По характеру боевого применения советский Ту-4 также относился к классу стратегических бомбардировщиков.

Во времена Второй мировой войны началось проектирование межконтинентальных бомбардировщиков. Японская и германская армии использовали такие бомбардировщики (Nakajima G10N и Amerika Bomber) для совершения налетов на территорию США. Американцы, в свою очередь, занимались проектированием межконтинентального бомбардировщика, способного осуществлять налеты на Германию в случае капитуляции Англии. Итогом дальнейшего развития событий стало появление в рядах ВВС США в начале 1940-х гг. первого полноценного стратегического бомбардировщика B-36. Этот поршневой самолет не смог составить должное сопротивление реактивным истребителям, несмотря на большую для того периода высоту полета. Однако продолжительное время бомбардировщики B-36 были основой ядерных стратегических сил США.

Далее начинается стремительное развитие этой военной техники. Спустя некоторое время стратегические бомбардировщики, укомплектованные ядерным и обычным оружием, постоянно проводили боевое дежурство, обеспечивая гарантированное уничтожение позиций противника в случае войны. В послевоенное время главное требование, которое ставилось перед конструкторами стратегических бомбардировщиков, – это возможность доставления ядерных бомб или ракет до вражеской территории и благополучное возвращение на свою базу. Основными самолетами этого класса во времена холодной войны стали Boeing B-52 Stratofortress (США) и Ту-95 (СССР).

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В первой половине 1950-х еще не было зенитных комплексов, способных поражать высотные высокоскоростные цели.

Единственными вариантами, которые можно было использовать против таких целей, были истребители-перехватчики (напр. Convair F-102 Delta Dagger). Поэтому решить проблему неуязвимости стратегического бомбардировщика можно было за счет создания самолета этого класса с увеличенными параметрами максимальной скорости и практического потолка.

По этой доктрине в США разработали бомбардировщики A-5 и B-58. Особенностью этих самолетов является в первую очередь то, что они не могли использовать никакое иное вооружение кроме ядерных авиабомб.

Примерным аналогом со стороны СССР можно считать М-50 и Ту-22.

Самым совершенным аппаратом, созданным по этой доктрине, стал американский бомбардировщик «Валькирия» и советский Т-4.

После появления в составе ПВО зенитно-ракетных комплексов, способных поражать любые высотные цели, производство самолетов B-58 свернули, а первый стратегический бомбардировщик палубного размещения A-5 переделали в разведывательную версию.

На данном этапе гонки вооружений к стратегическому бомбардировщику предъявлялись по-прежнему серьезные требования в скорости, но не для прорыва средств ПВО противника, а лишь сокращения времени подлета к месту нанесения авиаудара. Для прохождения ПВО врага планировалось использовать полет на очень малой высоте.

По такому принципу были созданы такие самолеты, как Ту-22М (СССР), FB-111 (США) и TSR.2 (Великобритания). Последний бомбардировщик не попал в серийное изготовление из-за переориентации государства на применение ПЛАРБ, несущих ракеты «Поларис». Такие самолеты в англоязычных текстах получили название «интердиктор».

В эпоху развития новых технологий самолеты стратегической авиации получали способность летать на разных высотах (в том числе предельно малых – Ту-160, B-1), а некоторые из них обладали пониженной радиолокационной заметностью (B-2). Все эти характеристики в комплексе способствовали успешному проникновению в чужое воздушное пространство.

Однако высокая стоимость постройки и содержания этого типа самолетов и их сомнительная эффективность в возможных локальных военных конфликтах (например, в российских ВВС имеются для этих целей Ту-22М и Су-34) не дают возможности произвести замену военного авиапарка государств, некоторые типы самолетов не снимаются с военного учета (яркие примеры: Ту-95 и B-52). Вместе с этим техническое и моральное старение аппаратов представленного типа порождает необходимость проведения их замены. С этой целью в США учреждена программа разработки нового бомбардировщика, который сменит B-52 (самолеты этого типа планируется полностью снять с боевого дежурства до 2030 года). На замену Ту-95 в России поступят ПАК ДА и модернизированные Ту-160 (первые поставки Ту-160 в ряды российских ВВС датируются 2015 г.).

Основные требования, которые ставились перед конструкторами-создателями самолетов стратегической бомбардировочной авиации, – это возможность выполнять доставку ядерного оружия. Однако известны случаи их использования в локальных военных конфликтах. В частности, Ту-22М, Ту-22 и Ту-16 были задействованы в Афганской войне, B-52 – в Ираке и Вьетнаме, B-2 – в Ираке (2003) и Югославии.

Основные модели стратегических бомбардировщиков

Холодная война:

    Handley Page Victor.

    Vickers Valiant.

  • B-52 Stratofortress.

Нереализованные и опытные проекты:

Современные:

    B-52H Stratofortress.

Будущие:

    Next-Generation Bomber (NGB).

    модернизированные Ту-160.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л

Стратегический бомбардировщик - боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиабомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала. В отличие от тактических бомбардировщиков, предназначенных для поражения объектов противника (мобильной и стационарной техники, тактических баз и личного состава) на театре военных действий, стратегические бомбардировщики, как правило, обладают:

* межконтинентальной дальностью полёта, увеличенной по массе боевой нагрузкой, обладающей наиболее мощным поражающим воздействием;

* более комфортными условиями обитаемости для экипажа, с целью сохранения его работоспособности в длительном полёте (в режиме боевого дежурства).

В России на вооружении состоит 2 типа стратегических бомбардировщиков, это Ту-160 и Ту-95мс


Ту-160

По классификации NATO "Blackjack" "Блэкджэк"

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе (КАПО). Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) - 16 марта 1985 года.

В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. К этому времени было выпущено 35 самолётов. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме под Энгельсом в Саратовской области.


Первые два самолёта Ту-160 (№ 1-01 и № 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиаполк в Прилуках (УССР) в апреле 1987 года. При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения государственных испытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на вооружение американских бомбардировщиков B-1.

К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две эскадрильи.

После распада Советского Союза 8 из них были возвращены России, 10 разрезаны по указанию США(в первую очередь резали самолёты с наименьшим числом часов налёта), один был направлен в авиа-музей. 30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей авиации.


В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов...

8 сентября 199 года в Ялте было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией по обмену 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет и аэродромное оборудование в уплату за поставленный Россией природный газ на сумму 285 млн долларов. Передача была завершена 21.02.2000, когда два последних Ту-160 вылетели на авиабазу «Энгельс-2»

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена.


"Андрей Туполев"

Ту-160 является наиболее современным стратегическим бомбардировщиком состоящим на вооружении России, а точнее его последняя модификация Ту-160М-1, которых к началу 2017 года насчитывалось 5 бортов.

Обозначение Ту-160М-1 - получают борты прошедшие капитальный ремонт и модернизацию. Они получили новую навигационную систему K-042K-1 и автопилот АБСУ-200-1.

ВКС также осуществляют интеграцию новых систем вооружения на Ту-160, включая способность нести 12 стратегических крылатых ракет Х-101 / Х-102, размещаемых на двух новых шестизарядных револьверных вращающихся пусковых установках 9A829K3.

Х-55 на барабанной установке

Межконтинентальный бросок

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и «Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока аэродром Оленегорск в Мурманской области. Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов.


8 ноября 2013 другая пара российских бомбардировщиков Ту-160 «Александр Голованов» (б/н 05, RF-94104) и «Александр Новиков» (б/н 12, RF-94109), совершила трансатлантический перелет в Венесуэлу и Никарагуа.


17 ноября 2015 года два Ту-160 («Виталий Копылов» и «Владимир Судец») впервые приняли участие в реальных боевых действиях, осуществив запуск 16 крылатых ракет Х-101 по целям в Сирии. В последующие дни Ту-160 продолжили удары, используя как ракеты Х-101, так и Х-555.


пуск Х-101 с Ту-160

Вне всякого сомнения, Ту-160 один из самых совершенных авиационных комплексов в мире, обладающий огромным потенциалом и непревзойденной мощью, а ещё, он очень красив, за что и получил прозвище "Белый лебедь" в России.


В настоящее время Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. В Минобороны РФ объявили, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под индексом Ту-160М2.


Сейчас в строю числится 16ед. Максимальная скорость 2250 км/ч, максимальная дальность полёта 14.000км, боевой радиус 7300км, высота полёта (потолок) 22.000, максимальная боевая нагрузка 45 тонн.

Экипаж - 4 человека, длина 54 метра, высота 13м, ширина наибольшая 55,7м.

Ту-95мс


Ту-95мс

По кодификации НАТО: "Bear" - «Медведь»

Первый советский стратегический бомбардировщик, который мог достичь территории США и атаковать противника ядерным оружием. Первый полёт совершен 12 ноября 1952 года, лётчик-испытатель - А.Д. Перелёт. В серию бомбардировщик пошел с 1955 года и выпускался в различных модификациях до 1992 года. всего было выпущено 500ед.

Самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени - единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне.


На базе модификаций Ту-95 было создано множество различных самолётов, например пассажирский межконтинентальный лайнер - Ту-114.


Ту-114

В свою очередь, на базе Ту-114 был создан боевой самолёт ДРЛО - Ту-126.


Ту-126 и "скайхок"

Развитием проекта «95» явился вариант самолёта ПЛО модификация Ту-142


Ту-142

Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте - 50 мегатонн. После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.


Ту-95В и "Царь-бомба"

Ту-95МС, составляют костяк стратегической авиации России, являются носителями крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-95МС6 в грузовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. Ту-95МСМ могут применять ракеты Х-101 и Х-102 и имеют держатели внутренней и внешней подвески.


Ту-95МСМ

Некоторые самолёты Ту-95МС названы в честь городов.


В 1960-х годах Ту-95 был перехвачен британским истребителем Lightning, во время маневрирования с бомбардировщиком британский самолёт разбился


В одном из полётов над Атлантикой советский Ту-95 был перехвачен тремя американскими истребителями F-4 «Фантом». Пытаясь пролететь под самолётом, американец врезался хвостом в крыло и потерял управление. Пилоты катапультировались и «Фантом» разбился, советский самолёт успешно вернулся на аэродром


Ту-95 и F-4 «Фантом»

После модернизации до Ту-95МС были выполнены демонстрационные полёты - беспосадочный облёт по периметру границ территории СССР и полёт к границам США и Канады через Северный полюс.


После распада СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина начала уничтожать стратегические бомбардировщики доставшиеся от СССР, на выделенные США средства. Но три Ту-95 (как и 8 Ту-160 и партию крылатых ракет) обменяла на списание части долга по закупкам газа.


К весне 2002 года на территории Украины было уничтожено 19 украинских Ту-95МС, а также 5 российских Ту-95 (3 Ту-95МС и 2 Ту-95К22), находившихся на авиаремонтном заводе в г.Белая Церковь. Три самолёта Ту-95МС были оставлены на Украине. Один стал музейным экспонатом в Полтавском музее авиации. Два других были переоборудованы в самолёты-разведчики и поставлены на хранение возле Николаевского авиаремонтного предприятия. В августе 2015 года стало известно, что эти 2 самолёта были к концу 2013 года проданы неизвестным покупателям!

МОДЕРНИЗАЦИЯ Ту-95МС


Первый самолет Ту-95МС, модифицированный для несения ракет Х-101 / Х-102, имеющий название «Саратов», был выкачен заводом ТАНТК [Таганрогский авиационный научно-технический комплекс] в начале 2015 года. В том же году завод «Авиакор» в Самаре начал капитальные ремонты самолетов Ту-95МС с установкой пилонов для новых ракет, темпом три самолета в год.

Как и на других российских самолетах, модернизация проводится в несколько этапов. Первый этап состоит в замене навигационного оборудования; серийная модернизация была начата в 2014 году. Полная модернизация Ту-95MСM предусматривает замену РЛС "Обзор-МС" на новую РЛС "Новелла-НВ1.021", установку новой системы отображения информации СОИ-021, модернизированного бортового комплекса обороны "Метеор-НМ2", и, наконец, модернизацию турбовинтовых двигателей Кузнецов НК-12MПM и установку новых воздушных винтов АВ-60Т.


«Медведь» пролетает над авианосцем США в сопровождении F/A-18

В ночь с 9 на 10 февраля 2008 года четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувшей позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км, на перехват были подняты четыре F/A-18.


знаменитое фото ту-95 и хорнета, сделанное с авианосца Нимиц

На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.


Впервые Ту-95МС были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-55 по объектам Исламского государства.


Пуск Х-55СМ

Сейчас в строю числится 60ед. Максимальная скорость 830 км/ч, максимальная дальность полёта 15.000км, боевой радиус 6500км, высота полёта (потолок) 10.500, максимальная боевая нагрузка 12 тонн.

Экипаж - 7 человек, длина 49 метра, высота 12,5м, ширина наибольшая(размах крыла) 50м.


Ту-22М3

По классификации NATO "Backfire" "встречный огонь"


Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 с изменяемой геометрией крыла является последней, наиболее совершенной моделью серии Ту-22М. И хотя он не является стратегическим ракетоносцем, тем не менее, обладает многими параметрами присущими данному классу боевой авиации.


Самолеты Ту-22М является глубокой модификацией бомбардировщика Ту-22, который, в свою очередь, создавался как замена для устаревшего сверхзвукового тяжелого бомбардировщика Ту-16, составлявшего основу самолетного парка Дальней авиации СССР в 1950-х – 1960-х гг.

Разработка машины ОКБ А.Н. Туполева велась с 1974 года, и 20 июня 1977 года состоялся первый испытательный полет. На вооружение в ВВС машина поступила в 1978 году и выпускалась до 1993 года Казанским авиационно –производственным объединением(КАПО). Выпуск ТУ 22 М3 был ограничен рамками соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений ОСВ-2 и за весь период было выпущено 268 единиц техники.


Ту-22М3 может решать следующие основные задачи:

✭уничтожение (поражение) военно-промышленных объектов в глубоком оперативном тылу театра военных действий;

✭уничтожение (поражение) объектов и целей противостоящей оперативно-стратегической группировки войск, авиации и ПВО;

✭изоляция района боевых действий и ударных сил противника от подходящих оперативно-стратегических резервов;

✭уничтожение (поражение) корабельных группировок противника на морских театрах военных действий;

✭участие в операциях фронтов, флотов, ВВС и войск ПВО;

✭ведение воздушной разведки с использованием штатных бортовых радиоэлектронных средств и аэрофотоаппаратуры;

✭постановка активных и пассивных помех атакующим самолётам, средствам управления и наведения истребителей-перехватчиков, а также комплексам ЗУР


Самолёт может нести три (в перегруз) противокорабельные крылатые ракеты Х-22 (средняя ракета полуутоплена в фюзеляж), свободнопадающие бомбы или морские мины разного калибра (до 69 шт. ФАБ-250), общей массой до 24 000 кг. Нормальной боевой нагрузкой являются две ракеты Х-22 или бомбы в грузоотсеке массой до 12 000 кг.


Ту-22м с ракетами Х-22

Самолёты Ту-22/ М2 и М3 поучаствовали в боевых действиях в Афганистане. Впервые в 1984 г. в боях там приняли участие Ту-22М2. Базируясь на аэродроме Мары-2, они наносили мощные бомбовые удары по позициям и базам моджахедов в ходе Пандшерской операции 40-й армии. Второй раз Ту-22М привлекались к боевым вылетам осенью 1988 г., когда начался вывод частей 40-й армии из Афганистана. Благодаря массированному применению бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-16 и Ту-22М3), наносивших удары бомбами калибром до 9000 кг (Ту-22МЗ – до 3000 кг), удалось обеспечить сравнительно «комфортный» вывод частей 40-й армии.


Ту-22м над Афганистаном

После развала Советского Союза самолёты Ту-22М остались только в составе ВВС России и Украины, из Белоруссии технику вывели на территорию Российской Федерации. Так же, как и стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-22М3 оказались не нужны Украине, и в 2002-2006 годах на Украине было уничтожено 60 ракетоносцев(17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3)...


Уничтожение Ту-22м на Украине

В ходе первой Чеченской войны Ту-22М3 из состава Дальней авиации России в период с конца ноября 1994 г. по январь 1996 г. выполнили более 100 самолётовылетов, из них основную часть - на подсветку района боёв с помощью осветительных авиабомб.

Также Ту-22М3 пришлось поучаствовать в скоротечной операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г. В этой операции грузинской ПВО был сбит один Ту-22М3, что стало, пожалуй, наиболее болезненной потерей ВС РФ в данном конфликте.


Не менее 14 самолетов Ту-22М3 были задействованы во время военной операции России в Сирии начиная с 17 ноября 2015 года


Бомбардировка террористов в Сирии

Дальность полета, мощное вооружение, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединениями вероятных противников на морских и океанских просторах. Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, получил почётное звание «убийцы авианосцев».

Их значение только выросло после распада СССР. Превосходство надводных флотов западного блока над нашим флотом стало ещё большим. Остаются актуальными задачи быстрой нейтрализации, в случае угрозы конфликта, ПВО и ПРО противника на оперативно-стратегических направлениях, а также нанесение эффективных ударов в условиях локальных конфликтов различной интенсивности.


Сейчас в строю числится 62ед. Максимальная скорость 2300 км/ч, максимальная дальность полёта 7.000км, боевой радиус 1500-1850км, потолок 13.300, максимальная боевая нагрузка 24 тонны.

Экипаж - 4 человека, длина 42 метра, высота 11м, ширина наибольшая(размах крыла) 34м.

Не забывайте подписываться на Мировую политику в соцсетях, основная группа.

Ограничение термина

Бомбардировщик принято называть стратегическим только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия (свыше 5000 км) и способен применять ядерное оружие . Например, самолёты типа Ту-22М , Ту-16 и B-47 способны применять стратегическое ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому часто называются дальними бомбардировщиками. (На самом деле такое применение термина "дальние бомбардировщики" не корректно, так как такие бомбардировщики не обладая межконтинентальной дальностью полета, в остальном технически также являются стратегическими бомбардировщиками. Т. е. межконтинентальные и так называемые "дальние" бомбардировщики являются не чем иным как двумя подклассами стратегических бомбардировщиков.)

Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть не только технически стратегические, но тактические и оперативно-тактические бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A - ВВС Китая , Vickers 667 Valiant - ВВС Великобритании , Mirage 2000N - ВВС Франции , FB-111 - ВВС США). В последних случаях часто это вызвано применением (в том числе планируемым) технически тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. (Порой применение тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических целесообразно, если стратегические цели на территории противника оказываются в зоне досягаемости тактической и оперативно тактической ударной авиации.)

История

Стратегическая авиация (в том числе стратегическая бомбардировочная), в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны . Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам вполне обосновано относят дальние тяжелые бомбардировщики времён Второй мировой войны : B-17 и B-29 (ВВС США) и бомбардировщики Ланкастер Королевских ВВС Великобритании. Собственно эти самолеты тогда и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. Советский Ил-4 по характеру своего боевого применения также фактически являлся стратегическим бомбардировщиком.

Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно (см. Amerika Bomber и Nakajima G10N). В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии - в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика B-36 . B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую для тех лет высоту полёта. Тем не менее в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

Дальнейшее развитие этого вида вооружений пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащённые как правило ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае войны . Главным послевоенным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолёта доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными такими самолётами в период холодной войны стали американский Boeing B-52 Stratofortress и советский Ту-95 .

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

Вершиной этой доктрины является американская «Валькирия» XB-70A и её советский аналог - Т-4 («сотка») .

Несостоятельность доктрины выяснилась с появлением ЗРК ПВО, таких, как С-75 , уверенно поражающих такие цели, как сверхвысотный самолёт-разведчик U-2 . Производство B-58 было свернуто, первый палубный стратегический бомбардировщик A-5 был переделан в разведчик.

На этом новом этапе развития вооружений от стратегического бомбардировщика по-прежнему требовалась высокая скорость, но уже не как средство преодоления ПВО, а как средство сокращение подлётного времени - длительности прибытия к месту нанесения удара. Преодоление же ПВО планировалось как, например, полёт на сверхмалой высоте.

В этой парадигме сделаны такие самолёты, как FB-111, Ту-22М и английский TSR.2 (который не попал в серию из-за переориентации Великобритании на использование ПЛАРБ с ракетами «Поларис »). В англоязычных текстах такие самолёты называются «интердиктор».

С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1 , Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2 и Ту-160). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность удачного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

Тем не менее высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (яркие примеры: B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так, в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года , когда предварительно, самолёты данного типа будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированными Ту-160 после 2015 года . Также в России стартовал проект ПАК ДА - работа по созданию стратегического бомбардировщика, предназначенного для замены Ту-160.

Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались и в локальных войнах. В частности, Ту-16 , Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне , B-52 - во Вьетнаме и Ираке , B-2 - в Югославии и в Ираке (2003).

Основные стратегические бомбардировщики

Холодная война

Опытные и не реализованные проекты

Современные

Будущие

См. также

  • Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны
  • Стратегические ядерные силы США

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Парестезия
  • Евролига (хоккей с шайбой)

Смотреть что такое "Стратегический бомбардировщик" в других словарях:

    Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 - Ту 95 (по кодификации НАТО: Bear Медведь) турбовинтовой стратегический бомбардировщик ракетоносец. Предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных военно географических районах и в глубоком тылу… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бомбардировщик - Сюда перенаправляется запрос «Авианалёт». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    БОМБАРДИРОВЩИК - боевой самолёт, предназ нач. для поражения наземных и мор. объектов противника бомбами или ракетами. Б. подразделяются на фронтовые (тактич.) и дальние (стратегич.), а также на лёгкие, средние и тяжёлые. По конструкции совр. Б. (см. рис.)… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    бомбардировщик - самолёт военной авиации для поражения наземных и морских целей противника. Основное вооружение – бомбы и ракеты. Может иметь также 1–2 пушки и несколько пулемётов. Бомбардировщики подразделяются на фронтовые (тактические) и стратегические… … Энциклопедия техники

    стратегический - ая, ое. 1. к Стратегия. С ие планы. С ое искусство. С ие способности. Со стратегической точки зрения. 2. Отвечающий требованиям стратегии, имеющий значение с точки зрения осуществления общих целей войны. С ое сырьё (имеющее оборонное значение,… … Энциклопедический словарь

    стратегический - (те и тэ) ая, ое. см. тж. стратегически 1) к стратегия С ие планы. С ое искусство. С ие способности. Со стратегической точки зрения. 2) Отвечающий требованиям ст … Словарь многих выражений

    Инцидент с ядерными боезарядами в ВВС США (2007) - Стратегический бомбардировщик B 52H Инцидент с ядерными боезарядами произошёл в … Википедия

    «Нортроп» Энциклопедия «Авиация»

    «Нортроп» - Рис. 1. Стратегический бомбардировщик B 2 «Стелс». «Нортроп» (Northrop Corporation) — авиаракетостроительная фирма США. Основана в 1939 Дж. К. Нортропом под названием «Нортроп эркрафт» (Northrop Aircraft), современное название с 1959. Во… … Энциклопедия «Авиация»

    Летающее крыло - Стратегический бомбардировщик B 2 Spirit «Летающее крыло» разновидность схемы «бесхвостка» с редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку … Википедия

Книги

  • Стратегический бомбардировщик В-52 "Стратофортресс". 65 лет в воздухе , Кузнецов Константин Александрович , Боинг В-52 - один из самых выдающихся самолетов в истории мировой авиации. Известный у нас как Стратофортресс (Стратосферная крепость), в США его называют BUFF - Удар или Большой Уродливый… Категория: Военная техника Серия: Война и мы. Авиаколлекция Издатель: