Танк пз 4 все модификации. Михаил Барятинский - Средний танк Panzer IV

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

Основные характеристики

Кратко

Подробно

3.3 / 3.3 / 3.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

22,7 тонн Масса

6 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

87 снарядов боезапас

10° / 20° УВН

3 000 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerkampfwagen IV (7,5 cm) Ausführung F2 или Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 - средний танк вооруженных сил Третьего Рейха. В отличие от предыдущих модификаций имел на вооружении длинноствольное 75-мм орудие KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра и улучшенную бронезащиту. Стал первым немецким танком способным на равных противостоять советским танкам Т-34 и КВ-1, но это касалось только вооружения, по бронезащите он всё равно уступал соперникам и легко мог быть уничтожен советскими танковыми 76-мм орудиями. По этой причине броня машины нередко усиливалась самим экипажем путём навешивания запасных траков и другими подручными средствами.

Выпуск Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 продолжался с апреля по июль 1942 года. За этот период было построено 175 единиц и еще 25 машин было переоборудовано из модификации F1. Танк применялся в основном на Восточном фронте, часть машин этой модификации была отправлена в Африканский корпус, где применялась для подавления огневых точек и живой силы союзников, по причине дефицита бронебойных снарядов. Танк сыграл значительную роль в войне, противодействуя танкам и бронетехнике союзников с которыми не справлялись остальные немецкие танки имевшие более слабое вооружение. По прекращении выпуска модификации F2, машина уступила путь более совершенным модификациям среднего танка Pz.Kpfw. IV.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 обладает не самой хорошей бронезащитой среди аналогичных танков на своём боевом рейтинге (БРе). Вся лобовая броня танка имеет толщину 50 мм, кроме участка брони под щелью механика-водителя, которая имеет толщину 20 мм, но расположена под углом наклона в 73 градуса, что даёт приведенную толщину брони всё те же 50 мм. Кроме того, изучив модификацию "Накладная броня", лобовая броня усиливается дополнительными траками толщиной 15 мм. Бортовая и кормовая броня башни и корпуса составляет 30 мм и легко поражается даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести танка негативно сказывается плотная компоновка экипажа и модулей. Минусом является и высокая командирская башенка, которая может выступать из-за укрытий, даже если танк полностью спрятан от глаз противников.

Подвижность

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 обладает высокой скоростью и подвижностью. Максимальная скорость машины составляет 48 км/ч, набирается она быстро и почти не теряется от мелких препятствий. Задняя скорость 8 км/ч и её вполне хватает чтобы откатываться назад после выстрела или сдать задом чтобы заехать за укрытие. Манёвренность машины хороша как с места, так и во время движения. С места танк разворачивается бодро, на ходу еще лучше и быстрее, но ощутимо теряет скорость движения. Проходимость Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 высокая.

Вооружение

Основное орудие

Самым главным преимуществом Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 является его длинноствольное 75-мм орудие KwK40 L43 с боезапасом 87 снарядов. Орудие имеет просто потрясающее бронепробитие. Благодаря длине ствола, в отличие от предыдущих модификаций с короткоствольными орудиями, KwK40 L43 имеет хорошую баллистику полёта снарядов. По заброневому действию снаряды Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 уступают снарядам Т-34 и КВ-1, но его вполне хватает чтобы уничтожать большую часть противником одним точным попаданием. Перезарядка орудия быстрая. Углы вертикальной наводки составляют от -10 до +20 градусов, что позволяет вести огонь из-за холмов и препятствий пряча за ними корпус. Башня вращается со средней скоростью, так что иногда, придется доворачивать корпусом до внезапно появившегося противника.

Для танка доступно пять типов снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает отличным бронепробитием и хорошим заброневым действием. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но гораздо меньшее заброневое действие, чем PzGr 39, а также значительно теряет своё бронепробитие на дальних дистанциях. Кроме того, снаряд мало эффективен против противников с наклонной бронёй. Рекомендуется для использования на ближних дистанциях против хорошо бронированных противников.
  • K.Gr.Rot Nb. - дымовой снаряд. Не обладает бронепробитием, может нанести урон только попав непосредственно по экипажу противника. На время выпускает большое облако дыма, через которое противнику будет невозможно разглядеть действия и передвижение игрока.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 вооружен 7.92-мм пулемётом MG34 с боезапасом 3000 патронов, спаренным с 75-мм орудием. Может выводить из строя экипаж на машинах у которых броня отсутствует, например ЗСУ на базе грузовиков.

Применение в бою

Чтобы защитить уязвимый корпус Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, лучше выбирать такие позиции, которые бы полностью укрывали корпус от снарядов противника

Играя на Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, всегда следует помнить о его слабом бронировании и высокой уязвимости. Благодаря высокой скорости, на Pz.Kpfw. IV можно одним из первых приехать на точку захвата, но если на точке нет укрытий, то можно оказаться легкой добычей для танков противника. То же касается и атаки, нужно избегать открытых участков местности, где машина будет легко уничтожена и перемещаться только от укрытия к укрытию, уничтожая из-за них танки противников. Хорошо подойдёт машине и роль снайпера. Хороша машина и для фланговых обходов, быстрая скорость позволит легко зайти во фланг или тыл противнику, а эффект неожиданности и хорошее орудие позволит нанести значительный урон команде противника.

Достоинства и недостатки

Броня не имеет рациональных углов, по этому чуть доворачивать корпус, но не слишком сильно, чтобы не подставить еще более слабые борта, хорошая динамика и подвижность позволит занять важные позиции быстро, а УВН стрелять в большинстве ситуаций.

Достоинства:

  • Отличное бронепробитие
  • Высокая настильность
  • Хорошее заброневое действие снарядов
  • Замечательные скорость и манёвренность
  • Хорошая проходимость
  • Быстрая перезарядка

Недостатки:

  • Слабое бронирование
  • Плотная компоновка

Историческая справка

В январе 1934 года, Управление вооружений военного ведомства германии, провело конкурс проектов нового среднего танка. В конкурсе приняли участие "Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметалл". Конкурс выиграл проект фирмы "Крупп", под обозначением VK 2001(K). Новый танк задумывался немецким командованием как танк поддержки атакующих сил, его основной задачей было подавление огневых точек противника, в основном таких как пулемётные гнёзда и расчеты противотанковых орудий, а также борьба с легкобронированной бронетехникой противника. По своей конструкции и компоновке танк был выполнен в классическом немецком стиле - с расположением отделения управления и трансмиссии в передней части, боевого отделения в середине и моторного отделения в задней части корпуса. Вооружался танк короткоствольным 75-мм орудием. Изначально, соблюдая конспирацию от запретов Версальского договора, новая машина обозначалась как Bataillonsführerwagen или B.W., что в переводе означало "машина командира батальона", позже танк получил своё окончательное обозначение - Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV) или Sd.Kfz. 161, в советских и отечественных источниках Т-4 или T-IV.

Первая модификация танка Pz.Kpfw. IV Ausf. A

Первые предсерийные образцы Pz.Kpfw. IV, получившие обозначение Ausf.A, они были выпущены в конце 1936 - начале 1937 года. На момент начала боевых действий Германией, 1 сентября 1939 года, в танковом парке Вермахта насчитывалось всего 211 танков Pz.Kpfw. IV всех модификаций. Хотя в Польской кампании эти машины и не встретили достойных соперников, но и мелкокалиберная противотанковая артиллерия польских войск нанесла серьёзные потери немецким танкам. По этой причине, в срочном порядке, были приняты меры по усилению бронезащиты танков. Французская кампания, где немецкие танковые войска столкнулись с французской и британской бронетехникой только подтвердила то, что Pz.Kpfw. IV всё еще не обладал достаточным бронированием, кроме того, еще и показала то, что короткоствольные 75-мм орудия бессильны против тяжелых британских танков "Матильда". Но окончательный крест на производстве Pz.Kpfw. IV с короткоствольными пушками поставила кампания против СССР, начавшаяся 22 июня 1941 года. Уже в июле того же года, столкнувшись с тяжелыми танками КВ-1 и средними Т-34, немцы осознали что короткие орудия ничего не могут сделать новым советским танкам даже выстрелом в упор.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 с короткоствольным орудием

По этой причине, в конце осени 1941 года началась спешная разработка нового, длинноствольного 75-мм танкового орудия, которое могло бы успешно противостоять советским Т-34 и КВ-1. Ранее была выдвинута идея об установке 50-мм орудия с длиной ствола в 42 калибра, но опыт войны на Восточном фронте показал что советские 76-мм орудия превосходят немецкие 50-мм по всем показателям. Для установки нового орудия была взята модификация Pz.Kpfw. IV Ausf. F, которая выпускалась с апреля 1941 года и явилась результатом анализа хода боевых действий в Польше и Франции. В отличие от всех предыдущих модификаций, на Ausf. F толщина брони лба башни и корпуса увеличилась до 50 мм, бортов до 30 мм, лобовой лист корпуса стал прямым, одностворчатые дверцы лючков по бортам башни заменили на двустворчатые. Из-за возросшей массы танка и удельного давления на грунт, машина получила новые гусеницы шириной 400 мм, вместо 360 мм, как на всех предыдущих модификациях.

С установкой на танк 75-мм длинноствольного орудия KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра, к обозначению танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F, в конце, добавились цифры 1 и 2, где цифра 1 - обозначала что машина была с короткоствольным орудием, а 2 - с длинноствольным. Боевая масса танка достигла 23.6 тонны. Производство Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 началось в марте 1942 года и закончилось в июле того же года, уступив путь другим, более совершенным модификациям. За этот период было выпущено 175 машин Ausf. F2 и еще 25 было переоборудовано из F1. С появлением длинноствольных орудий, Pz.Kpfw. IV получил возможность на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам, однако это касалось лишь вооружения, по бронезащите машина так и уступала советским Т-34 и, уж тем более, КВ-1. Кроме того, возросший вес машины снижал её скорость и проходимость, а установка длинноствольного орудия увеличивала вес на переднюю часть корпуса что приводило к быстрому износу передних катков и приводило к сильной раскачке танка при резкой остановке и после выстрела.

Медиа

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 перед отправкой на фронт

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 в музее бронетехники под открытым небом

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от BlackCross

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от Ezida

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от Omero


См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.

(Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

  • модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
  • модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.


Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Нажмите на рисунок танка для увеличения

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

Силовая установка.
Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.



(Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

  • модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
  • модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.


Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Нажмите на рисунок танка для увеличения

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

Силовая установка.
Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.



Средний танк Pz Kpfw IV
и его модификации

Самый массовый танк III рейха. Выпускался с октября 1937 г. до конца войны. Всего было выпущено 8 519 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D, E, F1, F2, G, H, J, из них – 1100 с короткоствольной пушкой 7,5cm KwK37 L/24, 7 419 танков – с длинноствольной пушкой 7,5cm KwK40 L/43 или L/48).

Pz IV Ausf A Pz IV Ausf B Pz IV Ausf C

Pz IV Ausf D Pz IV Ausf E

Pz IV Ausf F1 Pz IV Ausf F2

Pz IV Ausf G Pz IV Ausf H

Pz IV Ausf J

Экипаж - 5 чел.
Двигатель - «Майбах» HL 120TR или TRM (Ausf A - HL 108TR).

12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) имел мощность 300 л. с. и позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 40 - 42 км/ч.

Все танки Pz Kpfw IV имели танковую пушку калибром 75 мм (7,5cm – по немецкой терминологии). В сериях от модификации А до F1 устанавливались короткоствольные пушки 7,5cm KwK37 L/24 с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которые были бессильны против брони советских танков Т-34 и КВ, а также против большинства английских и американских танков. С марта 1942 г. последние машины модификации F (175 машин, получивших обозначение F2), а также все танки модификаций G, H и J, стали вооружаться длинноствольными пушками 7,5cm KwK40 L/43 или L/48. (Пушка KwK 40 L/48 устанавливалась на части машин серии G, а затем на модификациях H и J.) Танки Pz Kpfw IV, вооруженные пушками KwK40 с начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, получили огневое превосходство над Т-34 на некоторое время (2-я половина 1942 г. – 1943 г.)

Танки Pz Kpfw IV имели на вооружении также по два пулемета MG 34. В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

На всех танках – радиостанции FuG 5.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf A (Sd Kfz 161)

Произведено 35 танков с октября 1937 года по март 1938 года фирмой «Крупп-Гузон».

Боевая масса - 18,4 т. Длина - 5,6 м. Ширина - 2,9 м. Высота - 2,65 м.
Броня 15 мм.
Двигатель - «Майбах» HL 108TR. Скорость - 31 км/ч. Запас хода - 150км.

Боевое применение: они воевали в Польше, Норвегии, Франции; были сняты с вооружения весной 1941 года.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C (Sd Kfz 161)

Произведено 42 танка Pz Kpfw IV Ausf B (с апреля по сентябрь 1938 г.) и 134 танка Pz Kpfw IV Ausf C (с сентября 1938 г. по август 1939 г.).

Pz Kpfw IV Ausf B

Pz Kpfw IV Ausf C

Установлен другой двигатель, новая 6-скоростная коробка передач. Скорость возросла до 40 км/ч. Толщина лобовой брони увеличена до 30 мм. Установлена новая командирская башенка. В модификации Ausf C была изменена установка мотора и улучшено поворотное кольцо башни.

Боевая масса - 18,8 т (Ausf B) и 19 т (Ausf C). Длина - 5,92 м. Ширина - 2,83 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 15 мм.

В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C воевали в Польше, Франции, на Балканах и на Восточном фронте. Pz Kpfw IV Ausf C оставались в строю до 1943 г. Pz Kpfw IV Ausf B к концу 1944 г. постепенно выбыли из строя.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf D (Sd Kfz 161)

Произведено 229 танков с октября 1939 г. по май 1941 г.

Основным отличием модификации Ausf D стало увеличение толщины брони бортов и кормы до 20 мм.

Боевая масса - 20 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км.

Боевое применение: воевали во Франции, на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте до начала 1944 г.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf E (Sd Kfz 161)

Произведено 223 танка с сентября 1940 г. по апрель 1941 г.

На Ausf E увеличилась толщина лобовой брони корпуса до 50 мм; появилась командирская башенка нового типа. Применялись броневые накладки на лоб надстройки (30 мм) и на борта корпуса и надстройки (20 мм).

Боевая масса - 21 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса - 50 мм, лоб надстройки и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf E участвовали в боях на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf F1 (Sd Kfz 161)

Произведено 462 танка с апреля 1941 г. по март 1942 г., из них 25 машин переделаны в Ausf F2.

На Pz Kpfw IV Ausf F вновь была увеличена броня: лоб корпуса и башни до 50 мм, борта башни и корпуса - до 30 мм. Одностворчатые дверцы в бортах башни были заменены на двухстворчатые, ширина гусеницы увеличилась с 360 до 400 мм. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» всехи «Нибелунгенверке».

Боевая масса - 22,3 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.

Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 200 км.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf F1 воевали на всех участках Восточного фронта в 1941-44 гг., участвовали в . Поступали на вооружение во и .

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf F2 (Sd Kfz 161/1)

Произведено с марта по июль 1942 г.175 танков и 25 машин переделано из Pz Kpfw IV Ausf F1.

Начиная с этой модели, на всех последующих устанавливалась длинноствольная пушка 7,5cm KwK 40 L/43 (48). Был увеличен боекомплект пушки с 80 до 87 выстрелов.

Боевая масса - 23 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км.

Поступали на вооружение новых танковых полков и моторизованных дивизий, а также на восполнение потерь. Летом 1942 г. танки Pz Kpfw IV Ausf F2 могли противостоять советским Т-34 и КВ, сравнившись с последними по огневой мощи, и превосходили английские и американские танки того периода.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf G (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1687 машин с мая 1942 года по июль 1943 года.

Введен новый дульный тормоз пушки. По бокам башни устанавливались дымовые гранатометы. Уменьшено количество смотровых щелей в башне. Около 700 танков Pz Kpfw IV Ausf G получили дополнительную 30-мм лобовую броню. На последних машинах устанавливались броневые экраны из тонкой стали (5 мм) по бортам корпуса и вокруг башни. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» и «Нибелунгенверке».

Боевая масса - 23,5 т. Длина - 6,62 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 210 км.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf Н (Sd Kfz 161/2)

Произведено 3774 машины с апреля 1943 года по июль 1944 года.

Серия модификации Ausf H – самая массовая – получила 80-мм лобовую броню корпуса (толщина брони башни осталась прежней – 50 мм); броневая защита крыши башни возросла с 10 до 15 мм. Был установлен внешний воздушный фильтр. Антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса. На командирской башенке смонтировано крепление для зенитного пулемета. Устанавливались 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Часть танков имела необрезиненные (стальные) поддерживающие катки. Танки модификации Ausf H производилась на заводах трех фирм: «Нибелунгенверке», «Крупп-Грузон» (Магдебург) и «Фомаг» в Плауэне. Всего было произведено 3 774 Pz Kpfw IV Ausf H и еще 121 шасси для самоходных и штурмовых орудий.

Боевая масса - 25 т. Длина - 7,02 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.

Скорость – 38 км/ч. Запас хода - 210 км.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf J (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1758 машин с июня 1944 г. по март 1945 г. на заводе «Нибелунгенверке».

Электрическая система горизонтальной наводки башни заменена на двойную механическую систему ручной наводки. На освободившееся место установлен дополнительный топливный бак. Запас хода увеличен до 320 км. Для ближнего боя в крыше башни была установлена мортирка, стрелявшая осколочными или дымовыми гранатами для поражения взобравшихся на танк солдат противника. Удалены смотровые щели и пистолетные амбразуры в боковых дверцах и сзади башни.

Боевая масса - 25 т. Длина - 7,02 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и надстройки - 80 мм, лоб башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость – 38 км/ч. Запас хода - 320 км.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV

Перед вторжением во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.

Перед началом операции «Барбаросса» Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых дивизий, развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV Ausf B, C, D, E, F . Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с легкими танками. Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz Kpfw IV.

Танк Pz Kpfw IV Ausf F1 5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой

В июне 1942 года на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1 и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G с длинноствольной пушкой.

В 1942 г. батальон танков Pz Kpfw IV должен был состоять из четырех танковых рот по 22 Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.

Танк Pz Kpfw IV Ausf C и панцергренадеры

Весной 1943 года

Чем меньше, тем больше — по крайней мере, иногда. Меньший калибр действительно порой может быть эффективнее крупного калибра — даже если на первый взгляд такое утверждение кажется парадоксальным.

На пороге 1942 года немецкие конструкторы бронетанковой техники находились под колоссальным давлением. За последние несколько месяцев они значительно усовершенствовали модификацию имеющихся немецких танков Т-4, доведя толщину нижней лобовой плиты до 50мм, а также оснастив машины дополнительными лобовыми плитами толщиной в 30мм.

В связи с возросшей на 10% массой танка, теперь составлявшей 22,3 тонны, потребовалось увеличить ширину гусеницы с 380 до 400мм. Для этого необходимо было внести изменения в конструкцию направляющих и ведущих колес. В автомобильной промышленности такие усовершенствования любят называть сменой модели — в случае с Т-4, обозначение модификации сменилось с «Е» на «F».

Однако этих усовершенствований было недостаточно для превращения Т-4 в полноценного соперника советского Т-34. Прежде всего, слабым местом этих машин было их вооружение. Наряду с 88-мм зенитным орудием, а также трофейными пушками из запасов Красной армии — 76-мм орудиями, которые немцы называли «рач-бум» — в осенний и летний сезоны свою эффективность доказала только 50-мм противотанковая пушка Pak 38, поскольку осуществляла выстрелы болванками с вольфрамовым сердечником.

Об имеющихся проблемах руководству вермахта было хорошо известно. Еще в конце мая 1941 года, до нападения на Советский Союз, обсуждалось срочное оснащение танка Т-4 пушкой Pak 38, которая должна была заменить короткую 75-мм танковую пушку KwK 37, носившую название «Штуммель» (рус. окурок). Калибр Pak 38 лишь на две трети был больше, чем у KwK 37.

Контекст

Т-34 сокрушил Гитлера?

The National Interest 28.02.2017

Ил-2 - русский «летающий танк»

The National Interest 07.02.2017

A7V - первый немецкий танк

Die Welt 05.02.2017
Из-за длины пушки в 1,8 м снарядам невозможно было придать достаточного ускорения, поскольку их начальная скорость составляла лишь 400-450 м/с. Начальная скорость снарядов Pak 38, несмотря на то, что калибр пушки составлял только 50 мм, достигала более 800 м/с, а позже почти 1200 м/с.

В середине ноября 1941 года должен был быть готов первый прототип танка Т-4, оснащенного пушкой Pak 38. Однако незадолго до того обнаружилось, что предусмотренную модификацию Т-4, считавшуюся временным решением на пути к созданию танка, способного противостоять танку Т-34, невозможно реализовать: Германия располагала недостаточным количеством вольфрама, чтобы начать массовое производство болванок.

14 ноября 1941 года в штаб-квартире фюрера состоялось совещание, стоившее немецким инженерам спокойного Рождества. Потому что Гитлер распорядился о том, чтобы как можно скорее полностью реорганизовать производство бронетанковой техники. Отныне предусматривалось производство лишь четырех типов машин: легких разведывательных танков, средних боевых танков на основе прежних Т-4, новых тяжелых танков, заказанных к производству в конце июня 1941 года танков Т-6 «Тигр», а также дополнительных «тяжелейших» танков.

Спустя четыре дня был отдан приказ о разработке новой 75-мм пушки, ствол которой был удлинен с 1,8 м до 3,2 м и которая должна была послужить заменой «Штуммелю». Начальная скорость снаряда увеличилась с 450 до 900 м/с — этого было достаточно для того, чтобы уничтожить любой Т-34 с расстояния 1000-1500 м, даже используя фугасные снаряды.

Вместе с тем имели место и тактические изменения. До сих пор танки Т-3 составляли основу боевой техники немецких танковых дивизий. Они должны были сражаться с вражескими танками, в то время как более тяжелые танки Т-4 изначально разрабатывались как вспомогательные машины для уничтожения мишеней, с которыми не могли справиться пушки мелкого калибра. Однако еще в сражениях против французских танков выяснилось, что серьезным противником мог стать лишь Т-4.

Каждый немецкий танковый полк номинально располагал 60 танками Т-3 и 48 танками Т-4, а также другими гусеничными машинами более легкой конструкции, часть которых производилась в Чехии. Однако фактически на всем восточном фронте 1 июля 1941 года в распоряжении 19 воевавших танковых дивизий находился лишь 551 танк Т-4. Несмотря на то, что непрерывное снабжение войск бронетехникой в количестве около 40 машин в месяц осуществлялось с заводов в Германии для трех групп армий, участвующих в боевых действиях в Советском Союзе, из-за связанных с войной перебоев в поставках к весне 1942 года количество танков выросло лишь до 552.

Тем не менее по решению Гитлера, танки Т-4, в прошлом являвшиеся вспомогательными машинами, должны были стать основными боевыми машинами танковых дивизий. Это коснулось и последующей модификации немецких боевых машин, на тот момент находившейся на стадии разработки, а именно танка Т-5, известного под названием «Пантера».


© РИА Новости, РИА Новости

Эта модель, разрабатывать которую начали еще в 1937 году, 25 ноября 1941 года была отдана в производство и успела приобрести опыт противостояния танкам Т-34. Это был первый немецкий танк, у которого передние и боковые бронеплиты устанавливались под углом. Однако было ясно, что поставка танков данной модели в более-менее достаточном количестве могла быть реализована не ранее 1943 года.

А тем временем танкам Т-4 приходилось справляться с ролью основных боевых машин. Инженерам компаний, участвовавших в разработке бронетехники, прежде всего, Krupp в городе Эссен и Steyr-Puch в городе Санкт-Фалентин (Нижняя Австрия) к новому году удалось увеличить производство и в то же время переориентировать его на выпуск модели F2, оснащенной удлиненной пушкой Kwk 40, поставляемой на фронт с марта 1942 года. Ранее, в январе 1942 года, выпуск 59 танков Т-4 за месяц впервые превысил установленную норму в 57 танков.

Теперь танки Т-4 в артиллерийском отношении примерно сравнялись с танками Т-34, однако все еще уступали мощным советским машинам в мобильности. Но на тот момент более важное значение имел другой имеющийся недостаток — количество выпущенных машин. За весь 1942 год было произведено 964 танка Т-4, а удлиненной пушкой была оснащена лишь половина из них, в то время как Т-34 произвели в количестве более 12 тысяч машин. И здесь даже новые пушки ничего не могли изменить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.