Советский средний танк т 34 85 описание. История создания

Танк т 34 85. фото и описание

Обратимся к немцам кому как не им должно быть известно кто есть кто? Немецкая памятка по ближней противотанковой борьбе "УЖ ТОЧНО ПИСАЛАСЬ НЕ ОТ БАЛДЫ " весьма интересная вещь.
"Ты должен сразу узнавать эти самые важные образцы. Только для того это имеет смысл, что ты сразу узнаешь и их слабости.
Только ты заметишь элегантный с косыми поверхностями, закругленными краями, с 5 катками, . Самый опасный.

Танк Т-34-85 производства завода № 183 (УВЗ) с пушкой ЗИС-С-53

Для КВ 1 характерно (оригинал документ здесь не читается ).... когда острые края, небольшие 6 катков, характерная массивная фигура машины. Опасно часто заметно.... сильный КВ 85: на шасси КВ 1. Башня больше, закругленные края,....
Шерман является, это я говорю честно, спереди неопасным, вовсе. Не очень быстрый, также замечай характерные для него 6 катков, круглые края, изящный.
Черчилль мы должны узнавать по множеству маленьких катков, вертикальным поверхностям. Он жалок, несмотря на огромные движущиеся траки гусениц.
Однако, низкие и быстрые машины, которые несут 2 ряда катков, это должно быть Валлентайны: скорости много, силы мало."

Великие работники Абердинского испытательного полигона США лучше бы проверили беспристрастно свой Шерман, наверное такое описание есть где то, но я не встречал.

Американцы считают нашу броню даже и не броней вовсе, а так, полуброней и дают рекомендации как ее улучшить. Отчего же тогда на ихних Шерманах броня была такой, что даже для средств ближнего боя этот танк не представляет опасности, если верить немецкой памятке? И отчего Гудериан пишет, что русская броня была качественней немецкой?

Россия, зима 1941-42 г.г

Немецкая Памятка по боевым действиям для рот тяжелых танков Тигр (Merkblatt 47a/29 von 20 Mai 1943). Основной задачей в бою для Тигров считалось... уничтожение советских ! Мало того, экипажам Тигров также предписывалось каждую выведенную из строя тридцатьчетверку по возможности взрывать с помощью зарядов взрывчатки, перевозимых внутри Тигра, чувствуете до чего доходило.

Один из памятников танку, Т 34-85

Почитайте цитаты немецких офицеров и генералов, о сражениях Вермахта они пишут в превосходном тоне и своих антипатий к СССР не скрывают. Но тридцатьчетверки в сравнении с немецкими танками и танками союзников имели такие очевидные преимущества, что не упомянуть о Т 34, а равно как о т анк т 34 85 просто невозможно. Ни один другой образец советской боевой техники не удостоился столь пристального внимания немецких мемуаристов, наверное на протяжении всей войны Т-34 был постоянным кошмаром для немцев. Именно благодаря танку Т 34, у немцев и возникла так называемая танкобоязнь.

Курсанты изучают конструкцию танка Т-34, разрезной образец

Одна из величайших по­бед Красной Армии в Великой Отечествен­ной войне - под Курском была одержана Красной Армией как не парадоксально, в тот момент когда в качественном отношении наши танки уступали немецким, в отличии на начало войны 1941 г (когда танк т 34 доминировал на поле боя, основные потери танков были либо от поломок, либо от неумения экипажа их использования, или просто банально в окружении кончалось горючие, да и тактика применения военным руководством была мягко сказать не отработанной). К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конст­руктивные недостатки Т-34 были устране­ны, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. На равных наши средние танки с тяжёлыми биться не могли.

Сопоставительные размеры T-34-85 и ТИГРА

По­этому в ходе Курской битвы советским тан­ковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случа­ях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эф­фективным. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли по­разить «тигров» и «пантер» лишь с дистан­ции 500 - 600 м. Таким образом во время драки немцы имели руки длиннее наших на 1 км. На самом деле всё было намного хуже, на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр» был обстрелян тридцатьчетвёркой , бронебойный трассирующий снаряд пушки Ф-34 не про­бил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффектив­ным средством борьбы с новой тяжелой ма­шиной противника оказалась 85-мм зенит­ная пушка 52К образна 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню. Встал вопрос о кардинальной модернизации тан­ка Т-34, были по­ставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танк-самоходных пушек и отличавшейся малой массой и небольшой длиной отката.

Танк Т-43 (справа) с установленной 85-мм пушкой Д5-Т-85

В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Для установки её в Т-34 требовалось увеличить диаметр башен­ного погона и установить новую башню. В результате появились башни с диаметром погона в свету 1600 мм, в отличии от ранней 1420 мм. Пушка Д-5Т не во всём устраивала, параллельно велись работы над созданием новой пушки С-53 и С-50. После ряда испытаний, 1 января 1944 года С-53 была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширен­ным погонами. С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежно­стью. Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановле­нием ГКО №5020 от 23 января 1944 года. Но выя­вили существенные дефекты противооткат­ных устройств пушки С-53, после модернизации орудие получило обозначение ЗИС-С-53.

схема T-34-85

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, именно это танк стоит на подавляющем большинстве постаментов памятников героям Великой Отечественной войны. Танк Т-34-85 в ос­новном был идентичен Т-34 . Главные отли­чия были сосредоточены в боевом отделении из-за совершенно другой конструкции баш­ни. В последней размешались три члена эки­пажа - командир танка, наводчик и заряжа­ющий. В результате ее был устранен основной не­достаток - теснота боевою отделения и свя­занная с ней невозможность полного разде­ления труда членов экипажа. Но всё таки все возможности по модернизации кор­пуса и подвески танк Т-34-85 были использованы не полностью. Связано это было с возможностями промышленности. Нельзя, нельзя, было менять в условиях войны отлаженный цикл. Напомню что из всех стран принимавших, участие во Второй мировой войне только Советскому Союзу удалось поставить производство танков на конвейер. А работы по модернизации велись, вот пример. Обратите внимание на размер снаряда для пушки.

Обзорность из танка удалось несколько улучшить за счет применения призматичес­ких приборов наблюдения вместо зеркаль­ных и введения нового прицела ТМФД-7. Вертикальные кассеты для снарядов замени­ли на горизонтальные ящики, обеспечив до­ступ сразу к нескольким выстрелам. В баш­не был установлен вытяжной вентилятор.

К сожалению, в полной мере не удалось решить вопрос тесноты боевого отделения. Не очень помогло и внедрение в 1942 году новой башни. Уменьшив наклон ее стенок, удалось добиться несколько большего внут­реннею размера по ширине, но башенный погон остался прежним, и разместить в баш­не третьего танкиста было нельзя. По этой причине не вызвало должного эффекта вве­дение в 1943 году командирской башенки, поскольку командир танка по-прежнему не мог одновременно вести огонь из пушки и пользоваться командирской башенкой. На поле боя она оказывалась бесполезной.

Маленький диаметр башенного погона не позволил разместить в башне Т-34 пушку более крупного калибра. Создалась парадок­сальная ситуация: если в начале войны зачастую не мог реализовать свое превосход­ство над немецкими танками в броневой за­щите, мощи вооружения и подвижности по причине конструктивных недостатков, то появление на поле боя «тигров» и «пантер» практически сделало бесполезной и всю ра­боту по их устранению. На повестку дня встал вопрос о более солидной модерниза­ции, которую и осуществили в танке Т-34-85 .

танк Т-34-85 производства завода № 112 с пушкой Д5-Т-85

В результате ее был устранен основной не­достаток - теснота боевою отделения и свя­занная с ней невозможность полного разде­ления труда членов экипажа. Достигли этого за счет увеличения диаметра башенного по­гона, а также установки новой трехместной башни значительно больших, чем у "Танк Т 34 фото и описание." Т-34, раз­меров. При этом конструкция корпуса и ком­поновка в нем узлов и агрегатов сколько-ни­будь существенных изменений не претерпе­ли. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым располо­жением двигателя и трансмиссии.

Как известно, наибольшее распростране­ние в танкостроении получили две схемы компоновки - с носовым и кормовым рас­положением трансмиссии. Причем недо­статки одной схемы являются достоинства­ми другой. Изъян компоновки с кормовым располо­жением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех не совмещенных по длине отделе­ний или в сокращении объема боевого отде­ления при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмисси­онного отделений боевое с тяжелой башней смешается к носу, перегружая передние кат­ки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и лаже бокового разме­щения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия.

Для защиты Т-34-85 от "фаустпатронов" в ход шло все, включая деревянные ящики и щиты

Ремонтопригодность габаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправно­стей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на I апреля I942 гола, например, в действующей армии име­лось I642 исправных и 2409 неисправных тан­ков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у танк Т-34-85 , значение ремонтопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостат­ком.

Так кто же лучший?

В целом новые танки Т 34 были заложниками неблагоприятной оперативной обстановки первого периода войны. Внезапные прорывы немецких танковых дивизий вынуждали советское командование бросать свои танковые части и соединения в утомительные марши на перехват танковых клиньев. Фланговые удары советских танковых дивизий, а затем танковых бригад наталкивались на подготовленную противотанковую оборону. Кто-то просто попадал в окружение. Когда танковая часть с "Т-34" и "KB " обойдена прошедшей в сотне-другой километров танковой дивизией немцев, никак исправить ситуацию самые лучшие и совершенные танки не могут. Так что малая эффективность на начальном этапе войны, никак не связана с конструктивными и тех. характеристиками танков, а с общей оперативной обстановкой на фронтах. Более 300 трофейных танков Т 34 и Т-34-85, использовались в войсках вермахта и получили высокие оценки со стороны немецких танкистов. То же самое происходило и с немецкими танками во второй половине войны, что и с нашими в начале. Количество потерянных по разным причинам было никак не меньшим. Несмотря на выдающиеся характеристики танков Тигр и Пантера, они оказывали малое влияние на общую оперативную обстановку.

поражение брони башни Т-34, 88 мм от бронебойного снаряда танка "Тигр"

Почему то именно тигр приводят в противовес танк Т-34-85 , хотя Т з4 это средний танк, а тигр и пантера тяжёлые. Поэтому тяжелые немецкие танки нужно сравнивать с однотипными советскими танками ИС-2 или ИС-3, некоторым образцам, вооружённым корабельной пушкой, для поражения противника достаточно было попадания в "контур", по барабану куда . Танк Т-34 по совокупности боевых свойств превосходил не только немецкие средние танки, но и однотипные машины других иностранных государств, в том числе наших бывших союзников.

Т-34-85 в районе Порт-Артура

Попытки немцев путем модернизации поднять боевые свойства танков T-III и T-IV до уровня советского Т-34-85 не увенчались успехом. Тогда они использовали технические решения, реализованные в советском танке, в качестве прототипа при создании нового тяжелого танка T-V "Пантера", который на заключительном этапе войны составлял основу танкового парка Германии. Вот такие выводы. Да и наши танки, в том числе и и его модификация танк Т-34-85 Второй мировой войны, прошли по улицам Берлина, а не как наоборот. Ну а как громили япошек, когда воевать научились. Так что победами наших дедов надо гордится и восхищаться, а не херить их почем зря.

На первых серийных машинах устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т, которую впоследствии заменили пушкой ЗИС-С-53 того же калибра. Ее бронебойный снаряд массой 9,2 кг с расстояния 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню, а подкалиберный снаряд с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 138-мм. (Толщина брони “Пантеры” равнялась 80 – 110-мм, а “Тигра” – 100-мм.) На крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На всех машинах устанавливались радиостанция 9РС, прицел ТШ-16, средства постановки дымовых завес. Хотя вследствие установки более мощной пушки и усиления броневой защиты вес танка несколько увеличился, благодаря мощному дизельному двигателю подвижность танка не снизилась. Танк широко использовался во всех сражениях завершающего этапа войны.

Описание конструкции танка Т-34-85

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ .

На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная – 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная – 500 л.с. при 1800 об/мин. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Топливо – дизельное, марки ДТ. Емкость топливных баков 545 л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса НК-1.

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов – два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, устанавливались два воздухоочистителя “Мультициклон”. Пуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом (два баллона устанавливались в отделении управления).

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач – пятискоростная.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ .
Применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм. Подвеска – индивидуальная, пружинная. Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса – литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы – стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500-мм, шаг трака 172-мм. Масса одной гусеницы 1150 кг.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
Выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Потребители: электростартер СТ-700, электромотор поворотного механизма башни, электромоторы вентиляторов,контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

СРЕДСТВА СВЯЗИ .
На Т-34-85 устанавливались коротковолновая приемопередающая симплексная телефонная радиостанция 9-РС и внутреннее танковое переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Из истории создания (модернизации) среднего танка Т-34-85

Производство танка Т-34 вооруженного 85-мм пушкой, началось осенью 1943 года на заводе № 112 “Красное Сормово”. В литой трехместной башне новой формы устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Ф. Ф. Петрова и спаренный с нею пулемет ДТ. Диаметр башенного погона был увеличен с 1420-мм до 1600-мм. На крыше башни имелась командирская башенка, двустворчатая крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливался телескопический шарнирный прицел и панорама ПТК-5. Боекомплект состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Радиостанция размещалась в корпусе, а вывод ее антенны находился на правом борте – так же, как у Т-34-76. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменении практически не претерпели.


Все изменения в конструкцию танка Т-34 могли вноситься только с согласия двух инстанции – Управления командующего бронетанковыми и механизированными воисками Красной Армии и Главного конструкторского бюро (ГКБ-34) на заводе № 183 в Нижнем Тагиле.

вои варианты 85-мм танковой пушки предложили ЦАКБ (Центральное артиллерийское конструкторское бюро), руководимое В. Г. Грабиным, и КБ завода № 92 в Горьком. Первое разработало пушку С-53. В. Г. Грабин предпринял попытку установить пушку С-53 в башню Т-34 образца 1942 года без уширения башенного погона, для чего полностью была переделана лобовая часть башни: цапфы пушки пришлось выдвинуть вперед на 200-мм. Испытания стрельбой на Гороховецком полигоне показали полную несостоятельность этой установки. Кроме того, испытания выявили конструктивные недостатки как в пушке С-53, так и в ЛБ-85. В результате на вооружение и в серийное производство приняли синтезированный вариант – пушку ЗИС-C-53. Ее баллистические характеристики были идентичны пушке Д-5Т. Но последняя уже выпускалась серийно и кроме Т-34 устанавливалась в КВ-85, ИС-1 и в варианте Д-5С в СУ-85.

Постановлением ГКО от 23 января 1944 года танк Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53 был принят на вооружение Красной Армии. В марте первые машины стали сходить с конвейера 183-го завода. На них командирская башенка была сдвинута ближе к корме башни, что избавило наводчика от необходимости сидеть буквально в коленях у командира. Электропривод механизма поворота башни с двумя степенями скоростей заменили электроприводом с командирским управлением, обеспечивающим поворот башни как от наводчика, так и от командира экипажа. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы стали устанавливать только нового типа – МК-4. Командирскую панораму ПТК-5 изъяли. Остальные агрегаты и системы остались в основном без изменений.

Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, ведущего колеса заднего расположения с гребневым зацеплением и направляющего колеса с натяжным механизмом. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных рессорах. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи.

В 1945 году двустворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую Один из двух вентиляторов. установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучшей вентиляции боевого отделения.

Выпуск танка Т-34-85 осуществлялся на трех заводах: №183 в Нижнем Тагиле №112 “Красное Сормово” и №174 в Омске. Всего за три квартала 1945 года (то есть до конца Второй Мировой войны) было построено 21048 танков этого типа включая огнеметный вариант Т-034-85. Часть боевых машин оборудовалась катковым минным тралом ПТ-3.

Общий выпуск танков Т-34-85

1944

1945

Всего

Т-34-85

10499

12110

22609

Т-34-85 ком.
ОТ-34-85
Всего

10663

12551

23 214

Боевое применение танков Т-34-85.

Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной воины и в разгроме Квантунской армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы.

В феврале – марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Но, эффект от первого боевого применения был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли “тридцатьчетверки” с 76-мм пушками. И очень мало времени отводилось на переподготовку экипажей.

Из воспоминаний Маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова, который командовал 1-й танковой армией (с апреля 1944 переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию), во время боев на Украине в апреле 1944 г.: “Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые “тридцатьчетверки”, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые “тридцатьчетверки”, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой” .

Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть имела смешанный состав: помимо Т-34-85 в ней находились и огнеметные танки ОТ-34. Все боевые машины полка были построены на средства Русской Православной церкви и несли на своих бортах название “Димитрий Донской”.

Танкисты 1-го Украинского фронта на танке Т-34-85 с бортовым № 109 преодолевают реку в Чехословакии. Машина позднего выпуска 1944 года. Установлены нештатные грязевые щитки, вероятно, в ходе ремонта. На снимке хорошо видны полностью открытые «ресницы» - броневые крышки призм приборов наблюдения механика - водителя.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 “тридцатьчетверок”, принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной

Колонна советских танков Т-34 движется по улице Берлина. Головная машина Т-34-85, за ней следует Т-34.

До середины 1945 г. на вооружении советских танковых частей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке, состояли в основном устаревшие легкие БТ и Т-26. К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях. 6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и уже на месте получила 408 танков Т-34-85 с заводов N9183 и №174. Таким образом, машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

Бронетехника и артиллерия 1-го Белорусского фронта в разрушенном немецком городе в Померании. В центре и слева танки Т-34-85, рядом тягач с 203-мм гаубицей Б-4 на прицепе. В кадре четыре тяжелых танка ИС-2, возле легковушки стоит САУ ИСУ-152.

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

После окончания Второй мировой войны Т-34-85 почти до середины 50-х годов составляли основу танкового парка Советской Армии – танк Т-44 поступил на вооружение в ограниченных количествах, а Т-54 слишком медленно осваивался промышленностью. По мере насыщения войск современной бронетанковой техникой Т-34-85 передавались в учебные части, а также ставились на долговременное хранение. В учебных частях ряда военных округов эти боевые машины эксплуатировались до начала 70-х годов. Формального приказа министра обороны о снятии танка с вооружения Российской Армии пока не было.

Советские танкисты на танках Т-34-85 эвакуируют раненых красноармейцев в районе Будапешта.

В составе Советской Армии танки Т-34-85 в послевоенные годы участия в боевых действиях не принимали. Известны факты боевого применения “тридцатьчетверок” в некоторых “горячих точках” на территории СНГ, например в ходе армяно-азербайджанского конфликта.
За пределами же Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ
Т-34, Т-34-85 и Teski Tenk А-1\“Vozilo A” (A-1)

Т-34
обр.1943 г.
Т-34-85
обр.1944 г.
Т-34-85
обр.1960 г.
“Vozilo A” (A-1)
обр.1949 г.
БОЕВАЯ МАССА 25600 кг 32500 кг 32500 – 33000 кг 33500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4 4-5 5 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5964 (полная)
5920 (по корпусу)
8100 (полная)
6100 (по корпусу)
8100 (полная)
6100 (по корпусу)
6000 (по корпусу)
Ширина, мм 3000 3000 3000 3225
Высота, мм 2405 2700 2700 2700
Клиренс, мм 400 400 400 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка Ф-34 и два 7,62-мм пулемета ДТ одна 85-мм пушка С-53 и два 7,62-мм пулемета ДТ одна 85-мм пушка С-53 и два 7,62-мм пулемета ДТМ одна 85-мм пушка С-53, два 7,92-мм пулемета MG42 один 12,7-мм пулемет Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 77 выстелов и 2898 патронов 56 выстрелов и 1953 патрона 56 выстрелов и 1953 патрона 50 выстрелов, 2000 патронов калибра 7,92-мм и 500 патронов калибра 12,7-мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический ТОД-6 обр.1940 г., перископический ПТ-6 обр.1940 г. телескопический орудийный прицел ТШ-16, телескопический пулеметный прицел ППУ-8Т телескопический прицел ТШ-16, телескопический пулеметный прицел ППУ-8Т ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 45 мм
лоб башни – 45 мм
борт башни – 45 мм
борт корпуса – 45 мм
корма – 40 мм
крыша корпуса – 16 мм
крыша башни – 15 мм
днище (передний лист) – 16 мм
днище (задний лист) – 13 мм
лоб корпуса – 45 мм
лоб башни – 90 мм
борт башни – 75 мм
борт корпуса – 45 мм
корма верх – 45 мм
корма низ – 40 мм
крыша – 16-20 мм
днище (передний лист) – 20 мм
днище (задний лист) – 13 мм
лоб корпуса – 50 мм
лоб башни – 100 мм
борт башни – 82-86 мм
борт корпуса – 45 мм
корма – 40 мм
крыша – 20-25 мм
днище (передний лист) – 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с. В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 500 л.с. при 1700 об.мин.; ёмкость баков – 550 литров В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 500 л.с. при 1700 об.мин.; ёмкость баков – 550+330 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная КПП (4 передачи вперед и 1 назад), бортовые редукторы и фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; гусеницы стальные, мелкозвенчатые, гребневого зацепления, по 72 трака в каждой
СКОРОСТЬ 54 км\ч по шоссе
25 км\ч по местности
52 км\ч по шоссе
25 км\ч по местности
50 км\ч по шоссе
12 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 290-300 км по шоссе
220-250 км по проселку
290-300 км по шоссе
220-250 км по проселку
220 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 36° 35° 35° 35°
Спуск, град. 40° 40° 40° 40°
Высота стенки, м 0,75 0,73 0,73 0,73
Глубина брода, м 3,40 2,50 2,50 2,50
Ширина рва, м 1,30 1,30 1,30 1,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 9Р, переговорное устройство ТПУ-3 адиостанция 9РМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-3-бис-Ф радиостанция 10-РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-47 радиостанция SET-19WF

ТАНК Т-34-85. РУКОВОДСТВО ПО МАТЧАСТИ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА И ЕГО БОЕВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Танк Т-34-85 представляет собой боевую гусеничную машину высокой проходимости с вращающейся башней, сочетающую в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую маневренность (скорость и поворотливость).

Танк Т-34-85

Различные проекции танка Т-34/85

Экипаж танка 5 человек.

Танк вооружен 85-мм танковой пушкой обр. 1944 г. и двумя пулеметами ДТМ (один спарен с пушкой, другой устанавливается в лобовой части танка). Вращающаяся башня обеспечивает круговой обстрел из пушки и спаренного с ней пулемета.

Танк Т-34/85 вид спереди

Основными частями танка являются:

1. Броневой корпус и башня.
2. Вооружение.
3. Моторная установка.
4. Трансмиссия с приводами управления.
5. Ходовая часть.
6. Электрооборудование.
7. Средства связи.

Танк укомплектован возимым комплектом запасных частей инструмента и принадлежностей (ЗИП).

Внутри корпус танка делится на четыре отделения (рис. 5) отделение управления, боевое, моторное и трансмиссионное отделения.
Отделение управления (рис. 6) находится в передней (лобовой) части корпуса танка. В нем размещены сиденья механика-водителя и пулеметчика, приводы управления механизмами моторной установки и трансмиссии танка, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, пулемет ДТМ в шаровой установке, два баллона со сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта и часть ЗИП"а.

Перед сиденьем механика-водителя в верхнем лобовом листе брони имеется входной люк, закрываемый броневой крышкой, в которой установлены приборы наблюдения.
В днище отделения управления перед сиденьем пулеметчика имеется люк запасного выхода.

Боевое отделение (рис. 7) расположено за отделением управления и занимает среднюю часть корпуса танка. Над ним установлена на шариковой опоре броневая башня, в которой размещены: вооружение (пушка и пулемет), сиденья командира танка командира орудия и заражающего, часть боекомплекта и радиостанция.
На крыше башни имеется командирская башенка кругового обзора с шестью смотровыми щелями и перископическим смотровым прибором для командира танка; перископические смотровые приборы имеются также для командира орудия и заряжающего.
Справа от командирской башенки находится входной люк для экипажа танка. В вентиляционных люках башни установлены моторы вентиляторов.

Вид на заднюю часть танка Т-34/85

Основная часть боекомплекта размещена в боевом отделении на днище и около бортов. За съемными листами фальшбортов между шахтами подвески расположены баки для топлива. По днищу боевого отделения проходят тяги приводов управления механизмами танка.

Танк Т-34-85 продольный разрез

Отделение управления

Вид на место механика - водителя и пулеметчика в танке Т-34/85


Вид на приборную доску механика водителя по левую руку в отделении управления танка Т-34/85

Боевое отделение


Вид на прицел стрелка

Боевое отделение танка Т-34/85


Вид на прицел снизу-вверх на месте стрелка


Танковый прицел

Моторное отделение танка Т-34/85. Вид при открытии бронерешетки.


Трансмиссионное отделение танка Т-34/85 со снятым кормовым листом.

Моторное отделение (рис. 8) расположено за боевым отделением и отделено от него съемной моторной перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме установлен двигатель. По обе стороны двигателя установлены водяные радиаторы, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи - по две с каждой стороны. На левом водяном радиаторе смонтирован масляный радиатор.

В средней части крыши моторного отделения имеется люк для обслуживания двигателя и по бокам продолговатые люки, служащие для прохода через них воздуха к радиаторам, - воздухопритоки; воздухопритоки прикрываются жалюзи.
В днище моторного отделения, по которому проходят тяги приводов управления механизмами танка, имеется люк для доступа к масляному насосу и водяному насосу двигателя.
Трансмиссионное отделение (рис. 9) находится в задней (кормовой) части корпуса танка и отделяется от моторного отделения перегородкой.

В трансмиссионном отделении расположены: главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи, два топливных бака и два воздухоочистителя типа мультициклон.
В крыше над трансмиссионным отделением имеется люк, закрытый сеткой, для выхода воздуха-воздухоотвод; в воздухоотводе установлены поперечные жалюзи. В верхнем (откидном) кормовом листе брони имеется люк для доступа к агрегатам трансмиссии.
В днище трансмиссионного отделения имеется люк, служащим для слива масла из коробки передач.


Вид на переднюю часть ходовой

----------------------

Боевая и техническая характеристика танка
Руководство по матчасти танка Т-34

1. Общие данные

Тип танка...........Средний гусеничный
Боевой вес..........Около 32т
Экипаж..............5 человек (командир танка, командир орудия, заряжающий, механик-водитель и пулеметчик)

2. ГАБАРИТЫ

Длина без пушки........................6 100 мм
Длина с пушкой вперед......... 8 100
Ширина................................... 3000
Общая высота..........................2 700
Высота без башни...................1 700
Ширина колеи
(расстояние между серединами гусеничных цепей)..........2 450 мм
Длина опорной поверхности по тракам.............................3 850
Клиренс.................................................................................400

Габариты танка Т-34-85.

Клиренс танка

Преодолеваемый подъем танком Т-34/85

Допустимый крен танка

Ширина перекрываемого рва

Глубина преодолеваемого брода

Высота преодолеваемой вертикальной стенки

3. СКОРОСТИ И ЗАПАС ХОДА

Расчетные скорости движения при 1700 об/мин коленчатого вала двигателя в километрах в час:

Средняя скорость:

а) по шоссе............. 30 км/час
б) по грунтовой дороге....... 25 км/час

Запас хода:

а) по шоссе.............300 км
б) по грунтовой дороге..... 250 км

4. ПРОХОДИМОСТЬ

Максимальный угол подъема......30°
Максимальный крен без потери управляемости 25°
Ширина преодолеваемого рва...... 2,5 м
Глубина преодолеваемого брода.....1,3 м
Высота преодолеваемой вертикальной стенки 0,73 м
Удельное давление на твердом грунте. 0,83 кг/см2

5. ВООРУЖЕНИЕ

ПУШКА

Марка................. танковая, обр. 1944 г.
Калибр............... . . 85 мм
Полная длина ствола...........4645 мм (54,6 калибра)
Длина нарезной части.......... 3495 мм
Число нарезов.............24
Крутизна нарезов (постоянная)........25 калибров
Нормальная длина откага........280-320 мм
Начальное давление в накатнике..... 34-37 кг/см2
Количество жидкости в накатнике.....3,15 л
Количество жидкости в тормозе отката. . 3,65
(без компенсатора и 3,25 л для тормоза с компенсатором)

Схема установки пушки ЗИС-С-53 в башне танка Т-34 обр. 1944 г

1 броневая защита пушки; 2 кронштейн люльки для установки пулемета; 3 пулемет; 4 прицел; 5 шпонка люльки; 6 клин затвора пушки; 7 казенник пушки; 8 электромагнит электропуска; 9 шарнирная подвеска прицела; 10 боковой уровень; 11 гильзоуловитель; 12 маховик углов прицеливания; 13 спусковой шнур; 14 левый щит ограждения; 15 рычаг электропуска: 16 подъемный механизм; 17 выключатели пушки и пулемета; 18 стопор крепления пушки по-походному; 19 кронштейн; 20 кронштейн люльки для установки прицела; 21 фланец люльки для крепления к броневой защите пушки; 22 люлька; 23 ствол пушки

ПУЛЕМЕТЫ

Марка..................ДТМ
Количество. . ............. 2
Калибр...........7,62 мм
Дальность полета пули. ......3,5 км
Наибольшее давление пороховых газов. . .2850 кг/см2


Пулемет ДТМ

Прицельная дальность:

а) из спаренного пулемета... 1500 м
б) из лобового пулемета с диоптром и ППУ-8-Т........ 1000
Питание... .............магазинное
Вес пулемета с магазином. . . . . . . . 11,45 кг
Вес пулемета без магазина. ........ 8,35
Практическая скорострельность......100-120 выстрелов в минуту

ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ
(укладывается в башне)

Марка................ППД или ППШ
Калибр.... .......................7,62 мм
Количество. . 1

УГЛЫ ОБСТРЕЛА

1. Пушки и спаренного с ней пулемета
Горизонтальный угол при вращении башни 360°
Наибольший угол возвышения.....+22°
Наибольший угол снижения......-5°
Высота линии огня......... 2 020-2 000 мм
Непоражаемое пространство для пушки 23 м
Непоражаемое пространство для пулемета 23 м

2. Лобового пулемета
Горизонтальный угол обстрела........12°
Наибольший угол возвышения.....+16°
Наибольший угол снижения......- 6°
Непоражаемое пространство......13 м

БОЕВОЙ КОМПЛЕКТ

Выстрелов для пушки........... 56-60 шт.
Вес снарядов:

а) бронебойно-трассирующего.....9,20 кг
б) осколочной гранаты....... 9,6 кг
в) дистанционной гранаты. . . . . 9,20 кг

Количество пулеметных дисков......30 шт.
Количество патронов в дисках.. ...... 1890
Патронов для пистолета-пулемета.....300 (4 диска) шт
Ручных гранат Ф-1............20 шт.

МЕХАНИЗМЫ НАВОДКИ

Подъемный механизм

Тип...................Секторный
Расположение............. Слева от пушки

Механизм поворота башни

Тип редуктора..............Механический планетарный
Тип привода...............Ручной электрический
Расположение............. Слева от пушки...
Минимальная скорость поворота башни:
электромотором МБ-20Г....... 12°/сек
электроприводом с угольными реостатами 1,5-2°/сек
Максимальная скорость поворота башни электромотором.....25-30°/сек

ПРИЦЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Для пушки и спаренного пулемета

Тип....................Танковый телескопический шарнирный прицел
Марка..................ТШ-16
Поле зрения................16°
Увеличение................ Четырехкратное
Диаметр выходного зрачка........5.5 мм
Наибольший угол прицеливания......4°
Возможная величина выверки прицела
а) по высоте.............± 14 тысячных
б) по направлению..........± 14 тысячных
Угол наклона линии визирования.....+40°,- 15°
Вес прицела...............15 кг

Танковый телескопический прицел ТМФД-7 (в разрезе): 1- защитное стекло; 2- прямоугольная призма; 3- линзы объектива; 4- конденсор; 5- первая оборачивающая линза; 6- вторая оборачивающая линза; 7- двухлинзовый окуляр; 8,9- прямоугольные призмы; 10- основная труба; 11- амортизатор; 12- шпонка; 13- корпус перекрытия; 14- головка; 15- маховичок боковых поправок; 16- маховичок углов прицеливания; 17- каретка;18- перекрытие; 19- ползунок; 20- винт; 21- шайба; 22- палец; 23 - фланец; 24- окуляр, 25- наглазник; 26- ползунок

Перископический панорамный прицел ПТ-4-7 (наружный вид): 1- головная часть; 2- верхняя цилиндрическая часть корпуса; 3- средняя часть корпуса; 4- нижняя окулярная часть корпуса; 5- выступы на корпусе; 6- механизм углов места цели; 7- шкала углов места цели; 8- рычаг к приводу; 9- маховичок механизма боковых поправок; 10- шкала боковых поправок; 11- маховичок привода механизма углов прицеливания; 12- окно для шкал; 13- маховичок привода механизма кругового наблюдения; 14- стопор; 15- окуляр; 16- налобник; 17- опорная площадка для регулировочных болтов; 18 и 19- электрические лампочки.

Для лобового пулемета

Тип...................Телескопический
Марка..................ППУ-8-Т
Увеличение................1,5х
Поле зрения...............25°
Диаметр выходного зрачка........4,6 мм
Цена деления шкалы боковых поправок. . 8 тысячных
Углы прицеливания по шкале.......для дистанций 400, 600, 800, 1000 м

6. МОТОРНАЯ УСТАНОВКА

ДВИГАТЕЛЬ

Общие данные

Тип двигателя...............Четырехтактный бескомпрессорный дизельмотор струйного распиливания
Марка двигателя............. В-2-34 или В-2-34 М
Расположение цилиндров.........V-образное, под углом 60°
Число цилиндров.............12
Диаметр цилиндра............ 150 мм

Двигатель В-2-34

Ход поршня:
а) в левой группе..........180 мм
б) в правой Группе..........186,7 мм
Рабочий объем всех цилиндров......38,88 л
Степень сжатия.............14-15
Направление вращения коленчатого вала. . По часовой стрелке (если смотреть из боевого отделения)

Порядок нумерации цилиндров......От механизма распределения к носку двигателя (от боевого отделения к корме)

Порядок работы цилиндров........1л-6п-5л-2п -Зл-4п-6л-1п-2л-5п-4л-Зп

Вес двигателя..............950 кг

Мощность, крутящий момент и обороты двигателя

Мощность двигателя:

а) максимальная при 1800 об мин. 500 л.с.
б) номинальная при 1750 об мин. . 450 л.с.
в) эксплоатационная при 1700 об мин. 400 л.с.

Максимальный крутящий момент при 1100-1200 об мин......... 220 кгм
Минимальные устойчивые обороты на холостом ходу не выше......... 600 об мин
Максимальное число оборотов на холостом ходу................. 2050 oб/мин

Привод к тахометру

Тип привода.............Гибкий валик
Отношение числа оборотов гибкого валика к числу оборотов коленчатого вала. . 0,5
Направление вращения валика привода... По часовой стрелке, если смотреть сверху двигателя

Газораспределение

Клапан впуска

Число клапанов в цилиндре.....2
Открытие до ВМТ в градусах угла поворота коленчатого вала...... 20°±З°
Закрытие после НМТв градусах угла поворота коленчатого вала... . ...... 48°±3°
Продолжительность всасывания в градусах угла поворота коленчатого вала........ 248°
Максимальный подъем клапана.......13 мм

Клапан выпуска

Число клапанов в цилиндре.......2
Открытие до НМТ в градусах угла поворота коленчатого вала....... . 48°±3°
Закрытие после ВМТ в градусах угла поворота коленчатого вала...........20° ± 3°
Продолжительность выпуска в градусах угла поворота коленчатого вала....... 248°
Максимальный подъем клапана......13 мм
Зазор между тарелкой стержня клапана и затылком кулачка распределительного валика 2,34 ± 0,1 мм
Перекрытие клапанов..........40°

Диаграмма газораспределения

Рис.18. Диаграмма газораспределения и порядок работы цилиндров
(Нажмите на диаграмму для увеличения)

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Применяемое топливо:
а) летом...............Летнее дизельное топливо (ДТ летнее)
б) зимой...............Зимнее дизельное топливо (ДТ зимнее)

Топливные баки

Количество:
а) Основные (внутренние) бортовые. . 6 шт.
б) Основные (внутренние) кормовые. 2 шт
в) дополнительные (наружные) .... 3 шт


Дополнительные баки горючего

Емкость:
а) основных (восемь баков) .... 545л
б)дополнительных (три бака) ....270л

Топливоподкачивающая помпа

Тип...................Коловратная
Марка................БНК-12Б
Отношение числа оборотов помпы к числу оборотов коленчатого вала......0,786
Давление топлива, подаваемого топливоподкачивающей помпой на эксплоатационном режиме, замеренное после топливного фильтра...............0,5-0,7 кг/см2

Топливный насос
Тип...................Двенадцатиплунжерный
Марка..................НК-1
Порядок нумерации секций насоса....От боевого отделения к трансмиссионному
Секции, обслуживающие левую группу цилиндров.................Четные
Секции, обслуживающие правую группу цилиндров................. Нечетные
Порядок работы секций. ........2-11-10-3--6-7-12-1 - 1-9-8-5
Угол опережения подачи топлива.....31 - 33°
Направление вращения..........Против часовой стрелки (если смотреть на двигатель со стороны боевого отделения)
Отношение числа оборотов валика топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала..................0,5

Регулятор оборотов
Тип...................Центробежный, всережимный с корректором подачи топлива
Марка..................РНК-4

Форсунка
Тип................ ... Закрытая
Затяжка пружины форсунки....... 200 кг/см2

Воздухоочиститель
Тип...................Сухой центробежный
Марка................Мультициклон
Количество..............2
Расположение..............В трансмиссионном отделении

СИСТЕМА СМАЗКИ

Тип...................Циркуляционная комбинированная (под давлением и разбрызгиванием) с „сухим картером"

Применяемое масло
а) летом...............Авиамасло МК
б) зимой...............Авиамасло МЗ
Заправочная емкость системы...... 105 л
Нормальное количество масла, замеряемое в баках. . . .80 л (по 40 л в каждой баке)
Минимально допустимое количество масла в каждом баке............... 20 л

Масляные баки

Количество:
а) основные.............2 шт.
б) дополнительный наружный.... 1шт.
Расположение основных баков......Между фальшбортами и броней по обе стороны двигателя

Масляный насос
Тип...................Шестеренчатый, трехсекционный, одна секция нагнетающая и две откачивающие
Отношение числа оборотов валика насоса к числу оборотов коленчатого вала. ..1,725
Производительность масляного насоса при 1600 об/мин коленчатого вала..........3750 л/час.....

Масляный фильтр
Тип..........................Проволочно-шелевой
Марка.................."Кимаф"
Количество..............1
Расположение............На верхней половине картера двигателя

Масляный радиатор
Тип...................Трубчатой
Количество...............1
Расположение....................на левом водяном радиаторе

Давление масла
На эксплоатациониом режиме после прохождения через фильтр............ 6- 9 кг/см2
На холостом ходу при установившихся минимальных оборотах двигателя...........Не ниже 2 кг/см2
Температура масла при выходе из двигателя......Не выше 105 град.С

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Тип...................Водяная, принудительная
Заправочная емкость. ......... 75 л
Температура выходящей воды.......Не выше 105 град. С
Температура входящей воды.......Не ниже 40 град. С

Вентилятор................Центробежный (закрепленный на маховике)

Радиаторы
Тип....................Трубчатые
Количество...............2
Расположение.......... У бортов по обе стороны от двигателя
Поверхность охлаждения (обоих радиаторов) 107,36 м2

Водяной насос
Тип................Центробежный
Отношение числа оборотов валика водяного насоса к числу оборотов коленчатого вала.............................1,5
Производительность водяного насоса при 2550 об/мин крыльчатки........ 500 л/мин

СИСТЕМА ЗАПУСКА

Основная система запуска.........Электростартер
Вспомогательная (запарная) система запуска.... Сжатым воздухом
Максимальное давление воздуха в баллонах 150 кг/см2

Давление воздуха, поступающего в воздухораспределитель
не выше................90 кг/см2
не ниже:
а) летом................................40 кг/ см2
б) зимой..............65 кг/см2
Момент начала подачи воздуха в цилиндры двигателя в градусах угла поворота коленчатого вала....... 6°±3° до ВМТ в такте сжатия

7. ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН

Тип..................Многодисковый, сухой

Количество ведущих дисков.......11
Количество ведомых дисков......11
Количество пружин.........16
Механизм выключения фрикциона. ...... Шариковый
Максимальное усилие, необходимое для выключении фрикциона...... 25 кг
Соединение с коробкой передач..... Через зубчатую муфту
Вес главного фрикциона..........120 кг

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Тип...................Механическая, ступенчатая трехходовая пяти- или четырехскоростная
Число передач:
пятискоростная коробка передач. . Пять передач вперед и одна назад
четырехскоростная коробка передач. . Четыре передачи вперед и одна назад

Смазка:
Тип................. Разбрызгиванием
Сорт масла:
а) летом...............Авиамасло MК
б)зимой...............Авиамасло МЗ
Количество масла............ 10 л
Вес коробки передач........... 340 кг

БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ И ТОРМОЗЫ

Тип фрикционов.............Многодисковые, сухие
Количество..............2
Материал поверхностей трения дисков. . . Сталь
Толщина комплекта дисков трения. ... 137,6 ± 1 мм
Количество ведущих дисков........От 17 до 21 (в зависимости от их толщины)
Количество ведомых дисков........От 18 до 22 (в зависимости от их толщины)
Количество пружин............ 18
Механизм выключения.......... Шариковый
Максимальное усилие на рукоятке рычага, необходимое для выключения бортового фрикциона...............20 кг
Тип тормозов...............Ленточные, плавающие, с чугунными накладками
Наружный диаметр ведомого барабана. . . 500 мм
Ширина ленты.............. 200 мм
Вес бортового фрикциона.........140 кг

БОРТОВЫЕ. ПЕРЕДАЧИ

Тип....................Одноступенчатый понижающий редуктор
Количество................ 2
Передаточное отношение..........5,7
Смазка:
Тип...................Разбрызгиванием
Сорт..................Летом смесь: 70 % авиамасла "МК" + 30% консталина.
Зимой смесь: 70% аниамасла "МЗ" +30% консталина.
Количество смазки в каждой бортовой передаче..... 3,6 кг
Вес одной бортовой передачи....... 280 кг

8. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Тип движителя..............Гусеничный
Расположение ведущих колес. ......Заднее
Ведущие колеса
Тип зацепления.............Гребневое
Тип колеса...............Литые или со штампованными дисками
Наружный диаметр........... 634 или 650 мм
Вес колеса (со штампованными дисками) .... 150 кг

ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ

Тип....................Мелкозвенчатая
Количество............... 2
Количество траков в каждой цепи. . . . 72, из них 36 с гребнем и 36 без гребня
Соединение траков............Пальцами, имеющими головку, обращенную к корпусу танка Т-34-85
Шаг трака...............172 мм
Ширина трака.............. 500 мм
Способ натяжения гусеничной цепи. . . . Поворотом кривошипа направляющего колеса
Способ поворота кривошипа........Червячной парой
Вес одной гусеницы в сборе........Около 1 070 кг

НАПРАВЛЯЮЩИЕ КОЛЕСА (ЛЕНИВЦЫ)

Тип....................Литые
Количество................ 2
Наружный диаметр............ 500 мм
Вес одного ленивца в сборе с кривошипом......220 кг

ОПОРНЫЕ КАТКИ

Тип....................С наружным резиновым бандажом
Количество катков на сторону..........5 шт.
Диаметр катка..............830 мм
Вес одного катка (без балансира).....125 кг
Вес одного катка с балансиром...........Около 200 кг

ПОДВЕСКА

Тип...................Индивидуальная пружинная
Расположение...............Наклонное
Количество пружин в подвеске каждого катка.......2
Расположение пружин у передних опорных катков. . . .Концентрическое
Расположение пружин второго, третьего, четвертого и пятого опорных катков. . . Одна над другой

Ход катка:
Вверх.................140 мм
Вниз.................У переднего катка 75 мм, второго, третьего, четвертого и пятого катков 115 мм
Вес подвески переднего катка..........Около 55 кг
Вес подвески второго, третьего, четвертого и пятого катков.............Около 40 кг

9. Электрооборудование

Система проводки.............Однопроводная (аварийное освещение двухпроводное)
Напряжение в сети............24 в и 12 в

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Электрогенератор
Тип..................Шунтовая четырехполюсная динамомашина
Марка.................ГТ-4563 А
Мощность...............1 000 вm
Напряжение..............24 в
Отношение числа оборотов вала генератора к числу оборотов коленчатого вала............1,5
Привод...................Эластичная муфта (резиновая)
Направление вращения.........По часовой стрелке (если смотреть со стороны привода)
Реле-регулятор..............РРА-24Ф

Аккумуляторные батареи
Марка.................6-СТЭ-128
Тип.................Стартерные, кислотные
Емкость................128 ампер-часов
Количество батарей......... 4
Напряжение одной батареи............12 в
Начало зарядки.............При 600-650 об/мин коленчатого вала

ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Электростартер
Марка.................СТ-700
Мощность...............15 л.с.
Напряжение..............24 в

Электромотор механизма поворота башни
Марка...............МБ-20В
Тип.................Сериесный, четырехполюсный
Мощность...............1350 вт
Напряжение..............20 в
Число оборотов (максимальное).....5800 об.мин
Потребляемая сила тока........ 90-120 а
Передаточное отношение от вала якоря к погону башни......1389

Электромотор вентилятора
Марка..............MB-12
Количество..............2
Мощность...............19 вm
Число оборотов.............1500 об/мин
Напряжение...............12 в

Осветительные приборы
Фара..................1 (слева) с двумя лампами в 25 вт и 5 вт
Сигнальный фонарь...........1 (сзади) с лампой в 5 вт
Освещение щитка электроприборов... 1 лампа в 5 вт
Внутреннее освещение..........2 плафона с лампами по 10 вт
Освещение передатчика.........1 лампа в 5 вт
Освещение радиостанции........2 лампочки по 0,15 вт
Освещение шкалы угломера......1 лампочка в 10 вт

Электросигнал
Марка................ ВГ-4 (или СМ-06 или ГФ-12Т)
Потребляемая мощность........ 60 вт

10. средства внешней и внутренней связи

РАДИОСТАНЦИЯ

Тип..................Коротковолновая приемно-передающая, симплексная, телефонная
Марка.................9-РС
Радиус действия (телефоном):
а) на ходу..............15 км
б) на стоянке............25 км


Радиостанция 9-РС, устанавливаемая на танках Т-34/85

Диапазон фиксированных волн:
а) передатчик...........№ 160-225
б) приемник.............№ 150-240

ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО

Марка..................ТПУ-3-БИС-Ф
Количество аппаратов.......... 3
Из них: № 1...............У командира орудия
№ 2...............У командира танка
№ 3........У механика-водителя


Внутреннее переговорное устройство ТПУ-3-БИС-Ф устанавливаемое в танках Т-34

ПРИБОРЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Перископические смотровые приборы
Количество............... 3
Из них:
у командира танка в командирской башенке...........1 шт.
у командира орудия в крыше башни.... 1
у заряжающего в крыше башни.... 1
Перископические приборы для механика-водителя.................2
Смотровые щели в командирской башенке....... 5

11. Средства маскировки
(Танковый дымовой прибор ТДП)

Тип...................МДШ (морская дымовая шашка)
Количество................ 2
Расположение...............На кормовом листе брони
Способ запуска. ............Электрозапал

Морская дымовая шашка МДШ установленная на танке ИС-3. Данные шашки аналогично устанавливали на Т-34/85, однако, фотографий нет. Иногда МДШ принимают за дополнительные топливные баки.

Сегодня, дорогие читатели мы подробно поговорим о танке, который изменил ход войны и переписал историю.

Историческая справка.

В 1943 году с появлением новой, более сильной немецкой техники, эффективность старого 76.2 мм орудия стало резко падать. Примером послужило сражение на Курской дуге (5 июля 1943 г.), где хоть мы и выиграли битву, но лишь за счет количества танков Т-34, а так же легких танков Т-60 и Т-70. Не смотря на огромные потери, немецкие войска получали в основном повреждения от действий противотанковой артиллерии, а не от огня советских танков, потому что они попросту не могли пробить немецких Тигров и Пантер.

После данной битвы было принято решение, увеличить боевую способность танка Т-34. В 1944 году был запущен в массовое производство танк Т-34-85, оснащенный 85 мм орудием. Кроме орудия, основными отличиями были, установка новой литой башни, которая была более укреплена и имела больше пространства для экипажа, тем самым число экипажа увеличилось до 5 человек, а командир перестал выполнять задачу наводчика. Единственным минусом всех модернизаций стало увеличение веса танка, что напрямую повлияло на динамику танка.

Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

Сравнение Т-34-85 с другими средними танками 6 уровня.

Плюсы:

  • Неплохое орудие с высокой точностью и хорошей бронепробиваемостью.
  • Неплохая динамика и максимальная скорость.
  • Отличная скорострельность орудия

Минусы:

  • Недостаточно сильное бронирование.
  • Малый разовый урон от выстрела

Модель бронирования.

Танк обладает не плохими броневыми показателями, но зачастую недостаточными при попадании в высокоуровневые бои. Лоб корпуса имеет толщину брони в 45 мм, но бронелист расположен под углом в 60 градусов, что добавляет еще примерно около 5 мм брони. Тоже самое и с НЛД, которое расположено под углом 60 градусов и имеет толщину брони 45 мм.

Во лбу корпуса отчетливо выделяется сварочный шов, толщина которого составляет примерно 75 мм. Стрелять в стыки бронелистов ни в коем случае не рекомендуется, зачастую это укрепленное место танка.

Лоб башни бронирован отлично (для танка 6 уровня). Толщина брони составляет 90 мм, а экраны дают нам еще 90 мм брони и того 180 мм, чистейшей советской стали. Поэтому играть через башню и занимать различные бойницы и укрепления, очень даже рекомендуется.

Стоит сказать, что весь корпуса танка имеет броню толщиной в 45 мм под не плохим наклоном, но рикошеты проходят очень редко. Корма башни имеет толщину брони 52 мм. Стоит отметить, что в задней части башни находится боеукладка и зачастую она не переживает выстрела от СУ-152, поэтому никогда не отворачивайте башню от противника.

Расположения модулей танка Т-34-85.

В лобовой части танка расположены за триплексами по обе стороны от орудия радист (слева) и мехвод (справа). В лобовой части башни за 180 мм брони находится командир, но есть маленький секрет. Если вы хотите контузить командира вражеского танка, то стоит стрелять в командирскую башенку, она отчетливо выпирает и имеет относительное слабое бронирование.

Вдоль бортов танка расположены топливные баки, которые очень часто критуются при попадании в борт, поэтому танк очень часто горит. Также в бортах башни находится рация и боеукладка, и командир с наводчиком.

На всю корму у танка расположен двигатель, который тоже очень часто выводится из строя. Также на всю корму башни расположена боеукладка, которая не так часто детонирует как на Т-44, но бывало и такое.

Как правило, мы рассмотрим сегодня 2 ситуации: когда наш танк в топе списка и когда в конце.

Первый бой когда мы в топе. Ярким примером является карта Руинберг, а именно вся 0-ая линия. На ней обычно всегда происходят бои между средними танками, а в город отправляются тяжелые танки. Благодаря нашей не плохой максимальной скорости, мы можем с легкостью занять квадрат Е0 и отстаивать его. В данном квадрате находятся дома, защищающие нас от вражеской артиллерии и рельеф местности такой, что бы по нам смогли стрелять необходимо, находиться на квадрате F6, но наши союзники этого сделать не позволят.

После успешного занятия позиции, выезжая из-за домов, мы можем вести огонь по вражеским танкам на 6 линии. После успешных боевых действий придет время продвигаться вперед, где и находится вражеская артиллерия. Выдвигаться в город на танке Т-34-85 я крайне не рекомендую, ибо такие тяжелые танки как КВ-1С с уроном под 390 единиц, с легкостью убьют нас с 2 выстрелов, поэтому бодаться с тяжами нам не желательно.

Второй бой мы рассмотрим на карте Мурованка, где мы в самом конце списка. Если вы попали в такой бой, то не лишним будет возить с собой голдовые снаряды, ибо они теперь за серебро, а ИС-3 нам пробивать чем то надо.

Главным правилом при попадании в конец списка является - всегда быть с большим количеством команды. Ярким примером является Т-34-85, которая стоит на «К» квадрате. С самого начала боя было понятно, что правый фланг будет потерян, ибо большая масса поехала на захват. И что вы думаете? Двое ИС-3 с легкостью прорвали данный фланг, если Т29 и ИСУ-152, могут дать отпор, то Т-34-85, умрет с двух выстрелов, которые наносят в среднем 390 урона, а хит поинтов у нас 720.

Если же вы поддержали «раш», то не стоит ехать во главе его, ведь первые всегда получают большую часть урона. Мы должны ехать и стрелять по возможности, ведь не нам бой тащить, но это и не значит, что нужно стоять и ничего не делать, как говорится ждать чуда.

Также мы можем встать на квадрат «H3» и спокойно вести прицельную стрельбу. Точность орудия позволяет попадать даже по ELC AMX.

Умения экипажа.

  1. Всему экипажу первым делом - ремонт.
  2. Второй скил - боевое братство
  3. Третий скил индивидуальный для каждого члена экипажа
    Командир - Шестое чувство
    Наводчик - Плавный поворот башни
    Мех-вод - Плавный ход
    Радист - Радиоперехват
    Заряжающий - Отчаянный
  4. Четвертый скил индивидуальный для каждого члена экипажа
    Командир - Орлиный глаз
    Мех-вод - Король бездорожья
    Наводчик - Снайпер
    Заряжающий - Бесконтактная боеукладка
    Радист - Изобретатель.

Расходники и модули.

Модули: досылатель, усиленные приводы наводки, просветленная оптика.

Расходники: аптечка, ремкомплект, огнетушитель.

На свой страх и риск вы можете поставить себе регулятор подкрученный оборотов, но в должны помнить, что топливные баки расположены вдоль всего корпуса и любые попадания в него могут вызвать пожар.

Так же представляем вашему вниманию дополнительное видео: Тест-драйв танка Т-34-85.

Т-34-85 – это советский средний танк времен Великой Отечественной войны, завершающая модификация Т-34.

История Т-34-85

Ко второй половине 1943 года самый главный советский танк Т-34 стал значительно уступать танкам противников. Хотя Красной Армии и удалось победить в Курской битве, но это было сделано в большинстве своем из-за численного превосходства и личного мужества, но не благодаря техническому преимуществу. Победа обошлась советским войскам очень дорого, и было очевидно – нужен новый танк, более бронированный и с более мощным орудием.

К тому времени уже был создан танк Т-43, по ряду параметров превосходивший Т-34. Однако оказалось, что установить на него более мощную 85-мм пушку, которая идеально бы подходила для пробития немецких танков, невозможно – танк бы стал слишком тяжелым. Так что работы над Т-43 прекратили, вместо этого снабдив новой пушкой Т-34 и создав завершающую модификацию — Т-34-85 .

Т-34-85 отличался не только более мощной пушкой, но и усиленным бронированием, а также дополнительными топливными баками. Из-за всего этого танк стал весить 32 тонны, однако его скорость и маневренность не изменились.

В декабре 1943 года Т-34-85 поступил в серийное производство, и уже в конце января 1944 года его стали использовать в сражениях. Танк выпускался вплоть до 1958 года, в том числе на экспорт. Всего было выпущено более 35 тысяч единиц Т-34-85.

ТТХ Т-34-85

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса — 32,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1958;
  • Годы эксплуатации – 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
  • Количество выпущенных — более 35 000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6100 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8100 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2700 мм;
  • Клиренс – 400 м.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх и низ) — 45 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45 / 40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 45 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 45 / 48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 45 / 45° мм/град;
  • Днище – 20 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб башни – 90 мм;
  • Маска орудия – 40 мм;
  • Борт башни — 75 / 20° мм/град;
  • Корма башни — 52 / 10° мм/град;
  • Крыша башни – 15-20 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 85-мм ЗИС-С-53;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола — 54,6 калибров;
  • Боекомплект пушки — 56-60;
  • Углы ВН- 5…+22 град;
  • Углы ГН – 360 град. (ручной механизм поворота или электромеханический привод);
  • Прицелы — телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ-29.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 220 км;
  • Удельная мощность — 15,6 л.с./т;
  • Тип подвески — подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт — 0,83 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 30°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 3,4 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

  • Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
  • Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
  • ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
  • Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
  • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
  • ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.

Применение

Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.

Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.

Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.

К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.

Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!

Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.

Память о танке

Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

Фильмы

Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

  • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • На войне как на войне;
  • Киноэпопея «Освобождение»;
  • Горячий снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

Игры

Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и « ».

Другое

Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.