Танк Т-II - Другие модификации. Экспериментальный танк Т2

в Избранное в Избранном из Избранного 0

К началу Второй мировой войны специалисты Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) имели довольно смутное представление о том, что собой представляет бронетехника потенциального противника. Примерно то же самое, впрочем, можно сказать и об их коллегах из стран-союзников СССР по ещё не созданной антигитлеровской коалиции. По вполне объективным причинам доступной информации о танках Германии и её союзников было немного. В основном она ограничивалась справочниками, которые грешили неточностями. Полноценное изучение зарубежной техники стало возможным только после начала боевых действий. В этом смысле СССР оказался едва ли не впереди планеты всей. Первые трофеи стали поступать ещё из Испании, ими оказались немецкие Pz.Kpfw.I Ausf.A и итальянский L3/35. Летом 1939 года на Дальнем Востоке был захвачен японский лёгкий танк «Ха-Го». Начало Второй мировой войны заметно пополнило список трофеев, среди которых оказался и немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Тихо вывез и ушёл — называется «нашёл»

Несмотря на то что Pz.Kpfw.II отсутствовал в советских справочниках 1939 года, об этом танке стало известно ещё до начала войны. Здесь стоит отдельно остановиться на том, как эта машина обозначалась в СССР — вопрос довольно важный, поскольку он объясняет легенду о том, что Pz.Kpfw.II якобы применялись в Испании. В некоторых материалах называется даже год боевого дебюта — 1938, при том что сами немцы в этом «не признаются». В списке поставленных франкистам танков Pz.Kpfw.II отсутствуют.

Разгадка кроется в системе обозначений, которую использовали в Советском Союзе. В 1939 году в советских документах появляется «лёгкий танк тип II», который, судя по всему, и стал источником мифа. Пикантность происходящего в том, что под «лёгким танком тип II» подразумевался… Pz.Kpfw.I Ausf.B. Именно так этот танк обозначался на информационных плакатах, выпущенных в октябре 1939 года. Более того, в некоторых справочниках военного периода этот танк продолжает обозначаться таким же образом — несмотря на то, что одновременно он обозначался и как «немецкий лёгкий танк Т-Iа». Подобная путаница, вероятно, и родила миф о применении Pz.Kpfw.II в Испании.

Наглядная демонстрация того, что именно в советских справочниках обозначали как «немецкий танк Т-II»

Между тем наряду с «лёгким танком Тип II», или Т-II, ещё до начала войны было известно и о другой машине — «лёгком танке Тип IIа», или Т-IIа. Описание этого танка однозначно свидетельствует о том, что под ним советские специалисты подразумевали именно Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.a или Ausf.b. Об этом говорит описание ходовой части: 6 опорных катков малого диаметра, сблокированных в тележки.

Когда именно об этом танке стало известно — история умалчивает, но можно быть уверенным, что это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Не исключено, что информация о нем поступила от внешней разведки, тем более что эти машины немцы особо не прятали, и они участвовали в различных мероприятиях.

Таким Pz.Kpfw.II Ausf.C прибыл на полигон НИИБТ

Впервые с Pz.Kpfw.II Красная армия столкнулась осенью 1939 года. 17 сентября 1939 года начались боевые действия, которые вошли в историю как Польский поход Красной армии. К двум часам ночи 19 сентября 1939 года советские танки ворвались во Львов. За неделю до этого в районе Львова начались сражения между польской армией и немецкими войсками, среди которых была и 2-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Рудольфа Файеля. Дивизия действовала к северо-западу от Львова, в частности, она принимала участие в сражении с польской армией за город Томашув-Любельский.

Чтобы начать изучение машины, для начала потребовалось привести её в порядок

По итогам боёв польская армия потеряла в этом районе три с половиной десятка единиц бронетанковой техники, включая танки 7TP, Vickers Mk.E и танкетки TK-S. Часть из этих машин принадлежала 10-й моторизованной кавалерийской бригаде под командованием Станислава Мачека (Stanisław Maczek). Значительной части бригады удалось уйти к польско-венгерской границе. Впрочем, и немцам здесь досталось: на СПАМе (сборном пункте аварийных машин), организованном в Томашуве-Любельском, оказались не только польские, но и немецкие танки.

Этот же танк после восстановления. Хорошо виден большой крест на лобовой части башни, который был отличной мишенью для польских расчётов противотанковых пушек

Первую неделю 24-я легкотанковая бригада под командованием полковника П. С. Фотченкова, которая заняла Львов, обживала новое место базирования. Не исключено, что от кого-то из взятых в плен польских солдат стало известно о большом скоплении польской бронетанковой техники. На тот момент окончательно новые границы между СССР и Германией не были определены, чем советские танкисты и воспользовались:

«По распоряжению Военного Совета Украинского фронта 6.10 был организован отряд в составе 152 человек с необходимым количеством боевых и транспортных машин для эвакуации трофейного имущества из района Красноброд, Узефов, Томашов, занятого уже немецкими частями.

Работая самоотверженно, отряд вывез много ценного имущества, в том числе два немецких танка, две немецких ПТО, 9 польских танков, 10 танкеток и до 30 орудий; возвратился без потерь».

Поскольку немецкой светотехники не было, на танк поставили фонари отечественного производства

Кстати, в этом перечне мог оказаться ещё и третий немецкий танк. Согласно воспоминаниям А. В. Егорова, служившего в 24-й легкотанковой бригаде, старший лейтенант Ткаченко угнал Pz.Kpfw.III, однако танк быстро вернули владельцам. Тем не менее среди машин, информация о которых была подготовлена в виде плакатов с ТТХ и уязвимыми местами, оказался Pz.Kpfw.III Ausf.D. Это та самая машина, которую, по словам некоторых историков, Красная Армия захватила осенью 1939 года. Естественно, ни на какое изучение она не ушла, но минимальную информацию о ней получить всё же удалось.

Совсем другая ситуация сложилась с другой машиной, Pz.Kpfw.II Ausf.C. Этот танк, который отряд 24-й легкотанковой бригады утащил со СПАМа в Томашуве-Любельском, немцам никто возвращать не собирался. Он стал законной добычей и отправился на изучение на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ) в подмосковной Кубинке. Также в СССР удалось вывезти ещё один танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A.

«Является современной боевой машиной»

Прибыли трофейные танки на полигон в 1940 году. В документах Pz.Kpfw.II Ausf.C получил обозначение Т-IIб. На СПАМ в Польше танк попал отнюдь не из-за какой-то механической поломки. Согласно акту осмотра, машина получила несколько попаданий. В частности, снаряд польской противотанковой пушки угодил в один из люков в лобовой части корпуса, повредив при этом картер коробки передач. В результате танк лишился хода и, вероятно, был брошен экипажем. Также был обнаружен износ узлов крепления рессор у двух опорных катков. Эти повреждения оказались следствием активной эксплуатации танка, выпущенного в 1938 году.

Остальные повреждения были вызваны иными факторами. Вероятнее всего, лишённую хода и брошенную экипажем машину скинули в кювет, а проходящие рядом войска стали потихоньку разбирать её на запчасти. Это было обычным явлением: существует масса фотографий машин с похожими повреждениями, которые подверглись «вандализму» со стороны немецких ремонтников. В особо тяжёлых случаях от танка оставались корпус и башня, а также крупные узлы и агрегаты, которые нельзя снять без тяжёлого кранового оборудования. При этом танк, стоящий на пеньках (все элементы ходовой части с него уже сняли), продолжал числиться как временно потерявший боеспособность.

С точки зрения навесного оборудования танк оказался почти пустым

Справедливости ради, подавляющее большинство таких жертв вандализма потом возвращалось в строй, но уже после их отправки на заводы. По этой причине более-менее реальную картину потерь немецкой бронетехники получить довольно сложно. «Приватизированный» советскими танкистами танк из серьёзных боевых повреждений формально имел лишь попадание в КПП, которую относительно легко можно было поменять. Но за время нахождения в кювете и на СПАМе танк получил дополнительные «повреждения». Домовитые немцы сняли с него часть электрооборудования и проводки, сиденья экипажа, радиостанцию с антенной, приборный щиток, боеукладку, спаренный пулемёт, буксирные крюки, запасные части, инструменты и принадлежности.

Запасливые немецкие солдаты сняли с танка даже антенну вместе с ложементом

С таким объёмом неисправностей о полноценных испытаниях, подобных тем, что прошёл Pz.Kpfw.I Ausf.A, не могло быть и речи. Из испытателей сотрудникам полигона НИИБТ пришлось переквалифицироваться в реставраторов. Для того чтобы хотя бы один танк вернуть в работоспособное состояние, полигонные работники воспользовались методом «купи три шаурмы и собери котёнка». Pz.Kpfw.II Ausf.A использовали в качестве донора запчастей: с него сняли коробку передач, лючок на лобовом листе и ряд других деталей.

Сам же Pz.Kpfw.II Ausf.C полностью разобрали. В процессе сборки сотрудники полигона параллельно описывали узлы и агрегаты танка, а также изготовляли их чертежи. В результате получилось техническое описание, местами даже более подробное, чем оригинальное руководство по эксплуатации танка.

Полностью собрать восстанавливаемую машину из «родных» немецких деталей так и не удалось. Фары, аккумулятор, часть приборов и буксирные крюки пришлось брать от отечественных машин. В результате танк всё-таки удалось восстановить до ходового состояния, но ввиду отсутствия запчастей полноценной программы его испытаний не было. Максимум, что удалось сделать, — провести тестовый пробег на расстояние 100 километров. Его целью было определение тактико-технических характеристик Т-IIб.

Вид на моторное отделение. О том, что с левой стороны здесь находился люк радиста, можно было только догадаться

Никаких документов к танку достать не удалось, по этой причине некоторые особенности конструкции Pz.Kpfw.II остались вне поля зрения советских специалистов. Особенно это касается весьма специфичных элементов, к которым, например, относился способ покидания танка радистом. О том, что для этого одновременно служил люк доступа в моторное отделение, наши специалисты не знали. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: мало кто смог бы догадаться, что из танка можно вылезти таким экзотическим способом.

Схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.C

Двигателю танка советские специалисты особого внимания не уделили, поскольку этот мотор к осени 1940 года и так был известен. В Германии СССР вполне официально приобрёл три полугусеничных тягача Sd.Kfz.7, в которых также использовались двигатели Maybach HL 62. Больше интереса вызвала коробка передач ZF SSG 46. Испытатели отметили высокий уровень точности изготовления КПП. Её достоинством назвали применение косозубчатых шлифованных шестерён: их использование повысило износоустойчивость и снизило шум при работе. Также специалистам понравилось применение синхронизатора и компоновка кулисного механизма, лишённого длинных тяг.

Коробка передач ZF SSG 46, которая приятно удивила высоким уровнем точности изготовления

Вместе с тем указывалась сложность извлечения коробки передач из танка, для чего требовалось снять башню и подбашенную коробку. Аналогичные проблемы были и у Pz.Kpfw.I, и у других немецких танков. Такой оказалась плата за компоновку с передним расположением трансмиссии.

Положительную оценку получил планетарный механизм поворота, надёжный и долговечный. А вот тормоза советским специалистам не понравились, поскольку их оказалось сложно регулировать. Общий вывод о трансмиссии был сделан следующий: надёжна в работе, проста в эксплуатации и может быть отнесена к одним из лучших типов механических трансмиссий.

Кинематическая схема трансмиссии Pz.Kpfw.II Ausf.C

Ходовая часть танка вызвала у испытателей немалый интерес. По мнению специалистов полигона НИИБТ, несмотря на малый вес, она обеспечивала плавный ход и быстрое затухание колебаний. Рессорная подвеска получилась компактной и лёгкой, лёгкими были и опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава. Похвалы удостоился и механизм натяжения гусеницы. Несколько сложный в производстве, он оказался простым и надёжным в эксплуатации.

Впрочем, для советского танкостроения рессорная подвеска была уже вчерашним днём. После ряда экспериментов стало ясно, что будущее за торсионной, которая к моменту испытаний Pz.Kpfw.II серийно устанавливалась на разведывательный танк-амфибию Т-40.

Схема ходовой части. Рессорная подвеска была удостоена похвалы, но на советских лёгких танках к тому моменту уже использовали торсионы

Корпус и башня танка советских специалистов ничем не удивили. Их конструкция показалась вполне логичным развитием корпуса и башни Pz.Kpfw.I, что отчасти было правильным выводом. Конструкция люка механика-водителя не понравилась, поскольку он оказался неудобен для использования. Впрочем, испытатели сделали правильный вывод, предположив, что в основном экипаж пользовался для залезания в танк башенным люком.

В тактико-технических характеристиках трофея указывалось, что его экипаж состоит из троих человек, но при этом в описании боевого отделения говорилось, что там находится только командир. Дело в том, что с танка были сняты все сиденья, так что где именно располагался радист — оставалось загадкой. Тем более что и рации с антенной на танке тоже не оказалось.

Смотровые приборы механика-водителя. Сохранились они лишь отчасти: «постарались» проходившие мимо подбитого танка немецкие ремонтники

Куда больше интереса вызвали приборы наблюдения. С одной стороны, по принципу размещения смотровые приборы мало отличались от таковых у Pz.Kpfw.I. В то же время Pz.Kpfw.II Ausf.C имел модернизированные смотровые лючки с более толстыми стёклами. Заинтересовались наши специалисты и тем фактом, что на танке устанавливался такой же бинокулярный смотровой прибор, как и на Pz.Kpfw.III. Сам прибор не сохранился (ушлые немецкие механики вынули его вместе со стеклоблоком смотрового прибора механика-водителя), но точно такой же стоял на Pz.Kpfw.III Ausf.G, который был куплен в Германии в 1940 году. Для проверки прибор сняли с Pz.Kpfw.III и поставили в лёгкий танк. В целом обзорность танка была признана вполне удовлетворительной.

Схема башни

По результатам изучения трофейной немецкой машины были сделаны следующие выводы:

«Германский трофейный танк Т-2б (наименование условное) 1938 г. представляет собой дальнейшее развитие и модернизацию танков типа IIа.

Сравнивая эти танки видно, что модернизация происходила по линии изменения ходовой части танка.

1. Вооружение танков IIа и Т-2б совершенно идентичное и состоит из спаренной с пулемётом нормального калибра, двадцатимиллиметровой автоматической пушки и пистолета-автомата.

Бронирование обеих машин 6-15 мм, рассчитано на защиту только от ружейно-пулемётно-бронебойного огня нормального калибра.

Внешняя форма корпуса довольно удачна и обеспечивает хорошую компоновку ходовой части танка.

По вооружению и приборам заслуживает внимание конструкторов отечественной промышленности следующее:

  • а) Поворотный механизм башни.
  • б) Подъёмный механизм спаренной установки.
  • в) Установка и крепление пулемёта в башне.
  • г) Дублирующий прибор наблюдения водителя.

2. В качестве двигателя на танке установлен серийный автомобильный двигатель «Майбах» (такой же двигатель установлен на полугусеничных тягачах «Краусс-Маффей»). Двигатель производственно отработан хорошо и является вполне надёжным в работе.

Запуск двигателя обеспечивается, кроме электростартера, инерционным стартером.

3. На танках II-а ходовая часть выполнена на шести катках малого диаметра (с каждого борта), соединённых в 3 каретки.

На танке Т-2б подвеска независимая и с каждого борта имеется пять опорных катков увеличенного диаметра. Подвеска оригинальна по конструкции, проста в изготовлении и обеспечивает постоянный контакт катков с гусеницей. Подвеска по своей компактности и демпферным свойствам имеет преимущество перед торсионными подвесками.

Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления с малым боковым зазором на ведущем колесе, что гарантирует гусеницу от спадания.

4. Схема трансмиссии танка Т-2б аналогична Т-2а, и является типичной для немецкого танкостроения. Наличие шестискоростной коробки передач с синхронизаторами обеспечивает танку хорошую манёвренность и лёгкость управления.

Планетарный механизм поворота велик по габаритам и весу, и сложен в изготовлении. Преимуществом его является надёжность в работе и отсутствие необходимости в регулировке.

5. Доступ к узлам, подлежащим частым осмотрам и регулировке, обеспечен хороший. Демонтаж агрегатов танка затруднён (например, для выемки коробки перемен передач требуется снятие башни). Последнее можно объяснить тем, что качество выпускаемых танков стоит на высоком качестве, чем и исключается необходимость частой выемки агрегатов из танка.

Общей особенностью лёгкого танка Т-2б является то, что он, как и все немецкие танки, изготовлен по единой принятой в Германии схеме для танков.

Применение единой схемы и общих стандартных деталей в производстве танков значительно удешевляет и ускоряет выпуск танков, и облегчает подготовку боевых и ремонтных кадров.

В конструктивном и производственном оформлении танк Т-2б является современной боевой машиной».

Не представляющий интереса

Несмотря на довольно лестную оценку специалистов полигона, на деле Pz.Kpfw.II Ausf.C не особо впечатлил советских танкостроителей. В 1939-40 годах советское танкостроение шагнуло далеко вперёд. Аналогом Pz.Kpfw.II в СССР должен был стать танк сопровождения пехоты СП-126, позже превратившийся в Т-50. Даже на раннем этапе проектирования немецкая машина уступала ему во всём.

Куда больший интерес у конструкторов вызвал не лёгкий немецкий танк, а средний Pz.Kpfw.III Ausf.G, который действительно оказал заметное влияние на советское танкостроение. В том числе это касается и советских лёгких танков. При этом советские лёгкие машины было решено максимально приблизить по ряду характеристик к среднему танку.

Общая схема обзорности Pz.Kpfw.II Ausf.C

Второй танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A, был направлен на изучение в Ленинград, в НИИ-48. Там машина была включена в программу исследования качества иностранной брони. Забавно, но эта машина по отчёту проходит как «польский танк немецкого производства сварной конструкции» . Машину разобрали, а позже корпус с башней расстреляли, составив отчёт. Было отмечено, что детали корпуса тщательно выполнены, а сварные швы после обстрела не имели трещин. Саму броню посчитали хрупкой.

Восстановленный на полигоне НИИБТ Pz.Kpfw.II Ausf.C по состоянию на 1 апреля 1941 года предполагалось поставить в музей при полигоне. Но после начала Великой Отечественной следы танка теряются.

Разукомплектованный «польский танк немецкого производства» Pz.Kpfw.II Ausf.A на изучении в Ленинграде

Уже в ходе войны в Кубинку попало несколько Pz.Kpfw.II. После войны здесь остался один танк — Pz.Kpfw.II Ausf.F, номер подбашенной коробки 28384. Скорее всего, его изготовили на заводе Ursus в Варшаве. Стоит отметить, что в ходе Великой Отечественной войны никаких исследовательских работ по изучению Pz.Kpfw.II в СССР не проводилось. К этому времени для нашего танкостроения это был вчерашний день.

Перед войной эти танки наряду с PzI составляли основу танковых войск Германии. В ходе боевых действий в Польше именно они чаще всего составляли острие немецких танковых клиньев. Германия имела незначительное количество боевых танков более новых типов, поэтому PzII был на первых ролях в отлаженной немецкой военной машине и с боями прошел скоротечную Польскую кампанию 1939 года, а позже учавствовал в разгроме англо-французких войск в столь же стремительной кампании на Западе, ведя успешное наступление на Париж.

Описание

К началу восточной кампании вермахта на советских границах находилось 746 танков PzII. Летом 1941 года этот танк уже безусловно был устаревшим, слабая 20мм автоматическая пушка успешно боролась лишь с самой слабобронированной советской техникой - Т-37, Т-38 и Т-40. Столкнувшись с "Т-26" или "БТ-7", немецкий танк мог лишь расчитывать на удачу, поскольку для поражения этих машин нужно было приближаться к ним на очень короткую дистанцию - менее 300 метров, что в условиях реального боя практически невозможно. Более новые советские машины, такие как "Т-34", имели еще более внушительное преимущество над немецким танком. Слабое бронирование PzII диктовало необходимось его применения при отсутствии у противника мощной противотанковой обороны. Броню PzII легко пробивали штатные 37мм и 75мм пушки польской армии в 1939 году и орудия стандартных полевых 45мм пушек Красной Армии в 1941-ом. Несмотря на многочисленные попытки усиления брони, танк явно проигрывал в снарядостойкости своим советским противникам. К тому же из-за маленького размера башни нельзя было установить на PzII более мощное орудие, что хоть как то бы повысило боевую ценность этой устаревшей машины. Стоит однако отметить, что танки этого типа согласно изначальному проекту должны были стать учебными машинами для немецких танкистов и лишь нехватка более новых танков - "PzIII" и "PzIV", неудволитворительное их производство и поступление в войска, вынуждало германское командование продолжать использовать эти безнадежно устаревшие танки в боевых операциях. К 1942 году PzII был официально выведен из состава танковых частей Германии. К концу войны в немецкой армии уцелело примерно 145 машин этого типа.

Танк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-бенц". Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году. Танк выпускался в пяти модификациях (А-F), отличающихся друг от друга ходовой частью, вооружением и бронированием, однако общая компоновочная схема оставалась неизменной: силовая установка расположена сзади, боевое отделение и отделение управления - посередине, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Вооружение большинства модификаций состояло из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, установленных в одноместной башне.

Для управления огнем из этого оружия использовался телескопический прицел. Корпус танка сваривался из катанных броневых листов, располагавшихся без рационального их наклона. Опыт использования танка в боях начального периода второй мировой войны показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.

Из истории создания и модернизации танков Pz.Kpfw II

Работы над новыми типами средних и тяжелых танков в середине 1934 "Panzerkampfwagen " III и IV продвигались относительно медленно и 6-й департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал техническое задание на разработку танка массой 10000 кг, вооруженного пушкой калибра 20-мм.
Новая машина получила обозначение LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper"- сельскохозяйственный тягач). С самого начала предполагалось использование танка LaS 100 лишь для подготовки личного состава танковых частей. В будущем эти танки должны были уступить место новым PzKpfw III и IV. Опытные образцы LaS 100 заказали фирмам: "Фридрих Крупп АГ", "Хеншель и сын АГ" и "МАN" (Машиненфабрик Аугсбург-Нюренберг). Весной 1935 года опытные образцы были показаны войсковой комиссии.
Дальнейшее развитие танка LKA - PzKpfw I - танк LKA 2 - разработала фирма "Крупп" . Увеличенная башня у LKA 2 позволила разместить пушку калибра 20-мм. "Хеншель"и "МАN " разработали только шасси. Ходовая часть танка, фирмы "Хеншель" состояла (применительно к одному борту) из шести опорных катков, сгруппированных в три тележки. Конструкция фирмы "МАN" была сделана на основе шасси, созданного на фирме "Карден-Лойд". Опорные катки, сгруппированные в три тележки, были амортизированы элиптическими рессорами, которые крепились к общей несущей раме. Верхний отрезок гусеницы поддерживали три небольших катка.

Прототип танка LaS 100 фирмы "Крупп" - LKA 2

К серийному выпуску было принято шасси фирмы "МАN", а корпус был разработан фирмой "Даймлер-Бенц АГ" (Берлин-Мариенфельде). Выпускать танки LaS 100 должны были заводы "МАN", "Даймлер-Бенц", "Фарцойг унд Моторенверке"(ФАМО) в Бреслау (Вроцлав), "Вегманн и К° " в Касселе и "Мюленбау унд Индустри АГ Амме-Верк" (МИАГ) в Брауншвейге.

В конце 1935 года фирма "МАN" в Нюрнберге выпустила десять первых танков LaS 100, которые к этому времени получили новое обозначение 2 cm MG-3 (В Германии орудия калибра до 20-мм считались пулеметами (Maschinengewehr - MG), а не пушками (Maschinenkanone - МК) Panzerwagen (VsKfz 622 - VsKfz - Versuchkraftfahrzeuge - опытный образец ). В движение танки приводились карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL57TR мощностью 95 кВт/130 л.с. и рабочим объемом 5698 см3. На танках применяли коробку передач ZF Aphon SSG45 (шесть передач вперед и одна назад), максимальная скорость - 40 км/ч, запас хода - 210 км (по шоссе) и 160 км (по пересеченной местности). Толщина брони от 8-мм до 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK30 калибра 20-мм (боезапас 180 выстрелов - 10 магазинов) и пулеметом "Рейнметалл-Борзинг" MG-34 калибра 7,92-мм (боезапас - 1425 патронов).

Заводские чертежи шасси танка Pz.Kpfw II Ausf.a

В 1936 году была введена новая система обозначения военной техники - "Kraftfahrzeuge Nummern System der Wehrmacht". Каждая машина получила номер и название (" - специальная военная машина).

  • Так танк LaS 100 стал Sd.Kfz.121.
    Модификации (Ausfuehrung - Ausf.) обозначали буквой. Первые танки LaS 100 получили обозначение. Серийные номера 20001-20010. Экипаж - три человека: командир, который одновременно был наводчиком, заряжающий, также выполнявший функцию радиста и механик-водитель. Длина танка PzKpfw II Ausf. a1 - 4382-мм, ширина - 2140-мм, а высота - 1945-мм.
  • На следующих танках (серийные номера 20011-20025) была изменена система охлаждения генератора Бош RKC 130 12-825LS44 и улучшена вентиляция боевого отделения. Машины этой серии получили обозначение.
  • В конструкцию танков были внесены дальнейшие улучшения. Силовое и боевое отделения были разделены съемной перегородкой. В днище корпуса появился широкий люк, облегчивший доступ к топливному насосу и масляному фильтру. Было изготовлено 25 танков этой серии (серийные номера 20026-20050).

У танков PzKpfw Ausf. а I и а2 на опорных катках не было резинового бандажа. У следующих 50 танков PzKpfw II Ausf. аЗ (серийные номера 20050-20100) радиатор был передвинут на 158-мм к корме. Топливные баки (передний емкостью 102 л, задний - 68 л) снабжались измерителями уровня горючего штыревого типа.

В 1936-1937 годах была выпущена серия из 25 танков 2 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. b, в конструкцию которых были внесены дальнейшие изменения. Эти изменения коснулись прежде всего ходовой части - был уменьшен диаметр поддерживающих катков и модифицированы ведущие колеса - они стали шире. Длина танка - 4760-мм, запас хода - 190 км по шоссе и 125 км по пересеченной местности. На танки этой серии устанавливали двигатели "Майбах" HL62TR.

Pz.Kpfw II Ausf.b (Sd.Kfz.121)

Испытания танков PzKpfw II Ausf. а и b показали, что ходовая часть машины подвержена частым поломкам и амортизация танка недостаточна. В 1937 году был разработан принципиально новый тип подвески. Впервые новая подвеска была применена на танках 3 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. с (серийные номера 21101- 22000 и 22001 - 23000). Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра. Каждый каток был независимо подвешен на полуэллиптической рессоре. Количество поддерживающих катков было увеличено с трех до четырех. На танках PzKpfw II Ausf. с применили ведущие и направляющие колеса большего диаметра.

Новая подвеска значительно улучшила ходовые качества танка как на шоссе, так и на пересеченной местности. Длина танка PzKpfw II Ausf. с составила 4810-мм, ширина - 2223 -мм, высота - 1990-мм. В некоторых местах была увеличена толщина брони (хотя максимальная толщина осталась прежней - 14,5-мм). Тормозная система также претерпела изменения. Все эти конструктивные нововведения повлекли за собой увеличение массы танка с 7900 до 8900 кг. На танках PzKpfw II Ausf. с с номерами 22020-22044 броня была изготовлена из молибденовой стали.

Pz.Kpfw II Ausf.c (Sd.Kfz.121)

В середине 1937 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) постановило завершить доработку PzKpfw II и начать крупносерийный выпуск танков этого типа. В 1937 году (вероятнее всего в марте 1937 года) к выпуску "Panzerkampfwagen" II была привлечена фирма "Хеншель" в Касселе. Месячный выпуск составил 20 танков. В марте 1938 года "Хеншель" прекратил выпуск танков, зато было развернуто производство PzKpfw II на предприятии "Альмеркишен Кеттенфабрик" ГмбХ (Алькетт) - Берлин-Шпандау. Фирма "Алькетт" должна была выпускать до 30 танков в месяц, но в 1939 году она перешла на выпуск танков PzKpfw III. В конструкцию PzKpfw II Ausf. А (серийные номера 23001-24000) было внесено несколько дальнейших изменений: использовали новую коробку передач ZF Aphon SSG46, модифицированный двигатель "Майбах" HL62TRM мощностью 103 кВт/140 л.с. при 2600 мин и рабочим объемом 6234 см3 (на танках предыдущих выпусков применяли двигатель "Майбах" HL62TR), место механика-водителя оборудовали новыми смотровыми щелями, а вместо коротковолновой радиостанции поставили ультрокоротковолновую.

Танки PzKpfw II Ausf. В (серийные номера 24001-26000) мало отличались от машин предыдущей модификации. Изменения носили, в основном, технологический характер, упрощая и ускоряя серийный выпуск. PzKpiw II Ausf. В - самая многочисленная из ранних модификаций танка.

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в центре внимания еще один гость из песочницы, немецкий легкий премиум танк второго уровня, перед вами Pz.Kpfw. II Ausf. D гайд.

Данный агрегат является подарочным и выдавался он всем в 2014 году в канун Нового года, так что купить его нельзя. Сразу хочу сказать, что наш гость не обладает какими-то ярко выраженными сильными сторонами. Однако узнать Pz.Kpfw. II Ausf. D характеристики не помешает тем, кто оставил его в ангаре или любит повеселиться при помощи войнушек в песочнице.

ТТХ Pz.Kpfw. II Ausf. D

Первое, что вы должны понимать – по меркам одноклассников у нас действительно хороший запас прочности, а также весьма достойная базовая дальность обзора в 320 метров.

Если же говорить про Pz.Kpfw. II Ausf. D ТТХ бронирования, то тут гордится особенно нечем. Самой крепкой частью танка является лоб, который часто спасает от вражеских пулеметчиков, но вряд ли сможет выдержать выстрелы обычных пушек, встречающихся на нашем пути. Утешением будет льготный уровень боев, воюем мы только против вторых и третьих уровней.

Что же касается подвижности, она у Pz.Kpfw. II Ausf. D WoT скорее, как у среднего танка. Нет, конечно, максималка у нас очень хорошая, вертимся на месте тоже бодро, но проблема в том, что мощность двигателя маленькая. Из-за этого ощущается недостаток в динамике, машина кажется туговатой, а разгоняемся до предела мы только с горки.

Орудие

Что касается вооружения, у нас на борту установлен пулемет с магазином заряжания на 10 снарядов, каждый из которых наносит 11 урона. Конечна эта цифра не кажется серьезной, разрядив весь барабан, мы можем нанести всего 110 единиц урона, но полная перезарядка составляет всего четыре секунды, благодаря чему Pz.Kpfw. II Ausf. D орудие способно нанести около 1125 урона в минуту.

Разумеется, все это лишь в теории потому как бронепробитие базовым снарядом у нас оставляет желать лучшего. Для того чтобы немецкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. D World of Tanks доставлял вам удовольствие от игры, лучше возите с собой побольше голдового боезапаса.

С точностью дела обстоят относительно хорошо. Разброс у этого агрегата большой, стабилизация подхрамывает, но оба эти нюанса компенсируются очень хорошим временем сведения. Ко всему прочему у Pz.Kpfw. II Ausf. D пушка опускается вниз на 10 градусов и поднимается на 20, что позволяет играть комфортно.

Преимущества и недостатки

Так как все наиболее важные характеристики танка и его орудия мы рассмотрели, пришло время подвести итоги, выделив сильные и слабые стороны машина, чтобы вам было легче ориентироваться в данном вопросе.
Плюсы:
Хорошая максимальная скорость и маневренность;
Большой по меркам одноклассников запас прочности;
Достойный обзор;
Высокий показатель урона в минуту;
Быстрая перезарядка барабана;
Отличное сведение;
Комфортные УВН;
Льготный уровень боев;
Минусы:
Плохое бронирование;
Слабая динамика;
Очень низкие показатели пробития;
Небольшой урон в барабане;
Плохая точность и стабилизация.

Оборудование для Pz.Kpfw. II Ausf. D

Пришло время усилить нашу боевую машину и ввиду того, что выбор дополнительных модулей в силу маленького уровня небогат, тут есть один наиболее правильный вариант оснащения. Таким образом, на Pz.Kpfw. II Ausf. D оборудование ставим следующее:
1. – самый лучший модуль в нашем случае, который даст буст сразу к нескольким важным параметрам.
2. – другого способа поднять точность у нас нет, так что просто делаем сведение еще более быстрым.
3. – хотя наш танк и не очень мобилен, стоять на месте вы будете редко, так что это хороший вариант для увеличения обзора.

Обучение экипажа

Что касается выбора умений, то мы снова несколько ограничены, главным образом потому, что в нашем распоряжении всего три члена экипажа. По этой причине придерживаемся уже знакомой тактики извлечения максимума пользы из всего и на Pz.Kpfw. II Ausf. D перки учим такие:
Командир (Наводчик) – , , , .
Механик-водитель –, , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для Pz.Kpfw. II Ausf. D

В наших руках голдозависимая машина в том плане, что вам придется покупать голдовые снаряды, и чтобы еще сильнее не уходить в минус, вполне можно обойтись , и . Однако если проблем с серебром или золотом у вас нет, а от игры вы хотите получать еще больше фана, ставьте на Pz.Kpfw. II Ausf. D снаряжение в виде , , , где последний вариант можете заменить на , для еще большего повышения характеристик.

Тактика игры на Pz.Kpfw. II Ausf. D

Говоря откровенно, какой-то универсальный стиль поведения в боях для этого агрегата подсказать сложно, ведь у него нет серьезного бронирования, отличной подвижности или точного орудия, а в песочнице постоянно створиться хаос и все бои скоротечны.

Но все же стиль игры на этом танке должен быть несколько размеренным и для Pz.Kpfw. II Ausf. D тактика ведения боя заключается в осторожной игре. Сильно дистанцироваться от противника не получится, ведь у пулеметиков ограниченная дальность стрельбы, но и вперед лезть не стоит.

Вам придется хитрить, пользоваться различными укрытиями, дырками в постройках, рельефом местности и даже поверженной техникой на поле боя. Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. D World of Tanks должен беречь свой запас прочности, поэтому стрелять нужно из укрытия или когда оппонент перезаряжается.

Выезжайте тогда, когда вас не ждут, заходите с неожиданных сторон, быстро разряжайте барабан и откатывайтесь в укрытия на время перезарядки. Кстати, самое важное – никогда не пытайтесь противостоять превосходящему количеству врагов, ваш Pz.Kpfw. II Ausf. D танк WoT просто развалится от фокуса из двух и более орудий.