Долгое время нас кормили мифами, что советское оружие было самыми прогрессивным и совершенным, ведь в противном случае Вторую Мировую войну? Но после развала Союза всплыли новые факты и оказалось, что советское оружие, мало того, что не было самым совершенным, так еще и не являлось в полной мере «отечественным».
Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.
Неэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана. Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс. пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.
К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов , проектировавших отдельные компоненты конечного изделия. Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34 . Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».
В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время. Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы» : некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.
Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось . Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты. В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34 , самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.
Две версии одной «легенды»
Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85 , и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76 , который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.
Если говорить о технической стороне Т-34-76 , то среди важнейших достоинств – высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.
Советский средний танк Т-34 был и остается легендой. Это не только наиболее массовый танк Второй мировой войны, построенный в количестве 84000 (для сравнения танков Шерман было построено около 48966 единиц), но также и один из самых долго служащих танков, созданных за все время.
Многие Т-34 всё еще находятся на складах в Азии и Африке, некоторые активно использовались в течение 90-ых (например, в югославских войнах с 1991 по 1999 годы). Они были частью бесчисленных бронетанковых войск во всем мире с пятидесятых до восьмидесятых.
Создание
Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.
Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.
Он должен был обладать следующими чертами:
- корпус с наклонной броней;
- мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
- большая дальность действия;
- меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.
Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.
Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.
Конструкция
Наклонная броня была отличным решением и позволяла выдержать многие попадания, имея при этом приемлемую толщину и массу.
После окончания разработки и испытаний, новая серия танка была оборудована финальной версией 76,2 мм пушкой и стала основанием для создания всех последующих версий вплоть до 1944 года. Она была известна как Т-34-76, а, после замены пушки и башни, как Т-34-85 .
Подвеска Кристи с цилиндрическими пружинами была приспособлена под фронтовые условия, так же, как и дизели V12 вместе с коробкой передач и сцеплением. Радиостанция 10-РТ-26 была заменена моделью 9-РМ, гусеницы немного расширены. Форма лобового бронирования была немного упрощена для облегчения массового производства, как и многие другие элементы.
Т-34 в течении своей продолжительной жизни был оборудован множеством разных люков и турельных установок, но почти все варианты оборудовались перилами наверху корпуса, которые позволяли советской пехоте передвигаться на танке, компенсируя нехватку транспортных средств.
Однако, ни один из Т-34 никогда не оборудовался противовоздушными средствами, из-за чего многие были потеряны под атаками Ju-87 "Штука".
Боевое применение
Попав на фронт, Т-34 не имел аналогов в мире в мире. Это стало возможно благодаря объединению в волшебный треугольник скорости, бронирования и вооружения.
Первая версия Т-34-76 стала неприятным удивлением для самонадеянных немецких войск в 1941, когда она начала массово поступать в войска. У немцев не было ничего сопоставимого.
Мало того, что Т-34 был в состоянии справиться с грязью и снегом, обладая широкими гусеницами, так ещё и имел прекрасную комбинацию толстой брони под наклоном, эффективной пушки, хорошей скорости и автономности.
Кроме того, машина получилась очень надежной, прочной и лёгкий в производстве и обслуживании. Победителем в индустриальной войне и существенным скачком танкостроения в целом.
Первые боевые столкновения в июле 1941 доказали, что никакая немецкая техника не может поражать наверняка Т-34. К разочарованию немецкого офицерского состава их выстрелы просто отскакивали от этих хорошо бронированных машин.
Наклонная броня оказалась очень эффективной, что компенсировало не особо удачную пушку с относительно низкой скоростью полета снаряда, которая была примерно сравнима с вооружением Pz-3 и Pz-4 своего времени.
Дизель тридцатьчетвёрки не боялся любой погоды, широкие гусеницы были идеальны для любых условий, как для осенней распутицы, так и для снега зимой.
В производстве Т-34 также был проще, чем немецкие конкуренты, из-за чего многим немецким частям их враги казались попросту непобедимыми.
Конечно, можно было остановить отдельный танк точным выстрелом между гусеницей и колесом, или вовсе его уничтожить, но их было слишком много. И даже спокойно пробивающие с расстояния новые 88 миллиметровые немецкие пушки не спасали положение.
В конце 1942 на фронт начала поступать новая версия, с незначительными переделками для увеличения комфорта экипажа и улучшения обзора вокруг. 76 миллиметровая пушка получила зажигательные снаряды, которыми могла стрелять столь же хорошо, как и обычными бронебойными. Они были фатальны для всех вражеских танков кроме последних, наиболее сильно бронированных версий Pz-IV.
Ответ немцев
Действуя совместно с медленными, но практически неуязвимыми КВ-1 , Т-34 сметали всё на своём пути. Но немецкое командование, как и во Франции, оказалось на высоте, и, благодаря хорошо скоординированным действиям Ju-87 "Штука"совместно с применением новых 88 миллиметровых пушек смогло помешать танковой армии СССР уничтожить и смести свои войска.
Новый немецкий тяжёлый Тигр превосходил советский Т-34 по защите и огневой мощи, но был слишком дорогим и ненадёжным. Потребность в более дешёвом и массовом среднем танке с мощной пушкой и очень высокой скоростью полета снаряда дала толчок к появлению на свет такой машины как Пантера.
Во время Московской зимней кампании и, позже, в Сталинграде, Т-34 были впервые широко применены и продавили оборону. Немецкие танки не переносили похолодание. Резина от катков отслаивалась, двигатели часто отказывались запускаться и требовали постепенного прогрева, на что не было времени, пулеметы часто клинили, а сами танки практически не могли передвигаться, поскольку из-за узких гусениц Pz-3 и Pz-4 буквально проваливались в снег и не могли двигаться.
К тому же, сложные метеорологические условия сделали невозможной любую воздушную поддержку, лишив таким образом бронетанковые войска какой-либо значимой помощи от Люфтваффе. Однако, новая Пантера оказалась смертельно опасным соперником для Т-34 на дальних дистанциях, поскольку спокойно пробивала его броню с огромных дистанций, оставаясь при этом практически неуязвимой для ответного огня.
Но не техника, а тактика и массовость оказались основами в решающей битве на Курской дуге, когда неуязвимые издалека Пантеры с Тиграми, были поражены тысячами Т-34, наносящими удары с близкой дистанции со всех сторон. Точно так же, как и Шерманы, многие Т-34 были принесены в жертву ради того, чтобы другие сблизились с врагом и смогли нанести удар с близких дистанций по уязвимым местам.
Недостатки
Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.
Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.
Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.
Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.
Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название "Танкоград", где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.
Эпилог
Броня, огневая мощь, эргономичность уступали серийным вражеским Тиграм и Пантерам и экспериментальным монстрам вроде Маус , зато массовость и технологичность производства находились на высшем уровне.
Несмотря на это, советский средний танк Т-34 – легендарная машина, по праву ставшая символом победы в Великой Отечественной войне.
Легендарный, овеянный боевой славой советский средний танк Т-34 состоял на вооружении Красной Армии с декабря 1939 года. Конструкция его знаменовала качественный скачок в танкостроении. В ней органично сочетались противоснарядное бронирование с мощным вооружением и надёжной ходовой частью. Высокие защитные свойства обеспечивались применением бронированных толстых катаных листов и их рациональным наклоном. По вооружению этот танк соответствовал лучшим образцам тяжёлых танков. Высокую подвижность обеспечивали специально разработанный мощный дизельный двигатель и широкие гусеницы.
В ходе Великой Отечественной войны одновременно с наращиванием производства танков для воюющей армии велась усиленная работа по совершенствованию конструкции танка и упрощению технологии его изготовления. Первоначальные варианты сварной башни заменили на более эффективную литую шестигранную башню. Срок службы двигателя был увеличен применением новых воздухоочистителей и смазки, а также всережимного регулятора. Более совершенный главный фрикцион и введение коробки передач с пятью ступенями значительно повысило скорость движения танка.
Первые образцы танков Т-34, выпущенных в 1940 году, имели такие технические характеристики:
- Масса в сборе – 26 т.
- Численность экипажа – 4 человека.
- Лобовая броня – 45 мм, наклон — 30о, башня – 52 мм с наклоном 60о, борта и корма соответственно 45 мм и 45о, крыша и днище – 20 мм.
- Силовой агрегат – дизельный двигатель В-2-34, мощность 500 л.с.
- Количество скоростных передач – 5.
- Ёмкость бака для топлива – 450 л.
- Вооружение – пушка Л-11 76,2 мм, два пулемёта ДТ 7,62 мм. Боекомплект – 77 выстрелов и 3906 патронов.
- Габариты: длина – 5920 мм, ширина – 3000 мм, высота – 2410 мм.
- Запас хода на пересечённой местности – 225 км.
В год выпуска 1941-й заменили пушку на Ф-34 такого же калибра, но значительно большей мощности. В год выпуска 1942-й, учитывая недостатки предыдущих моделей, увеличили толщину брони корпуса и башни до 60 мм, установили дополнительные баки для топлива. Слабые места были учтены и в год выпуска 1943-й применили шестигранную башню с 70-мм толщиной бронёй и командирскую башенку. В год выпуска 1944-й изменилось название танка – Т-34-85. У него была увеличена башня, в которой помещалось уже 3 человека, броня доведена до 90 мм толщиной, установлены новые пулемёты ДТМ.
Танк с самого начала конструировался по классической схеме: устройство передней части – боевое отделение, включая башню, задней – моторно-трансмиссионный отсек и ведущие колёса.
Основными частями конструкции танка Т-34 являлись:
- Корпус, разделённый на функциональные зоны.
- Силовая установка с трансмиссией.
- Комплекс вооружения.
- Средства наблюдения.
- Ходовая часть.
- Электрическое оборудование.
- Средства связи.
- Корпус танка.
Его сваривали из катанных бронированных плит. Кормовая верхняя плита крепилась на двух петлях, а также болтами к нижней кормовой и бортовым плитам. При выкрученных болтах её можно было откинуть назад, чем обеспечивался доступ к двигателю. В верхней лобовой плите имелся люк для механика-водителя, справа – шаровая установка под пулемёт. Верхние бортовые плиты имели наклон в 45о, нижние устанавливались вертикально. Предусматривались четыре отверстия под оси балансировки опорных катков.
Днище корпуса обычно выполнялось из двух листов, которые сваривались встык с накладкой на шов. Справа, в передней части днища, перед местом нахождения пулемётчика, делался люк для запасного выхода. Прорезались также люки, через которые сливалось топливо из баков, масло из коробки передач и двигателя. Покраска танка обеспечивала его маскировку на местности.
Внутри корпуса танк Т-34 разделялся на функциональные зоны. Спереди располагалось отделение управления. В нём находились механик-водитель со стрелком-пулемётчиком. Здесь же устанавливались педали и рычаги управляющих приводов, датчики, контрольные и измерительные приборы. За отделением управления находилось боевое отделение, включая башню, в которой располагались командир экипажа и наводчик, а в Т-34-85 ещё и заряжающий.
Силовая установка с трансмиссией
Это следующая функциональная зона. Её отделяла от боевого отделения стальная съёмная перегородка. В центре силовой зоны устанавливался двигатель. По сторонам – масляные баки, водяные радиаторы и аккумуляторные батареи. В крыше вырезали люк с бронированной крышкой, через который осуществлялся доступ к двигателю. По бокам располагались продолговатые щели для притока воздуха. Они закрывались бронированными жалюзи.
В кормовой части имелся отсек трансмиссии или силовой передачи. Это – набор механизмов, осуществляющих передачу крутящего момента на коленчатом валу двигателя до ведущих колёс. В результате изменяются скорость танка и тяговые усилия в более широком диапазоне, чем это позволяет двигатель. При движении с места главный фрикцион плавно передаёт нагрузку на двигатель, сглаживая резкие изменения количества оборотов вращения коленчатого вала и скорости движения танка. Другая его функция – отключение двигателя от коробки передач во время переключения скоростей.
Коробка передач применена механическая, пятискоростная – четыре передачи для движения вперёд и одна – назад. Переключение – посредством привода управления. Чтобы танк Т-34 мог повернуть, нужно было притормозить гусеницу, в направлении которой делается поворот. Тормозная система основывалась на плавающих ленточных тормозах. В действие они могут приводиться из управляющего отделения. Для этого по бокам от механика-водителя есть правый и левый рычаги, а также ножные приводы.
Кроме главного фрикциона, коробки передач, бортовых редукторов и тормозов, в отсек трансмиссии входили также электрический стартер, топливные баки и воздухоочистители. В крыше отсека предусматривался люк воздуховода прямоугольной формы, закрываемый металлической сеткой. Под ним располагались регулируемые бронированные жалюзи. В кормовой плите укреплялись колпаки выхлопных труб и два кронштейна для установки дымовых шашек.
Вооружение, устанавливаемое на средний танк Т-43
Основным вооружением, которым располагал танк Т-34, изначально служила полуавтоматическая 76-мм пушка Л-11 выпуска 1939 года с клиновым вертикальным затвором. В 1941 году её заменили на пушку Ф-32 такого же калибра. Позже танк Т-34-85 получил 85-мм пушку Д-5Т, а затем ЗИС-С-53. Башня имела возможность вращаться, поэтому пушка и спаренный с ней пулемет могли вести круговой обстрел. Телескопический прицел обеспечивал дальность стрельбы при прямой наводке почти на 4 км, а из закрытой позиции – до 13,6 км. Дальность поражения прямым выстрелом бронебойным снарядом достигала 900 м. Башня вращалась с помощью ручного или электрического привода. Он устанавливался на стенке возле пушки. Максимальная скорость вращения от электродвигателя достигала 30 градусов в секунду. Вертикально наводка делалась вручную секторным подъёмным механизмом, располагавшимся также с левой стороны от пушки.
Стрельба могла осуществляться как механическим, так и электрическим спуском. Боекомплект состоял из 77 выстрелов. Он размещался в кормовой зоне, на стеллажах, а также в хомутах по правому борту и в ящиках на дне боевого отделения. Пулемёты оснащались 31 магазином с 63 патронами в каждом. Дополнительно к основному боекомплекту танкистов обеспечивали патронами в коробках, пистолетами, автоматами и гранатами.
Ходовая часть
Ходовую часть танка Т-34 составляли гусеничный движитель с подвеской. Они и обеспечивали высокую проходимость. В нём две гусеничные цепи, по два ведущих и направляющих колеса и 10 катков. В гусеничной цепи 72 трака с шагом 172 мм и шириной 500 мм. Вес одной гусеницы 1070 кг. Литые ведущие колёса служили для перемотки гусениц и их натяжения.
Подвеска в танке Т-34 была с винтовыми цилиндрическими пружинами. На переднем катке двойная пружина. Располагалась она вертикально в носовой части и ограждалась щитками. Для остальных катков подвеску размещали наклонно в шахтах корпуса танка. Опорные катки крепились на осях с подшипниками, запрессованными в балансиры. Все катки – двойные с резиновой шиной.
Электрическое оборудование
К электрооборудованию танка Т-34 относились как источники, так и потребители электроэнергии, в том числе:
- Электрический стартер.
- Электродвигатель для обеспечения поворотов башни.
- Охлаждающие вентиляторы.
- Электрический спуск пушки, а также спаренного пулемёта.
- Электродвигатели подогревателя (его устанавливали в послевоенных образцах танка) и масляного насоса.
- Приборы сигнализации и освещения.
- Обогреватель прицела.
- Радиостанция.
- Переговорное устройство.
- К источникам электроэнергии относились генератор и 4 аккумулятора попарно с обеих сторон двигателя. Напряжение в системе – 24 В, мощность генератора – 1 кВт.
Средства связи
Телефонно-телеграфная радиостанция обеспечивала двухстороннюю связь между танком и другими объектами. Дальность действия зависела от времени года и суток. Наибольшей она была по телефону с четырёхметровой штыревой антенной зимой. Летом, особенно ночью, возрастал уровень помех, что снижало дальность связи.
Приёмопередатчик и его блок питания крепились кронштейнами к заднему и левому листам башни за сиденьем командира танка. В 1952 году установили радиостанцию, работающую телеграфом и на приём, и на передачу. Переговорное устройство в танке было обновлено. Теперь оно состояло из нескольких аппаратов – для командира, наводчика и механика-водителя. Устройство обеспечивало связь членов экипажа между собой, а для наводчика и командира – ещё и с внешними респондентами.
Организация работы экипажа танка
Оптимальный вариант, каким по составу должен быть экипаж танка Т-34-85 – пять человек:
- Командир танка.
- Механик-водитель.
- Стрелок-пулемётчик.
- Наводчик.
- Заряжающий.
Командир танка размещается на сидении за наводчиком, от пушки слева. Для удобства ему служит командирская башенка с приборами наблюдения. Задачи командира: обзор и контроль поля боя, указания наводчику, работа с радиостанцией, общее руководство экипажем.
Механик-водитель находится на сидении, которое можно регулировать по высоте. В лобовом листе перед ним есть люк с бронированной крышкой. В неё устанавливаются стационарно два перископа. Их призмы снизу закрыты защитными стёклами, которые защищают глаза водителя от осколков. Над перископами ставятся мягкие налобники для защиты головы водителя от возможных ушибов. Приборы и механизмы для механика-водителя:
- Рычаги управления.
- Кулиса от коробки передач.
- Ручная подача топлива.
- Тормоз.
- Педаль главного фрикциона.
- Щиток-индикатор контрольных приборов.
- Два баллона сжатого воздуха, применяемых при воздушном запуске двигателя.
- Щиток электроприборов.
- Тахометр.
- Кнопка стартера.
- Спидометр.
- Огнетушитель.
Стрелок-пулемётчик находится от механика-водителя справа. Его задача – вести огонь из пулемёта, вставленного в шар верхнего лобового листа корпуса. Для наводки на цель применяется специальный телескопический прицел. Стрельба ведётся нажатием спускового крючка по несколько выстрелов очередями с расстояния до 800 м. Пулемёт оснащён автоматикой, работающей на энергии пороховых газов.
Наводчик размещается в башне, с левой стороны. По указанию командира или выбрав цель самостоятельно, он наводит пушку и спаренный пулемёт на цель. Затем производит выстрел спусковым механизмом либо с помощью электрического спуска. В распоряжении наводчика есть перископический прицел, обеспечивающий четырёхкратное увеличение. Пушка со спаренным пулемётом наводится на цель механизмом поворота башни, а также подъёмом пушки.
Заряжающий располагается по правой стороне от пушки. По указанию командира он выбирает тип выстрела, как зарядить пушку, перезарядить спаренный пулемет, наблюдает за ходом боя. Его сидение подвешивается тремя ремнями – два от погона башни, третий – от люльки пушки. Изменением положения ремней сидение регулируется по высоте.
Для обеспечения проведения срочных ремонтов и необходимых мер безопасности внутри танка устанавливаются два баллона углекислотных огнетушителя. Комплекты запасных частей, принадлежностей и инструментов размещаются не только внутри танка, но и снаружи. К ним относятся в том числе: буксирный трос, брезент, орудийные запасные части, резервные траки, с гребнями и без них, пальцы гусеничных траков, шанцевый инструмент. На корме устанавливаются дымовые шашки.
Служба танка Т-34 после второй мировой войны
После второй мировой войны в Югославии применялись танки иностранного производства, в том числе русский Т-34, переданный нашей страной в 1945 году. Они были распределены по двум танковым бригадам. Югославское руководство предпринимало попытки освоить у себя производство танков Т-34-85. Ставилась задача увеличить срок службы машины. Было задумано много изменений в конструкцию. Например, предложили установить другой дизель с улучшенной трансмиссией, скорректировать корпус и башню. Это дало возможность уменьшить площадь фронтальной поверхности танка и снизить риск поражения его спереди.
В 40-х годах Польша, а за ней Чехословакия тоже решили организовать выпуск у себя танков Т-34. Получили техническую документацию, расписанную технологию и специалистов от производителей. Первые серийные танки появились здесь в 1951 году. Они были тех же размеров, но изменена форма башни, двигатель приспособлен под различные виды топлива, имел облегчённый запуск зимой. Дополнительные топливные баки увеличили дальность хода до 650 км. Установлены приборы с ночным видением для механика-водителя. Применены новые радиостанции, переговорные устройства ТПУ-47, специальные приборы наблюдения командира. Увеличили скорость, с которой вращается башня.
Выпуск танков Т-34 в этих странах продолжался на протяжении пяти лет. Отсюда они поступали в армии многих государств, в том числе Варшавского договора, КНДР и КНР. В той или иной степени участвовали во многих военных конфликтах, имевших место во второй половине XX века. Успешно сражались в Корее, Пакистане и во Вьетнаме. Традиции, заложенные первыми конструкторами и создателями среднего танка Т-34, развиваются в новых поколениях боевых машин.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Т-34 - первый массовый советский средний танк. В 30-е годы в отечественном танкостроении было две крайности. С одной стороны - легкие танки. Они обладали скоростью, мобильностью и маневренностью, но с другой стороны имели слабую защиту от снарядов и невысокую огневую мощь установленного вооружения. Противоположную крайность представляли тяжелые танки с крепкой броней и мощным вооружением, но при этом неповоротливые и малоскоростные. Т-34 сочетал маневренность легкого танка с высоким уровнем бронезащиты и мощным вооружением на уровне тяжелого танка. Также Т-34 считается самым массовым танком Второй мировой войны - с 1940 по 1947 годы семью заводами в СССР, а после войны также в Польше и Чехословакии выпущено более 60 тысяч танков Т-34 различных модификаций.
Танк Т-34 сконструирован в КБ №183 при Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна под руководством главного конструктора Михаила Ильича Кошкина. В производственной программе этого завода и на вооружении Рабоче-крестьянской Красной армии Т-34 пришел на смену популярным легким танкам 30-х годов БТ. Их родословная восходит к американскому танку «Кристи», образец которого в 1931 году был ввезен в СССР без башни, оформленный по документам, как «сельскохозяйственный трактор». На основе этой импортной машины в Советском Союзе было освоено целое семейство быстроходных танков. В 30-е годы машины данной серии модернизировали и совершенствовали, серийные модели носили индексы БТ-2, БТ-5 и БТ-7. Безусловно, БТ-7 и Т-34 - танки различного класса. Разница в боевой массе у них очень большая - 13,8 тонн у БТ против 30 тонн «тридцатьчетверки». Тем не менее, во-первых, для первого производителя Т-34 Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна БТ-7 был предыдущей «старой», а Т-34 последующей «новой» базовой моделью - «тридцатьчетверка» пришла на смену БТ на тех же производственных мощностях. Во-вторых, и серия БТ до войны и Т-34 во время войны, являлись самыми массовыми танками Вооруженных сил СССР. В-третьих, Т-34 унаследовал от БТ общую компоновку. Наконец, в-четвертых, именно на поздних выпусках БТ-7 впервые пеоявился дизельный двигатель В-2, который будут устанавливать на всех Т-34.
Танк БТ
К 1937 году накопился большой опыт эксплуатации танков БТ, а участие советских танкистов в Гражданской войне в Испании позволило опробовать эти танки в условиях реальных боевых действий. В результате, выяснилось три кардинальных недостатка. Во-первых, легкий БТ оказался слишком уязвимым для артиллерии противника, ведь его броня была рассчитана, прежде всего, на противопульную защиту. Во-вторых, из-за колесно-гусеничного движителя проходимость танка оставляла желать лучшего. В-третьих, бензиновый двигатель в бою опаснее, чем дизель - при попадании снаряда бак бензина загорается несравненно легче и сильнее, чем бак дизтоплива.
Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало Харьковскому заводу техническое задание на проектирование среднего танка, изначально носившего обозначение А-20 или БТ-20 13 октября 1937 года. Изначально планировалось, что новый танк с увеличенной с 13 до 19 тонн боевой массой и новым дизелем В-2 сохранит колесно-гусеничный тип ходовой части, как у прежних моделей БТ. Работая над А-20, М.И. Кошкин пришел к выводу, что для увеличения толщины брони, мощности вооружения, повышения проходимости по бездорожью необходимо отказаться от колесно-гусеничной схемы ходовой части в пользу гусеничной. У Кошкина было много влиятельных противников, выступавших за сохранение колесно-гусеничного движителя. Нескольких коллег Кошкина, танковых конструкторов органы НКВД арестовали, как врагов народа. Тем не менее, несмотря на риск, в случае неудачи, стать жертвой обвинения во вредительстве, Михаил Ильич смело, решительно и бескомпромиссно выступил за новый гусеничный движитель.
Чтобы оценить преимущества той или иной схемы на практике, пришлось спроектировать два прототипа танков - колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32 с боевой массой 19 тонн и толщиной брони 20-25 мм. Эти два проекта обсуждались на заседании Комитета Обороны 4 мая 1938 года, в котором участвовали И.В. Сталин, члены Политбюро, военные и конструкторы. Участник боев в Испании инженер-танкист А.А. Ветров в своем докладе, основанном на личном боевом опыте, высказался за гусеничный танк - колесный движитель показал себя ненадежным и сложным в ремонте. Ветрова активно поддержал Кошкин - он сделал упор на то, что гусеничная конструкция менее металлоемкая, более простая и дешевая в производстве, а, значит, масштабы серийного выпуска гусеничных танков при равных затратах будут намного больше, чем объемы производства колесно-гусеничных. В то же время нашлись сторонники колесного варианта - начальник АБТУ комкор Д.Г. Павлов и другие выступавшие активно агитировали за привычный колесно-гусеничный танк. Итог подвел Сталин, предложивший построить и испытать танки обоих типов.
Итак, в 1938 году вышли на испытания опытные образцы двух танков, отличавшихся типом движителя - колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Размеры корпуса, силовой агрегат и башни этих танков были одинаковые. Зато ходовая часть А-32 уже получила пять опорных катков, как у будущего серийного Т-34. Поначалу сравнительные испытания А-20 и А-32 не выявили явных преимуществ какой-либо схемы.
Кошкин все равно искал возможность доказать преимущество гусеничной ходовой части. Он указывал, что даже при постройке двух единичных прототипов на изготовление и сборку колесно-гусеничной ходовой части ушло гораздо больше времени и сил, чем на изготовление гусеничной. Кроме того, во время ходовых испытаний Михаил Ильич доказывал, что, исключив тяжелые колесные редукторы, можно увеличить толщину и массу брони танка, мощность установленного вооружения. Гусеничный движитель позволяет сделать танк лучше защищенным и вооруженным. В то же время, на колесном ходу танк катастрофически теряет проходимость в условиях бездорожья.
В сентябре 1939 года на показе новых образцов танковой техники членам правительства - К.Е. Ворошилову, А.А. Жданову, А.И. Микояну, Н.А. Вознесенскому КБ, возглавляемое Кошкиным, представило второй доработанный образец гусеничного А-32. Легкий изящный танк без труда преодолевал все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу, легко сбил толстую сосну. Восхищению зрителей не было предела, а директор ленинградского Кировского завода Н.В Барыков сказал: «Запомните этот день - день рождения уникального танка».
Осенью 1939-го в Харькове начали строить два прототипа усовершенствованного гусеничного танка А-34, который отличался от А-32 толщиной брони 40-45 мм. Это был максимум возможного для существовавших мотора и ходовой части. Такая броня увеличила массу до 26-30 тонн и уверенно защищала машину от противотанковых орудий калибром 37 и 45 мм. Существенное улучшение защищенности новинки стало возможным только благодаря гусеничному движителю.
Важную роль в рождении Т-34 сыграло создание двигателя нового поколения. Харьковские конструкторы К.Ф. Челпан, И.Я. Трашутин, Я.Е. Викман, И.С. Бер и их товарищи спроектировали новый 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2 мощностью 400-500 л.с. Мотор отличался прогрессивной для своего времени схемой газораспределения. В каждой головке цилиндров находилось по два распределительных вала (как у современных автомобилей). Привод осуществлялся не цепью или ремнем, а валами - по одному на каждую головку. Вал ГРМ передавал крутящий момент на один из распредвалов, а тот, в свою очередь, вращал второй распредвал своей головки при помощи пары шестерен. Интересной особенностью В-2 стала система смазки с «сухим» картером, требовавшая дополнительного резервуара для масла. Следует добавить, что В-2 являлся оригинальной разработкой, а не копией какой-либо иностранной модели. Разве что набор технических решений конструкторы могли позаимствовать у тогдашних поршневых авиационных моторов.
Компоновка Т-34 получилась следующая. Впереди - боевое отделение для экипажа. Механик-водитель сидел слева, как шофер в отечественном автомобиле. Рядом с ним находилось место стрелка-радиста, перед которым в наклонном лобовом листе башни стоял курсовый пулемет. Сзади в башне находились места командира экипажа и заряжающего орудие главного калибра. Так как связь работала не всегда хорошо, командир часто отдавал распоряжения механику-водителю своеобразным способом. Он просто толкал его сапогами в левое или правое плечо, в спину. Все прекрасно понимали, что это означает, что надо сворачивать вправо или влево, ускоряться, тормозить, разворачиваться.
Моторно-трансмиссионное отделение располагалось позади боевого отсека. Двигатель был установлен продольно, за ним - главный фрикцион, играющий в гусеничной машине ту же роль, что сцепление в автомобиле. Далее находилась четырехступенчатая механическая коробка передач. От нее через редукторы бортовых передач крутящий момент подавался к бортовым фрикционам и ведущим задним звездочкам гусениц. Уже во время войны к 1943 году в производство начали постепенно внедрять 5-ступенчатую коробку передач вместо 4-ступенчатой.
Ходовую часть составляли по пять больших сдвоенных опорных катков с каждой стороны, ведущие колеса сзади и направляющие колеса (ленивцы) спереди. Четыре катка с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской. Пружины устанавливали наклонно в шахтах по бортам бронекорпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались стальными кожухами. В разные годы и на разных заводах выпускалось не менее 7 типов опорных катков. Сначала у них были резиновые бандажи, потом из-за военного дефицита резины пришлось выпускать катки без бандажей с внутренней амортизацией. Оснащенный ими танк сильнее грохотал. Когда резина начала поступать по Ленд-Лизу, бандажи появились снова. Гусеница состояла из 37 плоских и 37 гребневых траков. В комплектацию машины входили по два запасных трака и два домкрата.
На 17 марта 1940 года был назначен показ в Кремле высшим руководителям страны новых образцов танковой техники. Изготовление двух прототипов Т-34 только-только завершилось, танки уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы. Но спидометры машин только-только отсчитывали первые сотни километров пробега. По действовавшим тогда нормативам пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров. Чтобы успеть произвести обкатку и намотать необходимый пробег, Михаил Ильич Кошкин принял решение перегнать опытные машины из Харькова в Москву своим ходом. Это было рискованное решение: сами танки являлись секретным изделием, которое никак нельзя было показывать населению. Один факт выезда на дороги общего пользования, органы НКВД могли расценить, как разглашение государственной тайны. На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам-водителям и ремонтникам техника могла встать из-за любых поломок, попасть в аварию. К тому же начало марта - это еще зима. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка.
Кошкин лично взял на себя огромную ответственность за этот пробег. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна - два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вел новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки. Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта, У одной машины вышел из строя главный фрикцион. Его замену осуществляли на танкоремонтном заводе в Черкизове.
В назначенный день 17 числа обе машины перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега М.И. Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Н. Носиком и В. Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля - один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте. И.В. Сталину понравилась изящная быстрая машина. Его слова разные источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках», по словам других, фраза звучала иначе: «Это первая ласточка танковых войск».
После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. М.И. Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, вскоре он стал инвалидом - врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин умер. Осваивать Т-34 пришлось при новом главном конструкторе А.А. Морозове.
Внедрение нового танка шло с многочисленными трудностями, ГАБТУ и Наркомат среднего машиностроения два раза пытались свернуть освоение выпуска. Только с началом Великой Отечественной войны было принято окончательное решение поставить Т-34 на массовый поток.
У Т-34 первых выпусков отличалось вооружение. Орудием главного калибра, которое установлено на башне и является важной видовой деталью любого танка, сначала служила 76,2 мм-пушка Л-11 со стволом, имевшим длину калибра 30,5. Вскоре ее сменило более совершенное орудие Ф-32 длиной 31,5. Позднее, в 1941 году, специально для Т-34 конструкторское бюро В.Н. Грабина спроектировало пушку Ф-34 того же калибра 76,2 мм, со стволом длиной 41 калибр, значительно превосходившую предшественников. Штатным пулеметом служил ДТ калибром 7,62. Телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой назывался ТОД-6. Именно за калибр основного орудия танки, выпущенные до декабря 1943 года, зовутся Т-34-76.
Помимо Харьковского паровозостроительного, выпуск Т-34 еще до войны запланировали наладить на Сталинградском тракторном заводе. Всего до 22 июня 1941 года на вооружение Красной армии поступило 1225 Т-34, из них 967 оказалось в западных округах. С началом войны, согласно постановлению от 1 июля 1941 года, производство развернули также на судостроительном заводе №112 «Красное Сормово» в Горьком. Выбор пал на это предприятие, так как оно располагало подходящими для производства Т-34 базами обработки, крановым хозяйством и пролетами цехов. Именно в Сормове выпуск танков продолжался непрерывно всю войну. Т-34 различных заводов заметно отличались друг от друга - сказывалось, что в Харькове, Сталинграде и Горьком был различный станочный парк.
Выпуск Т-34 в Харькове продолжался до 19 октября 1941-го. С приближением фронта под непрерывными бомбежками оборудование завода пришлось грузить на железнодорожные платформы и эвакуировать в Нижний Тагил на Уральский вагоностроительный завод, при этом завод сохранил харьковский номер 183. На новом месте поначалу не хватало даже площадей цехов. Порой случалось так, что кран сгружал станок с платформы на стальной лист, трактор оттаскивал лист со станком от железнодорожного полотна под ближайшие сосны, от стоящего рядом энергопоезда подавалось питание, и рабочие прямо под открытым небом в мороз и снегопад начинали изготавливать детали танка. Правда, большой запас комплектующих удалось привезти из Харькова.
Но когда производство на «Уралвагонзаводе» удалось привести в порядок, именно там, в Нижнем Тагиле в 1942 году был проведен громадный объем работ по оптимизации технологии производства танка, позволивший сделать его выпуск по-настоящему массовым. Прежде всего, речь идет о принципиально новой технологии сварки бронекорпусов - автоматической, под слоем флюса. Ее проектировал эвакуированный в Нижний Тагил Институт электросварки. Работы возглавлял академик Е.О. Патон.
Академик Е.О. Патон
С внедрением автоматической сварки резко возросла производительность - корпуса Т-34 пошли с конвейера непрерывным потоком. Оказалось, что защита танка тоже радикально улучшилась. Для испытаний сварили корпус из двух половин. Одну боковину сварили по-старинке вручную. Вторую и нос - под слоем флюса. Корпус повергли жесткому обстрелу фугасными и бронебойными снарядами. Первые же попадания - и сваренный вручную борт дал трещину по шву. Корпус развернули, и шов под флюсом выдержал семь прямых попаданий подряд - он оказался крепче брони.
В 1942 году за создание танка Т-34 три его ведущих конструктора - Михаил Кошкин (посмертно), Александр Морозов и Николай Кучеренко были удостоены Сталинской премии.
М.И. Кошкин А.А. Морозов Н.А. Кучеренко
На Т-34 применяли как минимум, семь типов башен - литых, сварных, штампованных. Самый ранний вариант - маленькая башня, в обиходе называемая «пирожком». В 1942 году под руководством М.А. Набутовского разработана новая башня шестигранной формы, так называемая «гайка». Она была технологичнее в производстве. Обе башни считались тесными для двоих сидевших в них членов экипажа.
В 1942 году, опять же из-за наступления войск противника, вышел из строя Сталинградский тракторный завод. В то же время, выпуск Т-34 освоили также на Челябинском тракторном заводе и в Омске на заводе №174. Выпуск танков на нескольких заводах еще более разнообразил количество вариантов. В боевых условиях это создавало дополнительные трудности. Подбитые танки по возможности эвакуировали с поля боя, иногда разбирали на запчасти прямо на месте. Из уцелевших деталей, узлов, агрегатов нескольких машин пытались собрать одну. Но порой к ужасу танкистов и ремонтников одинаковые запчасти разных машин не подходили друг к другу! Все закончилось тем, что Сталин вызвал Главного конструктора завода №183 А.А. Морозова, и категорически потребовал привести части разных заводов к единому стандарту. Поэтому в 1943 году была выпущена единая для всех заводов техническая документация.
В 1941 году разработана, а в 1942-м освоена специальная модификация - огнеметный танк ОТ-34. В декабре 1943 года Т-34 был модернизирован, получил новую башню, новое орудие главного калибра и, соответственно, был переименован в Т-34-85. Эта модификация стала основной в конце войны и в первые послевоенные годы. Большинство сохранившихся сегодня танков этого семейства - это либо Т-34-85, либо бывшие Т-34-76 с установленными при ремонте подбашенным листом, башней и орудием от «восемьдесят пятого».
После войны дизель В-2 не только стал основой двигателей послевоенных танков. Он нашел применение и в автомобилестроении. На восстановлении народного хозяйства и великих стройках пятилетки трудились 25-тонные самосвалы МАЗ-525. Для перевозки новых видов вооружения, прежде всего ракетного, а также самых тяжелых народнохозяйственных грузов, были разработаны тягачи МАЗ-535/537, затем МАЗ-543. Всех их оснащали модернизированными дизелями танка Т-34.
Танк Т-34 считается самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим средним танком Второй мировой войны и оказал громадное влияние на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.