Связь современной географии с другими науками. Внеклассное мероприятие по географии

1.2. Связь методики обучения географии с другими науками.

Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией.

1.3. Цели обучения географии.

Строгое определение целей обучения имеет принципиально важное значение для решения всего комплекса проблем методики и психологии всякого учебного предмета, в том числе географии. От целей обучения зависят задачи, содержание, методы и приемы, организационные формы, средства, а также общая направленность процесса обучения географии.

По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

Способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

Вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

Сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

Способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;

3.РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

Способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.

Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

В зарубежной литературе по проблемам методики обучения географии в качестве основной цели географического образования рассматривается формирование пространственных представлений, умений и навыков или совокупности географических реакций.

По нашему мнению, в качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.


Глава 2. Изучение страноведческого курса в школьной географии.


... (на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой «малой родины». Поэтому в данном исследовании, во главу угла экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования положен краеведческий принцип, то есть всестороннее комплексное изучение «малой родины» 47, 49. В целом региональная направленность образования...




Школьников практически отсутствует материал о значении научного предсказания возможных изменений в природе. Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России». 2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при...

России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг. 3. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии 3.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова» Неделя географии в...

6 сентября 2017

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.


Рекреационная география и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

Видео по теме

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
развития туризма.

2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.

Наряду с преемственностью основных принципов периода «новой географии» с классическими описаниями стран и народов, созданием многотомных произведений в основных странах мира происходили глубокие изменения в отношении внутренней структуры географической науки, применяемых методов исследований, решаемых задач и содержания географических работ. Все в большей степени происходило обособление физической и социально-экономической географии. Процесс дифференциации захватил и обе главные ветви географической науки. Получили развитие политическая география, география культуры, электоральная география. Процессы дифференциации географического древа сопровождались поисками синтеза, создания теоретической основы, которая бы соединила быстро отдаляющиеся направления географической науки. В 1922 г. был образован Международный географический союз , проводивший регулярные научные конгрессы в различных странах по темам, определявшим в тот или иной период наиболее значительный интерес в ученом мире (по актуальным темам) , включая поиски в теоретической географии, в методах исследований.

В 20-е и 30-е гг . постепенно уменьшалась доля работ классического типа, в которых природа, население и хозяйство рассматривались как части единого знания о человеке и среде его обитания. Происходило все более ясное размежевание географии на ветви природную и социально-экономическую. Одновременно усиливался интерес к социальным и политическим проблемам, к географии человека. В физической географии доминировали покомпонентные исследования с главным вниманием проблемам геоморфологии, в меньшей степени - климата и внутренних вод и еще меньше биогенным компонентам.

В 40-е и 50-е гг . возобладали вопросы практической направленности, проблемы детального изучения территорий с задачей научного обеспечения усилий по эксплуатации природно-ресурсного потенциала.

В 60-е и 70-е гг. стали обнаруживаться явные признаки исчерпания минерально-сырьевых ресурсов и все более угрожающего накопления отходов человеческой деятельности . Была создана общественная организация «Римский клуб», объединившая виднейших ученых и политиков мира, озабоченных изменениями условий людской жизнедеятельности. Усилился интерес к теоретическим проблемам географии, к поиску концепций, объединяющих природное и социально-экономическое направления географии. В качестве объединяющей идеи была провозглашена математизация географических исследований, формализация данных о природных и социально-экономических явлениях. Период поисков применения математических методов в географии получил название «количественной революции».

80-е и 90-е гг. характерны креном в проблемы регионализма и глобализма на основе экологической концепции. Быстрая дифференциация, появление узкоспециализированных, часто маргинальных, направлений делает проблематичным не только формирование единых теоретических концепций, но и общение на «понятном языке» самих географов

22. Система географических наук, ее связи с другими науками, проблемы развития.

География как наука едина, ее отдельные ветви не изолированы одна от другой и многократно перекрываются. Поэтому всякая классификация наук условна. Очевидно, можно по-разному строить системы наук исходя из различных критериев. Общий принцип - естественная связь и определенная соподчиненность, или иерархичность, самих объектов исследования (этот вопрос уже затрагивался выше при обсуждении объектов географического исследования).

В процессе исторического развития географии прогрессировала ее дифференциация, которой не смогло противостоять стремление к интеграции. В результате география распалась на множество отраслей, и ее расползание в разные стороны, которое В.В.Докучаев констатировал сто лет назад, не прекращается. Всю совокупность существующих отраслей географии объединяют разными терминами: группа, семья, семейство, комплекс, система наук. В. Б. Сочава удачно называл географию ассоциацией наук, но постепенно стало привычнее определять географию как систему наук.

Для современной науки характерны перекрытия между различными дисциплинами. Самые актуальные научные проблемы нашего времени имеют междисциплинарный характер, для их решения необходимы совместные усилия многих специалистов, а исследования по общей проблематике стирают грани между науками.

География состоит из двух больших блоков. Каждый из этих блоков отвечает понятию системы наук в силу тесной взаимосвязанности изучаемых объектов, наличия общих теоретических основ и непосредственных рабочих контактов между специалистами. Что касается взаимных связей между естественно-географическим и общественно-географическим блоками, то в теории в различных определениях географии такие связи декларируются. Однако на практике оказывается, что физико-географы часто легче находят общий язык и вступают в контакты с представителями смежных естественных наук (геологами, геохимиками, биологами и др.), чем со своими коллегами по социально-экономической географии. У последних же, как правило, оказывается больше общего с другими специалистами в области общественных наук, чем с физико-географами.

Термин «система наук» применительно к географии впервые употребил С. В. Калесник в 1959 г. и тогда же предложил классификацию географических наук, которая была им уточнена в 1972 г. В этой классификации выделены четыре группы наук : 1) естественно-географические, 2) общественно-географические, 3) картография, 4) объединенные дисциплины. Каждая группа (кроме картографии) охватывает ряд отраслевых дисциплин (всего их оказалось 18). К. последней группе отнесены страноведение, краеведение, военная география, медицинская география. В настоящее время перечень отраслевых дисциплин должен быть существенно расширен, некоторых уточнений требует группа объединенных дисциплин. Однако классификация С. В. Калесника в основе не потеряла своего значения. Известны некоторые более поздние варианты классификации географических наук, но они не содержат каких-либо новых подходов.

Э.Б.Алаев в 1983 г. попытался ввести более строгую субординацию в классификацию путем разбивки всех частных, или отраслевых, подразделений географии на пять иерархичных ступеней :

а) система наук - география в целом;

б) семейство наук - природоведческая и обществоведческая география;

в) комплекс наук (дисциплин) - физическая география, биогеография, социально-экономическая география;

г) отрасль - отдельные крупные элементы комплекса наук (зоогеография, география населения);

д) раздел - для наук, изучающих часть общего объекта (география сельского населения - раздел географии населения, океанология раздел гидрологии), или направление - объект не меняется, меняется метод, подход (агроклиматология - направление в климатологии).

Историческая физическая география определялась С. В. Калесником как палеогеография исторического периода. Данная отрасль пока еще находится в начальной стадии формирования, но ее развитие имеет широкие перспективы и большое интеграционное значение для системы географических наук. Основным предметом этой отрасли можно считать исследование изменения геосистем за историческое время в процессе взаимодействия человека с географической средой.

Наконец, в составе комплексной физической географии особо выделяется региональная физическая география . В традиционном представлении, это описательная или учебная дисциплина, обобщающая данные отраслевых физико-географических наук об отдельных природных компонентах по тем или иным территориальным подразделениям (странам, природным или экономическим районам и т.д.). Но в строго научном значении, региональная физическая география дает комплексную характеристику геосистем и различных территорий, независимо от их размеров и границ, опираясь на принципы физико- географического (ландшафтного) районирования.

Таким образом, формирование системы географических наук - непрерывный процесс. В настоящее время он находится в стадии активного поиска новых направлений и в то же время путей противодействия дальнейшему «расползанию» географии.

СИ геогр. наук имеет различное толкование в зарубежных и российских(советских) геогр-их школах. Следует отметить, что часть дисциплин, традиционно относимых к гео, многими рассм-ся как отд. науки или как науки, входящие в другие комплексы наук. Так геоморфологию относят к геологии, почвоведение выделяют как отд. науку и т. п. Связано это с проблемой «растаскивания» географии по частным дисциплинам и, как правило, происходит вследствие отсутствия геогр. культуры и знания истории предмета у специалистов других областей науки, занимающихся частными иссл-ми в геогр. сфере. Удачной является приводимая А. Г. Исаченко система геогр. наук:

1. подсистема физико-геогр. наук (физгео (объект исслед-я ГО, изучение отд. компонентов ГО, набл. процессы интеграции); общее землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, региональная физическая география. Отраслевые дисциплины: геоморфология, климатология, гидрология, океанология, гидрогеология, гляциология, криолитология, почвоведение, биогеография

2.подсистема общественно-геогр. наук (соц-эконом. гео (объект исслед-я - территориальная организация общества и образующие ее соц-эк. подСИ: гео населения и соц/гео, экон/гео, гео. культуры, полит. гео).

З. картография

4. смешанная группа наук (междисципл. науки): военная гео. медицинская гео. рекреационная гео. мелиоративная гео., гео. прир. ресурсов, топонимика

5.общегеографические (интеграционные науки): страноведение, истор. география, география океана, геоэкология, теоретич. География

География для меня всегда казалась одной из первых наук на уровне с математикой и той же физикой. Её значимость ни чем не ниже и в жизни вполне может пригодиться. Но как география выделяется среди других наук и какие имеет с ними связи?

География среди наук

Известно, что любая наука связана с остальными. География - не исключение. Если углубиться в её изучение, то можно понять, что она связана с:

  • физикой;
  • медициной;
  • математикой;
  • биологией;
  • историей;
  • экологией;
  • картографией;
  • социологией и другими.

Интересно, что соотношение географии и некоторых других наук могут вызвать формирование совершенно новой дисциплины. Например, геохимии, геофизики и даже медицинской географии.


География с физикой и биологией

Можно сказать, что физика и есть искомая наука про природу. Без знаний в области физики тяжело объяснить принцип зарождения ветра, пояснить сущность давления в атмосфере или даже как происходит формирование рельефных форм ледника.

Перейду к биологии. Связь этих двух наук самая очевидная. Ведь они занимаются изучением природы. Разницей является то, что биология включает в себя изучение всего живого мира, а география занимается её абиотическими компонентами. Совокупность географии и биологии называется биогеографией. По сути, это все науки про природу, но с разными направлениями.

Географическая связь с науками

Начну с математики, она имеет очень близкие отношения с географией. Ведь никто не сможет научиться пользованию картой без простейших знаний в математике. Проявление связи этих наук заключается в расчете масштаба, определении какого-либо расстояния на карте или же рассмотрении демографических показателей и т. д.

Теперь хочу обратиться к истории. Она связана с географией экономической, а также социальной. Для изучения экономики и населения какой-то страны нельзя обойтись без истории.

Раз зашла речь об экономике, то разберу её связь с нашей наукой. Даже существует выделенная дисциплина под названием экономическая география. Она разбирает различные проблемы с размещением сил производства и также вопросы урбанизации.