Буддизм кратко и понятно самое важное. Основные положения или Четыре благородных истины

Золоченые пагоды, гигантские статуи, умиротворяющая музыка – знаменитые буддистские символы. Раньше они ассоциировались исключительно с культурой Востока. Но в последние десятилетия европейцы активно заинтересовались азиатским учением. Почему это происходит? Давайте разберемся, в чем заключается суть буддизма.

Суть буддизма.

Краткая суть буддизма: история и современность

Почти 300 млн жителей Земли называют себя буддистами. Учение принес людям индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший 2,5 тыс. лет назад. Легенда рассказывает, что будущий вероучитель провел детство и юность в роскоши, не зная тревог и волнений. В 29 лет он впервые увидел бедность, болезнь и смерть других людей.

Принц понял, что богатство не избавляет от страданий, и отправился на поиски ключа к истинному счастью. Шесть лет он странствовал по свету, знакомился с философскими теориями разных народов. Духовные поиски привели Гаутаму к «буддхи» (просветлению). Дальше Будда преподавал принципы нового учения до своей смерти.

  • жить порядочно и честно;
  • изучать мысли и действия других людей и свои собственные;
  • относиться к окружающим с мудрым пониманием.

Буддисты верят, что, следуя этим идеям, можно избавиться от страданий и прийти к блаженству.

Буддизм: суть религии, духовные основы

Учение Гаутамы распространилось по всему миру. В нем есть решения для проблем современного общества, нацеленного на погоню за материальными благами. Буддизм учит, что богатство не гарантирует счастья. Буддистская философия интересна тем, кто хочет постичь глубину человеческого мышления, узнать природные методы оздоровления.

Буддисты терпимо относятся ко всем другим религиям. Эта система убеждений основана на мудрости и понимании. Поэтому в мировой истории ни разу не было войн во имя буддизма.

Для любого цивилизованного человека приемлемы 4 буддистские благородные истины.

  1. Суть жизни – страдание, т. е. болезни, старение, смерть. Мучительны и душевные страдания – разочарование, одиночество, тоску, гнев, страх. Но учение буддизма не призывает к пессимизму, а объясняет, как освободиться от страданий и прийти к счастью.
  2. Страдания вызваны желаниями. Люди мучаются, если их ожидания не сбываются. Вместо того чтобы жить ради удовлетворения своих страстей, нужно просто изменить желания.
  3. Страдания прекратятся, если отказаться от бессмысленных страстей и жить сегодняшним днем. Не стоит застревать в прошлом или воображаемом будущем, лучше направить свою энергию на помощь людям. Избавление от желаний дает свободу и счастье. В буддизме это состояние называется нирвана.
  4. К нирване ведет благородный восьмеричный путь. Оно состоит из правильных воззрений, устремлений, слов, поступков, средств к жизни, усилий, осознанности и сосредоточения.

Следование этим истинам требует мужества, терпения, психологической гибкости и развитого ума.

Буддийское учение привлекательно тем, что его можно постичь и проверить на собственном опыте. Эта религия утверждает, что решение всех проблем находится не снаружи, а внутри самого человека. Она дает своим последователям стойкость перед любыми невзгодами, душевную гармонию и счастливую размеренную жизнь.

Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения

В Индии более 2500 лет назад возникло учение о духовном пробуждении, известное как буддизм.

Это самая мирная и гостеприимная из мировых религий, однако, самая малая по численности.

Именно благодаря своей открытости, популярность буддизма растёт во всём мире и сейчас число его приверженцев достигает уже свыше одного миллиарда человек.

Однако далеко немногие способны понять суть буддистских практик. Основные идеи буддизма трактуются неверно по различным причинам.

Мы рассмотрим самые распространённые заблуждения и постараемся их опровергнуть.

Буддизм - типичная религия

Говорить о буддизме как о типичной религии, по меньшей мере, некорректно, поскольку в нем отсутствуют основополагающие религиозные понятия, такие как вера в Бога, священное писание, грех.

В буддизме нет призыва к отречению от иных верований, как в других мировых религиях, таких как, например, христианство. Также отличается буддизм и отсутствием служителей культа, хотя возникшая ритуальность в нем имеет скорее сходство с религией, пожалуй, только внешнее.

С осторожностью можно назвать буддизм религией опыта, в которой полученное понимание - это результат проб и ошибок, т.е. анализа знаний, полученных на практике, в отличие от других религий, где краеугольным камнем является вера.

Можно считать буддизм философской концепцией, поскольку это законченное и логичное мировоззрение. Но здесь снова приходим к тому, что только практика может привести к пониманию сути явлений целиком, используя при этом не только силу интеллекта, но и подсознание, эмоции, чувства, речь.

Это в свою очередь приводит к положительной трансформации человека, в отличие философии, объясняющей суть явлений на формальном уровне понятий и слов.

Поступательно осознавая природу явлений, естественным образом приходим к конечному результату практики - состоянию совершенства вне концепций.

Все буддисты - пацифисты

В основные идеи буддизма вхожа идея пацифизма - исчезновения всякого насилия как явления, противодействия войнам исключительно посредством осуждения их аморальности. Идея же и практика ненасилия — совсем не то же самое.

Буддисты, конечно же, практикуют ненасилие, но в случае непосредственной угрозы применяют активные действия для предотвращения насилия, направленного против них. Есть много примеров, когда монахи практикуют боевые искусства и, когда невозможно избежать боя, без сомнений и колебаний демонстрируют свои умения.

Все буддисты медитируют

Наверняка многие считают, что медитировать, значит, сидеть в позе лотоса и методично «мычать», сосредоточившись и концентрируясь на своих внутренних ощущениях.

На самом деле, это целый комплекс методов, позволяющих достичь физического и морального самосовершенствования.

Это обобщенное название совокупности основных духовных практик, направленных на развитие самонаблюдения, внимательности, достижения просветления и нирваны.

Конечно же, далеко не все буддисты медитируют, а точнее, как показывают исследования, только небольшой процент монахов, представляющих данную конфессию.

Далай-лама буддистский Папа

Проводить параллели между далай-ламой и Папой Римским не совсем корректно. Далай-Лама по учению о реинкарнации является воплощением одного и того же бодхисаттвы Авалокитешвары, отказавшегося от полного просветления для спасения, защиты и покровительства всех живых существ на земле.

Поиск нового перевоплощения далай-ламы всегда представляет собой целый ритуал. Происходящие сверхъестественные явления, связанные с его рождением, указания оракулом признаков, по которым разыскивается избранный кандидат, все это является частью ритуала. Тем не менее, считаясь духовным учителем и наставником, далай-лама не является руководителем тибетской школы Гелуг.

Формально эту выборную должность занимает Ганден Трипа. Папа Римский для католиков является полным сувереном Святого Престола, владея тремя нераздельными функциями власти.

Будда - веселый толстяк

Один из самых популярных персонажей, воплощенных в скульптуру сидящего в позе лотоса и смеющегося толстяка, отнюдь не является Буддой.

Это, на самом деле, один из семи божеств счастья - Хотей, Будай. Также он считается одним из воплощений бодхисаттвы Майтрея, будущего учителя человечества. Согласно многочисленным легендам, туда, куда приходил Хотей, он приносил достаток, здоровье, удачу, а также помогал исполнению желаний.

Буддисты язычники

Если исходить из того, что все дохристианские и нехристианские религии являются языческими, то и буддизм можно назвать таковым.

Основные идеи буддизма также имеют родственные связи с язычеством, что обусловлено традицией отсутствия правила исключенного третьего, что определяет особое положение буддизма среди мировых религий, оставаясь терпимым к другим верованиям.

Однако, с другой стороны, буддизм принципиален в отношении необходимости уничтожения причин бытия на Земле, а семейно-родовые отношения, любовь к Земле являются в этом случае несомненным препятствием на пути к личному спасению - на этом буддизм разрывает связи с язычеством. Далай-лама даже как-то заявил: «Религия — это то, без чего мы, вероятно, можем обойтись».

Страдание - главная цель духовной практики буддиста

Естественно, приверженцы буддизма не стремятся себя истязать физически до смерти. Основные идеи буддизма - это четыре истины: “Есть страдание, есть причина страдания, есть конец страдания, есть путь практики, кладущий конец страданию” .

Рассматривая их все вместе, целиком, совсем не напрашивается такой уж пессимистический вывод, что жизнь-страдание. Да, в буддизме страдание - это характеристика бытия, оно сопровождает все, даже приятные моменты жизни. По сути, страдание - это привязанность к физической форме, чувствам, восприятию, мыслям, и сознанию. И буддизм рассматривает проблему всего человечества в целом и предлагает пути к ее решению.

Будда, испытав безусловное счастье, указывает людям на причину страданий и пути их преодоления. То есть, полностью положить конец страданиям можно самостоятельно с помощью исследования и понимания их причин.

Все буддисты - аскеты и вегетарианцы

Чрезмерный аскетизм, предполагающий отказ от всяких желаний ради достижения личного духовного идеала, был осужден самим Буддой, как абсолютно бесполезный. В результате аскет приобретал сверхъестественные способности, но служили они эгоистическим интересам.

Идеалом же является бодхисаттва, который заботится о благе других людей. Поощрялся самоконтроль за физическим состояниями тела в качестве средства достижения полного контроля над сознанием. Соответственно, совершенно необязательно придерживаться вегетарианства и строго ограничивать себя в еде.

Поедание мяса не приравнивается буддизмом к участию в убийстве. Таким образом, поощряется, когда человек стремится сбросить со своего ума своего рода сон с мясом и его поеданием это коррелирует, но довольно слабо.

Вера буддистов в реинкарнацию

Вера в переселение душ феноменальна. Однако не все буддисты верят в постоянный цикл перерождения. Скорее, речь идет о повторном воплощении, т.е. помещение сущности живого существа в другое тело.

Буддийская философия отрицает существование души, соответственно, и реинкарнации. Есть понятие сантана— протяжённость сознания, не имеющая никакой опоры, однако связанная с постоянными изменениями.

Пребывание сознания в мире живых, как и после смерти, определяется психическим состоянием и определяется кармой.

Особое значение в тибетском буддизме приобретают далай-ламы, которые сохраняют линию перерождения.

Сиддхартха Гаутама - божественное существо

Одно из заблуждений о буддизме - это то, что Будда есть божественное существо. Это неверно. Являясь духовным учителем для своих последователей, Будда Шакьямуни был человеком и никогда не претендовал на божественность. При рождении он получил имя Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (буквально «пробудившимся»), когда истина открылась ему после длительных поисков.

Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение - донести истину до людей. Наличие же или отсутствие Бога Будда не считал существенным.

Заблуждения о Дхарме

Понятие Дхармы не имеет однозначного аналога, это основополагающий свод законов и правил, соблюдение которого необходимо для развития космоса и общества, неделимая единица бытия. Это центральная категория в буддизме, наверняка самая сложная и бесспорно многозначная. Природа Дхармы непостижима, но живущие по ее устоям могут достичь нирваны.

Зачастую некоторым людям кажется, что можно выбрать какие-то ситуации и моральные принципы, которые нравятся, а остальные, которые сложно понять, принять, можно исключить или отбросить. Существуют различные обеты, которые запрещают принимать отдельные части учения и пренебрегать другими. Другая ошибка - вера в возможность усовершенствовать практики, получив в результате перерождения снова человеческую жизнь.

Карма - некоторый аналог судьбы

Идею кармы в буддизме переоценить невозможно. Если о карме говорить совершенно упрощенно, то это будет примерно так: позитивные деяния ведут к счастью, а негативные - к страданию.

Таким образом, избегая всего негативного и совершая только позитивные действия, человек закладывает основу для достижения состояния абсолютного счастья.

Человек имеет возможность совершенствоваться тем самым совершенствовать свою карму, так как в учении буддизма проведена прямая причинно-следственная связь между настоящей жизнью человека, его прошлым и будущем воплощением.

Однако зачастую человек заблуждается, считая, что карма - это нечто такое же как и судьба, что все уже предопределено, иначе, собственно, и не было бы никакой возможности изменить что-либо.

На самом деле, чем глубже понимание взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, тем более вероятно эффективное вмешательство и изменение привычек, переживаний, что может изменить карму.

Самое сложное - увидеть связь между причиной (факторы, эмоции, внешние действия) и соответствующим следствием из-за возможного большого временного промежутка между ними.

Все наши действия оставляют отпечаток в подсознании, и это знание может быть промежуточным шагом для понимания, какие действия нужно практиковать, какие избегать в продолжение кармического пути.

Заблуждений о буддизме значительно больше, чем было перечислено. Основные идеи буддизма ошибочно описываются в связи с трудностью понимания, особенностями различных школ и так далее.

Многие слышали об одной из мировых религий - буддизме. О ее основах учат даже в школах, но чтобы познать истинный смысл и философию этого учения, необходимо капнуть глубже.

Главный предводитель и духовный наставник всех буддистов в мире — Далай Лама говорит, что к счастью есть целых три пути : познание, смирение или созидание. Каждый волен выбирать то, что ближе всего ему. Сам великий Лама выбрал симбиоз двух путей: познания и созидания. Он величайший дипломат на этой планете, который борется за права людей и предлагает переговорами идти к пониманию на всей Земле.

Философия буддизма

Будда — в оригинальном переводе означает «просветленный». Эта религия основана на реальной истории одного простого человека, который смог достичь просветления. Изначально буддизм был учением и философией, а только потом стал религией. Появился буддизм около 2500-3000 лет назад.

Сиддхартха Гаутама — так звали одного счастливого человека, который жил безбедно и праздно, но вскоре ощутил, что ему чего-то не хватает. Он знал, что у таких людей, как он, не должно быть проблем, но они его все равно настигли. Он стал искать причины разочарований и пришел в выводу, что вся жизнь человека представляет собой борьбу и страдания — страдания глубинные, душевные и высшие.

После того, как он провел много времени с мудрецами и прожил долго в одиночестве, он стал рассказывать людям, что познал истину. Он делился с людьми своими познаниями, а они их принимали. Так идея переросла в учение, а учение в массовую религию. Сейчас в мире почти полмиллиарда буддистов. Эта религия считается самой гуманной.

Идеи буддизма

Далай Лама говорит, что буддизм помогает человеку жить в гармонии с самим собой . Это кротчайший путь к пониманию своего существования несмотря на то, что достичь этого знания получается не всем в этом мире. Успех ждет только тех, кто сможет выяснить причину своих неудач, а также тех, кто попытается понять высший замысел Вселенной. Попытки выяснить, кто мы и откуда, дарят людям силы к движению вперед. Философия буддизма не пересекается с философиями других религий, потому что она многогранна и абсолютно прозрачна.

Главные идеи буддизма гласят:

  • мир представляет собой океан скорби и страданий, которые всегда будут вокруг нас;
  • причина всех страданий — эгоистичные желания каждого отдельно взятого человека;
  • чтобы достичь просветления и избавиться от страданий, необходимо избавиться в первую очередь от желаний и эгоизма внутри нас. Многие скептики говорят, что такое состояние приравнивается к смерти. В буддизме оно называется нирваной и представляет собой блаженство, свободу мысли, освобождение;
  • нужно следить за своими мыслями, которые являются первопричиной любых бед, за своими словами, которые приводят к действиям, за поступками.

Каждый может выполнять простые правила, ведущие к счастью. Это довольно трудно в современном мире, потому что слишком много соблазнов, которые ослабляют нашу волю. Это под силу каждому из нас, но не все стараются на сто процентов. Многие буддисты уходят в монастыри, чтобы избавить себя от мыслей о соблазнах. Это трудный, но верный путь к познанию смысла бытия и достижению нирваны.

Буддисты живут по законам Вселенной , которые рассказывают об энергетике мыслей и поступков. Это очень просто для понимания, но, опять-таки, трудно для воплощения, ибо контроль мыслей в информационном мире почти невозможен. Остается только пользоваться помощью медитаций и укреплять силу воли. Такова суть буддизма — она состоит в поиске пути и познании истин . Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.10.2016 05:33

Богатыми хотят быть все, ибо деньги даруют нам свободу. Вы можете делать то, что захотите, ...

Как известно, в современном обществе существуют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Из этих трех конфессий самая малочисленная – буддизм, но история его появления и развития его традиций, принципов не менее интересна, чем информация о христианстве и исламе.
Буддизм считается одним из самых древних религиозно-философских учений. Однако, сам термин «буддизм» был создан в Европе уже в 19 веке. Возник буддизм в Индии, а основателем этого учения называют Сиддхартха Гаутама, в дальнейшем получившего имя Будда Шакьямуни. Последователи этого учения именовали его «Дхарма» или «Буддхадхарма».
Наблюдая несколько лет за своим разумом, Будда Шакьямуни высказал свою мысль о том, что причина всех страданий людей – они сами. Будда считал, что люди очень привязаны к материальным ценностям, что имеют привычку создавать иллюзии. Он полагал, что путь избавления от этих страданий состоит из медитации и практики самоограничения (то есть следование определенным заповедям). В буддизме главное – стремление к очищению разума от страха, эгоизма, ревности, лени, жадности, злости и других состояний, которые мы привыкли называть пороками. Развивает буддизм такие качества, ведущие к благополучию, как трудолюбие, доброта, сострадание и прочие.
Основателем и главным объектом поклонения в буддизме считается принц Гаутама Сиддхартха. Согласно преданию, в 35 лет он достиг просветления и смог изменить не только свою жизнь, но и жизни тех, кто следовал за ним. Последователи Гаутамы и дали ему имя Будда.
За время своего распространения буддизм впитал в себя большое количество различных верований и обрядов. Одни приверженцы буддизма считают главным самопознание, происходящее через медитацию, другие придерживаются идеи о том, что происходит это через благие поступки, третьи – почитание Будды.
В ранних учениях особое место занимала буддийская медитация. Она представляет собой методы физического и духовного самосовершенствования.
Все последователи буддизма опираются на доктрины. В первой доктрине заложены Четыре Благородные Истины, содержащие информацию о страдании (дуккха): о самом страдании; о причинах страдания; о возможности освобождения от страданий; о путях избавления от страданий. Вторая доктрина содержит в себе учение о карме. Также существуют доктрина анатмавады, доктрина кшаникавады и буддийская космология. Есть несколько трактовок доктрин, они могут отличаться (это зависит от школы). Существует несколько школ, но в каждой из них путь к просветлению основывается на трех главных составляющих: во-первых, это теория о том, как устроен мир; во-вторых, неотъемлемой частью является медитация; в-третьих, определенный образ жизни, когда уже достигнут определенный уровень развития сознания.
Все школы буддизма различаются по их принадлежности к одной из «Трех Колесниц». Первая – это Хинаяна («Малая Колесница»). Как раз-таки она и основывается на Четырех Благородных истинах. Люди, принадлежащие к этой школе, чаще всего монахи. Вторая школа имеет название Махаяна («Великая Колесница»). Основой этой школы являются поучения о сочувствии и пустоте явлений. Практикующие Махаяну соблюдают обет Бодхисаттвы, по которому они, совершая любые действия, должны думать о благе других существ. Еще одна школа - Тантраяна или "Колесница тантр". Здесь выступает основой поучение Будды о природе. Наивысшим достижением в этой школе считается окончательное просветление. Практикующие эту школу в основном йоги или миряне.
Стать последователем буддизма от рождения невозможно, так как нужно осознать и понять три драгоценности: Будду (самая важная драгоценность; Будда Шакьямуни или любой просветленный), Дхарму (учение Будды, объект учения - нирвана) и Сангху (небольшая группа буддистов или же буддисты в целом). После осознания этих драгоценностей необходимо было следовать пяти буддистским заповедям: воздержание от убийства, кражи, распутства, обмана и опьянения. Однако, несоблюдение этих заповедей никак не наказывалось – Будда опирался на здравый смысл своих последователей, а не на страх. Мораль и этика буддистов построены на не совершении вреда, воспитании в человеке чувства сосредоточенности. Медитации помогают познавать связь между духовными, телесными и психологическими процессами.
Учение Будды связано с так называемым срединным путем, согласно которому считается неприемлемым ни аскетизм, ни гедонизм. Сам Будда объяснял, что его учение – не божественное откровение, оно получено им благодаря медитативному созерцанию собственного духа. Итоги зависят лишь от самого человека. Будда считал, что следовать его учению необходимо посредством проверки на собственном опыте. Целью учения Будды является достижение полного раскрытия возможностей ума человека.
Понятие Бога в буддизме весьма необычно, что и отличает его от большинства западных религий. У буддистов нет единого и постоянного Бога, Буддой может стать любой из просветленных. Однако, именно в Будде видят наставника.
Важнейшим письменным источником буддизма считается полное собрание поучений Будды, состоящее из 108 томов. Это собрание имеет название «Канджур». «Тенджур» - комментарии к поучениям, они состоят из 254 томов.
Жизнь, согласно буддизму, – проявление «потоков» дхарм, являющихся невидимыми и неощутимыми. Дхармы составляют опыт живых существ. Под живыми существами понимается не только человек, но и все, что существует в этом мире. Когда поток дхарм распадается, наступает смерть, после которой дхармы формируются заново, следовательно, запускается процесс реинкарнации (переселение душ). На ход этого процесса большое влияние оказывает обретенная в предыдущей жизни карма. Нескончаемый процесс реинкарнации, в ходе которого человек испытывает страдания, прекращается с достижением нирваны (состояние покоя и блаженства, слияние с Буддой).
Понятие «дхарма» весьма распространено в буддистской литературе, особенно в различных философских сочинениях. Также под понятием «дхарма» понимается еще и учение Будды.
Буддийское учение очень многогранно и интересно, в первую очередь, тем, что не основывается на вере. Немаловажным в буддизме является опыт, поэтому ограничиться только описанием содержания буддизма недостаточно. Буддизм кратко – очень сложная философия жизни. Все отличительные особенности буддизма можно увидеть, если сравнить его с другими религиями и мировоззрениями. Важно помнить одно: приближаться к этому учению стоит только тогда, когда разум будет освобожден от различных нравственных стандартов.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ. Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.

Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.

Немного истории

Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.


Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

Основные идеи

Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.

Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.

Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись. Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.


Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.

Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений. Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием. Выйдя из , можно навсегда избавиться от него.

Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – . Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем. Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.

С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия. Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.

Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат. Плохая причинаплохой результат. Моя причина – мой результат».

Философия определяет основные ценности:

  • Будда – великий Учитель, а также каждый, кто дошел до истины его тропой, называется буддой;
  • – учение, его положения, понятия;
  • Сангха – буддистская община, которая учит правильному следованию правилам и непреложным принципам.

На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:

  • неведение, уход от истины;
  • потакание страстям и телесным желаниям;
  • гневливое, несдержанное поведение.

Буддийская традиция придерживается главных идей:

  • четыре благородные истины;
  • пять заповедей;
  • срединный путь;


Истины

Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.

Заповеди

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.


Срединный путь

Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

Восьмеричный путь

Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.


Священные книги

Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.


Школы

Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.

В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.

Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.

Тхеравада

Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.


Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.

Махаяна

Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».

Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.


Ваджраяна

Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.

В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать. Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.