Современные вызовы международной безопасности. Международная безопасность: классификация вызовов и угроз, эволюция приоритетов

В статье показана проблемная ситуация в духовно-нравственной сфере, которая может превратиться в дестабилизирующий фактор в условиях социально-политического противоборства. Под воздействием современных вызовов и угроз в сфере глобальной безопасности произошло смещение в сторону внутренних детерминант жизни общества, среди которых большое значение имеют моральнопсихологические компоненты. Ключевые слова: глобализация, информационная война, глобальная безопасность, мораль (нравственность), духовный кризис Главным проявлением социального бытия является процесс глобализации, влияние которого распространяется практически на все сферы общества, ощущается каждым человеком в своей повседневной жизни.

Глобализация связывает в единое целое индустриальную эпоху (наше прошлое и настоящее) с наступающей информационной (постиндустриальной) эпохой. По мнению многих исследователей, начало процесса глобализации уходит своими корнями в эпоху Великих географических открытий и промышленной революции. С этого времени расширение в географическом масштабе индустриальной эпохи и соответствующего ей способа производства, распространение по всему миру новых промышленных технологий и торговых операций все более связывали невидимыми нитями различные народы, государства, социальные группы и индивидов, способствовали осознанию ими своей сопричастности с мировой историей и культурой.

Для нашего времени показательными являются рост интеллектуального капитала, его преобладание над промышленным, скорости его распространения и всеобщей доступности. Развитие телекоммуникационных сетей позволило соединить между собой самые отдаленные точки планеты, обеспечить между ними моментальную связь, ускорить передачу информации. Создаются благоприятные условия для распространения универсальных культурных ценностей, унифицированных форм общения и поведения. Новейшие научно-технологические достижения качественно изменили повседневную жизнь людей.

Отдельный человек все более осознает свою неразрывную связь со всем человечеством, свою сопричастность происходящим в мире событиям. Можно с уверенностью утверждать, что глобальность как новое качество социального бытия все более становится неотъемлемой частью личной жизни людей, привнося в нее как свои позитивные, так и негативные моменты. Глобализация расширяет и углубляет во времени и пространстве социальные связи на международном, государственном, межличностном уровнях, открывает новые возможности для социокультурного развития, но в то же время отчетливо проявляется ее противоречивый характер, она не застрахована от негативных последствий, в том числе и гуманитарного характера. С одной стороны, глобализирующийся мир всем «арсеналом» своих противоречий и рисков подавляет человека, усиливает в нем ощущение безысходности, одиночества, даже трагичности своего существования, тем самым усиливая проявление его отчужденности от общества.

С другой – осознание глобальности угроз, способных привести человечество на край гибели, пробуждает у человека инстинкт самосохранения, развивает чувство ответственности за сохранность жизни на Земле, и в этом непосредственно проявляется глубинная взаимосвязь каждого человека и всего человечества. И тот, и другой ракурс убедительно свидетельствует, что в центре современного мира стоит человек, что он становится ведущим и решающим фактором как в процессах разрушения, так и в процессах созидания социального бытия . Мировое сообщество, отвечая на вызовы глобализации, в то же время столкнулось с множеством новых проблем, многие из которых представляют реальную угрозу самому существованию человечества. Среди этих угроз чрезвычайную опасность представляет разрастающийся духовный кризис. Тема кризисности духовной жизни является не новой для человеческой истории. Так, еще в библейских текстах откровенно говорится о распространении моральных пороков и правонарушений: «Клятвы и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос. 4, 2). «Не стало милосердия на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть.

Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7, 2–3) . Подобные проявления морального разложения и духовного падения воочию наблюдаются и сегодня. Разница заключается лишь в том, что в тот исторический период они стали одной из основных причин падения могущественной Римской империи, но не всего мира. Сегодня же, когда существуют и совершенствуются различные виды оружия массового поражения, когда экологические проблемы приобретают глобальный характер, этот фактор способен привести человечество на край гибели. Драматические коллизии и трагические события ХХ века вывели на поверхность социальной жизни феномен духовнонравственных отношений, сложность, острота и напряженность которых свидетельствуют о том, что они по существу превратились в особую «горячую зону». В. С. Библер, обозначая проблему предельных нравственных перипетий того времени, пишет: «…Эти узлы завязываются в окопах мировых войн, на нарах концлагерей, в судорогах тоталитарного режима; везде индивид выталкивается из прочных ниш социальной, исторической, кастовой детерминации, везде он встает перед трагедией изначального нравственного выбора и решения» .

В условиях идеологического противостояния, с одной стороны, все более жесткие рамки обретала система исторически традиционных и политически ангажированных императивов должного поведения людей, с другой – набирали силы процессы проявления и активизации свободного волеизъявления индивидов, рост либеральных настроений. Транзитивное состояние современного общества существенно осложнило положение дел в духовно-нравственной сфере, что обусловлено как противоречиями и последствиями рыночной системы хозяйствования и техногенной цивилизации, так и попытками либерализации общественных отношений. В мотивационной структуре большинства индивидов стала доминировать гедонистическая направленность, по словам Х. Ортега-и-Гассета, «спортивное и праздничное чувство жизни».

Вместо традиционных национальных устоев все активнее внедряется в массовое сознания позиция "свободы нравов", что выражается в моральной вседозволенности и сексуальной распущенности. Резкое обострение социально-психологической обстановки неминуемо сказывается на ослаблении смысложизненных ориентаций людей и усилении у них ощущений разочарования и апатии. Не увенчавшаяся успехом политика мультикультурализма еще более обнажила проблемы морального и религиозного характера в отношениях между различными народами, а происходящие в последнее время миграционные процессы заметно обострили этноконфессиональные и национально-культурные разногласия на бытовом уровне. Несмотря на социально-экономические и научнотехнические достижения, современный мир не свободен еще от угрозы войн и международных военно-политических конфликтов. Завершение периода «холодной войны» позволило на некоторое время в политических кругах считать, что третьей мировой войны как традиционной «горячей» войны человеческое сообщество, возможно, избежит.

Однако обострение в последнее время международной социальнополитической обстановки в связи с происходящими «цветными революциями», локальными военными конфликтами настоятельно требует переосмысления проблемы «война и мир» как актуальной гуманитарной проблемы. К разряду глобальных угроз относятся как сохранение и усовершенствование методов и средств военно-политического характера «старого образца», антигуманных по своей природе, которые и сегодня не сбрасываются со счетов в реализации агрессивных, завоевательных целей, так и появление новых форм вооруженного противоборства с активным использованием информационных технологий, способов психологического воздействия, новых технических средств, биохимических веществ.

В геополитическом отношении чрезвычайно актуальной становится проблема информационной войны, скрытой, завуалированной по форме и изощренной по методам воздействия на духовный мир человека. Серьезное обострение международной обстановки, включающей распространение террористической угрозы, радикализацию различных форм протеста, локальные военные действия, кибератаки, лавинообразный поток дезинформации, используемой в политических целях – все это свидетельствует о том, что современный мир, встав на путь информационного развития, в то же время все более и более погружается в новую форму военно-политического противостояния с использованием информационно-телекоммуникационной инфроструктуры. В ходе информационного противоборства осуществляются различного рода воздействия на мировоззренческие структуры, в результате чего, отмечает А. В. Раскин, искажения целей, фактов, правил поведения могут запускать процессы ослабления и даже саморазрушения любой общественной системы, в том числе и человека как сложной информационной системы . Неотъемлемым компонентом информационной войны является психологический фактор, посредством которого осуществляются различного рода воздействия на сознание людей, вызывая у них негативные эмоциональные реакции, неадекватные действия. Подобного рода манипуляции сознанием людей, приобретая глобальный характер, таят в себе значительную опасность для существования человечества в целом. По мнению Н.Н. Моисеева, «это будет изощренный информационный тоталитаризм, который страшнее любых форм тоталитаризма, известных человечеству» .

В открытое противостояние вступило мировое сообщество и с международным терроризмом, новым социальным феноменом глобального масштаба, который готов применять самые изощренные методы насилия и устрашения для отстаивания своих идеологических и политических целей. «Терроризм – продукт деконструктивной реализации в бытии целого ряда факторов: экономических условий, менталитета, культуры, этноса, религии, демографии, традиций, психологии и еще многих составляющих, которые могут носить как явный (легко поддающийся фиксации, анализу и возможному устранению), так и латентный (трудно обнаруживаемый и анализируемый) характер» . Распространение информационно-коммуникативных технологий заметно актуализирует проблему духовного терроризма. Входя в киберпространство, человек не только включается в глобальный мир информации, но и погружается в стихийный, неконтролируемый поток отражений негативных сторон человеческой жизни, связанных с проявлениями агрессивности, распущенности.

По мнению Е. Э. Месснера, в ходе вооруженных конфликтов ХХ века образовалась новая форма – мятежевойна, в которой органически соединяются собственно военные действия с протестными выступлениями народных масс. В данном случае очень многое зависит от психологии мятежных масс, которая чаще предстает как стихийная, неуправляемая, непредсказуемая сила. Возможны две основные тактические линии ведения такого рода войн: 1) мобилизация духовных сил собственного народа, 2) завоевание душ во враждебном «лагере». Для того чтобы покорить противника достаточно реализовать последовательно следующие цели: 1) развал морали вражеского народа; 2) разгром его активной части; 3) захват или уничтожение объектов психологической ценности; 4) захват или уничтожение объектов материальной ценности; 5) эффекты внешнего порядка ради приобретения новых союзников, потрясения духа союзников врага . Отметим, что первой среди этих целей названо поражение морального духа противника.

В военно-политическом плане необходимо учитывать специфику воздействия морально-психологического фактора. Мораль выполняет важнейшую, незаметную на первый взгляд, социальную функцию – консолидирующую. Она посредством общепринятых принципов и норм, убеждений и целей, механизмов регуляции и саморегуляции, сформированных в определенных народных традициях и культурноцивилизационных парадигмах, образует своего рода «остов» общественной структуры, скрепляет в единое целое различные части социального организма, является внутренним источником его функционирования и развития. А в случае военного противостояния она превращается в один из основных инструментов сохранения и упрочения духа народа. Расшатывание же моральных устоев того или иного общества может быть специально использовано противником в качестве одного из тактических приемов его военного поражения. В настоящее время подобного рода стратегическая и тактическая линии вполне отчетливо просматриваются в политических событиях и процессах .

Тема революций как кардинальной ломки существующего политического строя вызывает чрезвычайно повышенный интерес. Известно, что социально-политические события, получившие в истории название Февральской и Октябрьской революций, кардинальным образом изменили ход общественной жизни, перевернули существующую систему ценностей, потрясли мир, с одной стороны, грандиозностью целей и масштабом преобразований, с другой – чрезвычайной жестокостью и беспощадностью в выборе и использовании методов и средств. С течением исторического времени все больше осознается та величайшая нравственная «цена», которую пришлось заплатить, чтобы общество вступило на новый путь своего развития через революционную борьбу.

И сегодня многим политическим событиям стремятся придать революционный характер. Обострение политической обстановки в ходе «цветных революций», «арабской весны», «революции достоинства» сопровождается насильственными, агрессивными действиями, вооруженными столкновениями, страданиями и гибелью людей, что не может не сказаться на социально-психологической атмосфере, вызывая состояние страха, ужаса, отчаяния, разочарования и других негативных человеческих реакций. И самое главное в пылу подобного рода «революционных» действий нивелируется значение ценности человеческой жизни как таковой. История показала, что в ходе любой социальнополитической революции значительно обостряются межнациональные, межэтнические, межрелигиозные, межгрупповые, межличностные отношения. Опыт многих стран убедительно свидетельствует, что любые попытки утверждать демократические ценности путем революционной борьбы, через насилие и террор, зачастую дают противоположный результат – установление диктатуры и проведение политических репрессий. Поэтому в нравственном отношении очень важно осознавать, что истинное утверждение демократических ценностей может быть осуществлено только в условиях мирной жизни, а не в ходе вооруженных конфликтов.

Чрезвычайно сложная и опасная ситуация на современном этапе существенно обострила проблемы осознания ценности человеческой жизни как таковой и ценности мира как необходимого условия для ее осуществления, активизации духовно-нравственных координат социального взаимодействия. В.С. Барулин подчеркивает, что «глобализация мира с ее тенденциями к конфликтности в определенной мере развила человеческое в человеке, чувство общности людей, усилила инстинкт самосохранения человека и человечества. Все это в определенной мере означало шаг в развитии человека, рост его влияния на мировое сообщество» .

В условиях глобализирующегося мира получает новое звучание обоснованная И. Кантом идея теснейшей взаимосвязи политики, права и морали в поиске взвешенных и обоснованных решений злободневных проблем человеческого бытия. Рассуждая на тему «вечного мира», немецкий мыслитель выступал за осуждение и последовательное устранение принуждения и насилия в жизни людей, настойчиво высказывался за интеграцию усилий и действий различных государств и народов во имя мира, при этом особо подчеркивая значимость разумного освоения нравственных ценностей. «Разум с высоты морально законодательствующей власти, безусловно, осуждает войну как правовую процедуру и, напротив, непосредственно вменяет в обязанность мирное состояние, которое, однако, не может быть ни установлено, ни обеспечено без договора народов между собой. Поэтому должен существовать особого рода союз, который можно назвать союзом мира (foedus pacificum) и который отличался бы от мирного договора (pactum pacis) тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый – всем войнам, и навсегда» . Процесс глобализации способствует значительному расширению представлений о сфере безопасности.

Наряду с традиционным понятием «национальная безопасность» весьма активно в политическом и научном дискурсе стало использоваться понятие «глобальная безопасность», посредством которого особо подчеркивается опасность для существования человечества в целом, исходящая от угроз как в виде стихийных природных и социальных явлений, так и в виде «рукотворных» дестабилизирующих и деструктивных факторов. В системе глобальной безопасности необходимо выделять две основные составляющие. С одной стороны, в ней находит выражение успешная и согласованная реализация комплекса национальных безопасностей, в каждой из которых достигается устойчивое развитие социально-экономической системы, стабильность и сбалансированность ее структурных компонентов и связей, находят достойное отражение интересы населяющих государство народов, создаются благоприятные условия для жизни людей, должным образом соблюдаются права и свободы человека, последовательно проводится курс на повышение его духовно-культурного уровня.

С другой – представлена совокупность совместных усилий и действий международных организаций, государств, народов, конкретных людей, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов, сохранение мира, коэволюцию социума и природы, которые в целом являются главным условием существования человеческой жизни на Земле. Если первая сторона глобальной безопасности – это своего рода фундамент достижения социально-экономической и политической устойчивости и стабильности в мире, то вторая – это определяющий фактор в целенаправленном отстаивании и последовательной реализации общемировой гуманитарной миссии различных социальных субъектов.

Литература 1

Павловская О. А. Моральный фактор в жизни человека и общества: исторические уроки и современные проблемы. Минск: Беларуская навука, 2014. 578 с. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1993. 1370 с. 3. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42. 4. Раскин А. В. Некоторые философские аспекты информационной войны //Информационные войны. 2015. № 3 (35). С. 18-21. 5. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.:МНЭПУ, 1998. 228 с. 6. Требин М. П. Терроризм в XXI веке. Минск: Харвест, 2004. 816 с. 7. Месснер Е. Э. Мятеж – имя Третьей Всемирной // Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е. Э. Месснера. Российский военный сборник. Вып. 21. М.: Русский путь, 2005. С. 101-141. 8. Барулин В. С. Социальная философия. Учебник. Изд. 2-е. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 9. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6. М.: «Мысль», 1966.

Деление проблематики безопасности на традиционные и новые вызовы и угрозы довольно условно. Традиционные угрозы - такие как трансграничная агрессия - не столько отходят на второй план, сколько меняют форму. Угроза глобальной ядерной войны снизилась, но процесс распространения ядерного оружия привел к тому, что эта угроза возникла в регионах, считавшихся прежде периферийными. Идеологическая борьба между коммунизмом и либеральной демократией уступила место борьбе между демократией и религиозным экстремизмом. Религиозные войны, межэтнические конфликты, вооруженный сепаратизм и ирредентизм охватывают страны и целые регионы. При этом главным источником напряженности становятся внутристрановые проблемы. Угроза терроризма, возникшая еще в XIX веке, с развитием науки и техники поднялась до глобального уровня. Наука и техника открывают новые сферы противоборства, в том числе военного - такие, как киберпространство. Ряд угроз - от эпидемий смертельно опасных болезней до последствий изменения климата - не имеет источника в человеческом обществе, но представляет опасность для человечества в целом. Глобализация проблематики безопасности, тесное переплетение внутренних и внешних факторов ведут к формированию чрезвычайно широкой и разнообразной повестки дня. В этом состоит одна из главных особенностей международной среды начала XXI столетия по сравнению с более простой обстановкой второй половины XX века.

С точки зрения эволюции системы международных отношений, рубеж между современной эпохой и ее непосредственной предшественницей - периодом холодной войны - приходится на конец 1980-х - начало 1990-х гг. Прекращение военно-политического противостояния и идеологического противоборства между Востоком и Западом, Советским Союзом и КНР; начало эпохи реформ в Китае; ускорение экономического роста в Индии; начало формирования единой Европы под флагом Европейского союза; демократизация десятков государств от Латинской Америки и Африки до Восточной Европы и Юго-Восточной Азии: эти и другие важнейшие перемены ознаменовали становление нового качества международных отношений.

Это новое качество потребовало фундаментального пересмотра проблематики международной безопасности. В течение всего периода холодной войны с конца 1940-х по конец 1980-х гг. в ней преобладали вопросы отношений двух сверхдержав, в их ракетно-ядерной, политико-идеологической, блоковой редакции. Ядерное сдерживание на различных уровнях и в различных условиях обстановки оставалось доминирующей темой. Остальные важные темы - международные военно-политические кризисы, подобные Берлинским и Карибскому; региональные конфликты с участием третьих стран, типа Ближневосточного; локальные войны, типа Корейской, Вьетнамской и Афганской; партизанские движения в Азии, Африке и Латинской Америке дополняли картину всемирного противоборства двух блоков. Обеспечение минимального уровня международной безопасности в этих условиях ставило на первый план проблемы контроля над вооружениями, прежде всего ядерными, и обеспечение стабильности на центральном фронте холодной войны - на Европейском континенте.

Быстрое завершение холодной войны на рубеже 1980-х гг. практически в одночасье изменило повестку дня в сфере безопасности. Создалась ситуация, в которой все крупные державы оказались в состоянии мира между собой, а одна из держав - Соединенные Штаты Америки - выдвинулась на никем не оспаривавшуюся тогда позицию глобального лидера-гегемона.

Ядерное оружие осталось на вооружении тех немногих государств, которые им обладали, но ядерное сдерживание с авансцены мировой политики быстро ушло на «фоновый» уровень. Баланс обычных вооружений, постоянная борьба за поддержание которого давала неослабевающий импульс гонке вооружений, с прекращением военно-политической конфронтации утратил прежнее значение. Экономические связи и финансовые потоки, не сдерживаемые более закрытыми границами и идеологическими барьерами, создали подлинно глобальное пространство капитализма. Главными проблемами безопасности с начала 1990-х гг. стали формирование партнерских - а в ряде случаев союзнических - отношений между бывшими противниками в холодной войне и стабилизация стран и регионов, где с распадом биполярного порядка возник вакуум безопасности. С отступлением угрозы мировой ядерной катастрофы важнейшее значение приобрели вопросы нераспространения - за пределами «признанных» ядерных держав - оружия массового уничтожения, особенно ядерного, а также ракетных и других передовых военных технологий.

Центр тяжести проблематики международной безопасности сместился от отношений сверхдержав и возглавляемых ими коалиций на отношения внутри нестабильных стран и территорий, возникших в результате распада ряда государств - прежде всего на Балканах, а также на пространстве бывшего СССР, от Молдавии до Кавказа и Таджикистана. Появился термин «несостоявшееся (или падающее) государство» (failed state). Актуальной темой в этой связи стало миротворчество - от традиционных операций ООН по поддержанию мира до усилий по восстановлению мира и принуждения к нему. Необходимость обеспечения постконфликтного урегулирования вызвало необходимость международной помощи в становлении новых государств (nation/statebuilding). Все эти усилия осуществлялись, как правило, на коллективной основе, на основе мандата Организации Объединенных Наций, в Совете безопасности которой возникло небывалое прежде единодушие постоянных членов Совета.

Это единодушие, однако, длилось не долго. Возникшие во второй половине 1990-х гг. разногласия между Россией и странами Запада во главе с США заблокировали возможность принятия согласованных решений. Миротворчество в этих условиях трансформировалось в практику гуманитарных интервенций. В области теории были предприняты усилия по модернизации международного права с перенесением акцента с государственного суверенитета и территориальной целостности на права человека. Произошел поворот от усилий по прекращению конфликта между сторонами к вмешательству в пользу одного из участников конфликта и последующему «наведению порядка». Новый мировой порядок 1990-х отличался отчетливым доминированием одной державы, «организующей» остальной мир. Военные, политические и экономические возможности США позволяли осуществлять такое вмешательство практически в любом регионе мира. Операция США и НАТО против Югославии (1999 г.), воздушные удары по Ираку, Афганистану, Судану имели, однако, серьезные последствия для американо-российских отношений. В российской внешнеполитической концепции, стратегии национальной безопасности и военной доктрине появились элементы хеджирования потенциальных угроз, исходящих от партнера.

Террористические удары по Нью-Йорку и Вашингтону, нанесенные исламистами 11 сентября 2001 г., для США стали переворотом в развитии проблематики безопасности.

Исламский радикализм и экстремизм, взявший на вооружение терроризм и выведший его на глобальный уровень, стали восприниматься во всем мире как главная угроза международной безопасности.

Возникла широкая антитеррористическая коалиция, объединившая страны Запада, Россию, Китай, Индию, Иран и многие другие государства. Поиск путей эффективного противодействия терроризму и нейтрализации социально-экономических, политических и идеологических факторов, его порождающих, стал главным направлением исследований в сфере международной безопасности.

Антитеррористичекая коалиция, однако, не долго просуществовала в широком формате. Если операция США в Афганистане, начавшаяся в октябре 2001 г., была активно поддержана практически всеми государствами, то вторжение в Ирак в 2003 г. произошло без мандата СБ ООН. При этом если критиковавшие действия США союзники - Германия и Франция - спустя некоторое время восстановили прежнюю атмосферу в отношениях с Вашингтоном, то в отношениях с Россией разногласия по вопросам международной безопасности углубились и вскоре приобрели фундаментальный характер. В то время как в США актуальным направлением исследований стали контртеррористические и противоповстанческие операции, а также нациестроительство - применительно к таким странам, как Ирак и Афганистан, - в России обозначилась тенденция к противостоянию гегемонизму США. В яркой форме эта тенденция проявилась в речи президента Владимира Путина в Мюнхене в феврале 2007 г. Проблематика безопасности, таким образом, оказалась тесно увязанной с вопросами миропорядка и мирового управления (global governance).

С другой стороны, все более тесное переплетение внутриполитических проблем с внешнеполитическими - в том числе в аспекте безопасности -привело к возрастанию роли идеологического фактора и новейших коммуникационных технологий. Вначале «цветные революции» в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в 2000-2005 гг., а затем события «арабской весны» 2011-2012 гг. и «майданная революция» на Украине 2013-2014 гг. стали возможными во многом благодаря применению протестными силами социальных сетей. При этом в Грузии, Сирии, Ливии и на Украине внутриполитические процессы привели к войнам с участием внешних сил.

Технологический прогресс создал новую сферу цифровых коммуникаций, которая стала полем не только сотрудничества и взаимодействия, но также и новых угроз. Зависимость всех современных обществ от информационных технологий заставляет искать методы противодействия различным киберугрозам и - одновременно - способы ведения наступательных операций против возможных противников. Речь сейчас идет не только о возможностях, но о реальных фактах противоборства государств в киберпространстве. Фактически впервые со времен появления ядерного оружия в 1940-х гг. появилась принципиально новая сфера применения силы в международных отношений. Обеспечение кибербезопасности, соответственно, становится одной из важнейших проблем современной международной безопасности.

Еще одним новым направлением политики безопасности является противодействие негативным изменениям климата на Земле. С 1990-х гг. идет процесс согласования усилий всех государств с целью сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, разрушающих озоновый слой вокруг Земли и создающих эффект глобального потепления. Несмотря на продолжающиеся научные споры вокруг причин повышения температуры Земли, сам факт повышения средней температуры является общепризнанным. Потепление способно вызвать серьезные последствия общепланетарного масштаба, такие как затопление обширных и ныне густонаселенных территорий, целых государств.

Многократно возросшая в последние десятилетия мобильность населения создала ряд серьезных проблем. Неконтролируемая миграция создает этнополитическую нестабильность в развивающихся государствах и дополнительную нагрузку на социальную сферу в развитых странах. Концентрация инокультурных элементов без их ассимиляции приводит к формированию социально-культурных анклавов, разрушающих традиционный уклад жизни и бросающих вызов ценностям принимающего общества. Во всех случаях внешняя среда оказывается источником серьезных угроз для внутреннего устройства современных обществ.

Развитие средств передвижения делает современные общества более уязвимыми по отношению к различного рода эпидемиям.

В принципе, угроза трансграничных эпидемий - одна из древнейших в истории человечества. Достаточно вспомнить Великую чуму 1348 г., существенно сократившую население средневековой Европы, или страшную эпидемию гриппа («испанку»), которая свела в могилу миллионы европейцев в 1918 г. Колоссальное снижение «болевого порога» современных обществ заставляет правительства ведущих государств заботиться о медицинской безопасности в самых отдаленных точках мира, купируя распространение эпидемий.

Развитие трансграничных связей создает также возможности для формирования трансграничных преступных сообществ. Международная преступность - от отмывания денег и торговли людьми до наркоторговли и тайной торговли оружием - оказывается тесно связанной с другими глобальными угрозами, в том числе международным терроризмом. В принципе, такая ситуация способствует объединению самых разных государств мира перед лицом грозящей им общей опасности. В реальной действительности, однако, политические разногласия, коренящиеся в различии или противоположности интересов отдельных государств, препятствуют эффективному взаимодействию.

Современные технологии привели к актуализации очень старых угроз безопасности, таких как пиратство или работорговля. В 2000-е гг. обстановка вакуума власти - и соответственно безопасности - в Сомали возродила пиратский промысел у восточных берегов Африки, для борьбы с которым пришлось создать международную коалицию в составе США и других стран НАТО, Китая, Индии, России и других стран.

Работорговля превратилась в выгодный бизнес, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, а захваты заложников с последующим использованием их в пропагандистских целях стали одной из технологий современного терроризма.

Несмотря на перечисленные колоссальные сдвиги последних трех десятилетий, традиционная повестка дня не ушла окончательно в прошлое. Украинский кризис 2014 г. продемонстрировал, что процесс формирования многополярного мира не обязательно будет проходить бесконфликтно. Санкции, наложенные на Россию Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Японией и рядом других стран, очевидно, подрывают процесс глобализации и совершенно в иной плоскости ставят вопросы экономической, а также информационной безопасности. Роль ядерного сдерживания в отношениях между великими державами вновь повысилась, при том, что число этих держав выросло. Очевидно, что возвращается - в обновленном, но в целом знакомом виде - проблематика европейской безопасности. На повестке дня стоит задача обеспечения безопасности в Азии - от Корейского полуострова и Восточно- и Южно-Китайского морей. Сложнейший комплекс проблем безопасности возник на Ближнем и Среднем Востоке. Появление исламистских образований в Ираке и Сирии, а также попытки их создания в Западной и Восточной Африке (Нигерия, Мали и Сомали) бросают новый вызов практикам и теоретикам международных отношений и внешней политики.

Риски, вызовы, угрозы . Здесь следует сделать важное методологическое пояснение. Риски, вызовы и угрозы мы рассматриваем как разные степени опасности. В этом терминологическом ряду риски – самый низкий уровень опасности, а угрозы – самый высокий уровень. При этом важнейший компонент политики национальной безопасности состоит в освоении и умелом применении технологий перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски. Если же риски перерастают в вызовы, а вызовы в угрозы, то это несомненный признак серьезных сбоев в системе национальной безопасности той или иной страны. Отсюда вывод: анализ любой проблемы национальной и международной безопасности должен начинаться с анализа рисков, вызовов и угроз и возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов - в риски.

Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня. Для современных вызовов характер­на все возрастающая сложность, обусловленная усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах - они определяют все более трудно предсказуемые новые комбинации параметров риска угроз и масштабы их последствий. Более того, вызовы и угрозы все больше превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопределенности причин и причинно-следственных связей, и неэффективного управления ими. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабе требует, соответственно, и различия в организации системы противостояния им.

Угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, массовая бедность в развивающихся странах, деградация окружающей среды, потоки беженцев, наркотики, преступность, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями. Эти проблемы не могут быть решены с помощью только военной силы или средствами отдельного национального государства. Необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами.

Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию. Доктрина национальной безопасности остается одним из самых важных принципов современной государственности.

Геополитические угрозы - это те явления, которые дестабилизируют геополитическую ситуацию в мире, и если им не противостоять, ими не управлять, могут привести к мировому хаосу. К геополитическим угрозам можно отнести региональные и локальные войны, нарушение режима ядерного нераспространения, современное производство и торговлю оружием, международный терроризм, современные конфликты, деградацию окружающей среды, проблему демографии и глобальной миграции.

В современном мире безопасность обеспечивают:

Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня.

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора)

Кроме НАТО, влиятельной структурой в сфере европейской безопасности является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), В системе ОБСЕ - «три корзины».

Первая - вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями;

Вторая - развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды;

Третья - сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека.

Данная организация, в основном, акцентирует свое внимание на решение гуманитарных проблем и, прежде всего, проблемы прав человека.

Международной региональной структурой безопасности на постсоветском пространстве является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

2. Основные современные международные конфликты: их причины, особенности и перспективы. (Ребят, тут думаю каждый должен взять для себя свой пример международного конфликта, их мы обсуждали на лекциях)

С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Причинами международных конфликтов ученые называют:

» конкуренцию государств;

» несовпадение национальных интересов;

» территориальные притязания;

» социальную несправедливость в глобальном масштабе;

» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

» негативное восприятие сторонами друг друга;

» личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера. Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 60-х годов: «Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии:

1. осознание несовместимости;

2. возрастающая напряженность;

3. давление без применения военной силы для разрешения несовместимости;

4. военная интервенция или война для навязывания решения.

Исследователи различают положительные и отрицательные функции международных конфликтов. К числу положительных относят:

♦предотвращениестагнациивмеждународныхотношениях;

♦стимулированиесозидательныхначалвпоискахвыходовиз сложных ситуаций;

♦определениестепенирассогласованностиинтересовицелей государств;

♦предотвращениеболеекрупныхконфликтовиобеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интен­сивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;

Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах;

Порождают возможность неэффективных политических решений.

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

Их субъектами выступают государства или коалиции;

В основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

Межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

Современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

Межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью цивилизации на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX-XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они связаны с процессом глобализации. Ученые, государственные деятели ищут пути решения всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам, а всем живущим на Земле. Необходимо объединение усилий всех государств, всех народов, общественных организаций и движений, всех людей, чтобы совместными усилиями отвести существующие угрозы человеческому обществу. Какие проблемы требуют решения? Какие возможности для этого существуют?

Экологические проблемы . За годы учебы вы уже знакомились с ними на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем состоят эти проблемы? Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно знаний, чтобы самостоятельно оценить значение этих проблем и определить способы их преодоления.

Угроза термоядерной войны . Хотя военное противостояние двух мировых систем, о котором вы знаете из курса истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по ограничению запасов ядерного оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны для того, чтобы уничтожить все живое на Земле. Особенно опасна возможность создания ядерного оружия в странах, где у власти находятся^ агрессивные силы, склонные к авантюризму во внешней политике. Даже локальный ядерный конфликт грозит тяжелейшими последствиями для обширных территорий. Поэтому важнейшей проблемой является создание безъядерного ненасильственного мира, решение международных конфликтов не военными, а политическими средствами. Это необходимое условие сохранения жизни на нашей планете.

Международный терроризм . В конце XX - начале XXI в. значительно усилилась опасность террористической деятельности. Она не ограничивается теперь акциями отдельных групп террористов, а осуществляется систематически крупными организациями международного масштаба, охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла степень тяжести последствий террористических актов. Если ранее жертвами террора становились отдельные лица, почему-либо ненавистные террористам, то ныне - тысячи и десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Особую опасность представляет возможность получения террористическими организациями оружия массового поражения - ядерных боеприпасов, химических отравляющих веществ, биологических средств заражения смертельными болезнями. Такое оружие позволило бы им терроризировать целые государства и их правительства.

Борьба с терроризмом требует объединения усилий мирового сообщества, устранения причин, порождающих террористическую деятельность, активизации защитной функции государств.

Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира» . Сотни миллионов людей в этих странах живут в условиях, которые отдалены от условий жизни в развитых странах столетиями экономического и социального прогресса. (Вспомните сведения, полученные об этом в курсе географии.) Население высокоразвитых стран («золотой миллиард») потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах, - лишь 1,5% этого продукта. Ликвидация разрыва экономического и культурного развития между развитыми странами и развивающимся миром, голода, нищеты и неграмотности, в условиях которого существуют сотни миллионов людей, - одна из тяжелых проблем, доставшихся в наследство от XX века.

Социально-демографические проблемы . Они связаны прежде всего с увеличением темпов роста народонаселения мира («демографическим взрывом») за счет развивающихся стран. Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья, неграмотности, безработицы в этой зоне мира. Одновременно имеет место демографический кризис в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости ниже уровня, необходимого для смены поколений и сохранения численности населения. Разный уровень рождаемости в различных зонах мира порождает миграцию из экономически слаборазвитых стран в более благополучные страны, где возникают проблемы ассимиляции приезжих, не говорящих на языках этих стран и не соблюдающих местных обычаев.

По данным ООН в 2000 г. число жителей нашей планеты составляло 6 млрд, а на 2050 г. прогнозируется 10- 12 млрд. Дальнейший рост населения Земли, по мнению многих ученых, вызовет острую нехватку ресурсов, необходимых для жизни людей. Перед человечеством в XXI в. стоит проблема регулирования численности народонаселения, осуществления в различных регионах мира продуманной демографической политики.

Наркомания и наркобизнес . Последствия употребления наркотиков губительны как для отдельного человека, так и для общества: деградация личности и, как следствие, ее несостоятельность в роли родителя, работника, члена общества; негативное влияние наркомании на генофонд нации; преступления, совершаемые с целью добыть средства для закупки наркотиков. Однако наркобизнес - одна из наиболее прибыльных форм преступной деятельности. Наркоторговля, имеющая международный характер, прокладывает пути транспортировки зловещего товара через границы и территории многих государств. Все это угрожает безопасности стран и народов и поэтому требует их значительных усилий, скоординированных действий правового, силового, социального и воспитательного плана.

Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней . Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Эта болезнь, как считают ученые, грозит унести больше жизней, чем чума в средневековой Европе. Она не знает границ, и никому ее не удается остановить. Государства должны принимать меры, призванные оградить от заражения этой болезнью от уже инфицированных других людей. Необходимо искать средства для оплаты дорогостоящих лекарств, которые нужны для лечения больных СПИДом.

Появляются новые виды микроорганизмов, способных вызвать эпидемии опасных болезней, таких, как, например, атипичная пневмония, птичий грипп и т. п. Нередко не удается установить причины их возникновения. Высказываются предположения о возможности непредсказуемых мутаций существующих возбудителей болезней, следствием которых становятся их ранее неизвестные опасные свойства. Требуются согласованные действия мирового сообщества, чтобы противостоять этим опасностям.

Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству . Специалисты говорят о зловещих возможностях генной инженерии. Не просчитаны вероятные последствия клонирования животных, тем более людей. Высказываются опасения возможного использования научно-технических достижений для установления тотального контроля и управления поведением людей. Большую опасность представляют преступления с использованием информационных технологий. Компьютерные вирусы, запущенные в мировую сеть, могут нанести огромный ущерб, угрожают экономической, военной, информационной безопасности. Необходимо предвидеть отрицательные последствия научно-технического прогресса, направлять его на благо общества и человека.

Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте. Чернобыльская катастрофа показала, что последствия аварий на ядерных объектах могут выйти далеко за пределы национальных границ. Число жертв достигает высокого уровня. Возрастает значение мер по обеспечению безопасности ядерных объектов. Необходим контроль безопасности химических производств, магистральных линий электропередачи, нефтепроводов.

Угрозы культуре, духовному развитию человека . Современная наука отмечает угрожающие масштабы ства, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства. Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации, пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства, удовлетворяющей агрессивно настроенные группы. Высокое искусство, шедевры мировой культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус.

Современные идеологии, как и мировые религии, не смогли дать адекватные ответы на вызовы XXI века. Этим стремятся воспользоваться проповедники экстремистских взглядов, религиозные секты, деформирующие сознание и поведение человека.

Объем доступной информации превышает человеческие способности ее восприятия и использования. Люди не успевают приспособиться к коренным изменениям условий существования, происходящим за время жизни одного поколения, что порождает стресс, потерю ориентации, ощущение дискомфорта, тревогу и беспокойство.

Все это ставит вопросы о способах сохранения и защиты от разрушения ценностей национальной и мировой культуры, о модернизации всей системы образования и воспитания, о необходимости неустанной работы по укреплению нравственных основ общества. Многое зависит и от каждого человека, от его духовного богатства, способности следовать принципам морали в условиях усложнения духовной жизни общества, готовности самостоятельно отвечать на вызовы меняющегося мира.

Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Но существует возможность выбора такого пути, на котором удастся избежать их опасного развития.

Сегодняшние многочисленные, сложные и в высшей степени взаимосвязанные угрозы затрагивают жизнь миллионов мужчин, женщин и детей по всему миру. Такие угрозы, как стихийные бедствия, насильственные конфликты и их воздействие на мирных жителей, а также продовольственный, финансово-экономический кризисы, равно как и кризис в области здравоохранения, обычно приобретают транснациональные масштабы, выходящие за рамки традиционных понятий безопасности. Хотя национальная безопасность остается главной для обеспечения мира и стабильности, растет признание необходимости в расширенной парадигме безопасности.

Своими корнями такая более широкая концепция безопасности восходит к общим проблемам, стоящим перед всеми правительствами. Независимо от того, какими могучими или на вид изолированными могут быть те или иные государства, нынешний глобальный поток товаров, финансовых средств и людей усиливает риски и неопределенности, с которыми сталкивается международное сообщество. Именно в этой взаимосвязанной обстановке правительствам предлагается рассматривать благосостояние, источники существования и достоинство индивидуумов в качестве фундаментальной основы их безопасности, ибо ни одна страна не может обеспечить развитие, не обеспечив безопасность, обеспечить безопасность, не обеспечив развитие, и обеспечить ни то, ни другое без обеспечения прав человека. Это трехстороннее взаимоотношение усиливает признание того, что нищета, конфликты и проявления социального недовольства могут подпитывать друг друга, создавая своего рода порочный круг.

Как следствие, военная мощь сама по себе уже не является гарантией национальной безопасности. Большое значение с точки зрения устранения угроз безопасности имеют также здоровые политические, социальные, экологические, экономические, военные и культурные системы, которые в своей совокупности уменьшают вероятность конфликтов, помогают преодолеть препятствия на пути развития и поощряют обеспечение человеческих свобод для всех.

Растет признание необходимости в расширенной парадигме безопасности. Так сегодня в понятие международной безопасности включают военную, политическую, продовольственную, экологическую, космическую, информационную и другие виды безопасности. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Одним из самых тяжких транснациональных преступлений сегодня является международный терроризм . По своей объективной характеристике это преступление настолько многоаспектно, что в мировой доктрине и практике до сих пор нет четкого правового определения состава этого деяния. Терроризм может выражаться как в захвате заложников, так и в угоне воздушных судов, как в совершении актов насилия против государственных деятелей и дипломатов, так и в разрушении каких-либо объектов: воздушных и морских судов, административных и жилых зданий. Однако каким бы способом ни был совершен террористический акт, главной целью террористов всегда являются запугивание населения, создание атмосферы страха и оказание давления на третью сторону, которой чаще всего оказываются органы государственной власти и управления.

В 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой терроризм рассматривается как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные международными конвенциями.

В период с 1963 по 2010 г. мировым сообществом под эгидой ООН было разработано 14 контртеррористических международных соглашений, которые регламентируют борьбу с терроризмом. К ним относятся: Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом, принятая на пятой Конференции министров юстиции франкоязычных стран Африки 2008 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и Протокол к ней о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и Протокол к ней о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий ее 1988 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.

В 2010 г. перечень контртеррористических соглашений пополнился еще двумя пекинскими соглашениями: Протоколом к Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 2010 г. и Конвенцией о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. Таким образом, в настоящее время число контртеррористических международных соглашений, заключенных в рамках ООН, достигло 16 (13 соглашений и 3 протокола). Анализ содержания этих международных соглашений позволяет рассматривать терроризм как комплексное явление, включающее в себя множество видов. В политических условиях невозможности согласования и принятия всеобъемлющей конвенции по международному терроризму, международное сообщество продолжает укреплять международное контртеррористическое сотрудничество путем принятия международных соглашений по отдельным видам терроризма. Вместе с тем с 2000 г. в рамках Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по терроризму ведется разработка проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.

В целях укрепления и усиления этой деятельности государства-члены начали в сентябре 2006 г. новый этап борьбы с терроризмом, приняв 192 государствами-членами 8 сентября Глобальную контртеррористическую стратегию ООН. 19 сентября 2006 г. ее ввели в действие во время встречи на высоком уровне Генеральной Ассамблеи ООН. Впервые все страны мира согласовали общий подход к борьбе с терроризмом. Принятие стратегии стало кульминацией многолетних усилий и обязательств мировых лидеров – участников Саммита 2005 г. Стратегия составляет основу конкретного плана действий: ликвидация условий, способствующих распространению терроризма; предупреждение террористической деятельности и борьба с ней; принятие мер к созданию государственного потенциала для борьбы с терроризмом; укрепление роли ООН в борьбе с терроризмом; обеспечение уважения прав человека в ходе этой борьбы. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена проводить двухгодичные обзоры Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Вместе с тем борьба с терроризмом ведется путем институционального укрепления и принятия международных конвенций и в рамках региональных организаций, таких как Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ШОС, АСЕАН и т.д.

Основные запасы природных ресурсов распределены по поверхности Земли крайне неравномерно. Поэтому регионы и страны, располагающие избыточным ресурсным потенциалом, призваны обеспечивать минеральным и прочим сырьем всю мировую экономику, и в частности отдельные, небогатые в ресурсном плане государства. К сожалению сегодня, мы вынуждены констатировать, что проблема нехватки сырья в мире, проблема доступа к природным ресурсам приобретает в международных отношениях конфликтный характер. Среди последних тенденций в этой сфере поддержания международной энергетической безопасности можно отметить следующие.

Во-первых, это перспективы усиления деятельности Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ – это объединение стран, лидирующих в мире по экспорту природного газа). По аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), форум часто называют "газовой ОПЕК", хотя не все его участники выступают за создание картеля. Форум был основан в Тегеране в 2001 г. и учрежден юридически 23 декабря 2008 г. в Москве, где министры энергетики стран-участниц приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение. Данная организация, безусловно, нужна, но она, как и ОПЕК, представляет интересы исключительно стран-экспортеров. По опасению западных политиков, создание такого картеля позволит России установить более жесткий контроль над энергопотреблением в государствах Европы.

Во-вторых, это необходимость создания в Европе нового международного регионального энергетического соглашения взамен устаревшего (и не устраивающего Россию) Договора к Энергетической Хартии 1994 г. Данный Договор как уникальный в своем роде международно-правовой документ в настоящее время не справляется с отведенной ему ролью и требует серьезной корректировки для того, чтобы стать привлекательным не только для стран-потребителей углеводородов, но и для стран-экспортеров нефти. Договор, точно так же как ОПЕК, представляет собой модель энергетической безопасности, выгодную лишь для одной группы государств, что не позволяет говорить о его функциональной значимости для целей обеспечения международной энергетической безопасности в долгосрочной перспективе. В настоящее время со стороны Российской Федерации предпринимаются шаги по созданию единых международных правил в сфере энергетического сотрудничества. Так, в ноябре 2010 г. в ООН был представлен проект конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Проект был разработан российскими экспертами в развитие идей, изложенных в концептуальном подходе к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, выдвинутые Президентом РФ в апреле 2009 г. в Хельсинки. Конвенция призвана стать новым универсальным международным юридически обязывающим документом, охватывающим все аспекты глобального энергетического взаимодействия.

В-третьих, параллельно с вышеуказанными мировыми процессами в сфере энергетического сотрудничества, активно идет процесс "озеленения" энергетики. Экологизация энергетического сектора мировой экономики является объективным элементов поддержания международной энергетической безопасности. В такой ситуации актуальным стал вопрос о создании специализированной ММПО по вопросам возобновляемой энергетики.

Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) было официально учреждено в Бонне (Германия) 26 января 2009 г. путем принятия Устава . ИРЕНА представляет собой международную межправительственную организацию и согласно ст. XIII Устава обладает международной правосубъектностью . К настоящему времени Устав ИРЕНА подписали ЕС и 148 государств, из которых 70 государств уже его ратифицировали. Согласно ст. XIX Устава он вступает в силу па 30-й день после депонирования 25-й ратификационной грамоты (Депозитарием является ФРГ). Таким образом, Устав ИРЕНА вступил в силу 8 июля 2010 г. Необходимо отметить, что среди подписантов значатся как страны-экспортеры (например, Иран, Кувейт, ОАЭ, Ангола), так и развитые страны-импортеры (например, США, ФРГ, Великобритания, Франция) традиционных источников энергии. Задача ИРЕНА заключается в повсеместном поощрении применения и использования всех форм возобновляемых источников энергии. Государства-члены обязуются развивать идею внедрения возобновляемых технологий в своей национальной политике, а также поощрять как на внутригосударственном, так и на международном уровнях сотрудничество и переход к устойчивому и безопасному энергообеспечению. Россия пока не подписала Устав ИРЕНА, но на официальном сайте Минэнерго России заявлено о том, что в настоящее время рассматривается вопрос о присоединении России к агентству.

Отдельно стоит отметить политику ЕС в отношении возобновляемых источников энергии. В ЕС поставлена цель добиться к 2020 г. удовлетворения 20% своей потребности в энергетических ресурсах из возобновляемых источников. В 2005 г. этот показатель был равен 8,5%. Пути достижения этой цели изложены в Директиве ЕС но возобновляемой энергетике (RED 2009/28/ЕС), принятой в 2009 г. Достижение общего показателя в 20% является средним показателем по ЕС, и каждое государство, входящее в состав ЕС, получило свои собственные целевые показатели. При этом к 2020 г. каждая страна обязана довести долю использования биотоплива на транспорте до 10%. Для выполнения поставленных задач потребуется значительное увеличение доли потребления биотоплива. В нескольких странах ЕС уже приняты меры по стимулированию использования биотоплива, однако после принятия Директивы RED такие меры обязаны разработать все страны. Достижение цели увеличения доли использования биотоплива на транспорте до 10% является непростой задачей, и ее решение потребует значительного увеличения производства и импорта биотоплива.

С возникновением в конце XX – начале XXI в. глобального информационного общества, наряду с громадными возможностями, которые в связи с этим открылись перед человечеством, появились серьезные проблемы, нс известные ранее, а именно – преступное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) сетей и систем, а также противоправное воздействие на них. Обратной стороной информатизации общества стала проблема обеспечения информационной безопасности Интернет, как в целом для государств (борьба с информационными угрозами, киберпреступлениями и кибертерроризмом), так и для каждого человека (проблема защиты личных данных). Более того, на межгосударственном уровне появилась возможность использования информационного потенциала одними странами для подавления и подчинения других государств. Многие государства, как, впрочем, и международные организации, стали использовать ИКТ в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности и безопасности, соблюдения принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и свобод человека.

Действующее международное право не содержит определения кибертерроризма. Его принято рассматривать либо в контексте расширительного толкования понятия "терроризм", либо как подвид киберпреступлений. Указанные проблемы носят комплексный характер и требуют государственно-правового регулирования, создания специальных мер для борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом. Формирование единой межгосударственной политики борьбы с компьютерными преступлениями является одним из основных условий эффективного противодействия данному виду преступления. Начиная с конца XX в. такие авторитетные международные организации и форумы, как ООН, ОЭСР, Совет Европы, "Большая Восьмерка", ЕС и СНГ, обратили пристальное внимание на указанную проблему. Вместе с тем только в рамках Совета Европы и СНГ удалось создать обязательные к исполнению международные договоры в сфере борьбы с киберпреступностью: Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях 2001 г. и Дополнительный протокол к Конвенции о компьютерных преступлениях относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем 2003 г., а также Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации 2001 г.

Другой проблемой в рамках поддержания международной информационной безопасности является трансграничное перемещение данных. Дискуссия но международноправовым проблемам вторжения в частную сферу, вызвана тем, что современные технологии облегчили идентификацию и отслеживание личных данных. Защита данных определяется как защита прав и свобод и важнейших интересов индивидов в отношении обработки личной информации, касающейся их, в частности в ситуациях, в которых ИКТ облегчают процедуры обработки. Защита данных стала предметом особого внимания международного сообщества с конца 1960-х гг. в таких международных организациях как ООН, ОЭСР, ЕС и Совет Европы. Так, в рамках Совета Европы действует Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 г. В рамках ООН было принято решение обратиться к кодификации и прогрессивному развитию правовых вопросов, связанных с Интернет. Группа по планированию Комиссии международного права ООН в 2006 г. рекомендовала, а Комиссия одобрила включение в долгосрочную программу работы Комиссии несколько тем для кодификации и прогрессивного развития, среди них была тема: "Защита личных данных при трансграничном перемещении информации". Однако данную тему на сегодняшний день пока не включили в программу работы Комиссии. Нет сомнений в том, что принятие единого международно- правового акта в сфере защиты личных данных при трансграничном перемещении информации будет способствовать поддержанию режим информационной безопасности, кодификации и прогрессивному развитию международного нрава, более строгой международной защите прав человека, которые благодаря новым техническим открытиям подвергаются все новым и новым ограничениям.

Новым вызовом для глобальной безопасности стала проблема обеспечения и поддержания безопасности в космосе. Космос используется не только для чисто научных исследований, но и для связи, смягчения последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, телемедицины, дистанционного обучения и др. Учитывая зависимость мира от космоса в плане развития, странам надо работать сообща над защитой этого природного ресурса. Перебой в использовании космоса мог бы причинить вред нашей повседневной жизни по причине возросшей зависимости от технологий, опирающихся на космос, например сотовые телефоны, спутниковое телевидение, системы глобального местоопределения и т.д.

Цель космической безопасности должна состоять в том, чтобы обеспечивать и поддерживать свободу исследования и использования космоса для всех. Сегодня мы сталкиваемся со многими вызовами космической безопасности, включая орбитальную скученность , космический мусор, использование ядерных источников энергии, перспективы создания Международной космической организации, эффекты космической погоды и, разумеется, возможное применение космического оружия. И эти вызовы нельзя недооценивать.

В целях поддержания космической безопасности в 2007 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора, а с 2008 г. в рамках Конференции по разоружению рассматривается проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе. Данный договор в случае его реализации будет содействовать не только недопущению появления оружия в космосе, но и обеспечению предсказуемости стратегической ситуации, а также международной безопасности. В этом заинтересованы все государства, пользующиеся благами мирного космоса. Обсуждения этого проекта в различных форматах, в том числе и на международных конференциях, продемонстрировали высокий интерес к нему со стороны мирового сообщества. В целом, космическая безопасность носит хрупкий характер, и в долгосрочном плане вопрос ее поддержания остается открытым.

  • Конференция по разоружению была создана в 1979 г. как единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. В круг ведения Конференции по разоружению включены фактически все проблемы многостороннего контроля над вооружениями и проблемы разоружения. Конференция осуществляет свою работу на основе консенсуса. Проблема состоит в том, что 12 лет подряд ее участники не могли утвердить повестку дня.