Пациент подавился: мысли о ближайшем будущем рпц. Причины острой нехватки воздуха во время кашля

Повседневная жизнь полна неожиданных, а часто и очень банальных ситуаций, когда жизнь человека повисает на волоске и на ее спасение дается только очень небольшое количество времени. Одна из таких ситуаций — внезапное удушье человека, спровоцированное тем, что он чем-то подавился. От этого каждый год умирают около 3800 людей. Мы расскажем вам, что делать, если человек подавился и не может нормально дышать.

Не зря уже с малого возраста родители повторяют: «не разговаривай, когда ешь, не смейся, сиди спокойно» — чаще всего подавиться можно именно во время приема пищи. Взрослые могут подавиться мясом, а дети и другими продуктами. Основные причины этого не приятного явления — глотание слишком больших, не до конца дожеванных кусков пищи, употребление алкоголя (поэтому часто люди давятся именно во время праздников), зубные протезы для людей пожилого возраста и уже упомянутые разговоры, смех, игры при приеме пищи. Человек давится тогда, когда пища или инородное тело, находящееся во рту, попадает не в пищевод, а в дыхательные пути и создает препятствие для попадания воздуха в легкие.

Частичное и полное удушье

Возможны два варианта внезапного удушья — полное и частичное. При частичном удушье инородное тело сужает дыхательные пути, но полностью их не забивает, а при полном удушье дыхательные пути полностью забиваются. Обычно инородное тело застревает на высоте голосовых связок, оставляя частичный вход в трахею около голосовых связок, или инородное тело бывает меньше, чем голосовым связкам ограниченное отверстие и падает в трахею, отчасти сужая ее просвет. В таком случае человек может вдохнуть, кашлять, разговаривать, но из-за суженных дыхательных путей и кашля дыхание бывает не нормальное, возникает дыхательная недостаточность. В случае смещения инородного тела в сторону голосовых связок частичное удушье может стать полным.

Полное удушье возникает тогда, когда инородное тело бывает большего размера, чем отверстие, ограниченное голосовыми связками (вход в трахею), и, застряв в этом месте, ее полностью забивает, в таком случае воздух в легкие не может ни войти, не уйти. Таким образом, человек не может вдохнуть, выдохнуть, говорить, кашлять, подходящую помощь надо оказывать как можно быстрее, иначе пострадавший умирает.

Человек, который подавился, может быть трудно управляемым, метаться из стороны в сторону, не разрешать вам оказывать помощь — не пробуйте ему помочь силой, наблюдайте за ним, и ему потеряв сознание приступите к начальному этапу реанимации.

Как помочь?

Частичное удушье

Подавившийся человек остается в сознании, может кашлять и разговаривать.

Действия

  • Наблюдайте за пострадавшим, не оставляйте его.
  • Кашель — самый лучший способ удаления инородного тела из дыхательных путей.
  • Не стучите пострадавшему между лопатками — это может мешать ему эффективно кашлять.
  • Не делайте приема Геймлиха: во время этого приема, выталкивается остаток воздуха, который остается выдохнув, поэтому этого остатка воздуха в легких может не хватить для эффективного приема Геймлиха при полном удушье.
  • При задержке такого состояния, вызывайте скорую помощь.

Полное удушье

Если дыхательные пути полностью блокированы, человек не сможет разговаривать. Принимать меры надо в тех случаях когда:

  • Человек дает знак, что он подавился — большим и указательным пальцами обнимает шею.
  • Не может ответить на вопрос: «Можете ли вы говорить?»
  • Кашель слабый, не эффективный.
  • При дыхании появляется свист.
  • Дыхательная недостаточность усиливается.
  • Человек начинает синеть.
  • Теряет сознание.

Действия

  • Пять раз стукните пострадавшему между лопатками.
  • Если состояние человека не улучшается, используйте прием Геймлиха пять раз (сделайте 5 толчков).
  • Эти действия выполняйте поочередно, пока удалится инородное тело, мешающее дышать, или пока человек не потеряет сознание.
  • Пострадавшему потеряв сознание, начните начальную реанимацию: сделайте два вдоха изо рта в рот и 30 раз нажмите на грудь. Эти действия повторяйте. Перед тем, как делать вдохи, раскройте рот пострадавшего и осмотрите полость рта. Если заметите во рту инородное тело, осторожно вытащите его.

Даже сделав очень глубокий выдох, в легких остается сколько-то воздуха, который под действием внешней силы (нажимом) можно вытолкнуть из легких. Таким способом получаемый эффект похож на выстрел пробки шампанского.

Нажим делайте так: встаньте пострадавшему за спиной, обнимите его одной рукой через талию, осторожно нагните человека вперед, сожмите руку в кулак и приложите ее к верхней части живота пострадавшего чуть ниже ребер. Другой рукой охватите свой кулак на высоте желудка пострадавшего и, действуя обеими руками, резким движением тяните человека на себя, как будто вы хотите его поднять. Эту процедуру повторяйте пять раз.

Специфические случаи

Наверное, у многих возникает вопрос: что делать, если я подавился, находясь в помещении в одиночку? Кто поможет предпринять все эти действия? Или если помощь надо оказывать беременной женщине или малышу — ведь они более чувствительны, чем все другие? В таких случаях следуйте этим советам.

Вы одни в помещении

Исполните прием Геймлиха сами: кулак одной руки положите на предназначенное для этого приема место (на среднюю линию области живота, над пупком, сразу ниже конца грудины), тогда другой рукой охватите свой кулак и быстрым движение нажмите его вверх. Обопритесь на рядом находящийся стабильный объект, например, спинку стула, раковину и всем телом нажмите на него. Имейте ввиду, что вешь, на которую вы будете опираться, должна не иметь острого конца.

Подавилась беременная женщина или полный человек

Выполняя нажимы подавившемуся человеку, находящемуся в сознании, руки кладите не на живот, а на грудь: встаньте рядом, обнимите грудь со стороны спины, ладони, сжатые в кулак, положите на среднюю часть грудины на высоте сосков. Выполните пять нажимов. Дальнейшая последовательность действий стандартная.

Что делать, если подавился ребенок

В этом абзаце мы расскажем о том, как вести себя, если подавился маленький ребенок, который еще слишком мал, чтобы объяснить это родителям. То есть нас больше интересует, как оказывать помощь младенцу, так как более взрослому ребенку подходят действия, о которых мы уже говорили выше.

Голова у малыша обычно довольно большая и тяжелая, но мышцы шеи у них слишком слабы, чтобы они могли удерживать стабильное положение головы при ударах в спину, поэтому, неправильно оказывая помощь, из-за резких движений головы ребенок может получить травму шейного отдела позвоночника. Строго запрещено и трясти ребенка, держа за ноги вниз головой. Если думаете, что малыш подавился (сам сказать он не может) — он находится в сознании, но не плачет, не может кашлять, перестал дышать, помощь оказывайте таким способом:

  • Положите ребенка на спину на предплечье своей правой руки, а кистью держите его головку.
  • Предплечье другой руки положите малышу на грудь и пальцами охватите нижнюю челюсть.
  • Поверните ребенка и держите его на предплечье левой руки таким образом, чтобы голова была немного ниже. Основой ладони свободной руки пять раз сильно ударьте по спине между лопаток. Рука будет более стабильной, если ею обопретесь на чуть согнутое бедро ноги той же самой стороны.

Если эти действия не помогли удалить инородного тела, придерживая головку малыша кистью свободной руки, а предплечье, приложив к спине, положите ребенка, перевернутого вниз головой, и пять раз двумя пальцами резко нажмите грудину на высоте линии, соединяющей сосочки (глубина нажимов — 1,5 см — 2,5 см). Рука будет более стабильной, если ею обопретесь на бедро ноги.

Эти действия повторяйте до того, пока малыш начнет дышать, кашлять, плакать или не потеряет сознания. При потере сознания приступите к начальному этапу реанимации, о котором мы уже говорили выше.

Яков Кротов: Сегодняшний выпуск нашей программы будет посвящен делу епископа Григория Лурье. Владыка Григорий в Петербурге и будет говорить оттуда по телефону. В первой половине нашей программы будет журналистка газеты "Московский комсомолец" Екатерина Валерьевна Петухова, автор одной из многочисленных статей, в которых речь идет о деле владыки Григория.

Но прежде я кратко представлю, собственно, главного героя нашей программы. Епископ Григорий Лурье известен, прежде всего, тем, что это практически единственная в Петербурге церковь, единственный храм, где он служит, который не входит в юрисдикцию Московской Патриархии, из православных церквей, я имею в виду, с середины 90-х годов. Но я бы сказал, что может быть еще более веса имени владыки Григория Лурье добавляет то, что он очень крупный историк, начинал с изучения Эфиопии, эфиопского древнего христианства, к сегодняшнему дню занимается широким спектром вопросов истории святоотеческой мысли, древнерусского богословия, автор нескольких монографий на эту тему. Как, к сожалению, редко бывает, он мог бы и не быть архиереем, но те книги, которые он писал, лекции, с которыми он выступает на международных конференциях и в России, это солидный багаж, и даже те люди, которые критически относятся к его церковной деятельности, все равно не могут отрицать его выдающихся заслуг, как историка. Это очень прочный, я бы сказал, тыл.

Тогда я попрошу владыку Григория вкратце рассказать об истории его прихода и почему, на его взгляд, именно сейчас на этот приход, на этот храм идет, ну не атака, но, во всяком случае, волна проверок со стороны Министерства внутренних дел. Прошу Вас, владыка.

Григорий Лурье: Я бы сказал, что идет все-таки атака, но не со стороны Министерства внутренних дел, а со стороны даже не знаю, кого, тех, кто устроили эту кампанию в прессе. Со стороны Министерства внутренних дел идет достаточно сейчас рутинная работа, вполне нормальная и она не мешает нашей приходской жизни. Но я все-таки скажу кратко об истории нашего прихода.

Наш приход образовался в составе Зарубежной церкви в 1997 году, когда наш приход во главе с настоятелем и вместе с новопостроенным храмом вышел из состава Московской Патриархии. После этого была в том же 1997 году трагическая история, когда наш настоятель был убит, и потом я, как второй человек в приходе, оказался первым и через некоторое время, это уже был 1999 год, я был рукоположен митрополит Суздальским Валентином в священный сан. После этого наш храм был открыт уже как храм Российской Православной Автономной Церкви, в качестве которого он существует и поныне. Эта Российская Православная Автономная Церковь является официально зарегистрированной религиозной организацией в Российской Федерации. Наш приход является местной религиозной организацией этой Российской Православной Автономной Церкви, который так же имеет государственную регистрацию. Мы служим на тех же примерно основаниях, с точки зрения внешнего наблюдателя, что и любой храм Московской Патриархии. Но при этом у нас на дверях висит табличка, где говорится о другой юридической принадлежности нашего храма. Поэтому не идет речь ни о какой конфессиональной анонимности. Не говоря о том, что если кто-то причащается в нашем храме, то он причащается именно у нас, а не в Московской Патриархии, здесь должен быть сделан выбор. Это что касается истории нашего прихода. В силу дальнейших обстоятельств в 2008 году я был рукоположен в епископы Петроградские и Гдожские, тот же титул, который был у последнего признаваемого нами законного митрополита Петроградского Иосифа, который был в 1937 году расстрелян и который в нашей церкви почитается, как святой мученик, а Московской Патриархией пока что не почитается.

С чем связаны нынешние проблемы? Тут много разных уровней, но, если говорить в общем, у нас сейчас происходит в государстве некое изменение политической системы, которая касается так же религиозной сферы. Мы все видим, что Московская Патриархия, РПЦ МП (Русская Православная Церковь Московского Патриархата) становится квазигосударственной структурой. Конечно, она не может становиться государственной структурой де-юре, но де-факто мы видим подобные процессы. Естественно, что разные чиновники, правоохранительные органы и вообще представители государства начинают воспринимать ее, Московскую Патриархию и ее интересы, как интересы более или менее государственные и выстраивают свою собственную деятельность в соответствии с этим. И вот с этим, мне кажется, связана сейчас наша история. Я бы в этой истории выделил два уровня: первый - это уровень, собственно, возбуждения каких-то обвинений и деятельности в наш адрес Центра Э, разработки которого и легли в основу этих обвинений, и уровень более высокий, который связан с совершенно небывалой по своим масштабам кампанией в прессе и в СМИ. Одних только телепрограмм было около десятка, в том числе по центральным каналам, такого просто не припомнить на религиозной почве ничего.

Если говорить о Центре Э, то там есть общая структура этого центра по всем регионам.

Яков Кротов: Владыка, я прошу прощения, что такое Центр Э?

Григорий Лурье: Это особый, недавно созданный в рамках Министерства внутренних дел департамент для противодействия экстремизму. Он имеет свою структуру какую-то, которая повторяется одинаково во всех регионах. В этой структуре есть отдел по противостоянию религиозному экстремизму наряду с тем, что там есть и отделы по другим видам экстремизма. Нельзя ведь сказать, что проблемы именно с религиозным экстремизмом во всех наших регионах одинаковые. Понятно, что религиозный экстремизм - это ловить ваххабитов каких-то. А что делать в Санкт-Петербурге, где просто не хватает ваххабитов, которых к тому же еще и ФСБ, наверное, в какой-то степени ловит.

Яков Кротов: Спасибо, Владыка, я Вас прерву, если можно. Я просто все-таки хотел бы дать справку. В Петербурге сейчас, кстати, идет кампания и против мусульман, которых обвиняют в экстремизме, централизованная одна исламская организация совместно с МВД ведет кампанию против тех мусульман, которые кажутся «неправильными». Что до ловли ваххабитов, как законного способа борьбы с экстремизмом, то я бы хотел все-таки в порядке справки напомнить, что целая страна - Саудовская Аравия - исповедует ваххабизм и, боюсь, что если так последовательно вести борьбу с ваххабизмом, то придется добираться даже туда. Разумно ли это? Не следует ли где-то провести черту и остановиться?

Владыка, если можно, я задам как всегда провокационный вопрос, хотя это тавтология, - либо вопрос провокационный, либо он не вопрос. Я спрошу так. Русская Православная Церковь за рубежом, церковь, созданная представителями белой эмиграции, во многом монархическая, не принимавшая экуменизма, который отличал тех эмигрантов, как, например, Бердяев, отца Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Льва Зандера, может быть даже больше, которые были нацелены на экуменизм, сохраняли связь с Московской Патриархией, Бердяев завещал ей свою виллу в Кламаре, она и по сей день принадлежит Московской Патриархии. Зарубежная Церковь - это церковь, скорее, не приемлющая либерализма и экуменизма. Насколько я понимаю, Вы скорее разделяете эти позиции. Так вот ехидный вопрос. Если бы Ваша церковь пришла к власти, если бы восстановился или организовался тот идеальный порядок, который идеал Ваш личный и Вашего направления, по этому идеалу смогла бы существовать Московская Патриархия, экуменисты, либеральные христиане, старообрядцы, или в этот идеал входит картина такой симфонии государства и церкви, при которой инаковерующим и инославным делать нечего? То есть, не страдаете ли Вы от того, от чего бы другие пострадали, будь Вы на месте Московской Патриархии?

Григорий Лурье: Отец Яков совершенно прав, что наше направление понимания православия антиэкуменическое, строгое и так далее. Но одно дело понимание православия, другое дело - понимание нашей современной народной и государственной жизни. Народ у нас в массе своей не имеет серьезной религиозности, это уже постправославная, постхристианская цивилизация и единство его может быть только какое-то светское и социальное, его нельзя объединять религиозной идеей. Поэтому государство должно быть светским. А если государство светское, то тогда требуется, чтобы все религии жили отделенными от государства и выстраивали отношения между собой так, как уж у них получится.

Если представить себе фантастически, что какие-то наши прихожане приходят к такой полноте власти, что могут по-своему выстраивать государственный строй в России, то, конечно, они бы строили государство светское, в котором все религиозные организации были бы в одинаковой степени отделены от государства, и в отношения между ними государство бы не вмешивалось. Поэтому в плане чисто политическом мы как раз стоим на либеральной точке зрения, что не должно государство вмешиваться в споры. Государство реально сейчас может быть только светским, а уж если оно светское, то тогда не надо никакой государственной церкви.

Яков Кротов: Роман из Сергиево Посада. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. Отец Яков, у меня вопрос к Вам и к отцу Григорию такого характера. В прошлом году Вы не один раз и в начале декабря, в том числе, говорили и поясняли по поводу Сергия Радонежского, что он, несмотря на свою святость, имел, как Вы выразились, крепостных людей. У меня вопрос к отцу Григорию и к Вам, как к историку. Я знаю, что крепостное право было введено Петром Первым и еще до него его отцом в начале XVIII-го века. Крепостных людей при Сергии Радонежском быть не могло.

Яков Кротов: Роман, вопрос понятен. Здесь некоторое недоразумение. Крепостное право на Руси существовало издревле, с 10-го века, с 11-го тем более. В конце 16-го, когда родилась поговорка «вот тебе, бабушка, и Юрьев день», было ограничено право крепостных переходить от одного хозяина к другому, но это совсем не создание крепостного права, а его ужесточение. Поэтому нельзя сказать, что крепостное право появилось при Петре, сохранились подлинные грамоты 14-го столетия, по которым Троице-Сергиеву монастырю дарились земли, села, населенные крепостными людьми, которые были «крепки» монастырю. Из песни слова не выкинешь, это ничего не говорит о святости или несвятости преподобного Сергия, мне кажется. Владыка Григорий, может, что-то добавит.

Григорий Лурье: Я к этой оценке присоединюсь. Конечно, я сам сторонник и у меня эта точка зрения выражена в книге "Русское православие между Киевом и Москвой", которая вышла в 2009 году. Несмотря на то, что в Церкви возможны разные пути монашеской жизни, все-таки правы были нестяжатели применительно к российской ситуации, а их оппоненты в том, в чем они спорили с нестяжателями, совершали исключительно ошибки. Только вся их эта деятельность, которая была против политики нестяжателей, пошла во вред русскому православию. Это большая тема, я тем более в книге на ней остановился и сейчас, наверное, невозможно развить.

Яков Кротов: Хорошо, владыка Григорий. Подключилась к нам, за что ей отдельное спасибо, Екатерина Валерьевна Петухова, автор статьи "Отпетые священники" из "Московского комсомольца". Екатерина Валерьевна, к вопросу о стяжательстве и нестяжательстве, Вы в Вашей статье пишете, Вы цитируете слова одного из свидетелей, что "в храме помолиться стоило недешево, за самую простую свечку, цена которой 3 рубля, в этой церкви просили аж 60". Екатерина Валерьевна, как бы Вы для слушателей синтезировали суть своего обличения в адрес владыки Григория.

Екатерина Петухова: Вадима Лурье.

Яков Кротов: Хорошо, называйте, как хотите Вы.

Екатерина Петухова: Как себя называет отец Лурье, поэтому, чтобы всем было понятно, о ком идет речь, я конкретизировала. Когда мы писали этот материал, мы достаточно много переработали информации, прочитали много материалов питерских журналистов, которые писали о нем уже не год, не два, не три. Суть нашей публикации в том, что этот человек, который изначально являлся раскольником от Автономной Церкви, он умудрился еще и от них отколоться. То есть они даже лишили его права на священнодейство. Тогда он организовал свою церковь, где выставляли фальшивые мощи. Ладно, что там свечи стоили не 3 рубля, а 60 рублей, конечно, это ужасно, но то, что выставляли фальшивые мощи и за это брали огромные деньги, чтобы люди могли к ним приложиться… Там были мощи Серафима Саровского, там якобы были мощи святителя Николая и других очень почитаемых в христианском мире святых. Поэтому, конечно, деятельность таких людей стоит разоблачать, тем более, когда, можно сказать, надругались над телами мертвых и проводили обряды отпевания, не имея на то никакого права, человек все-таки ушел в мир иной. Это, конечно, очень печальный момент.

Яков Кротов: Екатерина Валерьевна, то есть я правильно понял, что Вы сами в Петербург не ездили, Вы писали по материалам?

Екатерина Петухова: Мы в Петербург не ездили. Когда-то об отце Лурье писал огромный материал МК в Питере, и журналисты из МК в Питере нам очень много рассказали об отце Лурье. Мы как бы не имели возможности на два дня поехать в Питер и вернуться. Может быть, мы вернемся к этой теме позже и обязательно съездим в Питер и покопаем подробнее, напишем большой материал об этом.

Яков Кротов: Екатерина Валерьевна, тогда такой вопрос. Все-таки "Московский комсомолец", мне кажется, по старым воспоминаниям, я давно не читал газету, наверное, это сейчас не орган уже горкома ВЛКСМ, но все-таки это газета светская. Может ли светская газета и должна ли светская газета присваивать той или иной группе духовенства, той или иной конфессиональной организации титул «раскольники», а кому-то титул «канонические»? Если бы Вы писали, скажем, в газете, в органе Московской Патриархии, название "раскольники", мне кажется, было бы уместным. А в светской газете стоит ли употреблять такие термины?

Екатерина Петухова: Это на самом деле для меня лично вопрос сложный. Тут у меня две позиции, позиция журналиста и позиция просто верующего человека, который, так скажем, истинно верит, ходит в церковь, причащается. Я не знаю, может быть, мы не имеем действительно права называть его раскольником, но как бы если Церковь называет его раскольником, мы же все-таки не журнал о звездах, у нас очень много серьезных каких-то материалов, в том числе и о церкви, о делах духовных, у нас есть журналист Сергей Бычков, прекрасный, который очень подробно освещает все моменты эти. Почему нет, если это признанный раскольник?

Яков Кротов: Он признан одной организацией, а другой - нет. Еще один, если можно, вопрос. Все-таки фальшивость, подложность мощей. Дело в том, что мне, как историку... Вот у нас была передача недавно о культе Николая Чудотворца. Дело в том, что историк вообще не посмеет говорить о том, что мощи, частицы мощей святителя Николая, которые есть в России, подлинные ли они. Это чрезвычайно сложный вопрос. В Средние века фальшивок плодилось много и, я боюсь, многие из них до сих пор выставлены в храме. Назвать мощи фальшивыми… На чем Вы основывались, на документах следствия? Потому что это довольно ответственное заявление.

Екатерина Петухова: Естественно, мы основывались на материалах следствия, правоохранительные органы питерские дали правовую оценку той деятельности, которая происходила в этом храме, и тем обрядам, которые совершала эта группа людей. По поводу мощей, как раз они сказали, что да, действительно это были мощи фальшивые, это не были истинные частицы мощей, привезенные из Дивеево, там, где находится батюшка Серафим.

Яков Кротов: Екатерина, кто определял, подлинные или нет? Видели ли Вы акт экспертизы?

Екатерина Петухова: Акт мы не видели экспертизы. Но я лично звонила в Центр Э питерский, центр по борьбе с экстремизмом, который как раз последний раз разоблачил эту группу людей, там мне сказали, во всяком случае, что "мощи" поддельные и что деятельность неправомерная. Всё, что я могу сказать.

Яков Кротов: А что, на Ваш взгляд, экстремистского в деятельности этой общины? Почему этим должны заниматься Э?

Екатерина Петухова: Я сама, кстати, немало удивилась, когда я узнала, что этим занимался Центр Э, центр по борьбе с экстремизмом. Для меня это, точно так же, как для остальных, загадка. Я не знаю, в чем здесь экстремизм, я не могу ответить на этот вопрос, потому что я лично не вижу здесь экстремизма.

Яков Кротов: Тогда, наверное, последний вопрос, потому что я слышу, что Вы уже к храму подходите. Если в редакцию "Московского комсомольца" придет письмо от прихожан храма, от самого владыки Григория, газета, на Ваш взгляд, есть шанс, что опубликует письмо или как?

Екатерина Петухова: Я думаю, что есть шанс, причем немаленький шанс. Наша газета, в общем-то, славится тем, что она дает несколько позиций. Если в сегодняшнем номере мы выступаем с какой-то критической оценкой какого-то человека или группы людей, то не факт, что на следующий день, получив какие-то новые доказательства, новые документы или свидетельства людей, мы не напишем какое-то не то, что опровержение, а материал с какой-то противоположной оценкой той же самой группы людей или одного человека. Поэтому это вполне возможно.

Яков Кротов: Спасибо огромное, Екатерина Валерьевна. Благослови Вас Господь. Я даю тогда справку небольшую. Дело в том, что Сергей Сергеевич Бычков действительно блестящий журналист "Московского комсомольца", в течение десяти лет вел кампанию против митрополита Кирилла Гундяева, называя его «табачным митрополитом», писал статьи о его торговле водкой и табаком, но, видите, теперь уже этого не пишет и возобладала в нём другая позиция. Так что можно надеяться, что и в вопросе о вл. Григории возможна у «московских комсомольцев» некоторая динамика. [После новостей.]

Мы продолжаем программу "С христианской точки зрения", посвященную "делу" владыки Григория Лурье, в кавычках, потому что дело архиерея проповедовать Евангелие, помогать людям в духовной жизни, а вовсе не разбираться с милицией, кто подлинный, кто не подлинный. Во всяком случае, такова христианская точка зрения.

Сейчас уже, к сожалению, Екатерина Валерьевна пошла по своим делам, а владыка Григорий имеет возможность ответить, собственно, на инвективы, на обвинения в свой адрес.

Григорий Лурье: Отец Яков уже ответил по сути дела на основные инвективы. Подлинность наших мощей, то есть мощей, которые в нашем храме выставлены, определяется центром. То есть у нас милиция, да еще и по борьбе с экстремизмом, ее подразделение, определяет подлинность мощей.

Яков Кротов: Да, но, владыка, я прошу прощения, что я перебиваю. Мощи, - реально на экспертизу их брали у Вас?

Григорий Лурье: Нет, конечно, никто не брал, это они на глаз все определили. Зачем милиционерам брать мощи на экспертизу? Куда они их понесут после этого, мощи?

Яков Кротов: А вот Екатерина Валерьевна в своей статье, в том числе, вместе со своим соавтором пишет, что Вас было сложно принять за священника, Вы одевались, как байкер.

Григорий Лурье: Ой, это самое замечательное утверждение в прессе. Дело в том, что степень креатива именно этой статьи просто глубоко поразила всех, кто более-менее знал ситуацию. Потому что в косухе, как байкер, не только я никогда в жизни не одевался, но около нашего храма вообще людей в такой одежде почему-то не ходило, вот так сложилось. Я бы, кстати, был непротив, если бы байкеры обращались бы и становились нашими прихожанами, но этого тоже не случилось. Поэтому это просто какие-то чертики у нее в глазах или не у нее, а у ее информатора, я не знаю. Это, в общем-то, качество журналистики показывает, именно это место в статье для тех, кто какие-то другие моменты может и не разобрать.

Яков Кротов: Почему у Вас в храме свечи стоят дороже, если это правда, что у Вас за трехрублевую просят 50.

Григорий Лурье: У нас действительно свечи стоят дороже, зато основные требы, как, например, крещение, - бесплатное. Потому что мы не хотели бы, чтобы нашими прихожанками становились такие бабушки, которым все равно, в какую церковь ходить, и они обычно идут туда, где свечки дешевле. На самом деле, с точки зрения церковной выручки безразлично, сколько стоят свечи, потому что люди тратят примерно одинаково на свечи. Но просто есть контингент таких бабушек, которые ходят в тот храм, где свечи дешевле, и они совершенно при этом не интересуются ничем, кроме междусобойчика такого, у них клуб по интересам тут, а вот что надо причащаться, исповедоваться и вообще как-то на службе стоять внимательно, это очень трудно в такой среде. А мы хотели бы наших прихожан, я позволю себе это слово, отучить ставить свечки. То есть немножко можно, а вот увлекаться этим не надо. В церкви нужно стараться слушать содержание богослужения, стараться причащаться и исповедоваться часто, вот это действительно важно. И мы хотели бы переключить внимание наших прихожан от свечек на то, что действительно следует делать в церкви.

Яков Кротов: Спасибо. Я замечу, что если бы свечи продавались в этом храме дешевле, чем в храмах Московской Патриархии, это тоже было бы поставлено, скорее всего, в вину, как приманивание и заманивание. В других статьях, посвященных владыке Григорию, писалось в качестве обвинения, что он смеет носить рясу и подрясник, тогда как он раскольник, значит должен ходить, видимо, в "косухе". То есть, что ни одень, а все равно подошьют к делу.

Аркадий из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Здравствуйте. Я, конечно, не знал подробностей этого дела, но для меня уже было достаточно того, что сказала эта деятельница из МК, что она воспользовалась с чужих слов посторонним компроматом, сама даже не утрудилась побывать на месте, хотя Питер не дальний свет. Наши журналюги и журналюстки деятели известные и здесь, конечно, явно имел место госзаказ, который необязательно даже формулировать конкретно, это все чувствуется. Но, Вы знаете, здесь ведь очень старые корни этой линии. Это началось не при советской власти и даже не при Петре, и задолго до имперской централизации. Тут даже примеры были не при Иване IV. Вспомните, когда митрополит Исидор принял флорентийскую унию, так Василий II его не только сместил, а даже заключил в узилище, а это было аж в 1429 году. То есть корни здесь очень старые и, боюсь, с этой привычкой будет тяжело справиться.

Яков Кротов: Спасибо, Аркадий. Владыка Григорий, Вы специалист еще и по 15-му веку, и по православно-католическим отношениям. Вы как, заключили бы владыку Исидору в тюрьму или нет?

Григорий Лурье: Нет, я бы его просто не принял в качестве митрополита, если бы от меня это зависело. Но, как я в этой книжке, о которой уже говорил, "Русское православие между Киевом и Москвой", написал, дело в том, что позиция великого князя была такая, чтобы подумать, принимать или не принимать унию. И там шла торговля. Поэтому надо было не принимать и не принимать. То есть надо было его подержать как-то под рукой, чтобы поторговаться с патриархом и императором Константинополя. Но пока там торговались, он сбежал в Тверь, а там тоже еще задержался. Поэтому там очень много было политики. Но, на мой взгляд, конечно, унию принимать было нельзя и просто митрополита Исидора надо было выслать из страны, не задерживая.

Яков Кротов: Наталья из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. У Вас, как всегда, самые сливки общества собираются. Я тоже слышала об этом конфликте. Безумно хочется разобраться, что там на самом деле происходит. В частности, у меня вопрос такой. Владыка Григорий, все-таки происхождение мощей будет определяться статьей 159-й, то есть, было мошенничество или не было. Это как бы ясно. По поводу экстремизма. Что для Вас понятие догматики вообще, существует ли оно? И в курсе ли Вы, что это очень мощная опора, сила и значение для православных людей? И раскол, как таковой, угрожает действительно России на государственном уровне. А в плане экстремизма, Вы знаете, у нас есть уже православный социализм, у нас есть сталинисты, для меня они экстремисты. Ваххабиты вчера расстреляли выходящих из мечети, своих, кровных, только за то, что они не ваххабиты в понимании их, то есть не радикальное крыло. У нас то же самое. Если сейчас начнись какая заваруха, коммунисты, которые требуют из гимна изъять слово "Бог". Завтра за то, что мы не с правильными священниками, не в правильной церкви (они все поуходили то к Вам, то к зарубежникам, кто к кому), они тоже всех поставят к стенке. В этом плане опасность реальная, опасность значительная, они опять утопят в крови, в братоубийственной войне. Они к Богу не пришли после убийства царя, вот сейчас они нам... Кашин тут выдвигает, они социалкой недовольны, чем хуже, тем лучше для них, и они так же хотят, как Ленин, как Сталин, тех же методов.

Григорий Лурье: Что касается подлинности мощей и статьи о мошенничестве, если будет что-то доказано относительно мощей, то тогда, пожалуйста, но сейчас даже в фабуле обвинения, а не просто в разговорах Центра Э ничего этого не звучит. «Радио Свобода» дал интервью в другой программе представитель Центра Э, где сам сказал, что относительно мощей, подлинности, никаких обвинений не предъявляется. Но я бы добавил к тому, что сказал он, что все-таки вопросы есть, на которые надо ответить. Мы, конечно, на них ответим.

Что касается того, что любое отвделение от Московской Патриархии является экстремизмом, то наша уважаемая собеседница сейчас высказала в простоте ту мысль, которую, конечно, постесняются высказать некоторые чиновники и работники правоохранительных органов, но которая у них созрела, что да, сейчас можно расширить понимание экстремизма, которое никогда определенностью такой не отличалось, за счет всяких людей, которые не имеют общения с Московской Патриархией. Да, дальше можно думать еще о старообрядцах на очереди и кто-нибудь там еще окажется. Действительно такая точка зрения возможна, но она является абсолютно неправовой. Кроме того, конечно, я считаю, что она не здравая. Я очень надеюсь, что, несмотря на распространение сейчас среди ряда чиновников и правоохранителей этой точки зрения, все-таки здравый смысл возобладает и в нашем государстве все-таки этой точке зрения будет дан отпор. То есть одной дело, когда просто некая гражданка как понимает, так и говорит, в принципе, частное лицо может иметь право на любые убеждения и заблуждения, но в плане государственном это очень опасная точка зрения, которая сейчас прозвучала в эфире, на мой взгляд.

Яков Кротов: Сергей Семенович из Московской области. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер, граждане. Извините, я сразу скажу, что я атеист. Но я считаю так, что если у нас церковь отделена от государства, то верующие должны ходить туда, куда им нравится, где им правильно проповедуют. А журналисты светских газет должны заниматься светскими проблемами. И если человек, который говорит, что ему петербургские журналисты что-то рассказали, туда-сюда, то, извините, грошь цена этому журналисту, как журналисту. В общем, я за то, чтобы отец Лурье как проповедовал, так и проповедовал бы, люди, которые к нему ходили, пусть ходят и на здоровье. У каждого из нас своя стезя. Спасибо.

Яков Кротов: Спасибо, Сергей Семенович. Владыка, можно вопрос-тест? Вы сторонник продолжения преподавания в школах религии, религиозной этики и так далее? Ваше отношение именно к секуляризации, о которой Сергей Семенович говорил, положительное или настороженное?

Григорий Лурье: Я сторонник секуляризации и я категорический противник Закона Божьего в школе. Потому что это способ отвадить детей от веры в Бога. Потому что то, что преподают в школе в обязательно порядке, если это идеология, а тем более, если это такие интимные вещи, больше, чем идеология, как вера, это, конечно, все вызывает обратную реакцию. Я считаю, что духовно огромный вред. Но сейчас, именно если говорить о той стадии этого эксперимента по введению преподавания религии в школе, который у нас сейчас проходит, то я вижу много поводов для оптимизма такого осторожного, сдержанного. Потому что светская этика, по-моему, является вполне нормальным курсом, который никому не повредит, а история религий разных, она тоже, по-моему, является вполне нормальным курсом, который может развивать мировоззрение ребенка, не навязывая в то же время никакого религиозного выбора. То есть я сторонник обоих этих предметов в принципе.

Яков Кротов: Татьяна из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. У меня как раз к Вам лично вопрос, отец Яков, даже не вопрос, а два замечания. Во-первых, я хочу напомнить, что 31 марта исполняется 65 лет с момента мученической кончины матери Марии Скобцовой в лагере в Германии. К великому сожалению, она Московской Патриархией не канонизирована, она канонизирована Константинопольской Патриархией. Хотелось бы слышать Вашу точку зрения на эту проблему. Во-вторых, просьба дать справку. Насколько мы знаем, произошло соединение Зарубежной Церкви с Московской Патриархией. Но, по-видимому, не все в Зарубежной Церкви, в том числе и Ваш сегодняшний гость, приняли это соединение. Нельзя ли рассказать более подробно, дать справку, какие произошли расколы уже внутри Зарубежной Церкви и кто принял и кто не принял это соединение.

Яков Кротов: Спасибо, Татьяна. О матери Марии скажу я в порядке справки, что совершенно необязательно и, собственно, излишне ждать ее канонизации в Московской Патриархии. Она погибла на территории канонической Константинопольского Патриархата, в концлагере "Равенсбрюк", и канонизация Константинопольским патриархом совершенно достаточна для тех, кто хочет молиться ей, как святой, в том числе и в храме. В этом смысле здесь отдельного подтверждения не требуется. Как и для канонизированных Московской Патриархией святых не требуется отдельное подтверждение от болгарского или константинопольского патриарха.

Что до разделений, проблем соединения Московской Патриархии с Зарубежной Церковью, то здесь, конечно, более компетентен владыка Григорий Лурье, которому и слово.

Григорий Лурье: Я с удовольствием дам пояснение. Этот процесс объединения части Зарубежной церкви с Московской Патриархией пошел уже с начала 90-х годов, только он сначала был не очень заметный. К концу 90-х он уже стал очень заметный и особенно после 2001 года, когда на Соборе Зарубежной Церкви низложили митрополита Виталия, первоиерарха тогдашнего, и избрали нового, но теперь уже тоже покойного митрополита Лавра. Первое разделение на этом пути произошло в 1995 году, когда разделилась Зарубежная Церковь и Российская Православная Автономная Церковь, которой принадлежит наш приход. А после 2001 года образовался еще ряд организаций, всего их основных три, а так может быть даже больше, пять, которые между собой не имеют официально общения, но реально мы друг друга признаем. Мы считаем, что у нас одна и та же вера, у нас хорошие отношения между клириками и мирянами. И, несмотря на отсутствие даже каких-то пока документов соответствующих, у нас миряне и монашествующие причащаются друг у друга. Это Русская Истинно Православная Церковь с центром в Омске, где во главе архиепископ Тихон Омский, и бывшие витальевцы, в частности, это церковь во Владивостоке, где владыка Анастасий. Сейчас самые последние, кто остались после того, как в 2007 году произошло объединение, это Зарубежная Церковь, ее часть во главе с митрополитом Одесским Агафангелом Пашковским.

Яков Кротов: Владыка Григорий, а в цифрах Вы могли бы примерно сказать, сколько приходов соединились с Московской Патриархией, сколько остались вне этого процесса?

Григорий Лурье: Если брать за всю историю, то, возможно, где-то 60-70 процентов объединились с Московской Патриархией. Дело в том, что то, что было на территории СНГ, в подавляющем большинстве, за совсем небольшим исключением, объединяться с Московской Патриархией, естественно, не стало. Потому что они для того и входили в свое время в Зарубежную Церковь, чтобы не быть с Московской Патриархией. Это касается не только России, но и Украины, и других стран бывшего СССР. А что касается дальнего зарубежья, то такими форпостами неприсоединения к Московской Патриархии стала, прежде всего, Южная Америка, а так же во Франции Леснинский монастырь старейший, он в юрисдикции архиепископа Тихона Омского. Так же есть, конечно, приходы в Северной Америке, в США и в Канаде, в Австралии, в Германии и вообще в Западной Европе.

Яков Кротов: Игорь из Краснодара. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер, уважаемые христиане. Это говорит Игорь Юрьевич Рогатый из Краснодарского края. На днях буду в Петербурге. Хотел бы узнать, как пройти в его храм, чтобы посмотреть, причаститься?

Григорий Лурье: Спасибо, мы будем очень рады. Легче всего найти страничку нашего храма в интернете: Церковь Святой Елизаветы, Петербург.

Яков Кротов: Владыка, не то, чтобы я хотел сказать дурное слово об интернете, но мне кажется, Вы лучше уж скажите, какая улица.

Григорий Лурье: Это угол Светлановского проспекта и улица Академика Байкова, напротив Северного рынка, еще можно сказать. Это близко от станций метро "Политехническая" и "Академическая". Но на страничке нашего храма есть карта, где указаны маршруты транспорта.

Яков Кротов: Спасибо. Николай из Мордовии. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. Поистине «Радио Свобода» говорит не только с христианской точки зрения, но, как говорится, если на самом деле свобода, братство, мир и любовь, но и даже атеисты, я слышал, как он сказал. Религию они презирают или отменяют, или не хотят признать. Но "религия" латинское слово, на русском языке означает во всех энциклопедиях "святыня", "благочестие", "набожность". Разве эти слова не святые, не бессмертные, не вечные среди человечества и даже над человечеством? Их дух, их разум и совесть, и стыд. А вот атеисты в 21-м веке, этого они не признают, религию.

Яков Кротов: Спасибо, Николай. Мне немножко боязно в присутствии владыки Григория, полиглота, говорить, но, по-моему, все-таки слово "религия" означает "связь". Слово "набожность", "благочестие" на латыни это "пиетас", отсюда "пьета ", название известного сюжета, где Богоматерь держит умершего Спасителя на руках после распятия.

Владыка, еще все-таки в числе обвинений и, в частности, я думаю, что именно это основной пункт, это отпевание в морге. Собственно, Екатерина Валерьевна говорила об этом, я так понимаю, что ее покоробило, что именно там, где речь идет об умерших, родственников умерших вводили в обман, потому что не сообщали, что это священники не Московской Патриархии, а те может быть и не захотели бы. Вы можете прояснить эту ситуацию с отпеваниями?

Григорий Лурье: Что касается отпеваний в морге, то в Петербурге существует общая практика, что во многих моргах действительно отпевают. Но в том морге, который находится с нашим храмом, как правило, отпевал священник Московской Патриархии, только в редких случаях отпевал священник нашего храма. Но там не было, вопреки тому, что говорит Центр Э, утверждения, что отпевает священник конкретно Московской Патриархии. Действительно там висела такая табличка о том, что благословлено митрополитом Иоанном в этом морге отпевание, она висела с тех пор, как состоялось это благословение. Но что отпевают именно священники Московской Патриархии или что часовня принадлежит Московской Патриархии, в морге никогда такого не было и быть не могло, потому что она, собственно говоря, собственность морга, эта часовня. А если люди приходят и хотят, чтобы их отпел православный священник, то есть их родственника отпел, они, как правило, хотят, чтобы был православный обряд, а не то, чтобы был московский патриарх за всем этим заказан. Дело в том, что такая постановка вопроса подменяет вопрос о православии вопросом о юрисдикции Московской Патриархии. Сейчас Московская Патриархия хочет просто поставить дело так, будто бы она дает сертификат на православие, что если без нее, то тогда Вы отказываетесь в каком-то море несертифицированного и, подразумевается, мошеннического псевдоправославия. Но мы имеем ровно такие же права совершать те же самые обряды.

Яков Кротов: Владыка, можно еще вопрос по статье. Потому что тут написано, что в 1997 году в Ваше храме началась приходская жизнь. Дальше цитирую: "Однако весной того же года отец Александр Жарков был отстранен от церкви, в июне принят РПЦЗ, в сентябре батюшка был убит". Когда в русском языке так выстраивается последовательность событий, то читатель понимает, что есть причинно-следственная связь, что его приняли в Зарубежную Церковь, и его убили. Следствие велось? Чем завершилось? И что, на Ваш взгляд, стоит за этой историей?

Григорий Лурье: В данном случае факты действительно изложены правильно, а то они часто перевираются в этой статье. Следствие ведется до сих пор. Из моих недавних разговоров с соответствующими сотрудниками ГУВД, не теми, которые ловят несуществующих экстремистов, а с теми, которые ловят действительно убийц, следует, что они и сейчас надеются на какое-то раскрытие этого дела. Конечно, у нас есть какие-то гипотезы и дело это не закрывается за сроком давности. Но, если говорить на данный момент, то дело это не раскрыто. А причины здесь, конечно, не в том, что кого-то могли убить за переход в Зарубежную Церковь. Дело в том, что отец Александр же не просто перешел в Зарубежную Церковь, но он сделал так, чтобы храм не остался в Московской Патриархии, где он юридически никогда и не был. И когда стало ясно, что Московская Патриархия без отца Александра, то есть новый настоятель, который там оказался не смог осуществлять богослужение в этом храме, храм был закрыт строителями, которые были собственниками на тот момент этого здания и юридически это оспорить решение было невозможно (попытались оспорить и убедились, что невозможно), вот через некоторое время после этого только отец Александр был убит. Если, конечно, оставаться строго на правовой точке зрения, то дальше у нас только знаки вопросов. Я дальше ничего говорить не могу. Конечно, у меня есть некоторые предположения, что там происходило дальше.

Яков Кротов: Давайте тогда с зыбкой почвы предположений перейдем на твердую почву веры. Вот Лазарева суббота сегодня, завтра Вербное воскресенье, скоро Пасха. Дело в том, что одновременно практически с вторжением подразделения Э и милиции в Храм Святой Великомученицы Елизаветы в Петербурге, произошел набег милиционеров на лютеранский храм в Калуге. Пожалуй, эта Пасха в современной России особая, потому что и лютеране, и православные стоят перед милицией накануне Пасхи. Владыка Григорий, для Вас Пасха сейчас приближающаяся, я думаю, отличается от Пасхи предыдущих лет. Как Вы себя подбадриваете и своих прихожан? Это вообще как, противоречит?

Григорий Лурье: Вот и неверное Ваше предположение, отец Яков. Она для меня никак не отличается от предыдущих лет. Все эти годы мы готовились к тому, что будет какой-то штурм нашего храма, и никогда мы не чувствовали, что будет гарантия, что мы доживем до очередной Пасхи в этом храме. Поэтому то, что такая ситуация рано или поздно возникнет, причем с возбуждением против меня уголовного дела, потому что без этого по нашим неписанным правилам никак, это не вызывало никаких сомнений. Поэтому сейчас я скорее даже испытываю облегчение оттого, что эта история уже пошла в какие-то определенные рамки.

Яков Кротов: Спасибо.

Далеко не все знают, как правильно реагировать, если сидящий рядом человек вдруг подавился и начинает задыхаться.

И как себя вести, если это случилось с вами и нет никого по близости, чтобы помочь?

Мы подготовили для вас подробный гид, который поможет не растеряться, действовать грамотно и спасти жизнь человеку, который подавился.

Если подавился, нужно кашлять

Правильно. Кашель - самый эффективный способ освободить дыхательные пути и вытолкнуть кусочек пищи из трахеи. Лучшее, что вы можете сделать в подобной ситуации, - постараться успокоить человека: «Все хорошо, кашляй».

Неправильно. Некоторые люди в такой ситуации стараются подавить кашель, выпрямляя спину и стараясь дышать через нос. Ни к чему хорошему это не приведет. Также нельзя пить воду во время приступа. Дайте пострадавшему стакан воды уже после того, как он откашлялся.

Если кашлять невозможно, постучите по спине

Правильно. Когда человек не может кашлять, первое, что нужно сделать, - наклонить его вперед вниз (можно через колено или спинку кресла) и сильно похлопать открытой ладонью между лопаток (по направлению ко рту). Важно делать именно направляющие движения, а не обычные хлопки.

Неправильно. Нельзя хлопать в выпрямленной позе, тем более бить кулаком, иначе кусок пищи провалится дальше и намертво перекроет дыхательные пути. Если кашель возобновляется - прекратите хлопать.

Если человек не может дышать, используйте прием Геймлиха

При выполнении приема Геймлиха из легких выходит воздух, не использующийся при дыхании, который и помогает вытолкнуть застрявший предмет.

Правильно. Встаньте за спиной пострадавшего и обхватите его руками. Сожмите одну руку в кулак и положите ее на живот между пупком и нижними ребрами. Ладонь второй руки - поверх. Несколько раз быстрым толчком рваните кулак на себя вверх (под диафрагму). Повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Неправильно. Не хлопайте пострадавшего по спине - это может только ухудшить ситуацию. Обхватывать нужно ниже ребер, а не по ним, иначе вы рискуете их сломать. Если же задыхающийся больше вас или это беременная женщина, обхватывайте над животом, в области нижних ребер.

Подавившийся потерял сознание

Правильно. Если человек потерял сознание, положите его на спину. Сядьте сверху на бедра пострадавшего лицом к голове. Положив одну руку на другую, поместите основание ладони между пупком и нижними ребрами. Энергично надавите на живот в направлении вверх к диафрагме. Повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся. После удаления предмета, если человек не дышит, делайте искусственное дыхание.

Неправильно. Нельзя удерживать пострадавшего в вертикальном положении. И тем более делать ему искусственное дыхание, пока предмет из трахеи не удален.

Если помочь некому (самопомощь)

Если поперхнулись вы сами и начали задыхаться, примените метод Геймлиха самостоятельно.

Правильно. Обопритесь на крепко стоящий предмет (угол стола, стул, перила) и произведите толчок в верхнем направлении при помощи веса своего тела.

Неправильно. Это сложно, но старайтесь не поддаваться панике. Чем больше мы паникуем, тем больше воздуха захватываем ртом. Это проталкивает кусочек пищи дальше. Не выпрямляйтесь и не стучите себя по груди или спине.

Как действовать в других ситуациях

Пострадавший крупнее вас. Бывает такое, что подавившийся в разы больше вас или же это беременная женщина. В таком случае при выполнении приема Геймлиха нужно обхватывать в области нижних ребер, как можно ближе к животу.

Подавился младенец. Положить ребенка на животик на свою руку и ребром ладони совершить 5 похлопываний между детскими лопатками. При застревании твердого инородного предмета кладем ребенка на руку лицом вниз. Голова при этом должна быть ниже грудной клетки. Свободной рукой хлопаем ребенка между лопаток.

Подавился ребенок старше года. Встаем позади ребенка (если его рост маленький - стоим на коленях). Обхватываем руками за талию. Кисть одной руки сжимаем в кулак и располагаем его между ребрами и пупком большим пальцем внутрь. Второй ладонью обхватываем кулак. Разводим локти в стороны и нажимаем на живот ребенка в направлении снизу вверх.

Исаакий отличается от Pussy Riot church в Москве (таково международное название лужковского новостроя на месте бассейна «Москва») как генеральская форма Российской империи от малинового пиджака девяностых. И вот не надо о деньгах, даже если тут все пропахло деньгами.

Исаакий — это рубеж. Если Исаакий превращается в гнездо РПЦ, то… То что?

Честно говоря, я бы не стал завидовать РПЦ в этой гипотетической ситуации: Исаакий замигает красной лампочкой на ментальной карте России — привлекая внимание к РПЦ как к первой мишени для народного гнева. Надо очень верить сразу в две неочевидные вещи, чтобы этого не бояться: в полицейское всесилие нынешнего режима и в его желание защищать РПЦ паче собственного живота. Но все возможно верующим, которые перестали верить в Бога, — поэтому в РПЦ встречаются самые замысловатые суеверия. И вот они-то нам и интересны. Каков же этот Исаакий мечты?

А таков: в нем созданная товарищем Сталиным РПЦ превращается в государственную церковь Российской империи. Это будет похоже на сталинское

...Погоны светятся, как встарь

На каждом красном командире…

— но как бы по-настоящему всерьез. Нынешнее государство РФ не имеет преемства от Российской империи, а ведь хочет иметь. Но юридически оно преемствует мизерабельному государству большевиков. Зато такое преемство с империей появится у РПЦ. Заползая в Исаакиевский собор, сталинская тварь мгновенно преображается в царевну. Будет ли кто подобен ей в государстве Российская федерация? Что будут значить все эти и будущие потомки «тонкошеих вождей» в сравнении с сиянием патриаршего брюха? Они будут дичками, привитыми к толстому стволу российской государственности, воплощенном в одной только РПЦ.

Но, повторю, вся эта картина только в мечтах. Она любопытна лишь потому, что объясняет нам кажущееся безумие клерикалов в борьбе за Исаакий.

А реально Исаакий — это поворотный момент, хоть захватит его РПЦ, хоть нет. Аналогичный поворот в судьбе РПЦ произошел в августе 2012, после приговора Pussy Riot. Тогда РПЦ потеряла репутацию. Репутация — это категория, которая важна для небольшой части населения, но общественное мнение формирует именно она. Пока государство тебя защищает, тебе наплевать на общественное мнение. А вдруг государство засмотрелось в сторону, не уследило? А вдруг оно само захотело тебя слегка пощипать? (Не будем рассматривать всякие ужасы вроде того, что вдруг оно и вовсе исчезло.) Вот тогда важно, чтобы кто-то мобилизовал общество тебя защищать. После августа 2012 года РПЦ защищать некому. Вот даже полицию и ДПС кто-нибудь иногда защищает, а РПЦ — не придет никто.

Теперь РПЦ начнет терять имущество — ровно по той же схеме, по которой она потеряла репутацию (эта схема описывается теорией катастроф: для любителей вдумчивого чтения я в 2013 году ). С имуществом будет так же, как с репутацией. Когда-то репутация у РПЦ была искусственно завышена. Поэтому вся негативная информация обществом не принималась, а авторитет РПЦ патологически возрастал. А потом — кааак шарахнуло! В катастрофическом процессе не бывает возврата к равновесному значению, а может быть только «до основанья», без всякого «затем».

Вот теперь начнется то же самое и с имуществом. Общественное внимание зафиксировалось на некоторой точке максимума, аналогичной приговору для Pussy Riot. Но сейчас у нас это внимание не только безобидных людей в очках. Серьезные люди тоже подтянулись, и мы уже ощущаем их незримое присутствие по расколу в стане чиновников. У них тут как раз сократились площади выпаса, и не все из них одинаково травоядны.

СЛЕЗЫ МЕРТВЕЦА

Пароход мог налететь на шлюпку и смять ее, ударив одновременно по шхуне, но капитан «Каймана» не отважился на это в присутствии эсминца. Пароход стал отходить влево, уменьшая скорость, чтобы иметь возможность наблюдать дальнейшие события.

Шлюпка еще не дошла до «Колумба», когда на его борту треснул револьверный выстрел. Командир пиратской подводной лодки разрядил револьвер, пустив последнюю пулю себе в голову. Пират стрелял так, чтобы упасть за борт и утонуть вместе с компрометирующими документами.

Он упал в море, рассекая спиною воду. В тот же миг юнга прыгнул вниз головой за борт. Командир шлюпки подумал, что юноша одурел от радости или боится, что его застрелит оставшийся в живых захватчик. Последнего они должны были взять при любых обстоятельствах.

Шлюпка мгновенно стала рядом с «Колумбом», и двое краснофлотцев, перепрыгнув на шхуну, крикнули:

Сдавайся!

Анч не сопротивлялся. Он сел на скамью и сидел неподвижно, ожидая, когда к нему подойдут и скажут, что делать дальше. Его обыскали, но не нашли ни оружия, ни документов - все это уже было в море. Один краснофлотец остался около Анча, а другой подошел к Левку. Из шлюпки на шхуну перескакивали остальные. Командир осматривал море. Поступок Марка сперва удивил его, а теперь уже волновал. Юноша что-то долго не всплывал на поверхность.

Прошло больше минуты. Наконец из воды показалась голова юнги. Он тяжело дышал. Казалось, что-то мешает ему плыть и тянет под воду. Марко снова погрузился, но теперь лишь на несколько секунд и, вынырнув, звал на помощь.

Когда Марко прыгнул в море, на шлюпке не заметили, что у него связаны ноги. Впрочем, одно это обстоятельство не смутило бы такого пловца, как он. Дело заключалось в том, что руки Марка тоже были чем-то заняты. Старший лейтенант догадался, что юнга нырнул за пиратом-самоубийцей, поймал его и держит теперь под водой. Так и было. Марко держал труп командира пиратской подводной лодки, и этот груз затруднял пловцу движения и требовал от него величайших усилий, чтобы удержаться на поверхности. Поймав пирата под водой, он зубами вцепился в его одежду и, работая руками, быстро выплыл. Теперь он ждал, пока подойдет шлюпка.

Краснофлотцы не заставили себя ждать: они тотчас же подвели к Марку шлюпку и втащили его вместе с грузом. Только теперь, когда все кончилось, Марко почувствовал слабость. Он попросил развязать или перерезать ему путы.

Здорово они тебя! - сказал старший лейтенант, сочувственно поглядывая на ноги юноши.

Освободившись от пут, юнга тотчас же наклонился над трупом, расстегнул на нем куртку и достал из-за пазухи пачку бумаг. Документы, которые пират хотел уничтожить, даже не успели промокнуть. Старший лейтенант с восхищением смотрел на юнгу. Со шхуны за поведением Марка следил Анч. Никогда еще шпион не переживал такой досады и бессильной злобы.

С палубы «Каймана» тоже следили за событиями на шхуне и за шлюпкой. Пароход медленно отходил. Вдруг Марко прыгнул из шлюпки на борт «Колумба» и, поднявшись, чтобы его лучше видели, растопырил пальцы и вытянул пароходу длинный нос. На корме «Каймана» юнга узнал старого знакомого - «одноглазого», с которым колумбовцы встречались в столовой «Кавказ».

«Кайман» удалялся. «Старший помощник» старался не смотреть на Марка. Он смотрел на Анча, которого ожидала незавидная доля, и, может быть, с ужасом думал, что и ему самому неизбежно придется когда-нибудь очутиться в таком положении.

На шхуне краснофлотцы помогли Левку придти в себя. Он сидел на скамейке и терпеливо ждал, когда ему забинтуют голову.

Как вы нас разыскали? - спрашивал он. - А главное, откуда вы узнали, что «Колумб» захвачен?

Девочка рассказала об этом, а потом самолет нашел.

Какая девочка?

Да та, что с вами на шхуне была. Как ее… Осторожно! Что с вами? Я же перевязываю…

Зоря? Зоря? Да? - вскочил со своего места Левко.

Кажется, Зоря… Только не дергайтесь, когда вас перевязывают.

Эсминец уже остановился, развернулся и медленно возвращался к шхуне. Тем временем краснофлотцы на «Колумбе» пробовали отпереть дверь рубки, где должны были находиться мертвый Андрий и тяжелораненый шкипер.

Почти одновременно над «Колумбом» утих шум самолета, и «Разведчик рыбы» совершил посадку, подбегая по волнам к шхуне и намереваясь обогнать эсминец. Бариль и Петимко выкрикивали с самолета привет колумбовцам. Они не могли на такую волну спустить клипербот.

В дверь рубки посыпались сильные удары вместо прежних тихих и осторожных. Но она оставалась запертой. Стучали в иллюминатор, кричали, но никто не отвечал.

К шхуне уже подошел эсминец и стал борт о борт. Послышались радостные крики. Мать звала Марка. Он тотчас же поднялся на корабль и очутился в ее объятьях. Дед Махтей с сияющими глазами взошел на командирский мостик поблагодарить Трофимова.

Семен Иванович обнял деда и сказал:

Не за что, не за что… Кого надо благодарить, так это старшего механика, - и приказал проводить к нему старого моряка.

Старший механик уверил деда, что надо благодарить штурмана, потому что если бы не его вычисления, эсминец не пошел бы таким ходом. Штурман заявил, что все зависело от комиссара, и послал деда к нему. А комиссар заверял, что все зависело от всех краснофлотцев и от самого деда Махтея, который привез известия о шхуне. Дед растерялся и наконец догадался, что должен поблагодарить Зорю. И пошел ее искать.

Но Зори на эсминце не было. Она спрыгнула на палубу шхуны и бросилась к Левку. Тот схватил ее и поднял высоко в воздух. Он не верил собственным глазам. Он считал, что девочка пошла ко дну, расстрелянная пиратами. А она была перед ним, и, главное, не кто иной, как она, сообщил о захвате «Колумба». Девочка рассказала о своем спасении.

На шхуне и на корабле царило радостное возбуждение. Анча перевели уже под стражу на корабль, и он волчьим взглядом наблюдал все происходящее.

Оставалось открыть рубку и выяснить судьбу шкипера и рулевого.

На шхуне организовали настоящую осаду рубки. Однако внутри царила мертвая тишина, точно там никого не было или оба ее обитателя лежали без сознания.

Это просто герметическая закупорка, - сказал лейтенант.

Может, они там задохнулись?

Левко возразил, показав на маленький вентилятор. Решено было воспользоваться этим вентилятором как переговорной трубкой.

Одновременно послали на эсминец за топорами и ломами, чтобы в крайнем случае разбить двери, если их никто не откроет изнутри. Кое-кто уверял, что в рубке слышны какие-то звуки. Стали внимательно прислушиваться. Действительно, оттуда доносился едва слышный стон.

Появились ломы и топоры. Вскоре крепкие дубовые доски затрещали. На шхуну сошел военный врач, дожидаясь, когда выломают дверь. Он готовился подать помощь тому, чей стон донесся из рубки.

В двери проломили отверстие, но массивный железный засов оставался на месте. Пришлось увеличить отверстие, и тогда выяснилось, что в скобы вместо засова засунут лом. В отверстие были видны две фигуры: одна лежала на койке, другая - на палубе. Тот, кто стонал, лежал на койке. Краснофлотец, засунув руку в отверстие, вынул лом из скоб и первым впустил в рубку врача. Тот осторожно вошел и склонился над человеком на койке.

Это был Стах Очерет, опоясанный пробковым поясом. Рана его была неплохо перевязана. Он раскрыл глаза и едва слышно поблагодарил за предложенное ему питье. Врач обратил внимание, что раненый сделал только несколько глотков. Очевидно, он уже пил. Краснофлотцы нашли рядом несколько бутылок из-под ситро и пива. Врач удивился, что у тяжелораненого хватило силы самому перевязаться и вытащить пробки из бутылок.

В маленькой тесной рубке трудно было осматривать. Врач попросил краснофлотцев вынести людей на палубу.

Голова рулевого была повязана лоскутом старой парусины. Его вынесли совершенно недвижимого. Развернули парусину. Рулевой тоже был обвязан спасательным пробковым поясом.