Что нового в расследовании крушения "Боинга" MH17? «Соврать открыто они не могут»: как меняется отношение западных политиков к расследованию крушения MH17 над Донбассом.

Осуществлявшего рейс MH17, обнародовала первые предварительные результаты своей работы. Как заявил на пресс-конференции глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен, пассажирский самолет был сбит из района населенного пункта Первомайское, что находится к югу от населенного пункта Снежное.

Согласно данным расследования, Boeing был сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук", который располагался на поле фермы. Место запуска ракеты, уточнил голландский следователь, находилось на тот момент под контролем ополченцев. Он обозначил район пуска территорией приблизительно 500 на 700 метров. По словам Уилберта Паулиссена, это подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 километрах к югу от Снежного.

Стоит отметить, что эти данные не нашли подтверждения по итогам экспериментов, ранее концерном "Алмаз-Антей", производящим ЗРК "Бук". Они показали, что Boeing был сбит из района населенного пункта Зарощенское, расположенного около 20 километров к западу от Снежного. Достоверно известно, что в день авиакатастрофы село Зарощенское контролировали Вооруженные силы Украины.

В минувший понедельник начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России Андрей Кобан на брифинге, что анализ данных первичной радиолокации опровергает возможность запуска зенитной ракеты из района восточнее места катастрофы (именно там находится и поселок Снежное). По его словам, если бы малайзийский Boeing сбила ракета из любой точки, находящейся восточнее места авиакатастрофы, то она точно была бы обнаружена российским первичным радиолокатором.

Также уже опровергли данные международного расследования в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР). "Такого рода систем ПВО (ЗРК "Бук" - прим. "РГ") на нашем вооружении не было, причем ни самих систем, ни специалистов. Поэтому сбить самолет мы не могли", - заявил "Интерфаксу" заместитель командующего оперативным командованием "Донецк" Эдуард Басурин.

Представитель ДНР также напомнил, что после того, как был сбит Boeing, появилось заявление американской стороны о том, что у них есть съемка со спутников, подтверждающая, что его сбили с подконтрольной ополчению территории. "Однако прошло 2 года, а этих снимков так никто и не увидел. После того, как обратились к Украине, чтобы они предоставили материалы со своих РЛС, какие самолеты находились на то время в воздухе, никто также ничего не предоставил. Но при этом сразу начали заявлять, что сбили системой "Бук" с подконтрольной ополчению территории. Я считаю, что это специально заводят следствие в тупик, ведь международная комиссия уже второй раз делает неправильные выводы", - заявил Басурин.

Представитель ДНР также напомнил, что на вооружении Украины с советских времен остались комплексы "Бук", и украинская сторона не раскрывает данные о том, где они были в момент авиакатастрофы.

Напомним, 26 сентября 2016 года официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков , что Россия Голландии всю информацию, касающуюся катастрофы малайзийского самолета. "Это объективные данные, уверены, что эти сведения помогут совместной следственной группе установить истинные причины крушения малазийского самолета в украинском небе", - сказал военный на пресс-конференции в Москве.

Кроме того, он отметил, что из-за позиции Украины, которая не предоставляет данные, "расследование идет по ложному следу - от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и как следствие места ее запуска". "Несмотря на запросы как России, так и других стран, а также родственников погибших, Киев так и не обнародовал информацию о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах авиадиспетчеров, в первую очередь, военных, а также данные об активности в день катастрофы своих РЛС, данные о работе украинских систем ПВО и показания свидетелей", - указал генерал Конашенков.

В понедельник Минобороны РФ и разработчики трассового радиолокационного комплекса "Утес-Т" - научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" (ЛЭМЗ) - представили подробную запись с российских средств объективного контроля воздушного пространства в день трагедии Boeing над Донбассом. Согласно ней, никаких сторонних воздушных объектов поблизости от самолета кроме двух гражданских лайнеров расположенный к востоку от места катастрофы радиолокатор не фиксировал. "Вблизи малайзийского самолета Усть-Донецкий радиолокатор не наблюдал никаких сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения", - сказал на брифинге в Москве заместитель главного конструктора ЛЭМЗ Виктор Мещеряков.

Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение в воздушном пространстве Украины 17 июля 2014 года. На борту самолета находились 298 человек, все они погибли. Из них - 192 подданных Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.

В международную группу, ведущую расследование, входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Руководит группой представитель Нидерландов. 13 октября 2015 года комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая занималась расследованием причин катастрофы лайнера, доклад, в котором говорилось, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из ЗРК "Бук".

Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Следствие пришло к выводу, что установка «Бук» была доставлена на территорию Донбасса из Курска — в составе конвоя 53-й бригады ПВО российской армии.

Группа JIT фактически подтвердила версию независимых исследователей из Bellingcat, которые еще в 2015 году заявили о причастности российских военных к переброске ЗРК «Бук» в Донбасс. В своем расследовании Bellingcat отталкивался от данных из соцсетей. Международные следователи в своей работе опирались на анализ технических данных самого «Бука», уникальных отличительных признаков той установки, из которой был сбит Боинг, а также материалы российских очевидцев транспортировки ЗРК из Курска к границе с Украиной.

Напомним, что предыдущий доклад JIT, представленный в сентябре 2016 года, содержал сведения о перемещении «Бука» по территории Донбасса. Тогда следователи установили, что в начале июля 2014 года зенитный комплекс заехал на территорию Украины, где к нему присоединилась группа сопровождения из людей в военной форме без опознавательных знаков. В их сопровождении «Бук», установленный на тягач «Вольво», проследовал сначала к Донецку, а затем в район села Первомайское под Снежным.

С первых дней лета 2014 года на территории Донбасса шли напряженные бои между пророссийскими силами и украинской армией. Украинская сторона активно использовала штурмовую авиацию, а также тяжелые транспортные самолеты для доставки грузов и личного состава к границе с Россией, чтобы отрезать сепаратистов от «тылового» обеспечения.

Силы «ДНР» и «ЛНР» со всей очевидностью нуждались в оружии, которое могло бы нейтрализовать воздушную угрозу. В течение июня и первых недель июля 2014 года сепаратисты боролись с украинской авиацией с помощью «ручных» ЗРК невысокой дальности поражения и успешно атаковали военные самолеты лишь на взлете и посадке. Так были сбиты Ил-76 под Луганском и Ан-30 под Славянском.

Однако уже 14 июля им удалось сбить украинский транспортник Ан-26, летящий на высоте 6200 метров. Из переписки сепаратистов в социальных сетях стало ясно, что в их распоряжении появились более мощные системы ПВО.

Днем 17 июля 2014 года о продолжении «птичкопада» отчитался тогдашний министр обороны «ДНР» Игорь Стрелков-Гиркин, завив, что «ополченцам» удалось сбить еще один украинский военный Ан-26. Через несколько часов после его записи стало ясно, что в небе над Торезом был сбит пассажирский Боинг-777 малазийских авиалиний.

По данным JIT, вскоре после этой атаки «Бук» на том же тягаче «Вольво» был спешно отправлен в сторону Красного Луча и далее — Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на тягаче одним из местных жителей — у установки в тот момент уже отсутствовала одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.

Новые данные JIT, представленные в анимированной презентации 24 мая 2018 года комендантом отдела расследований полиции Нидерландов Гилбертом Паулиссеном, описывают хронологию движения комплекса «Бук» по России до границы с Украиной в Донбассе.

Итак, 23 июня установка выехала из расположения 53-й бригады в составе конвоя из 6 других комплексов ЗРК. Конвой последовательно запечатлен на видео и фотографиях очевидцев в российских населенных пунктах Старый Оскол, Городище, Алексеевка, Расховец, и, наконец, 25 июня он прибыл в Миллерово, который находится в паре десятков километров от границы с Украиной.

Многочисленные любительские видеоролики демонстрируют движение конвоя по дорогам общего пользования. В некоторых случаях массивная техника мешает проезду гражданского транспорта. Необычное явление привлекает внимание зевак со смартфонами.

В составе колонны шесть комплексов ЗРК имели трехзначные бортовые номера, начинающиеся с цифры 2 (например, 202). По мнению следователей, эта цифра обозначает батальон приписки комплекса в составе военной бригады. Только одна установка имела бортовой номер с цифрами 3…2 (вторая цифра была стерта).

Используя кадры очевидцев и сервиса Google View, следствие верифицировало весь маршрут следования колонны из Курска. Ориентирами были рекламные конструкции, дорожные знаки, указатели и их сочетание друг с другом.

Также следствие определило 7 уникальных отличительных признаков («fingerprints» — буквально: отпечатков пальцев) «Бука» 3…2, следующего в составе конвоя. Они полностью совпали с «отпечаткам» установки, сбившей малайзийский Боинг. Эти сведения команда JIT получила от свидетелей, наблюдавших «Бук» на территории Донбасса.

Четыре «отпечатка» — на левом борту, а именно:

  1. отметка в виде креста, обозначающая центр тяжести самоходной установки;
  2. временная маркировка для перевозки на другом транспорте;
  3. белая полоса на щитке гусеницы;
  4. два характерных пятна на том месте, где должен быть указан бортовой номер установки.

На правом борту — три отличительных признака:

  1. белое пятно на щитке гусениц;
  2. крупный разрыв в щитке левее белой полосы;
  3. отсутствие спиц во втором с конца гусеничном опорном колесе.

— Эти «отпечатки», их физическое расположение относительно друг друга делают их уникальными отличительными чертами искомой нами установки ЗРК, — рассказал «Новой газете» специальный прокурор Нидерландов по расследованию крушения МН17 Фред Вестербеке.

— Есть ли у вас иные доказательства помимо фото, видео и свидетельств очевидцев? Возможно, снимки со спутников?

— У нас есть различные материалы. Но сейчас мы не демонстрируем абсолютно все, что имеем, так как в этом случае мы раскрываем карты другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать, — отметил специальный прокурор.

Помимо анализа данных о происхождении «Бука» следователи также продемонстрировали корпус и сопло ракеты, найденные на месте трагедии МН17. На ее корпусе виден, в частности, серийный номер — 9Д1318869032.

— Мы смогли установить значение этого номера, — рассказала представитель Австралии в группе JIT, начальник федеральной полиции Дженифер Хёрст. — Цифры «9Д131» относятся к виду ракетного двигателя типа 9M38 и/или 9M38M1. Цифра 8 обозначает производителя, в данном случае это из города Долгопрудного в Московской области. Число 86 указывает на год производства, а именно 1986 год. Число 9032 является уникальным идентификационным номером данного конкретного ракетного двигателя.


Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

После завершения пресс-конференции на вопросы «Новой газеты» отдельно ответил Фред Вестербеке.

— Как и прежде, остается вопрос: кто конкретно ответственен? — говорил специальный прокурор. — Мы все еще активно работаем над ним. JIT достигла определенного прогресса в установлении некоторых причастных и продолжает работу дальше. Но поймите, как я уже сегодня призывал ваших коллег: расследование — это не построить дом по готовому плану, когда у вас есть уже дизайн и ясны сроки. Мы используем все наши возможности, чтобы двигаться как можно скорее, но мы работаем в сложных условиях. Мы уже направили российской стороне сведения о нашем текущем расследовании и ждем ответа: действительно ли 53-я бригада была задействована в Донбассе? Кто именно был вовлечен в транспортировку?

— В таком случае будет ли идти речь о допросе офицеров и солдат этой бригады?

— Давайте сначала дождемся ответа российской стороны на наш текущий запрос. Конечно, мы были бы рады всеобъемлющему сотрудничеству. Но мои ожидания пока не столь высоки, чтобы говорить о возможности проведения допросов. Мы неоднократно обращались к российским властям, но пока так и не получили значительной информации.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По данным голландских следователей, ракета "Бук" взорвалась слева от кабины пилотов "Боинга"

Со дня крушения малайзийского "Боинга" в небе над Украиной прошло больше двух лет. За это время российские СМИ неоднократно ставили под сомнение результаты официального расследования причин трагедии, унесшей жизни 298 человек. Служба мониторинга Би-би-си проследила за тем, как менялись версии катастрофы в интерпретации прокремлевских медиа.

Испанский диспетчер

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о "новой победе донецких ополченцев", которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз - около города Торез.

"Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать", - отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий. Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал "Россия 24".

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский "Боинг", летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

"Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно", - сообщил корреспондент программы "Время" на Первом канале.

"Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС", - отметил журналист телеканала "Россия".

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические. Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит "испанского диспетчера" в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал "Россия-24", а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт "диспетчера" был признан фейком и заблокирован.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В российских СМИ даже появлялась версия о том, что целью был не малайзийский "Боинг", а самолет российского президента

Самолет Путина

Еще одной версией, получившей большое распространение в российских СМИ вечером того же дня, стала теория о том, что вероятной целью сбивших "Боинг", вероятно, был борт номер один президента России, возвращавшийся из латиноамериканского турне.

"Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична", - цитировало источник в Росавиации агентство Интерфакс.

На следующий день, когда заголовки мировой прессы пестрели обвинениями в адрес Кремля, российские государственные телеканалы продолжили обвинять в произошедшем Украину.

"Формально малайзийский лайнер был сбит в мирном небе. Несмотря на то, что украинские власти еще 8 июля объявили пространство над юго-востоком бесполетным, транзитные эшелоны продолжали работать" - заметил корреспондент "Вестей".

Одновременно в интернете появились новая конспирологическая теория: газета "Московский Комсомолец" сообщила со ссылкой на "очевидцев" и одного из тогдашних лидеров сепаратистов Игоря Стрелкова, что, возможно, некоторые пассажиры Боинга были мертвы еще до падения.

Тем не менее, спустя несколько дней эта версия, равно как и слухи о попытке сбить "борт номер один" ушли на второй план, уступив место официальным заявлениям минобороны России.

Исчезающий "Бук"

20 июля госсекретарь США Джон Керри, выступая в эфире CNN, обвинил Россию в поставках крупных партий вооружений сепаратистам на востоке Украины.

21 июля российские государственные телеканалы заявили, что, согласно данным российских военных, группировка украинских зенитных комплексов "Бук" накануне трагедии появилась в Донецкой области и вскоре после нее исчезла.

"Кроме того, в момент крушения на одном эшелоне с лайнером находился еще один объект - украинский Су-25", - отметил ведущий "Вестей", ссылаясь на данные минобороны.

В конце мая 2015 года международная независимая группа Bellingcat заявила , что снимки украинского комплекса "Бук", якобы зафиксировавшие его перемещение 14 и 17 июля 2014 года, - подделка.

25 июля 2014 года версия об украинском "Буке" вновь прозвучала с экранов телевизоров. На этот раз телеканал НТВ, ссылаясь на мнение эксперта, заявил , что Boeing-777 мог быть сбит во время учений сил украинской ПВО.

9 сентября голландская служба безопасности опубликовала предварительный отчет о причинах крушения рейса MH17. Его главный вывод - "Боинг" развалился на части в воздухе в результате воздействия извне.

В тот же день корреспондент телеканала "Россия" раскритиковал мнение экспертов, вновь напомнив о том, что в распоряжении украинских военных якобы есть "Буки". "На этой фотографии виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла", - отметил он.

"Специалисты уверены - эксперты упустили время, когда могло быть проведено полноценное и объективное расследование. Украинская сторона словно намеренно сделала все возможное, чтобы реальную причину катастрофы выяснить было уже нельзя", - заключил корреспондент.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Российские власти последовательно отрицают, что малайзийский "Боинг" мог быть сбит российским "Буком"

Сенсационный снимок

Тем не менее, в ноябре того же года версию об украинском "Буке" неожиданно сменила новая - о ракете "воздух-воздух".

Ведущий программы "Однако" Михаил Леонтьев заявил, что "в распоряжении Первого канала оказался сенсационный снимок, предположительно сделанный иностранным спутником-шпионом в последние секунды полёта малазийского "Боинга" над Украиной". На фотографии, отметил ведущий, "отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла" истребителя МиГ-29 "точно в кабину пилотов".

"Короче, не было, скорее всего, никакого "Бука", - заключил он.

Выпуск программы "Однако" вышел в эфир Первого канала 14 ноября - за несколько дней до саммита "большой двадцатки" в Австралии. По признанию самого Леонтьева, "в преддверии важнейшей встречи мировых лидеров… тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна", а сенсационный кадр "говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала".

Вечером того же дня похожий сюжет с "фотодоказательствами" уничтожения самолета истребителем появился в эфире телеканала "Россия". В тот же день популярный российский фотоблогер Илья Варламов обнаружил признаки подделки кадров со спутника.

Секретный свидетель

После громкого разоблачения фейкового снимка версия об истребителе вновь начала активно обсуждаться в российских СМИ в конце 2014 года.

На этот раз поводом послужила публикация в газете "Комсомольская правда" от 22 декабря. Как сообщило издание, журналисты "отыскали свидетеля, который утверждает, что малайзийский "Боинг" был сбит украинским штурмовиком Су-25.

"В деле малайзийского "Боинга" появился секретный свидетель, чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России", - заключили авторы статьи. Вскоре этот сюжет подхватили сетевые издания, крупные телеканалы и даже Следственный комитет России. Однако история на этом не закончилась.

В начале июня 2015 года "секретный свидетель" вновь появился в заголовках государственных СМИ. "Расследование дела о крушении "Боинга" в Донецкой области заметно продвигается. И сегодня в Следственном комитете России назвали имя основного свидетеля", сообщил Первый канал 3 июня. По данным журналистов, им оказался бывший украинский военнослужащий Евгений Агапов.

Параллельно российские медиа сообщили о результатах расследования, проведенного разработчиком зенитных систем "Бук", концерном "Алмаз-Антей". По мнению экспертов предприятия, малайзийский "Боинг" был сбит над Донбассом ракетой 9М38М1, выпущенной из комплекса "Бук-М1". При этом представители концерна на пресс-конференции не исключили , что ракета могла быть выпущена украинской ПВО.

В ответ основатель Bellingcat Элиот Хиггинс заявил , что Алмаз-Антей" использовал в своем докладе о катастрофе рейса MH17 некорректные и отредактированные снимки.

Спецоперация

Согласно этой версии, 17 июля 2014 года на борту "Боинга" взорвалась бомба. "Я практически уверен, что самолет был уничтожен изнутри, и это была спецоперация", - заявил тогда в эфире телеканала эксперт федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Сергей Соколов.

Устаревший "Бук"

13 октября Совет Безопасности Нидерландов опубликовал финальный отчет по итогам расследования причин катастрофы, где говорилось, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной из произведенного в России "Бука".

Скопируйте iframe

Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в ракетном ударе по «Боингу» Малайзийских авиалиний, в результате которого 4 года назад погибли 298 человек. Международное следствие получило все доказательства, что самолёт сбили установкой «Бук», привезённой в Украину из-под Курска.

Россия поставила боевикам зенитно-ракетный комплекс «Бук», Россия экстренно вывезла его после падения «Боинга» МН17, и теперь Москва препятствует международному следствию и не представляет информации следователям – прокурорам и полицейским из Голландии, Малайзии, Австралии и других стран. Об этом официально заявили правительства Австралии и Нидерландов.

«Мы проинформируем Совет Безопасности ООН о выводах следственной группы и о решении признать Россию юридически отвественной. Мы видим, что наши союзники поддерживают эти шаги», – заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.

Страны Евросоюза, Соединённые Штаты Америки и блок НАТО также официально призвали Россию «признать свою ответственность» за сбитый «Боинг», остановить кампанию дезинформации и сотрудничать со следствием.

«Мы с самого начала заявляли, что привлечём виновников этого чудовищного преступления к ответственности, и почти 4 года мы участвуем в команде расследования, и продолжим этим заниматься, чтобы добиться справедливости для жертв и их семей, которые всё ещё скорбят о потере своих близких», – добавила министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп.

Как заявляют в Гааге, следствие может продолжиться передачей дела в международный суд для вынесения приговора.

«Благодаря выдающейся работе Объединённой следственной группы, теперь есть неоспоримое доказательство прямой связи между зенитно-ракетным комплексом «Бук», сбившим рейс МН17, и российской армией», – сообщил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок.

Вчера Объединённая следственная группа (JIT) опубликовала последние данные уголовного расследования. ЗРК «Бук», из которого под оккупированным Торезом был сбит Малайзийский «Боинг», прибыл из-под Курска – из 53-й Зенитной ракетной бригады в составе колонны российских войск.

Как у любой машины, у зенитки «Бук» были специфические отличительные признаки: повреждения, транспортная маркировка, особенный гусеничный каток, остатки закрашенного номера. Всё это попало на фото и видео свидетелей перевозки – сначала в России, потом в Украине.

У следователей есть и обломки самой ракеты с серийными номерами.

Новые результаты параллельного расследования сегодня опубликовала экспертно-журналистская группа Bellingcat. Они идентифицировали боевика с позывным «Орион», причастного к доставке «Бука» из России на оккупированную часть Украины и обратно.

«Этот человек был высокопоставленным офицером в то время в так называемой Луганской народной республике. Он представлял военную разведку России – ГРУ», – говорит расследователь группы Bellingcat Моритц.

Олег Владимирович Иванников, как оказалось, не просто служит в Главном управлении Генштаба Вооруженных сил России. 10 лет назад он был министром обороны самопровозглашенной Южной Осетии. А Луганской народной республике руководил поставками оружия. Вот его голос на перехваченном телефонном разговоре:

«Это они мстят за самолёты сегодня, но там ещё пара дней осталась. У нас уже есть »Бук«, нах…й, будем сбивать».

В Кремле все обвинения отвергают. Ракета с таким номером, говорят, давно списана и утилизирована, наших военных и оружия в Украине нет, и вообще, в катастрофе виноват Киев.

«Чтобы мы признали то, что там излагается, мы должны принимать полноценное участие в расследовании», – заявил Владимир Путин.

Российские власти – главный обвиняемый в убийстве пассажиров и экипажа самолёта. Почему правительство Путина–Медведева не приглашают учавствовать в расследовании? Например, чтобы российские спецслужбы не создавали ложные доказательства, не запугивали и не убивали свидетелей.

Международные следователи обращаются за помощью в сборе информации ко всем, кто знает обстоятельства действий российских военных.

«Объединённая следственная группа будет соблюдать максимальную конфиденциальность в отношении всей полученной информации и всех лиц, её предоставивших», – заявляет начальник Федеральной полиции Австралии Дженифер Херст.

Как заявили следователи, все доказательства и обвинения против конкретных лиц будут оглашены, когда закончится следствие. Это произойдёт в зале суда.

Ярослав Стешик; фото – Francois Lenoir/Reuters/Forum

На востоке Украины, обвинила в причастности к катастрофе российские вооруженные силы. Ничего нового эксперты JIT не сообщили. При этом следователи опять обошли молчанием наиболее спорные утверждения о "российском следе".

Знаем, но не скажем

"Следственная группа исследовала все доступные изображения и установила, что ЗРК "Бук" имеет ряд уникальных особенностей <…> Установлено, что ЗРК, который сбил Boeing, происходил из 53-й зенитной бригады из Курска, Российская Федерация ", - заявил глава департамента расследований Национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен.

Члены группы после сравнения десятков изображений пришли к выводу, что "уникальные признаки" указывают на "Бук", cостоящий на вооружении российской бригады. Детали - какие именно фотографии сравнивались и какие уникальные признаки выявлены следователями - не сообщаются.

Следствие подозревает около ста человек в подготовке пуска ракеты, но их имена не огласило.

Ракета из прошлого

Приводится также следующее "доказательство": номер ракеты, части которой найдены вместе с обломками самолета, свидетельствует, что она была "произведена в Москве в 1986-м".

При этом руководитель группы, главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке отметил, что не может ответить на вопрос, кто ответственен за злодеяние. Но, как он подчеркнул, расследование "неуклонно продолжается".

За последние годы, по словам главы надзорного ведомства, "было получено много улик и подтверждений, но мы все еще не готовы" к предъявлению обвинения.

Непонятные голоса

Ранее следственная группа выпустила документальный фильм об этих событиях, доказывающий, что "Бук" был переправлен в Донбасс из России ополченцами.

Кроме того, JIT ссылалась на записи неких телефонных переговоров. На пленке кто-то говорит, что нужен "Бук" для противодействия авиации противника. Ни тогда, ни позднее группа не пояснила, чей это голос, чем подтверждается подлинность пленки и как она доказывает факт транспортировки "Бука" через российско-украинскую границу.

Выводы JIT совпадают с версией так называемой независимой исследовательской группы Bellingcat. В июне 2017-го представители Bellingcat заявили, что по фотографиям в открытых источниках идентифицировали "Бук", который сбил самолет компании Malaysian Airlines.

Сняты с вооружения

В Нидерландах в качестве еще одного доказательства "российского следа" демонстрировали поражающие элементы ракеты в виде двутавра (бабочки). Их отыскали на месте трагедии спустя какое-то время. Ими действительно снаряжаются боевые части ракет, стоящих на вооружении российской армии. Однако следов двутавров на фюзеляже сбитого "Боинга" не было обнаружено, как отмечала российская сторона.

В российском концерне "Алмаз-Антей " предположили, что зенитно-ракетный комплекс стрелял украинской ракетой 9М38. У нее боевая часть снаряжена поражающими элементами в форме кубиков. Ракеты этой модификации выпускались до 1986 года, а в 2011-м были сняты с вооружения в российской ПВО.

Переврали или проигнорировали

Позднее в "Алмаз-Антее" отметили, что в JIT просто проигнорировали или переврали часть информации, предоставленной Россией. Хотя специально для этого расследования была рассекречена техническая документация на ракеты 9М38 и 9М38М1, которые используются различными модификациями "Бука".

В октябре 2015-го в "Алмаз-Антее" представили результаты эксперимента - тестового подрыва боевой части ракеты у фюзеляжа списанного самолета. Результаты не подтвердили выводы экспертов JIT о том, что запуск был произведен из окрестностей города Снежное, а также то, что использовалась ракета 9М38М1, состоящая на вооружении российских вооруженных сил.