Скауты: трагическая страница ХХ века. Скаутское движение в россии

По материалам В.С. Стрелова

История скаутинга в России начинается с 1908 года, когда Императору Николаю II прислали из Англии книгу Р. Баден-Пауэлла “ScoutingforBoys“. Государь прочитал ее и распорядился перевести на русский язык и издать Главному Штабу. На русском языке этой книге было дано заглавие “Юный разведчик”, что не совсем соответствовало английскому названию. Слово scout переводится на русский язык как разведчик, следопыт, первопроходец-пионер. То есть правильнее было бы «Разведка для мальчиков» или «Разведчество для мальчиков». Книга произвела сильнейшее впечатление на штабс-капитана лейб-гвардии 1-ого стрелкового батальона Олега Ивановича Пантюхова. Воспоминания юности, когда он был воспитанником Тифлисского Кадетского Корпуса и вместе с друзьями ходил в походы, и они вели беседы у костра, разбирали сложные вопросы, помогали нуждающимся, мечтали о служении России, подтолкнули его к мысли о создании организации молодежи. Еще не прошло и пяти лет со времени неудачной Русско-японской войны. Раны недавнего прошлого еще не были залечены у взрослых, и у многих из них настроение было подавленное, а молодежь, пожалуй, еще сильнее, еще острее переживала эти неудачи войны, и ей особенно хотелось “что-то” сделать для России. 30 апреля 1909 года в Павловске, в парке, состоялся первый сбор. Олег Иванович увлекательно рассказал собравшимся мальчишкам о своих приключениях, “разведках”, шалашах, лагерях и о привольной жизни на природе. Рассказал также о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла. Глаза у ребят “заблестели”, и он предложил желающим начать скаутскую “разведку”. Для начала был сформирован один патруль “Бобр”, а остальные - зачислены кандидатами. Так был сформирован первый отряд русских скаутов (юных разведчиков) в Павловске, а затем и в Царском Селе, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. В Петербурге под руководством Василия Григорьевича Янчевецкого была создана группа “Легион Юных Разведчиков”. В Москве штаб-ротмистр Захарченко сделал попытку создать организацию. Движение развивалось. Но еще достаточно медленно. Зимой 1910-1911 года в Петербург приехал Р. Баден-Пауэлл. Он был представлен Николаю II, и Государь имел с ним беседу. А в гостинице, по возвращению от Императора, состоялась встреча Р. Баден-Пауэлла с О. И. Пантюховым и В. Г. Янчевецким. Дружеская беседа продолжалась достаточно долгое время, и в конце Баден-Пауэлл пригласил О. И. Пантюхова посетить его английских скаутов. Развивающееся Российское Скаутское Движение получило поддержку и благосклонность Государя, а молодой наследник Алексей стал почетным скаутом Царскосельской дружины. Летом 1911 года Пантюхов ездил в Англию с визитом к Баден-Пауэллу и по пути виделся с бойскаутами Дании и Бельгии. Свои впечатления о поездке он описал в брошюре “В гостях у бойскаутов”. Работа по распространению Скаутинга велась достаточно интенсивно, несмотря на все трудности. Вскоре после начала 1-ой Мировой Войны в 1914 году было основано Общество Содействия Мальчикам - Разведчикам “Русский Скаут”. Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916 года. Через год уже в 143 городах России было, по самым скромным подсчетам, 30 тысяч скаутов, включая отряды девочек - скаутов. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.

1917 год, расколовших Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по Скаутингу. Часть скаутских руководителей, оставшихся на территории, контролируемой большевиками, были вынуждены заняться организацией отрядов “нового типа”. Так стали появляться группы, впоследствии названными “ЮК-скимн” или “ЮКи”, а затем “пионерскими”. Скаутское содержание было заменено тезисами пролетарского воспитания.

Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Но постепенно оставшиеся в России скаутские лидеры распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.

Уничтожив Движение в СССР, большевики пытались всеми силами опорочить его, представить в дурном свете. Было озвучен тезис, что Скаутское Движение, основанное английским генералом Баден-Пауэллом - это один из методов правящей буржуазии отвлечь внимание молодежи от борьбы рабочего класса против эксплуататоров. Посредством фальшивых лозунгов, призывов к патриотизму и братству человечества, Скаутское Движение вводит в заблуждение юношеское мышление.

Когда в 1953 году умер И. В. Сталин, английские скауты предложили познакомить группу высокопоставленных пионерских вожаков со Скаутингом более подробно. После ознакомительной поездки 25 ноября 1957 года Центральный Комитет комсомола разрешил внедрить трехуровневую систему со знаками мастерства. Официальный тон также изменился. В Большой советской энциклопедии 1956 года издания было признано, что в дореволюционной России Скаутское Движение существовало, но: “… скаутские отряды составляли незначительный процент мальчиков, в основном из буржуазных семей и семей служащих”. “В период войн иностранной интервенции и гражданской войны в СССР (1918-1920 годов) многие скаутские организации действовали на стороне Белой Гвардии”. Была также ссылка на эксперимент ЮК, или “юков”: “Попытки воскрешения Скаутского движения в Советской республике под видом так называемых “красных скаутов” не зашла далеко. Само понятие приспособления Скаутизма к задаче воспитания строителей нового коммунистического общества было нереалистичным”.

В издании 1976 года было дано больше информации в отношении русского Скаутинга. И также признано, что Н. К. Крупская, жена Ленина, в своей работе “РКСМ и Бойскаутизм” отметила “преимущества использования в практической работе коммунистических организаций некоторых форм скаутской деятельности, отвечающих интересам подростковой группы”. Но негативное отношение к Скаутингу сохранялось, и книги таких авторов, как Рыбаков, его “Кортик”, “Бронзовая птица” содействовали поддержанию отрицательного имиджа Скаутского Движения.

Когда в 1926 году последние отряды перестали существовать в России, казалось, что история Скаутинга в России закончилась; но точку ставить было рано.

В эмиграции первый отряд русских скаутов был основан уже полковником О. И. Пантюховым на острове Принкипо, вблизи от Константинополя, 25-ого марта 1920 года. А в 1921 году удалось организовать Совет Русских Скаутов. 30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей (ОРСГ) была принята в ВАМСД в качестве представителей русского Скаутинга в иностранных государствах при особом четком условии: “Как только ситуация в России изменится таким образом, что регулярный Скаутинг в соответствии с международными правилами станет снова возможен в этой стране, признание будет отменено”. В 1920-1930 годах был основан Национальный Штаб в Брюсселе (Бельгия). В этот период название движения было изменено на НОРС - Национальная Организация Русских Скаутов.

Во время 2-ой Мировой войны в странах, оккупированных нацистами, скаутские организации, в том числе и русская, были запрещены. Русские скауты, находясь на нелегальном положении, действовали даже там. Это была очень рискованная деятельность - десятки скаутов и их лидеров оказались в тюрьмах и погибли. Удивительно, но в России, оккупированной нацистами, в городе Пскове, русский скаутинг был возрожден теми, кто пережил уничтожение Скаутского Движения в 1922-1926 годах. Такое возрождение было небезопасным делом.

После войны возникли предпосылки возрождения Скаутского Движения в России. Так, во всяком случае, считал Международный Комитет. И опасаясь, что членство эмигрантской русской организации помешает этому, станет камнем преткновения, в ноябре 1945 года “продолжение деятельности русской ассоциации поставлено под вопрос”. Сталин попросил Черчилля оказать давление на Всемирное Движение, и “русские скауты были принесены в жертву”.

Русские скауты-разведчики остались верны своей принадлежности к России и не стали членами местных Национальных Организаций, сохраняя специфику, традиции и особенности Русского Скаутинга. О.И. Пантюхов в своих воспоминаниях писал: “Даже в те годы, когда, в течение более двадцати лет, наша Организация была членом Международного Скаутского Бюро в Лондоне и тогда “зависимости” не было никакой или не больше, чем “зависимость” французской почты от “Международного Почтового Союза”. Излишне говорить, что русские скауты всегда были и всегда остаются чисто русской, национальной, патриотической организацией, находящейся под благословением Святой Православной Русской Церкви”.

Прошли годы. После трагических событий в Чернобыле, когда Скаутские Организации Европы предложили свою помощь, и сотни детей из Советского Союза смогли побывать в скаутских лагерях за границей, поправить свое здоровье, отдохнуть, после очередного обращения ВОСД, правительство дало “добро” на возрождение Российского Скаутского движения.

С “перестройкой” появилась и возможность возрождения Скаутинга в России, вслед за Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной и Арменией. В ноябре 1990 года в Москве прошла встреча представителей скаутских организаций, провозгласивших создание Ассоциации Возрождения Российского Скаутинга (АВоРС). До этого в 1989 году была создана группа Возрождения Российского Скаутинга, в советской прессе появилось большое количество материала о скаутах, в обществе проявлялся интерес к ним. В этом же году в СССР приехала группа руководителей из ОРЮР (США), проводились встречи с заинтересованной молодежью. В 1991 году в различных частях России проходят около 15 довольно крупных скаутских лагерей.

Движение стихийно стало распространяться по всей России, создавались все новые и новые отряды, организации на местах. При этом не было единого представления, что возрождать, какую модель Скаутинга, что значит “Российский Скаутинг”: перенимать западный образец или создавать свой, с учетом национальных и религиозных традиций и особенностей? Перенимать внешние формы современного западного скаутинга, чуть-чуть приспосабливая его к российским реалиям, которые, между прочим, в то время очень быстро менялись, или творить, основываясь на национальных “корнях”, учитывая опыт первых русских скаутов, преемственность? Это был период осмысления, самоопределения. Ситуация усугублялась еще и тем, что, это было время смены идеологий, старые ценности были разрушены, подорваны, а новые - не появились.

В 1992 году Священный Синод благословил создание детской организации. А уже в 1993 году на основе АНСО-ПС создается Федерация Православных Следопытов (ФПС). В 1998 году эта организация была переименована в Братство Православных Следопытов, а в 2003 году после перерегистрации как Межрегиональная детская личностно-развивающая общественная организация получила повторное благословение на деятельность во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Мировое скаутское движение, возникшее в начале XX века, использовало опыт детских и молодежных организаций, ряда

физкультурно-спортивных обществ и клубов. У его истоков стоял национальный герой Британии, английский генерал Роберт Баден-Пауэлл (его просто называют Б-П), усилиями которого была сформулирована базовая платформа и сама идея общества.

Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, неполитичная, независима.
Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys» , в 1909 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания).
Сам Р. Баден-Пауэлл продолжительное время служил в Британских колониях и приобрел опыт подготовки мальчиков для помощи регулярным войскам. Возвратившись в метрополию, он решил для блага родины создать новую систему воспитания подрастающего поколения Англии.

Анализ дел показал, что в то время английская молодежь была чрезмерно увлечена спортом как зрелищем, забывая о саморазвитии и самосовершенствовании через спорт.
Впервые в 1907 году Б-П организовал для мальчишек лагерь, где на практике применил сформировавшуюся систему-концепцию скаутинга. Тогда же им был написан своеобразный учебник, который лег в основу формирования организации.

Книга стала популярной во всем мире и была переведена более чем на 35 языков мира, а одно из первых иностранных изданий вышло в России. Это был адаптированный к российским условиям вариант, названный «Юный разведчик». Б-П в 1910 году приезжал в Россию. На встрече с императором Николаем II разговор шел о перспективах скаутинга в нашем отечестве.

Значок юного разведчика Царско-Сельской дружины. О.И Пантюхов заказывал его у знакомого ювелира. Один из таких значков был вручен через императора Николая II цесаревичу Алексею в 1910 г.

Впервые в России

У нас зачинателями скаутского движения были почти одновременно, совершенно независимо друг от друга В Царском Селе — полковник Олег Иванович Пантюхов . Это было 30 апреля 1909 года. Именно этот день считается днем рожденияния скаутинга в России. А в Москве штаб-ротмистр Григорий Алексее Захарченко. Оба они в 1910 году посетилили Англию. Вернувшись, они с энтузиазмом принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе. Тогда в Петрограде при одной из гимназии возникла команда юных разведчиков организованная О. И. Пантюховым и О. Д. Петровым.

В августе 1914 она реорганизовалась в 1-й Петроградский отряд мальчиков — юных разведчиков — «Общество русский скаут». Её возглавил вице-адмирал И. Ф. Бострем.
По примеру Петрограда, в Москве возникло аналогичное «Общество юных разведчиков», принятое под покровительство Великой Княгиней Езаветой Федоровной. Появлявшиеся в периодической печати статьи о скаутах расшевелили провинцию. В целом ряде городов, главным образом при учебных заведениях, возникают местные скаутские отряды.

Первый съезд скаутов России, проходивший в декабре 1915 года в Петрограде, декларировал создание российского общества «Русский скаут (ВОРС). Этот съезд положил прочное основание скаутизму в России, а разрозненные организации после съезда слились в один общий Всероссийский союз. На съезде разрешились и все наболевшие вопросы. Задачи общества формулировались как содействие физическому и нравственному совершенствованию юношества под общим девизом верности Богу, Государю и Отечеству.

Зимой 1916-1917 годов в Петрограде прошел второй съезд скаутов России. В числе обсуждаемых вопросов были такие термины, как «разведчик» и «скаут», «скаутинг» и «скаутизм», которые решено было считать равнозначными.

1917 год расколол Россию. Был расколот и скаутинг. Большинство его членов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Новая власть настороженно восприняла существующие отряды и потому, руками комсомола и правоохранительных органов, начала их уничтожение. Часть руководителей была вынуждена заняться организацией отрядов нового типа. Так стали появляться первые группы, впоследствии названные юнкоровскими и пионерскими. Но к тому времени из этих групп было вытеснено прежнее содержание и заменено тезисами пролетарского воспитания.

Под политическим давлением комсомола, ставившего в вину скаутам всех мастей буржуазность, аполитичность, веротерпимость, проповедь национального единства вместо классовой борьбы, в 1922 году скаутская организация была запрещена. Отринув её духовное наследие, пионерия унаследовала лишь атрибутику. Однако часть скаутов ушла в подполье и продолжала существование. Последний их слет в форме и со знаменами прошел в мае 1923 года у села Всех-святского. Руководители слета были арестованы, а участники разогнаны, но подполье ещё существовало до апреля 1926 года, пока ОГПУ не произвело массовые аресты.

Реабилитация движения произошла только через 38 лет, в 1964 году.
Большинство скаутских руководителей были вынуждены покинуть родину. И там, в эмиграции продолжала существовать организация российских скаутов, во главе которой стоял О. И. Пантюхов. Некоторое время в России велась подпольная работа скаутских отрядов. Выпускались рукописные альманахи и журналы. Старший Русский Скаут — Олег Иванович Пантюхов получал с оказией письма из России, письма приходили с большим трудом, а затем и вообще прекратились. Фактически к 1926 году последние отряды, сохранившие верность скаутингу, перестали существовать в нашей стране.

Возрождение

Днем рождения Русского Союза Скаутов считается 7 ноября 1993 года, когда в Нижнем Новгороде образовалась скаутская дружина, состоящая из двух патрулей. Инициаторами выступили педагоги общеобразовательной школы № 91, возглавляемой Игорем Богдановым. Президентом РСС был избран Вячеслав Черных. В какой-то мере эту организацию можно считать пришедшей на смену пионерии и комсомолу. И это видно из провозглашенных ею целей: «Объединение усилий для организации воспитания детей и молодежи достойными гражданами России, привития им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, а также способности направлять свою деятельность на пользу общества».

В основу деятельности организации положены принципы скаутинга, изложенные в Конституции ВНСО (Всероссийская национальная скаутская организация) и традиционных принципах Российского скаутинга. А вот идеологическая направленность у Русского Союза другая: не массовый охват детей и молодежи, а привлечение всех заинтересованных.
Со времени возрождения скаутского движения в России появились организации, специализирующиеся по многим направлениям и приоритетам. Были созданы Федерация православных следопытов-скаутов (ФПС), Национальная организация скаутского движения России, союз «Московский Скаут», движение «Скауты России», республиканские и региональные союзы.

В мае 1998 года в Москве прошел съезд уполномоченных представителей этих организаций и была учреждена Всероссийская Национальная Скаутская Организация — ВНСО. Сегодня эти организации занимаются физическим, духовным и умственным развитием детей и подростков, которые в будущем могут занять конструктивное место в нашем обществе. В нынешнем юбилейном году в день 100-летия (30 апреля 2009 г.) в городе Павловске (Ленинградская область) пройдет юбилейный парад скаутов.

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии - БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

БП в учебе звезд с неба не хватал, что и стало причиной неудачи при поступлении в Оксфордский университет. Пришлось думать о других возможных перспективах, например, об армии. Принятый тогда в Англии способ пополнения офицерского состава армии предусматривал серию экзаменов и испытаний для претендентов. И здесь Стиви показал себя во всем блеске - из 718 кандидатов он стал пятым. И так в 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.
После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

Притворяясь стариком-коллекционером бабочек, Баден-Пауэлл осматривал австрийские укрепления на Балканах. Свои зарисовки он умело маскировал под изображения бабочек. Он побывал в Турции, Италии и других странах, включая и Россию.
Это было в 1886 году. В Красном Селе проходили маневры, во время которых должны были проводиться испытания новых прожекторов и нового военного аэростата. Роберту Баден-Пауэллу вместе с братом без особенного труда удалось проникнуть в запретную зону. В биографии Баден-Пауэлла, написанной Вильямом Хилькуртом, сказано: "Они приветствовали каждого, кого приветствовали все, и прошли мимо часовых, которые их ни о чем не спросили". Когда стража ушла на обед, братья смогли хорошо осмотреть гондолу аэростата, а потом остались в запретной зоне до вечера, чтобы наблюдать за испытаниями прожекторов. И прожектора, и аэростат показались им не такими интересными, как они ожидали.
В последний день маневров братья хотели посмотреть на “атаку” форта (Баден-Пауэлл называет его “Николин”). Один из братьев наблюдал за атакующими форт, а другой - за его защитниками.
На обратном пути, когда уже стемнело, братья были задержаны на дороге офицерами, сопровождающими царский экипаж. Они старались объяснить, что они англичане, которые шли на железнодорожную станцию и в темноте заблудились. Они просили задержавших их офицеров помочь им туда попасть, но вместо этого были доставлены в Петербург. Там они были посажены в одном из отелей под домашний арест, откуда потом бежали без особого труда.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающие. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского - разведчик). Эта книга была пособием по подготовке английских военных разведчиков, она вскоре получила всеобщее признание специалистов, была переведена на русский язык и выпущена в 1902 году петербургским издательством В. А. Березовского, комиссионера военных учебных заведений. За границей эта книга выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки. В предисловии к английскому изданию 1915 года Баден-Пауэлл писал: “Русские, которые раньше верили в “машинную теорию”, теперь тоже перешли к индивидуальному обучению, оно заключается в том, что в каждом солдате воспитывается разведчик”.


В 1887 году Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где негры оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принял участие в подавлении восстания зулусов, ашанти и матабелов. В своих воспоминаниях Баден-Пауэлл потом писал, что за его внезапные нападения негры прозвали его "Волком, который никогда не спит".
В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного стратегического и административного пункта и железнодорожного узла. Мафкинг находился на территории Капской колонии, недалеко от границы Бечуаналенда, протектората Британии.
Англо-бурская война началась 12 октября 1899 года; буры из Трансвааля окружили Мафкинг. Осада продолжалась семь месяцев (217 дней), до 17 мая 1900 года, пока фельдмаршал лорд Робертс, наступая на столицу Трансвааля Преторию, не выслал специальный отряд для освобождения Мафкинга.
Гарнизон состоял из 1250 человек, но Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных был сформирован отряд разведчиков, которым было поручено не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо осаждавших крепость буров.
В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.


После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Летом 1906 г. БП получил по почте от канадского естествоиспытателя и писателя Эрнеста Сетон-Томсона книгу “Березовый свисток”. В обращении автора утверждалось, что болезни общества могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени. Книга вызвала живой интерес БП.
В 1906 - 1908 гг. БП тщательно изучил произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). Она была написана в форме бесед у костра.


Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый - рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890-1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день - день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.

Необходимость внешкольного воспитания подростков ощущалась давно, и в разных странах было сделано немало попыток создания детских организаций, но то, что предложил Баден-Пауэлл, оказалось наиболее подходящим.
БП постарался уместить в одной книге весь детский мир и дать ребенку совет, который вдруг да окажется когда-нибудь кстати. Вот почему весь теоретический и практический материал в книге располагался по темам - беседам: от “Законов скаутов”, “Выслеживания”, “Комфорта в лагере”, “Как стать сильным”, “Благородство рыцарей”, “Как поступать во время несчастных случаев” до “Трезвости”, “Как строить мосты” и т.д. Упор делается на воспитание личности гражданина посредством малых групп под руководством старших детей и управлением взрослых. БП возбуждал в детях энтузиазм. Никто прежде не советовал им насвистывать в трудные минуты и не быть снобом (9ый закон).


В первые годы в законах скаутов преобладал стиль долженствования, услужения, ответственности. К примеру, первый закон: “Чести скаута должно верить” имел разъяснение: “Если бы скаут опозорил свою честь, сказавши ложь или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен возвратить свой значок и никогда его не носить более. Он может быть также совершенно исключен из числа скаутов”. Закон два требовал от ребенка быть верным всем, в том числе родителям. В законе три - долг помогать другим и быть полезным, закон 7 требовал подчинения, закон 8 - предписывал насвистывать, получив приказание. В эту общую атмосферу не вписывались законы 4, 5, 6, в которых речь идет о вежливости, любви к животным, бережливости. Поэтому в 1911 году к девяти был добавлен десятый закон: “Скаут чист в мыслях, словах и на деле”. Он несколько корректировал стиль законов.

По всей стране стихийно стали возникать детские группы, взявшие за основу работы его книгу. БП стал получать массу писем, в которых дети и дети требовали разъяснений, комментариев и советов. И БП сдался. После консультаций со своими друзьями он учредил Бюро по переписке. С участием А. Пирсона начали выходить газеты “Скаут” (для детей) и “Хедкуотер Газетт” (для инструкторов). Первые отряды появились в Северном Лондоне, а за весну 1908 года вся Англия оказалась покрытой сетью стихийно возникших отрядов. Затем движение перекинулось на колонии. Уже через год король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. В 1909 году появились первые группы девочек-скаутов. Юридический статус Ассоциация скаутов Великобритании получила хартией короля 4 января 1912 года и с тех пор очередной монарх подтверждает его особым Актом.


В конце декабря 1910 года в Петербург прибыл генерал Баден-Пауэлл. О. И. Пантюхов и В. Г. Янчевецкий, основатель легиона “юных разведчиков” в Петербурге, узнали об этом из газет и поспешили познакомиться с автором книги “Юный разведчик”. Баден-Пауэлл пригласил своих новых знакомых посетить Англию и ознакомиться на месте с постановкой скаутской работы, а сам вскоре отбыл на аудиенцию к императору Николаю II, а затем в Москву, где в его честь местными “юными разведчиками” был устроен банкет. Познакомиться с разведческой работой в Петербурге и в Царском Селе у Баден-Пауэлла не нашлось времени.
В 1910 году Роберт Баден-Пауэлл вместе со своей сестрой Агнессой основали отдельную организацию для девочек - “герл-гайд”, и в том же году король Эдуард VII уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя целиком работе с бойскаутами. В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более 123 000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился почти по всем странам Европы.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время эитх разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте (ей было 23, а ему - 55), жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Вспыхнувшая вскоре Первая мировая война разделила скаутов на два враждующих лагеря. С одной стороны была Германия и Австро-Венгрия, с другой - Англия, Франция, Россия и их союзники. Скауты по обе линии фронта честно исполняли свой долг.
После войны Баден-Пауэлл с еще большей энергией взялся за дело сближения молодежи всех стран и примирения воевавших народов. Для этого был устроен в 1920 году в Лондоне первый международный скаутский слет, названный индейским словом “джембори”, в котором приняли участие представители 32 стран. В последний день джембори, 6 августа 1920 года, Баден-Пауэлл был избран Главой скаутского движения всего мира - “Chief Scout of the World”. После международного скаутского джембори было создано в Лондоне Интернациональное бойскаутское бюро.

30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей, которую возглавил Старший русский скаут О.И. Пантюхов, была принята в члены этого бюро.
По правилам бюро каждое государство могло быть представлено только одной организацией. Если было несколько скаутских организаций, они должны были объединиться в федерацию.
Вторым условием членства было отделение мальчиков от девочек. Смешанные отряды из мальчиков и девочек были запрещены международными скаутскими правилами.


Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).
Баден-Пауэлл написал много книг о работе со скаутами. После своей самой известной книги “Scouting for Boys”, предназначенной для руководителей мальчиков 12-16 лет, он издал в 1916 году “Wolf Cubs Handbook” (руководство для работы с волчатами - мальчиками 7-11 лет), а в 1922 году - “Rovering to Success” (странствование к успеху) о работе с юношами старше 17 лет, которые в скаутской организации получили название “Rovers”. Это только три основных пособия Баден-Пауэлла по скаутизму, а всего их было значительно больше.
Последнее Джамбори, в котором принял участие БП, было в 1937 году в Голандии.
В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.
Баден-Пауэлл похоронен на местном кладбище, а дорога на кладбище названа его именем. Скауты Кении установили на домике, где жил и скончался Баден-Пауэлл, мемориальную доску.
В 1938 году БП был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но решению этого вопроса помешала война.

Говорят, что на сегодняшний день БП самый читаемый в мире британский автор после Шекспира, а его “Скаутинг для мальчиков” в нынешнем столетии был продан по всему миру в количестве экземпляров, уступающем лишь Библии.
Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.

http://www.scouts.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1


Бойскаут

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г.

Современность

В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения .

Скаутский метод

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

  • Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Будь готов!

Девиз скаутов - «будь готов! » (англ. Be Prepared ); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движания скаутов (B.P. ).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет. »

На других языках

Отделения скаутов по всему миру используют девиз «будь готов! » на своих родных языках.

  • Армянский: Միշտ պատրաստ (дословно: всегда готов : Мишт Патраст )
  • Арабский: Kun Musta’idan
  • Азербайджанский: Daima Hazir
  • Белорусский: Напагатове
  • Болгарскии: Бъди готов
  • Китайский: 準備
  • Хорватский: Budi Pripraven
  • Чешский: Bud Připraven
  • Голландский: Weest Paraat
  • Английский: Be Prepared
  • Эсперанто: Estu preta
  • Эстонский: Ole Valmis
  • Тагальский: Laging Handâ (дословно: всегда готов )
  • Финский: Ole valmis
  • Французский: Sois Prêt либо Toujours Prêt
  • Грузинский: იყავი მზად (íq’avi mzad)
  • Немецкий: Allzeit bereit!
  • Греческий: Έσω Έτοιμος
  • Иврит: היה נכון (heye nachon)
  • Венгерский: Légy Résen
  • Ирландский: Bí Ullamh
  • Итальянский: Sii Preparato (также в Италии очень часто используется латинская фраза Estote Parati )
  • Японский: そなえよつねに
  • Киргизский: Dayar Bol
  • Латышский: Esi Modrs
  • Латинский: Estote Parati
  • Литовский: Budek
  • Македонский: Буди спреман
  • Малайский: Selalu Bersedia
  • Мальтийский: Kun Lest
  • Монгольский: Белен бол
  • Норвежский: Alltid Beredt
  • Пушту: Tayar Osay
  • Фарси: Aamaadeh Baash
  • Польский: Czuwaj
  • Русский: Будь готов
  • Сербский: Буди спреман
  • Албанский: Ji Gati либо Pergatitu
  • Словенский: Bodi pripravljen! либо Bud Pripavany
  • Испанский: Siempre Listo либо Siempre Alerta («всегда готов», «всегда наготове»)
  • Шведский: Var redo
  • Тайский: จงเตรียมพร้อม
  • Туркменский: Daima Häzir
  • Уйгурский: Tayyar Bol
  • Украинский: Готуйсь , а также С. К.О. Б. («Сильно, Красиво, Осторожно, Быстро»)
  • Вьетнамский: Sắp Sẵn
  • Якутский: Бэлэм буол
  • Казахский: «Дайын бол»

Скаутские законы и скаутское обещание

Один их принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.

Основа обещания - 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:

  • Долг перед Богом
  • Долг перед Родиной и окружающими
  • Долг перед Собой

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов-разведчиков».

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции

Эмблема

Скаутская эмблема - лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Скаутская лилия.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - лилию (трилистник).

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что левая рука ближе к сердцу.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Вымпел группы

Каждая группа (скаутский патруль) имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (патруль, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич группы

Призыв (клич) группы должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук (косынка, шейный платок)

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом - узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения и той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

См. также

  • Союз польских харцеров - польская скаутская организация

Источники

  • Что есть Скаутинг - книга для скаутского лидера (Всемирная Организация Скаутского Движения), 1992 г.
  • С. Воздвиженский - Скаутский метод (Петрозаводск, 2004)
  • Scouts.ru - Центральный сайт скаутов-разведчиков России

Новаторство скаутинга было в том, что в нём соединили детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, природе и миру в целом. У Баден-Пауэлла отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребенок играли каждый свою роль, ребенок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего товарища, более знающего, более умелого. Взрослый вёл за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Баден-Пауэлл понял стремление детей и подростков к неформальному общению, он уловил их желание объединиться между собой для реализации своих интересов и потребностей. Универсальность системы скаутинга заключается в её саморазвитии. Она соединяла подростков и взрослых в одну организацию, независимо от религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира . Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии в СССР получила название неформальная педагогика в противовес формальному (обязательному) школьному образованию.

Однако изобретение самой идеи принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону , создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraft Indians (англ.) » - «лесных индейцев». Историю создания отряда Сетон-Томсон красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса» . В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу, который во многом основывался на опыте писателя, создавая скаутов. Баден-Пауэлл создал совершенно новую общественную молодёжную организацию, за эти заслуги был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом «Лoрд Баден-Пауэлл оф Гилвелл». Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, и военные разных стран во многом приняли его систему. В первое время скаутинг как метод воспитания молодежи допризывного возраста распространялся среди стран-участниц Антанты, но затем он вышел за эти рамки, получил более широкое распространение среди стран мира из-за своей универсальности. К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 000 скаутов. В 1910 году возникла «параллельная» бойскаутам организация девочек и девушек - «гёрл-гайдов» .

Большой вклад в движение скаутов внес художник Пьер Жубер , сам ставший скаутом в 14 лет. В течение десятилетий он создавал великолепные иллюстрации к книгам и журналам о скаутах .

На развитие скаутского движения оказали влияние также работы.

Скаутинг в России [ | ]

В России скаутинг зарождается в 1909 году . Основатель российского (и далее советского) скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (c имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (известным впоследствии как детский писатель Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической) , отряд был создан из числа её учеников.

В декабре 1915 года Цытович принял активное участие в организации Первого Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма», в вышеупомянутом докладе Э. П. Цытович произнёс несколько лозунгов, которые впоследствии переняли пионерские организации СССР , вот что он писал :

Будем же надеяться на то, … что зажёгшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!».

В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати,
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

На фото вверху: полковник Сулин и разведчики Старицкий, Грушецкий, Никонов, Бек, Олимпиев, Пухляков и Ромашов из Национальной организации русских разведчиков (НОРР) под покровительством великой княгини Ксении Александровны во главе с полковником П. Н. Богдановичем. Франция , Капбретон,

Скаутский метод [ | ]

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

  • Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Будь готов! [ | ]

Девиз скаутов - «будь готов! » (англ. Be Prepared ); по-английски он сокращается до первых букв, так же как фамилия основателя движения скаутов (B.P. ).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет ».

На других языках [ | ]

Отделения скаутов по всему миру используют девиз «Будь готов! » на своих родных языках.

  • Азербайджанский: Daima Hazır
  • Албанский: Ji Gati либо Pergatitu
  • Английский: Be Prepared
  • Арабский: Kun Musta’idan
  • Армянский: Եղիր պատրաստ (Yeghir patrast)
  • Белорусский: Напагатове
  • Болгарскии: Бъди готов
  • Венгерский: Légy résen
  • Вьетнамский: Sắp Sẵn
  • Голландский: Weest Paraat
  • Грузинский: იყავი მზად (ík’avi mzad)
  • Греческий: Έσω Έτοιμος
  • Иврит: היה נכון (heye nachon)
  • Ирландский: Bí Ullamh
  • Испанский: Siempre Listo либо Siempre Alerta («всегда готов», «всегда наготове»)
  • Итальянский: Sii Preparato (также в Италии очень часто используется латинская фраза Estote Parati )
  • Казахский: «Дайын бол»
  • Киргизский: Даяр бол"
  • Китайский: 準備
  • Латышский: Esi Modrs
  • Латинский: Estote Parati
  • Литовский: Budek
  • Македонский: Буди спреман
  • Малайский: Selalu Bersedia
  • Мальтийский: Kun Lest
  • Монгольский: Белен бол
  • Немецкий: Allzeit bereit!
  • Норвежский: Alltid Beredt
  • Пушту: Tayar Osay
  • Польский: Czuwaj
  • Русский: Будь готов
  • Румынский: Fii gata
  • Сербский: Буди спреман
  • Словенский: Bodi pripravljen! либо Bud Pripavany
  • Тагальский: Laging Handâ (дословно: всегда готов )
  • Тайский: จงเตรียมพร้อม
  • Туркменский: Daima Häzir
  • Уйгурский: Tayyar Bol
  • Украинский: Будь напоготові!
  • Фарси: Aamaadeh Baash
  • Финский: Ole valmis
  • Французский: Sois Prêt либо Toujours Prêt
  • Хорватский: Budi Pripraven
  • Чешский: Buď Připraven
  • Чувашский: Хатӗр пул
  • Шведский: Var redo
  • Эсперанто: Estu preta
  • Эстонский: Ole Valmis
  • Якутский: Бэлэм буол
  • Японский: そなえよつねに

Скаутские законы и скаутское обещание [ | ]

Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.

Основа обещания - 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:

  • Долг перед Богом
  • Долг перед Родиной и окружающими
  • Долг перед Собой

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков» .

Скауты живут по определенным законам. В каждой организации они сформулированы по-разному. В качестве примера приведем законы из Устава Организации российских юных разведчиков .

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции [ | ]

Эмблема [ | ]

Скаутская эмблема - трёхлепестковая лилия. Лилия стала символом скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображён Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - трёхлепестковую лилию.

Скаутское рукопожатие [ | ]

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племён. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Скаутский салют [ | ]

Скаутский салют отдаётся при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутского обещания. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединённые вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Звеновой флажок [ | ]

Каждое звено (скаутский патруль) имеет свой флажок. Более крупные элементы скаутского движения (отряд, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич звена [ | ]

Призыв (клич) звена должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук [ | ]

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук закрепляется зажимом, который скаут делает сам из кожи, дерева, коры или других природных материалов. Использование узла вместо зажима не приветствуется. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование галстука в самых разных целях: перевязать рану, снять горячий котелок с костра, натянуть веревку на переправе можно, защитив ладонь галстуком.

Скаутские знаки отличия [ | ]

Особые знаки в виде нашивок, значков, лент и шнуров, которые скаут носит на своей форме, обозначают его принадлежность к той или иной организации, положение в ней, принадлежность к дружине, отряду, звену. Также по скаутской форме можно определить достижения, разряд скаута или сданные им «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

См. также [ | ]

Источники [ | ]

  • Что есть скаутинг - книга для скаутского лидера (Всемирная организация скаутского движения), 1992 г.
  • С. Воздвиженский - Скаутский метод (Петрозаводск, 2004)
  • Scouts.ru - Центральный сайт скаутов-разведчиков России
  • Кудряшов Ю. В. - Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). - Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 г.
  • Полчанинов Р. В. - Конспекты КНЕ. Сан-Франциско, 1997 г.
  • Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей «История скаутского движения» Глава 2-я. Из архива О. Е. Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 г.
  • А. Шободоева. - Российский скаутинг: история, теория, практика. - Омск: изд-во госпедуниверситета, 1995
  • Газета «Новая газета» № 69 от 21 Сентября 2000 г.
  • Роберт Баден-Пауэлл - «Скаутинг для мальчиков». Англия, Лондон. 1908 г.
  • Баден-Пауэлл | World Scouting
  • Наталья Лунева.