Условия и порядок применения оружия. Применение и использование оружия сотрудником правоохранительных органов

Классификация оружия. Условия и порядок его применения частными охранниками. Техника безопасности при обращении с оружием.

Классификация оружия.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (Об оружии) регулирует и определяет правовую основу оборота оружия и основных частей огнестрельного оружия на территории РФ.

Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из РФ.

Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

гражданское;

служебное;

боевое ручное стрелковое и холодное.

Гражданское оружие.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;

огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства;

2) спортивное оружие:

огнестрельное гладкоствольное;

холодное клинковое;

метательное;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации.

Служебное оружие.

К служебному оружию относится:

оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции;

огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, а также изготавливаемое для поставок в другие государства.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом РФ (О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации), и в пределах предоставленных лицензией прав.

Условия и порядок применения огнестрельного оружия частными охранниками.

Условия и порядок применения:

Оружие применяется как крайняя мера. Охранник при применении огнестрельного оружия обязан:

предупредить о намерении его использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственно опасность его жизни и здоровью;

стремится в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Предупреждения:

(Стой, стрелять буду!)

Извлечение из кобуры и досылка патрона в патронник.

Выстрел в воздух.

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить огнестрельное оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности.

Запрещается также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от его применения могут пострадать посторонние (третьи) лица.

Действия охранника после применения огнестрельного оружия

1. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую неотложную помощь, уведомить о происшедшем органы здравоохранения.

2. Уведомить о происшедшем в возможно короткий срок:

органы внутренних дел по месту применения оружия;

руководство предприятия, организации по месту работы охранника;

прокурора во всех случаях смерти и причинения телесных повреждений.

3. Обеспечить свидетельскую базу.

Особенности применения отдельных видов специальных средств

Резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

Наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

Слезоточивые средства. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство (Черемуха-10) и его аналоги, газовые пистолеты с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

Условия применения частными охранниками специальных средств

Применяются тогда, когда другими ненасильственными средствами защиты достичь нельзя.

Охранник при применении специальных средств обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремится в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершающих, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Порядок хранения оружия и боеприпасов.

Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 224 УК РФ)

1. Хранить оружие и боеприпасы к нему следует раздельно друг от друга в специально предназначенном и оборудованном для этого помещении.

2. При хранении оружие должно стоять на предохранителе.

3. При длительном хранении оружие надо законсервировать.

4. Оберегать оружие и боеприпасы от повреждений, ударов, падения.

5. Проводить регулярный технический осмотр оружия и боеприпасов.

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Техника безопасности при обращении с огнестрельным оружием

1) Не приступать к стрельбе из огнестрельного оружия, не изучив его устройства, взаимодействия составных частей, приемов разборки и сборки, ТТХ, методов обращения и ведения стрельбы.

2) Строго соблюдать правила обращения, эксплуатации, технического обслуживания и хранения оружия.

3) Не применять патронов от других моделей оружия.

4) Без необходимости не направлять оружие в сторону, где могут находиться люди, даже в тех случаях, когда оружие не заряжено.

5) После выхода из опасной ситуации или окончания стрельбы немедленно удалить патрон из патронника и поставить оружие на предохранитель.

6) Во всех случаях, не связанных со стрельбой, оружие должно быть поставлено на предохранитель.

7) Учебные стрельбы производить в специально оборудованных помещениях (тире) или на открытой местности (полигоне) с учетом безопасности для окружающих лиц.

8) Разборку, сборку, чистку, смазку оружия производить в специально отведенном помещении.

Меры безопасности при обращении с оружием (заряжание – разряжание)

1. Заряжание и разряжание оружия производится в специально отведенном и подготовленном для этого помещении, под руководством ответственного лица, строго по команде.

2. Не направлять оружие в сторону, где находятся или могут находиться люди, даже если уверен, что оружие не заряжено.

3. В случае появления в зоне ведения огня людей, животных, низко летящих целей или возникновения стихийных бедствий самостоятельно прекратить стрельбу и поставить оружие на предохранитель.

4. Производится осмотр оружия.

5. Заряженное оружие всегда ставить на предохранитель.

6. Не передавать без разрешения ответственного лица свое табельное оружие и не брать чужого.

7. Не оставлять оружие без присмотра.

8. После несения службы заряженное оружие разрядить и осмотреть.

9. Разряженное оружие и боеприпасы сдаются ответственному лицу из рук в руки.

Техника безопасности при проведении стрельбы из пистолета в тире

1. Учебные стрельбы из пистолета в тире проводятся строго под руководством преподавателя по огневой подготовке и по его команде.

2. Заряжать оружие только по команде руководителя стрельб.

3. Не заряжать оружие вне рубежа открытия огня.

4. Оружие всегда должно быть направлено в сторону мишени.

5. Не пропускать палец в спусковую скобу до команды открытия огня.

6. В случае возникновения непредвиденных ситуаций самостоятельно прекратить стрельбу и пистолет поставить на предохранитель.

8. По команде руководителя оружие предоставляется к осмотру.

9226 11.03.2019 5 мин.

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение и наличие . О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по .

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

    1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
    2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

Смотрите видео:

  1. Если злоумышленник пытается завладеть служебным автомобилем полиции или же иной техникой, стоящей на вооружении в органах правопорядка.
  2. Если человек отказывается от законных требований правоохранителей сдать оружие, боевые комплекты, взрывчатые и радиоактивные вещества, находящиеся с ним, оказывает активное сопротивление (замахивается боеприпасами, разбрасывает ядовитые вещества), выполняет действия, предоставляющие реальную угрозу для находящихся рядом лиц.
  3. С целью освобождения заложников. Полицейский может применить оружие исключительно против граждан, которые могут нанести физический вред или причинить смерть заложникам. Против лиц, которые причастны к преступлению, однако физического вреда потерпевшим нанести не могут, оружие не применяется.
  4. При необходимости задержать злоумышленника, во время совершения им преступления тяжкой степени против здоровья, жизни и чужого имущества. При этом подозреваемый пытается сбежать с места преступления. Полицейский должен лично увидеть факт противоправных действий, видеть, что деяние может быть продолжено, а злоумышленник пытается скрыться или оказывает сопротивление. Если же полицейского позвали свидетели, и они утверждают о совершенном преступлении, то применение оружия не допускается, поскольку лицо может оказаться непричастно к указанным деяниям.
  5. Если требуется отбить вооруженное нападение, а также штурмовое нападение группы злоумышленников на государственные помещения, различные общественные заведения, организации и частное жилье.
  6. Чтобы пресечь побег задержанного гражданина.
  7. Лица, помещенного под стражу.
  8. Гражданина, осужденного к определенному сроку лишения свободы.
  9. Чтобы пресечь попытки освобождения силой таких граждан.

Сотрудниками МВД

Страж порядка может использовать табельное оружие (например ) при возникновении таких ситуаций:

  1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
  2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
  3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
  4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

При проникновение в различные помещения

Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

  1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
  2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
  3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
  4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.

О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте .

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Порядок применения оружия - применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Получая лицензию на огнестрельное оружие для самообороны нужно понимать всю ответственность, которая ложится на гражданина в связи с его применением. Попробуем разобраться, в каких случаях применение оружия будет правомерным. Для начала разграничим понятия служебное оружие и оружие для самообороны.

Служебное (табельное) оружие

Российское законодательство не имеет законодательного акта, регламентирующего нормы обращения с оружием всеми должностными лицами исполнительной власти, за которыми закреплено право на его ношение. Не закреплен законодательно и порядок и правила применения огнестрельного оружия. Этот вопрос освещается в ряде ФЗ, например, в законе «О полиции». Здесь прослеживается четкое разграничение понятий «применение оружия» и «использование оружие». Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции предполагает стрельбу в человека, а использование - по движущимся предметам и животным.

Сотрудник полиции вправе применить табельное оружие в случае:

1. Когда гражданин подвергается нападению и его жизни или здоровью грозит опасность.

2. Когда нападению подвергается сам полицейский, тем более, если нападавшим предпринимаются попытки завладения его табельным оружием.

3. При освобождении заложников.

4. При задержании преступников, застигнутых за совершением преступления.

5. В отношении осужденных и находящихся под стражей при попытке побега. А также в отношении пытающихся насильственно освободить этих лиц.

Вправо на использование оружия сотрудник полиции приобретает в случаях:

1. Необходимости остановки автомобиля, создающего реальную опасность для участников движения. Это норма применима, если водитель проигнорировал требования полицейских остановить ТС.

2.Необходимости обезвредить животного, угрожающего здоровью и жизни людей.

3. В случаях подачи сигнала или произведения предупредительного выстрела.

Безопасность сотрудника полиции обеспечивается нормами ст. 16 названного закона. Полицейский , если создаются предпосылки для перечисленных выше оснований. При этом попытки лица сократить обозначенное сотрудником полиции с обнаженным оружием расстояние, дает ему право произвести выстрел.

Огнестрельное оружие для самообороны

Все нормы, связанные с оружием для самообороны, находящимся в гражданском обороте определены законом «Об оружии». Однако понятие «применение оружия» этим законом не определено. Лишь статья 24 названного закона содержит понятие «использование оружия», которое приравнивается к понятию «применение». Граждане имеют право воспользоваться оружием лишь в случаях крайней необходимости и в состоянии необходимой обороны при нападении. Под необходимой обороной понимается угроза жизни и здоровью, под крайними мерами преступления против имущества. Действия гражданина, применившего оружие для самообороны, будут признаны незаконными, если степень антиобщественного деяния, совершенного в отношении него, не соответствует действиям обороняющегося. В этом случае гражданин может быть понести ответственность. Квалифицироваться его действия будут как превышение необходимой обороны.

Травматическое оружие

Процедура приобретения травматического оружие в нашей стране значительно проще, чем оформление лицензии на огнестрельное оружие. Тем не менее необходимо знать какую ответственность накладывает на граждан закон о применении травматического оружия.

1. Административная ответственность может грозить тем, кто любит пострелять в местах, не предназначенных для этого. Применение для стрельб правомерно только в тирах или на специально оборудованных полигонах.

2. Уголовное преследование ожидает, если стрельба привела к гибели человека или причинила тяжкий вред его здоровью. В зависимости от обстоятельств действия будут квалифицированы как хулиганство, убийство или причинение тяжких телесных повреждений, если это не необходимая оборона.

3. Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба (материального или морального) пострадавшему.

Новые правила применения травматического оружия позволяют гражданам носить иметь при себе травматическое оружие в целях самообороны. Раньше законодательно было разрешено только хранить такое оружие.

Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия Милюков Сергей Федорович

§ 5. Правовые основы применения огнестрельного оружия гражданами Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие в целях самообороны, а именно для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Следует заметить, что в данной статье установлены одинаковые основания применения гражданами как газового, так и огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Причем в отношении тактико-технических характеристик гражданского огнестрельного оружия Федеральным законом «Об оружии» установлены довольно жесткие требования, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 3 оно должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Обеспокоенность граждан за обеспечение надежной защиты своей чести, достоинства, жизни, семьи, жилища, собственности находит выражение в предложениях предоставить им право на приобретение, хранение, ношение и использование любого огнестрельного оружия (к примеру, снайперской винтовки с лазерным прицелом, пулемета или гранатомета). Однако при этом сразу встает вопрос, насколько подобные предложения соответствуют нормам, устанавливающим правила применения оружия?

В соответствии с действующим законодательством лицо, применившее огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, не понесет ответственности за причиненный нападающему вред, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны либо пределов крайней необходимости.

При наличии в руках мощного оружия, гражданин стоит перед выбором принять ответственное и юридически значимое решение, за последствия которого он должен держать ответ перед государством. Чем большей поражающей способностью обладает применяемое огнестрельное оружие, тем больше риск нарушить нормы о соразмерности защиты и нападения и, соответственно, вероятность самому стать подсудимым.

По смыслу закона правомерность (или неправомерность) обороны зависит не от того, чем и как защищается человек, а прежде всего от соотношения вреда причиненного и вреда предотвращенного. Однако в судебной практике долгие годы существовал стереотип: оправданно обороняется тот, кто претерпел больший ущерб, чем причинил, т. е. сопоставляется вред, реально причиненный друг другу противоборствующими сторонами. Поэтому если принять предложение о снятии ограничений на типы и модели гражданского огнестрельного оружия, то возникнет необходимость радикального пересмотра как нормы закона о необходимой обороне, так и судебной практики по делам этой категории.

Статья 24 Федерального закона «Об оружии» разрешает применять его и для защиты собственности. Это новый подход к проблеме самообороны, ибо на протяжении многих лет в теории и судебной практике жизнь и здоровье преступника признавались более ценным благом, чем имущество правопослушного человека, и если собственник действовал решительно, то привлекался за превышение необходимой обороны. Однако закон не дает ответа на вопрос, какая по характеру угроза собственности является поводом для производства выстрела на поражение посягающего.

Следовательно, прежде чем говорить о необходимости предоставления гражданам Российской Федерации права на приобретение любого огнестрельного оружия, в первую очередь необходимо решить проблему несовершенства норм, регламентирующих основания и порядок его применения.

Кроме того, само по себе наличие в арсенале средств защиты гражданина «пулемета» или «гранатомета» не решит проблему его безопасности. Как показывает практика, в большинстве случаев сотрудники милиции пострадали от рук преступников не по причине отсутствия у них табельного оружия, а по причине ослабления бдительности и неготовности отразить внезапное нападение, либо, как следствие этого, из-за нерешительности и медлительности своих действий. Это происходит, прежде всего, потому, что преступники выбирают время, место, способ, орудия посягательства, жертву таким образом, чтобы добиться успеха. То есть заранее обеспечивается преимущество над потерпевшим. Поэтому поражающая способность оружия в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

На наш взгляд, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», закрепляя соответствующие требования к тактико-техническим параметрам гражданского оружия, достаточно полно, четко и сбалансированно, чем прежнее законодательство, учитывает потребности практики. Думается, что предложения о снятии ограничений на типы и модели гражданского огнестрельного оружия продиктованы не столько заботой о надежной защите граждан от преступных посягательств, сколько интересами самого производителя оружия.

Пойдя по такому пути, государство в очередной раз переложит с себя ответственность по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан от преступных посягательств и за последствия таких действий на них самих. Думается, будет более правильным, если этим будут заниматься профессионалы, т. е. соответствующие должностные лица государственных военизированных организаций, которым государство обязано обеспечить необходимую правовую защиту. А вот об оснащении профессионалов самым современным вооружением государство должно серьезно озаботиться, чтобы выполнить одно из требований Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия. Суть его в следующем: «Правительства и правоохранительные органы разрабатывают как можно более широкий арсенал средств и обеспечивают должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить».

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович

Из книги автора

23. Правовые основы принятия в состав Российской Федерации и образования нового субъекта федерации в России Конституция РФ (ч. 1 ст. 137) определяет способы изменения состава субъектов РФ:1. Принятие нового субъекта в состав РФ.2. Образование нового субъекта в составе

Из книги автора

§ 1. Виды оружия и правовые основы его применения и использования должностными лицами и гражданами В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или

Из книги автора

§ 4. Особенности правового регулирования применения служебного огнестрельного оружия Особенности правового регулирования правил применения служебного огнестрельного оружия определяются, во-первых, наличием большого разнообразия субъектов, наделенных правом на

Из книги автора

Глава 2 Основания применения огнестрельного оружия Как уже отмечалось, специальные законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных военизированных организаций, ограничивают применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками

Из книги автора

§ 1. Основания применения огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны Анализ нормативных актов показывает, что сотрудники различных государственных военизированных организаций имеют право применить огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны в

Из книги автора

Глава 4 Порядок применения и использования огнестрельного оружия Российское законодательство, закрепляя основания «применения» и «использования» огнестрельного оружия, устанавливает также порядок его применения сотрудниками государственных военизированных

Из книги автора

§ 3. Порядок действий после применения (использования) огнестрельного оружия Действия сотрудника (иного уполномоченного должностного лица, работника) после применения (использования) оружия состоят в следующем.1. Обеспечение лицам, получившим в результате применения

Из книги автора

Глава 5 Тактические основы применения и использования огнестрельного

Из книги автора

§ 2. Тактические особенности применения и использования огнестрельного оружия в различных ситуациях Помимо общих принципов, тактику применения огнестрельного оружия в реальных условиях инцидента определяют особенности складывающейся ситуации на месте происшествия в

Из книги автора

Глава 6 Разбирательство по факту применения или использования огнестрельного оружия В пункте 22 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка установлено, что «Правительства и правоохранительные органы

Из книги автора

4. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие применение служебного огнестрельного оружия ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ«О ЖИВОТНОМ МИРЕ»(Извлечение)Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных

Из книги автора

5. Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие применение оружия гражданами ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ«ОБ ОРУЖИИ»(с изменениями на 25 июля 2002 года)(Извлечение)Статья 24. Применение оружия гражданами Российской ФедерацииГраждане