Шпаргалка: Билеты по автомобильной службе.

Военно-инженерный институт Военная кафедра Дисциплина «Военно-техническая подготовка» Лекция Тема № 1 «Основы теории радиолокации» Занятие № 1 www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru

Цели занятия 1. Довести до студентов суть целевого предназначения дисциплины; основные направления развития РЭТ РТВ Воздушно-космических сил; 2. Рассмотреть этапы развития и соответствующие им образцы РЭТ радиотехнических войск Воздушнокосмических сил Учебные вопросы 1. Структура дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки военного инженера. 2. История развития радиолокации

Сибирский федеральный университет Литература: 1. Размахнин, М. К. Радиолокация без формул, но с картинками. М. : Советское радио, 1971. – 128 с. 2. Радиолокационные системы: учебник / В. П. Бердышев, Е. Н. Гарин, А. Н. Фомин [и др. ] ; под общ. ред. В. П. Бердышева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 400 с. ISBN 978 -5 -7638 -2479 -7. 3. Основы теории радиолокационных систем и комплексов: учеб. / М. И. Ботов, В. А. Вяхирев; под общ. ред. М. И. Ботова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 530 с. ISBN 978 -5 -7638 -2933 -4

Сибирский федеральный университет Вопрос № 1 « Структура дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки военного инженера»

Под термином радиолокация будем понимать диалектическое единство двух относительно самостоятельных научных систем: а) системы, направленной на выявление и адекватное отражение специфики, сущности и основных закономерностей РЛ (энергоинформационного) взаимодействия, основанного на генерировании, излучении и приеме отраженных (излученных и/или переизлученных объектом локации) электромагнитных волн (теоретическая радиолокация);

б) системы нормативов, методических схем, приемов инженерной (системотехнической) деятельности и ее методологии, основанной на закономерностях РЛ взаимодействия и направленной на разработку, проектирование, производство и техническую эксплуатацию РЛ систем (РЛ системотехника, или теория РЛ систем). АС РПУ СИНХР АП РПр. У УЗ ОУ

Учебная дисциплина «Военно-техническая подготовка» относится к группе военно-специальных дисциплин, является профилирующей и закладывает основы инженерной подготовки студентов военной кафедры по специальности. Дисциплина обеспечивает формирование высококвалифицированного военного инженера, способного максимально использовать возможности современных систем вооружения и самостоятельно осваивать новые образцы вооружения и военной техники.

Предметом первого раздела дисциплины «Основы построения РЛС РТВ ВВС» являются принципы построения и функционирования устройств и отдельных элементов РЛС РТВ при наличии непреднамеренных и преднамеренных помех.

Военнотехническая подготовка Основы построения РЛС РТВ ВВС (5 семестр) Тактика РТВ ВВС Устройство РЛС (РЛК) РТВ ВВС (6 семестр) Эксплуатация РЛС РТВ ВВС (7 семестр) Боевое применение подразделений и частей РТВ ВВС

В результате обучения дисциплине каждый должен: ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об основных направлениях научно-технического развития радиоэлектронной техники, о перспективах и тенденциях развития РЭТ РТВ; ЗНАТЬ: принципы построения устройств и отдельных элементов РЛС РТВ; пути и средства обеспечения основных тактико-технических характеристик РЛС; УМЕТЬ: рассчитывать и оценивать зону обнаружения РЛС при отсутствии и наличии помех.

Всего на раздел № 1 отводится - 62 учебных часа (лекций – 32 часа; групповые - 16 часов; семинары – 8 часов; зачёт – 6 часов; самостоятельная работа – 21 ч) Раздел 1 Основы построения РЛС РТВ ВВС Тема № 1 Основы теории радиолокации Тема № 2 Элементная база аппаратуры РЛК Тема № 3 Основы построения систем и устройств РЛК (РЛС) РТВ ВВС Зачет с оценкой

На раздел № 2 отводится – 118 часов Раздел 2 Устройство РЛС (РЛК) РТВ Тема № 4 Устройство изделия 1 РЛ 131 Р Тема № 5 Устройство изделия 1 РЛ 130 ЭКЗАМЕН Тема № 6 Особенности построения радиолокационной системы опознавания

На раздел № 3 отводится – 54 часа Раздел 3 Эксплуатация и ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС Тема № 7 Ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС Тема № 8 Организация технического обслуживания РЛК (РЛС) РТВ ВВС ЗАЧЁТ

Истоки радиолокации 1839 г М. Фарадей. Теоретикоинтуитивное предсказание существования радиоволн 1873 г Д. Максвелл. Теоретически доказал существование радиоволн

Истоки радиолокации 1886 г. Г. Герц экспериментально подтверждает существование радиоволн А. С. Попов 7 мая 1895 г. На заседании Русского физикогеографического общества демонстрирует первый радиоприемник.

Истоки радиолокации 1899 г П. Н. Лебедев Проводит эксперимент с радиоволнами, в котором присутствует передатчик излучающий радиоволны и приемник, принимающий их. 1901 г. А. С. Попов организует в интересах флота радиосвязь и обнаруживает факт влияния посторонних кораблей на качество радиоканала.

Истоки радиолокации 1918 г. В Советской России принимается «Декрет о централизации радиодела» , в соответствии с которым создается Центральная радиолаборатория в Ленинграде, а также Нижегородская лаборатория.

Истоки радиолокации 30 -е годы Советские ученые Ю. Б. Кобзарев, А. И. Берг, Н. Д. Девятков и др. развивают теоретические основы радиолокации. 1932 -1933 г. г. П. К. Ощепков, М. М. Лобанов разработали основы построения РЛС

Истоки радиолокации Июнь 1932 года. На испытательном полигоне ГАУ РККА проводится показ новых образцов инженерной техники, средств связи и интендантского имущества, разработанного отечественной промышленностью. В числе демонстрировавшихся образцов первый документально зафиксированный образец вооружения будущих РТВ звукоулавливатель ЗТ-2

Истоки радиолокации 1932 г. Звукоулавливатель ЗТ-2 позволял обнаружить СВН в полете на дальности 3… 12 км.

Истоки радиолокации 1932 -1934 г. г. Создание первых образцов теплообнаружителей самолетов. Июнь 1934 г. Испытания показали на то время их низкую эффективность для обнаружения самолетов.

Идея радиолокационного обнаружения летательных аппаратов зародилась в начале 30 -х годов прошлого века в связи с потребностями противосамолетной обороны, а история радиолокации начинается с гениально простого изложения идеи П. К. Ощепковым в 1934 году («Сборник ПВО» , № 2). В этом же 1934 году была заказана и испытана РЛС непрерывного излучения дециметрового диапазона «Буря» для управления стрельбой зенитной артиллерии и прожекторами. П. К. Ощепков.

Истоки радиолокации Январь 1934 г. Ю. К. Коровин. Первые испытания приема сигнала отраженного самолетом. Дальность обнаружения факта отражения - 700 м.

Истоки радиолокации Июль 1934 г. Б. К. Шембель Испытание аппаратуры радиообнаружения «РАПИД» . Обнаружен самолет на дальности 5… 6 км от приемника.

Истоки радиолокации 9 августа 1934 г. Закончены испытания и принята на вооружение первая РЛС РУС-1 «Ревень»

Истоки радиолокации Октябрь 1934 г. Начато промышленное производство РЛС РУС-1. Подписан договор о создании пяти образцов РЛС.

В предвоенный период (до 1941 г.) происходило освоение основных технических решений для создания генераторов СВЧ, направленных антенн, приемных и индикаторных устройств, методов измерения дальности и угловых координат целей. Первые выпускаемые серийно РЛС метрового диапазона волн для обнаружения Самолетов РУС-1 («Ревень») были многопозиционными и лишь фиксировали пролет самолета через линию «передатчик-приемник» . Всего было выпущено 44 комплекта РЛС. В 1940 г. была принята на вооружение первая импульсная РЛС РУС-2, обладающая разрешением по дальности, а одноантенные варианты этой РЛС («Редут» на автомобилях и «Пегматит» - в прицепах) стали основными РЛС разведки воздушного противника в годы Великой Отечественной войны.

Истоки радиолокации 1937… 1938 г. г. Кобзарев Ю. Б. Создает первый импульсный передатчик и приемник для приема импульсных колебаний.

Истоки радиолокации 1940 г. ВНИИ РТ (Москва) Созданы два опытных образца РЛС «Редут» . Ри = 50 к. Вт, = 4 м, Добн = 100 км, линейная светящаяся развертка, вращающаяся антенна, фургон. Изготовлено 10 образцов.

Истоки радиолокации 1940 г. Закончены испытания и принята на вооружение РЛС РУС-2 автомобильный вариант. ТТХ по сравнению с РУС-1 улучшены на 30. . 40 %.

В 1944 г. на основе РУС-2 была создана РЛС П-3 А, способная измерять третью координату – высоту цели с помощью двухярусной антенны и гониометра.

Великая Отечественная война показала необходимость усиленного развития военной радиолокации, а начавшаяся «холодная война» сделала решение этой проблемы безотлагательным. Создание радиолокационной техники было поручено ряду специализированных НИИ с привлечением виднейших ученых В 1946 г. закончился первый этап – этап первоначального развития радиолокационной техники.

Второй этап развития радиолокационной техники охватывает ориентировочно 1946 – 1962 г. г. Этот период характеризуется освоением сантиметрового диапазона волн (1949 г. – РЛС «Обсерватория» П-50, 1951 г. – «Перископ» П-20), индикаторов с яркостной отметкой – ИКО; ростом дальности, высоты обнаружения целей и точности радиолокационных измерений координат, измерением высоты цели «На проходе» (V - луч). Появляются системы защиты от пассивных помех, перестройка по частоте передатчиков РЛС.

В 1956 г. на смену РЛС П- 20 поступает полностью отечественный вариант – РЛС П-30 (в дальнейшем дальномеры П-35, П-37, 1 Л – 118 «Лира»), отличающиеся от зарубежных аналогов простотой, надежностью при высоких значениях ТТХ. Этими же качествами обладали и РЛС метрового диапазона: П-8 (1950 г.), П-10, П-12 (1956 г.). На этом же этапе принимаются на вооружение оригинальные РЛС: П-15 дециметрового диапазона волн для маловысотного поля (1956 г.), радиолокационные комплексы «дальномер-высотомер» (П-35 и ПРВ-10 - 1956 г. , П-80 «Алтай» с высотомером ПРВ-11 – в 1962 г.), мощная РЛС метрового диапазона П-14 с зеркальной антенной большого размера, первая общегосударственная система радиолокационного опознавания «Кремний – 2 М» , которой оснащаются все РЛС.

Развитие радиолокации 1950 г. Под руководством Е. В. Бухвалова разработана РЛС дальнего обнаружения П 8. Обеспечивала обнаружение самолетов в режиме кругового обзора, имела СДЦ, НРЗ, и аппаратуру защиты от радиотехнических (нешумовых) помех. ЭЛТ имела светящийся экран с двумя слоями - голубого и янтарного цвета. Измерение высоты гониометром.

ТТХ РЛС П-8 Добн = 150 к м при высоте полета цели около 8000 м; разрешающая способность по дальности 2, 5 км, по азимуту 24 ; мощность в импульсе 70… 75 к. Вт; чувствительность приемника 7 мк. В; антенна «Волновой канал» 2 яруса, гониометр позволял измерять высоту с точностью 500… 800 м; длина волны около 4 м. Коллектив авторов под руководством Г. Т. Отрыжко удостоен Государственной премии. В 1951 г. для этой РЛС разработана новая антенна «Унжа»

Развитие радиолокации Часть 2 1949 г. принятие на вооружение трехкоординатной РЛС СМ- диапазона волн П-20. Измерение высоты методом V-луча, Добн = 190 км, н=500 м П-20 Оснащена аппаратурой опознавания «Кремний-1»

Развитие радиолокации П-20 РЛС имела три транспортные единицы, обеспечивала подавление пассивных помех, активных помех от РЭС близкого диапазона, магнетронный генератор, ЭЛТ с длительным послесвечением и межобзорную обработку (первая неудачная попытка)

Развитие радиолокации П-10 1951… 1953 г. г. Принятие на вооружение РЛС метрового диапазона П-10, являющуюся дальнейшим развитием РЛС П-8.

ТТХ РЛС П-10 Добн=180… 200 км; Потолок обнаружения 16000 м; Максимальная ошибка определения азимута 3 ; дальности 1000 м; высоты 2 % от дальности; Разрешающие способности по Д 2, 5 км, по 2, 5 ; Мощность излучения 55… 75 к. Вт; Чувствительность приемника на основной частоте 3 мк. В; на крайних частотах 4 мк. В; Перестройка частоты, имеет НРЗ, АЗПП, аппаратуру защиты от импульсных помех, гониометр, ИКО.

Развитие радиолокации 1956 г Принятие на вооружение РЛС П-12. Стояла на вооружении ВПВО, ВВС, ВМФ. Имела 1 ИКО в кабине и 3 ВИКО, Измерение высоты методом гониометрии. Аппаратура защиты от ПП, НИП, ОИП, перестройка по частоте

Развитие радиолокации П-15 1956 г. РЛС П-15 Маловысотная, мобильная, может работать на штатную антенну, либо на выносную типа «Унжа» , АЗПП, АЗ НИП, перестройка на одну из трех частот трех программ, некогерентное накопление пачечного эхо-сигнала.

Развитие радиолокации 1974 РЛС П-19. Дальнейшая модификация П-15. Оснащена аппаратурой АСПД для сопряжения с КСА ПВО СВ. Характеристики аналогичны П-15

Радиолокаторы стоящие на вооружении в некоторых государствах П-35 1957 г. РЛС П-35. Является дальнейшей модификацией РЛС П 20. Имеет 6 частотных каналов, АЗПП, АЗ от НИП, ОИП. Добн=250 км, точность высокая.

Развитие радиолокационной техники, расширение пространственно-временных границ ее использования обусловили появление в 1952 году самостоятельного рода Войск ПВО – радиотехнических войск. Период с середины 60 -х до середины 70 -х г. г. прошлого века можно считать третьим этапом развития радиолокационной техники РТВ. Принцип комплексирования радиолокационных дальномеров (РЛДр) и радиовысотомеров на этом этапе был основным. РТВ оснащаются более совершенными радиовысотомерами: ПРВ-11 (1962 г.), ПРВ -13 (1969 г.), ПРВ-17 (1975 г.) и для маловысотных целей – ПРВ-9, ПРВ-16. Основным РЛК радиотехнических войск стал комплекс 5 Н 87 (1972 г.), обладающий высокой дальностью и высотой обнаружения целей, высокой помехозащищенностью. Его модернизации (РЛК 64 Ж 6) поступали в войска и в 80 -х годах.

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы Специализированна я РЛС - радиовысотомер ПРВ-11. Обеспечивал измерение высоты с высокой точностью, имел аппаратуру защиты от пассивных помех.

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1957 г. П-14 «Лена» 1968 г. П-14 Ф «Фургон» 1974 г. 5 Н 84 А «Оборона»

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 5 Н 84 А - имеет самые высокие показатели боевых возможностей для РЛС М-диапазона. Аналогов в мире не имеет. Высокая помехозащищенность от ПП, АШП, Имп. П.

На основе РЛС П-14 в 1969 г. создана специальная РЛС большой дальности П-70 «Лена-М» , обладающая высоким энергетическим потенциалом (впервые применен сложный ЛЧМ зондирующий сигнал).

Радиолокаторы стоящие на вооружении в некоторых государствах П-37 1967 г. РЛС П-37. Развитие РЛС П-35. Дополнительно имеет поляризационную селекцию, более совершенную аппаратуру СДЦ и подавления НИП, ОИП. 5 частотных каналов

Таким образом, для третьего этапа развития радиолокационной техники характерны: 1. Увеличение средней мощности, сложности модуляции и улучшение степени когерентности зондирующих сигналов; 2. Улучшение качества и рост размеров антенных систем РЛС; 3. Внедрение комплекса методов и технических средств помехозащиты, в том числе адаптивных; 4. Развитие системы пассивной локации постановщиков активных помех; 5. Автоматизация процессов извлечения, сбора, обработки и передачи радиолокационной информации (РЛИ): поступают в войска комплексы средств автоматизации (КСА) «Воздух» и «Луч» .

Развитие радиолокационной техники в 60 -х – 70 -х г. г. прошлого века происходило с опорой на развитую теорию радиолокации и помехозащиты. В создание этой теории и практическое совершенствование РЛС внесли большой вклад ученые ВИРТА ПВО. Пятеро из них: В. И. Гомозов, С. И. Красногоров, И. В. Перетягин, В. В. Фединин, Я. Д. Ширман были удостоены Государственной премии.

Четвертый этап развития радиолокационной техники (с середины 70 -х годов) характерен новыми техническими возможностями и новыми требованиями к информативности, помехозащищенности, живучести РЛС РТВ. По этим причинам пришлось отказаться от комплексов РЛДр+ ПРВ и снова перейти к трехкоординатным РЛС кругового обзора, но на качественно, новом уровне, используя многоканальность в угломестной плоскости. Так в 1978 г. Принимается на вооружение 3 координатная РЛС дальнего обнаружения дециметрового диапазона 5 Н 69 (СТ-67) с двухзеркальной антенной больших размеров. Трехкоординатные РЛС маловысотного поля 5 Н 59 (1979 г.) и 19 Ж 6 (1981 г.) выполнены с широким использованием цифровой техники обработки сигналов и радиолокационной информации

СТ-67 (5 Н 69) "Салют" Радиолокационная станция трехкоординатная перевозимая. Разработка-1967 года. - индекс заказцика: 5 Н 69 - прозвища: "Ступа", В некоторых местах за шумную и огромную антенну РЛС имела прозвище"Стратегически й вентилятор" - шифр разработчика: "Салют" , "Обь"

В 1982 г. Принята на вооружение трехкоординатная РЛС метрового диапазона волн 55 Ж 6 («Небо»).

В РЛС 5 У 75 «Перископ-В» (1978 г.) и её модернизированном варианте 57 У 6 (1984 г.) предназначенных для горных позиций, применены системы дистанционного управления и автоматического контроля технического состояния, цифровая фильтрация сигналов. 1978 г. РЛК 57 У 6. Специальный РЛК для горной местности. Обеспечивает ведение РЛР и выдачи РИ и БИ в сложной помеховой обстановке 57 У 6

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1961 г. РЛС «Силовой борьбы» П-90. Стационарная высокопотенциальная РЛС обнаружения СВН, выдачи РИ и БИ в условиях интенсивного радиопротиводействия

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1962 г. РЛС П-80 1974 г РЛК 5 Н 87, модификация 64 Ж 6. Высокопотенциальный РЛК боевого режима, комплектовался 2 дальномерами и 2 или 4 радиовысотомерами ПРВ-13, ПРВ-17.

Следует отметить, что на этом этапе активно совершенствуется и техника АСУ ротного, батальонного и более высоких уровней. На смену объектам АСУ системы «Луч- 2» приходят объекты АСУ «Луч- 3» и «Пирамида» , построенные на новой элементарной базе и с улучшенными характеристиками. Кроме того, функции первичной обработки РЛИ перешли к РЛС нового поколения, обеспечивающих, как правило «автосъем» координат целей и выдачу их в цифровой форме на АСУ, в ряде образцов и автоматическую проводку трасс целей.

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих

Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.

Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:

изучение устройства штатной боевой техники и приборов;

приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.

Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).

Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.

Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.

Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.

Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.

Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.

При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.

Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.

Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.

Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу. Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.

В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе. Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.

При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.

На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.

В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занятия.

Подготовка лекций включает: уяснение исходных данных и составление календарного плана разработки лекции, разработку лекционного материала, плана чтения лекции, а иногда и плана-проспекта, подготовку лектора и курсантов. После рассмотрения в отделе плана-проспекта лекции автор приступает к ее написанию. Лекция на два учебных часа разрабатывается в объеме 22–24 страницы машинописного текста.

В ней, как правило, излагается не более 2–4 учебных вопросов. Структура лекции обычно включает введение, рассматриваемые в ней вопросы и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы, устанавливается связь данной лекции с ранее прочитанными, а также указываются цели и вопросы лекции. Основная часть лекции − изложение рассматриваемых в лекции вопросов.

Она состоит из разделов, каждый из которых посвящен обычно раскрытию одного из вопросов лекции. В каждом разделе раскрываются положения официальных руководств по тому или иному вопросу; факторы, от которых зависит их решение; дается обоснование теоретических положений расчетами, примерами из опыта Великой Отечественной и локальных войн, военных учений; раскрываются перспективы развития теории и практики данного вопроса. Особое внимание уделяется изменениям в тактике и оперативном искусстве, происшедшим под влиянием развития средств вооруженной борьбы уже после выхода в свет уставов, наставлений и учебников .

При изложении учебных вопросов раскрывается существо рассматриваемой проблемы, анализируются взгляды на пути ее решения, излагаются и обосновываются наиболее целесообразные из них. Лекцию завершает краткое заключение, в котором подводится итог изложенного материала и даются рекомендации о дальнейшем самостоятельном изучении курсантами данной темы. При чтении лекции курсантам старших курсов, которые уже подготовлены к восприятию элементов проблемности на занятиях и овладели необходимым объемом знаний, лектор вначале может поставить и сформулировать проблему, а затем разрешать ее совместно с обучаемыми.

Наконец, лектор может применить комбинированный прием: часть проблемных вопросов решить сам, а часть поставить перед курсантами для решения в ходе самостоятельной работы и на семинарских, групповых и практических занятиях. В небольшой по численности хорошо теоретически и практически подготовленной аудитории можно в ходе изложения лекционного материала привлекать курсантов к формулированию и решению проблемных вопросов под руководством преподавателя. Этот метод, хотя и является наиболее сложным при рассмотрении проблемных вопросов и требует соответствующей подготовки обучаемых, в наибольшей мере способствует развитию их творческого мышления. При рассмотрении проблемных вопросов могут применяться различные методические приемы.

В одних случаях достаточно ограничиться обращением к аудитории с призывом к совместному размышлению («Давайте совместно проанализируем…»); в других можно ориентировать внимание обучаемых на наличие различных точек зрения по рассматриваемому вопросу или изменения, происшедшие в трактовке тех или иных положений в связи с появлением нового оружия (было так, теперь так…). Затем проанализировать различные точки зрения перед аудиторией и обосновать наиболее целесообразную из них.

Можно применить на лекции и такой методический прием: раскрыть перед курсантами суть проблемы, указать источники, где излагаются различные точки зрения о путях ее решения, нацелить их на анализ противоречий, изменений в тактике во время самостоятельной работы, на семинарских, групповых и практических занятиях. Научная основа лекции, учебника, устава, наставления должна быть единой. Однако лекция может отличаться от учебника по содержанию, форме и системе изложения учебного материала.

Она признана развивать, углублять и дополнять содержание учебника новыми вопросами, появившимися после его выхода в свет. При разработке лекции необходимо учитывать, что объем оперативной памяти курсанта, т. е. количество запоминаемых им речевых единиц, ограничен. Величина этого объема определяется числом семь плюс – минус два, указывающим на количество объектов (единиц), которые человек может запомнить после их однократного предъявления. Такими единицами являются слова, фразы, абзацы и смысловые куски. Следовательно, в лекции не должно быть большого количества цифровых данных, разделов и подразделов. Помимо схем, таблиц, диаграмм и других наглядных пособий при чтении лекций может использоваться целый ряд аудиовизуальных средств обучения. Кроме того, на лекциях возможно использование средств звукозаписи и воспроизведения звука. Введение в практику обучения презентационных комплексов дает возможность использовать при чтении лекций заранее подготовленные видеоматериалы.

При подготовке лекции с применением презентационных комплексов лектор готовит соответствующий иллюстративный материал (вычерчивает схемы, таблицы, подбирает необходимые схемы, кинофрагменты). После подготовки всего иллюстративного материала автор с помощью технического персонала отдела готовит электронный материал (презентацию, видеофильм и т. д.). На электронные носители записываются все иллюстративные материалы в той последовательности, в которой они будут демонстрироваться на лекции.

Если в видеофильм потребуется включить видеофрагмент, то преподаватель – автор лекции – находит по каталогу нужный фильм, просматривает его и определяет, какой видеофрагмент целесообразно демонстрировать на лекции. Этот фрагмент можно тут же записать на электронный носитель либо сделать это в дальнейшем при монтаже всего видеоматериала к лекции. Подготовленный видеофильм автор просматривает и при необходимости вносит соответствующие коррективы в содержание иллюстративного материала и продолжительность его показа. Использование на лекции тех или иных технических средств обучения (ТСО) зависит от содержания лекции, ее целей и структуры, а также от имеющихся дидактических материалов (диапозитивов, диафильмов, широкоформатных слайдов, кинофрагментов и записей на электронных носителях).

При этом необходимо иметь в виду, что в период разработки лекции автор может сравнительно быстро изготовить крупноформатные слайды в программе Power Point или сделать необходимые записи на электронный носитель, а изготовление диапозитивов и фильмов в условиях университета требует уже значительно большего времени. При подготовке дидактических материалов следует иметь в виду, что лучший эффект дает использование на лекциях таких из них, которые обладают значительной наглядностью, лаконизмом и приемлемой для быстрого восприятия информационной насыщенностью.

Нецелесообразно разрабатывать таблицы с большим количеством цифрового материала и сложные схемы с множеством надписей, различного рода текстов и сложной обстановкой, так как мелкие детали будут мешать выражению сути схемы, графика, фильма, их наглядности и доходчивости. Важно, чтобы каждая схема, каждый график, фрагмент фильма поясняли какие-то основные принципиальные положения лекции. Закончив разработку лекции, автор согласовывает ее содержание в отделе (цикле). Эта работа проводится с целью установить единую трактовку новых вопросов и исключить дублирование.

При обсуждении лекции на заседании предметно-методической комиссии отдела особое внимание необходимо обратить на раскрытие в ней требований приказов и директив министра обороны РФ, положений уставов и наставлений; опыта Великой Отечественной и локальных войн и военных конфликтов, учений и маневров; новых положений, появившихся в связи с дальнейшим развитием средств вооруженной борьбы после выхода в свет устава и учебника; наличие примеров, позволяющих показать, как практически следует решать тот или иной вопрос; обоснованность выводов и анализа перспектив развития; наглядность иллюстративного материала и его соответствие содержанию лекции; расчет времени; правильность и полноту общих выводов. Заключительным этапом работы автора над лекцией является подготовка к ее чтению.

Прежде всего, он должен овладеть текстом лекции, чтобы не быть привязанным к напечатанному. Для этого вначале автор должен читать текст лекции без строгого учета времени, а при повторном чтении добиваться свободного изложения лекции в целом в отведенное время. Это требование относится в первую очередь к начинающим преподавателям. Перед чтением лекции автору необходимо ознакомиться и с аудиторией, где ему предстоит выступать, проверить работу технических средств, обеспечивающих показ учебного видеоматериала, а также пульта управления.

Затем провести в ней тренировку с применением всех технических средств и иллюстративного материала. Для начинающих преподавателей такое чтение целесообразно проводить с записью на магнитофон или видеокамеру, чтобы в ходе последующей тренировки устранить обнаруженные недочеты. Когда самостоятельная тренировка будет закончена, готовность начинающего преподавателя к чтению лекции могут проверить начальник отдела или его заместитель и два-три опытных методиста. После первого чтения лекции работа над ней не приостанавливается.

В ходе чтения лекции могут выявиться отдельные недочеты, которые следует устранить. Кроме того, бурное развитие средств вооруженной борьбы, изменение организационной структуры требуют постоянного совершенствования лекционного курса. На основе разработанного текста лекции автор составляет план ее чтения, который является рабочим документом для изложения содержания лекции.

В плане чтения лекции указываются: тема, учебные и воспитательные цели, для кого читается лекция, время и место ее чтения, материально-техническое обеспечение (наглядные пособия ТСО), литература для самостоятельной работы слушателей по теме лекции, учебные вопросы и расчет времени, предложения лектора по совершенствованию содержания и методики чтения лекции.

План чтения лекции утверждается начальником отдела (цикла). Учебные вопросы в плане лекции излагаются в виде кратких тезисов. Особенно четко необходимо выделять требования приказов министра обороны РФ, уставов и наставлений, а также проблемные вопросы. Свои предложения по совершенствованию лекции автор заносит в план ее чтения сразу же после окончания. Завершив чтение лекции всем курсам (потокам), он обобщает свои предложении и докладывает их начальнику отдела.

Преподавание общевоенных и тактических дисциплин в учебных военных центрах: учеб.-метод. пособие / Ю.Б. Байрамуков. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 64 с.

Тактическая подготовка

Самое эффективное оружие - это не танки и артиллерия, а умение планировать боевые действия таким образом, чтобы достичь максимального результата, не потеряв при этом ни людей, ни технику. Любой, даже локальный, бой необходимо контролировать, обеспечивая превосходство над противником, даже если силы неравны. Именно этому и учит программа тактической подготовки.

Тактическая подготовка: цели и задачи

Обучение тактике состоит из теоретических и практических занятий, на которых, овладев определенным багажом знаний, личный состав пытается выстроить ход боя. Они должны:

    знать теоретические основы общевойскового боя;

    уметь прогнозировать ситуацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

    научиться координации и четко понимать технические возможности группы;

    действовать выдержанно, с минимальным риском для военнослужащих, и стараться выполнить поставленную задачу.

Тактическая подготовка дает и дополнительную мотивацию для дальнейшей службы в армии, прививает уважение к своему делу, формирует высокие моральные, боевые и психологические качества.

Отработка тактических приемов на практике

После закрепления основ начинается практическая подготовка в условиях, максимально приближенных к боевым. Используется как тяжелая техника (танки, БРТ), так и стрелковое оружие. Военнослужащие должны мгновенно реагировать на изменение ситуации, четко следовать приказам и работать в команде, координируя свои действия с другими.

Для старшего личного состава проводятся дополнительные лекции и семинары, обучающие как эффективному руководству группой, так и созданию оптимального психологического и морального настроя у солдат.

Справочная информация

Боевые возможности вооружения подразделения по поражению бронеобъектов, их уязвимые места. Приемы и способы борьбы с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами противника, особенности борьбы с ними в населенном пункте, в горах и в лесу Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Бой с противником, ворвавшимся в траншею, оказание помощи товарищу Ведение переговоров по средствам связи Виды боевых готовностей США и их характеристика Выбор места расположения для отдыха, устройство ночлега, обогрев в зимних условиях Действия при перевозке войск Действия при пленении противника Действия солдата-мотострелка в бою Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника Изучение норматива: «Спешивание подразделений с БТР (МТ-ЛБ) и развертывание в цепь» Изучение норматива: «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия» Изучение норматива: «Доставка боеприпасов под огнем противника» Изучение норматива: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим». Подготовка к ведению огня днем (ночью): изучение местности; определение расстояний до ориентиров; закрытых (непоражаемых) участков местности и вероятных путей движения противника. Наблюдение за противником и местностью днем (ночью), доклад командиру о результатах наблюдения Изучение норматива: «Обнаружение целей» Изучение норматива: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» Изучение норматива: «Посадка личного состава в автомобили, БТР (МТ-ЛБ) на месте» Изучение норматива: «Посадка подразделений в БТР (МТ-ЛБ) в ходе наступления (движения)» Изучение норматива: «Развертывание из походной колонны в предбоевой порядок при действиях в пешем порядке» Изучение норматива: «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)» Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия» Нормы Международного гуманитарного права. Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ – участника боевых действий Обеспечение военной безопасности РФ Общие обязанности военнослужащего в бою Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части Основные документы, регламентирующие организацию боевого дежурства Основные задачи Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск Основные параметры вооруженных сил США Основные угрозы военной безопасности РФ Ответственность (обязанности) должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков Преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед Приготовление пищи Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения

Тактическая подготовка входит в число основ деятельности военнослужащих. С ее помощью обеспечивается наиболее полное комплексное обучение на поле сражения. Солдаты и офицеры учатся умело и слаженно действовать в условиях, которые максимально приближены к боевым. Об этом далее немного поподробнее.

Главные цели данного обучения

Основные задачи, согласно которым проводится тактическая подготовка военнослужащих, заключаются в следующем:


Определение

Тактическая подготовка подразумевает различные виды занятий - только так можно успешно решить перечисленные задачи. Это очень важно. Военнослужащие должны заниматься самостоятельной подготовкой, строевыми занятиями, боевыми стрельбами, соответствующими учениями, а также посещать семинары и лекции, где преподаются основы тактической подготовки. Это очевидный факт. Тематика проведения указанных лекций и семинаров, а также самостоятельная подготовка в основном касаются изложенных выше целей. Непосредственно занятия по тактической подготовке разделены на несколько видов. Об этом далее.

Тактические строевые занятия

Данное обучение является первой и необходимой ступенью для осуществления слаженной работы подразделений. Его суть очень важна и заключается в отработке с подразделениями и личным составом тактических и строевых приемов, способов действий в разных видах боя. Изначально в медленном темпе по элементам, затем - в пределах времени, установленного нормативами, наличие которых подразумевает тактическая подготовка. Если отработка способа действия, то есть определенного приема, будет неудовлетворительной, то это чревато повторными тренировками, вплоть до того момента, пока не будет получен положительный результат. Одновременно данный процесс, с помощью которого работа подразделений должна стать более слаженной, не должен выглядеть «натаскиванием». В данном случае нельзя мыслить шаблонно и механически применять освоенные приемы в то время, когда проводится тактическая подготовка военнослужащих на новой местности и в новой обстановке. Это надо учесть. Тактико-строевые занятия подразумевают наличие основного которое представляет собой упражнение (тренировку). Можно также это объяснять, показывать, демонстрировать.

Тактико-строевыми занятиями со взводом или отделением предусматривается обучение путем показа, где допустимы пояснения и последующая тренировка подразделений и солдат в целом. Это осуществляется для слаженности их действий в будущем.

Тактико-строевые занятия роты и батальона - это, как правило, последовательные тренировки подразделений. Данный способ обучения также важно применять.

В целом тактико-строевые занятия подразумевают создание для отработки отдельного учебного вопроса соответствующей обстановки. Проведение данного обучения происходит с выводом вооружения и боевой техники на местности. Решение отдельных вопросов может происходить в пешем строю. Для того чтобы более эффективно использовались моторесурсы и время, целесообразно осуществлять занятия по замкнутому кругу, иногда даже стоит сократить расстояние между всеми элементами боевого порядка. Организация тактико-строевых занятий и их проведение поручаются непосредственным командирам взвода, роты или батареи, а показных и совместных с подразделениями иных родов войск - старшим начальникам. То есть все зависит от масштаба обучения и определенной ответственности.

Технико-тактическая подготовка

Данное обучение подразумевает овладение программами боевой подготовки. Тематика и продолжительность соответствующих занятий разные для каждого подразделения. Учебные цели, степень подготовки личного состава и отведенное время влияют напрямую на объем и количество необходимых вопросов. Их отрабатывают на каждой лекции. Например, на одном занятии, продолжительность которого обычно 4-6 часов, рассматриваются примерно 2-3 учебных вопроса.

Специальная тактическая подготовка солдата

Данное обучение считается основной формой, предназначенной для достижения слаженности действий отделения (расчета) либо взвода. Его суть - отработка всех учебных вопросов в полном объеме, в строгой последовательности и в комплексе. Все эти факторы должны соответствовать развитию боя, для проведения которого создана единая тактическая обстановка. С целью устранения ошибок, которые были допущены на этих занятиях, отдельные действия и приемы могут отрабатываться.

Обучение командного состава

Это немаловажный процесс. Командиры на тактических занятиях получают практические навыки, касающиеся управления подразделениями, и углубляют знания, связанные с организацией боя. Основным методом обучения, получаемого на данных учениях, считается практическая работа. Подразделения с целью проведения тактического занятия выводятся с положенной техникой и вооружением. Высшей формой тактической выучки военнослужащих считается боевая стрельба.

Технические средства

Для тактической подготовки военнослужащих необходимы соответствующие тренажеры. В настоящее время практически полностью ими укомплектованы.

В целом организация учебно-материальной базы включает в себя две следующие формы:

Традиционная (полевые условия) с применением имеющихся боевых полигонов и городков.

Компьютерная (подготовка классная). В данном случае необходимы определенные приспособления: наличие имитационно-моделирующих комплексов, компьютерных тренажеров, устройств для осуществления обучений и контролирования уровня знаний и т. д.

Итог

Ознакомившись с вышеизложенным, можно вполне разобраться в том, что собой представляет тактическая подготовка для военнослужащих и каковы ее основные задачи.