Русские, украинцы, белорусы - один народ. Русские и украинцы - кто славяне

Резко нарастающую разницу в мышлении я заметил еще в 2014 году, когда проехал насквозь всю Украину от Одессы до Чернигова, но четко сформулировать в чем она заключается тогда не мог. После июньской поездки все встало на свои места, различия стали четкими и очевидными.

Как человек долгое время проживший во всех трех государствах и имеющий во всех трех государствах близких родственников уверенно могу сказать: на бытовом уровне между русскими, украинцами и белорусами никакой разницы нет, менталитет один и тот же. Кто-то называет его совковым, кто-то имперским, суть от этого не меняется. Отличие на сегодняшний день в осознании политической обстановки в собственной стране.

Русские и белорусы отлично понимают, что живут в автократических полутоталитарных государствах. Русские и белорусы отлично понимают, что на государственных телеканалах им на уши вешают лапшу.

Телеканал БТ в Беларуси или телеканал "Россия" в РФ воспринимаются именно как рупор пропаганды и никак иначе, человек который искренне верит тому что вещают по госканалам выглядит наивно, если не сказать глупо. В Беларуси расходятся по интернету мемы про успехи посевной или прорыв белорусских агротехников - комбайн для уборки огурцов:

А в России на цитаты растащили фразы главного рупора министерства правды Дмитрия "совпадениенедумаю" Киселева:

Про Лукашенко и Путина в РФ и РБ давно ходят анекдоты, оппозиционность взглядов не одобряется властями, но и не репрессируется. Причины своих бед русские и белорусы тоже отлично понимаю - это лень, безответственность и желание всегда сидеть на жопе ровно. Как результат фраза про Обаму, насравшего в подъезде уже стала саркастической притчей во языцех. То есть люди осознают суть вещей и могут над собой шутить, не так остро как в 90-е, но могут.

На Украине же все серьезно, люди искренне верят всему, что говорят по местному ТВ. Искренне верят в стихийность Майдана, упоминание в одном предложении со словом "майдан" слов "организатор", "олигарх" или "Америка" вызывает лютый баттхерт. Майдан ВНЕЗАПНО вспыхнул из-за того, что кровавый "Беркут" избил студентов, никаких других причин не было и точка.

До поездки на историческую родину я был уверен, что подобным образом зомбированы только тролли в интернете, но оказалось, что нет, большинство людей, с кем я общался искренне верят в то, что вещают местные СМИ по зомбоящику. Причиной всех бед Украины является Россия, стать по-настоящему европейской страной им мешает Путин. Сначала мешал Янукович, теперь Путин. Если Путина вдруг не станет, даже не представляю какие еще препятствия на пути к украинскому процветанию придется выдумывать.

Люди искренне верят, что Майдан освободил страну и отогнал воров от власти. Упоминания о заводах Порошенко в России и миллиарде Яценюка тоже вызывают сбой программы. Интересна и интерпретация отношений Украина-НАТО, слышал от местных версию, что в НАТО Украина решила вступить только после того, как Россия аннексировала Крым и захватила Донбасс. О том, что сотрудничество с НАТО Украина начала первой в СНГ еще в 1994, а украинские военные поддерживали операции НАТО на Балканах и воевали в Ираке уже никто не помнит.

На фоне этого в стране категорически неприемлимы любые мнения и точки зрения, отличные от политики партии, некоторые догмы пытаются закрепить на законодательном уровне:

Вчера я опубликовал на Украине, россияне и белорусы посмеялись и написали: "Почему бы нет, конечно это возможно по приколу или в форме стеба!". И только мой украинский френд 16vik09 четко и недвусмысленно написал - нет, это невозможно. Из всех постсоветских стран, не считая Средней Азии, Украина сегодня стала самой совковой, уверенно опередив Беларусь.

Всю суть сегодняшней украинской пропаганды символизирует вот это здание - яркий баннер с популистским лозунгом, прикрывающий разбитый каркас Дома профсоюзов:

Который за 3,5 года после Майдана так и не удосужились починить.

Посты об Украине:

Как легче всего ослабить, обескровить народ? Ответ прост и проверен веками. Чтобы ослабить народ - его надо раздробить, раскроить на куски и убедить образовавшиеся части, что они есть отдельные, самостийные, сами по себе, даже враждебные друг другу народы. В истории известны разделение сербов - на сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; дробление немцев - на австрийцев и немцев. Эти разделения сопровождались государственным дроблением и ослаблением мощи великих европейских народов.

Горький опыт разделения нации имеем и мы, русские. В середине XIX века мы беспечно приняли так выгодную полякам, немцам, евреям идею дробления русских на три самостоятельных «народа» - русских, украинцев и белорусов.

Новоиспеченным народам - украинцам и белорусам - стали спешно создавать отдельную от русского народа историю. В самостийных украинских учебниках 20-х годов XX века украинцы повели свое происхождение от «древних укров». Украинцам и белорусам изготовили собственные литературные языки - украинский и белорусский, которые подражали польским литературным моделям, хотя в ту пору малорусское и белорусское наречия русского языка, именно так они именуются в словаре В.И. Даля, отличались от русского литературного языка, как диалекты Смоленщины или Вологодчины, и языковеды по сию пору не находят на картах четких границ между говорами русскими, белорусскими и украинскими.

Народная языковая стихия доказывает их родство, однако ж украинский литературный язык, напротив, стремится отсечь украинцев от русского корня. Исследования выдающегося слависта академика Н.И. Толстого убедительно доказывают, что литературный украинский - искусственное новообразование, на треть состоит из германизмов, немецких слов, на треть - из полонизмов, слов польского языка, и на треть - из варваризмов, наречия поселян Украины.

Зачем же было дробить единый русский народ, рушить его целость? На территории Австрии в XIX веке жило много православных славян, именовавших себя русскими или русинами . Будучи подданными австрийского императора, они сознавали свою причастность к русскому народу, что очень беспокоило австрийскую власть. Ну, как можно было австрийским властям мириться с положением в Галиции, где в русских избах на стенах висели непременно два портрета - австрийского императора и русского Царя, и на вопрос о значении портретов, крестьянин-русин обычно отвечал: «Это его величество австрийский император, а это наш русский Батюшка-Царь» . Австриякам на своих землях да и полякам, чьи территории входили в то время в состав Российской Империи и тоже были густо населены русскими, нужно было избавиться от русской «пятой колонны» в собственных пределах. И работа закипела. Идея переделывания русских в «щирых украинцев» была щедро профинансирована австрийским правительством. Во Львове, входившем тогда в состав Австрии, историк М.С. Грушевский сочинил «Историю Украины-Руси», где князей русских Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха поименовали украинскими князьями, писателей Николая Гоголя и Николая Костомарова принялись называть великими украинскими писателями и переводить их труды на украинский язык, который, в свою очередь, был сотворен из тех самых полонизмов, германизмов и варваризмов так, чтобы ни в коем случае не походил на русский литературный язык. Переводы эти выглядели довольно дикими. К примеру, шекспировская фраза Гамлета «Быть или не быть: вот в чем вопрос?» в так называемом литературном украинском переводе Старицкого получила не свойственную благородному принцу датскому базарную развязность: «Буты чи не буты: ось-то заковыка?»

Поначалу царские власти в России не отнеслись всерьез к этим, казалось, невинным забавам либеральной львовской и киевской интеллигенции, подстрекаемой австрийцами и поляками к самостийности, власти сквозь пальцы смотрели на намеренное раздувание обиды малорусов на великорусов за то, что называют себя великими русами, а их малорусов - малыми. Но эта обида, как заразная болезнь, прочно укоренялась в сознании многих украинцев, с готовностью отвергавших свое русское имя в силу того, что оно малорусское, и принявших себе национальное имя в честь Украйны - окраины Руси.

Вот так вредоносная идея, всего-навсего словесная игра, затеянная с национальным именем русский, смогла расчленить и ослабить единый народ, породить взаимную неприязнь у единокровных братьев. И сколько теперь нужно усилий, какую громадную гору неприязни и лжи нужно ниспровергнуть, чтобы побороть эту вредоносную идею, а вместе с ней и искусственное разделение русских на три «восточнославянских народа» - русских, украинцев и белорусов.

Ныне, наконец, получило здравое научное объяснение именование Руси - Великой, Малой и Белой. Согласно исследованиям академика О.Н. Трубачева , название Великороссия никакого самовозвеличивания перед другими странами, другими народами не выражает. Как слово Великобритания образует пару с материковой Бретанью - древнейшая колонизация острова шла оттуда, так имя Великая Русь образует пару с именем Русь, прежде в глубокой древности, обозначавшим область Киева, откуда шло освоение русскими земель к северу и востоку. Это типичный случай называния колонизованных земель термином Великий, так в истории известны не только Великобритания, но и Великая Греция, Великопольша и Великая Моравия, все эти территории когда-то были освоены из материнских очагов - Бретани, Греции, Польши и Моравии. Вот почему рядом с Русью Великой появилась Русь Малая - Малороссия, название малая, подобно нынешнему малая Родина, всегда имело смысл Руси изначальной, материнского очага, вокруг которого образовалась Великая Русь.

И никакого уничижения малороссов в этом названии нет, так же как нет никакого шовинизма великороссов в именовании великорусский. Долго сохранялись следы прозывания нынешних украинцев русскими, до сих пор на крайнем западе Украины существует область, которая по-прежнему зовется Подкарпатская Русь, а поляки, немалые усилия приложившие, чтобы малорусы звались украинцами, в своей среде до недавнего времени словом Русь обозначали именно Украину. Так что наши названия Великая и Малая Русь есть объективные указатели широкого продвижения по своей земле народа русского, свидетельство освоения русскими огромных пространств из Киевского материнского лона, а вовсе не знак столь не свойственных нашему народу кичливости и хвастовства.

Не таит мнимых обид, напротив, указывает на древнее единение русского народа и название Белая Русь - Белоруссия. Это имя, как показали исследования академика О.Н. Трубачева , является частью древней системы цветообозначения сторон света. В этой системе северная часть страны обычно именовалась черной (и в истории сохранилось именование северо-западной части Руси Черная Русь), красным цветом (по-древнерусски червонным) обозначалась южная часть страны (в летописях известна Червонная Русь), а белой именовалась западная часть Руси. В системе древнего цветообозначения сторон света, согласно реконструкции, было и название для восточной стороны - Синяя или Голубая Русь. Но ее следов в письменной истории не обнаружено. А вот сохранившееся до сего дня имя Белая Русь показывает, что это всего лишь западная часть великой Русской земли, - часть целого, а не нечто обособленное и независимое.

Даже самое малое внимание к этим вопросам развеивает взаимные обиды и разногласия. Но кому-то очень хочется, чтобы мы, русские братья, по-прежнему вели свары между собой. Скажем, раздувают в обиду добродушные взаимные прозвища, которые давались украинцами русским, а русскими украинцам, как давались они вятским, пошехонцам, пермякам. Русских украинцы звали москалями и кацапами. Ну и что тут обидного? Как говорится, назови хоть горшком, только в печь не сажай! Москаль - всего-навсего москвич. На Украине так называли всех, кто вышел не с Дона и не с Украины. А в Сибири москалями и москвичами величали всех русских, включая украинцев, кто жил за Уральским хребтом, то есть в Европе.

Кацап - вообще загадочное слово, оно не имеет однозначного истолкования, и именно потому, что его происхождение не понятно, нет причин считать его обидным для русских. Точно так же нет причин для обид при назывании украинцев хохлами, это лишь образное подчеркивание особого, свойственного запорожским казакам чуба - клока волос на бритой голове - символа казачьей чести. Только чужак, человек чужой крови и не нашего воспитания, может истолковать такие прозвища как обидные. Ведь никто не стесняется этих именований в русских и украинских фамилиях и не считает собственные фамилии - Хохлов, Москалев, Кацапенко - неприличными, обидными.

Русские, украинцы, белорусы - суть один народ, ибо рождены из одного русского корня, единокровные братья и братья по Вере. Наречия украинское (малорусское), белорусское и великорусское произошли из единого древнерусского языка и отличаются друг от друга меньше, чем немецкие диалекты между собой. Потому и русским, и украинцам, и белорусам, помня наше родство, надо уметь пренебрегать ухищрениями врагов русского единства и русской силы, пытающихся нас разделять и ссорить. Формула нашего национального разделения, универсально высказанная в завещании польского русофоба Мерошевского , должна стучать в наши сердца, не давая забывать о том, что русские, украинцы и белорусы есть один язык, один род и одна кровь. Вот что Мерошевский завещал всем вековечным недругам народа русского: «Бросим огня и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси, возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными ногтями. По мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем» .

Тему статьи мне подсказала дискуссия, порожденная заявлениями некоторых российских официальных лиц о том, что русские и украинцы — один народ.

С данным утверждением не согласились многие. Проявилось это несогласие и в газете «2000». Главный редактор издания Сергей Кичигин во время интервью с председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной думы РФ Алексеем Островским поинтересовался мнением собеседника по указанному вопросу. И получил ответ: «Русские — это русские, а украинцы — это украинцы. Это два разных народа».

Нужно признать: точка зрения, высказанная г-ном Островским, сегодня доминирует в обществе. Такого же взгляда придерживаются большинство людей как в Украине, так и в России. Именно поэтому хотелось бы напомнить читателям о некоторых исторических фактах, ныне замалчиваемых, забытых или просто малоизвестных.

Со времен существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяслав и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме — все это Русская земля, населенная единым русским народом.

Это народное единство отчетливо сознавалось в разных концах Руси. Сознавалось даже тогда, когда Древнерусское государство раздробилось на отдельные княжества и юго-западная часть бывшей Киевской державы подверглась польско-литовскому завоеванию, а на северо-востоке началось объединение русских земель вокруг Москвы.

В документах и литературных памятниках того времени упоминаются земля Русская государства Литовского и земля Русская государства Московского. Но и та, и другая — Русская земля с русским народом.

Для наших летописцев в Великом княжестве Литовском — Москва, Тверь, Новгород, а для летописцев в Великом княжестве Московском — Киев, Чернигов, Полоцк оставались Русью наряду с городами и областями своих стран.

В 1561 г. из Юго-Западной (Литовской) в Северо-Восточную (Московскую) Русь отправился монах Исайя Камянчанин (уроженец Каменца-Подольского). Он ехал просить в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы (как сам потом писал) издать ее «тиснением печатным» на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1591 г. Львовское православное братство издало «Грамматику» в наставление «многоименитому российскому роду», под которым во Львове подразумевали народ и Юго-Западной, и Северо-Восточной Руси. В «Протестации», антиуниатском произведении, составленном в 1621 г. Киевским митрополитом Иовом Борецким при участии других православных иерархов, отмечалось: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи». Спустя три года тот же митрополит выступил с инициативой воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси, разработал совместно с запорожскими казаками план такого воссоединения, направил посольство в Москву и только слабость Русского государства (еще не оправившегося от потрясений Смутного времени) не позволила намерению митрополита воплотиться в жизнь. Любопытен и взгляд на русское единство автора Густынской летописи (составлена в 1-й пол. XVII в. в Густынском монастыре близ Прилук). Он сообщает, что «народ славенский или руский, от своего начала даже доселе неединого нарицаешеся». Далее перечисляются разные названия народа — древние (поляне, древляне, северяне, кривичи и др.) и современные летописцу (Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье и др.). «Но, — замечает автор летописи, — обаче еще и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яки сим все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

В свою очередь, в знаменитом «Синопсисе», первом учебнике по истории Руси, изданном в Киеве в 1674 г. (его автором предположительно был архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель), подчеркивалось, что русские расселились по многим краям. «Иные над морем Черным Понтским Евксином; иные над Танаис или Доном и Волгою реками; иные над Дунайскими, Днестровыми, Днепрвыми, Десновыми берегами». Но все это, указывает «Синопсис», «един и тойжде народ».

Того же мнения придерживались западноевропейские ученые, писатели, путешественники, дипломаты. Они также отмечали этническое единство Руси. Иногда, впрочем, зарубежные авторы употребляли для обозначения русского населения иные наименования — росы, рутены, московиты. Но эти названия являлись лишь синонимами к слову «русские».

Так, Антонио Поссевино, находившийся на службе у Римского папы иезуит, возглавивший в 1581-1582 гг. дипломатическую миссию в Москву, сообщал затем в своем сочинении «Московия», что Русь приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире». А журнал «Голландский Меркурий» опубликовал в номере за март 1656 г. статью о Львове, где указывалось, что живут в этом городе поляки, евреи, армяне и московиты. И уж, конечно, прекрасно известно было о единстве русского народа в Польше и (позднее) в Австрии — странах, во владении которых оказывались земли Юго-Западной Руси.

К примеру, после начала восстания Богдана Хмельницкого воевода Брацлавский Адам Кисиль (русин по происхождению, но действовавший на стороне поляков против собственного народа) 31 мая 1648 г. в письме к архиепископу Гнезненскому выражал опасение, что на помощь к «изменнику» (так он называл Хмельницкого) могут придти московиты. «Кто может поручиться за них? — вопрошал Кисиль. — Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству».

О событиях того времени сохранились интересные мемуары еврея Натана Ганновера. Он свидетельствует, что сначала против польской власти восстали «русские, жившие в Малороссии», а затем к ним на подмогу явились «русские, жившие в Московском царстве». Как известно, воссоединить с Русским государством тогда удалось лишь Левобережье, Киев и Смоленщину. Польша временно удержала за собой Белоруссию и Правобережную Украину. Однако население этих областей явно тяготело к России. И польские магнаты, боясь потерять свои владения в еще остававшейся под их контролем части Руси, разработали специальный проект уничтожения тут русских. Он предусматривал множество различных мер — от недопущения представителей коренного населения к занятию государственных должностей до неприкрыто кровожадного: «переловить русских, истребить их, а оставшийся после них край можно будет заселить народом польским и мазовецким». Проект был обнародован в Варшаве в 1717 г., встретив бурное одобрение шляхты и католического духовенства.

Нелишним будет напомнить, что к тому времени Польша не включала в себя территорий, населенных великорусами. Но украинцев (малорусов) и белорусов поляки тоже считали русскими. Уместно привести и следующий пример, территориально далекий от Украины. В XVIII в. в составе Австрии находились обширные области, населенные сербами. Императрица Мария-Терезия, фанатичная католичка, мечтала обратить их в свою веру. Сербы же стойко держались православия, видя моральную опору в России. Чтобы сломить их упорство, в Вене решили переселить к сербам несколько тысяч семей униатов из Закарпатья (Угорской Руси).

«Униаты русские — этот факт, по расчетам правительства Марии-Терезии, на православных сербов должен был произвести магическое впечатление», — замечал описывавший те события историк. И хотя намеченной цели католические правители не достигли, для нас в данном историческом эпизоде важно другое: австрийские власти считали жителей Закарпатья, как, кстати, и Галиции (Червонной, или Галицкой Руси), и Буковины (Зеленой Руси), одним народом с великорусами.

Между прочим, сами галичане, буковинцы, закарпатцы считали так же. «Как славянин не могу в Москве не видеть русских людей, — говорил видный галицкий писатель, депутат австрийского парламента и галицкого сейма, священник Иоанн Наумович. — И хотя я малорусин, а там живут великорусы; хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский, и они русские».

В 1863 г., после разгрома в России польского мятежа, поляки Тернополя облачились в траур по погибшим повстанцам. В ответ малорусское население города устроило «Русский бал» в честь победы своих (русских) войск. «Трехмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского», — констатировалось в принятой в марте 1871 г. программе «Русской Рады», общественной организации, признаваемой тогда всеми слоями коренного населения Галиции в качестве защитницы их интересов.

А в 1914 г., когда началась Первая мировая война, главнокомандующий австро-венгерской армией эрцгерцог Фридрих доносил императору Францу-Иосифу, что среди населения Галиции, Буковины и Закарпатья существует «уверенность в том, что оно по расе, языку и религии принадлежит России». Таковы факты. На мой взгляд, они доказывают: украинцы имеют не меньше оснований считаться русскими, чем великорусы. Это один народ. Ветвями «нашей общей нации» называл «две русские народности» — великорусскую и малорусскую — известный украинский историк Николай Костомаров (белорусов он считал разновидностью великорусской ветви). Единым национальным организмом были Великороссия и Малороссия по мнению другого видного украинского ученого — Михаила Максимовича. Аналогичной точки зрения придерживался Пантелеймон Кулиш, написавший замечательную (и до сих пор замалчиваемую в Украине) книгу «История воссоединения Руси».

Вряд ли этих выдающихся деятелей можно упрекнуть в отсутствии украинского патриотизма. Но ведь любовь к той части Руси, которая называется теперь Украиной, совсем не исключает любви и ко всей Руси. «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину, любите наш говор, наши песни, нашу историю, но полюбите целую Русь и не четвертуйте ее так немилосердно», — писал, обращаясь к украинским сепаратистам-русофобам, крупный общественный деятель, депутат галицкого сейма Николай Антоневич. С ним трудно не согласиться. Вплоть до начала ХХ в. отечественные и зарубежные этнографы, историки, филологи, специалисты по этнической психологии практически единодушно отмечали: малорусы и великорусы — единая нация, различий между ними гораздо меньше, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии.

Иное утверждали лишь ярые враги Руси, стремившиеся к ослаблению русской нации путем ее расчленения. Из этих деятелей наиболее четко и откровенно высказался польский публицист Влодзимеж Бончковский. Он призывал всеми силами внушать коренному населению Украины, что оно не русское. «Для чего и почему? — риторически восклицал Бончковский и пояснял: - Потому, чтобы на востоке не иметь дела с 90 млн. великороссов плюс 40 млн. малороссов, неразделенных между собой, единых национально».

Но это была не наука. Это была политика. Причем политика, продиктованная ненавистью к Украине. И еще одно. Признание национального единства великорусов и малорусов (русских и украинцев) вовсе не обязательно должно ставить под сомнение логику существования независимой Украины (этого сегодня остерегаются многие). Сосуществуют же Германия и Австрия, две независимые страны, населенные одной немецкой нацией. Сосуществуют Греция и Кипр. Подобные примеры можно найти и за пределами Европы. Целесообразность существования самостоятельных государств — вопрос политический. Но не политикой единой жив человек.

В заключение приведу цитату из монографии выдающегося чешского славяноведа Любора Нидерле. Монография вышла в 1924 г. Ее автор наблюдал гибель Российской империи, распад великого государства и все усиливающиеся попытки разъединить великорусов и малорусов, натравить их друг на друга. Как видим, аналогия с современностью напрашивается сама собой. И нет ничего удивительного, что слова ученого с мировым именем кажутся написанными совсем недавно: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия — даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельность, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Над этим стоит задуматься.

Александр Каревин "Еженедельник 2000"

То, что среди многих чиновников Российской Федерации, Украины и Белоруссии есть как бы единогласие о том, что русское население России, украинцы и белорусы — разные народы, не секрет. Это их мнение, которое противоречит и здравому смыслу и объективным данным истории, филологии и генетики, никак по другому не объяснить как политической конъюнктурой. Сначала большевики, чтобы ослабить единый русский народ, искусственно разделили три его ветви на отдельные «социалистические нации». А после искусственного развала СССР последователи большевиков, назвавшиеся "либерал-демократами", продолжили работу по ментальному разъединению Русского Мира. Видимо это как-то выгодно отдельным политикам в России, на Украины и в Белоруссии. Но выгодно ли это народу? Да, в сознание большинства уже создана установка, что русские, белорусы и украинцы — разные народы. Но это все наносное и пропагандистское, а не на уровне мировосприятия, и все это легко смывается из головы если людям донести правду.

Итак, принцииальное:
РУССКИЕ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА.
УКРАИНЦЫ - НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.
БЕЛОРУСЫ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА.

Три государствообразующих народа. Чтобы не было замечаний, претензий и обид, перечислять их будем в порядке уменьшения количественных параметров - численности населения и размера территории страны.

Народ - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность . (словарь Ожегова)

Будем использовать преимущественно слово “народ” и только в заголовках “нация”, которое является практически синонимом слова “народ”, но лучше звучит в выражениях “нация коллективного/индивидуального подвига/труда” (см. ниже по тексту).


ПРЕДЫСТОРИЯ
Мои размышления и выводы из них - обобщающий взгляд, основанный на имеющемся опыте родственных, дружеских, товарищеских, деловых и случайно-неслучайно бытовых встреч и отношений в течение уже не малых лет жизни программиста и руководителя советской и постсоветской эпохи.

Приводимые примеры и словесные иллюстрации кратки и неполны, поскольку не ставилась задача однозначно доказать с их помощью обобщения. Да к тому же, выбрав некую систему координат, можно доказать в этой системе практически любое утверждение. Равно как и опровергнуть в выбранной системе можно любой тезис. Вопрос в корректности, правильности самой системы координат и логики доказательства. То есть, “имеющий глаза да увидит”.

Родители. Отец уроженец Запада Минской области (была под Польшей до 1939-го года), мать уроженка Востока Минской области (входила в состав СССР всю его историю), срединной области Беларуси. Будучи белорусом по отцовской и материнской линиям в известных мне 3-х поколениях, то есть, «типичным», о 3-х народах речь веду только в позитивном ключе. В принципе не люблю давать людям отрицательных оценок. Всякое бывало, но в крайнем случае - встанешь и уйдёшь. В прямом и переносном смысле. Уйдёшь из сферы взаимодействия с человеком или хозяйствующим субъектом. К счастью, в подавляющем большинстве случаев было конструктивное, продуктивное взаимодействие. Как и должно быть.

Пишу не про экономику, а о том, что думаю про русский, украинский и белорусский народы. Личное отношение - люблю их всех, русских, украинцев и (всяк кулик своё болото хвалит) белорусов. Искренне уважаю и ценю каждый из трёх народов и их типовых представителей. А они, типовые представители, - позитивные люди.

ЛОГИКА РАЗМЫШЛЕНИЙ
Рассуждаем ретроспективно с проекцией на настоящее время, поскольку характер народа формируется не за настоящий небольшой временной промежуток. Не за годы и десятилетия. Характер народа, как и сам народ, - текущий итог его жизни, провалов и свершений за многие столетия и даже тысячелетия.

В историческом процессе формирования трёх народов, как и любой крупной общности людей, огромное значение имели факторы духовно-нравственные, природно-климатические, политические и социо-культурные. Кратко упомянём о них, но не будем подробно рассматривать их влияние на становление русских, украинцев и белорусов. Эти процессы хорошо описаны историками и политологами, имеющими признанный авторитет в научном мире.

После развала Советского Союза, в напряжённых условиях вплоть до ведения военных действий на приграничных территориях, говорить только о хорошем будет странно для многих сторонников крайних точек зрения. И у каждого в его системе координат есть своя правда, против которой трудно возражать, которую «не переиначишь». Но то в частной системе координат. А надо бы для объективности подняться над ситуацией, над географией и временем. Потому, повторяюсь, будем о позитивном. Ведь, как известно, наши негативные стороны и недостатки - продолжение наших же достоинств и наоборот. Всё перемелется - мука будет.

Хороший пример эволюционного преодоления разногласий между народами - ситуация на столетиями передвигавшейся границе Франции и Германии. А границы практически всех стран на протяжении истории двигались постоянно. Германо-французские военные конфликты приводили к напряжённым отношением и вражде между странами и людьми, особенно в приграничной зоне. Области Эльзас и Лотарингия переходили «из рук в руки» французов и немцев многократно. Последний раз - в 1944 году, когда Эльзас и Лотарингия переданы Франции. Сейчас это французские департаменты Верхний Рейн, Нижний Рейн и Мозель. А все споры о том, чья это территория, окончены либо перенесены в маргинальную зону, и по большому счёту конфликтов и дискуссий между французами и немцами нет.

Исходим из постулата, что у каждой большой группы населения, у каждого народа есть свои уникальные положительные качества. Которые особенно хорошо раскрываются в большом, национальном масштабе. На работе ли, отдыхе ли, в бою ли. Каждый народ вносит свой нужный и уникальный вклад в мозаику мира.

С учётом перекрёстных генетических связей за многие столетия в чистом виде русского, украинца, белоруса вряд ли найдёшь. Поскреби любого жителя этой части Восточной Европы - увидишь в 3-м, 5-м или 10-м колене то ли венгра, то ли китайца, то ли француза. Не говоря уж о булгарине, еврее, кавказце, поляке, прибалте или татарине (опять же, в алфавитном порядке, чтобы без намёков). Так что, под русским/украинцем/белорусом будем понимать человека, живущего на территории России, Украины, Беларуси во многих поколениях и имеющего соответствующие народные черты характера и поведение.

ОБЩАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ТРЁХ НАРОДОВ
Пять сильных факторов легли в основу характеров русских, украинцев и белорусов:


  1. Генетическая близость русских, украинцев и белорусов. К примеру, специфическая восточнославянская гаплогруппа R1a1, передающаяся только по мужской линии с Y-хромосомой, есть у большей части мужского населения России, Украины и Беларуси. А в городах и сёлах глубинки доходит до трёх четвертей. Близкородственная генетика позволяет рассматривать три народа в их единстве со своими характерными особенностями.

  2. Религия . Большое влияние на формирование народного характера оказало христианство, преимущественно к православной ветви которого три народа принадлежат уже более тысячи лет.

  3. Природные условия . Климат, баланс тепла и холода, в течение календарного года, характер и плодородность почвы, наличие рек, озёр и морей в значительной степени определяли образ жизни людей.

  4. Оседлый образ жизни . Все три народа не кочевые, тысячелетиями жили на практически одной территории. Границы территории проживания изменялись, но сердцевина, центр проживания и формирования народа размещался в одном регионе. Соответственно, огромное значение в формировании народного характера имело ведение хозяйства, по большей части, хозяйства сельского.

  5. Оборона своего народа, страны . Задачи отражения внешней агрессии, практическое решение военных вопросов в большой степени формировали характер трёх народов, живших в разное время как в единой стране, так и по отдельности.

Не стоит рассуждать о банальностях, лучше выделять типовые, принципиальные качества. Чтобы понять архетипические черты 3-х народов, рассмотрим две важнейшие дихотомии:

1. Дихотомия “Индивидуализм / Коллективизм”

Индивидуальное творчество

Индивидуализм - Склонность вести деятельность индивидуально и в составе маленькой ячейки общества. В основном, в составе семьи либо круга близких родственников.

Коллективное творчество

Коллективизм - Склонность преимущественно к общественной деятельности, когда в состав неким образом организованной массы людей входят не только родные и хорошо знающие друг друга люди, но и не близко знакомые и не знакомые между собой.

Классические определения:

Индивидуализм - Принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности. (словарь Ожегова)

Коллективизм - Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой-нибудь деятельности. (словарь Ожегова)

2. Дихотомия “Труд / Подвиг”

Труд и подвиг составляют дихотомию, поскольку эти два явления противоположны по своей сущности. Труд - достаточно равномерный процесс, растянутый в продолжительном времени. Подвиг - резкий рывок, решение нерешаемой в режиме размеренного процесса (например, процесса трудового) задачи и/или рывок с выходом на новый уровень системы.

Летняя страда

Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. (словарь Ожегова).

Два вида труда:


  1. Производственный труд. Деятельность человека, непосредственно связанная с созданием материального и интеллектуального продукта собственными силами, а также с помощью технических и интеллектуальных средств производства

  2. Управленческий труд. Деятельность человека, направленная на управление коллективом.

Труд ратный - труд во время военной кампании либо при подготовке к ней, когда планово и непланово проводятся соответствующие мероприятия и работа. Ратный труд нельзя считать отдельным видом труда, поскольку его можно разложить на производственный и управленческий. Производственный - непосредственное использование военным человеком себя, технических средств и вооружений для достижения военно-оборонного результата. Управленческий - руководство воинским подразделением, группой военнослужащих.

Героиня

Подвиг - Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг. Воинский подвиг. Трудовой. Подвиг во славу Родины. (словарь Ожегова)

Два вида подвига:


  1. Боевой подвиг. Совершается ради своего боевого подразделения, ради группы незнакомых людей, ради народа, ради Родины.

  2. Трудовой подвиг. Трудовое свершение, сверхрезультат, достигаемый не за зарплату и премии, но для достижения принципиально новых результатов труда, для прорыва на качественно новый производственный уровень.

Подвиг совершается не ради себя любимого. И не ради своих близких родственников - детей, родителей, супруга. Совершить героический поступок для сохранения собственной жизни, жизни своей семьи вполне естественно и диктуется нашими природными склонностями. Подвиг в полном смысле этого слова совершается ради кого-то вне семейного ареала.

В настоящей статье не рассматривается духовно-религиозный опыт подвижников, а в социальном, житейском смысле подвиг ради себя - полная бессмыслица.

Две приведённых дихотомии составляют важную систему координат , в которой будем рассматривать русский, украинский и белорусский народы, характеризовать их. Не оценивать, а именно характеризовать. Образуется своеобразное двухмерное пространство дихотомий.

Пространство характеров трёх славянских народов

Соответственно, есть четыре сочетания из вышеприведённых дихотомий:


  1. Индивидуализм + подвиг.

  2. Коллективизм + подвиг.

  3. Индивидуализм + труд.

  4. Коллективизм + труд.

Первый вариант (индивидуализм + подвиг), невозможен, как это следует из приведённого выше рассуждения о подвиге. Подвиг ради себя и своих близких - не подвиг, а естественный поступок психически нормального человека.

Каждому из трёх народов свойственны все четыре качества рассматриваемых дихотомий . Их представители в истории добротно трудились и проявляли чудеса боевого и трудового подвига. Граждане каждого из них проявляют и индивидуалистические, и коллективистские качества. Но есть превалирующие качества, которые характеризуют большинство людей соответствующего этноса.

Хорошей иллюстрацией, подтверждением характера любого народа являются детали быта. К примеру, кухня, и фольклор - сказки, сказания, былины, пословицы. Чем мы и воспользуемся в дальнейших рассуждениях. Например, кочевые народы, соответственно их образу жизни, имеют фольклор (сказания, былины и притчи) о пространствах и странах, по которым им приходилось перемещаться. Чего практически нет у оседлых земледельческих народов.

РУССКИЕ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА


“Утро на Куликовском поле” (А.П.Бубнов)

Суровые и неровные в пространстве и времени природно-климатические условия жизни формировали русский народ. Постоянным, неспешным и размеренным темпом не проживёшь в таких в условиях.

Русскому человеку свойственен коллективизм в значительно большей степени, чем человеку из Западной Европы. Само слово «соборность» - русского происхождения, отражает реалии душевного склада и жизни русского народа.

Известно, что русскому человеку свойственно предельно мобилизоваться для выполнения серьёзной задачи.

Хозяйственная жизнь.

Практически вся территория исторической России, на которой происходило формирование русского этноса, - зона рискованного земледелия. Лето короткое, вегетативный сезон длится недолго, и сельскохозяйственная работа в этот короткий тёплый период предельно мобилизовывала людей. Работали все на то способные участники хозяйства. От посевной до сбора урожая - максимальный режим отдачи сил и энергии. Не будешь участвовать в коллективном труде в таком мобилизационном режиме - физически не переживёшь длинную холодную зиму. В средних широтах России сельскохозяйственные работы велись чуть более полугода, а на Севере и того меньше. Далее наступала зима, во время которой кроме поддержки в рабочем состоянии скота, да обеспечения текущей жизни семьи, пропитания да сугреву, серьёзных забот не было. По большому счёту, можно было просто «на печи лежать».

Часто возникающие войны на большой негустонаселённой территории также требовали нечеловеческих усилий всех, мужчин и женщин, стариков и детей. Соседство с этнически разнородными кочевыми народами на Востоке и хорошо вооружёнными и организованными на Западе определяло готовность к обороне страны, города, семьи. Участие в военных действиях боеспособной части мужского населения и дальние военные походы требовали предельной мобилизации. Даже большей, чем в хозяйственной деятельности русского народа.

Соответственно, когда тепла, времени и вооружений было маловато, сама жизнь заставляла русского человека решать хозяйские и житейские задачи в режиме подвига. Подвига в смысле социальном, соборном. Когда человек совершает поступок, проявляет чудеса героизма ради близких и далёких от него людей. Ради общины, ради народа, ради страны.

Русская кухня

Русская кухня проще, чем кухни южных народов, например, чем кухня украинская. На характер русской кухни накладывали отпечаток два обстоятельства - регулярные посты, достаточно широко практиковавшиеся в народе, и северное короткое лето, не позволяющее выращивать в изобилии различные виды растений, плодов, овощей и злаков, разводить большое количество скота. Сказывалось и не очень многочисленная и разнообразная фауна лесов и полей северных широт.

Преимущественно ржаная мука и выпечка из неё - хлеб, оладьи, блины. Супы - щи, расольники, уха, окрошка. Творог, сырники. Репа и разнообразные каши в докартофельную эпоху. Не часто приготовляемые мясные блюда до 18 века также формировали характер народной кухни.

Русские сказки

Бросается в глаза, что очень многие герои русских сказок - герои в полном смысле этого слова. Персонажи совершают выдающиеся боевые и трудовые подвиги, терпят суровые лишения и невзгоды, готовы на всё ради блага народа, Родины.

Русские пословицы

Собором и чёрта поборем.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Дружный табун и волков не боится.
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
Двух смертей не видать (дум смертям не бывать), а одной не миновать.
Суп да каша - пища наша.
Доброе братство — дороже богатства.
Днём раньше посеешь - неделей раньше соберёшь.
Кончил дело - гуляй смело.
Один в поле не воин.

УКРАИНЦЫ. НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.

Семейное хозяйство

Около половины нынешней территории Украины находится в тёплых широтах вне зоны рискованного земледелия. Тёплый и более благоприятный климат по сравнению с ареалом проживания белорусов и русских исторически позволял украинскому народу получать больший урожай и меньше беспокоиться о холодной зиме.

Длинное лето, высокая продуктивность сельского хозяйства давали возможность трудиться на земле большую часть года. Соответственно, можно было постоянно и размеренно, не легко, но не форсируя, работать, чтобы обеспечить себя и близких пропитанием. Индивидуально, со своими ближайшими родственниками можно было обеспечить себе достаточно сытную жизнь.

Показательны украинские частные хозяйства. Ухоженная добротная хата с подворьем, чистые цветущие сад и поле, урожайная плодородная практически идеально присмотренная земля.

Оборона, ведение военных действий

Вместе с тем, воевать приходилось украинскому народу также немало. Более индивидуальный характер украинца проявлялся и в ведении военных действия. Быт и боевой характер «городка» вольных казаков Запорожской Сечи - тому пример.

Украинская кухня

Украинская кухня, без сомнения, лучшая среди кухонь восточных славянских народов. Самые вкусные борщи - украинские, вареники - известный воспетый в литературе украинский бренд. Более вкусной солянки, чем в недорогом придорожном кафе городка Умань мне за пределами Украины не доводилось пробовать. Топлёное или просто подогретое молоко в конце 80-х годов в кафе на киевском Крещатике имело неповторимый вкус, какого не припомню в Минске и городах России. Великолепные мясные блюда из свинины и говядины, уток и кур. Много вкусных овощных блюд и гарниров. Правда, по вопросу первенства украинского сала среди гурманов могу поспорить - белорусское в его разнообразных формах приготовления не хуже.

Украинские сказки

Многие герои украинских сказок - смекалистые люди, умно разрешающие встающие разнообразные и непростые житейские проблемы.

Украинские пословицы

Силою не хвались - краще трудись.
Маленька праця краща за велике безділля.
Без діла сидіти, то можна одубіти.
Праця людину годуэ, а лінь марнуэ.
Хату руки держать.
Гірко поробиш — солодко з’їси.
Де два українці, там три гетьмани.
Чужа хата гірше ката.
Хто дбає, той і має.
Роби на дворі - буде й в коморі.

БЕЛОРУСЫ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА


Труженники БелАЗа

Хозяйствование, оборона и военные действия

Территорию проживания белорусского этноса нельзя назвать очень благоприятной для ведения сельского хозяйства. Беларусь, как и Россия, находится в зоне рискованного земледелия. Лето не длинное, вегетативный период не очень продолжительный. Да ещё «дрыгва» (бел.) - трясина и болота, коими богата была белорусская земля до тотальной мелиорации середины ХХ века. Соответственно, на большей части Беларуси требовались мобилизация и сильное коллективное начало для ведения сельского хозяйства.

Плотность населения выше, чем в России, но территория постоянно на протяжении веков была ареной сражений и войн. Бывали войны, в которых погибало более половины населения. Сама жизнь диктовала необходимость обороняться вместе, работать вместе. Выработался своеобразный белорусский характер. «Упёртый» (“упарты”, бел.) белорус упорно работает в летний, без избытка тепла, сельскохозяйственный период. Работает в значительной степени коллективно, потому как условия жизни требуют опоры на соседей и односельчан. Защищался во время военных действий тоже коллективно.

Простые условия жизни, простая пища, забота о выживании близких требовали общественного организационного начала, которое стало основой характера белорусского народа.

Белорусская кухня

Белорусская кухня проста и вполне сытна. Попроще украинской, но тоже интересна. Много мясных, мучных и картофельных (бульбяных) блюд. Мачанка, сало, полендвица, зразы известны за пределами Беларуси и любимы в народе. Драники, клёцки, колдуны, запеканки, бабки. Достаточно долгий холодный период приучил белоруса готовить соления и варенья “на зиму”. Квашеная капуста и огурцы - прекрасные источники витаминов, распространённые и любимые блюда белорусского народа. Свежие овощи и фрукты в основном употреблялись в пищу в тёплый сезон и несколько месяцев осени-зимы.

Белорусские сказки

Белорусские сказки, как и украинские, широко представляют народных героев, смекалистых умных мужиков и баб.

Белорусские пословицы

Адклад не ідзе ў лад.
Лепшая радня - свая раўня.
Без працы няма чаго хлеба шукаці.
Дружная праца - крыніца багацця.
Праца з балота робіць залота.
Хто працуе, таму і шанцуе.
Ад ляноты чакай бядоты.
Хоть ручки черны, да работа бела.
Чужое добро вылезет сквозь ребро.
Молчанка не пушит, а ссору потушит.

ИТОГ
Настоящее.

Русские, украинцы и белорусы обладают уникальными наборами качеств. Рассмотренные склонность к труду и подвигу, индивидуализм и коллективизм в разной степени проявляются, но присущи каждому из трёх народов. Дополняют три славянских народа друг друга своими характером и колоритом, и это важно. Полностью “покрывают” приведённую выше систему координат, где заполняются все возможные варианты национального характера. Образуют многоцветную и завершённую мозаику восточнославянских народов. Которая в свою очередь полноценно вписывается в общечеловеческую мозаику.

Будущее.

Возникающие вопросы и проблемы на постсоветском, большом евразийском пространстве и являющиеся серьёзным испытание для нас всех, разрешатся. Конструктивное сотрудничество и добрососедский спокойный мир наступят, как это было совсем недавно. Каким будет этот мир, какие формы и названия будут, - жизнь покажет. С учётом того, что глобализация - объективный процесс. Вопрос лишь в сущности и формах глобализации.


Мір и мир

——————————————————————————————-

Украинцы нередко удивляют меня полным незнанием своей истории - даже на уровне элементарной школьной программы.
Но и русские, как ни странно - грешат тем же самым.
Совершенно обычным делом является услышать от русских идиотские фразы о том, что Киев - это "матерь городов русских", а территория Украины - это "колыбель русской цивилизации". Украинцев нередко считают русскими, которым всего лишь промыли мозги антирусской пропагандой.
Я знаю, что такие версии достаточно широко распространены.
Но всё это - чушь.
Примерно такая же чушь, как про Аляску, которую якобы продала Екатерина.
Нередко незнание истории - как раз и оборачивается взаимной ненавистью и трагедией. Историю знать необходимо. Ничуть не менее необходимо, чем знать математику.
Поэтому давайте попробуем вспомнить реальную историю - хотя бы на самом элементарном, схематическом уровне.


Во времена раннего средневековья, на громадных пространствах, от Балтики до Дуная, проживали многочисленные племена наших предков. В районе озера Ильмень, обитало племя славян (именно так оно и называлось - славяне); в районе Псков-Великие Луки жили кривичи; в районе Рязань-Орёл (я называю современные города чтобы было понятнее о какой местности идёт речь) - вятичи (не имевшие никакого отношения к современной реке Вятке); на территории современной Белоруссии - полочане (север) и дреговичи (юг); В районе Чернигов-Сумы, - северяне; в районе Смоленск-Любеч, - радимичи; в бассейне реки Припять - древляне; в бассейне реки Западный Буг - волыняне; на территории современной Галиции (запад Украины) - белые хорваты (именно отсюда часть племени ушла потом на территорию современной Хорватии); в районе Киева и реки Рось - поляне; в междуречье Южного Буга и Днестра - уличи; между Днестром и Прутом (современная Молдавия) - тиверцы.
Постепенно, наибольших успехов в развитии, достигло племя славян - самое сильное и многочисленное. Может быть потому, что находясь далеко от степных районов, славяне не подвергались опасностям нашествий - а также потому, что в более прохладном климате, реже происходят вспышки всевозможных инфекций, эпидемий, эпизоотий.
В свою очередь, внутри самого племени, набрала силу группировка, проживавшая в районе поселения Русса - возможно потому, что там издревле находились соляные варницы (Старая Русса, Новгородской области - и сегодня востребованный курорт, своего рода северный Кисловодск); а соль в старину ценилась довольно высоко. Кроме того, эти варницы находились в выгодном месте - здесь пролегал по рекам торговый путь "из варяг в греки". При этом, в отличие от далёкого Сиваша (где тоже добывалась соль) - здесь не было опасности от диких кочевников. Неудивительно, что клан русских славян, возвысился над другими соплеменниками. В истории так бывало сплошь и рядом. Достаточно вспомнить, как клан римлян возвысился среди племени латинян, а потом, в свою очередь, среди римлян возвысился клан патрициев, с презрением глядевших на плебеев.
Так возникло разделение - на "просто" славян, и славян русских (или, попросту - русь).
Постепенно, русские взяли власть над всеми славянами - а затем над рядом других племён (например - над кривичами). И с течением времени вошло в практику называть русскими все те племена, которые находились под непосредственной властью русских. А те племена, которые не находились под властью русских, но при этом ощущалась их кровно-языковая родственность (в отличие, допустим, от немцев, или финно-угров, которые были совсем уж явными чужаками), именовались славянами - то есть, подобные славянам, похожие на славян. Финно-угров при этом, всех, скопом, называли чудью, кочевников - басурманами, народы скандинавии - варягами, а народы центральной Европы - немцами (то есть - немыми, не могущими говорить по-нашему). Эти термины прижились и стали широкоупотребительными.
Впоследствии, к северу от Ильменя был построен новый город, который, не мудрствуя лукаво, так и назвали - Новгород. Город рос быстро и постепенно превратился в столицу нарождающегося русского государства.
В 862 году, русский экспедиционный корпус (выражаясь современными терминами), возглавляемый Вещим Олегом (который, кстати, вовсе не был князем) выступил из тогдашней столицы Руси, Новгорода, в южном направлении - с целью подставить под реальный, безоговорочный русский контроль, всё пространство между Балтикой и Чёрным морем (весь путь "из варяг в греки"). Русь того времени, была уже достаточно сильным государственным образованием, чтобы ставить перед своими войсками такие глобальные цели.
Во время похода, русские попутно утверждали власть среди тех племён, через земли которых проходили.
Это не носило характера кровавого завоевания. Племена были слабы и примитивны, русские были сильным, цивилизованным народом - спорить с которым никому не хотелось. Так бескровно был присоединён городок (поселение) Смоленск, затем Любеч. Продвигаясь дальше на юг, русские увидели небольшой городок Киев, в окрестностях которого жило племя полян, платившее дань хазарам.
Киев тоже был занят русским войском - и поляне стали частью русского государства.
Этому событию современные историки придают преувеличенно огромное значение. 862 год стал считаться годом основания единого русского государства - а Вещий Олег стал восприниматься как основатель Руси. Возникло много самых невероятных мифов. Якобы Вещий Олег перенёс столицу в Киев, якобы он провозгласил Киев "матерью городов русских"...
Всё это чепуха конечно - в духе сплетен о том, что Кабаева родила уже второго ребёнка от Путина.
Присоединение Киева ничем принципиально не отличалось от присоединения, допустим, Смоленска, или Любеча. Если бы Олегу кто-то сказал тогда, показав рукой на Киев, что перед ним "матерь городов русских" - тот наверное долго смеялся бы. Киев того времени, был небольшим захолустным городком, на окраине славянского мира. Переносить куда-то столицу Олег просто-напросто не мог, потому что, повторяю - вообще не был князем. Решение таких вопросов, было не в его компетенции.
Что касается выдумки о том, что слово Русь, произошло от названия реки Рось - то эта версия настолько примитивна, что даже смеха не вызывает. Поверить в неё может только двоечник младшего школьного возраста.
Рось - небольшая речка, которая и сейчас ничем не примечательна, на её берегах нет ни одного крупного города. А в старину это была вообще граница, между землями славян и кочевьями печенегов-половцев. Постоянного населения в таком опасном, спорном месте - не было и быть не могло. Ближайшим к реке славянским племенем, были поляне. Хочу особо подчеркнуть, что нигде и никогда, ни один народ на земном шаре, не назывался по имени реки, или горы. Потому что сначала появляются люди (которые уже к тому времени как-то себя называют) - а потом уже эти люди дают названия рекам, горам, и так далее. Название Рось, скорее всего происходит от слова "роса". Речек с таким названием, достаточно много в России.
Почему же принято считать 862 год, годом основания единого русского государства?
Тому есть несколько причин - от чисто русофобских спекуляций, до примитивного желания горе-историков, всё подвести под какую-то рамочку, всему придумать какую-то дату.
Например - 23 февраля отмечается в России как день вооружённых сил.
Но почему? Что произошло 23 февраля?
А ничего не произошло - абсолютно. Просто нужна какая-то точная дата, "для галочки".
На самом деле - никто не знает точной даты оснований таких мировых империй как Русь, Китай, или Рим. Вот республика Бурунди, или республика Гондурас - провозглашены такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года. Для Бурунди, или Гондураса - это нормально. Когда они исчезнут - это тоже будет с точностью зафиксировано.
А Русь, Китай, или Рим - вечны. Никто точно не знает, когда они появились. И они никогда не гибнут без остатка. Например, Римская империя - уже не раз гибла. И каждый раз опять и опять возрождалась - то в виде империи Карла Великого, то в виде "Священной Римской империи германского народа", то в виде империи Наполеона, то в виде Третьего рейха, то в виде современного Евросоюза. То же самое - Россия и Китай.
Это, кстати, не моё определение. Это легендарный французский генерал и Президент, Шарль де Голль, приехав в СССР и поездив по стране, побывав в разных городах, пообщавшись с самыми разными людьми (он немного говорил по-русски), сказал во всеуслышание, что Россия - вечна...
Успешно выполнив поставленную перед ними задачу, войска под руководством Вещего Олега - вернулись на Новгородскую землю.
В 907 году был предпринят новый поход - уже на Византию.
Поход был успешный, победа Олега была полной. Византия стала данницей Руси. Олег прибил свой щит на ворота византийской столицы, в знак русской победы.
По завершении похода, Олег с войском вернулся на родину. А вот князь (Игорь) решил, что с учётом новых политических реалий, с учётом того, что теперь власть Руси распространяется и на Византию - следует переместить свою ставку поближе к покорённым землям, поближе к югу.
Его выбор пал на Киев.
Произошло примерно то же самое, что, спустя много веков, сделал Пётр I - отвоевав выход к Балтийскому морю, перенёс столицу на присоединённые земли. Это не означает, что колыбель Руси была в тех болотах, на которых был основан Петербург. Это не означает что Петербург был "матерью городов русских". Точно также не была колыбелью Руси далёкая приграничная окраина, на которой существовал маленький городок Киев, сроду не являвшийся - ни матерью, ни отцом, ни племянником, ни женой русских городов.
Нужно сразу сказать, что "столица", для той эпохи - понятие весьма относительное. Например - никто не может назвать столицу Древнего Китая. Потому что столицы были там, где находился двор императора - а двор временами переезжал из города в город. При этом, далеко не каждый император удерживал под своей властью всю страну, от которой отделялись крупные княжества, у которых тоже ведь было нечто вроде столиц.
Та же ситуация - с империей Карла Великого, которая не имела не только единой столицы, но и названия. Сейчас, чисто условно - принято называть это государство (между прочим - могущественное) Франкской империей, а столицей обозначать город Аахен (в наше время - находится в Германии).
И на Руси - двор мог переезжать куда угодно. Более того - дворов могло быть несколько (не забываем о княжеских междоусобицах). Поэтому не стоит представлять себе дело так, что если двор на какое-то время переместился в Киев - значит Киев тут же стал этаким несравненным мегаполисом. Крупнейшим городом Руси, безоговорочно оставался Новгород. Выделялись также Ростов (сейчас - в Ярославской области), Суздаль, Владимир, Псков. Князь, который не был князем Новгородским, или Ростовским - не мог даже надеяться взять власть в Киеве. Например, Ярослав Мудрый - большую часть своей сознательной жизни княжил именно в Новгороде и Ростове.
Князь Святослав вообще перенёс столицу из Киева на берега Дуная (после того как завоевал Болгарию).
А с течением времени, Русь разделилась на несколько княжеств, каждое из которых было, по сути, независимым государством - в том числе и со своей столицей. Такие города как Владимир и Псков - стали больше Киева.
Если на начальном этапе, после переноса столицы в Киев, это дало толчок развитию города, то впоследствии это обернулось для Киева целой кучей проблем. Потому что каждый князь, старался захватить этот город. И захватывали. Грабили. Жгли...
К 1240 году, когда к стенам Киева подошли монголы - от прежнего города осталась только тень его недолгого величия.
Только пожалуйста, не надо кивать на термин "Киевская Русь". Термин этот введён в обиход историками 19 века, просто-напросто для того, чтобы как-то обозначить домонгольскую эпоху в истории Руси. Люди, жившие в государстве, которое мы сегодня условно именуем Киевской Русью - не догадывались, что их страна называлась именно так. Точно так же как древние римляне и древние греки - не догадывались, что они древние. И точно так же как жители средневековой Европы, не догадывались, что они средневековые. Наоборот - они полагали что живут в последнее время и, например, в 1000 году, всерьёз ждали конца света.
Но вот наступил 1237 год.
На Северо-Западную Русь (современная Центральная Россия) двинулись полчища монголов (на самом деле - монголов там было не так уж много, это была вся Азия на коне. Например - стенобитные машины изготавливали и управляли ими, китайские мастера).
Жертвы были страшные, немало городов было сожжено.
Но при всём том, самое крупное, самое сильное княжество - Новгородское (чьи земли простирались от Балтики до Урала) - почти не было затронуто нашествием. Равно как и ряд других земель (например - Псков). Некоторые города сумели с монголами договориться и не были подвергнуты разрушению (например - Ярославль и Кострома). Некоторые отбили нашествие (например - Смоленск).
Более того, даже те княжества, которые подверглись нашествию - не совсем обезлюдели, благодаря обилию лесов, болот, рек. Людям было где укрываться. А умная, осторожная, хитрая политика Александра Невского - свела победы монголов к предельному минимуму.
Русские пленники выкупались, русские города отстраивались, русские княжества сохранили все атрибуты независимости (свои деньги, армии, границы, своих князей, свои международные связи) - отделываясь лишь выплатой дани. Леса и болота Северо-Запада не привлекали монголов в качестве пастбищ, жить на этих землях они никогда не пытались.
В 1240 году монголы совершили новый поход - на этот раз против княжеств, которые располагались на территории современной Украины.
Здесь всё было неизмеримо страшнее.
Поход был лучше организован. Резня быстро приняла характер тотального геноцида. Галицко-волынские князья (самые сильные в тех краях) сделали колоссальную ошибку, понадеявшись на Европу и решив остановить завоевателей военной силой. А местность на Украине степная, малолесная. Кочевникам раздолье, а крестьянам прятаться негде.
От Украины осталось выжженное поле.
Потом монголы совершили успешный, сокрушительный поход против объединённых сил Европы, разгромили всех своих врагов без исключения (бытует мнение, что европейцы якобы отбили их нападение - но это неправда) дошли до Адриатического моря (которое приняли за Атлантический океан) - и, утомлённые походом, отягощённые добычей, вернулись в причерноморские степи, став таким образом прямыми соседями уцелевших жителей современной Украины.
Это была полная, абсолютная катастрофа.
Немногочисленные европейские путешественники отмечали в своих записях, что от Киева осталась убогая деревня, домов в 200-300, в которых живут несчастные люди, жестоко угнетаемые татарами.
Русские с территории современной России (например - новгородцы), как могли, помогали людям с разгромленной окраины. Например, на Западной Украине есть городок Галич - который был когда-то центром всего этого края (потому Западную Украину и называют Галицией). Новгородцы выкупили жителей этого города, угнанных монголами в рабство - и поселили их на территории современной Костромской области. Поэтому сегодня в Костромской области существует город с названием Галич.
Обескровленная Галиция (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск) ещё какое-то время сохраняла признаки государственности - но длилось это не очень долго.
На опустошённые земли, начали слетаться различные хищники и новые хозяева.
Сначала это были литовцы. Потом сами литовцы попали под власть поляков. И если литовцы относились к славянскому населению достаточно спокойно, то поляки превратили остатки этого населения в абсолютно бесправных рабов. "Холоп" и "быдло" - так звали поляки остатки русского населения (перемешанного к тому времени с татарами и литовцами).
А помимо поляков полезли за добычей венгры и даже молдаване. Плюс к этому, как саранча нахлынули евреи-арендаторы (пользовавшиеся особым благоволением поляков), армянские купцы, и много ещё кто.
При этом постоянно продолжались набеги татар, которые образовали под боком у Украины свою, крымско-татарскую орду. Потом сами татары попали под власть турок - и новые хозяева тоже любили поживиться за счёт славянских земель (татары при этом, будучи данниками турок - не прекращали набегов).
Все мало-мальски разумные, активные люди, из числа русского населения - бежали с этой неспокойной окраины в Новгородские земли и Владимиро-Московскую Русь, которая уже в 1380 году разгромила монголов на Куликовом поле, а в 1480 году покончила с любыми видами зависимости навсегда.
Постепенно образовались три крупных государства - Россия, Речь Посполитая (Польша) и Османская империя (Турция). И границы этих государств - разрезали современную Украину на три части. Сумы, Харьков, Донбасс - это была Россия (без всяких оговорок). Одесса, Николаев, Херсон, Крым, - это были земли крымских татар, подвластных Турции. Киев, Львов, Полтава, Винница, Ровно - это была Польша (на которую не прекращались татарские набеги), Черновцы - Молдавия (сама бывшая данницей турок), Закарпатье - Венгрия. И такое положение вещей длилось веками.
Вот в этот-то период (примерно с конца 16 века), из смешанного населения окраины трёх крупных государств - стал складываться отдельный этнос. Из перемешанных и искажённых слов - стал складываться жаргон, на котором худо-бедно могли объясниться между собой представители разных народов, которых превратности судьбы сбили в кучу.
Поначалу всю эту мешанину, иностранцы по-привычке именовали русскими. Потом вошло в обиход слово "черкасы". Слова "Украина", "украинцы" - были малоупотребительны вплоть до восстания Богдана Хмельницкого.
Следует отметить, что примерно в это же время, на американском континенте, начали потихоньку формироваться такие нации как, например, бразильцы, аргентинцы, мексиканцы - в результате смешения разных рас и народов.
В 1648 году, Богдан Хмельницкий, пользуясь внутренними распрями в Польше (там было безкоролевье и происходила грызня за власть), повёл на Польшу запорожских казаков. Человек он был неглупый, немало в жизни повидавший. Поэтому, вместо того чтобы совершить на Польшу обычный, разбойно-грабительский набег - решил сделать самую высокую ставку, ставку на всеобщее антипольское, антикатолическое восстание. К тому же заключил союз с крымским ханом.
Польше пришлось несладко. Поляки впервые столкнулись с человеком, которые сумел привлечь на свою сторону почти все непольские силы (впрочем - западная Украина почти не принимала в этом участия).
Но в конце концов, восставшие начали грызться между собой - а поляки утрясли свои проблемы и обрушились на Украину. Там начался форменный геноцид. Поляки поступали с местным населением примерно так, как поступали на американском континенте испанские конкистадоры с индейцами.
Огромные толпы беженцев хлынули к российской границе. Россия разрешила им селиться в приграничных землях. Именно поэтому и только поэтому, в районах Харьков-Сумы-Донбасс, образовалась заметная прослойка украинского населения.
Тем временем, положение повстанцев становилось безвыходным. Татары оказались ненадёжными союзниками.
И тогда Богдан Хмельницкий обратился к России, с просьбой принять украинские земли под свою руку.
Россия проявила осторожность. Хмельницкому пришлось 6 раз обращаться с такими просьбами.
Наконец, в Москве приняли решение.
В 1654 году состоялась знаменитая Переяславская Рада, на которой было провозглашено ясно, недвусмысленно, принародно, в присутствии духовенства: "Навеки с Россией, навеки с русским народом". Заметьте, не было сказано: "До такого-то года с Россией - а потом врозь". Не было сказано: "Пока Россия богата и сильна, пока гладит нас по шёрстке - мы с Россией. Но если что не так - тогда мы в сторонку". Нет - было сказано: "Навеки с Россией - навеки с русским народом!" Именно так, а не как-то иначе. Богдан Хмельницкий (хорошо зная своих единоплеменников и цену ихним клятвам) специально обходил прилюдно казаков, подходил по-отдельности к разным старшинам и спрашивал - все ли они и полностью ли согласны с тем, что происходит? И неизменно слышал в ответ утвердительные возгласы...
Кого же увидели перед собой русские, вернувшиеся на свои исконные земли в 1654 году?
Увы - перед ними был народ, лишь отдалённо напоминающий славян.
Посмотрите старые (да и не только старые) картины украинских художников. Кого вы на них видите? Вы увидите на этих картинах вислоусых, черноволосых мужиков, в шароварах и сапогах с загнутыми носками, сидящих на лугу с трубкой в зубах, по-турецки поджав под себя ноги - и худощавых черноволосых, черноглазых девушек. Если вы не знаете кто изображён на картине - вы вполне можете подумать, что перед вами турки.
Русские услышали странный говор, в котором с трудом угадывался сильно искажённый, замусоренный заимствованиями и вульгаризмами, русский язык. Впрочем - это отнюдь не был тот язык, который сегодня принято называть "украинским литературным языком". Это был, так называемый суржик - который как раз и является украинским диалектом великорусского языка.
Однако на тот момент русские ещё плохо знали, что собой представляют их новые союзники. Поэтому искренне, решительно, обрушились на поляков и татар. И добились великолепных успехов. И поляки, и татары - были разгромлены. В добавок с севера на поляков обрушились шведы, занявшие Варшаву и Краков. Казалось - Польша прекратила своё существование.
И тут произошло непоправимое - умер Богдан Хмельницкий.
И сразу же обнажилась сущность тех, кто совсем недавно присягал на верность России.
Атаманы Хмельницкого (и даже его родной сын) - начали мутить воду против России, начали плести заговоры, вступая в союзы с турками, татарами и с недобитыми поляками. При этом без раздумий отдавали татарам на разграбление украинские города. Русские вдруг увидели, что имеют дело с бандой подлецов и дикарей, лишённых совести, ума, и способности видеть хоть немного дальше своего носа. Дошло до того, что придворные стали советовать русскому царю бросить Украину к чёртовой матери и вывести войска на русские границы. Но русский царь, человек набожный и порядочный (он ведь не был украинцем!) приходил в ужас от мысли о том, чтобы отдать православный (пусть и беспутный) народ в руки турок и татар.
Тем временем поляки сумели, путём неимоверного напряжения всех сил, отбиться от шведов.
А на Украине продолжалась чехарда со всякими заговорами. Каждый бандит, имевший шайку в пару десятков человек - мнил себя гетманом, запросто вступая в переговоры с теми же поляками, или турками.
В конце концов, русские и поляки, доведённые до белого каления безумным поведением украинцев, решили покончить со всей этой белибердой - и разделили Украину по Днепру.
Потом, с течением времени, шаг за шагом, век за веком - в состав России вошла центральная Украина, а за ней и Волынь.
Под жёстким, но разумным русским руководством - Украина оклемалась, отъелась, пришла в себя. Русские строили на Украине города и дороги, заводы и фабрики, каналы и мельницы, шахты и рудники - превращая дикое поле, в развитый промышленно-сельскохозяйственный район. Насчёт дикого поля - не оговорка. Значительная часть Украины, до присоединения к России, официально носила название - "Дикое поле".
Украинцы, под властью русских, постепенно цивилизовались, научились нормально одеваться, регулярно мыться, постигали грамоту, стали более-менее походить на европейцев. На востоке, который раньше вошёл в состав России - уровень цивилизации был выше. В центре и на западе - пониже. Но всё-таки, создавалось впечатление, что из украинцев стало получаться что-то путное.
Тем временем Галиция, Закарпатье и Буковина - находились в составе Австро-Венгрии. Там обстановка была радикально иной. Население этой местности - оставалось глубоко забитым, сельским. И в среде этого сельского населения, австрийцы, в своих интересах, насаждали звериные антипольские и антирусские настроения. Был постепенно выдуман и стал внедряться в массы так называемый "украинский литературный язык" - уродливое, совершенно искусственное создание, никогда не бывшее языком, на котором общаются дома, в тесном кругу. Кроме того, людей заставили отказаться от веры отцов и внедрили униатство - искусственную псевдорелигию, аналогов которой не существует нигде больше в мире. Этакая смесь православия с католицизмом. Настоящая религия рабов.
В 1917 году в России произошла революция, началась гражданская война.
И сразу же стало ясно, что украинцы цивилизовались лишь внешне, под надзором русских властей. Когда надзор исчез - опять начался бардак. В каждом районе появился свой "батька", с шайкой головорезов.
Вдобавок ко всему - Украину оккупировали войска кайзеровской Германии, вкупе с австрийцами.
Немцы решили создать на оккупированных территориях марионеточное псевдогосударство, во главе с псевдоправительством.
Началось насаждение так называемого "украинского литературного языка" - что в общем-то встречалось с насмешками самим населением Украины.
Но Немцы на Украине не удержались. А большевики-троцкисты, пришедшие на смену немцам, в припадке русофобии - тоже потакали всемерному насаждению "украинского литературного языка". Тем не менее, несмотря на все старания - этот псевдоязык так и не стал народным.
Советская власть долго и нудно говорила о братстве и общности всех советских народов.
Но увы - украинцы слишком сильно отличаются от русских. Русской крови у них - от силы 30%. Остальные 70% - кровь польская, татарская, турецкая, еврейская, венгерская, цыганская, армянская, молдавская, литовская, австрийская.
То есть - это уже отдельный этнос, пусть и определённо родственный русским.
Суржик, на котором говорит большая часть украинцев - это и есть украинский диалект русского языка, который может быть когда-нибудь разовьётся в настоящий украинский язык.
Долгие века рабства, многочисленные нашествия иноплемённых хищников, постоянные унижения, гнёт, массовые изнасилования женщин, полное попрание элементарных прав человека - наложили свой неизгладимый отпечаток на характер украинцев. Генетическая память - штука сильная и беспощадная.
В отличие от русского, украинец (даже если внешне напоминает русского) - скрытен, жаден, услужлив, подл, жесток, глуп, воровит, хвастлив, блудлив, патологически тщеславен, не способен к здравому самоанализу. Украинец не может быть умным - он может быть хитрож...пым. Украинец может показаться хорошим хозяйственником - если сверху его деятельность будет контролироваться людьми другой национальности (например - русскими). Но если предоставить украинца самому себе - у него всё пойдёт вкривь и вкось. Украинцам обязательно необходим пастух. Достаточно вспомнить, как украинцы, за 23 года своей независимости, превратили одну из самых высокоразвитых республик бывшего СССР - в позорную отсталую орду, в поставщика на мировой рынок гастарбайтеров и проституток. Украинцев вполне можно сравнить с неграми - которые тоже слишком долго пробыли в рабстве, и у которых тоже генетика искорёжена.
Украинка - всегда "слаба на передок". Исключений среди них не бывает. Среди русских, к такому поведению склонны лишь умственно неполноценные, психически нездоровые женщины. Украинка может иметь какой угодно диплом, или даже кучу дипломов - и оставаться при этом конченой, отмороженной бл...дью. Если никто не захочет ей платить за секс - она будет платить за секс сама. Это наследие тех времён, когда украинки были постоянной добычей татарско-турецких банд, польско-литовско-венгерско-австрийских хозяев, евреев-арендаторов (обычно державших в жёсткой кабале всё окрестное население) и армянских купцов.
Может быть, с течением времени, искорёженная психика украинцев (и украинок) выправится - но это произойдёт наверное лет через двести-триста. И то, при условии, что они будут жить под контролем какой-то цивилизованной, развитой нации. Например - под контролем русских.
Специально для тех украинцев, которые захотят возмутиться, прочтя написанное мной, хочу сказать: не надо демонстрировать мне своё возмущение - мне на него глубоко наплевать. Надо менять своё поведение, надо учиться видеть себя, свои поступки, со стороны. Заметьте - я не пишу ничего подобного про японцев, или норвежцев. Потому что не характерно всё вышесказанное для японцев, или норвежцев. Характерно именно для украинцев. Хотите чтобы люди были о вас другого мнения - станьте другими.
Ни в коем случае не хочу сказать, что у русских нет недостатков. Недостатков навалом - и я нередко пишу об этом в своём блоге. Но в данном конкретном случае - я веду речь об украинцах. И я не пытаюсь их кусать. Всего лишь напоминаю читателям реальную, а не вымышленную историю.
Просто надоело читать откровенные выдумки и глупости, которыми кишмя кишит интернет...