Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес. Экологические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраcта

Инна Штепина

Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю

Задачи:

1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.

2. Рассказать о разных видах лесов.

3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.

4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.

5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.

6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.

7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.

8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Оборудование для игры «Познай лес»:

Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)

Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.

Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.

Вид игры: игра на общественную тему.

Педагогическая актуальность.

Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.

Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Вариант игры 1: «Зима – лето»

Цель:

умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.

Задачи:

1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.

2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.

3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.

Материалы:

карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.

Ход игры:

сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.

Вариант игры 2: «На какой веточке что растёт»

Цель:

развитие знаний о плодах деревьев.

Задачи:

1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и смена, а также листья.

2. Показать как изображения, так и образцы плодов, семян и листьев деревьев.

3. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.

Материалы:

карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.

Ход игры:

прежде всего, воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.

Вариант игры 3: «Природное лото»

Цель:

закрепить знания о деревьях; развивать умение работать скоординировано.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о деревьях.

2. Развить умение играть в команде.

Материалы:

карточки, на которых изображено 4 дерева, отдельные карточки с каждым деревом у ведущего в мешочке, фишки у игроков.

Ход игры:

у ведущего в мешочке находятся карточки с изображением каждого дерева. У игроков (5 детей + ведущий могут играть одновременно) карточки, на которых по 4 картинки с деревьями. Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает, называя при этом дерево, а игроки закрывают фишками это дерево у себя в карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. В первый раз для демонстрации игры в роли ведущего может выступать воспитатель.

Вариант игры 4: «Собери дерево»

Цель:

Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое).

Задачи:

1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.

2. Рассказать, что хвоя – это видоизменённые листья.

3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.

4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.

Материалы:

карточки с изображением целого дерева, его плода и листа (или хвойной веточки) – 10 штук, мешочек, в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов – 30 штук.

Ход игры:

Ведущий по одной достаёт карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод/лист/дерево, поднимает руку, ведущий отдаёт эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево»

Вариант игры 5: «Волшебный мешочек»

закрепление знаний детей о деревьях и плодах на основе сенсорного обследования.

Задачи:

1. Научить детей отличать природные объекты, в частности плоды и семена деревьев.

Материалы:

«волшебный мешочек», плоды и семена деревьев, карточки с их изображениями.

Ход игры:

По очереди дети пробуют: 1. найти предмет по просьбе воспитателя или другого игрока в мешочке, не подглядывая; 2. угадать, что именно находится в волшебном мешочке.

Для усложнения игры можно добавить и предметы «неживой» природы, т. е. произведённой руками человека, рассказывая, чем они отличаются.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Игры для летнего отдыха с детьми. Игры для детей от 8 до 13 лет. Игры для летнего лагеря. Эстафеты и состязания в лесу и на лесной поляне.

ЭСТАФЕТА ЛЕСНЫХ СЮРПРИЗОВ

Коробка с секретом . Ведущий выносит коробку с различными предметами летней тематики. Игроки по наводящим фразам стараются угадать, что лежит в коробке. Угадавший получает приз. Другой вариант: из коробки достают предмет и проводят аукцион. Например, если это баночка с вареньем, участники должны по очереди, не повторяясь, называть разные ягоды, назвавший последним получает приз; если это сувенирный пряник-«грибок», следует назвать съедобные грибы, и т. д.

Загадочная полянка. На лесной поляне спрячьте карточки с загадками. Кто найдет больше карточек и разгадает больше загадок за отведенное время, тот получает специальные призы, остальные — по конфете.

Кто я? Заранее приготовьте тантаморески с изображениями обитателей леса. Участник игры подходит к тантамореске, вставляет голову в вырезанное окошко и пытается отгадать, кто изображен на рисунке, задавая 3-5 вопросов. Ответом на них может быть только «да» или «нет».

Лесная эстрада . Организуйте концерт, в котором ребята выступят от имени различных обитателей леса.

Шишкин день. В программу дня включите следующие конкурсы: мастерская самоделок из шишек «Шишкофантазия»; «Шишкине многоборье» — шишка-дартс (метание в цель), шишкоброс (кто дальше кинет шишку), шишка-банка (шишка на веревке, веревка привязана к талии игрока как хвост, игрок должен попасть шишкой в трехлитровую банку); «Шишколюб» (кто больше унесет шишек в руках); «Шишкосбор» (конкурс сборщиков шишек на время);

«Шишкобижутерия» (конкурс на самое оригинальное украшение из шишек или самые длинные бусы из шишек и пр.). Награды: кедровые, шоколадные шишки.

СОСТЯЗАНИЯ НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим веселые спортивные состязания. Поприветствуйте команды!

Под музыку входят команды с капитанами во главе, в каждой команде по 8-10 человек.

Ведущий : А теперь разрешите представить вам наше жюри!

Уважаемые зрители! Чтобы вы могли лучше познакомиться с участниками состязаний, предоставляем им слово.

Представление команд. Каждая команда показывает инсценировку песни в соответствии со своим названием, например, «Утята» и «Умки».

Команды, на старт!

Меткий стрелок

Каждому члену команды дается по две шишки. На земле проводится черта, за ней на определенном расстоянии устанавливаются два ведра. Добежав до черты, участник должен попасть шишками в ведро своей команды. При подсчете баллов учитывается количество, шишек в ведре и скорость.

Бег в брюках

Каждой команде выдается пара брюк. Участвуют одновременно по два человека от команды. Один игрок просовывает ногу в одну штанину, другой — во вторую. Задача — обежать вокруг пенька (дерева), вернуться на старт и передать брюки следующей паре.

Найди пару

Ведущие собирают у участников обувь с одной ноги и складывают в мешки. Мешки кладут на поляне на расстоянии от команд. Задача участников — по очереди как можно быстрей добежать до мешка своей команды, найти там свою пару обуви, обуться, вернуться назад и передать эстафету следующему игроку.

Пронеси мяч

Задача — пронести мяч на ракетке, огибая установленные по прямой линии кегли.

Кенгуру

Командам выдается по баскетбольному мячу Участники по очереди прыгают, зажав мяч коленями, огибают пеньки (деревья), возвращаются на старт.

Помоги белочке набрать грибов

На дальнем конце поляны устанавливаются две переносных доски с листами бумаги, кладутся фломастеры. Участники игры по очереди, добежав до листа бумаги, рисуют один гриб, возвращаются к команде и передают фломастер, как эстафетную палочку. Победит команда, быстрее справившаяся с заданием.

Музыкальная пауза

Ведущий : Вы нарисовали такие замечательные грибочки, что они ожили.

Подготовившиеся заранее ребята в костюмах исполняют танец грибов.

Сорви шишку

На ветвях деревьев подвешены шишки. Задача — забраться на дерево, сорвать одну шишку, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку.

Загаси огонь

Командам раздаются пластиковые баночки по числу участников.

Ведущий : Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром заливать кошкин дом.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 г.о. Жигулёвск Самарская область.

Открытое мероприятие « Лес и мы»

Подготовила и провела:

учитель биологии и естествознания

Коробова Л.В

2015 г

Цели:

Образовательные: поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям; побуждать к наблюдениям в природе, к выделению характерных особенностей внешнего вида растений;

Воспитательные: закрепить навыки поведения в природной среде; экологическое и эстетическое воспитание (богатство форм, звуков, красок, запахов).

Коррекционные: коррекция восприятия, внимания, на основе упражнений в узнавании, различении растений, сравнению их по общим и отличительным признакам;

Оборудование: набор натуральных материалов и муляжей, ПК, проектор, экран, презентации, выполненные в программах Power Point: «Загадки лесовика» и Notebook 10 «Лес и мы», дидактические карточки.

Ход мероприятия:

(До начала конкурса – игры дети распределяются по группам соревнующихся команд)

I . Организационный момент: Здравствуйте дорогие гости и участники игры – конкурса «Знатоки природы». Начинаем соревнование!

а) Игра на развитие внимания: Ведущий предлагает рассмотреть природный материал, собранный во время экскурсии по школьному парку: веточку сосны, лист березы, шишку ели, гроздь рябины, гриб, крылатки клена, плоды боярышника, шишку сосны. Дети запоминают порядок расположения, затем закрывают глаза, а ведущий игры и его помощник меняют расположение предметов. Дети восстанавливают прежний вариант. (Здесь включается в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой речевой и тактильны й).

б) Эстафета. (Презентация в Notebook 10 слайд№1) Представители команд передают поочередное право выполнить задание на соотнесение.

Игра - цепочка на узнавание и различение.

С какого дерева листок? Узнавание листьев по форме, деревьев по общему силуэту. (Коррекционный прием, упражняющий детей в соотнесении материала (зрительная память)).

II . Введение в тему:

а) Водная беседа по картинке (3 минуты).

(анимация нового изображения)

Ведущий:

- Придумайте название этой картинке.

(Эффективное задание для мотивации творчества детей, они придумывают свои названия .)

б) Ведущий:

А теперь открываем тему занятия. «Прием шифровка». Анаграмма. (Презентация в Notebook 10 слайд№2)

Дети составляют словосочетание «Лес и мы»

в) Назовите деревья на картинке. Какие из них лиственные, а какие хвойные?

Узнавание деревьев, сравнение лиственных и хвойных по особенностям листьев из набора листьев. (гербарий).

III . Основной этап:

1) Презентация Power Point: «Загадки лесовика»


Показ презентации сопровождается объяснительной беседой об особенностях деревьев леса.

1.Что же это за девица, 2.У меня длинней иголки, чем у елки.

Не швея, не мастерица, Очень прямо я расту в высоту.

Ничего сама не шьет, Если я не на опушке,

А в иголках круглый год? (ель) Ветви только на макушке.(сосна)

3. В белом сарафане встала на поляне. 4. Что за дерево стоит,-

Летели синицы, сели на косицы. Ветра нет, а лист дрожит?

(береза) (осина)

5. Весной зеленела, летом загорела. 6. С моего цветка берет

Осенью кораллы красные надела. Пчелка самый вкусный мед.

(рябина) А меня все ж обижают:

Шкурку тонкую срывают (липа)

Как можно назвать одним словом ель, сосну, березу, липу? (деревья)

2) Динамическая игра. Конкурс: «Волшебный мешочек».

Ведущий:

Ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат сюрпризы. Вам надо угадать предмет на ощупь, правильно его назвать. Можно закрыв глаза угадать предмет по запаху. (шишки ели и сосны, их веточки, а также плоды лимона, яблока и их муляжи)

3) Работа в команде: «Мозговой штурм». Распознавание силуэтов отдельных растений или их частей в пейзаже.

Команды получают карточки:

1. Найдите и назовите дерево, кустарник, травянистое растение. Чем они похожи и чем отличаются?

2. Угадайте растения по силуэтам. Назовите их.

В завершении конкурса дети выходят к доске и производят соотнесение, называя растения и показывая их. (презентация Notebook слайд №7) Сравнивают, как выглядят растения днем и ночью.

IV . Релаксационная пауза: без демонстрации видео в начале и просмотр видеосюжета в завершении релаксации.

Этап формирует умение расслабляться, но является сложным для детей с особенностями развития, т. к. они не умеют воображать. Систематические упражнения развивают эту способность.

А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле – в лесу. Можно закрыть глаза. Перед вами огромная цветущая поляна, где много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росистой траве. Дует нежный ветерок, и вы хотите находиться среди этой красоты. Вдохните свежий воздух. Вы слышите звуки леса: это шумят деревья, поют птицы, или вы слышите, как звучит тишина…

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, и как вам хорошо.

А теперь, (спустя некоторое время) откройте глаза, медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите видео сюжет. Похож ли он на ваши представления о лесе? (1мин)

V . Закрепление:

ресурс сети Internet : http :// exchange . smarttech . com / details . html ? id = c 7 f 276 bc -417 d -42 ba -9089-33 ece 30 ccee 5 . ЭКОАССОРТИ (3 слайда

VI . Итог игры:

Ведущий: хочу отметить настойчивость (имена детей), быстроту…, собранность…., инициативность….

Объявляется результат игры.

Используемые ресурсы:

    Методические материалы и рекомендации ПМПКа ГБС(К)ОУ школы -интерната №2 .

    Комплект карточек. Альманах «Логико - малыш» №7, 2002г., издательский дом «Карапуз»

    Ресурсы сети Интернет.

    1. ЭкоУмник. Короткова Валерия Евгеньевна . ЭКОАССОРТИ (3 слайда №13, 14,15. интерактивные задания).

      Звуки природы. Релакс.

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).