Расписание богослужений в дивеево. Свято-Троицкий Серфимо-Дивеевский монастырь: история, святыни, храмы, расписание богослужений


21.10.2015 г.

23131 0

Дивеевский монастырь почитается православными верующими как земля, которую сама Богородица определила как Четвертый Свой Удел. Основанная еще в XVIII веке, обитель пережила сложную историю, которая вобрала в себя немало трагических страниц, связанных с запустением и забвением монастыря, попранием его святынь. Но выйдя из всех испытаний, святая обитель возродилась и приумножила свою славу. Сегодня Дивеевский монастырь по праву считается одним из оплотов духовной жизни России. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, чтобы приобщиться к вере и возрадоваться красоте обители.

Основание монастыря

Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. По преданию, после явления Богородицы, велевшей монахине искать на севере России земли ее Четвертого Удела, матушка Александра отправилась в Саров. По пути Богородица указала ей на место, где должен был быть основан монастырь, этим местом и оказалось село Дивеево недалеко от Нижнего Новгорода.

В 1773-1774 гг. матушка Александра на собственные деньги возвела основание Казанской церкви. В 1780 г. церковь была освящена. В 1788 г. будущему монастырю была пожертвована земля у Казанской церкви. На ней и были возведены первые постройки, в которых матушка Александра поселилась с четырьмя послушницами. Маленькая община, названная Казанской, стала жить по строгому уставу Саровской обители.

Батюшка Серафим и Мельничная община

В 1789 г. молодой иеродьякон Серафим взял на себя попечение над общиной. Он благословил устроить возле нее еще одну общинку, названную Мельничной. В 1827 г. сюда перешли первые девушки, 8 монахинь соседней общины. Первой настоятельницей была Елена Мантурова. Обустройству общины сильно содействовал ее брат Михаил Мантуров, которого преподобный Серафим исцелил от неизлечимой болезни. На его средства была построена каменная двухэтажная церковь во славу Рождества Христова. В ее нижнем этаже позднее был устроен храм во имя Рождества Божией Матери.

Серфимо-Дивеевская обитель

В 1842 г. Дивеевская и Мельничная общины были объединены, а в 1861 г. община получила статус монастыря.

В XIX - начале XX-го вв. монастырь расширялся. В 1885 г. был сооружен игуменский корпус, к которому в 1902 г. пристроена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1875 г. завершено возведение огромного Троицкого собора. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейших в России. К началу революционных событий его населяли 270 монахинь и почти 1500 послушниц.

Годы упадка

Советская власть преобразовала монастырь в трудовую артель, но обитель продолжала действовать: велись службы, монахини соблюдали монастырский устав. В 1927 г. монастырь закрыли. Дивеевских сестер ждала тяжелая судьба: многие оказались в тюрьмах и лагерях. Уцелевшие монахини расселились по округе, оберегая сохранившиеся дивеевские святыни и ведя тайную монашескую жизнь.

В 1937 г. закрыли последний оплот обители - Казанскую церковь.

Современная жизнь обители

Возрождение Серфимо-Дивеевского монастыря началось в 1988 г. В октябре 1989 г. обители был возвращен Троицкий собор.

Главное же событие в восстановлении славы Дивеева произошло в 1991 г.: монастырю передали повторно обретенные мощи Серафима Саровского. Их нашли в хранилищах Казанского собора, бывшего в те годы музеем Санкт-Петербурга.

Началось восстановление сооружений монастыря, реставрация церквей и соборов. В 2012 г. начато строительство нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обитель населяют более 400 монахинь. Вся духовная жизнь монастыря строится вокруг Троицкого собора, где покоится главное достояние обители - мощи преподобного Серафима.

Храмы и святыни Дивеевского монастыря

Дивеевские храмы имеют удивительную историю, каждый из них уникален по-своему. Почти все они пережили годы упадки и запустения. После возрождения обители к изначальному комплексу добавились новые церкви. Сейчас Серафим-Дивеевский монастырь включает десять храмов, еще четырнадцать - на подворьях и скитах.

Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Самая удивительная святыня монастыря - Святая Канавка . Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.

По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.

Икона Божией Матери «Умиление»

Эта икона была любимой иконой преподобного Серафима Саровского, перед ней он и скончался в молитве. Елеем из лампады, освещавшей икону, он исцелял больных. После смерти старца образ был передан в Мельничную общину, где хранился в почитании долгие годы. И после разгона монастыря дивеевские монахини сумели сохранить его и увезти в Муром. Затем в 1991 г. икона была передана Патриарху Алексею II. Ныне икона хранится в резиденции Патриарха при его домовом храме. А в Троицком соборе Дивеевского монастыря находится список иконы, также ставший чудотворным.

Другие святыни

  • Вещи преподобного Серафима Саровского , почитаемые как святыни, выставлены в Троицком соборе. Многие из них долгие годы хранились дивеевскими сестрами после закрытия монастыря в 1927 г. Сегодня эти вещественные напоминания о святом и его подвижнической жизни привлекают тысячи паломников, желающих прикоснуться к святыням. В котелке, принадлежавшем преподобному Серафиму, освящают сухарики, считающиеся целебными. Мотыжкой святого крестообразно прикасаются к больным местам паломников.
  • Святые мощи дивеевских подвижников хранятся в обители и открыты для преклонения. Святые мощи преподобного Серафима Саровского сохраняются в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы хранятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены. В Казанском соборе находятся святые останки Пелагии, Параскевы и Марии и Матроны (Власовой).

Храмы Дивеевского монастыря

Казанский собор - старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.

Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.

Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.

Благовещенский собор - это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.

Святые источники Дивеева

В селе Дивеево находятся пять источников:

  • Источник преподобной матушки Александры.
  • Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
  • Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
  • Пантелеимоновский источник.
  • Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).

Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.

Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:

  • в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
  • в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.

Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам - короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.

Другие источники:

Жизнь обители сегодня

Настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря с 1991 г. является игуменья Сергия (Конкова), которая неустанно несет бремя забот о восстановлении обители.

Обитель относится к Нижегородской и Арзамасской епархии.

Контакты Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
  • Телефон: +7 (8831-34) 3-00-23
  • Тел./факс: +7 (8831-34) 4-34-45

Расписание Богослужений Дивеевского монастыря

Соборы монастыря открыты с 8:00 до 16:00 (летом - до 17:00). 1 августа и 15 января (дни памяти покровителя монастыря преподобного Серафима Саровского) монастырь работает круглосуточно.

Богослужения в Троицком соборе проходят каждый день:

  • 7:00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
  • 7:45 - Общая исповедь.
  • 8:00 - Литургия.

В субботу:

  • 5:15 - Общая исповедь.
  • 5:30 - Литургия.

В воскресенье:

  • 8:00 - Параклис.
  • 9:00 - Литургия.
  • 16:00 (летом в 17:00) - вечернее богослужение.

Богослужения в Преображенском Соборе проходят

В субботу:

  • 8:00 - Поздняя Литургия.

В воскресенье:

  • 5:30 - Ранняя Литургия.

Требы

Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.

Заказать требы можно по электронной почте: [email protected] . В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.

Размеры пожертвований:

  • Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя - 1000 руб.
  • Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя - 500 руб.
  • Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы):
    • 12 месяцев: 1 имя - 400 руб.
    • 6 месяцев: 1 имя - 200 руб.
  • Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
    • без вынимания частицы: 1 имя - 200 руб.
    • с выниманием частички из просфоры: 1 имя - 400 руб.
  • Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя - 10 руб.
  • Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. - 20 руб.
  • Молебны:
  • С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. - 100 руб.
  • С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. - 80 руб.
  • Простой по понедельникам: 1 имя - 60 руб.
  • Панихида: 1 имя - 10 руб.

Информация для паломников

Первое, что бросается в глаза при въезде в Дивеево, - асфальт. Ровный: без сколов и ям. Для российской глубинки это явление уникальное. Рядом с бревенчатыми деревенскими домиками растут пятиэтажные новостройки повышенного комфорта, по обеим сторонам дороги открыты магазины, ближе к монастырю красуются свеженькие корпуса гостиниц. А за ними - паломническое агентство и высокая желтая колокольня с воротами. Это парадный въезд.

Около двухсот лет назад рязанская помещица Агафья Мельгунова, в монашестве Александра, пострижница Киево-Флоровского монастыря, остановилась здесь отдохнуть по пути в Саровский мужской монастырь, не дойдя до него 12 верст. В чудесном видении ей явилась Пресвятая Богородица и объявила, что это место - Ее четвертый Удел во Вселенной. Она повелела основать здесь монастырь и предрекла ему славное будущее.

Как и многие монастыри России Дивеевский монастырь также подвергся поруганию. Понадобились годы, чтобы возродить былое благолепие.

Храмы и святыни
Осмотр обители разумно начать с первого дивеевского храма -Казанской церкви . Она была построена на месте деревянной в 1773-1780 годах. Сегодня этот беленький храм - целый каскад из небольших пределов-храмов, пристроенных друг к другу. К паперти пристроенацерковь Рождества Христова. Под нею в «крипте» храм Рождества Богородицы. Здесь покоятся мощи святых дивеевских подвижниц: Александры, Марфы и Елены. По завещанию преподобного Серафима сестры круглосуточно читают Псалтырь. Рядом с Казанской церковью - небольшое кладбище. Одна из могил, с выросшей прямо по центру холмика березой, принадлежит купцу Мотовилову, ученику преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения великого старца. В советское время, уже после закрытия обители, прямо напротив кладбища разместился райком партии, большинство могил сровняли с землей. Пытались срубить и мотовиловскую березу, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.

В центре монастырского двора - два собора: Троицкий (зеленый) и Преображенский (белый).

В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Серафима, подойти к ним возможно только через северные врата храма, проход из центрального нефа перегорожен, чтобы очередь паломников не мешала молящимся за богослужением. Приложиться к мощам можно в любое время, исключая богослужебных моментов чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристического канона. В этих случаях «секъюрити» в штатском ловко останавливают очередь. Они же следят и за порядком во время богослужения. Слева от мощей, в витринках по подобию музейных - личные вещи преподобного: поручи, бахилы, даже мотыга. Справа от центрального нефа - чтимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед такой же иконой часто молился преподобный Серафим. Ближе к алтарю, за столпом - место настоятельницы. Матушка Сергия сама читает канон, участвует в каждом богослужении, от полуношницы рано утром до повечерия и монашеского правила поздно ночью. Ежедневно утром в восемь часов здесь поют Параклис - особый молебный канон, посвященный Богородице, это одно из завещаний преподобного Серафима. В полдевятого начинается Литургия.

Преображенский собор был построен в начале XX века в древнерусском стиле. Сразу за ним начинается Святая Канавка - еще одна дивеевская святыня. Это ров с насыпью шириной в полтора метра и длиной около 125 метров.

Окопать этой канавкой территорию «мельничной» дивеевской общины приказал еще преподобный Серафим: «Тут по канавке обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель себе в удел, - объяснял он. - Кто по канавке обойдет да полтораста раз “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Канавка Божией Матери в Дивеево

После вечерней службы практически никто не расходится. Ждут ежедневного крестного хода по Канавке . Читая молитву «Богородице Дево, радуйся», сестры и паломники обходят ее по периметру, как и завещал старец. Это - одна из тех аскетических практик, которые преподобный оставил сестрам для научения непрестанной молитве.

Пробыть хотя бы день в монастыре считается обязательным. Преподобный Серафим говорил, что раз в сутки Пресвятая Богородица посещает Дивеево - отсюда и традиция.

На службе у преподобного Серафима
В субботу вечером Троицкий собор, вмещающий пять тысяч человек, наполнен до предела. После помазания многие сразу выходят подышать свежим воздухом. Тут под кустами сирени можно присесть на лавочку. Богослужение транслируется через колонки во двор. Во дворе монастыря почти всегда скопление паломников - приезжающих и уезжающих, спешащих к мощам, теснящихся возле ларьков с иконами или монастырской выпечкой, - все это создает немного «немонастырский» колорит дивеевской обители.

Просим принять во внимание, что «ПК «ПАЛОМНИК» по просьбам епархиальных управлений, благочиний, приходов, монастырей, паломнических служб и организаций Русской Православной Церкви имеет возможность организовать по Вашим просьбам поездки групп Ваших паломников в Дивеево в другие удобные для Вас сроки и по программам согласно Вашим пожеланиям. Ваши заявки и запросы на поездки просим направлять в "ПК"ПАЛОМНИК" .
Проезд на автобусах по всем ниже приведённым программам будет осуществляться комфортабельными автобусами туристкого класса с откидывающимися спинками кресел, микрофоном, кондиционером
.

В расписании, в ценах на паломнические поездки и туры входит: проживание в частных гостиницахв двух - четырёхместных номерах; питание по программе; услуги русскоговорящего православного экскурсовода, паломнические экскурсии по святым местам, участие в богослужениях и автотранспортное обслуживание комфортабельным автобусом по программе;

Дивеево - Муром (Благовещение Пресвятой Богородицы.)с 05 апреля по 07 апреля 2019

ДИВЕЕВО - МУРОМ (Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим.)с 19 апреля по 21 апреля 2019

Дивеево - Муром (Светлое Христово Воскресение. Пасха.)с 26 апреля по 28 апреля 2019

Дивеево

Село Дивеево возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца — ногайского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. Позднее, в конце XVII века основная часть потомков Дивея (Дивеевы) приняли православие. Князья Дивеевы владели Князь-Ивановым (ныне Маевка), что в 3 км от Дивеева.

Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Расположение села Дивеева на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых. Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову, которая в 1767 году начала строить в Дивееве каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящён в 1772 году). После освящения всех трёх приделов храма Агафья решила устроить общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушку Александру посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Одной из Дивеевских святынь является Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её.

РАСПИСАНИЕ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК в Дивеево в 2019 г.

НАИМЕНОВАНИЕ ПОЕЗДКИ СРОК ПОЕЗДКИ СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ
с 01 по 03 марта от 2 700 руб.
с 08 по 10 марта от 2 700 руб.
с 15 по 17 марта от 2 700 руб.
с 22 по 24 марта от 2 700 руб.
с 29 по 31 марта от 2 700 руб.
с 05 по 07 апреля от 2 700 руб.
с 12 по 14 апреля от 2 700 руб.
с 19 по 21 апреля от 2 700 руб.
с 26 по 28 апреля от 2 700 руб.

Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (сокращенно — Дивеево) расположен в селе Дивеево, в 180 км от Нижнего Новгорода, в 450 км от Москвы. Паломники со всей России и даже из других стран приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам святого Серафима Саровского (ряса, лапотки, вериги, котелок), имя которого связано с многочисленными чудесными исцелениями. Место также известно своими целительными источниками.

По преданиям, Дивеево — это четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле, наравне с грузинской Иверией, Афоном в Греции и Киево-Печерской лаврой в Украине.

Гостиницы рядом с монастырем в Дивеево

Неподалеку от монастыря можно остановиться в одном из 17 корпусов для паломников. Подробную информацию можно получить в Паломническом центре возле входа в обитель, здесь проходит и оформление в корпуса. За размещение необходимо внести установленную сумму пожертвования. Предварительное бронирование можно сделать за 2 месяца, но не позднее, чем за 3 дня до приезда.

Есть корпуса, в которых селятся только женщины или мужчины, предлагается размещение от 2 до 8 человек в комнате и другие варианты. Подробную информацию о том, как остановиться в паломнических корпусах, можно прочитать на официальном сайте монастыря .

Цены в монастыре Дивеево

В монастыре проводятся различные церковные ритуалы. Верующие пишут в храме записки с именами близких людей, чтобы во время богослужений священнослужители зачитали эти имена. Таким образом, православные желают помочь своим близким, позаботиться об успокоении душ усопших или о здоровье живых.

Требы — это молитвы за усопших, а также о здравии живых.

В Серафимо-Дивеевском монастыре можно заказать следующие требы:

  • Панихида об упокоении — 10 руб. за 1 имя.
  • Поминовение на Великий пост — 10 руб. за 1 имя. Имена поминаются каждый день в течение поста.
  • Обедня заказная с выниманием частички из просфора — 400 руб. за 1 имя.
  • Обедня простая — 20 руб. за записку с именами до 15 человек.
  • Сорокоуст — поминание за литургией в течение 40 дней. Сорокоуст с выниманием частички из просфоры — 400 руб. за 1 имя.
  • Псалтирь на 1 год — 1000 руб. за 1 имя. Псалтирь на 6 месяцев — 500 руб. за 1 имя.
  • Молебны о здравии — усиленные моления о живых людях: молебен с акафистом преподобному Серафиму — 100 руб. Совершаются ежедневно, заказать могут до 25 человек.
  • Молебен с водосвятием — 80 руб. Проводится по понедельникам, заказать могут до 15 человек. Простой молебен — 60 рублей за 15 имен. Совершается каждый понедельник.

Заказать требы

Требы можно заказать как в самом монастыре, так и находясь в другом городе: по электронной почте или почтовым переводом. Реквизиты и расчетный счет для перевода пожертвований за требы указаны на сайте Серафимо-Дивеевского женского монастыря .

Расписание богослужений

Территория монастыря открывается с 05:00 утра, а в 22:00 часа ворота закрываются. Паломникам рекомендуется провести весь день на территории обители. Тогда будет возможность посетить все богослужения:

  • 05:30—07:00 — утреннее монашеское правило.
  • 07:00 — молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому у его мощей. В будние проходит еще два раза: в 13:00 и 14:00 часов.
  • 08:00 по будням — Божественная литургия, за 15 минут до начала проходит общая исповедь.
  • 08:00 в воскресные дни — Параклис: молебный канон Божией матери, 09:00 — литургия.
  • 10:00 в Казанском соборе каждый день, за исключением воскресенья — панихида.
  • 17:00 — вечернее богослужение.

К мощам преподобного Серафима Саровского можно приложиться в любой день с 08:00 до 20:00 часов. К мощам блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии, преподобноисповедницы Матроны Дивеевских, преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских можно приложиться ежедневно с 08:00 до 17:00 часов.

Купальни святых источников доступны ежедневно с 05:00 до 22:00 часов.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

История монастыря восходит ко второй половине XVIII века: тогда матушке Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) было видение Пресвятой Богородицы, которая и указала ей на то место, где будет заложена обитель. Фундамент Казанской церкви, освященной в 1780 году, матушка Александра заложила на собственные средства, полученные от продажи всего имущества. Основательница монастыря скончалась в 1789 году у стен Казанской церкви, будучи постриженной в великую схиму.

Постепенно появились новые строения обители. Рядом с Казанской общиной была обустроена Мельничная община в 1827 году, позже их объединили в одну. Названием вторая община обязана тому, что сначала здесь была возведена мельница, а потом уже кельи для сестер.

В 1861 году женская Дивеевская община была возведена в степень монастыря. С этого времени по 1904 годы были возведены многие сооружения, в том числе, колокольня, около 30 корпусов для сестер и Троицкий собор, в котором можно поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

В 1905 году началось строительство еще одного большого собора, но его освятить не успели, так как началась революция. В 1927 году советская власть закрыла обитель, некоторые купола снесли, каменную ограду разрушили, кладбище и храм при нем уничтожили. В 1950-ые серьезно пострадала Казанская церковь. Монахини и послушницы после закрытия обители пытались сохранить часть дивеевских святынь.

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Сначала был зарегистрирован церковный приход, а затем состоялось и открытие монастыря. Перед освящением в Казанскую церковь торжественно внесли икону Серафима Саровского.

Игумения Серафимо-Дивеевского монастыря в настоящее время — матушка Сергия.

Сейчас на территории обители расположены следующие объекты:

  • соборы: Казанский, Троицкий, Преображенский, Благовещенский.
  • церкви: Рождества Христова, Рождества Богородицы, а также Казанская церковь на источнике.
  • храмы: Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, другие домовые храмы.
  • колокольня.
  • часовня.

На сегодняшний день отреставрированы все здания, расписаны стены соборов. Ведутся работы по облагораживанию прилегающих земель. Почитать про историю каждого строения можно на сайте монастыря .

Помимо мощей преподобного Серафима важной святыней Дивеево является Канавка Божией Матери (Тропа Божией Матери) длиной 700 метров, берущая начало за Преображенским собором и опоясывающая монастырь. Канавку, призванную защитить обитель от антихриста, начал рыть сам Преподобный Серафим, а работы завершились уже после его смерти. Сегодня тысячи паломников проходят по тропе с именем Богородицы на устах. Молитву Пресвятой Богородице нужно прочитать 150 раз. Другая значимая реликвия — икона Божией Матери «Умиление», сохранившаяся от преподобного Серафима.

Святые Серафимо-Дивеевского монастыря

С историей монастыря связаны имена нескольких святых , чьи мощи хранятся в соборах обители:

  • Преподобный Серафим Саровский.
  • Преподобные жены Дивеевские: Елена, Марфа и Александра.
  • Дивеевские блаженные: Мария, Параскева Ивановна, Пелагия Ивановна.
  • Новомученики и новомученицы

Чудеса

Многие верующие делятся своими историями исцелений, произошедших в результате посещения Дивеево, купания в источниках или приложения к мощам. Прочитать некоторые отзывы о чудесах можно на сайте Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря .

Как добраться до Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Монастырь находится в селе Дивеево на юге Новгородской области. Сюда можно приехать в составе экскурсионной группы или добраться самостоятельно.

Как доехать из Москвы в Дивеево

Из Москвы можно до монастыря можно добраться следующими способами:

  • На поезде : с Казанского вокзала ежедневно в течение дня отправляются поезда до станции Арзамас-2. Время в пути — 6 часов 30 минут. Самые недорогие билеты — сидячие (600 рублей). В продаже «РЖД» доступны билеты «поезд + автобус». Так, с поездов № 122 «Москва — Круглое поле» и № 142 «Москва — Чебоксары» можно пересесть на автобус № 517/518 от станции Арзамас-2 до села Дивеево. Отправление — в 07:30 часов, время в пути — 1,5 часа. Обратно автобусы выезжают в 20:00 из Дивеева (проезд — 250 руб.).
  • На автомобиле : наиболее удобный маршрут — через Балашиху на Владимир и, не въезжая во Владимир, свернуть на Муром, а дальше — через Навашино, Кулебаки, Ардатов — до села Дивеево.

Как доехать из Нижнего Новгорода

Из Нижнего Новгорода можно уехать на автобусе: время в пути — 3 часа 30 минут. Отправление — с парковки ТРК «Небо» каждый час, с 08:00 до 22:00. Первый и последний рейсы — от ж/д вокзала (посадка производится под метромостом). Важно предварительно забронировать места у перевозчиков: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.

Как доехать из Арзамаса

Отсюда можно доехать на двух автобусах:

  • от автостанции (ул. 50 лет ВЛКСМ), отправление — почти каждый час, с 05:30 до 17:10 часов.
  • от ТЦ «Метро», отправление — каждый час с 05:30 до 23:30 часов. Необходимо предварительное бронирование мест по телефонам транспортных компаний: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.

Из Арзамаса можно также уехать на такси: здесь работают сервисы Яндекс. Такси, Максим, местная служба Такси Гост Арзамас.

Еще один удобный сервис — трансфер до села Дивеево. Так, машина будет ждать путешественников в условленном месте, а цена будет заранее известна. Например, можно воспользоваться трансфером KiwiTaxi:

Поиск трансферов в Дивеево

Показать трансферы из Дивеево


Откуда Куда Стоимость
Дивеево от 3075 p. показать
Дивеево Арзамас от 3075 p. показать
Дивеево Арзамас Железнодорожный Вокзал от 3075 p. показать
Дивеево Сенная Автовокзал от 5535 p. показать
Дивеево Муром от 5535 p. показать
Дивеево от 6150 p. показать
Дивеево Нижний Новгород Аэропорт от 7380 p. показать
Дивеево Нижний Новгород от 7380 p. показать
Откуда Куда Стоимость
Арзамас Железнодорожный Вокзал Дивеево от 3075 p. показать
Арзамас Дивеево от 3075 p. показать
Арзамас Железнодорожный Вокзал Дивеево от 3075 p. показать
Муром Дивеево от 5535 p. показать
Сенная Автовокзал Дивеево от 5535 p. показать
Железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода Дивеево от 6150 p. показать
Нижний Новгород Дивеево от 7380 p. показать
Нижний Новгород Аэропорт Дивеево от 7380 p. показать

Панорама территории монастыря в Дивеево:

Видео о хоре Серафимо-Дивеевского монастыря:


Путешествие в Четвертый удел Богородицы
Паломничество в Дивеево — это классика... И как любая классика, с первого взгляда может показаться чем-то банальным. Святая Земля, Афон, Египет: наши паломники все чаще едут за яркими впечатлениями в дальние страны. Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием, если не забывать оглядываться по сторонам и хоть на полшага отходить в сторону от протоптанных троп. Именно так поступили корреспонденты «НС», отправившись к мощам преподобного Серафима на автомобиле по маршруту Москва—Владимир—Муром—Дивеево.

Из Москвы в Россию...
Русская провинция — это совсем близко: нужно только выбраться из Москвы за МКАД. В малых городах по статистике проживает около половины населения страны. По пути в Дивеево, в 62 километрах от столицы, первый из таких городов — Павловский Посад . История «изобретателей» павловопосадского платка, как ни странно, имеет и церковное измерение. Из двух компаньонов, управлявших мануфактурой в XIX веке, один чтится Русской Церковью в лике святых. Это меценат и миссионер — праведный Василий Грязнов, или Павловопосадский: в купеческом старообрядческом Павловском Посаде он вернул около семи тысяч раскольников в лоно Церкви, прославился аскетичной и нравственной жизнью. В 1903 году на месте его погребения открылся Покрово-Васильевский монастырь, где сейчас покоятся мощи преподобного.

Проехав город с юга на север, вы попадете на Нижегородское шоссе. До Владимира это кратчайший путь. Через 50 километров по нему — Петушки , известные многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова). Не сворачивая с шоссе, остановитесь у моста через приток Клязьмы. С левой стороны вверх пойдет дорожка, она ведет к Успенскому храму. Здесь, в маленькой каморке на втором «этаже» кирпичной колокольни, равно как и рядом — на частных квартирах, в домах прихожан, святитель прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. В глубине Петушков, направо от трассы, сохранился и дом, где святитель скончался. Найти его можно самостоятельно по адресу: 1-я Советская, 71, или спросить дорогу в храме. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. На престоле в честь Боголюбовской иконы, установленном еще святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки. Зайти в этот неказистый сруб можно практически в любое время: перед престолом домового храма круглосуточно читается псалтырь, кто-то из прихожанок постоянно дежурит на месте.

Владимир и Суздаль
После Петушков дорога на Дивеево лежит через два знаменитых древнерусских города: Суздаль и Владимир. Оба они заслуживают внимания, но начать стоит именно с Суздаля: если вы покинули столицу утром, то, осмотрев достопримечательности, здесь можно будет остаться на ночлег.

В Суздаль легко попасть, свернув с владимирской окружной по указателю. Это, возможно, единственный русский город, облик которого почти не изменился с конца XIX века. Суздальский кремль внесен в список ЮНЕСКО. В его белокаменных архиерейских палатах и Рождественском соборе (XIII век) располагается музей. Вход — 50 рублей (работает с 10.00 до 18.00, выходной — вторник, последняя пятница месяца — санитарный день). В палатах историческая и художественная экспозиция. В соборе — рака с мощами святителя Арсения Элассонского (Суздальского), греческого епископа, волею судеб оказавшегося на Суздальской кафедре и очень почитаемого современными греками. Несмотря на «музейный» статус, к раке можно приложиться. Бывают в соборе и службы, но нечасто.

Через реку от Кремля — местные «Кижи», Музей деревянного зодчества. Сюда были свезены деревянные храмы со всей области. Их черные силуэты хорошо видны с вала-насыпи, оставшегося от укреплений древней кремлевской стены. Музей находится за рекой, и, чтобы добраться до моста, придется проехать весь центр. Лучше продолжить пешую прогулку. Восточнее Кремля — торговые ряды и площадь, усеянная палатками с сувенирами, медовухой и открытками. На ее противоположной стороне — два храма: шатровый Воскресенский и Казанский. В последнем покоятся мощи святых Феодора и Иоанна Суздальских. Отсюда через весь город тянется улица Ленина (бывшая Большая Владимирская). Прогулка по ней — отдельное удовольствие: крохотные двухэтажные домики, резные наличники, тишина. Напротив единственного здания советской постройки — горсовета и почты — монастырь Ризоположения, основанный в XIII веке. За монастырской оградой — автошкола, спортивный зал и гостиница. На всех постройках адрес: «улица Коммунальный городок». Центральный собор XVI века и братский корпус переданы Церкви, сейчас тут возрождается монашеская жизнь. Отсюда пешком совсем близко до другого монастыря — Александровского. Братия состоит всего из трех человек. График богослужений сохранился с советских времен: Литургия — в 9.00, всенощная — в 17.00 или даже в 16.00. «Так везде в Суздале, — рассказывает приветливый иеромонах в белой футболке, занятый на заднем дворе по хозяйству. — Священнослужителей тогда не хватало, и батюшки ездили из Владимира. Литургию они назначали со скидкой на транспорт, попозже, а всенощную — пораньше».

От Александровского монастыря можно пройти по песчаной дорожке вдоль берега реки до моста, рядом с которым — красные крепостные стены и сторожевые башни Спасо-Евфимиевского монастыря (функционирует как музей). Тут же кафе, где стоит выпить кофе, если вы не перекусили на торговой площади. На противоположном берегу — белоснежный ансамбль Покровского женского монастыря. Он тоже включен в список ЮНЕСКО. Здесь в Зачатьевской трапезной церкви хранятся мощи святой Софии Суздальской, первой супруги великого князя Василия III, прославившейся как подвижница.

В 30 километрах от Суздаля расположен Владимир , столица области. Он тянется вдоль обрывистого берега Клязьмы, нанизывая улицы, как бусины, на центральную магистраль. Владимир знаменит двумя соборами: Дмитровским и Успенским. Если двигаться вдоль центральной улицы со стороны Суздаля или Нижнего Новгорода, первым по пути будет Дмитровский. Действует он как филиал исторического музея (часы работы с 11.00 до 18.00, кроме вторника). Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба — символ Владимирской Руси. Чуть дальше по главной улице — кафедральный Успенский собор. Он передан Церкви. Открыт ежедневно с 9.00, когда начинается Литургия, и до 20.00. Здесь почивают мощи Владимирских благоверных князей. В центральном нефе — фрагменты росписи XV века: это работы преподобного Андрея Рублева. Будничное богослужение совершается в «трапезном» Георгиевском пределе.

Родина Ильи Муромца
От владимирских соборов, спустившись по Ерофеевскому спуску и переехав мост через Клязьму, вы попадете на трассу Р-72, до Мурома по ней чуть более двух часов пути. После строительства нового моста через Оку это — кратчайший путь на Дивеево. Раньше стационарной переправы не было, и многочасовые пробки у муромского парома вынуждали автомобилистов делать заметный крюк через Нижний Новгород.

В центре Мурома — там, где начинается улица Московская и расположен местный «Арбат» — россыпь облупленных и по-своему привлекательных домиков XIX века, — можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры — памятник Ленину и необычного вида напорная башня. За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них — Троицкий женский. Здесь, в центральном нефе Троицкого храма, покоятся мощи святых Петра и Февронии — православных покровителей семьи и брака. Утопающая в цветах территория монастыря наполнена паломницами женского пола, приезжающими сюда помолиться о семейном благополучии. Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке и молитвенными последованиями «о даровании супружества». Через дорогу от Троицкого — мужской Благовещенский монастырь. Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев.

Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая Чудотворца. Местные зовут его Никола Мокрый. Здесь хранятся мощи святой Иулиании Милосевой — еще одной муромской подвижницы. Рядом с храмом небольшой поклонный крест и пограничный столб: русло Оки — древняя граница Владимирского княжества. Через речку — некогда враждебная Нижегородская земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…

Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних пещерах Киевско-Печерской лавры. Добраться до «места рождения» непросто, но местные жители, гордые «великим земляком», с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома — Карачарове, где «родился и провел детство Илья Муромец». Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! На самом деле он левее стоял», — жалуются карачаровцы и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого.

Дивеево
Первое, что бросается в глаза при въезде в Дивеево , — асфальт. Ровный: без сколов и ям. Для российской глубинки это явление уникальное. Рядом с бревенчатыми деревенскими домиками растут пятиэтажные новостройки повышенного комфорта, по обеим сторонам дороги открыты магазины, ближе к монастырю красуются свеженькие корпуса гостиниц. А за ними — паломническое агентство и высокая желтая колокольня с воротами. Это парадный въезд. Машину можно оставить на стоянке, дальше только пешком.


Около двухсот лет назад рязанская помещица Агафья Мельгунова, в монашестве Александра, пострижница Киево-Флоровского монастыря, остановилась здесь отдохнуть по пути в Саровский мужской монастырь, не дойдя до него 12 верст. Монахиня уснула у стены приходской дивеевской деревянной церкви. В чудесном видении ей явилась Пресвятая Богородица и объявила, что это место — Ее четвертый Удел во Вселенной. Она повелела основать здесь монастырь и предрекла ему славное будущее. Исполнению этого завета Александра посвятила всю оставшуюся жизнь. По совету саровских старцев на первых порах ей удалось собрать в Дивееве маленькую монашескую общинку. В 1789 году матушка заболела и, чувствуя близкую кончину, попросила саровских монахов позаботиться о сестрах. Такое попечение было поручено молодому иеродиакону — будущему преподобному Серафиму Саровскому. Спустя четверть века он основал поблизости от дивеевской обители, у мельницы, вторую монашескую женскую общину, так называемую мельничную. К сороковым годам XIX века две эти общины сольются в одну, по сути уникальную для российского монашества «женскую лавру». Указом Священного синода в 1862 году объединенные общины получили официальный статус монастыря. Впервые сюда назначили настоятельницу в сане игуменьи. Ею стала Мария (Ушакова), с чьим именем связывают расцвет Дивеева. Именно в это время здесь были построены Троицкий собор и другие каменные храмы, колокольня, корпуса для паломников и сестер. После революции, в 1919 году, монастырь преобразовали в трудовую артель — этот статус позволял поддерживать монашеское общежитие, но к Рождеству 1927 года община была разогнана. Часть сестер попали в лагеря. Другие сумели позже тайно вернуться в Дивеево, получить здесь работу и продолжать монашескую жизнь негласно. В советские времена здесь все пришло в упадок: храмы стояли обезглавленные и разоренные, на кровлях росли деревья, внутри располагались склады и гаражи.

В конце 1980-х, накануне нового открытия обители, здесь потихоньку стали собираться будущие сестры: местные дивеевские жители, энтузиасты из других городов. В 1989 году они приобрели домик, подходящий для храма, к нему пристроили алтарь, с этого и начались богослужения. Осенью того же года церкви отдали Троицкий монастырский собор. А в 1991 году состоялось официальное открытие монастыря и перенос мощей батюшки Серафима. В этом же году приехала матушка Сергия, насельница Рижского монастыря, специально приглашенная в Дивеево восстанавливать монашескую жизнь.

Храмы и святыни


Осмотр обители разумно начать с первого дивеевского храма — Казанской церкви . Она была построена на месте деревянной в 1773-1780 годах. Сегодня этот беленький храм — целый каскад из небольших пределов-храмов, пристроенных друг к другу. К паперти пристроена церковь Рождества Христова. Под нею в «крипте» храм Рождества Богородицы. Здесь покоятся мощи святых дивеевских подвижниц: Александры, Марфы и Елены. По завещанию преподобного Серафима сестры круглосуточно читают Псалтырь. Рядом с Казанской церковью — небольшое кладбище. Одна из могил, с выросшей прямо по центру холмика березой, принадлежит купцу Мотовилову, ученику преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения великого старца. В советское время, уже после закрытия обители, прямо напротив кладбища разместился райком партии, большинство могил сровняли с землей. Пытались срубить и мотовиловскую березу, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.

В центре монастырского двора — два собора: Троицкий (зеленый) и Преображенский (белый).

В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Серафима , подойти к ним возможно только через северные врата храма, проход из центрального нефа перегорожен, чтобы очередь паломников не мешала молящимся за богослужением. Приложиться к мощам можно в любое время, исключая богослужебных моментов чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристического канона. В этих случаях «секъюрити» в штатском ловко останавливают очередь. Они же следят и за порядком во время богослужения. Слева от мощей, в витринках по подобию музейных — личные вещи преподобного: поручи, бахилы, даже мотыга. Справа от центрального нефа — чтимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед такой же иконой часто молился преподобный Серафим. Ближе к алтарю, за столпом — место настоятельницы. Матушка Сергия сама читает канон, участвует в каждом богослужении, от полуношницы рано утром до повечерия и монашеского правила поздно ночью. Ежедневно утром в восемь часов здесь поют Параклис — особый молебный канон, посвященный Богородице, это одно из завещаний преподобного Серафима. В полдевятого начинается Литургия.

Преображенский собор был построен в начале XX века в древнерусском стиле. Сразу за ним начинается Святая Канавка — еще одна дивеевская святыня. Это ров с насыпью шириной в полтора метра и длиной около 125 метров. Окопать этой канавкой территорию «мельничной» дивеевской общины приказал еще преподобный Серафим: «Тут по канавке обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель себе в удел, — объяснял он. — Кто по канавке обойдет да полтораста раз “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

После вечерней службы практически никто не расходится. Ждут ежедневного крестного хода по Канавке. Читая молитву «Богородице Дево, радуйся», сестры и паломники обходят ее по периметру, как и завещал старец. Это — одна из тех аскетических практик, которые преподобный оставил сестрам для научения непрестанной молитве.

Пробыть хотя бы день в монастыре считается обязательным. Преподобный Серафим говорил, что раз в сутки Пресвятая Богородица посещает Дивеево — отсюда и традиция.


На службе у преподобного Серафима
В субботу вечером Троицкий собор, вмещающий пять тысяч человек, наполнен до предела. После помазания многие сразу выходят подышать свежим воздухом. Тут под кустами сирени можно присесть на лавочку. Богослужение транслируется через колонки во двор. Во дворе монастыря почти всегда скопление паломников — приезжающих и уезжающих, спешащих к мощам, теснящихся возле ларьков с иконами или монастырской выпечкой, — все это создает немного «немонастырский» колорит дивеевской обители.

«Есть места, куда приезжают за тишиной, а к нам приезжают поклониться мощам преподобного, — объясняют монахини. — И это наша главная задача — накормить паломников, разместить. Таково наше особое служение — а если устаем, то едем в один из скитов, их у нас аж четырнадцать, там не бывает ни гостей, ни паломников».

Дивеевские святыньки
Главные дивеевские сувениры — это сухарики, освященные в котелке преподобного Серафима, и земелька из канавки (в Девееве вообще почему-то популярен уменьшительно-ласкательный суффикс, даже эти святыни сестры здесь иногда попросту величают святыньками).

Сухариками преподобный эксцентрично утешал посетителей — теперь в память об этом выпеченные на монастырской кухне сухари освящают в котелке преподобного Серафима и ежедневно с 8.30 до 16.00 раздают возле Преображенского собора паломникам.

Землю, оставшуюся от поновления канавки в начале 1990-х, можно набрать в песочнице у часовни, построенной на месте давно разрушенной мельницы. «Кто-то воспринимает земельку как языческий оберег, — соглашается настоятельница монастыря игуменья Сергия. — Да, некоторые едут сюда за земелькой, а потом спрашивают: и что с ней делать? Я таким отвечаю: ну зачем же ты берешь, если не знаешь?! Что мы можем поделать с такими людьми? Господь ведь никого не отвергает. Кто-то может приехать только за земелькой, а впоследствии стать глубоко воцерковленным».

Дивеевские «неформалы»
До сих пор на бывших монастырских территориях, еще не выкупленных монастырем и принадлежащих частникам, можно встретить местных «неформалов», как их с иронией называют насельницы: группки людей, укутанных в черное, совершают свои «отдельные» молебны у Императорской лиственницы, посаженной в честь рождения наследника Александра III сестрами еще в XIX веке. Они не общаются с духовенством обители и ходят по альтернативному маршруту канавки, потому что «новая канавка прорыта не там». А настоящий маршрут знают только они. «Мы не занимаемся воспитательной работой по отношению к паломникам — этим должно заниматься духовенство, — а мы стараемся только следить, чтобы не распространялась литература неправильная, листовки, которые иногда сюда привозят пачками. Но это все шелуха, даже в апостольские времена были и еретики, и волхвы. Монашествующие не участвуют в этой борьбе и не спасают других, они должны заниматься спасением собственной души», — убеждена настоятельница монастыря игуменья Сергия.