Дивеево расписание. Монастырь в Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь)

> фото Алексея Козориза и Артёма Фалина

1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, посвященные дню памяти преподобного Серафима Саровского. По традиции праздничная Божественная литургия была совершена на Соборной площади обители перед Преображенским собором.

Литургию возглавил управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Главе Санкт-Петербургской митрополии сослужили митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Котласский и Вельский Василий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан.

На богослужении присутствовали председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, министр внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области Анатолий Мигунов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков, деятели науки, культуры и бизнеса.

На праздничное богослужение собрались несколько тысяч верующих. Для удобства молящихся литургия транслировалась на большой экран, установленный на Соборной площади. Кроме того, была организована прямая трансляция богослужения на телеканале ННТВ.

После богослужения митрополит Варсонофий передал всем присутствующим послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поздравил с праздником.

«Мы с вами знаем слова, которые Господь сказал Cвоим ученикам. Он сказал, что некоторые из людей не умрут и увидят пришествие Царствия Божиего. И вот мы с вами, приезжая в Дивеево, видим пришествие Царствия Божиего на этой земле. Много городов и сел стоит на нашем жизненном пути, мы их проезжаем, проходим. Но многие города так и остаются бесплодными смоковницами на пути человеческой жизни. А вот с Дивеевом не так случилось! Оно стало оазисом духовным, Царствием Божиим на земле, куда люди со всех сторон приезжают, чтобы здесь приобщиться той благодати, которую Господь дарит через преподобного Серафима Саровского. В этом году так совпало, что мы отмечаем 700-летие преподобного Сергия Радонежского и 260 лет со дня рождения батюшки Серафима. Отец Серафим родился в христианской семье. Но ему было мало просто мирской христианской жизни, он решил найти другую жизнь — более духовную, более возвышенную. Он взял крест и пришел ко Христу, сюда, в эти места. И здесь всю свою жизнь принес в дар Богу. И Господь по достоинству оценил этот дар, эту решимость. Мы знаем, что батюшка Серафим пережил это перерождение, буквально воскресение из мертвых, он на деле приобщился к нетленной вечной жизни еще на земле. И знаем, как сияла в нем пасхальная радость, как он этой пасхальной радостью делился со всяким приходящим к нему в обитель», — сказал митрополит Варсонофий.

Глава Санкт-Петербургской митрополии поблагодарил настоятельницу Серафимо-Дивеевского монастыря игумению Сергию (Конкову) и сестер обители за то, что они «продолжают дело преподобного Серафима, гордо неся знамя монашеской жизни». Слова особой благодарности владыка Варсонофий адресовал митрополиту Георгию и Валерию Шанцеву за труды, которые содействуют возрождению православия на этой земле. «Люди приезжают в этот монастырь, чтобы почерпнуть здесь духовных сил и вдохновения», — подчеркнул митрополит Варсонофий.

В благодарность за совершенное богослужение игумения Сергия преподнесла управляющему делами Московской патриархии икону преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а также вручила главам Санкт-Петербургской и Нижегородской митрополий заздравные просфоры.

Митрополит Георгий поблагодарил всех собравшихся в Дивеевской обители. «Сегодняшний праздник — великая радость, на которой сбывается пророчество преподобного Серафима Саровского, когда мы среди лета поем Пасху. В этом году мы отмечаем также 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий и преподобный Серафим — два крыла духовной монашеской жизни, которые обнимают весь русский народ. Когда наш народ перестает чтить свои корни, свои традиции — наступают смутные времена, но когда люди просветляются сердцем и очищаются умом — наступает тихое благодатное житие, во всяком благочестии и чистоте», — сказал нижегородский архипастырь.

Митрополит Георгий попросил митрополита Варсонофия передать Святейшему Патриарху Кириллу дар от Дивеевской обители — Казанскую икону Божией Матери.

Делясь с журналистами своими впечатлениями от торжеств, Валерий Шанцев сказал: «Вновь нас здесь, на намоленной святой Дивеевской земле, собрал праздник, посвященный дню рождения преподобного Серафима Саровского. Конечно, мы, нижегородцы, — счастливые люди, что у нас есть Дивеево и батюшка Серафим, потому что мы здесь часто бываем и черпаем душевные силы. А в эти дни к нам приехала вся Россия, ближнее и дальнее зарубежье. Мы видим улыбки, хорошее настроение. Люди приехали, чтобы вместе с нами ощутить эту благодать, набраться душевных сил и терпения».

В свою очередь председатель областного Законодательного собрания Евгений Лебедев отметил: «Несмотря на то, что корни святого Серафима Саровского — в Курске, я думаю, что мы, нижегородцы, должны гордиться, что здесь, на нашей земле, он совершал свои подвиги. Наверное, это место действительно имеет какую-то энергетику, потому что сюда люди приезжают не из-за того, что их кто-то посылает. Посмотрите, сколько сегодня паломников! И я тоже приезжаю в Дивеево, потому что меня тянет сюда, нравится бывать на торжествах, всегда стараюсь приложиться к честным мощам. Для меня преподобный Серафим Саровский – это духовный наставник».

Богослужение – это таинство общения человека с Богом. И таинство особое, благословленное Господом. В Евангелии от Матфея (18, 20) мы читаем слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Именно поэтому церковные богослужения, которые объединяют православных людей в общей молитве, создают особую атмосферу.

Большинство паломников, приезжающих в Дивеево, лишь начинают свой путь к храму. Возможно, наша статья о том, какие службы и когда служатся в Серафимо-Дивеевском монастыре, ответит на многие вопросы.

Вечернее Богослужение

В монастыре служится ежедневно. В летнее время служба начинается в 17.00, в осеннее и зимнее – в 16.00

Попробуем вкратце рассказать, какие виды вечерних богослужений бывают.

Вечерня

Во время вечерни вспоминаются времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание из рая, раскаяние и молитва, и надежда на Спасителя.

Утреня

Изображает времена новозаветные: явление Господа Иисуса Христа в мир и Его Воскресение. В современной практике утреня почти всегда совершается сразу после вечерни, т.е. вечером.

Всенощное бдение

Накануне воскресных дней и праздников совершается вечерняя служба, которая называется всенощное бдение (всенощной). Она объединяет вечерню с утренней и первым часом, причем, как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно чем в обычные дни. В древности это богослужение начиналось поздно вечером и заканчивалось на рассвете. Позже его стали начинать несколько раньше, а в чтении делать сокращение, и оно стало заканчиваться не так поздно. А вот название сохранилось.

Лития

Служится во время всенощных бдений только накануне праздников. Эта часть службы служится в притворе, куда выходит из алтаря священник и диакон. Слово «лития» переводится с греческого как: «общественное, всенародное моление». И действительно, литийные молитвы – это особые молитвы Церкви о всем мире.

Утренние Богослужения

Служатся в монастыре ежедневно.

Литургия

Самое главное в жизни православного христианина и совершаемое в храме богослужение – это Литургия. Литургия переводится с греческого, как

«общее дело» или «общее служение».

Литургия – это благодарение Спасителя за жизнь во всех ее проявлениях. Таинство благодарения (по-гречески Евхаристии), совершаемое на литургии, – это Таинство Причащения. Молитвы и священнодействия Евхаристии низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их причастием – Телом и Кровью Христовой.

Литургия в дивеевском монастыре совершается ежедневно в 8. 00. По субботам. воскресеньям и праздникам, а также в летнее время совершаются две литургии: в 5.00 утра и в 8.00 (по воскресеньям в 9.00).

Полуношница

В древности она совершалась в полночь или любой другой час ночи до наступления утра. Она была установлена как напоминание о ночном молитвенном подвиге Иисуса Христа перед Его страстями, а также для напоминания о Страшном суде и дне второго пришествия Христова, которое по верованию церкви должно наступить в полночь.

На этом богослужении поминают живых и мертвых. В приходских храмах полуношница служится крайне редко, а в монастырях эта служба сохранилась.

В Серафимо-Дивеевском монастыре почти круглый год за исключением тех дней, когда служится две литургии, полуношница совершается в 5.30.

Параклис

Это особый молебен Богородице, который бывает двух видов. В Дивеево его служат, как заповедал . В других монастырях его служат редко.

Параклис служится по воскресеньям перед литургией (чередуется попеременно каждый из двух видов) в 8.00

Все вышеперечисленные богослужения относятся к общим. Но в церкви существует и ряд частных богослужений, совершаемых по «требованию» – просьбе, по заказу частных лиц. Их называют требами, и они тоже бывают разными.

Молебен

Это краткая служба о различных житейских нуждах: помощь в болезни, при начинании важного дела, для путешествующих, благодарственный. Служится молебен всегда о живых.

Заказывая эту службу, надо написать, кому вы хотите заказать молебен? Господу, Богородице, святому. Написать имена своих живых сродников, о которых просите сугубую молитву. И по возможности отстоять молебен.

Как правило, заказные молебны служатся после литургии. Но для них может быть установлено и другое время или день недели.

В Серафимо–Дивеевском монастыре ежедневно служится . Время и место проведения: Троицкий собор с пн.- по чт. В 7.00, 13.00 и 14.00 часов. В пт. суб. и вс. Только в 7.00

Панихида

Это короткая заупокойная служба, и на ней поминают усопших православных христиан. На этой службе стоят с зажжёнными свечами.

Панихиды в Серафимо-Дивеевском монастыре служатся практически ежедневно. Время и место проведения: Казанский собор с пн.- чт. В 10.00; в суб. В казанском соборе после поздней литургии.

Чин Таинства Елеосвящения

Обычно его называют Соборование, так как проводится оно сразу несколькими священниками (соборно). Таинства соборования имеет два варианта: на дому (или в больнице) над одним больным, или в церкви над всеми. В последнем случае Соборование приурочивают к Великому посту.

В монастырях, в том числе и в нашем, соборование совершается в любой из четырех постов. Обычно для него отводится один день на неделе, и о дате проведения сообщается в объявлении (приписывается к расписанию богослужений).

Для Соборования есть ограничения: дети до 7 лет на него не допускаются.

Крестный ход

Это внехрамовое богослужение. Торжественное шествие с большим крестом, хоругвями, иконами вокруг храма, от храма к другому месту (например, к реке для освящения воды, к захоронению мучеников). Вокруг городов.

Крестные ходы бывают приходские, монастырские, архиерейские. В зависимости от повода, они также могут быть праздничными, покаянно-просительными, благодарственными, поминальными. Крестные ходы бывают регулярные (календарные)и чрезвычайные.

Существует в России традиция и многодневных Крестных ходов

В Дивеево совершаются все праздничные календарные Крестные Ходы (на Пасху, Крещение), престольные праздники (а их в монастыре много).

В заключение статьи хотелось бы сказать, что данное описание лишь мизерное упоминание, самая верхушка. О Богослужении в церкви написаны целые книги, и студенты духовных заведений посвящают изучению их не один год. Существуют даже особые люди – уставщики, (иногда их функции совмещают регенты – управляющие церковным хором), которые составляют службу для каждого дня. И это непростое дело, ведь помимо календарных праздников есть дни памяти местночтимых святых; случаются наложения одного праздника на другой; надо учитывать приезд архиерея и многое другое. И обо всем этом рассказать в одной статье нереально.

Если же у вас проснулся интерес к церковным богослужениям, и вы хотите узнать о них побольше, ищите информацию в духовных книгах.

При написании статьи использовались материалы «Малой православной энциклопедии» под редакцией Т.Н. Терещенко

Татьяна Страхова

Просим принять во внимание, что «ПК «ПАЛОМНИК» по просьбам епархиальных управлений, благочиний, приходов, монастырей, паломнических служб и организаций Русской Православной Церкви имеет возможность организовать по Вашим просьбам поездки групп Ваших паломников в Дивеево в другие удобные для Вас сроки и по программам согласно Вашим пожеланиям. Ваши заявки и запросы на поездки просим направлять в "ПК"ПАЛОМНИК" .
Проезд на автобусах по всем ниже приведённым программам будет осуществляться комфортабельными автобусами туристкого класса с откидывающимися спинками кресел, микрофоном, кондиционером
.

В расписании, в ценах на паломнические поездки и туры входит: проживание в частных гостиницахв двух - четырёхместных номерах; питание по программе; услуги русскоговорящего православного экскурсовода, паломнические экскурсии по святым местам, участие в богослужениях и автотранспортное обслуживание комфортабельным автобусом по программе;

Дивеево - Муром (Благовещение Пресвятой Богородицы.)с 05 апреля по 07 апреля 2019

ДИВЕЕВО - МУРОМ (Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим.)с 19 апреля по 21 апреля 2019

Дивеево - Муром (Светлое Христово Воскресение. Пасха.)с 26 апреля по 28 апреля 2019

Дивеево

Село Дивеево возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца — ногайского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. Позднее, в конце XVII века основная часть потомков Дивея (Дивеевы) приняли православие. Князья Дивеевы владели Князь-Ивановым (ныне Маевка), что в 3 км от Дивеева.

Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Расположение села Дивеева на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых. Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову, которая в 1767 году начала строить в Дивееве каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящён в 1772 году). После освящения всех трёх приделов храма Агафья решила устроить общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушку Александру посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Одной из Дивеевских святынь является Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её.

РАСПИСАНИЕ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК в Дивеево в 2019 г.

НАИМЕНОВАНИЕ ПОЕЗДКИ СРОК ПОЕЗДКИ СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ
с 01 по 03 марта от 2 700 руб.
с 08 по 10 марта от 2 700 руб.
с 15 по 17 марта от 2 700 руб.
с 22 по 24 марта от 2 700 руб.
с 29 по 31 марта от 2 700 руб.
с 05 по 07 апреля от 2 700 руб.
с 12 по 14 апреля от 2 700 руб.
с 19 по 21 апреля от 2 700 руб.
с 26 по 28 апреля от 2 700 руб.



Русская православная церковь

Название: Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь
Народное название: Дивеевский монастырь
Тип постройки: Монастырь
Адрес: 607320, Нижегородская область Дивеевский район с. Дивеево Серафимо-Дивеевский монастырь
Телефон: Паломнический центр 8 (831-34) 4-34-45
Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте: http://diveevo.nne.ru/
Тип: Женский
Статус: Действующий
Дата основания: 1780-е
Видео:

Полезная информация

История


Обитель возникла во второй половине XVIII века. В 1758ом году в Киеве поселилась богатая помещица из Рязани - Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789). Она поселилась во Флоровском монастыре, однако вскоре пустилась в странствие по Русской земле, с целью найти место и основать новую обитель. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Казанская община
Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что со временем это будет тёплый монастырский собор. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушеными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сёстрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!».
По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40. Об её правлении, продолжавшимся 43 года, сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».

Мельничная община
По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года, в день зачатия праведной Анны. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её брата Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. В нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).

Земля на которой располагалась новая община принадлежала наследникам Баташева. И одна из наследниц — Вера Андреевна Постникова (Баташева) будучи в Сарове обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства. В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании этой земли, площадью 400 кв. сажень Дивеевской общине.

Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр.

Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.

В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым).

В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.

После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская).

К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие.

21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Часть сестёр нашли приют в селе Елизарьево, где служил старший брат монастырского священника — Иаков (Гусев), прославленный затем как священномученик. По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.

Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария). В Муроме жили сестры, изгнанные из разных монастырей, но служивший там батюшка вспоминал: «Внешне все выглядели одинаково: темный платок, темное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре — благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всем — в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини».

Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.
Одной из немногих дивеевских сестёр, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.

Современная жизнь обители
Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова). Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.
В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем. 1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление».
21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.

31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. В июле монастырю было передано здание Казанской церкви. 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве, а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита.

1 июня 1993 года была повторно освящена Церковь Рождества Христова. В нижнем Храме Рождества Богородицы в 1993 году прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.
Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви. В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.
В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году.

В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл.

В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.

31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская. Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание. Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.

Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.
8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви. 17 октября Владыкой освящен Никольский придел.

31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова. Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.

3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.
В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви. За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля. К сентябрю строительные работы были завершены.

По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.

В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.
В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви: 20 июля — в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием — в честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры, 2 октября — в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря, а уже 11 декабря было освящен придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.

17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.

22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия, на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО. 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.

Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницей Сергией из Арзамаса в монастырь был привезен Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери. После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе. На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек. Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.

26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова.
В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный. По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю. Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.

Спасо-Преображенский собор
Собор был заложен в 1907 году.
В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.

После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».

В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. 27 октября митрополитом Николаем в честь св. Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными был освящен южный придел. Ранее в честь св. Архистратига Божия Михаила был освящен один из приделов ныне не существующей Тихвинской церкви. Роспись предела велась в 2005 году под руководством Анатолия Беляева.

В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской. Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года. День памяти отмечают 3 сентября. По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа — начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.

Также в соборе хранятся мощи блаженной Параскевы (Паши Саровской). День памяти святой отмечают 5 октября. Считается, что блаженная предсказала гибель династии Романовых, гонения на Церковь и море крови.

В 2003 году были восстановлены могилы храмосоздателя собора Фёдора Васильевича Долгинцева и его жены Екатерины Ивановны.
По сложившейся традиции в соборе совершается главная служба на Успение Божией Матери.

Благовещенский собор
Строительство Благовещенского собора началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. 26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополит Георгий совершил молебен на начало доброго дела.

По проекту храм должен иметь размеры, которые определены Поясом Богородицы: двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту. То есть его высота будет 60 метров. За основу был взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к московскому барокко, характерный для начала XVIII века. Новый собор будет белоснежный, с кровлей стального цвета и золотой главкой. В нём предполагается устроить восемь приделов. Главный престол будет в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время проведен конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки.

Святыни монастыря

  • Мощи Серафима Саровского
  • Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.
  • Мощи св. Серафима находятся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора.

Святая Канавка
Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.

Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера.
С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.
Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.
До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.

В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть — канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.

1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.
10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.
В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.

Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.

В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы.

В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.

Икона Божией Матери «Умиление»
Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.

После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром. После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году — Патриарху Алексею II. С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.

Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни
В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой). Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.

Реликвии
Колокол Серафима Саровского
В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.

Портрет первой игумении
6 марта 2009 года состоялась передача монастырю портрета первой игумении обители — матушки Александры. Портрет был написан монахинями монастыря. После закрытия монастыря в 1927 году портрет хранился в крестьянских семьях в деревне около Йошкар-Олы. Портрет был найден Германом Князевым и Сергеем Маловым в антикварном салоне, около церкви в честь Спаса Нерукотворного в Нижнем Новгороде.

Портрет матушки Александры упоминается в летописи монастыря. По легенде портрет менялся в зависимости от того, какой человек заходил в келью. При передаче портрета благотворители отметили, что в жизни каждого из них было событие связанное с монастырём. После восстановления портрет планируется разместить в приделе матушки Александры.

Домик блаженной Параскевы Ивановны
Летом 2010 года для посетителей был вновь открыт домик блаженной Параскевы Ивановны. После ремонта в нём стало три зала. Одна комната посвящена блаженной Параскеве Ивановне, дивеевским блаженным и посещению этой кельи императором Николаем II. В большом зале представлены материалы о двух дивеевских игумениях — Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской) и о сестрах обители. Третий зал посвящен преподобному Серафиму Саровскому и его прославлению в сонме святых в 1903 году, а также воссоздан фрагмент кельи святого старца.

Подлинными экспонатами представленными в музее являются: платье блаженной Параскевы Ивановны, личные вещи игумении Марии и игумении Александры, монашеская одежда дивеевских сестер, вещи, принадлежавшие святителям Филарету (Дроздову) и Феофану Затворнику и мебель из кельи преподобного Серафима.

Скиты и подворья
Покровский скит в селе Канерга. В декабре 1991 года монастырю предложили разобрать на дрова бездействующую начальную школу. Увидев, что рядом сохранилась колокольня на которой стоял крест сёстры решили восстанавливать здесь скит. Позднее выяснилось, что купленная школа была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры после разгона обители.

Свято-Никольский скит в селе Автодеево — впервые деревянная Никольская церковь упоминается в 1616 году. Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году. Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой — во имя Святителя Николая. Закрыта осенью 1936 года и использовалась как зернохранилище. Передана монастырю в сентябре 1992 года. 26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы.

Скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча . Основан 17 мая 2007 года. Из-за малого числа насельниц был приписан к Никольскому скиту в селе Автодеево.
Кутузовский скит в селе Кутузовка — передан монастырю 25 декабря 1992 года.
Меляевский скит в селе Меляево — располагается в двенадцати километрах от Кутузовского, оба они были основаны святой Натальей Дивеевской и принадлежали Серафимо-Дивеевскому монастырю, оба были разорены в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В августе 2012 года митрополит Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». В июле 2013 года храм был освящён Великим чином.

Знаменский скит в селе Хрипуново — передан монастырю сентября 1993 года.
Скит святых мучеников Флора и Лавра (подворье «Солнечная поляна») стал создаваться с мая 1997 года в 4 км от монастыря на реке Ломовке, где ранее располагались свечной корпус и прачечная. В 2004 году рядом по благословению митрополита Николая было заложено монастырское кладбище. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения главного престола деревянной Церкви в честь святых мучеников Флора и Лавра. 23 июня 2007 года на монастырском кладбище архиепископом Георгием освящена вновь построенная однопрестольная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

  • Архангельский скит — в 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь Архангела Михаила.
  • Троицкий скит. Троицкая церковь вновь освящена 3 января 2002 года митрополитом Николаем. 19 декабря 2006 года Законодательным собранием принято решение о создании в Шатовском сельсовете Арзамасского района посёлка Троицкий Скит.
  • Храм в честь преподобного Серафима Саровского — скит в селе Цыгановка.
  • Серафимо-Понетаевский монастырь в селе Понетаевка — в части одного из корпусов расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
  • Свято-Троицкий Белбажский монастырь — с апреля 2009 года действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
  • Кладбищенская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное.
  • Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — Нижегородское подворье, открыто в 1997 году. Храм построен в 1860 году, в XX веке разорён. В 1998 году на средства монастыря началась реставрация. Вновь освящен владыкой Георгием 11 июня 2004 года. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения двух престолов: в честь святителя Николая Чудотворца и апостола от 70-ти Иасона и во имя апостола Луки и преподобномученика Андрея Критского.
  • Церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери — Арзамасское подворье. Смоленская церковь построена в 1797 году. Церковь Рождества Христова — в 1845—1852 годах по проекту архитектора Константина Тона. Разорённый ансамбль Смоленской церкви передан монастырю в 1998 году. В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви.
  • Храм-часовня в честь Собора Дивеевских святых — Патриаршее подворье. В 1909 году храмоздателем Спасо-Преображенского собора Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20. В 2008 году архиепископ Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. В 2011 году был совершён чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме ещё продолжались. В храме имеется частица мощей преп. Серафима.

Дивеевские источники

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Старинный
Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.
Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивееве и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.
В 1845 году на месте источника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Часовня была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В 50-е годы часовня на короткое время была восстановлена, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.
В 1991 году над источником была возведена часовня и купальня.

Источник Матушки Александры в селе Дивеево. Новый
Это ближайший к монастырю источник. На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ и теперь если вы будете искать Александровский источник, то вам укажут на этот родник.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Новый
Нынешний источник Иверской иконы Божией Матери появился совсем недавно. Раньше на этом месте было несколько небольших разрозненных ключей, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно их углубляя. По рассказам старожилов, в середине 70-х годов здесь увяз трактор, а когда его вытащили, то в образовавшуюся яму стала собираться ключевая вода.
Несколько лет назад над источником устроили каменную купальню. Вода из этого источника обладает целебной силой, особенно помогает страждущим недугом беснования.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка
Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Источник «Явленный» в Кременках
Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным».
Называют его еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.

О паломнической поездке нашего прихода в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Благоприятные сроки

В этом году так хорошо получилось, что «гендерный праздник» (выражение отца настоятеля) пришелся на Масляную неделю и вполне «подлклеился» к воскресному дню – так что для духдневной поездки ни о чем не пришлось договариваться на работе. Из-за поздней Пасхи, время паломничества пришлось на Масляную неделю, что также было отрадно. Не говоря уж о том, как отрадно уехать из московского угара «почитания» всех вообще женщин… Некоторая проблема была с покупкой обратных билетов: ясно, что к утру 9 марта многие стремились вернуться в столицу. Но ничего, у всех все устроилось.

Что напомнила погода

Поезд прибыл в Арзамас-2 в 6-44. Из разных вагонов мы стеклись к отцу Александру – его улыбка служила как бы фонариком, на свет которого мы собирались. Батюшка стал нас считать и подсчет бросил, отложив до автобуса – что-то не сходилось. В автобусе все встало на свои места: так и должно было выйти – «минус четыре», т.к. четверо ехали в монастырь своим ходом. Вскорости совсем рассвело. Мы ехали мимо построек советского времени, затем уже в поле: голые деревья, туман. Какая-то такая «туманная взвесь» воздуха. Это что-то напоминало, я не мог сообразить, что. Вдруг Марина, жена, говорит мне: «Правда, похоже на фильмы Алексея Германа?» Точно! В особенности, конечно, на «Мой друг Иван Лапшин».

Сразу и ощутимо

Однако тут, лишь приближаясь к Дивееву, ты чувствовал то, что можно назвать полным избавлением от тоскливости – даже в таком тумане! Приехали.
Туман накрывал верхнюю треть колокольни. В тумане скрывались окрестности. И было так хорошо – сразу и ощутимо! Мы прошли в «Паломнический центр», оставили вещи в двух комнатах, и оказались свободны до завтрака, после которого должны были распределиться и заселиться в свои номера.
Все пошли приложиться к мощам.

Скорей к преподобному

Мощи преподобного Серафима находятся в Троицком соборе, в левом, Серафимовском, приделе. Мы узнали потом, что этот придел игуменья Мария (Ушакова), начальница обители с 1862 по 1905 год, оставляла неосвященным в течение 28 лет, твердо веря в прославление преподобного. Войдя в храм с левой стороны, мы попали в очередь к раке. Надо сказать, что порядок в обители поддерживается служителями охраны – слова «служитель охраны» написаны на их – самой простой, сероватенькой – форме. Это мужчины средних лет, невозмутимого вида, не слишком строгие, но такого настроя, что понятно: их надо слушаться. Один из них и не пускал нашу очередь к раке, ожидая, пока пройдет очередь с той стороны загородки. Наконец, нас пустили.

Разместились по четверо

Обед (а потом и ужин) был устроен следующим образом: у окошка выдачи стоял отец Александр, а мы, по очереди, подходили, каждый за своей порцией. Выдавальщицы очень ловко (особенно здорово у них получалось наливание супа – подставляли, для страховки, тарелку к тарелке и резко поворачивали половник) собирали на поднос то, что причиталось, ты забирал его и отходил. Еда неплохая, с одним замечанием, о котором позже.

В номерах размещали по четверо. В некоторых комнатах имеется внутренняя перегородка между парами кроватей. Все аккуратно, полотенца есть. То хорошо, что мы могли держать за собой номера до вечера отъезда.

На стенах фото. Крестные ходы, священнослужители. Схимонахиня Маргарита, «матушка Фрося» (единственная из тех сестер, дожившая до возрождения обители, она умерла в 1997 г.) в облачении, совсем-совсем уже старенькая, к райским обителям готовая. Вид обители в 1991 г. Кто видел фильм «Надеющиеся на Тя да не погибнем», тот, при взгляде на такие фотографии, не мог не вспомнить, как там показано тогдашнее (1991 г.) Дивеево.

Экскурсия

Экскурсовод нам попалась вдохновенная, большой патриот обители, так чувствовалось.
За небольшое, в сущности, время она нам многое сообщила в своем непрерывавшемся рассказе. Здесь было б неразумно его воспроизводить. Приведем поэтому ссылки, по которым можно познакомиться с историей Дивеевского монастыря .

И все же с частью рассказа нашего экскурсовода стоит познакомиться: «Батюшка Серафим большую скорбь нес за наших сестер от своих же братьев, Саровских монахов. Монахи не понимали, почему покой мужского монастыря нарушают молодые девушки. Они были все молодые, красивые и постоянно ходили в это мужской монастырь. Батюшка Серафим большие нарекания нес за «наших» девушек. Но он-то не свою волю выполнял, а волю Матери Божьей, даже 1000-летнее дерево наклонилось в сторону Дивеево… Когда вот батюшка сказал: «Я не свою волю выполняю, а Царицы Небесной». И когда утром монахи Саровские проснулись, тысячелетнее дерево, которое стояло там, было выворочено с корнями, по направлению к Дивеево. Это был знак монахам». Интересно было также узнать о Мотовилове (), в частности, что жена его была из дивеевских сирот, племянница монахини Марфы.

Не раз (от экскурсовода, в домике Паши Саровской) слышали мы о письме преподобного Серафима, адресованном Государю Николаю II, переданном ему вдовой Мотовилова (дожившей до визита Царя в Дивеево) и вызвавшем обильные слезы у Императора ввиду тяжести предсказаний, в оном письме содержавшихся. Да, в Диеевской обители рассказ о таком письме есть устоявшееся и непоколебимое предание. Однако стоит иметь в виду, что историки смотрят на данный вопрос по-разному. Некоторые вполне признают факт письма. А некоторые (аргументированно) его отвергают – как апокриф. Вряд ли здесь можно добиться научно установленной истины. Можно лишь расопложиться в пользу одной версии или в пользу другой. Скажу откровенно, что та версия, что письмо – апокриф, мне ближе.

Святая Канавка

У начала Святой Канавки – распятие и икона Богородицы в рост. Надо сказать, что в Дивеевской обители ничто не оскорбляет вкус, и многое радует. Это относится и к скульптурным изображениям, в особенности, к большому белому распятию, которое находится на повороте канавки и к которому «Правила поведения на Святой Канавке» почему-то не разрешают прикладываться (что нарушается). Фигура Христа изогнута как на «Распятии» Дионисия, без избытка изящности. В упомянутых «Правилах» сказано также не оставлять у начала канавки обуви… стало быть, нужно идти по ней босиком. Ясно, что это относится к летнему времени, но Марина, моя жена, видела и сейчас босую богомольницу.

Канавка, т.е. огороженная красивой чугунной решеткой дорожка вдоль нее, имеет такую ширину, что два человека могут легко разойтись.
Совершающие Богородичное правило идут, держась правой стороны, не совсем друг за другом, но некоторые других спокойно обгоняют. Слева время от времени проходит кто-нибудь быстро и, наверное, без молитвы. Иногда идут и разговаривают негромко.

Не могу передать, как отрадно было оказаться на Святой Канавке через 12 лет после предыдущего раза. Тогда еще территория монастыря не была возвращена полностью: помню, как слева от канавки была баскетбольная площадка, где местные жители играли себе в баскетбол. А теперь ты идешь вдоль монастыря (с левой стороны, я имею в виду) и только монастыря. Некоторые здания еще не достроены, точнее, ремонт не доведен до конца, стоят в лесах. Проходишь мимо плит сестринского кладбища– его, понятно, в годы лихолетья сровняли с землей, и тут лишь малая восстановленная часть.
На многих зданиях красивые мозаики. На торце большого корпуса, построенного в стиле 19 века, мозаичные изображения вмч Пантелеимона, препмч Елизаветы и святителя Луки Крымского. Так догадываешься, что это больничный (он же приютский) корпус, о котором говорила экскурсовод. Прекрасен вид соборов, открывающийся в конце Святой Канавки.

По выходе с Канавки все подходят к мраморному кресту, но котором вместо распятия (что весьма своеобразно) барельеф Богоролицы в рост, на облаках.

Что не понравилось

Пройдя по Канавке с чтением правила и несколько замерзнув, мы с женой направились в одну из многочисленных здесь палаток «Монастырская трапеза», привлеченные подзаголовком «Блинная». Там сидели наши и ждали блинов. Мы взяли чай и тоже стали ждать. Только мы собрались уходить, не дождавшись, как блины прибыли. Они были невкусные – так что начало Масляной недели положено не было. А главное, что было в них не то, так это повидло, а может быть, варенье, а может быть, джем – неважно, как это называлось, оно было совершенно химического (вспомнилось общепитское питание в глухое советское время) вкуса. Таким же было оно же и в выпечке, выдававшейся на десерт в нашей столовой в «Паломническом центре». Впрочем, это было единственное , что не понравилось в поездке. Еще, конечно, был храп соседа, но он подлежал прощению. ;)

Всенощная

Монастырская служба весьма продолжительна! При этом пение (почти всегда) ангельское, иначе не скажешь. Но главное, что располагало, – чтение! Внятное, скорое, но совершенно внятное, как бывает у кого-нибудь четкий почерк.

В Троицком соборе, у западной стены – леса, видимо, он еще не расписан полностью. Роспись выдержана в строгом и одновременно радостном стиле. В линиях она напоминает современную роспись греческих храмов, по-российски смягченную. У греков воскресший Господь прямо «выдергивает» Адама из преисподней, а тут, при той же динамичности, резкости нет. Краски радостные, и – опять же – в меру.

Вдруг я вспомнил, что записок не подавал. Вышел из храма – уже совершенно темно. И так же пустынно, никого не видать. Хорошо сообразил пойти в церковную лавку, где и книги, и свечи продаются, и там – никого. Подал записки и успел к елеопомазанию, последнее, из-за наплыва народа, совершалось в безобидной тесноте.

Крестный ход перед сном

В конце дня, уже в десятом часу вечера, сестры обители осуществляют крестный ход. После ужина, мы ожидали присоединиться к нему у начала Святой Канавки. Служитель охраны подошел и спросил, нет ли с нами детей. Я не понял, что он на этот счет сказал, понял, что велел отойти, к месту перед папертью Благовещенского собора. Как же выручает порой современная техника! Можно было читать на планшете каноны перед причастием.

Но вот идут, и как ходко! Присоединились, прошли по Канавке (один малый круг, 50 раз «Богородице Дево, радуйся», прочитать получилось), а выйдя с Канавки, вместе с сестрами дальше не пошли. Смотрим потом – идут в Троицкий собор, длинная шеренга от Святых ворот, в центральный вход. Заметив наше движение – не пойти ли с ними, служитель охраны предупредил, что двери сейчас закроются надолго. Мы не пошли.

Еще туманно, но все уже по-другому, чувствуется, что следующий день будет лучше. А надо и молитвы дочитать, и назавтра встать не позже пяти.

На ранней литургии

Очень многие из наших паломников были на ранней литургии в Преображенском соборе.Служба началась в 5-30. Пока читали часы, можно было приложиться к главной святыне собора – особо оформленному мощевику под богато украшенной и в то же время красивой сенью. Интересно, что в нем содержится частица мощей святого Феодора Томского, т.е. старца Федора Кузьмича.

И здесь было пение – ангельское, правда, вдруг, внедрялся в него неподходящий (к ангельскому чину) высокий голос, тогда думалось, что это, верно, какую-нибудь немолодую певчую не удаляют с клироса, чтоб не обидеть.

Священники, входившие в состав нашей группы, отец Александр Стародубцев и отец Алексий Дубровский, были среди сослужащих. Марина вдруг меня спрашивает: «Ты слышал?» – «Что?» – «Ну голос отца Александра». Она различила, что возглас был его.

Молодой священник произнес проповедь, в основном посвященную… 8 марта. Мысль его была такова, что свободу понимать надо правильно, оформление мысли – обличительное. Надо признать, что многим из наших представительниц женского пола эта проповедь по душе не пришлась, что, однако, не муссировалось.

Нашим паломникам предложили поработать до обеда на послушании, и многие откликнулись на такое предложение. Кто-то оказался таким образом на верхнем ярусе Собора (огромность которого – не подавляющая – производит сильное впечатление). Там находятся древние иконы и древний крест, одна изх реликвий монастыря.

И снова Канавка

Мне хотелось попасть на акафист преподобному Серафиму в Троицкий собор.
Но там уже шла литургия. Приложиться к мощам было можно, правда. В этот раз я обратил внимание на иконы в центральной части собора, увешанные множеством крестиков и других подношений – Серафима Саровского и «Умиление» Пресвятой Богородицы. Чудная резьба.

Пошел на Святую Канавку, и наконец-то у меня получилось успеть прочитать Богородичное правило. И то пришлось постоять и стоя читать, т.к. не мог себя заставить так медленно идти, как надо. С правой стороны от Канавки, в одном месте, – школа. Пятиклассники галдят, как все дети галдят – на манер воробьев. Мальчишки бросаются снежками в девчонок. Учительница взывает к 5-му «Г» собраться (куда-то они отправлялись). Девочки жалуются на мальчиков, и учительница им говорит: «А вы не дружите с мальчиками. Вы же ангелы». Она не замечает противоречивости собственных слов (могут ли ангелы с кем-то «не дружить»?).

К вопросу об ангелах – прекрасен фонтан напротив Благовещенского собора с тремя фигурами ангелов: у одного в руках рыба, у другого сфера и у третьего – чаша.

Святые дивеевские жены

До обеда еще много времени, и я захожу в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Там прекрасная роспись. Удивляешься краскам и сочетанию красок, а главное, удивляешься вот чему: как это можно, чтоб получалось так живо и одновременно совсем не «психологично». Вот лик преподобного Серафима – такой живой, что мог бы что-нибудь свое (по житию нам известное) и воскликнуть.

Рассказ о создании этого храма – один из самых живых рассказов о батюшке Серафиме. Приведем его: «Вскоре после освящения храма Рождества Христова призвал к себе батюшка Серафим М. В. Мантурова и встретил его словами: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки, и Михаил Васильевич принялся за работу. Пришлось подкопать землю, подкоп пришелся как раз по мерке. Так как свод потолка был очень полог и низок, необходимо было поставить четыре каменных столба, чтобы он смог держаться. Когда же Михаил Васильевич доложил об этом Батюшке, отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столба – четверо мощей… Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Почивают, правда, не четверо, а трое мощей. Здесь покоятся мощи святых дивеевских жен Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня).

Можно предположить, что если вопрос о канонизации игуменьи Марии (Ушаковой) будет решен положительно, то ее святые мощи и окажутся «четвертым столпом» Богородице-Рождественского храма.

Думается, здесь уместно привести слова матушки Сергии (Конковой), нынешней игуменьи Дивеевской обители (в июле исполнится 25 лет ее служения монастырю): «Как говорил батюшка Серафим, Верховной Игуменьей в Дивееве является Царица Небесная, а мы только находимся на послушании. Поэтому управление в монастыре совершается Самой Божией Матерью и преподобным Серафимом – нашими главными попечителями. Ну, а мы… Бумаги же кто-то должен подписывать (улыбается ). Поэтому бумаги подписываю, на правило и на трапезу с сестрами хожу, чтобы они видели живую игуменью. Другими словами, разделяю с ними жизнь монастырскую»

А там солнце вышло

Планировалось (и осуществилось) две поездки к источнику, в 12-00 и в 14-00. Это было связано с ограниченной вместимостью «шатла». Во время обеда, получив свой поднос, спрашиваю отца Александра: «Вы с какой группой поедете?» – «С первой. Перед смертью не надышишься». Вот и я тоже думал: надо уж поскорей чтоб позади.



Кто-то в «шатл» сел посторонний (а у нас оплачено!). Отец Александр вполне весомо стал примкнувшим выговаривать, что уж если сели, то пусть едут стоя… Однако, ничего, всем место нашлось, к общему удовлетворению. Едем. Слушаем рассказ о Серафимовском источнике. Трудно, признаюсь, слушать «канонически-слащавый» голос… Однако понуждаешь себя, ради содержания, и узнаешь полезное! Оказывается, те серафимовские источники засыпаны, забетонированны давным-давно при советской власти. А этот источник батюшка Серафим (которого видели охранники Саровской секретной зоны) ударом посоха извел в 1960-е годы. Вот отрывок из путеводителя:

«В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом - забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы».

Хорошо помню посещение этого места летом. Помню, как бесноватая, удивительной красоты женщина лет 30-ти, стояла в воде почти по пояс в белой рубашке и кричала (очевидно, не своим) голосом: «Не хочу, не хочу, не хочу!» Однако она заставила себя трижды окунуться и более уже не кричала.

Теперь была почти зима, ну ранняя весна, плюс два гардуса по Цельсию. Тем не менее многие из наших, кто ехали «так», на источнике решили окунуться и – не пожалели! И малые дети отца Александра, как потом он рассказывал, весьма, бедные, напрягались. Вода, надо сказать, была вовсе не ледяная. К сожалению, о некоторых приемах в этом деле (заранее поплескать на себя, заходить спиной) я узнал лишь потом, но ничего, и так, без приемов получилось совсем не страшно. Со мной был молодой человек из Омска, он перед омовением читал по бумажке какую-то молитву, я не догадался побеспокоиться насчет таковой молитвы, зашел так и со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» окунулся трижды.

Все принимавшие омовение согласились, что чувствуют – обновление. Радость, во всяком случае, была необыкновенная! Дети были счастливы!
И маленькие мужчины Стародубцевы, хорошо себя проявившие, и серьезная Настя, всем известная как держательница митры настоятеля на праздничных всенощных.

А там, за речкой, как идти от источника – кафе. Конечно, было очень приятно выпить кофе или горячий шоколад.

Когда шли от источника, уже вовсю было солнце, и получался настоящий российский «передвижнический» март.

Домик Паши Саровской

По возвращении в обитель, можно было пойти на акафист преподобному в Казанский храм, но Андрей Косиченко, Марина и я отправились в музей Паши Саровской (+1915). Оказалось, ее домик полностью сохранился, в 1927 году в нем поместилась сберкасса (Паша порой гоняла от себя сестер со словами: «А ну-ка давайте отсюда, шельмы! Здесь касса, касса!»), а позже, до возрождения обители, была аптека. Теперь очень хорошо организванный музей. Нас приветливо встретили две девушки и провели экскурсию по всем экспозициям, которых три: «Блаженная Паша Саровская», «Келья батюшки Серафима» (воспроизведение), «Прием Государя и Государыни в 1903 г.» (комната, где это происходило).. От самой Паши сохранились предметы одежды (платье и рубашка – в ней она на самой известной фотографии) и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Есть подробный рассказ о музее в журнале «Дивеевская обитель» 2014 (N1), к сожалению, именно этот номер оказался распродан.

С противоположной строны дома – музей «Дивеево в ХХ веке», в него мы попасть уже не могли, эти музеи работают с 12-00 до 15-00.

Дождались блина

Поскольку именины отца Александра пришлись на 7 марта, было решено 8 марта, по завершении всех мероприятий, отправиться в близлежащий (действительно, близ, в двух шагах от домика Паши Саровской) ресторан гостиницы «Московская», где заново поздравить дорогого батюшку и наконец-то, в гастрономическом смысле, начать Масляную неделю. Итак, за закусками и красным вином, за разговорами и тостами, мы ждали блинов. Их предвестниками явились красная икра и сметана. Но принесли нам ровно по одному блину на брата (сестру). Все же это было начало, т.к. блины были наконец-то блинами, очень хорошими.

Главное, однако, заключалось в следующем. Татьянинская часть серафимовской паломнической группы, в лице одной из активных представительниц, произнесла проникновенные слова – и в адрес отца Александра, и в плане неубывающей дружбы между нашими приходами. Это запало в душу.

Канавка на прощание. Так тихо!

За ужином есть не хотелось. А он нам причитался как оплаченный. Нас с Мариной выручило то, что мы смогли освободить небольшой контейнер и заполнить его картошкой и рыбными котлетами. Что же было делать, собравшись (что не заняло почти никакого времени)? «Пойдем пройдем по Канавке, без правила?» – сказала Марина.
Там шли себе, и довольно медленно, наши паломники, читали правило, но у нас так не получилось бы, и мы прошли по левой стороне дорожки, стараясь не особо разговаривать. Небо было теперь темным и ясным! Соборы хорошо были видны. И от того, что было так тихо и так покойно, и так хорошо, очень не хотелось уезжать – как же было бы хорошо, в этой тишине и в этой ясности, тут, в Дивеево, остаться!

Водитель сказал: «Не вопрос»

Собирались в нижнем холле «Паломнического центра». Настроение у всех было настолько счастливое, что переросло в задорное.
И когда водитель автобуса почему-то спросил «Куда едем?», то на волне этой задорности отец Александр и сказал: «В Псково-Печерский монастырь». Водитель тут же подхватил: «Не вопрос». Хороший человек – он легко согласился подбросить Аню Згурскую до Арзамаса-1. В силу каких-то перипетий при покупке билетов, Аня (единственная) ехала на другом поезде с другого Арзамаса. Мы все простились с ней и ставший огромным от ее единственности автобус повез Аню дальше.

В какую сторону Москва?

111-й поезд стоит в Арзамасе-2 две минуты. Номер пути объявляют за 10 минут. Хорошо, что было известно заранее, что нумерация вагонов будет с головы. Однако в какую сторону Москва? (чтоб нам заранее знать, куда пойти по платформе). Уверены не были. Догадались задать вопрос кассирше. Та показала большим пальцем правой руки вправо от себя. Ну хорошо. Наконец, объявили пятый путь, идти через тоннель. Вышли, пошли по платформе. Поезд же оказался длиннющий! Побежали, успели.

Андрей Мановцев