Как читать псалтирь великим постом. Великопостное чтение евангелия

Праздник Светлого Христова Воскресения испокон веков отмечают все православные христиане. Этот праздник считается самым большим и предшествуют ему 48 дней поста (во время которого проводятся Службы Великого поста по дням). Это время в церковной жизни богато на особенные богослужения, которые призваны объединить и вдохновить христиан на подвиг Великого поста.

Прощёное воскресенье

Прощеное, или сыропустное воскресенье выпадает на последний воскресный день перед началом службы Великого поста. На службах читают отрывок Евангелия из «Нагорной проповеди», в котором говорится о прощении всех обид во имя искупления грехов. Именно из-за этих воскресных служб у православных христиан появилась традиция просить прощения и прощать.

Первая неделя Святой Четыредесятницы (Великого поста)

Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. Если не считать Вербного воскресенья, на весь пост выпадает 5 воскресений, на каждое из них приходится особый праздник (некое напоминание о событиях из жизни Христа). Что касается богослужения, то на протяжении всего поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам: они считаются наиболее строгими в соблюдении правил поста. Исключения составляют лишь большие праздники церкви. В эти дни проводятся лишь утренние и вечерние службы, основная тематика которых — стяжать волю и не дать демону искусить дух православного. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту. По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, так же её служат в четверг и субботу, на неделе перед Пасхой.

На протяжении первых четырех дней во всех православных церквях читают Великий канон преподобного Андрея Критского.

На пятый день поста служат литургию Преждеосвященных даров. Вначале читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого в зал выносят «коливо» (вареная каша с медом) и служитель благословляет его особой молитвой, чтобы после раздать этот дар всем прихожанам.

В течение первого воскресенья проводят Торжество православия. Этот праздник был установлен еще во времена царицы Феодоры в 842 году. Знаменует он духовную победу христиан на 7-м Вселенском соборе. По окончании литургии священник читает молебен посередине церкви в окружении ликов Марии и Спасителя.

Вторая, третья и четвертая недели Святой Четыредесятницы

Во второе воскресенье сорокадневного поста в Русской Православной Церкви вспоминается святитель Григорий Палама. Он был архиепископом Фессалонитским и жил в XIV веке. Его учения заключались в идее, что за благие деяния в христианской жизни Спаситель озарит благодатным светом всех, кто верует, и ниспошлет им своё благословение.

На третье воскресенье сорокадневного поста проводится Великое славословие и выносят священный крест для поклонения. Но выставляют крест не только для поклонения: в первую очередь, прихожанам напоминают о подвиге Иисуса. А эти напоминания, в свою очередь, воодушевляют и укрепляют прихожан в вере для продолжения поста. Это святое распятие оставляют на поклонение только до пятницы. Именно из-за этого события третье воскресенье Святой Четыредесятницы называют Крестопоклонным воскресеньем.

В четвёртое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника, который написал о правилах добрых деяний, что приводят верующих к Престолу Божию.

Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», ещё его называют «Марииным стоянием». Это утренняя служба, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского. Именно этот канон читают и в начале сорокадневного поста. Также на этом богослужении читают и «жизнь пресвятой Марии Египетской». К слову, Мария Египетская до прихода ко Христу была великой грешницей, но её истинное покаяние должно и поныне быть образцом несказанного милосердия Божьего.

Благовещение

Благовещение — один из самых знаменательных праздников христианства. Он посвящён известию о грядущем приходе Спасителя. Сам Архангел Гавриил спустился с небес в этот день, чтобы принести известие Божьей Матери Иисуса Христа. Обычно праздник этот выпадает на время большого поста, хотя иногда и совпадает с праздником Великой Пасхи. В этот день пост можно ослабить. Допустимо добавлять в блюда растительное масло и кушать морепродукты.

Пятая неделя Святой Четыредесятницы

На пятую субботу совершают Похвалу Матери Божией. В храмах читают величественные акафисты Матери Божьей. Данная служба читается для того, чтобы утвердить прихожан в вере.

На пятое воскресенье приходится «следование пресвятой Марии Египетской». Храмы преподают в лике Марии Египетской эталон чистого раскаяния. Делается это с целью убеждения душевно страждущих в силе неизреченного милосердия Божьего.

Шестая неделя Святой Четыредесятницы

Шестую субботу поста еще называют Лазаревой. Службы в этот день отличаются необычной душевностью и ценностью. На литургиях православные прихожане вспоминают, как Иисус Христос воскресил Лазаря. В утренние службы поют тропари по Непорочным.

В воскресенье Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим. Также этот праздник носит название Вербного воскресенья. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово». Читают 50 псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах. Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.

Страстная неделя (Вербная седмица)

События этой недели посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. 6 дней православные держат строгий пост, стараясь вознестись молитвами к Всевышнему. Исходя из значимости происходивших деяний, все дни этой недели называют великими. Стоит отметить, что более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трёх суток.

На протяжении трёх дней этой недели все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. Что касается богослужений, то в утреннее время, следом за шестопсалмием и «Аллилуей», поют тропарь «Се Жених грядет в полуночи». Следом за каноном поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой». На протяжении этих дней проводят литургии.

В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения, православные христиане стремятся причаститься. Также в этот четверг после вечерней службы читаются все 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.

В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов.

В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят на глазах у прихожан вокруг церкви, провожая этим каждый год Христа в иной мир.

На этом службы Великого поста завершаются.

Евангелие — нет более ценимой книги для христианина. Четыре книги, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И в богослужении Православной церкви чтение Евангелия занимает особенное место. Богослужебное Евангелие, обычно богато украшенное, всегда лежит на Престоле, и только иногда выносится для поклонения верующим. Чтение Евангелия всегда приходится на смысловые вершины богослужения. Главное место чтения Евангелия — это Литургия. Для удобства понимания, обычно Литургию делят на три части, вторая часть, начинающаяся с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и до отпуста оглашенных: «Елицы оглашенные изыдите», называется Литургией оглашенных, или Литургией слова. В древней церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным). Вершиной этой части Литургии является чтение Священного Писания Нового Завета (Апостол и Евангелие). Данные чтения и следующая за ними проповедь назидала как церковную общину, так и людей, готовящихся в нее войти. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование 12 Страстных Евангелий, которое у нас обычно совершается в Великий Четверг вечером. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав.

Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, но три раза в год совершается особое последование, которое в Русской церкви получило название Царские Часы. Эти необычные часы совершаются в Навечерие Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. Но, называя эти часы Царскими, церковный устав полагает их совершение накануне самых великих праздников. Читают Евангелие на часах и в первые три дня .

Не всегда современный верующий человек может посещать великопостное богослужение. Если ходить в храм Великим Постом только по воскресным дням, то сложно почувствовать великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Служба в выходные, по крайней мере, ничем не отличается от обычной. Но, если побывать на службах в будние дни, то возникает некое недоумение — на службах не читается Евангелие. Да, на вечерне и на шестом часе читаются паремии — особые Ветхозаветные чтения из книг Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи. Но привычного чтения Евангелия, по крайней мере в первые недели Великого поста, нет. В этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. А это имеет прямое отношение к чтению Евангелия. Евангелие — это непременная радость, благая весть, так переводится название этих книг на русский язык. И Церковь мудро рассудила, что Евангелие, как и совершение полной Литургии, возможно только в субботу и воскресенье Великого поста. Но все же, мы начинаем слышать Евангелие на часах в будние дни поста. В разных храмах это происходит по-разному. Где-то только с шестой седмицы Поста, где-то по средам и пятницам, начиная со второй седмицы, а где-то мы слышим Евангелие на часах почти весь Великий пост.

Типикон, предписывает вычитывать всех четырех Евангелистов (Евангелие от Иоанна вычитывается не до конца) на часах понедельника, вторника и среды Страстной седмицы. Данная традиция, появилась в XI веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужения других дней церковного года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. К примеру, Литургия Великого Четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой Пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих Понедельника и Вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком).

Наполнение чтений часов не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца. Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (хотя в этом именно и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. Но, конечно, вычитывание Евангелия вне Страстной седмицы придает будним великопостным службах несвойственную им по Уставу торжественность. Лучшим вариантом сокращения, но с сохранением исключительного места в часах лишь Страстной седмицы, является практика вычитывания лишь одного Евангелия от Иоанна Богослова. Так делают в некоторых духовных школах Русской Православной Церкви.

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы.

Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире.

И еще один момент есть в испрашивании прощения…

Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват, проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как прекрасного «светлого Ангела», но как больного тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении причиненного зла. Оно понимает (ведь так научил Господь наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если я сам в себе «переключу тумблер» воли в сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и окружающий меня мир, потому что стану генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда высказывание преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи».
Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то написал о том, что конец света придет, когда чаша людских грехов переполнится. И ее может переполнить в любую секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра, грех.

Вот о чем, мне кажется, нужно думать…

И вторая тема вспоминаемая перед Великим постом. Это Адамово изгнание из рая. Кто такой Адам? Это – я, его потомок. Я изгнан из рая. Я заболел первородным грехом – смертельной болезнью, которая разрослась во мне и заполонила все мое существо.

Я – Адам. И мое тело восстало против души, и душа воюет против тела. Я не стал по замыслу Божественного Творца генератором любви, сыном, поднимающим весь мир на руках к Богу все выше и выше бесконечно… Нет. Я стал генератором зла, греха, и причем таким страшным, что не замечаю содеянный мною грех, ставший привычкой, нормой.

Как пел когда то Виктор Цой: «Мама, я знаю мы все тяжело больны…»

Святая Церковь призывает человека на пороге Великого поста стать Адамом, изгнанным из рая, обратиться в человека, который повернет концентрацию своего внимания и напряжения естества не во вне, но во внутрь и достанет лупу, чтобы начать искать в себе грех – грех, требующий исцеления.

Мы входим в Великий пост, как тяжелобольной ложиться на операционный стол. Мы входим в Великий пост, как больной, измученный болезнью, входит в кабинет врача в надежде на исцеление. Мы входим в Великий пост, чтобы предать себя в руки Главного и Единственного Лекаря – Господа нашего Иисуса Христа.

Но для этого нужно осознать, что ты болен, важно осознать, чем ты болен. Потому Церковь предлагает человеческой душе тысячелетний опыт покаяния, падения, вставания, жажды, пути и достижения святости, заключенный в Священном Писании Ветхого Завета, сконцентрированный, как некий эликсир словесный, в одном великом духовном произведении – Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Он как камертон дает душе нужную ноту, чтобы ее псалтирь зазвучала угодным Богу псалмопением покаяния.

Потому-то в первую седмицу Святой Четыредесятницы, чтобы помочь человеку обратить свой взор внутрь на обнаружение своих грехов, на осознание их мерзости, рождающее позитивное желание избавления-исцеления от них, и читается с понедельника по четверг на великих повечериях этот удивительный канон. Он также читается на утрене четверга пятой седмицы Великого поста вместе с очень назидательным, духоносным и великолепным в литературном смысле житием преподобной Марии Египетской.

Ведь это я Адам, каждый день ядущий с дерева добра и зла, преступающий заповеди Божии каждый день. Ведь это я Каин, убивающий пусть не делом, но словом в самом себе тяжелым камнем осуждения и обиды тысячи, быть может, людей за жизнь. Ведь это я – Исав, продающий духовность за чечевичную похлебку. Ведь это я – Давид и Соломон, удаляющиеся от Царствия Небесного ради опьяняющих дурманящих, но таких ядовитых и смертоносных плотских наслаждений.

И все, что мне осталось, это вопиять припевом канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Вот с каким настроем нужно входить в Великий пост. И тогда ноги сами понесут тебя в храм.

Стой, человече, посмотри, продышись, подумай! Пропасть адская под ногами. Еще шажочек – и ух! На веки вечные. Повернись в сторону Господа, посмотри, как ты далеко до рая. Но надо с Божьей помощью идти, надо начинать этот путь!

И пусть первым или «энным», но таким верным и спасительным шажочком для тебя станет Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Первая седмица Великого поста

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Четверг пятой седмицы Великого поста

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко.

Да, правда, в Великий пост не рекомендуется читать акафисты. Акафист – это форма церковной службы, которая стала популярной, поскольку имеет мажорную тональность. Пост – это время внутреннего глубокого сосредоточения, самоуглубления, покаяния. Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся».

– Насколько нужно оглашать окружающим (друзьям, приятелям), что соблюдаешь пост? В Рождественский пост я рассказала паре неверующих подруг, что держу пост – просто чтобы потом не было лишних вопросов (ходим вместе обедать), но теперь не уверена, что поступила верно.

Да, ваши сомнения совершенно обоснованны. Спаситель говорит в Евангелии: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:16-18).

Поэтому никому не следует как-либо афишировать то, что он постится, за исключением случаев, когда есть уверенность, что такой разговор принесет собеседникам пользу. В противном случае лучше молчать. Если же кто-то спросит, не поститесь ли Вы, тогда, конечно, надо ответить, что поститесь.

Дело в том, что Преждеосвященная Литургия – жемчужина православного богослужения. Совершенно особенное богослужение, прекрасное по форме и содержанию, гармоничное, духовное и как-то по особому трогает сердца молящихся.

Литургия преждеосвященных даров совершается Великим Постом, то есть всего лишь примерно пятнадцать раз за весь год. Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров служится так нечасто в году, неразумно пропускать возможность посетить это богослужение.

Самое главное отличие от обычной воскресной литургии в том, что во время литургии преждеосвященных даров Дары уже освящены на предыдущей воскресной литургии. То есть Святые Дары – полнота благодати Божией – уже присутствуют в алтаре с самого начала. Также в чин этой Литургии включены совершенно особые молитвы, которые делают ее неповторимой.

Литургия преждеосвященных даров служится в будни дни, поэтому тем, кто работает, учится, трудно попасть на это богослужение. Но все-таки нужно постараться найти возможность хотя бы раз причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров.

– Насколько нужно ограничить общение с друзьями в период поста? Допустимо ли приглашать друзей в гости для беседы? Можно ли ходить с друзьями, например, в музеи, на выставки?

Думаю, эти ограничения должны быть разумными. Ограничивать общение для упражнения в посте и молитве – правильно. Если же пост и молитва не страдают, можно и общаться. Только желательно не на первой, не Крестопоклонной и не на Страстной седмицах Великого поста.

Посещение выставок и музеев тоже желательно ограничить. Но не совсем исключать: нельзя ничего доводить до крайностей. Если же выставка открылась до поста, ее можно было посетить и раньше. Если этого не произошло, значит – не было уж такой необходимости в этом. Другое дело, что выставка началась во время поста, а после – уже закончится. И то, если она принесет какую-то душевную пользу.

– Я знаю, что постный устав написан для монахов, но всё же не хочется давать себе излишние послабления и в гастрономическом смысле. Можно ли самостоятельно определить, готова ли я к сухоядению два дня в неделю? В Рождественский пост я не обращала внимание на допустимость масла в те или иные дни.

– Мясные и молочные продукты желательно исключить. А что касается растительного масла, действительно, в монастырях ограничивают себя, но для мирян здесь нет такого жесткого ограничения.

– Я для себя и не смог до конца определиться. Как подготовиться и провести свой первый Великий пост? Причем, про воздержание от пустых развлечений, более внимательное сосредоточение на духовной жизни более-менее понятно, а вот то, что касается чисто физических аспектов – питания, занятия спортом? В прошедший Рождественский пост не ел мяса, но рыбу, молоко, масло полностью исключить не получалось. Как определить ту грань между принятием поста «по силам» и расслабленностью из-за лени?

– Пост – это не голод, это серьезное ограничение себя в пище, но если человек молодой, занимается спортом, то по всей строгости устава ему не требуется поститься. Пост – это время, когда человек напрягается, приобретает добрый навык ограничивать себя, побеждать свои слабости. Так что расслабляться нельзя. Хочешь стать сильнее? Постись. Но нельзя забывать, что пост это очень верное средство, а главная цель поста – стремление к Богу, и соединяет нас с Богом покаяние, участие в богослужении и Таинствах Церкви: исповеди, причастии Святых Христовых Таин.

– Какую литературу, фильмы желательно (либо позволительно) читать (смотреть) в пост? Я имею в виду не духовную литературу (фильмы). Понятно, что нужно больше времени уделять Святому Писанию, святоотеческой, наставляющей литературе. Но по опыту предыдущих постов у меня складывалось так, что читать только ее не получается – тяжеловато и это приводило к перегрузу и почти полному отсутствию чтения. И в Пост хочется иногда расслабиться с помощью более легкого чтения (фильма), к примеру – православной художественной литературы и аналогичных фильмов.

– Мне кажется, что есть книги, которые можно отнести именно к духовному чтению. Например, «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева – книга о заключенных на Соловках, «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова). Эти произведения написаны сравнительно легким языком, легко воспринимаются. Безусловно, можно найти и другие книги, которые легки для восприятия, и вместе с тем – не отвлекают человека, а наоборот, помогают ему идти дорогой поста.

Очень важно ограничить себя именно в развлечениях. Но, если речь идет о чем-то, что приносит пользу твоей душе, то это собственно и не развлечение. Совсем неплохо сходить на какую-то интересную лекцию, на интересную выставку.

А вот просмотры художественных фильмов – это все-таки большая эмоциональная нагрузка. И если фильм талантливый, он тем более будет развлекать ум и отвлекать его от поста. Так что здесь нужен еще более строгий подход.

– Подскажите, пожалуйста, как провести пост человеку, который делает только первые шаги на пути церковной жизни?

Я была крещена в детстве, но в семье о вере никогда не говорилось. Относительно недавно стала интересоваться Богом и через мучительный поиск уже сама пришла к православию. Регулярно читаю Священное Писание и Священное Предание, много молюсь, но моя жизнь в храме только начинается. Живу в Америке, поэтому нет возможности часто бывать на службах, исповедоваться и причащаться. Посты никогда не соблюдала. Попыталась найти информацию о Великом посте в интернете, но поисковик выдает только монастырский устав. Прочитав этот устав, испытала чувство провала и невозможности выдержать пост, даже его не начав. Что бы вы порекомендовали в такой ситуации?

– Мера поста, конечно же, зависит от возраста. Для человека юного, молодого, пост должен быть ограничен. С другой стороны, сегодня в магазинах такой выбор постной питательной вкусной пищи, что поститься стало гораздо легче. Господь и намерение приемлет. Если человек прикладывает какое-то усилие, ограничивает себя в чем-то, то – уже хорошо. Хуже, если он начинает стремиться просто к фарисейскому исполнению буквы, то есть просто садится на некую диету. Вообще лучше всего о мере поста лично советоваться со священником. Ему проще, видя перед собой человека, понять, какая мера послушания будет посильной.

– Хочу задать вопрос про детский пост. У нас трое детей, и пока они были дошкольниками, особых вопросов не было: семья постится, мяса в холодильнике нет, дети постятся тоже. При этом, когда, например, дети были в гостях у бабушки, которая противник детского поста, тогда они ели все. То есть осознанности детской не было. От конфет и прочих вкусностей постом мы не отказывались – увы, я сама этого не могу, мне проще не есть мясо, а жаль, наверное, пост тогда для детей был бы более очевиден.

Сейчас старшая дочь пошла в школу, на очереди средняя. В школе старшая ест все, что дают, дома постится. Мы еще ходим в школу искусств, иногда не имеем возможности обедать дома, а там есть столовая. Дети, когда мы там обедаем во время поста, если я не напоминаю, уверенно покупают мясо и едят. Когда пытаюсь напомнить, что пост, скисают и начинают крутить носами: «Я гречку не ем, пюре невкусное»… Если без мяса в столовой, дети плохо едят, в итоге – голодные… В школе мы до позднего вечера, и дома тоже соответственно ничего не приготовлено. Что мне делать?

– Лучше детей недопостить, чем перепостить. Если сопровождать все чрезмерной строгостью, то со временем дети просто уйдут от поста и из Церкви. Излишние строгость, дидактичность, формализм – будут только во вред. Так что если дети голодные и с собой не удобно ничего взять заранее приготовленного, то пусть дети едят, что есть, пусть сами выбирают и пусть у них будет бодрое настроение. Это лучше, нежели они будут голодные, раздраженные.

В вопросе мама троих детей пишет, что дома к вечеру ничего не приготовлено. «Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», как сказал Некрасов. Конечно, трудно быть мамочкой троих ребятишек, но все-таки как-то нужно находить время, силы и готовить, но еда в доме должна быть.

– Добрый день, подскажите, как правильно поститься кормящим мамам? Ведь хочется, чтобы через грудное молоко попадали все полезные вещества! Можно ли есть все подряд, но читать каждый день акафисты? Можно ли после поста зачать сразу ребенка? Хотим второго! Или нужно разговеться, подождать какое-то время?

– По поводу меры поста для кормящих мамочек нужно советоваться с врачом. Так же, как и для детей, для кормящих пост должен быть очень ослабленным. Ведь кормящая не только сама питается, но и кормит ребенка и потому ей нужно не просто полноценное, но даже и усиленное питание. Молочные, рыбные блюда ей исключать не полезно, но даже если иногда она будет готовить себе мясо – ничего страшного. Только нужно стараться построже поститься в среду и в пятницу, но тоже, соизмеряясь со своими силами, чтобы слабости не было, чтобы голова не кружилась.

Что же касается второго ребеночка: было бы ваше желание, а ребеночка – Господь пошлет. Дай Бог, чтобы было именно так. На Светлой Неделе супружеское воздержание продолжается, по силам. Так что вот вам ответ на вопрос про разговенье.

– Церковный день начинается в 18.00. А в какое время начинается постный день?

– Мы живем, на самом деле, по двум системам отсчета времени. Церковный день начинается с вечера, а светский день – с полуночи. Так что церковный понедельник начинается в воскресение вечером и заканчивается в понедельник вечером. Но мы все-таки живем по гражданскому календарю, и потому среда и пятница – постные дни, и дни особой строгости во время поста для нас начинаются именно по привычному для всех измерению времени.

– Моей дочери 11 лет. Дома вся семья пост соблюдает. А как ей быть с питанием в школе? Плюс к скоромным блюдам им там ещё специально молоко выдают. Отказываться? Тогда она голодная будет. Посоветуйте, как быть?

– Мне кажется, не нужно отказываться от молока. И пусть ваша дочь ест в школе то, что дают. Важно, чтобы ребенок сохранял свои силы. Конечно, нельзя заставлять 11-летнего ребенка голодать. Дают в школе молоко – замечательно, пусть девочка его пьет и Бога благодарит.

– Я собираюсь первый раз в жизни начать поститься. Мне хотелось бы знать, что именно позволено и не позволено в Великий Пост, но не только в гастрономическом смысле, но и в плане духовном, социальном?

– Опять таки, здесь все зависит от возраста человека. Для юного человека пост ослабляется, для взрослого – можно и по всей строгости поста поститься, если есть силы. Питательной постной пищи сейчас – сколько угодно!

В духовном плане нужно стараться больше молиться, почаще посещать храм, попытаться побывать на чтении Великого канона Андрея Критского в Первую седмицу все четыре раза. Постараться обязательно помолиться на Литургии Преждеосвященный Даров, причаститься несколько раз за пост, усилить и свою келейную молитву, и церковную. Положить себе за обязанность прочитать какую-то книгу духовного содержания. А в социальном плане: найти того, кому твоя помощь действительно нужна. Можно пойти в храм, предложить свои услуги. В период Великого Поста необходимо себя ограничить от телевизора и прочих пустых развлечений.

– Как провести пост (в пищевом плане) человеку на многодневной вахте, с питанием в столовой?

– Как кормят там, так и ешьте. Разве что можете кусок мяса иногда отдать товарищу. Но, судя по тому, что речь о многодневной вахте, предполагается тяжелая работа, возможно – в северных холодных краях, где просто необходимо полноценно питаться.

Не нужно весь пост сводить к еде. Если нужно усиленно питаться – питайтесь. Где-то в чем-то себя ограничивайте: взрослый человек может подобрать себе ограничение. Усиливайте свою молитву, чтение Священного Писания, посещение храма. Если у вас по месту несения вахты нет храма, молитесь келейно.

– У нас дома пост никто не держит. Робкие мои намеки о том, что я собираюсь поститься были проигнорированы. Разумеется, насильно меня кормить никто не станет, но как разумнее: сразу жестко сказать: «У меня пост и я есть с вами непостную еду не буду»? Или немного поесть, чтобы не доводить до конфликта? Не хочется, чтобы кто-то знал о моем посте, но доводить до обид: «Я готовлю, а вы не едите…», – тоже не хочется.

– Раз прозвучала такая фраза, «Я готовлю, а вы не едите…», то речь явно о маме. И с ней нужно поговорить: «Мамочка, родная, пожалуйста, если можно, не давай мне за едой того-то и того-то». Но главное – это мир в семье. И если мама будет расстраиваться, что дочка или сын не ест чего-то, то ради поддержания мира в семье можно и съесть что-то.

Важно не декларировать свое стремление поститься, а смиренно просить. Ведь приготовление постных блюди – это дополнительная нагрузка на маму. Они переживает, ей хочется, чтобы все были сыты, а тут вдруг кто-то что-то не ест. Ей кажется, что он и заболеть может от этого. Так что, повторяю, с ней нужно не спорить, а попытаться мягко поговорить.

– Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь послабления в пост (в еде, например) во время написании диссертации? Ее пишет муж…

– Здесь нужно смотреть по обстоятельствам. Написание диссертации – напряженное время. И как здесь поститься – зависит от финансового положения семьи, и от вашей изобретательности. Можно строго соблюдать пост и готовить постные блюда, и они будут вкусными и питательными.

Дело здесь даже не в диссертации. Пост нужен человеку, который ходит в храм, исповедуется и причащается. Если ваш муж загружен только диссертацией, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается, то ему поститься бессмысленно. А если он продолжает жить церковной жизнью, то нужно смотреть по силам: ваш муж взрослый человек, сам способен решить, насколько строгим может быть его пост.

– Корректно ли говорить о посте для монахов и мирян? То есть сухоядение и еда без масла – это для монахов, а миряне могут на степень полегче. И в разных календарях на одни и те же дни, отмечены разные степени соблюдения поста.

– Конечно, требуется церковное решение о мере поста для монахов и мирян. Пока такого решения нет. Поэтому каждый должен принимать для себя решение. Всегда чем строже, тем лучше. Но это должно согласовываться со многим: с условиями жизни, со здоровьем, со здравым смыслом. Нужно думать и находить наилучшее решение в конкретных обстоятельствах.

– На работе в дни поста коллеги приносят угощение на свой День рождения. Торт или пирожные. Отказываться несмотря ни на что или угощаться? Объяснять причину отказа или нет?

– Никому никакие причины, я думаю, объяснять не надо. Можно себе на тарелку чего-то положить, откусить маленький кусочек или сделать вид, что ты ешь. Когда у человека что-то лежит в тарелке, к нему обычно не пристают с расспросами: «Чего ты не ешь?» Если есть возможность выбрать какое-то более постное угощение, то взять его.

В конце концов, лучше съесть маленький кусочек, чем фарисействовать, демонстративно отказываясь и рассказывая про пост.

– Я пощусь не первый год, и понимаю весь смысл этого особенного времени. У меня вопрос по поводу увлечений во время Великого поста. Знаю, что любые увеселительные мероприятия нужно свести к минимуму. Касается ли это правило танцевальных кружков? Я хожу в школу танцев. Скажите, нужно ли мне прекратить посещать занятия, учитывая то, что танцую я только на занятиях, а не в ночных клубах или на различного рода вечеринках?

– Мне кажется, что лучше бы вместо занятий танцами увеличить время на духовную жизнь, на посещение храма, на какие-то благие дела, на помощь нуждающимся. Все-таки танцы – это эмоционально-развлекательное занятие, которое лучше в пост отложить.

– Я беременна, батюшка мне запретил гастрономический пост, телевизор я и так не смотрю, молюсь, в храм хожу, где получается, дела добрые делаю. Как провести пост с пользой для души?

– По-моему, вы все правильно делаете. И правильно вам батюшка запретил гастрономический пост. Хорошо, что вы не смотрите телевизор, посещаете храм. Будьте радостной, благодушной, смиренной и терпеливой.

– Мне 24, мужу 30 лет, мы только первый год в Церкви, это будет наш первый Великий пост. Я где-то прочитала, что длительное воздержание от супружеских отношений в пост полезно только для тех пар, которые для этого достаточно созрели. Как поститься не во вред для отношений?

– Мне кажется, что чем строже в этой сфере, тем лучше. Да, супружеский пост труден, но вполне возможен. Но, чем горячее дьяволу противостоишь, тем лучше. Опять таки «строже» – это обязательно по силам. Чтобы, если все будет сверх силы, не возникло бы искушений.

Апостол Павел говорил: ««Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5)». Всегда надо искать «золотую середину» – не давать себе поблажек, не распускаться, но и не брать на себя неподъемные нагрузки. Поэтому такие тонкие и деликатные проблемы лучше согласовывать со священником в личной беседе.

– Моему ребенку исполнилось 7 лет. До этого он причащался без предварительного поста. Скажите пожалуйста: сколько нужно поститься перед причастием ребенку, надо ли мне вместе с ним читать все каноны и последование ко причастию (он еще читать не умеет). И еще: как донести до ребенка что такое исповедь и покаяние? Он всерьез ничего не воспринимает.

Теперь хочу задать вопрос о себе. Во время службы в церкви, когда читают Евангелие, мне становится не по себе, прямо сказать очень дурно. Кружится голова, почва уходит из под ног, боюсь упасть. Далее все проходит. А когда подхожу к Святой Чаше причаститься тут вообще хоть беги… Сердце начинает так трепыхаться в груди, ноги трясутся, страх необычайный нападает, всю лихорадит, состояние полуобморочное. Крепко молюсь, чтобы Господь укрепил. После, когда подхожу к запивке не могу взять кружечку трясутся руки, всю трясет! Часто бывает текут слезы от счастья, что ничего не случилось, что сподобилась причаститься. Скажите, пожалуйста, что со мной не так? Из-за такого состояния, редко причащаюсь, и то стараюсь попасть на Литургию в будний день, чтобы народу к причастию было как можно меньше. Помогите понять, что со мной происходит? Я что-то не так делаю? Или может быть во мне бесы сидят?

– Что касается последнего вопроса: конечно, нет, дело ни в каких не в бесах. Ни в коем случае себя не накручивайте. Просто, видимо у вас такая конституция, что организм с трудом переносит даже временный голод, или, может быть, Вам плохо от духоты. Возможно, Вам следует поговорить с врачом. Может быть, у Вас организм как-то истощен, и его нужно подкрепить.

Что касается детской исповеди: ребенку, чем реже исповедоваться, тем лучше. Ну, какие у семилетнего ребенка могут быть грехи? Выискивать их нельзя ни в коем случае, иначе исповедь потом станет чем-то формальным и неискренним. Если все хорошо, если мамочку слушается, то и исповедоваться ему не надо. Ну, а если нашалил серьезно, маму не слушался, то, конечно пусть подойдет и скажет на исповеди. Только это должно быть действительно то, что он сам может понимать как грех, а не какие-то вложенные в его уста слова взрослых. А то, бывает, подходит мальчик и говорит: «Произносил Имя Господа всуе». Естественно, что это его родители научили. Только вот непонятно – зачем? К исповеди это никакого отношения не имеет.

Никаких длинных молитв читать ребенку категорически нельзя. Иначе он, бедный, совсем отойдет от Церкви. Молитва должна быть для ребенка по силам. 5 минут выстоять – и то для него много. «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш» прочитали, и пусть он идет укладываться спать.

– Я 7 лет болен диабетом 2 типа. При нем три «ключа лечения»: диета, таблетки, движение.

Некоторые диабетики соблюдают пост с послаблениями до молочного, а некоторые вообще не соблюдают, мотивируя, что вся жизнь больного диабетом – строгая диета. Речь, конечно, я веду о гастрономической составляющей поста. Священник, у которого исповедуюсь, разрешил вообще не поститься, но так я себя ущербно чувствую. Вот я и думаю, что в понедельник, среду и пятницу в течение всего поста, и все 5 дней 1-ой, 4-ой и 7-ой недели можно сухоядение, а в остальные дни – с рыбу и молочные продукты… Можно ли так поступить?

– Мне кажется, вы не совсем правы. Если священник вам сказал, что не нужно соблюдать пост, значит, нужно его послушать. Послушание паче поста и молитвы. Если хотите себя в чем-то ограничить, именно у него и надо спросить, тем более речь идет о таком хорошем разумном батюшке.

– Подскажите, пожалуйста, в еде в пост можно допускать некоторые послабления, если очень строжайших врачебных ограничений нет, но есть проблемы с пищеварением (заболевания), и иногда съесть кусочек вареного мяса или выпить стакан кефира, а не овощи и хлеб – значит значительно улучшить самочувствие и убрать некоторые неприятные проявление болезни?

– Если какой-то вид еды рассматривается как лекарство и действительно улучшает самочувствие, то, на мой взгляд, вполне допустимо допускать такие послабления. То есть поститесь настолько строго, насколько можете. Но если нужно для укрепления сил поесть более калорийной еды, то – ешьте. Болезнь сама по себе – строжайший пост.

Пост в полную меру прописан для здоровых людей.

– У меня двое маленьких детишек, младшего недавно перестала кормить грудью. По причине беременностей и грудного вскармливания не постилась полноценно несколько лет. Теперь с непривычки мне сложно поститься, как положено. Кроме того, не постятся муж и дети, и соблюдать пост еще сложней. Нужно ли мне советоваться с приходским священником о мере поста? Дело в том, что у нас всего два батюшки на приходе и докучать им вопросами «можно ли мне рыбу по выходным» неудобно. Можно ли определять меру поста самостоятельно?

– Конечно, можно определять меру поста самостоятельно, но, все-таки, можно подойти к священнику (в будний день, когда народу вокруг не так много) и объяснить ситуацию и попросить совета. Мне кажется, это будет лучше всего.

– Скажите, пожалуйста, можно ли мамочке младенца (3года) есть еду малыша, если не доест во время Великого поста? У нас малыш всегда либо недоедает, либо отказывается, тогда еду доедают родители, чтобы продукты не пропадали.

– Здесь нужно несколько иначе настроиться и просто класть ребенку на тарелку меньше, чем вы привыкли. То есть подстраиваться под ребенка, а не под себя, думая, что он должен съедать столько-то. А он столько не хочет! Положите чуть-чуть, и пусть он эти чуть-чуть съест, глядишь, и добавки попросит, тогда и доедать не придется.