Новая ракета-носитель Falcon Heavy отправила в космос спорткар Маска. Как илон маск решил обмануть весь мир, но у него ничего не вышло

Аэрокосмическая компания SpaceX Илона Маска запустила ракету-носитель сверхтяжелого класса Falcon Heavy из Космического центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди (мыс Канаверал, Флорида, США). В качестве полезной нагрузки использован груз в форме капсулы, внутри которого находится спортивный электромобиль Маска Tesla Roadster вишневого цвета, оснащенный несколькими камерами видеонаблюдения. Из электромобиля ведется прямая трансляция. Внутри Tesla Roadster должна непрерывно играть песня Space Oddity Дэвида Боуи. За рулем электрокара находится манекен в скафандре SpaceX.

Terry Renna / Associated Press

«Место назначения — орбита Марса. Она (Tesla Roadster. — прим.) будет находиться в далеком космосе миллиарды лет или примерно столько, если не взорвется во время взлета», — написал ранее Маск.

Ожидается, что Tesla Roadster выйдет на эллиптическую орбиту, которая протягивается от Солнца к Марсу. При этом на самом Марсе электрокар не окажется. Ранее Маск рассказал, что Tesla должен улететь на расстояние примерно 400 миллионов километров от Земли. При этом его скорость должна составить 11 километров в секунду.

— SpaceX (@SpaceX) 6 февраля 2018 г.

В разговоре с CNN Маск рассказал , что система возвращения из космоса боковых ускорителей ранее никогда не тестировалась. «Это действительно сумасшедшее количество энергии, и это действительно чудо, что ракета держится (скреплением трех. — прим.) вместе», — сказал он.

Решение использовать в качестве полезной нагрузки электромобиль было связано с тем, что первый запуск новой ракеты зачастую может оказаться неудачным. Представляя Tesla Roadster как полезную нагрузку, Маск писал , что для испытательных полетов новых ракет в этом качестве часто используют бетонные и стальные блоки. Он назвал это «ужасно скучным» и добавил, что решение отправить электрокар связано с желанием отправить к Марсу «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать».

При этом электрокар не выйдет непосредственно на Марс. Иногда Tesla сможет оказываться достаточно близко к планете. Ранее Маск говорил, что есть чрезвычайно небольшой шанс, что электромобиль попадет на Марс.

Для Falcon Heavy этот полет стал первым демонстрационным. О разработке ракеты-носителя Falcon Heavy Маск рассказал в апреле 2011 года. Сначала ее планировали запустить в 2013 году, однако позже дату неоднократно переносили.

CNN отмечает, что в случае выполнения плана, Falcon Heavy станет самой мощной в мире ракетой, совершившей подобный полет. По словам Маска, сегодня она уже является самой большой в мире ракетой. Falcon Heavy способна поднимать большую нагрузку, чем любая другая американская ракета — начиная с ракеты-носителя «Сатурн-5», которая использовалась для пилотируемой посадки на Луну — задач программы «Аполлон».

Это первый случай, когда частная коммерческая компания разработала такую ​​масштабную ракету полностью без государственного финансирования, отмечает The New York Times. Издание пишет, что для SpaceX запуск Falcon Heavy по сути означает демонстрацию того, что компания может намного больше, чем выводить спутники связи на орбиту и доставлять грузы NASA на Международную космическую станцию.

Прогнозируя запуск, Маск отмечал, что это именно тестовая миссия. Есть большая вероятность, что что-то пойдет не так, добавлял он. Маск также рассказывал, что обычно за день до запуска чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительным и счастливо», — сказал он накануне запуска, добавив, что это может быть и плохим знаком.

Из Космического центра Кеннеди были произведены многие известные пуски NASA, в том числе «Аполлон-11» в 1969 году — миссия, которая доставила на Луну астронавтов Эдвина Олдрина, Майкла Коллинза с командиром экипажа Нилом Армстронгом.

Маск рассказывал, что запуск Falcon Heavy поможет в будущем учесть детали для отправления людей на Луну и Марс. Ранее он анонсировал решение SpaceX организовать полет к Луне двух человек — не профессиональных астронавтов, а именно частных лиц, космических туристов — во второй половине 2018 года. Они должны облететь Луну, не совершая при этом посадки. Известно, что люди для этой миссии уже выбраны, однако пока Маск отказывается называть их имена. Он лишь говорил, что они знакомы друг с другом, не связаны с Голливудом и принесли компании значительные финансовые вложения для организации транспортировки. В ближайшее время они пройдут медицинский осмотр, после чего их начнут готовить к отправлению. Полет будет осуществлен на космическом корабле Dragon 2. SpaceX разрабатывает его совместно с NASA.

Надпись на одной из частей электрокара: «Сделано на Земле людьми»

Человек запускает в космос ракеты уже более 60 лет. За это время столь волнительный процесс прошёл путь от события планетарного масштаба до рутинной новости, которая легко теряется где-то между биржевыми сводками и прогнозом погоды. В какой-то мере эта обыденность закономерна: за минувшие полвека было взято огромное число космических “высот” - от запуска первого искусственного спутника Земли до прогулки человека по Луне. Правда, взяты эти “высоты” были, в основном, на старте, а в следующие десятилетия отрасль словно упёрлась в небесную твердь.

Рядовой гражданин всё чаще вспоминал о “звёздной” теме после очередного неудачного пуска, чем после новой победы в освоении новых миров.

Космонавтика словно утратила дух авантюризма и присущий ей трепет перед покорением неизведанного. Большие задачи - вроде возвращения человека на Луну, полёты к Марсу и даже его колонизация - декларировались, но так и оставались в планах.

В начале 21-го века инициативу неожиданно перехватил бизнес.


Илона Маска уже сравнивают с Тони Старком (хотя должны с Говардом Хьюзом)

Со-основатель платёжной системы PayPal Илон Маск учредил частную компанию SpaceX , которая поставила перед собой задачи, казавшиеся тогда чем-то фантастическим. Вопреки устоявшейся практике, Маск решил развивать технологию возврата и многоразового использования ступеней ракет-носителей: то, что раньше топилось в мировом океане, теперь эффектно совершало мягкую вертикальную посадку и взлетало опять - прямо как в старых кинофильмах или рассказах писателей 100-летней давности.


Кадр из фильма "Место назначения - Луна" (1950)


Сравнение посадки Falcon 9 и ракеты из фильма "Небо зовёт"

Маск удешевил запуски и теперь получает контракты на доставку к МКС грузов, вывод спутников к околоземной орбите и организует туристические полёты к Луне. Но все эти успехи лишь разминка перед главной задачей, озвученной более 10 лет назад - пилотируемому полёту к Марсу. И очередной рубеж, отделяющий SpaceX от этой невообразимой задачи, Маск преодолел буквально на днях, когда был успешно произведён пуск тяжёлой ракеты Falcon Heavy .


Запуск ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту

Этот пуск приковал к себе внимание миллионов зрителей и тут важно отметить следующее.

Рядовому землянину, для которого спутниковая навигация или видеосвязь с любой точкой мира уже давно не воспринимается как чудо техники, вновь стал интересен космос. Своей последовательностью и целеустремленностью Маск возвращает нам “время первых” с его фантастическим чувством сопричастности: на наших глазах происходит что-то большое и едва ли не историческое. Но, как мне кажется, сколь технически новаторским не был проект SpaceX , он не смог бы достучаться до столь огромного числа, в общем-то, далёких от космонавтики людей без одной важной составляющей.


Синхронное возвращенние на Землю ступеней Falcon Heavy

Маск оказался первым кое в чём другом, не менее важном. Он превратил запуск ракеты в зрелище, словно срежиссированное в Голливуде.

К Марсу и Поясу астероидов отправилась ракета, которую седлает электрокар Тесла, за его рулём сидит buster в скафандре; в бардачке лежит томик Дугласа Адамса «Автостопом по галактике » и полотенце; на информационном табло автомобиля горит надпись «Don’t Panic » (и полотенце, и надпись отсылают к упомянутому роману), в repeat-режиме звучит песня Дэвида Боуи Space Oddity и всё это непрерывно транслируется через YouTube.


Вид из кабины Tesla, удаляющейся от Земли

Все эти несложные и, в общем-то, недорогие мелочи стали вишенкой на торте, чей вкус стал давно приедаться. Конечно, кто-то уже поспешил назвать всё это промоакцией и трюком . Но если трюк сработал и всё больше людей ждут новостей из космоса, который бороздит красный кабриолет - почему бы и нет?

Тем более, что все эти киношные примочки и отсылки к массовой культуре уже выливаются в народное творчество:

1. Кто-то отправил Теслу в далёкую-далёкую галактику:

3. Не обошлось без отсылок к ретровейв-культуре "80-ых:

4. А там, где "80-ые - там и Фрэнк Дребен:

5. Не обошли вниманием и напряжённое возвращение ступеней:

6. И напоследок - мой любимый, где Тесла как бы говорит "Oh Hi Mark!":

Компания Илона Маска Space X запустила в космос сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Успешный запуск обсуждают не только в научном сообществе - Маска поздравил президент США Дональд Трамп, а американские СМИ уже пишут о том, что Россия с треском проиграла в космической гонке. Мы решили коротко объяснить, какое значение для всего мира имеет ракета Илона Маска.

Мощность

СМИ называют Falcon Heavy самой мощной ракетой-носителем в истории. На самом деле лишь в новейшей истории, ведь в 80-х годах прошлого века Советский Союз запускал ракету и помощней - она называлась «Энергия» и выводила на орбиту корабль «Буран» весом в 105 тонн. Однако от строительства столь мощных ракет отказались, поскольку в них не было практической необходимости.

Илон Маск со своими планами покорения Марса изменил представления людей. Чтобы доставлять грузы на Марс, Луну или любую другую планету, потребуются сверхтяжелые ракеты, и кроме как у Маска, их в наше время нет ни у кого. В теории Falcon Heavy способен доставить до 63,8 тонн на низкую опорную орбиту, до 26,7 тонн на геопереходную орбиту, до 16,8 тонн на Марс и 3,5 тонн на Плутон.

Дешевизна

Если верить словам Маска, стоимость запуска ракеты Falcon Heavy составила всего лишь 90 миллионов долларов. Это невероятно дешево, причем не только для сверхтяжелой ракеты, но вообще для любого космического запуска. Для сравнения, в России на каждый старт тратится не менее полумиллиарда долларов. А аналог Falcon Heavy, который разрабатывает NASA, и вовсе обойдется не менее чем в 1,5 млрд долларов.

Успех Space X – невероятный прецедент того, как частная компания, существующая всего 15 лет, утерла нос титанам в лице США и России, которые много лет боролись за господство в космической гонке. Снижение стоимости запуска ракет может запустить новый виток развития космонавтики, ведь теперь полеты на Луну, даже туристические - не такая уж роскошь.

Многоразовость

Снизить стоимость полетов Маску удалось в том числе благодаря тому, что Falcon Heavy - ракета многоразовая. Ускорители первой и второй ступени, помогающие ракете выйти на нужную орбиту, после завершения своей миссии отсоединяются и плавно возвращаются туда, откуда взлетели - целые, невредимые и готовые к повторному использованию.

С боковыми ступенями все произошло ровно так, как и задумывалось - они приземлились на свое место. Центральный ускоритель слегка промахнулся и ушел под воду, но Маск пообещал его достать и даже продемонстрировать миру кадры посадки, сделанные с камер на борту.

Компания Илона Маска (Elon Musk) SpaceX запустила к Марсу свою тяжелую ракету Falcon Heavy и, таким образом, совершила первый в истории запуск тяжелой орбитальной ракеты. Целью миссии является выведение автомобиля Tesla на орбиту вокруг Солнца. Окно для запуска на эту траекторию открывается раз в два года. Ее особенность в том, что именно такая орбита позволяет наиболее эффективно расходовать топливо для полетов к Марсу. Если все пройдет удачно, машина, как и другие космические тела, будет обращаться вокруг Солнца, время от времени приближаясь то к Земле, то к Марсу. До Самого Марса автомобиль не долетит, так как у него нет двигателей, необходимых для корректировки положения в космическом пространстве.

Прямая трансляция велась на официальном канале компании в сервисе YouTube. Как сообщает сайт, запуск состоялся 6 февраля только в 23:45 по московскому времени, так как компании пришлось откладывать его несколько раз из-за сильного ветра. Ракета Falcon Heavy имеет в три раза больше двигателей, чем было у ракеты Falcon 9, а ее общая грузоподъемность составляет около 64 тонн. При этом, планируется, что на Марс она сможет доставить около 17 тонн. Таким образом, грузоподъемность ракеты почти вдвое выше, чем у ближайших конкурентов.

Если испытание будет проходить успешно и далее, то компания Space X укрепит свои коммерческие перспективы и осуществит в 2018 году еще два запуска. Она планирует запустить спутник для Саудовской Аравии также в начале этого года. Кроме того, компания имеет заказ и от ВВС США.

В этот раз Falcon Heavy не несет ничего сверхтяжелого. В качестве нагрузки решили использовать автомобиль Tesla Roadster, в котором находится манекен по имени Starman. Он одет в костюм SpaceX, предназначенный для запланированных миссий экипажа Dragon. Также манекен слушает Дэвида Боуи, везет с собой диск с произведениями писателя Айзека Азимова (Isaac Asimov) и книгу Дугласа Адамса (Douglas Adams) «Автостопом по Галактике». Кроме того, в машине находится табличка с надписью «Без паники!» (Donʼt panic).

Мир 6 февраля наблюдал за запуском сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, который ее создатель Илон Маск традиционно превратил в шоу. Запуск продемонстрировал не только маркетинговые таланты бизнесмена, но и технические достижения его компании. Однако говорить о «революции» в области космоса пока рано – ракеты производства SpaceX все еще уступают некоторым советским образцам.


Космический триумф американского бизнесмена Илона Маска оказался смазанным. При тщательно отлаженной пиар-кампании главу SpaceX подвела техника. Центральный разгонный блок сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy разбился при посадке.

В блоке закончилось топливо, а потому запустился только один из трех двигателей, используемых при посадке. В результате вместо того, чтобы приземлиться на плавучую платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане, блок рухнул в воду на скорости 480 километров в час, а его осколки повредили платформу. При этом два боковых ускорителя успешно совершили синхронную посадку неподалеку от космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Илон Маск превратил запуск ракеты в шоу

Конечно, неудачная посадка блока – мелочь по сравнению с самим успешным пуском сверхтяжелой ракеты-носителя. Свой первый испытательный полет Falcon Heavy совершила во вторник в 23.45 мск с космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Нельзя не отдать должное талантам Илона Маска в области пиара. В качестве груза он поместил в верхнюю ступень Falcon Heavy свой личный электромобиль Tesla Roadster с манекеном, одетым в скафандр производства SpaceX (и машина, и скафандр – тоже детища Маска). Утром в среду Tesla уже покинул орбиту Земли и теперь, по плану, начнет движение к Марсу по гелиоцентрической орбите.

При этом в кабине Tesla играет знаменитый трек Space Oddity Дэвида Боуи, которым каждый желающий может насладиться, посмотрев видео из кабины бороздящего космос автомобиля. Само собой разумеется, что сам пуск ракеты сопровождался онлайн-видеотрансляцией.

Сумел Маск обыграть и крушение центрального блока, пообещав, если камеры не взорвались и сумели это зафиксировать, выложить видео, на которое, по его словам, забавно будет посмотреть.

Естественно, привлечь внимание всего мира бизнесмену удалось, не говоря уже о США. Американский президент Дональд Трамп поздравил Маска, заявив: «Это достижение совместно с коммерческими и международными партнерами NASA продолжает демонстрировать изобретательность американцев в ее лучших проявлениях!».

Революционная модель космического производства

Несмотря на все это пижонство, главный успех Маска совсем не маркетинговый. После благополучного запуска Falcon Heavy становится самой мощной ракетой-носителем в мире, используемой на данный момент. Планируется, что носитель сможет доставлять до 63,8 т на низкую опорную орбиту, до 26,7 т на геопереходную орбиту, до 16,8 т на Марс и 3,5 т на Плутон.

При этом своего ближайшего конкурента Delta IV Heavy от компании Boeing она превосходит не только по полезной нагрузке, которую может вывести на низкую опорную орбиту (в два раза), но и по дешевизне. SpaceX заявляет, что запуск ракеты-носителя стоит 90 млн долларов, в то время как полет «Дельты» требует около 435 млн, а проектная стоимость одного пуска разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System – Cистема космических запусков) – 500 млн долларов. Как отметил Маск, вся разработка Falcon Heavy обошлась его компании примерно в 500 млн долларов.

Сложность инженерной задачи, которую удалось решить компании Маска, можно описать следующим образом. На старте у ракеты Falcon Heavy работают сразу 27 двигателей – и это очень большое количество. Так много ракет нужно не только для создания соответствующей тяги. Если при старте использовать лишь один двигатель на каждый блок, то он не сможет выдавать требуемую мощность при дальнейшей посадке – тяга будет слишком велика, ракета почти мгновенно использует требуемое топливо и рухнет. Но чем больше количество двигателей, тем математически более вероятен отказ хотя бы одного из них – а такой отказ почти неминуемо закончится катастрофой. Придуманная Маском конструкция крайне напоминает советскую ракету Н-1, которая тоже имела на первой ступени 30 двигателей – и все четыре ее запуска завершились авариями.

Каким же образом Маску удалось успешно запустить ракету с таким количеством двигателей? Дело в том, что он совершенно иначе подошел к испытаниям, чем его советские коллеги почти пятьдесят лет назад.

Сначала эти блоки проходили испытания на ракете Falcon 9 – это позволяло получить данные о том, как блок ведет себя во время полета. Затем блоки были связаны в один пакет, и был сделан контрольный запуск всех 27 двигателей на 12 секунд. Советские инженеры в свое время не сделали таких испытаний, потому что сильно торопились. И только удостоверившись, что все двигатели успешно работают в связке, была запущена Falcon Heavy. Иначе говоря, Маск провел достаточное количество предварительных испытаний, прежде чем совершить сегодняшний пуск.

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев отметил, что «это несомненный успех – появление новой ракеты-носителя, которая вдвое больше самой мощной существующей или в три раза больше нашего «Протона».

Проект еще отработают, осуществив несколько запусков, указал Моисеев, отметив, что в перспективе это откроет новые возможности. «При исследовании планет Солнечной системы можно посылать тяжелые аппараты, можно коммерчески успешно запускать по два тяжелых спутника за раз. Это шаг вперед», – отметил собеседник.
Запуск сверхтяжелой ракеты – это «выдающееся достижение для Илона Маска и его компании», – заявил газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. Falcon Heavy – «действительно самая мощная ракета сейчас в мире», указал собеседник.

Поскольку человечество переходит к новому этапу развития космонавтики, связанному с освоением дальнего космоса, этот запуск можно назвать «первым серьезным шагом к реализации проектов, связанных с освоением Луны и Марса. Нельзя его недооценивать», – подчеркнул Ионин. Он напомнил, что такие программы потребуют очень серьезного увеличения грузопотока. И Маск не собирается останавливаться на Falcon Heavy, у него в планах более мощные ракеты.

«Маск шаг за шагом реализует абсолютно новую революционную модель космического производства», – указал собеседник. Он напомнил, что космонавтика живет в рамках тех моделей, которые были заложены в 50–60-х годах в СССР и США.

Маск все это изменил, в частности полностью пересмотрел вопросы, как ракеты надо делать и как об этом надо говорить. «Это его два главных достижения»,

– пояснил эксперт.

Не стоит преувеличивать значение

Многие уже поспешили объявить достижение Маска «прорывом». Однако преувеличивать значимость запуска сверхтяжелой ракеты SpaceX все же не стоит. «Я не стал бы использовать в отношении запуска Falcon Heavy такие громкие слова, как «революция» в сфере космоса», – отметил Моисеев.

Если взвешивать на весах , это не дотягивает ни до первого полета человека в космос, ни до высадки человека на Луну, соглашается Ионин. «Это событие стоит на ступеньку ниже, и оно очень важно в части реализации новых программ человечества по освоению дальнего космоса», – указал эксперт, выразив уверенность, что Маск еще успеет показать всем историческое событие.

И дело тут не в потере центрального разгонного блока. Тот факт, что при посадке разбился центральный разгонный блок, не имеет значения, так как этот блок набирает большую скорость и спасти его сложнее, отметил Ионин. «При первом пуске это тем более ерунда. Но даже если он потом не будет спасаться, я тоже не вижу здесь ничего страшного», – указал он.

Во-первых, пока это лишь первый тестовый запуск, и до начала регулярной эксплуатации ракеты еще далеко. Во-вторых, стоит вспомнить, что в свой первоначальный график Маск все же не уложился. Он обещал осуществить первый запуск Falcon Heavy летом 2017 года, то есть полгода назад. Кроме того, нельзя забывать и о недавнем провале с выводом на орбиту секретного американского спутника Zuma. Спутник, запущенный с помощью уже неоднократно отработанной ракеты Falcon 9, так и не достиг орбиты, разбившись при падении в океан.

И это была далеко не первая неудача Маска. Так, в 2013 году космический корабль Dragon потерял управление из-за блокировки топливных клапанов. В 2015 году другой Dragon, который должен был доставить воду и продукты питания на МКС, после запуска упал из-за взрыва резервуара с гелием. Ракета Falcon 9 вместе со спутником, который она должна была доставить, взорвалась в 2016 году прямо на пусковой платформе. Да и посадка первой ступени ракеты-носителя удалась компании далеко не с первого раза. Также в 2017 году грузовик Dragon не смог пристыковаться к МКС с первого раза. Не говоря уже о регулярных сдвигах сроков различных проектов SpaceX.

СССР запускал и куда более мощные ракеты

Важно отметить, что Falcon Heavy – самая мощная ракета из существующих на данный момент, но не в истории. Советский Союз активно занимался созданием сверхтяжелой ракеты-носителя еще в XX веке. Например, были такие проекты, как Н-1 и «Энергия».

Программа Н-1 в 1960-е годы предполагала возможность вывода на низкую опорную орбиту полезной нагрузки от 90 до 100 т, однако не была удачной. Все четыре старта завершились неудачно, ракета взрывалась по причине малонадежности двигателей. «А когда двигатели довели, проект «волевым решением» закрыли», – рассказал Моисеев.

Ионин не исключил, что проект все же можно было бы довести до конца. По его мнению, он «не был реализован во многом потому, что потерял политическую актуальность. И американский, и российский лунные проекты были политическими. И после того, как американцы высадились на Луну, политическое значение кратно снизилось. Поэтому проект Н-1 был закрыт», – пояснил эксперт.

А вот следующий проект «Энергия» был вполне успешен, отметил Ионин. Сверхтяжелая ракета с полезной нагрузкой в 100 т летала два раза: в 1987 и в 1988 году. Разрабатывалась и еще более тяжелая версия – «Вулкан», с грузоподъемностью до 200 т. «Но проект был закрыт, потому что Советского Союза не стало, а ракета дорогая и в рамках скудной космической программы России в 90-х годах была не нужна. Поддерживать все в режиме готовности – это невероятные усилия», – пояснил собеседник.
«С «Энергией» получилось так, что она была хорошо отработана, прекрасно сделана, двигатели до сих пор используются. Но на эту ракету уходили огромные деньги, а вот полезных нагрузок на нее не сделали, средств уже не хватило» – отметил Моисеев.

В России сверхтяжелую ракету стоит ждать не раньше конца 2020-х годов

В современной России, однако, ситуация со сверхтяжелыми ракетами обстоит пока не так хорошо, и тут Маск со своим первым запуском Falcon Heavy, безусловно, далеко впереди.

Россия заявляла, что будет создавать сверхтяжелую ракету, это необходимо для программы по освоению дальнего космоса, отметил Ионин. По его словам, пуск ориентировочно может состояться в конце 2020-х годов.

Моисеев рассказал, что у нас рассматривают создание сверхтяжелого носителя к 2028 году. А пока несколько лет дается на эскизный проект, «бумажную проработку», пояснил он.

Однако пока идут дискуссии, насколько она нужна, указал эксперт. «Пока денег на нее не выделено, только на один узел – ракету «Союз-5», да и то под вопросом. Каких-то нагрузок для ракеты не просматривается, не проектируется», – подчеркнул он. По его мнению, ситуация схожа с «Энергией» – ракету собираются делать, «а для чего она нужна, никто толком сказать не может».

Кстати, один из вариантов подобной ракеты получил обозначение «Энергия-3В», и в нем, соответственно, используются наработки старого советского проекта.