Модернизация российской армии идет по плану. Признайте факты: российская армия проходит модернизацию и становится смертоносной военной машиной

Надежное обеспечение национальной безопасности страны

Сохраняя демократический порядок в нашей стране, ее граждане ради защиты собственных прав и образа жизни должны участвовать в поддержании баланса многообразия в мире. Россия, навсегда расставшись с прежними претензиями на мировую гегемонию, сделала это не для того, чтобы кто-то претендовал на место гегемона.

Миссия России в мире - быть на стороне сообщества суверенных демократий и свободного рынка против каких бы то ни было глобальных диктатур и монополий; сделать национальный суверенитет фактором справедливой глобализации и демократизации международных отношений.

Но участвовать в определении мировой повестки дня, общепланетарных правил игры и решать свои внутренние, социально-экономические задачи без надежной защиты собственного государства невозможно. Такую защиту обеспечивают только боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные силы. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. Как говорил еще император Александр III, у России только два настоящих союзника: ее армия и флот.

В этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений. Такая модернизация ввиду возросшего числа военных и террористических угроз в мире в XXI в. является задачей общенационального значения.

России нужны мобильные Вооруженные силы, обладающие высоким технологическим и интеллектуальным потенциалом. За счет мобильности можно компенсировать меньшую, чем раньше, численность армии при сопоставимых по масштабу защищаемых территориях. От Китая до Европы, от Кавказа до Афганистана простираются операционные направления наших возможных военных действий. И это даже без учета возникновения ситуаций, требующих «проецирования силы», т. е. демонстрации военных возможностей России за пределами ее сухопутных границ!

Встречается мнение, что все проблемы Российской армии будут решены, если мы перейдем с призывного на контрактный принцип комплектования, заменим всеобщую воинскую обязанность профессиональной армией.

Действительно, самые современные и эффективные армии мира - США и Великобритании - комплектуются контрактниками-профессионалами. Но эффективность и могущество этих армий базируются не только и не столько на принципе контракта, сколько на огромном военном бюджете, крайне дорогостоящих оборонных технологиях, наиболее прогрессивных принципах военной стратегии и организации. Если сосредоточить все внимание на системе комплектования армии, но упустить из виду другие, зачастую более важные аспекты обороноспособности, мы получим армию, принципиально не отличающуюся по своей эффективности от нынешней, но при этом гораздо более накладную, неподъемную для государственного бюджета.

Российская армия и силы безопасности должны приобрести мобильный характер, получить новое, высокоточное вооружение, перейти на новую организационно-штатную структуру. От крупных, но малоподвижных соединений советского периода - к небольшим по численности, но мобильным, хорошо обученным и оснащенным подразделениям, способным эффективно действовать самостоятельно и на большом удалении от мест постоянного базирования.

Россия нуждается в мощных и модернизированных силах ядерного сдерживания, охлаждающих пыл потенциальных противников. Необходимо поддерживать ракетно-ядерные силы, средства космической разведки и раннего предупреждения, гарантирующие от внезапного удара и обеспечивающие возможность нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику.

Необходимое условие военной реформы - широкий диалог между армией и обществом, создание атмосферы взаимного доверия, понимание обществом реальных проблем армии.

Это прежде всего касается проблемы профессионализации армии, уничтожения позорящей ее и отравляющей ее отношения с обществом системы «дедовщины» (неуставных отношений). Принятая программа изменения принципов комплектования Вооруженных сил предусматривает постепенное сокращение срока службы по призыву с двух до одного года и увеличение удельного веса профессиональных военных (контрактников).

Необходимо также создать в армии профессиональный сержантский корпус - категорию младших командиров и технических специалистов, образующих, наряду с офицерами, «становой хребет» армии. Это позволит поднять качество эксплуатации дорогостоящей военной техники, победить «дедовщину».

Параллельно должен быть решен вопрос о масштабном повышении окладов офицерскому составу, которое позволило бы командирам думать о боевой подготовке войск, а не о выживании своих семей. Важно создать сильную мотивацию офицеров для их карьерного роста. Выпускники военных академий при назначении на должности в войсках должны получать оклады, жилищные условия, достойные офицеров, а не увольняться сразу по получении военного образования или после первых двух-трех лет службы.

Новейший российский танк «Армата» продолжает привлекать внимание военных экспертов и широкой публики. Корпорация «Уралвагонзавод», получившая заказ на серийное производство этой машины, объявила недавно, что будет, вероятно, выпускать также «беспилотную» версию «Арматы», назвав такой танк будущего.


Знаменитый завод по производству вооружений обладает определенным опытом в области дистанционно управляемых машин: он выпускает роботизированную специальную пожарную машину на основе боевого танка Т-72. В соответствии с планами руководства, серийное производство нового танка «Армата» может начаться уже в нынешнем году. Сейчас машина проходит эксплуатационные испытания в полевых условиях.

«Уралвагонзавод» в ближайшие годы будет загружен работой, поскольку он выполняет ряд правительственных заказов по производству, модернизации и переоснащению широкого перечня военного оборудования. Среди этих заказов танк Т-72Б3, боевая машина пехоты БМП-2, самоходная гаубица Мста-2С19М1, бронетранспортер БТР-82АМ, боевые машины десанта и другая продукция. В общей сложности завод поставит для вооруженных сил России более 1400 единиц военно-транспортной техники.

За последние несколько десятилетий американский универсальный военный колесный вездеход HMMWV превратился в стандарт, по которому судят о других моделях военного транспорта, поскольку он задействовался во всех конфликтах с участием Америки по всему земному шару и показал свою способность выдерживать любой климат и любой мыслимый рельеф местности.

Российские военные давно стремились создать свою альтернативу и, наконец» в 2006 году был принят на вооружение бронированный армейский внедорожник «Тигр». Российский автопроизводитель «ГАЗ» и Министерство обороны работают над адаптацией конструкции к внутренним и международным стандартам, вводя усовершенствования и готовя машину к конкуренции с американским и другими западными аналогами.

В 2010 году бразильские правоохранительные органы выразили заинтересованность в приобретении «Тигра» для своих отрядов специального назначения, а в 2013 в Бразилии завершились испытания и оценка его характеристик с целью использования в ходе крупных спортивных событий в 2014-м и 2016-м.

Во время предстоящего в ближайшее время ежегодного военного парада 9 мая, который ознаменует 71-годовщину со дня победы Советского Союза над нацистской Германией во второй мировой войне, российские вооруженные силы продемонстрируют его новейшую версию, «Тигр-М», оснащенный выносным боевым модулем с дистанционным управлением «Арбалет-ДМ». По словам официального представителя компании, выпускающей «тигров» Сергея Суворова, на внедорожнике предполагалось установить итальянские боевые модули, однако в результате введения экономических санкций против России этот контракт был сорван. Кроме того, «итальянские технологии оказались слишком хрупкими для нашего климата», в то время как «Арбалет» отлично зарекомендовал себя при температурах от -50 до +50 Со.

Согласно сообщению Суворова, устройство «Арбалет» полностью стабилизировано, а его система управления огнем имеет функцию захвата и автоматического отслеживания цели, которая позволяет оператору вести эффективный огонь как в стационарном положении, так и во время движения. Кроме того, машина может при необходимости управляться полностью дистанционно. Модуль «Арбалет» оснащен двумя типами пулеметов и автоматическим подствольным гранатометом, причем оператор может переключаться с одного пулемета на другой с помощью компьютеризированной системы управления огнем. О будущем амплуа новых «тигров» можно догадаться, исходя из их места на параде 9 Мая – они будут сопровождать мобильные ракетные комплексы «Ярс». Исходя из этого логично предположить, что первыми, кто получит эти новые армейские внедорожники, будут российские ракетные войска стратегического назначения. «Тиграм» предстоит использоваться для охраны мобильных пусковых установок и баллистических ракет.

Концерн «Калашников», входящий в государственную корпорацию «Ростех», приступил к созданию корпоративного университета, что свидетельствует о его зрелости в качестве производителя полуавтоматического оружия и экспортной платформы. По словам Михаила Ненюкова, заместителя директора концерна по качеству и развитию производства, это решение должно способствовать развитию управленческих качеств персонала компании. Согласно его заявлениям, такой университет станет «единой системой развития лидерства и талантов, управленческих и производственных компетенций сотрудников «Калашникова» с уровня рабочего до управленцев среднего и высшего звена».

Главный редактор российского журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко полагает, что необходимо создать образовательные структуры в крупных корпорациях и на предприятиях военно-промышленного комплекса страны: «У нас практически не осталось иных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров, поэтому подобные инициативы можно только приветствовать. Оборонная индустрия сегодня является локомотивом российской экономики, и для нее необходимо готовить кадры, особенно учитывая масштабную модернизацию производств, а также появление современного оборудования с цифровым управлением, внедрение новых технологий и материалов».

Следует отметить, что в советские времена в оборонно-промышленном комплексе страны работали наиболее талантливые конструкторы и рабочие, получавшие высокую и стабильную заработную плату, а также пользовавшиеся исключительной системой льгот. Сегодня российская оборонная индустрия переживает серьезное старение и сталкивается с «утечкой мозгов» в частный сектор, и российское правительство стремится создать такие условия, чтобы она могла обучать и удерживать будущее поколение высококвалифицированных специалистов.

Россия энергично перевооружает свою армию. В 2011 году была утверждена Государственная программа развития вооружений до 2020 года стоимостью 1,2 трлн. долларов. Ее цель - довести количество новейших образцов военной техники в войсках до 70%. Москва всерьез решила взяться за коренную модернизацию вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.

2020: новая армия
На 2010 год доля новой техники в вооруженных силах России составляла менее 20%. К 2020-му году этот показатель должен составить 70%. Это позволяет назвать программу модернизации армии беспрецедентной в постсоветской истории России. Если в 2003 году общий объем бюджета Минобороны составлял 600 млрд. рублей, то сегодня он составляет 2,3 трлн. рублей.

Приоритетом программы является модернизация стратегических ядерных сил (СЯС). Доля ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в составе СЯС должна сократится с 70 до 35%. Связано это с тем, что на вооружении России находится большое количество устаревших ракет советского производства. Армия делает ставку на ядерные силы ВМФ вместо ракет наземного базирования. Парк РВСН должен обновиться на 80%.

Главным ядерным щитом страны к 2020 году должны стать десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955. Они оснащаются баллистическими ракетами с расщепляющимися головными частями «Булава». На начало 2014 года в строю находятся уже два подводных крейсера «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», третий корабль - «Владимир Мономах», проходит сдаточные испытания.

Развитие Военно-морского флота - одна из приоритетных задач программы перевооружения. Ставка делается, по прежнему, на мощный подводный флот. Восстановление надводного флота идет от строительства малых кораблей к крупным. Связка корвет-фрегат-эсминец нового поколения должна за шесть лет стать основой надводных сил ВМФ.

Масштабна по своим планам и модернизация военной авиации. До 2020 года планируется закупить более 1500 летательных аппаратов новейших типов и модернизировать более 400 состоящих на вооружении. К 2020 году Россия будет иметь современную армию, способную выполнять широкий спектр задач.

Новые вызовы безопасности
Москва называет четыре основные военные опасности, которые в перспективе могут создать угрозу безопасности страны: (1) расширение НАТО на восток, (2) усиление иностранных воинских контингентов в сопредельных государствах, (3) дестабилизация политической и стратегической ситуации на границах России, (4) международный терроризм. По оценкам Генерального штаба Вооруженных сил РФ к 2030 году к этому списку могут добавиться войны за ресурсы Центральной Азии и Арктике. Военная политика России в Арктике предусматривает создание арктических бригад, новых атомных ледоколов для освоения Северного морского пути, создание арктических военных баз в Карском море и формирование особого военного округа.

Россия не планирует участие в конфликтах в ближайшем будущем. Это дает ей время на приведение армии в современное состояние. Оборонно-промышленный комплекс России создает новейшие системы вооружений: стратегические ракеты, донные ракетные комплексы, боевые лазеры, роботехнику, высокоточное оружие. Ракеты большой точности, наводящиеся через спутники ГЛОНАСС вскоре должны составить арсеналы российской фронтовой авиации. Ограничением является слабая развитость в России современного информационного обеспечения. Западные технологии и аналоги в бортовом оборудовании в случае военного конфликта могут обесценить боевую эффективность современной боевой техники.

Тем не менее, Россия производит непревзойденные ядерные силы, средства противовоздушной и противоракетной обороны. Ракетные комплексы С-400 имеют дальность действия вдвое большую, чем американские MIM-104 Patriot. Радары С-400 могут отслеживать до 100 целей одновременно, а скорость их ракет в 12 раз превышает скорость звука. Российские комплексы ПВО «Панцирь С-1» являются одними из самых эффективных в своем классе. Не имеют аналогов гиперзвуковые высокоточные баллистические ракеты «Искандер-М». Новейшие подлодки проекта 885 «Ясень», признаны одними из самых бесшумных и малозаметных в океане. Большие возможности у российских истребителей Су-35. Ударные вертолеты «Ка-52» являются одними из самых мощных комплексов вооружений такого класса в мире.

Экспортные позиции
В 2013 году «Рособоронэкспорт» поставил на экспорт военную технику на 13 млрд. долларов. Основные покупатели российского оружия - Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Алжир. На долю этих государств приходится более 75% экспортируемой военной продукции. Всего «Рособоронэкспорт» сотрудничает с 60 странами. Традиционно высоким спросом пользуются российское стрелковое оружие, вертолеты, зенитные ракетные комплексы (ЗРК), истребители, а также фрегаты и подлодки российского производства.

Рынок оружия периодически подвергается серьезным испытаниям - здесь сталкиваются политика и экономика. Ввиду сокращения военных расходов в мире идет жестокая конкуренция. Афганистану приходится отказываться от привычных вертолетов Ми-17 в пользу американского концерна «Sikorsky». Эмбарго на поставки оружия в Иран лишили Россию значительных доходов. Также повлияла на экспорт смена режима и гражданская война в Ливии, сократились контракты с Сирией. Тем не менее, Россия удерживает второе место по поставкам вооружений в мире после США.

Возрождение
Потребность государства в создании и совершенствовании Вооруженных сил содействует успеху реализации программы перевооружения. Российский оборонно-промышленный комплекс обладает высоким потенциалом, сохраняет наследие военной машины СССР и развивает перспективные разработки. Результаты осуществления программы в 2011-2013 годах говорят о готовности Москвы привести армию и флот к современному облику к 2020 году.

Доля новой техники в Российской армии составляет 58%, и уже в этом году увеличится до 62. Об этом рассказал . Президент , посвященных военной тематике. Сегодня были приглашены представители армии и оборонных предприятий. Главная цель — подвести промежуточные итоги госпрограммы перевооружения и решить, какое оружие понадобится военным в будущем.

Сегодня в Санкт-Петербурге на воду было спущено судно связи нового поколения "Иван Хурс". В этот корабль заложены характеристики по целому ряду корабельных систем жизнеобеспечения. Большинство процессов управления штатными техническими средствами и бортовым вооружением автоматизированы.

Выполнение гособоронзаказа почти в полном объеме за прошлый год говорит о том, что модернизация Российских вооруженных сил идет строго по плану. А это значит, что до конца 2020 года, как и было намечено президентом, состав вооружений и военной техники будет обновлен на 70%.

"В войска поставлено более 5 тысяч 600 единиц основных видов новейшего вооружения, а так же около 3 тысяч отремонтированных и модернизированных образцов военной и специальной техники, — сообщает президент. — Это позволило довести парк современной техники в частях постоянной готовности до 58%. В целом, успешное выполнение гособоронзаказа в прошлом году позволило обеспечить комплексное развитие систем вооружения. Укрепить боевой потенциал группировок войск, сформированных на стратегических направлениях".

Только в войска Центрального и Восточного военных округов несколько десятков новых комплексов "Искандер-М" и "Панцирь-С1", самолеты Су-35С и Су-34, береговые ракетные комплексы "Бастион", зенитно-ракетные комплексы "Тор", беспилотные летательные аппараты различных модификаций.

Крым был усилен зенитной ракетной системой С-400 "Триумф" и комплексами "Панцирь-С", Военно-морской флот пополнился 24-мя кораблями. "В 2017 уровень современного вооружения и техники запланировано довести до 62%, — отмечает президент. — Я прошу руководство Минобороны и представителей ОПК ориентироваться именно на этот показатель. Отмечу так же, что боевой опыт, полученный в ходе операции в Сирийской арабской республике, необходимость укрепления арктических территорий и границ на западе и юго-западе потребовали уточнение подходов по переоснащению войск. Поэтому в ходе совещания мы также рассмотрим основные параметры новой госпрограммы вооружения. Как известно, ее разработка уже началась".

Кстати, новейшую военную технику в специальной северной раскраске можно было увидеть на Параде Победы. Комплексы ПВО "Тор-М2ДТ" и "Панцирь-СА" изготовлены специально для Крайнего Севера. Всё, что связано с перевооружением, верховный главнокомандующий держит на личном контроле и дважды в год проводит такие совещания.

"Это абсолютно уникальный формат, — отмечает пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Цель главная — повысить эффективность и военного строительства, и реализацию гособорнзаказа, и в целом деятельности наших Вооруженных сил".

После детального разбора производители получат от военных рекомендации по улучшению важнейших параметров.

Это уже девятое по счету, начиная с 2013 года, совещание по выполнению гособоронзаказа. Работа рассчитана на целую неделю. Это позволит в деталях обсудить каждый из проектов по самым разным направлениям.

Родился в 1951 г. в Таганроге. В 1974 г. окончил Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Прошел подготовку в Финансовой академии при правительстве РФ и школе бизнеса в Лондоне. С 1974 по 1990 г. проходил службу на Государственном испытательном полигоне (космодром "Плесецк"). Принимал активное участие в создании системы комплексной полигонной отработки ракетно-космической техники нового поколения на основе автоматизированных систем управления процессами. С 1990 по 1993 г. - депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель председателя Комитета Верховного Совета по обороне и безопасности, заместитель председателя Комиссии Верховного Совета по связи, информатике и космосу. Один из авторов законов РФ "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе". С ноября 1993 г. - председатель Комитета по военно-технической политике Минобороны РФ. Депутат Государственной Думы России первого и третьего созывов. Являлся заместителем председателя Комитета Госдумы по обороне, членом Комитета ГД по бюджету и налогам, заместителем председателя подкомитета по закрытым статьям бюджета. Был разработчиком федеральных законов "Об уничтожении химического оружия" и "О военно-техническом сотрудничестве". С марта 1996 по декабрь 1999 г. - заместитель начальника, начальник административного департамента, заместитель руководителя аппарата правительства РФ. С апреля 2001 г. - аудитор Счетной палаты. Кандидат экономических наук. Генерал-майор запаса. Заслуженный машиностроитель РСФСР.


- Александр Александрович, денег на военные расходы в последние годы страна, как говорится, не жалеет. Есть ли отдача от этого? Ведь многие застаревшие проблемы решаются очень медленно. Какие выводы вы сделали для себя после сбора руководящего состава?

Должен отметить, что мы получили ответы почти на все вопросы, которые Счетная палата в последние годы ставит перед Министерством обороны, а 90% мер, намеченных для решения существующих проблем, совпадают с нашими предложениями. Так, абсолютно правильно поставлен вопрос начальником Генерального штаба Вооруженных Сил об отсутствии скоординированности военной реформы и реформы оборонно-промышленного комплекса. В то время как руководство Минобороны, реализуя указания Верховного главнокомандующего, оформленные в виде решений Совета безопасности РФ, проделало огромную работу по систематизации взглядов на характер будущих войн, форм и методов современной вооруженной борьбы, перспективную дислокацию и облик российских Вооруженных Сил, перспективы "оборонки" в концептуальном плане просматриваются слабо.

Материалы проверок Счетной палаты показывают, что в ОПК ведомственные и внутрикорпоративные интересы зачастую ставятся во главу угла как при решении вопросов кооперации производства, так и при формировании директорского корпуса. В результате при резком увеличении расходов на государственный оборонный заказ темпы роста объемов продукции снижаются, а цены по ряду образцов оружия превышают мировые. Естественно, что в данных условиях переоснащение Вооруженных Сил современными средствами вооруженной борьбы практически нереально, несмотря на огромные усилия, предпринимаемые в последнее время Министерством обороны.

А какие, на ваш взгляд, могут быть предприняты конкретные меры, о необходимости которых говорил и президент на сборе руководящего состава?

Опыт последних лет говорит о том, что пытаться прогнозировать решения президента - дело неблагодарное. Но тем не менее какие-то варианты можно обсуждать. В качестве возможных путей решения задачи по кооперации и координации усилий, связанных с модернизацией Вооруженных Сил, могли бы стать отдельные меры или комплекс мер по усилению роли Военно-промышленной комиссии. Логично, чтобы эту комиссию возглавил новый вице-премьер правительства - министр обороны Сергей Борисович Иванов, имеющий большой опыт работы как в Министерстве обороны, так и в Совете безопасности.

Известно, что рассматривается вопрос выделения из состава Министерства обороны органа управления, ответственного за формирование и реализацию государственного оборонного заказа типа ARPA в Соединенных Штатах Америки. Возможно также (хотя с нашей точки зрения малопродуктивно с учетом правовых и экономических реалий) возрождение Министерства оборонной промышленности.

К сожалению, опыт последних лет показывает, что даже хорошие реформаторские идеи зачастую гибнут из-за отсутствия механизмов их реализации...

Безусловно, каждый из этих вариантов - это не только способ решения старых проблем, но и постановка новых вопросов, а именно: сохранение в новых условиях за Минобороны прав и возможностей проведения единой военно-технической политики как составной части военной политики, за формирование которой в современных условиях ответственен министр обороны; реализация научно-технических заделов в части формулирования тактико-технических требований и тактико-технических заданий к средствам вооруженной борьбы, а не только в части технических предложений от промышленности по модернизации и развитию традиционных видов вооружения, военной и специальной техники и т.д.

В этом плане позиция Генерального штаба, направленная на встречное движение разных специалистов в развитии взглядов на задачи Вооруженных Сил России в современной войне и упорядоченное развитие ОПК при направляющей роли Минобороны, заслуживает самой решительной поддержки.

Какие еще новые подходы Минобороны к вопросам военного строительства вы могли бы выделить?

Принципиально важным, с нашей точки зрения, является решительная позиция Министерства обороны, направленная на избавление от непрофильной деятельности, избыточных объектов инфраструктуры имущественного комплекса, включая земли, недвижимое и движимое имущество, на содержание которых уходят десятки миллиардов рублей. Только реализация предложенных нами правительству и осуществляемых Министерством обороны мер в части упрощения процедуры регистрации недвижимости, по оценкам самого военного ведомства, даст экономию около 18 млрд. рублей, а неразрешимая до сих пор задача регистрации земель Минобороны стала решаться быстрыми темпами.

Уже первые шаги по инвентаризации невостребованных зданий и сооружений показали, что таковых насчитывается десятки тысяч, и Минобороны готово в кратчайшие сроки передать данные активы муниципалитетам и другим собственникам.

Что же мешало сделать это раньше?

Не только мешало, но и продолжает мешать. Дело в том, что действующая система реализации высвобождаемого военного имущества крайне несовершенна, инерционна и возмутительно неэффективна с точки зрения экономики. Фактически она ведет к уничтожению стоимости активов, на создание которых потрачены сотни миллиардов долларов. Мы видим, что реализация имущества, от которой военное ведомство фактически отчуждено, затягивается на несколько лет, при этом оно продается по ценам в десятки, а то и сотни раз ниже остаточной балансовой стоимости. Таким образом, вместо мобилизации дополнительных ресурсов, как это делается в США, Министерство обороны все еще несет дополнительные расходы на охрану, эксплуатацию, ремонт того, что уже отслужило свой срок и никогда не будет использовано. Представляется, что эволюционным совершением действующих механизмов высвобождения и реализации военного имущества ситуацию изменить невозможно: нужны оперативные, радикальные меры.

Какие?

Например, одной из таких мер могло бы стать формирование Межведомственного совета по инфраструктуре с министром обороны или его заместителем во главе и включением представителей других федеральных органов исполнительной власти. Совет мог бы оперативно формировать перечни избыточных объектов военной инфраструктуры и проекты нормативных актов, вплоть до указов и специальных законов о передаче данных объектов в муниципальную и иную собственность или их приватизации. Безусловно, военнослужащие в принципе не должны заниматься коммерцией, и для решения вопросов, связанных с реализацией имущества, необходимо формировать специальные гражданские структуры. Однако результативность их деятельности и их вклад в модернизацию Вооруженных Сил должны находиться под контролем Министерства обороны. Без этого побороть сложившуюся систему ускоренного уничтожения материальных активов вряд ли удастся.

Александр Александрович, говоря о модернизации Вооруженных Сил, наверное, нельзя обойти вниманием и человеческий фактор?

Естественно, и я думаю, что это прекрасно понимают в Министерстве обороны. Очень многие социальные вопросы в армии и на флоте требуют пристального внимания, но все же полностью оправдано то, что приоритет отдается решению жилищной проблемы военнослужащих, от чего в значительной степени зависит формирование костяка будущих Вооруженных Сил. Этот процесс идет пока еще медленно, но, что важно, в правильном направлении.

Согласитесь, что в решении жилищной проблемы военнослужащих вот уже который год просвета не видно: выделяются средства, и немалые, а число бесквартирных остается практически неизменным - порядка 90 тыс. человек. И это не считая тех, кто нуждается в служебном жилье, улучшении жилищных условий, в том числе уволенных в запас офицеров и прапорщиков. Где же выход из этого замкнутого круга?

Устранить эффект "бездонной бочки", когда львиная доля средств направляется на строительство и приобретение квартир, которые "уходят" из Министерства обороны вместе с увольняющимися офицерами, можно только путем формирования фонда служебного жилья. Сегодня это особенно важно, так как проблему сокращения Вооруженных Сил можно считать решенной, а на повестку дня со всей остротой встает проблема оттока из Вооруженных Сил офицеров, не выслуживших установленные сроки, в том числе еще не оперившихся лейтенантов.

В этой связи представляется необходимым разработать целевую программу - федеральную ли, ведомственную, четко распределяющую по срокам "горбы" ассигнований на служебное и ипотечное жилье, исключив при этом нецелевые расходы из этих средств на строительство и приобретение неслужебного жилья. Очевидно, надо узаконить выделение служебного жилья всем нуждающимся военнослужащим, независимо от года призыва и сроков контракта. При этом предоставить Министерству обороны право либо передавать данное жилье в собственность военнослужащим, либо выделять им государственные жилищные сертификаты до вступления в полную силу ипотеки.

По нашему мнению, данная мера может позволить радикально сократить сроки решения жилищной проблемы.

Александр Александрович, подводя итоги нашего разговора, вы могли бы оценить, на какой стадии находится сейчас модернизация Вооруженных Сил?

Я бы сказал так: начало положено. А решение президента о назначении министра обороны вице-премьером правительства создает серьезную основу для наращивания созидательных усилий в данной сфере.