Геополитическое значение крыма для россии. The National Interest объяснил читателям значение Крыма для России

Статья «Медведь обустраивает новую берлогу в Черном море», напечатанная в журнале The National Interest, интересна не только американцам, но и отечественным читателям. В ней даётся хотя и популярный, но достаточно подробный анализ стратегической картины в бассейне Чёрного моря, сложившейся через три года после того, как Крым стал российским. Общий смысл материала состоит в том, что после довольно длительного перерыва Москва смогла вернуть себе практически полный контроль этой акватории, получив не просто непотопляемый авианосец, а возможности, сопоставимые с теми, которые дал бы крупный и дорогостоящий флот. А возможно, что и большие.

Журнал пользуется авторитетом благодаря тому, что в нём публикуются статьи известных экономических, политических, технических и военно-стратегических экспертов. Коллектив, составляющий редакционный совет, возглавляет сам Генри Киссинджер, в широте познаний и умении мыслить которого не сомневается никто. Данная статья написана доцентом кафедры истории Американского университета Ирака Б. Каяоглу и преподавателем стамбульского Галатасарайского университета Б. Куртдарчаном, написавшего ранее книгу о войнах и оружии будущего. Основой редакционной политики «Национального интереса» традиционно служит политическая нейтральность при рассмотрении любого вооруженного конфликта, гипотетического, текущего или уже завершившегося, и его как минимум двусторонняя оценка глазами каждой из конфликтующих сторон. Мнение специалистов журнала воспринимается, как правило, серьёзно и военными руководителями стран, и экономистами, и политиками.

Черноморская политика НАТО

Статья уважаемых авторов представляет ещё больший интерес потому, что в ней содержится скрытая критика декларируемых Североатлантическим альянсом целей в черноморском бассейне. Кратко суть состоит в том, что НАТО стремится якобы к сдерживанию России, и для этого размещает вблизи её границ системы вооружений явно наступательного назначения, а также объекты, обеспечивающие их прикрытие от вероятного ответного удара. Помимо аэродромов наземного базирования, наращиваются боевые возможности флотов стран, входящих в число причерноморских, - Болгарии, Румынии, и, конечно, Турции, имеющей ВМС, превосходящие российский ЧФ и по тоннажу, и по численности ударных единиц. Особого внимания заслуживают десантные корабли и катера, предназначенные по определению для высадки на чужие побережья. Кроме этого, усиленно муссируется в прессе информация о передаче Украине какого-то (пока неизвестного) количества плавсредств, списанных из боевого состава флотов стран НАТО, но, что называется «на ходу». Эти корабли, конечно, устарели, и морально, и технически, но близость точек их вероятного базирования к Крыму отчасти нивелирует этот недостаток. В их числе, опять же, называются десантные военные суда.

Как понимается «сдерживание»

Беглый анализ складывающейся ситуации приводит к мысли, что «политика сдерживания», принятая и озвучиваемая руководством НАТО, состоит в том, чтобы демонстративно готовиться к наступательным военным действиям в надежде на то, что Россия, испугавшись возможного нападения, начнёт каким-то образом отступать и сдавать свои позиции в регионе. Реализма в такой логике маловато, но не только в этом проблема. В течение длительного периода, в основном пришедшегося на 90-е годы, евроатлантический военный блок не ощущал отпора. В Чёрное море входили корабли разных стран НАТО, часто даже не для выполнения каких-то учебных задач, а просто ради демонстрации флага. Обозначив присутствие, одни суда уходили, а на смену им приходили другие.

Ситуация изменилась

Изменения, происходившие в структурной организации и составе Черноморского флота, толком не отслеживались. Привычно уже считалось, что ЧФ дислоцируется в украинском Крыму временно, и, следует отметить, были основания не только надеяться, а и рассчитывать на то, что после окончания срока аренды к севастопольским причалам будут швартоваться корабли НАТО. Черноморский флот не представлял собой грозной боевой единицы. Чтобы его пустить на дно, в 1993-м году хватило бы и части ВМС Турции. Всё изменилось после киевского Майдана. Полуостров ушёл не только из Украины, но и из возможных планов Брюсселя по дальнейшему «сдерживанию» России. А он стратегически очень важен. Из Крыма можно контролировать практически всю акваторию Чёрного моря.

Концепция острова-флота

До тех пор, пока Черноморский флот базировался на украинской территории, второстепенность его значения признавали и в России. Изменения начались, когда весной 2014 года министр Шойгу объявил, что на развитие технических средств и инфраструктуры всего Российского Флота, в том числе и ЧФ как его части, выделяются большие деньги. Эквивалент $2,41 млрд предполагается потратить на строительство не только военных кораблей, но и береговых оборонительных объектов, возможности которых в последние годы существенно выросли. Чёрное море относительно небольшое, и если во времена Ушакова или в годы Второй мировой противника следовало встречать подлодками, эсминцами и крейсерами, то теперь теоретически можно защититься и с суши.

Для этого есть современные противокорабельные комплексы, позволяющие поражать любые цели на огромных расстояниях с высокой точностью. Наземные аэродромы в Крыму намного эффективнее любого авианосца, а системы ПВО и ПРО способны надёжно прикрывать от атак с воздуха. В существенном наращивании тоннажа Черноморского Флота и количества его боевых единиц нет смысла: во-первых, это очень дорого, а во-вторых, географическое положение полуострова таково, что с ним не может сравниться никакая армада.

Зоны-«пузыри»

Авторы статьи назвали «пузырями» некие зоны доступа, посредством которых Россия способна блокировать отдельные зоны акватории Чёрного моря и Восточного Средиземноморья. Турция тоже обладает протяжённым побережьем, но положение полуострова выгодно тем, что он глубоко «вдавлен» в водное пространство, что позволяет эффективно использовать ракетные вооружения и контролировать в совокупности с военными базами, дислоцированными на Кавказе и Кубани, всю акваторию.

Система безопасности, опирающаяся на объекты полуострова, основана на новейших технических средствах, таких как РЛС последнего поколения, мобильные ракетные комплексы «Бастион» и «Искандер», средства радиотехнической разведки, авиация и многое другое. Не забыты и возможности флота, который хоть не обладает большой ударной мощью, но при такой поддержке получает ряд преимуществ по сравнению с любым вероятным противником. Следует отметить, что авторы статьи не ограничили возможности крымской войсковой группировки одним лишь Чёрным морем.

Можно ли напасть на Крым?

В 90-е годы ситуация в регионе сложилась в пользу Турции, нарастившей свои ВМС и введшей в его состав большое количество современных кораблей, предназначенных для ведения операций наступательного характера. К ним можно отнести корветы класса «Ада» и фрегаты типа TF-2000, построенные с учётом требований малой заметности, а также упомянутые десантные корабли и вертолётоносцы, способные обеспечивать взлёт и посадку американских истребителей V поколения F-35. До недавнего времени считалось, что такая дорогостоящая армада способна решать практически любые боевые задачи, связанные с высадкой экспедиционного корпуса и его поддержкой. Теперь Россия имеет все возможности не только блокировать отдельные участки черноморской акватории, но даже при надобности воспрепятствовать выходу кораблей из их собственных баз, как это было в 1853 году при Синопе.

Выводы

Авторы статьи указывают на преимущества выработанной в России концепции комплексного применения кораблей и береговых систем для обеспечения регионального доминирования. Она обладает преимуществами действующего маневренного флота, но при этом лишена таких его недостатков, как уязвимость и дороговизна.

Сейчас даже не хочется рассуждать о положении, которое сложилось бы в случае базирования в Крыму сил НАТО. Впрочем, об этом в статье National Interest тоже ничего не написано.

Существует распространенное мнение, что Крым имеет стратегическое значение для безопасности России и этим было обусловлено его возвращение в 2014 году.

Давайте проверим, так ли это.

Чтобы оценить стратегическое значение Крыма для безопасности России, нужно выяснить, от каких современных угроз полуостров и расположенные на нем военные базы позволяют защитить страну.

1. Ядерный удар.

Сможет ли Крым как-то защитить Россию от ядерного удара?
Вряд ли.

Системы раннего обнаружения и противоракеты можно размещать в других регионах ничуть не менее, а даже более эффективно. Смоленск и Псков расположены западнее, не говоря уже о Калининграде. Майкоп на одной широте с Севастополем. Сочи южнее.


В общем, вариантов размещения систем обнаружения и противоракет вполне достаточно и без Крыма. Какие-то преимущества для размещения систем обнаружения на полуострове наверное существуют, но вряд ли они столь принципиальны.

Заодно напомню, что Россия располагает военными спутниками, которые могут отслеживать пуски практичеки с любых точек. И если я не ошибаюсь, именно спутники сегодня являются главным средством обнаружения пусков ракет.

Можно зайти с другой стороны - что, если бы США разместили противоракеты или пусковые установки прямо в Крыму?

Однако с точки зрения размещения американских противоракет или ядерного оружия точно так же опасны Харьков и Днепропетровск. Более того, Харьков и Днепропетровск расположены ближе к Москве, чем Крым. А Сумы еще ближе.

Получается, что для предотвращения ядерного удара или размещения сил ядерного сдерживания Крым не обладает никакими уникальными преимуществами перед другими регионами - ни для России, ни для США.

2. Контроль воздушного пространства.

Здесь можно привести те же самые доводы.

Системы РЛС и авиабазы можно размещать и южнее и западнее Крыма в других регионах России.

Крым ближе других регионов расположен к Румынии и Болгарии, но так ли это принципиально, учитывая перспективу размещения сил НАТО на Украине, например в Харькове?

Неужели с территории Крыма удобнее перехватывать и отслеживать самолеты-разведчики и беспилотники НАТО, которые могут базироваться под Харьковым, нежели из Белгорода, Воронежа и Курска?

Контроль воздушного пространства Турции?

Но Сочи, Майкоп, Краснодар, Новороссийск расположены примерно на таком же расстоянии от Турции, что и Крым.

Откройте карту и сами посмотрите.

3. Контроль акватории Черного моря.

Севастополь - база Черноморского флота России.

Но флот мог быть перебазирован в Новороссийск, там для этого существуют все необходимые условия.

Более того, проект строительства военных баз в Новороссийске реально существовал и вроде бы их даже начинали строить, просто после возвращения Крыма этот проект потерял смысл.

Можно опять же зайти с другой стороны - что, если бы в Севастополе появилась военно-морская база США?

Но США с тем же успехом могут построить базу в Одессе.

Как и в случае с силами ядерного сдерживания и обнаружения пусков, как для России, так и для США есть альтернативы Крыму. Альтернатива для России - Новороссийск. Альтернатива для США - Одесса.

Поэтому говорить об уникальности Крыма не приходится даже применительно к размещению военно-морских баз.

Да и чем американский флот может так сильно угрожать безопасности России с акватории Черного моря?

Томагавками?

Но простите, вошедший в Черное море флот США сам оказывается под ударом, который Россия может нанести со своей территории даже не применяя флот. Ракеты средней и малой дальности, которыми располагает Россия, а также авиация - позволяют уничтожать корабли противника в любой точке Черного моря.

Из истории Второй мировой известно, что даже контролируя Крым, Германия не была хозяйкой на Черном море. И это в то время, когда не было современных ракет и тактического ядерного оружия.

Также из истории известно, что в случае войны в Черное море легче войти, чем выйти из него.

Поэтому уникальность и важность Крыма с точки зрения безопасности России несколько преувеличена.

Другой вопрос, что перебазирование черноморского флота из Севастополя в Новороссийск - очень затратное мероприятие. Но вряд ли оно стало бы более затратным, чем строительство моста в Крым, другие вложения в развитие полуострова, а также потери, вызванные санкциями.

Если суммировать все затраты, которые понесла Россия после возвращения Крыма, то они наверняка превысят стоимость перебазирования флота в Новороссийск.

Отдельно следует отметить, что Крым не имеет сухопутного сообщения с Россией.

Если мы говорим про оборонный потенциал, то стоящийся мост не играет роли, потому что сам является очень уязвимым объектом и может быть быстро выведен из строя, после чего Крым фактически станет островом.

Крым и расположенные на его территории военные базы очень уязвимы с точки зрения снабжения.

Поэтому Крым - не столько обеспечивает безопасность России, сколько становится уязвимым местом, которое Россия сама должна защищать.

Напомню также цели первоначального присоединения Крыма к России, которое осуществил Суворов по распоряжению Екатерины.

В Крыму процветала работорговля, в Крым отправляли русских, которых турки брали в плен в ходе набегов. На выкуп взятых в плен направлялись казенные средства, довольно большие. От регулярных набегов страдали приграничные губернии - это было сродни современному терроризму.

Суворову было поручено взять Крым, чтобы покончить с "террористической угрозой", исходившей от Крымского ханства. Что и было сделано.

Крымское ханство тех времен можно сравнить с Ичкерией 90-х, которая была источником бандитизма, терроризма, местом торговли людьми, местом выпуска фальшивых долларов и так далее.

Но в 2014 году Крым не нес для России тех угроз в плане безопасности, которые существовали в эпоху Екатерины.

Можно сказать так:

В плане обеспечения безопасности Крым ничем не выделялся среди других регионов юго-восточной Украины - Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Сумской областей.

Поэтому для принципиального усиления безопасности России на западном направлении следовало присоединять не один Крым, а Крым вместе с восточной Украиной, то есть создавать Новороссию.

Крым без восточной Украины, без Новороссии является в большей степени уязвимостью России, нежели защитой от внешних угроз.

Однако стратегическое значение у Крыма все-таки есть.

Но это значение не военное, а репутационное, внутриполитическое.

Крым несет большое репутационное значение, обеспечивает власти образ защитников России и собирателей русских земель.

Крым - гордость России. Не зря его в прошлом называли жемчужиной в короне Российской империи. И здесь не надо забывать, что современная российская власть - это реставраторы дореволюционной России в современных реалиях, а значит "жемчужина в короне Российской империи" имеет для них особое значение.

Крым - знаковое место.

В этом и заключается его стратегический смысл.

Именно поэтому президент много говорил про Корсунь, сакральные места, историю, но ни разу не сказал про оборонный потенциал и значение Крыма для безопасности страны.

И военные базы не стали переносить из Крыма не потому, что некуда или слишком дорого, а потому, что это стало бы позором, признаком отступления, поражения, а президент, принявший решение о переносе военных баз из Севастополя в Новороссийск под давлением внешних сил, навсегда получил бы репутацию пораженца, лузера, не способного отстаивать интересы страны.

А Кремль не хотел становиться лузером.

Кремль не любит выглядеть лузером, наоборот - имидж современной российской власти построен на победах - победа на Олимпиаде, советская победа в Великой Отечественной Войне, приватизированная современной российской властью, освобождение Пальмиры...

Кремль последние годы занимается триумфаторством, по поводу и без. Поэтому допустить явное и очевидное отступление, поражение, сдачу Крыма - знакового, исторического, сакрального места - было никак нельзя.

Крым действительно имеет стратегическое значение.

Но это не военно-оборонительное, а военно-историческое, репутационное, имиджевое, сакральное значение.

Но тоже стратегическое.

Если завтра война. На что способен модернизированный непотопляемый «авианосец Крым»?

8 января противолодочный самолет американских ВМС Boeing P-8A «Poseidon » в течение многих часов летал над акваторией Черного моря. Полет не был секретным, специальный сетевой сервис, отслеживающий полеты военных самолетов, даже выложил для любопытствующих карту его перемещений.

CC BY-SA 2.0 / aceebee / Boeing P-8A Poseidon .

Из оной легко понять, что являлось главным объектом интереса американского самолета – дважды он облетал прибрежные районы Крыма , причем, видно, что более других американца интересовали районы Донузлава и то, что можно именовать по старой советской терминологии Севастопольским укрепрайоном . То есть, следили за возможными перемещениями флота и морской авиации ЧФ РФ, базирующейся, как известно, главным образом на аэродромах Бельбека, Качи и Сак . Однако, если припомнить, что на борту противолодочного патрульного «Боинга» 16 операторов обслуживают два мощных радиолокатора и другие системы электронного наблюдения, то ясно, что это воздушное судно может служить и просто разведчиком.

Конечно, полет такой не является чем-то необычным или редким, но в условиях, когда отношения между Россией и странами НАТО, мягко говоря, далеки от добрососедских, нелишним будет брать каждый такой американский «патруль» на карандаш и задаться вопросом, а что сегодня представляет собой передний бастион российской обороны в Северном Причерноморье. Насколько серьезно к нему сегодня относятся те же натовцы, насколько перспективны возможности «непотопляемого авианосца» Крым, почти четыре года назад зашедшего, образно говоря, на капитальный ремонт и перевооружение в свой родной сухой док Россия.

Нынешнее положение группировки ВС РФ в Крыму трудно оценить правильно без представления о том, чем был Севастополь и флот для государства российского в разные времена.

Морская крепость в поисках формулы обороны

Если представить Крым в привычном нам образе боевого корабля , то, несомненно, Севастополь в этом корабле будет открытыми навстречу врагу пушечными портами (в век паруса), орудийными башнями в эпоху бездымного пороха и стали, и, наконец, ракетными установками в наше время.

Севастополь с самого начала своего российского бытия строился морской крепостью . Одна из трех лучших в мире якорных стоянок (еще Сидней и Сингапур) флота под защитой мощных береговых батарей – ради этого одного стоило присоединять Крым к России. Уже в сороковых годах XIX века усилиями адмирала Михаила Петровича Лазарева (учителя героев Первой обороны Нахимова, Корнилова, Новосильцева ) Севастополь заслуженно почитался одной из сильнейших морских крепостей в мире. Ни у одного военного флота того времени не было ни малейшей надежды победить равелины Севастополя в артиллерийской дуэли. Что и подтвердил знаменательный для русской военной истории день 5 ноября 1854 года, когда в день первой мощной бомбардировки англо-французами бастионов Севастополя их объединенный флот попытался тягаться силой оружия с Константиновской, Николаевской, Михайловской, Александровской казематированными батареями, Карташевским фортом и Волоховой башней. Флот «союзников» имел невообразимое превосходство. Но так уж постарались природа и инженеры, возводившие крепость, что интервенты потерпели поражение. В знаменитом романе Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» этот эпизод описан так:

«Если четырнадцать кораблей французских и два турецких имели против своих восьмисот орудий одного борта только девяносто шесть на южных фортах, то одиннадцать кораблей английских против четырехсот шестидесяти орудий одного борта имели жалкое количество орудий на Северной стороне: пять на Волоховой башне, три на батарее Карташевского и восемнадцать на Константиновском форте.

...паровой корабль «Шарлемань », ставший против входа на Большой рейд, чтобы обстреливать суда Черноморского …первый же и вышел из строя: удачно пущенная бомба, пройдя все три его палубы, разорвалась в машине, и он был уведен на буксире в два часа дня. Недолго после него держался и корабль «Наполеон », пораженный в подводную часть, а вслед за ним и «Париж » тоже вынужден был оставить свою позицию.

…из английских кораблей три – «Кин », «Лондон » и «Агамемнон » – несколько раз загорались и выходили из строя. «Агамемнон », наконец, ушел совсем. А боровшиеся с батареей Карташевского и Волоховой башней фрегаты «Аретуза » и «Альбион » получили так много пробоин, что их повели чиниться уже не в Балаклаву, а в Константинополь. Двадцатью минутами позже французской ушла от Севастополя и вся английская эскадра, чтобы уж никогда за все время осады не пытаться больше атаковать севастопольские форты».

Константиновский равелин – одно из немногих уцелевших сооружений времен Первой обороны Севастополя.

Как известно, Севастополь взят был тогда союзниками с суши, где оборонительных сооружений практические не строилось – по военным представлениям того времени такой большой десант, какой высадили в Крыму союзники, был невозможен. К тому же, к морской крепости не строили сколько-нибудь значительных дорог, не говоря уже о железных.

Эта трагическая ошибка была учтена после того, как в 1870-1880-х годах Россия принялась возрождать Черноморский флот и Севастопольскую крепость. Сначала, в донецких степях был построен Юзовский металлургический завод (основа будущего Донецка), который начал в больших количествах производить рельсы для железной дороги, связавшей Севастополь и Крым с материковой Россией, а затем и броневую сталь для нужд крепости и флота. В самом конце позапрошлого, и в первой четверти в Севастополе и окрестностях строили мощные дальнобойные батареи. Их видели универсальными, но все-таки в большей степени предназначались они для отражения атак вражеского флота с моря. Некоторые из них не были достроены, как, например, Северный форт над Балаклавой, некоторые, как 13-батарея в Херсонесе, просто не пригодились, но остальные и, в особенности, ставшие знаменитыми 30-я и 35-батареи в ходе Второй обороны Севастополя (1941-42 г.г.) очень и очень пригодились для массированных артналетов по гитлеровским войскам , наступавшим, как и веком ранее англо-французы , на Севастополь с Севера.

Все для флота, все для победы

И все-таки главным здесь всегда был и остается флот. Из четырех исторических баз русских флотов (Кронштадт на Балтике, Североморск на Севере и Владивосток на Дальнем Востоке) Севастополь наиболее вовлечен в историю. История диктовала Севастопольской базе флота не только гордость за деяния предков, но и векторы, и параметры развития. Севастополь в былые эпохи можно было сравнить с пчелиной маткой в улье – на него работала не только металлургия и угольная, цементная, стекольная и химическая промышленность Юга России , но и всего основные экономические центры. Херсон и Николаев флот строили, Одесса, Бердянск, Мариуполь, Скадовск, Таганрог его кормили. Одесса, Новороссийск, Феодосия, Туапсе, Поти размещали его вспомогательные службы и обеспечивали стоянки для операционных действий в Черном море, близлежащие губернии Малороссии, Новороссии, Бессарабии, Белоруссии поставляли большую часть новобранцев.

Крым стал местом рождения российской авиации. В 1910 году здесь трудами великого князя Александра Михайловича и первых отечественных авиаторов была создана первая в империи Севастопольская офицерская школа авиации. Через два года она перебазировалась чуть северней – в Качу . Отныне флот был прикрыт и сверху. В Каче рождались самые современные методы пилотажа и ведения воздушного боя, здесь родилась и морская авиация России, испытывались летающие лодки Григоровича , совершались прыжки с парашютом, в том числе, и в ночное время. Здесь Нестеров учил своей «Мертвой Петле», а внук Айвазовского Константин Арцеулов – входу в «штопор» и выходу из оного.

Качинская авиашкола после Гражданской войны в России.

Мы – мирные люди, но наш бронепоезд…

Надо сказать, что давно бытовало и, к сожалению, бытует, и по сей день, мнение, что Черноморский флот России не очень-то и нужен , поэтому не следует заниматься слишком уж рьяно его развитием, вооружением и перспективами. Мол, все равно, это флот закрытого моря. В океан выхода не имеет, турки не пропустят и т.д. Вряд ли это мнение можно считать справедливым. Его вообще можно всерьез рассматривать только в том случае, если бы Россия имела агрессивную, завоевательную военно-морскую доктрину, вроде пресловутых принципов Мэхена . Флот большого, открытого моря, океанский флот в таком случае, действительно, действенный инструмент геополитического воздействия на, как сейчас модно говорить, партнеров, и просто для захвата колоний.

В случае же с Россией, которая, хоть в облике Империи, хоть под флагом СССР, в силу своей материковой особенности принуждена была заниматься исключительно почти обороной (в морском деле – так точно), закрытость Черноморского (равно, как и Балтийского флотов) не особо волновала ни правителей, ни адмиралов. В качестве морского щита ЧФ всегда имел достаточную прочность и вооруженность. К тому же, район Северного Причерноморья после окончательной победы над османами был, остается и еще долго будет районом полного доминирования России. Здесь у нее серьезных соперников нет и не предвидится. И даже вхождение зону влияния НАТО вчерашних братских республик Болгарии, Румынии и Грузии , ничего коренным образом не изменил . Почти не изменил, но к этому мы вернемся позже. Пока же отметим, что в Первой мировой Черноморский флот в целом показал себя на высоте задач того времени. И хотя, к сожалению, упустил германские «Гёбен » и «Бреслау », и, слава богу, не участвовал в авантюре по захвату Константинополя, мощь брони кораблей ЧФ, и закрепившаяся за черноморцами слава лучших комендоров среди флотов европейских держав, держали противника в основном на почтительном расстоянии от Севастополя, Крыма и Черноморского побережья Кавказа и Новороссии .

КЧФ: советский военно-морской ренессанс

Революция и Гражданская война 1918-1922 г.г. практически уничтожили Черноморский флот. Но Советское государство сумело, начиная с 1922 года в за 7-9 лет в целом восстановить боеспособность флота. Были достроенные старые, еще имперской закладки крейсера, отремонтированы аварийные (брошенный врангелевцами «Кагул », например), с началом индустриализации в СССР пошли в серию эсминцы и лидеры эсминцев, самым знаменитым из которых в годы Великой Отечественной стал лидер «Ташкент ».

Но настоящий расцвет Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) пришелся на 50-60-70-е годы прошлого столетия. Десятки проектов кораблей всех классов претворялись в жизнь на всех флотах, и КЧФ, которому отводилась ключевая роль в защите юго-западных границ СССР и противостоянии с американских 6-м флотом.

Тому, что было сделано для флота, можно отвести сотни страниц, и всего не перечислить. Поэтому только сухие цифры. К моменту развала СССР в 1991 году КЧФ представлял собой гигантскую военно-морскую машину, практически государство в государстве не только по отношению ко всей стране, но к ВМФ СССР в частности. Флот насчитывал 835 вымпелов . Военные, ремонтные и вспомогательные транспортные корабли были раскиданы по огромной причерноморской дуге – от Измаила на западе до Батуми на юго-востоке.

Личный состав насчитывал 100 тысяч человек, еще более 60-ти работали на предприятиях материально-технического и ремонтного обеспечения флота. На предприятиях по всей вышеупомянутой дуге. Но, конечно, больше всего народу на флот работало в Севастополе и других Крымских городах.

На знаменитом Севастопольском морском заводе, который вырос из древнего екатериненского адмиралтейства образца 1783 года, днем и ночью ремонтировали корабли и делали морские плавучие краны. На кораблестроительных заводах Керчи и Феодосии делали сторожевики и десантные корабли на воздушной подушке. К слову сказать, нынешний флагман украинских ВМС сторожевик «Сагайдачный» родом именно из Керчи. А малые десантные корабли, производившиеся в Феодосии, только называются малыми, но являются самыми крупными в мире кораблями на воздушной подушке.

Радиотехнические и приборостроительные заводы Симферополя и Севастополя обеспечивали ремонт флотской аппаратуры, а вертолетный завод в севастопольской бухте Омега ремонтировал вертолеты морской авиации для всех четырех флотов и ВМС стран соцлагеря в придачу.

В общем, список то длинный, но в декабре девяносто первого Союз распался, а вместе с ним начали делить и флот. Между Россией и Украиной, естественно. Прецедент в истории флота уже был, кстати, говоря. В 1918 году, когда контр-адмирал Саблин приказал поднять на кораблях флаги Украинской народной республики. Говорят, для того, чтобы флот не достался подходившим к Севастополю немцам. Впрочем, тогда «украинизировать» флот не удалось вовсе. А вот в девяностых, после попытки Украины приватизировать КЧФ и столь же неудачной попытки РФ, стороны флот таки разрезали на части – большая и лучшая по вполне понятным причинам и при поддержке русского населения Севастополя, досталась России – 338 единиц против 67 для Украины.

И наступили 90-е

Помнит ли кто судьбу украинских ракет стратегического назначения? Если нет, то подскажу – их постигла та же участь, что и доставшимся Украине стратегическим бомбардировщикам и больше части торговой морского флота (Черноморское и Азовское морские пароходства) – большей частью порезали на металлолом , частью – продали за кордон. Настоящим символом беспомощности украинского государства в обращении с доставшимся ей сложным флотским механизмом стала единственная украинская подводная лодка «Запорожье». Без ремонта и боевой учебы она десятилетиями стояла у стенки в Южной бухте Севастополя. Пока к власти на Украине не пришел нациократ Ющенко. Ему загорелось ввести лодку в скромный строй украинских ВМС. Тут-то и выяснилось, что и ремонт, и ходовые испытания, и даже обучение экипажа украинской субмарине может обеспечить только ЧФ РФ . Что он, кстати, говоря, и проделал, под соленые шуточки искушенного во флотских делах севастопольского люда.

У подлодки «Запорожье» – незавидная судьба.

Но, по правде сказать, и в российском Черноморском флоте в те времени дела шли, мягко говоря, не блестяще . Во-первых, флот подвергся череде сокращений, вместе с которыми в небытие ушли и многие корабли: они и старели, и на них некому было уже служить, и в них, признаться, не было уже и нужды. Во-вторых, поменялась организационная структура флота. Юригада подлодок перебралась в Новороссийск. Такая же судьба после 2017 года, как мы знаем, грозила и всему флоту. А Цемесская бухта, в отличие от Севастопольской, не столь удобна для базирования флота, да погодные условия «хромают» – одна свирепая новороссийская «бора» чего стоит. Флот лишился операционных возможностей на севере Черного моря.

Как не оскорбительно звучит это для русского уха, «чужими» для КЧФ стали Одесса, Николаев, Херсон, Очков, а в Азовском море – побережье и порты – от Геническа до Мариуполя.

Естественно снизился объем и качество военной учебы, реже стали проводиться учебные стрельбы, полеты морской авиации. К тому же часть последней досталась Украине, у которой в то время не было даже авиационного топлива для необходимого количества полетов. Знаменитый Качинский аэроузел остался гарнизоном ЧФ РФ, а вот аэродромы в Саках и Бельбеке достались Украине.

В годы Советской власти Крым, так же, как и примыкающая к нему Северная Таврия были просто нашпигованы военными аэродромами . За 23 года пребывания Крыма в составе независимой Украины большая часть их них прекратила существование.

Только несколько грустных примеров. Военный аэродром Багерово, приспособленный принимать космический челнок «Буран», чья «взлетка» спокойно выдержала бы любой «Боинг» ушел в 1992 году Украине, и через шесть лет был закрыт и заброшен, взлетную полосу продали строительной компании под разбор.

Уникальную взлетку аэродрома Багерово разбирают на части.

Аэродром Веселое (Джанкой-5), служивший домом гвардейским ракетоносцам стратегического назначения МА КЧФ, в 1995 году закрыт. Полк расформирован.

Аэродром Донузлав был одним из немногих в СССР стационарных аэродромов для гидросамолетов БЕ-12. После того, как самолеты поделили между Украиной и Россией, российская часть «бешек» перелетела на аэродром Кача, что произошло с доставшимися Украине, трудно сказать. Аэродром заброшен.

Аэродром Октябрьское был крупнейшим у авиации КЧФ. С 1996 года заброшен, плиты «взлетки» разворованы.

За четверть века, но в основном, в первое десятилетие после развала СССР печальная участь постигла многие конструкторские бюро – секретные «ящики» работавшие на флот, почти замерла жизнь на Севморзаводе, вертолетном заводе в Севастополе , на заводах «Залив» в Керчи и «Море» в Феодосии.

Россия ? Она всегда возвращается

Что из себя представляет ЧФ РФ и группировка российской армии в Крыму сегодня?

Напомним, в советское время в составе КЧФ насчитывалось 835 вымпелов , сегодня кораблей в разы меньше – около сотни . Ядро эскадры – полсотни боевых. Основная часть флота базируется, как и встарь, в Севастополе , часть – в Новороссийске . Например, бригада подводных лодок.

С возвращением Крыма Россия заметно продвинулась в перевооружении старого доброго КЧФ. К оставшейся в строю единственной субмарине «Алроса », за три года добавились пять новых дизельных лодок проекта 636.3 «Варшавянка».

Эти малошумные подлодки обладают замечательной автономностью, вооружены крылатыми ракетами дальнего действия, которые, к слову сказать, были опробованы в боевых стрельбах у берегов Сирии. Сегодня можно смело сказать, что бригада подводных лодок Черноморского флота – сильнейшая в Черном море. Если ее усилят (а в рамках проекта «Варшавянка МО РФ намерено построить от 20 до 20 субмарин), единственным соперником подплава ЧФ будут не несколько устаревших лодок Турции, Румынии и Болгарии, Италии или Испании, а две дюжины атомных лодок американского Шестого флота, базирующего в Неаполе. Собственно, они являются вместе с двумя авианосцами и шестью крейсерами главной целью нашего ЧФ на случай войны. Во всяком случае, так было в годы «холодной войны», вряд ли много в этом смысле изменилось сегодня .

И здесь, похоже, у нас тоже есть чем ответить

Как известно, огневой опорой ЧФ РФ является гвардейский ракетный крейсер 1 ранга «Москва ». Очень давно является. В советское время этот построенный в Николаеве корабль носил имя «Слава ». Вместе со своим недостроенным систершипом «Адмирал Лобов » (ржавеет под именем "Украина " у стенки завода в готовности 95 процентов) «Москва » призвана в случае необходимости уничтожить авианосцы противника. В НАТО, кстати, именно так этот класс наших крейсеров и называют – «убийца авианосцев ». Кроме того, на «Москве» (прошедшей уже несколько глубоких модернизаций ) стоят не только комплексы ПВО морского базирования С-300Ф , но и уникальные противокорабельные ракетные комплексы «Вулкан ». Особенностью эксплуатации этих ракет является их «ум» – ракета сама находит наиболее ценную цель в корабельном ордере противника, и принимает решение – с какой скоростью, и с какой высоты ее поразить. Финальная скорость ракет «Вулкана» такова, что противоракетному комплексу американских кораблей практически бесполезно пытаться сбить их. Военные эксперты утверждают, что при удачном стечении обстоятельств один ракетный залп с «Москвы» способен уничтожить сразу ударную часть Шестого флота США .

Напомним, что РФ исповедует оборонительную военно-морскую доктрину и, что от Севастополя до ближайшего крупного города натовской страны Турции всего 550 км . На 20 минут лета ракете «Вулкана».

Но «Москва », так же, как и другой лидер ЧФ БДК «Керчь», стареет. Почти 40 лет назад эти корабли были построены. Это много. Законный вопрос – будет ли что-то строиться взамен. Едва ли. Не говоря уже о том, что это дорого и долго, в современном военно-морском противостоянии будут побеждать корабли среднего класса. В свое время ракетные крейсера стали продолжением возможностей эсминцев и сторожевых кораблей. Сегодня именно эсминцы и фрегаты составляют основу современного военно-морского флота. В этой связи Россия решила свой самый южный флот вооружить фрегатами проекта 11356 «Буревестник ». Это суперсовременные корабли с уникальными радиоэлектронными системами. Вооружаются они крылатыми ракетами «Калибр », действие которых нам показывал в прямом эфире – им били по игиловцам в Сирии с борта двух фрегатов этой серии, уже вставших на службу ЧФ в Севастополе – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» . В нынешнем году в Севастополь придет еще один – «Адмирал Макаров» . 27 декабря 2017 года н нем поднят Андреевский флаг, корабль готов к несению службы. В 2020-21 годах флот получит еще три фрегата – «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» . «Москва» еще, конечно, послужит, но возглавляемая ею 30-я дивизия будет иметь невероятный по мощи кулак из современных фрегатов.

Последнее по времени приобретение ЧФ РФ – фрегат «Адмирал Макаров».

Русская авиация возвращается к истокам

Для оборонительной войны на море. У флота и армии в Крыму есть достаточно серьезная авиационная группа. Истребители ВВС и ПВО в основном базируются в Бельбеке (Севастополь), штурмовики морской авиации в Саках (под Евпаторией), в Каче , как уже было сказано, несут службу три десятка противолодочных вертолетов КА-26 и 5 штук «амфибий» БЕ-12.

День открытых дверей в вертолетном полку гарнизона Кача. Фото автора.

При том, что вертолеты тоже несколько устаревшие, парочка КА-26 может смело обеспечить противолодочную защиту на площади до 2 квадратных километров, уничтожая лодки вероятного противника на глубинах до 500 метров.

Штурмовую авиацию флота уже начали модернизировать, в Саки пришли обновленные СУ-30СМ. Эти многоцелевые тяжелые истребители – самые эффективные машины в свое классе .

Оборона Крыма: прозрачность и твердость

Что касается сухопутных сил , о них тоже не забыли. Черноморский флот держит в Крыму 25-тысячный контингент. Морпехи, артиллеристы и ракетчики базируются в Севастополе, Евпатории, Бахчисарае, Анапе и Темрюке.

Силы ПВО полуострова представлены ракетными комплексами разных классов и назначения, но в 2016 году, после вооруженной провокации украинских диверсантов в районе Армянска, было принято решение усилить ПВО, и на охрану крымского неба и многосоткилометрового пространства вокруг него заступил первый дивизион новейших зенитно-ракетных комплексов С-400 . Поэтому, возвращаясь к началу нашего материала, заметим, что «патрульным» американским «боингам» все-таки лучше не летать столь провокационно близко от крымских берегов – не дай бог залетят дальше, чем разрешено международными законами.

Буквально 13 января СМИ сообщили, что у мыса Фиолент (Севастополь) развернут уже второй дивизион С-400 .

Немного осторожного оптимизма не помешает

Резюмируем. Да, в советское время Крым, Севастополь и флот были невероятно грозной военной силой. Да, минимум 15 лет упадка значительно ослабили крымский «авианосец». Но, войдя в сухой док Родины, он преобразился.

Сегодня оборонительные возможности ЧФ и сухопутной группировки в Крыму сопоставимы с возможностями ВС СССР с оглядкой на современные технологии и изменивший геополитический расклад.

Крым вернулся всего четыре года назад. Сейчас в значительной степени трудности в обеспечении армии и флота, в общих вопросах военного строительства осложнены не лучшей транспортной логистикой. Но для того и построен мост через Керченский пролив

Вчера окончательно завершились юридические процедуры по присоединению Крыма к России.
Теперь это не только два полноценных субъекта Федерации, но и новый Крымский федеральный округ.
Поскольку воссоединение состоялось как де-факто, так и де-юре, есть смысл рассмотреть чисто географические и геополитические аспекты изменившейся ситуации, конфигурацию которой три месяца назад нельзя было даже приблизительно предположить. Без истерик, размазывания соплей и рудиментов информационной войны.


1. Демография , население России и Украины.

По оценкам на ноябрь 2013 - январь 2014 население обеих стран составляло:
Россия - 143667 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовой прирост +250-300 тыс. чел.)
Украина - 45229 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовая убыль -150-180 тыс. чел.)

Население Крыма на конец 2013:
Крымская республика - 1965 тыс. чел.
Севастополь - 389 тыс. чел.

Что получается после присоединения Крыма?
Россия - 146021 тыс. чел. (101,6%)
Украина - 42875 тыс. чел. (94,8%)

Сокращение населения Украины составляет 5,2%, а увеличение населения России - менее значительное, 1,6%.
Соотношение стран по населению (Украина к России) до присоединения Крыма было 31,48%, а сейчас - 29,36%.
То есть, теперь заметно менее трети.

На мой взгляд, если рассматривать решение изолированно от общей ситуации, то оно весьма странное: отдельный федеральный округ создаётся только для двух субъектов Федерации и для общей территории размером всего в 26,1 тыс. кв.км. - почти вдвое меньше одной Московской области (!), которая 45,9 тыс. кв.км.

Рациональный смысл возникает только в двух случаях:
1) отдельный федеральный округ создаётся для полноценной интеграции новой территории в правовую и экономическую систему России и для того, чтобы все решения по поводу претензий Украины и управления её национализированными госактивами были сосредоточены в одних руках,
2) Крымский округ - "личинка" для будущего полноценного Юго-Западного федерального округа, и на нём будут обкатаны все практические вопросы быстрой интеграции новых территорий с дружественным и этнически близким населением.

Возможно, ближе к истине предположение 1.
И как только цель будет достигнута, отдельный округ будет упразднён и присоединён к Южному.
Но это только предположение.

Любопытно, что завершение присоединения Крыма и Севастополя было отпраздновано большим салютом в Москве, Севастополе и Симферополе (30 залпов) - нечто сходное с салютами по поводу освобождения крупных городов и столиц советских республик в Великую Отечественную.

Вот, к примеру, вчерашний салют в Севастополе:

Фото от asaratov

Впрочем, мы немного отвлеклись.
Поехали дальше.

3. Прямые геополитические следствия воссоединения:

3.1 Россия получила стратегический контроль над всем Черноморским регионом, так как Крым расположен почти в центре Азово-Черноморского бассейна. Резко увеличены возможности России по контролю над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моряю

3.2 Россия получила неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, возможность полноценного обновления ЧФ, а также все морские порты и военные базы в Крыму, как-то:

Керченская паромная переправа
- Керченский морской торговый порт
- Керченский морской рыбный порт
- Феодосийский морской торговый порт
- Ялтинский морской торговый порт
- Севастопольский морской торговый порт
- Севастопольский морской рыбный порт
- Евпаторийский морской торговый порт.

Вся эта собственность будет теперь не только российской де-факто, но и спорной де-юре, с точки зрения Украины и стран евроатлантического сообщества.

3.3 Харьковские соглашения денонсируются, высвобождается годовая плата Украине в районе ок. 100 млн.$/ год, а также разнообразные сопутствующие пошлины, которых набегало не менее трети от этой суммы. Также исчезает юридическое основание для скидок Украине на газ, и она будет платить полную европейскую цену (примерная прикидка - подорожание ок. $3 млрд./год).

3.4 В общий баланс "цены Крыма" необходимо также вписать высвобождающиеся средства на обустройство Новороссийска, как основной базы ЧФ на национальной территории (это несколько млрд.$), а также затраты на переформатирование и усиление инфраструктуры Южного военного округа, в случае, если бы Крым остался за полностью враждебным правительством Новой Украины и мог бы стать ещё и центром базирования кораблей стран НАТО. Это уже не просто несколько, а несколько десятков млрд.$ в 10-летней перспективе.

3.5 Фактическое исчезновение ВМСУ, и разрушение системы их базирования, а также системы подготовки кадров. Украина запирается в двух ограниченных бассейнах (Одесский и Азовский), причём второй бассейн полностью под контролем России.

4. Исключительные экономические зоны стран в Чёрном море.
Конфигурация их меняется радикально.
Давайте посмотрим схематические карты (на немецком, других толковых не нашёл).

4.1. Вот картина на 2005-й.
Сплошные линии - разграничение де-юре между Турцией и СССР, это признанная официальная линия.
Пунктиры - примерные неофициальные линии разграничения исключительных зон постсоветских стран, а также Румынии и Болгарии.

Смотрите - Украина юридически контролирует около трети черноморского бассейна, ей досталась самая "лакомая" часть советского наследства. Больше её контролирует только Турция. Россия получила довольно скромную часть на востоке.

4.2. Теперь - картина на 21.3.2014 (нарисовал коряво, но принцип понятен).
Украина разделяется на два бассейна и теряет примерно 70% того, что у неё было. Ранее (не так давно) слабая Украина потеряла часть западной зоны, где более наглая Румыния отжала у неё окрестности шельфовой зоны о. Змеиный.
Россия после присоединения Крыма получает не просто примерно равную с Турцией исключительную зону (ок. 40% бассейна), но ещё и фактический контроль над Чёрным морем, так как её зона находится в географическом центре субрегиона.

Красная черта - Керченский пролив.
До этого Россия платила за проход своих судов через Керчь - Еникальский канал ок. 15-25 млн.$ ежегодно, теперь ситуация зеркально переворачивается. Россия получает практически полный контроль над Азовским морем, а также над проходом через Керченский пролив.
Теперь уже Украине придётся платить за проход по этому каналу (весь экспорт-импорт продукции через оставшиеся у неё порты Азовского бассейна), сумма пока непонятна.

5. Национализация Крымской республикой бывших государственных активов Украины на территории Крыма.

Основные активы можно посмотреть на этой инфографике от РБК

Но, как я понимаю, тут перечислены не все.
Кроме того, что тут, к России переходят порты (см. выше, пп. 3.2), нужно смотреть ещё и судостроительные/ судоремонтные мощности Керчи и Севастополя, какова их принадлежность.

В ближайшую повестку дня встаёт полномасштабный сухопутный переход Кубань - Крым с многополосным автомобильным и 2-путным жлезнодорожным ярусами, но это дело не менее двух лет, даже если на этом проекте сконцентрировать серьёзные ресурсы.

Раньше, в 1944-45 гг., такой сухопутный мост через Керченский пролив существовал, но в очень хилом исполнении, вот фото:

Любопытно, что по этому временному мосту успел даже проехать Сталин на литерном поезде, по возвращению с Ялтинской конференции Трёх Держав, но в конце февраля - начале марта 1945 г. мост был разрушен ледовыми торосами и более не восстанавливался.

В советское время, до 1987 г., существовал железнодорожный паром, но и он сейчас не функционирует, в пассажирском варианте. В грузовом - существует.
Так что налаживание интенсивного регулярного сообщения по варианту 2 объективно попадает в самые первые приоритеты.
Впрочем, в запасе остаётся ещё и морской путь снабжения и пассажирского сообщения.

7. Железнодорожные вопросы.

Крымские ж.д. разделяются с Укрзализницей, и скорей всего, количество поездов в сообщении с Украиной будет заметно уменьшено, ведь Крым перестаёт быть её частью. Кроме того, непонятно, что будет с поездами сообщения Россия - Крым (скажем, Москва - Симферополь, Петербург - Севастополь) и насколько они будут сокращены, какой режим пересечения будет установлен для пассажиров.

За гонкой перехода военных кораблей в Крыму под Андреевский флаг, за чем сейчас азартно следит интернет-обчественность, полностью ушли в тень железнодорожные процессы, а ведь и тут происходили любопытные коллизии.

В частности, Укрзализница уже в конце февраля поняла, что Крым уплывает, и предприняла меры по перегону на территорию Украины наиболее современных единиц подвижного состава, ставя взамен наиболее древние единицы с истекающим ресурсом.

Так перегнали из Крыма, например, наиболее современную электричку (см.

Убеждать друг друга можно до хрипоты, но военные люди привыкли смотреть на карты. И нам полезно взглянуть на мир их глазами. А заодно ответить на несколько волнующих блогосферу вопросов.

Можно ли запереть наш флот в Черном море?

С того момента, как Крым окончательно перешел под юрисдикцию РФ, такой возможности ни у кого не стало.


«Комплексы «Искандер» полностью контролируют побережье всего Черного моря, включая пролив Босфор», — поясняет уважаемый art201045. Они автоматически превратили Россию в хозяина Черного моря. Если бы комплексы находились даже поблизости, в Краснодарском крае, до Босфора ракеты долететь бы не смогли.

Контролировать Дарданеллы не так важно — пролив слишком широк, чтобы быть преградой для наших военных кораблей. А вот уложить мины на дно узкого Босфора и тем самым перекрыть проход через него, вполне реально. Но турки, разумеется, никогда не станут так рисковать. Потому что ракеты «Искандер» способны не только расчистить пролив, попутно разрушив мосты, но и превратить в руины пол-Стамбула.

То есть, запереть наш флот в Черном море в случае войны никак не удастся. Кроме того, географическое положение севастопольской базы позволяет присматривать и за всем побережьем — турецким, румынским и болгарским. Грузинское и украинское в расчет не берем, ладно?

Нужен ли Крым американцам?

То, что целью Майдана был именно Крым, хорошо видно на этой карте.

Дело в том, что ограничения по дальности применения «Томагавков» не позволяют сегодня американцам держать под прицелом Москву и довольно большую часть европейской части России. Размещение базы в Крыму решило бы проблему, которая вот уже много десятков лет не дает покоя нашему стратегическому противнику.

Кроме того, если бы полуостров перешел под протекторат США, мы бы потеряли все преимущества, которые имеем сегодня. Что весьма важно не только в военном смысле, но и в экономическом — один из важнейших наших торговых путей оказался бы под контролем американцев.

О Черноморском флоте как о боевой единице пришлось бы забыть. Весь юго-запад страны оказался бы не защищен, Россия автоматически превратилась бы в страну третьего мира. Американцы с полным правом принялись бы диктовать нам свои условия

«Первый обезоруживающий удар по РФ должен наноситься именно крылатыми ракетами, — со знанием дела пишет art201045. — Основные районы, из которых должны быть нанесены удары показаны на карте. Но из этих районов не поражается вся европейская часть, а сосредоточить ударную группировку в Черном море скрытно невозможно, и эффект внезапности, что предопределило бы успех, был бы под вопросом. Имея постоянные базы в Крыму (Севастополь, Феодосия, Донузлав, Керчь) такая задача решалась бы. Из Черного моря ударами «Томагавков» подвергалась бы вся европейская часть России, захватывая Южный Урал, и даже западная часть Казахстана».

Смириться с этим мы никак не могли.

Появятся ли американские базы под Харьковом?

Это тоже частый вопрос, который муссируется в социальных сетях. В основном, конечно, в этом убеждены украинские патриоты, которые никак не могут привыкнуть к потере Крыма.

После того как Крымский полуостров стал российским, появление на Украине американских баз потеряло всякий смысл. «Удар с тыла надо будет чем-то парировать, значит, необходимо на юге и юго-востоке Украины держать солидную группировку, способную выдержать удар и не пустить войска в глубь страны, чтобы защитить базы», — объясняет азы военного дела art201045. НАТО на такую авантюру не согласится, сколько бы его ни уговаривал Киев.

База — это не только солдаты и оружие. Пришлось бы строить полную инфраструктуру на многие десятки миллиардов долларов — дороги, казармы, парки для техники, мастерские, склады, хранилища ГСМ и многое другое. Словом, то, что будет мгновенно уничтожено при первой же попытке начать войну. Это только у Задорнова американцы тупые — военные такими категориями не мыслят. Они привыкли противника уважать и даже слегка переоценивать. На всякий случай.
____________________
Безусловно, вхождение Крыма в состав России создало нам серьезные международные проблемы. Но они не идут ни в какое сравнение с проблемами, которые бы у нас появились, стань он американским.