День штурмана вмф россии. День штурманов военно-морского флота российской федерации

В российском календаре праздничных дат немало таких, которые посвящены чествованию людей определенных профессий. Свой праздник есть и у штурманов Военно-морского флота – людей, которых по праву называют флотской интеллигенцией. Что неудивительно: это не просто техническая специальность, а настоящее призвание. Когда День штурмана ВМФ в России и каковы особенности этой профессии, вы можете узнать из нашей статьи.

Праздник: день штурмана 2017

Слово «штурман» в переводе с голландского означает «человек за рулем». Оно пришло в наш язык вместе с множеством нововведений Петра Великого, основателя российского флота, заразившего своей страстью к морской стихии тысячи русских людей. Штурманскую службу Российского флота при знаменитой Навигацкойшколе учредил сам царь, отдав 25 января 1701 года следующее распоряжение: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».

Это вполне логично: флота без штурманов не бывает, ведь даже самое мощное и современное судно не поплывет без правильного управления. Нужен человек, который вел бы корабль к цели через все опасности морской стихии. Даже в сегодняшних условиях, имея дело с современной техникой, штурману приходится порой определять направление судна без помощи компаса, улавливать малейшие оттенки изменения погоды и справляться с буйством шторма, выбирать наилучший способ проведения судна через опасные места. Для всего этого нужен не только гигантский багаж знаний (равный объему навыков и умений, которыми обладают летчики и капитаны-подводники), но и такие личные качества, как сообразительность, выносливость, сила духа и оптимизм. А еще умение импровизировать и творчески подходить к любой ситуации: ведь море часто ставит навигаторов перед непредвиденными обстоятельствами, требующими мгновенной реакции и смелости в принятии решений. Потому и считается, что профессия эта – для «избранных». А люди, освоившие и полюбившие ее, издавна пользуются в нашей стране особым уважением. Многие прославленные впоследствии флотоводцы и адмиралы начинали службу в должности штурмана корабля. В истории военных кампаний и географических открытий имена штурманов зачастую стоят в одном ряду с фамилиями капитанов и командиров кораблей.

Естественно, что эти отважные и талантливые люди достойны иметь собственный праздник. С 1997 года для празднования Дня штурмана ВМФ была определена специальная дата – 25 января, то самое число, когда Петром Великим была основана штурманская служба Российского флота. Так что, если среди ваших знакомых есть представители этой славной профессии, не забудьте поздравить их с профессиональным праздником!

Раньше (а неофициально и сейчас) День штурмана праздновался в дни весеннего (21.03) и осеннего (23.09) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит соответственно на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению". Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота.

Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому:

- "Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают."

- "Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают."

Вот какие были статьи в уставе Петра Великого. Но это так, к слову и не к празднику.

Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - "работа штурмана в походе носит творческий характер". Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие. Профессия сегодня

В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ: руководство по организации штурманской службы, правила штурманской службы для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. В новом руководстве и правилах впервые сформулировано понятие "штурманская подготовка". Она включает в себя комплексную многоуровневую систему обучения как личного состава штурманских боевых частей кораблей, так и флагманских штурманов, вахтенных офицеров кораблей, командиров соединений, их заместителей, командиров кораблей.

На флотах продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения навигационных задач. Исследуются возможности определения места подводных лодок без всплытия под перископ. Внедрены в практику навигации методики решения навигационных задач кораблевождения при плавании под льдами Арктики. Активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы. У штурманской службы, как одной из главных составляющих всего российского Военно-Морского Флота - великая история, и нынешнее поколение офицеров-штурманов решает сложные задачи на морях и океанах, продолжая лучшие традиции своих предшественников.

Черный турмалин - Шерл в украшениях из серебра 925 пробы. Лечебные и магические свойства черного турмалина - Шерла.

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.


Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur - «руль» и man - «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.


Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.


По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

По материалам из открытых источников

25 января в Военно-морском флоте РФ отмечается день штурмана. В 2017 году у штурманской службы на флоте своеобразный юбилей – 320 лет со дня первого появления званий «стюрман» и «подстюрман» в России. Первая же штурманская (навигацкая) школа была образована в 1701 году – 25 января по новому стилю. Именно это событие и стало поводом для выбора даты праздника штурмана ВМФ РФ.

Интересно, что ранее «штурманский день» имел другую дату для празднований, если заявления о празднованиях этой даты вообще уместны. Точнее, даже не одну дату, а сразу две. Речь идёт о днях весеннего и осеннего равноденствия. Это астрономические даты начала соответствующих времён года, в которые достаточно легко определить положение сторон света по расположению светила на небе, а точнее по точкам его восхода и захода.

День штурмана ВМФ РФ стали отмечать 25 января с 1997 года – на основании указа, подписанного тогдашним президентом РФ Борисом Ельциным 15 июля 1996 года.

С петровских времён штурманская служба претерпела фундаментальные изменения не только в плане методов, используемых для выполнения поставленных задач, но и в плане применения технических средств и различного рода оборудования. Шесть лет назад (в 2011 году) штурманы (в первую очередь будущие, речь о курсантах) Военно-морского флота получили комплексный тренажёр «Регель».

С его помощью осуществляется подготовка к несению службы вахтенным штурманом. Это мощная компьютерная система, дающая возможность моделирования элементов плавания корабля в любых погодных и климатических условиях. Тренажёр «Регель» позволяет курсантам готовиться к штурманской службе, изучая, в частности, особенности прохождения различных проливов, выходов из портов с учётом навигационных особенностей. Используя такой тренажёр, сегодня можно осуществлять подготовку штурманских расчётов сразу нескольких военных кораблей и судов обеспечения.

На боевых кораблях устанавливаются современные системы информационно-навигационного плана. Речь в первую очередь о ЭКНИС (ECDIS) «Маркер», «Сегмент» и «Аляска» в различных их модификациях. Электронные картографические навигационные информационные системы позволяют объединить информацию, поступающую от системной электронной карты, с данными о месте корабля, полученными от судовых датчиков.

Помимо упомянутого оборудования боевые корабли различных флотов и флотилий ВМС РФ оснащаются новейшими гидрометеорологическими комплексами «Характер-К». Комплексы предназначены для выполнения метеорологических и гидрологических измерений, включая измерения таких параметров окружающей среды как скорость и направление ветра, атмосферное давление, температура и влажность воздуха, избыточное гидростатическое давление, высота нижней границы облачности, температура морской воды, метеорологическая дальность видимости.

Новейшее оборудование, устанавливаемое на современных кораблях ВМФ РФ, это и гирокурсоуказатели ГКУ-5, интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации «Кама», приёмоиндикаторы «Квиток».

Личный состав штурманских расчётов боевых кораблей Военно-морского флота РФ постоянно совершенствует своё мастерство в рамках проводимых военных учений и маневров. Особые задачи стоят перед штурманами боевых кораблей, входящих в группировку ВМФ РФ у берегов Сирии.

Сегодня штурман ВМФ - это военный специалист, обеспечивающий точное и безопасное плавание кораблей флота, отвечающий за безошибочное следование по назначенному маршруту и своевременное прибытие корабля (как надводного, так и подводного) в заданный район.

На сегодняшний день штурманская служба флота составляет более 2,5 тысяч специалистов, почти треть из которых – офицерский состав. Более 30 представителей службы имеют учёное звание.

Из заявления главного штурмана Военно-морского флота РФ контр-адмирала Эдуарда Луйка:

Подготовка штурманов ВМФ сегодня учитывает особенности стремительного развития отечественного кораблестроения и получения в состав ВМФ надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, оснащенных новым вооружением и современным навигационным оборудованием. Перед кораблями ВМФ России стоят более сложные задачи, связанные с действиями в составе межвидовых и разнородных группировок, что требует от специалистов штурманских служб флотов высокой профессиональной и практической подготовки. Навигационное обеспечение выполнения задач в море приобретает еще большее значение, так как российский ВМФ действует во многих районах Мирового океана и зачастую, в малоизученных.

«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих и ветеранов штурманской службы ВМФ РФ с праздником!

25 января в Военно-Морском Флоте отмечается День штурмана. С этой датой специалистов штурманских служб флотов, кораблей, подводных лодок и судов обеспечения ВМФ поздравил главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Королёв.Поздравляя штурманов ВМФ, главком особо отметил, что «Активное участие кораблей и подводных лодок в организации военно-морского присутствия в Мировом океане, оснащение ВМФ России боевыми кораблями, атомными подводными лодками новых поколений выдвигает повышенные требования к специалистам штурманской службы ВМФ, напрямую отвечающих, как за навигационную безопасность мореплавания, так и за выполнение кораблями задач по своему предназначению. С целью подготовки штурманских специалистов высокого класса для ВМФ, Министерством обороны РФ, Главным командованием ВМФ в программы их подготовки внесены соответствующие изменения, позволяющие готовить высокопрофессиональные кадры по этой важнейшей специальности с учетом поступления в состав новых кораблей различных классов, атомных подводных лодок проекта «Борей», «Борей-А», «Ясень».Адмирал Владимир Королёв подчеркнул, что «во многом благодаря высокой профессиональной подготовке штурманов кораблей и подводных лодок, были решены важнейшие задачи действий сил ВМФ в Средиземном море, успешного применения кораблями и подводными лодками высокоточного оружия по объектам террористических группировок на территории Сирийской Арабской Республики. Высокий профессионализм показывают штурманы кораблей, выполняющих задачи в Арктической зоне».«Заметен и вклад штурманских специалистов и в то, что за несколько лет интенсивность боевой подготовки в ВМФ возросла в 1,7 раза, наплаванность экипажей кораблей и подводных лодок в 2,9 раза, а количество боевых служб кораблей Военно-Морского Флота увеличилось более чем в 2 раза. Эффективность и качество выполнения задач штурманскими специалистами возросли благодаря развитию средств навигации. Доля современных морских средств навигации и океанографии за несколько лет увеличилась более чем в 2 раза», – отметил главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв, поздравляя штурманов Военно-Морского Флота с профессиональным праздником.Сегодня, штурманская служба Военно-Морского Флота насчитывает около 3000 флотских специалистов, более 1000 из которых – офицеры. Возглавляет штурманскую службу ВМФ Главный штурман Военно-Морского Флота контр-адмирал Эдуард Луйк.Подготовкой будущих штурманов по специальности в военно-морских учебных заведениях ВУНЦ ВМФ занимается более 200 человек профессорско-преподавательского состава, свыше 50 из которых имеют учёную степень, а более 30 учёное звание. Непосредственно к штурманской службе ВМФ относится более 10 учебных подразделений. Это кафедры Штурманской службы ВМФ в Военно-Морской Академии им. Н.Г. Кузнецова, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Севастополе и Калининграде. Также производится подготовка специалистов технических средств кораблевождения (ТСК) во Владивостоке, Санкт-Петербурге, и в учебных центрах Военно-Морского Флота. В распоряжении штурманской службы - учебные лаборатории и аудитории, специальные тренажёры. Для морской подготовки будущих штурманов используются несколько учебных кораблей и 10 учебных катеров.