День противолодочной авиации. Охота на "Огайо"

Которые вооружались специальными противолодочными бомбами небольшого калибра. В истории также отмечены случаи, когда обнаруженные подводные лодки противника атаковали самолёты других родов ВВС ВМФ - истребители и бомбардировщики. Однако всё это носило, скорее, случайный характер, не являясь систематической борьбой с подводными лодками. На самолётах отсутствовали средства поиска, да и средства поражения оставались далёкими от совершенства.

В 1940-1960-х гг. строительство подводных лодок переживало бурный рост. Это объяснялось, в первую очередь, их серьёзными боевыми успехами в годы Второй мировой войны. Кроме того, подводные лодки обходились значительно дешевле, чем надводные корабли. Вооружение ПЛ также постоянно совершенствовалось, а с появлением на их борту крылатых и баллистических ракет стало возможным скрытно наносить удар из-под воды за многие десятки и сотни километров от целей.

В западных странах меры по созданию противолодочной авиации предприняли ещё в начале 1940-х гг. Сначала для этого использовали обычные самолёты берегового командования, вооружённые противолодочными бомбами. Они атаковали бомбами и пулемётами визуально обнаруженные ПЛ в надводном положении и, иногда, под перископом. Позднее эти самолёты стали оборудовать специальными радиолокационными и гидроакустическими системами поиска ПЛ в надводном и подводном положении. К концу Второй мировой войны во всех основных странах антигитлеровской коалиции были полноценные части патрульной и противолодочной авиации, оснащённые самыми современными на то время самолётами, средствами поиска и поражения.

В Советском Союзе понимание необходимости создания нового рода сил пришло к руководству ВМФ только в середине 1950-х гг. Но и здесь пошли по пути наименьшего сопротивления - в противолодочные части на первых порах переформировывались морские разведывательные полки, вооружённые летающими лодками «Каталина» и Бе-6.

Создание первых вертолётов конструкции Миля и Камова в середине 1950-х гг. высветило новую область их применения - в качестве противолодочного средства флота берегового и корабельного базирования. Но прошли ещё долгие годы, пока противолодочная авиация заявила о себе в полный голос как важнейшая составляющая Авиации ВМФ.

Морская противолодочная авиация Балтийского флота

Противолодочная авиация на Балтике появилась в конце Великой Отечественной войны, когда летом 1944 г. была сформирована 29-я отдельная авиационная эскадрилья ПЛО. На её вооружении состояли летающие лодки Бе-4 и PBN-1 «Номад». Данная часть, хотя и числилась в составе 15-го ОРАП, но, фактически, была вполне самостоятельной. На неё был возложен довольно широкий крут задач: воздушная разведка, поиск ПЛ противника, противолодочная оборона наших кораблей и судов, спасение экипажей самолётов, сбитых над морем. Но, несмотря на своё «противолодочное» название, она ничем не отличалась от своих коллег из разведывательных частей.

В апреле 1945 г. 29-я ОАЭ ПЛО была расформирована, а на её основе сформированы три новые эскадрильи: 15-я, 16-я, 17-я ОСАЭ ПЛО. Но уже в мае 1946 г. первые две из них были обращены на формирование 69-го ОМРАП, а 17-я ОСАЭ переименована в 17-ю ОМДРАЭ. С этого времени на ближайшие 10 лет противолодочная авиация БФ прекратила своё существование.

В середине 1955 г. на Балтике формируются первые вертолётные части (507-я и 509-я ОАЭВ). На их вооружение поступают вертолёты Ми-4. В сентябре 1957 г. к ним добавляется 225-я ОАЭ корабельных вертолётов Ка-15. Эти эскадрильи стали решать задачи ПЛО в интересах БФ в ближней зоне.

В сентябре 1958 г. на базе этих эскадрилий формируются два вертолётных полка: 413-й И437-ЙОАПВ. Они просуществовали до конца 1961 г., когда были переформированы в один 745-й отдельный противолодочный вертолётный полк ближнего действия, базирующийся на аэр. Донское. С 1965 г. на вооружении полка состояли вертолёты Ми-4 и Ка-25, в 1970 г. к ним добавились транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, а в 1975 г. - Ми-14.

Несколько ранее - в августе 1960 г., 17-я ОМДРАЭ была переформирована в 17-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью, на вооружении которой состояли самолёты Бе-6. В 1970 г. эскадрилья перевооружилась на противолодочные амфибии Бе-12. В 1971 г. 17-я ОДПЛАЭ, вместе с 759-м ОМТАП, была переформирована в 49-ю ОПЛАЭ ДД базирующуюся на аэр. Коса.

Такое положение дел сохранялось до 1972 г., когда на базе 846-го гв. ОМТАП Авиации БФ был сформирован

846-й гв. ОПЛАП, одна из эскадрилий которого начала перевооружение на новые дальние противолодочные самолёты Ил-38. С октября 1975 г. этот полк был расформирован, а на его основе была создана новая противолодочная авиационная часть - 145-я ОПЛАЭ ДД, базирующаяся на аэр. Скультэ. С этого времени Балтийская противолодочная авиация вышла на «океанский простор». Помимо Балтийского моря, её самолёты выполняли вылеты на боевую службу в Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан. Вертолёты корабельного базирования осваивали, помимо Балтики, Атлантический океан и Средиземное море.

Практически все последующие 20 лет состав сил противолодочной авиации БФ не изменялся: 745-й ОПЛВП, 49-я ОПЛАЭ и 145-я ОПЛАЭ. К этому времени только вертолётный полк перевооружился на современные вертолёты Ка-27 и Ка-29тб.

После 1992 г. 145-я ОПЛАЭ была расформирована, а её самолёты Ил-38 были переданы в 77-й ОПЛАП, 317-й ОСАП ВВС ТОФ и 240-й гв. ОСАП ВВС ВМФ.

С сентября 1996 г. 49-я ОПЛАЭ и 397-я ОТАЭ ВВС БФ образовали новый 316-й ОСАП, базирующийся на аэр. Храб-рово (г. Калининград). Но спустя два года противолодочная эскадрилья была расформирована (последний уцелевший самолёт Бе-12 ещё можно было наблюдать в полуразобранном состоянии на аэр. Храброво в мае 2011 г.).

В 1994 г. 745-й ОКПЛВП был свёрнут в 396-ю ОПЛВЭ и просуществовал в таком виде до декабря 2009 г. В рамках перехода ВС РФ на «перспективный облик», 396-я ОКПЛВЭ на аэр. Донское и 125-я ОВЭ на аэр. Чкаловск, вместе с частями обеспечения, были переформированы в 7054-ю гвардейскую Новгородско-Клайпедскую Краснознамённую авиационную базу им. И.И.Борзова, получив почётные наименования и награды практически ото всех расформировываемых авиационных частей ВВС и ПВО БФ. Фактически, из «старых» противолодочных частей на Балтике с 2010 г. осталась только вертолётная эскадрилья на Ка-27пл и Ка-27пс, которая решает задачи противолодочной обороны, транспортных перевозок и поисково-спасательных действий.

Противолодочная авиация Черноморского флота

Ещё на этапе зарождения Морской Авиации командование ЧФ правильно оценило её перспективы в борьбе с подводными лодками. Так, в начале 1914 г., осознавая неизбежность надвигающейся войны, адмирал А.А.Эбергард, среди задач, поставленных перед Авиацией флота, называл и такую: «открытие неприятельских подводных лодок, указание их места нашему флоту и атака их бросанием бомб».

Уже в разгар Первой мировой войны, в июле 1916 г. под Севастополем были проведены успешные испытания противолодочной авиабомбы конструкции морского лётчика ст. лейтенанта Л.И.Бошняка. Таким образом, Чёрное море можно, в определенной степени, считать колыбелью противолодочной авиации.

Но, как и на Балтике, ещё свыше 40 последующих лет поиском и уничтожением ПЛ противника занимались, в основном, части и подразделения разведывательной авиации. Фактически, с первых дней Великой Отечественной войны самолёты МБР-2, ГСТ и МТБ-1 119-го МРАП, 60-й, 80-й, 82-й и 83-й ОМРАЭ, к которым осенью 1941 г. добавилась 18-я ОМРАЭ, перебазированная с Балтики, приступили к поиску румынских, турецких, немецких и итальянских ПЛ , которые мерещились командованию ЧФ у советских берегов.

В марте 1952 г. в Севастополе был сформирован 220-й отдельный отряд вертолётов Ка-10. Мало кто мог тогда предположить, что подобные летательные аппараты станут вскоре грозой подводных лодок. Спустя два года на базе отряда была сформирована 1222-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов, перевооружённая в 1955 г. на Ка-15. В начале 1958 г. её дополнила 307-я отдельная авиационная эскадрилья корабельных вертолётов, а уже в апреле того же года на базе этих авиационных частей формируется 872-й отдельный авиационный полк вертолётов на аэр. Донузлав.

К середине 1950-х гг. для поиска и уничтожения ПЛ привлекались самолёты Бе-6 977-го ОМДРАП (бывш. 18-я ОМДРАЭ), атакже вертолёты Ми-4м и Ка-15 872-го ОАПВ.

Но по-настоящему части противолодочной авиации появились только в конце 1960 г. - начале 1961 г. Так, 270-я ОМДРАЭ ВВС ЧФ, сформированная в Донузлаве на базе 2-й АЭ 977-го ОМДРАП и вооружённая реактивными лодками Бе-10, была в ноябре 1960 г. переформирована в 270-ю ОДПЛАЭ. Тогда же 853-й ОВП был переформирован в 303-ю ОВЭ ПЛО.

В сентябре 1961 г. 872-й ОАПВ переименуется в 872-й ОПЛВП БД, с перебазированием на аэр. Кача, и на его укомплектование обращается 303-я ОВЭ ПЛО. Одновременно 270-я ОПЛАЭ АД была переформирована в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

В 1965 г. части противолодочной авиации получают на вооружение новые самолёты-амфибии Бе-12 и вертолёты Ка-25, что существенно расширило их поисково-ударные возможности.

В сентябре 1969 г. на базе 872-го ОКПЛВП в Авиации ЧФ формируется ещё один вертолётный полк - 78-й ОКПЛВП. Это было связано с расширением круга задач ВМФ СССР по присутствию в океанской зоне и вводу в строй новых противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград», на которых могли базироваться целые вертолётные части.

Практически до момента развала Советского Союза в декабре 1991 г., состав сил противолодочной авиации ЧФ не менялся (318-й ОПЛАП, 78-й ОКПЛВП и 872-й ОКПЛВП). С 1973 г. на её вооружение поступили вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, чьи поисковые и ударные возможности превосходили устаревающие Ка-25. В 1978 г. к ним добавились вертолёты берегового базирования Ми-14пл, Ми-14пс и Ми-14бт.

Учитывая размеры Черноморского ТВД, командование ВВС ВМФ не стало вооружать Авиацию ЧФ противолодочными самолётами Ил-38, не говоря уже о Ту-142. Поэтому состав её авиапарка до начала 2000-х гг. почти не менялся:: Бе-12, Ка-27, Ка-25 и Ми-14.

В июне 1991 г. ВВС ЧФ пополнились ещё одной противолодочной частью, причём весьма необычным способом. Тогда 841-й гвардейский морской авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, на МиГ-23м, базирующийся на аэр. Мериа в Грузии, был переформирован в 841-й гв. ОПЛВП на вертолётах Ми-14пл, Ми-14пс.

Противостояние Украины и России в вопросах раздела имущества бывшего ЧФ СССР не могло не отразиться на составе и состоянии Черноморской Авиации, в целом, и её противолодочных частей, в частности. Согласно соглашению между правительствами двух стран от 27.05.1998 г., украинской стороне, в числе многого другого имущества ЧФ СССР, были переданы следующие противолодочные самолёты и вертолёты: 10 Бе-12пл, 18 Ка-25пл и 20 Ми-14пл.

В результате этой передачи авиатехники, с середины 1995 г. противолодочная авиация претерпела значительные изменения: 78-й ОКПЛВП в Донузлаве был расформирован, 841-й гв. ОПЛВП -переформирован в 863-ю ОПЛВЭ, которую перебазировали из Мерии в Анапу, а вместо 318-го ОПЛАП на Каче была сформирована 327-я ОПЛАЭ. В сентябре 1996 г. 327-я ОПЛАЭ и 917-й ОТАП ВВС ЧФ переформируются в новый смешанный авиационный полк, который получает номер и награды ранее расформированного 318-го ОПЛАП (Констанцский, Краснознамённый). Новый полк, в составе которого одна эскадрилья была вооружена самолётами Бе-12, а вторая - транспортными самолётами Ан-26, базировался на аэр. Кача и выполнял многообразные задачи противолодочного обеспечения сил флота, а также перевозки личного состава и грузов.

В сентябре 1997 г. 872-й ОКПЛВП в Каче был переформирован в 61-ю ОКПЛВЭ, но уже в мае 1998 г. эта эскадрилья, совместно с 863-й ОПЛВЭ, была обращена на формирование нового 25-го ОКПЛВП. Его эскадрильи базировались на аэродромах Кача и Анапа.

На последующие 10 лет наступило затишье в организационно-штатной структуре ВВС ЧФ и её противолодочных сил. Это объясняется жёсткими рамками российско-украинского договора о статусе ЧФ России (российская сторона не может в одностороннем порядке изменить состав и место дислокации своих частей).

В середине 2009 г., в ходе развернувшийся компании по переходу ВС РФ на новый «перспективный облик», 318-й ОСАП и 25-й ОКПЛВП были обращены на формирование 7059-й Констанцской Краснознамённой авиационной базы МАЧФ. Но в ближайшем времени самолёты Бе-12 вынуждены будут уйти на «заслуженный отдых» (на других флотах они уже давно были списаны и утилизированы), и задачи поиска и уничтожения ПЛ будут решать только вертолёты Ка-27.

Противолодочная авиация Северного флота

Североморской авиации с первых дней Великой Отечественной войны пришлось решать задачи поиска и уничтожения подводных лодок противника. Так как специализированных противолодочных частей в её составе не было, то для этого широко привлекались самолёты МБР-2, ГСТ и 118-го МРАП и 49-й ОМРАЭ. В отличие от Балтики и Чёрного моря, на Севере подводная угроза для советского судоходства была более чем реальной. По оценкам командования СФ, в составе ВМС Германии на Северном ТВД насчитывалось шесть ПЛ (1). По состоянию на 1 июля 1942 г., их количество оценивалось в 14-16 единиц (17). Подводные лодки противника действовали в Баренцевом, Белом и Карском морях. Их жертвами становились транспортные суда и корабли, а также береговые объекты на побережье. Такая ситуация заставила командование ВВС СФ принять меры по наращиванию группировки противолодочных сил авиации. Так, осенью 1942 г. с Каспийского на Белое море был переброшен 22-й МРАП, на самолётах МБР-2, а весной 1944 г. на его основе, а также ряда других авиационных частей ВВС СФ и БелВФ были сформированы 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки. В их составе имелось по одной эскадрилье летающих лодок МБР-2, а с лета 1944 г. в дополнение к ним начали поступать американские самолёты PBN-1 «Номад». На эти подразделения легла основная тяжесть противолодочной борьбы.

К концу 1944 г. фронт откатился далеко на Запад, и подводная угроза постепенно сошла на нет. В этой связи, к осени 1945 г. 44-й и 54-й САП были расформированы, а 53-й САП переформирован в морской дальнеразведывательный полк.

Возрождение противолодочной авиации, как рода сил ВМФ на Севере, началось в середине 1950-х гг., когда на вооружение 403-го ОМДРАП (бывш. 118-й ОМДРАП) поступили самолёты Бе-6 с радиогидроаккустической системой «Баку». В это же время формируется первая вертолётная часть - 2053-я ОАЭВ, вооружённая Ми-4м.

К 1958 г. формируется 309-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, и в том же году она, вместе в 2053-й ОАЭ БВ, преобразуется в 830-й отдельный авиационный полк вертолётов.

В конце 1960 г. 403-й ОМДРАП переформируется в 403-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, а 830-й ОАПВ стал именоваться 830-м ОПЛВП БД.

В 1967 г. 830-й вертолётный полк приступил к освоению новых корабельных вертолётов Ка-25. В этом же году на вооружение ВВС СФ поступают новые противолодочные самолёты дальнего действия Ил-38, из которых формируют новую авиационную часть - 24-й ОПЛАП ДД. Этот полк стал первым в составе Морской Авиации вооружённым данной авиационной техникой. С поступлением на вооружение Ил-38, поисково-ударные возможности североморской противолодочной авиации существенно расширились.

В 1968 г. 403-й ОПЛАП ДД получил на замену Бе-6 новые самолёты-амфибии Бе-12.

Во второй половине 1969 г. на аэр. Кипелово формируется новый противолодочный авиаполк - 76-й ОПЛАП ДД. Это была первая в составе Авиации ВМФ часть стратегических противолодочных самолётов Ту-142. Таким образом, СФ стал своеобразным полигоном, на котором проходила испытание новая авиационная техника и отрабатывались новые тактические приемы поиска и уничтожения ПЛ.

В 1970-1977 гг. самолёты Ил-38 24-го ОПЛАП ДД выполняли вылеты на БС в Средиземное, Красное море и в Индийский океан с аэродромов Египта и Сомали, а в 1981 -1988 гг. - с аэродромов Ливии и Эфиопии.

В ноябре 1982 г. на аэр. Кипелово была сформирована ещё одна авиационная часть на самолётах Ту-142-277-я ОПЛАЭ.

В 1976 г. на вооружение вертолётного полка на замену Ми-4м поступают базовые вертолёты Ми-14.

В 1979 г. на смену вертолётом Ка-25 начали поступать новые противолодочные вертолёты корабельного базирования Ка-27.

В конце 1980 г. 830-й ОКПЛВП был разделён на два полка - собственно 830-й ОПЛВП и новый 38-й ОКПЛВП. Это было связано, с одной стороны, с поступлением от промышленности в значительных количествах новых вертолётов, а с другой стороны - с вводом в состав СФ новых авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

С 1983 г. самолёты Ту-142 ВВС СФ начали регулярные полёты на Кубу. Это позволило расширить зону поиска ПЛ вероятного противника на экваториальную часть Атлантического океана.

В конце 1983 г. в составе ВВС СФ была сформирована 35-я противолодочная авиационная дивизия, в состав которой включили 76-й ОПЛАП и 277-ю ОПЛАЭ (вскоре развёрнутую в 135-й ПЛАП). Дивизия стала первым и единственным противолодочным соединением ВВС ВМФ. В последующих планах командования ВВС ВМФ было формирование из двух вертолётных полков на Севере и двух вертолётных полков на Тихом океане по вертолётной дивизии, но этим планам не суждено было сбыться.

В марте 1991 г. на Севере формируется авиационное соединение нового типа - 57-я смешанная корабельная авиационная дивизия, куда, кроме 38-го и 830-го ОКПЛВП, вошёл 279-й ОКИАП на самолётах Су-27к. Полки дивизии были предназначены для базирования на борту тяжёлых авианесущих крейсеров «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков». Это было, пожалуй, последним созидательным шагом руководства ВМФ в области военного строительства Морской Авиации. Наступал декабрь 1991 года…

Ещё почти два года противолодочная авиация СФ смогла удерживать свои позиции в системе ВМФ, но в 1993 г. начались необратимые процессы.

В конце 1993 г. 38-й ОКПЛВП и 830-й ОКПЛВП снова были свёрнуты в один полк - 830-й ОКПЛВП. «Реформированию» подверглись и два самолётных противолодочных полка: 24-й ОПЛАП и 403-й ОПЛАП были переформированы в новый 403-й ОПЛАП, на самолётах Ил-38 (фактически, «молодому» полку были переданы почётное наименование и орден от «старого» полка, а самолёты Бе-12 были списаны и утилизированы).

В конце 1994 г. управление 35-й ПЛАД и 135-й ПЛАП были расформированы. На аэр. Кипелово остался только 76-й ОПЛАП (базировавшийся там же 392-й ОДРАП, на самолётах Ту-95рц, ещё в конце 1989 г. был перебазирован на аэр. Веретье в Псковскую область).

В 1998 г. 57-я СКАД была расформирована, и 830-й полк вновь стал отдельным, а 403-й ОПЛАП был переформирован, вместе с 912-м ОТАП ВВС СФ, в 403-й отдельный смешанный авиационный полк, в котором одна АЭ была противолодочной, а другая - транспортной.

Некоторое время состав сил противолодочной авиации СФ оставался неизменным: эскадрилья самолётов Ил-38, в составе 403-го ОСАП, - на аэр. Североморск-1, полк самолётов Ту-142мк - на аэр. Кипелово, и полк корабельных вертолётов Ка-27 - на аэр. Североморск-1. Хотя задач для неё не уменьшилось, интенсивность вылетов на БС снизилась в разы, по сравнению с началом 1980-х гг…

В июне 2002 г. 76-й ОПЛАП был свёрнут в 73-ю ОПЛАЭ на аэр. Кипелово. Это событие только констатировало тот факт, что содержать целый полк дорогостоящих в эксплуатации и обслуживании самолётов Ту-142 Авиация СФ уже не могла. Все заштатные самолёты, оставшиеся от двух полков, потихоньку списывались и разделывались на металл.

Очередная «реформа» Морской Авиации (и противолодочной авиации, в том числе) началась после заседания Военной Коллегии МО РФ, которое состоялось в октябре 2008 г. В рамках её предусматривалось переформировать лётные и тыловые части на одном аэродроме в авиационные базы. В МА СФ (так стали именоваться ВВС СФ с апреля 2009 г.) были сформированы 7050-я АвБ на аэр. Североморск-1, на формирование которой были обращены 403-й и 830-й авиаполки, и 7051-я АвБ, на аэр. Оленья и Кипелово, на формирование которой были обращены 924-й гв. ОМРАП и 73-я ОПЛАЭ. В состав авиабаз на тот момент не вошёл 279-й ОКИАП. В таком виде они существовали до середины 2011 г., когда МРА была передана в состав Дальней Авиации ВВС и ПВО РФ, а оставшиеся части МА СФ начали переформировывать в одну авиационную базу.

В настоящее время противолодочные задачи на Севере решают подразделения в составе авиабаз противолодочных самолётов Ту-142мк в дальней зоне, самолётов Ил-38 - в средней зоне, и вертолётов Ка-27пл - в ближней зоне и с авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

Противолодочная авиация Тихоокеанского флота

До середины 1950-х гг., как и на других флотах, противолодочные задачи на Тихом океане решали части и подразделения разведывательной авиации. В годы Великой Отечественной войны и во время войны с Японией для этого привлекались 16-й, 115-й и 117-й разведывательные полки ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, а также целый ряд отдельных эскадрилий и звеньев. Они были вооружены самолётами МБР-2 и PBN-1 «Номад». Большинство этих частей было расформировано в 1945-1948 гг., а те, которые уцелели, прекратили свое существование в 1960 г.

Появление специализированных противолодочных частей в составе ВВС ТОФ было связано с принятием в середине 1950-х гг. на вооружение Морской Авиации вертолётов корабельного и берегового базирования Ка-15 и Ми-4.

В августе 1955 г. на аэр. Южная Угловая формируется первая вертолётная часть - 505-я ОАЭ БВ, на вооружении которой состояли Ми-4м.

В сентябре 1957 г. к ней добавляется 264-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, которая также дислоцировалась на аэр. Южная Угловая. В апреле 1958 г. обе эти вертолётные части были обращены на формирование первого на Тихом океане вертолётного полка - 710-го ОВП.

В сентябре 1957 г. на Камчатке была сформирована 175-я ОАЭ БВ, на Ми-4. Эта вертолётная часть формиро-

валась на базе 175-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС ТОФ и была предназначена решать противолодочные задачи на подходах к Авачинской бухте.

В 1958 г. 167-я отдельная аварийно-спасательная авиационная эскадрилья ВВС ТОФ (бывш. 48-й ОМДРАП), на самолётах Бе-6 и вертолётах Ми-4, была переформирована в 720-й ОВП, базирующийся на аэр. Знаменское в районе Советской Гавани.

В январе 1960 г. на Камчатке был сформирован 317-й ОСАП, в состав которого вошли 122-я ОМДРАЭ и 175-я ОВЭ ПЛО. Местом дислокации полка с 1961 г. стал аэр. Елизово. В этом же году 720-й ОВП был свёрнут в 301-ю ОПЛВЭ, которая базировалась на аэр. Корсаков (Южный Сахалин).

В 1961 г. к вертолётным противолодочным частям добавились самолётные, которые формировались на основе разведывательных лодочных полков и эскадрилий. Тогда же 289-й ОМДРАП в б. Суходол был переформирован в противолодочный полк, а 122-я ОМДРАЭ в б. Ягодная на Камчатке - в 122-ю ОДПЛАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6, оснащённые радиогидроак-кустической системой «Баку».

В середине 1969 г. 289-й ОПЛАП ДД перевооружился с летающих лодок Бе-6 на амфибии Бе-12, а уже в конце того же года на Тихом океане, вскоре после СФ, формируется 77-й ОПЛАП ДД, на самолётах Ил-38. Это позволило распространить зону поиска иностранных ПЛ на Охотское море и подходы к Курильским проливам с океанской стороны. Оба полка стали базироваться на аэр. Николаевка.

В октябре 1976 г. на аэр. Хороль был сформирован 310-й ОПЛАП ДД, на вооружении которого поступили самолёты Ту-142. Он стал второй частью в составе Авиации ВМФ, вооружённой этими самолётами, после 76-го ОПЛАП ДД Авиации СФ. Спустя два года полк перебазировался на аэр. Каменный Ручей. Такое место дислокации для полка было выбрано не случайно. Отсюда самолёты Ту-142 могли в кратчайший срок (через 1,5 часа) долететь до Тихого океана и осуществлять там поиск иностранных ПЛ вплоть до залива Аляска и Гавайских о-вов. В средней морской зоне и на подходах к Камчатке поиск ИПЛ осуществляли самолёты Ил-38 и Бе-12 77-го ОПЛАП ДД. 289-го ОПЛАП ДД и 122-й ОПЛАЭ ДД. В ближней морской зоне работали противолодочные вертолёты Ка-25 (затем Ка-27) и Ми-14 710-го ОКПЛВП, с аэр. Новонежино, и 175-й ОКПЛВЭ, с аэр. Елизово.

В октябре 1977 г. 301-я ОПЛВЭ на аэр. Корсаков была расформирована, но уже спустя два года на её месте была создана 568-я авиационная группа вертолётов берегового базирования.

В июле 1979 г. на ТОФ прибыл ТАКР «Минск», на котором, кроме штурмовиков Як-38, могли базироваться до 18 вертолётов Ка-27пл и Ка-27пс. Вступление этого корабля в состав флота существенно расширило возможности противолодочной авиации в решении специфических задач.

В декабре 1982 г. на аэр. Камрань (Вьетнам) было завершено формирование 169-го гв. ОСАП, в составе которого вошли 4 самолёта Ту-142м из 310-го ОПЛАП. Это позволило вести разведку в подводной среде в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и Филиппинском морях. В составе полка был также вертолётный отряд из 2 Ми-14пл и 1 Ми-14пс.

В октябре 1983 г. на аэр. Новонежино и на аэр. Корсаков, на базе существующих вертолётных частей, формируются ещё две: 51-я ОПЛВЭ и 55-я ОПЛВЭ, вооружённые Ми-14, Ми-8 и Ми-6.

В феврале 1984 г. в состав ТОФ вошёл второй тяжёлый авианесущий крейсер - «Новороссийск». С этого времени в составе флота стало два авианесущих корабля группового базирования.

Последующие пять лет можно назвать периодом наивысшего расцвета противолодочной авиации ТОФ. Самолётами ПЛА контролировалась обстановка в северо-западной части Тихого океана - от Берингова пролива, на севере, до пролива Лусон, на юге.

В 1991 г. на базе 51-й ОПЛВЭ эскадрильи был сформирован 207-й ОКПЛВП, в составе которого, кроме вертолётов берегового базирования, были также вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, но это было последнее созидательное переформирование в противолодочной авиации ТОФ. Ещё два года она продолжала оставаться в прежнем составе, но уже начали сказываться перебои с поставками топлива и запчастей. Вскоре началось обвальное сокращение на всех флотах, которое не могло не затронуть противолодочную авиацию.

В декабре 1993 г., одновременно с СФ, на Тихом океане произошло переформирование 289-го ОПЛАП, на Бе-12, и 77-го ОПЛАП, на Ил-38, в один 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка, вооружённый самолётами Ил-38. И здесь, как и на Севере, почётное наименование «Порт-Артурский» и орден Красного Знамени были переданы более «молодому» полку. Тогда же был расформирован и 207-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино.

В сентябре 1994 г. была расформирована 55-я ОПЛВЭ, и с этого времени завершилось базирование Авиации ТОФ на Сахалине.

В 1998 г. самолёты Бе-12 317-го ОСАП были списаны, и на замену им поступили самолёты Ил-38, которые собирали со всей Морской Авиации. Процесс их освоения экипажами полка был довольно длительным - сказывалось отсутствие необходимого количества топлива и инструкторов на флоте. В этом же году два противолодочных полка - 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка и 710-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино - были переформированы в один полк, который, по сути, был уже смешанным, но по наименованию остался противолодочным - 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка.

В июне 2002 г. 310-й ОПЛАП и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ были переформированы в один 568-й гв. ОСАП, на вооружении которого было две эскадрильи ракетоносцев Ту-22мЗ и одна эскадрилья самолётов Ту-142мз и Ту-142мр.

До конца 2009 г. противолодочная авиация на ТОФ была представлена эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 317-го САП ОКВС, эскадрильей самолётов Ту-142мз и Ту-142мр, в составе 568-го гв. ОСАП, эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 289-го ОПЛАП. В последующем все эти авиационные части и подразделения были переформированы в авиационные базы МАТОФ. Процесс реорганизации на флоте не был завершён к середине 2011 г. и, после передачи МРА и ИА в состав ВВС и ПВО ВМФ, планируется сократить количество авиабаз с трёх до одной, но с базированием авиационных подразделений на четырёх аэродромах. Фактически, в составе МА ТОФ должна будет остаться только противолодочная авиация берегового и корабельного базирования.

ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

«Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

«Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже

Подготовил сочный пост из фотографий полётов, сделанных с борта противолодочного Ил-38 прошедшим летом. Это самолёты из состава 7050-ой Киркенесской Краснознамённой авиабазы, в/ч 49324, Североморск-1.

1. Вылет на задание парой. Самолёт поднимают в небо турбовинтовые двигатели Ивченко АИ-20М, по четыре с лишним тысячи л.с. каждый, и четырёхлопастные винты АВ-64

2. Носовая часть фюзеляжа, в которой располагается экипаж, герметизирована. Экипаж машины боевой — 7 человек: командир, помощник командира (второй пилот), штурман-навигатор, бортинженер, бортрадист, штурман-оператор РЛС и оператор самолётного приёмного устройства. В средней части фюзеляжа находятся термоизолированные бомбоотсеки

3. Под кабиной экипажа — обтекатель РЛС ППС «Беркут», которая предназначена для поиска надводных целей, радиолокационного ориентирования и работы с маяками-ответчиками буёв. Хвостовая балка является обтекателем магниточувствительного блока магнитомера АПМ-73 «Бор-1С» (на некоторых бортах — ММС-114 «Ладога», ранее — АПМ-60 «Орша»). След выхлопных газов по борту в задней части фюзеляжа оставлен турбогенератором ТГ-16М, обеспечивающим запуск двигателей и аварийное питание

3.1 . Этот же борт на стоянке:

4 . При полётах над морем на малых высотах на стёклах фонаря происходит отложение соли, затрудняющее обзор, поэтому по прошествии некоторого времени с начала эксплуатации Ил-38, лётчики попросили оборудовать фонарь спиртовой системой обмыва стёкол. Систему быстро разработали и установили. Спирт, использующийся для обмыва, также успешно шёл в качестве основы «коньяка».

5 . Береговая линия, остров Кильдин. Виден бывший военный аэродром. Упоминал его в описании аэродромов Кольского полуострова .

Он весьма интенсивно использовался в качестве аэродрома подскока во время Второй мировой войны. Здесь базировались такие самолёты, как: P-40 Kittyhawk, Hawker Hurricane, По-2 и прочие. Пара наиболее интересных немецких аэрофотоснимков данного аэродрома в период войны.

5.1 . Июнь 1943

5.2 Февраль 1944

6 . Продолжаем. Восточная оконечность острова Кильдин в июле 2011-го:

7 . Хорошо узнаваемые при входе в Кольский залив высокие и крутые берега северной части острова Кильдин

8 . Земля осталась позади, начинаются поиски условного подводного противника

9 . Одна из особенностей работы морских лётчиков — отсутствие видимого горизонта даже в хорошую погоду. Про свои непростые полёты над морем у берегов Кольского полуострова писал Гагарин

10 .

11 . Через какое-то время позиция условной подводной цели успешно вскрыта и лодка всплывает

12 . От места всплытия на поверхность начинается след

13 . Облёт и сопровождение

14 . Видишь суслика?

15 . А он есть:

16 . Освоив выше краткий курс подготовки лётчика-противолодочника вы уже сами сможете здесь найти подлодку. Крупнее по клику

17 . Заход на посадку, снижение по глиссаде. Внизу развилка дороги из Мурманска на Полярный и Ретинское. Впереди Кольский залив

18 . На рейде Североморска в кильватер друг другу описывают циркуляцию: малый противолодочный корабль проекта 1124М МПК-59 «Снежногорск», малый ракетный корабль проекта 1234.1 «Айсберг», базовый тральщик проекта 1265 БТ-152 «Котельнич». Правее и ниже — дизельная подводная лодка пр. 877. Репетиция парада ко Дню военно-морского флота

19 . Ближе к причалам пеленгом подошли большие десантные корабли проекта 775. Через несколько секунд в кабине прозвенит морзянка ДПРМ и БПРМ — до торца полосы осталось 5 км

Оппонентом Ил-38 чаще всего называется противолодочный патрульный самолёт Lockheed P-3 Orion. И тот, и другой построены на основе турбовинтовых лайнеров-ровесников: Ил-18 и Lockheed L-188 Electra (Ил-18 поднялся в воздух на полгода раньше). В 1959 году впервые взлетел опытный Lockheed P-3 Orion. Два года спустя встал на крыло Ил-38.

Боевая служба «Орионов» началась в 1962 году. Когда в 1969-ом в СССР был принят на вооружение Ил-38, то в состав флота США уже начал поступать более современный модернизированный вариант «Ориона» — P-3C, являющийся на сегодня основным патрульным и противолодочным самолётом ВМС США. С тех пор оборудование «Ориона» постоянно модернизируется. С 2013 года ВМС США планируют начать постепенную замену «Орионов» патрульными противолодочными самолётами Boeing P-8 Poseidon, разработанными на основе Boeing 737NG. Приобрести «Посейдоны» планирует Индия.

Ил-38 над авианосцем USS Midway (CV 41), 1979 год

Ввод в строй самолёта Ил-38 задерживался доводкой поисково-прицельной системы. Работа над оборудованием шла со значительными затруднениями, так как институт, ответственный за разработку ППС «Беркут», прежде ничем подобным не занимался — он специализировался в области радиотехнических средств.

В акте по результатам испытаний Ил-38 есть запись, которая говорит о степени новаторства изделия: «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной поисково-прицельной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по созданию современных авиационных противолодочных комплексов значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами».

В то время как системы «Орионов» на протяжении всего времени обновлялись и дополнялись, оборудование Ил-38 практически не модернизировалось, несмотря на то что был подготовлен проект Ил-38М с новой ППС.


Ил-38 на фоне БПК Маршал Тимошенко, 1985 год На кормовой вертолётной площадке корабля вертолёт Ка-25

Только в начале 90-ых часть самолётов Ил-38 получила заметное обновление отдельных устройств и систем. В 2001 году поднялся в небо модернизированный Ил-38 с уже принципиально новой ППС «Новелла» (экспортное наименование: «Морской змей»). По этой программе в течение 2000-ых были доработаны 5 индийских Ил-38, обозначенные индексом SD.

Морская авиация России получила свой первый модернизированный Ил-38Н буквально в начале этого месяца , но по ряду причин на службу он пока ещё не заступил.

С момента принятия на вооружение самолёты Ил-38 ВМФ России и СССР получили более 200 обнаружений иностранных подводных лодок.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ежегодно 17 июля в Вооруженных силах РФ отмечается профессиональный праздник День авиации (ВМФ) России. Установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности" от 15 июля 1996 г.

Дата была выбрана в ознаменование первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 4 июля (21 июня по старому стилю) 1916 г. четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два самолета противника были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь. При выборе даты празднования была допущена ошибка - перепутаны старый и новый стили.

Морская авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки. Авиация ВМФ привлекается к минным работам, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море и др. Начальник - генерал-майор Игорь Кожин (с 2010 г.).

История морской авиации

Морская авиация (МА) в Российской империи начала развиваться с 1911 г., после закупки во Франции, Англии и других странах летающих лодок (гидросамолетов). В 1913 г. русские авиаконструкторы создали ряд удачных моделей гидропланов, которые могли применяться для бомбардировок и обстрелов с воздуха. К началу Первой мировой войны в 1914 г. Россия имела всего 18 гидросамолетов, но уже через год их число увеличилось до 77. Незадолго до Февральской революции, 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1916 г. император Николай II издал приказ о формировании Воздушных дивизий Балтийского и Черного морей, в тот же день начальник Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмирал Александр Русин утвердил "Положение о службе авиации флота". В июле 1917 г. в составе Морского министерства было сформировано Управление морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ).

К осени 1917 г. морская авиация имела в своем составе более 260 гидро- и аэропланов разных типов. 28 ноября 1917 г. была учреждена должность комиссара при УМАиВ, ее занял военный пилот Андрей Онуфриев. После Гражданской войны в России МА активно участвовала в освоении Северного морского пути, морские летчики и техники составили ядро созданной в конце 1920-х гг. полярной авиации. В числе первых семи Героев Советского Союза, награжденных в 1934 г. за спасение экспедиции парохода "Челюскин", были морские летчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.

По данным Минобороны РФ, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советские морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тыс. самолетов, потопили 407 кораблей и 371 судно противника. 260 морских авиаторов стали Героями Советского Союза, а пятеро из них получили это звание дважды: Алексей Мазуренко, Василий Раков, Николай Челноков, Борис Сафонов (второй раз - за три дня до гибели) и Нельсон Степанян (второй раз - посмертно).

В начале 1960-х гг. в самостоятельные рода авиации ВМФ оформились противолодочная и морская ракетоносная авиация; совершенствовались разведывательные авиационные подразделения. В состав ВМФ входили первые советские авианесущие корабли - противолодочные крейсеры-вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград" проекта 1123 "Кондор". Летчиком Северного флота был первый космонавт Юрий Гагарин.

Текущее состояние

Современная МА подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования. Воинские звания авиации ВМФ РФ - войсковые, за исключением рядового состава (матрос, старший матрос). На фюзеляжи воздушных судов наносятся опознавательные знаки - трехцветные звезды, бортовые номера, регистрационные номера государственной авиации и надпись "МА ВМФ России".

В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на котором во время походов базируются:

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ,
  • учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ,
  • многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27 и Ка-29.

В 2016-2017 гг. на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев. Создаются беспилотные летательные аппараты корабельного базирования.

На вооружении береговой авиации ВМФ России стоят:

  • дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95),
  • противолодочные самолеты Ил-20, Ил-38 и Ил-38Н,
  • истребители-перехватчики МиГ-31,
  • транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26,
  • вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-31 и др.

В 2017-2020 гг. морская авиация ВМФ получит около 100 новых летательных аппаратов.