Где находилось крымское ханство. Крымское ханство

Крымское ханство: история, территория, политическое устройство

Крымское ханство возникло в 1441 году. Этому событию предшествовала смута в Золотой Орде. По сути, на престол в Крыму тогда взошел сепаратист – Хаджи Гирей, дальний родственник Джанике-ханым, жены золотоордынского хана Едигея. Ханша не пожелала взять в свои руки бразды правления когда-то мощного государства и отправилась в Кырк-Ор, посодействовав в продвижении Хаджи Гирея. Вскоре этот город стал первой столицей Крымского ханства, которое занимало территории от Днепра до Дуная, Приазовье, почти весь современный Краснодарский край.

Дальнейшая история нового политического образования – это неустанная борьба с представителями других золотоордынских родов, которые старались покорить владения Гиреев. В результате долгого противостояния Крымское ханство сумело одержать окончательную победу, когда в 1502 г. не стало последнего ордынского правителя Шейх-Ахмеда. Во главе Крымского юрта тогда стоял Менгли-Гирей. Убрав своего политического врага, хан присвоил его регалии, титул и статус, однако все это не спасало от постоянных набегов степняков, которые то и дело внедрялись в Крым. Современные историки склоняются к тому, что Крымское ханство никогда не намеревалось захватить чужие территории. Вполне вероятно, что все действия, которые предпринимались крымскими ханами, были направлены на сохранение и утверждение их власти, на борьбу с влиятельным ордынским родом Намаганов.

Все это прослеживается даже в отдельных исторических эпизодах. Так, после смерти хана Ахмата Крымское ханство решило наладить взаимоотношения с его сыновьями и гостеприимно приютило их. Но наследники ордынского престола решили покинуть ханскую столицу, за что одного из них Менгли-Гирей взял в плен. Второй – Шейх-Ахмед – бежал. Третий сын – Сеид-Ахмед II, – который на тот момент стал ордынским ханом, организовал поход на Крым. Освободив Муртаза, Сеид-Ахмед II взял Эски-Кырым, а потом отправился к Кефе.

В Кафе тогда уже стояла турецкая тяжелая артиллерия, которая заставила ордынцев бежать без оглядки. Вот так дружеский жест крымского хана послужил предлогом к очередному разорению полуострова, а турки показали, что смогут отстоять территории, которые находятся под их влиянием. Тогда Менгли-Гирей догнал обидчиков и отобрал награбленное в ханстве имущество и пленников.

Взаимоотношения ханства с Османской империей занимают особое место в истории Крыма. Во второй половине XV века турецкие войска оккупировали генуэзские владения полуострова и территорию княжества Феодоро. Крымское ханство также оказалось в турецкой зависимости, но с 1478 года хан стал вассалом падишаха и продолжал управлять внутренними областями полуострова. Вначале султан не вмешивался в вопросы престолонаследования в Крымском ханстве, но через столетие все изменилось: крымские правители назначались прямо в Стамбуле.

Интересно, что в юрте действовал специфический для того времени политический режим. Что-то наподобие демократии. На полуострове существовали выборы хана, во время которых принимались во внимания голоса местной знати. Впрочем, было одно ограничение – будущий правитель ханства мог принадлежать только к роду Гиреев. Вторым политическим лицом после хана был калга. Калгой, чаще всего, назначался родной брат правителя ханства. Представительная власть в ханстве принадлежала Большому и Малому диванам. В первый входили мурзы и уважаемые люди местности, во второй – чиновники, приближенные к хану. Законодательная власть находилась в руках муфтия, который следил за тем, чтобы все законы ханства соответствовали Шариату. Роль современных министров в Крымском ханстве исполняли визири, их назначал хан.

Мало кто знает, что Крымское ханство способствовало освобождению Руси от золотоордынского ига. Произошло это еще при отце Шейх-Ахмеда. Тогда ордынский хан Ахмат отвел свои войска, не вступив в бой с русичами, потому что не дождался польско-литовского подкрепления, которое сдержали крымско-татарские воины. Вопреки распространенному мнению, отношения между ханским Крымом и Москвой долгое время носили дружественный характер. При Иване III у них был общий враг – Сарай. Крымский хан помог Москве избавиться от ордынского ига, а потом стал называть царя «своим братом», тем самым признавая его ровней, вместо того, чтобы обложить царство данью.

Сближение с Москвой пошатнуло дружественные отношения Крымского ханства с Литовско-польским княжеством. Казимир нашел общий язык с ордынскими ханами, надолго рассорившись с Крымом. Со временем Москва начала отдаляться от Крымского ханства: борьба за земли Прикаспия и Поволжья привела к тому, что царь искал поддержку среди тех самых Намаганов, с которыми Гиреи долгое время не могли поделить власть. При Иване IV Грозном Девлет I Гирей хотел восстановить независимость Казани и Каспия, турки вызвались помогать хану, но он не позволил вмешиваться в сферу влияния Крымского ханства. В конце весны 1571 г. татары сожгли Москву, после чего московские государи до конца XVII в. вынуждены были платить крымскому хану регулярные «поминки».

После образования Украинской гетманской державы Крымское ханство сотрудничало с правителями казацкого государства. Известно, что хан Ислам III Герай помогал Богдану Хмельницкому во время освободительной войны с Польшей, а после битвы под Полтавой крымские войска отправились на Киев вместе с людьми Пилипа Орлика – преемника Мазепы. В 1711 г. Петр I проиграл бой с турецко-татарскими войсками, после чего Российская империя вынуждена была забыть о Причерноморье на несколько десятков лет.

Между 1736 и 1738 гг. Крымское ханство поглотила российско-турецкая война. В результате боевых действий погибло много людей, часть из которых подкосила эпидемия холеры. Крымское ханство стремилось к мести, поэтому способствовало возгоранию новой войны между Россией и Турцией, которая началась в 1768 г. и длилась до 1774 г. Однако, русские войска снова одержали победу и заставили крымчан покориться, избрав в ханы Сахиба II Герая. Вскоре на полуострове начались восстания, местное население не захотело смириться с новыми властями. Последним ханом на полуострове был Шахин Гирей, но после того, как он отрекся от престола, в 1783 г. Екатерина II окончательно присоединила земли Крымского ханства к Российской империи.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли в Крымском ханстве

Крымские татары, как и их предки, очень ценили животноводство, которое было способом заработка и добычи пищи. Среди домашних животных лошади у них стояли на первом месте. Одни источники утверждают, что татары сохранили две разные породы, издавна проживающие в Северном Причерноморье, не допустив их смешивания. Другие говорят о том, что именно в Крымском ханстве образовался новый вид лошадей, который отличался небывалой на те времена выносливостью. Кони, как правило, паслись в степи, но за ними всегда присматривал табунщик, он же ветеринар и селекционер. Профессиональный подход прослеживался и в разведении овец, которые были источником получения молочных продуктов и редких крымских смушек. Кроме лошадей и овец, крымские татары выращивали крупный рогатый скот, коз и верблюдов.

Оседлого земледелия крымские татары не знали даже в первой половине XVI в. Долгое время жители Крымского ханства пахали земли в степи, чтобы уйти оттуда весной и вернуться только осенью, когда надо будет собирать урожай. В процессе перехода к оседлому образу жизни появился класс крымско-татарских феодалов. Со временем территории стали раздавать за военные заслуги. В то же время собственником всех земель Крымского ханства был хан.

Ремесла Крымского ханства изначально носили бытовой характер, но ближе к началу XVIII века города полуострова начинают приобретать статус больших ремесленных центров. Среди таких населенных пунктов были Бахчисарай, Карасубазар, Гезлев. В последнем веке существования ханства там начали появляться ремесленные цеха. Специалисты, работающие в них, объединились в 32 корпорации, которые возглавлял уста-баши с помощниками. Последние следили за производством и регулировали цены.

Крымские ремесленники того времени делали обувь и одежду, ювелирные изделия, медную посуду, войлок, килимы (ковры) и много чего другого. Среди мастеров были и такие, которые умели обрабатывать дерево. Благодаря их работе, в Крымском ханстве появлялись суда, прекрасные дома, инкрустированные сундуки, которые можно назвать произведениями искусств, детские люльки, столы и другие предметы домашнего обихода. Кроме всего прочего, крымские татары знали толк в камнетесном деле. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся до наших дней усыпальницы дюрбе и мечети.

Основой экономики Крымского ханства была торговая деятельность. Это мусульманское государство трудно представить без Кафы. Кафинский порт принимал купцов чуть ли не со всего мира. Там регулярно бывали выходцы из Азии, Персии, Константинополя и других городов и держав. Торговцы прибывали в Кефе, чтобы приобрести рабов, хлеб, рыбу, икру, шерсть, изделия ремесленников и многое другое. В Крым их манили, прежде всего, дешевые товары. Известно, что оптовые рынки находились в Эски-Кырыме и в городе Карасубазар. Внутренняя торговля ханства также процветала. В одном только Бахчисарае существовали хлебный, овощной и соляной рынок. В столице Крымского ханства были целые кварталы, отведенные под торговые лавки.

Быт, культура и религия Крымского ханства

Крымское ханство – это государство с хорошо развитой культурой, представленной, в основном, образцами архитектуры и традициями. Самым большим городом Крымского ханства была Кафа. Там проживало около 80 000 человек. Бахчисарай был столицей и вторым по численности населенным пунктом ханства, где обитало всего 6 000 человек. Столица отличалась от остальных городов наличием ханского дворца, однако, все крымско-татарские поселение строились с душой. Архитектура Крымского ханства – это удивительные мечети, фонтаны, усыпальницы… Дома обычных горожан, как правило, были двухэтажными, возводились из дерева, глины и бута.

Крымские татары носили одежду из шерсти, кожи, домотканых и приобретенных заморских материалов. Девушки заплетали косы, голову украшали бархатной шапочкой с богатой вышивкой и монетками, поверх нее одевали мараму (белый шарф). Не менее распространенным головным убором был платок, который мог быть шерстяным, тонким или цветным узорчатым. Из одежды крымские татарки имели длинные платья, рубахи ниже колен, шаровары и теплые кафтаны. Женщины Крымского ханства очень любили украшения, особенно кольца и браслеты. На голове мужчин красовались черные барашковые шапки, фески или тюбетейки. Свои рубахи они заправляли в шаровары, носили безрукавки, похожие на жилет, куртки и кафтаны.

Основной религией Крымского ханства являлся ислам. Важные государственные должности в Крыму принадлежали суннитам. Однако на полуострове вполне спокойно проживали шииты и даже христиане. Среди населения ханства были люди, которые привозились на полуостров в качестве рабов-христиан, а потом принимали ислам. После истечения определенного срока – 5-6 лет – они становились вольными гражданами, после чего могли уйти на родные территории. Но не все покидали прекрасный полуостров: нередко бывшие невольники так и оставались жить в Крыму. Мусульманами также становились мальчики, похищенные в русских землях. Таких юнцов воспитывали в специальной военной школе и уже через несколько лет они пополняли ряды ханской гвардии. Мусульмане молились в мечетях, возле которых располагались кладбища и мавзолеи.

Итак, Крымское ханство образовалось в результате раскола Золотой Орды. Это произошло около 40-го года XV века, возможно, в 1441 году. Его первым ханом был Хаджи Гирей, он стал основателем правящей династии. Конец существования Крымского ханства связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.

В состав ханства входили земли, ранее принадлежавшие монголо-татарам, в том числе княжество Кырк-Ор, покоренное во второй половине XIV века. Кырк-Ор был первой столицей Гиреев, позже ханы обитали в Бахчисарае. Взаимоотношения Крымского ханства с генуэзскими территориями полуострова (затем турецкими) можно охарактеризовать, как дружественные.

С Москвой хан то союзничал, то воевал. Российско-крымское противостояние обострилось после пришествия османов. С 1475 года крымский хан стал вассалом турецкого султана. С тех пор в Стамбуле решали, кто будет сидеть на крымском престоле. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года все турецкие владения в Крыму, кроме Керчи и Ени-Кале, стали частью Крымского ханства. Основная религия политического образования – ислам.

Карта, изданная в Вене около 1790 года с границами Едисанской орды

От Кубани до Буджака

Часть 1

Крымское ханство было одним из самых мощных государств Восточной Европы. Его границы охватывали довольно обширную территорию. Помимо самого крымского полуострова как центра страны в пределы ханства входили земли на континенте: на севере сразу же за Ор-Капы раскинулся Восточный Ногай, на северо-западе – Едисан, на западе – Буджак, а на востоке – Кубань.

Границы ханства зафиксированы во многих письменных источниках XV – XVIII веков. Другими словами, если взглянуть на современную карту и сопоставить имеющиеся карты прошлых столетий, то можно увидеть, что в границы независимой крымскотатарской державы входили современная Одесская, Николаевская, Херсонская, частично Запорожская области Украины и большая часть современного Краснодарского края России.

Восточный Ногай

Сразу же за городом-крепостью Ор-Капы начинались бескрайние степи. Это и была историческая область, получившая название Восточный Ногай. На юго-западе он омывался Черным, а на юго-востоке – Азовским морями. На севере ногайские земли граничили с Диким полем, позже – с землями Запорожской Сечи. Его естественной границей были реки Шилки-Су (Конские воды) и Озю-Су (Днепр). Жителями этой степи были две большие ногайские орды. Юг принадлежал джамбулукам, а север – едичкульцам. Каждая между собой делилась на отдельные кланы. Шведский историк Иоганн Эрих Тунманн посетивший ханство во второй половине XVIII века назвал имена наиболее знатных семейств: Чазлу, Кангли-Аргакли, Ивак, Казай-Мурза, Игури, Исмаил-Мурза, Ирхан-Кангли, Бадраки, Джегал-Болди, Бояташ и Баютай. А другой путешественник, немец Эрнст Клееман, посетивший Крым в 1768-1770 годах сообщил не менее важную информацию о численности жителей Восточного Ногая, а именно о 500 000 ногайских семей.

Во главе каждого рода был мурза, который, в свою очередь, находился под властью крымского хана. Как известно, в Крымском ханстве не было регулярной армии. Но крымский хан всегда мог положиться на своих верных ногайцев. По первому уведомлению из Бахчисарая о военном походе в степи собирались аскеры и присоединялись к ханскому войску, выступавшему из Ора. Как правило, над каждой из пяти наиболее крупных ногайских орд находился один из принцев династии Гираев в высокой должности – сераскир, другими словами военачальник, или военный министр. Именно сераскир мог командовать ногайскими аскерами в период военной кампании.

По заведенной традиции главы знатных ногайских кланов были обязаны в канун больших мусульманских праздников посылать в Бахчисарай, ко двору крымского хана, четырех мурз с подарками и пожеланиями счастья и долгого правления.

В остальном же ногайцы были свободными людьми. Степняки имели свой уклад жизни, удобный им в привычном ареале проживания. Нельзя сказать, что в степи не было городов, крепостей и крупных населенных пунктов. Конечно же, они были. Вот только какая численность населения была в городах, сейчас сказать трудно. Однако они процветали и богатели, благодаря товарно-рыночном отношениям. В Восточном Ногае известны такие города, как Алешки (сегодня это небольшой город в Херсонской области, переименованный в Цюрупинск), Аслан – город на Днепре, о котором сохранилось крайне мало сведений, Ениче – современный город Геническ на берегу Азовского моря и Кинбурун или Кыл-Бурун, которого уже не найти на современной карте. Из укрепленных городов-крепостей сохранились сведения о Кызы-Кермен на Днепре, Ислам-Кермен (ныне город Каховка), рыбацкое поселение Али-Агок (ныне город Скадовск).

Кроме этого, по всей восточно-ногайской степи были поселения и укрепления. Как правило, в плане они были однотипными: прочные дома, большие дворы, между которыми обязательно оставались пустые промежутки в 50 или 60 шагов. Посреди каждой деревни находилось обширное пространство – площадь, на которой молодые татары могли упражняться в боевых искусствах, а на другой площади, в центре селения, обязательно возвышалась мечеть. Несмотря на то, что ногайцы были мусульманами, у них еще долгое время сохранялись обычаи, восходящие к временам, когда тюрки исповедовали тенгрианство.

Путешественники в своих описаниях о Татарии отзывались о ногайцах степи, как о людях приветливых и гостеприимных, называя их храбрыми воинами. Во время военных действий ногайцы были самыми лучшими лучниками. Кроме лука большинство из них были вооружены саблей, длинным дротиком, называемым сунгу, кинжалом и кожаными веревками. И лишь немногие носили огнестрельное оружие.

В мирное время едичкульцы и джамбулуки занимались отгонным скотоводством и земледелием. Так как почва в степи была плодородной, здесь выращивали пшеницу, красное и желтое просо, ячмень, гречиху, спаржу, чеснок и лук. Излишки шли на экспорт, их ногайцы, как правило, везли в крымские портовые города. Главными объектами сбыта были злаковые культуры, мясо, масло, мед, воск, шерсть, шкуры и т. д.

Восточный Ногай территориально довольно обширен и представлял собой равнину с редкими возвышенностями. Чувствовался недостаток в пресной воде из-за малого количества рек, особенно в центральной части этой области. Однако спасали колодцы, которые ногайцы сооружали повсюду. Правда, на юге все же было единственное озеро Сут-Су (Молочные Воды) с пресной водой. Повсюду росли кустарники, лесов здесь тоже не было.

Как замечает Тунманн, в степи росли душистые травы, и воздух здесь был пропитан очень приятным, одурманивающим, крепким запахом. А тюльпаны были здесь самыми обычными цветами.

Климат в степи суровый, сырой. Холода начинались с конца сентября. Лето жаркое, но из-за постоянно дующих в степях ветров, зной переносился довольно сносно.

В ногайских степях водилось множество диких животных: волки, лисы, сурки, куницы, дикие кабаны и козы, зайцы, рябчики, куропатки, а также дикие лошади. Именно об этой необычной породе лошадей можно прочесть в трудах многих путешественников, посетивших Крымское ханство. Одно из ранних упоминаний встречается в 1574 году у польского хрониста Яна Красинского.

Эти дикие лошади отличались тем, что рождались с красноватой шерстью, которая с годами становилась серого, мышиного цвета, а грива, хвост и полоска по крестцу оставались черными. Они славились своим норовом и выносливостью, их было трудно поймать и очень тяжело приручить. Как правило, эти дикие «мустанги» ходили табунами под предводительством самых сильных жеребцов.

Нельзя обойти вниманием еще одну особенность ногайских степей. Это курганы над могилами некогда захороненных в Северном Причерноморье знатных тюрок. Многие из этих курганов восходили к скифским временам. Многие путешественники, побывавшие здесь в ханский период, еще могли наблюдать на вершинах курганных насыпей каменные статуи с лицом, всегда обращенным к востоку.

Едисан, или Западный Ногай

Границами между ханскими областями на континенте в основном служили реки. Так, земли едисанцев – Едисан или Западный Ногай раскинулись между реками Ак-Су (Бугом) и Турла (Днестром), гранича на западе с Баджаком. На юге земли Едисана омывало Черное море, а на северо-западе граничили с Польшей (позднее с Гетманщиной) в районе реки и одноименного населенного пункта Кодыма.

Вся эта территория изначально находилась под властью крымских ханов. В 1492 году на побережье Черного моря, рядом с устьем Днепра, крымским ханом Менгли Гираем была заложена крепость Кара-Кермен. Но в 1526 году крепость перешла во владение османов и с этого года стала именоваться Ачи-Кале. А вот остальная территория Едисана по-прежнему оставалась за крымскими властителями, и населяли ее ногайцы Едисанской орды.

Историк и путешественник Тунманн писал, что Едисанская орда сформировалась как часть Большой Ногайской Орды в степях между Волгой и Яиком (ныне река Урал). Но после XVI века мигрировала на Кубань, а оттуда в степи Северного Причерноморья под защиту крымского хана, который и закрепил за ними земли для жительства, ставшие известными как Едисан. Эти земли уже входили в состав Крымского ханства и были населены ногайцами, с которыми, возможно, впоследствии и смешались едисанцы. Тунманн замечает, что эта орда была довольно сильная, именно она в 1758 году восстала против крымского хана Халима Гирая и привела к власти хана Крыма Гирая.

В общественном строе и образе жизни едисанцы мало отличались от восточных ногайцев. И историческая судьба этой страны была схожа с Восточным Ногаем и Крымом.

Природа и климатические условия здесь довольно схожи с Восточным Ногаем. Однако в северной и восточной его части есть горы и долины. А вот в южной, у моря, – равнины и редко встречающиеся песчаные холмы. Растительность в этих местах была скудная, только высокая трава, где выпасались стада овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Дичь водилась здесь в изобилии. Почва была такой же плодородной, как в соседнем Восточном Ногае. Здесь произрастали хорошие сорта пшеницы, которые приносили немалый доход местным жителям. Были прибыльнымии и несколько соляных озер на юге Едисана. И если во внутренних областях Восточного Ногая чувствовалась нехватка воды, то через Западный Ногай протекали реки Ак-Су, Турла, Кодыма, Чапчаклы, Большая и Малая Березань, Улу, Кучук-Делигель и множество мелких речушек.

Историческими центрами региона были татарские города: Балта, приграничный город на реке Кадыма, Дубассары – город на реке Турле (Днестр); Ени-Дунья – город на побережье Черного моря с гаванью и крепостью; Возия – прибрежный город и Хаджибей у Черного моря, неподалеку от устья Турлы. Жители городов Едисана, как правило, занимались торговлей. Главными объектами торговли были зерно и соль.

Продолжение следует…

Подготовила Гульнара Абдулаева

Золотая Орда. Генуя

В XIV столетии Орда переживала кризис, вызванный исламизацией. Орда утратила значительную часть наступательной мощи, и её силы были направлены на внутреннюю грызню, которая в итоге и погубила великую державу.


После очередной междоусобной резни в шестидесятых годах XIV века Золотая Орда была разделена на две части - восточную и западную (на Руси эту междоусобицу назвали «великой заметней»). В западной части - в Северном Причерноморье и Крыму - власть захватил темник Мамай, опиравшийся на половцев, которые в это время получили название «татары», ясов и касогов. Мамай был женат на дочери золотоордынского хана Бердибека и хотя не был из рода Чингисхана, но претендовал на ханскую власть. Его союзником была Генуя, создавшая колонии по всему южному побережью Крымского полуострова. Транзитная торговля и контроль над коммуникациями превратили Мамая в богатейшего вельможу, который мог содержать огромную армию и сажать на ханский престол своих марионеток.

Большое значение в этот период в Крыму приобрела Генуэзская республика. Генуя, торговый город-порт на берегу Лигурийского моря в Северной Италии, к началу XII столетия превратилась в крупную морскую державу. Победив своего конкурента Венецию, Генуя стала монопольным хозяином морских торговых путей, которые проходили вдоль Крыма. Византия во второй половине XII века предоставила Генуе исключительные права в Чёрном море. Венеция утратила свои владения в Крыму. В середине XIII века ордынцы передали во владение генуэзцам небольшой прибрежный поселок Феодосию. Генуэзцы назвали город Кафой и превратили его в свой главный опорный пункт в Крыму. Затем генуэзцы заключили договор и с Константинополем, который ранее владел южной частью Крыма. Византийцы в это время нуждались в помощи и постоянно уступали Генуе и Венеции, поэтому генуэзцы получили округ с Кафой во владение, и право монопольной торговли в Причерноморье было подтверждено.

В конце XIII века Венеция и Генуя снова вступили в войну за сферы влияния. Венецианская республика была разбита. 1299 году итальянские города-государства подписали «вечный мир». Генуя осталась единственной хозяйкой торговых коммуникаций Северного Причерноморья и Крыма. Ордынцы несколько раз пытались выжить наглых «гостей», но те уже хорошо укрепились и устояли. В итоге Орде пришлось смириться с наличием генуэзских земель в Крыму. Венецианцы в середине XIV века смогли проникнуть в Крым, но большого влияния не добились. Во время «замятни» в Орде генуэзцы расширили свои владения в Крыму. Они захватили Балаклаву и Судак. В дальнейшем в руках предприимчивых итальянцев оказалось все крымское побережье от Керчи до Балаклавской бухты под Севастополем. На южном берегу полуострова генуэзцы основали и новые укрепленные пункты, включая Воспоро, основанный на месте бывшего Корчева. В 1380 году ордынский хан Тохтамыш признал все территориальные захваты генуэзцев.

Генуя получала большую прибыль от посреднической торговли. Через Крымский полуостров проходили многие сухопутные караванные пути из Европы, русских княжеств, Приуралья, Средней Азии, Персии, Индии и Китая. Морские пути соединяли Крым с Византией, Италией, регионом Ближнего Востока. Генуэзцы покупали и перепродавали захваченных людей, всё добро награбленное кочевниками, различные ткани, украшения, меха, кожи, мёд, воск, соль, зерно, рыбу, икру, оливковое масло, вино и т. д.

Время от времени ордынцы захватывали и разоряли опорные пункты генуэзцев. В 1299 году войска Ногая разорили Кафу, Судак, Керчь и Херсонес. Громил итальянские владения хан Тохта. В 1395 году Железный Хромец разгромил Кафу и Тану (современный Азов). В 1399 году властителем Золотой Орды стал главнокомандующий ее войсками эмир Едигей, в этом же году он совершил поход на Крым, во время которого разгромил и сжег многие его города. Херсонес поле этого погрома больше не восстановился и через несколько лет прекратил существование. Однако огромные прибыли от посреднической торговли позволяли генуэзцам вновь и вновь отстраивать свои опорные пункты. Кафа в конце XIV века была крупным городом и насчитывала около 70 тыс. человек.

Генуэзцы поддержали Мамая в походе на Русь, выставив наёмную пехоту. Однако в Куликовской битве армия Мамая потерпела сокрушительное поражение. После этого Мамай потерпел поражение от войск Тохтамыша. Он бежал в Кафу к своим союзникам. Однако они его предали. Мамая убили.

В начале XV столетия шла борьбе между Тохтамышем и Едигеем. После гибели Тохтамыша, борьбу продолжил его сын Джелал ад-Дин. Крым не раз становился ареной ожесточенных схваток. Различные претенденты на ордынский престол считали Крым, из-за его изолированного положения, наиболее надежным убежищем в случае поражения. Они охотно раздавали земли на полуострове своим сторонникам и приближенным. Сюда стекались остатки разбитых войск, отрядов различных ханов, претендентов на престол, военачальников. Поэтому тюркский элемент постепенно занял господствующее положение в Крыму и освоил не только степную часть полуострова, но и проник далее к гористому побережью.

Генуэзская крепость Кафа

Крымское ханство

В первой половине XV века Золотая Орда как единая держава прекратила существование. Появилось несколько государственных образований со своими династиями. Самым большим осколком была Большая Орда, занявшая степи между Волгой и Днепром. В междуречье Иртыша и Тобола образовалось Сибирское ханство. На средней Волге возникло Казанское царство, занявшее земли бывшей Волжской Булгарии. От Большой Орды отпали ногаи, кочевавшие по берегам Азовского и Черного морей. Крымский улус также стал самостоятельным.

Родоначальником крымской династии стал Хаджи I Гирей (Герай). Хаджи Гирей был из рода Чингиса и проживал в Великом княжестве Литовском и Русском. В 1428 году Хаджи Гирей при поддержке великого князя литовского Витовта захватил Крымский улус. Литве были выгодно поддерживать часть ордынской элиты, сея смуту в Орде и прибирая к рукам её области в бывшей Южной Руси. Кроме того, Крым имел важное экономическое значение. Однако войска Улу-Мухаммеда выгнали его. В 1431 году во главе нового войска, собранного в Литовском княжестве, Хаджи Гирей предпринял новый поход в Крым и занял город Солхат (Кырым, Старый Крым).

В 1433 году хан заключил союз с княжеством Феодоро против генуэзцев. Готский князь Алексей захватил генуэзскую крепость Чембало (Балаклаву). Генуя нанесла ответный удар. Генуэзцы отбили Чембало, затем взяли штурмом и разорили феодорийскую крепость Каламиту (Инкерман), которая сторожила единственный порт христианского княжества. Генуэзцы продолжили наступление, но татары разгромили их под Солхатом. Хаджи Гирей осадил Кафу. Генуэзцы признали его крымским ханом и выплатили дань.

В 1434 году хан Золотой Орды Улу-Мухаммед снова разбил Хаджи Гирея, тот бежал в Литву. Тем временем в причерноморских степях продолжались усобицы ханов. Татарские войска несколько раз опустошали полуостров. Около 1440 года крымско-татарская знать во главе со знатными кланами Ширин и Барын попросила великого князя Казимира отпустить Хаджи Гирея в Крым. Хаджи Гирей был посажен на трон литовским маршалком Радзивиллом. С 1441 года Хаджи Гирей правил в Крыме. После нескольких лет борьбы с ханом Большой Орды Сеид-Ахмедом, Крымское ханство окончательно стало независимым. Хаджи Гирей заключил союз с Феодоро, направленный против генуэзской Кафы, помог отбить Каламиту. Кроме того, Крымское ханство было в союзе с Литвой в противостоянии с Большой Ордой. Хаджи Гирей нанес ряд тяжелых поражений ханам Большой Орды Сеид-Ахмеду и Махмуду, к нему перебежало большое количество воинов, что серьёзно увеличило военную мощь нового ханства. Действия Хаджи Гирея способствовали окончательному развалу Орды.

Столицей ханства стал город Крым-Солхат. Недалеко от Чуфут-Кале, на берегах реки Чуруксу Хаджи Гирей основал «Дворец в садах» - город Бахчисарай, который стал при его сыне Менгли Гирее новой столицей ханства. Большинство населения ханства составили крымские татары. Первое упоминание этого этнонима - «крымские татары» - отмечено в начале XVI века в работах С. Герберштейна и М. Броневского. До этого кочевое население Крыма называли «татарами». Крымские татары сформировались как народность в Крым в XV-XVII вв., то есть это очень молодой народ.

Основу «крымских татар» составили ассимилированные и издревле здесь жившие потомки арийцев - киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, славян, а также бежавших на полуостров обломков племен хазар, печенегов, половцев. Сыграли свою роль и волны миграции тюрков с Малой Азии. Ордынцы-«татары» объединили всех политически, а ислам - идеологически. В итоге тюркизация и исламизация привела к появлению крымско-татарской народности.

Последние генетические исследования это подтверждают. На основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Южной России). Затем значительную долю среди татар Крыма имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для евреев) и G (западнокавказская). Также имеет значительный процент гаплогруппа J2 (ближневосточная группа), уступает ей гаплогруппа C, характерная для Центральной Азии. Таким образом, этнографическая основа у крымских татар - арийская. Однако присутствует большой процент «хазар», «черкесов» и тюрков. Тюркизация и исламизация в течение нескольких столетий всех превратила в «крымских татар». Этому удивляться не стоит. Все процессы управляемы. Буквально на наших глазах из части русского народа с успехом создают отдельный этнос - «украинцев». А также конструируют «поморов», «казаков» и «сибиряков».

В южной части Крыма ассимиляция шла медленнее. Здесь в сельской местности преобладали христиане. Поэтому там довольно долго жили ещё греки, армяне, готы итальянцы, славяне, выходцы из Кавказа и др. Однако к моменту присоединения Крымского полуострова к Российской империи практически все были ассимилированы, устояли только общины греков и армян, но и они были обречены, если бы не вхождение состав России. Так последние готы исчезли в XVIII веке.

На территории Крымского ханства возникло несколько форм распределения земли: ханское землевладение, владения знати (бейлики) и мурзинские земли, земли османского султана, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству и общинные земли. Крымской знати - родам Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит и др., принадлежали довольно крупные земельные владения. Их владельцы беки были богаты и имели возможность содержать большие отряды. Они стояли во главе ведущих родов, объединявших племена. Беки владели землей, что обеспечивало их власть над скотоводами, т. н. «чёрным народом», они имели право суда, устанавливали размеры налогов и барщины. От беков зависели и военные дворяне. Именно беки определяли политику ханства, часто решали судьбу крымских ханов. Кроме того, в крымскую элиту входили огланы - царевичи-чингизиды, военные дворяне (мурзы), мусульманского духовенство (муллы) и богословы-улемы.

Официально вся власть принадлежала хану и ханскому совету (дивану), в который входили сам хан, калга-султан - второе по значимости лицо в ханстве (наследник, его назначал хан из числа братьев, сыновей или племянников), старшая жена или мать хана, муфтий - глава мусульманского духовенства, главные беки и огланы. Третьего по значимости после хана и калги лица в иерархии Крымского ханства, второго наследника престола называли нуррадином-султаном (нурэддин).

Территория ханства в период расцвета включала в себя не только Крымский полуостров, но и приазовские и северно-причерноморские степи, вплоть до Дуная и Северного Кавказа. Главными центрами крымской торговли были Перекоп, Кафа и Гёзлев. В Крым везли кожи, меха, ткани, железо, оружие, зерно и другое продовольствие. В Крыму производили сафьян (обработанная кожа козы), сафьяновую обувь, смушки (шкуры, снятые с новорожденных ягнят). Также из Крыма везли шёлк, вино, доставленные из других стран, и соль. Особую статью экспорта составляли верблюды, которых покупали в Польше и России. Но исторически Крым прославился как крупнейший центр работорговли. Он наследовал печальную славу Хазарии.

Надо отметить, что генуэзские купцы и потомки хазар на первых порах сыграли ведущую роль в становлении работорговли на полуострове. Крымские порты на долгие столетия превратились в ведущих поставщиков живого товара - русских, польских, черкесских (кавказских), татарских (в степи постоянно шли усобицы) девушек и детей. Мужчин продавали намного меньше: здоровые мужчины сопротивлялись до последнего, стоили меньше, да и были источником бунта и всяческого неповиновения. Женщин и детей было намного легче «выдрессировать». Живой товар в основном не оставался в Крыму, а вывозился в Османскую империю, Южную Европу, в Персию и Африку.

Константинополю было выгодно поощрять агрессию Крымского ханства против Русского государства и Польши. Удары крымских татар в основном приходились по южным и западным русским землям, бывшим в составе Речи Посполитой, хотя бывало, что захватчики прорывались и собственно польские земли. Крымское ханства должно было помочь Блистательной Порте в период её расцвета продвинуться дальше на восток. Кроме того, работорговля приносила большие барыши османским купцам. Позднее, когда Османская империя утратила большую часть наступательного потенциала, Крымское ханство позволяло удерживать контроль над Северным Причерноморьем. С другой стороны, военные гарнизоны, ударные отряды янычар, османская артиллерия усиливали военную мощь Крымского ханства, что позволяло ему долго сдерживать давление Русского государства.

Земледельческим трудов в Крыму занималось в основном зависимое население, которое подвергалось ассимиляции, исламизации и постепенно превращалось в «татар». Сами крымские татары предпочитали занятие «благородных людей» - разбойные набеги с целью захвата полона, что было весьма прибыльным делом. Понятно, что почти вся прибыль уходила в карманы знати, «чёрный народ» едва сводил концы с концами. В степных районах Крыма было развито животноводство, в первую очередь разведение овец и коней, но этим занимались нищие пастухи. Основой же экономики ханства на долгий период времени стала торговля живым товаром. С конца XV века крымские отряды стали совершать регулярные набеги и масштабные походы на соседей - Кавказ, Русское государство, земли подвластные Польше. Людей угоняли и во время конфликтов с другими степняками.

Посланник короля Польши Мартин Броневский, несколько месяцев живший в Крыму в 1578 году, отмечал: «Народ этот хищный и голодный, не дорожит никакими клятвами, ни союзами, ни дружбой, но имеет в виду только свои выгоды и живет грабежами и постоянной изменническою войною».

Регулярной армии у Крымского ханства не было. При больших походах и набегах крымские ханы и мурзы набирали добровольцев, зависимых от них людей. В походе могло участвовать от 20 до 100 тыс. всадников. В крупном походе могло участвовать почти всё свободное татарское население полуострова. В набеге участвовало от нескольких сотен до нескольких тысяч воинов. Обоза с собой не брали, питались в набегах лепёшками из ячменной или просяной муки и кониной, кормились награбленным. Артиллерию брали редко, только в очень больших походах, когда участвовали османы. Передвигались быстро, сменяя уставших лошадей на свежих. Вооружены были саблями, ножами, луками, позднее появилось огнестрельное оружие. Доспехи в основном были только у знати.

Набеги обычно устраивали летом, когда основная масса людей (крестьяне) участвовала в полевых работах и не могла быстро спрятаться в городах или лесах. Вперёд выслали разведку, если путь был свободен, выходили основные силы орды или набегового отряда. Обычно орда шла в поход не для ведения боевых действий. Если противник узнавал о противнике и успевал вывести на границу значительные силы, татары обычно не принимали боя и уходили, или старались обхитрить врага, обойти его, прорваться в тыл, быстро ограбить селения, захватить пленных и уйти от ответного удара. Легковооруженные всадники обычно успешно уходили от ударов тяжелых дружин и полков.

Прорвавшись в русские земли, всадники устраивали загонную охоту (облаву). Города и крепости обходили. Села брали с ходу или поджигали, а затем рубили тех, кто сопротивлялся, грабили и уводили в плен людей. Взрослых пленников и молодежь гнали как скот, расставляли в ряды по нескольку человек, связывали им назад руки сыромятными ремнями, сквозь эти ремни продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали веревки. Затем держа за концы веревок, окружали всех несчастных цепью всадников и гнали по степи, подхлестывая нагайками. Такой мучительный путь «отсеивал» слабых, больных. Их убивали. Наиболее ценный «товар» (детей, молоденьких девушек) везли. Достигнув относительно безопасных земель, где они уже не ждали погони, сортировали и делили «товар». Больных, пожилых сразу убивали или отдавали молодежи - для «тренировки» хищных навыков.

Находившийся в польско-татарской армии во время похода короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1663-1664 гг. герцог Антуан де Грамон оставил описание этого процесса. Разбойники убили всех стариков, которые были не способны к тяжелой работе, здоровых мужчин оставили для турецких галер (на них использовали рабов как гребцов). Молодых мальчиков оставили для «наслаждений», девушек и женщин - для насилия и продажи. Раздел пленных проходил по жребию.

Английский посланник в Русском государстве Д. Флетчер писал: «Главную добычу, которой татары домогаются во всех войнах своих, составляет большое количество пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям». Для перевозки детей крымские татары брали большие корзины, ослабевших или заболевших в дороге пленников безжалостно убивали, чтобы не задерживаться.

На полуострове полон продавался на невольничьих рынках. Крупные рынки были в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае и Гёзлеве. Купцы-перекупщики - турки, евреи, арабы, греки и др., скупали людей по минимальной цене. Некоторая часть людей оставлялась в Крыму. Мужчины использовались на тяжелых и грязных работах: добыча соли, рытье колодцев, сбор навоза и т. д. Женщины становились обслугой, в том числе сексуальными рабынями. Большую часть полона развозили по другим странам и регионам - в Порту, её многочисленные провинции - от Балкан и Малой Азии до Северной Африки, Персию. Славянские рабы попадали в Среднюю Азию, Индию. Во время перевозки морем с «товаром» не церемонились, более или менее нормальные условия создавались только для наиболее драгоценного «товара». Большое число рабов и «неистощимый» источник «товара», как и в торговле неграми из Африки, окупало все расходы. Поэтому смертность была ужасная.

После перевозки мужчин отправляли на галеры, где скудная пища, болезни, изнурительный труд и побои быстро их убивали. Часть отправляли на земледельческие и иные тяжелые работы. Некоторых превращали в евнухов, прислугу. Девушек и детей скупали в качестве прислуги и для плотских утех. Незначительное число красавиц имело шанс стать законной женой. Так, до сих пор у многих на слуху имя Роксоланы. Анастасия-Роксолана стала наложницей, а затем женой османского султана Сулеймана Великолепного, матерью султана Селима II. Она оказывала большое влияние на политику мужа. Однако это было редкое исключение из правил. Славянок-рабынь в Османской империи было так много, что многие турки стали их детьми и внуками, включая видных военных и государственных деятелей.

Бахчисарай – древняя резиденция крымских ханов Гиреев, правивших ханством более 300 лет (1434 — 1783). В переводе с тюркского название города означает «дворец в садах».

Основными достопримечательностями Бахчисарая являются: бывший Ханский дворец (ныне Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник); крупнейший в Крыму православный Успенский монастырь и «пещерный город» Чуфут-Кале.

О крымском ханстве напоминает в Бахчисарае не только дворец, но и старинные , медресе, узкие улицы, до сих пор хранящие колорит средневекового восточного города.

Население Бахчисарая — около 30 тысяч человек, вместе с муниципальным районом — около 100 тысяч человек. Город вышел из долины на равнину, где раскинулись его новые районы.

Бахчисарай овеян поэтическими , воспет Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан»:

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая
Я посетил Бахчисарая
В забвении дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов
Татарин буйный пировал,
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.

Основание Бахчисарая

Бахчисарай расположен в долине реки Чурук-Су (тюрк. «гнилая вода»), которая является притоком р. Кача.

С созданием Бахчисарая связана старинная легенда о сыне хана Менгли-Гирея, наблюдавшем битву змей на берегу Чурук-Су. Об этой старинной легенде сегодня напоминает изображение двух змей над входом в Ханский дворец.

Город возник в начале 16 века как столица Крымского ханства. Строился в узкой долине. И сегодня сохранил колорит средневекового города, как будто спрятанного между крутыми скалами. В последнее десятилетие город вырос, вышел за пределы узкой долины на равнину. Здесь раскинулись его новые районы. Административный центр Бахчисарая – площадь Ленина.

Развитие Бахчисарая

Развитие Бахчисарая во многом зависит от самого крупного в городе предприятия – ЗАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия» (разрабатывает мергели).

История создания бахчисарайского цементного завода такова: в конце 1950-х годов в Крыму на больших площадях закладывались новые виноградники, строились новостройки и животноводческие фермы.

Для строительства этих сооружений требовалось большое количество цемента. Чтобы обеспечить цементом потребность хозяйств области в 1959 году было принято решение о строительстве межколхозного цементного завода. В 1996 году изменился юридический статус завода; в 2000 году приватизирован и реорганизован в ЗАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия».

Бахчисарай во времена Крымского ханства

Старейшая улица города – улица, ведущая к Бахчисарайскому дворцу. Постараемся представить, как она выглядела 500 лет назад.

…Путешественник едва проталкивается по единственной улице, которая вдет ко дворцу… Она так узка, что два экипажа едва могут разъехаться. Татарские мажары с углями и дровами проезжают с невероятным скрипом. Об их выезде знает каждый житель города.

Ларьки с пестрым товаром так и лезут друг на друга. Бараньи туши касаются золотистых фес. Единственная улица Бахчисарая – арсенал крымского ханства. Под навесом – оружейные лавки. Путешественника оглушает звон меди, оттачиваемого железа, грохот кузниц, кашель верблюдов.

А в кофейнях царит тишина. Татары, те, у которых дела идут неплохо, часами сидят на циновках, поджавши ноги, или возлежат древнему обыкновению. Перед ними кофе и дымящиеся трубки. Пять раз в день главная улица оглашается криком муэдзина – мусульманского священника, созывающего на молитву – намаз.

На улице только мужчины; женщины в татарской семье занимаются исключительно детьми и домашним хозяйством. Если по какой-то неотложной необходимости женщине приходилось выйти на улицу, то она закрывалась с головой белым покрывалом. Были видны только бойкие черные глаза и кончики остроносых туфель.

Культурная жизнь в Бахчисарае

Женщины не имели права садиться при мужчинах, разговаривать с посторонними. Не имели права учиться писать, иначе бы ими, как считали, овладели бы джины – злые духи. Могли только выучиться читать Коран. Им было запрещено входить в мечеть, молиться можно только дома.

Культурную революцию в жизни крымскотатарского народа произвел известный татарский просветитель Исмаил Гаспринский в конце XIX — начале XX века.

Он начал издавать в городе газету на татарском и русском языках, добился открытия типографии, открыл школу, а также был талантливым литератором.

В 2001 году дом, в котором жил Гаспринский, стал музеем. В 2004 году был открыт памятник просветителю. В 1999 году, к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в память о его посещении Бахчисарая в 1820 г., был установлен памятник.

России. В 1478 году после османской военной экспедиции в Крым ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи . После русско-турецкой войны 1768-1774 годов по условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года Крым стал независимым государством; Россия и Османская империя обязались не вмешиваться во внутренние дела ханства и вывести оттуда свои войска, при этом признавалась духовная власть султана как главы мусульман (халифа) над крымскими татарами. В 1783 году Российская империя завоёвывает территорию Крымского ханства и годом позднее образует в крымской части занятых территорий Таврическую область . Принадлежность Крыма Российской империи была окончательно признана Османской империей после русско-турецкой войны 1787-1791 годов.

Столицы ханства

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым, известный также как Солхат (современный Старый Крым), ставший столицей хана Оран-Тимура в 1266 году . По наиболее распространенной версии название Кырым происходит от чагатайского qırım - яма, окоп , существует также мнение, что оно происходит от западно-кипчакского qırım - «мой холм» (qır - холм, возвышенность, -ım - аффикс принадлежности I лица единственного числа).

При образовании в Крыму независимого от Орды государства столица была перенесена в укреплённую горную крепость Кырк-Ер , затем в расположенный в долине у подножия Кырк-Ера Салачик и, наконец, в 1532 году во вновь построенный город Бахчисарай .

История

Предыстория

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из обитавших в степной и предгорной части полуострова кыпчаков (половцев), греков, готов, аланов, и армян, живших в основном в городах и горных селениях. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-монгольского происхождения.

Ордынское правление для народов, населявших нынешний крымский полуостров, в целом было тягостно. Правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году , в результате которого пострадал ряд крымских городов. Как и в других регионах Орды, в Крыму уже вскорости стали проявляться сепаратистские тенденции.

Существуют предания о том, что в XIV веке Крым неоднократно подвергался разорению армией Великого княжества Литовского . Великий князь Литовский Ольгерд разбил татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, а затем вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь ценные церковные предметы. Подобное предание существует и о его преемнике по имени Витовт , который в 1397 году дошёл в крымском походе до самой Каффы и вновь разрушил Херсонес. Витовт в крымской истории известен также тем, что во время ордынской смуты конца XIV века предоставил убежище в Великом княжестве Литовском значительному количеству татар и караимов, потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Беларуси. В 1399 году Витовт , выступивший на помощь ордынскому хану Тохтамышу , был разбит на берегах Ворсклы соперником Тохтамыша Тимур-Кутлуком , от лица которого Ордой управлял эмир Едигей , и заключил мир.

Обретение независимости

Вассалитет у Османской империи

Войны с Русским царством и Речью Посполитой в ранний период

C конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское Царство и Речь Посполитую . Крымские татары и ногаи владели в совершенстве тактикой набегов , выбирая путь по водоразделам. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях , шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северского Донца . Углубившись в пограничную область на 100-200 километров, татары поворачивали назад и, развернув от главного отряда широкие крылья, занимались грабежом и захватом рабов. Захват пленников - ясыря - и торговля рабами были важной статьей экономики ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. Крымский город Кафа был главным невольничьим рынком. По оценкам некоторых исследователей [ ] , на крымских работорговых рынках было продано за два века более трёх миллионов людей, преимущественно украинцев, поляков и русских. Ежегодно Москва собирала весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени. Для защиты страны применялись укреплённые оборонительные линии, состоящие из цепи острогов и городов, засек и завалов. На юго-востоке старейшая из таких линий шла по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова , отсюда поворачивала на юг до Тулы и продолжалась до Козельска . Вторая линия, построенная при Иване Грозном , шла от города Алатыря через Шацк на Орёл , продолжалась до Новгорода-Северского и поворачивала к Путивлю . При царе Фёдоре возникла третья линия, проходящая через города Ливны , Елец , Курск , Воронеж , Белгород . Первоначальное население этих городов состояло из казаков , стрельцов и других служилых людей. Большое количество казаков и служилых людей находилось в составе сторожевой и станичной служб, которые наблюдали за движением крымцев и ногаев в степи.

В самом Крыму ясыря татары оставляли немного. По старинному крымскому обычаю рабов отпускали в вольноотпущенники через 5−6 лет неволи - есть ряд свидетельств русских и польских документов о возвращенцах из-за Перекопа, которые «отработались». Некоторые из отпущенных на волю предпочитали остаться в Крыму. Известен описанный украинским историком Дмитрием Яворницким случай, когда напавший на Крым в 1675 году атаман запорожских казаков Иван Сирко захватил огромную добычу, в том числе около семи тысяч христианских пленников и вольноотпущенников. Атаман обратился к ним с вопросом, желают ли они идти с казаками на родину или вернуться в Крым. Три тысячи изъявили желание остаться, и Сирко приказал перебить их . Тех, кто в рабстве менял веру, отпускали сразу . По данным российского историка Валерия Возгрина , рабство в самом Крыму почти полностью исчезло уже в XVI-XVII вв. Больша́я часть пленников, захватывавшихся во время нападений на северных соседей (пик их интенсивности пришёлся на XVI век), продавалась в Турцию, где рабский труд широко использовался в основном на галерах и на строительных работах.

XVII - начало XVIII века

Начальствовавший второй русской армией князь В. М. Долгоруков вошёл в Крым, разбил в двух сражениях хана Селима III и в течение месяца овладел всем Крымом, причём в Кефе взял в плен турецкого сераскира . Бахчисарай лежал в руинах. Армия Долгорукова подвергла Крым разорению. Был сожжён ряд сёл, убиты мирные жители. Хан Селим III бежал в Стамбул . Крымцы сложили оружие, склонились на сторону России и представили Долгорукову присяжный лист с подписями крымской знати и уведомлением об избрании в ханы Сахиба II Герая , а в калги брата его Шахина Герая .

Большинство земель за пределами Крыма составляли малонаселённые степи, по которым могла перемещаться конница, но где сложно было бы строить крепости, требовавшиеся для постоянного контроля захваченных территорий. Городские поселения были расположены в Поволжье и на побережье Крыма и находились под влиянием других ханств и Оттоманской империи. Всё это существенно ограничивало рост экономики и политического влияния ханства .

Крымские ханы были заинтересованы в развитии торговли, дававшей значительную прибыль казне. Среди товаров, вывозимых из Крыма, называются сырая кожа, овечья шерсть, сафьяны, овечьи шубы, серые и чёрные смушки.Значительную роль играла работорговля и выкупы за захваченных в землях Речи Посполитой и Русского Царства. Основным покупателем рабов была Османская Империя.

  • Бахчисарайское каймаканство
  • Ак-Мечетское каймаканство
  • Карасубазарское каймаканство
  • Гезлевское или Евпаторийское каймаканство
  • Кафинское или Феодосийское каймаканство
  • Перекопское каймаканство

Каймаканства состояли из 44 кадылыков.

Армия

Военная деятельность была обязательной как для крупных, так и для мелких феодалов. Специфика военной организации крымских татар, в корне отличавшая её от военного дела прочих европейских народов, вызывала особый интерес у последних. Выполняя задания своих правительств, дипломаты, купцы, путешественники стремились не только к налаживанию контактов с ханами, но и старались детально ознакомиться с организацией военного дела, а зачастую их миссии основной целью имели изучение военного потенциала Крымского ханства.

Долгое время в Крымском ханстве не было регулярного войска, а в военных походах фактически принимали участие все мужчины степной и предгорной части полуострова, способные носить оружие. С малых лет крымцы приучались ко всем тяготам и невзгодам военного быта, учились владеть оружием, ездить верхом, переносить холод, голод, усталость. Хан, его сыновья, отдельные беи совершали набеги, ввязывались в военные действия со своими соседями в основном лишь тогда, когда были уверены в успешном исходе. Большую роль в военных операциях крымских татар играла разведка . Специальные лазутчики отправлялись заранее вперёд, выясняли обстановку, а затем становились проводниками наступающей армии. Используя фактор неожиданности, когда можно было застать противника врасплох, они часто получали сравнительно лёгкую добычу. Но почти никогда крымцы не выступали самостоятельно против регулярных, преобладающих в количественном отношении войск.

Ханский совет устанавливал норму, в соответствии с которой вассалы хана должны были поставлять воинов. Часть жителей оставалась для присмотра за имуществом ушедших в поход. Эти же люди должны были вооружать и содержать воинов, за что получали часть военной добычи. Кроме военной повинности, в пользу хана выплачивалась сауга - пятая, а иногда и большая часть добычи, которую мурзы приносили с собой после набегов. Бедные люди, участвовавшие в этих походах, надеялись, что поход за добычей позволит им избавиться от житейских трудностей, облегчит существование, поэтому сравнительно охотно отправлялись вслед за своим феодалом.

В военном деле у крымских татар можно выделить два вида походной организации - боевой поход, когда крымское войско во главе с ханом или калгой принимает участие в боевых действиях воюющих сторон, и грабительский набег - беш-баш (пятиголов - маленький татарский отряд), который осуществлялся зачастую отдельными мурзами и беями со сравнительно небольшими воинскими отрядами с целью получения добычи и захвата пленных.

По описаниям Гийома де Боплана и Марсильи , крымцы оснащались довольно просто - они использовали лёгкое седло, попоной , а иногда и шкурой овечьей покрывали лошадь, не надевали узду, используя сыромятный ремень. Незаменимой для наездника являлась и плеть с короткой рукояткой. Вооружены крымцы были саблей, луком и колчаном с 18 или 20 стрелами, ножом, имели огниво для добывания огня, шило и 5 или 6 сажен ременных верёвок для вязания пленников. Любимым оружием крымских татар были сабли, изготовлявшиеся в Бахчисарае,