Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе.docx - Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе. Дидактические игры по экологии для детей старшей группы

Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:

Название;

Описание дидактического материала;

Методику проведения, а отдельные игры - несколько вариантов проведения.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес - растение - травоядное животное - хищник);

Второй вариант: - объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых - иллюстрации леса (лес - гриб - белка - куница; лес - ягоды - еж - лиса; лес - цветок - пчела - медведь; лес - желуди - дикий кабан - волк; лес - береза - майский жук - еж; лес - сосновая шишка - дятел - филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна - сосновая шишка - дятел).

Второй вариант - объемный - набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый - растения; шестой - корм птиц; седьмой - птицы (например,: рябина - ягоды рябины - снегирь; ель - еловая шишка - клест; дуб - желуди - сойка; водоросли - улитка - утка; трава - кузнечик - аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один - скворец, две - ласточки, 3 - пчела, 4 - муравей, 5 - медведь, 6 - белка. На отдельных карточках - иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый - назвать животное, второй - определить корм для данного животного, третий - назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии .

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой - иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное - корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать , расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить ; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

И. Комарова, Н. Ярошева

«Әулиекөл ауданы әкімдігінің білім бөлімінің Чернигов орта мектебі»ММ

ГУ «Черниговская средняя школа отдела образования акимата Аулиекольского района»

Систематизировала: Карпенко Л.Г.

Пояснительная записка.

"Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения... будущее человечества окажется в серьезных руках ".

М.М. Камшилов.

Пробуждать любовь к окружающей природе, прививать бережное отношение ко всему, что находится вокруг нас, учить элементарно, любить всё это, необходимо начинать с самого раннего возраста. Малыши очень восприимчивы к любой информации, и она откладывается у них в память на всю жизнь, если ее правильно преподнести.

Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая. Игра - это, своего рода, средство познания ребенком

действительности. Как и любые другие игры, дидактические игры по экологии выполняют определенную функцию. Именно благодаря ним, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норму и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание, активность в решении некоторых экологических проблем.

Многие верят, что детские дидактические игры по экологии станут ключевым фактором в этом вопросе из-за своей восприимчивости со стороны детей и высокой результативностью процесса. И это именно то новое, что заслуживает влиться в процессы детского обучения, перейдя со временем в раздел классики.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают понять, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Разработано множество дидактических игр экологического содержания от простых, до более сложных. Задача педагога - подобрать их в соответствии с возрастом так, чтобы ребенок мог самостоятельно с ними справиться.

Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам,обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе (во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.


Дидактические игры на тему: «Деревья».

    «Самый красивый листок найди и про него нам расскажи»

Правила игры: Выбрать из предло­женных листьев, наиболее понравившийся и составляют небольшой описательный рассказ.

Цель - закрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.

    «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови»

Правила игры: Определить дерево, по внешнему виду листа.

Цель - закре­пить названия деревьев.

    «Назови, одним словом»

Цель - закрепить обобщающие слова: «фрукты», «деревья».

    «Ласковые слова»

Правила игры: Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель - образование существительных с помо­щью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    «Найди дерево»

Правила игры: Найти дерево по названию.

Цель - закрепить названия дере­вьев.

    «Сравни»

Правила игры: Сравнить веточки разных деревьев.

Цель - найти и назвать веточки разной длины и толщины.

    «Наоборот»

Правила игры: Подобрать противоположные по значению слова к заданным.

Цель - научить подбирать антонимы к словам.

    «Доскажи фразу»

    «Что сначала, что потом»

Правила игры: Определить последовательность, в которой растёт дерево, по предложенным вариантам, (цветущая яблоня, семечко, яблоки на яблоне, росток).

Цель - закрепить знания детей о деревьях.

    «Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать предметы на определённый звук.

Цель - найти слова с определённым звуком в начале слова.

    «Времена года».

Правила игры: Определить время года по названным приметам.

Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

    «Когда это бывает?»

Правила игры: По описательному рассказу определить время года. Цель - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

    «Кто больше назовет действий»

Правила игры: Перечислить действия объекта. (качается, стоит, растёт, цветёт и т.д.)

    «Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения с определённым словом.

    «Было - будет»

Правила игры: Преобразовать глагол в прошедшем времени в форму будущего времени.

Цель - просле­дить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.

    «Угадай по описанию»

Правила игры: Составить описательный рас­сказ о предложенном дереве, не называя его.

    «Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают предложенное дерево.

Цель -

    «Сосчитай»

Правила игры: Составитьт предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.

    «Придумай слово»

Правила игры: Подобрать однокоренные слова к предложенному воспитателем слову.

Цель - научить составлять одноко­ренные слова.

    «Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать пред­ложенные воспитателем растения.

Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.

    «Найди дерево»

Правила игры: Распознавать деревья по при­знакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.

    «Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Описать дерево, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.

Цель - закрепить знания детей о рас­тениях, растущих в саду, назвать их признаки.

    «Хорошо - плохо»

Правила игры: Дети рассуждают на заданную тему.

Цель - развить связную речь, умение высказываться сложно­подчиненными предложениями, видеть в одном явлении поло­жительные и отрицательные качества.

    «Теремок».

Правила игры: Воспитатель разрешает поселится в «теремке» если ребёнок назовёт, чем его фрукт, листок похож на фрукт, листок названый воспитателем, чем отличается от него. «Тук-тук. Кто в теремочке живет? – Это я, яблоко. А ты кто? – Я – груша. Пусти меня. – Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи…»

    «Что это, если оно умеет…?»

Правила игры: По названным свойствам или функциям, найти как можно больше объектов, выполняющих эту функцию или обладающими этими свойствами. «Что это, если оно умеет расти, цвести?» - «Дерево, цветы, трава…»

Цель – развить умение мыслить.

    «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Назвать пользу, которую приносит объект. «Какая польза от дерева?» - «В жару под ним прохладно, тень. Листьями питаются насекомые. А еще для птиц польза,

можно на дереве вить гнезда».

    «А что еще?»

Правила игры: По называнным свойствам или функциям объекта указать, какими еще свойствами или функциями этот объект обладает. «На деревьях появляются листочки. А что

еще?» - цветы, фрукты, семена...»

    «Кто заблудился?»

Правила игры: Определить объект не классифицирующийся с остальными в одну группу, а остальные назвать одним словом. «Яблоня, тополь, сирень, береза, клен. Кто заблудился? – Сирень, потому что это куст. А остальные – деревья!»

    «Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли деревья?»

Цель - развитие связной речи.

    «Что это, если у него есть...?»

Правила игры: По названной части определить что это за объект.

Цель – формирование умения выявлять подсистемные связи.

    «Детки на ветке».

Правила игры: По называнию фрукта, определить на каком дереве он растет.

Цель: Разобрать предметы по принадлежности к одному растению. Поиск сво­ей пары. Учить ориентировке в пространстве.

    «Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Давать описание в определённом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске. Называть предмет при описании нельзя.

Цель: Описать предметы и найти их по описанию. Загадывание и отгадыва­ние загадок о природных материалах. Развивать логическое мышление и внимательность.

    «Получили мы письмо…»

Правила игры: Воспитатель объявляет детям, что получили письмо от почемучки, который просит помочь узнать какую пользу приносит то или иное дерево.

Цель: Закреплять знания у детей о деревьях, учить кратко и ясно излагать свою мысль.

    «Путешествие по временам года».

Правила игры: По предложенным признакам, определить к какому времени года они относятся. Например: в саду созрели вкусные и ароматные фрукты. Какое это время года? (Ответы детей).

Цель: Знакомить детей с изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.

    «Найди похожий».

Правила игры: Находить одинаковые листья, деревья, кустарники и назвать их.

Цель: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, тополь, яблоня и т.д.), научить рисовать деревья и их листья отдельно, воспитывать слуховое внимание.

    «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Правила игры: По приведённым примерам определить хорошо это, или плохо. (Если дети ломают ветки - это хорошо? Сажают цветы, разоряют гнёзда…)

Цель: Учить детей описывать увиденное, находить различия между хоро­шим и плохим, воспитывать доброту, трудолюбие.

    «Найди дерево по семенам».

Правила игры: По предложенным листья, семенам и плодам деревьев и кустарников, найти дерево, кустарник которому они принадлежат.

Цель: Найти целое по части. Учить ориентироваться в пространстве.

    «Позовем сказку».

Правила игры: По предложенному произведению определить к какому времени года можно отнести этот фрагмент. О каком дереве, фрукте говорится в произведение.

Цель: Закреплять знания о основных признаках разных времен года.

    «Придумай небылицу».

Правила игры: По образцу рассказа заме­тить и называть элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из трёх- четырёх предложений.

Цель: Развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

    «В гости к груше».

Правила игры: Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: куда хотим пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться?

Цель: учить детей правильно описы­вать выбранный путь.

    «Местное радио».

Правила игры: Найти то, что потерял­ось.(Фрукт, листок, веточка).

Цель: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

    «Овощ или фрукт».

Правила игры: На­зывать овощ, фрукт и где они растёт.

Цель: упражнять детей в описании овощей и фруктов; учить узнавать овощи и фрукты по цвету, форме, описанию.

    «Охотник».

Правила игры: По сигналу (удар в бубен) один из де­тей шагает, произнося на каж­дый шаг названия деревьев (фруктовых деревьев, кустарников). Кто ошибся, садится на место, а охоту продолжает дру­гой участник.

Цель: проверить, хорошо ли дети знают деревья.

    «Не перепутай!».

Правила игры: По называнию определить, к какому виду относится: «де­ревьев», «кустарники», «фруктовые деревья».

Цель: закрепить знания детей о жи­вой природе; учить классифицировать предметы.

    «Бывает - не бывает».

Правила игры: По предложенному образцу составить рассказ о каком-либо природном явлении (например:«На елке растут яблоки»). Определить, бывает так или нет.

Цель: учить детей видеть причинно-следственные связи, существующие в природе; совершен­ствовать умение составлять рассказы с элементами опи­сания.

    «Мяч бросай и деревья, кустарники называй».

Правила игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

    «Я знаю три названия деревьев (кустарников)».

Правила игры: Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: Раз и два, и три, четыре - Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

    «Что происходит в природе?».

Правила игры: Воспитатель: бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч должен на заданный вопрос ответить. Вишня что делает- цветёт.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    «Из чего сделано?».

Правила игры: Воспитатель предлагает варианты: Варенье из чего? Компот варят из чего? Сухофрукты делают из чего?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    «Один - много».

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

    «Веселый счет».

Правила игры: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).

    «Что выше, а что ниже?»

Правила игры: По названию деревьев и кустарников определить, какое из них выше, ниже.

Цель: Упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины растений. Использовать в игре свои знания о величине.

    «Соберем фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты по определенному признаку.

    «Магазин «Фрукты»

Правила игры: Отбирать фрукты по определённому признаку: по форме, по окраске, по размеру, и т.п.

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

    «Садовник и деревья».

Правила игры: Ребёнок «садовник», называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его.
Цель: закрепить знания детей о фруктовых деревьях.

    «Сравнения».

Правила игры: Воспитатель говорит: Этот ластик зеленый, как …Этот помидор красный, как …Этот лимон желтый, как … и т.д.

Цель – формировать умения сравнивать.

    «Да – нет».

Правила игры: На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое растение мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где растёт, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.

    «Игра в слова».

Правила игры: Определить какое дерево, куст подходит под описание.(Сирень… ранетка...)

Цель – формировать умения сравнивать. Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.

    «Дорожка».

Правила игры: Двигаться в соответствии с словесными указаниями воспитателя, рассказывая при этом с чем они «сталкиваются» на пути.

Цель: Научить детей ориентироваться на ограниченной плоскости, в соответствии со словесным указанием. Закреплять навыки счета, изменяя направление. Закреплять последовательный счет. Развивать мышцы глаз, внимание, память и сосредоточенность. Активизировать словарь наречиями: вправо, влево, вверх, вниз. Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами, в соответствии с лексическими темами: фрукт, ягоды, деревья, куст. Воспитывать смекалку, заинтересованность, умение выслушать ответ товарища.

    «Где я живу».

Правила игры: Вспомнить и назвать все деревья, кустарники растущие дома у детей.

Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родном селе, его своеобразность.

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закрепить умение узнавать деревья по форме листа, цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.

    «Деревья, кустарники».

Правила игры: Ведущий предлагает при названии кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст - похлопать; дерево - поднять руки вверх; фруктовое дерево - положить руки на пояс.

Цель – учить классифицировать объекты. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

Шиповник
Сосна

Яблоня
Тополь

Вишня
Груша

Карагач
Акация
Рябина
Боярышник
Ясень

Лох серебристый

    «Что растет в родном краю».

Правила игры: Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности.

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб, кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.

Дидактические игры на тему: «Цветы».

1.«Какой цветок?»

Правила игры: Описать предложенный цветок.

Цель: Раз­вить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

2.«Назови одним словом».

Правила игры: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

3.«Ласковые слова»

Правила игры: Назвать ласково.

Цель - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4.«Найди цветок»

Правила игры: Найти цветок по образцу.

Цель - закрепить названия цветов.

5.«Сравни»

Правила игры: Сравнить цветы по признакам.

Цель - найти и назвать цветы одного цвета, высоты.

6.«Назовите растение»

Правила игры: По предложенным признакам находить цветок.

Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок

среди других.

7.«Доскажи фразу»

Правила игры: Закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

8.«Что сначала, что потом»

Правила игры: Составить в определённой последовательности вре­мена года, определённые признаки. (Листья, стебель, бутон, семена).

Цель - закрепить знания детей о временах года.

9.«Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать цветы с определённым звуком в начале, середине, конце слова. Цель - закреплять звуки и их положение в слове.

10.«Времена года».

Правила игры: По описанному состоянию цветов определить время года.

Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

11.«Кто больше признаков назовет»

Правила игры: Перечисляют признаки объекта. (пахнут, цветут, увядают, благоухают и т.д.)

Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

12.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветок».

Цель - учить составлять предложения на предложенную тему.

13.«Угадай по описанию»

Правила игры: Составить рас­сказ о цветке, не показывая его.

Цель - научить со­ставлять описательный рассказ.

14.«Сосчитай»

Правила игры: Составить предложение, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

15.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать пред­ложенный воспитателем цветок.

Цель - закрепить названия и признаки цветов.

16.«Найди цветок»

Правила игры: Находить цветок по описанию.

Цель - научить детей распознавать цветы по при­знакам: форме, цвету и внешнему листьев.

17.«Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Находить цветок по описанию, загадке.

Цель - закрепить знания детей о цветах, растущих на участке.

18.«Хорошо - плохо»

Правила игры: Рассуждают на заданную тему.

Цель - развить связную речь, умение высказываться сложно­подчиненными предложениями, видеть в одном явлении поло­жительные и отрицательные качества.

19.«Что где растет?»

Правила игры: По названию определять, какие цветы: луговые, комнатные, садовые.

Цель - закре­пить знания детей о цветах садовых, луговых, комнатных.

20. «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Дети должны назвать как можно больше пользы, которую приносит объект.

Цель – формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

21.«А что еще?»

Правила игры: Педегог называет свойство или функцию объекта, а дети должны указать, какими еще свойствами или функциями этот объект обладает.

Цель – формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

22. «Кто заблудился?»

Правила игры: Воспитатель перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Ребенок должен определить этот объект, а остальные назвать одним словом.

Цель – учить классифицировать объекты.

23.«Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли цветы?»

Цель - развитие связной речи.

24.Что где растет?

Правила игры: Группировать цветы по месту их произрастания: луговые, комнатные, садовые.

Цель:Закреплять знания детей о растениях, развивать умение устанав­ливать пространственные связи между предметами, группировать рас­тения по месту их произрастания, развивать активность и самостоя­тельность мышления.

25.Игра «Кто помогает сохранять красоту цветов!»

Правила игры: Дети должны рассказать как можно больше о цветах и о людях которые их выращивают.

Цель: Уточнить представления о роли цве­тов в жизни людей (цветы украша­ют и радуют); о

названии цветов, растущих в разных местах (поле­вые, луговые, лесные, садовые); о том, в какое

время года цветов особенно много и в какое мало; о людях, которые выращивают садо­вые

цветы (высевают семена цветов или высаживают цветы в клумбы, на газоны, на грядки и т. п.),

уха­живают за цветами, составляют из них букеты, радуют людей красотой цветов в любое

время года, особенно осенью и зимой.

26.Игра «Какой букет цветов ты хотел(а) бы подарить маме (бабушке, сестре, тете, товарищу)!»

Правила игры: Дети рассказывают о том какой, из каких цветов и кому они хотели бы подарить букет.

Цель: Воспитывать внимание, доброже­лательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить веж­ливой форме общения, умению счи­таться с интересами другого, прини­мать участие в беседе, сговоре для игры. Проверить и закрепить пред­ставления о разных материалах. Обратить внимание детей на то, что цветы и сосуд, в который они поставлены, вместе создают общую красоту букета.

27.Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай цветы называй»

28.Игра с мячом «Я знаю названия трёх цветов»

Правила игры: Называть цветы при бросании, не повторяя уже названные.

Цель: Закреплять названия цветов.

29. Игра «Один - много» Мы - волшебники немного: Был один, а станет много.

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя цветок в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя цветок во множественном числе.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

30. Игра «Веселый счет» Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Правила игры: Ребёнок называет название цветка вместе с числительным.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

31.«Садовник и цветы»

Правила игры: Ребёнок «садовник», называет цветок, имеющийся на участке, дети находят его.
Цель: закрепить знания детей о цветах.

32.«Цветочный магазин»

Правила игры: Отбирать цветы по определённому признаку: по цвету, по размеру, и т.п.

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай такой – то цветок», закрепить названия цветов, их цвет, закреплять умение различать цветы, называть их быстро. Учить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

33. «Поезд»

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке цветы. Ведущий называет остановки, например «ромашка». Ребята с цветком ромашки выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закреплять умение различать цветы

34.Игра «Что растет в родном краю»

Правила игры: Дети должны отметить хлопком те цветы, которые растут в вашей местности.

Цель: Развивать внимание, память, быстроты реакции, ловкости.

35.«Назови одним словом» - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Правила игры: Воспитатель перечисляет названия фруктов, овощей, цветов, а дети называют их обобщенным словом.

Цель - закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

36.«Ласковые слова»

Правила игры: Воспитатель называет цветы, а ребёнок произносит их названия ласково. (роза – розочка, ромашка – ромашечка и т.д.)

Цель - закреплять умение образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

37.«Доскажи фразу»

Правила игры: Ребенку предлагается закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

38.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветы».

Цель - научить составлять предложения.

39.«Угадай по описанию»

Правила игры: Дети составляют описательный рас­сказ о предложенном цветке, не показывая его.

Цель - научить со­ставлять описательный рассказ.

40.«Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают предложенный предмет.

Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

41.«Сосчитай»

Правила игры: Дети составляют предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.

42.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Дети рассматривают и описывают пред­ложенные воспитателем растения.

Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.


Дидактические игры

Дидактические игры по экологии (картотека)

Что в корзинку мы берем.

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Волшебный цветок

Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.

Материалы:

Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.

Ход игры:

Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.

У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.

Птицы в природе

Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе.

Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).

Материалы:

Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.

Ход игры:

Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет?

(
Предлагаются соответствующие опорные картинки).

Найдите кубики с изображением деревьев.

Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).

Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).

Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)

Где находит себе корм?

В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы.

Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).

Вершки – корешки.

Цель: формировать умение у детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры.

Вариант 1 . Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Угадай, что в мешочке?

Цель: формировать умение удетей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Природа и человек.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Выбери нужное.

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

Где снежинки?

Цель : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

С какой ветки детки?

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, формировать умение у детей подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Прилетели птицы.

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

Цель: формировать умение у детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Сложи животное.

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Формировать умение у описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Что из чего сделано?

Цель: формировать умение у детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Угадай - ка.

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Звери, птицы, рыбы.

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Угадай, что где растет.

Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Весной, летом, осенью.

Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; формировать умение у детей классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Съедобное – несъедобное.

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Назови три предмета.

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

Ромашка, роза, василек.

Цветочный магазин.

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Сформировать умение у детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Четвертый лишний.

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Чудесный мешочек.

Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Полезные – неполезные.

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Узнай и назови.

Цель: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Что за зверь?

Цель: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Назовите растение

Цель: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Кто где живёт

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Что было бы, если из леса исчезли…

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Ходят капельки по кругу.

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Я знаю.

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Что это такое?

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Узнай птицу по силуэту.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Живое – неживое.

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Летает, плавает, бегает.

Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Береги природу.

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Цепочка.

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Цель: выявить знания детей о видах растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: березы, дуба, клена, ели, сосны, тополя, липы… (деревья); ромашки, колокольчика, василька, тюльпана, ландыша, розы… (цветы); тыквы, помидора, картофеля, огурца, перца, моркови, кабачка… (овощи); яблок, груш, сливы, апельсина, лимона, банана…(фрукты); малины, клубники, земляники, черники… (ягоды); белого гриба, опят, лисичек, шампиньона, мухомора, ложных опят…(грибы) и назвать их одним словом.

  1. Покажи и назови части растения.

Цель: выявить знания детей о частях растения.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрацию с изображением яблони и показать, назвать ее части (корень, ствол, ветки, листья, плоды).

3.Расскажи, где что растет.

Цель: выявить знания детей о местах произрастания некоторых видах растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением земляники, грибов (лес), пшеницы, ржи (поле), ромашки, колокольчика (луг), яблони, смородины (сад), тыквы, помидора (огород) и рассказать, где что растет.

  1. Угадай, что за дерево.

Цель: выявить знания детей о разновидностях деревьев.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов деревьев и назвать их (иллюстрации: береза, дуб, рябина, клен, сосна, ель, осина, ольха, вяз, тополь, липа).

  1. Расскажи, с какого дерева листья и плоды?

Цель: выявить знания и умения детей определять по листьям и плодам деревья.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением листьев и плодов деревьев и назвать какому дереву они принадлежат (лист рябины и кисть, лист березы и сережки, лист дуба и желудь, иголки сосны и шишка).

  1. Сравни строение дерева, куста, травы.

Цель: выявить умение детей находить отличия в строении дерева, куста, травы.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением дерева, куста, травы (у кустарников нет ствола, у травы нет ветвей, ствола).

  1. Вспомни и назови необходимые условия для жизни и роста растений.

Цель: выявить знания о необходимых условиях для жизни и роста растений и умения за ними ухаживать.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением хорошо ухоженного комнатного растения и погибающего и назвать причину гибели цветка.

  1. Что сначала, что потом?

Цель: выявить знания детей о последовательности роста растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением стадий роста растений и расположить их в правильной последовательности.

  1. Угадай, что за гриб.

Цель: выявить знания детей о грибах.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением грибов и назвать их (иллюстрации: боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, опята).

  1. Скажи, какие грибы нельзя есть.

Цель: выявить знания и умения детей отличать ядовитые грибы от съедобных.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением грибов, найти и назвать ядовитые грибы (иллюстрации: белый гриб, мухомор, опята, бледная поганка, лисички).

  1. Собери урожай.

Цель: выявить знания и умения детей находить и называть овощи и фрукты.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: яблока, помидора, тыквы, огурца, банана, лука, земляники, опят, груши, персика, перца, сливы, березы, колокольчика, капусты, кабачка, апельсина, картофеля, репы, лимона, гороха, свеклы, малины, мухомора. Собрать картинки с изображением фруктов в красную тарелочку, а с изображением овощей — в синюю.

  1. Найди и назови ягоды.

Цель: выявить знания и умения детей находить и называть ягоды.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: капусты, лисичек, малины, тополя, земляники, яблока, черники, огурца, смородины, крыжовника, тюльпана, клубники. Найти и назвать картинки, на которых изображены ягоды.

  1. Отгадай загадки.

Цель: выявить знания и умения детей о растительном мире.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Много одежек,

И все без застежек. (Капуста)

У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (Одуванчик)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Весь из золота отлит,

На солнышке стоит. (Колос)

Литература:

  1. Что необходимо знать к 1 классу./ Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, 2006г.
  2. Добро пожаловать в экологию!/ Сост. О. А. Воронкевич, 2004г.
  3. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. 2004 г.

Название: Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад «Золушка»
Месторасположение: город Стерлитамак, Республика Башкортостан

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Цель:

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал:

Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. « Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) - льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния - (демонстрационные и раздаточные).

Ход игры.

В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

1 вариант.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

2 вариант.

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ : Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)