«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности. Создание условий развития ребенка, открывающих возможность для приобретения опыта в двигательной деятельности

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.


Знания, умения и навыки - взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний - результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки - схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.


Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).


Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.


Что такое мотивация - определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.


Школьное обучение - начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Похожие материалы

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться» . Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н.. Действительно, зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает мнемические способности учащихся и зачастую воспитывает из школьников «зубрилок». Эта выпуклость нашего образования выступает во всех своих недостатках очень часто. Так, на интеллектуальных международных школьных олимпиадах наши подростки и юноши проявляли достаточно высокий уровень эмпирических знаний, но не могли справиться с таким, например, вопросом: «Почему в СССР крышки канализационных люков круглые, а в США квадратные?» . Для ответа на этот и подобные вопросы необходимо было применить умение решения творческих задач, залогом такого умения служит достаточная развитость творческих способностей. В частности этот пример иллюстрирует низкий уровень развития способности к преодолению функциональной привязанности объекта. Объектом в данном случае является качество предмета - его форма.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей» .

Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М. и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.

Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития .

Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе «Воспитание творчества» .

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что ребенок стремится к решению максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.

При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей работе «Литературное творчество ребят» Н.Р. Бершадская, придерживаться «принципа спирали» . Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановке тем сочинений.

Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал он, многие качества, необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних . Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности ребенка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Наилучшей является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, с точки зрения ребенка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата .

Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе.

Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия .

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.

Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи .

Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей . И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора.

Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности. На данном этапе нашей работы возникла необходимость определить, что такое творческая деятельность вообще и творческая деятельность ребёнка.

Творчество или творческая деятельность - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью . Так определяет творчество психологический словарь. По словам Пономарева Я.А. в творчестве необходимо различать два рода критериев - психологические и социологические. Т.е. создаваемое новое является новым и для создающего и для всех . Но не секрет, что детское творчество не является творчеством в полной мере. Дело в том, что детское творчество является таковым только в психологическом отношении - ребенок создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех . Но отсутствие общественной новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение» . Т.о. детское творчество - это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Но ни сообщение знаний о способах творческой деятельности, ни само осуществление данных способов в сходных ситуациях ещё не может обеспечить накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности» .

Итак, для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению. Одно из условий передачи творческого опыта, необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Понятие «педагогическая ситуация» неоднозначно оно употребляется по отношению к двум несколько разным явлениям. Во-первых, это «кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой или классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений» . И второе значение «совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе» . Именно в этом значении мы подразумеваем их в нашей работе. Целью создания педагогических ситуаций вообще является развитие учащегося как субъекта общественной и трудовой деятельности. А значит развитие его предметно - деятельностных и межличностных способностей.

В.А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его и т.д., а не служить безликим памятником умения владеть технологиями .

Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием.

Необходимо вынести одно очень важное предупреждение: ни в коем случае нельзя сравнивать и противопоставлять ровесников по качеству результатов их индивидуально - творческой работы. Это может привести как к замкнутости и прекращению общения с одной стороны, так и к деятельности, к выражению ради первенства, ради успеха. Говоря об этом Левин В.А. в завершение своего труда «Воспитание творчеством» приводит очень яркое выражение С.В. Образцова: «Тщеславие - это очень сильный источник человеческой энергии, сильное горючее. На этом горючем развивали бешенные скорости и актёры, и художники, и писатели. Старт часто бывал поразителен по эффекту, финиш - всегда авария. Потому что на горючем тщеславия сгорает прежде всего талант» .

Итак, рассмотрение условий развития творческих способностей ребенка позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе обучения в школе. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь через приобщение учащихся к художественно - творческой деятельности.

По нашему мнению огромный потенциал для развития творческой личности, причем, что особенно важно, творчески активной личности, имеет педагогическая технология под названием «ТРИЗ». Подробнее суть данной технологии и ее влияние на личность ребенка мы рассмотрим в последующих пунктах данной курсовой работы.

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. В доме, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: "Жизнь животных" Альфреда Брема, "Жизнь насекомых" Жана Фабра, "Детская энциклопедия", книги рекордов и чудес "Диво" Валентины Пономаревой, "Почемучка" Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, "Толковый словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в "Рассказах о детях", помните?
Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: "Когда вам надоест, отвечайте ему "Потому что перпендикуляр", - увидите, скоро он отвыкнет".

Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: "Потому что перпендикуляр".

Ты почему не одел калоши?

Потому что перпендикуляр.

Почему грубишь?

Потому что перпендикуляр.

Так закладываются "перпендикулярные" отношения, может быть, на всю жизнь.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, поэтому я надеюсь, что работа будет полезна не только педагогам, но и родителям!

Благодаря проделанной работе, наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

«Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности»

" Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей

часто лежат в ограниченности их интеллектуальных

впечатлений, интересов ".

Н.Н. Поддъяков

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами, а мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформления уголков с соответствующим материалом. Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Основная цель нашей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Описание работы

Теоретической базой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределили подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило нам легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработали перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей младшего и среднего возраста, обобщили и систематизировали материал по опытнической деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе «Земляничка» был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходитразвитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Нами был сформирован примерный перечень материалов для исследований.

Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

15. Часы песочные.

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонентоборудования

Компонентстимулирующий

Книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".

Песок, глина;

красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).


- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха



("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонентоборудования

Компонентстимулирующий

Книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

С водой :

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

С песком :

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

Со стеклом

Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачёк –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С огнём :

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы :

Ты работу завершил? Всё на место положил?

Структура детского экспериментирования.

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат : опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования .

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Структура занятия - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Совместная экспериментальная деятельность организуется нами один раз в неделю: с детьми второй младшей группы по 10 - 15 минут, с детьми среднего возраста по 15 - 20 минут.

Планирование работы с детьми по экспериментированию

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий мы решали следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми нами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Свою работу мы начали с анкетирования родителей, где выявили их отношение и роль в развитии поисково-исследовательской активности в семье. Обработка результатов анкетирования выявила, что 34,7% родителей считают исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 17,7% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и лишь 15,2% респондентов поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность. Исследование детей младшей группы «Земляничка» по методике (Л. Н. Прохоровой) «Выбор деятельности» на предпочитаемый вид деятельности показало, что 27,4% выбрали игровую деятельность 20,7% изобразительную, 17,6% конструирование, 19,7% исследовательскую, 14,6% чтение книг.

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы. В этой совместной деятельности с детьми учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Отношения с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность

На первых этапах экспериментирования мы предлагали детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно-научных представлений - это направление работы второго этапа исследовательской деятельности.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества

Для игр мы предлагаем им песок, гипс, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы. Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т.д.

Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т.д.

Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно! Взвесить все, что хочешь, не только с помощью гирьки, но и ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы. К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь именно в них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Приходить в лабораторию детям нравится, но еще лучше, когда можно провести исследования тогда, когда хочется, а не по расписанию. Это можно сделать прямо в группе, в мини-лаборатории. Мы поставили в группе журнальный столик, придумали с ребятами эмблему и приготовили самое простое оборудование и материалы. Оборудование и материалы время от времени меняли. Для самостоятельных исследований я разработала различные схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет. Нашим детям очень нравится работать сящиком ощущений. Сделать его несложно. Возьмите коробку из-под обуви или любой другой картонный (деревянный) ящик, крышка которого легко открывается, таким образом вы будете помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками с изображениями воздушных шаров, птиц, насекомых и других предметов, связанных с темами блока. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы. Задача детей определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Такие упражнения на сенсорику я провожу в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Сотрудничество с родителями

  1. Объявляется конкурс среди семей на лучший проект групповой лаборатории Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад.
  2. Все проекты представляются на выставке. Лучший из них выбирается тайным голосованием (например, дети, родители, педагоги бросают бумажки с указанием номера лучшего проекта в закрытый ящик).
  3. В группе создается лаборатория с учетом идей семейного проекта (с участием детей и родителей). Организуется конкурс на создание эмблемы и названия лаборатории.
  4. Объявляется конкурс на лучшую домашнюю лабораторию. Родители приносят фотографии домашних лабораторий, детские рисунки и т.п.
  5. Объявляется конкурс на самое интересное летнее исследование на природе
  6. Организуется сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов.
  7. Организуется сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований.
  8. Предоставить материалы для фотоальбома «Страна Почемучек»

Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, мы предложили родителям информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, изготавливать фигурки из гипса, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, мы их приглашаем на занятия, организовываем для них выставки детских работ

Заключение

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Положительный результат проводимой работы показала диагностика предпочитаемого вида деятельности по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Диагностика проводилась в начале работы и в конце года. В начале работы предпочитаемым видом деятельности детей была игра, изодеятельность, и лишь на третьем месте детское конструирование – первый выбор – 3 ребенка. В марте 2012 г. 8 детей первым выбором отметили детское экспериментирование, 5 человек - детское экспериментирование сделали во второй выбор. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментов с ними. Динамика роста показателей высокого уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью по методике Л. Н. Прохоровой на начало и конец года составила 52,8%.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

15. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

16. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

17. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с


Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки - природные предпосылки к развитию; сами способности;

одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;

мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;

талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;

гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

    Общие способности. Одаренность, талант.

Под термином общие способности подразумеваются способности адекватного

понимания и обработки информации, логического мышления, постижения существенных

связей между явлениями и объектами действительности. Они служат основой

соответствующего реагирования человека на возникающие перед ним задачи и требования

жизни, и в конечном счете, адаптации к окружающей действительности. Успешность любой

интеллектуальной активности зависит от развитости данных способностей. Общие

способности отличаются от специальных, которые проявляются в той или иной конкретной

сфере, например, в математике, музыке и т.д.

Общие способности, выявляющиеся в виде универсальных интеллектуальных

операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.), формируются у человека

постепенно в результате совместного влияния опыта, приобретаемого в процессе школьных

занятий, чтения, взаимоотношения с людьми, приобщения к науке и культуре.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"". Определение. Талант -- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность -- исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании ``гении рождаются раз в сто лет"". Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

    Понятие и виды способностей.

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

    Развитие способностей и формирование личности.

Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки. Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

Можно сказать, что вся наша жизнь строится на навыке. Приобретение навыков - это постоянный процесс. В начале жизни мы учимся ходить, потом учимся держать ложку, потом - одеваться…
Со временем нам нужны более серьезные умения (внимания, общения, поведения в обществе, профессиональные навыки и т.д.). Все это определяет качество и уровень нашей жизни. Важно понимать, что навыки изначальны не даны. Они приобретаются, человек над ними работает лично и целенаправленно.

Навык - действие, которое:
а) вырабатывается со временем;
б) доводится до автоматизма.

Навык считается сформированным, если человек уже не думает, как действовать, не разделяет действие на части, а просто делает.
При этом ряд мелких движений сливаются в единое. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп выполнения действия. Человек уже не контролирует переход от одного движения к другому. Это происходит как бы сам собою, без специального планирования.

Почему навыки так важны для жизни.

Еще древние мудрецы говорили:
Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Четыре звена одной цепочки. Четыре последовательных момента. Четыре важные ступени построения судьбы.

Именно навык есть тем кирпичем, из которого строится фундамент нашей последующей жизнь. Именно навыки определяют ее качество. И самое главное, что динамичный ход жизни все время требует от нас приобретения навыков и их развития.

В детстве мы учимся с удовольствием. Но с возрастом почему-то люди этот задор теряют. Кому-то страшно начинать новое, кому-то стыдно показаться неумехой, кто считает. что всего уже достиг…

Как бы ни были важны навыки для нашей жизни, тот факт, что вы их развили, вовсе не гарантирует достижение желаемого результата.

Опыт показывает, что часто те, кто уже имеет соответствующий навык и даже знает, что это делать нужно и важно, далеко не всегда это делают. К примеру, утренняя зарядка. О ее пользе знают все, простые упражнения тоже знают. Но вот ежедневно выполняет их далеко не каждый.

Для каждого навыка должна быть выработана привычка.

Итак, начальные навыки лежат в основе всей нашей жизни. Но все же без последующих звеньев цепочки они ничто. Поэтому сегодня мы будем говорить о второй составляющей - привычке. Как сделать так, чтобы привычки улучшали нам жизнь.

Что такое привычка
Привычка - это способ поведения человека, которое становится потребностью в определенной ситуации. Например, привычка делать зарядку по утрам, привычка мыть руки перед едой, привычка гасить свет, уходя из дому… Когда человек по какой-то причине не может поступить по привычке, у него возникает чувство неудовлетворенности.
В основе привычки лежит навык, как умение что-то делать. Однако, в отличие от навыка, для формирования привычки важно не освоение умения, а образование новой потребности в его реализации при определенных условиях.
Привычки важны для всех сфер нашей деятельности и всей нашей жизни. Привычка может стать чертой характера, например, привычка быстро ходить, тихо говорить и т.д.

Навыки и привычки
Навык позволяет совершить действие легко и быстро. Привычка же не только позволяет совершить действие, но и обеспечивает сам факт его осуществления.
Как и навык, привычка относится к частично автоматическим действиям. Приобретение привычки чаще всего начинается с развития первичного умения. Затем оно переходит в привычку, если его постоянно повторять при одинаковых (или сходных) условиях.
Например, детей учат чистить зубы перед сном. У них в начале вырабатывается умение делать, а потом возникает привычка. Во взрослом возрасте эта устойчивая привычка уже не позволит лечь спать, не почистив зубы.
А если начальные навыки использовать от случая к случаю, то привычка не сформируется.

Сила привычки
Привычки очень сильны. Они заставляют человека действовать определенным образом при любых обстоятельствах.
Привычки формирует характер. Например, привычки убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в комнате - вырабатывают у человека аккуратность и опрятность. Привычка здороваться формирует вежливость.
Многое в нашей жизни начинается с привычки. Привычки укореняются, сохраняются и становятся нашей второй натурой.
Поскольку привычки и навыки переходят на уровень автоматизма, их очень тяжело изменить. Вот почему очень важно с самого начала учиться правильно выполнять действие и формировать правильные начальные навыки.
Конечно, неправильный начальный навык изменить все-таки можно. Но исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. И вот тут крайне важно иметь кого-то рядом, кто показал бы, как надо действовать, указал бы на ошибки, разъяснил, в чем именно ты ошибаешься. А потом бы еще и проследил, насколько правильно ты выполняешь это действие сейчас.

Принципы достижения цели и приобретения навыков, подробно рассматривает Джош Вайцкин в своей книге «Искусство обучения». Причем все выводы Вайцкина - это не просто слова, они основаны на его реальном опыте. Автор является коучем нескольких мировых финансовых лидеров, он одержал победу в многочисленных чемпионатах по тайцзицюань, стал восьмикратным чемпионом страны по шахматам. В процессе достижения успеха Джош Вайцкин вывел ряд принципов, которые положительно повлияют на ваше совершенствование, на освоение новых навыков. Автор учит своих читателей, как достичь настоящих высот в жизни, сделать ее более интересной и яркой.

Ярлыкам - нет
При постановке цели каждый человек должен разбираться в проблеме, постигать ее постепенно. Это и есть суть процесса обучения. Результатом будет достижение цели, приобретение новых навыков. Если вы постоянно ограничиваете себя ярлыками, стараетесь вогнать в определенные рамки, которые сами себе и придумали, то добиться успеха будет невероятно сложно. Все эти установленные клише, в которых вы привыкли действовать, существенно снижают мотивацию. Причем ярлыки могут быть не только негативными, но и положительными. Если вы повесите на себя клише «удачливый», то движения вперед не будет, будет только ожидание посыла судьбы. А это неправильно.

Негативный опыт - тоже опыт
Некоторые считают, что формально проигравший не является проигравшим, ведь он получает дополнительный опыт, возможность оценить ситуацию и найти альтернативные пути решения. Поэтому ни в коем случае нельзя пасовать перед неудачами и проигрышами. Если ничего не делать, то успех не придет, но если стараться и проходить через поражения, то можно получить бесценный жизненный опыт. А он поможет в преодолении последующих трудностей.

Достижение целей с энтузиазмом
Любое приобретение новых навыков должно быть интересно, человек должен действительно этого хотеть. Энтузиазм - это возможность не оглядываться на окружающих, брать инициативу в свои руки и не считаться с мнением незнакомых людей. Вы просто идете вперед, будучи открытыми целому миру. В этом плане нужно ориентироваться на детей, которые учатся ходить. Они с огромным интересом осматривают окружающую действительность, стараясь делать свои первые шаги. При достижении успеха необходимо вырабатывать собственный стиль, обращать внимание на мелочи и детали, которые кажутся незаметными на первый взгляд.

Не жалуйтесь на судьбу
Иногда судьба может преподнести неприятные сюрпризы, но залог успеха - это прозрачный взгляд на все превратности. Если вы подвержены влиянию эмоций, то можете не заметить рациональный выход или способ решения проблемы. К любым неприятностям стоит относиться с легкостью.

Зрите в корень
Решение любого вопроса зависит от полного погружения. Если вы не понимаете, с чем имеете дело, то невозможно освоить новые навыки для человека. Причем осознание должно приходить не только в последний момент. Старайтесь быть в курсе дела всегда, на протяжении всего процесса. Это позволит усилить самоконтроль. Также не стоит оглядываться на других. Если никто не проверяет ваши успехи и осведомленность в вопросе, не значит, что нужно их игнорировать.

Контролируйте стрессовые ситуации
Нельзя полностью уходить в работу, иначе это станет причиной появления стрессов, усталости, слабости. Всегда нужно оставлять время на самовосстановление и отдых. Без хорошего отдыха не бывает хорошей работы. Выбирайте любой способ досуга - зарядку, игры или медитацию. Через какое-то время вам будет нужно меньше времени для отдыха, тогда вы сможете выкладываться полностью без чувства утомляемости. Так можно выработать умение легко собираться с силами и концентрироваться на важной задаче, когда это необходимо.

Золотая середина
Работа на износ никому не приносила пользы. Старайтесь работать усердно, но не перебарщивать с усилиями. Вы должны чувствовать, что сделали много, но не быть измотанными. Главное в любой успешной работе - это удовлетворение. Если постоянно чувствовать усталость, то желание осваивать новые навыки постепенно сойдет на нет. Изучите свои индивидуальные предпочтения, тогда вы сможете найти идеальный баланс.

Начните с фундаментальных учений
В любом деле важно начинать с азов. Если вы точно знаете основы, то сможете легко идти дальше. Фундаментальные принципы позволят воплотить творческие идеи, реализовать нестандартный подход. К каждой проблеме нужно подходить детально, начиная с самого начала.

Расстановка приоритетов
Каждое дело скрывает в себе истинную цель и поверхностные аспекты. Уделяйте внимание истинной цели, чтобы не размениваться по мелочам. Используйте только необходимую информацию, изучая ее со всех сторон. При достижении целей следует применять собственные методы работы. С нужной информацией вы сможете быстрее докопаться до сути. Сначала нужно уделять этому особое внимание, а потом подобный подход войдет в привычку.

Если в вопросе, как приобрести новые навыки, следовать этим принципам, то вас точно ждет успех и желание двигаться вперед.

И в заключении еще четыре простых правила, чтобы успешно и с минимальными усилиями выработать навык.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно
Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Однако люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.
Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.

Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды
Попробовав что-то новое, вы сначала обязательно почувствуете неловкость. Жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь.
Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу будет все ужасно.

Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.

Правило 3. Количество прежде качества
Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка) — все это препятствует успешному овладению навыком.
Старайтесь часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.

Правило 4. Практикуйтесь в безопасных ситуациях
Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Эти правила вместе составляют простую стратегию изучения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык, начиная от занятий любовью и заканчивая полетами на самолете:

  • Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
  • Выберите безопасные встречи с целью (вставить свою) , чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
  • Старайтесь применять новый навык чаще, не обращая в первое время на качество его исполнения.
  • Опробуйте выбранный тип поведения минимум трижды прежде чем судить, работает ли он.

А теперь у вас повернется язык, чтоб сказать что у вас нет способности танцевать?