Елены дьяконовой. Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».

Любила секс и была раскрепощенной спокойно-уверенной женщиной. Дали же и в интимной жизни не был таким как все, но Гала поняв его желания и природу, вошла и в этот мир, где он чувствовал себя с ней настоящим мужчиной, не оставив ему и уголка его собственной души, где бы её не было.

Твердо решив сделать из Дали знаменитого художника, Гала приложила все усилия, что бы о нем услышали. Она использовала все свои связи, организовывала всевозможные выставки с работами Дали, иногда брала его работы и ходила с ними к разным ценителям современного искусства, и вскоре её усилия увенчались успехом и о художнике сюрреалисте услышал весь мир.


Искушение святого Антония, 1946 г.

В это время муж Гала все еще продолжал надеяться, что она к нему все таки вернется, и снова станет источником его вдохновения, как это было раньше.

Он писал ей любовные письма, но ни на одно не получил ответа, потом стал много выпивать и совсем потерял способность к творчеству. Из жалости к нему, а может быть по какой-то другой причине Гала не развелась с мужем-поэтом и приняла предложение Дали только после смерти Элюара в 1934 году.

Супруги Дали поселяются в Париже, где Гала, бросив своего мужа и дочь, начала главное дело своей жизни, «создание бренда Дали». Она делала всё, что бы вдохновлять своего гения. Была живым воплощением страсти, материнской заботы и искренней дружбы. Дали чувствовал себя с ней защищенным, мог творить, а об остальном заботилась она, его Гала.

Какой удачный союз, гений художника Дали и прагматизм Гала, которая не только умело управляла творческой карьерой мужа, но и постоянно вдохновляла его, являясь для него музой. Она всегда говорила Дали: «Ты гений, и это бесспорно!» - и вскоре Дали действительно поверил в свою гениальность.

Дали пишет необыкновенные картины одну за другой, и подписывает их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали». Гала делала всё, что бы показать картины Сальвадора всем, кто мог оценить и купить их, начиная от своих богатых приятелей, среди которых были Дягилев, Стравинский, Арагон, Дисней, Хичкок, заканчивая владельцами картинных галерей. Она оградила мужа от всего, что могло помешать ему писать картины, не пускала к нему людей, когда он работал или находился в раздумьях о новой картине. Взвалив на свои плечи быт и продюсерские обязанности, она создала все условия для того, что бы ни чего не отвлекало Дали от творческого процесса.

Теперь о картинах Дали услышал весь мир, а о семейной жизни необычной пары то и дело судачили. Кто-то называл их богатыми извращенцами, кто-то шизофрениками, что не было странным, ведь они не переставали эпатировать публику эксцентрическими выходками.

До сплетен и осуждений им не было никакого дела. Дали постоянно рисует супругу, в разных образах, Елены Прекрасной, Богоматери, Женщины у которой на спине отбивные и т.д. Постепенно интерес к картинам Дали начал угасать и предусмотрительная Гала подкидывает ему идею создания дизайнерских вещей, которые с успехом расходятся среди богачей всего мира.

Среди таких вещей диваны в виде женских губ, странные часы с причудливым циферблатом, слоны на тонких ногах и прочие воплощения фантазий художника. Дали стал смелее, уже не было необходимости вселять в него уверенность в своей гениальности. Как сейчас говорят, это практически была звездная болезнь, в момент "обострения" которой, он даже поссорился со своим близким другом Бретоном, и другими сюрреалистами, однажды заявив: «Сюрреализм-это я!».

Гала и Дали часто стали проводить время отдельно друг от друга, она не уставала менять любовников, которые были один моложе другого. Дали проводил время в окружении юных красавиц, устраивая безумные оргии, где он выступал наблюдателем и спуская огромное количество денег на свои развлечения. В 1965 году Дали познакомился в ресторане «У Кастеля» с 19-ти летней Амандой Лир, тогда моделью, певицей и художницей известной под именем Пеки Д’Осло, которая на протяжении 16 лет будет его другом и музой. Говорят, Аманда лир это игра слов L"Amant Dal, что на французском означает любовница Дали.

Первым комплиментом юной красавице от Дали были слова: «У вас прекрасный череп и высококачественный скелет».

Аманду считают второй музой Дали, но единственной женщиной, которая могла влиять на Дали всегда была Гала. Сама Аманда Лир вспоминая знакомство с Гала сказала, что Дали перед тем как представить её своей жене нервничал и буд-то боялся, что та ей не понравится. Когда Дали представил двух женщин друг другу, Гала посмотрела на Аманду с прищуром, рассматривая макияж девушки, которая любила блестки и яркую помаду, и произнесла «О Боже, что это?!»

Отношения, где мужчина знакомит жену и любовницу, при этом ожидая одобрения со стороны первой - могут показаться странными, но в паре Дали и Гала странности были обыкновением. Не смотря на то, что изначально Гала проявляла резкое недовольство в связи с появлением Аманды в жизни Дали, вырезала её лицо из фотографий в журналах, кидала резкие высказывания в её адрес¸ спустя какое-то время их часто видели втроем, во время посещения светских вечеринок и других мероприятий.

Гала поняла, насколько хорошо Дали с его новой Музой и в этом, наверное, была её гениальность. Она наставляла Аманду и поручила заботиться о Дали, при этом даже спонсировала девушку. Как-то Гала попросила Аманду дать слово, что та выйдет за Дали замуж после её смерти. Но к тому времени, когда Гала не стало, Аманда забыла о своих обещаниях будучи занятой своей карьерой и к тому времени уже имея штамп в паспорте.

В 1968 году Дали дарит своей божественной женщине Гала, как он её всегда называл, средневековый замок в Пуболе, который был построен в XI веке. Когда-то он обещал подарить ей замок и выполнил это обещание. Сам Дали мог посещать Гала в Пуболе только по её личному приглашению.

Сквозь столик на втором этаже, Гала могла любоваться белой лошадью, которая стояла на первом.

Дизайнерские наряды Гала.

Гала очень боялась старости, как, наверное, каждая женщина, в особенности та, что привыкла блистать и покорять. Она тратила огромное количество денег на пластические операции и молодых любовников, сам Дали уже не интересовал её.

Она устраивала оргии в своем замке, приглашала молодых людей, которые развлекали её игрой на рояле, танцами и нещадно обирали. Ей постоянно нужны были деньги Дали, и она не раз говорила Аманде Лир, что бы та лучше стимулировала художника на творчество.

Всю жизнь она посвятила Дали, всё чего он хотел это быть центром вселенной. Теперь она будь - то хотела пожить для себя. Последним её увлечением был молодой певец Джефф Фенхольт.

В 1980 году Дали поместили в клинику в Барселоне. Доктор Пигверт считает его состояние очень тяжелым, а особенно тревогу вызывало его психическое здоровье. Вернувшись домой после клиники, Дали пишет самую мрачную картину «Экстре минированные ангелы» из тех, что когда-либо творил.

Гала как и прежде была рядом со своим Дали, даже во время самых сильных приступов депрессии ему было необходимо её присутствие. Она была вынуждена отказаться от Джефа и посвятить все свое время Дали. Простившись с последним отрывком иллюзии своей молодости, старая женщина злится на мужа, и периодически впадает в приступы ярости. Жан-Франсуа Фогел журналист, который был хорошо знаком с парой Дали, говорил: «Дали был очень суров и резок с Гала. Он вечно делал то, чего хотел сам, а не то, чего хотела она».

26 января 1981 года в журнале «Ell» была опубликована статья, в которой доктор Румегер, первый психоаналитик Дали дал интервью: «Правда состоит в том, что у Дали пропало желание жить. То, что сейчас происходит, — это самоубийство просто потому, что Гала больше не заботится о нем. Ей восемьдесят шесть лет. Ум ее бывает ясным не более двух-трех часов в день; все это время она посвящает мыслям о Джефе... которого тоже называет Сальвадором... Она ругает Дали и бранит его как только может. Таким образом, весь мир вокруг Дали рушится. Вы, конечно же, слыхали о младенцах, отторгнутых от матери из-за войны или из-за серьезной болезни, которые умирают от отчаяния. То же самое происходит и с Дали».

В отношениях Дали и Гала нежность, которая приносила им столько удовольствия когда-то, теперь редкость, старые супруги то и дело набрасываются друг на друга с кулаками. В 1982 году Гала не ловко ступила и упала, сломав бедренную кость, с сильными болями её доставили в больницу. Из-за множества пластических операций кожа женщины трескается, образовываются множественные раны. Она медленно впадает в агонию, изредка в моменты прояснения, справляясь о Дали.

Не в силах видеть как его Гала превращается в кусок мяса, он лишь один раз посещает её в больнице. Всё остальное время он ждал её возвращения. В апреле её привезли домой. Гала уже не похожа на себя, она почти не может говорить. Сестры милосердия ухаживают за ней, моют, причесывают, переворачивают, стараются облегчить страдания умирающей женщины. Дали поставил кровать Гала так, что бы она могла видеть море. Ночью он приходит к ней в комнату и ложится на соседнюю кровать, что бы быть рядом с умирающей женой. Между кроватями он приказал установить ширму, так как испытывал сильные муки, когда смотрел во что превратилась его прекрасная Galuchka.

Во второй половине дня 10 июня, Дали протяжно закричал. Поднялась тревога. Гала с замершими глазами смотрела в окно: она умерла.


Дали похоронил супругу, в Замке Пубол, в склепе, который она сама обустроила при жизни, и где было приготовлено два места для неё и её Дали. Из-за запрета на вывоз тела очень древнего испанского закона, действующего еще со времен чумы, Дали решается нарушить его ради Гала и, завернув её тело в одеяло, перевозит в Замок Пубол в лимузине, в котором когда-то они молодые и счастливые путешествовали по Италии и Франции, так семейный лимузин превратился в катафалк.

Забальзамированное тело Гала нарядили в красное платье и похоронили в гробу со стеклянной крышкой в узком кругу только самых близких людей. Дали пережил свою Гала на семь лет, которые он провел в затворничестве в замке в Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни. Смерть Гала как будто вернула его в зародышевое состояние, он перестал говорить, практически не двигался.

Удивительные отношения Дали и Гала продлились 53 года. Необыкновенный талант художника Дали и поразительный характер, необычность женской натуры Гала являя собой удачный симбиоз двух людей выстрелили ярким успехом.

Пожалуй, самая экстраординарная пара своего времени стала примером того, как могут сосуществовать две неистовые и неординарные натуры более полувека, оставаясь преданными друг другу в особом понимании этого слова. Была ли Гала роковой женщиной? Я считаю, что да. Но это не самое необычное в ней, она, желая быть музой, практически произведением искусства для своего мужа, сама стала творцом его таланта.

Эта женщина вдохнула в неуверенного художника веру в себя, раскрыла масштаб его таланта и всю жизнь была его надёжной спутницей, защищая и оберегая.


Женщина, которая знала какой-то особенный секрет, сумевшая стать не только музой гения перед которой он преклонялся.

До самого преклонного возраста Гала не теряла страсти к жизни, желая гореть как можно дольше и как можно ярче. Кто знает, но может если бы Гала и молодой Дали не встретились, мир так и не узнал бы великого художника Сальвадора Дали.

Те, кто зачитывается греческими мифами, не могут не помнить миф о Галатее. Талантливый скульптор по имени Пигмалион изваял настолько прекрасную статую, что влюбился в нее. Благодаря его сильному чувству статуе удалось ожить. Елена Дьяконова, героиня этой статьи, тоже в некотором смысле являлась этой Галатеей. За свою жизнь она была музой у нескольких гениев. Но, одновременно с этим, она была для них в чем-то и Пигмалионом. Во всяком случае, один из них обязан ей своим успехом.

Не стоит забывать, что эту женщину величали не только Галатеей. Она была и ведьмой, и Золушкой... Но в историю мирового искусства она вошла именно как Елена Прекрасная, Гнандива, божественная и несравненная Гала.

Жизнь благодаря чахотке

Происхождение этой чаровницы и первые семнадцать лет ее жизни абсолютно не давали никакой надежды на то, что девушке обещана блестящая судьба. Она была дочерью скромного казанского чиновника, который рано умер. Семья переезжает в Москву. Тут с девушкой происходит несчастье — она заболевает. Диагноз не внушает надежды: это была обычная для тех лет чахотка, туберкулез. Поспособствовал излечению ее отчим (адвокат). Семья подсобрала немного денег, и Елена Дьяконова уезжает в горный санаторий Швейцарии.

Она уже смирилась с тем, что не выживет. Это отразилось на ее характере: девушка стала нелюдимой, очень резкой, она не доверяла людям. Но нашелся человек, который сумел растопить этот толстый панцирь льда. Он был обаятельным юным парижанином Эженом Гренделем. Он писал стихи. Отец Эжена считал стихоплетство ерундой и запрещал ему заниматься литературой. Но сын не слушал его. Он приходил к Елене и читал ей стихи собственного сочинения. И она понемногу смягчалась. Постепенно она начинала верить. Именно в те дни она начала называть себя Галой (ударение делала на последнем слоге). Возможно, от французского слова, означающего «праздник, оживление».

Путь домой

Елена Дьяконова (Гала) возвращается в Россию через год. Она вылечилась и влюбилась. Эжен писал ей письма полные страсти и любви. Они тоже были в стихах. Гала отвечала ему с той же силой чувств. Вряд ли в те светлые дни она думала о том, что теми же словами, которыми она называет сейчас Гренделя ("мой ребенок", "мой птенчик"), она будет называть и остальных гениев в своей жизни.

Тем временем Эжен издает свой первый сборник стихов под псевдонимом, который немного позже стал известен во всех уголках мира, — Поль Элюар. Предчувствие Галу не обмануло: жизнь столкнула ее действительно с великим человеком.

А в мире началась Первая мировая война. Поль хотел уйти на фронт. Елена в письмах умоляла его не рисковать своей жизнью и здоровьем. Но кроме войны на пути к их счастью был и отец Гренделя. Он не хотел такого союза: его сын и какая-то русская! Но тут-то Елена Дьяконова, биографиякоторой пронизана чувством любви к ее гениям, первый раз в жизни смогла проявить житейскую мудрость и хватку. Она начала писать теплые и нежные письма матери Эжена, которая оказалась настолько добра, что поддержала молодых.

Бракосочетание влюбленных

Февраль 1917 года. Елена Дьяконова (Гала) переезжает в Париж и сочетается браком со своим любимым поэтом. Они клянутся быть вместе всегда, каждую минуту. На свадьбу родители ее мужа подарили им дубовую кровать. Молодые дали обет вместе в ней умереть, когда придет их час.

Спустя всего год у них родилась маленькая Сесиль. Супруги проживут вместе двенадцать лет. Многие годы будут необыкновенно счастливыми, но первые проблемы начнутся уже в 1921 году.

24 месяца втроем

Жизнь преуспевающего поэта и его прекрасной жены зимой проходила в театрах, салонах и кафе, а летом исключительно на модных курортах. Это лето 1921 года они также проводили на курорте. Здесь они свели знакомство с немецким художником Максом Эрнстом и его женой Лу. Все четверо были блестящи и молоды. Да и мужья в скором времени станут признанными во всем мире.

И тут жизнь подбросила им неожиданный поворот. Между Галой и Эрнестом возникает чувство. Они оба понимают, что это - не адюльтер, а нечто большее. Макс расстается со своей женой, а вот Поль так не смог. Он остался с Галой и Максом.

Поистине непонятно и удивительно, но у Галы получается любить обоих. По-разному, но любить. Страстно и искренне. Этого хрупкий Поль не выдерживает и в один прекрасный день просто исчезает.

В поисках мужа

Эрнст иЕлена Дьяконова, фото которой представляют собой смесь красоты, изящества и роскоши, разыскивают его по всему миру и обнаруживают в Индокитае. Забрав его оттуда, они так же втроем возвращаются в Париж, домой. Но это только внешне втроем. На этот момент Гала уже разлюбила Эрнста. Это причинило ему неимоверную боль. С другой стороны, Эжен, которого она теперь любила еще сильнее, чем прежде, тоже был глубоко и надолго ранен.

Теперь в голове Эжена бродят навязчивые идеи овладевать ею не только в присутствии, но и с участием другого мужчины. Он пишет ей много писем, в которых описывает свои эротические фантазии о любви втроем. Даже после их расставания Поль будет одержим этими фантазиями, несмотря на то, что у него самого появится новая муза, да и опять выйдет замужГала. Фото Елены Дьяконовой до конца его жизни будет всегда с ним.

Следующего мужа Елены Поль сам приведет в их дом.

Экстравагантный неудачник

В конце двадцатых друзья знакомят Елену и Эжена со странным молодым испанцем, который был художником. Он был неимоверно тощим, с очень длинными и смешно закрученными усами. Он был очень боязливым и стеснительным. Он казался каким-то чудачком. Он почти постоянно смеялся. Буквально катался по земле, когда его душил смех.

Кем он был — сумасшедшим, психопатом или обычным неудачником, стремящимся за таким внешним видом скрыть свою сложную жизнь? Супругам была неприятна экстравагантность в его одежде — бусы на шее, женские буфы на рубашке...

Но неимоверная интуиция Елены помогла ей увидеть в этом странном человеке гения. Что вело ее тогда? Она так и не смогла объяснить. Вместе с мужем они принимают приглашение поехать к художнику в Испанию. Путешествие проходило в самую жару. И это при том, что Гала всегда предпочитала прохладу. Многим позже она утверждала, что сразу поняла, что будет женой этого мужчины. В тот период своей жизни она была очень одинока. Да, она была замужем, они с мужем позволяли себе легкие интрижки на стороне. Но в этом не было ничего серьезного. А вот свое одиночество Елена Дьяконова считала самым огромным несчастьем.

В какой-то из повел ее на прогулку в горы. И там, над морем, он начал решительный штурм красавицы. Испанец приник к ней жадными губами и спросил, что бы она хотела, чтобы он с ней сделал. Она достаточно серьезно попросила художника взорвать ее. Этим художником был великий Сальвадор Дали.

Гала и Дали — это на всем свете самое важное!

Спустя много лет, будучи уже известным и состоятельным человеком, художник написал в своем дневнике о том, что во всем мире самыми главными являются Гала и Дали. На втором месте стоит Дали. На третьем — остальные, и Гала, и Дали.

Лена Дьяконова, муза Дали, безоговорочно поверила в свою судьбу и гения Сальвадора. Она решилась уйти от богатого мужа и на несколько лет остаться в сельском испанском доме, полностью посвятив себя этому странному человеку. В этот раз она уже не была бесприданницей. Она была королевой парижской богемы, которая подарила свое внимание и заботу бедняку.

Первое время они провели в полном затворничестве, даже платья Гала шила себе сама. Дали был уверен, что ему суждено жить и умереть в полной нищете. Но Гала не сдавалась: она обходила с его рисунками музеи и выставки. И она победила. Поверив ей буквально на слово, виконт де Ноай отправил на имя Дали почти тридцать тысяч франков за картину, которую тот еще не написал. Спустя всего год Дали стал знаменит!

Теперь он был известным художником. И со многих его полотен смотрит она, его муза, Лена Дьяконова, жена Дали. Наконец, осуществилась мечта Галы: великий мастер обессмертил ее образ! Ведь с самого детства она мечтала именно об этом.

Жестокое время

К сожалению, бессмертными могут быть лишь образы на картинах. Приходит день, когда Лена Дьяконова, дата рождения которой 7 сентября 1894 года, ощущает, что она начала стареть. Для нее это было началом конца. Теперь каждый ее день был посвящен разным косметическим процедурам. И любви. Только теперь исключительно в психотерапевтических целях. Елена Дьяконова очень изменилась внутренне. Теперь ей нужны молодые мужчины.

К старости у Галы обостряется чувство жадности. Все деньги, попавшие ей в руки, она по несколько раз пересчитывает и прячет, как крестьянка, за лиф платья. После ее смерти под кроватью, где она спала, найдут чемодан, полный банкнот.

Конец ее жизни был совершенно невесел. Будучи пожилой, она стала часто падать. В итоге — перелом шейки бедра. Она попадает в больницу. 10 июня 1982 года она умирает. Такой была Лена Дьяконова (7 сентября 1894 г.р.).

Сальвадор Дали пережил ее на несколько лет. Все это время, каждое утро у него начиналось с того, что коляску с ним помощники вкатывали в круглую башню, находящуюся над склепом, в котором покоилась его, только его Гала.

50 знаменитых любовниц Зиолковская Алина Витальевна

Дьяконова Елена Дмитриевна (гала)

(род. в 1894 г. - ум. в 1982 г.)

В историю искусства вошла как муза сюрреалистов, источник вдохновения Поля Элюара, Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других художников и поэтов.

Елена Дмитриевна Дьяконова, вошедшая в историю мировой поэзии и живописи под именем Гала, принадлежит к тем особенным женщинам-музам, которые не просто вдохновляли великих творцов, но и имели на них невероятное влияние, помогая ярче и полнее раскрыться их таланту. Поль Элюар, Макс Эрнст и Сальвадор Дали называли ее своей «единственной музой, гением и жизнью». Свой жизненный путь Гала выбрала сама. Это был путь женщины, существование которой определялось судьбой избранного ею мужчины. Но Гала никогда не была пассивной и смиренной спутницей жизни гения. «Рецепт этой музы прост, но действие его намного эффективнее, чем у обычных муз, - писала ее биограф Доминик Бона. - Гала недостаточно того, что она вдохновляет художника, - она укрепляет его веру». Для любимых ею мужчин она была «мотором, дающим им возможность летать». Внутренняя сила этой женщины заставляла их поверить в свое дарование и творить, возносясь к вершинам совершенства. Силой и самой большой слабостью Гала всегда была любовь. Без любви она чахла и, как сама говорила, превращалась в «пустячок». По мнению Д. Бона, «любовь для нее является насколько физической, настолько и духовной, она для Гала священный культ. Гала решила себя ему посвятить и делала это со всей преданностью, на какую была способна». Всю свою долгую жизнь эта незаурядная женщина жила любовной страстью, и именно она давала смысл ее существованию.

Та, которой суждено было стать «одной из ключевых фигур на перекрестке искусства и секса», родилась на берегу Волги, в татарской столице Казани. С давних времен на Руси женщины из Казани имели легендарную репутацию: султаны рекрутировали их в свои войска, так как считали, что в сладострастии им нет равных.

Мать Елены Антонина, в девичестве Деулина, имела четверых детей. После смерти мужа Ивана Дьяконова, который был чиновником в министерстве сельского хозяйства, она вторично вышла замуж. Московский адвокат Дмитрий Ильич Гомберг заменил ее детям родного отца. Елена искренне любила своего отчима и даже взяла себе в отчество его имя. О своем казанском и московском детстве, да и вообще о России Гала никогда не вспоминала. Она была очень скупа на откровения о своем прошлом. Уехав из России 20-летней девушкой, Гала мало интересовалась родиной и посетила ее лишь однажды, много лет спустя. Рано и бесповоротно лишившись уз, связывающих ее с семьей, она всю жизнь утверждала, что ей не свойственна ностальгия. «Я не имею никаких воспоминаний ни о чем», - говорила Гала.

Впервые она надолго покинула свою семью в 1913 г., отправившись лечиться от туберкулеза в один из самых дорогих пансионатов Швейцарии. Хотя врачи утверждали, что болезнь Гала находится в зачаточном состоянии и у нее есть шансы на выздоровление, в то время она часто думала о смерти, полагая, что дни ее сочтены. Возможно, этим объясняется неукротимая жажда жизни Гала, которая, несмотря на внешнюю суровость и строгость этой женщины, всегда отличала ее.

Нелюдимая, раздражительная, сдержанная до холодности, одинокая девушка - такой была 19-летняя Елена Дьяконова, когда приехала в Швейцарию. Оказавшаяся надолго отрезанной от семьи и предоставленная самой себе, она осталась наедине со своим недугом. Называя себя, девушка представлялась окружающим не Еленой, а Гала, делая ударение на первом слоге. Так называла ее мать, а имя Елена, которое дал ей отец, осталось лишь в документах. Странное имя Гала, такое редкое, что кажется выдумкой, отличало девушку от других, делало ее особенной. Для нее было немаловажно знать, что «так не называют больше никого».

В санатории Гала встретилась с Эженом Гренделем, известным в истории как поэт Поль Элюар. Невинный флирт молодых людей положил начало настоящему чувству. Нежные любовные послания, совместные прогулки, чтение романов и стихов делали их счастливыми. Объединенные радостью жизни, влюбленные забывали о том, что больны. Русский акцент и черные колдовские глаза Гала делали ее экзотичной и притягательной для хрупкого 17-летнего юноши. Для него, еще совсем мальчишки, Гала - «уже почти женщина». С первых дней романа с юным поэтом она поняла, что перед ней необыкновенный талант. Этот волшебный дар распознавать божественную искру в мужчинах Гала сохранит на всю жизнь. Но она умела не только безошибочно почувствовать в человеке особый дар, а и «побудить его обладателя развиваться, стремиться к совершенству, к вершинам творчества». Можно сказать, что благодаря встрече с этой необыкновенной женщиной состоялось рождение Эжена Гренделя как поэта. «Два этих события неотделимы друг от друга, - писала Д. Бона, - как если бы любовь к Гала пришла к нему через поэзию и любовь к поэзии через Гала». Для Элюара она стала не только музой, но и самым пристальным критиком, самым первым и самым внимательным слушателем. Ей, разделяющей все его творческие порывы, поэт отныне будет посвящать свои самые сокровенные мысли. «Тело ее - золотая поэма, Бесстрастное, роскошное и гордое, презирающее собственную плоть», - писал Грендель. Образ этой русской со странным именем стал для юного поэта излюбленным фантазмом. В его мечтаниях она представала не 19-летней целомудренной девушкой, а чувственной женщиной: «неуловимой», «манящей», «презрительной», «бесстрашной».

21 февраля 1917 г. 23-летняя Гала стала женой Эжена Гренделя. За год до этого «реалистка и мечтательница, фривольная и прилежная», вся созданная из противоречий Гала уехала из России в Париж к своему возлюбленному. Необъяснимую, загадочную, непредсказуемую и переменчивую, поначалу ее не приняли в семье Гренделей за свою. Мать Эжена называла Гала «эта русская». Состояние подавленности, тревоги, частые приступы неврастении говорили о том, что перед ней вовсе «не классическая, разумная и простая девушка», которую она хотела бы видеть рядом со своим единственным сыном. В семье Дьяконовых-Гомберг тоже не одобрили любовное увлечение Гала, уверяя, что «в двадцать лет не стоит думать о совместном будущем с первым возлюбленным». Влюбленным пришлось немало побороться за свою любовь, сопротивляясь силе родительского авторитета. Для Гала мечта о воссоединении с поэтом-французом стала «вызовом семье, сражающемуся миру, собственной слабости и болезни». Ничто не могло заставить ее отречься от любви и ничто не занимало ее больше, чем любовь. «Я люблю только тебя, - писала она своему возлюбленному на фронт. - У меня нет никаких способностей, ни ума, ни воли - ничего, ничего, кроме любви. Это ужасно. Вот почему, если я потеряю тебя, то потеряю себя саму тоже, я уже не буду больше Гала - я буду бедной женщиной, каких существуют многие тысячи. Нужно, чтобы ты понял раз и навсегда, что во мне нет ничего от меня самой: всем, что есть во мне, полностью владеешь ты. И если ты меня любишь, ты сбережешь свою жизнь, потому что без тебя я как пустой конверт. Ты в ответе за мою жизнь». В 1918 г. Гала родила дочку, которую отец назвал нежным, ласкающим слух именем Сесиль. Но в роли матери она «не слишком стремилась усердствовать»: довольно равнодушно относилась к ребенку, и девочка жила на полном попечении бабушки.

Гала была из тех женщин, кто «безжалостным критическим взглядом следит за своей внешностью, не довольствуется первой победой и относится к любви как к длительному крестовому походу». Женщина до кончиков ногтей, она оставляла за собой привилегию быть красивой. Гала расходовала массу денег на духи и дорогие наряды, говоря Элюару: «Верь мне: все это, чтобы нравиться тебе!» Она носила красивые, подчеркивающие фигуру костюмы, сшитые в дорогих ателье, меховые аксессуары, пелерины, украшения - все то, что делало ее обольстительной и элегантной. Преданный муж заботливо удовлетворял любые прихоти своей капризной жены, делая бесконечные покупки. Он превосходно знал все ее размеры, ее вкусы и говорил: «Я хочу, чтобы у тебя было все, что можно иметь, все самое красивое». Элюары не умели и не хотели экономить: дорогие рестораны, трехзвездочные отели, роскошные туалеты требовали огромных затрат. При такой ненасытной потребности в комфорте и развлечениях, при такой беззаботности состояние отца Поля Элюара, Клемана Гренделя, быстро таяло.

Гала холила свое тело, руки ее всегда были безупречны. Лицо этой женщины трудно было назвать красивым: слишком длинный нос, тонкие губы и близко посаженные глаза делали ее похожей на хищную птицу или грызуна. Но когда Гала желала очаровать мужчину, она просто сводила его с ума. Она была непревзойденной кокеткой и умела соблазнять мужчин. Непостижимым образом в этой женщине соединилось несоединимое - решительность, недюжинная сила и упрямство «железной леди» с легкомысленностью и врожденным кокетством опытной обольстительницы. Гала по-королевски ненавидела будничные рутинные дела - домашнее хозяйство, уборку и кухню. Повседневная жизнь казалась ей банальной и скучной, не похожей на ее «чудесные» мечты. «Вот что она любит делать дома: мечтать, читать, переставлять мебель, примерять и перекраивать платья, а еще заниматься любовью», - писала Д. Бона.

Свою невинность до брака Гала с лихвой компенсировала последующей сексуальной свободой. Ее сексуальный аппетит граничил с нимфоманией. Репутация нимфоманки, возможно, преувеличенная, плотно приклеится к Гала в сороковые годы, когда ей будет уже под 50. Ее называли «самкой-завоевательницей», которая словно хищная птица охотится на проходящих мимо юнцов. Гала всегда любила мужчин младше ее по возрасту, и со временем эта тенденция усилилась. Чем старше она становилась, тем более молодели ее «желаемые, реальные и потенциальные любовники». Уильям Ротлейн, с которым Гала познакомилась в 1963 г. и который потряс ее своим сходством с молодым Дали, был на 46 лет младше ее. Их страстный роман, продолжавшийся три года, оборвался, когда Ротлейн умер от передозировки наркотика. Последним фаворитом Гала стал американец Джеф Фенхолдт, исполнивший главную роль в рок-опере Вебера и Райса «Иисус Христос - суперзвезда». Она помогала Джефу в его песенной карьере, купила ему студию звукозаписи и дом за 1,25 млн долларов, делала бесконечные дорогие подарки, среди которых были и картины Дали. Гала лелеяла его, как когда-то лелеяла Дали, снова и снова повторяя, что он самый лучший и гениальный. Для страдающей от старения женщины этот посредственный, по общему мнению, актер стал королем «ангелов».

Гала не сдерживала своей свободы и в те годы, когда жила с Элюаром. После оргий втроем с художником Максом Эрнстом она сожалела о том, что «некоторые анатомические особенности» не позволяли ей заниматься любовью с двумя мужчинами одновременно. Макс Эрнст, немецкий художник-сюрреалист, вошел в семью Элюаров на правах «второго мужа» в начале 20-х гг. Это был скандальный союз, со сложными и двусмысленными отношениями, объединивший двух лучших друзей и женщину, ставшую их общей женой. «Вы не знаете, что такое быть женатым на русской женщине! Я люблю Макса Эрнста намного больше, чем Гала», - говорил Элюар. Это его откровенное признание гораздо глубже и трагичнее, чем признание «обманутого и несчастного мужа». «Гала не стала яблоком раздора. Она - залог их дружбы, она их взаимная мена, их общая женщина. Любя ее, они любят друг друга», - так характеризовала их отношения Д. Бона. Гала плохо переносила свою двойную любовь. Она желала бы выбрать кого-то одного, но, обычно такая решительная, на этот раз не могла сделать выбор. Ее брак стал браком втроем. Три человека жили под одной крышей «в муках, причиняемых любовью и дружбой». «Возмутитель спокойствия» Эрнст попал под очарование «русской женщины» и французского поэта сразу, как только познакомился с ними. В годы их совместной жизни художник писал свои картины на одном дыхании. Его работа «Прекрасная садовница» является самым лучшим примером любовных отношений с Гала. Для этой картины модель позировала обнаженной. На берегу озера женщина выставляет напоказ свое стройное тело со вскрытым животом, низ которого закрывает голубка. У «Прекрасной садовницы» странная судьба: картина была в 1937 г. представлена на Мюнхенской выставке «дегенеративного искусства», а затем бесследно исчезла. Предполагается, что полотно было уничтожено нацистами. Эрнст, как и Элюар, испытал на себе «необыкновенную соблазнительную силу Гала, он не мог ей противостоять, он стал ее добровольной жертвой». Но в его картинах эта женщина предстает совершенно иной, нежели в стихотворениях его друга - сюрреальной или ирреальной.

«Элюар всегда описывал и воспевал Гала только как женщину в большей или меньшей степени чувственную, кокетливую, возвышенную, деспотичную и изменчивую в соответствии с красками их совместной жизни, - писала Д. Бона. - Эрнст, напротив, ее преображает. Он представляет ее по-другому: конечно, в женском облике, но как бы упавшей из другой галактики, освобожденной от законов тяготения: закрученной вокруг одной линии или висящей в воздухе, со вскрытым животом, с красными волосами, без глаз или покрытой насекомыми…» Лучшим доказательством этим словам служит сборник стихотворений Элюара «Вместо молчания», проиллюстрированный Эрнстом. Гала была героиней и музой этой книги. «Я замкнулся в своей любви, я грежу», - написал поэт рядом с одним из нарисованных Эрнстом лиц Гала. Влюбленным и слишком светлым стихотворениям Элюара соответствуют «сумасшедшие» рисунки Эрнста - «хоровод острых, злых, неприятных лиц, передающих на каждой странице без нежности, без ласки его восприятие Гала». Все двадцать рисунков художника изображают лицо «русской колдуньи», увенчанное густой копной черных волос.

Поль Элюар, до безумия любивший жену, не отрицал, что в его жизни помимо нее было множество других женщин. Но все эти мимолетные, случайные связи никогда не заменяли ему «вечной и лучезарной» любви к Гала. «Я обожаю тебя наравне со светом, которым ты являешься, отсутствующим светом. Все остальное только, чтобы скоротать время, - говорил ей Поль. - Ты моя настоящая Реальность, моя Вечность». Он был убежден, что Гала - его жена навечно, женщина, которая всегда будет рядом. «Ты во всем, что я делаю. Твое присутствие во мне - высший закон. У меня лишь одно желание: видеть тебя, касаться тебя, целовать тебя, говорить с тобой, восхищаться тобой, ласкать тебя, обожать тебя, смотреть на тебя, я люблю тебя, я люблю только тебя: прекраснейшую и во всех женщинах я нахожу лишь тебя - всю Женщину, всю мою такую большую и такую простую любовь». Судя по письмам Поля, Гала всегда была «неотделима от его любовных игр, необходима ему для плотских утех». Она приходит к нему в эротических видениях, осязаемая даже в грезах. «Я мечтаю о тебе. Ты всегда здесь, ужасная и нежная королева из королевства любви… Только в тебе из моих желаний рождаются волшебные грезы, только в тебе моя любовь омывается любовью».

Элюар был уверен, что его узы с Гала настолько прочны и неразрывны, что никакие взаимные любовные авантюры не способны разорвать их союз. Но если его любовные приключения никак не сказывались на самой глубокой и главной любви в его жизни, то приключения его жены медленно разрушали их совместное прошлое. Гала была способна жить только настоящим, и это пугало Элюара. Его «нежная, суровая, сладострастная, очень умная и очень дерзкая властительница» была совершенно невосприимчива к сожалениям и угрызениям совести - чувствам из прошлого, которое всегда было Гала безразлично. Началом конца отношений Гала и Элюара стало появление в их жизни еще одного великого мастера XX века - Сальвадора Дали.

С испанским художником Гала познакомилась в Кадакесе летом 1929 г. На побережье Каталонии Гала приехала с мужем и дочерью, чтобы вместе провести «семейные каникулы». Героем этих каникул стал «господин здешних мест», еще мало кому известный 25-летний Сальвадор Дали. Поначалу тощий «бесноватый южанин» с иссиня-черными напомаженными волосами не произвел на скучающую Гала никакого впечатления. Более того, этот странный молодой человек показался ей «невыносимым» и «неприятным». Каталонец же, напротив, сразу обратил внимание на Гала и решил завоевать ее благосклонность. Женщине оставалось лишь медленно пасть перед очарованием этого человека, в котором удивительным образом смешались дикая робость и любовная тирания. Поначалу неприступная и высокомерная, вскоре Гала заинтересовалась экстравагантным художником, который тронул ее «своими странностями, своей душевной чистотой, своими повадками дикого кота».

Гала была на 10 лет старше Дали, и рядом они выглядели как моложавая мать и взрослый сын. Если верить словам художника, то до встречи с ней он никогда не был близок с женщиной. «Никогда в жизни еще я не занимался любовью, - признавался он на страницах своей книги „Тайная жизнь Сальвадора Дали“. - Мне казалось, что для этого акта требуется ужасная сила, диспропорциональная моей физической мощи: это было не для меня». В таинство любви его посвятит Гала, опытная и зрелая женщина. С самой первой встречи Дали почувствовал физическое влечение к ней, хотя видел в новой знакомой «скорее не женщину, а явление». Он смотрел на нее оценивающим взглядом художника на прекрасно сложенную, стройную натурщицу: «Углубление спины было крайне женственным и грациозно соединяло сильный и гордый торс с очень изящными ягодицами, которые осиная талия делала еще более желанными». Впоследствии Дали говорил, что полюбил Гала еще задолго до того, как увидел: ему часто снился сон о маленькой девочке-незнакомке, которую он обожает. Одетая в шубку, она катится в санях по снегу. Гала - это выросшая русская девочка, явившаяся из сновидений. И потому с первого мгновения знакомства Дали был уверен, что встретил «Женщину с большой буквы, Женщину Вечную, предназначенную ему изначально, про которую он вдруг - словно на него находит озарение - понял, что эта Женщина - его судьба». Для Сальвадора Дали будущее стало немыслимо без его богини: «Гала стала солью моей жизни, огнем, в котором закалилась моя личность, моим маяком, моим двойником, она - это я…Я люблю Гала больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем славу, и даже больше, чем деньги», - скажет потом художник.

И женщина, которой больше всего нравилось быть обожаемой, расцвела в лучах восхищенных и восторженных взглядов художника. Она чувствовала себя властительницей, королевой. Дали сходил с ума от любви, он боготворил Гала, не переставая петь ей дифирамбы. Но если в словах художник возносит Гала до небес, то в картинах он изображает ее «с беспощадным реализмом, без особой нежности». Интерпретируя образ любимой так, как ему подсказывало его безудержное воображение, Дали все же представляет Гала такой, какая она есть на самом деле, - телом и душой, с «безжалостной точностью и маниакальной тщательностью» подчеркивая слишком крупные черты лица своей возлюбленной. Высокомерная, царственная и уверенная в себе, Гала выражает безразличие и презрение даже в самом красивом и проникновенном портрете, который называется «Галарина». Но и лишенная очарования, в картинах Дали она привлекает своей загадочностью и колдовством.

С самого начала своих отношений с художником Гала с присущей ей дьявольской интуицией сразу угадала в нем незаурядную личность. Но вряд ли эта женщина, которую грядущие поколения назовут «корыстной, скупой и в высшей степени амбициозной», делала ставку на его будущую мировую известность. В первые годы их совместной жизни Гала приходилось бороться с денежными трудностями и нищетой так, как никогда в жизни. Она осознанно посвящала жизнь «человеку, не способному обеспечить материально свое существование, человеку, который, как ребенок, зависел от нее». С момента возникновения их союза все финансовые проблемы решала она сама. Пытаясь избавить своего гения от денежных затруднений, она рекламировала в галереях его рисунки. «Дали необходимо спокойствие, а следовательно, деньги, чтобы рисовать», - рассуждала Гала. Она всюду сопровождала художника, помогая ему победить робость и слишком явное дикарство, соглашалась со всеми его решениями, капризами и безумствами. «Через хитросплетения поэтической жизни и жизни светской она проходит как цельная личность, полностью разделяя идеи Дали, даже самые нелепые и ужасные из них», - писала Д. Бона. Если бы художник не относился к Гала так благоговейно и трепетно, словно к королеве, имеющей над ним безмерную власть, можно было бы думать, что Гала служила ему. Гала вела себя скромно: в то время как другие старались блистать, она держалась в тени. Молчаливая и загадочная, она полностью сосредоточилась на своем спутнике, желая как бы вдохнуть в него свою силу. Теперь рядом с ней был не просто любимый мужчина - это был «ее ребенок, человек, которым она должна заниматься и которому должна быть предана». Что бы ни говорил и ни делал Дали, она всегда была солидарна с ним: «она его половинка, спаянная с ним, живущая в нем, неотделимая от него». У него было полное право говорить, что «Гала предана ему фанатично». От своих слов, в которых художник выразил свою признательность Гала, он не отречется никогда: «Мировую славу я завоевал только с помощью Бога, света Ампурдана и повседневного героического самоотречения необыкновенной женщины - моей жены Гала».

Последним прибежищем Гала стал замок Пуболь, расположенный недалеко от Кадакеса. Этот мрачноватый дворец, купленный Дали в 1968 г. специально для жены, стал для стареющей музы тихой гаванью. Здесь же, в склепе замка 11 июня 1982 г. Гала была похоронена. Смерть ее стала самой большой утратой в жизни испанского художника.

Однажды С. Дали написал в своем дневнике: «Спасибо, Гала! Это благодаря тебе я стал художником. Если бы не ты, я бы никогда не поверил в свое дарование». Любовь была смыслом существования этой незаурядной женщины, обладающей удивительной способностью к полному самоотречению. Это чувство было самым бесценным и всеобъемлющим даром в жизни прославленной Музы.

Из книги Дороги и судьбы автора Ильина Наталия Иосифовна

Мать Екатерина Дмитриевна

Из книги Самые знаменитые влюбленные автора Соловьев Александр

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова: в поисках Градивы В 1907 году Зигмунд Фрейд написал свой первый труд по литературному психоанализу. Эссе «Бред и сны в «Градиве» В. Йенсена» произвело много шуму не только в истории словесности, но и в живописи. Сюжет новеллы был словно

Из книги Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола автора Шляхов Андрей Левонович

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Демьянова Татьяна Дмитриевна Татьяна Дмитриевна Демьянова (1810–1876) - очень популярная в московских кругах 1830-х годов певица, «цыганка Таня».Татьяна Дмитриевна вспоминала: «Романсов мы тогда мало пели, все больше русские песни, народные… Но когда я петь начала, уже

Из книги Книга воспоминаний автора Дьяконов Игорь Михайлович

Е.Г. Эткинд О книге И.М. Дьяконова «МОЛОДОСТЬ В ГИМНАСТЕРКЕ» МОЕГО СОВРЕМЕННИКА Глава из книги ЕФИМА ЭТКИНДА «Барселонская проза» [сканирована по:] .. Эткинд Е.Г. Записки незаговорщика. Барселонская проза. СПб., 2001, с. 471–475. Какие прошли надо мною Великие полчища бурь! Их

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Елена Дьяконова-Гала. Мадонна сюрреализма В 2004 году мир отмечал сразу две даты, связанные с одним из самых известных художников ХХ века – Сальвадором Дали: 100 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти. Признанный гений, чье влияние на современное искусство неоспоримо и

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Елена Дьяконова – Гала МАДОННА СЮРРЕАЛИЗМАВ 2004 году мир отмечал сразу две даты, связанные с одним из самых известных художников XX века – Сальвадором Дали: 100 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти. Признанный гений, чье влияние на современное искусство неоспоримо и

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Первая жена Мария Дмитриевна Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827–1914), государственный и общественный деятель, ученый-географ и статистик:Молодая еще женщина (ей не было и тридцати лет), Исаева была женой человека достаточно образованного, имевшего хорошее служебное

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СТАСОВА Елена Дмитриевна (15.10.1873 - 31.12.1966). Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 25.03.1919 г. по 05.04.1920 г. Секретарь Бюро ЦК партии в 1917 г. Ответственный секретарь ЦК РКП(б) в марте - ноябре 1919 г., секретарь ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 05.04.1920 г. Член ЦК РКП(б) в 1918 - 1920 гг. Кандидат в члены ЦК партии в 1912 -

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

У гвардейцев полковника Дьяконова Бои в городе продолжались. Теперь центр тяжести перешел в северную и северо-восточную часть, где с первого же дня ведет сражение, напористо и энергично ведет, дивизия Героя Советского Союза А. А. Дьяконова.Чтобы попасть туда, надо сделать

Из книги "Дни моей жизни" и другие воспоминания автора Щепкина-Куперник Татьяна Львовна

Евдокия Дмитриевна Турчанинова Вот передо мной звездные глаза Дунечки Турчаниновой, с которой я встретилась впервые у Н. М. Медведевой и с которой нас впоследствии связала дружба, продолжающаяся и по сей день. Она и сейчас, после того как отпраздновала свой 35-летний

Из книги Блок без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Жена Любовь Дмитриевна Блок Любовь Дмитриевна Блок:Я была по складу души, по способу ощущения и по устремленности мысли другая, чем соратники Блока эпохи русского символизма. Отставала? В том-то и дело, что теперь мне кажется – нет. Мне кажется, что я буду своя в ней

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна 15(27).11.1850 – 7(19).11.1898Художница, график, живописец, книжный иллюстратор. Картины «Иконописная мастерская XVI столетия», «Князь Борис пред его убиением», «Странствующие музыканты», «В гостях у крестной» и др., иллюстрации к сказкам «Белая уточка»,

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

РАДЛОВА (урожд. Дармолатова) Анна Дмитриевна 1(13).2.1891 – 1949Поэтесса, прозаик, драматург, переводчица. Публикации в журнале «Аполлон». Книги стихов «Соты» (Пг., 1918), «Корабли. Вторая книга стихов» (Пг., 1920), «Крылатый гость» (Пг., 1922). Пьеса в стихах «Богородицын корабль» (Берлин,

Ни для кого не секрет, что без Галы не было бы Сальвадора Дали. Они были более, чем муж и жена, более, чем художник и модель. Они – это два полушария одного мозга, как выразился однажды французский поэт Андре Бретон. Чем пленила гения эта русская девушка? И не была ли она более странной, чем её муж?

Гала Дали. Самая скандальная муза ХХ века

Близко посаженные, маленькие, но жгучие, как два уголька, тёмные глаза, плотно стиснутые красные губы в лёгкой улыбке Моны Лизы, лихо вздёрнутая тонкая бровь, безупречный стиль, завершённый изысканными платьями от Шанель или Диор.

«Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями», - так писала Гала в дневнике, переехав из Москвы в Париж.

Галу недолюбливали женщины (хотя это её волновало меньше всего, в подругах она не нуждалась), зато боготворили мужчины. Она их тоже любила (порой по нескольку мужчин одновременно) своей особенной любовью, щедро даря им свою энергию и вдохновение.

Блистательная Гала

Гала Дали родилась в Казани в 1894 году и при рождении получила имя Елена Ивановна Дьяконова. После смерти отца-чиновника в 1905 году семья Елены переезжает в Москву, где её мать вторично выходит замуж за адвоката Димитрия Гомберга. Так Елена получает нового любящего папу и новое отчество. Безграничная любовь и щедрость отчима научили Леночку высоко себя ценить и баловать, что крайне важно для девочки. Возможно, именно этот факт сформировали в ней понимание, что мужчины должны её боготворить. Без этого понимания, вероятно, не было бы ни Галы Дали, ни Сальвадора Дали, ни Поля Элюара.

В 1912 году в жизни юной Елены случился неприятный, но судьбоносный поворот - она заболела чахоткой, и отчим отправил её лечиться в дорогой санаторий в Швейцарских Альпах. Там она познакомилась с Эженом Эмилем Полем Гренделем, который прозвал её «Гала», что по-французски означало «праздник, веселье». Гала вдохновила 17-летнего юношу писать стихи, она же придумала ему псевдоним Поль Элюар, под которым он снискал всемирную славу.

Гала и Поль Элюар

Гала Дали. Гала - создана растить не детей, но гениев

В 1917 году Гала переезжает к возлюбленному Полю в Париж, где они женятся, через год у них рождается дочь Сесиль, которая более в биографии матери не фигурирует, ибо Гала охотнее играла роль матери для своих талантливых, ранимых мужей, чем для кровного отпрыска.

Иногда на её попечении бывало по нескольку гениев одновременно. В 1921 году Гала и Поль наносят визит немецкому художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту. Гала ему позирует, они становятся любовниками. Год спустя Макс переезжает жить к Элюарам. Подобные «семьи втроём» в богемной среде никого не удивляли в то время. Вспомним хотя бы знаменитый любовный треугольник «Маяковский - Лиля Брик - Осип Брик».

Макс Эрнст, Гала, Поль Элюар

1929-й год изменил ход истории сюрреализма как такового - чета Элюаров посещает молодого испанского художника Сальвадора Дали в его посёлке Кадакесе в Испании.

«Тело у неё было нежное, как у ребёнка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бёдер делало её ещё более желанной», - так вспоминал Сальвадор Галу в момент их первой встречи.

Когда Сальвадор познакомился с женой своего друга, ему было 25, она - на 10 лет старше, опытная и сильная, он, как утверждают биографы, застенчивый, но пылкий девственник - непаханое поле для деятельности Галы-матери и Галы-музы. О законном муже почти сразу забыто, он был для неё уже чем-то свершившимся, пройденным этапом, “well done”, так сказать.

Официально они зарегистрировали свой брак только в 1934 году, после смерти Элюара. Прожили вместе около 50 лет. Она была его единственной моделью, его божеством, поддержкой, неиссякаемым источником вдохновения. Она направляла его сумасшедшие выходки в нужное русло и находила идеи для новых и новых проделок. Рядом с ней Сальвадор продуктивно работал, не думая о реалиях. Финансовыми вопросами их существования занималась исключительно Гала.

Благодаря своей неотразимости она быстро завоёвывала друзей в состоятельных кругах и склоняла их к покупке работ своего мужа, порой за баснословные суммы, даже авансом. Гала умела убедить окружающих, что работы Сальвадора - гениальны и безупречны. По подсказке жены Сальвадор иллюстрировал фильмы, разрабатывал экстравагантные наряды и украшения, а также декорации к балетам, занимался дизайном интерьеров и режиссурой фильмов. Деньги текли в семью Дали рекой - Сальвадор мог спокойно творить, а Гала - ярче и ярче блистать, как и мечтала в юности.

Гала Дали. Любовница, которая спала со всеми, кроме своего мужа

Но как супруги Гала и Сальвадор были довольно незаурядной парой, если не сказать, «ненормальной» по общепринятым нормам. Да, было у них странное хобби - жениться в каждой новой стране, которую они посещают. Кроме того, с одной стороны, Сальвадор Дали совершенно не проявлял интереса к другим женщинам, утверждая, что он «всецело принадлежит Гале» (а также, очевидно, сублимируя в живопись). Более того, в «Дневнике гения» он вспоминает, что её с детства, поражённый отвратительными картинками больных гениталий, он начал ассоциировать секс с распадом и гниением. Гала же и не собиралась жертвовать своей любвеобильностью во имя брака. У неё было много любовников. Она даже как-то сетовала, что её анатомия не позволяет ей заниматься любовью с пятью мужчинами одновременно.

«Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю её, потому что меня это возбуждает», - рассуждал Сальвадор

Гала Дали. Вечная девочка, боящаяся старости

Гала, как и Сальвадор, преимущественно и не пыталась взрослеть. Многие закидывали ей взбалмошность, лишнюю эксцентричность и неприличные, сумасшедшие выходки. То явится в высшем обществе с сырой котлетой не голове (по эскизу мужа), то устроит вместе с Сальвадором сексуальный хепенинг. В ней совершенно не было жертвенности ради кого-либо. Дочерью она не занималась, а то, что она делала для мужа, приносило дивиденды и ей самой.

Но неумолимая старость подкашивала силы вечной девочки, которая привыкла блистать и покорять. в 75 лет она решила пожить отдельно от мужа, и тот подарил ей собственный замок Пуболь в провинции Жироны, куда сам он мог являться лишь по письменному приглашению жены. Вместо себя рядом с Сальвадором она оставила юную фотомодель Аманду Лир - гений мог часами за ней наблюдать, восхищаясь её молодым телом. Тем временем Гала, не смотря на свои годы, стремилась иметь много любовников, чем младше, тем лучше, подкупая их славой мужа и дорогими подарками.

Юная Аманда Лир и стареющие, но яркие Гала и Сальвадор

Но нет ничего вечного под солнцем. 10 июня 1982 года в возрасте 87 лет Гала умерла и была похоронена в Пуболе.

Замок Пуболь - последнее пристанище королевы сюрреализма Галы Дали

После смерти жены Сальвадор Дали, казалось, в самом деле утратил левое полушарие мозга. Он ослабел, совершенно перестал даже элементарно себя обслуживать на бытовом уровне, болел, нападал на медсестёр. Работу тоже забросил. В муках такого существования без Галлы он прожил ещё семь лет. 23 января 1989 года не стала и самого гения, который заявлял, что «сюрреализм - это я». Но давайте называть вещи своими именами: сюрреализм - это Сальвадор и Гала.

«Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Галлы я никто»
Сальвадор Дали

Гала Дали. Что посмотреть?

Документальный фильм «Больше, чем любовь. Гала Дали» (2011 год, Россия).

Документальный фильм «Гала» (2003 год, Испания, режиссёр Сильвия Мунт).

Доминик Бона, «Гала. Муза художников и поэтов», 1996 год, издательство «Русич» (биография Галы Дали).

Дали. Портрет Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на плече. 1933

Дали. Галарина. 1944-1945

Дали. Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой. 1945

Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950

Дали. Гваделупская Богоматерь. 1959