День штурманской службы ввс рф. День штурмана ВВС (День штурмана Военно-воздушных сил)

А также отвечает за фотосъемку, сброс бомб, наведение и пуск ракет. Штурман умеет управлять самолетом, в нужный момент он должен заменить пилота.

История

В Российской Империи

В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом .

В СССР

В Российской Федерации

В современной гражданской авиации бортовые штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю нужную информацию «одним нажатием» (в будущем «одним словом»). И тем не менее в ВВС должность бортового штурмана ещё долго будет востребована .

Лётчик-наблюдатель лесного хозяйства

В составах лётных экипажей, осуществляющих лесопатологический мониторинг , обязательно присутствует лётчик-наблюдатель, чья деятельность включает как ориентирование экипажа на местности, так и контроль с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами. Наблюдение осуществляется как визуально, так и с помощью технических средств. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ , авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.

День штурмана

Напишите отзыв о статье "Штурман (авиация)"

Примечания

Литература

  • Церковный М. Ф., Шиганов А. Д., Юрьев Б. Ф. Мастер бомбометания // Героев подвиги бессмертны. - 2. - К. , 1982.
  • Ефимов А. Н. Роль Советских Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне. - М ., 1986. - 28 с. - (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

Отрывок, характеризующий Штурман (авиация)

– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.

24 марта – День штурманской службы ВВС России. Штурман истребителя Су-30СМ рассказал «Экстре» о своей профессии

Небо. В нем нет указателей и верстовых столбов. В нем каждый день, разрезая крылом облака и потоки воздушных масс, в заданном набором букв и цифр направлении движутся самолеты. Благополучие крылатых машин в воздухе подчинено ювелирной точности авиационных вычислений штурмана.

В нужное место в нужное время

Воздушная навигация для Владимира Рубана, как и любого штурмана авиаполка, базирующегося на военном аэродроме «Домна», начинается задолго до того как руководитель полетами отдаст разрешение командиру экипажа на выруливание самолета со стоянки. Она берет начало в учебном классе с постановки задач, с описания схем предстоящих вылетов, с расчетов скоростей, времени и топлива, с ознакомления с рабочими зонами, с условными целями и их координатами на картах.

Сегодня перед нами поставлена задача на предстоящий летный день – выполнение практических стрельб по воздушным мишеням на полигоне Телемба. Прежде всего, штурман отвечает за воздушную навигацию, - рассказывает Владимир. - Я должен отслеживать, где и куда летит самолет. Иными словами, моя задача, чтобы самолет летел в нужное место в нужное время. То есть, определенное полетным заданием расстояние нужно пройти в строгом соответствии со временем. Для этого нужно провести ряд необходимых расчетов и подготовить соответствующую полетную документацию.

В расчетах и прокладывании маршрутов на помощь специалистам столь точной профессии приходят нехитрые на взгляд простого обывателя предметы: географическая карта, представление о которой имеет и стар, и млад, а также специальная навигационная линейка, адаптированная для решения задач самолетовождения и навигации. Ее летчики ласково называют «НЛчка». На вид же, ни дать ни взять - логарифмическая линейка, которой пользуются на уроках математики в школе. Просим штурмана истребителя рассказать как она «работает».

Все полеты выполняются не просто «взлетел и полетел». Они выполняются по определенному маршруту, на определенной скорости, в определенное время. Узнать те или иные параметры предстоящего вылета нам помогают расчеты. Они же помогают штурману вести корректировку движения самолета в воздухе, например, в зависимости от метеоусловий. Зная расстояние и скорость при помощи НЛ-ки можно узнать время, которое потребуется нашему истребителю для прибытия в заданную точку или в район цели, - делится секретами мастерства наш собеседник.

И тут же, установив красный треугольник напротив числового значения скорости 900 км/ч на верхней шкале линейки, отметив расстояние 30 км на другой шкале, сопоставив величины, Владимир в течение минуты получил искомую цифру. Как оказалось, все гениальное просто: 30 км на скорости 900 км/ч самолет пролетит за 2 минуты.

В определении угла сноса, времени разворота, при переводе скоростей при изменении температуры наружного воздуха помогает все та же линейка. Кроме этого есть специальные электронные комплексы для расчетов и прокладки маршрутов, которые пришли вместе с самолетами.

Работа с боевым применением

Сверхманевренному «тридцатому» по силам работать как по воздушным, так и по наземным целям. Если за поражение первых отвечает командир экипажа, то «по земле» работает штурман истребителя. Он отвечает за отыскание и опознавание цели, выполняет прицеливание.

На самолете установлен радиолокационный прицел, который позволяет находить и распознавать цели во всем высотном диапазоне. Даже со стратосферы, с высоты 12 км на этом самолете мы можем применять вооружение. Работу радиолокационного прицела можно сравнить с действием аппарата УЗИ: на любой высоте, есть облака - нет облаков, видна земля - не видна земля, прицел передает на борт самолета точную информативную черно-белую картинку, которая также похожа на снимок ультразвукового аппарата. Примерно так на ней выглядит земная поверхность. Моя задача – распознать на этом изображении нужную для поражения цель и выполнить прицеливание. В этом также помогает изучение визуальных ориентиров местности на картах при подготовке к полетам, - откровенничает Владимир Рубан. - На больших высотах, километрах в шести от земли, в обыкновенный дом или в мишень «танк» на полигоне неуправляемым вооружением попасть достаточно легко.

Процесс прицеливания начинается с определения района поиска объекта, а затем от больших ориентиров переходят к распознаванию авиамишени. Точность попадания - показатель профессионализма и опыта летного состава. Бомбометание можно производить по координатам без использования радиолокационного прицела. Можно использовать оптико-электронные средства, или видеокамеры, установленные на самолетах.

От винта!

Подготовка своего рабочего места, коим является кабина самолета, к предстоящим вылетам - есть начало летного дня нашего собеседника: «Сажусь в самолет, проверяю системы управления данным воздушным судном, все тщательно осматриваю. Если полеты с боевым применением, также произвожу осмотр боеприпасов».

Что значит «проверить системы управления самолетом»? Это значит, произвести контроль программы полета на правильность введения исходных данных, например, времени, провести проверку контрольных значений навигационных и прицельных систем.

В небо штурман истребителя берет с собой линейку, расчетчики, карту и планшет, который можно сопоставить с уменьшенной копией справочного пособия. Находясь на расстоянии в несколько тысяч метров от земли, подсказку в виде информации о маршрутах полета, о пилотажных зонах, о запасных аэродромах, а также данные об основных отказах самолета штурман всегда сможет найти в своем планшете. Поправки скоростей позволит выполнить НЛ-линейка: «Исходные данные беру с приборов, подставляю в линейку и определяю быстрее нужно лететь или медленнее. А вот ответ за визуальное ориентирование несет карта».

И тут же нашему взору предстает карта с возвышенностями, реками, городами, равнинами и… цифрами, цифрами, цифрами, которые, если быть честной, вызывают панику в моей голове. Прошу Владимира помочь разгадать этот ребус:

Это зона работы, а это маршрут полета. Синий? Синий – еще один маршрут. Их одной карте допускается рисовать несколько. Здесь мы видим аэродром, поворотные пункты, их названия и дальность. Также для каждого поворотного пункта пишется азимут и дальность – это для приборного контроля. Рядом с маршрутом указывается курс, время, расстояние. Кстати, мы можем проверить точность расчета времени.

Вновь за работу взялась НЛчка. Минута и «дебет с кредитом» сошелся – цифра на карте совпала со своим собратом на шкале линейки: «Вот это воздушные трассы, по которым летают воздушные суда гражданской авиации. Пересечение их должно проходить весьма осторожно с соблюдением всех мер безопасности».

Наблюдая как палец бежит на карте летного маршрута, создается впечатление, что наш герой и с закрытыми глазами с такой же легкостью передаст всю картинку. Конечно, современная электроника - это хорошо, только без карты в небе все равно делать нечего. Контрольный вопрос: «Считать и на земле, и в воздухе не надоедает?»

Нет. Моя работа интересная. Чем? Да всем. Расчетами, поставленными практическими задачами. Чем они сложнее, тем больше удовлетворения получаешь от их выполнения. Полетами интересная. И небо. Оно всегда красивое и разное. На аэродроме дождь, все в серых красках, залетаешь за облака – солнце светит. Или полеты в стратосферу - на таких высотах наша планета «закругляется».

Оказывается, все просто – в тех цифрах прячется душа.

Фотографии предоставлены Владимиром Рубаном

Приказом Главкома ВВС РФ № 370 от 02.08.2000 г. именно 24 марта объявлен Днем Штурманской службы ВВС России.
Этим подчеркнута особая важность штурманов в летном деле даже в век электроники и искусственного интеллекта, все больше выступающих в роли помощников лётчика. Ведь техника должна кем-то управляться , к тому же она иногда выходит из строя. Поэтому присутствие штурмана на борту воздушного корабля - по-прежнему фактор надежности и качества полетов. Недаром штурманы шутят: летчик - это всего лишь тот, кто нас на работу возит.
Работа воздушного штурмана заключается не только в управлении и обслуживании бортовой навигационной техники, но и в личном счислении (прокладке на карте) пути, который проходит воздушный корабль, выдаче курсов полета для принятия решения командиром экипажа. Проще говоря, штурманы должны привести самолёт к цели в точно определённое время, рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и вывести в неё машину, неустанно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом-многом другом. В последнее время в подготовку штурманов ВВС ввели и новое направление - управление беспилотными летательными аппаратами.
Насколько эта работа важна, мне довелось однажды убедиться во время дальнего океанского похода на
большом противолодочном корабле «Адмирал Трибуц». На корабельном вертолёте в Индийском океане мы вылетели на ночную разведку. Понадеявшись на электронику, штурман не стал вести прокладку пути вертолёта. Но когда пришло время возвращаться, вдруг пропал так называемый привод — своеобразная электромагнитная привязка к кораблю. Не зная своего точного места, мы толком не знали точного курса на корабль, а топлива оставалось впритык. Повезло: привод в конце концов заработал, и мы на последних литрах горючки добрались до палубы (об этом РГК подробно писал в статье ). Вот какова роль скрупулезной работы воздушного штурмана!

Это всегда понимали руководители российского военного ведомства. Подготовке штурманов ВВС уделялось необходимое внимание. В советское время шесть высших военных авиационных училищ готовили этих специалистов в нашей стране. Но когда у руля министерства обороны стал деятель, которого в войсках прозвали Табуреткиным, штурманскую службу ВВС (впрочем, как и саму военную авиацию) сократили до неприличного размера. Из шести штурманских училищ осталось только одно высшее учебное заведение, которое пережило трудный период расформирования и последующего восстановления. Сейчас количество выпускников Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. (филиал в Челябинске ), единственного в России ВУЗа военных штурманов, едва достигает 30 (это в 12 раз меньше, чем выпускалось в СССР) .
И все-таки Штурманская служба ВВС обретает второе дыхание, развивается и крепнет.
- Штурманская служба в России имеет все перспективы, несмотря на то, что не очень много специалистов пока выпускается ежегодно, - прокомментировал ситуацию главный штурман дальней авиации Р оссии , полковник Федор Сафронов . - Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков в свое время требовал сокращения числа военных штурманов, как это было сделано в случае со штурманами гражданской авиации. Однако весь широкий спектр задач показал, что одними летчиками их не решить. Очень большая номенклатура средств поражения, которыми нужно управлять, и обилие других задач, особенно в условиях боевых действий, не позволяют в боевой авиации обойтись без штурманов. Это постоянно озвучивается и на совещаниях главкома. Без штурманов - никуда.
Своим коллегам хочу пожелать крепкого летного здоровья, благополучия в семье и хороших командиров!».

А вот мнение подполковника ВВС в третьем поколении, штурмана Станислава Нестеров а :
- Глядя на то, что сейчас происходит, можно сказать однозначно, что роль штурманской службы возрастает ! Не так давно все было намного печальнее: меньше полётов, обслуживание и авиапарк - на пределе. Но, несмотря на это, руководящий состав делал все возможное по передаче опыта и поддержке боевой готовности. Радует, что роль штурманской службы теперь признана на уровне п равительства РФ, вводятся инновации и модернизации в авиапарк. Что касается сегодняшнего состояния штурманской службы, могу сказать следующее. Т о, с какими задачами экипажи работают, говорит само за себя: постоянные учения, перебазирования, многое другое. Работы стало больше, ответственность возросла. Боевая, тактическая и летная подготовка выросли с большой прогрессией! Самое главное в нашем деле - отвага, достоинство, честь. Преданность делу, профессионализм и любовь к небу!
Желаю всем коллегам здоровья и лётного долголетия, а семьям - радости в праздничные и нелегкие будничные дни, отданные службе!
Использованы материалы и фото


Главный штурман ВВС России руководит всей штурманской службой военно-воздушных сил; курирует обучение, подготовку и другие вопросы, связанные с работой военных штурманов и развитием службы.

- Сергей Кузьмич, в штурманском деле не бывает курса "ноль". Куда сегодня движется штурманская служба, какие задачи выполняет?

Курс, как говорится, прежний. Прежде всего, штурманская служба - это летная служба. Она направлена на обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении, навигации и боевого применения летательных аппаратов (ЛА). В обязанностях штурмана - готовить справочные данные авиационному командиру любого ранга для принятия решения на выполнение полетов или на выполнение боевой задачи.

- Как вы оцениваете уровень подготовки наших штурманов и условия их работы по сравнению с зарубежными коллегами?

Уровень достаточно высокий, позволяющий решать все поставленные задачи. Я считаю, что у нас есть отличные специалисты, кроме того, подрастает достойная смена. Это доказывают результаты государственных экзаменов Челябинского училища, а также доказывает молодежь, прибывшая в полки. Кроме того, результаты участия штурманов в боевых действиях и различного рода учениях подтверждают их высокий класс. У нас есть достойные приемники таких легендарных людей как участник трех войн (в Испании, с Финляндией, Великой отечественной) заслуженный военный штурман СССР, генерал-лейтенант авиации Лавский Виктор Михайлович, генерал-майор авиации, профессор Молоканов Георгий Федосеевич, заслуженный военный штурман СССР генерал-майор авиации Червяков Леонид Михайлович.

На базе Челябинского училища функционирует школа с первоначальной летной подготовкой. Налет у курсантов этой школы составляет более 20 часов в год на самолетах Як-52 и Ту-134ш. Уже состоялось несколько выпусков, более того из ВУЗов уже выпустились лейтенанты прошедшие эту школу. Кстати сказать, в течении 4-х лет занимает первое место в конкурсах среди подобных учебных заведений с первоначальной подготовкой. Ежегодно не менее пяти человек из этой школы поступают в Краснодарское ВВАУЛ. 85% выпускников поступает в высшие учебные заведения МО РФ. В основном, конечно же, авиационные - Краснодарское, Сызранское, Челябинское, Иркутское.

Золотым фондом штурманской службы являются ее ветераны и действующие офицеры ВВС. В настоящее время численность штурманского состава сооставляет более 200 человек. Подготовкой штурманов занимается Челябинское высшее военное авиационное училище. на 5-ти курсах училища обучается более 1000 человек. из его стен ежегодно выпускается около 15- лейтенантов-штурманов. Среди выпускников 30 Героев Советского союза и один Герой Российской Федерации. Более 70 человек удостоины почетного звания "Заслуженный военный штурман" Советского Союза и Российской Федерации.

Подготовка кадров для нас очень важная задача. Своими специалистами мы подпитываем и другие силовые ведомства. Это около 25% выпускников Челябинского училища ежегодно.

Сравнивая зарубежных коллег - они работают в "тепличных" условиях. У них и требования другие и аппаратура стоит другая. К примеру, на "Боингах" - тройное дублирование системы спутниковой навигации. Каждые 10-12 лет на зарубежных летательных аппаратах производится модернизация. Старый самолет имеет новую, надежную, электронную "начинку". К примеру, два ровесника - Ан-12 и "Геркулес", в зарубежном самолете она поменялась как минимум раза три.

- На ваш взгляд, каково сейчас состояние навигационной сети России?

Самолеты у нас в основном старого парка и соответственно того же возраста наземные средства навигации и локации. Процесс старения неизбежен, естественно устаревшие, выработавшие свой ресурс радиотехнические средства постепенно снимается с вооружения. Раньше с гражданской авиацией у нас в этих вопросах были одни стандарты и не было никаких проблем при использовании аэродромов совместного базирования и при полетах по трассам. Сегодня гражданская авиация перешла на мировой стандарт "World DME", в связи с этим за ненадобностью по трассам практически сняты привода и РСБН.

- Какой же выход?

Использование системы дальней навигации (РСДН). Были предложения свернуть и эту систему. Но наши самолеты практически все способны работать именно с ней. Пока просто нет альтернативы. Поэтому мы твердо стоим на позиции, что эту систему трогать нельзя.

- Что касается бортового навигационного оборудования, каковы на ваш взгляд здесь должны быть подходы к решению проблем?

Навигационное оборудование не в полной мере отвечает тем современным требованиям, которые сейчас предъявляются к точностным характеристикам в связи с увеличением плотности потока летательных аппаратов. Поэтому необходимо создание полномасштабной системы космических средств навигации. Модернизация идет по пути установки на самолетах вспомогательных средств спутниковой навигации. Конечно это "не панацея от всех бед". Ведь закон штурманской службы - комплексное использование средств навигации, предусматривающее использование всех самолетных средств, вспомогательных средств и постоянное счисление пути.

- Таким образом, по вашему мнению, штурманская линейка НЛ-10 не потеряла свою актуальность?

Конечно же, нет. Но мы потеряли производство этих линеек, да и других элементов штурманского снаряжения. Цеха, работающие на оборонку в этом направлении, на волне конверсии позакрывали. Отсутствие производства и ограниченное количество этих неотъемлемых предметов экипировки летчиков и штурманов очень серьезная проблема.

- Когда же мы поменяем стрелки и круглые приборы на дисплеи?

Вся техника прошедшая модернизацию и естественно новая техника переходит на жидкокристаллические экраны. Но все равно решение ряда вопросов остается традиционным, т.е. с помощью круглых приборов и стрелок. Тут несколько причин. Во-первых, у летчиков уже сформирован стереотип считывания информации. Во-вторых, только стрелочный прибор позволяет оценить тенденцию изменения того или иного параметра полета. Усовершенствования ведутся в направлении обеспечения комфортной работы штурмана и надежности техники пилотирования, навигации, повышения эффективности боевого применения.

- На многих зарубежных машинах, эксплуатируемых и в нашей гражданской авиации, отказываются от штурмана. Его роль выполняет правый летчик. Насколько это оправдано и приемлемо для нас?

От штурмана отказываются по ряду причин, среди которых экономия финансовых средств и упрощенные условия выполнения полета в автоматическом режиме, по трассам, под постоянным контролем с земли. Что касается других условий и других задач то о необходимости штурмана лучше спросить летчиков. Я уверен, что все разделяют мое мнение, - штурман в военной авиации необходим. Ведь основная задача не полет по маршруту. В некоторых вопросах боевого применения авиации человека заменить не может ни один даже самый совершенный прибор. Пока существует военная авиация, штурман необходим.

- Каковы итоги минувшего года?

Без штурманской службы не обходится ни одно мероприятие с участием авиации. Поэтому все показы авиатехники и ряд учений широко освещенных в СМИ проводились с участием наших специалистов. Как видно уровень подготовки летного состава в штурманском отношении позволяет выполнять поставленные задачи с высоким качеством.

- Ваши пожелания в преддверии предстоящего праздника.

В этом году 24 марта мы отмечаем 90-летний юбилей штурманской службы. В этот день в 1916 году начала функционировать первая аэронавигационная станция в задачи которой входило оценка метеорологической обстановки и подготовка маршрутов для летного состава.

Вот уже более 20-ти лет работает совет ветеранов-штурманов авиации вооруженных сил, задачами которого является обеспечение преемственности в передаче богатейшего опыта, особенно боевого, проведение работы по патриотическому воспитанию молодежи, продолжение товарищеского общения и оказание посильной помощи ветеранам штурманской службы.

В преддверии праздника хочу пожелать здоровья и выразить слова благодарности нашим ветеранам особенно за их активную позицию в деле популяризации профессии военного штурмана, выразить особую признательность и самые добрые пожелания профессорско-преподавательскому составу факультета обеспечения боевых действий ВВА им. Ю. Гагарина, руководящему составу и преподавателям Челябинского ВВАУШ, и всем кто посвятил свою жизнь штурманскому делу.

Нужин Сергей Кузьмич: Родился в городе Соликамске Пермской области. Выпускник Челябинского ВВАУШ 1975 года. В 1987 году окончил ВВА им. Ю. Гагарина, в 2004 -м - факультет переподготовки и повышения квалификации Военной Академии Генерального штаба ВС РФ. Прошел все штурманские должности - от штурмана самолета до главного штурмана объединения. С 2002 года - главный штурман ВВС РФ. Освоил пять типов самолетов: Ли-2, Ил-28, Як-28 (и его модификации), Су-24 (24м), Ан-26. Военный штурман-снайпер, заслуженный военный штурман России.

Поговорим о профессии-мечте многих мальчишек? Узнаем, кто это - штурман в небе, корабле, космосе и на авторалли?

Кто он?

Слово произошло от нидерл. stuurman. Это композиция из двух слов: stuur - "руль", man - "человек". Штурман - это профессия, должность, специальность, профессиональное звание, вид деятельности члена экипажа корабля, воздушного судна, космического устройства или гоночного автомобиля, чья главная задача - ориентация на местности, контроль за следованием по заданному курсу.

Таким образом, профессия напрямую связана с управлением транспортом:

  • Водным на флоте.
  • Автомобильным на различных ралли.
  • Воздушным в авиации.

Кроме того, в некоторых произведениях научно-фантастического жанра штурманы - это навигаторы космических кораблей. Может быть, когда-нибудь эта профессия станет реальной.

Штурман на флоте

Здесь штурман - это специальность, связанная с управлением транспортом: надводным (судно, корабль) или подводным (батискаф, подлодка). Присваивается звание представителям судоводительской специальности. Обязанности у них на флоте следующие:

  • Прокладка курса.
  • Исчисление перемещений.
  • Отображение следования корабля на карте.
  • Контроль за исправным функционированием приборов навигации.

В бытовом плане морской штурман - это капитан иного плавательного средства; человек, умеющий самостоятельно или с помощью команды управлять надводным, подводным транспортом.

Профессия появилась в эпоху Великих географических открытий как следствие изобретения навигационных приборов. Поэтому был необходим человек, умеющий ими пользоваться, отлично знающий математику, астрономию, лоцманское дело. В России же начало централизованной штурманской службе было положено 25 января 1701 года согласно повелению Петра Великого.

Среди знаментитых навигаторов можно отметить С. И. Челюскина, Ф. Розмыслова, А. И. Велькицкого, В. И. Альбанова. В нашей стране профессиональный праздник штурманов ВМФ отмечается 25 января.

Штурман в авиации

В авиационном деле деле бортштурман - это одна из должностей летного состава. Его обязанности следующие:

  • Проложение маршрута.
  • Отметка передвижения на карте - топографической или цифровой.
  • Контроль за работой навигационных устройств.

В военного типа авиации задачи летчика-штурмана несколько иные: прицеливание и сброс бомб, ведение фотосъемки, наведение и дальнейший спуск ракет. Кроме того, здесь есть такая профессия, как штурман-оператор - специализация более узкая, которая никак не связана с навигацией.

Штурман порой дублирует летчика, для чего проводится специальное его обучение управлению летательным аппаратом. В нашей стране можно встретить следующие узкие специализации внутри данной профессии:

  • Испытатель.
  • Оператор.
  • Инструктор.
  • Главный инспектор.
  • Старший инспектор.
  • Ведущий инспектор.
  • Штурман воздушного судна.
  • Штурман авиационной эскадрильи.
  • Старший авиационного училища.
  • Старший авиационного предприятия.
  • Старший авиационного центра.
  • Главный штурман.
  • Флагштурман.

Профессиональный праздник представителями профессии отмечается 24 марта - это день создания центральной аэронавигационной станции в 1916 году.

Штурман на ралли

Здесь штурман - это второй член экипажа, который должен следить за маршрутом по карте, дорожной книге, стенограмме, смысл чего в том, чтобы давать водителю необходимые инструкции по передвижению. Характерна такая роль не только для ралли-рейдов, но и для классического ралли, только в последнем случае штурман уже не занят ориентированием. Его обязанности: соблюдение нормативов по времени и скорости, контроль записей в штурмановской тетради или на карте, общение с судьями.

Перечислим общие задания штурмана в гоночном спорте:

  • Подготовка к соревнованию: разбирается в правилах, судейских документах, высчитывает необходимую скорость передвижения, составляет
  • Взаимодействие экипажа с судейской командой.
  • Составление стенограммы - "легенды" трассы. В случаях, когда предварительное знакомство с картой невозможно, ориентируется на дорожную книгу (стенограмму, написанную организаторами).
  • Соблюдение графика скорости прохождения трассы.
  • Ориентация на незнакомой местности.
  • Указания пилоту на направление, скорость и характер движения.

Есть штурман на экипаже гоночного автомобиля. Причем везде это ответственная и нужная специальность, требующая немалых знаний, выдержки, развитой интуиции и опыта.