День православной молодежи. Донские огни версия для слабовидящих

В России этот праздник, по традиции, начинается с Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя, на которой присутствуют представители православных молодежных движений и организаций.

В своем обращении по случаю дня православной молодежи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что «В любом цивилизованном обществе взрослые имеют ясное представление о своих задачах в сфере воспитания и образования молодых людей. Воспитание не происходит само собою. Это заботливый кропотливый труд, который требует большого напряжения сил и проявления лучших душевных качеств наставника.

Юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов молодых людей происходит очень быстро, и малейшее небрежение в области духовно-нравственного воспитания мгновенно оборачивается появлением на свет “потерянного поколения”, которое способно стать источником социально-деструктивных явлений. Много, очень много сил нужно приложить, чтобы впоследствии исправить допущенные ошибки! Сегодня, мы имеем печальную возможность убедиться в этой грустной истине.

“Будте почтительны ко всякому содействующему и трудящемуся” (1 Кор. 16:16), – призывает святой апостол Павел. Самоотверженный труд наставников молодежи, православных миссионеров вызывает уважение, а иногда и неподдельное восхищение. Он является также и свидетельством жизнеспособности нашей Церкви, ее готовности принять вызовы современности и адекватно ответить на них. Именно в деле православного молодежного служения следует особенно стараться быть снисходительными и терпеливыми, являть искреннюю любовь и доброжелательность. Молодежные миссионеры и наставники как никто другой должны помнить прекрасные слова одного из подвижников древней Церкви: “Худое слово делает добрых людей худыми, равно как и доброе слово делает худых людей добрыми”.»

Самой крупной международной православной молодежной организацией является объединение «Синдесмоc» www.syndesmos.org , целью которого является консолидация православной молодежи, организаций, институтов и школ во всех странах мира. Основанный в 1953 году в Париже, сегодня «Синдесмос» объединяет 126 молодежных организаций в 46 странах. Основными мероприятиями, проводимыми организацией, являются международные семинары, лагеря и летние школы, на которых православная молодежь из разных стран знакомится, учится, делится опытом организации своих движений, сплачивается.

Российское движение «Молодая Русь» www.molrus.ru .

Начало созданию организации было положено весной 2001 года, а идея такого объединения возникла еще в 2000 году.

В течение нескольких лет участники организации регулярно посещают детский дом и госпиталь им. А. Бурденко.

Цель поездок в детский дом – это общение и игры с лишенными семейной атмосферы детьми, организация детских праздников, совместные прогулки и спортивные игры. На Масленицу организуются “народные гуляния”, летом устраиваются походы и паломнические поездки. Участники «Молодой Руси» – студенты московских ВУЗов начали осуществлять с детьми программу социальной и трудовой адаптации детей к современной жизни.

В госпиталь им. А.Бурденко участники «Молодой Руси» приезжают к раненым солдатам из Чечни: устраивают концерты для раненых, поздравляют с праздниками, отвозят в театр и просто общаются. Такая поддержка сверстников для многих солдат оказывается важнейшим фактором успешной реабилитации.

Регулярно проводятся “Новоспасских встреч” – цикла бесед на актуальные для православной и невоцерковленной молодежи темы, встреч с интересными людьми и творческими коллективами, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов.

Организация “Прогулок по Москве” – посещение московских храмов, монастырей, исторических мест в столице и ее окрестностях. “Прогулки по Москве” помогают невоцерковленной молодежи узнать свой родной город с другой стороны, открыть для себя Православную Москву, а для православных ребят – это возможность более подробно узнать и побывать в других храмах и монастырях, которые многие посещают впервые.

В Санкт–Петербурге уже 10 лет существует православный молодежный клуб “Чайка”.

Основные направления деятельности клуба: 1) Духовно-просветительское: проповедь в молодежной среде посредством выступлений священников в помещении клуба и подготовки докладов; Проведение духовных бесед с людьми в социальных учреждениях, где участники клуба несут свое служение; 2) Социальное: служение нуждающимся в помощи пожилым прихожанам, санитарное служение болящим в больнице; 3) Организация паломнических поездок к святыням Православной Церкви.

Организация «Реставосъ» www.wco.ru/restavros, существующая уже 16 лет, объединят тех, кто хочет безвозмездно потрудиться в деле восстановления разрушенных храмов, монастырей, памятников архитектуры. Поездки на 2-3 недели организуются в самые различные уголки европейской части России: Белозерск, сельские храмы Вологодской области, храмы села Лёкшмозеро в Каргопольских краях Архангельской области, город Тутаев Ярославской области, остров Верхний в Псковском озере. Помогают добровольцы из МЦ “РеставросЪ” и нескольким монастырям: Александро-Ошевенскому в Архангельских краях, Ферапонтову Лужецкому в подмосковном Можайске, в селе Лукино под Нижним Новгородом, Никитскому в Переславле-Залесском, Александро-Невскому в селе Маклаково на севере Московской области, в монастыре на острове Коневец, что в Ладожском озере.

«В Белозерске наши отряды работают давно – с 1988 года, а последние годы каждое лето проходит здесь по две смены. Белозерск – городок маленький, жизнь событиями небогата и приезд такой группы удивительных, а может даже не совсем нормальных людей – задарма работают! – конечно событие. Сложилась традиция – местное радио (а в последние годы и телевидение) делает передачу о ребятах, мы рассказываем, что нового у нас случилось за год, какие планы на этот сезон, где будем работать, на каком объекте города…

В этот год первая смена, помимо всего прочего, занималась очисткой колокольни действующего храма от копившегося десятилетиями мусора и разборкой копившегося там же хлама – что на выброс, что в музей (кстати, много интересного было!). Тем летом последний раз с нами был Женя Каньшин – ветеран “Реставроса”. Нет больше Жени – есть теперь отец Евгений! Но тогда был он еще просто Женей, одним из нас. Сделали радиопередачу, как обычно. Сидим это мы значит, слушаем про себя “хвалилки” по радио, и вот ведущая доходит до фразы: “Хорошо поработала первая смена реставраторов из “Реставроса” – разобрали всю колокольню Богоявленского храма!” Тут в передаче маленькая пауза, во время которой Женя поднимает голову и мрачно заявляет: – Убивать надо таких реставраторов!»

«Всероссийское православное молодежное движение» www.sretenie.ru – общероссийская общественная молодежная организация – создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. Центральным мероприятием Движения стал летний слет православной молодежи в Подмосковье – молодежный лагерь «Феодоровский городок». В продолжении четырех лет «Федоровский городок» стал традиционным центром общения православной молодежи со всей станы, местом возникновения многих молодежных проектов, идей, разработок, уникальной образовательной площадкой.

Организацией лагерей для детей и молодежи занимается и межрегиональная общественная организация «Общее Дело» www.o-d.ru. Среди мероприятий, которые были реализованы организацией «Общее Дело» стоит отметить ежегодный Международный молодежный сбор в Крыму; ежегодные международные лагеря во Франции, лагерь труда и отдыха, организуемый с 2002 в поселке Богучарово в Тульской области, посвященный памяти известного русского философа и богослова А.С. Хомякова.

Регулярно в дни школьных каникул организация “Общее Дело” проводит военно-патриотический лагерь “Ратная застава” в Подмосковье и оздоровительные лагеря в России и в Крыму.

Сретенские схолии – записки потерпевшего. Александра Волкова

Как всегда опаздываю. Наконец-то Юго-Западная. Заснеженный автобус с табличкой “Протвино”. Ко мне подсаживается девушка моих лет, знакомимся. Все 3 часа езды – беспрерывно болтаем, смеемся. Каким-то чудесным образом два человека, познакомившихся 5 минут назад, раскрывают друг другу душу. Теперь Ленка – моя лучшая подруга. В то время я имела смутное представление об “Общем деле”, организовавшем эти схолии, и о том, что ждет меня впереди. Но такое приятное знакомство показалось мне добрым знаком.

Санаторий “Протва”…Еле-еле выползаем из автобуса. Так вот ты какой, белый олень…т.е. наукоград Протвино. Слово “Протва” быстро трансформировалось в “Братва”: сказывается влияние современного кинематографа. Входим: тепло, уютно, а значит жить можно. С гордой неприступностью сами дотаскиваем чемоданы до номера. Распаковываемся: Ленка саркастически смотрит на вещевую свалку у меня на кровати, пафосно названную “художественным” беспорядком. А я снова удивляюсь, как за несколько часов общения можно сродниться с человеком.

Ну, отдохнули и в путь, т.е. на лекцию. Все знают: на выступлениях Кураева всегда аншлаг. Как обычно о. Андрей “зажигал” зал. Начали с темы о нелегких путях миссионерства в наши дни, закончили рассуждениями, что станет с Гарри Поттером, когда он вырастет. Дальше вопросы, вопросы… “Как должна одеваться современная православная девушка?” “А вы вспомните, какие раньше крестьянки в храм платья одевали? Лучшие! А сейчас? Православная спецформа черно-коричневых тонов, юбка до пят, взгляд в пол! И еще православный жаргон, этакие спец-словечки, без которых ни один разговор не обходится: все смирение да послушание. А через слово: “спаси Господи, спаси Господи”.

Под конец лекции о.Андрей откровенно прикалывается с ребятами: “Вот был бы я настоятелем какого-то прихода…Ну, молодежного, конечно. Я бы всех прихожан к великим праздникам заставлял хаера (волосы) в разные цвета красить: к Пасхе в красный, к Троице в зеленый…Красота!” Встреча подходит к концу, все в восторге, хотя я от о.Андрея другого и не ожидала.

На следующий день открылся настоящий лекционный сезон. После торжественного молебна Костя Поваров и Антон Одайский (молодые руководители “Общего дела”) повели сказ о религиозных молодежных проектах в России и Европе. Дальше шли лекции по социальному проектированию. Такая информация действительно полезна для ребят, готовящихся стать молодежными миссионерскими лидерами.

Немного потренировали свою “думалку” и хватит. Идем на экскурсию по Протвино. Мороз и солнце, день…холодный. Да, уж дубняк тот еще. Но красиво: сосны и перламутровые переливы на сугробах. Достопримечательности очаровывают и безумно веселят “столичную” молодежь. “В этом домике живет наш дворник Серафим Митрофанович, а в эту лавку ходит наша баба Глаша…” Забавно, зато все по-доброму, по-простому.

Несколько часов спустя, дождавшись, когда отмороженность моих конечностей перейдет в более легкую стадию, топаю на вечер знакомств. Чинно, в кружке, как положено…От переизбытка имен – с головой происходят метаморфозы. Запомнились тренинги для формирования доверительных отношений в коллективе: перед вами болото, кишащее крокодилами. С помощью команды и листов бумаги, символизирующих мост, желательно переправиться через енто болото. Ну тут наша с Ленкой команда проявила себя. По времени мы, конечно, не лидировали, но сколько изобретательности и артистичности! Хотя, кто мог сомневаться…

Прогулки, общая трапеза, чтение молитвенного правила хорошо сближали ребят. На первом творческом вечере, организованном (угадайте кем?) ну, конечно, мной и Леной, раскрылся весь диапазон талантов “схолийцев”. Отсутствие шаблона выступлений, лишь чистый остроумный экспромт. Просто, но искренно и от души. Гитара, баян, фортепиано и скрипка – это здорово, а когда они звучат вместе и к тому же с такими произведениями, как “Осень” ДДТ, “Зеленоглазое такси” Боярского. Такое не забывается…Расходятся гости, пришедшие на наш творческий вечер, остаются все свои…

– Девчонки, зажгите свечи, поставьте в центре.

– Сделано.

– Теперь можно выключить верхний свет.

В зале царит полумрак. Лишь несколько свечей в пластмассовых стаканчиках озаряют лица людей, сидящих в кругу. Уже поздно, но спать не хочется. Раздается первый гитарный аккорд. Песня подхватывается мгновенно и голосами, и переливчатой игрой на баяне. Любимые песни… “ДДТ”, Никольского, “Алисы”, “Кино”, Высоцкого, походные песни, романсы. И как-то по-особенному звучат здесь слова о вечных ценностях, любви и дружбе.

Изгиб гитары желтой

Ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха

Пронзит тугую высь…

В последующие дни схолий на наш огонек со своими лекциями заезжали доктор исторических наук, профессор МГИМО А.Б.Зубов и сотрудник Отдела религиозного образования МП священник Димитрий Лин. Их выступления воспринимались “схолийцами” с искренним интересом. После лекций снова прогулки, творческие вечера.

В один из вечеров Антон устроил апологетические игры. Ребята заранее подготовились, выучив роли, кто лютеранин, кто католик, а кто к перевоплощению был равнодушен – те православные. Подготовиться к выступлению нам с Ленкой, по загадочным причинам, так и не удалось, благо мы имели неплохое представление о тех, кого должны были изображать. Прямо перед началом игр мы выразили Антону свое негодование по поводу того, что у нас (католиков-экуменистов) мало аргументов против православных: “Мы, конечно, понимаем, что должны проиграть, но все же хотелось бы сделать это достойно!” Вышли на сцену. На ломаном русском я сказала, что вообще-то я плохо понимать по-русски, но, поймав убийственный Ленкин взгляд, поняла, что и мне придется “сражаться”. Православные с дружным гулом и криками радости от своего превосходства навалились на нас бедных. Ну, проиграть, так проиграть. Торжествующая улыбка Антона – наши с Ленкой непробиваемые, полные достоинства лица. В общем, повеселились, к тому же с пользой.

Важнейшей задачей “Сретенских схолий” было создание молодежного оргкомитета по проведению Международных дней молодежи в Дивеево (26 июля-4 августа 2003 г.) в честь 100-летия преподобного Серафима Саровского. Конечно, нереально поручать ребятам без опыта такой огромный по своему размаху проект. Но, видимо, ответственность пробуждает талант. Разделились на группы по призваниям. Кто палаточный городок на 200 человек будет сооружать, кто культурно-просветительскую программу и крестные ходы организовывать, кто освещать все это в прессе. Первоначально я, наверное, напоминала метущуюся обезьянку из анекдота, которой хотелось быть и умной, и красивой. Манило родное творческое начало: концерты, семинары. Но затем выяснилось, что не хватает “пишущей братии”, и моя судьба была предрешена. Вечером состоялась презентация разработанных проектов по группам. Казалось бы, все должно быть серьезно, официально, но не тут то было… Еще раз убедилась, что даже серьезные дела лучше решаются с юмором. Дальнейшая работа нас ждет уже в Москве, в офисе “Общего дела” в Перово.

…Сумерки. Мы собрались на последний творческий вечер: завтра уезжать. Гитара перекочевывает из рук в руки. Глаза слушателей и поющих прикованы к мерцанию трех язычков пламени свечей в центре зала. А сердца переполняет что-то светлое и радостное.

И кто-то очень близкий

Тебе тихонько скажет:

“Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались…”

Сретение Господне — непереходящий (неподвижный) церковный праздник, который ежегодно отмечается 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Этот праздник имеет статус господско-богородичного, т.к. посвящён одновременно Иисусу Христу (господский) и Пресвятой Богородице (богородичный).

Сретение Господне. Андрей Рублев, 1405 г. 81 x 61,5 см. Праздничный чин. Благовещенский собор Московского Кремля

История праздника Сретения Господня

Этот праздник установлен Церковью в память о раннем этапе земной жизни Христа. В то время существовал обычай, по которому родители первенца должны были давать за ребёнка выкуп. Чаще всего они жертвовали храму деньги или приносили домашнюю птицу. Мария и Иосиф жили небогато, поэтому не имели такой возможности. На сороковой день после Крещения Богородица в качестве очистительной жертвы принесла в иерусалимский храм лишь пару голубей. После этого святое семейство вернулось в Назарет.

Встреча ключевое слово этого дня, который важен для христиан и входит в число Двунадесятых (двенадцати) Великих праздников. Происходит символическая встреча Ветхого и Нового Завета, когда последние праведники и носители Старого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) впервые увидели Иисуса Христа, носителя Нового Завета. Трёхсотлетний Симеон Богоприимец знал, что не сможет умереть до тех пор, пока не увидит Спасителя. Взяв младенца на руки, он понял, что вскоре свершится чудо. В тот день на смену идеи неискупленного человечества пришла эпоха христианства. Произошла встреча божественного и человеческого.

В Византии Сретение начали торжественно отмечать в VI веке. Постепенно традиция распространилась по другим христианским странам. 15 февраля (2 февраля по старому стилю) стало для многих людей духовной встречей с Христом.

Всемирный День Православной Молодёжи

15 февраля — Всемирный День Православной Молодёжи . Его отмечают с 1953 года. За год до этого общественно-церковная организация «Синдесмос », или Всемирное братство православной молодёжи, начала работу во Франции. Её цель — связать православных молодых людей из разных стран. 15 февраля члены «Синдесмос» посещают больницы и дома престарелых, проводят встречи, обсуждения, концерты и соревнования.

В 2001 году прошёл Всероссийский съезд православной молодёжи. В 2002 году присутствующие на учредительной конференции общественной организации «Всероссийское православное молодёжное движение » ознакомилась с положением о проведении дня российской православной молодёжи . Его подготовил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор 15 февраля проходят встречи со священнослужителями, проводятся благотворительные концерты и прочие мероприятия.

По инициативе Патриарха Алексия II, в этот день в российских городах проходят Сретенские балы . Действующие епархии Русской Православной Церкви проводят их и в других странах.

Сретенская свеча

Христианский праздник Сретение Господне совпадал с древним языческим праздником Громницы . Славянский обряд почитания живого огня в некоторых местах существует и в наше время. Прежде в этот день за деревенской околицей, подальше от изб, разводили огромные костры. Позже вместо них стали зажигать большие сретенские (громничные, общественные ) свечи . Их готовили всем миром, собирая воск с разных дворов. Передавали на хранение от одного хозяина к другому в день важных церковных праздников. При этом обязательно присутствовал священник. Он зажигал общественную свечу и служил молебен. На него собирался народ со всей деревни.

Такая общественная свеча ежегодно наращивалась новым слоем воска. Как только её вес становился пудовым (16 кг), её торжественно отдавали на хранение в церковь. В крестьянских избах держали собственные небольшие сретенские свечи. Их зажигали только во время семейных молитв, в сильную грозу или брали с собой на тушение деревенских пожаров.

Считается, что традиция освящать церковные свечи пришла от католиков. В 1646 году митрополит Киевский святитель Пётр подробно описал, как происходит крестный ход с зажженными светильниками в римской католической Церкви. Факельные шествия должны были отвлечь паству от языческой традиции почитания огня.

Народные традиции

Народные традиции связывают этот день с ожиданием весны: «В Сретение весна с зимою встретились ». Февральские морозы в эти дни называются сретенскими.

«Покров — не лето, Сретение — не зима ». Оттепель в этот день сулит раннюю и солнечную весну. Можно судить и о предстоящем урожае: капель обещает хорошую пшеницу, снежная крупа — ранний сев овса, ветер дует к урожаю яблок.

Можно положить поперёк дороги палку. Если её заметёт снегом, то травы только поздней весной поднимутся. Если в этот день вдоволь накормить домашнюю птицу овсом, то она будет хорошо нестись.

Интересно, что всем известный народный праздник «День сурка » отмечается в США и Канаде 2 февраля, т.е. в дату Сретения по юлианскому календарю.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

"Всемирный День православной молодежи неслучайно отмечается 15 февраля, когда Церковь празднует Сретение Господне (сретение переводится как "встреча"). Это - символическая встреча души, жаждущей света и истины, с Тем, Кто этим светом и истиной является. Молодая душа всегда в поиске: себя, своего предназначения, призвания, смысла бытия. Поэтому так важно, чтобы в нужный момент человек не забыл об итоге своего пути и не ограничился поиском как самоцелью. Отрадно видеть, что сегодня в среде молодежи растет интерес к Православию, в наших храмах все больше появляется людей активных, грамотных, отзывчивых... Однако День православной молодежи - это не только повод поздравить молодое поколение, которое ходит в храмы и уже является воцерковленным, но и возможность обратить внимание на тех юношей и девушек, чье сознание еще не готово или пока отказывается вместить идею Бога. Мы все вместе молимся о них и верим, что рано или поздно Господь найдет способ просветить их души Своим словом.Молодое поколение бунтует, протестует, использует подчас разные радикальные формы, чтобы перевернуть весь мир и заявить о себе... Но это оттого, что молодость торопится жить и еще не всегда умеет видеть в этой жизни одну из главных ценностей. Молодежь не надо ни критиковать, ни игнорировать. Нужно просто находить с ней общий язык и выстраивать отношения на основе Любви, которую нам показал сам Христос. Ведь поиск истины для молодого человека - не просто штамп, а суть всего существования. Нам есть чему поучиться друг у друга.

Многие задаются вопросом: почему именно на Сретение стали отмечать этот молодежный праздник? Ответ удалось найти на сайте Информационного центра Екатеринбургской епархии. По словам руководителя программ епархиального Отдела молодежи И. Н. Григорьева, эту традицию заложило Всемирное Братство Православной Молодежи "Синдесмос". Греческие слова эти означают буквально "единство духа в союзе мира. Организация объединяла поначалу студентов православных учебных заведений. По благословению еще Святейшего Патриарха Алексия II православная молодежная организация "Синдемос" находится в Троице-Сергиевой Лавре.

День православной молодежи празднуется в мире вот уже несколько десятилетий. Его встречают не только в России и на канонической территории Русской Православной Церкви, но и в дальнем зарубежье. Наши братья-славяне: сербы, болгары, чехи, а также православные греки, румыны, венгры, поляки, американцы, британцы, немцы тоже в их числе. В одном из приветственных посланий к празднику в 2006 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что "Святая Церковь обращает свою материнскую заботу к людям всех возрастов. Но сегодня, в переломную историческую эпоху, когда от молодого поколения зависит путь нашего Отечества в XXI веке, Русская Православная Церковь призвана явить миру свое юное лицо. Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви". Святейший Патриарх выразил убежденность в том, что в каждой епархии, в каждом благочинии и на каждом приходе можно практиковать различные формы православного молодежного служения и выразил пожелание, чтобы День православной молодежи со временем пришел в каждую приходскую общину.

CПРАВКА:

Всемирное братство православной молодежи "Синдесмос" было создано в 1953 году во Франции группой молодых православных богословов, в которую входили Иоанн Мейендорф, Николай Ниссиотис, Георгий Ходр, священник Александр Шмеман и другие. Деятельность "Синдесмоса" получила благословение и поддержку всех Поместных Православных Церквей и способствовала расширению современного свидетельства о Православии в различных его аспектах. Литургическая жизнь, пастырская работа с молодежью, миссионерская деятельность, богословие, православное свидетельство в экуменическом контексте, диалог с Восточными Православными Церквами стали основными темами молодежных встреч и фестивалей. За 50 лет работы Синдесмос превратился в братство, которое объединяет 126 молодежных движений и богословских школ из 42 стран. В настоящее время во Всемирном братстве состоят 16 молодежных организаций и Духовных школ Русской Православной Церкви. С 1989 года "Синдесмос" ежегодно проводит съезды в России, на Украине и в Беларусии. Это единственная православная молодежная организация, которая проводит международные лагеря (в том числе на Святой Горе Афон), семинары, консультации и конференции на такие животрепещущие темы, как экология, современное состояние экуменического движения, православное богослужение, богословское образование, подготовка руководителей молодежных организаций. Открытое обсуждение наиболее острых проблем современности позволяет молодым людям сформировать свое церковное мировоззрение, научившись даватьответы на вызовы секулярного сознания с позиций православной церковности.

Жизнь состоит из встреч и ожиданий,
Из явных и сокрытых знаний...
О важности одной из встреч
Ведём, мой друг, с тобою речь...

Н.А. Куконина.

Праздники - не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует ее водительству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живет в них, проходя, таким образом, целую школу духовного возрастания.

Сретение в переводе со славянского языка означает «встреча». В этот день мы вспоминаем встречу Младенца-Христа и праведного Симеона в Иерусалимском храме, встречу Ветхого и Нового Завета. Праведный Симеон узнал в Младенце обещанного Мессию, и жаждущая его душа наполнилась миром.

Сретение - это еще и праздник встречи человеческой души с Богом. Такая встреча происходит у каждого человека в жизни, и очень важно не пропустить ее, ответить на призыв, обращенный к нашей душе. Нужно постараться, чтобы свет этой встречи горел всю нашу жизнь, чтобы он освящал наш жизненный путь и светил другим.

Хорошо, когда встреча со Христом происходит в юношеском возрасте. Тогда свет Христов освещает человека в течение всей жизни, дает этой жизни нужное направление, не позволяет заблудиться в терниях греха и порока. Тогда и старость бывает наполнена радостным ожиданием новой встречи со Спасителем, а не горьким сожалением об утраченной молодости или безцельно прожитой жизни. Именно поэтому праздник Сретения- Встречи стал днем православной молодежи во всем мире.

В 1953 году впервые прошла ассамблея Всемирного Православного Молодежного Движения, получившего название "Синдесмос". Вот уже более 50 лет существует это объединение, в которое сегодня входит свыше 120 различных групп, действующих в 46 странах.

Целью Синдесмоса является общение и взаимная поддержка православной молодежи во имя спасения. Своим праздником она выбрала Сретение, день встречи жаждущей человеческой души с Богом.

В июне 1992 года на 14-й ассамблее с благословения всех глав поместных Православных Церквей 15 февраля утверждается как День Православной молодёжи. «Младенец Христос исполняет закон и пророчества. Святые Симеон и Анна показывают нам путь принятия Его... Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь. Это то, чем призвано быть Движение православной молодёжи: приглашение встретить Бога и быть изменённым этой встречей...» - говорится в официальном документе Синдесмоса.

Подобные молодёжные движения основываются и в России.

Один из синодальных отделов Московского Патриархата посвящён миссионерской и просветительской работе среди молодого поколения. Ныне его возглавляет Владыка Александр архиепископ Костромской и Галичский.

В 2001 году в Москве прошел Всероссийский съезд православной молодежи, а в 2002-м - учредительная конференция общественной организации "Всероссийское Православное Молодежное Движение".

В каждой епархии Русской Православной Церкви теперь проходят молодежные съезды и конференции. Молодые христиане объединяются для того, чтобы помочь друг другу найти Христа и стать Его учениками и последователями.

Предсказанное совершилось!
Взошла Звезда - Любовь жива,
Чрез Деву Слово воплотилось.
И эта встреча возвестила:
Правдивы вещие слова.
И мы стремимся к встрече с Богом -
Стремимся, словно Симеон.
А Праздник Сретенья - дорога
Туда, где нас встречает Он.

Вскоре по всей Россиисостоятся Сретенские балы. Но далеко не все люди знают, что это за мероприятие, как часто проводится и какова история возникновения праздника. Накануне проведения очередного Сретенского бала самое время поближе познакомиться с этой доброй православной традицией.

Когда и где проводятся Сретенские балы?

Ежегодно в разных городах Российской Федерации проходят Сретенские балы. Дата их проведения всегда неизменна - 15 февраля. В этот зимний день православная церковь отмечает сразу два праздника. Первый из них - Сретение Господне, от которого и происходит название бала. Второй праздник - Всемирный день православной молодежи, образованный более 50 лет назад.

Сретенский бал может быть организован в любом городе России и даже мира, где есть действующие епархии Русской Православной Церкви. Обычно подобные мероприятия проводятся в местных районных Домах или Дворцах культуры. Сретенские балы стали доброй традицией в таких городах России, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Мурманск.

Сретение Господне

Проведение Сретенского бала неразрывно связано с одним из двенадцати важнейших церковных праздников - Сретением Господним. Он отмечается православными христианами 15 февраля, как раз через сорок дней после Рождества Христова. Именно в этот день новорожденного Иисуса принесли из Вифлеема в Иерусалимский храм. Название праздника переводится как «Представление Господа».

Сретение Господне впервые упоминается при богослужении в Иерусалимской церкви в IV веке. Само слово «сретение» объясняется как «встреча». В этот день православные христиане действительно идут на встречу к Господу, становятся ближе к нему.

Церковный праздник Сретения не связан с балами или другими увеселительными мероприятиями. Традиция их проведения появилась в современном православном обществе намного позже.

Всемирный день православной молодежи: история праздника

Всемирный день православной молодежи отмечается с 1953 года. Утверждению праздника предшествовало проведение Первой Генеральной ассамблеи Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос». Эта общественно-церковная организация начала свою работу во Франции в 1952 году. Главная цель ее образования заключается в служении церкви и установлении тесных связей между православной молодежью разных стран. На сегодняшний день в общественном движении принимает участие более ста организаций из 40 стран.

В этот день, 15 февраля, во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры. Во время этих мероприятий, как правило, обсуждаются проблемы отношения молодого поколения к православной вере.

Сретенские балы в современной России

В проведения 15 февраля Сретенских балов появилась благодаря Святейшему II. В 2002 году им было выпущено положение об учреждении Российского дня православной молодежи. Тогда же была создана общественная организация «Всероссийское православное иолодежное движение».

Каждый год, в день, когда церковь отмечает Сретение Господне, и накануне праздника православная молодежь в разных уголках России организует конференции, съезды, крестные ходы и другие торжественные мероприятия. Главным событием вечера является проведение Сретенского бала. Его непосредственной организацией занимается молодежь города - участники православного общественного движения.

Примерный сценарий Сретенского бала

Залог успеха любого праздничного мероприятия заключается в написании грамотного сценария. Без него даже православный бал может оказаться неорганизованным балаганом.

Примерный сценарий Сретенского бала для молодежи выглядит следующим образом:

1) Вступительное слово ведущих вечера, в котором можно уделить внимание понятию бала и его месту в истории России. Необходимо отметить, что молодежные балы вновь вернулись в обиход в 2002 году. Особо популярным стал Сретенский бал, приуроченный ко Дню православной молодежи.

2) Приглашение участников на первый танец. По полонез. Польский танец-шествие в умеренном темпе открывает вечер.

3) Ведущие представляют гостям организаторов, спонсоров и участников бала.

4) Немного информации о втором танце вечера - вальсе.

5) Исполнение вальса танцующими парами.

6) Концертная программа: выступление музыкантов, проведение конкурсов.

7) Немного истории о следующем танце - регтайм.

8) Исполнение танца участниками вечера.

9) Концертная программа: викторины, творческие номера.

10) Объявление ведущими и исполнение под названием падекатр.

11) Историческая информация о танце полька. Исполнение его участниками бала.

12) Проведение игр, конкурсов.

13) Пожелания участников Сретенского бала организаторам.

14) Прощальный вальс.

Представленная программа проведения Сретенского бала является примерной. При желании ее можно дополнить дополнительными розыгрышами и другими развлекательными мероприятиями. Однако танцы, представленные в сценарии, являются обязательными для исполнения участниками.

Когда состоится следующий Сретенский бал?

Во многих городах Российской Федерации проведение балов в честь празднования Сретения Господнего и Дня православной молодежи уже стало доброй традицией. Часто в их организации заинтересованы не только участники общественного движения, но и администрация города. Сретенские балы призваны воспитывать молодежь в соответствии с добрыми традициями Русской Православной Церкви. Поучаствовать в мероприятии могут все желающие, независимо от того, являются ли они участниками движения.

Когда же должен состояться следующий Сретенский бал православной молодежи? Дата проведения праздника остается неизменной: ежегодно 15 февраля. Но, по просьбам участников мероприятия, в связи с учебой или работой, бал может быть перенесен на ближайший выходной день.

Сретенский бал - это возрождение русских традиций и формирование православной духовности у молодежи в современном обществе.