Сентябрь. Народный календарь, пословицы, поговорки, приметы, обычаи, традиции

02.09.2017 | Посетителей: 8813

КАКОЙ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК?

День Андрея Стратилата-тепляка.

Тепляком назывался ветер, дующий в это время с юга. Считалось, что он способствует скорейшему созреванию овса.

В этот день проводился обряд, когда именинница (или родившаяся в этот день женщина) приносила в дом первый (или последний, если овес был уже собран) сноп овса и ставила его в бабий кут (место у печи, где хранилась домашняя утварь). Считалось, что такой сноп охраняет дом от нечистой силы и приносит достаток. Ставили сноп овса и в конюшню, чтобы леший, который любил конскую сбрую пугать, к крестьянскому двору не подходил. Также овсяные снопы ставились в сенях и горнице.

Ветер-тепляк в паутину одет - ушедшему лету кланяется вслед.

Если луна висит на небе вниз рогами и вверх спиной (пос­ледняя четверть) - долго будет пасмурно и ненастно.

Предосенний день бывает жарче июльского.

Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. Если осенью будет много туманов - зимой будет много снега.

Считается, что в этот день начинается бабье лето. Поспевает овес. Южный ветер - к большому урожаю овса. Обычно 1 сентября стоит ясная и солнечная погода.

День пророка Самуила.

В народе верили, что пророк Самуил выспрашивает у Господа хорошую погоду, которая была очень важна в сентябре. Потому что «должна земля успеть одеться в зеленя», овес-долгорост до полной зрелости дойти, да и лен с коноплей еще надо успеть убрать.

Наступала пора убирать свеклу.

Дергали ее девушки; ни мужики, ни бабы к свекольным грядкам не подходили. Отсюда и появилась присказка: «Свекольница - девкам невольница». Тяжелой была работа по уборке свеклы, но в народе считалось, что чем ниже кланяешься свекольной грядке, тем больше здоровья она тебе дает. Хочешь румяное личико да красоту не потерять - надо овекольнице понравиться.

Если у кротов норы выходят на север - зима будет теплая. Кроты с осени в свои норы натаскивают много жнивья (колосков) и соломы - к холодной зиме.

Полевые мыши перебираются ближе к деревне - к холод­ной зиме.

Соединяются в первые перелетные стаи грачи.

Красноватый контур Луны - к ветру.

День святого Фаддея прововедника, апостола от семидесяти.

Если в этот день стояла хорошая погода, то весь сентябрь будет хорошая погода.

Если при заходе солнца небо затягивается облаками с севера - к ветрам.

Если ветер меняет направление с юго-западного на северо-западное - к вёдру, температура постепенно повысится на протяжении 2 дней.

Южный ветер - к теплу, восточный - к вёдру, западный - к дождю, северный - к стуже.

День Агафона Огуменника. По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешится над соломкой» - перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор - караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.

Обилие грибов в лесу предвещает бесклевье рыбы.

Хищные рыбы лучше клюют перед похолоданием.

День Луппы-Брусничника. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен. Если в этот день не будет утреннего заморозка, то и сентябрь будет без заморозков. На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.

Если к этому дню созревала брусника, то люди спешили убрать овес. Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, зима будет ранней. Если журавли летят низко – зима будет теплая, если высоко – холодная. А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то жди скоро ненастья.

День Евтихия. Евтихий тихий. Ерема.

Согласно народным поверьям, в этот день нельзя смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Считалось, что 6 сентября по полям и лугам катается то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь , который заманивает путника в лесную чащу. Встреча с таким «огоньком» считалась дурным предзнаменованием. Да и опалить такой «цветок», согласно поверьям, мог не на шутку, долго потом придется лечиться. Верили, что блуждающие огоньки - это души людей, умерших нехорошей смертью: удавленников, погибших от несчастных случаев или от запоя и т. д.

Плохой приметой в этот день считался ветер, который, если налетит, обязательно льны побьет и все семена развеет.

Но чаще всего погода на 6 сентября стояла тихая, отсюда и одно из названий этого дня - Евтихий тихий.

Дождь на Евтихия обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год.

Хорошо, если Евтихий будет тихим, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник. Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять. Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

Послеобеденный дождь - продолжительный.

Щелканье и треск деревьев - к сухой погоде.

Вороны каркают отрывисто, чаще обычного и хрипло - перед дождем.

Ручка ковша созвездия Большой Медведицы направлена вверх, звезды сверкают - к заморозкам.

8 сентября день День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника. Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму. В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины. Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы. Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину . Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

Кукша, Кукша-рябинник, Анфиса.

К этому дню созревала рябина, и крестьяне молились святому Кукше, чтобы урожай ягод был хорошим. Издревле существовала легенда, что святой Кукша ходит по земле с рябиновой веткой в руках и крестит ею язычников.

Рябину в деревнях ценили как прекрасное средство от простуды. Считалось, что тот, кто каждый день будет пить рябиновый сок, того никакая хворь не одолеет, вери­ли, что при различных болезнях очень хорошо пролезть сквозь рябину, расколотую пополам и связанную по краям. Над корнями рябины читали заговор от лихорадки, а потом, вырыв их из земли, клали на постель больного человека.

Крестьяне верили, что гроздья рябины - это сильный оберег, поэтому ягоды сыпали за голенища жениху, чтобы на свадьбе порчу не навели. Чтобы покойник не тревожил живых, возвращаясь с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья. На Руси запрещалось ломать рябину, рубить ее на дрова, обрывать с дерева цветы. Этот запрет возник потому, что знахари обычно переносили все счи­тываемые болезни на это дерево. И если кто возьмет себе частичку от такого дерева, то сам скоро заболеет и умрет.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.

ринято было 10 сентября убирать последние снопы в скирды. Отсюда и название этого дня - скирдницы. Дело это было нелегким, поэтому на помощь призывали святых Анну, Савву и Моисея. Согласно преданиям, святая Анна осматривала скирды, помогая тем самым крестьянам. После этого дня начинали готовиться к осенним ярмаркам, потому что основные сельскохозяйственные работы были уже сделаны.

Если не выберешь конопли до Ивана Постного (11 сентября), то весь пост просидишь без конопляного масла.

С осени вспахано, весной лучше засеяно.

Гром в сентябре предвещает долгую и теплую осень.

Если листья у осины и березы опадают чисто - следующий год будет легким и урожайным.

Зажелтели первые листья у берез, собирайся за опятами.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя . Праздник «Репы». Репный праздник. В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах. Иван Постный пришел, и за собой лето увел. День Ивана Постного – крестный отец осени. Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана. На день Ивана Предтеча, птица улетает далече. Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима. Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу. Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных. В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья. В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож . Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Александра, Александра-сытника; сытник, свытник.

В этот день существовал обычай завивать вместе ячменные, льняные и овсяные стебли, заговаривая ниву на будущий богатый урожай.

Свытником прозвали этот день за то, что варили свытную (ячменную) кашу. Само слово «свытно» означало что-то привычное, то, что уже стало укладом жизни.

Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю.

Если еж устроил нору на опушке - зима будет теплой, если в глубине чащи - жди крепких морозовх. , а ветры будут дуть чаще со стороны, противоположной от входа в нору.

Киприан, Куприан, Куприян, Куприянов день, день Киприана, журавлиное вече.

В старину верили, что в этот день собираются на болоте журавли и держат совет, какой дорогой лететь в теплые края. Отсюда название дня - «журавлиное вече». А рядом с птицами садятся болотные духи - кикиморы - и считают кости тех, кого они смогли летом в трясину затянуть.

На Куприяна на болотах всегда сизое марево стоит, и ясно слышатся странные звуки, напоминающие стоны утопленников, чьи кости потревожили злые духи.

С Куприяна можно было клюкву собирать. Раньше на болото идти боялись, потому что существовало поверье: брать неспелую клюкву - нечистой силе угождать. Девушка станет бесплодной, парень потеряет силу и тронется умом, а старика злые духи и вовсе в топь уведут , поманив яркими огоньками. Поэтому приговаривали в старину: «Ягоду - клюкву не тронь, покуда не полыхнет она (не поспеет), не отгонит зло в зыбучую топь». Если журавли осенью летят низко - зима ожидается теплая, если высоко - холодная.

Журавли громко курлычут - к дождю.

Лебедь летит - к снегу.

Лебедь улетает на юг поздно - осень будет продолжительная и теплая.

Птица нахохлилась - к непогоде.

Сентябрь птицу в дорогу торопит.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы.

Много поверий и обрядов было связано с этим днем, 14 сентября в деревнях хоронили тараканов и мух. Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога - повелителя всех насекомых.

Важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год.

Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если шишки на ели выросли низко - быть ранним морозам, а если на верхушке - настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно - осень сухая, а бабье лето сухое - осень мокрая.

Первые Осенины (15 сентября) - начало великого 2-недельного солнечного праздника Вересень.

Начало последней недели астрономического лета (недели "бабьего лета"), которая окончится в день осеннего равноденствия (22 сентября), и на планете настанет астрономическая осень.

В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая.

В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана).

Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

День Василисы. День Домна. Дорофей

Отмечали 16 сентября именины Домны, которая олицетворяла домашний порядок и уют . В этот день было принято наводить в избе порядок: мешки из-под картошки и старую обувь ополаскивали в реке, мыли полы вересковой водой и выстилали их половиками. В огороде сжигали всю рухлядь вместе с картофельной ботвой.

Надо сказать, что в огонь бросали даже те вещи, которые сгореть не могли, потому что такой костер не только помогал избавиться от старья, но и символизировал полное очищение дома от всего дурного. Но в некоторых местах, наоборот, было принято тащить в дом на Дорофея всякую рухлядь, чтобы осень прошла благополучно.

Особое внимание уделялось старым лаптям, которые считались верным средством от сглаза.

день Вавилы, Вавила, праздник острых вил, Неопалимая Купина , луков день.

В этот день, помолившись святому Вавиле, который на Руси почитался как покровитель домашнего хозяйства, крестьяне проверяли стога и сеновал. Считалось, что если стог кругом пошевелить вилами, то разбегутся нечистая сила, гнетуха и трясуха (лихорадки), которые зимой стали бы скотине вредить. А если выйти во двор с вилами в руках, то все бесы разбегутся кто куда.

Существовало поверье, что если наткнутся вилы на что-то твердое, то это кумоха спряталась в сене подальше от людских глаз.

На Вавилу молились о защите от пожаров. Для этого шли на заре в церковь и кланялись иконе «Неопалимая Купина».

"Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастий и огня".

На Вавилу чинят грабли, косы, вилы.

Если бабье лето ненастно - осень суха, как черная ольха.

Большие муравьиные кучи осенью - к суровой зиме.

День Захария, Захара, Афанасия, Раисі, кумоха осенняя.

Согласно поверьям, в этот день выходила из лесу кумоха (лихорадка) и нападала на деревенских женщин. Злой дух оборачивался в старушку - странницу, которая просила подать на хлеб и пустить ее переночевать. Но, переступив порог, кумоха приносила в дом различные болезни. Не зря она считалась сестрой двенадцати лихорадок: аввареуши, глазей, глухеи, желтей, каркуши, ледеи, немей, огней, отпей, пухлей, трясеи, храпуши.

Всем лихорадкам, также как и кумохе, приписывались человеческие черты: они представлялись как уродливые простоволосые женщины.

Вообще на Руси распущенные волосы считались характерным признаком женской нечистой силы. Да и число двенадцать тоже было не случайным. Вера в 12 злых сестер-трясовиц уходит корнями в библейские тексты и связана с дочерями царя Ирода.

Чтобы избавиться от кумохи, полагалось 18 сентября убрать дом, затопить баню и попариться березовым веником, ведь береза способна исцелить многие болезни.

Михайлов день, Михаил, Михайла, Михайловские морозы, Михайловские утренники, Михайловские заморозки, Михаил архистратиг.

С 19 сентября начинаются утренние заморозки, и не за горами то гнилое время, когда к человеку начнут цепляться всякие недуги. Но заморозки в этот день считались добрым предзнаменованием, потому что это архистратиг Михаил со своим воинством спускался с неба и вымораживал нечистую силу. Верили, что архангела Михаила боятся не только злые духи и ведьмы, но и нечестивые люди, ведь от архистратига невозможно скрыть ни один грех.

Устраивали в этот день первую братчину, начинавшуюся со всеобщего собрания-примирения. На нем старались полюбовно решить семейные и общественные дела . Покончив с делами, шли в церковь, где ставили мирскую (общую) свечу, а потом садились за накрытый в складчину стол.

Михаил заморозком прихватил.

Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой.

Наблюдали, как падают листья с осины: если «лицом» вверх - к студеной зиме, если «изнанкой» - к теплой.

Созонт, Лука, луков день, луковница.

Издревле на Руси луков день считался праздничным. Лук, заплетенный в косицы, развешивали в комнатах во времена морового поветрия. Настоем из луковой шелухи обычно ополаскивали волосы, чтобы они были крепкими и блестящими. Девушки, заплетая лук в гирлянды, просили святого Луку послать им блестящие тугие косы.

В этот день нельзя:

Занимать хлеб, воду и деньги.

Свататься.

Поминать усопших по именам.

Покупать девочкам кукол, иначе они будут бесплодны.

Хвастать своим здоровьем, иначе тут же его потеряете.

Ставить обувь на стул или стол, иначе в доме будет самоубийца-висельник.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут - будет стоять холодная осень.

Рождество Богородицы, ма­лая Пречистая, аспожки, оспожин день, осенины, вторая встреча осени, праздник урожая, госпожинки, Спасов день, аспасов день, пасекин день, день луковой слезинки.

Во времена язычества в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, так как в народном представлении соединился с праздни­ком урожая, который получил название оспожинки. В этот день крестьяне обычно шли с утра на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве .

В деревнях в этот день родственники ходили в гости к новобрачным. Хозяин угощал родню пивом, символизирующим щедрость природы, и хвастался добром, нажитым со времени женитьбы. Хозяйка накрывала на стол, где центральное место снова отводилось караваям - главному обрядовому угощению на оспожинки. Также считалось обязательным приглашение молодых к родителям.

Если погода в этот день хорошая - осень будет хорошая.

Пасекин день - убирают пчел.

Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

Если паутина ложится на растения - к теплой погоде.

Зайцы роют осенью глубокие лежки - будет холодная зима.

Красное небо - к ветру и дождю.

РОД и РОЖЕНИЦА

Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 22 сентября по новому стилю.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух» .

Пойманную осеннюю муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» начинается обрядовая «охота на лосих».

Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают.

Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить.

Первую пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила добрых молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается Рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и народными игрищами.

Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин .

Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный).

По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

Особый статус Лады - великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб , брачной жизни - обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.

Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа-сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8-9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.

Петр-Павел - рябинники, именины рябины, осеннее равноденствие.

23 сентября - это осеннее равноденствие, когда день равняется с ночью. Согласно поверьям, солнце ложилось спать до наступления весны. Осеннее равноденствие на Руси отмечалось как большой праздник.

В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой: мясо, капуста, грибы, брусника. Крестьяне обращались с молитвами к Петру и Павлу, прося их помочь перезимовать и дожить до следующей весны.

23 сентября было днем именин рябины, которая считалась олицетворением солнца. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими. Такие ягоды служили прекрасным оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. С этой же целью клали рябиновые гроздья на поветь - сеновал, расположенный над конюшней и хлевом. Надо сказать, что, отправляясь за рябиной, с деревьев никогда не собирали ягоды подчистую - обязательно оставляли лесным обитателям для прокорма.

Рябина сладка на свои именины.

Нет рябины, и осень - не осень.

Петр и Павел рябинники зовут покислиться рябиной да впрок запастись.

Солнце начинает занавешивать окна своего терема звездами, чтобы уснуть.

Федорин день, Федора, Федора - замочи хвосты, Федора осенняя, третья встреча осени.

К этому времени уже за­канчивалось бабье лето и наступала настоящая осень, с дождями и слякотью. В древности считалось, что если в этот день идет дождь, то это небеса плачут по солнцу, уснувшему до весны.

С принятием христианства в народной традиции произошли изменения. Теперь крестьяне верили, что это Федора слезы проливает, оплакивая некогда совершенный грех прелюбодеяния.

Женщины в Федорин день надевали на голову платки, расшитые голубыми и золотыми нитями. Такой головной убор символизировал яркое солнце на ясном небе и должен был воздействовать на небеса, чтобы они много дождей на землю не проливали.

От пролившихся дождей дороги становились грязными, и, чтобы пройти по ним, надо было повыше подоткнуть подол. Отсюда еще одно прозвище Федоры - «замочи хвосты». С Федоры наступает пора капустных вечерок , которые продлятся еще две недели, когда женщины рубили капусту и пекли яблоки с брусникой.

На Федору всякое тепло кончается.

На Федору черные грязи все пути-дороги расквасили.

Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой. На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях. Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь. На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

Автоном, Артамон, Артамо­нов день, змеиный день.

Змеиный праздник бывает два раза в году. Первый - на день Исаакия-змеевика (12 июня), когда все змеи из нор выползают. Второй - 25 сентября, когда змеи последний раз по земле ползают, ведь, согласно преданиям, они в этот день замирают, спрятавшись в своем подземном царстве.

Считалось, что 25 сентября змеи вереницей ползут по лесу, так как их созывает святой Артамон, который затворяет змеиные норы на замок. Верили, что змеи слушаются Артамона, поэтому к нему обращались с просьбой защитить от змеиного укуса. В этот день старались в лес и на болото не ходить, не тревожить змей. Иначе может разгневаться змеиный царь василиск и утащить человека с собой под землю.

Если видишь много змей - зима будет суровая.

Поравняется день с ночью, да и пойдет на убыль.

Как с осени заморозит наголе (холода без снега) – лучше рожь будет, а когда на талую землю напало - рожь подопреет.

Длинные сумерки - к ненастью, короткие - к хорошей погоде.

Быстрое окончание листопада - к суровой зиме.

Корней, Корнилий, Корнилов День, корнилье.

Хорошие хозяева старались ко Дню Корнилия убрать с огородов оставшиеся корнеплоды , потому что после 26 сентября «корень в земле не растет, а зябнет». Убирали все: картофель, брюкву, морковь... Только репу не трогали, ждали дня Никиты-репореза (28 сентября). За помощью в уборке было принято обра­щаться к святому Корнилию.

Если вечером будет густой туман - ночью будет дождь.

Если осень ненастная - весна будет дождливая.

Если изморозь случится поутру два дня подряд - на третий день непременно пойдет дождь.

В ясную осень ветер быстрее зиму принесет.

Ветви ели и сосны опускают вниз - к дождю.

Если рано с осени куры начнут линять, то зима будет теплая.

В канавах на воде возникли пузырьки и слышно бульканье - к непогоде.

Ветер поменял направление с восточного на западное - к скорому дождю.

Воздвижение, задвиженье, сдвиженье, ставров день.

В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от stauros - крест). В глубокой древности в этот день было принято рисовать кресты на дверях, притолоках и матицах (толстое бревно-балка, врубленное поперек здания).

Такие кресты ставились мелом, углем, чесноком, кровью жертвенного животного или тестом, вырезались на домашней утвари. Деревянные небольшие крестики клали в ясли к коровам и лошадям. (Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть). Таким образом, крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы.

Согласно поверьям, на Воздвижение птицы, змеи и насекомые уходят в волшебную страну Ирий, которая находилась на теплом море, на западе или юго-западе земли. Море в народном сознании связано со смертью, с которой связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце.

С давних времен, русские люди стараются отдыхать у теплого моря, соответствующего их традиционным представлениям о славянском Рае.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших.

Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила Богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей.

Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

28 сентября начинали убирать репу. До появления в начале XVIII века картофеля репа была основным продуктом питания крестьян. Ели этот овощ свежим, пареным, вяленым, вареным; пекли пироги с репой, сушили, варили кашу-репницу, готовили репный квас.

Отвар репы обладает обезболивающим, ранозаживляющим и противовоспалительным свойствами. Такой отвар полезно пить при простуде, особенно при сильном кашле. А еще он улучшает сон и успокаивает сердцебиение. Теплый отвар помогает при зубной боли (полоскание).

28 сентября было принято резать гусей. По традиции одну птицу жертвовали водяному, который в этот день закатывал последний пир перед тем, как отправиться спать до 1 апреля следующей весны.

Высоко гуси летят - к дружному и высокому весеннему половодью, низко - к малой вешней воде.

Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу.

Гуси на хвосте зиму тащат.

Гусь и утка часто ныряют - к дождю.

День Людмилы. Птичья костка, птичье голошение.

Дичь (глухарь, перепелка, дикий гусь) была обрядовой пищей в этот день, так как в это время птицы улетали в теплые края. В древности считалось, что перелетные птицы следуют за солнцем. Не случайно появился обычай подавать на Рождество жареного гуся, олицетворяющего убывающую и возрастающую силу солнца.

Перепел на Руси также символизировал солнце, являлся эмблемой русских царей и символом весны.

Птичье голошение - еще одно название 29 сентября, связанное с птицами. Птичье голошение - это пение перелетных птиц, покидающих родные земли. Возможно, именно с этими песнями связано поверье - родившаяся в этот день обладает певучим голосом. Такая девушка будет первой запевницей на посиделках и на свадьбах , которые начинались в это время.

Девочек, родившихся 29 сентября, часто называли Людмилами. Имя это славянского происхождения и означает «милая», «отзывчивая».

В какую сторону животные ложатся спиной - с той и жди ветра.

Галки собираются стаями и кричат - будет ясная погода.

Если к утру ярко мерцают звезды, усиливается слышимость, дым стелется понизу - погода ухудшится.

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья, девичий праздник, бабьи именины, всес­ветный бабий праздник, всесветная бабья выть.

В этот день справлялся один из так называемых женских праздников. Вот только начинался он не с веселья, а с плача. Отсюда и пошло название «всесветная бабья выть».

Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна». Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.

Вообще слезы в народной традиции - это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным Домом.

Было принято 30 сентября угощать именинниц пирогами. Именинницы праздновали день ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели.

Пора снимать последние яблоки.

Народный календарь сентября - аграрные народные праздники, обряды, обычаи, приметы. Ими отмечались все трудовые циклы - пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет сентября отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет сентября вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

Русский народный календарь сентября: Народные приметы в Сентябре, пословицы и поговорки сентября.

Сентябрь - первый месяц осени. Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом». Другие народные названия: Листопроводец, Задумчивый, Ревун, Рябинник, Вересень, Зоревник, Хмурень, Сентемарий, Руен, Рюин. Название месяца отражают осенний сезон: Ревун - идут дожди, непогода; Хмурень - угасание солнечного света, хмурое небо; Руен - желтый цвет осени; Рюин - рев оленей.
В сентябре начинались осенние холодные ветры, но в середине - конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать.
В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая, приступали к сбору урожая корневых овощей. Сентябрь – пора бабьего лета. По нему делали приметы и предсказывали будущую погоду. А поговорками и приметами он не беднее других.

Сентябрь (хмурень). Зовется месяц еще желтнем, жовтнем - по цвету растений в это время года. Сентябрь – зачин осени, ее запевала Сентябрь – ночь длинна, вода холодна. В сентябре синица осень в гости просит. Много паутины в «бабье лето» – к ясной осени и холодной зиме. Гром в сентябре предвещает долгую осень. Береза желтеет с вершины – весна будет ранняя, а снизу – поздняя. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы сентября будет полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в сентябре, по которым жили наши деды и прадеды.

Приметы сентября

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Третья встреча осени. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. К этому дню рубят капусту. "Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день". О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды - будет дождь.
Пиявка спокойно лежит на дне - к хорошей, ясной погоде.
При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело - ветер южный или юго-западный.
Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Задождит сентябрь - на радость мужику.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь - вечер года.
Август варит, сентябрь - к столу подает.
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре если паутина стелится по растениям - к теплу.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре мужика не изба греет, а цепь (обмолот хлеба).
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
Сентябрь - вечер года.
Сентябрь - листопадник.
Сентябрь - пора мокропогодна и сверх прочих- плодородна.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь побагрил болота - иней овес молотят.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
Холоден сентябрь, да сыт.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Сентябрь — значит седьмой. У древних римлян он был седьмым до календарной реформы Юлия Цезаря, произо-шедшей в 46 голу до н.э., после чего стал девятым, но на-звания своего не изменил. А на Руси этот месяц называли «ревун» (ревут во время гона олени и лоси), «вересень» (цветет вереск), «хмурень», «листопадник», «золотое лето», «летопроводец». Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь — румянец осени.

Чем теплее сентябрь, тем позднее зима.

В сентябре одна ягода, и та — горька рябина.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Приметы сентября:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если спелый овес зазеленеет вдругорядь — осень будет ненастной.

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Дружный листопад — к суровой зиме.

Выросли шишки на ели низко — быть ранним мо-розам, а если наверху — настоящие холода наступят в конце зимы.

В лесу много рябины — осень будет дождливой.

Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветреный предстоящий год.

Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и бе-резы, листья с деревьев ложатся изнанкой — к урожаю будущего года.

Появление комаров осенью — к мягкой зиме.

Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов.

Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.

1 сентября

Андрей Стратилат и Фекла . Заметное потепление.

Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел — овес дошел.

На Феклу копай свеклу.

Ветер теплый, южный — к хорошему урожаю овса.

2 сентября

День пророка Самуила, свекольница .

Самуил-пророк сам бога о мужике молит.

Наступает пора дергать свеклу и морковь.

Свекольница — девкам невольница.

3 сентября

День Фаддея. Если этот день ясный — стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель.

Кто Фаддей — тот своим счастьем владей!

4 сентября

День Агафона-огуменника . Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

5 сентября

День Лупы-брусничника . Первые за-морозки.

На святого Лупа овес морозом лупит.

Приметы этого дня:

Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнит-вом овса.

Если журавли летят низко и молча — к ненастью.

6 сентября

День Евтихия .

Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

7 сентября

День Тита и Варфоломея .

Тит, пошел молотить!

Листопадиик-Тит последний гриб растит.

Тащит Тит в корзине последний гриб — самый ядреный, без червоточинки.

8 сентября

День Натальи-овсянницы . Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Холодный утренник на Наталью — к ранней и холод-ной зиме.

К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез.

9 сентября

День Анфисы, рябинник.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

10 сентября

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай.

У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле-жебоки — скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Южный ветер — к хорошему здоровью, северный, восточный и западный — к болезням.

День строго постный:

Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по-стится — от бедности, скудости и плохого здоровья со-хранится.

11 сентября

День Ивана Постного (День усек-новения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного . Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и т.д.), ножи в руки не берут. Строгий пост.

На Ивана круглого не едят, щей не варят.

Подходящий день для заготовки целебных кореньев. Осень все ближе:

Иван-постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван-постный — осени рябой отец крестный.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на Киев пошли — к ранней зиме.

Красно лето работой, а Иван Пролеток — красными товарами.

На Ивана-постного собирай коренья рослые.

12 сентября

Тепло и звездно — к хорошему будущему урожаю.

13 сентября

День Куприяна .

Пора убирать морковь, копать картофель.

Картошка — хлебу присошка.

Всяк корешок к своей поре.

14 сентября

День Симеона Столпника , в народном календаре — Семён-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду. Последний срок посева ржи и уборки яровых:

Семен-день — семена долой.

На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши.

Хозяйки готовятся к зиме: солят огурцы, собирают лук, готовят зимнюю одежду для всей семьи. Начало «старого бабьего лета»:

Семен лето проводит, бабье лето наведет.

С бабьего лета — бабий праздник и бабьи заботы.

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое — осень мокрая.

На Семена тепло — вся осень тепла.

Считалось, что в этот день трехлетним детям самое время выходить из младенчества, а взрослым — начинать охоту:

На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.

После окончания полевых работ парни-рекруты гуляли в праздничной одежде до ноября: с Семенова дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. Удачен этот день и для новоселья.

Змеи в этот день очень опасны, их укусы смертельны. Если угорь выметывается из воды в траву, значит, так он стряхивает в траву лихо. Подходить к нему нельзя, а взять в руки — значит навлечь на себя большое горе. По траве близ рек ходить нельзя.

15 сентября

День Мамонта-овчарника . Во избежа-ние несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны — босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

16 сентября

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю.

Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.

Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

17 сентября

Луков день . Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

18 сентября

День Елизаветы-предсказательницы .

Он считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа.

Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

19 сентября

Михайлов день . Похолодание — «Ми-хайловские морозцы».

Заморозком Михаил землю прихватил.

В этот день крестьяне не работали в поле — грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Светлое время суток сокращается:

День укоротился на Михайлу уже на пять часов.

Третий отлет ласточек.

20 сентября

День мученика Созонта. «Луковый» день , день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Лук в косицы плетут девицы.

Лук — добро и в бою, и во щах.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

Чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока он не будет полностью убран с грядок. Связки луковиц развешивали по всему дому и на шею животным, чтобы уберечь их от мора. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и очищает воздух.

21 сентября

Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы .

В мудрости и молитве день провести — счастье об-рести.

Осенины, оспожинки, вторая встреча осени.

Осенины прошли — прощайся с теплом.

Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Осень не браните,

Осень не журите -

Осень славную,

Листопадную.

Пышки, лепешки,

Свиные ножки

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели —

Осенинщичкам,

Славильщичкам!

В этот день принято было ходить в гости к новобрач-ным, чтобы посмотреть на их житье-бытье и поучить уму- разуму. Родственники целую неделю гостевали друг у друга в семьях. Устраивались общие застолья, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелег-кие семейные отношения иногда подслащивали медом — в этот день пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.

С этого времени начинались посиделки.

22 сентября

Никола осенний . Прекращаются вы-езды в ночное:

Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит.

Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз — можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя — змеиные цари будут мстить весь год.

Кто путает и рвет ветки — змей в дом приглашает.

23 сентября

День Петра и Павла — рябинников.

Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью.

Рябина гроздна — зима морозна.

Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет,

24 сентября

Федора — замочи хвосты . Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 ян-варя) платком рыло закрывают.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу:

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

В этот день полагалось смотреть озимые всходы.

25 сентября

День Артамона . По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя — змея зазе-вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм — те навлекают на дом зло.

26 сентября

День Корнилия . Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню:

Корнилий святой — из земли корневища долой!

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе.

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября

Воздвижение , третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба. Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту.

Кафтан с шубой сдвинется, последний воз — с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет — зима не за горами.

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

В этот день проводили шутливый обряд «похорон та-ракана». В вырезанный из клубня репы гробик помещали «покойника» и зарывали его в огороде, притворно при-читая:

Ой, таракашенько,

Да наш батюшко,

Да наш соколенько,

Да как мы тебя хороним,

Да как в землю зарываем.

Ой, таракан наш помер,

На «могиле» устанавливали холмик, ставили крестик и украшали его веночком. Оставшихся в доме тараканов выманивали на улицу:

Таракан к таракану, идите таракана хоронить.

Считалось, что подобное ритуальное действие поможет избавиться от тараканов хотя бы до следующей весны. Хоронили и других насекомых, если они становились слишком назойливыми: мух, пауков, вшей. Обычай этот распространен у всех славянских народов.

28 сентября

Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник .

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится — его нужно за-добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет.

Пора собирать репу и начинать стрижку овец.

Репа — мясо, режь да ешь!

29 сентября

Последний срок отлета ласточек.

30 сентября

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи , всесветные бабьи именины. Читают заговоры на память и разумение.

Первый праздник месяца - Род и Роженица, приходящийся на 8 сентября : праздник, посвященный семейному благополучию. На 14 сентября выпадает целый букет важных праздников. Новолетие, или славянский Новый год, отмечался на Руси как церковно-государственный праздник аж с 15 века. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что пришел «исцелять сокрушенных сердцем». Тогда же, 14 сентября, справляли Первые Осенины - праздник урожая, когда хозяйственная деятельность переносилась с поля в дом и подсобное хозяйство-амбары, овины, кладовые. Еще на этот день выпадает Закрытие Сварги - момент, когда людской мир покидает богиня Жива, а духи предков перестают опускаться на землю из Ирия-рая.

После того как проходят обряды Закрытия Сварги, 21 сентября, празднуется день Сварога : влияние светлых богов ослабевает, земля остается на попечении скотьего бога Велеса. А чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. В Сварогов день также устраиваются посиделки девушек с парнями, на которых рассказывают страшные или истории, ворожат на любовь.

27 сентября - день народного календаря славян, именуемый Фекла Заревница , или Именины овина. Впрочем, иногда этот праздник справлялся и на осеннее равноденствие. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, не развязать потом - ни узел, ни судьбу. Коли полюбили - так навсегда, если женятся - значит, долгим будет счастье супругов. А еще считалось, что зари (желания, страсти) одолевают людей в этот день. Поэтому к вечеру на Феклу Заревницу творили присушки.

Присушить - это значит призарить парня, сделать так, чтобы он обратил внимание. В ночь на Феклу Заревницу возжигали новый огонь. Перед началом добывания нового огня во всех домах гасили огни - и печи, и лучины, и даже лампадки (только в церкви лампады перед иконами не трогали). И начинался ритуал добывания нового огня. Проводили его только женатые мужчины, причем самым древним способом - трением. Живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, вносили в храм для зажигания свечей перед проведением молебна об избавлении от бедствия. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. Ну это в старину делали, но и сегодня можно совершить небольшой ритуал, дабы заручиться благословением Высших сил.

В праздничную ночь (23 сентября на осеннее равноденствие или 27 сентября на Феклу) погасите все огни в доме и зажгите - обязательно от спички (тоже ведь трение) - свечу. Затем от той свечи зажгите несколько приготовленных заранее больших свечей, установленных в подсвечниках на полу «коридорчиком». Количество свечей с каждой стороны «коридорчика » может быть 5, 7 или 9. Нужно пройти меж зажженных свечей по этому огненному «коридору », чтобы огонь сжег негатив, беды и несчастья.

С Феклина дня начинались замолотки: при новом огне начинали молотьбу в овине. Перед этим испрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Овинник (он же - гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - дух, живущий в овине (на гумне). Он сродни домовому, хозяйничающему в доме, и баннику, заправляющему в бане.

На Феклу девушки в овине гадали на суженых. Приходили, совали в окошко калач овиннику да примечали: если рука, взявшая калач, теплая - быть жениху богатому, если холодная - за бедного выйдет. Ну а уж если не возьмет овинник калач, то сидеть тебе в девках. Гадали на суженых и в банях, вотчине банника: на зеркале или накрывали ужин на двоих. Правда, женихом-то черт прикидывался, так что гадание это опасное. ведь несмотр на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле считается нечистым местом, а после полуночи даже страшным, таящим опасности.

Всем известен злой нрав банника. Но вредит он очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Так, нельзя мыться в бане в четвертую очередь: это время банника. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается до 7 часов вечера.

Кстати, именно поэтому баню ставят подальше от дома. В старину добрые люди ночью в баню не совались. И редкий путник решался заночевать в бане, предпочитая лучше спать в стогу, а то и под кустом в чистом поле. Не то что теперь - ставят двухэтажные бани на участке, на втором этаже устраивают комнаты и спят там...

Наступил девятый месяц 2018 года и первый месяц осени - сентябрь. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.

Сентябрь-хмурень. Имя и символика месяца

Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.

Сентябрь наречен поэтами вечером года. Но есть у этого времени своя неповторимая особенность: ясность далей. Прозрачный воздух как бы раздвигает горизонт, приоткрывает далекий окрестный вид. Осень яснее лета.

В садах доцветают астры, гладиолусы, настурции. Поникают, вянут пышные георгины. При виде их невольно навертываются фетовские строчки: «Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло». Ночи еще теплые, но для цветов осенняя свежесть губительна.

Древнерусское название сентября - «руен» - связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками.

Нынешнее название сентября происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнеримском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). И хотя астрономическая осень начинается с 23 сентября - дня осеннего равноденствия, все же активность всего живого и сейчас заметно ослабела. Наступает «пышное природы увяданье». День заметно пошел на убыль. Солнце как бы «съезжает с горы».

В Древней Руси первый день сентября по старому стилю был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем - проводами лета. С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим - две. Дело в том, что наши предки трижды встречали осень. Первого сентября - первый праздник встречи осени или первые осенины, восьмого - вторые, а третьи осенины - 14 сентября, на Воздвиженье (сдвиженье), когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла».

Сентябрьский календарь

Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944). Ясная осень. Бабье лето. 1899 г.

1 сентября . День Андрея Стратилата. Андрей Тепляк. Бабье лето. Начало осени. По современному календарю сентябрь открывается днем Стратилата Тепляка. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.

3 сентября . День Фаддея. На Фаддея было принято убирать лён. Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка.

4 сентября . День Агафона Огуменника. В этот день леший из леса в поля выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам.

5 сентября . День Луппы Брусничника. Первые заморозки - «лупповские». На Луппа - овсы морозом лупит. Коли брусника поспела, так и овес «отбронел» (дошел). Заморозки первые, если в это время журавли на юг потянули - ранняя зима.

6 сентября . День Евтихия. Тихий и безветренный день на Евтихия предвещал хорошее льняное семя будет на корню.

7 сентября . День Тита Листопадника. День Варфоломея. Пришел Варфоломей, жито будут на золу сеять. Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

8 сентября . День Натальи Овсяницы и Андриана. На Наталью Овсяницу овес косят. «Не вырастет овес - наглотаешься слез»,- приговаривал крестьянин. Тогда же отмечали осеннего Петро-Павла Рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу, чтоб прозябла, провяла, сахару понабралась. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту - дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птичьей сестре-братье.

9 сентября . День Пимена Великого и Пимена Палестинского. На Пимена крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму.

10 сентября . День Анны и Саввы Скирдников. Скоро начнутся дожди, поэтому снопы в этот день начинали складывать в скирды.

11 сентября . День Ивана Постного. Иван постный - осени отец крестный. С постного Ивана - не выходит мужик без кафтана. После Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. Всяк корешок в своей поре.

12 сентября . День Александра Сытника. В его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры.

13 сентября . День Киприана или Куприяна. На Куприяна журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать.

14 сентября . День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семен-день. Оттого-то крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи. Кто не убрал колосовые, считай, пропали: зерно выпало наземь. На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши. К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки - бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю - с 14 по 21 сентября. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, каж ется, ненароком лето вернулось. Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая. Бабье лето ненастно - осень сухая. На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная. Иногда Семен слыл гусепроводом, провожающим диких гусей в ж аркие страны. Но вообще-то этот срок для отлета гусей слишком ранний. Если гусь отлетит в такую пору, ожидали ранней зимы. Когда-то на Семен-день устраивали мушиные похороны. Завернутых мух зары вали в землю. Совершали такой обряд девушки, причем с песнями и в праздничных нарядах. А парни, конечно, подглядывали за ними, выбирая себе пару.

15 сентября . День Мамонта Овчарника - покровителя коз и овец. День Федота и Руфины. На Федота и Руфинн не выгоняй скотину. Скотину выгоняли - беду нагоняли.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Осень. 1871 г.

16 сентября . День Домны. Торопились убрать лен до наступления сильных дождей и холода.

17 сентября . Неопалимая Купина. Праздник иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считалась охранительницей от пожара и молнии.

18 сентября . День Захария и Елизаветы. Девушки гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу.

19 сентября . День Михаила. День становится на пять часов короче. На Михаила работать нельзя - Бог накажет. Начинались первые морозы. Михаил заморозком прихватил. Действительно, прихватывают михайловские утренники!

20 сентября . День Луки. В этот день убирали лук: чернушку и севок - на семена, а репку или «лук второй земли» - для стола. Чудодеями лука когда-то слыли ярославские огородники, поднимавшие гряды подле Ростова Великого. Этими умельцами был выведен превосходный сорт лука «кубастый», слава которого и поныне не померкла. Уже в те давние годы были известны лечебные свойства лука. Лук да баня всем правят.

21 сентября . Рождество Богородицы. Осенины, вторая встреча осени. По утрам воздух свеж, ознобен. На травах - глубокая роса. Солнце встает как бы нехотя, понуро. К полудню еле доберется до высоты в 34 градуса, а ведь в летнее солнцестояние поднималось на 57 градусов. Оттого-то и дни на 5 часов укоротились и тепла поступает в два раза меньше. Бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за ним перевалила и рубежная дата - осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени. Припадают дождички. Сентябрьские осадки благотворны для садов и озимых. Полезны они и для ярового клина. Интересно, что в мартовское и сентябрьское равноденствия Солнце посылает на Землю одинаковое количество тепла. Но наш март значительно холоднее сентября.

22 сентября . День Акима и Анна. День Рожениц. Поздравляли молодых матерей, чествовали повивальных бабок. Пекли пироги, варили кашу и приглашали женщин на пир.

23 сентября . День Петра и Павла Рябинника. В этот день срывали ягоды рябины и вешали под крышу. Из рябины делали рябиновый квас. По ней также пытались судить о дальнейшей погоде. Много рябины - будет много дождей, а зима будет суровой. Мало рябины - осень будет сухая.

24 сентября . День Федоры, всякое лето кончается. Не всякое лето до Федоры дотянет. Разнепогодилось, дожди, слякоть одолевают. Две Федоры в году: осенняя и зимняя, одна - с грязью, другая - со стужей. Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры платком рыло закрывают.

25 сентября . День Артамона Змеевика. В этот день всякая змея уходит в лес и прячется до весны.

26 сентября . День Корнилия. Считалось, что начиная с этого дня корень более не растет. Корнилий корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября . Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. Воздвиженье к зиме двигает. Воздвиженье - последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла. С этого дня медведь залегает в берлогу. Набрался жирку Потапыч, отведал корней крушины слабительной, очистил желудок и в берлогу. Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется. На Воздвиженье первая барыня - капуста (срубают капусту). С полей тянутся возы с тугими кочанами, со спелым овощем. Молодежь по такому случаю затевала вечеринку - «капустник». Дергают репу, обрезают ботву и корень: «Не дремли, баба, на репорезов день». О репе в загадке говорится так: «В землю крошки - из земли лепешки». Репу ели пареную, вареную (в похлебках и каш ах), вяленую и просто так.

28 сентября . День Никиты Гусятника - гусепролет, гусарь. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат. На «гусаря» стригли овец. До больших холодов они успеют обрасти новой шерстью, а снятую, промазанную жиром, на валенки да на шерстяные онучи, на суконки пустят. Зимой в лапотках без суконок не выйдешь за порог. Последние дни сентября оглашены кликам и отбывающих гусей и журавлей. Не могут пернатые спокойно улететь с милой стороны. «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!»

29 сентября . День Ефимии. Птичья косточка. По косточкам птиц гадали о том, какой будет зима.

30 сентября . День Софии, Веры, Надежды и Любови. Всесветные бабьи именины. В этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, поэтому со временем начали отмечать Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.

Природа в сентябре

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). Рябинка. 1915

Золотая пора! Чистое светло-голубое небо. Воздух стал прозрачнее. Прибило пыль дождями. Цветочная пыльца не разносится ветром. «Осень яснее лета»,- гласит народная примета. А в эту пору обширнее открываются дали, и все окружающие нас предметы видятся четко, словно смотришь сквозь волшебное стекло.

Сентябрь во многих краях - самый сухой месяц осени. За 30 дней выпадает менее 10 процентов годовой нормы осадков. В затишье против солнца тепло, а то и жарко, но в тени прохладно. В отдельные пасмурные и ветреные дни даж е холодно. По утрам плывут туманы. Вода в речках просветлела, остыла и за день не успевает прогреться.

Короткая, но дивная пора… Наступают дни возврата тепла, солнечной погоды. «Весь день стоит как бы хрустальный»,- сказал Ф. Тютчев. На фоне позолоченного осеннего ландшафта - теплынь и тишина. В беззвучном воздухе над полем, словно в воде, плывет тонкое шелковистое прядево с паучками-путешественниками. Народ назвал эту пору «бабьим летом».

В сентябре на южных лугах еще отрастает отава. Она радует глаз свежей, сочной зеленью, среди которой изредка встречаются цветущие растения. Во время сенокоса кульбаба осенняя, ястребинка зонтичная, жгун-корень, горечавка легочная находились в стадии прикорневой розетки листьев. Потому и зацвели только в августе. А клевера, горошки, многие луговые злаки цветут вторично за счет побегов, образовавшихся из почек.

Среди увядших и приготовившихся к покою трав в эту пору вновь распускаются фиалки, васильки, золотистые лютики. К закату «бабьего лета» иногда зацветают плодовые деревья.

Но цветущих растений все же мало. Они лишь навевают грусть по ушедшему лету. А вот кущение у луговых и степных трав в самом разгаре. На растущих укороченных побегах трав быстро формируется новая корневая система. У лесных деревьев и многих кустарников в сентябре также активно растут корни.

Осень незаметно, как бы крадучись, входит в лес, в поле. На деревьях и кустарниках чем дальше, тем больше желтых листьев, а с некоторых они уже совсем опали. Одним из первых «раздевается» терн, а с его ветвей на крепких плодоножках свисают темно-фиолетовые, с сизым налетом круглые плоды.

В палитре художницы-осени играют все цвета радуги. Огнем пылают клен и рябина. В торжественном порфирном наряде осина. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Этот секрет природы до сих пор еще никто не разгадал. Известно только, что дневной свет и холод способствуют образованию в листьях веществ, порождающих волшебные краски леса, а зеленый пигмент - хлорофилл - разрушается.

Пленительны осенние пейзажи. Не потому ли именно осенью чаще всего манит художников природа богатством своей палитры?

Пополняют свои запасы на зиму зверьки. Лесные мыши тянут в норы орехи лещины, желуди, плоды шиповника, боярышника. У стройных косуль наступает осенняя свадьба. Среди поля, где-то под кустарником или в зарослях сорняков, приносят приплод зайцы.

Ясные дни первоосенья пронизаны солнцем и ароматом поздних цветов и яблок. И хотя уж е скошены поля, добрый запах хлеба держится еще долго. Величава золотая осень! Она никогда не бывает грустной, ибо наполнена плодами человеческого труда.

Погода в сентябре

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). Осень. Рябина и березы, 1924

Осень подкрадывается поначалу тихая да ласковая, с букетом лазоревого гелиотропа у цветника, с наливным яблоком в саду.

Лето, порадовав нас благодатью солнца, сохранило свою величавую красу и силу до календарной осени. Верное сезону, оно и в финале его защитилось от возможных в эту пору заморозков теплыми ливнями с юга.

Во всю ширь Русской равнины - от Черного моря до Белого - прошумели спорые дожди. В Москве, например, за сутки выпало около 40 миллиметров осадков - половина для обычного августа. В Белоруссии и некоторых других местах небо залпом выдало месячную норму влаги. А чем больше ее сегодняшние запасы, тем выше «теплоемкость земли». Тем труднее Северу сменить режим погоды.

Сентябрь - переломный рубеж в ее характере, крутой в выборе маневра. Он никогда не бывает теплее своего предшественника, чаще всего на треть снижает среднесуточную температуру воздуха в Подмосковье - до 10- 11 градусов.

Из всех известных нам сезонов особенно лучезарным выдалось в Подмосковье первоосенье 1938 года. Тогда сентябрь продолжил жаркое лето. И хотя он существенно ослабил зной, но все-таки сохранил за собой почти июньскую температуру - без малого 15 градусов. Всего на градус меньше набрал сентябрь предыдущего 1937 года. Абсолютный максимум месяца удивительно высокий: 3 сентября 1890 года термометры показали в Москве 32,3 градуса.

Однако не случайно сентябрь на Руси называли хмурень. За скоротечным блеском солнца нередко устанавливалось хмурое ненастье, лили неуемные дожди.

«Вся осень была дождлива,- читаем в Новгородской летописи за 1143 год,- …и была вода, большая очень в Волхове». «В ту осень начались дожди сильные, и день и ночь: от 15 августа почти до середины октября » ,- сказано о 1228 годе.

Случалось, что почти сразу за летом начиналась зима. «5-9 сентября беспрестанно шел дождь, потом выпал снег, и были морозы и холод сильный»,- написано о 1389 годе. Подобное отмечено в 1421 году: «В сентябре были сильные морозы, в 15-й день того же месяца выпал снег, который шел два дня и две ночи».

Осени последних десятилетий гораздо благосклонней, чем в те далекие сезоны. Наиболее холодные сентябри остались в прошлом веке: в 1884 году среднемесячная температура месяца была всего 8 градусов, а в 1894 году - 7,3 градуса. Да и абсолютный минимум даты довольно далек от нас: 29 сентября 1881 года термометры показали в Москве минус 8,5 градуса.

Так что при всех нынешних оказиях погоды мы не можем сетовать на нее. В наши годы только треть первоосенних дней пасмурные. Солнце сияет в среднем 140 часов в месяц. Метеорологи заметили, что в некоторых районах средней полосы в сентябре стало несколько теплее, чем прежде, а к северу - чуть-чуть прохладнее. Эта едва уловимая контрастность может проявиться в усилении противоборства воздушных фронтов на смене сезонов.

Но, судя по характеру ушедшего лета, осень подарит нам свое солнечное диво, хотя и не обещает долгого тепла.

Выходит, правы великие поэты, прозорливо благоволившие осени. Вспомним А. Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Или Н. Некрасова: «Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит…» И в этом ведь тоже диво первоосенья. Мудрая природа вселяет в нас заряды здоровья, подъема жизненных сил.

Сентябрьские приметы

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911). Осеннее утро. 1893

Характерная примета сентября - созревание плодов у дикорастущих деревьев и кустарников. Осыпаются на лесную подстилку орехи лещины и желуди дуба, разлетаются крылатые семена березы, клена и ясеня. На юге страны начинается сбор орехов фисташки настоящей и грецкого ореха, созревают плоды облепихи. В средней полосе вызревают плоды терна, шиповника, лесных груш и яблонь, рябины, калины. На болотах начинается массовая заготовка клюквы. Достигает зенита увлекательная грибная охота, и грибники разнесут цепкие плоды череды, лопуха, дурнишника.

Другая примета сентября - осеннее расцвечивание листьев, начало массового листопада у деревьев и кустарников. Первыми желтеют и начинают опадать листья берез, позже багрянец трогает клены и осины, и вот уже осень «в багрец и золото» украсила леса.

Считали, что чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима.

Если на Бабье Лето стоит хорошая погода, то осень будет мокрая, а если Бабье Лето с ненастьями, то осень будет сухая.

Если на Бабье Лето много тенетника, то это сулило ясную, теплую осень и холодную зиму.

Если в сентябре прогремит гром, то это сулит долгую и теплую осень.

Если в сентябре утром туманы стоят густые, то это означает начало грибного сезона.

Если шиповник поспел, значит, осень уже пришла.

Облака на небе стали перистые, это означает, что вскоре птицы будут улетать в жаркие страны.

Если в сентябре много желудей, то значит, зима будет суровая.

В народе говорят. Пословицы и поговорки сентября

Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Осенний лес. 1876

Сентябрь - это вечер года.

Сентябрь - зоревник, хмурень, холодно и сиверко…

В сентябре холодно, да сытно.

Сентябрь без плодов, что зима без снега.

Синица в сентябре кличет осень в гости.

В сентябре лишь одна ягода - рябина.

В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.

В сентябре огонь и в хате и на поле.

В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.

Сентябрь пришел и дождь за собой привел.

Дождь в сентябре на радость мужику.

В сентябре любое семя из колосков плывет.

В сентябре у людей, полны и закрома и карманы.

Сентябрьские обычаи и традиции

Волков Ефим Ефимович (1844-1920). Золотая осень. Тихая речка (Лесной пейзаж с рекой). 1893

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Издавна на Руси один из дней месяца посвящался рябине - отмечали «рябинники». В этот день ягода считалась именинницей - становилась сладкой. По ее урожаю издавна предсказывают погоду не только на осень, но и на будущую зиму. Обильный урожай - к сильным морозам.

Именинницей в сентябре считалась и «первая барыня» - капуста. А в середине месяца отмечался «праздник острых вил». Теперь они «копен не кидают и пластов не поднимают, на работу не спешат, тихо впусте лежат». К этим праздникам следовало тщательно готовиться. Народные месяцесловы рекомендовали прибраться в доме, вымыть полы, украсить избу пестрыми половиками…

С бабьего лета начинался своеобразный праздник. С третьих осенин наступала пора «капустных вечорок», которые длились две недели. Проходило все это при свете лучин в долгие осенние вечера. Девушки и женщины рубили капусту и пели, пряли и шутили. Видимо, отсюда и пошло название особого периода в начале осени - «бабье лето». Лето прошло, а унылая осенняя пора еще не настала.

Отмечают празник осени и в дургих странах.

В Японии в сентябре устраивается праздник хризантем. В Швейцарии отмечается праздник цветов и винограда. В церемониальном шествии участвуют нарядые колесницы. На севере Шотландии вот уже 650 лет ежегодно проводится спортивный праздник. В первую субботу сентября мужчины, а с некоторых пор и женщины соревнуются в различных видах спорта. Большое число зрителей собирает спор метателей… тяжелого бревна и своеобразного «молота», который представляет собой камень или железный шар с деревянной ручкой.